Песня о сказке легенда о сыбызгы слова исабековой

Евгения медведева поделилась воспоминаниями о своей несчастливой любви, а алина загитова рассказала, как полюбила хоккей. четверо воспитанниц этери тутберидзе побывали

Евгения Медведева поделилась воспоминаниями о своей несчастливой любви, а Алина Загитова рассказала, как полюбила хоккей. Четверо воспитанниц Этери Тутберидзе побывали на шоу «Вечерний Ургант», а Алёна Косторная после визита на телевидение даже решила завести собственный YouTube-канал. Екатерина Боброва попробовала себя в роли певицы, а сын Евгения Плющенко снова стал объектом для шуток. Что обсуждают в мире фигурного катания — в материале RT.

Откровенное признание Медведевой

Поклонники привыкли, что личная жизнь Евгении Медведевой — тайна за семью печатями. Фигуристка готова отвечать на самые разные вопросы журналистов, но эту тему всегда обходит стороной. Тем неожиданнее стал её рассказ о первой любви. По словам двукратной чемпионки мира, она встречалась с молодым человеком почти два года, но после Олимпиады в Пхёнчхане он решил прекратить с ней отношения. Разрыв стал для фигуристки тяжёлым ударом, тем более он пришёлся на самый сложный период её карьеры.

«Когда тебе 16—18 лет и ты впервые влюбляешься… ты даже не можешь представить, что сильнее способен любить. Всё закончилось некрасиво. Олимпиада завершилась, и в тяжёлый момент, сразу после неё, вот так человек сделал. И просто прямым текстом: «Спасибо, ты мне больше не нужна, у меня всё классно в жизни и без тебя, пока!» — рассказала Медведева в интервью на YouTube-канале «Макарена».

Также по теме

619fdede02e8bd75cd768ff5
Поцелуй с Милохиным, MINI Cooper на 22-летие и признание фанатам: как Медведева становится своей в шоу-бизнесе

Евгения Медведева решилась на поцелуй с тиктокером Данилой Милохиным в новом выпуске телешоу «Ледниковый период», в котором пара…

При этом спортсменка развеяла упорные слухи о романе с партнёром по шоу «Ледниковый период» Даней Милохиным, подчеркнув, что их связывает лишь дружба. Сам тиктокер, принявший участие в беседе вместе с Медведевой, признал: фигуристка ему нравится, но это не означает, что симпатия должна перерасти в нечто большее.

«Есть красивые девушки, которые не могут не нравиться. Но ты не думаешь о том, что вы будете встречаться и останетесь вместе на всю жизнь. Нет, она нравится — и ты живёшь с этим. Всё хорошо», — объяснил Милохин.

Даже в последнем выпуске «Ледникового периода» Евгения и Даня предстали не в классическом образе влюблённой пары, а в ролях Кая и Герды из «Снежной королевы» (в сказке, как известно, мальчик и девочка любят друг друга «как брат и сестра»). Впрочем, судей проекта прокат не восхитил. К тому же участники допустили несколько технических ошибок, которые не остались незамеченными.

«Сегодня номер был не на 6,0. Ну никак. За такую поддержку надо снимать баллы. Хорошо, что не упали… Если страшно, то лучше не делать, чем делать так. Во всяком случае сегодня не было такого, что меня бы захватило и я бы захотела поставить 6,0. Понимаю, Кай и Герда. Надо стараться придумать что-то, что бы нас восхищало», — заявила Татьяна Тарасова.

В свою очередь, олимпийская чемпионка Татьяна Навка посетовала на то, что у участников не получилось цельного номера.

«Здесь я вижу больше одиночников. Были у них крутые выступления, когда всё красиво прикрывалось, и мы видели, какие потрясающие вещи делал Даня. Но сегодня что-то пошло не так, может, в самой постановке. Действительно, не сговариваясь, все судьи поставили такие оценки. Ощущение нам не передалось», — объяснила она.

В перерывах между съёмками различных шоу Медведева успевает следить за развитием событий в матче за звание чемпиона мира по шахматам между россиянином Яном Непомнящим и норвежцем Магнусом Карлсеном. Фигуристка даже запустила флешмоб в поддержку отечественного гроссмейстера. Накануне шестой партии она сняла видео, на котором изображает шахматную фигуру слона, и призвала всех желающих последовать её примеру.

«Летом я впервые побывала на шахматном турнире — тогда Магнус играл с Андреем Есипенко на Кубке планеты. Я стала учить правила шахмат, прониклась игрой, мы подружились с ребятами из ФШР. Сейчас я очень хочу поддержать Яна и привлечь внимание к матчу. Это очень крутое событие. Предлагаю всем объединиться и поддержать Непомнящего с помощью тега #NepoGambit. Размещайте шутки, информацию под этим тегом, а также участвуйте в челлендже в TikTok», — предложила Медведева.

На данный момент российский гроссмейстер уступил в шестой партии матча за звание чемпиона мира. После миттельшпиля у Непомнящего остался на доске именно слон.

Звёздный десант у Урганта

Сразу четыре воспитанницы Этери Тутберидзе приняли участие в съёмках телепрограммы «Вечерний Ургант». Камила Валиева, Анна Щербакова, Алёна Косторная и Майя Хромых остались в восторге от общения с харизматичным ведущим.

«Мой первый и супервесёлый выход к «Вечернему Урганту». Повеселились от души, одна игра чего стоила. А фотосессия какая! Моим фанатам отдельное спасибо за баннер с поддержкой! Вы лучшие», — написала Валиева у себя в Instagram.

А Косторная не только поделилась фотографиями со съёмок, но и рассказала о своём новом начинании.

«Ни для кого не секрет, что я люблю работать на камеру, и в связи с этим делюсь с вами крутой новостью… Да, теперь я буду вести собственный YouTube-канал, поэтому включайте звук своих телефонов и не пропустите моё первое видео», — написала чемпионка Европы-2020.

Неожиданное амплуа Бобровой

Олимпийская чемпионка по фигурному катанию в командном турнире Екатерина Боброва рассказала, что на церемонии вручения Национальной спортивной премии предстанет в непривычном для себя амплуа.

Спортсменка исполнит песню «Закаляйся, если хочешь быть здоров» вместе с комментатором Дмитрием Губерниевым. Видео с репетиции из студии Екатерина выложила в сториз Instagram.

«Певицей меня назвать сложно, но пробовать что-то новое всегда интересно», — написала фигуристка, попросив фанатов «не судить строго».

«На самом деле, песня очень сложная, но весёлая. Сначала была небольшая неуверенность, а потом… Мне нравится та уверенность, с которой я говорю в конце», — подчеркнула Боброва.

Церемония состоится 8 декабря во Дворце гимнастики Ирины Винер в Лужниках.

Тёплое пожелание Загитовой

Между тем олимпийская чемпионка Алина Загитова поздравила спортсменов и болельщиков с Всероссийским днём хоккея и призналась, что любовь к этому виду спорта отец привил ей ещё в детстве.

«Всё время с радостью бежала на матчи, наблюдала за манёвренностью игроков, которой позавидует любой фигурист, а игру смотрела как крутейший блокбастер. Так у меня и появилась вечная любовь ко льду: даже на Олимпийских играх — 2018 фигурное катание и хоккей завоевали золото вместе», — написала Загитова в Instagram.

Она пожелала игрокам сборной России побед и призвала их защитить добытый в Пхёнчхане титул.

Сама Алина уже прилетела в Дубай, где накануне состоялся выездной матч регулярного чемпионата КХЛ между действующим обладателем Кубка Гагарина «Авангардом» и «Ак Барсом». Он прошёл в рамках проекта Dubai Ice Show, который приурочен ко Дню России на Экспо-2020. В субботу на этой же арене состоятся показы ледового шоу Татьяны Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств», где Загитова играет одну из главных ролей.

Хлёсткая шутка Соболева над Сашей Плющенко

Известный комик, ведущий и резидент Comedy Club Илья Соболев посмеялся над рекламой на спортивной форме сына олимпийского чемпиона Евгения Плющенко.

«У Гном Гномыча классный брендинг. Думаю, если он и дальше будет так же классно кататься, рекламных предложений будет ещё больше», — написал Соболев в Instagram под сатирическим коллажем.

Ответ мамы юного фигуриста — продюсера Яны Рудковской — не заставил себя ждать.

«Илюша, спасибо. Наш агент после твоего поста уже продал две рекламные нашивки для спонсоров! Ты в доле, малыш», — написала она в сториз.

Оказалось, шутку комик позаимствовал из Telegram-канала НЕБОЖЕНА, где аналогичное фото Плющенко-младшего появилось днём ранее с комментарием: «Прикольный брендинг Гномыча. Интересно, как это выглядело в презентации? Типа «правая рука Гномыча — 15 000 рублей», «левая нога — 10 000 рублей».

Такой юмор Рудковская оценила даже выше.

«Нулей, конечно, побольше будет, а так мне эта шутка поострее кажется», — написала продюсер.

Перо порхает в воздухе над городом. Нормальный кадр, ничего особенного. Потом оно спускается, спускается. Ну хорошо, с нормальным краном можно снять. Когда оно ложится на плечо прохожего, слетает под колёса автомобиля, ты уже подозреваешь, что существующими инструментами это всё одним кадром невозможно снять. И тут оно падает на кроссовки Форреста Гампа. Одним кадром. И тут ты понимаешь, что тебя надули. Но как?

Также по теме

5f98294e02e8bd6ad83269c9
Между семейной комедией и фильмом ужасов: какими получились «Ведьмы» Роберта Земекиса

В российский прокат вышло фэнтези «Ведьмы» режиссёра Роберта Земекиса, основанное на одноимённом романе британского сказочника Роальда…

Не знаю, как у вас, а у меня в любом виде искусства очень важная составляющая даже не то, что именно делает художник, а как он это делает. Когда от непонимания чего-то совершенно нового и, скорее всего, прикладного сносит башню — как? Как Харрисон играет с Ленноном в две гитары абсолютно бесшовный дуэт, который формирует звук The Beatles? Как Малевич умудрился намалевать свой чёрный квадрат, от которого шибает энергией, которая может свалить с ног? Как Роберт Плант пропевает миллиардную по счёту Baby-baby-baby, от которой брызжет из глаз какая-то солёная вода? Ну и так далее. Если вы ещё не совсем очерствели, как слоновья подмётка, вы вспомните свои какие-то приходы на этот счёт. Они у всех разные. 

Но в тот венецианский день 1994 года Роберт Земекис, собственно, перевернул представление и моё, и многих сидевших в зале Mostra di Venezia о том, что можно сделать в кино. Ох уж эти фокусники! Да, это было триумфальное пришествие в кино компьютеров фирмы Silicon Graphics, ныне уже покойной. И Роберт Земекис был их самым серьёзным рекламистом. До «Форреста Гампа» я не шибко присматривался к творчеству данного персонажа. Но пришлось пересмотреть своё отношение.

Самым последним в перечне просмотренного оказался самый первый фильм «Я хочу взять тебя за руку» (I Wanna Hold Your Hand) — как вы понимаете из названия, про The Beatles, а точнее, про американских девочек, которые пытаются попасть на то самое первое шоу Эда Салливана, которое транслировалось из Нью-Йорка в 1964 году на 90 млн зрителей. Блогеры-миллионники, идите и уже убейте себя апстену — по нынешним меркам, с учётом инфляции и вьетнамской войны, это было бы миллиарда три, не меньше. Для фильма 1978 года он технически очень хорошо сделан, особенно студия Салливана, как показан сам концерт: The Beatles есть на мониторах телекамер, которые загораживают лица актёров, — всё сделано с большой любовью и тщательностью. А переживания американских подростков, которые думают, купить им второй экземпляр пластинки Meet The Beatles или нет, — это не наши переживания, совсем. Сытый голодному не товарищ. До сих пор. 

В принципе, понятно, откуда взялась у Земекиса тема The Beatles. Когда ему родители в возрасте 13 лет купили 8-мм камеру, он начал снимать кукольные фильмы. И у всех у них был один саундтрек — песни Леннона и Маккартни. А ещё родители у него были донельзя простые, что касалось культуры. Он сам говорит, что из всех искусств у них дома был только телевизор. И он, кстати, фанател по телевидению. Он даже не знал, что где-то есть киноотделения в университетах, какие-то киношколы. Об их существовании он тоже случайно узнал по телевизору. А когда загорелся, естественно, вся его родня стала ему объяснять, что в семье сварщика из Чикаго не бывает кинорежиссёров. Как у всех молодых, если старшие говорят, что ты не можешь, то ты точно всё сделаешь, чтобы смочь. Поэтому он таки на два года попал в Университет Северного Иллинойса и нанялся подрабатывать на своё любимое телевидение — в отдел монтажа. Потом-таки решил перевестись в школу киноискусств USC в Калифорнию: снял короткометражку «Золотые мгновения» (Golden Slumbers) по песне The Beatles c альбома Abbey Road — и всё равно повис, недобрал баллов. 

Но парень-то из — простой семьи сварщика. И не стал стесняться звонить и буквально навязываться — всякими обещаниями подтянуть знания на курсах.

Выпускники этого заведения есть довольно приличные. Например, Джон Уэйн, композитор Херб Альберт, Джон Карпентер, а из современных — внезапно бас-гитарист Red Hot Chili Peppers Майкл Бэлзари (Flea). Ну или Дэрил Ханна с Форестом Уитакером.

В принципе, понятно, что в конце 1960-х это было гнездо богатеньких хиппи, которым, в отличие от Земекиса, было наплевать на учёбу. Они в основном выпендривались друг перед дружкой: «Ах, Годар! О, новая французская волна!» Думается, преподы там были тоже сноб на снобе. Земекису, выросшему на фильмах Джона Уэйна, Диснея и Клинта Иствуда, было наплевать на «ах, Годара», и, как потомственный пролетарий, он пропускал всё это мимо ушей. Но зато нашёл себе приятеля со схожими вкусами — Боба Гейла, с которым потом напишет сценарий «Назад в будущее». Но пока парочка на диплом написала два сценария — «Танк» и «Кровавый бордель», — естественно, не поставленные тогда никем. Прикол в том, что «Бордель», хоррор-комедия, потом всплыл в исполнении режиссёра Гилберта Адлера аж в 1996 году. Ну что, хорошему сценарию радуется глаз продюсера, особенно в линейке «Байки из склепа». 

Также по теме

5e6defb002e8bd35086c1d38
«Мне хотелось бы задать Христу несколько вопросов»: Гэри Синиз о благотворительности и съёмках в «Форресте Гампе»

19 марта в российский прокат выходит мелодрама режиссёров Эндрю и Джона Эрвинов «Верю в любовь», основанная на биографии американского…

В университете он сделал-таки фильм «Поле чести» (Field of Honour, 1973) — 14 минут, он есть на YouTube, если кому интересно. Контуженный солдат выходит из психушки и не может справиться с опасностями мирной жизни.

Но Земекис с этой 14-минутной чёрной хохмой пошёл в приёмную Стивена Спилберга, и тот, обалдев от напора пролетарского поэта, стал его покровителем. Он спродюсировал и «Я хочу взять тебя за руку», и второй фильм — «Подержанные автомобили» (Used Cars) с Куртом Расселом. Оба провалились в прокате. Но в первом уже была обозначена фишка Земекиса — вставлять исторических персонажей в свою картину, даже если их невозможно вставить по разным причинам. Сценарии для обоих написаны дуэтом Земекис — Гейл. Тогда Спилберг взял их сценарий «1941» и сделал самый свой финансово провальный фильм — с Джоном Белуши и Дэном Эйкройдом. 

То есть в какой-то момент Земекис вместе со своим другом оказался в положении «хороших ребят с хорошими сценариями, фильмы по которым получаются провальными». Так что в начале 1980-х из-за этой репутации парочка оказалась буквально без работы. Они сделали ещё два сценария — для Брайана Де Пальмы (Car Pool) и Спилберга (Growing Up), — но оба так и не были реализованы. Третий сценарий, который у них был, — про паренька, который случайно попал в прошлое, в 1950-е годы, — был отброшен буквально всеми «мейджорами». Более 40 отказов. По-моему, это рекорд Гиннесса.

Всё это похоже на дурную шутку: безработные режиссёры-сценаристы, никому не нужные, получают работу в фильме, сценарий для которого написала девушка, которая вообще в жизни написала один-единственный сценарий. «Роман с камнем» (Romancing the Stone, 1984) Земекиса пригласил делать Майкл Дуглас. Романтическая приключенческая комедия — не шибко распространённый в Америке жанр. Фильм получился в меру сбалансированный, чтобы не говорить слова «миленький», но он получил какую-то фантастическую кассу: при бюджете $10 млн сборы составили $115 млн. Пока фильм снимался, кандидатура Земекиса была утверждена на фильм «Кокон», но, когда продюсеры посмотрели черновой материал «Романа», они его уволили с грядущего «Кокона». 

Успех фильма стал счастливым билетом Земекиса в индустрию: Universal таки взяла в работу его сценарий про путешествие в прошлое — «Назад в будущее» (Back to the Future) — и назначила его директором.

Работа началась с лажи. Земекис с самого начала хотел снимать в роли Марти Майкла Дж. Фокса, но тот был занят. Взяли Эрика Штольца (разница в характерах очевидна, если вы помните Штольца). Начали снимать — и Земекис понял, что Штольца он снимать не хочет. И всё-таки дождался Фокса. Пересъёмка сцен обошлась в $4 млн. Потом пришлось очень спешить — вплоть до того, что некоторые спецэффекты вышли не полностью законченными.  

Но успех был ошеломительный. Мало того что за $19 млн студия собрала $388,8 млн, «Назад в будущее» стал образцовым фантастическим фильмом, который любят все от мала до велика. Песенка из фильма — «Сила любви» Хью Льюиса и группы The News — тоже стала глобальным хитом. Не припомню, чтобы Хью Люис сделал за свою карьеру что-то ещё заметное. И все узнали, что есть такой автомобиль — DMC DeLorean с вертикально открывающимися дверями. А вы думаете, откуда название группы Run DMC? Вот такое влияние DeLorean оказал на популярную культуру. А когда вы сегодня смотрите мультсериал «Рик и Морти», то надо хотя бы иметь в виду, что это те же самые Марти и Док, только уже на тяжёлых драгзах.

Также по теме

96a27160662e99439562d6dabb14c8a611163c32 thumbnail
«Назад в будущее»: предсказания и реальность

Культовый фильм «Назад в будущее — 2» американского режиссёра Роберта Земекиса вышел на экраны в ноябре 1989 года. Главный герой,…

И что удивительно, сиквел «Назад в будущее 2» (1989) опять принёс успех ($332 млн). И «Назад в будущее 3» (1990) принёс ещё $243 млн. Многим критикам третья часть понравилась даже больше первых двух.

То есть Земекис довольно быстро набрал очки в индустрии. Когда сиквелы только были готовы к релизу, он связался с Disney, чтобы снять на тот момент самый дорогой ($70 млн) фильм — «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit). Он поставлен по книге писателя Гари К. Вульфа «Кто отцензурировал кролика Роджера». Вульф знаменит тем, что написал целых три книги про кролика Роджера — мультперсонажа, который сталкивается с вполне живыми людьми в некоем городе в некоей эпохе, смахивающей на 1940-е годы. Это можно было бы назвать нуаром, если бы не было так смешно. Технические решения, которые предложил Земекис, были самыми прорывными на тот момент. И что самое интересное, они очень органично выглядят и сейчас, несмотря на то что многие фильмы со спецэффектами устаревают буквально за два-три года. А Джессика Рэббит, рисованная, до сих пор задаёт планку в рубриках most sexy, спасибо аниматору Ричарду Уильямсу. Ну и Боб Хоскинс тоже крут.

«Кролик Роджер» также определил степень погружения Земекиса в новейшие технологии — в компьютерную графику, всё более и более убедительную. Так, в следующей картине, чёрной комедии «Смерть ей к лицу» (Death Becomes Her, 1992), компьютеры Silicon Graphics уже достаточно убедительно моделировали человеческую кожу.

А потом опять все ждали комедию, но получили «Форреста Гампа» — фильм-пробежку по новейшей истории США, с юмором и пафосом одновременно. Кстати, родственник, именем которого назван Форрест в картине, — основатель клуба ку-кукс-клана, и там много ещё таких шуточек. Технологически он сделан идеально — все эти смешные сочетания и встречи Форреста Гампа в документальных кадрах с самыми знаменитыми людьми Америки. И в этом тоже заслуга Silicon Graphics. Но, потратив $55 млн, Земекис умудрился собрать $683 млн, что для 1994 года второй показатель (первого достиг «Король Лев»). «Форрест Гамп» собрал шесть «Оскаров». В том числе режиссёр Земекис стал уже оскароносным режиссёром.

И только автору книги «Форрест Гамп», по которой поставили фильм, — Уинстону Груму — заплатили всего $350 тыс., не выплатили процентов со сбора и не упомянули в оскаровской речи. С тех пор Том Хэнкс часто снимается у Земекиса.

В 1997-м режиссёр снял картину «Контакт» (Contact) по повести Карла Сагана. Этот проект тянулся аж с 1979 года и лучше бы тогда же и умер.

Но Земекис именно в это время уже предался любимому с детства жанру. Он стал исполнительным продюсером сериала «Байки из склепа» (Tales From The Crypt, 1989—1996) и даже снял сам три серии. «Байки» — удивительно цельный продукт, основанный на комиксах 1950-х годов издательства EC.

С 1999 года он стал уже голосом перехода на цифру всей индустрии: он читал лекции, проводил конференции и т. д. Тех, кто оставался сторонником старого доброго целлулоида (включая Спилберга и Лукаса), он подкалывал: «Это те люди, которые до сих пор думают, что звук винила лучше, чем звучание компакт-диска. Мы можем спорить до посинения, но я не знаю никого, кто всё ещё покупает винил». Опрометчивое заявление, если учесть, что с тех пор винил вырос в продажах настолько, что вот уже три года обходит компакт-диски. 

Картина «Изгой» (Cast Away, 2000) — явный «Робинзон Крузо». В главной роли — Том Хэнкс. Самое интересное в фильме — участие Дмитрия Дюжева, Валентины Ананьевой и Анны Фроловцевой. Тем не менее сборы картины — $429 млн. Это очень неплохо при бюджете $90 млн. 

В полную компьютерную силу Земекис развернулся на сказке «Полярный экспресс» (Polar Express, 2004) по детской книге Криса Ван Олсбурга. У него там играет даже компьютерный Том Хэнкс.

То же самое произошло с «Беовульфом» (Beowulf) — фантазией на тему старой английской легенды. Тут Земекис вовсю использует технологию захвата изображения, что значит, что диджитальные фигуры оживляются натуральными людьми. Потратил $150 млн — заработал $194 млн. Это не то, что я бы взялся пересматривать второй раз.

Рождественская история (Christmas Carol, 2009) — также полностью компьютерная экранизация, на этот раз, как вы понимаете, Диккенса. Рейтинг расходов/доходов продолжает близиться к равновесию — $200 млн/$325 млн. Моделью-актёром для «захвата изображения» стал Джим Кэрри.

История пилота-алкоголика в исполнении Дензела Вашингтона тронула сердца зрителя — «Экипаж» (Flight, 2012). Или просто зритель устал от «захвата изображения».

И тут Земекис прибегает к довольно старому кинотрюку и снимает следующий фильм — «Прогулка» (The Walk, 2015) — историю канатоходца. Понятно, для чего он в 3D, — чтобы люди с боязнью высоты сразу выходили из кинотеатра в ужасе. Судя по финансовым результатам, многие решили даже не рисковать и воздержаться от такого зрелища. Фильм собрал всего $60 млн.

Ещё одна финансовая неудача ждала его в 2016 году с картиной «Союзники» (Allied). Вторая мировая война, Касабланка, Брэд Питт. Но и Брэд Питт не помог.

Обращение к модной теме посттравматического синдрома — «Удивительный мир Марвена» (Welcome to Marwen, 2018) — принесло Земекису уже ощутимую финансовую катастрофу: при бюджете $39 млн он собрал только $13 млн.

«Ведьмы» (The Witches, 2020) очень родственен «Смерти ей к лицу», он прекрасно сделан технически, и его можно смотреть. Но отчего-то его не стали смотреть — и он собрал только $29 млн. По книге Роальда Даля.

В следующем году Земекис собирается нас ошеломить своим прочтением «Пиноккио» — это будет компьютеризированная музыкальная драма.

В то же время надо помнить, что как продюсер он всё это время достаточно успешно работает и уже выпустил почти 20 картин разного жанра и разного качества.

Так что свой вклад в мировое кино он уже внёс — и он очень уверенный, этот вклад.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 576

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

Разработка классного часа на тему

«Под
независимым стягом Казахстана
»

Наши знания –
Независимость 
Наша цель – мир и благоденствие 
В этом мире есть лишь одна Родина 
Это – Казахстан! 
(Н.А.Назарбаев)

Класс:
7 «В»

Дата
проведения: 25.05.2021 г.

Форма
проведения:
дистанционная

Платформа:
ZOOM

Цель: формирование гражданина и
патриота, обладающего нравственными и лидерскими
качествами,  донести до учащихся ценность «любовь к Родине»

Задачи:


раскрыть значение понятий «я — гражданин своей страны»;

«страна,
в которой я живу», «Родина», «я — казахстанец»;


развивать гражданские и патриотические чувства детей;


воспитывать уважительное отношение к символам своей страны, к её истории,
традициям, своим согражданам.

Ход классного
часа

Звучит гимн
РК

https://www.youtube.com/watch?v=NPe2rwUZbR0&ab_channel

Видеоролик с участием учителей МО

Вступительное
слово  классного руководителя  Тулегеновой А.Т.

Летопись
современного Казахстана начинается с 16 декабря 1991 года. В этот день
Казахстан объявил себя Независимым суверенным
государством. 23 года тому назад, обретя свою независимость,
Казахстан открыл новую веху в своей истории: окреп, достиг больших результатов
в своем развитии. Казахстан, встав на новый путь развития, воплотил
вековые мечты народа о свободе. Народ впервые вновь приобрёл возможность
развивать свою культуру, язык, веру, религию и традиции. Сегодня каждый
гражданин республики гордится своей независимостью. Независимость нашей страны
– это самое святое приобретение казахского народа, восстановившее прерванную на
триста лет национальную свободу.

Поистине велика
казахстанская земля. От седого Каспия — на западе
до Алтайских хребтов — на востоке, от березовых
перелесков — на севере до хребтов Заилийского Алатау —
на юге.

Здесь в мире
и согласии живут уже целое столетие более 130 национальностей.
Но сколько бедствий и страданий довелось испытать народу!

Независимость
— это политическая самостоятельность, отсутствие подчинённости. Это верно,
страна самостоятельно решает трудные вопросы политического, экономического,
социального направления.

Прошлое
не просит забвения, а настоящее не просит разъединения. Давайте будем все
вместе помнить о том, почему на карте мира появилась такая страна – Республика
Казахстан, и что мы её граждане. Будущее Казахстана в наших руках.

Ведущий 1- Сапарали Елдана

Ведущий 1- Егембердиева Медина

Ведущий 1: Ребята, мы приветствуем Вас на
нашем мероприятии.

Ведущий 2: Добро пожаловать на праздник,
посвящённый 30-летию независимости Республики Казахстан!

Ведущий 1:Қазақстан
республикасының тәуелсіздік күніне арналған мерекеге қош келдіңіздер!

Ведущий 2: Welcome to holiday
on the day of independence of the Republic Kazakhstan!

Ведущий 1: Люди не выбирают место своего
рождения на Земле. Они могут жить в разный странах, иметь разный цвет кожи,
говорить на разных языках. Но слово «Родина», «Отечество», «Отчизна» — святые
для каждого из них. Для нас с вами все эти понятия заключены в одном слове
–КАЗАХСТАН.      

Стихотворение
о Казахстане

Рахманбек Румани:

Смотрю на небо голубое, 
там высоко парит орел, 
восходит солнце золотое 
над птицей, будто ореол. 
До боли мне знакомо это 
Видение сквозь пики гор, 
Осталось лишь добавить сбоку 
Национальный наш узор.

Герб и флаг наш гордый 
Народу государством дан! 
Пусть всегда хранит свободу 
Наш суверенный Казахстан! 

Ведущий
2:
А сейчас послушайте легенду. В
одной из книг Бека написана удивительная легенда о создании Казахстана. 

Досжанова Айганым:

В дни
сотворения мира Бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны и материки,
а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю очередь, а материала уже нет. От
разных мест быстренько отхватил по кусочку – краешек у Америки, кромку у
Италии, отрезок африканской пустыни, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда,
где положено быть Казахстану». Не поверить в эту легенду невозможно, потому что
на нашей удивительной земле можно найти всё: пространство безводного солончака,
живописный контраст гор, голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря и
великолепные животворящие леса.

Ведущий
1:
Ребята, давайте попробуем
раскрыть значение слова «независимость», подберите к этому слову синонимы. Что
означает слово «независимость»? (ответы детей — свобода, это значит
самостоятельно принимать решения). Верно, быть независимой и суверенной — это
значит быть свободной, самостоятельно принимать решения, напрямую сотрудничать
с другими странами.

    Ведущий
2:
Как каждое независимое государство, наша страна имеет свои символы
независимости. 30 августа 1995 года была принята Конституция РК. В статье 9-ой
провозглашается: «Республика Казахстан имеет государственные символы. Их
описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным
законом.

Можете
ли вы, ребята, назвать символы государства
Казахстан?     (ответы детей).

Ученик:
(стихотворение)

Аманбек Саяна:

Приветствуем тебя, 
Наш солнечный, 
Наш гордый Казахстан! 
Пускай поет в твоих просторах ветер, 
тебе в грядущее маршрут великий дан! 
Приветствуем тебя, 
Наш солнечный, 
Наш гордый Казахстан! 
Моя любовь, моя Отчизна, 
Мой край, мой светлый дух земной! 
Мой Казахстан – свободный, чистый, 
цвети под солнцем и луной!

— Казахстан – это ветер степной, 
Шевелящий страницы тетради, 
Это песня летит надо мной, 
над равниной бескрайнею гладью. 
Плод истории в наших устах 
Каждым подвигом жизни овеян. 
Это мой Казахстан! 
Мой великий аул и живой современник.

 Ведущий
1:
Нам, казахстанцам, есть чем гордиться.

Ведущий
2:
Во-первых, Казахстан
— это земля, с которой человек шагнул в космос. 

Ведущий
1:
Во-вторых, Казахстан
— первая страна в мире, добровольно отказавшаяся от ядерного оружия.  

Ведущий 2:В-третьих, Казахстан — это первая в мире страна,
организовавшая съезд лидеров мировых религий.

Ведущий 1:В-четвёртых, Казахстан — страна, где прошёл
саммит ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). И таких
примеров – тысячи!  

Ведущий 2:Республика стремительно растет, она независима и
уважаема другими государствами. Мы открыто смотрим в будущее!

Ученик:
(стихотворение)

Юнусова
Муниса:

Нам нужен мир для дружбы, для мечты! 
Нам мир, как солнце нужен, 
Как хлеб насущный и цветы, 
в любом тепле и стуже.

Нам нужен мир, 
Как звезды над землей, 
как маяки в бескрайней дали. 
Нам нужен мир 
Вот почему с тобой 
На вахте мира мы с друзьями стали. 
Чем больше в мире встретится друзей, 
тем будет мир сердечней и сильней!

Ведущий
1:
В Казахстане единой семьёй живут
16 миллионов человек, представителей ста национальностей и
народностей. 

Ведущий
2:
На казахском, на русском,
уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты,
работают национальные театры, эстрадные ансамбли.

Ведущий
1:
Всех нас, людей всех
национальностей, объединяет общая, имеющее одно из важнейших понятий: мы народ
Казахстана. 

Новоселова
Кира:

Мы
дружной семьёй живём в Казахстане –                                                   

Татары,
уйгуры и русские с
нами.           
              

Так
пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов!
Дружба народов не просто слова,
Дружба народов во веки жива.
Дружба народов – счастливые
дети                           
                              
Колос на ниве и сила в расцвете.      

Ведущий
2:
 Ребята, а
сейчас мы проверим, что вы знаете о нашей Республике. Проведем небольшую
викторину и  проверим ваши знания.      

Сытенко Дарья:

Викторина: 

1.Государственные
символы республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)

2.Национальная
валюта (Тенге) 

3.Состязание
акынов (Айтыс) 

4.Первый
летчик-космонавт Республики Казахстан (Т.Аубакиров) 

5.Герой
юмористических рассказов и анекдотов казахского фольклора, народных сказок
(Алдар Косе) 

6.Национальное
жилище казахов (Юрта) 

7.Священная
книга мусульман (Коран) 

8.Национальный
напиток (Кумыс) 

9.Первый
Президент Республики Казахстан (Н. Назарбаев) 

10.Национальные
спортивные игры (Байга, кокпар) 

11.День
Конституции Республики Казахстан (30 августа) 

12.Вереница
верблюдов (Караван) 

13. С
какими государствами граничит Казахстан? ( Россия, Узбекистан, Кыргызстан,
Туркменистан, Китай)

14.Праздник
единства народов Казахстана (1 мая) 

15.Казахская
баба — яга (Жалмауз-кемпир) 

16.Самая
длинная река Казахстана (Иртыш 4248 км) 

17.Что
символизирует шанырак (Шанырак – сердце герба. Это очаг, семья) 

18.Где
был найден Золотой человек (Иссыкульский курган) 

19.Имя
золотого воина (Сулей) 

20.Город
– центр по изучению космоса (Байконур) 

21.Казахские
народные инструменты (Домбра, сыбызгы, кобыз) 

22.Казахский
воин – герой (Батыр) 

23.Моря
на территории Казахстана (Каспийское, Аральское) 

24.В
каком году наша страна стала независимой? 

25.Наша
страна очень богата. Чем?

Ведущий
1:
Конкурс загадок на двух языках —
нужно

не
только отгадать загадку, но и сказать отгадку на казахском языке. 

1) 
«Стоит большой, красивый дом, ребята там рисуют и читают, решают и
считают». (Школа-мектеп) 
 2) Много рук — нога одна. (дерево-агаш)  

3)
«Маленький Ивашка, деревянная рубашка по бумажке гуляет, след
оставляет». (карандаш — карындаш) 

4)
Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. (книга-кітап) 
5) Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел-бор) 

Ученик:
(стихотворение)

Назармухамедова Шахзода:

Посмотри,
мой джолдас, посмотри, 
Перед хозяевами сполна 
В чистом пламени ясной зари, 
Все богатства раскрыла она! 

Каратау
дает свинец, 
Кокшетау гонит овец, 
Тянет с золотом руки Алтай, 
Медь обильно дает Кор-Сакпай. 

Белый
хлопок дарит, Шымкент, 
Предлагает руно Жаркент, 
Золотые, как в сказке, хлеба 
Для народа растит Актюбе… 

Дни
ночи грузит поезда 
Черным золотом Караганда, 
В Эмбе вышки гордо стоят 
И кипит нефтяной водопад. 

В
Карманчинской степи зреет рис, 
В Алатау сады поднялись, 
А в садах слаще сна и мечты, 
Спеют яблоки Алматы.

Пусть
на твоей земле,

Мой
Казахстан прекрасный,

Смеются
дети и цветут сады,

Не
будет тесно людям разных наций.

Мой
Казахстан любимый,

Где
я родился, где я учусь.

Ты
— небо!

Ты
– земля!

Ты
– солнце!

Ты
– звезда!

Ведущий
1:
Дорогие друзья! На этом мы
заканчиваем наше мероприятие, счастья вам и благоденствия.

Ведущий
2:
 Мира и согласия нашему многонациональному народу!
Пусть живет и процветает наша Родина-Республика Казахстан!

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ         Павлова М.В.                   Дата: _________     

Тема

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

Педагогические цели

— научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в литературе;

— развивать умения чувствовать и понимать другого;

— воспитывать любовь к Родине с точки зрения любви к общечеловеческим ценностям;

— формировать любовь к книге, как к источнику знаний.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты
(предметные)

— расширить кругозор учащихся о малых жанрах русского фольклора;

— показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках;

— раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

— обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора.

Личностные результаты

— ценностные отношения к родному языку как отражению культуры, культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

— обогащение  активного и пассивного словарного запаса, культура владения родным языком во всей полноте  его функциональных  возможностей  в  соответствии  с  нормами  устной  и письменной речи, правилами речевого этикета.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Звенит звонок, зовет звонок,

   Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Беседа

Фронтальная, индивидуальная

Практический.

Поразмышляйте.

– Родина. Родина – это место, где…

Продолжите мою мысль …твои родные и близкие, спокойно играешь, ходишь, родился, растёшь.

— У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Это его малая родина. Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая, великая родина.

— Какие произведения изучили о России?

Беседа

Рассуждают

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

Вашему вниманию на экране представлены предметы (Береза, балалайка, матрешка, медведь). Слайд 2

— Как вы думаете, что их объединяет? (это символы России)

“Плывут над Родиной года,
но неизменно хороша
Игрушка русского народа,
как и сама его душа”.

И действительно, широта русской души, доброе и ясное лицо, характер русского человека отражается во внешнем облике матрешки.

Матрешка — не только символ России, но символ русского народного творчества. Она сегодня будет нашей помощницей на уроке.

Как мы называем устное народное творчество? (Фольклор)

— Какова  же тема нашего урока?

— Что предстоит узнать?

Слушают учителя

Определение темы и цели урока

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем, отвечают на вопросы.

IV. Усвоение
знаний и способов действий.

1. Знакомство с понятием «фольклор».

2. Беседа по презентации.

Коллективная, индивидуальная.

Словесный,
проблемный, творческий,

практический.

Беседа, работа
с текстом и

иллюстрациями

рассказ

  1. — Заглянем в словарь С.И. Ожегова. Слайд 3

Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, народное знание”.

Образуйте родственные слова (Фольклорный, Фольклорист)

 Слайд 4 -6

Значение слова Фольклорист по Ожегову:

Фольклорист — специалист по фольклору. Слайд 7

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.

Сможете ли вы назвать себя Фольклористом, специалистом по фольклору, судить вам по окончании нашего урока.

2.

 — Какие жанры русского фольклора вы помните?

Песни (колыбельные, исторические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки). Детский фольклор (заклички, дразнилки, потешки, прибаутки, считалочки). Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, предания, легенды, былины.

Народная песня

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Я говорю о колыбельной песенке, потешках, дразнилках, считалочках, закличках.

— Вы знаете, что такое песня?

— Народная песня — это музыкальное произведение, автор которого — народ. Слайд 8-10

— Русский народ славится своими красивыми, задушевными, с глубоким смыслом песнями, дающими тему для размышления

Колыбельные. Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка.

— А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?

Потешки. Слайд 11

Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

Послушайте потешки в исполнении детей:

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.
Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

Васенька, кашка, детки.

Заклички. Слайд 12

У наших предков была сильная связь с природой, они одухотворяли ее. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы. Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик:

Кто помнит обращение к дождику?

Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!

Вот такие стихи мы называем закличками, от слова кликать, т.е. звать.

— Что же такое закличка?

Считалочка Слайд 13

Наши предки много и тяжело работали, обрабатывали и возделывали землю, строили себе жилище, шили и украшали свою одежду. Но они всегда находили время для отдыха, сами придумывали игры. А чтоб не было ссор во время игры, сочиняли считалки.

— Кто знает считалочки? Что такое считалочка?

Считалка — это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.

С помощью считалочки выберем ведущего, который проведет с нами физкультминутку.

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт

Работа по презентации

Развернутое толкование значения слова

Беседа по презентации

Выразительное чтение в парах, группах

Владеют смысловым чтением текста.

Строят речевое высказывание по теме

Физкультминутка

Коллективная. Практический.

Бабочка.

Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:

  Спал цветок и вдруг проснулся,

  Больше спать не захотел.

  Шевельнулся, потянулся,

  Взвился вверх и полетел.

  Солнце утром лишь проснётся,

  Бабочка кружит и вьётся.

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа  с пословицами и поговорками

2. Разгадывание загадок

Фронтальная. Словесный,
проблемный.

Беседа, работа
с текстом

Поговорки, пословицы. Слайд 14

Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, — так говорили наши предки.

Вспомним определение пословицы и поговорки. (экран)

Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания. (легок на помине, как снег на голову, бить баклуши, Береги нос в большой мороз.)

Пословица — это краткое народное изречение, в которой отражается народная мудрость и жизненный опыт. Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка.

А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

— Поработайте в парах и выскажите свое предположение. Фраза “Заруби себе на носу”. Это пословица или поговорка? Слайд 15

Это поговорка.

Как определили? Предположения детей.

О чём эта поговорка?

Эта поговорка означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда.

Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает “маленькая дощечка для записи”. В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами.

Существует очень много пословиц на разные темы. В них выражен характер народа, его ум, наблюдение за жизнью.

Работа в парах

Слайд 17

У каждого народа свои поговорки – свой фольклор.

Например:

У нас: “Молчание – золото”, у японцев “Молчание – цветы”

Я предлагаю вашему вниманию пословицы разных народов.

Прочитайте пословицы. Определите их тему. Галочкой отметьте русскую. Пословицу. Докажите свою мысль.

Один друг лучше ста священников. (Французская)

Из старого врага не сделаешь друга.   (Турецкая)

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.   (Русская)

Обидеть друзей — угодить врагам.  (Персидская)

Хороший друг без зова приходит.  (Эстонская)

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (Японская)

Верный друг и через век будет другом. (Азербайджанская)

Дерево без корня что человек без друга. (Адыгская)

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!

Загадки. Слайд 18

Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я…

На экране слово загадка.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово загадка?

Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать.

Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

— Какова роль загадки?

Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Я предлагаю каждому из вас пройти испытание загадкой.

Всем раздается кроссворд, ребята заполняют кроссворд.

https://urok.1sept.ru/articles/642701/Image5290.gif

1.Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.

2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.

3.Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.

4.Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.

5.Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки остры. Кошка.

6.Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. Курица.

Слайд 19 “Проверь себя” 

Звук из программы “Что? Где? Когда?”

— Подумайте, какой предмет спрятан в ящике: учит, воспитывает, заставляет думать, развлекает.

Существует великое множество загадок о книге, но я предлагаю Вам сочинить свою загадку и представить ее нам.

Выполняют задания

Ребята называют пословицы

Работа в парах

Работа в группах – отгадывание кроссворда с загадками

Проверка по образцу

Устанавливают причинно-следственные связи.

Формируют нравственные качества

Развивают речь, доказывают свое мнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

— Хотели бы вы продолжить изучение этой темы?

— Что нового вы узнали?

— На каком этапе урока было особенно интересно?

Я хочу пожелать вам: изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мыслить. Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. И помните: Век живи – век учись. 

Слайд 20

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Словесный

  1. Сочинить свою загадку и представить ее классу.
  2. Загадки о временах года.

Записывают задание в дневник

  • Песня одноразовая многоразовая маска для защиты просто сказка
  • Песня о том как я люблю в книгах не пишется
  • Песня новогодняя сказка слова в орлова музыка с фисуна в орлова
  • Песня о сказке из кинофильма не бойся я с тобой
  • Песня небо над землей цветными красками мы идем с тобой в поход за сказками