Песня из сказки о петре и февронии

Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. основный смысл повести о петре и февронии поучительный. в каждом описанном эпизоде

Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. Основный смысл повести о Петре и Февронии — поучительный. В каждом описанном эпизоде автор прямо или иносказательно раскрывает законы христианской семьи. Повесть рассказывает о встрече Петра и Февронии, их супружестве, а смысл финала произведения скрывается в главном чуде, случившемся со святыми.

Краткое содержание

К жене князя Павла стал наведываться змей, посланный дьяволом. В настоящем облике его видела лишь княгиня, перед другими появлялся образ князя Павла. Убить змея мог только Петр, но перед ним чудовище было в образе брата.

Смысл этой части повести о Петре и Февронии Муромских заключается в том, что мужчина всегда берет на себя ответственность. Ему не мешают сомнения и страхи.

Петр зарубил змея, но заразился проказой. Помочь мужчине обещала дочь древолаза Феврония. Взамен она просила Петра стать ее мужем. Князь согласился, но всерьез условие не воспринял.

Исцеленный Петр уехал, не выполнив обещания, но вскоре вернулся. Девушка умышленно оставила одну язву открытой, болезнь снова охватила князя. В следующий раз блаженная полностью исцелила Петра и стала его женой.

После кончины Павла править городом стал Петр. Правление было прервано неприязнью бояр к Февронии. Позже раскаявшиеся вельможи вернули княжескую пару к правлению.

Предчувствуя кончину, супруги приказали высечь в одном камне два гроба, желая, чтобы их тела покоились вместе. Они приняли монашество. Петр стал Давидом, а Феврония — Ефросинией.

На заметку! Имя Давид означает «возлюбленный» (Богом и супругой), Ефросиния — «радость» (радость спасения).

Их молитвы об одновременной кончине были услышаны, 25 июня Петр и Феврония отошли после молитвы.

Смысл сюжета

В повести рассказывается о жизни и судьбе супругов, полной испытаний, чудес и предзнаменований.

В чем нравственный и поучительный смысл повести о Петре и Февронии

Главная идея — верность супругов. Герои прошли много испытаний, но не оставили друг друга:

  1. Изгнанная боярами княгиня не пожелала взять с собой ничего, кроме мужа.
  2. Петр не остался править городом без Февронии. Он отказался от тленного временного богатства, неосознанно следуя промыслу Божьему.
  3. Чувствуя скорую благочестивую кончину супруги вместе приняли монашество, завещая положить их тела в один гроб.

В повести о Петре и Февронии таится поучительный смысл, заключенный в призыве жить честно и выполнять данные обещания:

  1. Князь нарушил данное слово о женитьбе взамен на исцеление. Петра снова охватила болезнь, но мудрая девушка спасла его.
  2. Бояре просили Февронию покинуть Муром, забрав с собой все, что пожелает. Девушка выбрала мужа. Петр оставил правление, но не оставил жену.
  3. В монастыре Феврония стала перед выбором: завершить дело послушания (закончить вышивать покров) или сдержать данное мужу слово. Святая выбрала второе, аккуратно оставив работу для следующей рукодельницы.

Супруга всегда была с мужем. В этом и есть смысл повести о Петре и Февронии. При первой встрече мужчина был опустошен духовно и физически.

Супруг и супруга — одно целое. Блаженная вылечила благоверного сначала физически, затем — духовно. Смысл произведения о Петре и Февронии заключается в супружеской верности. Княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.

Тайный смысл сказания о Петре и Февронии

Написанная монахом повесть полна аллегорий. Главный смысл Петра и Февронии — стремление показать пример христианской семьи.

Искушение

Блаженную несколько раз искушали деньгами и подарками. Предлагали плату за исцеление Петра, присылали подарки в знак благодарности за его спасение. От всего Феврония отказалась.

Бояре предлагали любые блага за отказ от князя. Феврония пожелала оставить все, но забрать мужа.

Гордыня

Князь не желал жениться на дочери древолаза. Затем боярские жены отказывались принимать правление простолюдинки, начали подговаривать своих мужей изгнать блаженную.

Бояре настраивали Петра против жены, говоря о том, что она не соблюдает этикет. Княгиня после трапезы собирала со стола крошки. Однажды Петр открыл ладони, но увидел в них благовония.

В этой сцене скрыт смысл «Петра и Февронии» о секретах семейной жизни. Супруги сталкиваются с бытовыми проблемами. Привычки могут быть разными, но исправлять их можно терпением, а принимать — с благоговением.

Власть дается Богом

Княжество — мирское служение Богу. Покинув Муром, Петр переживал о своем положении: неужели он сам оставил княжеское служение Богу? Феврония, предвидя будущее, уверила князя в том, что Господь их не оставит.

Блаженная, обладая даром чудотворства, укрепила дух мужа. Она благословила обрубки деревьев, на которых готовился ужин. Утром на их месте стояли могучие деревья, обросшие листвой. Вскоре вельможи приплыли к блаженным супругам с просьбами возобновить правление.

Феврония и Петр правили городом, живя по заповедям, тем и богатея.

В чем смысл концовки

Герои прошли немало испытаний, не нарушая заповедей брака. Ответ на вопрос, в чем смысл главных чудес Петра и Февронии, раскрывается в концовке произведения. Супруги заранее позаботились об общем гробе.

Интересно! Евангельские слова о супругах: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.:19,5)

После их преставления перед Господом люди разделили супругов. Здесь и произошло главное чудо — утром Петр и Феврония оказались в одном гробу.

Однако люди не задумались о случившемся и вновь разделили тела. Это произошло уже в третий раз: один раз — при жизни, два раза — после преставления перед Богом. Утром тела вновь оказались в одном гробу.

В произведении сказка перемешана с былью. Понять смысл повести о Петре и Февронии поможет ее краткое содержание и описанный анализ аллегорических приемов автора.

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 9
«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

Основное содержание урока
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Житие как жанр древнерусской литературы.
Народно-поэтические мотивы в повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев повести. Составление плана устного и письменного высказывания. Устные и
письменные ответы на проблемные вопросы. Обсуждение произведений книжной графики.

I. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1. Сообщение «Нравственные заветы Древней Руси» с показом презентации.

2. Рассказ учителя о русских святых Петре и Февронии Муромских, об учреждении в России Дня семьи, любви и верности, посвящённого этим святым.

Из материалов Википедии
Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям
муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией.
Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге
практически ничего не известно. Святые Пётр и Феврония канонизированы Русской православной церковью в 1547 году…
В повести объединены два народно поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве.
Днём церковного почитания святых является 25 июня по старому стилю. С датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего
Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской
горе, где мощи хранились до советского времени. Собор был снесён в конце 1930-х годов.

II. Внимание к личности, гимн любви и верности

Чтение фрагмента «Повести…» на древнерусском языке:

«Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра
роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты яко же бяше и естеством, приходящим же людем
являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею».

— Как звучит древнерусский текст? В чём его торжественность и необычность?

III. Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте по ролям фрагмент с начала до слов «…ни один не мог ему помочь».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам отрок, скважня, алтарная стена, пронырство, лукавый, струпья.

Найдите в тексте элементы фантастики.

Чем фрагмент близок к русским сказкам?

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Прослышав, что в Рязанской земле…» до слов «…и жили благочестиво и праведно».

Почему Феврония говорила со слугой загадками?

Приведите примеры её загадок.

Выпишите метонимические обороты речи Февронии и их прямые соответствия:

ТАБЛИЦА
Метонимические обороты речи Февронии и их прямые соответствия

Метонимические выражения

Прямое значение

Дом без ушей, горница без очей

Пёс — уши дома. Дитё — очи дома

Отец и мать ушли плакать взаймы

Пошли на похороны и плачут, а когда за ними смерть придёт, другие будут плакать
над ними, ибо это плач взаймы

Брат пошёл через ноги смотреть смерти в глаза

Брат залез высоко на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться
с высоты и не разбиться насмерть

Почему умение говорить загадками — признак мудрости?

Чем Феврония удивила Петра?

Как понять слова: «Если будет добросердечен и невысокомерен, то будет здоров»?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Группа 3.
Перескажите фрагмент со слов «Вскоре скончался князь Павел…» до слов «…избавляли несчастных от напастей» от лица Февронии.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам наветы, неродовитая, благовонный ладан, злочестивые, сирые.

Как проявилась её мудрость в словесном поединке с боярами?

Почему Пётр не мог оставить жену ради княжения?

Какой чудесной силой обладала Феврония?

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4.
Перескажите фрагмент со слов «Когда же подошёл конец их жизни…» до конца повести от лица Петра.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям иноческие одежды, соборный храм, покров, обретаются.

*Как понять слова: «И лежат они там на просвещение и на спасение граду сему»?

Почему Пётр и Феврония захотели преставиться вместе? Как это им удалось?

IV. Житие как жанр древнерусской литературы

Чтение учителем фрагментов «Жития Петра и Февронии Муромских».

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление смысла понятия житие:

— Что такое житие? Кто является героем житийной литературы?

— Чем житие отличается от биографии? Кто является автором житий?

*В работе П. А. Николаева «Словарь по литературоведению» даётся такое определение агиографической литературы:

«АГИОГРАФИЯ — жития святых. Это литературные произведения, посвящённые описанию людей, близких к церкви, совершивших духовные подвиги или пострадавших
за свою религиозную веру».

— Предположите, как относится к агиографической литературе Церковь. Всегда ли одинаково?

V. Практическая работа.
Заполнение таблицы.

Вариант 1.


Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона.

Выберите из «Требований житийного канона» положения, которые проявились в «Повести о Петре и Февронии».

Приведите примеры из текста повести.

ТАБЛИЦА
Положения из «Требований житийного канона», которые проявились в «Повести о Петре и Февронии»

Требования житийного канона
(подробнее см. ниже)

Примеры

Описание пути подвижника к спасению

Отбор биографических черт святого в соответствии с общей схемой христианского
идеала (рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание
обители, предсказание даты своей кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей)

Строгая композиционная структура жития:
1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвёртая часть жития появляется позже в связи с установлением особого культа святых (молитва мученика перед кончиной и рассказ о видении Христа
или Царствия Небесного); бессмертие святого после завершения его земной жизни; посмертные чудеса, нетление и чудотворение его мощей)

Особое словесное выражение и стиль жития

— В чём особенность жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

*Почему жанр «Повести…» «не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической»?

VI. Народно-поэтические мотивы в повести
Практическая работа.
Заполнение таблицы.

Вариант 2.


Выявление черт фольклора в повести, определение их художественной функции.

К указанным фольклорным элементам подберите примеры из текста «Повести…».

ТАБЛИЦА
Фольклорные элементы и примеры из текста «Повести…»

Фольклорные элементы

Примеры

Фольклорные сюжеты о змее-соблазнителе и о мудрой деве

Противостояние добра и зла

Испытания героев и возвращение к людям, изгнавшим их

Фантастические, волшебные элементы

Символические образы животных: змея, заяц

Волшебные предметы (меч)

Загадывание загадок

Смерть героев в один день

Постоянные эпитеты, троекратные повторения, гиперболы

Старинные народные слова и выражения

Заполнение таблицы может быть закончено дома.

— Почему «Повесть…» нельзя считать фольклорным произведением?

VII. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения «Повести…».

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VIII. Обсуждение иллюстраций к «Повести…», иконописных и скульптурных изображений святых Петра и Февронии

Итоговые вопросы:

Вопросы 1, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» к «Повести о Петре и Февронии Муромских» (по выбору учителя).

Домашняя контрольная работа.

Письменно ответить на один из вопросов:

1. Каковы художественные особенности былин?
2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?
5. Чем важна для нашего времени история Петра и Февронии?

Групповое задание.

Подготовить групповое устное сообщение (компьютерную презентацию) на тему «Чем близки „Повести о
Петре и Февронии Муромских“ сюжеты о любви и верности в мифологии, фольклоре и мировой литературе (Дафнис и Хлоя, Орфей и Эвридика, Тристан и Изольда,
Ромео и Джульетта, Фархад и Ширин, Лейла и Меджнун и др.)?».

Индивидуальное задание.

Подготовить устные рассказы о М. В. Ломоносове (естественно-научная деятельность, гуманитарные науки, изобразительное искусство) с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого» >>>

КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ

Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности,
церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету.

Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».
Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная
биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения.

Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение
особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что
вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось
в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом.

Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический
жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда
не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся
в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм,
чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные
чудеса и нетление мощей.

Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно
молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.

Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу
Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово». Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится
к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым. Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами
жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.

Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату
Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые
ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает. Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного
канона.

Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями своего повествования и героями Священной истории. Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке,
уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину.
Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия
житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного
писания, которые соответствуют происходящему.
(вернуться к уроку)


«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
[2]

Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел.

И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся
в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.

Князь задумался:

— Не знаю, что и сделать со змием, как убить его. Вы- спроси у него, от чего ему суждена смерть.

Когда тот злой змий опять прилетел к жене, она стала льстить ему и с почтением спросила:

— Ты много знаешь, знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?

Добрый обман верной жены обманул лукавого обманщика, и ненароком он открыл ей свою тайну:

— Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча.[3]

Жена поведала мужу, что сказал ей змий. Князь же недоумевал, что значит «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя Павла был брат по имени Петр, и князь рассказал ему все. Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало,
что он не знал, где раздобыть Агриков меч.

Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться, и явился ему отрок, сказавший:

— Княже! Я покажу тебе Агриков меч. Иди за мной.

И показал ему скважню в алтарной стене между керамидами[4], а в ней лежал меч. Доблестный князь Петр взял меч и с того дня искал подходящего
времени, чтобы убить змия.

Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе приветствовать их. Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него — в покои снохи. У нее увидел брата
своего, от которого он только что вышел. Поняв пронырство лукавого змия, он, желая твердо убедиться, пошел к брату и спросил его, выходил ли он из покоев
своих. Тот ответил, что не выходил и у жены своей не был. Тогда князь Петр сказал:

— Никуда не выходи из покоев своих. Я иду сразиться с лукавым змием.

И, взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия, видом подобного брату; но Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий,
ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра
покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.

Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти себя туда, сам же он не мог сидеть на коне
от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей.

Юноша, слуга его, заехал в село Ласково. Подъехал он к воротам одного дома, во дворе не видит никого. Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в
горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.

И сказала девица:

— Плохо дому без ушей, а горнице без очей.

Юноша не понял ее слов и спросил:

— Где хозяин этого дома?

Она же в ответ:

— Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза.

Юноша снова не понял ее речей, только дивился, видя и слыша такие чудеса, и сказал:

— Вошел я к тебе и вижу тебя за работой и зайца, скачущего перед тобою, и слышу странные слова и не пойму, что говоришь.

— Чего же ты не понимаешь? Ты пришел в дом, и в горницу мою вошел, и увидел меня сидящей в простом платье. Если бы был во дворе пес, он почуял бы тебя и
залаял: пес — уши дома. А если бы в моей горнице было дите, увидело бы оно тебя и сказало мне: дите — очи дома. А отец мой и мать пошли на похороны и
там плачут, а когда за ними смерть придет, другие будут плакать над ними, ибо это плач взаймы. Я говорила тебе о брате. Отец мой и брат — древолазы, в
лесу они собирают с деревьев дикий мед. Брат же мой нынче пошел на свое дело, полез выcoкo на дерево и через ноги смотрит на землю, как бы не сорваться с
высоты и не разбиться насмерть. Потому я и сказала, что он через ноги на смерть глядит.

Сказал ей юноша:

— Вижу, что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.

— Меня зовут Феврония.

— А я слуга муромского князя Петра. Князь тяжело болен. Весь покрыт струпьями и язвами от крови свирепого летающего змия, которого убил своею рукою. У
себя он не нашел, кто бы излечил его. Потому велел привезти себя сюда, слышал, что здесь много врачей. Мы не знаем, где они живут, и ищем их здесь.

— Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе, — сказала девица.

Юноша спросил:

— Что такое ты говоришь — потребует себе. Если кто излечит князя, он того богато одарит. Скажи мне имя врача, кто он и где живет.

— Приведи князя твоего сюда. Если будет добросердечен и не высокомерен, то будет здоров.

Юноша скоро возвратился к своему князю и поведал ему все подробно, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он
послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила:

— Я — врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его.

Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав: «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:

— Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены.

Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:

— Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит, и будет здоров.

Князь велел затопить баню и, желая испытать, так ли мудра девица, как сказал юноша слуга, послал ей пучок льна, сказав:

— Сия девица хочет, чтобы я взял ее в жены ради мудрости ее. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце.

Девица, услышав слова князя, велела слуге:

— Полезай на печь и сними поленце.

Он подал ей поленце. Она, отмерив пядь[5], сказала:

— Отсеки вот столько от поленца.

Когда же слуга сделал, как она повелела, Феврония сказала:

— Возьми чурочку, дай ее князю и скажи: пока я лен очешу, пусть твой князь приготовит мне из этой чурочки станок и все снаряжение, чтобы я могла соткать
ему полотно.

Слуга принес князю чурочку и передал ему слова Февронии. Князь же сказал:

— Иди, скажи девице, что невозможно сделать станок из такой чурочки и в столь короткий срок.

Слуга вернулся к Февронии и передал ей речи князя. Феврония же ответила:

— А разве возможно в такой короткий срок из такого малого пучка льна соткать взрослому мужчине сорочку, порты и полотенце?

Слуга снова пошел к князю и сказал ему ответ Февронии. Он же удивился ее мудрости.

Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп, как она ему велела, оставил непомазанным. Вышел он из бани,
а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять
Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Она же не приняла их.

Поехал князь Петр в свою отчину, в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и
вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами.

Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его.

Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:

— Если будет мне супругом, будет исцелен.

Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как я раньше писал. Князь вскоре выздоровел и взял ее
в жены. Так Феврония стала княгинею. Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно.

Вскоре скончался князь Павел, о котором речь была прежде, и князь Петр стал самодержцем в городе Муроме. Бояре муромские
невзлюбили Февронию из-за наветов своих жен, ибо те не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая. И стали они наговаривать на нее князю:

— Она за столом не умеет сидеть. А перед тем как встать, собирает со стола крохи, как голодная.

Князь Петр захотел испытать свою княгиню и повелел Февронии обедать за одним с ним столом. Когда кончился обед, она собрала в руку крохи, по своему обыкновению.
Князь Петр взял ее за руку, разжал ей пальцы и увидел на ее ладони зерна благовонного ладана. С того дня он больше ее не испытывал.

Через некоторое время пришли к нему бояре в ярости и говорили:

— Хотим служить тебе по правде как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы княгиня Феврония была государыней над нашими женами. Если хочешь быть самодержцем,
найди себе другую княгиню, а Феврония пусть возьмет себе богатства всякого и идет куда хочет.

Блаженный[6] князь Петр никогда не впадал во гнев и спокойно ответил:

— Скажите о том Февронии, послушаем, что она окажет.

Неистовые же бояре, потеряв всякий стыд, устроили пир и, когда охмелели, начали как псы лаять и говорить:

— Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: «Дай нам то, что мы у тебя просим».

Она ответила:

— Возьмите, что просите.

Они все в один голос закричали:

— Мы, госпожа, все хотим князя Петра, пусть будет самодержцем над нами. Но наши жены не хотят, чтобы ты была госпожою над ними. Возьми богатство всякое
и уходи куда хочешь.

Феврония ответила:

— Обещала вам, что вы получите то, что просите. Дайте же и вы мне, что я попрошу у вас.

Они же, злодеи, обрадовались, не ведая будущего своего, и клятвенно обещали ей беспрекословно дать то, что она попросит. Она сказала:

— Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра.

— Если сам захочет, не будем спорить, — ответили бояре.

Дьявол подсказал им: если не будет князя Петра, то поставят себе другого князя. И каждый боярин в уме своем хотел стать самодержцем.

Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою ради княжения и решил покинуть Муром.

Злочестивые бояре приготовили им суда на реке, ибо под Муромом течет река, называемая Ока. И поплыли они вниз по реке.

Когда пришел вечер, пристали они к берегу. Князь же Петр начал думать: «Что будет дальше? Сам я своей волей отказался от княжения».

Княгиня же Феврония, поняв его мысли, сказала:

— Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде.

Когда готовили ужин, повар срубил ветки и повесил на них котлы. После ужина княгиня Феврония ходила по берегу и, увидев срубленные ветки,
благословила их и сказала:

— Пусть вырастут из них наутро высокие деревья с ветвями и листьями.

Так и сбылось. Встав утром, нашли, что те ветки стали большими деревьями.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:

— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе
друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою
княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.

Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и
грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.

Когда же подошел конец их жизни, они стали молить Бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб
с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был
наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.

Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух[7] с ликами святых. Блаженный
же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:

— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.

Она же в ответ:

— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

— Еще недолго могу ждать тебя.

И третий раз послал к ней:

— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы[8]. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой
шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои
души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре,
в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять
пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать.
Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и
опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым лх телам и положили их в едином гробе,
как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ

1. Какими чувствами пронизаны поступки главных героев?

2. На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни?

3. Почему вельможи и народ города стали просить героев вернуться назад?

4. Что вы могли бы сказать о характерах главных героев повести, их поступках?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

Каковы особенности речи Февронии и как они Февронию характеризуют?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и
частушки, утешая, веселя.

Но вот в тихих кельях(1) монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное
чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской
литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен
для нее в XIX веке».

1. Ке́лья — комната монаха в монастыре.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно
читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов,
Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов(2), над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст,
статейный писец — вязь(3) киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные
части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный(4) оформляли оклад(5).

2. Литературове́д — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3. Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5. Окла́д — металлические покрытия на иконе, книге.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтика и проблематика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-poetika-i-problematika/ (дата обращения: 29.12.2021)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы. Повесть создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни систорической повестью, ни с агиографической.

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи.

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.

Сюжет

В городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Поэтика и проблематика

Позиция Ермолая в отношении крестьянства тесно связана с идеей гуманного отношения к людям, независимо от их социального положения, проводимой им и в других произведениях. Сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к вельможам и боярам прослеживается в его сочинениях назидательного содержания («Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже», «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучение к своей душе»).

Эти идеи, так глубоко волновавшие Ермолая-Еразма, нашли свое полное и гармоничное выражение в «Повести о Петре и Февронии».

В своем послесловии к Повести Ермолай-Еразм пишет: «Да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие елико слышах, неведыи, аще инии суть написали, ведуще выше мене». Следовательно, мы должны признать, что у него в руках не было письменных источников. Степень творческой инициативы Ермолая-Еразма при работе над этим произведением определить трудно. Анализ Повести в сопоставлении ее с фольклорными материалами показал, что определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. На Ермолая оказало такое сильное влияние народное предание о муромском князе и его жене, что он, образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу не имеющее ничего общего с житийным жанром. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той работы над житийными произведениями в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в «Великие Минеи Четьи», она одинока в этом кругу и ничего не имеет общего с их стилем. К ней скорее можно найти параллели в повествовательной литературе XV в., построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»). И это естественно, так как основной сюжет Повести и возник в XV в., о чем говорилось выше.

Что же в произведении Ермолая-Еразма принадлежит бесспорно ему и в чем заключается его заслуга в создании этого литературного шедевра? Ответить на этот вопрос достаточно точно невозможно, однако роль его как писателя безусловно значительна. Повесть – письменный памятник, и он обладает чертами литературного сочинения, в котором при достаточно сложном сюжете достигнута композиционная завершенность.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви князя и крестьянки. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Сюжет Повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Благородство чувств и поведения героини придает произведению черты мягкого лиризма и поэтичности. Эта сдержанная эмоциональность привнесена в Повесть, скорее всего, самим Ермолаем. Сказочный сюжет о мудрой деве лишен таких черт, концовка его сугубо оптимистична.

В последнем эпизоде Повести, посвященном описанию смерти героев, уже не имеющем никакого отношения к сказке о мудрой деве, со всей очевидностью подчеркивается это различие между сказкой и Повестью. Он задуман как эпилог ко всему произведению и выполняет функцию новеллистической концовки. Он помогает осмыслению содержания всей Повести. Событиями, описанными в этом эпизоде, подводится итог взаимоотношений героев, утверждается как самое главное и важное в жизни героев их верная любовь и преданность друг другу. Петр, чувствуя приближение смерти, зовет Февронию умереть вместе с ним. Феврония спешит дошить «воздух во святую церковь» и просит его подождать. Однако, когда Петр в третий раз обращается к ней со словами: «Уже хощу преставитися и не жду тебе», – Феврония, оставив свое занятие и «вотче иглу свою в воздух и приверте питью, ею же шияше», умирает одновременно с Петром. Феврония не дошила воздух, и можно подумать, что она не исполнила до конца свой долг. Но из дальнейшего выясняется, что она поступила так, как и следовало поступить. Люди, вопреки желанию Петра и Февронии, похоронили их врозь. Однако бог соединил их, выполнив пожелание святых, хотя оно и не соответствовало церковным правилам. Собственно, только уже после смерти определилась полная победа и торжество Февронии. Актом соединения героев после смерти подтверждается и святость и праведность их поступков, совершенных при жизни. По всей видимости, именно при написании этого эпизода проявилась в наибольшей степени творческая инициатива писателя.

Следует подчеркнуть, что вся Повесть написана в едином стиле, в том числе и эпилог. В произведении не прослеживаются стыки, которые свидетельствовали бы о слиянии каких-либо разных источников. «Повесть о Петре и Февронии» построена так, что ее можно охарактеризовать как единое повествование о жизни героев, с обстоятельств их женитьбы и до последних дней. В то же время она воспринимается как цепь рассказов о наиболее ярких событиях из жизни героев. Мастерство автора Повести выразилось в том, что как каждый эпизод Повести построен по принципу новеллы, так и все содержание ее в целом подчинено этому художественному принципу.

Все четыре новеллы по приемам изложения полностью совпадают между собой. Диалог в них играет ведущую роль, основное действие дано в конкретной обстановке; зачин и концовки в каждой новелле лаконичны.

Надо признать за автором Повести удивительную чуткость к тому жанру, который был задан ему основным фольклорным источником – сказкой о мудрой деве. Именно диалог выполняет в ней основную функцию в развитии действия. Насколько точно следовал автор «Повести о Петре и Февронии» за своими источниками в передаче диалога, можно убедиться на конкретном примере. В Повести имеется небольшая пятая новелла на фольклорную тему «все женщины одинаковы», которая к развитию основного конфликта прямого отношения не имеет, хотя и выполняет вполне определенные функции: в ней дается конкретное представление о путешествии героев и подтверждается характеристика героини как мудрой женщины. Суть новеллы заключается в следующем. Изгнанные Петр и Феврония едут по Оке. Плывущий на этом же судне женатый человек позволяет себе взглянуть на княгиню «с помыслом». Феврония замечает это и просит своего назойливого спутника зачерпнуть и испить воды с обеих сторон судна, а затем спрашивает его: «Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?». «Едина есть, госпоже, вода», – отвечает спутник. «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши», – заключает княгиня. В псковском устном рассказе о княгине Ольге, дошедшем до нас в записи XIX в., точно таким же образом и в той же самой обстановке будущая княгиня Ольга отвергла притязания князя Всеволода. Наличие несомненной близости между этими двумя рассказами не вызывает сомнения. Еще Ф. И. Буслаев обратил внимание на прямую связь между ними. Можно думать, что данный фольклорный мотив был внесен в Повесть самим Ермолаем – псковичом, знакомым с псковской легендой о княгине Ольге, пересказанной, как мы уже знаем, и в «Степенной книге».

Своеобразие творчества Ермолая-Еразма при написании «Повести о Петре и Февронии» выразилось в том, что он не отступил от основного художественного принципа своих устных источников, осознав важность сохранения всех нюансов в передаче диалогов как основного фактора новеллистического повествования. В силу этих обстоятельств в середине XVI в. было создано одно из лучших произведений древнерусской повествовательной литературы.

Текст повести

calendar01.03.2016, 14189 просмотров.

Спецпроекты

Ивановка — лебединая не только летом, когда по озерной глади у парка плавают грациозные лебеди Петр и Феврония. Этой зимой пара белоснежных шипунов поселилась и на окраине села, прямо на льду водоема. Их вылепили из снега постоянные участники конкурсов «Амурской правды» пенсионеры Эльвира и Геннадий Глевинские. Какой раритетной краской супруги раскрашивали свой шедевр, и сколько недель им понадобилось на воплощение идеи в жизнь — читайте в нашем материале.

Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией / Ивановка — лебединая не только летом, когда по озерной глади у парка плавают грациозные лебеди Петр и Феврония. Этой зимой пара белоснежных шипунов поселилась и на окраине села, прямо на льду водоема. Их вылепили из снега постоянные участники конкурсов «Амурской правды» пенсионеры Эльвира и Геннадий Глевинские. Какой раритетной краской супруги раскрашивали свой шедевр, и сколько недель им понадобилось на воплощение идеи в жизнь — читайте в нашем материале.
Фото: Павел Хайбулов

Эльвира Яковлевна и Геннадий Мартынович Глевинские в прошлом году самыми первыми нарисовали открытку для конкурса «Чудеса на льду». Семидесятилетние пенсионеры показали всей области пример оптимизма, слаженной работы и творческого мастерства. Их семейная работа была отмечена спецпризом.

Песня из сказки о петре и февронии

— А в этом году мы даже не знали идти — не идти на фестиваль: коронавирус нас всех подкосил, здоровье уже не то, — честно призналась Эльвира Яковлевна. — Но соседка Наташа Климова сказала, надо делать открытку обязательно, и предложила свою помощь.

Песня из сказки о петре и февронии

Наталья Георгиевна расчистила для пенсионеров площадку от снега, протоптала дорожку на озеро. И супруги взялись за дело. Пока все ивановцы трудились на работе, муж и жена каждый день понемногу лепили новогоднее чудо. После полудня выходили на прогулку, прихватывая с собой лопату и метелку, и творили на свежем воздухе красоту. «Но не дольше часа в день, потому что было очень холодно», — уточняет Геннадий Мартынович.

Песня из сказки о петре и февронии

Что изображать, пенсионеры тоже решили практически сразу. «Пока все будут рисовать тигров, мы свою, ивановскую достопримечательность, сделаем», — улыбается Эльвира Глевинская. Озеро лотосов, на котором живут лебеди Петр и Феврония, — любимое место отдыха супругов. Они часто навещают птиц, наблюдают за их повадками. Новость о гибели лебеденка их очень сильно опечалила.

Художники решили изобразить на своей открытке двух лебедей, снежинки и колокольчик, предвещающий начало нового года. Для изюминки захотели добавить картине объема — богатая на снег зима позволяла. Однако, пока они мастерили картину, успело пройти два мощных циклона. И лебеди значительно прибавили в весе.

Песня из сказки о петре и февронии

— Толстенькие стали, как шарики надутые, — смеются пенсионеры. — Хорошо хоть раскрашенные клювы мы им тряпками накрыли, как чувствовали, что все снегом засыплет!

«Захожу в магазин, а мне все улыбаются, хвалят! Я думаю: «Что такое?» Оказывается, нашу ледовую открытку уже в интернете показали», — радуется Эльвира Глевинская.

Супруги раскрасили птицам глаза черным колером с водой, а клювы — красным. Новогоднее поздравление и колокольчик Эльвира Яковлевна расписала с помощью обыкновенной советской синьки! «Нашла в кладовке полный пакет, еще с восьмидесятых годов лежит, — говорит женщина. — Там еще много осталось: на несколько открыток хватит!»

Присланные работы посмотреть и проголосовать за понравившуюся, а также загрузить свою открытку  можно  ЗДЕСЬ.


КАК АМУРЧАНЕ РИСУЮТ ОТКРЫТКИ НА ФЕСТИВАЛЬ «ЧУДЕСА НА ЛЬДУ»

  • Тигр на снегу: первая ледовая открытка от белогорского велоклуба прилетела в «Амурскую правду»
  • Дракон на льду: сотрудники ОКЦ нарисовали открытку в парке Дружбы
  • Вера, надежда, енот: жители пострадавшего от паводка Маркова нарисовали открытку на Хомутине
  • «Рассылаем фото семьям»: золотодобытчики нарисовали 100-метровую открытку на севере Приамурья
  • Дед Мороз и лето: молодые мамы из Зеи нарисовали ледовую открытку с героем любимой советской сказки
  • Урок рисования на 400 квадратных метрах: школьники Райчихинска сделали ледовую открытку на дамбе
  • Тигр — огонь: железнодорожники из Белогорска поздравили коллег и пассажиров яркой ледовой открыткой
  • Сказку в дом: волшебная открытка активистов из поселка Магдагачи покорила амурчан
  • Лебеди на снегу: как пенсионеры из Ивановки сделали объемную открытку с Петром и Февронией
  • Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
  • Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
  • От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду

Возрастная категория материалов: 18+

  • Арина Шевченко

https://fartov.com/

Материалы по теме

И лед, и слезы, и Амур: как «Амурская правда» поздравила пострадавшие от наводнения селаИ лед, и слезы, и Амур: как «Амурская правда» поздравила пострадавшие от наводнения села
Амурские охотоведы начали «учет» тигров на ледовых открыткахАмурские охотоведы начали «учет» тигров на ледовых открытках
От тигра до Гагарина: как жители пяти российских городов рисовали новогодние открытки на льду
Елочка, гори: нарисовать огромную ледовую открытку сковородинцам помогли трактор и погрузчик
Твори добро: «Амурская правда» и ее друзья поздравят с Новым годом пострадавшие от наводнения села
Белые купола: жители Белогорья изобразили на открытке любимую достопримечательность села
Семья из Челябинской области нарисовала 10-метровую новогоднюю елку в память о Валерии Мельникове
Сказку в дом: чем ледовая открытка активистов из поселка Магдагачи покорила амурчан
Тигр — огонь: железнодорожники из Белогорска поздравили коллег и пассажиров яркой ледовой открыткой
Привет деду Валерию: ледовые открытки нарисуют в Москве, Омске, Екатеринбурге, Новосибирске и Якутии

Тема .
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Цель урока:

Образовательная:

ввести
учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

показать
жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и
Февронии;
раскрыть образы святых Петра и Февронии;

помочь
учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

показать
непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

Развивающая:

формировать
навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

развивать 
аналитические способности обучающихся, логическое мышление, устную и письменную
речь; совершенствовать навыки характеристики героев.

Воспитательная:

воспитывать
нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение
прощать.

                                                                                   
Нравственность едина во все века и  

                                                                                    для
всех людей. Читая об устаревшем

                                                                                   
в деталях, мы можем найти многое         

                                                                                    для
себя.

                                                                                                                
Д. Лихачёв

                       
                                         Ход урока

І Организационный момент.

  Вступительное слово учителя.

Стареют книги…Нет,
не переплет,

Не тронутые
плесенью страницы…

А то, что там, за
буквами живет

И никому уж больше
не приснится.

Остановило время
свой полет,

Иссохла старых
сказок медуница,

И до конца никто
уж не поймет,

Что озаряло
предков наших лица…

        Всеволод
Рождественский

Перенесемся в
далекий 16 век-время образования единого Русского государства со стольным
городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры.
Под руководством митрополита Макария составляется обширное-12
огромных томов –собрание всех чтомых, т. е. читавшихся на Руси книг. Это
собрание называлось « Великие Четьи –Минеи»

Что обозначает это
словосочетание?

Минео(греч.)-месяц

А четьи?-
ежемесячные чтения.

В « Великих
Четьи- Минеях
» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых
Православной церкви. Русская пословица гласит : «Не стоит город без святого,
селение- без праведника
». И Макарий поручат священникам
собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми
подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение
написать житие Муромских святых Петра и Февронии. Муром славился
своими легендами.

С чем ассоциируется
у вас город Муром?

(ученики
вспоминают Илью Муромца и песню «у муромской дорожки…»)

Самой поэтичной из
муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой
княгиней, оно и послужило основой для повест
и.

ІІ Объяснение нового материала.

1. Слово
учителя

Повесть стала
подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском
государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения.

— Понравилась вам
эта повесть?

— О чем она?

-Какие чувства
вызвала у вас?

(Учитель просит
прочитать эпиграф урока и объяснить значение слова «нравственность).

2.Словарная
работа

Нравственность — это нормы поведения,
принятые в обществе.

Текст древний,
события происходят в 12 веке.

-Какие слова
требуют толкования?(Учитель объясняет значение слов)

Агриков меч-

Искони-

Церковь
Воздвижения-

Отрок-

Скважня-

Алтарная стена-

Керамиды-

Сноха-

Струпья-

Пядь-

Отчина-

Блаженный-

Канонизировать-

Иноческие-

Воздух-

Риза-

(Ученики
записывают в тетрадь
. Значения слов записаны на доске.)

Митрополит – в
русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся
главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи
–Минеи»
 — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек,
почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный,
праведник
 —  святой, пребывавший не в монашестве, а в
обычных условиях

семейной и
общественной жизни.

Иночество — буквально
«уединённое, одинокое жительство», монашество; 
инок –
православный монах.

Канонизация – причисление к
лику святых.

3.Жанровое
своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.

— Повесть о Петре
и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки
не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ
  на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

-Черты каких
жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

-Что такое
сказка? 
(Сказка – это фольклорное произведение с установкой на
вымысел)

-Какие виды
сказок вы знаете? 
(волшебные, о животных, бытовые)

-Дайте определение повести.

(Повесть — эпическое произведение,
которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько
сюжетных линий.)

-Что такое
житие? 
(Житие – это рассказ о жизни святых.)

-Какова их
цель? 
(Цель житий – прославлять святого.)

-Какую структуру
имели жития?

(Делается вывод по определению
жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы
исторической повести)

4. Структура и
композиция произведения

— Как построена
повесть?

— Сколько частей
можно выделить?

Обратимся к
1 части

-Художественный
пересказ момента о прилете змея –дьявола.

-Какие мифы о
героях-змееборцах вы знаете?

-Найдите в тексте
слова, где показано отношение автора к змею. Прочитайте эти слова.

-Как автор
относится к Петру?

— Какие
человеческие качества привлекательны в Петре? (САМООТВЕРЖЕННОСТЬ,ХРАБРОСТЬ,ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ С БРАТОМ)

-Обратите внимание
на фразу « любил молиться вне города». О чем она говорит? (Глубокая вера,
молитвенность князя; уединившись в тихом храме ,легче сосредоточиться, вознести
свою горячую молитву ,попросить о помощи в праведном деле)

Петр совершает
воинский подвиг, требующий мужества воли, напряжения сил, Заканчиваются на этом
испытания героя?

-Что такое подвиг?
(подбираем однокоренные слова, выделяем корень, задумываемся над значением
слова)

-Кто такой
подвижник? (Это тот, кто постоянно, всей своей жизнью идет(движется) по пути к
БОГУ)

Обратимся ко
2 части

Сюжет о змееборце
дополнился сюжетом о мудрой деве.

-Почему называют
Февронию мудрою?(говорит загадками)

Чтение по ролям
отрывка(князь и Феврония)

-Зачем князь
испытывает Февронию?

-Не видя Петра, не
зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?

-Достойна ли
Феврония Петра?

-Есть ли в тексте
портреты героев? Почему?

-Петр и Феврония
жили благочестиво и праведно.. Как это понять?

Обратимся к
3 части

Беседа

-За что невзлюбили
новую княгиню бояре?

-Как отвечают
супруги на козни бояр?

-Как автор через
слово выражает свое отношение к боярам?

-Докажите,что Петр
и Феврония –идеальные правители.

Обратимся к
4 части

Выразительное
чтение

5.Составление
коллективного плана повести, запись его на доске и в тетрадях.

ПЛАН

1.Подвиг князя
Петра

2.Мудрая дева
Феврония

3.Поединок
Петра и Февронии с боярами

4.Кончина
святых и посмертные чудеса

ІІІ Подведение итогов.

     Слово учителя

На соборе 1547
года Петр и Феврония были канонизированы, т. е. объявлены святыми. Ежегодно 8
июля (по старому стилю-25)во всех храмах Православной Церковью отмечается
память святых Петра и Февронии. Это русский День всех любящих.

Есть 2 чудотворные
иконы Петра и Февронии- в Спасо-Преображенском мужском монастыре и в храме
Малого Воздвижения в Москве.

Как вы думаете, о
чем просят святых верующие?

О каких вечных
темах идет речь в повести?

Добро побеждает, а
зло само губит себя!

Как приходит в мир
зло?(От корысти, глупости, властолюбия людей)

Можно ли бороться
со злом и одолеть его?

ІV Рефлексия

Чем вам запомнился
сегодняшний урок?

Чем обогатила вас
история Петра и Февронии?

О каких вечных
темах мы говорили сегодня?

Поклоняемся вечным
святыням,

И любовь наша к
миру чиста.

Сердце русское
верит и ныне-

Мир жестокий
спасет красота(духовная)

V Выставление и комментирование оценок

VІ Домашнее задание

(Учитель раздает карточки с таблицей.)

В таблице
записаны черты характера, которые раскрываются в характере Петра и Февронии ; в
качестве доказательства под
берите те поступки,
которые подтверждают эти качества в героях.

Характеристика Петра

Подтверждение из текста

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям
Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Характеристика Февронии

Ум

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

  • Песня каменная леди ледяная сказка кавер
  • Песня каменная леди ледяная сказка slowed
  • Песня из сказки аленький цветочек
  • Песня из сказки золушка добрый жук
  • Песня из сказки летучий корабль песня