Петербург в литературе первой половины 19 века сочинение по литературе

Н. в. гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. даже

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетает фантастический элемент. Ярким примером такого совмещения являются Петербургские повести. Не будет ошибочным сказать, что центральным в них является образ Петербурга. В повести «Шинель» писатель подробно описывает улицы этого города, его жителей. В своей трактовке этого города Гоголь сближается с традицией Достоевского, обнажая все негативные стороны Петербурга.

Н. В. Гоголь «Шинель»: главный герой, содержание

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин. Он титулярный советник, забитый и зашуганный начальством и сослуживцами. Гоголь подробно останавливается на том, как родился Башмачкин, как ему выбирали имя. Раз отец был Акакий, то и сын будет им. Родители заранее знали, что из него выйдет титулярный советник. Такая предопределенность подчеркивает то, что Акакий Акакиевич — маленький человек, который никак не может повлиять ни на свою жизнь, ни на других людей. Над ним жестоко издеваются коллеги, сыплют ему на голову бумажки, а он ничего не может сказать.

Главная тема повести «Шинель» — это замещение всего духовного в человеке материальным. Даже фамилия героя указывает на это. Акакий Акакиевич одержим тем, чтобы отремонтировать шинель, но портной отказывает ему. Тогда герой решает накопить денег на новую. И вот его мечта сбылась. В новой шинели его наконец заметили, даже пригласили в гости к одному столоначальнику. Наконец Акакий Акакиевич почувствовал себя полноценным. Но на обратном пути с него сорвали его новое одеяние. Ему в этот момент казалось, будто снимали не одежду, а часть него. Убитый горем герой решает идти к «значительному лицу», но тот орет на него. После этого происшествия у Башмачкина ухудшается здоровье, ему мерещатся странные видения. В итоге герой умирает. А по улицам города разгуливает призрак, который срывает шинели с прохожих.

Сочинение на тему: «Петербург в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)»

В кратком сочинении «Петербург в повести «Шинель» Николая Гоголя мы рассмотрим образ Петербурга и его роль в жизни главного героя.

Этот город имеет непосредственное влияние на судьбу Акакия Акакиевича. Петербург сыграл свою роль и в жизни самого Гоголя, поэтому писатель уделяет особое внимание описанию этого города.

Главный герой все время находится под воздействием Петербурга и его жителей. Башмачкин – маленький человек, работающий в одном из департаментов, название которого Гоголь не говорит. Тем самым автор подчеркивает, что таких департаментов по всему Петербургу было очень много. Еще один интересный факт: имена сотрудников Акакия Акакиевича также остаются за кадром, а высокопоставленных чиновников Гоголь называет «значительное лицо».

Все жители Петербурга как будто сливаются в единую массу. Башмачкин выглядит среди них одиноким и потерянным. По дороге на работу его сопровождают унылые петербургские пейзажи. Оглядываясь по сторонам, Акакий Акакиевич видит грязные улицы. Бросаются в глаза высокие черные лестницы домов. Все вокруг изображено в серых и черных тонах. Эти цвета угнетают и навевают полную тоску. Этот Петербург совсем не похож на современный, с его прекрасными видами и белыми ночами.

Настораживает и запах петербургских улиц. Все здесь протухшее, пропахшее «спиртуозным запахом». Именно такие цитаты Гоголя описывают город. Когда Акакий Акакиевич идет на работу, то видит, как с домов выбрасывают разного рода помои, потом это все прилипает к его обуви и одежде. Петербургский климат и вовсе не подходит Башмачкину. Гоголь обращает пристальное внимание на цвет лица своего героя. Он выглядит несколько «геморроидально».

Собственно, из-за петербургского климата и начинаются все проблемы Акакия Акакиевича. Больше всего петербуржцам досаждал зимний ледяной мороз. Он кусал их за все, что было более или менее доступно для него. Абсолютно все страдали от петербургского мороза. Но больше всего доставалось бедным, ведь им не было чем защищаться от его слепых уколов. Жертвой петербургского мороза стал и Башмачкин. Шинель Акакия Акакиевича больше не могла спасать его от злых морозов. То и дело они добирались к нему и жалили.

В один момент Башмачкин понял, что больше не выдержит этого и решил подлатать старую шинель. Но она, к сожалению, уже была непригодна даже для подшивания. В итоге выход был только один – купить новую. Акакий Акакиевич из-за сбора денег на новую шинель полностью меняет свою жизнь. Он экономит буквально на всем, и это приносит свои плоды. Интересно, что этот маленький человек меняет даже ходьбу, чтобы не стереть подметки. И тут Петербург сопротивляется ему, подкладывая под ноги свои холодные камни и плиты.

Однажды, следующей зимой, он появляется на работе уже в новой шинели. Все отмечают это и поздравляют его. Но мечта заканчивается трагизмом. Эту шинель у него уворовывают. И здесь снова Петербург напоминает о своей холодности и равнодушии. Петербургский ветер тут же берется за охлаждение живого оголенного организма Башмачкина, надувает ему за шиворот и максимально охлаждает его.

Естественно, поддавшись таким пыткам, Акакий Акакиевич замерзает, распухает и серьезно заболевает. Переживания Башмачкина по поводу украденной шинели приводят к смерти. Но даже умерев, Акакий Акакиевич не оставляет этот город. Он превращается в призрак, который стаскивает с чиновников теплые шинели, тем самым восстанавливая справедливость. Интересно, что Петербург становится на его защиту. Он как будто бы помогает Башмачкину отыскать своего обидчика.

То есть Акакий Акакиевич только тогда сроднился и слился с городом, когда стал призраком, таким же мрачным, прозрачным, страшным и гнусным, как и сам Петербург. Когда Башмачкин наконец находит того, из-за которого вынужден был страдать, а позже и умереть, то стаскивает с него шинель. И ему же в тон действует город. Он тут же поднимает свои холодные пронзительные ветра, взбудораживает ими снег и бросает все это в глаза тому «значительному лицу», которое на самом деле было повинно в трагедии Акакия Акакиевича.

Об этом городе ходит много легенд. Одна из них гласит, что все эти немые и страшные высокие дома, прекрасные огни построены на человеческих костях. Возможно, Николай Гоголь также придерживается этой теории. Только так можно объяснить тот факт, что Башмачкин становится родным Петербургу лишь после смерти.

Петербург занимает ключевое место в повести Николая Гоголя «Шинель». Несмотря на то, что здесь живет много людей, сам город всегда холодный и безразличный. Картины петербургской жизни очень мрачные. Они в некотором роде предвещают события, которые случились позже. Город то и дело зовет Башмачкина за собой, в пропасть.

Жители Петербурга сливаются в одно, как типичные представители этого города. Никто из них не имеет имени, разве что Гоголь обозначает как-то Петровича, портного. Именно Петербург становится главным врагом героя повести «Шинель» и убивает его. Благодаря описанию города, мы понимаем главную мысль произведения: в такой мрачной и безразличной среде нет места светлой и радостной жизни.

Петербург в повести

Образ Петербурга в повести «Шинель» является очень значимым не только для понимания самого произведения, но и для того, чтобы разобраться в замысле всего цикла «Петербургских повестей». Город на страницах повести фантасмагоричен и неестественен. Он напоминает город-призрак. В такой обстановке невозможна полноценная жизнь людей, возможно лишь бесцельное и бесполезное существование. Гоголь описывает подъезды и дома Петербурга, особенно подробно останавливается на странном, едком запахе. Образ Петербурга в повести «Шинель» близок к тому, каким он представлен в романе «Преступление и наказание». Достоевский также пишет о характерной для Питера «вони». Однако у Достоевского нет мистического элемента в его описании.

Мотив враждебности города

С самого начала складывается ощущение того, что город хочет выгнать людей, он отторгает их. Но не всех. Страдают в первую очередь такие как Акакий Акакиевич. Враг всех чиновников с мизерным жалованием — петербургский мороз. Холод в повести символизирует еще и пространство смерти, прежде всего духовной. Ведь ни у людей, окружающих Башмачкина, ни у него самого нет никаких других интересов, кроме как вещи.

Подробно описывается городской пейзаж, когда Башмачкин направляется к портному, чтобы починить шинель. Парадные богатые подъезды контрастируют с вонючими, грязными черными ступенями домов бедных. Сам герой теряется в многолюдном Петербурге, у него нет своего лица. С этой точки зрения важно портретное описание главного героя, которое дано в самом начале повести. Он не высок и не низок, лицо не худое и не толстое, то есть ничего конкретного автор не упоминает, тем самым показывая, что герой не обладает никакими отличительными чертами, он безликий, из-за этого он практически не вызывает сочувствия.

Живой Петербург

Олицетворение — еще один прием, к которому прибегает Н. В. Гоголь. «Шинель» считается по праву центральной повестью в цикле, ведь именно здесь (как и в «Невском проспекте») город словно становится главным героем. После смерти героя «Петербург остался без Акакиевича». Но что удивительно, этого никто не заметил. Пропало существо, которое никому не было нужно.

Зато в городе, по отношению к которому Гоголь использует такие же слова, как к живому существу, ходят не люди, а воротники, шинели, сюртуки. Мотив вещности важен для всех повестей данного цикла.

Функция городского пейзажа в повести

Образ Петербурга впервые появляется на страницах гоголевской прозы еще в рассказе «Ночь перед Рождеством». С самого начала город стал пространством, противопоставленным Украине, а если быть точнее, Диканьке. Уже здесь Петербург — это живой город, уставившийся на героя огненными глазами домов. За годы жизни в Петербурге Гоголь все отчетливее стал различать за пышностью и красотой дворцов бесчеловечность, алчность и хищническую натуру людей, населяющих его.

С описанием городского пейзажа тесно связана основная идея повести «Шинель». Гоголь обнажил социальные контрасты этого города, поднял тему униженных и оскорбленных, страдающих бесправных людей. Анекдот о бедном чиновнике он услышал от своих знакомых, история сильно запала в душу писателя, и он решил создать такое произведение, в котором отразилось все его сострадание к маленькому человеку, такому как Башмачкин.

Зимний город

Невзгоды могут настигнуть каждого. И большого, и маленького чиновника, и титулярного, и статского советника. Все же чаще они встречаются на жизненном пути такого маленького человека, как Башмачкин. Действие повести происходит зимой. Иначе Гоголю не удалось бы создать столь проникновенный образ маленького чиновника на фоне большого равнодушного города.

Никто не видел Башмачкина когда-либо на каком-нибудь вечере. Переписав очередной документ, он ложился спать, засыпал в предвкушении завтрашней работы. Так бы и протекала мирная жизнь маленького чиновника, если б не чрезвычайная ситуация, которая может случиться в жизни не только титулярного советника, но и действительного, и тайного, и даже надворного. Более того, нечто подобное могло бы произойти и с большим чиновником, который советов не дает, да и сам в них не нуждается. Все-таки «вечные титулярные советники» более подвержены ударам судьбы.

Кто самый страшный враг чиновника, получающего четыреста рублей в год? Гоголь, сатирически изобразив мир начальников и подчиненных столичных департаментов, отвечает на этот вопрос так: петербургский северный мороз. Башмачкин так бы и не заметил, что его шинель, которую молодые чиновники давно прозвали капотом, совсем пришла в негодность. Однако ударили сильные морозы, и он понял: пора идти к портному. Так начался новый, счастливый период в жизни Акакия Акакиевича. Впрочем, продолжался он недолго.

Авторская оценка в повести

Несмотря на всю сострадательность, повесть Гоголя «Шинель» иронична. Автор делает своего героя убогим. Ведь он не просто добрый, спокойный, мягкий и бесхарактерный, он жалкий. Он ничего не может противопоставить своим сослуживцам, он боится начальства. Кроме того, он еще и ничего не может делать, кроме как переписывать. Более высокая должность — переписывать, внося исправления, — Акакию Акакиевичу не по душе, он отвергает ее. Этим Гоголь показывает, что герой и сам не особенно стремиться выйти из своего униженного состояния. С явным сарказмом автор говорит о том, как Башмачкин одержим идеей приобретения шинели, будто это не вещь, а цель всей его жизни. Что же это за жизнь, в которой главная идея — купить шинель?

Сочинение про Петербург в произведении

В творчестве Николая Васильевича Гоголя много внимания уделяется городу Санкт-Петербург. Он выступает не только как локация разворачивающихся событий, но и как герой, одно из действующих лиц произведения. Не зря у писателя существует цикл «Петербургские повести», где город будто бы оживает и начинает активно участвовать в событиях. Особенно хорошо это заметно в произведении «Шинель».

Петербург описывается темными цветами и неприятными прилагательными. У читателя может сложиться негативное впечатление о городе после прочтения повести, но писатель хотел показать иное. В авторскую задумку входило показать читателям то, как город принимает своих жителей и влияет на них. Он не хотел чернить город или как-то принижать. Автор говорил о том, что наблюдал в жизни.

В описании Николай Гоголь использует серые, белые, черные, желтые оттенки. Город кажется безжизненным, но на самом деле он кишит людьми.

Главный герой — переписчик в одном из департаментов. Здесь выступает такой прием как типизация. Николай Гоголь специально не дает название департаменту, чтобы подчеркнуть, что таких учреждений было очень много, а такие случаи происходили часто. Не дает имя писатель и коллегам переписчика. А высокопоставленный чиновник, виновный в пропаже шинели, называется просто как «значительное лицо». Такие герои сливаются с обликом города, являются его продолжением. Они усиливают мнение автора о столице.

В представлении автора Петербург враждебно относится и к мелким чиновникам, и ко крупным. Это недружелюбие проявляется в холоде, ветре, морозе. Мороз станет одним из главных действующих лиц повести. Именно он погубил шинель главного героя. Именно он усугубил болезнь Акакия Акакиевича Башмачкина, стал виной его смерти.

Но даже после смерти переписчик не покинул город. Он стал призраком, который жил в нем и хотел восстановить справедливость. Город помогает ему в этом. Суровые порывы петербургского ветра бросают комья снега в «значительное лицо». Этот эпизод показывает, что Петербург поддерживает своих жителей, является их сторонником. Несмотря на всю свою серость и жестокость, он помогает тем, кто нуждается в этом. Выходит, не такой он уж и враждебный…

В повести «Шинель» Петербург занимает чуть ли не главное место. Город активно участвует в событиях повествования, отражает чувства, мысли героев, поддерживает и помогает им.

Бездуховность в повести

Пожалуй, это основной мотив, к которому сводятся все нити повествования, включая образ Петербурга. В повести «Шинель» ярко и отчетливо проступает бездуховность главного героя. Он не может даже нормально говорить, он изъясняется какими-то предлогами и междометиями, что подчеркивает отсутствие в нем разума и души. Он настолько поглощен идеей приобретения шинели, что именно она становится его идолом. Сослуживцы Акакия Акакиевича жестокие, не умеющие сострадать. Начальство упивается своей властью и готово разорвать любого за неповиновение. А на место Башмачкина устраивается новый титулярный советник, о котором Гоголь говорит лишь то, что у него почерк выше и более наклонный.

Выводы

Таким образом, повесть Гоголя «Шинель» является ярким примером гротескного фантасмагорического произведения с фантастическим элементом. Причем мистика связана не только с появлением в конце произведения привидения, но и самим городом, который отвергает людей, он враждебен. Петербург в повести «Шинель» призван показать авторскую оценку, а также помогает понять основной замысел произведения. Именно благодаря описанию городского пейзажа, читатель понимает всю жестокость, бесчеловечность, бездушность среды, в которой есть такие жалкие люди, как Акакий Акиевич Башмачкин.

Акакий Акакиевич

Главный герой – маленький человек. Подобные Башмачкину с легкой руки Пушкина вот уже более двухсот лет витают на просторах русской литературы. Гоголь не случайно использовал в качестве фона лицемерный, холодный Петербург. В повести «Шинель» образ Башмачкина не был бы столь трагичен, если б действие произведения происходило в маленьком провинциальном городке.

Забегая вперед, вспомним трагическую кончину Акакия Акакиевича. Маленького человека погубил петербургский климат и человеческая жестокость. Огромный город остался без Башмачкина, как будто бы в нем его и не было никогда. Исчезло существо незащищенное, никому не нужное, ни для кого не интересное. Умер человек, переносивший покорно канцелярские насмешки, но не смирившийся с потерей новой шинели. Башмачкин – ничтожная песчинка Петербурга. В повести «Шинель» образ этого героя символизирует низшую ступень в чиновничьей иерархии XIX столетия.

Гоголь когда-то работал в департаменте, подобно герою повести «Шинель». Образ Петербурга, созданный в этом произведении, — отнюдь не плод его воображения. Это образ неприятный, отталкивающий, который запечатлелся в сознании начинающего литератора в первые годы жизни в столице. При написании сочинения «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»» нужно привести некоторые факты из биографии писателя.

9 класс. Тест по русской литературе перво$й половины XIX века.

1 вариант.

  1. Участвовал ли А.С.Грибоедов в восстании декабристов?

А) да Б) нет

  1. В каком году и из-за чего Грибоедов был арестован?

А) в 1825 по делу декабристов

Б) в 1823 из-за участия в сходке студентов

В) в 1830 из-за мирного договора с Персией

  1. $Какие слова о Грибоедове сказала его жена:

А) «Грибоедов – один из самых умных людей России».

Б) «…он был человек бесстрашный, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему Отечеству и государству».

В) «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

  1. Где происходит действие комедии Грибоедова «Горе от ума»?

А) в Москве Б) в Петербурге В) в Саратове

  1. Чья это характеристика: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Фамусов Б) Молчалин В) Скалозуб

  1. Кто из героев комедии Грибоедова говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

А) Чацкий Б) Скалозуб В) Молчалин

  1. Чем больше всего гордится Молчалин?

А) своим имением

Б) коллекцией старинного оружия

В) тремя награжденьями$

  1. Кому из героев комедии Грибоедова принадлежат слова:

Когда в делах – я от веселий прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Молчалину Б) Фамусову В) Чацкому

  1. Годы жизни А.С.Пушкина:

А) 1798 — 1837 Б)1812 – 1837 В) 1799 – 1837

  1. Где родился поэт?

А) в Москве Б) в$ Болдино В) в Михайловском

  1. Кто из этих людей учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее и стал его другом на всю жизнь?

А) В.Жуковский Б) И.Пущин В) П.Чаадаев

  1. Где проходила первая ссылка поэта?

$А) в Сибири Б) на юге России В) в имении Болдино

  1. Участвовал ли Пушкин в восстании декабристов:

А) да Б) нет

  1. Какая из этих поэм написана не Пушкиным?

А) «Кавказский пленник» Б) «Демон» В) «Бахчисарайский фонтан»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) « Поэту» Г) «Признание» Д) «На холмах Грузии…»

Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер» З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года»

    $

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) « Я$ вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

$Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна…

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) «Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

$Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора…

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) «Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

А) «В Сиб$ирь» Б) «Осень» В) «Я вас любил»» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. $О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) мать Ольги и Татьяны Лариных

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

А) Отец Евгения Онегина Б) Дядя Евгения Онегина

В) Помещик Дмитрий Ларин Г) Владимир Ленский

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Служив отлично, благородно.

$Долгами жил …

Давал три бала ежегодно

И промотался….

А) Отец Евгения Онегина Б) Дядя Евгения Онегина В) Помещик Дмитрий Ларин Г) Владимир Ленский

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рождён…

$А) Отец Евгения Онегина Б) Дядя Евгения Онегина В) Помещик Дмитрий Ларин Г) Владимир Ленский

  1. Описание комнаты какого героя или героини романа Пушкина здесь приведено:

забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал.

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик.

А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) Евгений Онегин

Г) Дядя Евгения Онегина Д) Владимир Ленский

  1. О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Она была нетороплива,$

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех…

А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) Нина Воронская

  1. Годы жизни Лермонтова:

А) 1814-1841 Б) 1814-1837 В) 1812-1847

  1. $Как фамилия бабушки Лермонтова, у которой он воспитывался?

А) Арсеньева Б) Арсентьева В) Лопухина

  1. Сколько романов написал Лермонтов?

А) один Б) два

  1. В комнате какого помещика из поэмы Гоголя «Мёртвые души» было больше всего табаку?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. У кого на стенах висели картины с греческими полководцами?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) $Собакевич Д) Плюшкин

  1. Его Гоголь охарактеризовал как «человек-кулак».

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Кто кормил Чичикова щами?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Стены комнаты этого помещика были выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде серенькой».

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Кого из помещиков Гоголь называет «историческим человеком»?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин$

  1. Чей это портрет: «На взгляд он был человек видны; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Кто отдал Чичикову мертвые души бесплатно?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

2 вариант.

  1. Какие слова о Грибоедове сказала его жена:

А) «Грибоедов – один из самых умных людей России».

$Б) «…он был человек бесстрашный, очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему Отечеству и государству».

В) «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

  1. Участвовал ли А.С.Грибоедов в восстании декабристов?

А) да Б) нет

  1. Как звали жену Грибоедова?

А) Наталья Чавчавадзе

Б) Нина Одоевская

В) Нина Чавчавадзе

  1. Кто и о ком сказал:

«А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных »?

А) Чацкий о Молчалине Б) Чацкий о Скалозубе В) Лиза о Молчалине

  1. Кто из героев комедии Грибоедова говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

$А) Чацкий Б) Скалозуб В) Молчалин

  1. Какие два таланта есть, по его словам, у Молчалина?

А) умеренность и аккуратность

Б) трудолюбие и степенность

$В) скромность и аккуратность

  1. Кому из героев комедии Грибоедова принадлежат слова:

Слепец! Я в ком искал награду все трудов!

Спешил!…летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

А) Молчалину Б) Фамусову В) Чацкому

  1. Кто из героев комедии Грибоедова мечтает: «Мне только бы досталось в генералы»?

А) Молчалин Б) Скалозуб В) Фамусов

  1. Годы жиз$ни А.С.Пушкина:

А) 1798 — 1837 Б)1812 – 1837 В) 1799 – 1837

  1. Где родился поэт?

А) в Москве Б) в Болдино В) в Михайловском

  1. В каком учебном заведении учился Пушкин?

А) Московский университет Б) Царскосельский лицей В) Петербургский университет

  1. Годы и место второй ссылки поэта.

А) 1824-1826, село Михайловское Б) 1823-1826, Кишинёв В) 1824-1830, Одесса

  1. $Как называлась первая поэма Пушкина:

А) «Братья разбойники» Б) Руслан и Людмила» В) «Кавказский пленник»

  1. Сколько лет продолжалась первая ссылка Пушкина?

А) 5 лет Б) 2 года В) 4 года Г) 3 года

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Я твой: люблю сей тёмный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами…

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) « Поэту» Г) «Признание» Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер» З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник» Л) «19 октября 1825 года»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

$А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) « Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) $«Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) « Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

Моих ушей коснулся он,-$

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт…

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) «Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

$З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. Узнай произведение Пушкина, из которого взяты эти строки.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

А) «В Сибирь» Б) «Осень» В) «Я вас любил» Г) «Признание»

Д) «На холмах Грузии…» Е) «К Чаадаеву» Ж) «Зимний вечер»

$З) «К*» И) «Деревня» К) «Памятник»

Л) «19 октября 1825 года» М) «Узник» Н) «Пророк»

  1. О каком герое романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

А) Евгений Онегин Б) Владимир Ленский В) дядя Онегина

  1. О какой героине романа Пушкина «Евгений Онегин» сказано:

Всегда скромна, всегда послушна,$

Всегда, как утро весела…

А) Татьяна Ларина Б) Ольга Ларина

В) мать Ольги и Татьяны Г) служанка Ольги и Татьяны

  1. О чём идёт речь:

Они ей (Татьяне) заменяли всё.

А) игры Б) цветы В) родители Г) книги

  1. $Какой герой романа Пушкина «Евгений Онегин» сказал о себе :

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя.

А) Отец Евгения Онегина Б) Дядя Евгения Онегина В) Евгений Онегин Г) Владимир Ленский

  1. Описание комнаты какого героя или героини романа Пушкина здесь приведено:

забытый в зале

Кий на бильярде отдыхал.

На смятом канапе лежал

Манежный хлыстик.

А) Ольга Ларина Б) Татьяна Ларина В) Евгений Онегин

Г) Дядя Евгения Онегина Д) Владимир Ленский

  1. Какое время года больше всего любила Татьяна Ларина?

$А) лето Б) весна В) осень Г) зима

  1. Годы жизни Лермонтова:

А) 1814-1841 Б) 1814-1837 В) 1812-1847

  1. Куда поступил учиться Лермонтов в возрасте 14 лет?

А) в Царскосельский лицей Б) в Военный корпус В) в Благородный пансион$

  1. С каким из этих мест была связана жизнь Лермонтова?

А) Ясная Поляна Б) Тарханы В) Болдино Г) Миргород

  1. Он показался Чичикову похожим на средней величины медведя.

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. О ком из помещиков Гоголь сказал: «Люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» ?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Кто из помещиков отличался нелюбовью ко всем людям.

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плю$шкин

  1. Кого из помещиков можно охарактеризовать так: врун, кутила, скандалист и драчун, игрок и шулер?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Стены комнаты этого помещика были выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде серенькой».

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. У кого из помещиков «люди, как мухи, мрут»?

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Чей это портрет: «На взгляд он был человек видны; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

  1. Кто продал Чичикову мертвые души по два с полтиной?

$А) Манилов Б) Коробочка В) Ноздрёв Г) Собакевич Д) Плюшкин

вопроса

$

$

$

$

$

1 вариант

2 вариант

1

Б

В

2

А

Б

3

В

В

4

А

А

$

5

В

В

6

А

А

7

В

В

8

В

Б

$

9

В

В

10

А

А

11

Б

Б

12

Б

А

13

Б

Б

14

Б

В

15

Е

И

16

И

М

17

Б

З

18

М

Н

19

Н

К

20

Б

А

21

$

Б

Б

22

А

Г

23

Г

В

24

В

В

25

Б

Г

26

А

А

27

А

В

28

Б

Б

29

А

Б

30

В

А

Искусство выполняет работу$ памяти: оно
выбирает из потока времени наиболее яркое,
волнующее, значительное и запечатлевает
это в кристаллах книг.
Л. Толстой

С крушением двух мощных тоталитарных систем — фашизма и сталинизма жанр антиутопии в русской литературе получает новое направление в творчестве Ю. Даниэля («Говорит Москва», 1961), В. Аксенова («Остров К$рым», 1977–1979), В. Войновича («Москва 2042», 1984–1986). Если для русской антиутопии первой половины ХХ века была характерна установка на процесс социальных изменений, то во второй половине ХХ века авторы антиутопий стремятся переосмыслить прежде всего результат исторического развития с позиции некоторой временной дистанции. Антиутопии 20–40-х годов Е. Замятина, А. Платонова, М. Булгакова были$ устремлены в будущее, писатели пытались дать социальные прогнозы, предупредить общество об опасности исторических заблуждений. Произведения Ю. Даниэля, В. $Аксенова, В. Войновича нацелены на конкретную действительность.

Действие повести Ю. Даниэля «Говорит Москва» (1961) происходит в 1960 г. Автор точно указывает дату, чтобы читатель мог соотнести описанные события с историческими реа$лиями того времени. Уже был развенчан культ личности Сталина, произошли некоторые позитивные изменения в обществе, но в конце 50-х — начале 60-х годов вся страна переживала крушение надежд на хрущевскую «оттепель ». Смена власти не привела к разрушению системы насилия над личностью в обществе.

Ю. Дан$иэль расширяет возможности жанра антиутопии в изображении государственной системы. Она изображается как бы вне жизни людей, их поступков и интересов. Громкоговоритель (радио) в повести — это не просто техническая примета времени, а символ власти, знак другой, отличной от обычной человеческой жизни, реальности, но вместе с ним и признак существования тоталитаризма. Поэтому не$ случайно начало повести — сообщение по радио — вводит читателя в атмосферу несвободы, создает ощущение трагедии: «Говорит Москва, — произнесло радио, — говорит Москва. Передаем Указ Вер$ховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 16 июля 1960 года. В связи с растущим благосостоянием… навстречу пожеланиям широких масс трудящихся… объявить воскресенье 10 августа 1960 года Днем открытых убийств. В этот день всем гражданам Советского Союза, достигшим шестнадцатилетнего возраста, предоставля$ется право свободного умерщвления любых других граждан». Этот фантастический прием имеет реальную основу в действительности ХХ века, когда главным условием существования тоталитаризма было насилие — физическое, полити- ческое, духовное, экономическое.

Однако Ю. Даниэль изображает тоталитаризм не как$ абстрактную форму государственной власти, а прежде всего как явление, имеющее прочные корни в человеческой психологии, в сознании людей. Отношение ко Дню открытых убийств, т.е. к насилию вообще ($и к социальному, и индивидуальному), становится критерием оценки отдельных персонажей и всего общества в целом. Главный герой произведения Анатолий Карцев видит, что тоталитаризм прочно живет в человеческом сознании. Его знакомый Чупров заявляет: «Люди — звери». Геннадий Арбатов подтверждает: «Скоро звери единственным связующим звеном, единственной точкой соприкосновения между людьми будут. Звери, молодые люди, это н$е просто животные, это носители хранилища духовного начала». Данная сатирическая аллегория (люди как звери) ра$скрывается на протяжении всего произведения. Даниэль высмеивает «звериные повадки», их «животные инстинкты», проявляющиеся в борьбе за жизнь. Однако это смех сквозь слезы. В повести «Говорит Москва» ощущается глубокая тревога за человека, за состояние его духовного мира, от которого зависит состояние всего общества.

Карцев воспринимает объявление о Дне открытых убийств, о готовности л$юдей уничтожать друг друга как нечто абсурдное, сверхъестественное, но он с ужасом наблюдает, как большинство отнеслось к этому вполне нормально и буднично: ничего особенного. Эта будничность восприятия насилия в общественном сознании определяет особый трагизм повести Ю. Даниэля «Говорит Москва»: страшно, когда человек убивает, но еще страшнее, если это становится привычным делом.

$

Духовная деградация людей, рабская психология, способность приспосабливаться к самому жестокому насилию становят$ся, по мнению Даниэля, условиями существования тоталитаризма. Поэтому фантастическая ситуация повести «Говорит Москва» наполняется вполне реальным смыслом. Традиционный для а$нтиутопии конфликт «личность — государство » усложняется. В повести Ю. Даниэля присутствует не только столкновение человека с системой. Герой противопоставлен также массе, толпе, которая является опорой обществу насилия. Но вместе с тем в произведении раскрывается и конфликт человека с самим собой в борьбе за человеч$еское в нем. Повествование ведется от первого лица, что дает возможность автору показать сложную внутреннюю борьбу в душе, этапы развития психологического конфликта: единогласие — неприятие Дня открытых убийств — осознание себя как личности — протест против насилия, против толпы — осознание необходимости отвечать за самого себя, спасти себя от греха убийства — осмысление возможности спасения мира.

$В повести Ю. Даниэля «Говорит Москва» главный герой словно возвращается к самому себе, к людям, к своему городу. Не убить ближнего, не смириться с насилием, спасти в себе человеческое — к таким выводам приходит Карцев, размышл$яя над выбором собственной позиции. Он сравнивает себя с Дон Кихотом, который, возможно, ездил бы на Россинанте по Москве в 1960 году, заступаясь за всех, и был готов преломить копье во имя Прекрасной Дамы, во имя России. В повести Ю. Даниэля изображается общество на краю гибели, на краю пропасти в бездну мрака и зла, однако автор $предоставляет миру последний шанс спасения — это спасти душу человека от жестокости, страха и равнодушия, что зависит только от него самого.

Роман В. Аксенова «Остр$ов Крым» (1977–1979) не вписывается в привычные рамки жанра антиутопии. Здесь тесно переплетаются утопия и антиутопия, реальность и фантастика, возможность и действительность. Писатель исследует различные варианты социального развития, подвергая анализу прошлое и настоящее, а также пытаясь спрогнозировать будущее. Что было бы, если бы в 1920 году в Крыму победили не красные, а $белые? Какова тогда возможность для обретения самостоятельности Крыма (как и для любого другого региона)? Применима ли западная модель общества для нашей страны? Могла ли бы$ть альтернатива тоталитаризму в истории ХХ века? И могла ли сама история развиваться как-то иначе? Роман «Остров Крым» строится на историческом допущении: согласно воле автора, Крым не отдали красным в 1920 году, и в результате полуостров превратился в Остров — независимое процветающее государство. Этот условный Крым, где врангелевская белая гвардия, спасшаяся от разгрома, становится уголком современной западной цивилизации.

Остро$в Крым противопоставлен материку развитого социализма эпохи позднего застоя — СССР. В Крыму — свобода, роскошь, благополу чие. В СССР — КГБ, партия, нищета. По принципу р$азительного контраста построены описания крымской и советской жизни. На Острове царит «сверхизобилие гастрономических аркад», в Союзе же в магазинах «один сорт конфет, влажные вафли, сорт печенья, рыбные консервы «Завтрак туриста». Что же такое свобода и тоталитаризм? В чем их сущность и как они влияют на судьбу личности и народ? Эти вопросы становятся центральными в романе «Остров Крым». В Советском Союзе вся власть сосредоточена в руках представителей парт$ии и КГБ. Закрытость географического пространства препятствует от$току населения за рубеж. Страх и нищета являются основными условиями существования системы насилия. В отли чие от СССР, Крым предстает как Остров свободы. Здесь тридцать девять только одних зарегистрированных партий, безвизовый режим, беспошлинная торговля. В. Манухин отмечает: «Остров Крым» — случай по-своему уникальный: автор сводит лицом к лицу утопию и антиутопию, воображаемая встреча которых происходит$ согласно законам реальной политики конца семидесятых годов ХХ века». Однако было бы неправильно однозначно оценивать изображение Крыма как утопию, а СССР — как антиутопию. По мнению В. Аксенова, свобода и тоталитаризм — это не просто абстрактные понятия, а прежде всего конкретные люди с их отношением к жизни, ист$ории, родине.

В центре романа судьба семьи Лучниковых — Арсения, его сына Андрея и внука Антона. Эта семья становится как бы маленькой моделью общества. Арсений Лучников, бывший белый офицер, а ныне «врэвакуант», отстаивает идею Возрождения Святой Руси. $Идея воссоединения процветающего Острова с далеко не процветающим материком, прародиной Россией, развивается в сознании второго поколения островитян. Это редактор «Русского Курьера» Андрей Лучников и его одноклассники по Третьей Симферопольской Мужской Гимназии имени Императора Александра Второго Освободителя. Андрей Лучников воспринимается на прародине как «не русски$й», а как «западный вывихнутый левак», на Острове же — как «чекистский выкормыш». Антон Лучников, представитель мол$одого поколения, несет в себе иное понимание свободы: «Будущее нашей страны — это яки… Яки — это хорошо, это среднее между «Якши» и «о’кей»… Яки — это нация молодежи. Это наша история и наше будущее, а мы плевать хотели на марксизм, монархизм, на возрождение и на идею Общей Судьбы!». Мир русских людей, кровно связанных между собой общей судьбой и историей, раскололся подобно семье Лучниковых.

$ Раскол в обществе, разрыв социальных, политических, духовных и экономических связей — это закономерное следствие тоталитаризма. Осмысляя историю страны в $статье для «Русского Курьера », Лучников приходит к выводу, что сталинская и гитлеровская системы насилия были основаны на общих принципах: подавления инакомыслящих, уничтожения самых талантливых, торжества ничтожеств и создания многомиллионной армии рабов. Причем сталинизм, как особая форма общественного сознания, продолжает жить и в 70-е годы. Власть сменилась: вместо сталинской гвардии пришли такие, как Кузенков, Сергеев, Степанов и другие.$ Они ездят на роскошных автомобилях, играют в теннис, носят английские пиджаки и даже иногда общаются с народом, но их функция осталась прежней — сохранять незыблемость системы. Центральным конфликтом романа $является конфликт между свободой и тоталитаризмом, который переносится в сферу психологи ческую. Аксенов утверждает внутреннюю свободу личности и ее права выбирать собственную судьбу. Писатель подводит читателей к выводу, что ненависть к инакомыслию в тоталитарном государств$е свидетельствует о существовании иной точки зрения, а значит, система насилия окончательно не победила. Появились писатели, режиссеры, художники, композиторы, которые нашли в себе силы стать в оппозицию к системе. Режиссер Виталий Гангут, Дим Шебеко с его арабской компанией музыкантов несмотря ни на что сохраняют в с$ебе внутреннюю свободу и способность творить, что фактически становится духовным протестом против тоталитарного государства.

Главный герой романа «Остров Крым» Андрей Лучников чувствует, что вдали от своей исторической родины он перестает быть самим собой, утрачивает смысл жизни. Он не понимает ни «врэвакуантов», отгородившихся от России, ни нового поколения эмигрантов, которые заботятся только о том, как заработать деньги и прис$пособиться к западной жизни. В романе Андрей Лучников возвращается не только на свою родину, он возвращается к самому себе. Любовь Андрея Лучникова и Татьяны Луниной становится центром жизни, скрещением дорог, соединением судеб Острова и России. Однако финал романа трагичен. Никакая утопическая идея, никакая прекрасная мечта о свободе не могут устоять под д$ействием силы. Доверчивые жители Острова принимают интервенцию советских войск за военно-спортивный праздник «Весна». Но проливается кровь, гибнут Татьяна, Кристина, и становится ясно, что это не случа$йное столкновение, а новое наступление тоталитаризма, который не знает иных способов управления, кроме насильственных. Но есть в этом трагическом финале и нечто обнадеживающее. Уезжают на катере из оккупированного Крыма четверо беглецов с новорожденным внуком Андрея Лучникова. Боевой вертолет послан уничтожить катер, но…$ приказ убивать нарушен советскими солдатами, а значит, одним грехом на душе человечества меньше, и мир еще может спастись.

$ Роман «Москва 2042» (1984–1989) строится по принципу художественного моделирования. Главный герой Виталий Никитич Карцев пишет книгу о будущем своей страны, и результат его твор- чества существует на грани реальности. Игра воображения помогает Карцеву отправиться на шестьдесят лет вперед и перенестись из $эмигрантского настоящего в Москореп — первую в мире коммунисти ческую республику. Художественную модель мира условно можно определить как изображение состояния человека и общества в конкретное или подразумеваемое время, что отражает систему взглядов писателя на принципы организации социального устройства.

В р$омане В. Войновича моделируется перспектива реа лизации идеи коммунизма. Левый террорист из партии «Мысль — идея — действие», направляющийся вместе с Карцевым на космоплане в будущее, излагает содержание утопической мечты о коммунизме. Люди при коммунизме будут жить в уютных городах. Круглый год там будет светить солнце. Все люди будут молоды, здоро$вы, красивы. Основные их занятия — гулять под пальмами и вести философские беседы. Старости и смерти не будет. Этой утопической картиной начинается вторая часть романа, а третья часть открывается главой «Наслаждение жизнью». Карцев п$опадает в коммунистический рай, который окрашен «гастрономи- чески». Денег здесь нет. Каждый берет сколько хочет продуктов и товаров, причем бесплатно. По улицам летают красивые дружелюбные люди. Но все это оказывается всего лишь сном Карцева. Утопия должна пройти долгий путь реализации, постепенно трансформируясь в романе Войновича в антиутопию.

$В. Войнович основывается на реальных противоречиях жизни. Его фантастика становится действительностью, доведенной до абсурда. Возможности гротеска помогают писател$ю создать образ неестественного, странного мира. Гротеск в романе «Москва 2042» объединяет фантастическое и реальное, трагическое и комическое, правдоподобное и карикатурное. Все в Москорепе — частная и общественная жизнь — регламентировано до мелочей. В этом абсурдном мире человек превращается в «винтик» системы. Художественное пространство в романе Войнови ча пронизано ощущением замкнутости, присутствием какой-то бесчеловечной силы, определяющей ход жизни. В романе «Москва 2042»$ присутствуют два вида конфликта — социальный и психологический. Социальный конфликт проявляется на уровне столкновен$ия коммунистического мифа с антимифом в Москорепе (миф о Симе). Те, кто официально борются с Симом, оказываются скрытыми «симитами», и их открытое выступление против Гениалиссимуса становится кульминацией социального конфликта. По улицам движутся колонны танков, гремят выстрелы, и в итоге место Гениалиссимуса занимает долгожданный Карнавалов. Но этот конфликт принимает комическую окраску: «Мы, Серафим Первый, царь и самодержавец всея Руси, сим всемилостивейш$е объявляем, что заглотный коммунизм полностью изничтожен и более не существует». Но дальше буффонадная сцена въезда Сим Симыча в «освобожденную» Москву на белом коне приобретает трагический подтекст. Казнь отца Звездония на кресте за$ «незрелые убеждения» вызывает в памяти читателя аналогичную картину эксперимента в Институте Создания Нового Человека (распятие человека на столбе во имя установления истины «прочности сознания »). Прием повтора показывает живучесть системы насилия, какие бы формы она ни принимала и кто бы $ни стоял у власти. Психологический конфликт отличается от традиционного для антиутопий столкновения «личность — государство». Карцев, попадая в коммунистическое будущее, немного удивлен им, но в целом он доволен тем, что его принимают как «классика», окружают почетом и уважением. Столкновение героя и системы происходит из-за его романа. Творческий Пятиугольник тр$ебует изменить произведение, вычеркнув оттуда главы о Симе, а Карцев отказывается, чем обрекает себя на бойкот и проживание в гостинице «Социалистическая». Но этот конфликт разрешается вполне прагматично: Карцев решает, что литературные фантазии не могут быть дороже собственного благополучия и жизни, и он согласен переделать роман. В тонкой иронии Войновича угадывается трагическая судьба художника и иск$усства в мире насилия. Но в конце романа к Карцеву все-таки приходит прозрение. Глава «Ночная беседа» — это вопросы героя сам$ому себе и избавление от ложных мифов реальности. Карцев приходит к выводу, что корни социального абсурда находятся в искаженном, под влиянием системы насилия, массовом сознании, а поэтому все, в конечном итоге, зависит от человека — будет ли он еще оставаться в плену коммунистических иллюзий или трезво переосмыслит свою жизнь и попытается ее изменить. В финале романа «Москва 2042» голос героя сливается с голосом автора и звучи$т гуманистическая идея произведения: «Пусть будущая действительность окажется не похожей на ту, что я описал». Таким образом, в русской антиутопии второй половины ХХ века осмысляется исто$рическое прошлое и настоящее страны в контексте актуальных вопросов современности. Ю. Даниэль, В. Аксенов и В. Войнович ставят проблему преодоления тоталитаризма не только в обществе, но и в сознании человека. Основной конфликт антиутопии второй половины ХХ века сосредоточен в душе главного героя — в борьбе за человеческое в нем самом. Сочетание раз489 личных художественных моделей, соединение элементов утопии в антиутопии, использование$ фантастики и пародии, гротеска и сатири ческой аллегории дает возможность авторам всесторонне раскрыть социальные противоречия действительности и сделать прогноз на будущее.

  • Песчаном пляже как пишется
  • Песчаник как пишется правильно и почему
  • Песчано глинистая почва как пишется
  • Песчаная сказка цирк на вернадского отзывы
  • Песчаная учительница о чем рассказ