Петька на даче о чем этот рассказ

петька на даче за 2 минуты и подробно за 9 минут. рассказ леонида андреева петька на даче остросоциальное

⭐⭐⭐⭐⭐ «Петька на даче» за 2 минуты и подробно за 9 минут. 

Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» – остросоциальное детское произведение, с присущей автору трепетной эмоциональностью жанра творческого реализма XX века. Сюжет произведения основан на истории из жизни одного московского парикмахера, служившего в детстве учеником цирюльника.

Очень краткий пересказ рассказа «Петька на даче»

Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.

Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача – это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.

В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.

Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов.  А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.

 У него есть напарник Николка. Петя хочет быть похожим на него, но остается самим собою. В Царицыно он ощущает другой мир и понимает, что такое детство. 

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Барин  – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  •  Прокопий и Михайла  – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  •  Митя  – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  •  Надежда  – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает  Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  •  Осип Абрамович  – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  •  Николка  – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Краткое содержание рассказа «Петька на даче» подробно

Десятилетний Петька работает в парикмахерской Осипа Абрамовича. Цирюльня расположена в квартале домов, где есть «дешевый разврат». В грязной комнате стрижется неприхотливый контингент – обслуживающий господ персонал и «а-ля красавцы» местные щеголи.

Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.

Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.

Дни в парикмахерской проходят однообразно и скучно. В любое время года мальчик видел одно и то же. Два зеркала – кривое, и с трещиной, картину с двумя голыми женщинами, рыжими от копоти керосиновой лампы. Каждый день Петя слышал один и тот же крик: «Мальчик, воды!» И он бесконечно подавал эту воду, без праздников и выходных. По воскресеньям, когда парикмахерская не работала, он долго сидит на стуле, погруженный то ли в дремоту, то ли в тяжелые мысли.

Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.

Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.

Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.

Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:

 – Первый раз едет, интересно ему…

В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.

Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.

Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.

Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:

 – Хорошо.

Кратко «Петька на даче» Л. Н. Андреев

Через пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.

По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.

Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.

В конце недели вечером барин из города привез письмо для Надежды и прочитал его ей. Она заплакала, растирая сажу на лице передником. По отрывистым фразам можно было понять, что разговор идет за Петьку.  В это время сам Петька играл на заднем дворе в «классики».

Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:

– Надо ехать, брат.

Петька молча и конфузливо улыбнулся. Барин подумал, что мальчишка «чудак»:

– Ехать надо, братец – повторился он.

Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:

– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.

У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.

– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..

– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.

Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.

Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:

– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.

– Но так жалко мальчонку… – ответила она.

– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.

На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.

Перед дверью парикмахерской мальчик тихо попросил мать спрятать удочку. Снова в душной и грязной комнате звучал отрывистый крик «Мальчик, воды!» и посетители наблюдали, как протягивается рука к подзеркальнику под грозный шепот «Ну погоди!». Это означало, что вечно сонный мальчик опять разлил воду.

Ночами, из места, где спали Петька с Николкой, слышался детский голосок, увлеченно рассказывающий о даче и том, чего не было, никто не видел и не слышал. В тихом молчании изредка вскрикивал энергичный голос «Эх, черти, чтоб им повылазило!» да мощно громыхал на улице мимо проезжающий обоз.

Кратко об истории создания произведения

Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.

Рассказ «Петька на даче» – яркая иллюстрация беспросветной жизни детей бедняков, написан в1899 году и впервые опубликован в «Журнале для всех». Это история из детства одного модного парикмахера Москвы И. Андреева, рассказанная автору им лично.

Тема:
Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче»

(Второй
урок по теме. На первом уроке дети узнали об авторе, прочитали произведение,
выполнили словарную работу).

Цель: сравнить
два мира: живой, сияющий мир дачи и «мёртвый» мир парикмахерской; увидеть
возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений и переживаний. Учить по
поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя.
Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить
выход из трудных жизненных ситуаций.

Ход урока


К сегодняшнему уроку литературы вы должны были прочитать рассказ Л. Андреева
«Петька на даче». Прежде, чем начать разговор об этом произведении, я бы хотела
обратить ваше внимание на картину В. Маковского «Свидание» и на картину В.
Перова «Тройка».


Что объединяет эти картины? Как они могут быть связаны с рассказом Л.Андреева.

Они
объединены темой обездоленного детства, как и рассказ Л.Андреева. Подобные
истории были типичны для России 2 половины 19 века. Петька с десятилетнего
возраста должен трудиться в парикмахерской.

2.
Актуализация знаний.

У:
О ком этот рассказ? Восстановите цепочку событий по рисункам. Составьте
картинный план.

На
доске размещены детские рисунки, из которых дети выбирают подходящие для составления
картинного плана, обосновывая свой выбор и составляя план рассказа:

1.Жизнь
в парикмахерской.

2.Петька
в поезде

3.Петька
на даче.

4.
Возращение в город

Дети
делают вывод:
 для того, чтобы показать внутреннее
состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской
представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир
дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.

3.Сравнительный
анализ мира парикмахерской и мира дачи.

У:
Перед нами предстают два мира: мир парикмахерской и мир дачи. Какими они вам
представляются?

Идёт
работа в парах – составление характеристики мира дачи и мира парикмахерской с
помощью прилагательных

МИР
ПАРИКМАХЕРСКОЙ МИР ДАЧИ

Примитивный
Яркий

Однообразный
Удивительный

Скучный
Светлый

Холодный
Восхитительный

Мрачный
Живой

Равнодушный
Счастливый

Безрадостный
Сияющий

Безжалостный
Новый

Ужасный
Интересный

У:
Каким приёмом пользовался автор? Для чего?

Д:
— Автор хочет показать нам двоемирие, чтоб показать нам, какая разная жизнь.


Автор использует приём контраста для того, чтобы мы лучше представили, как
жилось Петьке.


Ещё чтобы мы лучше поняли, как плохо было Петьке в парикмахерской, и как хорошо
он себя чувствовал на даче.

4.
Составление портрета Петьки.

У:
Каким вы себе представили Петьку? Для ответа на вопрос предлагаю поработать в
группах.

Составьте,
используя подходящие отрывки из текста, портрет главного героя.

1
группа. Петька в парикмахерской.

2
группа. Петька в поезде.

3
группа. Петька на даче.

4
группа. Возвращение Петьки.

Итоги
работы групп:

Петька
в парикмахерской:
 « Худой, веснушчатый мальчик,
сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки,

на
стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он
похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в
другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает
по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».

Петька
в поезде:
 «Петька прилип к окну, и только
стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как
будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и
сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему.
Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче,
но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».

Петька
на даче:
 «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он
стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он
набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на
даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович.
Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».

Возвращение
Петьки:
 «Подержанная гимназическая курточка
облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его
были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел
возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У
него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень
расстроен».

У:
Похожи ли ваши портреты? Почему нет? Ведь это один и тот же человек.

Почему
происходят такие изменения?

Д:
— Эти изменения происходят с человеком, потому что меняется его настроение,
если ему грустно, то и внешность, и поведение меняются.


Если у человека горе или неприятность, то об этом можно догадаться по его лицу,
по глазам.


парикмахерской Петьке было скучно. У него не было друзей, ему не с кем было
поделиться своими проблемами, некуда было идти, вокруг него были только
равнодушные люди.


Самые большие изменения происходят с Петькой на даче. Он видит мир в ярких
красках, меняется его облик, каждый день наполнен радостными переживаниями. Он
как будто заново открывает для себя мир.


Он понимает, что это именно то место, куда он так мечтал попасть в городе. Это
как сказка, но с грустным концом, как сон, который закончился. Петьке придется
вернуться в парикмахерскую, а он этого не хочет.

У:
Как вы думаете, какая картина страшнее: вид десятилетнего мальчика, глаза
которого апатичны и сонливы, а лицо покрыто морщинками как у старца, или вид
того же мальчика, который «закричал громче самого горластого мужика и начал
кататься по земле»?

Д:
— Страшно, когда Петька начинает громко кричать, но он кричит и катается по
земле, чтоб взрослые поняли, что ему плохо в парикмахерской.


А я думаю, что страшнее, когда он молчит и держит в себе всю боль. Надо было
ему поговорить с мамой и хозяевами, может быть что-то и изменилось бы. Когда
расскажешь о своей проблеме, сразу легче.

У:
Действительно, гораздо страшнее видеть десятилетнего мальчика с равнодушными
глазами, который уже потерял интерес к жизни. А ведь его жизнь только
начинается.

У:
Как вы думаете, дача разрушила Петькину жизнь или зародила в нем огонёк
надежды?

Д:
— Я думаю, что надежда на лучшее всё-таки есть. Ведь, уезжая, Петька просил
маму спрятать удочку. Он надеялся когда-нибудь вернуться. Он будет ждать этого
возвращения, мечтать об этом.


Я хочу добавить, что воспоминания о времени, проведенном на даче, будут ему
помогать выжить в парикмахерской.

5.
Итог.

У:
Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д:
— Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без
друзей.


Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает,
назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину
жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.


Я согласна. Мама ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь.
И Петьке я бы посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его
жизнь.

6.
Домашнее задание. 

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Петька на даче»

Краткое содержание

Произведение начинается с описания парикмахерской Осипа Абрамовича. Она находилась недалеко от дома разврата, поэтому публика приходила нетребовательная. У Осипа всегда на подхвате были подмастерья. Также в помощниках было 2 мальчика. Один из них, Николка, готовился перейти в подмастерья. Он подражал взрослым, курил и сплевывал сквозь зубы. Петьке было всего 10 лет и он выполнял разные поручения.

Когда не было заданий, мальчик слушал Николку либо смотрел на улицу. Местные женщины были просто одеты, часто пили водку и курили. Иногда их били мужчины, но никто за них не вступался. Николка знал много грязных историй и Петька уважал его, втайне мечтая походить на парня.

Жизнь мальчика была скучной. Он подавал воду и мыл полы. Ему постоянно хотелось спать, его грязная шея и лицо вызывали неприязнь. Петька упрашивал маму забрать его, но она не могла.

Как-то раз Надежде удалось уговорить Осипа ненадолго отпустить сына на дачу. Там отдыхали ее господа.

Мальчик не знал, что такое дача. Вокзал поразил его, а стоило тронуться поезду, как он прилип к окну. Природа поразила его. Когда они приехали, лес сразу начал благотворно влиять на мальчика. Петька познакомился с гимназистом Митей. Тот показал как ловить рыбу, купаться и бродить по траве босиком.

Но через неделю пришло письмо, где Осип требовал возвращения помощника. Все мысли Петьки уже были заняты другим и он забыл о парикмахерской, но мама велела ему возвращаться. Он принялся кричать и кататься по земле, но безуспешно. В поезде он был апатичным и вялым, а в парикмахерской его ждало все тоже самое — привычная публика и требование нести воды.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Анализ рассказа Андреева «Петька на даче»

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче»

. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик Петя

бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, Николка

, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька

. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева — призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?

Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день. В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть. Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.» Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.

2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.

3. Сформулируйте 2 — 3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской».

Где работал Петька? Куда Петька отправился с матерью? С кем подружился Петька в Царицыно? Кем работала мать Петьки? Сколько лет было Петьке? Как звали парикмахера?

4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дня тянулись удивительно однообразно…» до слов:»Петька не знал, скучно ему или весело…»; второй от слов: «Но прошло еще два дня…» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать…» до слов: «Вот видишь, перестал…» Озаглавьте каждый эпизод.

1. Однообразные трудные дни в парикмахерской 2. Петька почувствовал себя на даче как дома 3. Горе мальчика

5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.

В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой. Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью. В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.

Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.

6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?

Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.

Урок литературного чтения по теме:

Л. Андреев   «Петька на даче»,  4 класс

Учитель     начальных  классов

Малкова Марина Альбертовна

Цель урока:  создание
условий по изучению     композиции рассказа, определению идейно-тематического
содержания.

Метапредметные
задачи:

Регулятивные: создавать
условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих
действий.

Познавательные: содействовать
развитию  умения  исследовать  и анализировать  полученную информацию по теме,
с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и
классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать
условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на
принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Личностные:
способствовать созданию условий для осознания  значимости своей деятельности в
учебном процессе;  умения высказывать и  отстаивать свою точку зрения,
готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Задачи предметные:

Содействовать
формированию представления о композиционном строении рассказа.

Способствовать
формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным  проявлениям делать
выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание
произведения.

Совершенствовать
навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Увидеть
возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Оборудование:
презентация; карточки для кластера,  карточки
для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые
результаты:

Научить сравнивать
«два мира, два детства»: уютный мир деревни (дачи) и жестокий мир города (парикмахерской).

1.Организационный момент

-Откройте  учебник
в начале новой главы и внимательно рассмотрите рисунок. Что вы видите?

-Как вы думаете,
чему будет посвящена эта глава? (детям)

-Совершим
небольшое путешествие в прошлое.

-Как можно
оказаться в прошлом?

 сходить в музей

в  галерею

прочитать
литературу

запустить машину
времени

2.Вступительное
слово учителя

-И так, нам
предстоит окунуться в прошлое вместе с героями рассказа «Петька на
даче»

-Как вы думаете,
чему может быть посвящен рассказ?

-Кто является 
главным героем рассказа?  (мальчик Петя)

— Какие вопросы вы
хотели бы задать автору перед прочтением?

·       
как
он жил?

·       
были
ли у него друзья?

·       
чем
возможно занимался?

·       
сколько
ему лет?

·       
кем
были  его родители?       

   3. Знакомство
с биографией.

-Ну а чтобы
правильно понять задумку автора и верно ответить на поставленные вопросы, нам
нужно узнать немного о жизни Л. Андреева. Для этого совершим виртуальное
путешествие в дом-музей Леонида Андреева открытый в 1991г.

Наш же рассказ был
напечатан в «Журнале для всех» в 1899г. Перед вами на доске портрет
писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза,
черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Родился
Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские
годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея,  здесь был
открыт музей. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец
получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за
необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной
малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям
выдуманные истории,  и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова
Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у
друзей,  взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи
и  с увлечением занимался рисованием. Был студентом юридического факультета.

-Подскажите,
сколько лет прошло со дня первого опубликования рассказа?

4. Работа над
текстом рассказа.

-Давайте
поподробней остановимся на образе главного героя. Проследим за его изменением в
городе и на даче. Обратим внимание на внутреннее и внешнее переживание.

-Откуда будем
черпать информацию?

-Что Петя  делает
в парикмахерской?  (Обучается ремеслу)

-Какие чувства
вызывает образ Петьки? Почему?  (жалость)

-Разве та работа,
которую выполняет Петька, является трудной и непосильной? Он вынужден выполнять
одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского дела. 
Жизнь его бесцветна и однообразна.

-Как бы вы описали
жизнь мальчика? Какая она? Набросайте прилагательные.

(Скучная, серая,
однообразная, неинтересная, беспросветная)

 Подтвердите
словами из текста.

-Кто работает и
живёт с Петькой в парикмахерской?

-Какой он ?
Опишите его.

-Сравните свое
описание с описанием автора. Зачитайте.

-Кто ближе вам?
Почему?

-Можно ли Николку
назвать отрицательным героем?

-Но ведь в каждом
человеке есть положительные  качества. Какие качества были у Николки?

(Оказывает
покровительство Петьке, в Николке нет безразличия к жизни, как у Петьки.)

-Попробуйте
представить себя в этой парикмахерской. Опишите её. Какие чувства вы
испытываете,  находясь в ней?

 •       зеркало с
трещиной

•        грязная
простынка

•        подзеркальники,
а на них стоят жестяные баночки

•        другое
зеркало было кривое и потешное

•        грязная и
душная

-Как выдумаете,
бывал ли Петька на даче?

-С какого момента
Петька стал ощущать себя по- другому?   ( на вокзале)

-Как Петька стал
осваиваться на новом месте? (Медленно, постепенно проникая в тайны этого мира)

-А какие чувства
испытывает сам  Петька? Зачитайте отрывки из текста. (Другое место, куда ему
всегда хотелось уйти, уже найдено)

-Чем занимался на
даче? Прочитайте.

-Чем закончилось
пребывание на даче?

-Почему не хотел
уезжать?

Мир мечты на даче:

Сияющий, светлый,
яркий, удивительный.

счастливый, интересный,
живой

новый, светлый,
яркий, удивительный.

5.Составление
композиционного плана

-Давайте, 
озаглавим  смысловые части в соответствии с движением  сюжета

Жизнь в
парикмахерской.

В поезде.

Петька на даче.

Возвращение домой.

6.Творческая
работа: составление итоговой таблицы

-Почему автор
назвал рассказ « Петька на даче»? Ответим в конце урока.

Учитель предлагает
остановиться на составлении художественного портрета главного героя.

2.-Работа в
группах. Заполнение таблицы: « Описание художественного портрета героя».
Учитель предлагает использовать цветовую гамму для характеристики образа
главного героя.
Группы
получает задание. Учащиеся читают инструкцию по выполнению задания и приступают
к поисковой деятельности.

-Жизнь в городе.

-Петька в поезде.

-Петька на даче.

-Возвращение в
город.

                 Художественный
портрет главного героя (Петьки).

Описание
внешности

Внутреннее состояние

Поведение

Отношение
окружающих

В
парикмахерской

В поезде

На даче

Возвращение в
город

-Дача окончательно
сломила Петьку или вселила в него надежду?

-Проверим ваши
знания содержания текста рассказа.

-Какой художественный
прием использует автор?

-Какое образное
сравнение помогает представить Петькины дни в парикмахерской?

-На что похож
сердитый голос Осипа Абрамовича?

-На что похож
голос больной жены?

-Какое сравнение
подобрал к облачкам?

-Что хотел
приласкать, как сестер?

Во время отчета
групп о своей работе, учащиеся заполняют  таблицу: «Художественный портрет
главного героя».

После отчета
групп, учащиеся делают вывод: используя прием контраста, автор
противопоставляет два мира: реальный и сказочный. Дача оставляет надежду на
лучшую жизнь, воспоминания.

Подведение итогов
работы по рассказу.

Учащиеся приходят
к выводу:

Под влиянием новых
впечатлений происходит возрождение личности. Петька вернулся с дачи другой. В
нём теплится надежда вернуться на дачу. Петька ночами взволновано рассказывал
Николке про дачу, поэтому он другой с яркими необыкновенными переживаниями.

Теперь мы можем
ответить на  вопрос, поставленный в начале урока о названии рассказа?

-Андреев назвал
рассказ «Петька на даче»  так как это самое яркое событие в жизни героя. Оно
дало ему надежду на лучшую жизнь.

 Давайте пополним
нашу копилку знаний.

-Тяжелая доля
выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать
родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом
безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в
чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди
верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет
накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных
условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень
много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих
детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то
прокормить себя. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное
детство.

.
Итог.

У:
Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д: —
Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без
друзей.

— Я
думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает,
назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину
жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.

— Я согласна. Мама
ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь. И Петьке я бы
посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его жизнь.

О чем автор
заставил нас задуматься?
(О том, как люди
должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном  детстве своего
героя , автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных
проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость
души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным
качествам, как  : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость,
доброжелательность, милосердие. («Цветик-семи цветик»)
– На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот такие волшебные

 Цветики-
семи цветики .
А
если вдруг вы забудете,- вспомните о нашем уроке. И чудо произойдет, оно к вам
вернется!

http://festival.1september.ru/articles/583747/img1.jpg

Домашнее
задание:

Прочитать
рассказ, подумать, как меняются Петька, его харак­тер и отношение к окружающему
миру.

По желанию,
может кто-то захочет нарисовать рисунок к прочитанному.

Самоанализ урока.

Урок литературного
чтения был проведен в 4 классе по программе « Перспективная начальная школа» В
данном классе присутствовало 19 человека. Дети имеют разные уровни подготовки.
На уроках дети работали активно, охотно вступают в диалог, с уважением
относятся к чужому мнению. Не все дети обладают развитой речью. Это урок
продолжения работы с произведением, он был построен в соответствии с
программными требованиями.

Цели и задачи
урока:

Предметные: учить анализировать художественное
произведение, выделяя основную мысль.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения,
устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, извлекать
информацию,

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели
урока,

Коммуникативные: Высказывать и обосновывать свою
точку зрения, слушать и слышать других.

Личностные: видеть точность и красоту языка
автора, развивать сознательное усвоение сокровищ родного языка, развивать воображение,
речь, оценивать поступки героев. Создать атмосферу эмоционального отклика на
произведение.

Урок построен
согласно методике Чураковой,  целью которого является обучение детей вдумчивой
работе с художественным текстом. Урок начался с речевой разминки, целью которой
была работа над правильностью и четкостью произношения звуков. Далее шла работа
с текстом до чтения, ребята показали результаты своей поисковой деятельности.
Работа с текстом во время чтения (чтение вслух, самостоятельное чтение, ответы
на вопросы учителя, беседа по содержанию текста, работа над языком, характерами
героев).

Работа с текстом
после чтения (ответ на проблемный вопрос к тексту в целом, ведущий к пониманию
замысла автора, сведения о писателе, беседа по проблеме раздела). На уроке
осуществляется реализация меж предметных связей уроков чтения. Такая форма
урока способствует творческой деятельности, доброжелательности отношения всех
участников урока, реализует принцип комфортности.  Для организации учебной
деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и
приемы:

1.Словесные.

2.Наглядные.

3.Практические.

4.Метод
самостоятельной работы.

Считаю, что урок
чтения по формированию правильной читательской деятельности и создания
эмоционального отклика на произведение — достиг своей цели. Дети не
перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу,
побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но
основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация.

Краткое содержание Петька на даче Андреева

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они сами о себе позаботиться не могут.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Петька на даче. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Хорошо сложенный молодой инженер Аларин едет домой. В одном купе вместе с ним едут, неприглядная молодая девушка и мужчина с кавказкой внешностью. Спустя немного времени этот мужчина пристаёт к девушке

Автор начинает свое повествование с детского воспоминания. Это было в день Нового Года, когда 19 век переходил в 20. Автору в тот момент было 7 лет, в доме наряжали ёлку, а мальчика отправили на улицу, чтобы он не радовался раньше времени

Четверть закончилась. Учительница, похвалив ребят, сказала, что на каникулах состоится карнавал. Всем полагалось прийти в карнавальных костюмах, ведь за самый лучший костюм дадут приз.

Школьная учительница решила однажды организовать встречу учащихся своего класса с одним известным писателем. Раиса Ивановна – так звали учительницу – пригласила этого писателя в школу, и он принял приглашение.

Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках – и это в прямом смысле.

Петька на даче

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».

Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.

Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».

Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.

Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.

Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.

Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.

Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.

Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».

Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».

Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.

На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».

Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.

На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.

Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».

А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Леонид Андреев — Петька на даче:
Краткое содержание

Москва, конец XIX века. Петьке десять лет. Три года назад мать, кухарка Надежда, отдала его служить и жить в парикмахерскую Осипа Абрамовича. Самый маленький из всех работников, Петька без конца подает мастеру горячую воду, даже в праздники и воскресенья.

Среди клиентов парикмахерской – простой люд, рабочие, приказчики да дворники. Один день мальчика похож на другой. Единственное развлечение – смотреть в окошко на посетителей домов «дешевого разврата». Опустившиеся люди, мужчины и женщины, кучкуются на бульваре, там же пьют, обнимаются, дерутся.

Приятель Петьки, тринадцатилетний Николка, со дня на день должен перейти в подмастерья. Совсем как взрослый, он курит, смеется над драчунами с бульвара, матерится и задирает перед Петькой нос. Впрочем, если никто не видит, Николка на пальцах учит мальчика стричь.

Петька, и так худенький, тает на глазах. Его все время клонит в сон. Лицо у Петьки – как у маленького старичка, на руках грязь, шея немытая. Он то и дело разливает воду или вообще не реагирует на сердитые команды хозяина. Мать воспитывает его одна. И надеется, что Осип Абрамович научит ее сына уму-разуму, и будет у нее кормилец, опора в старости.

На лето господа, у которых стряпала Надежда, перебрались на дачу в Царицыно. Они разрешили кухарке взять с собой сына. Отпустил и Абрам Осипович. Петька ни разу не был за городом, но чувствовал, что дача – это то самое место, о котором он так долго мечтал. Николка провожал его завистливым взглядом. У него матери вовсе не было, даже такой толстой, как Надежда. И на дачу его некому позвать.

Вокзал Петьку поразил. А из окна поезда открылся такой вид – совсем иной, чем в парикмахерской. Земля и небо, вся цветущая природа окружили Петьку. Лицо мальчика прояснилось, разгладились горькие морщинки.

Первые дни на даче Петька, «современный дикарь», всего боялся. Робел перед величественным лесом, ласковым ясным небом, яркими цветами, тихой гладью пруда. «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

Но однажды все переменилось. Петька подружился с вихрастым гимназистом Митей. Тот всюду был свой – научился этому и Петька. Они удили рыбку в пруду, копали червяков, босиком шли в несусветную даль, чтобы искупаться, изучали развалины какого-то дворца.

Петьке казалось, что парикмахерская ему приснилась, не было ее никогда. Он нашел место, где хотел бы жить. Так прошла неделя. И как-то раз, когда Петька осваивал игру в «классики», барин и мать объявили ему, что «ехать надо».

Оказывается, пришло письмо: разболелся подмастерье Осипа Абрамовича. Некому подавать горячую воду. Выходит, удочка ему завтра не пригодится… И Петька зашелся в крике, кинулся на землю. Барыне было жаль бедняжку. А барин ей напомнил, что «есть люди, которым живется и хуже», чем этому Петьке. После чего они вместе ушли на танцевальный вечер.

Утренний поезд привез притихшего мальчонку в город. Расставаясь с матерью, он просил сберечь его удочку. Жизнь вошла в свою колею. «Мальчик, воды!» – кричал парикмахер. И мальчик, спотыкаясь, бежал на зов. Только ночами он удивлял Николку рассказами о дачных чудесах. Николка жалел Петьку, понимал, с чем тому пришлось разлучиться. А под окнами опять кто-то бил пьяную женщину.

Читательский дневник по рассказу «Петька на даче» Андреева

Сюжет

Петьке 10 лет, его мать – кухарка Надежда. Уже три года мальчик помогает в парикмахерской Осипа Абрамовича, подносит мастеру воду. И видит только клиентов-дворников да уличных забулдыг. Однажды мать берет его на дачу к своему барину.

Бледный городской мальчик восхищен и напуган красотой природы. Вместе с другом Митей неделю он рыбачит, играет, купается. А потом парикмахер письмом зовет его обратно. Несчастного Петьку возвращают в город. Ночами он пересказывает приятелю постарше, сироте Николке, свои приключения. Вместе они вздыхают, засыпая под пьяные крики за окном.

Отзыв

Тема бедности, детского труда, маленьких неприметных людей, украденного детства. История о первом детском горе, семье, сиротстве. Город как средоточие пороков.

Взрослые вторгаются в мир ребенка, лишают его радости, игры. Счастливое детство – залог счастливой взрослой жизни. Природа – как лекарство для души и тела.

  • Петь более выше как правильно пишется
  • Петька микроб читать рассказ
  • Петька на даче смысл рассказа
  • Петушок и жерновцы сказка читать с картинками
  • Петушок и кошечка сказка читать