Песня из сказки волшебный портрет

по дороге в сказку познавательно творчески - исследовательский проектавтор составитель проекта: помазова валентина юрьевна, воспитательпервой квалификационной категориимбдоу црр

«По дороге в сказку» (познавательно – творчески — исследовательский проект)

Автор – составитель проекта: 

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Тема проекта: «По дороге в сказку»

Участники проекта: воспитанники средней группы «Хрусталик», родители (законные представители), педагог ДО по ИЗО, педагог — психолог.

Место реализации проекта:

МБДОУ « Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Теремок»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий проект.

Продолжительность проекта: три недели

Образовательные области: познание, коммуникация, художественно – эстетически — творческое.

Форма итогового мероприятия: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам», презентация проекта ««По дороге в сказку»

Актуальная проблема проекта: дети среднего дошкольного возраста стали меньше интересоваться книжными изданьями, так как электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.

Актуальность темы проекта: огромной любовью пользуется у детей дошкольного возраста именно сказка, так как детям свойственно верить в чудеса, волшебство. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Русская народная сказка имеет огромное воспитательное значение, поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема актуальна.

Гипотеза: русская народная сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают познавательный интерес к чтению художественной литературы.

Цель проекта: приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать познавательный интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей (законных представителей).

Задачи (для детей):

— знакомить с видами сказочных произведений;

— учить узнавать персонажи знакомых сказок (знать название сказки, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки);

— закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли;

-развивать творческую самостоятельность, художественно — эстетический вкус детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения;

— воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Задачи (для родителей):

— создание в семье благоприятных условий для развития детей, с учетом приобретенного опыта в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и детей;

— развивать у родителей (законных представителей) способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

— заинтересовать родителей (законных представителей) жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности детей, формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;

принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

-принцип наглядности – «золотое правило дидактики» основная информация усваивается детьми через зрительно — слуховое восприятие;

принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;

принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию связной речи;

принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей дошкольного возраста;

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, речевого развития детей;

принцип интегративности – приобщение к миру художественной литературы, искусства, фольклора, музыки;

принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед детьми некий жизненный урок;

принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение и фантазию детей;

принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо

Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, художественная литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, Камиль Сен-Санса, А.С. Грибоедова; методическая литература.

Предполагаемые результаты проекта:

-проявлять любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности;

-знать, называть прочитанные сказки (тексты), персонажей, мораль;

— знать различные виды театров и уметь показывать их;

— уметь использовать различные средства выразительности;

— самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

-развитие интереса к русской литературе фолклору;

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

— совершенствование звукопроизношения, выразительности, связной речи детей;

— содействие творческому развитию детей;

— развитие эмоциональной отзывчивости;

— гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Продукт проектной деятельности:

-изготовление пальчикового кукольного театра «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»;

— рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам;

— участие в конкурсном движении в данном направлении

Пути реализации проекта:

I этап Подготовительно — моделирующий

Педагог: определение темы проекта.

Написание плана движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями и с детьми.

Сбор информации, методической, художественной литературы, дополнительного материала.

Использование ИКТ, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок.

Изучение опыта работы педагогов по данной тематике.

Обработка информационного материала.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Оформление наглядной агитации для родителей (законных представителей) с целями, задачами, тематикой проекта.

Опрос родителей (законных представителей), детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке русские народные сказки.

Подготовка консультаций для родителей (законных представителей): «Читайте детям сказки», Волшебные «мамины сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой».

Дети: Вхождение в проблему «Чему нас учат сказки? » через совместно-организованную деятельность, игровую ситуацию и дидактические игры.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи цели познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку»

Дополнение задач проекта «По дороге в сказку».

Родители (законные представители): Знакомятся через наглядную агитацию с темой, целью, задачами познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку».

Знакомятся с тематикой заданий, которые предлагает педагог (иллюстрации к русским народным сказкам (по их выбору); изготовление (приобретение) Театра пальчикового по сказке «Теремок» и другим) и определяются с темой своего выбора.

Принятие родителями (законные представители) задач, стоящих перед реализацией проекта, дополнение содержания проекта, исходя из своих возможностей.

II этап Основной деятельностно – ориентированный

ОО «Познание»: викторина по математике «Герои сказок в цифрах».

ОО «Коммуникация»: провести с детьми беседы на темы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Проведение викторины «Ах, уж эти сказки!». Составление картотек с речевым материалом по сказкам. Проведение коммуникативных игр: «Кто чем приметен», «Путаница».

ОО «ЧХЛиФ»: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание в аудио сказок согласно рекомендациям ООП ДО. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»; «Крошечка — Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и других.

ОО «Физкультура»: Проведение подвижных игр: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

ОО «Здоровье»: Выпуск ЭКО газеты для родителей «Природа в народной сказке».

ОО «Безопасность»: СОД «Уроки безопасности от Колобка», «Уроки безопасности с Мудрой тётушкой Совой».

ОО «Труд»: Проведение СОД используя технику Оригами «Лиса», «Заяц». Ручной труд из природного и бросового материалов по мотивам русских народных сказок.

ОО «Социализация»: Включение дидактических игр в режимные моменты: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя».

Проведение тематических родительских встреч «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Инсценировка (драматизация) сказок: «Колобок», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», и других.

ОО «Музыка»: Прослушивание песен из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и другие.

ОО «Художественное творчество»: Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». Рисование героев сказок «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.

Участие: в викторине «Герои сказок в цифрах», «Ах уж эти сказки»; в беседах на заданные темы; в СОД; прослушивание аудио сказок; слушание художественных произведений; самостоятельные игры детей с «Разрезными картинками», «Составь портрет сказочного героя» и другие; участие в инсценировке; участие в выставке поделок и рисунков «В гости сказка приходи».

Знакомятся с ЭКО газетой «Природа в народной сказке».

Участие в тематической родительской встречи «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Участие в выставке рисунков и поделок «В гостях у сказки»

Участие в конкурсном движении по данной тематике.

III этап «Заключительный»

Изготовление героев к пальчиковому театру «Теремок» родителями.

Порекомендовать родителям вместе с детьми проиллюстрировать одну из русских народных сказок.

Оформление выставки «По дорогам русских сказок»

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Организация выставки книг «Сказки моего детства»

Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки».

Участвуют в изготовлении иллюстраций к русским народным сказкам.

Оказание помощи в изготовлении сказочных героев к пальчиковым театрам «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Репка» и другие.

Совместно с детьми изготавливают иллюстрации к русским народным сказкам.

Оказание помощи в оформлении и пополнении книжного уголка.

Помощь в организации выставки книг «Сказки моего детства»

IV этап Аналитико-диагностический

Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Знакомятся с презентацией. Делятся впечатлениями о проекте.

Результат проекта:

В результате совместной образовательной деятельности детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили познавательный кругозор о русских народных сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки иллюстрировать и инсценировать.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Родители (законные представители) детей проявили большой интерес к чтению художественной литературы, осознали роль русской народной сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности детей дошкольного возраста, а также стараются ежедневно находить время для чтения детям русских народных сказок по вечерам.

Проектный метод развивает познавательно – исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает детей дошкольного возраста активными субъектами образовательного процесса, ведет к саморазвитию дошкольников.

Список используемой литературы

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.

Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001

Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007.

Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. — СПб. «Детство-пресс», 2008.

Приложения:

Приложение №1.

Консультации для родителей «Читайте детям сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой»

Приложение № 2.

Картотека игр по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам:

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве).

СДИ «Радио» (воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать связную речь детей).

СДИ «Вершки-корешки» (упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Приложение №3

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Театрально — музыкальное развлечение «Путешествие в сказку» по мотивам русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского (для детей среднего дошкольного возраста)

Экологическая газета для родителей «Природа в русской народной сказке»

Игра – путешествие «Путешествие в волшебный мир
сказки….»

Воспитательный
потенциал: длительная игра, проводится в течение месяца; обобщает знания детей
о содержании сказок, выявляет словесное творчество в различных видах речевой деятельности.

Педагогическая
цель: закреплять умение непринужденно вступать в разговор с детьми, вести
диалог на предложенные темы, строить различные формы диалога; формировать
речевые, интонационные и неязыковые средства выразительности; формировать у детей
интерес к творческим играм,желание отражать в собственной игре реальные и
воображаемые события; развивать умение проявлять творчество, выступать перед
сверстниками.

Советы
по времени и месту проведения: игра проводится в феврале месяце; театральная студия;
студия изобразительной деятельности.

Игровой
реквизит: атрибуты и костюмы к сказке «Соломенный бычок», иллюстрации к
сказкам, аудиозаписи сказок, видео фрагменты сказок.

Маршрут:«Сказка
в гости к нам пришла» (художественно-речевая деятельность) «Сказочный
калейдоскоп» (литературное развлечение) «Театральная студия»
(игра-драматизация) «Вернисаж» (творческий час).

Станция
1. Сказка в гости пожаловала.

Формы
работы: Художественно-речевая деятельность в уголке книги.

Методы
и приемы: приход Сказочницы, художественное слово, дидактические игры, чтение
сказки с использованием фланелеграфа, психогимнастика, составления сказки с
помощью мнем схемы (Приложение 1).

Приход
в гости сказочницы (роль может выполнять воспитатель или студент-практикант),
которая предлагает детям посетить страну сказок и познакомиться с новыми
жителями страны (организация детей возле уголка книги).

Мы
в волшебный лес пойдем,

Сказку
в лесу мы найдем.

Кругом
себя повернись,

Сказка,
где ты? Нам явись!

Дидактическая
игра «Отгадай сказку» (загадки). Чтение сказки «Соломенный бычок» с
использованием фланеграфу. Дидактическая игра»изложи сюжет к сказке».
Психогимнастика (имитация движений героев сказки). Составление сказки с помощью
мнемо таблиц.

Станция
2. Сказочный калейдоскоп.

Формы
работы: литературное развлечение с участием родителей.

Методы
и приемы: художественное слово; деление детей и родителей на две команды,
придумывание названий командам («Грайлики» и «Познайлики»), проведение
развлечения.

Игровой
реквизит: музыкальный зал, конверты с заданиями, фишки, музыка, элементы
костюмов, мультимедийная презентация (слайды сказок), ноутбук, проектор,
колонки (Приложение 2).

Возможные
роли: ведущая, Пеппи Длинный Чулок, Котик.

Задача
1. Отгадывание загадок про. Команды по очереди загадываются загадки по
содержанию сказок, кто больше отгадает, получает одну фишку.

Задание
2.»Волшебная шкатулка». Команды по очереди достают из сундука предмет и
отгадывают из какой это сказки (скалочка — сказка «Лисичка со скалочкой»,
варежка – «Варежка»).

Задание
3.» микс сказок » (для родителей). Командам предлагается отрывок сказки и
они должны придумать свою концовку к сказке («Пан Коцкий», «Соломенный бычок»).

Задание
4.»одень героя». Для этого задания нужно выбрать из каждой команды по
одному человеку. Выбирайте, каким героем вы будете (Красная шапочка, кот в
сапогах). Герои становятся у одной стены, противоположной команды выстраиваются
в колонны. Между командами стоит корзина с одеждой для героев. По очереди
каждый член команды выбирает предмет и бежит одевать своего героя.

(Красная
шапочка: шапочка, корзинка, пирожок, фартук, горшок).

(Кот
в сапогах: шляпа, ремень, сапоги, перо для шляпы, мешок).

Задание
5. » от кого телеграмма?»Командам предлагается догадаться, кто же из
героев мог прислать такую телеграмму.

«Поймал
зверей. Дед с бабой наконец разбогатеют » (Соломенный бычок.)

«Сбежал
от деда и бабы. Не могу найти дорогу домой «(Колобок).

«Сварил
борщ. Приходи, кумушка, в гости» (Журавль, «Лисичка и журавль»).

«Булава
пригодилась. Возвращаюсь победителем» (Котигорошко).

«Купил
семена, приезжайте сажать «(дед из сказки «Репка»)есть

Задание
6.» зашифрованные сказки » (для родителей).

Пеппи
называет названия сказок наоборот, задача команд – угадать, что же это за
сказка (Метровочка – Дюймовочка, Квадробок – Колобок).

7.
Песня-хоровод «Друзья» (группа «Барбарики»)

Итог
развлечения, награждение команд.

Станция
3. «Театральная».

Форма
работы: игра-драматизация сказки «Соломенный бычок».

Предварительная
работа: чтение сказки; объяснение значения новых слов; просмотр мультфильма
«Соломенный бычок»; распределение ролей и проигрывание игровых
ситуаций; работа над мимикой и интонацией; изготовление приглашений на
спектакль.

Методы
и приемы: беседа, игровое упражнение, показ игры-драматизации, вопросы к детям.

Игровой
реквизит: атрибуты к сказке (деревья, избушка, бычок), костюмы для героев,
музыкальное сопровождение.

Роли:
ведущая, дед Петр, баба Одарка, внучка Оксана, бычок, волк, медведь, лиса,
заяц.

Условие:
всем действующим лицам явственно передавать интонацией и жестами особенности
поведения героя.

(Начинается
в групповой комнате)

Воспитатель:
Дети, давайте мы сегодня отправимся в путешествие в театр. А как же нужно вести
себя в театре?

Возможные
ответы: сидеть тихо, слушать внимательно … (повторение правил обращения в
театре)

Воспитатель:
дети, а кого можно встретить в театре?

Возможные
ответы: артистов, зрителей.

Воспитатель:
а еще что можно там увидеть?

Возможные
ответы: спектакль.

Воспитатель:
Итак вы уже готовы к путешествию? Тогда идем! Дети, как вы думаете что это
такое?

Возможные
ответы: это театральная афиша.

Воспитатель:
афиша нам сообщает в котором часу состоится спектакль и название спектакля.
Прочитайте, пожалуйста, кто умеет уже читать, как называется спектакль и когда
он состоится. Так нам нужно спешить, потому что опаздывать в театр очень
невоспитанно (заходят в музыкальный зал «Театр»).

Воспитатель:
как здесь красиво! Взгляните, чьи портреты размещены на стене фойе и почему они
здесь?

Возможные
ответы: фойе театра украшают портретами артистов театра.

Воспитатель:
посмотрим, кто же сегодня будет артистами. А как мы назовем остальных детей?

Возможные
ответы: зрители.

Воспитатель:
Дети, пока еще не начался спектакль, давайте мы все попробуем себя в роли
артиста.

Игра
«чей голосок». Сначала нам нужно выбрать ведущего. Выбираем с помощью
считалки. (Избирается один ребенок (ведущий), который стоит спиной к другим.
Воспитатель показывает детям рисунок к сказке (герою) и указывает на ребенка,
который должен рассказать, сымитировать любой отрывок слов этого героя. Ведущий
отгадывает «артиста» и какую роль он исполнял.)

Воспитатель:
молодцы дети, вы все очень хорошие артисты! (Звенит звонок). Вот, дети,
слышите, уже прозвенел звонок. Это значит, что нужно занять места. А артистам
приготовиться. (Звенит звонок). А этот звонок означает, что сказка уже
начинается.

Ведущая
дорогие наши гости,

Мы
рады, что вы пришли

К
нам на праздник.

Праздник
сказки начинается.

Сказочка
о соломенном бычке начинается.

А
вы, гости, внимательно смотрите,

Хорошо
хлопайте в ладошки и веселитесь…

СКАЗКА

Жили
в маленькой хижине Дед Петр и Баба Одарка.

Выходят
Дед Петр и Баба Одарка, кланяются, садятся на скамейку возле дома.

Ведущая
и была у них Внучка Оксанка.

Выходит
Внучка Оксанка, обнимает деда и Бабу, идет играть в хатку.

Ведущая
дедушка и бабушка Оксанку любили,

Внучкину
мечту осуществить хотели.

А
мечтала она о бычке маленьком,

Про
бычка маленького и хорошенького.

Дед
из соломы я вещи делать люблю,

Бычка
для Оксанки из соломы сделаю.

Баба
Правильно, Дед! Скорее-потому что делать,

Чтобы
мечту Оксанчину быстрее осуществить.

Дед
робе бычка.

Дед
Обмажу смолой его я хорошенько,

Чтобы
бок у бычка этого получился черненький.

Смотри-ка,
бабушка Одарка (выводит бычка)

Вот
хороший сюрприз для Оксанки.

Песня
Бычка

Бычок
Я бычок-третьячок,

Еще
и засмоленный бочок.

Имею
острые рожки

И
тоненькие ножки.

Баба
будет она бычка кормить,

Пойдет
в лес с ним погулять,

Но
сейчас уже солнце за горизонт садится,

То
солнышко любе уже спать ложится.

Дед
Тож, Баба Одарка, пойдем в дом,

Быстренько
ужинать и спать ложиться.

Дед
и Баба идут в избу, Бычок остается

Ведущая
только солнышко улыбнулось –

Вмиг
Оксаночка проснулась,

Вышла
из избушки на двор. (Выходит Оксана)

Видит,
там гуляет зверь…

Присмотрелась
– то бычок,

У
него черненький бочок.

Песня
Бычка

Бычок
Я бычок-третьячок,

Еще
и засмоленный бочок.

Имею
острые рожки

И
тоненькие ножки.

Песнь

Внучка
Теперь у меня есть бычок есть бычок есть бычок

У
него черненький бочок, смоляной бочок.

Буду
я с бычком гулять, буду его кормить,

Я
своего бычка люблю и для него все сделаю.

(Танцуют.
Выходят Дед и Баба.)

Внучка
большое спасибо, родненький дедушке,

Спасибо
тебе, моя милая бабушка.

С
бычком я в лесу буду гулять,

Вкусной
травой кормить.

Дед
и Баба машут вслед внучке (баба платочком). Внучка с Бычком обходят зал и
выходят за кулисы, появляются со второго входа, после слов Ведущей.

Ведущая
Небом солнышко идет

Шлет
лучи золотые,

Ветерок
тепленький дует,

В
небе облачками рисует (заходят)

Оксанка
лісочком гуляет,

А
солнышко все припекает

Оксаночка
немного устала,

Под
кустиком вмиг остановилась.

(Останавливаются
у кустика).

Внучка
какая тень под кустиком, лягу почивать.

Впереди
целый день, куда же спешить.

Ведущая
Оксанка наша зевнула,

Умостилась
удобно и уснула.

Вот
бежит по лесу зайчик,

Бычка
видит попрыгайчик. (Зайчик прыгает по залу).

Заяц
кто такой?

Песня
Бычка

Бычок
Я бычок-третьячок,

Еще
и засмоленный бочок.

Имею
острые рожки

И
тоненькие ножки.

Заяц
Ой, какой хорошенький Бычок солом’яненький.

Заяц
прикасается к бычку, «прилипает».

Песня
Зайчика

Заяц
Ай – ай – ай, ой – ой – ой! Беда приключилась со мной!

Мои
лапки малые вмиг прилипли к смоле.

Ведущая
Зайчонка испугалась,

Шум,
шум в лесу подняло.

Тут
Оксаночка проснулась

Та
вокруг огляделась.

Вот
бычок стоит, пасется,

Возле
него Зайчик вьется.

Бедный
лапкой прилип,

Вырывается
– «смык», «смык»!

Внучка
пошли, Бычок, скорей в дом,

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 28

Тема: Волшебная красочность музыкальных сказок.

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: Интродукция «Океан — море синее» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске.

«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские…»
                        (Н. А. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

— Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты-сказки, оперы-сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную.)

Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.

Работа по теме урока:

1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла.

Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов — золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки — от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра — направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».

— Услышали ли вы какие-либо особенные сказочные звуки, рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.)

2. Портретные сказочные образы.

— В опере также присутствуют и портретные сказочные образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как вы думаете, почему? (Отличие в изображении сказочных героев от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с непостижимым волшебным миром).

Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля «Царевна Лебедь» — это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)

«Царевна-Лебедь» М. Врубеля — это обобщённый образ женских сказочных образов. В чем-то он сродни образу Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же исполненной невыразимой прелести, — и вместе с тем загадочной, непостижимой.

Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню, она вкладывает в неё очень много лирического чувства. В музыке звучат интонации народной песни, придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной» вплетаются интонации «волшебного» характера, становится очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с фантастической сказочной стихией.

Таинственная природа Морской царевны подчёркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке), человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.

Мелодия колыбельной Волховы — простая, задушевная, бесконечно близкая языку русской народной песни. Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание волн. Римский-Корсаков высоко ценил музыку последнего появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,- писал он,- считаю за одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».

Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта — и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, тёплого и глубокого чувства — и словно стала реальностью, частью нашей жизни.

Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.

Слушание: П. Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что роковым моментом была полночь, впервые услышали, как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон — тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, изображаемых оркестром.

А сделал это зримым ещё один волшебник — Сергей Сергеевич Прокофьев.

Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент)

Итог урока:

Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она — воплощённая мечта человека о прекрасном?

Вопросы и задания:

  1. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное начало?
  2. В чём разница между музыкальными портретами реального человека и сказочного героя?
  3. Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?
  4. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?
  5. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из музыкальной сказки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
        Интродукция «Океан-море синее», mp3;
        «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», mp3;
        «Колыбельная Волховы», mp3;
    Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент), mp3;
    Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик», mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Недавно певица Тэйлор Свифт ворвалась в чарты с 10-минутной версией своего хита 2012 года All Too Well – трек возглавил хит-парад Billboard, установив новый рекорд: это самая длинная композиция, когда-либо попадавшая на вершину чартов (предыдущий рекорд 49 лет принадлежал 8-минутному «Американскому пирогу» Дона Маклина). 15-минутное видео песни набрало больше 40 млн просмотров. Изначально записанная как типичная breakup song – этакий стереотипный жанр женской музыки – All Too Well рассказывает про разрыв отношений с актером Джейком Джилленхоллом с дополненной перспективы, где «память превращается в оружие», как отметил журнал The New Yorker. Тэйлор пересобирает, как старый паззл, события 2012 года и переоценивает разрыв с позиции себя нынешней: теперь это песня о манипуляциях, страхе (душераздирающие образы забытого шарфика и танца при свете холодильника в ночи), а еще о том, как певица «переписывает» память об отношениях, основанных на дисбалансе, которого она не чувствовала десять лет назад. («Ты сказал, если бы не разница в возрасте, может, у нас бы что-то и вышло. И я просто захотела умереть, когда услышала это»).

Все хвалят Тейлор за терапевтичный подход –оказывается, можно реорганизовать свое травматичное прошлое, отправив себе туда сочувствие и поддержку.

Да, сейчас певиц лучше не обижать – это в 1960-е The Supremes могли петь «Он ударил меня, и это было как поцелуй», а теперь, во времена #MeToo, женщины в песенной лирике все чаще называют вещи своими именами.

Смелые и откровенные женщины в американской музыке были и раньше. Американки и раньше пели о насилии, абьюзе и токсичных, разрушающих отношениях. И многие в песнях честно делились собственным опытом. Для кого-то это была авто-терапия, для кого-то – попытка предупредить других женщин или поддержать их. Поэтому мы решили сделать подборку честных женских песен об эмоциональном или физическом насилии, чтобы вспомнить, что в музыке США эта тема далеко не новая.

Как ни странно, те же He Hit Me And It Felt Like A Kiss и You Keep Me Hanging On от The Supremes были написаны мужчинами – может, поэтому женщины там немножко безвольные и страдающие по своим брутальным партнерам.

Более того – даже гимн I Will Survive Глории Гэйнор – вот где прекрасная песня о триумфальном расставании с абьюзивным прошлым – тоже написана мужчиной! Автор, Дино Фекарис, написал ее после того, как его уволили со студии Motown Records – его жгла обида, ведь он столько лет был их штатным песенником!

Та же история со знаменитыми песнями о том, где женщина, уставшая от домашнего насилия, убивает мужа – одну из них, Stone Cold Dead in the Market (1939), не без удовольствия поет Элла Фицджеральд (там мужа убивают сковородкой), еще одну – Goodbye Earl, где абьюзивного Эрла отравили – мстительно распевают девушки из Техаса Dixie Chicks.

Но нам важна именно лирика, написанная женщинами – поэтому у нас сложилась вот такая десятка самых эмоциональных песен о пережитом насилии. Если вам есть что добавить в плейлист – добро пожаловать в комментарии!

Billie Eilish – Happier Than Ever (2020)

Самая душераздирающая песня с одноименного нового альбома Билли Айлиш рассказывает о ее токсичных взаимоотношениях с человеком, который, пользуясь тем, что она «была еще ребенок», заставил ее отдалиться от семьи и друзей, всегда опаздывал на встречи, смертельно пугал ее, когда звонил пьяный, под веществами и за рулем автомобиля. Билли, как всегда, написала ее вместе с братом, и поначалу песня звучит в ее фирменной воркующе-шепчущей манере – но во второй части певица выдает злой и отчаянный рок, крича во всю глотку: «Из-за тебя я возненавидела этот город!», «Ведь я никогда не обливала тебя дерьмом в интернете, вообще слова плохого о тебе не сказала!» и «Да оставь же меня, #$%^#!, в покое!». О ком это вообще? Скорей всего, о ее отношениях с рэпером Q.

Я просто выкричала там все свои легкие

Хорошенько покричав от души во время записи, Билли поняла, что это самая терапевтичная песня в ее жизни. «Я просто выкричала там все свои легкие, – признавалась она в интервью сервису Spotify, – И в этом было какое-то удовольствие. Я так долго хотела выпустить этот крик наружу».

Mitski – А Pearl (2019)

Японско-американская певица Мицки – спасение для депрессивной молодежи: она честно и точно поет о самых неудобных в мире вещах, например, о том, как себя чувствует азиатская девочка, которую американский парень знакомит с расистски настроенной мамой. Песня «Жемчужинка» – о том, как пережитая травма остается с человеком на всю жизнь. Героиня песни вроде понимает, что партнер ее любит, но она почему-то мучается бессонницей, «и еще есть всякие штуки, о которых я не говорю». В припеве Мицки поет: «Прости, я не хочу, чтобы ты меня трогал. Это не значит, что я не хочу тебя. Я просто не выношу, когда меня трогают».

В мыслях лирической героини воспоминание о том, почему она не выносит прикосновений, превратилась в жемчужинку внутри ее головы – жемчужинку памяти о травме, выросшей из «необязательной» песчинки. «И я перед сном кручу эту жемчужинку, наблюдая, как она растет, каждую ночь». Сама певица признавалась в интервью, что песня – о глубоких токсичных отношениях, которые настолько вплавлены в твою идентичность, что даже оправившись и оказавшись в других отношениях, ты лелеешь память про свой прошлый ад, словно жемчужинку – «потому что как же можно оставить это позади, это же как будто стереть саму себя».

Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно

Фанаты Мицки обожают эту песню – в комментариях к трэку на YouTube они пишут: «Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно» или, например, «можно годами сражаться с эмоциональными последствиями токсичных отношений, а можно послушать «Жемчужинку» и получить катарсис» и «Мне понадобилось 18 лет, чтобы понять, что я страдаю от пост-травматического стрессового расстройства, и что мое нежелание прикосновений – это ненормально. И именно эта песня помогла мне разобраться». Метафора ядовитой жемчужинки сработала идеально.

Melanie Martinez — Teddy Bear (2015)

Юная певица Мелани Мартинез прославилась благодаря шоу «Голос», а в 2015 году выпустила суперхитовый дебютный альбом. Мелани в основном поет про всякие игрушечные вещи, да и выглядит как кукла-игрушка из сна. Песня «Плюшевый мишка», при этом – жуткая композиция о насилии, и нет, это не «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», там абьюзер – сам мишка. По сюжету песни, ранее нежный плюшевый мишутка начинает угрюмиться, отдаляться, бормотать во сне нехорошее, прятать под кроваткой ножи, а затем пытается убить лирическую героиню. «Мне, #%$;%!, страшно, – поет Мелани. – Как любовь превратилась в насилие?». Далее выброшенный к чертовой матери мишка приходит к дому и бдит, звонит по ночам и пьяно дышит в трубку. «Мишка мой милый, – поет Мелани. – Все было так чудесно, пока ты меня чуть не убил».

Через пару лет после этого релиза выяснилось, что мишка, в некотором смысле – сама Мелани: ее лучшая подруга Тимоти Хеллер обвинила певицу в изнасиловании, выдав длиннейший Твиттер-тред на эту тему: Тимоти сто раз говорила «нет», но Мелани отказывалась это понимать.

Сама Мелани в ответ сообщила, что ужасно огорчена, и что секс между девушками и правда был, но без насилия. «Дружба плюс молчание – не равно согласие», – ответила Тимоти. Вот такой мишка.

Lady Gaga — Til It Happens To You (2015)

Композиция «Пока это не случится с тобой» была записана Леди Гагой для документального фильма о проблеме насилия в студенческих кампусах. Собственно, об этом и видеоклип, который предваряется триггер-предупреждением: видео может быть эмоционально некомфортным, но это – реальность того, что происходит в кампусах.

Песню номинировали на «Грэмми». Гага ее много где пела, но самое душераздирающее исполнение – на 88-й церемонии «Оскар», где в финале к певице присоединяется толпа людей, переживших сексуальное насилие, с написанными на запястьях фразах вроде «ты не виновата» и «выжившая» – естественно, зал отреагировал слезами и овациями. В то же время, текст песни довольно пространный – в нем утверждается, что невозможно узнать, как себя ощущают жертвы насилия, не побывав на их месте.

Lana Del Rey – Ultraviolence (2014)

Лану Дель Рэй только ленивый не пнул за эту песню, где она рассуждает о насилии в отношениях с позиции жертвы, которая почему-то не уходит. Более того, она даже цитирует там мазохистскую фразу из песни Supremes про побои, похожие на поцелуи: He hit me and it felt like a kiss. Не все критики поняли, что это цитата, и ополчились на Лану: что это у вас там, девушка, гимн виктимизации и романтизирование брутальности?!!

Вообще, романтизация кошмаров в отношениях – это то, на чем Лана, так сказать, выстроила карьеру. Но Ultraviolence – как сама песня, так и одноименный альбом – все-таки о том, что она не считает, что боль и абьюз –это норма и источник вдохновения.

Оригинальную песню The Supremes написал семейный дуэт сонграйтеров Джерри Коффин и Кэрол Кинг, впечатлившись историей своей няни, которая оправдывала поколачивающего ее мужа: «если бы он обо мне не заботился, его бы не бесило мое поведение, но он меня ударил, и я обрадовалась». Теперь эту песню считают токсичной: в ней нет критики агрессора, а только безграничное женское всепрощение.

В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я.

Но сама Лана вовсе не всепрощающий зайчик. И своим критикам, проклинающим ее за «гламуризацию абьюза» и антифеминизм, ответила в Инстаграме: «Моя лирика – о разных “реальностях” эмоционально абьюзивных отношений, и я считаю, что в современной музыке должно быть место и для таких тем. Я пишу обо всем честно. Потому что для многих женщин оно – именно так. Я не считаю, что рассказывая о своем опыте подчинения или пассивности в отношениях, отбрасываю женщин на сотню лет назад. В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я. О тех, кто говорит “нет”, но мужчина слышит “да”, о тех, кого безжалостно порицают за то, что они не боятся быть собой; о женщинах, чьи голоса и истории забирают себе женщины более авторитарные, либо мужчины, ненавидящие женщин».

Alanis Morissette – Hands Clean (2002)

Суперхитовый сингл Аланис Мориссетт «Умыл руки» с альбома Under Rug Swept сейчас воспринимается как жизнерадостная песенка из начала 1990-х. Но вслушаемся в текст! Он про отношения девочки-подростка со взрослым мужчиной, который является для нее ментором («Ты моя протеже, и однажды ты скажешь, что я тебя всему научил») – и требует молчать про их отношения («Никто не знает, кроме нас. Я удовлетворила твою просьбу о тишине. А ты просто умыл руки»).

И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться…

В подростковом возрасте, как вспоминает певица, у нее были отношения со взрослыми мужчинами – это трагичная и неизбежная история про шоу-бизнес: когда Аланис стала суперзвездой, ей было всего 16. Повзрослев, певица называет вещи своими именами и даже пытается поставить себя на место мужчины, пытаясь понять, что же у него было в голове, когда он заводил отношения с подростком: «Ты от меня зависишь, потому что все молоденькие девочки находятся в зависимости от своего покровителя, и я знаю, что ты меня сексуализируешь, потому что так делают все молодые девочки, и я думаю, что мне это нравится. Главное, никому не говори, особенно своей семье. Лучше сохраним это в секрете. Жаль, что я не могу сказать всему миру, какая ты милашка. И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться, если ты приложишь усилия к тому, чтобы остаться такой же худенькой и будешь поддерживать свое молодое тело в тонусе».

Аланис тоже поет о молчании, которое может длиться годы: «Какая часть нашей биографии переписана и заметена под коврик? Какая часть твоей памяти избирательна и старается все забыть?».

В интервью певица признается, что вроде как ей самой в 17 хотелось общаться с мужчинами постарше, но теперь, вспоминая те времена, она чувствует: «тоску и эмпатию: черт подери, да что ж ты делал-то, когда встречался с 17-леткой!»

Regina Spektor — Flyin’ (2001)

Родившаяся в СССР американская певица Регина Спектор, помимо того, что чудесно поет – еще и замечательный лирический поэт (не случайно она любит перепевать песни советских бардов). В этой коротенькой – меньше двух минут! – околоджазовой вещице она уместила целую трагедию, яростную и жуткую: это история о девочке-школьнице, скучающем и раздраженном подростке, изнасилованной школьным учителем, который пригласил ее домой «просто поспать». В тексте девочка пытается как-то отбиться («Он целовал меня в щеки и гладил мои ступни, но мне было противно, и я повторяла, что просто хочу спать»), а потом происходит что-то странное – то ли насильник выбрасывает ее из окна, то ли сама девочка, пытаясь убежать, выпрыгивает в окно. Первое время она просто падает, а потом осознает, что умеет летать – и, счастливая и ликующая, летит в небеса. В конце песни Регина радостно хохочет – все-таки, хэппи-энд.

Fiona Apple — Sullen Girl (1996)

Одна из знаковых американских певиц-сонграйтеров 1990-х, Фиона Эппл, в 12 лет пережила попытку изнасилования. В интервью журналу Rolling Stone Фиона признается, что песня Sullen Girl – о том, какую роль этот страшный опыт сыграл в ее жизни и творческой карьере.

Текст песни не содержит в себе травматичных деталей – это, скорей, эмоциональный портрет жертвы. «В такие дни я не знаю, что с собой делать. Я, бывает, днями и ночами брожу по коридорам вдоль стен. И где-то глубоко на фоне моего дыхания я говорю себе: мне нужны силы, чтобы продолжать бороться». Лирическая героиня переживает, что ее называют «угрюмая девушка», но дает понять, что за каждой «угрюмой девушкой» прячется трагедия, о которой невозможно рассказать и которую даже невозможно хранить в памяти: «Но под волнами в синеве забвения моего – тишина и покой».

Tori Amos – Silent All These Years (1992)

Тори Эймос одной из первых открыто заговорила в своих песнях о насилии. И не о таком, где таинственно поблескивает в ночи холодильник, а настоящем. В юности она пережила изнасилование, и этот сингл 1992 года – именно об этом, прямо в лоб, без приукрашиваний. Песня «Все эти годы молчала» как будто является ответом на вопросы в духе: что ж ты молчала-то все эти десять лет. Вторая сторона сингла – песня «Я и пистолет», исполненная а-капелла и подробно документирующая изнасилование в машине, где преступник угрожает пистолетом. Слушать ее невозможно, поэтому лучше послушать более метафоричную и поэтическую Silent All These Years – тогда же, в 1992 году, песню использовала как промо-материал американская «Национальная сеть помощи жертвам изнасилований, абьюза и инцеста».

Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!

Когда Тори записала первую версию песни в студии, ее продюсер Эрик Росс сказал ей: «Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!» Cама Тори считает, что ей помогла написать песню аналогия с Андерсоновской «Русалочкой», которую она читала перед сном племяннице: сказка увиделась ей историей о женщине, которая физически не может заговорить и рассказать о себе страшную правду, но каждый шаг причиняет ей нестерпимую боль.

Madonna – Till Death Do Us Part (1989)

Вроде бы жизнерадостная поп-песенка в духе танцевальных 1980-х, но в ней Мадонна предстает очень ранимой – ведь здесь идет речь о ее травматичном разводе с Шоном Пенном.

Мадонна довольно осторожна в тексте, не говоря о побоях прямо («синяки со временем рассосутся – но ты бьешь меня словами, которые произносишь»), но произносит тревожные фразы «я не хочу больше оставаться и наблюдать, как растет твоя ненависть», а еще приходит к честному выводу: «Дело не в том, что ты полюбил кого-то еще. Проблема, что ты даже себя самого не любишь. Только вот я все-таки хотела бы, чтобы ты попросил меня остаться».

Несмотря на то, что лирическая героиня хочет, чтобы муж-абьюзер ее остановил на пороге и пал на колени, она таки уходит, вспоминая пьяные скандалы, когда муж орал на нее и швырялся вазами (в песне даже слышен звук разбитой посуды). Мадонна неоднократно подавала на Пенна в суд за избиения (в том числе бейсбольной битой) и чудовищные издевательства, но потом их отзывала, защищая Пенна в суде. В то же время певица признавала, что его пьяные вспышки агрессии – чистая правда, и ссорились они и правда довольно жестко. В общем, темная история.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-сказка.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с основными признаками малого фольклорного жанра «сказка» и музыкальным образом сказочного героя в произведении русского композитора-классика П.И.Чайковского.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными признаками сказки;
  • познакомить обучающихся с творческим наследием П.И.Чайковского;
  • совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • совершенствовать навыки хорового исполнения;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре и музыкальному искусству;
  • воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к одноклассникам;
  • развивать творческое воображение и фантазию; развивать внимание и память обучающихся;
  • развивать умение играть в ансамбле на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • развивать умение работать в группе и формы общения (монолог, диалог).

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные признаки сказки;
  • правильно, осознанно и выразительно читать;
  • узнают лексическое значение слова «фольклор»;
  • выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);
  • играть на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • исполнять выразительно песню.

Метапредметные

  • регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные:
    • выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
    • переносить математические знания в новую жизненную ситуацию;
  • коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные

  • развитие интереса к русской национальной культуре;
  • развитие уважительного отношения к одноклассникам;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого   потенциала в процессе коллективного музицирования.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля;
  • поиск и выделение информации;

Действия постановки и решения проблем:

  • формулирование проблемы;
  • создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • сотрудничество при исполнении вокальных и инструментальных номеров;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
  • выполнение работы в соответствии с учебной задачей;
  • умение соотносить цель и полученный результат.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • синтезатор;
  • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;
  • карточки-модели сказки;
  • разрезные магнитные буквы и цифры;
  • картинки героев русских народных сказок и их героев;
  • ложки деревянные;
  • «волшебный» мешочек;
  • «волшебная» палочка.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

Презентация 1

— Добрый день. Все готовы к уроку. Молодцы! Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Настрой на урок.

Чтение учителем стихотворения:

Мы рады видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Мотивация

Звучит музыка слова Ю.Ким, музыка В.Дашкевич «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…».

Учитель:

— Вы слышали эту музыку? Знаете, куда она нас зовёт? (В сказку).

— Злой волшебник перепутал буквы. Помогите мне, верните слово, прочитайте его на доске. (Буквы расположены справа налево: акзакс).

— Молодцы, правильно. Это тема нашего урока.

— У нас сегодня необычный урок. Урок будут вести два учителя, все вместе мы будем придумывать и рассказывать свою сказку, создадим её модель.

— Какой вопрос мы перед собой поставим? (Какую «задачу» будем решать?)

(Узнать, что такое сказка, придумать свою сказку).

II. Актуализация знаний

Учитель:

А какие сказки знаете вы?

Ответить вам поможет вот эта «волшебная» палочка, кто её возьмёт, тот правильный ответ назовёт.

(«Репка», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению…», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Царевна-лягушка», «Кот в сапогах»)

— Вы назвали сказки двух видов. На какие 2 группы, 2 вида можно разделить названные сказки? (Это русские народные сказки. А «Кот в сапогах» — авторская или литературная сказка).

В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится —
Скажем гостье: «Заходи».

(Входит обучающаяся в национальном русском костюме и играет на свирели).

III. Открытие нового знания

1. Что такое фольклор?

Учитель:

— Ребята, а что такое сказка? Может это красивая девочка, которую мы видим. (На доске появляется слайд 2 — картинка девочки в русском национальном костюме).

(Нет, это не девочка. Это литературное произведение, которое мы можем услышать).

— Сказка — это литературное произведение, его можно услышать и прочитать.

Учитель на доску закрепляет жёлтый круг (с маленькими чёрными глазками)  и говорит:

— Мы возьмём круг как символ сказки. Почему круг?

Слайд 3. (По кругу сидят дети в русской национальной одежде).

— В старину русские люди вечером, после работы, садились в кружок с детьми и рассказывали друг другу сказки. А на празднике водили хороводы по кругу, танцевали и пели.

— А как люди узнавали сказки? Кто их рассказывал? (Их рассказывали бабушки).

— То есть передавали из уст в уста. (Учитель крепит в центре круга ротик).

— Поэтому сказки называют устным народным творчеством или таким словом, как фольклор. (На доске крепится табличка со словом «фольклор»).

2. Сказки и числа

Учитель:

— Давайте начнём свою фольклорную сказку. Как сказки начинаются? (Жили-были…) — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был 1…

(Дети хором называют литеру своего класса).

— Дружно жили в трёх теремах, помогали соседям, не обижали друг друга. В первом тереме жили друзья — математики, во втором тереме друзья — музыканты, в третьем — друзья — артисты.

(На доску крепятся нарисованные три терема, с прикреплёнными карточками — стихами (1, 3 терем) и «волшебными» предметами (колобок, мешочек и палочка — 2 терем).

Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика

Учитель музыки:

— Перед нашим творчеством нужно разбудить наши голоса.

— Ребята, читаем хором, все вместе Слайд 3.

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

А теперь послушайте, как это можно спеть.

(Учитель поет попевку в сопровождении синтезатора).

— Споем вместе сначала пиано, а потом форте. (Вспоминаем значение терминов «пиано», «форте»).

Учитель:

— Ну-ка, друзья — математики покажите нам как вы дружно живёте!

— Прочитайте нам стихотворение, а вы, ребята, угадайте сказку.

(Учитель даёт детям карточки со стихами. Выходят к доске и читают заранее назначенные дети).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят) Слайд 5.

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя) Слайд 6.

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут.
Хором песенки поют.
Отвечай скорей дружок
Это сказка? (Теремок) Слайд 7.

Учитель:

— Кто написал эти сказки? (Русский народ)

— Сколько стихотворений вы услышали? (3)

— А какие числа ещё встречались в сказках? (7, 12)

Для сказок это волшебные числа, они часто в них встречаются. Троекратный повтор действий главных героев — особенность русских народных сказок.

(Учитель крепит на доске таблички с цифрами по бокам круга).

— Приглашаю выйти из первого терема добрых молодцев или красных девиц, вас должно быть трое.

Слайд 5. (Играющие ложкари в русских национальных костюмах).

(Трое детей выходят и играют на ложках ритмический аккомпанемент к русской народной песне «Во саду ли в огороде»).

Учитель музыки:

— Ждет вас испытание музыкальное, надо помочь исполнить сказочную мелодию. Послушайте её.

Учитель исполняет со словами 1 куплет песни «Во саду ли в огороде» для того, чтобы впоследствии при выполнении заданий отталкиваться от образа героини песни (девицы).

— Ребята, девица из нашей песни сначала гуляла не торопясь, шагала медленно. Как ложками можно показать медленные шаги? Дети отстукивают шаги четвертями (длительность). Сначала ритм отстукивается без музыки, далее учитель исполняет мелодию на синтезаторе под ритмический аккомпанемент детей.

А потом девица увидела вдалеке своих подружек и побежала к ним. Сыграйте на ложках, как она бежала? Обучающиеся исполняют ложками аккомпанемент шаги – восьмые сначала без музыки, потом совместно с синтезатором.

В процессе выполнения этого задания «тройки» играющих на ложках меняются, чтобы охватить большее количество обучающихся.

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА, сидя за партой

Учитель музыки:

— Вы ребята, молодцы, а мы не хуже удальцы.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазками моргнём и в соседний терем пойдём.

3. Волшебные герои и предметы в сказках

Учитель музыки:

— А тем временем в теремке друзей-музыкантов что-то происходит, кто-то в гости к ним пожаловал.

— Давайте послушаем музыку и представим себе, кто это?

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баба-Яга».)

— Кого вам изобразила музыка? (Ответы детей).

— Хорошие ответы у вас получились.

Помогу вам её представить. Послушайте стихотворение… (зачитать фрагмент стихотворения из сборника «Детский альбом»).

Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там?

В темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Это Баба-Яга костяная нога (эту строчку учитель проговаривает вместе с детьми) Учитель берёт сборник в руки.

— Музыка про Бабу-Ягу живет в этом нотном сборнике, который вам уже знаком.

— Как он называется? (Детский альбом).

— Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)

Слайд 6. (Портрет и автор П.И.Чайковский)

— В исполнении какого инструмента прозвучала пьеса «Баба —  Яга»?

— Какой получилась Баба-Яга по характеру у Чайковского?

(Злая, серьезная, грубая)

Озвучиваем мелодию (первые фразы) стихотворными строчками, для того чтобы прочувствовать волнение и тревогу, передаваемые музыкой:

— Давайте это покажем нашими голосами. Учитель зачитывает стихотворные строчки:

Что там шумит?
Кто там свистит?
Это Ягуша над лесом летит.

— Подумайте, каким голосом мы споем?

Я сейчас перечислю слова, а вы хлопните в ладоши, если слово подходит.

Мы будем петь… ласково, тревожно, радостно, серьезно.

 — Посмотрите, как художник Билибин Иван Яковлевич изображает Бабу-Ягу.

(Картинка — на доску).

— Какая у художника Баба-Яга? (Злая, сердитая).

Учитель:

— Положите перед собой напечатанные листочки. Давайте прочитаем и узнаем, какой образ Бабы-Яги в сказках.

(Дети из 2 терема читают отрывки из сказок. Остальные учащиеся следят за чтением по листочку).

Царевич взошёл в избушку и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга — костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

(Сказка «Царевна-лягушка»).

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

(Сказка «Финист — Ясный сокол»).

Учитель:

— В чём сходство и отличие образа Бабы — Яги в музыке, на рисунке и в сказке и в стихотворении? (Вредная, злая — в музыке, некрасивая — на рисунке, страшная, загадочная, непонятная — в сказке, и везде она волшебная).

— Пролетала Яга над нами и выронила «волшебный» мешочек. «Волшебная» палочка и «волшебный» мешочек – это сказочные предметы, в других литературных произведениях вы их не встретите.

(Учитель крепит на доску: символ «волшебной» палочки и «волшебного» мешочка).

Учитель:

— А в мешочке том много интересного, например, волшебный клубочек, который покатился и привел нас к дому колобка. Слайд 11.

— Ребята, давайте вспомним его сказку. Повторяйте за колобком.

(Дети выполняют физкультминутку «Колобок» с помощью проектора).

V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА динамическая

Презентация 2

4. Добро побеждает зло

Учитель:

— Сказка наша продолжается. А давайте-ка заглянем в третий терем нашего царства. Эй, друзья-артисты, заскучали? Вам продолжать нашу сказку. Для вас творческое задание. Выразительно прочитать эти строчки, а по возможности даже сыграть мини-сценку. Волшебная палочка, помоги мне выбрать троих желающих!

(Дети выразительно читают слова и показывают движения. Если они читали недостаточно выразительно, можно спросить других желающих, при наличии времени).

1 Чтец (Учитель надевает шапочку Лисы. После чтения вешает картинки-изображения на доску).

Рыжая шкурка, хитрые глазки. 
К вам прибежала прямо из сказки. 
Я колобочка нечаянно съела! 
Так уж случилось, я не хотела! (Лиса Краса)

Учитель:

— Лиса в сказках какая? (Хитрая, льстивая, рыжая, красивая).

Её называют Лиса краса.

2 Чтец (Учитель надевает корону Царевны)

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Кто царевну исцелит?
Несмеяну рассмешит? (Царевна Несмеяна)

— Какая Царевна? (Печальная, плаксивая, жалобная).

3 Чтец (Учитель даёт в руки меч богатыря)

Унеслась моя стрела,
Точно птица ввысь!
Где теперь её искать?
Ну-ка, разберись! (Иван Царевич)

— Царевич кокой? (Сильный, смелый, могучий, храбрый).

4 Чтец

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло!
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Учитель:

— Вот ещё одно отличие сказки: добро побеждает … (хором) зло!

5. Особые слова и образные выражения, концовка в сказке

5 Чтец

Любо было!
Я там был,
Мёдовуху и квас пил.
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Учитель:

— Спасибо нашим друзьям-артистам, повеселили нас от души.

— Сказки можно отличить по особым словам, образным выражениям. Вы их только что услышали.

Лиса Краса, Лисичка Сестричка, Царевна Несмеяна, Иван Царевич.

(Учитель крепит таблички на доску). И сказки можно отличить по особым концовкам.

Такая, например. Закончите хором.

Сказка ложь, да в ней намёк,
(хором) добрым молодцам урок.

В нашу модель, колобку, я надеваю шапочку. Она означает: особые слова, урок в сказке, концовка в сказке.

VI. Итого урока

Учитель:

— Так 1 «Е» класс жил-поживал, да добра наживал.

— Помогите мне закончить нашу сказку.

— Сказка ложь, да в ней урок.

— Посмотрите на нашу модель. Расскажите, что особенного есть в сказке? Чем она отличается от других литературных произведений?

(Это литературное произведение устного народного творчества или фольклора. Её можно отличить по троекратным повторам, волшебным героям, превращениям и предметам, в ней есть особые слова, образные выражения, сказка чему-то учит).

— Чему научила вас сказка?

(Дружить, помогать друг другу, узнали новые сказки, научились играть на ложках).

Учитель:

— Подарим друг другу песню «Сказки гуляют по свету…».

VII. Рефлексия «Волшебный мешочек»

Учитель:

— Соберём «волшебный» мешочек впечатлений от нашей сказки. Слайд 12.

Прочитайте буквы на доске хором. Подберите слово на любую букву, которым вы оцените свою работу. Возьмите букву, назовите это слово и положите в наш волшебный мешочек. Слайд 13.

В — было весело,
П — понравилось,
И — интересно или
С — скучно,
Н — не понравилось,
Т — трудно было.

(Если дети не справляются, учитель на слайде презентации выводит эти слова, а дети уже называют буквы в их начале и складывают буквы в «волшебный» мешочек).

Учитель:

— Спасибо всем! Мешочек мы сохраним до следующего урока, посвящённого сказкам.

  • Песня из передачи в гостях у сказки слушать
  • Песня из домовенка кузи про сказку
  • Песня из афони только в сказке
  • Песня из денискиных рассказов
  • Песня из кинофильма иван васильевич меняет профессию вдруг как в сказке скрипнула дверь