Песталоцци избранные педагогические сочинения

Библиографическое описание: каменских, а. в. сравнительный анализ трех основных дидактических концепций в образовательном процессе / а. в. каменских, д. в.

Библиографическое описание:


Каменских, А. В. Сравнительный анализ трех основных дидактических концепций в образовательном процессе / А. В. Каменских, Д. В. Каменских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 335-336. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80473/ (дата обращения: 29.12.2021).




В статье авторы предоставляют информацию по трем основным концепциям дидактики, сравнивая их между собой.



Ключевые слова:



дидактика, традиционная концепция, педоцентризм, современная дидактика.

Выделяют три основных вида дидактических концепций: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Все они определяются рядом направлений из теорий психологии и педагогики. Выделение данных трех групп осуществлено в соответствии с пониманием процесса обучения — объекта и предмета дидактики. В традиционной концепции дидактики ведущее место занимает преподавание, деятельность педагога. В данную систему обучения внесли свой вклад Я.Коменский, И.Песталоцци, а также особое место занимают идеи И.Гербарта и дидактика немецкой классической гимназии. [1]

Именно в рамках этой концепции были сформированы три основных положения дидактики.

  1. Принцип воспитывающего обучения при организации обучения.
  2. Формальные ступени, определяющие структуру образования.
  3. Логика деятельности учителя на уроке — представление материала через его объяснение учителем, усвоение в процессе выполнения упражнений вместе с учителем и применение усвоенного в последующих учебных задачах. [2]

Традиционная дидактическая концепция связана, прежде всего, с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, обосновавшего систему обучения, которой в Европе пользуются и по сей день. Согласно идеям Гербарта, формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний составляют цель обучения. Помимо этого, немецким ученым Гербарт был разработан принцип воспитывающего обучения: организацией обучения должны формироваться морально сильные личности. Воспитание должно стать неотъемлемой частью обучения, которое в свою очередь, будет связывать знания с развитием чувств и воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. [3]

Основу структуры обучения по Гербарту составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Его дидактику можно охарактеризовать такими словами, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Так как он дал обоснование ступеням обучения через психологический анализ, учения о психических процессах конструирования знаний, философско-этические представления о личности, педагогическая концепция Гербарта имела большее значение. Однако ослабляли дидактическую систему ученого идеалистический и метафизический характер этики и психологии Гербарта, что делало его систему излишне заформализованной, негибкой. [3]

На рубеже XIX–XX вв. заложила свою основу новая дидактическая концепция, базу которой составляли первые достижения психологии о развитии ребенка и формах организации учебной деятельности. Этот этап в развитии дидактики совпал с этапом общего обновления всех сторон в жизни большинства развитых государств и Европы, и Америки, в том числе и реформирования традиционных педагогических систем, не отвечавших задачам нового времени. В русле реформистской педагогики одновременно во многих странах зародилась педоцентристская дидактическая концепция, отличительную черту которой можно выразить педагогической формулой «Vom Kindeaus» — «исходя из ребенка», предложенной шведским педагогом Эллен Кей в книге «Век ребенка». В основе данной концепции лежал призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. [4]

Согласно педоцентристской концепции главную роль в воспитании ребенка должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта, в связи с чем основы данной педагогической системы получили также название теории свободного воспитания. Основу данной концепции заложили идеи Д.Дьюи, Г.Кершенштейнера, В.Лая — теории периода реформ в педагогике в начале XX века. [4]

Современная дидактическая система предполагает, что преподавание и учение составляют сущность процесса обучения, а их дидактическое отношение в структуре этого процесса является предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.3анков, В.Давыдов), гуманистическая психология (К.Роджерс), когнитивная психология (Дж.Брунер), технологизация образования, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х гг. в России, личностно-ориентированное образование. Сущность современной дидактической концепции заключается в понимании обучения как развивающего и воспитывающего процесса, средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. [5]

На основе этого определения можно выделить пять функций современной концепции дидактики:

1) социальная функция обучения, целью которой является формирование личности, которая будет отвечать общественным потребностям и будет способна адаптироваться в современном мире;

2) личностно-развивающая функция, направление которой, лежит на развитие у человека способности развиваться самостоятельно, суметь себя реализовать, а также целью является формирование духовной сущности и нравственного становления;

3) функция здоровьесбережения, основной задачей которой, является сохранение потенциальных способностей к здоровому развитию;

4) функция социальной защиты, способствующая формированию чувства жизненной устойчивости и мотивации на дальнейшую социальную активность в самых непростых жизненных условиях;

5) функция трансляции культуры, в основе которой лежит подготовка учащихся к освоению существующего культурного наследия и формирование устойчивой потребности к ее дальнейшему творческому развитию. [5]

Следует также сказать, что современная концепция дидактики предполагает равноправное положение всех субъектов обучения, и потому в ее основе лежит такое понятие, как «взаимодействие». Согласно этому понятию в современной дидактике разрабатываются различные формы сотрудничества педагогов и обучающихся, с одной стороны, и сотрудничество обучающихся друг с другом — с другой.

Литература:

Оконь В. Введение в общую дидактику. — М.: Высш. Шк., 1990. — 381с.

Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ.ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1989.

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]. В 2-х т. Под ред. И.Пискунова и др. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 486 с. — Т. 2. — 576 с.

Ричардсон Г. Образование для свободы: проект школьного человекоцентрированного направления. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. — 211 с.

Хуторский А. В. Современная дидактика. — СПб.: Питер, 2001. — 536с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитывающее обучение, дидактическая концепция, Европа, организация обучения, предмет дидактики, система обучения, современная дидактика, современная дидактическая концепция, современная концепция дидактики.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Медынский.

Евгений Николаевич Медынский
Медынский Е Н .jpg
Дата рождения 27 февраля (11 марта) 1885
Место рождения
  • Ялта, Таврическая губерния, Российская империя
Дата смерти 6 марта 1957 (72 года)
Место смерти
  • Москва, СССР
Страна Песталоцци избранные педагогические сочинения Российская империя
Песталоцци избранные педагогические сочинения СССР
Научная сфера Педагогика, история педагогики.
Место работы Высшие педагогические (бывшие Фрёбелевские) курсы, Нижегородский институт народного образования, Уральский университет, Государственной библиотеки по народному образованию, НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, издательство «Советская энциклопедия».
Альма-матер Императорский Санкт-Петербургский университет
Известен как профессор Уральского университета, профессор 2-го МГУ (с 1930 МГПИ), директор Государственной библиотеки по народному образованию, исследователь истории российской школы и педагогики, творчества русских педагогов и просветителей: Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого и др.
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке

Евге́ний Никола́евич Меды́нский (1885—1957) — российский учёный в области педагогики и истории педагогики, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН РСФСР (1944).

Биография[править | править код]

Родился 27 февраля (11 марта) 1885 года в Ялте. В 1903 году с золотой медалью окончил Симферопольскую гимназию. Затем окончил Харьковский технологический институт и юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1914[уточнить]).

В 1914—1917 годах занимал должность заведующего отделом народного образования Царскосельской земской управы. В 1912—1915 годах впервые в России читал в Санкт-Петербургской педагогической академии курс лекций по внешкольному образованию. В 1915—1917 годах Медынский преподавал на Высших педагогических (Фрёбелевских) курсах.

В 1918—1920 годах Е. Н. Медынский преподавал в Нижегородском институте народного образования, а в 1920—1922 годах был профессором и деканом педагогического факультета Уральского университета.

С 1922 года работал в Москве, заведующим отделом статистики Политпросвета Наркомпроса РСФСР. В 1922—1948 годах работал преподавателем, с 1926 года профессором 2-го МГУ (с 1930 года — Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова). Также,в 1930—1937 годах он преподавал в Высшем коммунистическом институте просвещения (ВКИП) и других вузах Москвы.

В 1935 году Е. Н. Медынскому была присвоена учёная степень доктора педагогических наук; в 1944 году он был избран действительным членом Академии педагогических наук РСФСР. С 1944 по 1946 год он был директором Государственной библиотеки по народному образованию, а также (в 1944—1948 годах) заведовал отделом НИИ теории и истории педагогики; в 1947—1952 годах был членом Президиума АПН РСФСР.

В 1949—1952 годах был заведующим редакцией педагогики издательства «Советская энциклопедия».

Умер в Москве 6 марта 1957 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 уч.)[1].

Научные интересы[править | править код]

Основное внимание в своих ранних работах Е. Н. Медынский уделял проблеме внешкольного образования. Им была разработана система работы земств и земских учреждений по просвещению, школьному и внешкольному образованию[2]. Е. Н. Медынский развивал и поддерживал идеи демократической направленности российского педагогического сообщества. В педагогической деятельности и научных исследованиях Е. Н. Медынского теоретические положения были тесно связаны с анализом и обобщением практики общественно-просветительской деятельности.
После 1918 года Е. Н. Медынский к внешкольной работе относил политико-воспитательные и общеобразовательные мероприятия для взрослых. Им были разработаны организационно-дидактические основы советской системы внешкольного образования. Медынский выдвинул идеи создания народных домов для политического просвещения масс и превращения библиотек в центры общекультурной работы с населением. Он обосновал необходимость широкого исследования проблем воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни.

В конце 1917 — начале 1918 года Е. Н. Медынский являлся сторонником организации народного образования на принципах самоуправления и автономии, критиковал в связи с этим политику Наркомпроса.

В начале 1920-х годов, в Уральском университете начались его серьёзные исследования в области истории педагогики, продолжавшиеся до конца жизни. С 1920 года он занимался разработкой научно-теоретических и методических основ курса истории педагогики с марксистских позиций, и в 1925—1929 годах написал первый советский учебник по истории педагогики (в трёх томах), который носил название «История педагогики в связи с экономическим развитием общества», в котором высказывал идеи взаимосвязи истории педагогических процессов с социально-экономическим развитием общества и с революционной борьбой народных масс[3]. После переработки книга вышла в 2 частях: «Всеобщая история педагогики» и «История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции» (1938), впоследствии (в 1947 году) в соавторстве[4] было написано несколько глав нового учебника по истории педагогики, который переиздавался в 1956—1982 годах.

Е. Н. Медынский занимался проблемами взаимосвязи и взаимовлияния отечественной и зарубежной педагогики, историко-культурным анализом памятников педагогической мысли как важнейших источников для познания историко-педагогичских процессов. Исследовал историю российской школы и педагогики, анализировал творчество Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, А. И. Герцена, П. Ф. Лесгафта, Л. Н. Толстого и других русских педагогов и просветителей. Он принимал активное участие в подготовке к изданию педагогических сочинений К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и других педагогов.

В 1948 году совместно с Н. А. Константиновым Е. Н. Медынский издал книгу «Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет», в которой в целях исследования опыта советской школы проводил анализ учебных планов, программ и учебников. Также в своих работах Е. Н. Медынский уделял внимание вузовской педагогике, а именно: методике чтения лекций, организации самостоятельной работы студентов и некоторым другим вопросам.

Библиография[править | править код]

Научно-педагогическое наследие E. H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам. В их числе:

  • Методы внешкольной просветительской работы. — Петроград: изд. авт., 1915. — 110 с. (затем: М., 1918);
  • Внешкольное образование. Его значение, организация и техника. — 2-е изд., знач. доп. и перераб. — М.: Книгоиздательство «Наука», 1916. — 327 с. (затем: М., 1918);
  • Внешкольное образование в РСФСР. — М., 1923;
  • Энциклопедия внешкольного образования, т. 1-3. — М., 1923—1925;
  • Методы внешкольного распространения сельско-хозяйственных знаний. — М., 1924;
  • Классовая борьба и воспитание. — М.-Л., 1931;
  • Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. — М., 1942 (в соавторстве);
  • Великий русский педагог К. Д. Ушинский. — М., 1945 (в соавторстве);
  • Педагогика. — М., 1948 (в соавторстве);
  • А. С. Макаренко. Жизнь и педагогическое творчество. — М., 1949;
  • Народное образование в СССР. — М., 1952;
  • Очерки по истории педагогики. — М., 1952 (в соавторстве);
  • Просвещение в СССР. — М., 1955;
  • Воспитание культурных навыков поведения и речи детей. — М., 1958.
Редакторская деятельность.
  • О педагогической деятельности А.С. Макаренко. (Труды Ин-та теории и истории педагогики АПН РСФСР. Вып. 38. Под ред. Е.Н. Медынского и Н.А. Константинова). М.: АПН РСФСР, 1952.

Примечания[править | править код]

  1. Могила Е. Н. Медынского на Введенском кладбище. BillionGraves. BillionGraves, LLC. Дата обращения: 31 августа 2017.
  2. Народные дома, библиотеки, выставки, лекционная деятельность, организация курсов.
  3. Этот учебник подвергся педагогическим сообществом критике за абсолютизацию классового подхода в области просвещения, механическое перенесение социально-политических и экономических категорий и положений на оценку педагогических явлений и чрезмерное увлечение общей историей и философией в ущерб истории педагогики как таковой.
  4. Совместно с Н. А. Константиновым и М. Ф. Шабаевой.

Литература[править | править код]

  • Богуславский М. В. Евгений Николаевич Медынский // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». Т. 1. — 1993. — С. 557—558.

Ссылки[править | править код]

  • Е. Н. Медынский. К 125-лет со дня рождения Евгения Николаевича Медынского // Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского
  • Научная школа кафедры педагогики. «История образования и педагогической мысли» (существует с 1923 года)
  • Е. Н. Медынский : биобиблиогр. указ. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д. Ушинского ; [сост. С. Ф. Батракова ; науч. ред. З. И. Равкин]. — М. : [НИИ общей педагогики], 1986. — 48 с.]

Боревская, Н. Е. Система образования с китайской спецификой / Н. Е. Боревская // Народное образование. — 2003. — № 7.- С.38 — 45.

Виноградов А. В. Китайская модель модернизации: социально-политические и социокультурные аспекты: автореф. дисс… д. полит. н. — Москва, 2003. — С. 2

Вступление Китая в ВТО и высшее образование / Ру Янг // Alma Mater. — 2002. — № 1. — С. 33 — 34.

В Китае // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 4. С 215-221.

Го Синь, Гомбоева М. И., Замошникова Н. Н. Культурное наследие и социокультурные факторы, определяющие проблемы модернизации профессионального образования в Китае // Ученые записки ЗабГУ. 2013. № 4. С. 170-179.

Го Синь. Культура управления модернизационными процессами в современном Китае ( на примере модернизации системы профессионального образования) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика. Психология. № 6, 2013. С. 17-26.

Го Синь. Социально-культурный имидж политической партии (на примере Коммунистической Партии Китая) // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Лингвистика и Межкультурная коммуникации в современном мире». Чита: Заб ГГПУ, 2010. С 279-287.

Го Синь. Сотрудничество Цицикарского университета с российскими вузами в сфере культуры и образования // Материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире». Чита: ЗабГГПУ, 2010. С. 193-197.

Го Синь. Подход к продвижению интернационализации высшего образования Китая с целью содействия развитию и продвижению национальной культуры // Китайское высшее образование. Пекин: № 10. 2012. С. 30-34.

Го Синь. Подготовка китайских высококвалифицированных кадров по интернационализации высшего образования. Пекин: № 1 (25). 2012. С. 59-63.

Го Бису, Чжан Янь, Гуань Дэминь. Дуй фачжань шэцюй гаодэн цзяоюй ды сыкао (О развитии высшего образования территориальных общин) // Чжунян шифань сюэюань сюэбао. 1994. № 4.

Дин Яфэй. Цзинцзи цюаньцюхуа юй Чжунго сяндайхуа (Экономическая глобализация и китайская модернизация) / Яфэй Дин, Фуюань Тоао. — Чжэсюэ яньцзю, 2002. — № 1.

Е дагуан. Boro фачжань дицюйсин гаодэн цзяоюй ды лилунь таньлунь (Теория регионального развития высшего образования в нашей стране) // Цзяоюй яньцзю (Исследование образования). 1990. № 3.

Е Пин. Чуансинь цзяоюй синьлунь (Новая теория обновления образования). Бэйцзин, 2002.

Избранные педагогические сочинения; В 2-х т, — М., 1982; Песталоцци, И.-Г. О народном образовании и индустрии / И.-Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг. -М., 1981.

Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход / Г,Б. Корнетов // Педагогика. —

1995. -№3.-С. 26-47.

Краткая история идеи прогресса [Электронный ресурс] // Наименование ресурса: Сайт Центра консервативных исследований социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. (Дата обращения 2.11.2015 г.)

Кудашов, В.И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования: сущность и спе

цифика взаимосвязи: автореф. дис. … докт. филос. наук / В. И. Кудашов; Иркут. гос. ун-т — Иркутск, 1999.

Лю, Шусянь. Волна глобализации и строительство культурной державы: пер. с кит. С. Торопцева / Шусянь Лю, Мэн Ван // Проблемы Дальнего Востока. — 2004. — № 2.

Ли, Синфу. Шицзянь чжэсюэ шие чжун ды Чжунго цзяоюйсюэ (Китайское образование в поле практической философии) / Синфу Ли, Чанвэй Ли // Цзяоюйсюэ (Образование). — 2002. — № 2.

Лиферов, А. Образование в стратегиях транснациональных корпораций / А. Лиферов // Педагогика. — 2005. — № 2. — С. 79 — 90.

Майбуров, И. Г. Глобализация сферы высшего образования / И. Г. Майбуров // Мировая экономика и международные отношения. — 2005. — № 3. — С. 10 — 17.

Мартьянов В.С. Политический проект Модерна. От мирэкономики к мирполитике. — Москва: РОССПЭН, 2010. — С. 197.

Мин, Вэйфан. Современные тенденции развития высшего образования в Китае / Вэйфан Мин // Alma mater. — 2001. — № 1.

Мохрмен, Кэтрин. Университеты мирового класса и китайское высшее образование / Кэтрин Мохрмен // Alma Mater. — 2005. — № 6. — С. 38 — 39.

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). — Москва: Весь мир, 2011. — С. 37

Песталоцци, И.-Г. О народном образовании и индустрии / И.-Г. Песталоцци // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В. А. Ротенберг. — М., 1981.

Платон. Аристотель. Пайдейя: Восхождение к доблести / Сост. и отв. ред. Г. Б. Корнетов. — М., 2003; Монтень, М. Избранное / Сост. С. Д. Артамонова. — М., 1988; Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., 1982.

Постиглайон, Дж. А. Становление коммунальных коллежей в Китае / Дж. А. Постиглайон // Alma Mater. -2003. — № 8. — С. 42 — 43.

Сюй, Миньцзи. Экономическая реформа в Китае и образование / Миньцзи Сюй // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная литература. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. Отделение Азии и Африки. — Серия 10, Китаеведение — М., 1999. — № 2.

У, Сун. WTO юй чжунго цзяоюй фачжань (ВТО и развитие образования в Китае) / Сун У, Лаохэ У. — Пекин, 2001.

Фомина, М.Н. Философия культуры: онтологический диалогизм / М.Н. Фомина. — Чита, 1999; Абрамова,Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие / Н.А, Абрамова. — Чита, 1998.

Фу, Вэньди. Эршии шицзи чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Реформа и развитие образования в Китае в ХХI веке) / Вэньди Фу. — Харбин, 2003; Чжан, Лили. Состояние китайского высшего образования / Лили Чжан // Высшее образование в России. — 2002 . — № 5. — С. 133 — 136.

Фу, Вэньди. Лиши дэ шимин — XXI шицзи чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань …; Ван, Шаохуэй. Особенности экономического развития Северо-Западного Китая / Шаохуэй Ван // Проблемы Дальнего Востока. — 2000. — № 6.

Фу, Вэньди. Лиши ды шимин — XXI шицзи Чжунго цзяоюй гайгэ юй фачжань (Историческая миссия — развитие и реформирование китайского образования в XXI веке) / Вэньди Фу. — Харбин, 2003.

Хэ, Фушэн. Чжунго сибу цюйюй цзяоюй сяньдайхуа фачжань яньцзю (Исследование процесса модернизации системы образования в западных регионах КНР) / Фушэн Хэ, Хуэйцинь Ли. — Куньмин, 2002

Цзинь, Цзин. Цзинцзи чуаньчиухуа ши ба «ханьгуан линлиндэ шуачень цзень» / Чжунго вэньти баогао: синь шицзе чжунго мяньлинь яньцзень тяочжань («Хододный свет обоюдоострого меча» экономической глобализации / Сборник статей о Китае) / Цзин Цзинь. — Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2000.

Цуй, Хунхай. Развитие китайского высшего образования / Хунхай Цуй // Третья науч.-практич. конф. (с международным участием) «Забайкалье на пути к устойчивому развитию: ресурсы, экология, управление». — Чита: ЧитГУ, 2003. — Ч. 2. — С.71-81.

Цуй, Хунхай. Перспективы гуманизации в Восточных и Западных религиях / Хунхай Цуй //Материалы науч.-практич. конф. студентов и преподавателей кафедр экономики и экономической теории. — Чита: ЧитГУ, 2005. — С.101-106.

Цуй, Хунхай. Концепции развития китайского образования в современных условиях / Хунхай Цуй // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия — Китай — Монголия (18-20 октября 2006 г.): Материалы Международной науч.-практич. конф. — Чита: ЧитГУ, 2006. — С.71-75.

Цуй, Хунхай. Китайская культура и глобальные проблемы образования / Хунхай Цуй // Шестая Всероссийская науч.-практич. конф. «Кулагинские чтения»: Материалы конференции. — Чита: ЧитГУ,2006. -Ч.1.- С.242-245.

Цуй, Хунхай. Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации / Хунхай Цуй // Вестник Читинского государственного университета. — 2006. — №5 (42). — С. 48-58.

Цюй, Баокуй,. Чжунго цзяоюй яньцзю синь цзиньчжань (Исследование системы образования в КНР: современное развитие) / Баокуй Цюй, Цзиньчжоу Чжэн. — Шанхай, 2005.

Чжан, Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации / Шаохуа Чжан // Проблемы Дальнего Востока. — 2000. — № 2; Цзя хуа. Цзяоюй ды чжэсюэ вэньти (Философские проблемы образования) // Цзяоюйсюэ (Образование). — 2005. — № 5.

Чжан, Кайюань. Лин юй хуэйгуй: Чуаньтун вэньхуа юй цзиньдай вэньхуа гуаньси шиси (Откат и возвращение: Влияние традиционной культуры на исторический процесс модернизации общества. Опыт анализа проблемы) / Кайюань Чжан. — Чанша, 1988.

Чжан, Тяньбяо. Шилунь лицзе ды цзяоюй гожэньгуань (Концепция понимающего образования) / Тяньбяо Чжан // Цзяоюйсюэ (Образование). — 2002. — № 3 — Кит. яз.

Чжунго цзяоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие модернизации китайского образования) / Под. ред. Тань Сунхуа. — Гуанчжоу,2003.

Чжунго цзаоюй сяньдайхуа ды цюйюй фачжань (Региональное развитие современного китайского образования) / Под ред. Тань Сунхуа. Гуанчжоу, 2003. С. 79.

Чжу, Сяомань. Реформа содержания образования в Китае / Сяомань Чжу // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 96 — 99; Янг, Ру.

Чи Син, И Тяньфэнь. Чжунго цзяоюй дяоча (Исследование китайского образования). Бэйц-зин, 2005.

Дандай Чжунго цзаоюй цзегоу тиси яньцзю (Исследование структуры современного китайского образования) / Под ред. Чи Кэмина. Гуанчжоу, 2001.

147099 pedagogika

Зарбалиева
Регина Алекперовна

студент
ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет

имени
В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
БЛОКОВ ДЬЕНИША В ВОСПРИЯТИИ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Статья знакомит с
основными математическими понятиями, используемыми в методике математического
образования дошкольников, а также современные технологии. Нами представлены
внедрения и применения логических блоков Дьениша для детей старшего дошкольного
возраста. 

Ключевые
слова

Математические
представления, современные технологии, логические блоки Дьениша.

Актуальность. В
настоящее время решить проблему развития математических представлений у
детей старшего дошкольного возраста, возможно путем внедрения новых, более
эффективных технологий обучения математике, в частности применение логических
блоков Дьениша. В связи с внедрением логических блоков, активизируется
познавательная, двигательная, речевая активность детей дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав
публикации ученых педагогов, проблема остаётся остается не решенной. Исходя из
этого, необходимо внедрить применение современных технологий в процессе
обучения дошкольников.

     
Рассмотрим современные технологии,
которые используются.

1.    
Использование блоков Дьенеша в формировании элементарных
математических представлений у дошкольников;

Логические блоки Дьенеша –дидактическое средство. Это набор
фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Чаще
всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины
(большой и маленький) и толщины (тонкий и толстый).

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными
операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки,
так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действия
относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация,
обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и»,
«или». Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала
элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность
действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах,
пространственную ориентировку.

2. Цветные
палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое
позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой
последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево»,
«между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского
творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой
моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного
ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На
начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети
играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу
знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки
уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся
постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

    3. Развивающие игры
являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с
элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных
многоуровневых задач.

Игры Воскобовича так же
учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса
совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных
ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными
методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо
выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои
сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или
математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

4. Каждая игра представляет собой некий набор задач, в
которую
 играют тысячи детей.
Кубики Никитина развивают очень многие качества: внимание, память,
пространственное представление, воображение, умение находить зависимость и
закономерности. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих
игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают
характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые
ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или
пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

5. Опыт работы с особыми детьми показал, что физическое
развитие напрямую связано с умственной деятельностью и развитием в целом. В
методике даже есть понятие “двигательный интеллект”, которое говорит о
взаимосвязи физического и умственного развития. Стимуляция мозговой активности
ребенка с раннего возраста. Самый активный период развития мозга человека — до
6 лет. Именно в этот период закладывается “фундамент” знаний.

 6. При словесно-логических играх развиваются не только
исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия
других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития
детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать,
комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности
.

7. Логические концовки развивают мышление, воображение,
способность к анализу, синтезу, закреплять умение определять, из какого
материала изготовлен предмет.

      8.Сочетание ИКТ связано с двумя   видами
технологий: информационными и коммуникационными. Информационно-коммуникационные
технологии в дошкольном образовании – это комплекс
учебно-методических материалов, технических и   инструментальных
средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы
их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения
(администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для
образования, развития, диагностики и коррекции детей.  

     
Таким образом, использование данной образовательной современной технологии
преследует цели интеграции со всеми образовательными областями: художественно-эстетическим,
физическим, познавательным, развитием речи, социально-коммуникативным
развитием.

Список
использованной литературы:

1.    
Белошистая. А.В.  Обучение математике в дошкольных образовательных
организациях : методич. пособие /. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М,
2019. — 319 с.

2.    
Давыдов В.В. Проблемы
развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования.
Москва, Педагогика, 1985.

3.    
Ерофеева Т.И. Математические представления (методическое пособие)//
Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Пособие для воспитателя/Под
ред. Л.А.Парамоновой и О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987.- С.90-100.

4.     Запорожец А.В. Развитие эмоциональной
регуляции действий у ребенка. — В книге: Материалы IV Всесоюзного съезда
общества психологов. Тбилиси, 1971.

5.    
Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А.
Избранные педагогические   сочинения:   В  
2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая
библиотека).

6.     Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории
зарубежной педагогики — М., 1981, с.163-195

7.    
Монтессори М.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе./ М. Монтессори. — М.: ИД
«Карапуз», 2009. — 95 с

8.    
Песталоцци
И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М.
Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.

9.    
Ушинский, К.
Д. К. Д. Ушинский. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики /
К.Д. Ушинский. — М.: Дрофа, 2005. — 640 c.

  • Пестрые сказки с красным словцом
  • Пестрые сказки одоевского читать
  • Песочные часы рассказ для детей каверин
  • Песочное шоу сказка о царе салтане отзывы
  • Песочный человек гофман о чем рассказ