Петька на даче аудио рассказ

Тема: два мира в рассказе л.андреева петька на даче второй урок по теме. на первом уроке дети узнали об авторе,

Тема:
Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче»

(Второй
урок по теме. На первом уроке дети узнали об авторе, прочитали произведение,
выполнили словарную работу).

Цель: сравнить
два мира: живой, сияющий мир дачи и «мёртвый» мир парикмахерской; увидеть
возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений и переживаний. Учить по
поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя.
Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить
выход из трудных жизненных ситуаций.

Ход урока


К сегодняшнему уроку литературы вы должны были прочитать рассказ Л. Андреева
«Петька на даче». Прежде, чем начать разговор об этом произведении, я бы хотела
обратить ваше внимание на картину В. Маковского «Свидание» и на картину В.
Перова «Тройка».


Что объединяет эти картины? Как они могут быть связаны с рассказом Л.Андреева.

Они
объединены темой обездоленного детства, как и рассказ Л.Андреева. Подобные
истории были типичны для России 2 половины 19 века. Петька с десятилетнего
возраста должен трудиться в парикмахерской.

2.
Актуализация знаний.

У:
О ком этот рассказ? Восстановите цепочку событий по рисункам. Составьте
картинный план.

На
доске размещены детские рисунки, из которых дети выбирают подходящие для составления
картинного плана, обосновывая свой выбор и составляя план рассказа:

1.Жизнь
в парикмахерской.

2.Петька
в поезде

3.Петька
на даче.

4.
Возращение в город

Дети
делают вывод:
 для того, чтобы показать внутреннее
состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской
представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир
дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.

3.Сравнительный
анализ мира парикмахерской и мира дачи.

У:
Перед нами предстают два мира: мир парикмахерской и мир дачи. Какими они вам
представляются?

Идёт
работа в парах – составление характеристики мира дачи и мира парикмахерской с
помощью прилагательных

МИР
ПАРИКМАХЕРСКОЙ МИР ДАЧИ

Примитивный
Яркий

Однообразный
Удивительный

Скучный
Светлый

Холодный
Восхитительный

Мрачный
Живой

Равнодушный
Счастливый

Безрадостный
Сияющий

Безжалостный
Новый

Ужасный
Интересный

У:
Каким приёмом пользовался автор? Для чего?

Д:
— Автор хочет показать нам двоемирие, чтоб показать нам, какая разная жизнь.


Автор использует приём контраста для того, чтобы мы лучше представили, как
жилось Петьке.


Ещё чтобы мы лучше поняли, как плохо было Петьке в парикмахерской, и как хорошо
он себя чувствовал на даче.

4.
Составление портрета Петьки.

У:
Каким вы себе представили Петьку? Для ответа на вопрос предлагаю поработать в
группах.

Составьте,
используя подходящие отрывки из текста, портрет главного героя.

1
группа. Петька в парикмахерской.

2
группа. Петька в поезде.

3
группа. Петька на даче.

4
группа. Возвращение Петьки.

Итоги
работы групп:

Петька
в парикмахерской:
 « Худой, веснушчатый мальчик,
сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки,

на
стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он
похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в
другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает
по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».

Петька
в поезде:
 «Петька прилип к окну, и только
стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как
будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и
сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему.
Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче,
но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».

Петька
на даче:
 «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он
стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он
набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на
даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович.
Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».

Возвращение
Петьки:
 «Подержанная гимназическая курточка
облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его
были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел
возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У
него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень
расстроен».

У:
Похожи ли ваши портреты? Почему нет? Ведь это один и тот же человек.

Почему
происходят такие изменения?

Д:
— Эти изменения происходят с человеком, потому что меняется его настроение,
если ему грустно, то и внешность, и поведение меняются.


Если у человека горе или неприятность, то об этом можно догадаться по его лицу,
по глазам.


парикмахерской Петьке было скучно. У него не было друзей, ему не с кем было
поделиться своими проблемами, некуда было идти, вокруг него были только
равнодушные люди.


Самые большие изменения происходят с Петькой на даче. Он видит мир в ярких
красках, меняется его облик, каждый день наполнен радостными переживаниями. Он
как будто заново открывает для себя мир.


Он понимает, что это именно то место, куда он так мечтал попасть в городе. Это
как сказка, но с грустным концом, как сон, который закончился. Петьке придется
вернуться в парикмахерскую, а он этого не хочет.

У:
Как вы думаете, какая картина страшнее: вид десятилетнего мальчика, глаза
которого апатичны и сонливы, а лицо покрыто морщинками как у старца, или вид
того же мальчика, который «закричал громче самого горластого мужика и начал
кататься по земле»?

Д:
— Страшно, когда Петька начинает громко кричать, но он кричит и катается по
земле, чтоб взрослые поняли, что ему плохо в парикмахерской.


А я думаю, что страшнее, когда он молчит и держит в себе всю боль. Надо было
ему поговорить с мамой и хозяевами, может быть что-то и изменилось бы. Когда
расскажешь о своей проблеме, сразу легче.

У:
Действительно, гораздо страшнее видеть десятилетнего мальчика с равнодушными
глазами, который уже потерял интерес к жизни. А ведь его жизнь только
начинается.

У:
Как вы думаете, дача разрушила Петькину жизнь или зародила в нем огонёк
надежды?

Д:
— Я думаю, что надежда на лучшее всё-таки есть. Ведь, уезжая, Петька просил
маму спрятать удочку. Он надеялся когда-нибудь вернуться. Он будет ждать этого
возвращения, мечтать об этом.


Я хочу добавить, что воспоминания о времени, проведенном на даче, будут ему
помогать выжить в парикмахерской.

5.
Итог.

У:
Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?

Д:
— Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без
друзей.


Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает,
назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину
жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.


Я согласна. Мама ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь.
И Петьке я бы посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его
жизнь.

6.
Домашнее задание. 

Краткое содержание Петька на даче Андреева

Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.

Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.

Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.

Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.

Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.

Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.

Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они сами о себе позаботиться не могут.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Андреев. Все произведения

Петька на даче. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Хорошо сложенный молодой инженер Аларин едет домой. В одном купе вместе с ним едут, неприглядная молодая девушка и мужчина с кавказкой внешностью. Спустя немного времени этот мужчина пристаёт к девушке

Автор начинает свое повествование с детского воспоминания. Это было в день Нового Года, когда 19 век переходил в 20. Автору в тот момент было 7 лет, в доме наряжали ёлку, а мальчика отправили на улицу, чтобы он не радовался раньше времени

Четверть закончилась. Учительница, похвалив ребят, сказала, что на каникулах состоится карнавал. Всем полагалось прийти в карнавальных костюмах, ведь за самый лучший костюм дадут приз.

Школьная учительница решила однажды организовать встречу учащихся своего класса с одним известным писателем. Раиса Ивановна – так звали учительницу – пригласила этого писателя в школу, и он принял приглашение.

Во время всего действия пьесы на сцене будет находиться одна странная личность, одетая во все серое. И именно эта личность будет как бы держать всю жизнь человека, самого обычного, в своих руках – и это в прямом смысле.

Петька на даче

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, располагалась возле квартала, заполненного «домами дешёвого разврата». В грязном, полном мух и запаха дешёвых духов помещении стригся нетребовательный народ — швейцары, дворники, приказчики, рабочие и «аляповато-красивые, но подозрительные молодцы».

Петька был самым младшим работником, он убирал помещение и подавал горячую воду. Ещё один мальчик, Николка, был тремя годами старше. Он считался учеником, ругался, курил папиросы и очень важничал. Десятилетний Петька не курил, не ругался и завидовал товарищу. Оставаясь с Петькой наедине, Николка становился добрее и объяснял приятелю, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».

Иногда приятели садились у окна, «рядом с восковым бюстом женщины» и смотрели на жаркий, пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с утомлёнными, злыми и распущенными лицами. По бульвару расхаживал «ярко-синий сторож» с палкой и следил, чтобы никто не вздумал улечься на скамью или прохладную травку.

Порой пьяный мужчина бил пьяную женщину. За неё никто не заступался, напротив, толпа собиралась посмотреть на драку. Потом являлся сторож, разнимал дерущихся, и избитую женщину куда-то увозили.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька изумлялся его уму и бесстрашию и думал, что он станет таким же. Но пока Петьке очень «хотелось куда-нибудь в другое место».

Так грязно и однообразно тянулись Петькины дни. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или путал их. Отдыха не было — парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька стал худеньким и сгорбленным, на его сонном лице «прорезались тоненькие морщинки», превращавшие его в состарившегося карлика.

Когда Петьку навещала мать, толстая кухарка Надежда, он просил забрать его из парикмахерской, но потом забывал о своей просьбе и равнодушно прощался с ней. Надежда с огорчением думала, что её единственный сын — дурачок.

Однажды тусклая Петькина жизнь изменилась — мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда на лето переезжали её господа. Даже Николка позавидовал Петьке, ведь у него не было матери, и он никогда не был на даче.

Суматошный, наполненный людьми и звуками вокзал ошеломил Петьку. Они с матерью сели в вагон дачного поезда, и мальчик прилип к окну. Вся Петькина сонливость куда-то делась. Он никогда не был за городом, «всё здесь для него было поразительно, ново и странно» — и удивительно огромный мир, и высокое ясное небо.

Петька бегал от окна к окну, что не нравилось зевающему господину с газетой. Надежда хотела сказать ему, что парикмахер, у которого уже три года живёт её сын, обещал сделать из Петьки человека, и тогда он станет её опорой в старости. Но посмотрев на недовольное лицо господина, кухарка промолчала.

Первые дачные впечатления хлынули на Петьку со всех сторон и «смяли его маленькую и робкую душонку».

Петька боялся тёмного, задумчивого и страшного леса, но ему нравились яркие зелёные полянки и бездонное небо. Несколько дней он «степенно, как старик» гулял по лесной опушке и валялся в густой траве, после чего «вступил в полное соглашение с природой».

Освоиться Петьке помог гимназист Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошёлся». Неистощимый на выдумки Митя научил Петьку рыбачить и купаться, водил его исследовать развалины дворца. Постепенно Петька забыл о парикмахерской, начал ходить босиком, посвежел, и с его лица пропали старческие морщинки.

На исходе недели барин привёз из города письмо для Надежды — Осип Абрамович требовал, чтобы Петька вернулся. Сначала мальчик не понял, зачем и куда ему надо ехать, ведь «другое место, куда ему всегда хотелось уйти, уже найдено» и у него здесь было столько замечательных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — это мираж, а Осип Абрамович — непреложный факт, и «не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и барин, собираясь на вечер танцев, сказал жене, что «детское горе непродолжительно», и «есть люди, которым живётся хуже».

Утром Петька снова ехал в поезде, но уже не смотрел в окна, а сидел тихо, благонравно сложив ручонки на коленях.

На прощание Петька попросил у матери спрятать его новую удочку — он ещё надеялся вернуться.

Петька остался в грязной, душной парикмахерской и ему снова приказывали: «Мальчик, воды!». По вечерам он шёпотом рассказывал Николке «о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал», и приятель не по-детски грубо, энергично и непонятно ругался: «Вот черти! Чтоб им повылазило!».

А на бульваре пьяный мужчина бил пьяную женщину.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Леонид Андреев — Петька на даче:
Краткое содержание

Москва, конец XIX века. Петьке десять лет. Три года назад мать, кухарка Надежда, отдала его служить и жить в парикмахерскую Осипа Абрамовича. Самый маленький из всех работников, Петька без конца подает мастеру горячую воду, даже в праздники и воскресенья.

Среди клиентов парикмахерской – простой люд, рабочие, приказчики да дворники. Один день мальчика похож на другой. Единственное развлечение – смотреть в окошко на посетителей домов «дешевого разврата». Опустившиеся люди, мужчины и женщины, кучкуются на бульваре, там же пьют, обнимаются, дерутся.

Приятель Петьки, тринадцатилетний Николка, со дня на день должен перейти в подмастерья. Совсем как взрослый, он курит, смеется над драчунами с бульвара, матерится и задирает перед Петькой нос. Впрочем, если никто не видит, Николка на пальцах учит мальчика стричь.

Петька, и так худенький, тает на глазах. Его все время клонит в сон. Лицо у Петьки – как у маленького старичка, на руках грязь, шея немытая. Он то и дело разливает воду или вообще не реагирует на сердитые команды хозяина. Мать воспитывает его одна. И надеется, что Осип Абрамович научит ее сына уму-разуму, и будет у нее кормилец, опора в старости.

На лето господа, у которых стряпала Надежда, перебрались на дачу в Царицыно. Они разрешили кухарке взять с собой сына. Отпустил и Абрам Осипович. Петька ни разу не был за городом, но чувствовал, что дача – это то самое место, о котором он так долго мечтал. Николка провожал его завистливым взглядом. У него матери вовсе не было, даже такой толстой, как Надежда. И на дачу его некому позвать.

Вокзал Петьку поразил. А из окна поезда открылся такой вид – совсем иной, чем в парикмахерской. Земля и небо, вся цветущая природа окружили Петьку. Лицо мальчика прояснилось, разгладились горькие морщинки.

Первые дни на даче Петька, «современный дикарь», всего боялся. Робел перед величественным лесом, ласковым ясным небом, яркими цветами, тихой гладью пруда. «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю».

Но однажды все переменилось. Петька подружился с вихрастым гимназистом Митей. Тот всюду был свой – научился этому и Петька. Они удили рыбку в пруду, копали червяков, босиком шли в несусветную даль, чтобы искупаться, изучали развалины какого-то дворца.

Петьке казалось, что парикмахерская ему приснилась, не было ее никогда. Он нашел место, где хотел бы жить. Так прошла неделя. И как-то раз, когда Петька осваивал игру в «классики», барин и мать объявили ему, что «ехать надо».

Оказывается, пришло письмо: разболелся подмастерье Осипа Абрамовича. Некому подавать горячую воду. Выходит, удочка ему завтра не пригодится… И Петька зашелся в крике, кинулся на землю. Барыне было жаль бедняжку. А барин ей напомнил, что «есть люди, которым живется и хуже», чем этому Петьке. После чего они вместе ушли на танцевальный вечер.

Утренний поезд привез притихшего мальчонку в город. Расставаясь с матерью, он просил сберечь его удочку. Жизнь вошла в свою колею. «Мальчик, воды!» – кричал парикмахер. И мальчик, спотыкаясь, бежал на зов. Только ночами он удивлял Николку рассказами о дачных чудесах. Николка жалел Петьку, понимал, с чем тому пришлось разлучиться. А под окнами опять кто-то бил пьяную женщину.

Читательский дневник по рассказу «Петька на даче» Андреева

Сюжет

Петьке 10 лет, его мать – кухарка Надежда. Уже три года мальчик помогает в парикмахерской Осипа Абрамовича, подносит мастеру воду. И видит только клиентов-дворников да уличных забулдыг. Однажды мать берет его на дачу к своему барину.

Бледный городской мальчик восхищен и напуган красотой природы. Вместе с другом Митей неделю он рыбачит, играет, купается. А потом парикмахер письмом зовет его обратно. Несчастного Петьку возвращают в город. Ночами он пересказывает приятелю постарше, сироте Николке, свои приключения. Вместе они вздыхают, засыпая под пьяные крики за окном.

Отзыв

Тема бедности, детского труда, маленьких неприметных людей, украденного детства. История о первом детском горе, семье, сиротстве. Город как средоточие пороков.

Взрослые вторгаются в мир ребенка, лишают его радости, игры. Счастливое детство – залог счастливой взрослой жизни. Природа – как лекарство для души и тела.

  • Петух на зоне рассказы
  • Петух и собака иллюстрации к сказке
  • Петух с лисой удмуртская сказка читать
  • Петля времени рассказ на дзен
  • Петр гринев жизненный путь сочинение