Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Воронежские областные музеи представили программу новогодних событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции,

Воронежские областные музеи представили программу новогодних
событий для детей и взрослых: театрализованные программы, тематические
экскурсии и выставки, зимние мастер-классы, лекции, пешеходные маршруты и
многое другое. Программа «Русская зима» стартует со среды, 22 декабря, и
продлится до субботы, 15 января.

По заверениям сотрудников музеев, даже самый требовательный
посетитель сможет найти занятие по душе. Корреспондент РИА «Воронеж» выбрал
самые интересные мероприятия.

Краеведческий музей

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Воронежский областной краеведческий музей пригласил на
выставку «Рождественская открытка» в основном здании музея, а также
тематические экскурсии «Кто как зимует» по выставке «Царство животных» с
рассказом о зимнем образе жизни, «Зимняя охота» по выставке «Охотничье и
гражданское оружие». Мастер-классы о видах зимнего рукоделия «Шуба без пуговиц что зима без снега: история застежек» и «Три девицы вечерком» пройдут в зале
этнографии в воскресенье, 9 января. Кроме того, во время новогодних праздников в музее
организуют лекции, кинопоказы, акции и конкурсы. За программой можно следить на сайте.

«Арсенал»

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Гостей ждет тематическая экскурсия «Не страшны винтовке
нашей ни морозы, ни метели» по оружию, представленному в экспозиции
«Воронежская область в годы Великой Отечественной войны», и два мастер-класса – «Фронтовой Новый год» по сборке новогоднего подарка в Красную Армию и «Письма
летели через метели, нежное слово несли…» с созданием письма-треугольника со
словами благодарности красноармейцам.

Музей имени Крамского

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Воронежский областной музей имени Ивана Крамского подготовил
новогодний проект «Вслед за Рождеством». Тематическую экскурсию посвятили
отражению чуда рождественской истории в европейском искусстве на примере
представленной в музее копии алтаря «Поклонение волхвов», выполненного
итальянским художником Джентиле да Фабриано в 1423 году. Участники экскурсии
услышат рассказ о дарах, принесенных волхвами, святом семействе и фамилии
Строцци – заказчике алтаря. Специально изготовленные к проекту праздничные
декорации, размещенные в интерьерах музея, будут сопровождать гостей все
рождественские дни. Посетители музея также смогут принять участие в
игре-бродилке, связанной с музейными экспонатами. Всех, кто правильно ответит
на вопросы, ждет приз. Участвовать в игре можно всей семьей или самостоятельно.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Также воронежские мастера проведут серию творческих
мастер-классов.

В воскресенье, 26 декабря, и четверг, 6 января, в 12:00
пройдут мастер-классы художницы Марины Демченко, посвященные созданию
эффектного и мистического пейзажа сада. Во вторник, 4 января, в 12:00 пройдет мастер-класс
художника, руководителя проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фроловой
«Скетчинг в музее». Ведущая познакомит участников с основами скетча и проведет
интерьерную прогулку по нескольким залам музея. Каждый унесет с собой не только
новые знания о стиле ампир, но и созданный своими руками скетч с музейным
убранством. В среду, 5 января, в 12:00 художник Виктория Афанасьева представит
мастер-класс «Зимняя сказка». Он будет посвящен созданию волшебного зимнего
пейзажа с помощью гуаши. В субботу, 8 января, в 12:00 стартует мастер-класс керамиста
Аркадия Чудакова «Рождественские ангелы». Участники создадут из глины
праздничных ангелов, придав своим творениям неповторимые черты. Все изделия
будут обожжены мастером в специальной печи, после чего участники смогут забрать
их домой.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Дополнением к «Рождественскому» проекту станут квест и
экскурсия, связанные с музейным зданием – Воронежским дворцом. Игра-бродилка
«Тайны дворца» поможет лучше узнать историю музея и хранимых им
коллекций. А тематическая экскурсия с игровыми элементами «Мир из серебра»
(для посетителей с детьми старше семи лет) познакомит участников с картинами
русских художников из собрания музея, расскажет об основных темах авторов,
научит разбираться в цветовой палитре зимних пейзажей и даст возможность
поиграть.

Усадьба Веневитинова

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

В декабре и январе гости могут посетить театрализованные представления и пройти квесты для детей и
взрослых.

Музейный квест «Ключи от ларца Мороза Ивановича» предназначен для
школьников и семейной аудитории. Ребят и их родителей ждут интересные конкурсы,
праздничные шарады, остроумные задания. Преодолев препятствия, посетители
найдут старинный ключ от новогоднего ларца, в котором сокрыта волшебная сила
зимы. Новогодняя театрализованная интерактивная программа «В гостях у Мороза
Ивановича» предполагает, что юные гости познакомятся с увлекательной историей
усадьбы, узнают о появлении литературной сказки. Посмотрев новогодний
мультфильм, ребята встретятся с традиционными для зимних праздников сказочными
героями: Морозом Ивановичем, Снегурочкой и Бабой-ягой. Под присмотром нянюшки
Степаниды юные гости усадьбы выполнят задания веселых и познавательных
конкурсов и игр.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Во время театрализованной программы «Новый год в дворянской
усадьбе» гостей увлекут праздничные загадки, игры и конкурсы, в ходе которых
они узнают о самых интересных традициях празднования Нового года и Рождества в
дворянских семьях XIX века. А любимые сказочные персонажи закружат в веселом
хороводе.

Музейный праздник «Святки в усадьбе Веневитиновых» – театрализованная
святочная программа, которая познакомит гостей с образцами классической русской
литературы, обращенной к самым народным святочным обрядам и поверьям, к
музыкальным произведениям, иллюстрирующим эти дни. На музейном празднике
посетители услышат стихи, песни и примут участие в праздничных действах. Интерактивная
экскурсия «Зимние истории» – костюмированная экскурсия по усадьбе Веневитиновых,
посвященная истории зарождения в России обычаев зимних праздников. Гости узнают
о появлении в литературе любимых персонажей – Деда Мороза и Снегурочки, а также
секреты украшения новогодней ели и рождественского вертепа. Завершится мероприятие
конкурсом на создание лучшего праздничного украшения.

Музей Ивана Бунина

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

В музее Ивана Бунина в среду и четверг, 22 и 23 декабря, а также в субботу и среду, 8 и 12 января, пройдет театрализованная
вечеринка с поэтами Серебряного века. Все участники вечеринки погружаются в
богемную атмосферу модных петербуржских салонов. Вместе с
гостями музея новогодние традиции начала XX века помогут представить
завсегдатаи литературных клубов «Бродячая собака», «Приют комедиантов»
Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Ахматова, Бальмонт, Блок и другие. Гостем этой
компании станет Иван Бунин со своими колкими, саркастическими, порой
уничижительными высказываниями в адрес собратьев по перу. В праздничную
обстановку встречи включат музыкально-поэтические и видеофрагменты.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Кроме того, гости музея смогут посетить программу
«Литературная зима в музее Бунина», театр теней «Окна в детство Ивана Бунина»,
музейную программу «Жуковский & Бунин: святочная история» и даже прийти на
спиритический сеанс «Мистические развлечения и поучения».

Дом-музей Ивана Никитина

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

Скриншот м/ф «Ночь перед Рождеством» (1951 г.)

В Доме-музее Ивана Никитина для посетителей
подготовили семейную программу «В ожидании чуда: день перед Рождеством» о
традициях встречи Нового года и Рождества Христова, художественное чтение
отрывков из повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», просмотр фрагментов
одноименного мультипликационного фильма 1951 года и мастер-класс по
изготовлению рождественского сувенира. Также в музее можно будет посетить
литературные чтения «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам» и музейный
праздник «Русские святки». Расписание мероприятий – на сайте.

Музей-квартира Марии Мордасовой

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Музей-квартира Марии Мордасовой со среды по
воскресенье, с 5 по 9 января, приглашает на музейную программу «Рождество
по-мордасовски». В архивах народной артистки СССР Марии Мордасовой сохранились
новогодние открытки, которые она получала от своих поклонников из СССР и
зарубежных стран. В занимательной форме научный сотрудник музея расскажет о
традициях празднования Нового года и Рождества в России и других странах. Также
у гостей будет возможность поучаствовать в мастер-классе по скрапбукингу и
изготовить праздничную открытку или елочное украшение.

Здание Мещанской управы

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

В здании Мещанской управы с четверга по
воскресенье, с 6 по 9 января, пройдут интеллектуальные игры – состязание
«Рождество в творчестве поэтов Серебряного века». А в воскресенье, 2 января, на
интерактивном занятии «Морозные картинки Мещанской управы» участникам предстоит
раскрасить морозные картинки, а затем потренироваться во внимательности и
смекалке, отыскивая их в экспозиции. Поиски будут сопровождаться увлекательным
рассказом научного сотрудника музея. Много нового о литературном Воронеже узнают
не только дети, но и их родители.

Дом Тюриных

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

В Доме Тюриных во вторник, 4 января, можно
поучаствовать в новогодней игре «Братья-месяцы», созданной по мотивам сказки
Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Юные гости вспомнят ее сюжет, посмотрев мультфильм,
в игровой форме познакомятся с традициями празднования Нового года. А в
субботу, 8 января, можно будет отправиться на поиски пропавших героев пьесы
«Двенадцать месяцев». Для начала юным гостям предстоит узнать, когда была
написана волшебная сказка, а затем, следуя по следам «преступников», дети
помогут Даме отыскать пропавшую собачонку, посчитают гостей, пришедших к
тете-кошке. Выполняя задания, побывают и в сказочном мире переводного
творчества детского писателя. Проявив смекалку и находчивость, отыщут всех
братьев-месяцев и узнают, кто же замешан в их исчезновении.

Усадьба Веневитинова, музеи Бунина, Никитина, Мордасовой,
здание Мещанской управы и Дом Тюриных разместили подробные программы на сайте. Там же
можно найти расписание экскурсий по Воронежу.

Острогожский художественный музей Крамского

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Острогожский художественный музей имени Крамского в субботу,
8 января, приглашает на Рождественский бал-маскарад в провинциальном городке с
танцами, забавами и подарками. Гостям предложат экскурсию и рассказ, как
праздновали Рождество в Острогожске. Каждый участник своими руками вырежет
маску. Преподаватели и выпускники хореографического отделения Острогожской
детской школы искусств научат, как правильно танцевать менуэт.

Дворцовый комплекс Ольденбургских

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Дворцовый комплекс Ольденбургских приглашает на
новогоднюю программу на свежем воздухе «Тайна Дворца Ольденбургских» для детей
6−10 лет. Программа пройдет в субботу и воскресенье, 25 и 26 декабря, и с
воскресенья по четверг, со 2 по 6 января в 12:30 – 13:30. Гостей ждут
приключения в старинной усадьбе, с настоящими принцессой и привидением, которое
скучает даже в эти праздничные дни и не верит, что Новый год может быть веселым.

Участников ждут снежные игры и забавы с персонажами, поиски ответов на самые
сложные загадки дворца, встреча с местным призраком и, конечно, веселый финал.
В конце праздника каждый ребенок сможет сфотографироваться с дедом Морозом и
Снегурочкой, получит новогодний подарок. Стоимость билета с подарком – 900 рублей
(50 рублей для сопровождающих взрослых).

Кроме того, в дворцовом комплексе
Ольденбургских можно будет посетить тематические экскурсии-чаепития «Чайные традиции»
и мастерскую «Открытое письмо». Во вторник, 4 января, в 16:00 посетителей
в Доме с ризалитами ждет концерт «Воронежских солистов».

Костенки

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Музей-заповедник «Костенки» анонсировал новую программу
«Путешествие в ледниковый период», которая пройдет в субботу, 15 января, в спортивно-развлекательном
комплексе «Эволюция Костенки». Посетителей ждет костюмированное представление
«Тропою древнего человека» на открытом воздухе, музейные мастер-классы:
«Живопись каменного века» и «Древние пейзажи Костенок», обед в стиле каменного
века, встреча с жителями из племени Бурого медведя и зимние игры.

Дивногорье

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Музей-заповедник «Дивногорье» во вторник и среду, 4 и 5 января, приглашает на тематическую экскурсию «Рождественские истории». Основу
мероприятия составит экскурсия по пещерному комплексу в Больших Дивах при
свечах с использованием мультимедийного проектора. Фоном для проекций станут
сами меловые стены пещерного комплекса. Участников сопроводят рождественские
песнопения.

Книжная новинка «Вольного странника», сборник святочных и рождественских рассказов «В ожидании чуда» (сост. А.Е. Чернова) содержит произведения современных православных писателей. Под одной обложкой они еще не публиковались. Как правило, переиздаются уже известные рассказы классиков XIX века. Теперь же пришло время открыть и новые святочные сюжеты. Современные авторы продолжают и при этом обновляют лучшие традиции рождественских рассказов Диккенса, Гоголя, Лескова, Достоевского и Чехова. Какие же истории представлены в сборнике? Предлагаем вашему внимаю небольшой обзор.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Рождество и святки! Время молитвы и сокровенной радости о родившемся в мир Спасителе. Время спонтанного веселья, чудес и… новых горизонтов. С весельем, положим, понятно. В комнате стоит пушистая елочка. Ближе к ночи включаем гирлянду, разбавляем темноту живыми огоньками новогодних свечей и водим вокруг елки хоровод. Старательно и всей семьей. С положенными песнями про зайчика, сердитого волка и мохноногую лошадку. Потом можно устроиться в кресле с чашкой горячего чая и спеть колядки. Но как быть с остальным праздничным «ассортиментом»? С чудесами и горизонтом? Издательство «Вольный странник» об этом позаботилось и выпустило книгу – «В ожидании чуда. Рождественские и святочные рассказы».

В непростой период социальных дистанций, масок, скоростных технологий – книги словно бы возвращают нас к тем славным временам, когда на улице громыхала повозка, запряженная лошадью, а письма были еще не электронными, но бумажными, в теплом таком, настоящем конверте. Именно книга сегодня может стать лучшим подарком.

Именно книга сегодня может стать лучшим подарком

Особенно если яркие иллюстрации и нарядная обложка сочетаются с увлекательными и неповторимыми святочными сюжетами. Сборник «В ожидании чуда» не только соответствует, но и превосходит перечисленные качества. К увлекательности сюжета прибавьте поэтическое настроение, а к неповторимости – изумленный возглас первооткрывателя. Да-да, именно так. Ведь многие истории публикуются впервые.

Сказка тесно переплетается с реальностью. Все, как и положено в святочном рассказе: чудеса мерцают в морозном воздухе, словно снежинки. Что такое одна снежинка? Подумаешь, мелочь и суета. Только что опустилась на варежку – и вот, спустя миг уже растаяла. А взглянуть на снежинку под увеличительным стеклом – замысловатые лабиринты и сплетение тончайших кружев, вот что такое незаметная и простая, казалось бы, крупинка снега. Подобным образом обстоит дело и с чудесами. В случае снежинки мы брали увеличительное стекло, теперь нам понадобится… хотя бы эта книга. Авторы рассказов и повестей за привычной обыденностью видят волнующую даль, свет и красоту.

И вот уже дети из бедной семьи, брат и сестренка, пробираются ночью на разбитый купеческий корабль в «Рождественской сказке» Дмитрия Володихина. На корабле они надеются обрести золото и тем самым помочь родителям: купить дрова, затопить печь и обогреть жилище. «Экспедиция» успехом не увенчается (а может быть, и вовсе – все было во сне?). Но тем не менее без дров семья не останется. Действительный или только желанный поступок детей сокровенным образом преобразит печальную реальность.

Другой ребенок, маленькая девочка Иринка из повести Виктории Балашовой «Снежинка-Иринка», попытается самостоятельно добраться из Англии в далекую Московию и вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам разыскать своего отца.

«Надо верить, нельзя опускать руки, надо верить в чудо», – полагает Иринка.

Как вы уже, пожалуй, заметили, героями святочных историй нередко выступают дети. Это неслучайно. Праздник Рождества близок детскому миру. Младенец-Христос лежит в яслях, и все, что рядом, кажется особенно милым и таинственным.

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Праздник Рождества близок детскому миру

В рассказе Людмилы Семеновой «Рождественский братик» родители забирают из детского дома девочку Таню. Оказывается, за полгода, что провела она в приюте, мама родила ей братика. Сцена возвращения Танюши домой необыкновенно трогательна в своей непосредственности.

«По дороге к остановке Таня сама везла коляску. Мама с дядей Сережей шли немного сзади, иногда о чем-то переговариваясь. Глядя в маленькое личико брата в ореоле синего капюшончика, Таня думала о родителях: как хорошо, что у мамы теперь есть дядя Сережа, а у дяди Сережи – мама. Ведь, занятые друг другом, они не станут мешать ей заботиться о Коленьке. И, придя домой, она нарядит яркими игрушками и украсит светящейся гирляндой елку – для него. Купит ему на скопленные собственные деньги погремушку в виде рождественской звездочки. На праздничной литургии она поднесет братика к Чаше со Святыми Дарами, а после Причастия Тайн Христовых напоит его теплотой из маленькой ложечки. Вырежет из салфеток снежинки и оклеит окошко в его детской комнатке. Готовя медовый пряник к праздничному столу, кусочек мягкого податливого теста Таня вложит в крошечную ладошку брата – пусть потренирует пальчики. Потом из этой частички Таня испечет первый кулинарный шедевр малыша и поставит его, как сувенир, на иконную полку рядом с прозрачным ангелочком. Все это обязательно будет позже.

– Как хорошо, что ты родился! – неожиданно для самой себя вслух произнесла Таня.

– С кем это ты там разговариваешь? – спросила мама из-за спины.

– С Богом, – ответила Таня и поглядела на маленькое Божье чудо в коляске».

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

В повести протоиерея Николая Агафонова «Трудно быть Дедом Морозом» семья священника усыновляет Андрейку, мальчика-калеку. «А при чем здесь Дед Мороз?» – спросите вы. А мы ответим: «Читайте – и узнаете, но все неспроста».

Пространство сборника «В ожидании чуда» обширно. Есть здесь и волшебно-сказочное измерение с купеческими кораблями и пушистой метелью, есть и суровая действительность XXI века. Некоторые сюжеты разворачиваются на далеком хуторе Русского Севера – как в рассказе Василия Дворцова «Детская молитва», другие – в период Великой Отечественной войны, как, например, в рассказе Дмитрия Анохина «Шоколадные слезы». Много где. В Париже и в Вологодской области, в Москве и в Тридесятом Царстве… Всего и не перечислить! Главное, что над некоторыми страницами, сопереживая героям, хочется горько плакать, а над другими эпизодами, начиненными оригинальными шутками и английским юмором, – безудержно хохотать. Словом, скучать теперь придется ой как нескоро.

Над некоторыми страницами хочется горько плакать, а над другими – безудержно хохотать

Не забыты и теплые романтические истории. Такие, как у Ирины Богдановой и Олега Лазорева. Встреча двух любящих и одиноких (пока что) сердец в Рождественскую ночь. Это ли не чудо? Многие читатели с нетерпением ждут новых романов Ирины Богдановой, увлекательных и одновременно раскрывающих самые глубинные, бытийные вопросы. В сборнике представлен эпизод из ее романа «Дом, где тебя ждут». Волнительная встреча Филиппа и Аглаи произойдет среди пушистой пелены московского снега, под ясной и вечной звездой Вифлеема.

А может ли состояться встреча с новогодними реалиями прошлых десятилетий? Конечно! Светлана Молчанова описывает разговоры между елочными игрушками, которые хранятся в старом посылочном ящике. И вдруг начинают проступать контуры отечественной истории. Так, бравый космонавт в ярко-красном шлеме и блестящем скафандре рассказывает:

«Мы с моей замечательной ракетой прибыли в этот уютный дом из ‟Детского мира” очень давно, почти 50 лет назад. В тот год первый в мире космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. А золотой шар с белыми зигзагами и точками уже висел на ёлке».

Другая игрушка – «длиннобородый Черномор в затейливом тюрбане и пёстрой одежде» – вспоминает поэму Пушкина «Руслан и Людмила». У каждой игрушки будет своя, неслучайная история. И у золотой рыбки, и у заснеженного домика, и у пестрой матрешки, и серебристой совы, и у белого ангела…

В рассказе Владимира Крупина «Бумажные цепи» дети сами изготавливают елочные украшения. История наполнена восхитительно живыми, атмосферными подробностями и внутренней музыкальностью. Вот как описан процесс украшения пушистого деревца:

«В чулане находили прошлогоднюю крестовину или делали новую, устанавливали елку и начинали наряжать. Младшие улепляли игрушками подол елочки, мне доставались ветки повыше, маме – еще повыше, брат залезал на табуретку и украшал самый верх. Сестра подавала ему игрушки и командовала. Отец осуществлял общее руководство.

Начинали окружать елку цепями. Осторожно, чтоб не порвать, подавали брату, он закреплял первое колечко на лапку у звезды, потом переставлял табуретку, принимал от нас волны бумажной цепи, которая серпантинной спиралью опоясывала разноцветное зеленое чудо.

Доблесть была в том, чтобы цепь нигде не разорвалась. Если кто попадал между елкой и цепью, работа останавливалась. Попавший вылезал на свободу.

– Ой, не хватит, – переживала сестра, – ой, давайте реже окружать.

Но реже не хотелось, потому что когда много таких цепей, то вся елка становилась кружевной. И всегда все сходилось в самый раз. Последнее колечко укрепляли на ветке у самого пола».

Песня прекрасен рождественской ночи рассказ

Рассказ Сергея Мурашева «В ожидании тепла» также продолжает лучшие традиции классического рассказа, художественные открытия Чехова и Шмелева. Каждая деталь и каждое слово здесь неслучайны и обладают особой, «предметной» взвешенностью.

«Ирина Ивановна отдала пустую чашку Наталье. И так это получилось ловко, словно она её не отдала, а просто выпустила из рук, и чашка сама улетела куда-то».

По сюжету вроде бы ничего значительного не происходит. Всего лишь жительница деревни, пожилая Ирина Ивановна, приходит в храм на ночное Рождественское богослужение. Но за каждым ее шагом по морозной земле, за каждой неспешной мыслью и словом открывается вселенная народной жизни, простодушие и жертвенная любовь. Эта героиня вполне могла бы дополнить галерею известных «народных праведников», таких, как солженицынская героиня Матрена или распутинская Дарья Пинигина.

Еще одна святочная жемчужина сборника – повесть Олеси Николаевой «Ничего страшного». Вот уж где будет и страшно, и весело. Напряженное повествование включает элементы триллера, анекдота и психологического очерка. По своей композиции произведение напоминает «Декамерон» Боккаччо или «Кентерберийские рассказы» Чосера. Одному частному дому грозит вторжение бывших уголовников. Но не беда. Ведь рядом монастырь, а монахи в обиду не дадут. Они не только пришли «охранять дом от бандитов», но и готовы рассказывать хозяйке «всякие страшные и веселые святочные истории». Потешный сюжет незаметно охватит и реальность – совсем как в фантастических повестях Гофмана. Сказал слово – и опасное видение покорно обретает плоть. Пока что все спокойно. Монахи сидят за овальным столом, вкушают праздничное угощение. Все хорошо, хотя…

«Печка весело трещит, метель за окном воет, кажется, то и дело шаги за окном хрустят…».

Действительно ли под окном кто-то уже притаился? Кто именно? Удастся ли скрыться и одновременно изловить бандитов? Эти и многие другие непраздные вопросы закрутят карусель сюжета столь стремительно, что строки в глазах читателя так и замелькают. Оторваться невозможно. Уже полночь. Хотя бы еще страничку дочитаю… пятую… десятую…

Сборник «В ожидании чуда» рассчитан на многократное прочтение

Что? Уже конец? Да, увы. Любая книга рано или поздно заканчивается. Но не любую хочется перечитать. Сборник «В ожидании чуда» рассчитан на многократное прочтение. Без преувеличения: из года в год. Этот рождественский подарок не утратит очаровательную свежесть повествования и спустя столетие. И вот уже правнуки, затаив дыхание, смогут приобщиться к чудесным, воздушным и вдохновенным святочным сюжетам.

Может быть, это будет как в рассказе Инны Сапеги «Волшебные лоскутки»:

«Подожди, детка. Скажу тебе словечко. Это одеялко я сама тебе сшила из старых, ненужных вещей… Ведь новое очень быстро становится старым и ненужным. И ты, глядя на него, вспоминай, что и старое может стать новым и … чудесным, хорошо?»

Трансформируется ли художественное пространство в причудливую мозаику, сотканную из всего былого, милого, трогательного, смешного – и одновременно эпохального, исторического, вечного? Как знать. Большое видится на расстоянии. Литературоведы разберутся.

Ну, а пока – книга нова, не испробована. Весело переливается всеми цветами радуги. Празднично шипит только что разлитым в фужеры шампанским (на Новый Год, под бой курантов, ведь можно?). Таинственно звучит неведомым оркестром. Шагает по улицам в длинном пальто и вязаном берете. Не пропустите. Успейте познакомиться!

Приобрести книгу «В ожидании чуда. Рождественские и святочные рассказы» можно на сайте издательства «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Адрес розничного Интернет-магазина — https://new.vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник
  • Заказ книг оптом: trade@vsbook.ru

Сегодня утром стало известно, что на 73-м году жизни в 2.10 ночи по московскому времени скончался композитор и певец, Народный артист России Александр Градский.

Накануне, 26 ноября, Александра Борисовича госпитализировали прямо из дома с подозрением на инсульт. И какое-то время состояние его оставалось тяжелым. Смерть музыканта была вызвана осложнениями после перенесенного им еще в начале осени коронавируса.

После госпитализации Градского врачи до конца боролись за его жизнь. Медики провели ему МРТ. Артист находился в бессознательном состоянии. Несмотря на все предпринятые усилия, никаких видимых улучшений врачи не наблюдали. В результате, по уточненным данным, смерть наступила от инфаркта головного мозга.

Известно, что музыкант принимал участие в съемках проекта «Голос» и продолжал работать до последнего. В студию его привозили уже на коляске, так он обессилел.

Александр Градский родился на Урале — в городе Копейске Челябинской области 3 ноября 1949 года в семье уроженца Харькова, инженер-механика Бориса Абрамовича Фрадкина, эвакуированного с семьей в Челябинск еще в 1941 году, и Тамары Павловны Градской. В 1957 году семья переехала в Москву. Своим выбором профессии музыканта Александр обязан матери, выпускнице ГИТИСа. Так получилось, что до 14 лет паренек носил фамилию отца. Но в 1963 году, после смерти мамы он, в память о ней, взял ее фамилию. Несколько лет он воспитывался у бабушки, Марии Ивановны Павловой, в подмосковной деревне Расторгуево. И уже тогда увлекался Элвисом Пресли, Биллом Хэйли и The Beatles.

Именно юношеские увлечения роком сподвигли его создать в середине 1960-х одни из первых рок-группы «Славяне» и «Скоморохи». Потом было участие в коллективах «Лос Панчос» и «Скифы», а затем и в группе, созданной польскими студентами МГУ — «Тараканы», где ребята исполняли не только зарубежный рок-н-ролл, но и песни Арно Бабаджаняна — например, тот же твист «Лучший город Земли».

Большой творческой удачей для Градского было его знакомство с композитором Давидом Тухмановым, пригласившим его исполнить несколько композиций для своего дебютного студийного альбома «Как прекрасен этот мир» 1972 года.

Но главной творческой удачей мэтра советского рока стала, конечно же, бессмертная композиция Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были» (записанная для фильма «Моя любовь на третьем курсе»), с которой стал лауреатом фестиваля «Песня-77». И эта песня на многие годы стала гимном молодежи и визитной карточки Градского.

К этому времени Градский уже окончил Российскую академию музыки (РАМ) имени Гнесиных, а в 1977 году — и Московскую консерваторию по классу композиции у Т. Н. Хренникова.

Александр Градский был автором и исполнителем десятков музыкальных треков для художественных, документальных картин, а также мультипликационных фильмов. Выпустил более 18 музыкальных дисков. Является автором рок-опер, рок-балетов, большого количества песен. При этом он обладал прямолинейностью, жестким характером и был нетерпим ко всему, что противоречило его жизненным принципам. Так, именно он ввел в обиход такие слова, как «совок» и «журналюги».

Градский спешил жить. Кроме бурной творческой, у него была еще и активная личная жизнь — он был трижды женат. Последний раз — на Марине Коташенко. От этого брака у артиста двое детей. Тем не менее, все это не мешало Градскому вести насыщенную профессиональную жизнь. В итоге, творческий вклад музыканта в искусство был по заслугам оценен. И в 1999 году он стал Народным артистом России. Сам о себе артист говорил, что у него много недостатков, но одно достоинство — он гений. И с этим не поспоришь. В своей профессиональной деятельности Александр Градский активно сотрудничал с известными советскими и российскими артистами — музыкантами, певцами и актерами — Аллой Пугачевой, Иосифом Кобзоном, Андреем Макаревичем, Андреем Мироновым, Михаилом Боярским, Еленой Камбуровой и многими другими звездами отечественного искусства. Маэстро очень много дал своим ученикам в проекте «Голос». Это был великий талант, настоящий человек-эпоха. Поэтому его уход стал настоящей неожиданностью и трагедией для многих соотечественников и поклонников его таланта. И люди пишут об этом в соцсетях.

«Гений, действительно редкий голос жаль очень жаль соболезнование близким уходят люди большого таланта».

«Как жалко. Поразительно до самого конца был настоящим певцом. Я поражалась, как мог дать фору молодым по звучанию голоса, по дыханию. Соболезнования родным».

«В студенческие годы слушала его вживую, о фонограмме и речи не было». «Светлая память артисту, певцу, принципиальному человеку!».

«Голосище! Как молоды мы были — песня на века. Уходят люди и ничего с этим не поделать. Светлая память талантливому человеку».

«В новостях услышала и разревелась, — признается одна из пользовательниц. — Только на днях смотрела „Голос“, был жив. Жаль очень, мое детство и юность прошли под его песни. Это великий певец. Скорблю. Земля ему пухом».

И правда, подметили поклонники: уход Градского стал настоящим шоком для всей страны. Ушел действительно человек-легенда, голос которого будил самые чистые и теплые воспоминания, вызывал искренние чувства и эмоции и находил живой отклик в сердцах слушателей. Это невосполнимая потеря, от которой мы еще не скоро оправимся.

Новогоднее, оно же в остальных странах (кроме стран Залива) рождественское, кино — отдельный жанр. С точки зрения героя Билла Мюррея в фильме Scrooged, это то, что заставит людей сидеть у телевизора и повышать магнатам рекламные расценки. А ещё, с нормальной, человеческой точки зрения, — нечто, что объединит семью на праздники, утешит одиноких, развеселит компанию и так или иначе пройдёт через всю жизнь как добрая память и даже привычка.

Также по теме

61b756d502e8bd06c417f87a
Богатырь, Санта-Клаус и лев-рокер: главные кинопремьеры недели

В четверг, 23 декабря, в российский прокат выходит третья часть сказки о богатыре Иване «Последний богатырь: Посланник Тьмы» режиссёра…

Собственно, то, что мы только что описали, вполне укладывается в концепцию непрекращающейся народной любви к вечнозелёной картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Интересно, конечно, как она воспринимается уже новыми поколениями, — я думаю, всё больше и больше шуточек проходит мимо ушей, и она потихоньку переходит в разряд «фильмов для бабушек». Не знаю, я с внуками обычно смотрю на Новый год что-нибудь из «Квартирников у Евгения Маргулиса»: рок-н-ролл объединяет поколения лучше, чем кино. Хотя…

Было понятно, что про «Карнавальную ночь» уже мало кто вспоминает, но это тоже один из немногих реально новогодних фильмов made in USSR. Но свято место пусто не бывает, поэтому мы получили «Иронию судьбы — 2» (2007) с прекрасными артистами и странным исполнением. Зато Тимур Бекмамбетов стал основным поставщиком новогоднего контента в русском кино. Потому что «Ёлки» — это тоже его. А потом уже «Ёлки 2» (2011), «Ёлки 3» (2013), «Ёлки 1914» (2014) и так далее. Раньше у актёров была нехилая прибавка к жалованию — «ёлки», то есть работа на праздниках: «Алё, какой Голливуд, у меня ёлки!» Теперь это не просто «ёлки», а «Ёлки». С чем и поздравляем Ивана Андреевича Урганта. И ведь реально русский кинематограф старательно отрабатывает «дату»: на самом деле новогодних фильмов много, и они разного качества. А уж запомнили вы их или нет — это вопросы к производителям.

Традиционная международная продукция тоже недурно укрепилась в локальном сознании. При этом рождественско-новогоднее кино давно уже отрабатывает совершенно различные данные — от романтической комедии до боевиков и хоррора.

Скажем, «Крепкий орешек» 1988 года режиссёра Джона МакТирнана с Брюсом Уиллисом — это классический боевик-блокбастер или рождественское кино? И то и то одновременно. А для тех, кто не понял, — на титрах вам древний певец Вон Монро со своим оркестром споёт Let it snow, Let it snow, Let it snow…

Главное, чтобы действие позволяло поставить ёлку в кадре и чтобы прозвучали хотя бы отдалённо Jingle Bells и прочая классика. А за время развития поп-культуры специальных рождественских хитов написано и записано тоннами. От тех самых «Колокольчиков» до «Знают ли они, что уже Рождество?» сборного коллектива британских рок-звёзд и вплоть до «Хорошего Рождества всем» группы Slade (наверное, самая прикольная рождественская песенка).

И в рождественском кино не факт, что лидируют американцы. Потому что, например, есть «Настоящая любовь» (Love Actually, 2003) британца Ричарда Кёртиса — настоящая современная сказка про премьер-министра (Хью Грант), который влюбился в обычную простую девушку, и про писателя (Колин Фёрт), который переживает трагедию на любовном фронте. Это довольно мило, если не задумываться о классовом характере британского общества, который сквозит там изо всех щелей. А ещё главное — не путать его с другим фильмом с Хью Грантом, «Четыре свадьбы и одни похороны». Спойлер: в «Настоящей любви» есть ёлочки в кадре.

Не знаю, стоит ли в этом признаваться, но мне очень нравились рождественские specials сериала «Доктор Кто» (Dr Who) — это маленькие телевизионные шедевры, независимо от того, кто играл Доктора. И даже в этом году что-то такое покажут, несмотря на полную катастрофу с Доктором-женщиной и навязчивую левацкую пропаганду внутри сериала.

В принципе, могли и отменить Кристмас-спешл, потому что Кристмас может кого-нибудь сильно обидеть, и пора его тоже заканцелить.

Британский фильм «Миллионы» (Millions, 2004) с Джеймсом Несбиттом мало кто знает, но тем не менее он считается одним из лучших праздничных фильмов. И пусть вас не сбивает с толку, что он начинается летними пейзажами. Из самых новых — «Дед Мороз вернулся» (Father Christmas is Back, 2021) c Элизабет Хёрли и «монтипайтоном» Джоном Клизом в ролях. Собственно, с британцев отдельный спрос, потому что именно Чарльз Диккенс, можно сказать, основоположник жанра с его «Рождественской песней» 1843 года. И по Диккенсу полно прямых экранизаций — это и мини-сериал режиссёра Ника Мёрфи (2019), и фильмы  Роберта Земекиса (2009), Клайва Доннера (1984) и т. д. И не все они милые, потому что Эбенезер Скрудж — трагическая фигура и события в повествовании довольно страшные. Но образ Скруджа и даже его имя, которое стало нарицательным, присутствуют в совсем других картинах, отсылая нас к Диккенсу, или просто живут сами по себе, как у «Диснея». Но мой выбор — «Рождественская песнь Чёрной Гадюки» (Blackadder’s Christmas Carol, 1988) c Роуэном Эткинсоном, которого публика знает как Мистера Бина. Ну и, конечно, «Рождественская песнь Маппетов».

Диккенсовская тема живёт даже в фильме «Новая рождественская сказка» (Scrooged, 1988) Ричарда Доннера, который постоянно отсылает нас к истории Эбенезера Скруджа. Только про корпоративную культуру на телевидении. Билл Мюррей, как всегда, прекрасен, а сцена, где великий Майлс Дэвис играет на улице за «донаты», длится буквально минуту, но она делает мой вечер. Герой Мюррея бросает ему злобно: «Вы там в ноты хоть попадать научитесь сначала». Сцены корпоративных вечеринок могут сейчас довести до инфаркта членов отвратительного woke-комсомола.

На удивление, но «Гремлины» (Gremlins, 1984) — это тоже рождественское кино. И руку к нему приложил Джо Данте, который с Ричардом Доннером прославился и «Полицейским взводом», и «Байками из склепа». И даже Стивен Спилберг. Сценарий Криса Коламбуса, который уже в качестве режиссёра принёс нам ещё один рождественский фильм — «Один дома» (Home Alone, 1990). Вечно юный Маколей Калкин так и остался исполнителем роли мальчика. Многие критики даже успели его обругать — ровно до того момента, пока не стало понятно, что при бюджете 18 млн он собрал почти полмиллиарда. Вот это я понимаю — рождественская история.

Выдающийся сказочник нашего времени Тим Бёртон сделал три рождественских фильма. Один — «Эдвард руки-ножницы» (Edward Scissorhands, 1990). Главного персонажа придумала писательница Кэролайн Томпсон, на чём её вклад в мировую культуру и завершился. Джонни Депп, видимо из-за тяжёлого грима, тут выглядит приличным актёром. А весь образ главного героя Бёртон слепил с образа лидера группы The Cure Роберта Смита, снабдив его ножницами вместо пальцев. Трогательная история, которую бабушка рассказывает внучке на вопрос, откуда берётся снег. Особый визуальный талант режиссёра каждый фильм превращает в арт-манифест. Возможно, во втором рождественском фильме Бёртона, «Бэтмен возвращается» (Batman Returns, 1992), он был немного ограничен оригинальной стилистикой комиксов, но готическая атмосфера не мешает фильму быть именно рождественским. Плюс Дэнни ДеВито и Мишель Пфайффер.

Полнометражный анимационный фильм Бёртона «Кошмар перед Рождеством» (Nightmare Before Christmas, 1993) тоже носит отпечаток готичности. Но он парадоксален, прекрасно нарисован и вообще — классика жанра. И да, это мюзикл.

Из классических сказок, которые для нас классикой не успели стать, — с картиной «Как Гринч украл Рождество» (How the Grinch Stole Christmas, 2000) можно получить свою дозу рождественского настроения.

Хотя Джим Керри может перевернуть с ног на голову наше представление о празднике. Но, конечно, Арни Шварценеггер в «Подарке на Рождество» (Jingle All the Way, 1996) ещё страшней. Если вы ещё не придумали, какую модную — самую модную — игрушку подарить своему ребёнку на НГ, лучше этот фильм не смотреть всей семьёй. А то могут возникнуть вопросы типа «Папа, а подаришь PlayStation 5?» (или что там у нас в моде в этом сезоне).

Для парадоксальных и неконвенциональных тоже найдутся рождественские фильмы. Один из них — «Поцелуй навылет» (Kiss Kiss Bang Bang, 2005) с Робертом Дауни младшим и Вэлом Килмером. Он мог бы понравиться и небинарным, но тут чётко говорится о том, что когда мужчины целуются — это противоестественно. Да, были времена в Голливуде. По-моему, это единственный рождественский фильм в стиле нуар.

Но есть и рождественское кино в жанре хоррор — «Анна и апокалипсис» (Anna and the Apocalipse, 2017). Это британская картина, снятая по очень удачной короткометражке «Зомби», которой к тому же дали премию BAFTA. Правда, самое хоррорное в нём — это то, что он мюзикл.

Конечно, картина неполная, но как минимум неделю перед Новым годом вам будет что посмотреть. Настроиться на чудо.

А чудо, как учит нас этот жанр, может случиться всегда. И как говорил один травмированный чёрный пацан из Scrooged, «и благослови нас Бог».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Кто-то знает Евгения Жуманова как замечательного театрального актера и режиссера, исполнителя главной и единственной роли в потрясающем моноспектакле по повести Альбера Камю «Падение». Кто-то с удовольствием вспоминает брутального красавца-следователя Шамиля из легендарного сериала «Перекресток» или видел его кулинарные передачи. Но любим мы его за тонкость, отличный вкус и необычайную музыкальность – не зря в плейлисте у того самого Жуманова можно найти композиции из эфира любимой радиостанции многих поколений «Ретро FM Qazaqstan». Специально для Tengrinews актер собрал свои любимые треки.

Слушайте Ретро FM на волнах 107,5 FM в Алматы или 104,5 FM в Нур-Султане и в других городах страны.

Для полноценного прослушивания плейлиста необходимо авторизоваться в социальной сети VK

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong – Summertime

Начнем, как полагается, с бессмертного, а точнее — с арии из оперы Джорджа Гершвина. Именно глубокое и невероятно чувственное джазовое исполнение этой арии Эллой Фицджеральд и Луи Армстронгом словно дало ей новое прочтение и заодно перенесло ее на новые высоты популярности. Считается, что Summertime по количеству разных исполнений опережает даже главный битловский хит Yesterday. А вы знали, что, по воспоминаниям современников, Гершвин создал арию, взяв за основу украинскую колыбельную песню «Ой ходить сон коло вікон», которую он услышал в Нью-Йорке?

Rainbow – Temple Of The King

Самая загадочная песня группы Rainbow, хоть и признанная классика как в репертуаре группы, так и рок-музыки в целом. Как было дело: «однажды, в год лисы», Ричи Блэкмор уходит из Deep Purple и основывает свою собственную группу. На дебютном альбоме Rainbow появляется этот совершенно таинственный, полностью акустический, почти фолковый, сказочный эпик The Temple Of The King. Эту песню можно переслушивать, отыскивать какие-то запрятанные в глубину аранжировок прекрасные аккорды, переосмысливать сложную для мгновенного понимания лирику, а можно поехать на концерт группы, которая вновь собралась в 2015, и услышать ее вживую.

Led Zeppelin – Babe I’m Gonna Leave You

Наверное, одна из самых протяжных, печальных и мелодичных песен Led Zeppelin и к тому же кавер на популярный фолк-стандарт исполнительницы Энн Брендон, что для многих из нас станет новостью. Потрясающий вокал Роберта Планта, который повторяет «babe» бессчетное количество раз, акустическая гитара Джимми Пейджа, «врывающиеся» ударные Джона Бонэма – это одна из лучших фолк-рок-баллад, которые мы знаем.

Михаил Рыба – «Песня Бена»

Песня о мужестве и ненужной доблести, жизни и смерти, войне и внутренней, но победе. Песня звучит из уст главного героя фильма «Последний дюйм», снятого по одноименному рассказу английского писателя Джеймса Олдриджа. Рассказ так полюбили в СССР, что практически сразу экранизировали. Но «Песня Бена» хороша и в отрыве от фильма – в том числе благодаря глубокому вокалу, запоминающейся мелодии и отличным стихам.

Муслим Магомаев – «Синяя вечность»

«Сердце, как песня, летит из груди» – у этой песни удивительная судьба. Дело в том, что исполнитель, всесоюзно обожаемый баритон Муслим Магомаев сначала написал музыку, а потом уже начал разыскивать стихи, которые бы на нее «легли». Стихотворение Геннадия Козловского, к слову, долго шлифовалось обоими творцами, прежде чем приобрести ту форму, которую мы знаем и любим. С 1969 года песня не потеряла актуальности – «Синюю вечность» и сегодня нередко называют главной песней Муслима Магомаева.

Песняры – «Наши любимые»

Лучшее (и очень поэтичное) руководство по счастливым отношениям от композитора Давида Тухманова на слова Игоря Шаферана в исполнении руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина. Все просто – любимых нужно любить. И иногда петь им что-то такое же сердечное.

Pink Floyd – Mother

На культовом, великом, донельзя концептуальном альбоме The Wall много вечных песен, и эта странная колыбельная – о бомбе, маме, правительстве и линии огня – один из лучших антивоенных гимнов своего поколения. Объявляя внутреннее пространство своей Стены безъядерной зоной, Роджер Уотерс, автор песни, отмечает: «Если и есть, в чем упрекнуть матерей, так это в том, что они чрезмерно оберегают своих детей».

Luciano Pavarotti – Nessun Dorma

Одна из самых сложных теноровых партий в мире, но Лучано Паваротти оказался по плечу любой музыкальный каприз Джакомо Пуччини. Наверняка и вам известна эта ария – «Пусть никто не спит» — из последнего акта оперы «Турандот». По сюжету принц Калаф предлагает жестокой принцессе Турандот угадать его имя, и дает время только до утра – именно поэтому призыв бодрствовать в этой арии звучит насколько противоречиво, настолько и прекрасно. Никто из подданных принцессы в эту ночь не должен спать, пока имя не угадано, иначе все будут казнены.

Deep Purple – Soldier Of Fortune

Еще немного классики балладного рока от гитариста и основателя Deep Purple Ричи Блэкмора. Говорят, остальным членам музыкальной команды песня пришлась не по душе, но Блэкмор продолжил ее играть даже после того, как ушел из Deep Purple. «Soldier Of Fortune — одна из моих любимых песен. В ней несколько средневековых аккордов», — любил говорить музыкант.

Electric Light Orchestra – From the End of the World

Альбом Time, где вы можете найти этот трек, относится к излюбленному стилю Electric Light Orchestra — прогрессивному року. Это фантастическая история о человеке из восьмидесятых годов, попавшем в 2095 год и не имеющем возможности возвратиться домой. Когда альбом вышел, в журнале Classic Rock написали: «Несмотря на обещания «более тяжелого звука» и футуристичные названия песен, источником вдохновения Линну послужили 1960-е – Рой Орбисон и Бадди Холли».

Carl Anderson – Heaven on Their Minds

Закончим на одновременно роковой, драматичной и громкой ноте. Рок-опера Jesus Christ Superstar и ария Иуды в эпичном исполнении Карла Андерсона, считавшего главного предателя в истории человечества своей самой удачной ролью. В общей сложности Карл сыграл Иуду порядка тысячи семисот раз.

  • Песня на юбилей на мотив песни вдруг как в сказке скрипнула дверь
  • Песня козлят из сказки волк и семеро козлят текст
  • Песня из пиратов карибского моря мертвецы не рассказывают сказки
  • Песня из рассказа служанки про рай
  • Песня из мультика маша и медведь сказки востока