это может быть даже коллектив товарищей, которые мне совершенно не товарищи. как выясняется!!! угу, тень сидит у меня дома. которую я изучаюна борьбе. в это время и дает свои цу им. прописка москва академика королева у нее. на улице вышинскио в шяуляе и есть мой пединститут. просто у меня съемная кварти ра уже за заслуги в читалке получила первые хорошие рекомендации. от библиотекаря.
а я-то думаю, что эти два плохих мальчика примчались прямо из москвы? а знаешь, как тебя называли внутри той школы перед тем. как я тебе позвонила? тебя идиотик а тебя кошмарик! … кстати, э о не секретные сведения!
нет, почему же? чудесно я разбираюсь и в конструкциях, и в фаянсах. а это вот к ним можно воткнуть, предположим в новую квартиру. просто сколько домоы, столько и заводов для них по-прежнему. приходит инспектор, оценивает: здесь нужен унитаз с прямым выпуском. ищу телефон, звоню, ищу. привозят. именно по наименованию. комплектуют с трубой. отлично влезло! ну, дмаю, хорошее начало. тогда кухню поставлю по евростандарту. но это комплект с бауманской, это я купилась сразу, продала свою совесть, потому что в нем оказалось, есть барчик. кстати, поздравляю с новой безалкогольной продукцией, фантой, колой и спратом!но это воспоминания о прошлом: турка, а это мой новый, растворимый! хотя, я умею и так, и так. и еще новый попробовала в парке, со льдом. давно уже думала об этом, кофе летом, на улице жарко. что делать? и стала я тогда пить дома кофе с холодной водой. холодный кофе! а туда б ликерчика капнуть! привозят опять безалкогольные сиропы! даже не знаю, но сахар есть правда что здесь что там. но запах пьяной вишни ты этим не заменишь. ах, да, привычные вкусы и непривычные вкусы буду обсуждать! что такое диеты, что такое рекомендации диетологов, что такое вкус к хорошей жизни и что такое к плохой! ты знаешь, но тогда мне стали помогать воспоминания. этот суп в пакетиках я ела уже однажды. да, но полотенце кухонное, указан гост, я беру любые, что есть в продаже! кстати, а откуда у нас в стране уже появились миллионеры? как будто все уже забыли те самые времена дефицитов!
да, представляешь, иду по ленино, и ничего не происходит! да вон сошнев бегает, улыбается по-прежнему!!!!! внешний вид слушай а тот из какого города? где это мой литовский внешний вид не подходит сошневу? не знаю, опять дефицит. висит длинное платье, купила!
это мой ХАЛАТИК детства был такого дефицита, в котором я ездила в лагерь в тринадцать! мой вайкики тоже вырос вместе со мной! ну вот, сложная история со мной была, расстраивалась! а теперь там уже улыбаются! можно место встречи менять. тут кстати тоже длинный проспек савонорю из одного орода в другой! угу, играюсь в дочки-матери уже, только уже на практике! коль уж меня назвали барби в итоге, то вот две мои новые барбарисочки!
еще умеют лабас вакарас и лаба дена. какая разница! а вот на нем была борода деда мороза! что валяется на рынке! из карнавальных! в новый год! в лефортово в москве!
а я сразу в пед тогда перещла из школы. вон он, такой большой! уже сколько лет как прошло! с того переезда на съемную! !!!!! а какие рекомендации мне оставит хозяйка квартиры???
….. как квартиросъемщице? но пока что я про нее расскажу. моя хозяйка квартиры сразу выползла на первое свидание со мной с тарелкой манной каши в руках! вот так начало дружбы, думаю! это же моя самая любимая каша! и вот как она угадала тогда, так и осталась навсегда моей самой любимой хозяйкой съемной квартиры! да, да, все правильно, это из моего бардачка, это тик так. мятные. я семью уже нашла! ставьте штампик ребенок сам нашелся! а э о булочки, как я люблю!!! вот, встал и пришел! сейчас расскажу, как мы с бабушкой потом оформляли разъезд из ее маленькой каморки! так думаю, бабушка хоккей, все у нее хоккей, да, но вот расставание! ну а тогда уж. говорю, именно этот стаканчик для ручек мне, ну, а мое молодежное зекальце бабушке! так и поступила! кое что вытащила, а кое-что оставила! я там уже свой календарь гвоздями к стене прибила! куда бежать? тоже часть души! с резвой хозяйкой трезвый опыт! а еще она мне рассказала рецепт ручной домашней малютки! вероника я, она сказала! да, действительно мое, то есть именно это именно мое натуральное. я долго думала, почему у меня не удается жизнь и поняла, что у меня липовая семейная ленеда! а вот мой органайзер, с которым я сходила к психологу! поэтому больше не буду говорить детям иди к маме, как бикман удивляется, а просто скажу, наконец, или ко мне! а я вероника, оказывается! рада познакомиться! вон тот сосед все мы тут не пропащие, с прописками, разбаловался, значит!
эти картины, случайно., не из картинной галереи??? так, пора наводить порядочек!!!!!!!!!!! да, а знать бы, куда бежать сначала, куда бежать потом! этим нянечкам! но он же меня кормил там у себя в том числе, простите, самый вкусный в мире чай с сахаром меня научил делать он! да, но расчет его был верен! ребенка родственники все равно накормят. а вот и сахар, и пакетики черного! да, но там керамическая подвеска на нитке, а у меня керамический колокольчик оттуда же! хотя я уже отделиласб и даже приобрела уже свое индивидуальное лицо! ну а как шутит тот автор, хоть пнем назови, больше не надо! так про фамилии! вероника. я вероника, а этот пьяница попытался продать мое тело! поэтому фото на память отменяется! плохое место, плохой дом, плохой человек! как твоя прогулка на кладбище с вдовой? у тебя же была такая фантазия? и вот перед тобой значит живой человек определенного возраста и вполне вероятно, что у нее на самом деле уже есть семья? так понятно! собрала последние ключи, вещи, деток и листаю журналы! это домовой, не обращайте внимания, я вам найду просто немного красивее внешне!
и вот смотрю. нос. нос тот. нос тот. брови. брови те. брови те. нну и так далее. получились девочка и девочка.
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (0 Скрытых Пользователей) | Просмотры темы: 27330 |
0 Пользователей: |
В московском театре «Современник» премьера — опера «Птица Феликс», поэтически осмысляющая судьбу рода Юсуповых от времен Ивана Грозного до убийства Распутина. «Афиша Daily» поговорила о спектакле с его создателями — драматургом Михаилом Чевегой, режиссером Олегом Глушковым, композитором Александром Маноцковым и автором идеи Павлом Каплевичем.
Павел Каплевич
Автор идеи спектакля
О постановках в Театре Гонзаги и «Современнике»
Спектакль «Птица Феликс» был задуман для Театра Гонзаги, построенного в начале XIX века по заказу Николая Борисовича Юсупова в усадьбе «Архангельское». Нам было важно вернуть туда память обо всех поколениях этой семьи. Я предложил Мише Чевеге написать пьесу, и в 2017 году мы показали спектакль.
Спустя несколько лет Саша Маноцков создал музыку к этой пьесе, и мы предложили ее для постановки в «Современник». Я рад, что мы не ошиблись в выборе театра: тут много поющей молодежи с горячим сердцем. Наш спектакль особенный — в Москве нет подобного. Он понравится тем, кто любит Cirque du Soleil, Финци Паску, Яна Фабра и Кирилла Серебренникова — режиссеров, которые плотно работают с формой.
О режиссуре
Олег Глушков создает спектакль под ключ: как режиссер, балетмейстер, художник и художник по костюмам. Все, что делает Олег, — своеобразная полиформа, где совмещаются визуальное и пластическое сознание. В «Птице Феликс» драматические артисты осваивают балетные и цирковые техники. Это позволяет опере не стать пыльным произведением барочного типа, которое диктует камерный ансамбль музыкантов. Получается очень современный спектакль с актуальными подходами и смыслами.
В театре я как ребенок — «над вымыслом слезами обольюсь»: важно, чтобы меня торкнуло, чтобы я начал думать или меня колбасило.
В нашем спектакле зритель получит много таких уколов — в сердце, в голову, в глаз, в ухо.
Олег Глушков
Режиссер, хореограф, художник и художник по костюмам
О героях спектакля
Мы не стремились во что бы то ни стало сохранить историческую правду — «Птица Феликс» не документальный спектакль. Для меня первичными были музыка и поэзия, только потом я стал копаться в истории семьи Юсуповых. Вокруг этого рода полно мифов, многие из которых не имеют отношения к реальности. Это особенные люди — семья-праздник. Их балы, костюмы, дома, в которых они жили, живопись, висевшая на стенах, изразцы камина, сказки — все это влияет на человека, когда он вырастает. Наши персонажи связаны с реальной семьей цепью легенд, историй, баек. Мы создаем художественную реальность праздника, где могут встретиться люди, не пересекавшиеся в исторической правде: например, моряки из 1917 года — с Иваном Грозным и [правительницей Казанского ханства] Сююмбике.
О сценографии и костюмах
Это мой первый опыт работы как сценографа и художника по костюмам — в соавторстве с коллегами, Машей Левиной и Тамарой Эшбой. У Юсуповых очень мощный русопятый стержень, и от этого отталкивался визуальный образ спектакля. Мы добавили прямые отсылки к юсуповской мебели, к росписи на стенах — но это не самое главное. Для меня смыслообразующим решением стал пол: то это вздувшийся от времени паркет, то волны моря, по которому уплывает Феликс в эмиграцию, — довольно мощные образы.
О замысле и первой постановке
В 2017 году я написал пьесу про семью Юсуповых для Театра Гонзаги в «Архангельском» — самого старого деревянного театра в России. Там «Птицу Феликс» единственный раз сыграли Игорь Миркурбанов, Риналь Мухаметов и Роза Хайруллина. Это была эскизная работа — с поэтическими наплывами и прозаической биографической справкой, объясняющей обстоятельства жизни Юсуповых.
О созвучии драматурга и композитора
Работая над текстом пьесы, я слушал альбом Саши Маноцкова «Пели». Пару песен с разрешения автора даже поместил в начальный вариант пьесы (потом к опере была написана новая музыка, и от них отказались). Получается, я вдохновлялся его музыкальной поэтикой. А спустя несколько лет у Саши из‑за локдауна возник перерыв в гастролях и выступлениях, и он по собственной инициативе начал писать к «Феликсу» сложную и прекрасную музыку, которую хочется мурлыкать — настолько мелодия врезается в память.
О Юсуповых
Феликса Юсупова все знают как заговорщика и убийцу Распутина, этот пласт возделывать неинтересно. Но его личность и история его семьи очень крутые. Феликс — это русский Распе (автор рассказов о бароне Мюнхаузене. — Прим. ред.) или Тим Бертон. Правду он пишет в своих мемуарах или нет — неважно, очаровывает описываемый им мир.
Мы не можем понять, как чувствует себя человек, родившийся в условиях баснословного богатства — а род Юсуповых был богаче Романовых. Они владели несметными территориями, каменьями, дворцами, нефтяными землями в Астраханской губернии, хранили рембрандтов в чуланах — я лишь малую часть перечислил. Феликс был наследником этой роскоши и семейной истории. Его дед собирал коллекцию Эрмитажа и был фаворитом Екатерины. В роду есть татарская кровь, предок — Юсуф-мурза, по родственной линии проходит Сююмбике. Мне было интересно погрузиться в этот мир и подобрать к нему поэтический ключ.
О Пушкине
Для меня было открытием, что ученый кот, которого мы с детства знаем из вступления к «Руслану и Людмиле», взят из детства Пушкина. Семья будущего поэта снимала флигель у Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, где в саду были собраны механические диковины, заводной кот ходил вокруг дуба. Маленький Пушкин играл среди них и потом перенес воспоминания в свою поэзию.
Александр Маноцков
Композитор
О сотворчестве с режиссером
Я давно знаком с Мишей Чевегой. Он профессиональный поэт и аматер-песнеписатель, а я профессиональный песнеписатель и графоманский автор стишков. Мы оказались творчески близки — для меня это главный критерий. Моя работа над оперой — подарок Чевеге. Мне ее никто не заказывал, просто оказалось достаточно свободного времени между другими проектами, я сел и довольно быстро написал музыку, которая бы нравилась Мише.
Пьеса Чевеги мне сразу понравилась, но я не понимал, как из этого сделать оперу, ведь музыкальная, ритмическая и композиционная структура в тексте уже есть. Помогло одно из направлений моей работы — песни со струнным квартетом. Я не вокалист и воспринимаю пение не как первичную профессиональную идентификацию, а как побочную ветвь. За несколько лет у облака из десятков песен сложился набор стилистических черт. Вдруг в него втянулась пара текстов из «Птицы Феликс» — как только это случилось, я понял, что смогу положить на такую музыку всю пьесу. Я сохранил структуру Мишиной пьесы, хотя в оперу добавлены инструментальные вставные эпизоды — и течение времени иное, чем в тексте.
Об аллюзиях и цитатах
«Птица Феликс» насыщена аллюзиями и цитатами, часто в них намеренно перемешано высокое и низкое: и поп, и классика — Чевега мастерски вмешивает в свое варево совершенно разные стилистические и исторические пласты. Он ловко с ними обходится, так что сознание не застревает ни на одной из цитат, а все время скачет по ритму, который поэт выстраивает как композитор.
Я не чужд таких же игр в области музыки. В опере есть подмигивания, внутренние шутки, подражание Чевеге в легкости и метафольклорности. У Миши аллюзии — и у меня аллюзии, у него цитаты — и у меня. Сюжет оперы охватывает несколько временных пластов — им соответствуют стилизации под разные музыкальные эпохи, но вольно, без буквального историзма. Например, в сцене между Екатериной и молодым Юсуповым появляется отсылка к рококо. Таких цитат много, но гармония сильно вытянута во времени и подложена под parlandoМузыкальный термин, означающий «Более говорком, чем пением» или речитатив ariosoЖанр вокальной музыки, занимающий промежуточное положение между арией и речитативом, поэтому их может даже знаток не опознать.
О Юсуповых
Герои «Птицы Феликса» — вымышленные персонажи. Историческая правда о семье Юсуповых меня не интересовала. У композитора нет разъемов, чтобы присоединиться к такого рода подробностям. В моем представлении музыка находится на другом этаже. Если мы создаем художественное произведение — а амбиция была такая, — то его должно быть прикольно воспринимать тем, кто ничего не знает ни про каких Юсуповых.
Любой художник, который работает с исторически обусловленной темой, должен исходить из того, чтобы зритель зашел, посмотрел — и ему стало классно.
Или, допустим, песни — они понравятся человеку, который не понимает русского языка? О Юсупове прекрасно рассказывает его автобиография — гениальная книжка, ее можно прочитать перед тем, как идти на спектакль. Но наша задача — сделать спектакль, который можно воспринимать, не зная биографии.
Журналистка Тина Канделаки: «По многолетней традиции праздник я буду отмечать дома, в кругу семьи и близких друзей. Правда, несмотря на то, что 31 декабря — выходной день, каждый, кто работает на телевидении, знает, что мы не выключаемся из рабочих процессов никогда.
О подарках я еще не думала, но, как и всегда, отнесусь к их выбору с большим вниманием — я очень люблю радовать своих близких. А свой образ на праздник я выберу вместе с помогающим мне стилистом, и в нем обязательно будет передано настроение волшебства, с которым мы встречаем Новый год.
Уходящий год был очень интересным, поскольку мы продолжали полномасштабный перезапуск «Матч ТВ», освещали чемпионат Европы по футболу, а затем и Олимпиаду. Я перешла на должность заместителя генерального директора «Газпром-медиа», а вместе с тем увеличился масштаб стоящих передо мной задач, и это очень интересный вызов. Большой прорыв удалось сделать и нашему косметическому бренду Ansaligy. Мы запустили много инновационных продуктов, несколько коллабораций — с Аленой Ахмадулиной и Третьяковской галереей. Год был настолько насыщенным, что я позволила себе лишь один короткий отпуск».
Певец Федя Дьяков: «Я очень люблю Новый год, и мы всегда готовимся к нему заранее. У нас много семейных традиций, связанных с этим праздником. Одна из них – мы сервируем стол в главном цвете наступающего Нового года, и в одежде обязательно должен присутствовать этот цвет. Уходящий год был переполнен крутейшими событиями, следующий год для меня не менее важный – я оканчиваю две школы (русскую и американскую), готовлюсь к поступлению в институт, и в творчестве у меня будет очень неожиданный поворот. Но загадывать рано».
Писательница Вера Арье: «Уходящий год стал поворотным, и я рада такому стечению обстоятельств. В июне произошло радостное событие: в издательстве «Эксмо» вышла моя новая книга «Весна умирает осенью». Это третий роман из криминально-приключенческой серии, в которой события разворачиваются в Париже — городе, в котором я живу и работаю в последние восемь лет. Что касается Нового года, то мы традиционно отмечаем праздник в семейном кругу. Правда, в этот раз окажемся далеко от дома: запланировали познавательную поездку с детьми».
Певица и художница Анси: «Для меня Новый год – это семейный праздник: дома, с настольными играми, жаренными на огне маршмеллоу и танцами. Я всегда покупаю подарки в последние дни перед праздником и каждый год обещаю себе исправить эту привычку. А платье выбирается вообще часов в 8 вечера за 10 минут перед посадкой за стол. Если честно, я бы вообще встречала его в пижаме».
Писательница Лилия Волкова: «Я благодарна уходящему году за многое: я стала финалистом конкурса драматургии, из печати вышли две моих книги: взрослый роман «Изнанка» и детская повесть «Под созвездием бродячих псов». В этом году совершенно точно проведу праздник вместе с мужем. Мои сыновья уже взрослые, у них свои семьи, свои планы. Если не увидимся в новогоднюю ночь, то непременно встретимся накануне или в первых числах января».
Дуэт Raphail&Kovalevskiy: «Как и каждый год, отметим праздник в кругу семьи, почти каждый год в своей жизни не изменяем традициям. Правда, не знаю точно, как этот пройдет, так как люди хотят видеть нас на выступлениях в этот Новый год. Будем честными, хромает у нас подготовка к этому празднику, так как много работы, мы уже привыкли подарки покупать в последний момент. Для нас 2021 год стал очень важным, мы выпустили 3 крутых песни. Не успели, правда, сделать альбом, ну ничего – выпустим в 2022 году. Значит, так нужно. На все воля Всевышнего».
Писательница и сценарист Дарья Сойфер: «2021 был отличным. Он начался со съемок сериала «Готовы на все» по мотивам моей книги. А осенью вышло сразу два сериала, над которыми я работала в качестве сценариста. Еще вышли две моих книги – «Снимай меня полностью» и «Любовь с первого клика». С работой все было отлично, отдохнуть тоже удалось, – летом побывали на Азовском море с детьми и друзьями. Новый год я всегда отмечаю дома с семьей. Самое приятное в празднике, на мой взгляд, это дарить подарки детям. Накануне мы заворачиваем подарки, прячем, а вечером 31 декабря идем все вместе лепить снеговиков или кататься на коньках, пока кто-то один быстро закидывает подарки под елку и открывает окно. Дети, по крайней мере, младшие, уверены, что это Дед Мороз забрасывает их, пролетая мимо на санях».
Певец IVAN (участник «Евровидения» 2016 года от Беларуси): «Если опустить всю историю с коронавирусом, то очень даже неплохой выдался год. Он был бы, конечно же, во много раз круче, если бы ничего этого не происходило, но тем не менее не могу сказать, что год какой-то плохой. И песни написали, и концерты успели дать, теперь готовимся к последующим релизам. Самый лучший Новый год для артиста – это встретить его на работе, в кругу своего коллектива, на корпоративе, думаю, так многие артисты ответят».
Писательница Анна Литвинова: «Нормальный, интересный год получился. У меня вышла книга «Когда миллиона мало». Несмотря на ограничения, удалось попутешествовать. За границу не выбиралась, но в России нашла несколько очень достойных мест для отдыха. Входить в 2022-й собираемся в Калуге. Забронировали там милую гостиницу и ресторан с хорошей кухней и олдскульной новогодней программой. Мой брат и соавтор, Сергей Литвинов, обязательно 31-го декабря пишет страницу-другую для романа. Но я на Новый год за компьютер не сажусь! Дед Мороз придет ко всем, даже к лентяйкам».
Группа «Не говори маме»: «Наша группа и вся ее команда – семья, и лучше нет места для артиста, чем сцена, но мы бы хотели встретить этот Новый Год в теплом кругу семьи. Мужчинам проще подходить к подготовке праздника, так как любая рубашка делает из обычного парня элегантного джентльмена. Что группа «Не говори маме» ждет от 2022 года? О, нет, скорее это 2022 ждет от нас – 2022 год будет нашим взлетом выше звезд».
Писательница Мария Метлицкая: «Новый год для меня праздник семейный, и других вариантов просто нет. Соберется семья – мама, муж, дети, внук. Дня три я точно простою на кухне, и мне будет точно не до вечерних платьев и каблуков! Поэтому мой праздничный наряд будет скромен, брюки и блузка, ну а сверху – фартук! Подарки купить успею, время есть, главное – угодить внуку! А сейчас только работа! В декабре я сдаю новую книгу».
Модель Анастасия Вознюк: «В этом году я начала свою музыкальную карьеру, поучаствовала в шоу «Ты топ-модель на ТНТ» и стала ведущей погоды, я также начала заниматься новым проектом в сфере ресторанного бизнеса. Я планирую отмечать Новый год в кругу самых близких друзей, также ко мне приедут мои родители. Уже как 5 лет, я живу отдельно от них, поэтому последние несколько лет проводить этот праздник вместе с ними очень трепетно».
Писательница Маша Трауб: «Новый год мы проведем в узком семейном кругу. Сын уже взрослый, потом может уехать отмечать праздник в компании друзей, а мы с мужем ляжем спать. В последние десять лет мы редко дотягивали до часу ночи. Дочь живет по графику, все равно встанет в девять утра, и мы пойдем на прогулку в парк или кататься с горок, если будет снег. Новогодние подарки пока не выбрали, но я уже готовлюсь. Дочь все еще верит в Деда Мороза и Снеговика, который приносит елку из леса, так что я попытаюсь сохранить в ней эту сказку. Уже купила «следы Деда Мороза», которые наклею на пол».
Продюсер Тик Ток дома Popstar house Мария Погребняк: «Новый год планируем встречать всей семьtй. Мы либо отправимся в какой-нибудь теплый уголок (думаем насчет Мальдив), либо останемся дома в Москве. В этом году очень редко удавалось проводить время вместе. Я с головой погрузилась в работу: в развитие TikTok дома и личностный рост блогеров. Но несмотря на огромное количество проектов, в новогоднюю ночь я не буду работать. Надо же иногда расслабляться».
Певица NATALIYA: «Новый год мы традиционно отмечаем всей семьей, украшаем дом, наряжаем вместе елку, надеваем красивые наряды, запускаем салюты. Мы живем за городом, поэтому после всех приготовлений, дом становится частью сказки – светится и сияет. Надеюсь, что, выпадет много-много снега и мы будем лепить снеговиков, радоваться зимнему отдыху. Очень жду новогодние праздники, хочется наконец расслабиться и погрузиться в релакс: ходить в бассейн и на спа-процедуры».
Блогер Валерия Манькова: «Мы переехали в Москву и сняли очень красивый дом, так что праздновать будем в нем. К Новом году пока никак не приготовились, даже вещи еще не разобрали, а украшение и покупка подарков нам только предстоят. В 2021 году было много хороших событий. Мы смогли купить хорошую машину, почти в 10 раз дороже, чем у нас была. Если говорить о проблемах этого года, то это вечные качели в отношениях, но все понемногу налаживается».
Телеведущая Алина Воля: «В этом году я вышла за муж, родила ребенка, записала свою песню, которая совсем скоро появиться на просторах интернета, и надеюсь записать еще одну. Этот Новый год я собираюсь отмечать в кругу родных и близких».
Как подготовиться к Новому году:
Во время загрузки произошла ошибка.
Есть такой закон, называется «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принят в 2004 году. Согласно этому закону, предельный возраст чиновников в стране не должен превышать 65 лет. Потом – в отставку. Замечательная норма, гарантирующая приток в руководство свежих мозгов. Дмитрий Медведев под конец своего срока даже заговорил о том, чтобы этот закон исправить и отправлять чиновников отставку уже в 60 лет. И даже был подготовлен соответствующий проект.
Но не срослось. Как только Путин вернулся в своё кресло, он развернул возрастные нормы в обратную сторону, медведевские поправки отозвал, но внёс свои. Путинские поправки, которые кое-где в прессе прозвали «законом о кремлевских старцах», были приняты Государственной думой 19 декабря 2012 года и одобрены Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Отныне федеральному служащему срок службы мог быть продлен по решению президента, но не выше чем до достижения им возраста 70 лет. После того, как поправки в закон были подписаны Путиным, в официальном сообщении Кремля разъяснялось, что «введение данной нормы будет способствовать сохранению на федеральной государственной гражданской службе высококвалифицированных и опытных государственных гражданских служащих, относящихся к руководящему кадровому составу».
Но шло время, а время неумолимо: Путин стареет, а с ним стареет и его окружение. Сначала пришлось «обнуляться» самому президенту, пересидевшему все мыслимые сроки пребывания у власти. Затем настала очередь «обнуляться» его окружению, и вот 24 марта 2021 года Путин подписал ещё одно дополнение к закону от 2004 года, на этот раз снимающее все возрастные ограничения с тех, кого назначил он сам. Так и вписали в новую редакцию, чёрным по белому: «На гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет».
А на прошлой неделе Госдума утвердила закон, позволяющий оставлять на службе после достижения ими 70-летнего возраста маршалов, генералов армии и адмиралов флота. Почти одновременно пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что президент принял решение оставить на прежних должностях после достижения 70 лет секретаря Совета безопасности Николая Патрушева и директора ФСБ Александра Бортникова. Бортников отпраздновал 70-летие 15 ноября, и это был ему подарок на юбилей.
Надо сказать, что и раньше кое для кого в Кремле делали исключения. Но это были скорее курьёзы, прямо-таки веселья ради. В 2013 году неожиданно откуда-то достали, отряхнули от пыли и назначили сенатором уже мало что соображавшего 88-летнего Владимира Ивановича Долгих. Бывший секретарь ЦК КПСС, назначенный еще Л. И. Брежневым и снятый М. С. Горбачевым, Долгих стал представлять в Совете Федерации столицу нашей Родины Москву. И представлял до осени 2018 года, можете себе представить. Критикам этого назначения говорили: а сенатор – это не чиновник, но член парламента, это выборная должность. Вот только кто его, Долгих, выбрал-то?
Забудем про этот казус, приглядимся лучше к нынешним кремлевским старцам. Что у нас нынче выполняет функции советского Политбюро? Правильно, после всех поправок в Конституцию и обнулений это Совет безопасности во главе с самим нашим верховным правителем Владимиром Владимировичем Путиным, до 70-летия которого осталось, кстати, менее года. Кто там ещё состоит? 70-летний секретарь Совета безопасности Патрушев в органах КГБ СССР с 1974 года, таким опытом пренебрегать никак нельзя. 70-летний постоянный член Совета безопасности Бортников в органах КГБ СССР с 1975 года. Тоже носитель бесценных для управления современным государством знаний. Так что Долгих не одинок, эти тоже из 1970-х, смотрите, какая преемственность: «Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография», как пелось в одной советской песне. Первый заместитель секретаря Совета безопасности Аверьянов Юрий Тимофеевич – 71 год. Заместитель секретаря Совета безопасности Попов Михаил Михайлович – 70 лет. Другие замы – это уже молодежь: Рашид Нургалиев – 65 лет, Сергей Вахруков – 63 года, Александр Гребенкин – 67 лет, Олег Храмов – 66 лет, Юрий Коков – тоже 66. Кто все эти люди? Подробные биографии их нигде не опубликованы. Это, так сказать, аппарат.
Как и в советском Политбюро, здесь сохранена двухэтажная структура. Члены современного Политбюро теперь именуются «постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации», кандидаты в члены Политбюро – это просто «члены Совета безопасности». Кто там среди «постоянных», помимо уже перечисленных? Сергей Борисович Иванов – 68 лет, в КГБ СССР с 1975 года. Владимир Колокольцев – 60 лет. Сергей Лавров – 71. Ещё там состоит бывшая начальница долгожителя Долгих Валентина Ивановна Матвиенко – неловко напоминать женщинам о возрасте, но ей 72 года. Сергей Нарышкин – 67 лет. Сергей Шойгу – 66 лет. Пробежимся и по рядовым членам Совбеза, хотя это уровень пониже, судьбоносные вопросы решают без них: Беглов (65), Булавин (69), Герасимов (66), Золотов (67), Собянин (63), Трутнев (65), Устинов (68), Чайка (70). Настоящим мальчишкой выглядит среди них наш бывший президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Если бы прошло в своё время его предложение о предельном возрасте, то ему теперь пришлось бы в этом руководящем органе заседать, наверное, одному. Остальные бы сидели на персональных пенсиях, внукам сказки на сон грядущий читали.
Пока Путин не пришел к власти, стенограммы некоторых заседаний Политбюро ЦК КПСС удалось опубликовать. Что-то буквально вынес на себе из архива Владимир Буковский, что-то вошло в сборники серии «Россия. ХХ век», начало которой положил Александр Николаевич Яковлев. Потом, конечно, эти публикации прекратились, уж слишком они были красноречивыми. Читаешь сейчас дошедшие до нас стенограммы – например, когда решался вопрос о высылке Солженицына или о вводе войск в Афганистан, или о том, вводить или не вводить войска в Польшу, когда там разгулялась «Солидарность», – и поражаешься убогости этих людей, небожителей, решавших судьбу страны и не одной только страны. Какая-то безнадежная дремучесть, нежелание или неспособность смотреть вперед, ностальгия по крепкой сталинской руке.
Дорого бы я отдал, чтобы посидеть над стенограммами заседаний нынешнего Политбюро, этого собрания кремлёвских старцев. Боюсь, не доживу. Но мы можем почитать то, что дошло из прошлого. Не думаю, что образ мысли и кругозор у этой публики, пришедшей к нам прямо из эпохи застоя, сильно изменился. Почитаешь последние интервью Патрушева или Сергея Иванова какого-нибудь – они как будто проспали полвека, проснулись и заговорили. Как это раньше называлось? Динозавры холодной войны.
Вот стенограмма заседания Политбюро ЦК КПСС 12 июля 1984 года под председательством Константина Черненко (за пять месяцев до этого похоронили генерального секретаря Ю. В. Андропова; через восемь месяцев похоронят самого председательствующего К. У. Черненко):
Черненко: Молотов сказал, что он не понимает людей, которые в силу обиды становятся в оппозицию. Он заявил, что осознал свои ошибки и сделал необходимые выводы. После нашей беседы Виктор Васильевич Гришин в горкоме партии вручил Молотову В. М. партийный билет.
Тихонов: В целом мы правильно сделали, что восстановили его в партии.
Черненко: Но вслед за этим в ЦК КПСС поступили письма от Маленкова и Кагановича, а также письмо от Шелепина, в котором он заявляет о том, что он-де был последовательным борцом против Хрущева и излагает ряд своих просьб…
Устинов: А на мой взгляд, Маленкова и Кагановича надо было бы восстановить в партии. Это всё же были деятели, руководители. Скажу прямо, что если бы не Хрущев, то решение об исключении этих людей из партии принято не было бы. Вообще, не было бы тех вопиющих безобразий, которые допустил Хрущев по отношению к Сталину. Сталин, что бы там не говорилось, – это наша история. Ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина.
Громыко: На мой взгляд, надо восстановить в партии эту двойку. Они входили в состав руководства партии и государства, долгие годы руководили определенными участками работы. Сомневаюсь, что это были люди недостойные. Для Хрущева главная задача заключалась в том, чтобы решить кадровые вопросы, а не выявить ошибки, допущенные отдельными людьми.
Тихонов: Может быть к данному вопросу вернуться в конце года – начале будущего года?
Чебриков: Я хотел бы сообщить, что западные радиостанции передают уже длительное время сообщение о восстановлении Молотова в партии. Причем они ссылаются на то, что до сих пор трудящиеся нашей страны и партия об этом не знают…
Тихонов: Да, если бы не Хрущев, они не были бы исключены из партии. Он нас, нашу политику запачкал и очернил в глазах всего мира.
Чебриков: Кроме того, при Хрущеве ряд лиц был вообще незаконно реабилитирован. Дело в том, что они были наказаны вполне правильно. Возьмите, например, Солженицына…
Романов: Да, люди эти уже пожилые, могут и умереть.
Устинов: В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным.
Громыко: По положительному образу Советского Союза в глазах внешнего мира он нанес непоправимый удар.
Устинов: Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такие аргументы, такой материал, который нас опорочил на долгие годы.
Громыко: Фактически благодаря этому и родился так называемый «еврокоммунизм».
Тихонов: А что он сделал с нашей экономикой! Мне самому довелось работать в совнархозе.
Горбачев: А с партией, разделив ее на промышленные и сельские партийные организации!
Устинов: Мы всегда были против совнархозов. И такую же позицию, как вы помните, высказывали многие члены Политбюро ЦК. В связи с 40-летием Победы над фашизмом я бы предложил обсудить и еще один вопрос, не переименовать ли снова Волгоград в Сталинград. Это хорошо бы восприняли миллионы людей…
Тихонов: Недавно вышел очень хороший документальный фильм: «Маршал Жуков», в котором достаточно полно и хорошо показан Сталин.
Черненко: Я смотрел его. Это хороший фильм.
Устинов: Надо обязательно его посмотреть.
Черненко: Что касается письма Шелепина, то он, в конце концов, просит для себя обеспечения на уровне бывших членов Политбюро.
Устинов: На мой взгляд, с него вполне достаточно того, что он получил при уходе на пенсию. Зря он ставит такой вопрос.
Черненко: Я думаю, что по всем этим вопросам мы пока ограничимся обменом мнениями. Но, как вы сами понимаете, к ним еще придется вернуться.
Тихонов: Желаем вам, Константин Устинович, хорошего отдыха во время отпуска.
* * * * *