Песня ты моя сказка хасан абубакаров

Даже стремянку можно украсить. как создать эксклюзивный новогодний интерьер? мнение стилиста-декораторановый год и рождество пожалуй, самые уютные праздники в

Даже стремянку можно украсить. Как создать эксклюзивный новогодний интерьер? Мнение стилиста-декоратора

Новый год и Рождество – пожалуй, самые уютные праздники в году. В эти дни хочется погрузиться в атмосферу волшебства. Главным атрибутом праздника по праву считается елка. О том, как создать новогоднюю атмосферу дома, поговорили в ток-шоу «Точки над i».  

Александра Каштанова, ведущая ток-шоу:  
Ольга, расскажите, если мы уже заговорили про елку, как дома нужно украшать, как сейчас белорусы украшают свои жилища? Не отошла ли елка на второй план, потому что можно сегодня просто рождественские венки, многие экономят пространство, переходят к искусственному украшению.  

Ольга Фираго, интерьерный стилист-декоратор:  
Все больше набирает тренд на экологичность. И экологичность – это не просто про шишки и какие-то украшения из дерева. Экологичность – это экологичное потребление. Вот как раз сегодня была затронута тема, что мы возвращаемся к игрушкам из детства и рекомендуется вернуться в свое прошлое, вернуться в игрушки из детства, вскрыть закрома наших родителей. И тренд сегодня – дать новую жизнь старым вещам. Это сегодня очень популярно. Поэтому новогодние игрушки именно в форме где-то часиков, машинки, мы погрузимся в детство, ведь каждый из нас в душе ребенок, и мы тоже верим в чудеса. И мы тоже загадываем желания, мы хотим, чтобы они исполнялись.  

Если коснуться того, как украшают, на самом деле, в связи с тем, что была пандемия и мы были все практически лишены путешествий, сегодня хотелось бы нарядить свое пространство, свой дом, возможно, привнеся что-то из той страны, которая очень нам полюбилась. Восточная например. И при этом добавить нашего снежного узора. Так, например, мы можем оформить стол. В каком-то восточном стиле, при этом добавить рисунка какого-то – еловые лапки, цветовая гамма очень важна.  

Песня ты моя сказка хасан абубакаров

Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:  
А вот, кстати, по поводу цветовой гаммы. Вы замечали, что елки каждый год украшают в каком-то определенном цвете? То они серебристые, то они синие, у меня в этом году елка розовая. Розовые шары, розовая мишура. Это тоже тренд?  

Ольга Фираго:  
Конечно, тренд. В любом случае сегодня какая-то должна быть определенная цветовая гамма, вот большие когда инсталляции, это здорово, когда она яркая, пестрая, она привлекает внимание, потому что это большой объект и на него хочется смотреть и радоваться. А когда это касается украшения декором дома, то здесь, конечно, важно выдержать определенную цветовую гамму, какую-то определенную одну. И можно добавить какие-то акцентные цвета. И здесь цвет года – синий с добавлением фиолетового.  

Татьяна Савчик, ведущая ток-шоу:  
Водяного Тигра. То есть все, что синее.  

Ольга Фираго:  
Рекомендуется не использовать агрессивные цвета, красные, например, потому что это вызывает у Тигра агрессию. Поэтому красные цвета лучше не брать.  

Татьяна Савчик:  
То есть тренд задобрить восточный персонаж?  

Ольга Фираго:  
Да. Очень хорошо будет добавить побольше золота, серебра, то есть праздновать в таких ярких праздничных красках. И ну что еще такое добавить?  

Песня ты моя сказка хасан абубакаров

Наталья Надольская:  
Я заметила в магазинах уже даже для удобства покупателей зоны определенные, красное только продается, серебристое, замечали, да? Подходишь, и все в одной цветовой гамме. Кстати, очень удобно. А вы не заметили, что украшения с елки переместились на стол, на камины, у кого есть. Окна украшали изначально. Сейчас, кстати, модно украшать окна? Гирляндами или снежинками?  

Ольга Фираго:  
Вы знаете, на сегодня идет смешение стилей.  

Наталья Надольская:  
Мы уже поняли. Все лучшее сразу.  

Ольга Фираго:  
Да, все лучшее сразу. Это правильно. Венки, композиции еловые на столе, на двери, на окнах. Это все на самом деле зависит от того, у кого какое пространство. Есть возможность ель поставить, нет возможности ель поставить. Сегодня даже ель можно заменить, знаете, дизайнеры, декораторы некоторые – вот подручные материалы, которые есть в доме, стремянку даже можно украсить. Можно на стену взять обычный хлопковый шнур, взять вот эти палочки, завязать, навесить эти палочки деревянные на стену, повесить шары, гирлянду, и будет у вас Новый год не хуже.  

Наталья Надольская:  
Сейчас в интернете полно идей, я видела елки, которые из игрушек сформированы, то есть они подвешены на разном уровне, получается такая из игрушек елка.  

Песня ты моя сказка хасан абубакаров

Ольга Фираго:  
Как у кого сработает фантазия. Как я уже сказала, можно украсить подручный материал стремянку или, например, какую-то фруктовую этажерку, разложить красиво, еловые лапки, игрушки разные, в зависимости от ярусов. Маленькие, побольше, разными цветами.  

Наталья Надольская:  
А у кого дома коты, я видела, елочные украшения начинаются с середины елки.  

Татьяна Савчик:  
А табу вообще какие-то есть? По поводу цвета мы обсудили, что красное нежелательно в этом году, чтобы не раздражать.  

Ольга Фираго:  
Я бы сказала, что табу нет, это праздник, это феерия, взрыв. Вот по поводу елки, что мы на нее вешаем, все, что мы хотим, чтобы исполнилось. Я думаю. Вот почему такие игрушки разные были раньше. Кто чем занимался, тот то и вешал. И сегодня можно вешать те же конфеты. Слушайте, стодолларовые купюры почему не повесить, чтобы это исполнилось в грядущем году, чтобы пришло богатство и изобилие?  

Читайте также:  

«Из стекла, пластика, керамики, железа». Какие елочные игрушки в моде?  

Сразу не заносить в тепло. Что нужно знать, чтобы весной можно было высадить новогоднюю елку?  

Как увлечение стало делом жизни и почему ёлочные игрушки белорусского производства так популярны? Рассказал владелец фабрики  

Журналистка Тина Канделаки: «По многолетней традиции праздник я буду отмечать дома, в кругу семьи и близких друзей. Правда, несмотря на то, что 31 декабря — выходной день, каждый, кто работает на телевидении, знает, что мы не выключаемся из рабочих процессов никогда.

О подарках я еще не думала, но, как и всегда, отнесусь к их выбору с большим вниманием — я очень люблю радовать своих близких. А свой образ на праздник я выберу вместе с помогающим мне стилистом, и в нем обязательно будет передано настроение волшебства, с которым мы встречаем Новый год.

Уходящий год был очень интересным, поскольку мы продолжали полномасштабный перезапуск «Матч ТВ», освещали чемпионат Европы по футболу, а затем и Олимпиаду. Я перешла на должность заместителя генерального директора «Газпром-медиа», а вместе с тем увеличился масштаб стоящих передо мной задач, и это очень интересный вызов. Большой прорыв удалось сделать и нашему косметическому бренду Ansaligy. Мы запустили много инновационных продуктов, несколько коллабораций — с Аленой Ахмадулиной и Третьяковской галереей. Год был настолько насыщенным, что я позволила себе лишь один короткий отпуск».

Певец Федя Дьяков: «Я очень люблю Новый год, и мы всегда готовимся к нему заранее. У нас много семейных традиций, связанных с этим праздником. Одна из них – мы сервируем стол в главном цвете наступающего Нового года, и в одежде обязательно должен присутствовать этот цвет. Уходящий год был переполнен крутейшими событиями, следующий год для меня не менее важный – я оканчиваю две школы (русскую и американскую), готовлюсь к поступлению в институт, и в творчестве у меня будет очень неожиданный поворот. Но загадывать рано». 

Писательница Вера Арье: «Уходящий год стал поворотным, и я рада такому стечению обстоятельств. В июне произошло радостное событие: в издательстве «Эксмо» вышла моя новая книга «Весна умирает осенью». Это третий роман из криминально-приключенческой серии, в которой события разворачиваются в Париже — городе, в котором я живу и работаю в последние восемь лет. Что касается Нового года, то мы традиционно отмечаем праздник в семейном кругу. Правда, в этот раз окажемся далеко от дома: запланировали познавательную поездку с детьми». 

Певица и художница Анси: «Для меня Новый год – это семейный праздник: дома, с настольными играми, жаренными на огне маршмеллоу и танцами. Я всегда покупаю подарки в последние дни перед праздником и каждый год обещаю себе исправить эту привычку. А платье выбирается вообще часов в 8 вечера за 10 минут перед посадкой за стол. Если честно, я бы вообще встречала его в пижаме».

Писательница Лилия Волкова: «Я благодарна уходящему году за многое: я стала финалистом конкурса драматургии, из печати вышли две моих книги: взрослый роман «Изнанка» и детская повесть «Под созвездием бродячих псов». В этом году совершенно точно проведу праздник вместе с мужем. Мои сыновья уже взрослые, у них свои семьи, свои планы. Если не увидимся в новогоднюю ночь, то непременно встретимся накануне или в первых числах января». 

Дуэт Raphail&Kovalevskiy: «Как и каждый год, отметим праздник в кругу семьи, почти каждый год в своей жизни не изменяем традициям. Правда, не знаю точно, как этот пройдет, так как люди хотят видеть нас на выступлениях в этот Новый год. Будем честными, хромает у нас подготовка к этому празднику, так как много работы, мы уже привыкли подарки покупать в последний момент. Для нас 2021 год стал очень важным, мы выпустили 3 крутых песни. Не успели, правда, сделать альбом, ну ничего – выпустим в 2022 году. Значит, так нужно. На все воля Всевышнего».

Писательница и сценарист Дарья Сойфер: «2021 был отличным. Он начался со съемок сериала «Готовы на все» по мотивам моей книги. А осенью вышло сразу два сериала, над которыми я работала в качестве сценариста. Еще вышли две моих книги – «Снимай меня полностью» и «Любовь с первого клика».  С работой все было отлично, отдохнуть тоже удалось, – летом побывали на Азовском море с детьми и друзьями. Новый год я всегда отмечаю дома с семьей. Самое приятное в празднике, на мой взгляд, это дарить подарки детям. Накануне мы заворачиваем подарки, прячем, а вечером 31 декабря идем все вместе лепить снеговиков или кататься на коньках, пока кто-то один быстро закидывает подарки под елку и открывает окно. Дети, по крайней мере, младшие, уверены, что это Дед Мороз забрасывает их, пролетая мимо на санях». 

Певец IVAN (участник «Евровидения» 2016 года от Беларуси): «Если опустить всю историю с коронавирусом, то очень даже неплохой выдался год. Он был бы, конечно же, во много раз круче, если бы ничего этого не происходило, но тем не менее не могу сказать, что год какой-то плохой. И песни написали, и концерты успели дать, теперь готовимся к последующим релизам. Самый лучший Новый год для артиста – это встретить его на работе, в кругу своего коллектива, на корпоративе, думаю, так многие артисты ответят». 

Писательница Анна Литвинова: «Нормальный, интересный год получился. У меня вышла книга «Когда миллиона мало». Несмотря на ограничения, удалось попутешествовать. За границу не выбиралась, но в России нашла несколько очень достойных мест для отдыха. Входить в 2022-й собираемся в Калуге. Забронировали там милую гостиницу и ресторан с хорошей кухней и олдскульной новогодней программой. Мой брат и соавтор, Сергей Литвинов, обязательно 31-го декабря пишет страницу-другую для романа. Но я на Новый год за компьютер не сажусь! Дед Мороз придет ко всем, даже к лентяйкам». 

Группа «Не говори маме»: «Наша группа и вся ее команда – семья, и лучше нет места для артиста, чем сцена, но мы бы хотели встретить этот Новый Год в теплом кругу семьи. Мужчинам проще подходить к подготовке праздника, так как любая рубашка делает из обычного парня элегантного джентльмена. Что группа «Не говори маме» ждет от 2022 года? О, нет, скорее это 2022 ждет от нас – 2022 год будет нашим взлетом выше звезд». 

Писательница Мария Метлицкая: «Новый год для меня праздник семейный, и других вариантов просто нет. Соберется семья – мама, муж, дети, внук. Дня три я точно простою на кухне, и мне будет точно не до вечерних платьев и каблуков! Поэтому мой праздничный наряд будет скромен, брюки и блузка, ну а сверху – фартук! Подарки купить успею, время есть, главное – угодить внуку! А сейчас только работа! В декабре я сдаю новую книгу». 

Модель Анастасия Вознюк: «В этом году я начала свою музыкальную карьеру, поучаствовала в шоу «Ты топ-модель на ТНТ» и стала ведущей погоды, я также начала заниматься новым проектом в сфере ресторанного бизнеса. Я планирую отмечать Новый год в кругу самых близких друзей, также ко мне приедут мои родители. Уже как 5 лет, я живу отдельно от них, поэтому последние несколько лет проводить этот праздник вместе с ними очень трепетно». 

Писательница Маша Трауб: «Новый год мы проведем в узком семейном кругу. Сын уже взрослый, потом может уехать отмечать праздник в компании друзей, а мы с мужем ляжем спать. В последние десять лет мы редко дотягивали до часу ночи. Дочь живет по графику, все равно встанет в девять утра, и мы пойдем на прогулку в парк или кататься с горок, если будет снег. Новогодние подарки пока не выбрали, но я уже готовлюсь. Дочь все еще верит в Деда Мороза и Снеговика, который приносит елку из леса, так что я попытаюсь сохранить в ней эту сказку. Уже купила «следы Деда Мороза», которые наклею на пол». 

Продюсер Тик Ток дома Popstar house Мария Погребняк: «Новый год планируем встречать всей семьtй. Мы либо отправимся в какой-нибудь теплый уголок (думаем насчет Мальдив), либо останемся дома в Москве. В этом году очень редко удавалось проводить время вместе. Я с головой погрузилась в работу: в развитие TikTok дома и личностный рост блогеров. Но несмотря на огромное количество проектов, в новогоднюю ночь я не буду работать. Надо же иногда расслабляться». 

Певица NATALIYA: «Новый год мы традиционно отмечаем всей семьей, украшаем дом, наряжаем вместе елку, надеваем красивые наряды, запускаем салюты. Мы живем за городом, поэтому после всех приготовлений, дом становится частью сказки – светится и сияет. Надеюсь, что, выпадет много-много снега и мы будем лепить снеговиков, радоваться зимнему отдыху. Очень жду новогодние праздники, хочется наконец расслабиться и погрузиться в релакс: ходить в бассейн и на спа-процедуры». 

Блогер Валерия Манькова: «Мы переехали в Москву и сняли очень красивый дом, так что праздновать будем в нем. К Новом году пока никак не приготовились, даже вещи еще не разобрали, а украшение и покупка подарков нам только предстоят. В 2021 году было много хороших событий. Мы смогли купить хорошую машину, почти в 10 раз дороже, чем у нас была. Если говорить о проблемах этого года, то это вечные качели в отношениях, но все понемногу налаживается». 

Телеведущая Алина Воля: «В этом году я вышла за муж, родила ребенка, записала свою песню, которая совсем скоро появиться на просторах интернета, и надеюсь записать еще одну. Этот Новый год я собираюсь отмечать в кругу родных и близких». 

Как подготовиться к Новому году:

Во время загрузки произошла ошибка.

И. Петровская Доброе утро, здравствуйте, дорогие наши друзья! С вами, как всегда, по субботам в прямом эфире «Человек из телевизора». На улице лютый мороз, не ходите никуда. По крайней мере, с нами вы не замерзнете, а может быть, наоборот, даже согреетесь, и будет вам тепло или горячо. Мы постараемся обеспечить вам. Мы — это Ксения Ларина… Здравствуй, дорогая моя подруга!

К. Ларина Доброе утро всем, здравствуйте! И Ирина Петровская.

И. Петровская Да, я уже открыла рот, чтобы это сказать, но ты, слава богу, опередила. И за звукорежиссерским пультом с нами Илья Крылов. Ну а мы едем.

К. Ларина Куда это мы едем?

И. Петровская Едем дальше. Давай, твоя очередь.

К. Ларина Ну смотрите, у нас, конечно, выпуск речей, как я написала в Фейсбуке на страничке, анонсируя сегодняшнюю программу. Нобелевская речь Дмитрия Муратова. Встреча правозащитников с Путиным. Выступление Сокурова, Меркачевой, Гусева, Сванидзе, Резника — может быть, я кого-то забыла. Выступление Лии Ахеджаковой на «Звезде театрала».

Юрий Дудь, «Почему в России пытают?» — большой фильм Юрия Дудя на актуальную тему посвящен прежде всего работе Игоря Каляпина и его Комитета против пыток, который, как вы знаете, иностранный агент. Церемония вручения премии «Лавровая ветвь» в области документального кино на «Дожде*». Вчера вечером была. Я вот с удовольствием смотрела. Необычный формат. Может быть, об этом поговорим.

И. Петровская На иностранном агенте.

К. Ларина «Вечерний Ургант» — именно так назывался специальный выпуск памяти Нины Ургант, которую провел внук замечательной актрисы Нины Ургант Иван. С участием Андрея Смирнова*, режиссера фильма «Белорусский вокзал». Робер Лепаж, канадский режиссер, выдающийся театральный деятель, в гостях у Владимира Познера. Клара Новикова у Катерины Гордеевой.

Зина Пронченко у Лизы Лазерсон. Лизу наши слушатели знают как ведущую авторской передачи «Атаки с флангов» — по-моему, так она называется. У Лизы есть свой youtube-канал. Я пошла, как за морковкой, за Зиной Пронченко, кинокритиком, которая мне очень симпатична. Я за ней слежу и с удовольствием посмотрела эту беседу тоже.

«Док-ток» на Первом канале. Никогда в жизни не включила бы это, если бы не узнала, что там сестры Вертинские. Это был такой специальный выпуск. Там у них целый большой проект, я так понимаю. Сериал закончился уже, Ира? «Вертинский».

И. Петровская Собственно, это как раз было приурочено к окончанию сериала на Первом канале. Да, Первый канал умеет делать такие протяженные во времени акции.

К. Ларина Да, выдавить всё, что называется.

И. Петровская Да, тут еще на следующий день они транслировали концерт — песни Вертинского. Тут можно по-разному к этому относиться.

К. Ларина Это было лишнее, скажем аккуратно.

И. Петровская Может быть, да. Но я говорю о том, что всё-таки умение подавать блюдо, которое они считают самым главным на какой-то текущий момент — вот в этом Первому каналу не откажешь.

К. Ларина Ну и последнее, что у нас стоит в списке — выпуск «Редакции» «Почему женщина убивает?». Спецреп Саши Сулим о том, почему женщины решаются на убийство, и как они же потом живут с этим внутренним ужасом. Ну, Саша у нас уже такой специалист в области криминалистики. Я думаю, что она уже может защищать диссертацию на эту тему.

И. Петровская Но это на самом деле даже не столько криминалистика. Это скорее такая психология.

К. Ларина Психология преступления.

И. Петровская Ужасная травма с одной стороны и абсолютно дикая несправедливость по отношению к женщинам, которые (по крайней мере, героини этого выпуска) применяли это насилие как средство защиты, самозащиты. Но закон этого не учитывает. И это важная тема, что по-прежнему закон о домашнем насилии не существует, и по-прежнему это считают обычным преступлением: превысила необходимые средства самообороны. В этом весь ужас.

К. Ларина Ну, Ира, значит, напомню нашим слушателям, что вы можете не только слушать, но и смотреть нас на YouTube-канале «Эхо Москвы». Конечно же, как обычно, по традиции, как все ютьюберы, мы тоже просим вас поставить на нам лишний лайк. Вам ничего не стоит, а нам приятно.

Во-вторых, там уже есть пожелания по поводу речей. Мы сейчас будем подробно об этом говорить. Спрашивают тебя как очевидца, как зал воспринял речь Лии Ахеджаковой. Поскольку мы знаем, насколько это сообщество сторонится и пугается, шарахается от любых тем, так или иначе связанных с политикой. Как восприняли в Театре Вахтангова речь Лии Ахеджаковой на вручении ей премии «Легенда сцены» на церемонии премии «Звезда театрала»?

И. Петровская Я именно это отслеживала, поскольку мне выпала честь представить Лию на сцене точка и вручить вместе с президентом этого конкурса, так назовем, «Звезда театрала» Валерием Яковым. Я смотрела в зал, когда говорила Лия. Во-первых, она невероятно волновалась до того, и меня это невероятно, опять же, тронуло, поскольку вроде как человек 500 миллионов раз выходит на сцену. Но как она концентрировалась, как она не стеснялась этого волнения — это отдельное наблюдение.

А второе — зал. Кто-то уже тоже мне сказал или написал, что зал очень вяло реагировал. Нет, ничего подобного. Я бы сказала, что зал реагировал с восхищением и даже в каком-то смысле был ошеломлен. Я смотрела на совсем молодых людей, актрис, актеров, которые сидели ближе к сцене. У них были расширенные глаза от того, что они слышат. Не потому, что они, может быть, первый раз это слышат, а от этого общего ощущения, что выходит маленькая, в маленьком черном платье Лия Ахеджакова и превращается действительно, просто реально в такого пламенного трибуна и говорит обо всём, что наболело.

При этом она же облекла это всё в форму, в общем, такого даже театрального монологах — вот этот лейтмотив «быть или не быть?». Безусловно, это прерывалось несколько раз аплодисментами. В конце аплодировали — в финале, когда она закончила. Поэтому мне показалось, что она была права: «Мы люди театральные и мы многое с вами, — сказала она, — одинаково понимаем». И именно с этой целью она произносила эти слова — в надежде встретить это понимание. И она его, на мой взгляд, встретила.

К. Ларина Ну да, я смотрела это по трансляции, и мне тоже показалось, даже по ту сторону, что называется, экрана, что были просто овации. В каких-то моментах просто прерывалось. Я даже добавлю к чувству восхищения, о котором ты говоришь, мне кажется (может быть, я придумываю это, может быть, мне так хотелось бы думать), что это еще и чувство благодарности: тебя тянет аплодировать человеку, потому что ты так не можешь. Она может.

Есть два чувства, которые сопровождают такое эмоцию, что я так не могу — чувство зависти или раздражения и чувство восхищения и благодарности. Вот мне кажется, что это скорее позитивное чувство благодарности в едином порыве, что называется, этот зал заставляло аплодировать, вело. Это очень хорошо. Хорошее чувство. И Лия, конечно, безусловно, молодец.

Вторая тема сразу. Вопрос, который тоже задают наши зрители в YouTube и слушатели: что там на федеральных ток-шоу по поводу Сокурова? Что-нибудь появилось? Мы знаем, что в четверг на заседании Совета по правам человека была жесткая перепалка с Сокуровым со стороны президента. И такие слова, по-моему, впервые были сказаны в адрес человека такого уровня, как Александр Николаевич Сокуров, президентом. По сути, типа, не лезьте. Не знаете, так не лезьте. Публично уж тем более нельзя про это говорить, если вы этого не понимаете.

И. Петровская Ну, появилось, да. Вчера были сюжеты на эту тему. Разумеется, не комментировали так, как позже откомментировал глава Чечни, выступив с совершенно оскорбительным, безобразным текстом, который можно прочитать везде тоже. Но скорее показывали, как Владимир Владимирович умеет давать отпор. Естественно, приводились его слова: «Да, хорошо бы извиниться», вот это вот по поводу всего, что касалось первой части. Собственно, первую часть только и показывали, и цитировали, когда Александр Николаевич говорил о проблемах федерализма в России и государственного устройства, и дальше отпор самого нашего всего.

К. Ларина Но никаким образом не комментировали?

И. Петровская По крайней мере, не комментировали в выражениях, не знаю, «как посмел?».

К. Ларина Ты смотрела вообще трансляцию этого Совета по правам человека?

И. Петровская Да, я смотрела трансляцию на канале «Россия-24», которая прервалась часа, наверное, через 2 — по-моему, после выступления Павла Гусева по поводу иностранных агентов. Дальше уже пошла нормальная обычная программа. А уже само выступление Сокурова и весь этот, назовем это, спор я смотрела уже позже. Кто-то выложил — слава богу, не пришлось искать — весь этот кусок с этого кремлевского… как у них там это называется?

К. Ларина Совет по правам человека.

И. Петровская Нет, сайт.

К. Ларина Я как раз смотрела первую часть тоже в прямой трансляции на разных источниках. Там даже больше, после Гусева еще было. То есть там первая часть где-то около 2 часов, целиком трансляция. А вторую часть я уже смотрела на другой день, буквально вчера. Как раз на кремлевском сайте целиком, без купюр всё выложено. Потому что там, помимо Сокурова, есть еще несколько выступлений просто невероятной силы.

Это Генри Маркович Резник, который как раз говорил про закон об иноагентах — прежде всего об этом. И рефреном в его речи звучало, что это оскорбляет мои юридические чувства, этот закон — настолько он вообще постыден и безграмотен. Хотя при этом он не требовал его целиком отменять, а требовал скорректировать вместе с профессиональным сообществом. Тоже говорил об ученых, об институтах.

И. Петровская Про «Мемориал*» он еще говорил, по-моему.

К. Ларина «Мемориал*»? Это я не помню. Наверное, он говорил, потому что «Мемориал*» многие говорили («Мемориал*» — иностранный агент). Николай Сванидзе говорил про «Мемориал*» тоже, и про Зуева, ректора Шанинки. Очень жестко Николай говорил, опять же, про «Мемориал*» (иностранный агент). «Это вам, говорит, Владимир Владимирович, не контора «Рога и копыта»», — говорил Сванидзе президенту. — «Это совсем другая организация. Это организация, которая хранит историческую память о преступлениях нашего государства». Я, может быть, не впрямую цитирую, но смысл был такой.

Вообще я не знаю, как у тебя ощущение — мне кажется, что он был в бешенстве еще и до речи Сокурова. Это просто была последняя капля. Потому что картина, которую рисовали — я такого не помню заседания. Не было ни одного позитивного выступления. Потому что раньше всегда выступали какие-нибудь специальные засланные правозащитники типа Фадеева. Вот, кстати, Фадеев выступил — картина была такая благостная: типа, но много и хорошего, многое делается. А все остальные, конечно, рисовали просто какой-то апокалипсис.

И я думаю, что на него это произвело впечатление. Я даже подумала, что, наверное, они встречаются в последний раз. Он скажет: «Вот этого всего я не хочу. Вот не надо мне этого всего. Не надо мне этих людей, не надо мне портить картину, которая у меня своя в окне. Верните мне мою картинку, к которой я привык. Вот эту не хочу». Ты тоже почувствовала это раздражение?

И. Петровская Ну да, хотя, с другой стороны, обычно ведь как мы говорим, или многие говорят? «Наверное, сам-то царь-батюшка не знает — вот мы-то ему и расскажем. Наверное, его окружение его максимально оберегает от негативной информации». Но судя по его реакциям, всё он знает, никто его не оберегает. И больше всего меня поражали в ответ на такие страстные выступления — и страстные, и страшные, по поводу пыток — довольно равнодушные реакции. Согласись? «Да, согласен…».

К. Ларина Я скажу. Потому что он знает. Потому что для себя он все эти ответы уже сформулировал. «Ну да, всё понятно, дальше, дальше». По поводу агентов ЦРУ…

И. Петровская Иностранные агенты — когда говорил Гусев по поводу того, что физическим лицам, помимо юридических, присваивается эта черная метка, то как он отреагировал? «Это комичная ситуация», сказал он, когда Павел Гусев привел пример, что объявленное физическое лицо, молодая журналистка, объявленная иностранным агентом, вынуждена в соцсетях уведомлять любое свое появление с котиком, с елкой, что иностранный агент наряжает со своим ребенком елку. Это Владимиру Владимировичу показалось действительно очень смешным. Комическим, комичным.

К. Ларина Да, но это такие детали.

И. Петровская Это важные детали.

К. Ларина Очень многое изменилось. Поскольку эта встреча происходит раз в год, и каждый год мы обсуждаем ее и смотрим ее, мы видим по позавчерашней трансляции, как стремительно меняется время. Вообще ни шуток уже никаких нет — раньше он позволял себе шутить по какому-то поводу. Ну, раздражался, естественно, тоже, особенно когда речь шла о «врагах народа» так называемых. Не знаю, когда Лев Пономарев* его бесил совершенно (тоже иностранный агент) и так далее. Я уж не говорю про всё остальное. Но в этот раз, мне кажется…

Во-первых, мне очень понравился посыл всех выступающих. Никто ничего не просил и никто не раскрывал глаза — типа, может быть, вы не знаете? Такого не было. Это было очень жесткое требование, просто по пунктам. Собственно говоря, потом речь Муратова по тем же точкам и прошлась. По тем же страшным болевым точкам, которые сегодня являются образом стороны, образом России. Он ничего не упустил. Ну тут можно перейти уже к Дмитрию. У тебя какие чувства?

И. Петровская Это самое сильное впечатление недели. Я смотрела в прямой трансляции на телеканале «Настоящее время*» (иностранным агенте). Они накануне, кстати, показывали пресс-конференцию его и Марии Рессы. Сама церемония была в прямом эфире с переводом. В общем, м, собственно, поимели возможность видеть, как это происходит.

К. Ларина Давай добавлю тогда, прости, справедливости ради, раз ты говоришь про источник…

И. Петровская Еще на сайте «Новой газеты».

К. Ларина «Дождь*» (иностранный агент) транслировал также и саму церемонию, и речь, естественно. И, собственно, на сайте Нобелевского комитета.

И. Петровская Но это я говорю источник, по которому я смотрела. У меня было знаешь какое чувство? Вот ты живешь и знаешь человека четверть века. Он один из многих. Твой коллега, вы при встречах обнимаетесь, смеетесь, потом вместе работаете. Дима и Дима. И вот тут у меня возникло абсолютное как бы физическое ощущение того, что на твоих глазах человек входит в историю. Ты понимаешь, что это не просто Дима, твой старый товарищ, а это реально наш великий гражданин, выдающийся соотечественник, современник. Когда ты понимаешь весь масштаб и объем. И вот это ощущение у меня было прямо, как любят говорить наши звезды, до мурашек, реально.

Ну и смысл, и как была выстроена эта речь, когда действительно ни слова ни одного не выкинешь. И выше он поднимался в своих тезисах, чем просто какие-то случаи приводить. Он рисовал объемную картину того, что сегодня происходит.

К. Ларина Мне кажется, они были в шоке.

И. Петровская Они — это кто, присутствующие?

К. Ларина Люди, которые слушали, да. Они были в шоке. Потому что понятно, когда про что-то одно рассказать или какое-то одно свидетельство представить миру, использовать эту трибуну. Но когда это всё собирается, такая концентрация кошмара в одной отдельно взятой стране… Даже когда он не называет фамилию «Путин», даже когда он говорит: «Мир сегодня торгует войной», мы все прекрасно понимаем, что он имеет в виду. Здесь никаких вариантов вообще быть не может. И то, что сегодня Россия вписана в историю, как ты говоришь, современности вот таким ужасным образом, таким некрасивым, таким постыдным, нам всё время неловко, неудобно, стыдно и страшно — это, конечно. Вот это чувство он передал, Дмитрий.

Я считаю, что он просто молодец. Там уже обсуждают, многие говорят: «Вот он про это не сказал, и про это не так сказал, и про это тоже не так сказал». Я считаю, что он сделал всё, что мог. Поскольку эта речь очень афористична, еще очень важно это. Не зря он процитировал в начале речь Андрея Дмитриевича Сахарова, поскольку он, по сути, принял эту… «Эстафету» — не люблю эту слово.

И. Петровская Преемственность.

К. Ларина Да, эту традицию, понимая, кого он представляет сейчас, какое общество он сейчас представляет, какую страну он сейчас представляет, что за его спиной происходит. Молодчина просто!

И. Петровская И потом также он процитировал и Михаила Сергеевича Горбачева, который был вторым лауреатом — после Андрея Дмитриевича, спустя какое-то время — Нобелевской премии мира. И в этом тоже была вот эта преемственность. Есть, кстати, еще одна преемственность. Потому что точно так же, как официальные СМИ того времени не цитировали, не публиковали и не транслировали речь Андрея Дмитриевича Сахарова, которую, как мы знаем, на самой церемонии читала его жена Елена Георгиевна Боннэр, точно так же…

Нет, где-то напечатали. ТАСС, по-моему, эту речь напечатал. Но я вчера специально отслеживала новости на федеральных каналах. А это новость ого-го какая, это новость огромная: нашего соотечественника чествуют и награждают Нобелевской премией мира. 30 секунд на Первом канале — даже не во «Времени», а в 6-часовом выпуске. По-моему, также 30 секунд (ну, 35-40, неважно) в 8-часовых «Вестях». Исключительно устная информация на кадрах — «состоялась, вручили», вот это всё.

К. Ларина Кошмар, Ира!

И. Петровская Да, но с другой стороны, если мы вспомним, что говорил Дмитрий Муратов. Он сказал об ответственности федерального телевидения, государственного телевидения, которое эту ответственность за разжигание агрессии, за вот эти шовинистические настроения разделяет с властью, которая эти настроения транслирует и насаждает. Поэтому ожидать, что в этой ситуации кто-нибудь будет хоть что-нибудь… А потом я даже подумала: а что там можно было бы процитировать без ущерба для привычной каналам политической повестки? Да ничего.

К. Ларина Только начало, когда мама позвонила и спросила, что новенького.

И. Петровская Да, и всё. У нас новости. Мы прерываемся, новости.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская Мы продолжаем. Время прямо стремительно летит. Давай дальше.

К. Ларина Что дальше? Я просто хотела напомнить вам в связи с тем умолчанием такого события, как вручение Нобелевской премии мира гражданину России Дмитрию Муратову: вспомните, что творится, когда какое-нибудь «Евровидение» происходит, и занимают почетное 17-е место. Вспомните. Или вспомните про спорт, когда, допустим, какую-нибудь медаль выигрывают — что происходит на федеральных каналах? Просто истерика: мы всех порвали! А здесь… Для меня это, конечно, загадка. Ты государство, ты должно быть благородным, ты должно гордиться человеком, который получил такое признание во всём мире. Ну ё-моё, ну как же так? Даже в этом есть какая-то мерзкая мелочность.

И. Петровская Дорогие товарищи, вы прослушали монолог Ксении Лариной «В гостях у сказки». Идем дальше.

К. Ларина Я хотела еще у тебя спросить по поводу вчерашней церемонии «Лавровой ветви». Это официальное название премии, а всё равно все её называют «Лавр. Мне показалось, что это был очень хороший формат. Обычно это награждение (как, собственно, и открытие и закрытие фестиваля «Артдокфест») проходит всё-таки в зале, в кинотеатрах. А в этот раз… Мы с тобой в прошлый раз говорили: во-первых, и премии развели, «Артдокфест» с «Лавром», а во-вторых, придумали вот такой формат, студийный. Мне показалось, это классно. Прекрасная Анна Монгайт. Поскольку там масса всяких накладок, как это обычно бывает в прямых эфирах.

И. Петровская «Я инфаркт сейчас получу в этой номинации». Слово «развели» надо сказать — развели по времени. Потому что оно приобретает некоторый иной смысл, современный. Да, естественно, я смотрела, потому что я член этого большого жюри, которое выносит окончательные решения. И конечно, я ностальгировала по временам, когда это происходило в разных залах. В последнее время — в основном в еще не отреставрированном кинотеатре «Художественном».

И это всегда было как-то ужасно тепло, ужасно атмосферно. Редкий случай бывает, когда все свои в зале, когда искренне радуются. Документалисты меньше похожи на других кинематографистов, где радость иногда приходится буквально выжимать. А здесь это было, как правило, абсолютное единство зала и лауреатов. И как приветствовали.

Мне даже сегодня Фейсбук подкинул воспоминание, мое же, 2011 года, когда в этот же день происходила первая Болотная. Ровно 10 лет прошло. Хотя у меня были, естественно, обязанности ведущего — подготовка и всё, я всё-таки туда пошла. И потом огромная часть людей, пришедших в зал, тоже пришли с Болотной. У всех было такое воодушевление, такой подъем. Действительно, какое-то единение. Но это дела давно минувших дней.

Сам формат, я тоже считаю, вполне удался — я имею в виду, вчерашней церемонии. Не без накладок, но это то, что добавляет еще какой-то естественности, настоящести происходящему. Окончательное решение по подсчетам во многом меня обрадовало, потому что моих кандидатов там было немало. Фильмы в этом году были…

К. Ларина Ира, а ты в жюри?

И. Петровская Да, это Гильдия неигрового кино. И в это большое жюри входят, по-моему, 50 человек, которые уже на основании отобранных в 5 номинациях, по каждой номинации 8 картин должны в окончательном своем решении определить одного. И вот это самая страшная проблема, я думаю, для каждого. Потому что ты разрываешься: и это прекрасно, и это прекрасно.

К огромному сожалению, большинство этих работ массовый зритель пока не видели. Видел «Дело Сахарова» на Первом канале Елены Якович, который попал в тройку номинантов, но не выиграл. Хотя я считаю, что это фильм прекрасный. То есть была бы возможность дать двух «Лавров» — безусловно, этот фильм был бы достоин.

Но выиграл тоже совершенно замечательный фильм «Нафиг такую работу» или «Зачем такая работа?», если перевести с английского, как раз посвященный Наталье Синдеевой и истории создания, становления, преследований, противостояний и всё равно побед Наташи Синдеевой и ее детища под названием «Дождь*», впоследствии иностранный агент.

К. Ларина Еще есть какие-то картины. Я думаю, что можно найти какие-то фильмы в сети, помимо фильмов, которые прошли на каналах. На Первом канале вообще… Фильм замечательный, я с тобой согласна — Елена Якович, «Дело Сахарова». Прекрасный. Есть еще «Артдокмедиа», кинотеатр.

И. Петровская Да, онлайн-кинотеатр. Там, наверное, есть.

К. Ларина Там тоже наверняка можно посмотреть.

И. Петровская Меня в этот раз совершенно поразил фильм, который, кстати, победил в номинации «Лучший…». Не помню. В общем, короче, номинация неважна, победил в одной из номинаций. Под названием «Остров». Это действительно такая невероятная метафора жизни современной России. Потому что действие происходит на острове посреди Каспийского моря, где люди живут, в общем, почти оторванные от цивилизации. Рыбу им запрещают ловить, но других способов прокормиться и заработать у них нет. И вот там всё. Я не представляю, как это снимается.

Это жизнь одной семьи. Но не просто семьи, но и взаимодействия с другими жителями этого острова. И самое поразительное там, когда в самом конце (а правда, мужики изнемогают от того, что их преследуют за эту рыбалку, что жить не на что) они смотрят выступление Владимира Владимировича по телевизору, прямую линию, где он решает одним движением мизинца проблемы.

К. Ларина Махнул правым рукавом — и тут же тебе озеро с лебедями.

И. Петровская И тогда герой как раз и говорит: «Вот к кому надо обращаться!». И они пишут письмо турецкому… нашему, российскому президенту с просьбой, описывая все свои напасти, несчастья и вот эту совершенно невозможную жизнь, с верой, что вот тут-то уж вот кто нам поможет, барин-то.

К. Ларина Прошу вернуться на минуточку еще к речи Дмитрия и вообще к нескольким его выступлениям, которые были до этого — и на пресс-конференции, и до этого было выступление там же. Я хочу сказать вот что. Он, помимо того, что он там рассказывал о том, что происходит сегодня, что должно волновать каждого нормального человека, у которого есть сердце и совесть, предложил две очень важные инициативы.

В одной речи он предложил всем, у кого есть подобные законы об иноагентах, особенно на которые ссылается Владимир Путин (в Америке прежде всего, в США), он выступил с инициативой отменить эти законы. Вообще. Просто чтобы их не было. Поскольку их можно по-разному применять и интерпретировать, чтобы просто об этом забыть. Этот закон 1938 года в Америке — из позапрошлой жизни.

И. Петровская Он, кстати, очень мало похож на наш, особенно на практику его применения здесь.

К. Ларина Это понятно, но это правильно. Чтобы лишить возможности опираться на этот американский опыт и размахивать им как тряпкой в качестве главного аргумента, надо, чтобы его отменили везде. И вторая инициатива (об этом он сказал уже в своей Нобелевской речи) — это создать отдельный международный трибунал по пыткам. Чтобы это был трибунал, который собирал бы со всего мира все свидетельства, где государство применяет пытки к гражданам. Это, конечно, мне кажется, замечательная идея, очень точная, очень правильная. И вообще эта тема стала главной. И кстати, когда появился фильм Дудя… А это было на этой неделе — ты посмотри, какая плотность информации.

И. Петровская Всего 3 дня назад.

К. Ларина Да, я думала, что всё, это будет главное событие. Но потом пошли выступления, выступления. И когда это всё сформировалось в такую огромную, объемную тему, страшную, то видишь, мы с тобой даже не начали с этого фильма. А по идее, должны были с него начинать. Я, кстати, хочу сказать нашим слушателям, что Ира написала как раз колонку в «Новой газете», посвященную целиком этому документальному фильму Юрия Дудя, который, конечно же, событие, безусловно. Может быть, даже событие сезона.

И. Петровская Абсолютно согласна, что событие сезона. И я даже могу сказать, почему. На фоне появлявшихся после того массива видеосвидетельств, который опубликовал Гулагу.нет — он у нас иностранный, нет?

К. Ларина Пока нет.

И. Петровская В октябре было много, как ты помнишь (и мы это обсуждали) программ на youtube-каналах. Это было в «Редакции» у Пивоварова, это было у Ксении Собчак в «Осторожно: Собчак», это было у Ольги Романовой на канале «МРР». То есть эта тема в YouTube, по крайней мере, в интернете действительно и была замечена, и прозвучала. И речь шла о пытках заключенных в колониях, в туберкулезной Саратовской больнице, принадлежавшей ФСИН, иркутская какая-то там из колоний. Когда стало понятно, что это система — абсолютная система, а не эксцессы, время от времени случайно возникающие по вине каких-то особо садистки настроенных тюремщиков.

У Дудя самое главное, что есть — что любой абсолютно случайный человек, который просто шел по улице, или ехал в машине, или попался под горячую руку полицейскому — любой может быть задержан и может быть подвергнут самым страшным пыткам, после которых он станет либо изгоем, либо инвалидом.

Как один из героев фильма Алексей Михеев (одна из самых страшных историй), которого реально ни за что, приписав ему убийство и изнасилование девушки, которую он, будучи сотрудником ГИБДД, то есть даже той же, в общем-то, системы, подвез до остановки, как там рассказано, после чего девушка пропала, и его и его товарищей обвинили в изнасиловании и убийстве. Его пытали до тех пор, пока он, спустя, по-моему, 10 дней, он там рассказывает, на 10-е сутки, обезумев от ужаса и боли (электрический ток, пропущенный через мочки ушей и так далее), рванул со стула и выкинулся из окна, после чего получил перелом позвоночника и был отправлен в больницу. 3 дня к нему не подпускали врачей, а когда уже пустили, во-первых, в этот день и девушка нашлась, которая загуляла и боялась потом прийти домой, боясь гнева родителей. А операция, которую произвели Алексею Михееву, оказалась уже бесполезной, поскольку произошли необратимые нарушения.

К. Ларина Я прошу, всё-таки давай мы не будем целиком пересказывать. Потому что я сейчас проверила просмотры — 7 миллионов просмотров.

И. Петровская Да, не буду дальше пересказывать. Я просто говорю, почему это так прозвучало на фоне того, что, в общем, это тема была уже освящена и разработана. Именно потому, что здесь всё это подкрепляется еще и свидетельствами Игоря Каляпина, главы Комитета против пыток (иностранного агента), и его коллег в разных городах — в Краснодаре, в Башкирии, которые рассказывают вот эти кошмарные случаи, за которые никто не понес ответственности.

И важно добавить (почему я Алексея Михеева еще вспомнила), что помимо того, что его история рассказана, Юрий Дудь, его коллеги и друзья откликнулись на мечту, которую тот высказал в этом выпуске. Сказал: «Мечта об инвалидной коляске — 140 тысяч».

К. Ларина Ничего себе! Ну какая там мечта? Это необходимость.

И. Петровская Он сказал: «О чем вы мечтаете?». А он живет на пенсию 20 тысяч и мамину минимальную. Конечно, ни о каких 140 речи… И вот друзья Юрия Дудя купили ему эту коляску. А те, кто смотрят сегодня и смотрели, посылают по мере возможностей и своих сил деньги на счет этого Алексея Михеева, чтобы как-то помочь ему справиться с этой жизнью.

К. Ларина Это очень важная инициатива. Не первый раз Дудь это делает, когда рассказывает о страшных обстоятельствах, в которые попали его герои. Помню, одной девушке, которая надомница, тоже.

И. Петровская В Беслане. Фильм «Беслан».

К. Ларина Да, которая делает какие-то поделки и в Инстаграме пытается их продавать. Он просто призвал всех купить.

И. Петровская Фиалки, по-моему.

К. Ларина Да, и купить, и подписаться. И это произошло. И здесь тоже очень важная инициатива. Я бы на его месте и остальных героев тоже публиковала сюда, потому что там один герой другого страшнее, кошмарнее. Истории, конечно, жуткие. Но про Михеева еще очень важно сказать, что это был один из таких первых случаев, который всё-таки подал в Международный Гаагский суд, суд по правам человека. И он выиграл этот суд, хотя это всё длится. Это же в 1998 году всё произошло. Вы понимаете? Ему было 22 года. Мальчишка был совсем. А сейчас сколько лет прошло, чтобы о нем вспомнили?

И. Петровская 23 года. Но я должна сказать, что смотри, это невероятные кровоточащие темы, которые вообще не попадают сегодня ни в какую повестку наших федеральных каналов. Действительно от слова «вообще». И делают это… Тот же самый Юрий Дудь вообще вполне мог бы этого и не делать. У него были и продолжают время от времени появляться успешные интервью. Он уже завоевал репутацию. Действительно, наверное, его можно назвать самым успешным сегодня журналистом. Что бы он ни сделал, миллионы просмотров. Но, видимо, какое-то его внутреннее понимание, как вчера Муратов говорил, миссии, из-за того, что он уже уже достиг вот этого уровня известности и такой репутации, не позволяет ему этого не делать.

И всё, что появлялось на эту тему — всё, давайте заметим, появляется именно на YouTube-каналах, которые я перед этим уже перечислила. Точно так же, как трагическая, более чем трагическая история шахтеров тоже в таком объеме обсуждается именно там. Да, после того, как Путин стукнул кулаком и приказал навести порядок в этой отрасли, она в той или иной мере — в легкой такой, лайт — появлялась на федеральных каналах. Но весь вот этот объем проблем, которые там существуют, абсолютного бесправия людей, которые работают в этих страшных шахтах, отчаяние их семей, их невозможность, работая в аду каждый день, заработать на нормальную жизнь — вот эти все темы… Потому что они требуют того, чтобы туда поехали люди, чтобы они с этими героями, местными, поговорили, расположили их к себе. А у нас на каналах — я это отслеживала — ничего похожего не появляется. Короткие сюжеты по типу «Путин потребовал, что сделано или предполагается сделать». Это какая-то совсем новая реальность.

К. Ларина Но и на «Дожде*» тоже, иностранном агенте. Всё-таки не youtube-канал, всё-таки профессиональное телевидение. И там все эти сюжеты… Не то что сюжеты — они делают вот эти огромные спецрепортажи. У них замечательные репортеры — не будем перечислять, мы их всех знаем. Так что они как раз этим занимаются, и огромное им за это спасибо!

А что касается Дудя, всё-таки, Ира, поскольку мы не первый раз говорим про этот его прием, когда он набирает себе огромную аудиторию с помощью кумиров именно молодой аудитории, а потом туда же, в это огромное многомиллионное пространство, помещает Беслан, помещает Колыму, помещает пытки — я думаю, что всё-таки да, понятно, осознание своей миссии — это понятно. Куда деваться, что называется. Если уж ты назвался… Но он всё равно человек с убеждениями.

И он был такой всегда, даже когда работал у себя на «Спорт.ру». Он же спортивный журналист изначально, давайте вспомним. Он человек с убеждениями, и это, собственно, его и отличает от многих других профессиональных журналистов, которые сегодня работают. И когда ты говоришь «Он мог бы этого не делать», я в это не верю.

И. Петровская В принципе.

К. Ларина Ну как?

И. Петровская Он мог. Его никто не заставляет. Вот о чем я говорю.

К. Ларина Нет, он это сделал, потому что он не мог этого не сделать. Вот что. Ты вспомни, когда он выступал..

И. Петровская Вот именно: он мог, но он не мог.

К. Ларина Ну это всё… Нет. Я бы скорее так про Ксению сказала: она могла бы этого не делать. Потому что у нее совсем другая история. А Юрий — нет, я в это не верю. Я тебе скажу больше: Осечкин рассказывал, что он к нему обращался тоже. Когда только появился первые вот эти архивные материалы — какие архивные? свидетельские материалы Савельева, Дудь к нему обращался, звонил ему, чтобы сделать с ним эту огромную передачу про пытки. Но Осечкин говорит, что он в этот момент уже дал согласие Ксении. Он так и сказал честно: «Я уже согласился Ксении Собчак». Так что нет, не мог.

И. Петровская Хорошо, я с тобой согласна, не мог.

К. Ларина Да, мы должны заканчивать. Песня меня вчера прямо тоже пробила Васи Обломова, которую он исполнил в прямом эфире на «Дожде*» (иностранным агенте) в завершение церемонии вручения премии «Лавр». Это песня, которая, по сути, продолжает разговор, который мы сегодня провели в рамках нашей передачи.

*
Телеканал Дождь —
СМИ, признанное иностранным агентом.
Сергей Смирнов —
физлицо, признанное иностранным агентом.
«Мемориал» —
НКО, признанное иностранным агентом.
Лев Пономарев —
физлицо, признанное иностранным агентом.
Телеканал Настоящее Время —
СМИ, признанное иностранным агентом.

Тутта Ларсен: «Новые люди на MTV не поняли, что затоптали костер, который горел»

Гостьей нового выпуска программы «Легенда» на международном канале RTVI стала телерадиоведущая и мама троих детей Тутта Ларсен. Она рассказала о работе на телевидении и в прессе в 1990-е, как и почему превратилась из Татьяны Романенко в Тутту Ларсен, о феномене MTV и своем уходе с канала.

О схожести MTV с YouTube

У нас нельзя было ругаться матом и показывать половые органы, всё остальное в кадре было можно. Самовыражайся, как хочешь, это как сейчас в YouTube, когда ты стоишь ровно то, что ты из себя представляешь.

И над тобой не висят никакие продюсеры, тебя не мерят никакими погаными рейтингами, тебя не пытаются воткнуть в какую-то коробочку, которой ты должен соответствовать.

Тебе доверили, и ты делаешь то, что ты умеешь, а зритель голосует за тебя, если ему это нравится. В этом смысле это было очень похоже на YouTube.

О феномене MTV Russia

Думаю, что феномен MTV был, во-первых, в новизне и в том, что это была часть огромной машины международного музыкального телевидения.

Получается, мы просто открыли грандиозный канал информационный для молодёжи.

И все эти потрясающие клипы, которые у нас были в доступе, и все интервью с музыкантами, и всевозможные поездки на церемонии — это было тогда настолько немыслимо, это как если бы вы на Марс полетели и вдруг Марс прилетел к тебе. Это было классно!

Об алкоголе и наркотиках в жизни ведущих MTV Russia

Алкоголя было много, признаюсь честно, но никогда на работе, и кроме ******* я ничего в жизни не пробовала, крепче, чем *****. И, честно говоря, меня всегда пугали вообще люди, которые заигрывают со своим сознанием с помощью психоделиков всяких и так далее.

Это всё прошло мимо меня, хотя я очень много времени проводила в ночных клубах в качестве корреспондента, снимая всевозможные вечеринки безумные в «Эрмитаже», «Пентхаусе» и «Титанике», но я в жизни никогда не съела ни одной таблетки, ни одной “марки”. Я не люблю состояния, которые я не контролирую.

Все остальные наши ребята на самом деле были просто максимально далеки (от наркотиков – прим. ред.). Комолов – трезвенник, Анатольевич ни капли в рот в жизни не взял вообще, Шелест – веган и экстремальный спортсмен, ее прёт всё, что зеленое и здоровое. У нас бывали весёлые корпоративы, вечеринки, где кто-то напивался, но ведущие, как правило, нет. Вот удивительно, я сейчас вам это перечисляю, сама понимаю, что мы были все жутко нудные в этом плане. И видимо, именно поэтому мы так ярко выражались в кадре, у нас был другой наркотик, у нас были другие стимулирующие средства — это наша работа.

О своём уходе с MTV Russia

Напоследок пришёл вообще какой-то странный человек руководить MTV, который отказывался встречаться с нами. Я два месяца ходила в секретариат и говорила: «Здравствуйте, я Тутта Ларсен, можно мне познакомиться с моим новым начальником?» Мне говорили: «Не сегодня». Я говорила: «Запишите меня, я хочу просто…» Я даже не знаю, как он выглядит, в лицо не знаю.

Понимаете, человек руководит моим телеканалом, я лицо телеканала, которым он руководит, и у него не просто нет желания со мной пообщаться, а он как будто бы меня избегает. Я так с ним и не встретилась. Я два месяца походила-походила и поняла, что пора отсюда уходить.

О развале MTV

Зосимов ушёл, пришли телевизионные функционеры, они вообще не поняли, что им досталось. Что это костёр, который нужно постоянно поддерживать в этом горении.

Это нельзя мерить обычными мерками шаблонными, которыми мерят телевидение. Они начали искать способы заработать больше денег, они начали, значит, выяснять коэффициент полезности каждого сотрудника. Они начали рейтингами нас шпынять. Ну и народ начал просто расползаться.

Первыми ушли, по-моему, Оля с Антоном, потом стали уходить крутые люди из-за кадра. У нас был такой совершенно гениальный дизайнер, который делал всю графику Глеб Орлов, он ушел. Стали уходить режиссеры, операторы. Новые люди не поняли, что имеют дело с уникальными личностями.

В попытке привести MTV к общему телевизионному знаменателю они просто затоптали костер, который горел. Как слоны в посудной лавке развалили всё. У нас очень быстро стали ротироваться продюсеры генеральные. Приходили новые лица, приводили новую команду, начинали по-новому мести. Какая-то ещё часть людей отвалилась, а новых людей особо не появилась. Невозможно, чтобы мы все были бриллиантами.

О том почему нельзя создать такой коллектив, который был в «золотой период» MTV Russia

До сих пор мне говорят: «Почему нельзя создать такой коллектив ведущих, как у вас был тогда?». Были такие люди уникальные, они стягивались именно на свет этого костра.

Даже молодёжь, которая потом приходила – Ира Понарошку, Тимур Родригез, Ваня Ургант – их не оценили по достоинству.

Они не дали возможности выразиться и показать себя такими, какие они есть. Родригеза на самом деле они тоже потеряли, он там, бедный, на побегушках каких-то корреспондентских побегал, а он супер, просто суперзвезда. Всё это было очень грустно.

О том, как появился псевдоним «Тутта Ларсен»

У меня красивое имя Таня Романенко, я люблю его, но сколько Тань Романенко в мире? До того, как MTV в России запустилось, смотрели его на VHSных кассетах, передавали друг дружке, собирались дома и смотрели там двадцатку какую-нибудь, там European Top 20, или «120 минут», или Headbangers Ball.

И там были такие ведущие с такими красивыми именами… Там был Хьюк Дикампус, Марьен Вандервокт, Катарина Лолиполли, а я Таня Романенко, понимаете? Ну, вообще не алё!

И мы сели как-то с моим коллегой и сегодняшним партнёром Петро Шекшеевым, и я говорю: «Надо придумать какой-то красивый псевдоним».

Меня сразу понесло в скандинавские сказки почему-то, не знаю, вот какой-то был интуитивный порыв. И я говорю: «Ну, вот, смотри, Фрёкен Бок». Он говорит: «Ну, какая ты Фрёкен Бок? Посмотри на себя: ты мальчик с серьгами в ушах, а Фрёкен Бок — это большая толстая тётка. Ты точно не Фрёкен Бок». И второй вариант был «Тутта Карлсон». Он говорит: «Класс, Тутта Карлсон! Но у нас в стране Карлсон ассоциируется с Карлсоном, который живёт на крыше». Я говорю: «Ну, там еще Людвиг Ларсен есть… А как Тутта Ларсен?» И он говорит: «Прикольно, Тутта Ларсен, прикольно звучит!».

Я вышла один раз в эфир и всё, это намертво ко мне прилипло. И сразу стало понятно, что из меня вылезла Тутта Ларсен, то есть как-то вот она родилась как персонаж именно в этом имени.

Знаете, все-таки «в начале было Слово», и я как человек крайне религиозный, христианин, я верю в то, что слово сакрально, свято и имеет материальную силу. И вот вот история с псевдонимом — она абсолютно такая.

Я, конечно, отделяю Таню от Тутты. Думаю, что можно спокойно сказать, что я работаю Туттой Ларсен, Тутта Ларсен — это название моей профессии. Вот кто-то дворник, кто-то водитель троллейбуса, кто-то шахтёр, оператор, а я Тутта Ларсен.

И дома меня, конечно, называют «Танюша» и «мама», вот, но друзья зовут Ларсиком очень часто, «Туттик» или «Ларсик», и детей моих зовут «Ларсики», и, уже совершенно ясно, что это больше, чем просто имя.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

  • Песня ты рассказывал мне сказки только я не верила тебе
  • Песня ты моя сказка игорек
  • Песня ты сказка ты чудо slowed
  • Песня текст сказка град
  • Песня спят усталые игрушки книжки спят одеяла и подушки ждут ребят даже сказка спать ложится