Песня не бойся сказки бойся лжи слушать

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2017; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2017; проверки требуют 34 правки.

«Дом для Ку́зьки» — первый мультфильм по очерёдности появления и второй мультфильм по сюжету из цикла о домовёнке Кузе. В нём рассказывается о вынужденном переезде Кузи из снесённого деревянного дома в городскую квартиру, куда переселилась семья девочки Наташи (7 лет). Сценарий написан по мотивам первой части сказки Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенной издательством «Детская литература» в 1977 году. В мультфильме исполняются 3 песни на стихи Валентина Берестова.

Сюжет[править | править код]

7-летняя Наташа стоит на балконе своей квартиры № 588 и наблюдает за сносом старого дома. Мама просит Наташу подмести пол и уходит, а девочка возвращается в комнату и принимается за работу. Неожиданно на балконе появляется невысокий чумазый человечек с сундучком, входит в комнату, стучит палкой по батарее и зовёт какого-то Нафаню. Затем он прячет сундучок и ищет, где бы спрятаться самому. При этом он продолжает звать Нафаню, и тот наконец откликается. Незнакомец признаётся Наташе, что его зовут Кузькой и что ему «семь веков всего, восьмой пошёл».

Девочка принимает Кузю за пещерного человека, но он объясняет, что на самом деле он домовой, причём бездомный. Наташа заселяет его в квартиру, а домовёнок обещает приглядывать за хозяйством и родителями Наташи, если его не выдадут. Когда пришла мама Наташи, грузчики принесли в комнату пианино. Кузя убежал на кухню и спрятался в шкафчике, куда ставят ведро для мусора. Наташа зашла к нему в «домик», и довольный домовёнок с помощью своего волшебного сундучка стал обсуждать, как они будут сказочно раскрашивать белые стенки внутри шкафа:

Сначала здесь весна будет, потом лето — бабочки летают. Потом осень, а там постепенно доживём до зимы.

Но, к сожалению, этот «домик» не для домовёнка, а в духовке, где Кузя попытался спрятаться от заглянувшей на минутку мамы Наташи, жить опасно. Пока с домиком для Кузи не определились, Наташа вымыла его в ванной и отнесла на кухню сушиться. В квартиру пришли гости, чтобы отпраздновать новоселье, и принесли торт. Кузька тем временем нашёл себе ещё один «домик» — холодильник. Наташа вытащила домовёнка оттуда (поскольку жить в холодильнике невозможно, ибо его там запросто заметят) и проводила в свою комнату, которая Кузе явно понравилась. Наташа принесла домовёнку угощение — торт, и в один момент он был съеден. После этого девочка и домовёнок веселятся и играют, однако в комнату неожиданно заходит мама (чтобы посмотреть, чем занимается её дочка) и, увидев сундучок Кузьки, забирает его с собой (приняв его за шкатулку — подарок от знакомой), чтобы поставить в сервант.

Кузе с трудом удаётся скрыться, притворившись игрушкой, однако, «ожив», он обнаруживает, что его сундучок украли. Из вентиляционной решётки вылез пожилой домовой Нафаня и сказал, что выручит домовёнка. Пошли они в комнату с сервантом, а там уже танцы в разгаре. Хорошо, что сундучок стоял на столе — достать его оказалось просто. Вернулся Кузенька в комнату Наташи (которую к тому моменту уже уложили спать) и начал рассказывать ей сказку.

Роли озвучивали[править | править код]

  • Георгий Вицин — Кузя / один из грузчиков / гость в клетчатой рубашке
  • Светлана Травкина — Наташа
  • Александр Леньков — Нафаня (в титрах не указан)
  • Элеонора Прохницкая — мама Наташи (в титрах не указана)

Песни из мультфильма[править | править код]

«Искалочка»

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то,
И куда он мог залезть?

«Так и эдак»

Если внутрь кладут творог —
Получается пирог,
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак — хорошо,
Так и эдак — вкусно!
Получается пирог.

Приходи, сосед, к соседу
На весёлую беседу!
Где друзья — там и я,
А где я — там и друзья.
Так и эдак — хорошо,
Так и эдак — вместе,
А где я — там и друзья!

«Финальная песня»

Не бойся сказки, бойся лжи,
А сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

Издание на видео[править | править код]

Год Название Содержание Производитель Формат Хронометраж
2000 «Домовёнок Кузя» Все серии «Домовёнка», другие мультфильмы «Мастер Тэйп» VHS/PAL 152 мин.
2002 «Приключения домовёнка Кузи» Все серии мультфильма «TWIC Lyrec» 54 мин.
«Адепт», «ИДДК» СD/MPEG4/PAL

В данной таблице перечислены только лицензионные издания мультфильма.

Литература[править | править код]

  • Александрова Татьяна. Домовёнок Кузька. — М.: АСТ, 2009. — (Сказки-мультфильмы). — ISBN 978-5-17-033653-1.
  • Сергей Капков. Аида Зябликова // Наши мультфильмы / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос, 2006. — ISBN 5-91105-007-2. Архивная копия от 13 июля 2007 на Wayback Machine

Ссылки[править | править код]

  • Александрова Т. И. «Домовёнок Кузька».
  • «Дом для Кузьки» на «Аниматор.ру»
  • Домовенок Кузя: чумазый сказочник Статья на сайте Наш фильм.ру

571943 1

Тема урока:

«Сказки Г.Х.Андерсена»

Цель урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пятеро из одного стручка»,

Задачи урока:

— формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

-развивать речь учащихся, познавательную активность;

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Не бойся сказки, бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет

Тихонько сказку расскажи,

На свете добрых больше станет.

— Вы догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

— Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки.

— Как же узнать, что перед нами ни что иное, как сказка? (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.)

— А какие человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)

— Чем отличаются народные сказки от литературных?

— Выделяют ли еще какие- нибудь виды сказок? ( Волшебные, бытовые, о животных).

3. Постановка темы и целей урока.

-Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по большой теме «Сказки Г.Х.Андерсена»».

-Давайте вспомним, какую подготовительную работу мы провели. (Читали сказки, делали иллюстрации к сказкам, подготовили выставку книг.)

— Что бы вы хотели сегодня узнать? (ответы детей)

— А хотели бы вы узнать о жизни этого замечательного сказочника? А прочитать новую сказку Андерсена?

— Итак, сегодня у нас особенный урок. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете. А также вы получите ответы на поставленные задачи.

4. Работа по теме урока.

– Ребята, но это далеко не все сказки Г.Х.Андерсена. Кто знает, сколько сказок он создал? (Ответы детей).

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь.

— Кто же такой Г.Х. Андерсен, написавший столько замечательных сказок?

2) Биография писателя.

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе.Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр.

Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу. За свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

— Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

— Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена.

Сегодня, 2 апреля, особенная дата: исполняется 210 лет со дня рождения сказочника Г.Х. Андерсена.

День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей. И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника.

Это очень замечательно, что мы сегодня проводим наш урок, именно в день рождения великого сказочника и в Международный день детской книги.

— Андерсен- великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом рождались сказки.

— А сейчас я предлагаю провести небольшую викторину.

3) Викторина по сказкам.

— Угадайте из какой сказки отрывок (зачитывают ученики)

Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил

волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками

и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали старинную песенку. («Свинопас»).

Какой вывод вы для себя сделали, прочитав эту сказку? (Напыщенная принцесса отбрасывает истинное – живую розу, соловья, пользуясь безделушками. Сказка учит ценить прекрасное.)

Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?- зашипела она. («Стойкий оловянный солдатик»).

— Каким нам показан солдатик в этой сказке? (Он серьезный. Даже в трудную минуту помнить о чувстве собственного достоинства, чести. Во всех испытаниях держится стойко, со смирением принимает свою судьбу, помня о своей чести и « милой плясунье»).

— Что остается от солдатика, когда он сгорает в огне? (Сердечко). И это не случайно. Сердечко символизирует любовь, которая спасает мир от разрушений.

— Что хотел автор донести в сказке до читателя ? ( Любовь может преодолеть всё. «Добро,истина, красота — побеждают»- говорил Андерсен)

Игра «Кто мы и откуда?» по рисункам к сказкам.

4) Угадай, из какой сказки предмет.

— Вы, наверное, заметили, что у меня на столе стоит шкатулка. Эта шкатулка необычная, а волшебная.

Она поможет нам приоткрыть дверь в чудесный мир сказок великого Андерсена.

— А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

Учитель достаёт из шкатулки маленькую куколку.

— Из какой сказки Г.Х.Андерсена эта маленькая девочка?

— Что вы можете сказать о Дюймовочке, какая она? ( Настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая, несмотря, на то, что маленькая.)

Учитель достаёт из шкатулки утёнка.

— Кто это? Из какой сказки?

-Чему научила нас эта история? (Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет. За неприглядной внешностью скрывается благородное сердце.))

— Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?

 Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. «Гадкий утёнок». Так Андерсена однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Все над ним соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.

Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.

Из какой сказки этот опасный предмет? (ответы детей)

 — Какие трудности и опасности  преодолела ради Кая Герда?

— Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.

 — Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду? (Великая сила любви и светлые человеческие чувства: доброта, милосердие, сострадание, мужество и стойкость. Сила любви движет горами, она побеждает горе и разлуку.)

Учитель достает маленький зонтик.

— Какому герою сказки Андерсена мог принадлежать вот этот предмет? (

Но я не сомневаюсь, вы ведь все очень славные, милые, послушные, не забияки, не лентяи. И потому сегодня послушайте замечательную историю. (Учитель оставляет раскрытым цветной зонтик)

— В новую сказку зовёт нас музыка. Но прежде отдохнем.

Физкультминутка

— В волшебной шкатулке находится ещё один предмет.

Учитель достаёт из шкатулки горошинку.

— Кто знает, из какой сказки этот предмет?

5) Чтение и анализ сказки «Пятеро из одного стручка».

— Вот ведь как бывает в жизни. Иногда от какой-то незначительной мелочи, может измениться настроение, состояние души, а подчас и вся жизнь. На такие размышления натолкнула меня одна сказка Г.Х. Андерсена. А называется она «Пятеро из одного стручка». (Учитель берёт книгу с выставки).

— Как вы предполагаете, о чем может быть эта сказка? (Ответы детей).

— А сейчас внимательно слушайте и следите.

Чтение сказки учителем.

— Какие чувства у вас вызвала сказка?

— Когда стало особенно грустно?

— Менялось ли ваше настроение?

— Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

Анализ, выборочное чтение.

— Прочитаем начало сказки.

— Похоже, ли начало этого произведения на сказку? Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?

— Кто может доказать, что перед нами сказочная история?

— Как называется дом, в котором жили горошины?( стручок)

— Как менялся цветной мир стручка? (он становился то зелёный, то жёлтый.)

—  Каким образом горошины оказались на воле?

-Давайте понаблюдаем за характером горошин. Все ли они одинаковые?

-Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины?

(1- Лечу,лечу, куда хочу!Лови, кто может!- хвастливая; 2- а я полечу прямо на солнце.-хвастливая,мечтательная, 3,4- куда прилетим, там и заснем.- ленивые; 5 – будь, что будет- терпеливая.

-Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые?

— Качества,которые мы назвали могуть обладать только горошины?(Люди)

— Куда попала пятая горошина? Зачитайте. ( Попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной коморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там.)

Чтение части сказки .

Кто жил в каморке?

— Как они жили?

— Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?

— Какой мы видим девочку?( не жила и не умирала)

— Какое чудо произошло? (Пятая же горошина, угодившая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей выздороветь.)

— Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

— Как вы думаете, почему девочка поправилась? (ответы детей)

-Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошинка не попала на чердак?

— Итак, пятая горошинка попала на чердак.

— А что же случилось с остальными горошинами? Прочитаем.

— Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?(Пятая горошинка получила достойную жизнь и спасла ещё одну жизнь)

—  Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

-С какой новой сказкой мы познакомились? Кто её автор?

-Как называется такая сказка? (авторская).

— Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой? (Вывод: Жизнь дана на добрые дела. Хорош тот, кто доставляет радость другим. Человек должен задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать

другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда

добрым, благородным, иметь друзей )

Вот какая замечательная сказка. Видите, дорогие друзья, даже маленькая-маленькая горошинка способна принести такую большую пользу. А что же говорить о нас с вами? Мы это можем сделать гораздо больше, чем горошинка. Надо только почаще оглядываться вокруг. Может кому-то нужна наша помощь. Вдруг нужно помочь маме или позвонить бабушке. А может быть поддержать растроенного товарища добрым словом. Каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина, пустит росточек и расцветет потом красивым цветком в сердце человека, которому мы помогли.

5. Рефлексия. Итог урока.

— Что в вашей личной жизни изменилось или может измениться после прочтения книг со сказками Г.Х. Андерсена? (Ответы детей)

-А вам понравился сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

Сценарий осеннего утренника «Осенины»

Подготовительная группа

Зал украшен в народном стиле. Входят дети под хороводную мелодию, останавливаются и выстраиваются полукругом.

Хозяюшка:         

В благодарность за осенние дары

Осенины отмечают на Руси!

Всем известно, что у нас заведено:

Коли праздник отмечают –

Гостей, конечно, приглашают!

А вот и наши гости дорогие.

Милости просим!

День добрый Вам!

Ребёнок 1:          

                        Осень праздник принесла –

Праздник урожая,

Наполнила закрома

До самого края.

Ребёнок 2:

                        И насытила сполна

                        Всех, кто не ленился,

                        Чтобы голод нам зимой

                        Даже и не снился.

Ребёнок 3:

                        Фрукты, овощи – всего

Целая корзина.

                        Мы отметим хорошо

                        Наши Осенины!

Ребёнок 4:

                        Что ж, давайте веселиться,

                        Все печали бросим,

                        За богатый урожай

                        Благодарим осень!

Исполнение песни «Осень»

Дети садятся на стульчики.

Хозяюшка: 

        Что ж, ребята. Заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние весёлые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споём, и спляшем.

Ой, кто это шуршит за моей спиной.

(Слышится  кряхтенье. Появляется Кузя и несёт каравай, оглядывается и ворчит.)        

Кузя:

               Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только поношли, да поноехали, видно со всех волостей! А хозяйка – то. Всё на стол выставила. Все запасы выложила! Простофиля! А что зимой – то есть будем?

Хозяюшка: 

        Не будь таким жадным, Кузя.

Кузя:

        Не жадный я, а домовитый. Зима холодная, длинная. Весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает. Ох, отощает!!!

Хозяюшка: 

        Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди с гостями поздоровайся.

Кузя:

        Не – а. Боюсь я. Их вона как много. А я такой у вас один. Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем. Дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Хозяюшка: 

        Ты, Кузьма, конечно, молодец! Да и гости у нас не простые, талантливые, умные, смекалистые.

Кузя:

        А ну – ка, мы сейчас проверим.

        Загадки от Кузьмы

Кузя:

        Молодцы! Да только что – то вы засиделись. Заведите что ли хоровод.

Ребёнок 5:

                        Рябина кудрявая,

                        Листочки узорные

                        И ягоды красные

                        Жаром горят.

                        Царица осенняя –

                        Песни весёлые

                        О красоте твоей говорят.

                        Исполняется хоровод «Рябинушка»

Хозяюшка:         

        Пока девчонки пели и плясали, ребята целую корзину ложек настрогали.

Танец с ложками

Хозяюшка:

        Молодцы! Лихо отплясывают! Весело!

Кузя:

        Что ж тут весёлого?  Говорил я тебе, вотрушек хочу! Хочу вотрушек! А ты, опять пирогов напёкла! Всё, ухожу!

                                   (Идёт вдоль детей)

Подходит к ребёнку…

Кузя:

        Тебя как зовут? Конюшня есть, нет? Жалко. Родители есть? Пригляжу за ними! Вот сейчас и начну!

(Игра с родителями. Викторина по сказке «Приключения домовёнка Кузьки»)

Хозяюшка:

        Кузенька, ты бы какое доброе дело сделал, что к гостям то пристаёшь?

Кузя:

        Не любют меня здесь! Спасибо этому дому, пойду к другому!

Хозяюшка:

        Ну и до свидания!

Кузя:

        Ах так!

Хозяюшка:

        Кузенька, постой, это же танец у нас такой!

Полька «Ну и до свидания»

Хозяюшка: 

        Ой как задорно, весело! Кузя, ты где? Вернись, яхонтовый мой!

Кузя:

        А ты олюлюшечек напёкла?

Хозяюшка: 

        Эх, Кузьма, Кузьма! Тебе бы только на печке лежать, да ватрушки жевать! Сходи чтоль за водицей, гостей чаем угостим!

Кузя:

        Ой бядя, бяда – огорчение! Некогдо мне! Запасы не меряны, убытки не считаны. Розоримся, по миру пойдём! Вон, пусть Аннушка сходит!

Песня Аннушка

Кузя:

        Ох, беда, беда, огорчение! Сундучок мой со сказочками пропал! Что делать, что делать?!

Хозяюшка: 

        Кузька, уймись. Вот твой сундучок целенький и невредименький. Ты б лучше делом занялся. Кузька!

Кузя:

        Аюшки?

Хозяюшка: 

        Ой, по ком это метла плачет?

Кузя:

        Не метла это, а осень за окном плачет, вон и птицы улятают. Ой бяда, бяда, огорчение! Пячалька!

Ребёнок 6:

                        Над бурой нивой из дали

                        Летят лениво журавли.

Летят перекликаются

На всё глядят, прощаются:

С ёлками зелёными,

С берёзками и клёнами,

С долинами, с озёрами,

С родимыми просторами.

                          Исполняется песня «Журавли»

Кузя:

        Эй, посторонись, пернатыя! (Летит на метле)

Хозяюшка: 

        Что – то наш Кузенька расшалился, видно поиграть захотел. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Лебёдушка»

Кузя:

        Хочется чавой – то, сам ня знаю чаво.

Хозяюшка: 

        Кузенька, ты возьми пирожок пожуй. Да стихи осенние послушай. Гости – то наши не с пустыми руками к нам пришли.

Дети читают стихи про осень

Хозяюшка:

        Хороший гость, дому радость. Для хорошего гостя ничего не жалко. Правда Кузенька!

Кузя:

        Ну вот и пришло время сказки. Сказочку из моего сундучка хотите?

Дети:

        Хотим!

(Кузя открывает сундучок. Звучит песня «Не бойся сказки, бойся лжи» 1 куплет)

Сценка «Старуха, — дверь закрой»

Кузя:

        В гостях хорошо, а дома лучше! Пора мне!

Хозяюшка:

        Куда же ты, яхонтовый мой, собрался?

Кузя:

        К бабушке Ягушке. Теперь у вас сказка своя, а у меня своя! Лети залётная!  (Улетает на метле)

Хозяюшка:

        До встречи, Кузенька, неугомонный мой! Ох и скучно будет без него. Ну, да ладненько. Праздников в году много! От Осенин до Троицы будет много гостей в горнице. Спасибо вам гости дорогие, за весёлые осенины. Осень мы проводили с песнями, хороводами. Гостеприимством наша русская земля всегда славилась.

Ребёнок 7:

        За рекой запел соловушка

        Полыхает зорька алая-

        Всё в краю родном наполнено

Красотою небывалою.

Ребёнок 8:

        Пролетают гуси – лебеди

        Над бескрайними просторами

Над лугами, над дубравами

И над синими озёрами

Хозяюшка:

На широкую дороженьку

Приведёт тропинка узкая

Не найти земли прекраснее

Чем сторонка наша русская.

Песня «За рекою, у колодца»

Россини и его судьба удивительны, они обросли легендами. Его оперы бессмертны (той же «Золушке», на секундочку, уже более двухсот лет), причем их он написал, как известно, до 37 лет, а потом покинул сию божественную ниву и отдался на все оставшиеся сорок лет жизни окончательно кулинарии. Кажется, его чистый гений снизошел сразу с небес (посему именую его категорически гениальным и божественным) и, наверное, писал он легко. Хотя партитуры — сложнейшие, так что виртуозно и без изъянов исполнить какую-нибудь веселую арию из той же «Золушки» — это все равно, что зайти на оперный Эверест.

На свете были, есть и будут сотни постановок «Золушки» и все они будут очаровательны уже только потому, что здесь величайшая музыка на долгие столетия. На ней, собственно, все и держится, главное — ее исполнить легко, непринужденно, хотя можно представить, насколько это в действительности нелегко. Так что можно уверенно сказать, что главное в нынешней постановке достигнуто –

музыка исполнена, как мне кажется, на самом высочайшем уровне! И я сразу впишу это в заслугу дирижеру Андрису Вейсманису. 

Музыкальным постановщиком стал венгерский маэстро Петер Халас, который более года наездами работал над этой постановкой. Не знаю, дирижировал ли он сейчас премьерой, я был на второй, и дирижировал Вейсманис.

Тут моментально вспоминаются гастроли Латвийской национальной оперы в Большом театре России в 2003 году. Тогда возили «Аиду» Верди и «Альцину» Генделя.  Дождаться комплимента от развязных и строгих московских критиков практически невозможно. Кажется, они бы с легкостью поругали даже бы Марию Каллас. А вот дирижер Вейсманис с «Альциной», помнится, вдруг вызвал у них удивление — есть в Латвии, видите ли, потрясающий мастер, который с таким мастерством и вкусом работает с барочными операми. Так вот, дорогие московские коллеги — до сих пор работает. И как работает! Возможно, с Россини у него прямая космическая связь.

Имея это главное (то есть, качество исполнения музыки) в нынешней «Золушке» необходимо было добавить только «самое малое». В этом «самом малом» — безусловно, голоса, а также сценография, свет, костюмы и много чего другого. И в данном случае тут все есть, плюс — танцы во время балов в исполнении девяти солистов Латвийского Национального балета, но об этом потом.

Потому что главное после музыки в опере — конечно же, голоса.

Какое счастье, что в Латвию вернулся пианист Марис Скуя, в 1991-м уехавший в Австрию, бывший главным концертмейстером в опере Граца, преподававший в разных оперных домах и консерваториях Европы. Сейчас на второй премьере он бодро шествовал по партеру, весело здоровался со старинными приятелями и даже через маску было видно, что он доволен проделанной работой. Именно он работал весь этот год с нашими певцами, которые в целом, говоря плебейским языком, не подкачали.

Нет, тут есть к чему придраться не только московским, но даже и рижским критикам. Потому что, несмотря на всю внешнюю легкость партитуры тут такие сложности для вокалистов! Мало тут петь, тут еще в идеале следует иметь блестящую дикцию (да еще и на итальянском!), умение петь скороговоркой, уж не говоря об актерском мастерстве, без которого эта, да и любая другая комическая опера Россини немыслима. Да и сам сюжет с его постоянными поворотами важен, поэтому понятно, почему в 1970-е «Севильский цирюльник» того же Россини в Риге шел, кстати, на латышском языке. И после сказанной речитативом фразы дона Базилио Dodiet man naudu, es nokārtošu visu! («Дайте мне денег, я все устрою») не только зал, но и оркестр взрывался смехом.

Тут даже опытному Кришьянису Норвелису в роли дона Манифико с его знаменитой арией в начале второго акта пришлось явно потрудиться. Ему пришлось нелегко, сидящие рядом со мной опытные музыкальные критики ох, как сопереживали! На моей памяти эту арию отлично исполнял только солист нашей Оперы Сергей Мартынов, да и то в концертных вариантах лет 25 назад (Мартыновым, кстати, давая мне интервью в 1997-м, искренне восхищалась великая Ирина Архипова).

Думается, нелегко пришлось и приглашенной солистке, родившейся в Венгрии и выступающей в ведущих оперных домах Европы Доротее Ланг в роли Анджелины (она же Золушка). Звучащая исполнении этой сочной и яркой меццо-сопрано ария о том, что она ждет принца — местами (исключительно местами) может посоревноваться с самой Элиной Гаранчей. Только, правды ради, скажем, что и для самой Гаранчи партия Золушки — это вам не просто песенку спеть.

Здесь самый приближающийся к далекому и призрачному идеалу Россини — принц дон Рамиро в исполнении Пабло Мартинеса (в другом составе поет наш Михаил Чульпаев), который переодевается в роль официанта, чтобы выяснить, кто тут действительно жаждет выйти замуж за наследника трона, а не ради трона. Внимание, девушки! Пабло Мартинес очень симпатичный, хотя и невысокого роста. А его тенор — воистину лирический, который может вызвать исключительно эротические ассоциации (и тут невольно понимаешь, почему яро любили того же Сергея Лемешева, кстати).

И вообще — он трогательный и прикольный, весь соткан из любви, нежности и легкого хулиганства, как и сама музыка Россини. И добьем эффект — Пабло из Колумбии, представляете?

Да, еще же и две веселые злые сестрички Клоринда и Тизбе в исполнении Юлии Васильевой и Лауры Грецки. Ну, это вообще отдельный аттракцион — пышка и худышка. Заметим, что обладательница отличного сопрано Юлия Васильева вообще-то поет в иные дни главную роль в «Травиате» Верди, а тут она с коллегой Лаурой нечто среднее между клоунессой и поющим мимом! И здесь сочетание голоса и артистизма абсолютно стопроцентное.  Да, и костюмчики, костюмчики! Секретарша Лии Ахеджаковой из «Служебного романа» тут бы сказала, немного поперхнувшись: «Отпад!». Я бы добавил – «отвал башки».

Костюмы — дело рук и ума выписанного к нам из-за рубежа творческого дуэта Barbe & Doucet (французы из Канады, творящие уже более двадцати лет вместе и натворившие более двухсот постановок в разных частях планеты). Яркая сценография — тоже их дело. Равно как и хореография и режиссура.

Что до режиссуры. То главный ход тут — действие происходит в Америке во время «великой депрессии» и «сухого закона».  Согласитесь, приятно в трудную годину весело преступить закон. Поэтому тут и нарушители закона, и полицейские тридцатых годов прошлого века. Да, а Золушка тут работает скромной костюмершей за кулисами клуба-варьете тех времен, а две ее злые сестрички — артистками. А отчим дон Манифико прогорает, поэтому и ищет богача, за которого бы выдать какую-либо из двух своих капризных дочурок. Богач-принц найдется, только разглядит он свою любовь в виде Золушки. Угадает, почувствует… В общем, кто не видел, готовьтесь: флюиды тут летают покруче ковидных вирусов! А ход с переносом в годы «великой депрессии» вполне органический, у того же Россини сюжет «Золушки» — по мотивам Шарля Перро, а дон Манифико директор прогорающего театра…   

Да, и центром всего этого действа становится, конечно же, гениальный секстет всех героев. То есть, после всех великих арий, дуэтов, трио, квартетов и даже октетов здесь наступает тот самый знаменитый секстет, за что огромный земной поклон в адрес великого Россини! И вот здесь была легкая магия от Barbe & Doucet — их герои, как куклы-марионетки, ошарашенные откровением, сперва застывают и начинают понемногу оживать, когда становится все ясным: кто здесь кто, кто тут любовь, а кто обман, кто тут нежность, а кто гад. И — всеобщее прощение всем и всякому, инициированное Золушкой.

Закончится все весело. Золушка споет про то, что «хватит грустных песен». И на огромной лестнице, ведущей в небеса, затанцует наш балет, нечто среднее между канканом и бальным танцем. Все это, а также шляпы, костюмы и всеобщий бурлеск напомнят мне Голливуд. И финал легендарных «Веселых ребят» Григория Александрова, который перед этим стажировался как раз в Голливуде. Как известно, строгий товарищ Сталин сказал, посмотрев «Веселые ребята»: «Как будто месяц в отпуске провел!». Я с товарищем Сталиным в данном случае категорически согласен.

В общем, перефразируя Белинского — идите в Оперу и умрите в ней. От смеха и любви.

Прежде всего — от любви к Россини, который однажды сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку». А тут вам ведь не прачечная, а вообще сказка — про ту самую Золушку!

  • Песня из сказки бременские музыканты
  • Песня белки из сказки о царе салтане слушать
  • Пермяк сказка березовая роща урок 5 класс урок
  • Персонажи сказки волк и семеро козлят
  • Пахульский фантастическая сказка слушать