Песня странная сказка виктор цой

2021-07-04t08:41:0003:002021-07-04t14:56:1603:002021-07-04t08:41:0003:002021https://inosmi.ru/culture/20210704/250032854.htmlшведский журналист о том, как цой и бг изменили россиюшведский журналист о том, как цой и бг изменили

2021-07-04T08:41:00+03:00

2021-07-04T14:56:16+03:00

2021-07-04T08:41:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/culture/20210704/250032854.html

Шведский журналист — о том, как Цой и БГ изменили Россию

Шведский журналист — о том, как Цой и БГ изменили Россию

Культура

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

В этом году исполняется 30 лет с тех пор, как распался Советский Союз. В интервью российской радиостанции «Эхо Москвы» в 2012 году его последний лидер Михаил Горбачев вспоминает,… ИНОСМИ, 04.07.2021

общество, культура, россия, виктор цой, михаил горбачев, ссср, рок-музыка, музыка, европа, швеция, шведский

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24601/50/246015021.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24601/50/246015021.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24601/49/246014986.jpg

3133

2048

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24601/49/246014986.jpg

https://inosmi.ru/social/20210117/248890216.html

https://inosmi.ru/video/20170422/239194825.html

https://inosmi.ru/culture/20170728/239899582.html

https://inosmi.ru/culture/20180703/242656022.html

https://inosmi.ru/photo/20120621/193905922.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

В этом году исполняется 30 лет с тех пор, как распался Советский Союз. В интервью российской радиостанции «Эхо Москвы» в 2012 году его последний лидер Михаил Горбачев вспоминает, как все началось. На своем первом заседании Политбюро Горбачев как новый генеральный секретарь после смерти Константина Черненко в марте 1985 года обратился к министру иностранных дел Громыко со словами: «Люди не скрывают, что надо что-то делать. А Цой на концертах поет: „Мы ждем перемен». Люди открыто говорят: требуем перемен… Опасно начинать в нашей стране перемены. Опасно и рискованно. Трудно их довести до конца. Но надо начинать!»

Он сослался на группу «Кино» во главе с Виктором Цоем и их главный хит «Перемен». По словам Горбачева, эта рок-композиция вдохновила людей на перестройку, вылившуюся в то, что Владимир Путин потом назовет величайшей геополитической катастрофой XX века.

Сегодня мы можем воздать Горбачеву должное: он тогда почувствовал необходимость реформ, однако насчет «Перемен» он в интервью ошибся — эта песня появилась лишь годом позже. Неточные воспоминания Горбачева как раз подчеркивают важность этой музыки, чье значение в последнее десятилетие существования Советского Союза во многом недооценивают.

В начале 1980-х годов в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге, появилась альтернативная музыка, которая легла в основу первой настоящей советской молодежной культуры. Ее развивали молодые люди, родившиеся в 1950-е и 1960-е годы. Своими новыми ценностями, одеждой в западном стиле и стремлением к свободе они бросали вызов системе. Цой был одним из них, и в своей песне «Перемен» он воплотил в словах жажду нового порядка, которая и стала катализатором трансформаций конца 1980-х годов.

В 1960-е и 1970-е годы оказалось, что у культурной защитной стены Советского Союза нет шансов под натиском западной популярной музыки. Благодаря радио «Свободная Европа»* и контрабанде запрещенная музыка проникала через защитный барьер СССР и распространялась по неофициальным каналам, как и литература под названием «самиздат». До появления аудиокассет запрещенную музыку часто записывали на использованную рентгеновскую пленку, из-за чего появились выражения «джаз на костях», «рок на ребрах» и «рентгениздат».

Но молодое поколение не ограничивалось пассивным слушанием. Они хотели сами играть на сцене и ходить на концерты. Разрослась индустрия подпольного производства музыкальных инструментов и организации выступлений. Информация о концертах — как правило, так называемых квартирниках — распространялась по телефону с помощью зашифрованных сообщений. А доступ к студийному оборудованию музыканты получали по ночам благодаря своим сторонникам, работавшим в местах, где оно было.

Можно сказать, что началом развития советского рока стал первый официальный рок-фестиваль, состоявшийся в Тбилиси в 1980 году. На нем выступали группы со всего Советского Союза, а формат напоминал нынешнее «Евровидение». Это была попытка режима взять под контроль силу потенциально подрывного движения.

Там была и ленинградская группа «Аквариум», однако, ее выступление оказалось чересчур откровенным, и группу отстранили за «гомосексуальную эстетику». Дома членов группы ждали увольнения с работы и отчисления с учебы. Зато это был для них своего рода сертификат подлинности. Вокруг «Аквариума» и его лидера Бориса Гребенщикова, известного в музыкальных кругах как БГ, начало расти андеграундное движение, по творческому заряду не уступавшее гораздо более известным музыкальным объединениям в мире.

Еще одна веха — появление в 1981 году Ленинградского рок-клуба. Он действовал под надзором КГБ, а значит, за всеми артистами следили, а их творчество цензурировалось. Концепцию контролируемых режимом рок-клубов переняли и в других городах, в том числе в Москве в 1985 году. Опять же, это стало попыткой приручить угрожавшие статусу кво культурные движения, с помощью которых народ самовыражался. Однако также это свидетельствовало об относительной терпимости последнего этапа эпохи Брежнева.

Однако у преемника Брежнева Юрия Андропова высоко на повестке дня стояла большая моральная чистка. Она вылилась в репрессивные меры в отношении «хиппи» — так уничижительно называли соответствующую молодежь. Несколько артистов даже попали в тюрьму или в психиатрические лечебницы. Однако неважно, принимался ли режим за репрессии, или старался поглотить молодежное движение, — все это напоминало скорее попытки руками управлять волной. Вместо того чтобы становиться винтиками в системе, «хиппи» толкали режим перед собой.

Ленинградский андеграунд обычно называют панком, но на самом деле он отражал большинство музыкальных движений, существовавших на Западе. Ограниченный доступ к музыкальному оборудованию вкупе с российскими литературными традициями привел к тому, что в центре внимания оказались тексты, и во многих случаях они достигли очень значительных высот. В этой среде выросли такие группы, как «Звуки Му», «Зоопарк», «Алиса» и «ДДТ», сегодня считающиеся однозначными рок-лидерами русскоязычного мира. Легендарный солист «ДДТ» Юрий Шевчук к тому же единственный, кто в прямом эфире сумел застать врасплох и прижать к стенке Владимира Путина, когда речь шла о демократии и свободе слова.

Говорят, что БГ услышал, как Виктор Цой с друзьями поют в электричке по пути в Москву, и тут же вызвался быть музыкальным крестным Цоя. После нескольких трансформаций состава и смен имен родилась группа «Кино». По словам Цоя, надо было, чтобы название хорошо запоминалось и красиво выглядело в напечатанном виде.

У Цоя не только был необычный голос — он и внешне сильно выделялся из толпы. Виктор родился в Ленинграде 21 июня 1962 года, его мать была русской, а отец — корейцем, о чем можно догадаться по фамилии. Именно благодаря отцу Цой довольно сильно похож на своего кумира — кинозвезду Брюса Ли. Творческий путь Виктор начал с изобразительного искусства, но из художественного училища его исключили за лень. Однако он продолжал рисовать до самой смерти, и сейчас его произведения ценятся очень высоко по всему миру.

Цой выучился на резчика по дереву и стал работать реставратором, восстанавливая поврежденные во время войны дворцы Ленинградской области. Но поскольку от этой работы часто страдали руки, а значит, игра на гитаре, он ее бросил и устроился истопником в котельную — обычное занятие для тогдашних неофициальных работников культуры. Сегодня в этой котельной размещается нечто среднее между музыкальным клубом и музеем в память о певце и его группе. Называется это место «Камчатка».

После попытки самоубийства в 1983 году Цой попал в психиатрическую клинику. На самом деле он просто все инсценировал, чтобы его не отправили на войну в Афганистан.

Ранняя группа «Кино» напоминала наши собственные бойз-бенды 1980-х, но во второй половине десятилетия образ группы помрачнел. Музыканты теперь одевались в черное, музыка стала тяжелее, а тексты — глубже. Расслабленная, но словно наэлектризованная харизма Цоя и его низкий, заставляющий задуматься голос окончательно созрели.

Цой написал 90 песен для девяти альбомов. Большинство из них стали классикой. «Странная сказка», «Война», «Звезда по имени Солнце», «Мама — анархия», «Пачка сигарет», «Группа крови» — вот лишь некоторые из самых известных. С поэтической точностью Цою удалось уловить не только застой и нехватку развития в советской повседневности, но также и то, что всего одна сигарета может дать ощутить мгновение совершенства. И, в отличие от официальной пропаганды, эти тексты были понятны миллионам молодых людей.

Реформы Горбачева подразумевали, что группы вроде «Кино» могут покинуть андеграунд и выйти, наконец, в свет софитов. Теперь можно было зарабатывать музыкой деньги, давая концерты и продавая пластинки и кассеты. «Кино» теперь гастролировала по США, в том числе и вместе с «Аквариумом».

Лед тронулся, и это повлекло за собой творческий взрыв и в других областях культуры. Молодые режиссеры брались за ранее запрещенные темы, нередко в сотрудничестве с новым поколением музыкантов. Цой сыграл главную роль в фильме «Игла» — первом реалистичном изображении борьбы с наркотической зависимостью на киноэкране. Выбор темы стал настоящей сенсацией, и в 1989 году этот фильм имел просто огромный успех.

Но легендой Цой стал после маленькой роли в триллере «Асса» в 1987 году. В финальной сцене его герой ищет работу ресторанного певца и вынужден слушать, как директор ресторана выполняет бюрократические заказы. Он демонстративно встает и присоединяется к группе, которая играет вступление к «Перемен». Берет микрофон и начинает петь. Сразу после титров действие переносится на стадион, где концерт слушают тысячи зрителей. Этот эпизод сохранил свою магию и до сих пор, и можно только догадываться, какое впечатление он когда-то произвел на советскую кинопублику. По словам Цоя, «Перемен» повествуют о личных переменах, а не о политике, но в «Ассе» эта песня становится метафорой освобождения личности и искусства от удушающей бюрократии и антитезой советской системы.

Самый большой концерт Цоя стал его последним выступлением. 24 июня 1990 года «Кино» сыграла для 62 тысяч зрителей на московском стадионе «Лужники». После этого Цой отправился в Латвию, чтобы отдохнуть, а потом поработать над новым альбомом. 15 августа, когда Цой ехал домой с рыбалки на своем «Москвиче», он не справился с управлением и в лобовую врезался в автобус.

Через несколько дней тысячи поклонников проводили его в последний путь. Безвременная кончина позволила Цою остаться вечно молодым, и сейчас во многих бывших странах Советского Союза в его честь названы улицы, установлены памятники и построены «стены Цоя», возле которых в Москве, Киеве, Минске и других городах поклонники собираются, чтобы помянуть своего кумира и спеть его песни.

До перемен 1991 года Цой не дожил, но зато его песня стала обычным лейтмотивом политических манифестаций во всем регионе — и на демонстрациях российской оппозиции против путинского режима, и во время протестов на Украине, в том числе в ходе восстания на Майдане в 2013-2014 годах. В Белоруссии «Перемен» запретили после акций 2011 года, но песня все равно до сих пор помогает сплотиться противникам режима Лукашенко — в том числе и после мобилизации, начавшейся в прошлом году.

«Цой жив!» — так звучит мантра его поклонников. По мере того как деспотия все откровеннее показывает свое лицо в Минске и Москве, эта максима набирает силу и все громче звучит лирика Цоя: «Перемен / Требуют наши сердца / Перемен / Требуют наши глаза / В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен / Перемен / Мы ждем перемен».

* организация внесена в список иностранных агентов в РФ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

У большинства россиян есть любимый советский фильм (82%), любимая советская песня (61%) и любимая советская книга (55%), свидетельствуют данные ВЦИОМ, собранные в рамках совместного проекта с РБК «30 лет без СССР». Всего в ходе открытого опроса (респонденту нужно было самому назвать произведение, а не выбирать из списка) участники перечислили по несколько десятков кинолент, музыкальных и литературных произведений времен СССР. Абсолютных лидеров по предпочтениям среди них нет: самые популярные произведения набрали максимум 6% приверженцев.

Среди советских фильмов планку в 1% преодолели 25 картин, среди книг — 19 произведений, среди песен — 23 (с учетом таких сборных ответов, как песни Аллы Пугачевой, песни Муслима Магомаева, песни Виктора Цоя, песни Анны Герман). Не обошлось и без курьезов: по 1% опрошенных назвали своей самой любимой советской книгой «Войну и мир» Льва Толстого, написанную более чем за полвека до создания СССР, а также «Три мушкетера» Александра Дюма, изданную еще раньше.

Опрос ВЦИОМа был проведен 24 ноября среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью. Для выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%, отмечает ВЦИОМ.

Список самых любимых кинолент россиян возглавили две мелодрамы — «Москва слезам не верит» (6%) и «Девчата» (5%). Женщины их упоминали чаще (8%), чем мужчины (3 и 1% соответственно), а люди старше 25 лет — чаще, чем более молодые. На третьем месте по числу голосов — комедия «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (4%), фильм, который оказался самым популярным среди молодежи: его назвали любимым 11% людей в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины вспоминали о нем чаще, чем женщины (5 и 2% соответственно). По 4% голосов набрали военные фильмы «В бой идут одни старики» и «А зори здесь тихие».

В число любимых также вошла знаменитая новогодняя кинолента «Ирония судьбы, или С легким паром!» с 3% голосов (ее одинаково любят и мужчины, и женщины, а среди молодежи за нее высказались 7% опрошенных). Столько же голосов получили комедия «Бриллиантовая рука», многосерийный фильм «17 мгновений весны» (особенно популярен на Северном Кавказе, 10% голосов) и военная драма «Офицеры» (чаще ее называли люди от 45 лет и старше).

Выбор россиян нельзя назвать неожиданным, сказал РБК доцент кафедры драматургии кино ВГИКа Всеволод Коршунов. «“Москва слезам не верит” — одна из любимых мелодрам в истории советского кино, и плюс ко всему у [фильма] самая высокая посещаемость в истории советского проката», — напомнил он.

Среди песен больше всего голосов опрошенных — по 4% — набрали гимн Советского Союза и песня «Катюша», показал опрос ВЦИОМ. Гимн СССР — самый популярный ответ у представителей среднего возраста от 34 до 59 лет (5−7%), у «Катюши» почитатели более молодые: ее назвали любимой 5% респондентов в возрасте до 25 лет, 7% — в возрасте до 34 лет и 6% — в возрасте до 45 лет, среди старшего поколения ее выбрали лишь по 2−3% опрошенных. Если исходить из географии, то гимн СССР лидирует на Дальнем Востоке с 11% голосов, а «Катюша» — на Северном Кавказе с 14% голосов. Ни в одном из других федеральных округов ярко выраженных лидеров нет.

Самой популярной у возрастной категории от 18 до 25 лет оказалась песня «Прекрасное далеко» из подросткового фильма «Гостья из будущего» (ее назвали 7% в этой категории, тогда как в целом она набрала 1% почитателей). Впрочем именно среди молодежи велика доля тех, кто ответил, что среди советских песен любимых нет: так сказала почти треть опрошенных в группах от 18 до 34 лет (32−33%).

Больше 1% также набрали песни, связанные с Великой Отечественной войной: «День Победы» (3%), «Священная война» (2%), «Смуглянка» (2%), а также песня «Надежда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (2%).

Любимые книги времен СССР назвали 55% опрошенных. Среди самых популярных оказались «Как закалялась сталь» Николая Островского (5%), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (4%) и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (3%). Роман Булгакова оказался популярен среди молодежи: в возрастной группе до 25 лет его назвали 7% опрошенных. К романам Островского и Шолохова молодые люди, напротив, оказались равнодушны: среди любимых их назвали менее 1% россиян этого возраста. Роман Островского наиболее популярен в Южном (8% проживающих там) и Северо-Кавказском (6%) федеральных округах, роман Шолохова предпочитают на Дальнем Востоке (9%) и не очень ценят на Урале (1%). Булгакова больше всего любят в Южном ФО (7%) и в Северо-Западном ФО (5%).

svg+xml;uft 8,%3Csvg%20width%3D%22117%22%20height%3D%2228%22%20fill%3D%22none%22%20xmlns%3D%22http%3A%2F%2Fwww.w3.org%2F2000%2Fsvg%22%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M46.939%207.84h 9.846l.001.005c.002.517 .127%206.472 .217%208.185 .083%201.579 .396%202.123 2.081%202.235 .145.003 .29.004 .436.003l .012%202.341c.04.008%201.924.29%203.16 .447%201.585 .945%201.9 2.638%201.972 3.995.054 1.039.125 3.864.171 5.816h4.683l .003%2010.258h2.608V7.84Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M61.843%2018.399c .04.046 .082.094 .125.139 2.036%202.144 4.13%202.428 5.718%202.428a6.714%206.714%200%200%201 6.712 6.712A6.715%206.715%200%200%201%2056%207.542c2.625%200%204.9%201.51%206.003%203.709.163.335.815%201.858.583%204.3H52.101c.491%201.648%202.07%202.837%203.899%202.837%201.914 .001%203.263 .819%204.172 1.679l1.671%201.69Zm 1.874 5.359c .415 1.589 1.92 2.886 3.969 2.886 2.05%200 3.542%201.27 3.937%202.886h7.906Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M73.428%2018.098h 5.831c1.044 .953%201.354 2.86%201.335 4.959l .001 .225h.001v 2.563h4.496v7.747Zm4.316%200h 1.707V7.84h 9.713v5.074h.001v.005l.004.698c.007%201.172 .004%204.461 2.463%204.475l .484.006v5.371h2.608v 2.86h9.146v2.86h2.608v 5.371Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M82.318%2020.609H80.15V7.84h2.609v8.525l7.409 8.525h2.168v12.769h 2.609v 8.348l 7.409%208.348Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M18.211%2014A4.216%204.216%200%200%201%2014%2018.211%204.216%204.216%200%200%201%209.789%2014%204.216%204.216%200%200%201%2014%209.789%204.216%204.216%200%200%201%2018.211%2014ZM14%200C6.28%200%200%206.28%200%2014s6.28%2014%2014%2014a13.92%2013.92%200%200%200%207.886 2.435l.04 .028 1.886 2.192 .032.02A11.077%2011.077%200%200%201%2014%2025.13C7.863%2025.13%202.87%2020.137%202.87%2014%202.87%207.863%207.863%202.87%2014%202.87c6.137%200%2011.13%204.993%2011.13%2011.13%200%20.795 .089%201.6 .262%202.392 .352%201.445 1.364%201.887 2.123%201.829 .764 .062 1.658 .606 1.664 1.938V14A7.088%207.088%200%200%200%2014%206.919%207.088%207.088%200%200%200%206.919%2014a7.088%207.088%200%200%200%209.8%206.541%207.022%207.022%200%200%200%202.298 1.55%204.55%204.55%200%200%200%203.498%202.091%204.733%204.733%200%200%200%203.218 .943c.839 .638%201.466 1.559%201.812 2.666.055 .179.157 .588.157 .591l.003 .015c.204 .888.295 1.773.295 2.867%200 7.72 6.28 14 14 14%22%20fill%3D%22%23FF9E00%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M110.51%2017.091c 3.159%200 5.074 2.19 5.147 5.83h1.602c.05%202.672%201.265%203.809%202.201%204.038v 4.037h1.534v2.307c.902 .101%201.842 1.148%202.156 2.307h1.506c .24%201.422 1.265%202.475 1.988%202.906.723.347%201.893%201.266%202.341%202.923h 1.657c .348 1.109 1.21 1.965 2.358 2.083v2.083h .19ZM109.714%2021h.583c3.164%200%204.749%200%205.729 .98.974 .986.974 2.57.974 5.723v .594c0 3.158%200 4.737 .974 5.723 .98 .98 2.565 .98 5.729 .98h .583c 3.164%200 4.748%200 5.734.98 .986.98 .98%202.57 .98%205.723v.594c0%203.158%200%204.737.98%205.723.98.986%202.57.98%205.734.98Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%20fill opacity%3D%22

По 2% голосов, согласно опросу ВЦИОМ, набрали еще всего две книги — еще один роман Шолохова «Поднятая целина» и роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Про «Поднятую целину» чаще вспоминали люди старше 60 лет (4% голосов в этой возрастной группе), а «Молодую гвардию» чаще называли женщины, чем мужчины (3 против 1%). По 1% приверженцев набрали еще 12 произведений, а также общие категории «Книги Валентина Пикуля» и «Детские сказки, рассказы».

Относительно популярным среди молодежи стал «Пикник на обочине» братьев Стругацких (3% голосов людей моложе 25 лет), а снятый по мотивам этой повести «Сталкер» Андрея Тарковского не получил поддержку среди молодежи, собрав менее 1% голосов. Также по 3% голосов среди молодежи получило еще одно произведение Булгакова — повесть «Собачье сердце».

Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературы и лингвистики, проректор МГИК Александр Ужанков в разговоре с РБК назвал тройку любимых россиянами советских книг предсказуемой. «Все три книги являются знаковыми для XX века, — пояснил он. — Если мы посмотрим на русскую литературу XIX века, то увидим, что в ней не было идеальных героев, а вот Островский создает идеального героя советской эпохи — Павла Корчагина, который готов пожертвовать своей жизнью ради строительства будущего коммунизма».

«Тихий Дон», по мнению Ужанкова, привлекает внимание не только читателей, но и экспертов — ведь благодаря нему Шолохов стал одним из немногочисленных россиян — лауреатов Нобелевской премии по литературе.

«“Мастер и Маргарита” — это совершенно иного плана роман, но тоже актуальный для XX века, — считает филолог. — Булгаков закончил его в 1940 году, но опубликован он был в конце 60-х, а это время гонения на РПЦ, так что русский человек, который принадлежит русской культуре, в этом романе увидел духовную наполняемость». Все перечисленные романы были изданы огромными тиражами, напомнил Ужанков.

Сейчас то, как будет восприниматься советская эпоха будущими поколениями, зависит от восприятия этого периода российской истории современной молодежью, отметила в разговоре с РБК советник гендиректора ВЦИОМ Елена Михайлова.

«Через призму новой системы приоритетов и ценностных ориентаций постепенно происходит переосмысление событий, уходят на второй план знаковые фигуры и отдельные культурные символические элементы», — отмечает она.

В рамках опроса ВЦИОМ также выяснилось, что только каждый пятый россиянин не смог правильно расшифровать аббервиатуру СССР и что главным антигероем советской эпохи в России считают Михаила Горбачева.

Евгения Кузнецова при участии Анастасии Серовой

Во время загрузки произошла ошибка.

Осенью 2019 года новости о воссоединении «Кино» выглядели неправдоподобно: одни не могли поверить своему счастью, другие — в саму возможность концертов без погибшего Виктора Цоя. Из-за пандемии группе пришлось отказаться от премьер на больших аренах до лучших времен (как минимум до конца мая 2021 года). Но одно выступление — на закрытой площадке, для самых преданных фанатов — все же состоялось. На родине группы — в Петербурге. 

15 марта официальная запись концерта в цеху «Севкабель Порта» для 300 человек появилась в аккаунтах соцсетей и цифровых платформ «Кино». Пока музыканты не вернулись в многотысячные залы, эта запись остается единственной возможностью узнать, во что переродилось старое «Кино», что увидели зрители и чего ждать от подобных проектов в будущем. А главное, стоит ли?

Игорь Тихомиров, Александр Цой, Юрий Каспарян и Александр Титов Сергей Карпухин/ТАСС

Игорь Тихомиров, Александр Цой, Юрий Каспарян и Александр Титов

© Сергей Карпухин/ТАСС

Попробуй спеть вместе со мной

Несмотря на то что возрождение «Кино» стало сенсацией, его не могло не быть. Слишком многое указывало на готовность музыкантов вернуться к старому материалу и собраться вместе во что бы то ни стало. 

Все началось еще десять лет назад. Отправной точкой можно считать неожиданный выход песни «Кино» «Атаман» (с историей релиза на Первом канале). Много лет ее черновая версия, записанная Цоем под гитару для «Черного альбома», ждала своего часа. Наконец в 2012 году музыканты последнего состава «Кино» вновь оказались в студии и сыграли «Атамана» уже в электричестве поверх всем известного голоса. Словно не распалась связь времен, будто вокалист находится в другой комнате. Концерт в «Севкабеле» был устроен по такому же принципу: музыка — живая, голос — из оригинальных студийных лент.  

Шесть лет назад первый басист «Кино» Александр Титов стал выкладывать на своем YouTube-канале обучающие ролики, в которых показывал, как играть партии баса в песнях «Видели ночь», «Троллейбус», «Камчатка» и многих других. Несколько раз к нему присоединялся гитарист «Кино» Георгий Каспарян — их совместные видео собирали сотни тысяч просмотров. Под каждым из «уроков» рано или поздно появлялся комментарий в духе «когда концерт?». 

На эту тему

Грустное буги, извечный ля минор.

Сам Каспарян постоянно исполнял песни «Кино» сначала в группе Вячеслава Бутусова «Ю-Питер», затем в собственном проекте «Симфоническое Кино», в котором самые известные песни Виктора Цоя получили оркестровую обработку.

И все это на фоне неугасающего культа Цоя у молодежи, мифа о нем в кино («Игла-remix», «Шапито-шоу», «Лето», «Цой»), документальных проектов, подкастов, артистов-двойников, трибьют-проектов и кавер-версий классики «Кино» с участием музыкантов группы. Не говоря о не выходящем из моды звуке и настроении постпанка в России, когда каждая новая гитарная волна раз за разом вырастает из приемов и формул золотого века «Кино», независимо от того, где это происходит — в эфире «Нашего радио», «Вечернего Урганта» или TikTok.

Словом, если известие о возвращении главной группы русского рока и могло удивить, то лишь выбранным моментом. Уместнее было спросить не почему собрались, а почему только сейчас? Очевидно, что члены «Кино» могли заполнить столичную площадку любых размеров и когда угодно.  

«Кино» на большом экране

По словам Каспаряна, показанная в «Севкабеле» часовая программа дает лишь примерное представление того, чего стоит ожидать от настоящих концертов «Кино». Они будут как минимум в два раза дольше — в репертуаре группы более полусотни песен в новых аранжировках. Впрочем, это не значит, что других. Поклонников, судя по записи, ждут предельно бережные по отношению к оригиналу версии, в которых лишь усилены контрасты и убраны слабые места.

Первое и главное, что впечатляет в новом-старом «Кино», — качество звука и сыгранность людей, расставшихся по известным причинам более 30 лет назад. На таком уровне в России сейчас играют лишь самые зацикленные на технических вопросах рок-перфекционисты вроде Земфиры. Это потрясающе слаженная работа более чем опытных профессионалов, прекрасно понимающих, что и зачем они делают, а главное — как устроен их инструмент. Когда Александр Цой, сын лидера «Кино» и продюсер текущего проекта, утверждает, что так мощно, как сейчас, группа не звучала никогда, он не лукавит и не преувеличивает. Сомневающиеся могут послушать записи «Кино» в ДК и на стадионах конца 1980-х и убедиться лично: в новой сборке «Кино» не потеряется даже на «Гластонбери».  

На эту тему

"Небо своротить охота до судорог".

Как известно, группа решила отказаться от использования в шоу 3D-моделей и голограмм Цоя, равно как и проводить кастинг новых певцов. Однако оставлять сцену без центра притяжения тоже было бы ошибкой. Оптимальным вариантом стал микс из документальных съемок, домашней хроники, фото, рисунков, анимации и текстов песен, пущенных на большой экран, — на таком фоне и выступает нынешнее «Кино». 

Каждую песню сопровождает своя «картинка»: от черного неба и паранойи в «Мама, мы все тяжело больны» до аниме и портретов азиатских лидеров в «Бошетунмай», от пленок Джоанны Стингрей во «Время есть, а денег нет» до четырех букв-громадин в «Следи за собой». Когда музыканты стоят напротив гигантской надписи «КИНО», они напоминают туристов, позирующих у Стоунхенджа. 

Так как быть с отсутствием Виктора Цоя на сцене? Будем считать, что это такой вариант комнаты в Clubhouse: собравшимся все прекрасно слышно, ничего не видно, но можно поднять руку. 

Дальше действовать будем мы

На концерте в «Севкабеле» не прозвучали ни «Звезда по имени Солнце», ни «Группа крови», ни «Пачка сигарет» — какими они будут в новом прочтении, пока остается загадкой. Без внимания остался альбом «Начальник Камчатки», из него музыканты не взяли ровным счетом ничего. Зато состоялась премьера «Сказки», которую «Кино» никогда не играли живьем, а «Кукушка» и «Мама-анархия» впервые прозвучали с двумя басистами. Кроме того, в электричество «переехали» и акустические номера раннего «Кино» вроде «Бездельника». 

Большие выступления группа планирует делить на три самостоятельные части: первая — «романтическая» с Александром Титовым на басу, вторая — «героическая» с Игорем Тихомировым, третья — хиты в два инструмента. Строгое деление на периоды представляется оправданным и исторически справедливым (кто играл на записи, тот и исполняет на концерте). Но если на то пошло, то почему было бы не привлечь к проекту сооснователя «Кино» и первого соавтора Цоя Алексея Рыбина? 

Наконец, самый этически сложный вопрос: насколько воссоединение трех из пяти участников группы может называться возвращением «Кино»? Ведь кроме лидера группы на сцену не вернулся и ее бессменный барабанщик Георгий Гурьянов, но об этом все как будто забыли. О Гурьянове не спрашивают в интервью и на пресс-конференциях. В то же время ему посвящен едва ли не весь видеоряд к песне «Мы хотим танцевать». 

Ведь так, как эти трое, песни «Кино» не играет никто. Если вдуматься, удивительно, а может, и странно, но Титов и Каспарян немало сделали для передачи секретов группы всем желающим. Казалось, что их ролики-инструкции и напутственное слово, они помогут освоить эти песни и сделать их своими. Будто члены «Кино» смирились с тем, что большая часть их наследия им больше не принадлежит (речь, разумеется, не об авторских правах). И что в их классических и авторизованных версиях больше нет необходимости.

На эту тему

Однажды мир прогнулся под них.

Оказалось, все ровно наоборот, как в песне — «дальше действовать будем мы». В интервью музыканты признаются, что песни «Кино» по-прежнему с ними: с удовольствием их вспоминают, играют и даже напевают во сне. Концерт в «Севкабеле» показал, насколько это все еще их — и только их — музыка, которая, кроме прочего, им невероятно идет и сейчас. Тоже, между прочим, парадокс: группа, которая всю дорогу гналась за модой, ориентировалась на хит-парады и жаждала признания здесь и сейчас, — в итоге осталась вне времени.  

​​​​Кто после «Кино»?

Сомневаться в успехе грядущего тура «Кино» не приходится (как только границы будут вновь открыты, проект, очевидно, доберется и до Европы, и до Америки). Куда любопытнее предположить, кто пойдет за ними? Кто решит реанимировать группу, не побоявшись выйти к публике без вокалиста? Чьи концерты могут пройти на ура, если музыканты будут «всего лишь» играть в такт голосу из колонок?

Из легенд восьмидесятых первыми на ум приходят «Звуки Му». Больше десяти лет члены золотого состава «русской народной галлюцинации» выступают без Петра Мамонова — его роль, хоть и по-своему, берут на себя приглашенные вокалисты и друзья коллектива. Свои перформансы музыканты описывают как «Отзвуки Му». Но если им удастся отстоять оригинальное название, то почему нет? Без диких танцев Мамонова шоу точно много потеряет, но едва ли кто-то откажет себе в удовольствии увидеть их на большом экране. 

Не на меньшие, а то и на большие шансы и ощутимый спрос могут рассчитывать участники «Короля и Шута», занятые вот уже восемь лет в разных проектах. Каждый из них в той или иной мере считает себя наследником культовой группы и участвует в мемориальных концертах памяти Михаила Горшенева. Тем более «КиШ» всегда тяготели к театральности и условностям на сцене, так почему бы не предложить поклонникам условность в квадрате?     

С учетом изменений, которые внесли в музыкальную жизнь ковид и меры безопасности, приучившие публику носить маски и держаться друг от друга подальше, можно предположить, что тур «Кино» закрепит новые привычки и способы потребления — вокалисту необязательно находиться на сцене, шоу может строиться не на харизме артиста, ресурсов памяти хватит, чтобы достроить любую «картинку» самому. 

Вопрос все-таки в том, у какой еще отечественной рок-группы есть такой кредит доверия и такой статус, как у нынешнего «Кино»? Кажется, только у «Кино» с живым Цоем.

Когда-то протестом был «Наутилус» и Летов, а теперь протест — это Фейс и Айспик. Россия проделала удивительный культурный путь со времен перестроечного СССР, а дух свободы в гигантском государстве снова сменился удушливым запахом камеры. Все чаще в России вспоминают великие группы прошлого, которые не стеснялись называть вещи своими именами. Времена и форма изменились, но содержание осталось прежним: протестная музыка в гигантской по размерам и амбициям стране снова актуальна и будоражит умы и сердца. Меня зовут Александр Чернухо, и это новый выпуск подкаста «Музыка сильнее пуль».

В удушливом Совке мало что пробивалось сквозь бетон запретов и репрессий, но эзоповым языком немногочисленным артистам все же удавалось сказать важные вещи про тоталитарный режим. Пластинки передавались из рук в руки, песни Высоцкого и Галича наизусть пересказывались шепотом, а западная музыка, находившаяся под запретом, хранилась в самых укромных местах и существовала только для проверенных и своих.

Слушать подкаст в «Яндекс.Музыке» и в iTunes

Все самое интересное началось во времена горбачевской перестройки, когда русский рок начал выползать из подполья и становиться достоянием масс. Если в начале восьмидесятых самопальные записи существовали только для избранных, то благодаря новому курсу партии о них узнали миллионы жителей Советского Союза. В культурной политике страны произошли радикальные изменения. Был снят запрет с творчества деятелей русской эмиграции, прекратилась цензура западной культуры, значительно были ослаблены ограничения русского рока.

В 1986 году происходит сразу два больших события в рок-музыке.

На четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба 24-летний музыкант Виктор Цой со своей группой «Кино» впервые исполняет песню под названием «Перемен!», которую сейчас на постсоветском пространстве большинство узнает с двух нот.

Напористая, динамичная песня с метафоричным текстом была открыта для широкой публики спустя год в фильме «Асса» и моментально сделалась гимном перестройки. Она звучала из динамиков, ее играли под гитару и пели просто так, чтобы передать настроения, царившие в гниющем заживо Совке. Песня вышла в альбоме группы «Кино» «Последний герой» через два года, уже в привычной нам версии, и до сих пор звучит на протестных акциях по всему СНГ: на нее делали каверы украинские коллективы.

И белорусские.

Она звучала на Болотной в Москве и на Независимости в Минске и продолжает жить своей жизнью.

Сам Цой, правда, отрицал, что песня «Хотим перемен!» каким-то образом связана с политикой. Барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов говорил, что композиция не о социально-политических изменениях, а о внутренних переменах и чувстве свободы.

— Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это все глубоко личное, — так говорил про песню и ее смысл гитарист «Кино» Георгий Каспарян.

Странно, что при этом Каспаряна ни разу не задела версия песни «Перемен», например, в исполнении Надежды Кадышевой. На мой взгляд, она звучит как пряничная ярмарка посреди акции протеста, неважно — внутренний это протест или вполне реальный марш несогласных.

Еще одна великая песня перестройки вышла в альбоме «Разлука» группы «Наутилус Помпилиус» в том же 1986 году. «Скованные одной цепью» — эпичный символ, напоминание о дремучем Совке, одна из главных песен десятилетия, памятник суровой эпохе.

Круговая порука мажет, как копоть.

Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.

Я ищу глаза, а чувствую взгляд,

Где выше голов находится зад.

За красным восходом — розовый закат.

Это знаменитые слова рок-поэта Ильи Кормильцева, которые прекрасно описывают суть жестокой системы, десятилетиями угнетавшей личность. Интересно, что в первоначальном тексте песни закат был не розовый, а коричневый: таким образом в ней содержался намек на будущее коммунизма, который может превратиться в фашизм. Но цвет заката поменяли по просьбе руководства Свердловского рок-клуба, которое опасалось репрессий со стороны партии. Забавно, ведь в тексте песни было много других резких моментов, и наверняка в доперестроечное время «Скованные одной цепью» были бы отложены глубоко в стол. Но резонанса в партийной верхушке не случилось, и песня спокойно появилась в альбоме.

Вообще эпоха расцвета русского рока вызывает много споров среди музыкальных журналистов. Недавно Артемий Кивович Троицкий в очередной раз подтвердил мне свои слова, мол, протестный потенциал советского рока значительно переоценен. Вот цитата: «Буквально по пальцам одной руки можно перечислить рок-группы, у которых репертуар был протестным. В первую очередь приходит на ум группа „Телевизор“ Миши Борзыкина, были крутые песни у „Гражданской обороны“, у группы „Облачный край“. Но в общем огромное большинство песен русского подпольного рока, которые как бы считались протестными, антисоветскими и перестроечными, абсолютно не артикулированы именно в политическом отношении».

Среди прочих в этом списке звучит великая русская группа «Гражданская оборона», чье творчество до сих пор вдохновляет музыкантов. Протестный потенциал песен Егора Летова действительно очень высок, и копаться в цитатах можно бесконечно долго: с 1985 по 1990 год у группы вышло двадцать альбомов! Я бы хотел рассказать про самый удачный и мощный — «Здорово и вечно».

На этой записи нет хита «Все идет по плану», который до сих пор играют на гитарах у подъездов, зато есть куда более глубокие и мощные по содержанию вещи вроде «Все как у людей», «Здорово и вечно» и «Моя оборона».

— Вообще, это один из лучших моих альбомов, — так лаконично описал его сам Летов.

Это злая, агрессивная, бескомпромиссная запись, на которой (что редкость!) вещи называются своими именами. «Все, что не анархия, то фашизм», «Как убивали, так и будут убивать», «Щедро громыхнули государственные гимны, тихо догорели нелитованные книжки» — весь этот тридцатиминутный альбом щедро усыпан цитатами из советской реальности и ценен хотя бы тем, что не утратил своей актуальности до сих пор.

У «Гражданской обороны» есть много других замечательных протестных песен. Но именно альбом «Здорово и вечно» — самая надрывная и эпичная запись Егора Летова, которая до сих пор вдохновляет музыкантов. Вот, например, отличный кавер Noize MC на песню «Все как у людей».

А вот еще одна группа, которую упоминает Троицкий, — «Телевизор» Михаила Борзыкина. Одна из самых смелых групп эпохи, которая еще в Советском Союзе позволяла себе песни вроде эпичной «Твой папа — фашист». Композиция вышла в альбоме «Отечество иллюзий», самым саркастичным образом посвященном 70-летию Октябрьской революции. Послушайте, как это звучало в 1987 году.

А вот отличный кавер гродненской панк-группы Deviation, которая добавила в композицию мощный надрыв.

Кстати, в 2008 году Борзыкин спел эту песню в Екатеринбурге по-другому, заменив слово «папа» на фамилию действующего президента России.

Конец 80-х можно назвать эпохой расцвета русского рока и пиком его протестного потенциала. Смелые песни записывала группа ДДТ, гимны перестройки, сам того не подозревая, сочиняет Борис Гребенщиков. Песни, которые слушают миллионы людей, подталкивают гниющую тушу Советского Союза в пропасть.

1991 год. Труп пинают все подряд, и песни, которые раньше сложно было представить себе даже в рок-подполье, уверенно шагают на эстраду. Игорь Тальков, который в 80-е был известен преимущественно лирикой и хитом про чистые пруды, начинает петь острые песни и выдает рифмы вроде КПСС — СС.

Гласность, демократия — эти слова звучат так, словно страна набрала в легкие воздух и ожила. Примерно тогда же — в девяностые — русский рок теряет свой протестный шарм и мчит на вагонетке без тормозов по коммерческим рельсам. Относительная вседозволенность, специализированная радиостанция «Наше радио», телеэфиры и многотысячные коммерческие фестивали — все это хоть и дает музыкантам возможность заработать большие деньги, но и превращает их в сытых людей.

Протест продолжает жить в самых глубинах российского андеграунда. Даже номинальные панк-группы вроде «Наив» и «Тараканы!» практически не касаются политических тем. Но все же периодически жесткие политизированные композиции прорываются в эфир. «Не голосуй», — призывает группа «Пурген» в одноименной песне.

Или хрипит жесткими песнями одна из самых удивительных и самобытных российских групп — «Химера». Основана она была в 1990 году и изначально называлась «Депутат Балтики». Музыканты были большими фанатами групп Fugazi и Primus, и это не могло не сказаться на творчестве коллектива. Злой, агрессивный саунд, стилистика, пляшущая от пост-панка и нойза до хардкор-панка. Вот, например, отрывок из песни «Вороны», которая удивительным образом перекликается с песней ДДТ «На небе вороны».

Разорались вороны, разлохматились тучи —

До весны осталось полгода…

Оттепель расквашенным рылом сопливит дороги,

Только крови нет и нет свободы…

Нельзя сказать, что «Химера» — протестная группа в чистом виде: тексты песен зачастую абстрактны и не бьют в лоб, а коллектив находится в состоянии постоянного эксперимента.

Два года назад на РБК вышла интересная статистика: журналисты проанализировали группы, которые выступали на протестных акциях в России. Так вот в финальную подборку попала только одна акция, которая случилась в девяностых: Коммунистический митинг на Воробьевых горах в Москве, во время которого Егор Летов спел на кузове грузовика — это прекрасно характеризует состояние, в котором находилась в то время рок-музыка.

Вот как по этому поводу высказался писатель и критик Дмитрий Быков: «Русский рок — явление пограничное: это и высшая точка развития советской культуры, и начало ее вырождения, упрощения и деградации. При всей его поэтичности и виртуозности, он выражал именно усталость от сложности советского пространства и жажду простоты. Во всем русском роке слышен звон бьющегося стекла. То есть он жил только тогда, когда имел проблемы с цензурой, выездом за границу и денежным обеспечением, а получив свободу, быстро умер».

В начале нового тысячелетия протестные настроения в России вспыхивают с новой силой. В новогоднюю ночь с 31 декабря 1999-го на 1 января 2000-го президент страны Борис Ельцин с экрана произносит знаменитую фразу: «Я устал, я ухожу», а на его место приходит Владимир Путин. Российское политическое болото всколыхнулось, и, разумеется, это отразилось в музыке. Записывать песни с протестным оттенком начали самые неожиданные персонажи. Вот, например, трек «Надежда на завтра» — агитка партии «Яблоко».

Политики-паралитики, вытянутый средний палец, над головой рука — вот вам моя политика, наша политика — все это краткое содержание песни, которая вышла в дебютном альбоме Децла «Кто ты?» и была в репертуаре объединения Bad B. Aliance.

К слову, у группы Bad Balance еще в девяностых были треки вроде Fuck da politions — он вышел в альбоме «Город джунглей», который сегодня записан в золотую коллекцию русского хип-хопа.

Протестные треки и сейчас записывает один из участников объединения Лигалайз. В прошлом году он выпустил альбом ALI, на котором была отличная песня «Застой 2.0».

Пришла пора мне записаться в русофобы,

Сказав, что за порогом в моем доме все не слава богу.

Я вижу эталоном дум народомиллионов

Путь пролезть поближе к трону, вылизать царевы ноги.

Политические акции нулевых набирают обороты. В 2001 году разгорается большой скандал вокруг телеканала НТВ, и поддержать журналистов собираются самые неожиданные персонажи. В поддержку канала Гусинского на Пушкинской площади выступают Людмила Гурченко, «Любэ», Валерий Сюткин, Александр Маршал — в общем, люди, которых сейчас очень сложно представить на подобных концертах.

Рок-музыканты снова выдают острые песни. И в первую очередь здесь нужно вспомнить уфимскую группу Lumen и ее альбом «Свобода», который вышел в 2005 году. Вот, например, песня «02 (Благовещенск)», посвященная массовому избиению людей в Благовещенске в 2004 году.

Тогда были задержаны от 500 до 1500 женщин, мужчин и подростков (даже инвалидов), многие из них были избиты и подвергнуты пыткам. Среди обвиняемых по факту «превышения должностных полномочий» оказался начальник благовещенской милиции, командир ОМОНа, другие сотрудники силовых ведомств, которых понизили в должности. Вот как об этом поют уфимские рокеры.

Мы можем спокойно жить и любить,

Для этого достаточно нас просто не злить.

Но ты привык верить только в грубую силу

И думаешь, что я для тебя слишком хилый.

Или вот еще одна песню Lumen из альбома «Свобода», здесь звучит самая знаменитая фраза из творчества коллектива: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство».

Заплати налоги и живи спокойно,

Но каждый рубль как покойник.

На эти деньги люди сверху

Нас, всех остальных, превращают в перхоть.

Они проводят невнятные реформы,

Меняют гаишникам название и форму,

Кидают стариков через одно место,

Ежедневно проверяя, из какого же мы теста!

Параллельно выпускает злые, остросоциальные песни группа «Последние танки в Париже». В 2007 году коллектив издает альбом «Свобода слова», который открывает композиция «Они о…ли!».

Грязные стены серых домов,

Здесь никогда ничего не будет.

Власть навсегда в руках у ментов,

За них голосовали люди.

А это песня «Утро всех рабочих» из альбома «Зеркало».

Власть нуждается в рабах.

Оглянись!

В рабочих районах и кабаках

Cмотрятся в нашу жизнь!

В 2011 году в России начинает активную деятельность то ли музыкальная группа, то ли объединение политических активисток под названием Pussy Riot, знаменитое своими резонансными акциями. Вот, например, песня «Смерть тюрьме, свободу протесту», которая исполнялась на крыше спецприемника №1 в Москве, содержит слова:

«Прямое действие — будущее человечества.

ЛГБТ, феминистки, защити отечество.

Смерть тюрьме, свободу протесту!»

А вот самая известная акция Pussy Riot — панк-молебен в Богоявленском соборе в Елохове и храме Христа Спасителя под названием «Богородица, Путина прогони!».

Черная ряса, золотые погоны…

<…>

Глава КГБ, их главный святой,

Ведет протестующих в СИЗО под конвой.

Из-за этой акции в отношении участниц Pussy Riot было заведено уголовное дело, и девушки получили реальные сроки, а ролики коллектива были признаны экстремистскими.

Забавно, но одним из самых ярких явлений в российской протестной музыке начала десятых становится белорусская группа «Ляпис Трубецкой», которая записывает два жестких альбома «Рабкор» и «Матрешка». Первый содержит песню «Путинарода», которая начинается со слов:

Президенты, патриархи, мастера вельможных лож,

Адмиралы, олигархи, золотая молодежь,

Королевы и магнаты, мафиозные тузы,

Дьявол ждет вас всех, ребята, — на огне кипят тазы.

А это уже песня «Матрешка», в которой достаточно однозначно описывается ситуация в России.

Шанхай — столица Урала, столица Сибири — Баку,

Казачий патруль по вокзалам в водочке топит тоску.

Бредут бурлаки вдоль канавы — тянут обломки ракет,

Воскреснет карлик картавый под звон олимпийских побед.

После выхода этого альбома концерты «Ляписов» в России начинают отменяться, а после событий в Украине и успеха песни «Воины света» Михалок и компания окончательно перестают выступать в российских городах.

Сегодня одна из главных российских протестных рок-групп — «Порнофильмы» из города Дубна. Музыканты начали играть вместе в 2008 году, а в 2013-м вышел мощный мини-альбом коллектива «Нищая страна». Вот так лидер «Порнофильмов» Владимир Котляров описывал концепцию заглавной песни: «„Мы не хотим перемен! Мы не хотим ничего менять! Мы живем в руинах, которые остались от когда-то великой империи Советского Союза! Мы не хотим ничего строить! Не хотим ничего улучшать! Не хотим даже завалы разгребать! Хотим получать просто зарплату, аванс, ни за что не отвечать, как можно меньше работать и как можно жирнее жить!“ Вот с таким менталитетом ничего не будет. Так же будут страну распиливать и разворовывать. И так же все будут жить в дерьме. Пока люди не захотят жить лучше и не начнут с себя. Не надо выходить на площадь и устраивать революцию! Это не поможет. Надо строить революцию в своей голове. Главное, чтобы больше людей пропагандировали такие идеи».

А это песня «Перемены» из альбома «В диапазоне между отчаянием и надеждой».

Ты перемен прождешь до ядерной зимы;

Что же в конечном счете делает мир живым?

Да это же сами мы, — и неминуемы перемены!

Здесь переменами станем мы!

Постепенно рок-музыка уступает свое место протестного жанра хип-хопу. Рэперы выступают на митингах и акциях, записывают смелые альбомы и становятся голосом молодежи. Вспомним для начала альбом Oxxxymiron’а «Горгород» — концептуальную запись-антиутопию, в которой так или иначе описываются российские события. Вот, например, песня «Полигон», которая является ответом рэпера на трек Тимати и Честа «Лучший друг», посвященная президенту Путину.

Докажи, что ты не свинья, укажи, кто змея,

Накажи за себя, за других, община, семья

За тебя, земляк, отомсти, если мнишь мужчиной себя.

Вперед! Силенки в кулак, веревку берем,

На приговоренных тряпье, народ во всю глотку орет,

Эшафот и мешок, неизбежной победы стяг,

Какие-то шуты на потешном столбе висят.

А вот отличная композиция Noize MC про Леху-космонавта, который машет дубинкой направо-налево.

Думает Леха, снимая свой шлем после смены,

Он, как Белка и Стрелка, — такой же верный и смелый,

Катается в масле, как сыр, шестеренка системы.

Пришельцы хотят сделать из нашей планеты второй пояс астероидов,

Стойте, ну-ка сюда, куда вы торопитесь, гуманоиды?

Noize MC, как и Oxxxymiron, регулярно проявляет свою гражданскую позицию, правда, при этом новый материал выпускает куда чаще. Вот еще одна отличная песня Ивана под названием «Люди с автоматами». Он исполнил ее в 2018 году на фестивале «Нашествие», который спонсировался Министерством обороны.

Люди с автоматами нас спасут

От людей с автоматами, если что.

«Плохих» людей с автоматами всех убьют,

Из них «хорошие» сделают решето.

А если все-таки «плохие» вдруг победят,

Значит, просто «плохими» были не те.

Это нам «хорошие» доходчиво объяснят

Перед тем, как забрать суверенитет.

А это описание альбома «Об изъяне понятно» группы «Каста»: «Тринадцать новых песен от нас, четырех состоявшихся и примечательных мужчин, россиян, знающих место своей русскости и кучу других приколов. Песни совсем не глупые (кроме парочки). Песни ироничные, тоскливые, трагичные. Но ведь и трогательные и пронзительные! Все, хорош базарить. Слушайте наш новый альбом! Мы — это Каста. Как и 20 лет назад».

Вот, например, композиция «Выходи гулять», которая в 2020 году заиграла новыми красками уже в Беларуси благодаря клипу.

Нарисуем на асфальте белым мелом слово хватит,

Можешь брать с собой сестренку, со мной идет мой братик.

Не бери с собой игрушки, там есть танчик и солдатик.

Интересней, чем гулять, нет важней занятий.

А вот трек «Наш гимн России» из того же альбома.

Кто не уехал, тот расстрелян был или замучен,

Народ, оставшийся без своих лучших.

Внуки тех, кто забирал на допрос, на расстрел,

Внуки тех, кто на каторге истлел, чей пропал в архиве след,

Могут к каждому прийти и забрать, даже щас,

Где-то спрятан этот шанс в подсознании у каждого из нас.

А это уже трек «Годы неправды» из прошлогоднего альбома «Чернила осьминога», еще более резкого.

Чтоб нам не встать теперь с колен,

Над нами ставят эксперимент.

Теперь нас будут хватать наугад,

Теперь каждый из нас виноват.

Мы дышали ветром перемен,

Теперь мешает полиэтилен.

Постепенно в протестную тематику ударились самые неожиданные персонажи. Вот, например, Фейс, который начинал с несусветной речовки про магазин Gucci в Санкт-Петербурге, а сейчас выступает на многих акциях. Все началось с альбома «Пути неисповедимы», который вышел в 2018 году и значительно отличался от всего того, что Иван Дремин делал прежде. Вот композиция «Из окна», в которой Фейс предстает в неожиданном амплуа.

Из окна чужих автомобилей

Наблюдаю за Россией, бесконечное бессилие.

Толпы молят о пощаде, но целуют идолов.

Идолы в ответ лишь представляют собой иродов.

И на десерт еще одна очень запрещенная в России группа — московский дуэт IC3PEAK. До какого-то момента коллектив не привлекал внимания цензоров, но в 2018 году выпустил альбом «Сказка» с достаточно резкими текстами. Проблемы начались, когда вышел клип на песню «Смерти больше нет» с достаточно смелым текстом.

Я теперь готова ко всему на свете,

Я отсидела свой срок в интернете,

Выхожу на улицу гладить кота,

А его переезжает тачка мента.

После этого у группы начались проблемы с отменой концертов в России, да и в Беларуси тоже. Про это даже сняли неплохой документальный фильм, который демонстрирует весь абсурд происходящего.

А закончим подкаст отличной композицией группы «Порнофильмы» под названием «Дядя Володя».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Песня снегурочки я пришла из зимней сказки
  • Песня сказки живут на полянах
  • Песня снова осень к нам пришла чудо сказку принесла
  • Песня снегурочки сказкою зимнего леса снова спешу к вам друзья плюс
  • Песня снегурочки я к вам пришла из сказки