Песня я из страшной русской сказки все равно откуда ты

Евгений добров 26.03.2021 в россии выстраивается самобытная музыкальная сцена, альтернативная примитивной эстраде и шаблонному поп-высказыванию. мало где в современной россии

Евгений ДОБРОВ

26.03.2021

6-Burkin_16.11.jpg

В России выстраивается самобытная музыкальная сцена, альтернативная примитивной эстраде и шаблонному поп-высказыванию.

Мало где в современной России мы можем наблюдать столь заметный прорыв, как в нашей музыкальной индустрии. Буквально за последнюю «пятилетку» она изменилась до неузнаваемости. Невероятно, но факт: теперь моднее слушать наших новых артистов, а не зарубежную поросль.

По данным компании PricewaterhouseCoopers, за 2018 год доход рынка музыкальных записей в России составил 81 млн долларов, а по итогам 2019 года — уже 156 млн. Подобная динамика предполагает, что в период до 2024 года рынок будет расти со среднегодовым темпом 21,4% — это, конечно, без коррекции на пандемию.

Такой динамизм в российской музыкальной индустрии стал следствием двух глубоких сдвигов в отечественном музыкальном пространстве, определивших его своеобразный «ренессанс». Первый — резкое изменение всей технологической среды, которая, с одной стороны, позволила удешевить и демократизировать процесс производства музыкального контента, а с другой — наконец, включила Россию в глобальный музыкальный контекст. Второй, быть может, еще более важный аспект — выход «на сцену» целой плеяды новых артистов, музыкальных коллективов и продюсеров, которые почувствовали новый социальный запрос на самобытность и сумели дать на него ответ.

Дэвид Бирн, экс-лидер группы Talking Heads, в своей книге «Как работает музыка» вспоминает, что на тот момент, когда он делал первые шаги в музыкальной индустрии, запись новой песни была процессом кропотливым и многоступенчатым. В конце 70-х все приходилось делать в специальных звукоизолированных студиях, где работал отряд из специалистов, способных совладать с хитро устроенным оборудованием.

Внушительно были обставлены и сами студии — по воспоминаниям музыканта, с очень толстыми дверьми, обычно обитыми ковровой тканью, с множеством балок на потолке, чтобы обеспечить правильный акустический эффект. В центре же комнаты, как правило, находилась «массивная консоль, напоминающая капитанский мостик звездолета «Энтерпрайз», и было совершенно очевидно, что «освоить панель управления обычным музыкантам совершенно не под силу».

Иными словами, творческий путь музыканта в те времена сопровождался изрядным количеством институтов, специалистов, менеджеров и тяжеловесной аппаратуры, без которых нельзя было добиться чего-то хоть сколько-нибудь значимого. Но так было до тех пор, пока музыкальная индустрия не пережила мощнейший технологический рывок. И последствия его оказались эпохальными.

Монополия лейблов на музыкальный контент, которая осуществлялась за счет материальных носителей (кассеты, CD-диски, виниловые пластинки), была разрушена форматом MP3 и пиратством. Продюсерская монополия — новыми цифровыми сервисами. А звукозаписывающие студии оказались вытеснены более технологичным и доступным оборудованием. Эти глобальные трансформации удачно совпали в России, что обеспечило новую инфраструктуру для качественного поворота в музыкальной индустрии.

Стоит начать с парадоксального: именно музыкальное пиратство, когда-то столь распространенное в нашей стране, по сути, стало тем явлением, которое вывело на свет новых российских артистов. Новых и по типажу, и по звучанию, и по содержанию песен.

Первый этап трансформации был осуществлен с появлением широкополосного интернета — глобального великого уравнителя, с его архитектурой, нацеленной на принципиально свободную циркуляцию информации. Едва появилась технология оцифровки звука, пространство Сети наводнилось песнями, которые стали нелегально распространяться по веб-каналам. Начался двоякий процесс: с одной стороны, торрент-трекеры, файлообменники, локальные сети способствовали распространению новой музыки, с другой — ломали отлаженные схемы промоушена и легальные каналы дистрибьюции.

Но пока музыкальная индустрия теряла миллионы долларов, IT-гиганты, перенимая технологии пиратства, создали совершенно новый формат жизни музыкального контента — стриминговый сервис. Эта платформа потокового музыкального вещания чем-то напоминает радио, но только без ведущих, продюсеров и сеток программ. На ней представлены огромные каталоги легальной музыки с ассортиментом рекомендаций от музыкальных редакторов или алгоритмов, которые открывают пользователю новую музыку, анализируя его предпочтения. При этом доступ к этим сервисам до смешного дешев — как покупка одного CD-диска.

Первопроходцем стал Стив Джобс, в далеком 2001 году запустивший первый цифровой интернет-магазин iTunes, где одна песня стоила 99 центов. Проект оказался чрезвычайно успешным, и вслед за ним на этот рынок потянулись другие IT-компании: Google, YouTube, Яндекс. В России стриминг прижился быстро. Ведь традиция покупки легального музыкального контента у нас так и не сложилась, зато модель потокового вещания, похожая на то, что делали отечественные музыкальные пираты, понравилась сразу. Уже к 2019 году, согласно данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), Россия стала мировым лидером по доле пользователей стриминговых сервисов: в нашей стране этими музыкальными сервисами пользуются 87% слушателей музыки, в то время как в мире — только 61%.

Эта новая технология не только спасла глобальную музыкальную индустрию от разорения, значительно уменьшив объем пиратского контента, но дала музыкантам доселе неслыханную свободу для самореализации.

«Для любой начинающей группы стриминговый сервис — настоящий подарок, — рассказывает «Культуре» Андрей Логутов, специалист по популярной музыке, доцент филологического факультета МГУ. — Здесь процесс входа на музыкальный рынок полностью автоматизирован, а разнообразные сервисы облегчают возникающие по ходу проблемы. Кроме того, в этой модели лейблы, по сути, оказываются уже не нужными, так что им самим пришлось быстро перестроиться под новую реальность. Конечно, в стриминге есть и обратная сторона — за прослушивания здесь артисты получают копейки. Но желание славы, как правило, сильнее».

Безусловно, стриминг не стал средством обогащения для артистов. Но он предложил им нечто другое — возможность пробиваться к своей аудитории, минуя все опосредующие институции в виде лейблов или больших медиа. И это привело к тому, что отечественный музыкальный рынок стал куда более пестрым, а многие локальные артисты в России вскоре оказались способны конкурировать даже с западными поп-гигантами. То, что еще 10 лет назад существовало своей, местечковой, гаражной жизнью, вдруг оказалось в поле внимания аудитории.

Но помимо этого, сама музыкальная технологическая среда к концу 2010-х стала демократичнее за счет появления более доступной и качественной аппаратуры. «В 90-е годы, чтобы заниматься музыкой сколько-нибудь серьезно, нужно было проползти огромный путь, — рассказывает музыкальный эксперт Артем Рондарев. — Нужно было искать репетиционные базы, студии, качественные магнитофоны. Всю работу нужно было делать на плохом железе — компьютерные программы были «дохлыми», так что без дорогих студий обойтись было нельзя. Теперь можно купить микрофон, установить недорогую программу и писать музыку, сколько хочется». Так существующая многие годы бизнес-модель в мире музыки оказалось разрушена, когда новые технологии создали эффективные, более подвижные социальные и культурные лифты.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

История женской поп-группы «Пропаганда» довольно типична для российского музыкального рынка времен 90-х — начала нулевых. Три девушки решили объединиться в музыкальный коллектив и стали выступать на Арбате, придумав для каждой композиции небольшое цирковое представление. Однажды их выступление увидел директор звукозаписывающей компании Алексей Козин и познакомил их с продюсером Сергеем Изотовым.

И тот стал ваять из коллектива типичный западный образ привлекательных поп-див, которые быстро завоевали армию поклонников, выпустив несколько хитов. Однако уже через несколько месяцев группа едва не распалась — коллектив покинули две девушки, которых заменили новыми участницами более «модельной внешности». По словам одной из участниц группы, продюсер Сергей Изотов настаивал на смене имиджа — «выходить на сцену в одном нижнем белье, чтобы к нашим стадионам добавились еще и бани».

Модель карьерного пути была примерно одинаковой. Сначала исполнитель должен был выделиться, стать заметным для продюсеров старой школы и толстосумных капиталистов. После встречи с таким человеком артист проходил обработку своего таланта — своеобразную «фабрику звезд», унифицирующую и усредняющую его потенциал до нужного формата, который можно продать как можно более широкой аудитории. И наконец, уже пройдя всю необходимую промышленную обкатку, команда, работающая с музыкантом, должна была протолкнуть его в большие медиа — телевидение, радио, чтобы его голос и образ замелькали перед миллионной армией слушателей и зрителей. Иными словами, продюсеры отбирали себе артистов, чтобы затем переплавить их в штамп, желательно похожий на те, что производил богатый западный рынок. Вот лишь только несколько параллелей: «Блестящие», «ВИА Гра» — «Спайс Гёрлс», «Ранетки» — «Токио Хотел», Нюша — Селена Гомес. Однако время, несущее за собой новые технологии, внесло свои коррективы в эту модель поп-производства.

«Если раньше трио из, условно, беленькой, черненькой и рыженькой девицы были чем-то вроде рабочей модели для успешного музыкального проекта, то сейчас все это уже не работает, — рассказывает изданию Надежда Бойчевски, продюсер, гендиректор и глава A&R ONErpm Russia, преподаватель Moscow Music School. — И главным образом потому, что у нашей аудитории сформировался сильный запрос на что-то свое, аутентичное. Хотят, чтобы артист пел про что-то родное, условно — про тропинку, про лесок, в поле каждый колосок. Чтобы песня с тобой непосредственно резонировала».

Кроме того, по словам эксперта, оказалось, что глобальный западный рынок — достаточно переменчивая машина, со своими тенденциями, которые далеко не всегда будут понятны российской аудитории. «Например, мода на латиноамериканскую музыку и напевы близка миллионам людей на Земле, но для нас такая музыка чужая. Потому что мы ребята северные и привыкли к долгим нотам, нам нравится пританцовывать, а не танцевать», — замечает Надежда Бойчевски.

Вдобавок к этому в России стали доступны почти все общемировые музыкальные сервисы, и у аудитории появилось больше возможностей для выбора своей музыки, минуя традиционные медиа с навязываемыми ими идолами. Вместе же с уходом продюсеров 90-х годов в индустрию стали приходить новые люди, которые были способны понять не только трансформации, которые произошли в индустрии, но и то, что сами артисты перестали быть «поющими трусами». Напротив, они приобрели независимость от больших корпоративных игроков за счет интернета, стриминга и новых технологий.

Так на смену базовой бизнес-модели, в рамках которой лейбл формировал «шаблонного» артиста и продвигал его творчество через имеющиеся ресурсы, пришла новая модель — музыкантам предоставляется комплексное сопровождение их деятельности в формате «360 градусов», но при этом никто не вмешивается в их творческий процесс. Изменилась и сама продюсерская стратегия: вместо фабрикации типичных звезд возникла ориентация на индивидуальность артиста. Если раньше, к примеру, продюсер Максим Фадеев писал для артиста весь материал — музыку, тексты, — создавал образ, а потом подбирал под него подходящего артиста, то теперь продюсер — это человек, который берет уже готового артиста и, скорее, помогает ему реализовать весь потенциал.

Иными словами, теперь на «продажу» идет уникальный стиль музыканта, особенность его творческой манеры. Такая модель оказалась успешной еще и потому, что прекрасно вписывалась в новую реальность, созданную технологической средой современности, где между артистом и его аудиторией дистанция практически стерлась. Потому и в музыке стало звучать что-то такое, что создает ощущение сопричастности артиста и его слушателя — как будто бы они идут бок о бок. Как проницательно заметил в связи с этим автор одной статьи: «Мне надоело лицемерить и делать вид, что западная музыка ведет касающийся меня диалог. Или делать вид, что их сцена не страдает от кризиса свежих идей». Так, начался масштабный процесс музыкального импортозамещения, совпавший с импортозамещением посткрымским, которое вывело в свет великое русское разнообразие.

С ГОРОЧКИ, С ГОРОЧКИ — САНОЧКИ, САНОЧКИ

«Бит шатает голову, голову мою. / А перед выцветшей иконою Господа молю», — пожалуй, самая известная строка Хаски, российского рэпера. Несколько лет назад он прославился эпатажными высказываниями и протестными действиями. Правда, подкупающая способность его творчества не держится лишь на протестном высказывании.

В большей степени он привлекает аудиторию ярким литературоцентризмом своих текстов. «И моя русская поэзия в подъезде у кента, / Где я глядел во все глазища, но увидел лишь одно, / Бесконечные трущобы в бесконечное окно», — читает он в песне «Бит шатает голову». Эта хандрическая манера, с которой он описывает свой подростковый период в Улан-Удэ, вместе с тем увязывается с проживанием «русской тоски».

Хаски — лишь один из примеров того музыкального импортозамещения, которое параллельно эстраде и миру попсы все последние годы выстраивало свое альтернативное звучание. Музыка здесь приобрела самобытный импульс и оказалась способной проблематизировать российскую действительность, работая с русской литературой и эстетикой. В своих клипах ее исполнители сознательно используют наше пространство и наш ландшафт: спальные районы и окраины, архаичные ларьки и угрюмые железные дороги, хрущевские подъезды и имперские фасады русского модерна.

Тот же российский хип-хоп едва ли не первым вышел на этот новый уровень самобытности в отечественной музыкальной индустрии. Например, первый альбом, который стали обсуждать абсолютно все, — «Горгород» рэпера Оксимирона, был создан как единое романное повествование. И эта пластинка стала точкой отсчета, которая показала усложняющуюся поэтику российского хип-хопа, где темы беспочвенности, метафизической боли, тоски по сакральному проговариваются все чаще и чаще. Вот, например, отсылка к Евангелию в песне «Ни ночи, ни дня» группы «Макулатура»: «Я так долго менял одежды, себя искал / А подлинный я — тот, кто плачет на полу и зовет Христа». И несколькими строками ниже: «Поэт во мне распинает Бога, а потом распинается рядом / И кричит: «Или, Или! Лама савахфани!» Во царствие твоем меня помяни».

За ними в это царство новой российской музыки вошли ряд исполнителей, которые задают координаты этой сцены: направления, моду, смыслы, семплы с традиционно сложной для России мелодикой. «Копи, копи, копи капли слёз/ Ими стреляй в сердце мне, но невсерьез» — ненавязчивый текст группы «Мы», работающей в жанре, близком направлению дрим-поп. Представьте себе легендарную группу Crystal Castles, только поющую про наши темы, на родном языке.

«Я из страшной русской сказки, все равно откуда ты / Не боюсь дневного света, здесь и так хватает мглы» — начало трека «Сказка» группы IC3PEAK. Этот хип-хоп-текст Анастасия Креслина зачитывает формой традиционной русской считалки. Этот новый «Вышел месяц из тумана» получается таким же запоминающимся, таким же хватким. Клип на эту песню выходит с не менее сюрреалистическим видеорядом, чей эффект добавляется социально-политической остротой текста.

Стоит, наконец, сказать о самом показательном исполнителе в этом контексте — ИльяМазо. «С горочки, с горочки / саночки, саночки / и полетим, полетим вниз», — так начинается одна из первых песен Ильи, играющего на ностальгии и на личных детских впечатлениях. Сумрачный вокал, отсылающий слушателя к андеграунду 90-х, к сибирскому панку и к русскому романсу, кажется, исполнен традиционной для России тоски. Свой творческий путь Илья начал в 2016 году, выпустив первый альбом «Предметные дни», а с ними одновременно и спектакль, и даже видеоигру, объединив их в один сюжет.

Стриминговые звезды не подменят устоявшуюся сцену концертных залов. Но важно то, что отечественная музыкальная среда с ее четко структурированным рынком стремительно расширяется за счет пространства новой музыки, которая глубоко уходит корнями в российскую культуру.

Материал опубликован в № 11 газеты «Культура» за 2020 год

В Советском Союзе рок-музыканты долго были андеграундом, фестивали были неофициальными, записи — «самопальными», концерты проходили в квартирах или полузаброшенных клубах на городских окраинах.

Но «Землянам» этой участи удалось избежать: для них были открыты и телевидение, и официальные концертные площадки. Возможно, потому, что в песнях не было ничего, что считалось бы недопустимым или скандальным, это был так называемый в те годы ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), который исполнял в рок-стилистике песни советских авторов о сильных мужчинах, космосе, небе, каскадерах, общечеловеческих жизненных ценностях.

Возможно, во многом поэтому же «Землян» помнят и знают не только 40–50-летние, но и молодые: в 2021 году их «Трава у дома» оказалась самой популярной советской песней в караоке у молодежи — по версии группы МДК в социальной сети «ВКонтакте» (число подписчиков — более 11,6 млн).

В Петербурге, на исторической родине легендарной группы, из мэтров по-прежнему живет ее лидер-гитарист Игорь Романов. После «Землян» у него были собственная группа «Союз», сольные проекты, работа на радио и почти 15 лет в «Алисе». Но период «Землян» он вспоминает с особым трепетом и ностальгией.

Вместе с Романовым мы побывали у ДК имени Дзержинского и в Ленинградском дворце молодежи (ЛДМ). Оба места — знаковые для города, и именно с ними наиболее тесно оказалась связана судьба «Землян».

ДК имени Дзержинского

Сегодня его мало кто в Петербурге воспринимает как важную концертную площадку, а между тем «милицейский клуб» с советских времен благополучно сохранил свой статус — ныне это культурный центр при Главном управлении МВД.

Здесь и в ковидную эпоху проводят концерты, но их успех едва ли сопоставим с теми аншлагами, которые бывали в этих стенах десятки лет назад. В блокадные годы это был едва ли не единственный на весь Ленинград зал, который не закрылся и куда могли прийти жители осажденного города.

Для «Землян» ДК имени Дзержинского был «домашней» площадкой.

«Символично, конечно, что группа, которая играла рок-музыку, базировалась в ДК милиции. Как-то это не очень совмещалось по тому времени, но тем не менее так случилось. Когда мы начинали здесь, мы были еще непрофессиональной группой», — вспоминает Игорь Романов.

45-летний юбилей — дата на самом деле не совсем точная. 45 лет исполняется скорее «золотому» составу «Землян», с которым она прославилась на всю страну и в котором оказался Романов. Саму же группу еще в конце 1960-х создали студенты Ленинградского политехникума. Под громким названием «Земляне» они исполняли кавер-версии хитов западных групп — от битлов до Led Zepellin. Коллектив быстро выделился на фоне других. 

Ансамбль "Земляне" во время выступления во Дворце спорта "Динамо", 1987 год Николай Малышев/ТАСС

Ансамбль «Земляне» во время выступления во Дворце спорта «Динамо», 1987 год

© Николай Малышев/ТАСС

В итоге, сменив несколько местечковых клубов в качестве «крыши над головой», они нашли приют под крылом ГУВД: учреждению позарез был нужен сыгранный коллектив для официальных смотров. С тех пор отношения группы с контролирующими органами стали менее напряженными — как расказывал в одном из интервью Андрей Большев, барабанщик «Землян» из раннего состава, в случае проблем они всем теперь говорили: «Так мы ансамбль МВД!»

Выпускники училища имени Римского-Корсакова — Борис Аксенов и Игорь Романов — пришли в группу к концу 1970-х. 

«У меня до «Землян» были же еще «Россияне», — рассказывает Игорь Романов. — Вместе с Олегом Гусевым, Борисом Аксеновым мы играли арт-рок, и у нас были сложные, часовые композиции, где мы использовали различные сложные размеры: пять, семь четвертей, там же мы играли рифы на девять восьмых. То есть вокала там было немного, большую часть занимала музыка. Играли на сейшенах по институтам — в той же «Тряпке», например (Институт легкой промышленности, ныне Университет промышленных технологий и дизайна — прим. ТАСС).

Романов рассказывает, что через школу сейшенов проходили тогда все музыканты в городе — это были нелегальные мероприятия, билеты на них распространяли между собой сами студенты.

«И ты не думал, куда и как идти играть, — оно как-то происходило само собой, мы занимались музыкой и не думали о чем-то другом, — улыбается Игорь. — Рок-клуба тогда ведь еще не было, на улице Рубинштейна располагалась другая организация под вывеской ЛДХС — Ленинградский дом художественной самодеятельности. Там тоже был зал, и вот в нем иногда официально приходилось сдавать программу, если мы собирались играть на танцах где-то за городом. Хотя в концертах мы потом все равно играли то, что хотели, и то, что умели…»

Вокалистом новые «Земляне» взяли Игоря Дембовского. Уже через год его заменит Сергей Скачков, чей голос навсегда станет для «Землян» фирменным. Но именно Дембовского можно услышать на первой пластинке группы — миньоне с песнями Марка Фрадкина.

Мэтр советской эстрады, автор еще военных песен, написавший для Бернеса «Течет река Волга», лично приехал послушать игру ленинградских рокеров и подарил им сразу две своих песни, которые Романов аранжировал так, что «Землян» пригласили записаться на «Мелодии».

«Песни назывались «Красный конь» и «Время тюльпанов». Гонорар с миньона был, конечно, копеечный — мы и позже за пластинки не получали больших денег. Но думаю, это принесло нам какую-то первую известность», — говорит Романов.

Движение вперед

Киселев и Романов, как тогдашние лидеры группы, смотрели вперед: компромиссы в виде рок-обработок типично эстрадных песен были необходимы «Землянам» для того, чтобы пробиться наверх. Результат не заставил себя ждать: в 1979 году их впервые пригласили на телевидение — тогда еще только ленинградское.

Игорь Романов во время выступления на концерте "Рок за мир" во Дворце спорта "Динамо", 1985 год Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

Игорь Романов во время выступления на концерте «Рок за мир» во Дворце спорта «Динамо», 1985 год

© Роман Денисов, Александр Шогин/ТАСС

«Первый блин получился по всем правилам — комом. Нас решили записать «живьем», — рассказывает гитарист. — Мы привезли все свое оборудование, отыграли. Но когда я услышал это в эфире, мне стало жутко. Нет, мы играли нормально, но, видимо, тогда уровень техники и звукорежиссеров был очень низким. Впоследствии мы учли этот опыт «антирекламы», были аккуратнее и писались на телевидении под фонограмму. Вообще это была общая практика того времени — просто на нас телевизионщики, видимо, решили провести эксперимент», — улыбается Романов.

Записывать композиции собственного сочинения они в то время еще не могли: для этого нужно было состоять в творческих союзах — композиторов, писателей. Или как минимум получить серьезное признание со стороны уже состоявшихся авторов, что и делали «Земляне».

«Только в 1983 или 1984 году мы сняли клип на песню «Кораблик», к которой изначально я написал и музыку, и текст. Но именно для того, чтобы песня прошла на ТВ, ее все равно отдали Михаилу Пляцковскому — и он написал свои стихи», — рассказывает Игорь Романов.

На сцене ограничений было гораздо меньше, говорит гитарист. Музыканты могли играть на концертах, например, те же западные каверы, просто не указывая их в официальной программе. А в 1980 году «Земляне» молниеносно откликнулись на смерть Джона Леннона композицией «Представь себе» — русской кавер-версией Imagine.

«И об этом спокойно, без намека на осуждение, написали газеты — то есть это было приемлемо», — поясняет Романов.

В ДК имени Дзержинского «Земляне» «квартировали» недолго: оттуда они уехали сдавать программу для гастролей в Кемерово. Группа объехала с концертами всю область, будучи уже прикрепленной к местной филармонии. Почувствовав первый успех (а люди ломились на одно только слово «рок-группа» в афише), в Ленинград «Земляне» вернулись окрыленными. Тогда они и перебрались на другую площадку.

Ленинградский дворец молодежи

«Дворец молодежи — это было культовое место той эпохи. Здесь тогда была постоянная движуха, — рассказывает Игорь Романов, поднимаясь на сцену театра (в котором сегодня играют мюзиклы). — В соседнем фойе стояла небольшая сценка и проходили дискотеки. А здесь, в большом зале, выступали уже более-менее известные группы — из того же рок-клуба, например. «Сайгон» был культовым кафе, а ЛДМ — однозначно культовой сценой».

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи Андрей Федечко

Игорь Романов возле Ленинградского дворца молодежи

© Андрей Федечко

Именно в ЛДМ «Земляне» аранжировали и репетировали свой первый хит, песню «Каскадеры» на стихи Андрея Дементьева. Сочинил ее московский композитор с ленинградским образованием Владимир Мигуля (он же автор «Травы у дома»). Записывали «Каскадеров» в Москве — тогда необходимая аппаратура нашлась только там. А клип снимали под Ярославлем — на снегоходах.

«Эту запись и сегодня можно отыскать в интернете. Представьте себе: заброшенное летное поле, январь, мороз 30 градусов, — делится воспоминаниями Игорь Романов. — Нас нарядили в костюмы, а чтобы мы слышали фонограмму, раздали милицейские рации, в которых все шипело и ничего не было слышно, — попасть в текст было трудно. И целый день мы снимали с перерывами на погреться в автобусе. А вечером у нас были еще концерты в Ярославле. И вот я помню, что после съемок на сцену я вышел совершенно оглохший на одно ухо от этой рации — поэтому пришлось постоянно поворачиваться к партнерам другим боком. Слух, к счастью, вернулся», — смеется Романов.

Более смелые эксперименты

Он неустанно повторяет: для «Землян» важнее всего была музыка. Наверное, поэтому у них была самая передовая по тем временам аппаратура (не только звуковая, но и световая), которую иногда даже перекупали у зарубежных групп, заезжавших на гастроли в СССР.

На тексты музыканты тогда не обращали особого внимания. Сейчас Романов оценивает тексты Дербенева и Дементьева как высокую поэзию, признавая, что в те годы не понимал глубины их простых строчек. Но и ставка на качественный, профессиональный звук сработала безотказно. «Добивала» же группа своей энергетикой и фантастическими по тем временам шоу, с которыми они исколесили весь Советский Союз.

«Земляне» — это ведь не только музыканты на сцене. Нас было 20 человек. Мы повсюду возили за собой два трала с оборудованием. И все концерты мы играли вживую, даже если у нас был не один, а по два-три концерта в день. В Узбекистане, помню, мы давали и по четыре: первый, «утренник», начинался в 11 утра, а к 11 вечера я приходил в номер, набирал ванну и смотрел на свои потертые, скажем так, ноги… — Романов не перестает улыбаться. — Перерывы между концертами были по 15 минут: тяжеловато. Тем более что играли мы там на улице, а дело было летом, жарко! Но мы были молодые, все выдерживали, гнали на автомате. В каждом городе мы проводили так по 10–15 дней».

Впереди у «Землян» было еще несколько лет уверенного взлета. Они выступали на топовых площадках, собирали крупнейшие стадионы: в Москве — «Олимпийский», в Ленинграде — СКК. На последней площадке им удалось дать 18 аншлагов подряд.

На эту тему

Опустели без тебя "Земляне".

Но никакой взлет не бывает вечным: в 1985 году, на пике популярности, Игорь Романов и барабанщик Валерий Брусиловский создали новую группу «Союз», чтобы отдаться более смелым экспериментам. Еще через три года коллектив покинет его бессменный продюсер Владимир Киселев. Какое-то время о «Землянах» не будет слышно ничего: на небосклоне рока будут сиять новые звезды — в том числе из родного для «Землян» Ленинграда.

И только в XXI веке ветераны группы начнут возрождать ее на волне ностальгии по 1980-м — в 2006 году шумно отпраздновали 30-летие группы в «Лужниках» и Кремлевском дворце. В 2009-м «Траву у дома» признали официальным гимном российской космонавтики. Не обошлось в новейшей истории «Землян» и без судебных разбирательств из-за авторских прав и товарных знаков. Но теперь они тоже в прошлом. В конце концов, главным остается то, что песни «Землян» и их музыкантов узнают и любят все новые и новые слушатели. И — помнит город, в котором почти 45 лет тому назад они начали свой путь к славе.

Дмитрий Селиванов, Юлия Острогожская

На уходящей неделе в столичном клубе «16 тонн» прошел концерт восходящей, но уже популярной певицы Гузель Хасановой. Четыре года назад она выиграла «Новую Фабрику звезд», а сейчас собрала полный зал на свой всего лишь второй сольный концерт. Поддержать исполнительницу пришли не только сотни поклонников, но и мощный десант в лице «создателя звезд» Виктора Дробыша. О том, как прошел концерт «новой Кристины Агилеры» российской эстрады и за что просил прощения маститый продюсер, — в репортаже корреспондента «БИЗНЕС Online».

В столичном клубе «16 тонн» прошел концерт восходящей, но уже популярной певицы Гузель ХасановойВ столичном клубе «16 тонн» прошел концерт восходящей, но уже популярной певицы Гузель Хасановой

«Красавица, да еще с таким вокалом!»

Тем, кто следит за развитием музыкальной части отечественного шоу-бизнеса, имя Гузель Хасановой давно известно. Красивая девушка из Ульяновска с татарскими корнями и мощнейшим вокалом запомнилась телезрителям сначала по участию в украинском шоу «Х-Фактор», а потом и в российской «Новой Фабрике», которую она выиграла в 2017-м. Сейчас у 28-летней певицы полностью расчищена взлетная полоса для долговечного успеха: яркая внешность, неоспоримый талант и патронаж звездного продюсера Виктора Дробыша.

Всего этого можно было не перечислять и просто прийти в клуб «16 тонн». Зрители стали собираться за час до официального начала концерта, но, даже когда часы пробили 7 часов вечера, людской поток и не думал прекращаться. Совсем юные поклонницы, взрослые дамы, влюбленные пары, мужчины в солидных костюмах и байкерских куртках — все стремились внутрь.

В какой-то момент даже казалось, что коронавирус отступил. Никаких QR-кодов, ограничений по вместимости и дистанции, никакого желания носить средства индивидуальной защиты. Клуб практически трещал по швам и гудел в предвкушении молодой звезды. Сама певица вышла на сцену только спустя 40 минут, но гости этого даже не заметили. Если кто и оказался случайно в зале, понял сразу — перед ним большая звезда. Иначе никак нельзя описать царившее благоговение.

Артистка появилась на крохотной сцене клуба в объемном розовом платье, напоминающем пышное заварное пирожное, поблагодарила собравшихся и сразу начала петь. Толпу даже не пришлось раскачивать. Она знала все песни (хотя до хитов было еще далеко) не хуже самой Хасановой.

— Вы давно слушаете Гузель? — спрашиваю я у взрослой женщины, снимающей певицу на телефон.

— С «Фабрики». Мне кажется, она наша собственная Кристина Агилера. Красавица, да еще с таким вокалом!

Тут же в разговор вклинивается пара развеселившихся ребят:

— А мы в Tik-Toke ее увидели, — говорят они, стараясь перекричать ревущие басы.

«Татарская Агилера» то и дело уходила за кулисы и возвращалась в новом образе«Татарская Агилера» то и дело уходила за кулисы и возвращалась в новом образе

«Мне кажется, ее должны любить миллионы миллионов»

Хасанова действительно очень популярна в интернете. В Tik-Tok у нее на этой неделе было 125 тыс. подписчиков, в «Инстаграме» — 178 тыс., а видео на YouTube набирают до 20 млн просмотров! «Аудитория у меня прекрасная. Полный зал, хором поющий каждую песню. Это не перестает меня вдохновлять! Готовлюсь к концертам я с детства, а вот конкретно к данному мероприятию подготовку начала только за две недели, если говорить о встречах с командой, репетициях с музыкантами», — рассказала певица в беседе с «БИЗНЕС Online».

К радости собравшихся, героиня вечера позвала на концерт своих друзей и коллег по продюсерскому центру Дробыша. Девушку пришли поддержать Стас Пьеха, IVAN, SHAMAN и Masstank. Они спели как собственные песни, так и совместные с Хасановой хиты. При этом «татарская Агилера» то и дело уходила за кулисы и возвращалась в новом образе. Розовое платье-пирожное сменилось черным коктейльным нарядом свободного кроя с элегантным париком, затем Гузель появилась в кожаной косухе поверх клетчатого платья-рубашки, а потом вышла в белом жакете и черных ботфортах.

Со сменой одежды происходила и перемена в музыке. Хасанова говорила со своими слушателями о разбитом сердце, мечтах, черных полосах в жизни, любви и счастье. И в этом разговоре не было ничего высокопарного или наигранного. Она знает, о чем поет, ведь сама зачастую пишет музыку к своим песням. В то время как за тексты отвечает ее талантливый брат Ильяс Хасанов. К тому же артистка свободно говорит на родном татарском. «Правда, я мишарка. Соответственно, говорю на мишарском диалекте. А с родными мы всегда общаемся на татарском», — поделилась певица.

На концерте же толпа не раз перехватывала у нее инициативу, безошибочно заканчивая фразы, но, как только девушка запела свой хит «Двое», зал пел вместо солистки. «Я — это ты. Нет высоты. Ты прикоснись ко мне рукой. Я разольюсь в тебе рекой. Я всегда буду с тобой», — нараспев гудели сотни собравшихся строчки из песни.

В конце концерта гостей ждал еще один подарок — на сцену вышел сам продюсер и композитор Дробыш. «Я поначалу Гузель недооценивал. И то, что мы сейчас не во Дворце спорта, это моя вина. Мне кажется, ее должны любить миллионы миллионов», — признался продюсер, обняв свою перспективную певицу. Вместе они исполнили «Историю любви», а потом прозвучал кавер на главный хит Татьяны Булановой «Не плачь» в новой обработке.

Сразу после выхода реанимированного сингла новость наделала много шума — Буланова раскритиковала аранжировку. Но публика с восторгом приняла «Не плачь» Хасановой и на живом концерте в экстазе ревела под мелодичные звуки.

К слову, у Татарстана тоже есть все шансы услышать вживую восходящую звезду. Певица часто бывает в республике и мечтает однажды приехать туда с концертом. «Я татар кызы с рождения! — сказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Это у меня никто никогда не заберет. Татарские песни пою и слушаю очень часто. Мне хотелось бы выпустить что-то на родном языке».

«Колобок»

Музыкальная
сказка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Для
детей 5-7 лет

Подготовила
музыкальный руководитель: Флат Л.В.

МБДОУ «Детский сад
№34», 2021год.

Действующие лица:

Рассказчик

Дед, Баба, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

Музыкальный репертуар:

смотреть журнал «Музыкальный руководитель» №6 – 2009г., стр.
48 — 62

Исполняется вступление (приложение 1)

Рассказчик. Дед и Баба жили-были.
Колобок они слепили.

                       В жаркой печке испекли. И к окошку
поднесли.

Исполняется
песни Бабы и Деда (приложение 2).

Баба (поёт).
Мы живём, не тужим с Дедом дружно.

                       Сделаю для Деда всё, что нужно.

                       Испеку я колобок для Деда,

                       Остывать поставлю до обеда.

 Дед (поёт). Я
жену люблю и уважаю, никогда её не обижаю.

                      Всё она в хозяйстве разумеет, колобки
всех лучше печь умеет.

Баба (сокрушаясь). Положили
на окошко, чтобы он остыл немножко.

                                   Положили, чтоб остыл,- колобка и след простыл.

Дед (глядя в окно). Покатился
он туда, где и не был никогда.

Исполняется
«Песня Колобка»   (приложение 3).

Колобок (поёт). Я
весёлый Колобок, Колобок.

                              Колобок —  румяный бок,
Колобок.

                              До чего же я хорош и пригож.

                              А другого ты такого не
найдёшь!

                              Покатился, побежал, бежал,
бежал.

                              Я из дома убежал, бежал,
бежал!

Рассказчик. Он катился, не скучал.
Вот и зайца повстречал!

Исполняется
«Песня Зайца» (приложение 4).

Заяц (поёт). Я
хороший добрый зайка, я весёлый попрыгайка.

                       Я морковку обожаю, а волков не
уважаю.

                       Прыг, скок, веселей мне с морковочкой
моей.

                       Стук, треск, ой-ой-ой, убегаю я
домой!

                 
    (Оглянувшись, возвращается и продолжает.)

                     
Ты откуда, Колобок, колобок – румяный бок?

Колобок. Слушай, зайчик, мой ответ,
у меня секретов нет.

Исполняется
«Песня Колобка» (приложение 3).       
      

Колобок (продолжает). С
дедом, с Бабой не простился, просто взял и укатился.

                                             А от зайца на
лугу и подавно убегу!

Проводится
игра «Весёлые зайчата»

ИГРА
«ВЕСЁЛЫЕ ЗАЙЧАТА»

Ну-ка,
дружно все присели, друг на друга поглядели.

Лапками
похлопали: хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что
у зайки на макушке? — Пляшут весело там ушки.

Раз
подскок, два подскок – поскакали все в лесок.

Исполняется
«Тема Колобка» (приложение 5).

Рассказчик. Покатился он туда, где и
не был никогда.

                      Он катился, не скучал. Вот и волка
повстречал!

Исполняется
«Песня Волка» (приложение 6).

Волк (поёт). 1.
Про меня, про волка, говорят я страшный,

                            Говорят зубастый, говорят
опасный.

                            Только вы не верьте в небылицы
эти,

                            Потому что волки – всё равно,
что дети!

             Припев: Как трудно волком быть, никто не знает
толком.

                            Как трудно волком быть,
приличным серым волком!

                        2. Что же все обходят волка
стороною?

                            Потому что с детства всех пугают
мною.

                            Только вы не верьте в небылицы
эти,

                            Потому что волки – всё равно,
что дети!

              Припев: тот же.

                               (Приветливо обращается
к Колобку.)

                          
  И ты, малыш, не бойся меня. Лучше о себе расскажи.

Колобок. Слушай, серый волк,
ответ, у меня секретов нет.

Исполняется
«Песня Колобка» (приложение 3).

Колобок (продолжает). С
Дедом, с Бабой не простился, просто взял и покатился

                                            Мимо Зайца на
лугу. И от Волка убегу!

Проводится
игра «Зайцы и волк»

                                     
ИГРА «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

                 Зайцы скачут скок, скок, скок,  на зелёный,
на лужок.

       Травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идёт ли
волк.

Исполняется
«Тема Колобка»
 (приложение 5). 

Рассказчик. Он катился, не скучал
и Медведя повстречал!
 

Исполняется
«Песня Медведя» (приложение 7).

Медведь (поёт). Я
мишка-медвежонок, бурый я с пелёнок.

                              Лапы, как у папы, тоже
косолапы.

                              Я мёд люблю покушать, и
сказочки послушать.

                              И весело играть, и петь, и
танцевать. Да, да!

                                        (Обращается
к Колобку.)

           
                   Кто ты и куда катишься?

Колобок. Слушай, Мишка, мой
ответ, у меня секретов нет.

Исполняется
«Песня Колобка» (приложение 3).

Колобок (продолжает).
С Дедом, с Бабой не простился, просто взял и покатился.

                                            Я от Зайца
убежал! Волка видел – не дрожал!

                                            И от Мишки я в
лесу бок румяный унесу!

Проводится
игра «Медведь»

ИГРА
«МЕДВЕДЬ»

      Как-то мы в лесу гуляли

      И медведя повстречал.       
   
(Ходьба
по кругу, взявшись за руки.)

      Он под ёлкою лежит,

      Растянулся и храпит.            (Остановиться,
послушать.)

      Мы вокруг него ходили       (Ходьба в другую
сторону, на носочках.)

      Косолапого будили:

      « Ну-ка, Мишенька, вставай

      И быстрей нас догоняй».    (Дети разбегаются
по залу, Медведь их догоняет.)

Исполняется
«Тема Колобка» (приложение 5).

Рассказчик. Покатился он туда, где и
не был никогда.

                       Вот и встретил он в лесу очень хитрую
Лису.
     

Исполняется
«Песня Лисы» (приложение 8).

Лиса (поёт). Я
лисонька, лисичка, я рыжая лиса.

                       Мой хвост – моё богатство, а мордочка
– краса.

                       Я милая лисичка, желаю всем добра.

                       Я курочкам сестричка и петушкам
сестра. Да, да! Да, да!

                       Я курочкам сестра. Да, да! Да, да!

                       Я петушкам сестра!

                                    (Обращается к
Колобку.)

 
                     Ах, румяный колобок ты куда бежишь,
дружок?

Рассказчик. Колобок не стал бежать и
расхвастался опять.

Исполняется
«Песня Колобка» (приложение 3).

Рассказчик. Всё услышала лисица, но
хитрющая, косится.

Лиса. Я услышать не могу,
сядь на верхнюю губу.

Рассказчик. Колобок покорно сел и
опять своё запел.

Исполняется
«Песня Колобка» (приложение 3).

Лиса. Я не слышу, дурачок,
сядь ко мне на язычок.

Рассказчик (медленно). Колобок покорно сел…

Лиса (торопливо, успокаивая всех).

Нет, никто его не съел! Он такой весёлый, буду я с ним
дружить!

Проводится
игра «Догони колобка»

                                             ИГРА «ДОГОНИ
КОЛОБКА»

Дети стоят по кругу и передают из рук в руки колобка. Лиса
его догоняет.

Исполняется
«Песня Колобка» без слов (приложение 3).

Все
герои – участники сказки – выходят поклониться зрителям.

Колобок

(старая сказка на новый лад)

Действующие лица:

1 ученик-

2 ученик-

3 ученик-

4 ученик-

Ведущий-

Колобок —

Волк-

Медведь-

Заяц-

Лиса-

 Раз, два!
 — Три, четыре!
 — Три, четыре!
 — Раз, два!

— Кто шагает дружно в ряд?
ВСЕ — Это мы – ЮИД отряд!

1 ученик- Вас приветствует агитбригада «СТОП»: С — соблюдайте, Т –требования, О — осторожного, П – передвижения!

Песня «Этот мир состоит из пешеходов»

Этот мир состоит из пешеходов,
Из машин и из шофёров,
И, конечно, из дорог.
Чтобы все в этом мире жили дружно,
Непременно всем нам нужно
Жить по Правилам, дружок

Соблюдайте их, друзья,
Нам без них никак нельзя,
Пешеходы и шофёры,
Правила Дорожного Движения
Пешеходы и шофёры,
Правила Дорожного Движения

Светофор нам мигнёт зелёным глазом,
И замрут машины сразу,
И пойдем мы на урок.
Красный свет — надо вам не торопиться,
Надо всем остановиться,
Это Правило дорог

2 ученик:- Ребята, мы пришли напомнить Вам правила дорожного движения. Мы будем задавать вопросы, а вы отвечайте только «ДА» или «НЕТ», договорились?

3 ученик: Быстрая в городе очень езда.

Правила знаешь движения? (ДА)

Вот в светофоре горит красный свет,

Можно идти через улицу? (НЕТ)

Ну а зеленый горит вот тогда

Можно идти через улицу? (ДА)

Сел ты в автобус, не взял ты билет,

Так поступать полагается? (НЕТ)

Старушка – преклонные очень года,

Уступишь ей место в автобусе? (ДА)

Мчит по дороге велосипед,

Ты тоже гоняешь по улицам? (НЕТ)

А чтоб не случилась с тобою беда,

Следишь за движеньем внимательно? (ДА)

А вот светофор не горит, света нет,

Ты быстро бежишь через улицу? (НЕТ)

Скажите, а папы и мамы всегда

Следуют этим правилам? (ДА)

Теперь постарайтесь дать точный ответ,

Можно не следовать правилам? (НЕТ)

— Молодцы, ребята!

Правила знать- это хорошо, но нужно ещё уметь их применять.

4 ученик- Помните, ребята, что стало с героем известной русской сказки, который убежал от дедушки и бабушки и заблудился в лесу? Да, да, он попал в большую беду.

1 ученик- А сейчас мы хотим показать вам, что могло бы произойти с Колобком на улицах современного города.

2 ученик— Итак, старая сказка на новый лад.

Ведущий.Непростая сказка эта-

В ней и шутка и намёк.

В нашей сказке спрятан где-то

Добрым молодцам урок.

Появляется Колобок. Он бодро шагает и весело поёт.

Колобок Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Сам себе хозяин.

Я дорогою иду,

Напевая на ходу,

Весел и отчаян.

Я пройду целый свет,

Мне нигде преграды нет.

Не нужен мне ничей совет.

Колобок идёт на красный свет. Звучит свисток. Подходит постовой – Волк.

Волк Ах, упрямец, ты несчастный!

Видишь: свет зажёгся красный.

Это значит – нет пути,

Ты постой и обожди.

Ведущий. Нарушив правила дорожного движения в первый раз, Колобок не сделал для себя никаких выводов и весело покатился дальше, напевая свою любимую песенку.

Песня и видеоролик «Светофор»

1. На дороге светофор – 
электрический прибор
Разным светом он горит, 
всем машинам говорит:

ПРИПЕВ: 
Красный – очень строгий свет! 
Он горит – проезда нет
Желтый – подожди чуть-чуть…
А зеленый – можно в путь!

2. Он горит на перекрестках,
Чтоб машинам было просто
Перекрестки проезжать
И друг-другу уступать.

3. Едут на зеленый свет
Трактор и кабриолет
Если желтый загорится,
Нужно им остановиться.

4. Вот огромный самосвал,
Он песок сгружает сам
Светофор, хоть ростом мал,
Остановит самосвал!

5. Даже быстрая машина
Тормозит, дымятся шины…
Красный свет – таков закон,
Стоп, всем строго скажет он!

6. Целый день трудился он,
Ночь пришла, а с ней и сон,
Но моргает желтым все же,
Будь, водитель, осторожен!

Колобок Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Сам себе хозяин.

Я дорогою иду,

Напевая на ходу,

Весел и отчаян.

Я пройду целый свет,

Мне нигде преграды нет.

Не нужен мне ничей совет.

Колобок пробирается в потоке движущихся машин, пока две из них не сталкиваются друг с другом. Из одной машины выбегает Медведь.

Медведь. Что ж ты лезешь под колёса,

Камикадзе безволосый?

Ведь беда могла случиться!

Надо, друг, тебе учиться

Как по улицам ходить,

Чтоб к врачам не угодить.

Появляется плакат: «Нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом!»

Ведущий.И это неприятное происшествие не заставило Колобка задуматься, поостеречься. Он снова двинулся навстречу опасностям.

Колобок. Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

Сам себе хозяин.

Я дорогою иду,

Напевая на ходу,

Весел и отчаян.

Я пройду целый свет,

Мне нигде преграды нет.

Не нужен мне ничей совет.

Колобка догоняет Заяц. У него в руках новенький футбольный мяч.

Заяц.Постой, приятель Колобок!

Тебя догнать я еле смог.

Купили мне отличный мяч.

Давай устроим мини-матч!

Колобок и Заяц играют на проезжей части. Раздаётся визг тормозов. Игроки разбегаются в разные стороны. Постовой Волк выводит Колобка.

Волк. Разве можно головой

Рисковать на мостовой?

Ты не в цирке.

Здесь – дорога.

Ну кого ты удивишь?

Повернётся руль немного –

Под машину угодишь!

Появляется плакат: «Нельзя играть на проезжей части!»

Появляется Лиса-авария. Танцует возле Колобка.

Лиса. — Здравствуйте, детки! Неужели Вы пришли сюда, чтобы увидеться со мной?

Как у вас тут скучно. А я люблю веселиться, петь и танцевать, а не какие-то там правила изучать! Давайте потанцуем!

Танцевальная игра «Ручки-ручки!»

Лиса. С нарушителями я очень дружу.

Беспорядок днём и ночью навожу.

По дорогам я гуляю много лет,

Натворила я немало всяких бед.

Тех, кто правилом движенья пренебрёг,

Непременно где-то встречу – дайте срок.

И тогда придётся долго лихачам

Просыпаться в диком страхе по ночам.

Слышится визг тормозов. Лиса злобно хохочет. Колобок в страхе закрывает лицо руками. Выходит постовой Волк.

Волк. Если правила движенья

Ты изучишь все, малыш,

В лапы к этой страшной даме

Никогда не угодишь.

Ведущий. У нашей сказки благополучный конец. Колобок понял свои ошибки и никогда больше не нарушал правила дорожного движения. А сколько ещё таких колобков ходят по улицам нашего города!

1 ученик: Сумейте вовремя сказать себе «СТОП!», и ваше здоровье и жизнь будут в безопасности.

2 ученик: СТОП! – когда вы решили идти на красный свет светофора.

3 ученик: СТОП! – когда перебегаете улицу перед близко идущим транспортом.

4 ученик: СТОП! – когда превращаете проезжую часть в игровое поле.

1 ученик: СТОП! – когда пренебрегаете правилами дорожного движения.

1 ученик: И проспекты, и бульвары

Всюду улицы шумны

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

2 ученик: Тут шалить, мешать народу запрещается!

Быть примерным пешеходом разрешается.

3 ученик: Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом:

С вниманием налево сперва посмотри,

Направо взгляни ты потом.

4 ученик: Если ты хочешь здоровым остаться

На мостовой, не играть, не кататься!

1 ученик:Давайте проверим, ребята, знаете ли вы дорожные знаки.

(презентация)

Всем знакомые полоски знает малый, знает взрослый.
На ту сторону ведет пешеходный … (Ответ: переход.)

Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете: могут выбежать здесь … (Ответ: дети.) 
На дороге знак стоит, строгим тоном говорит:
«Запрещаю в этом месте ехать на …». (Ответ: велосипеде.)
С тротуара вниз ведет под дорогу длинный вход.
Нет ни двери, ни ворот – то подземный … (Ответ: переход.)
Не помыв в дороге рук, ты ел фрукты, овощи,
Хорошо, что рядом пункт медицинской … (Ответ: помощи.) 
Если ты собрался с другом в зоопарк или кино,
Подружиться с этим знаком вам придется все равно.
Доберетесь быстро, ловко!

Знак … (Ответ: «Автобусная остановка».)
Этот знак такого рода – он на страже пешехода.
Ну, подумайте немножко… пешеходная … (Ответ: дорожка.)
Круглый знак с обводом красным: означает – здесь опасно.
Тут, поймите, запрещенье … пешеходного … (Ответ: движенья.)

Песня на мотив “Дорогою добра”

1.Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой
Как правила дорожные нам всем не нарушать?
Иди по зебре смело, и это будет верно
Иди, мой друг, всегда иди по зебре ты опять!

2.

А если ты забудешь, те правила простые
Не хнычь, а просто ты возьми и все их повтори.
А если будет худо, не уповай на чудо
Возьми учебник ПДД и все их повтори.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/470021-skazka-po-pdd-v-nachalnoj-shkole

  • Песня это было летом было так прекрасно началось все это как в волшебной сказке
  • Песня солдата из сказки огниво
  • Песня сказка о нечисти высоцкий текст
  • Песня сказки венского леса я услышал в кино слушать
  • Песня сказки гуляют по свету ночь запрягают в карету