Песня что за прелесть эти сказки слова

Урок конкурс по литературе для учащихся 5 класса что за прелесть эти сказки! урок подготовлен на конкурс мультимедиа

Урок – конкурс по литературе для учащихся 5 класса

«Что за прелесть эти сказки!»

$ УРОК ПОДГОТОВЛЕН НА КОНКУРС

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Учитель русского языка и литературы МОУ –

средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово

Красноборова Елена Михайловна

$ Красноярский край. Россия

Форма урока: литературный конкурс

Ведущие: учащиеся 7 класса А, члены литературного клуба «ЛИК»

Участники: учащиеся 5 класса

Зрители: учащиеся 7 класса, родители, учителя.

Оборудование:

      • рисунки учащихся по сказкам А. С. Пушкина;

      • выставка произведений А. С. Пушкина;

      • презентация «Что за прелесть эти сказки!»

      • музыкальное сопровождение.

      • $ видеосюжеты по сказкам А.С. Пушкина из электронного пособия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

      • фрагменты музыкальных произведений на сюжеты сказок

А. С. Пушкина.

Цель урока:

  • Проверить знания учащихся по содержанию сказок А.С.Пушкина.

  • Развивать познавательные и коммуникативные компетенции учащихся через р$азнообразны виды деятельности.

  • $Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского ге­ния, через другие виды искусств.

  • Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

  • повысить мотивации обучения у пятиклассников посредством представления материала в визуализированной, интересной и максимально понятной для учащихся форме.

  • помочь учащимся сделать процесс обучения увлекательным и интересным, а учебный материал – наглядным, доступным и увлекательным.

  • актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся и их родителей.

  • воспитывать чувства ответственности за общее дело (участие в команде)

Виды деятельности учащихся:

1.Чтение:

— выразительное чтение наизусть художественного текста;

2. Аналитическая работа по тексту:

— ответ на вопрос $с привлечением и без привлечения цитат;

3. Устная речь

Монологическая речь: выражение впечатлений, вызванных изученными произведениями

Ход урока – конкурса

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок – конкурс, урок — праздник, посвященный 210- летию со дня ро$ждения русского гения.

В 1837 году «замолкли звуки чудных песен», злодейская пуля обор­вала жизнь поэта. Но он по – прежнему жив в сердцах поколений. Пушкин победил время и пространство. Пушкинская эпоха уходит всё дальше от нас, а поэт как будто всё ближе. Основоположник русской литературы, он и$ ныне самый любимый и читаемый поэт. Неослабевающий интерес у читателей разных возрастов вызывают сказки Пушкина. Прикоснёмся к этому светлому имени, которое для каждого из нас остаётся яркой звездой добра и истины, перелистаем любимые произведения. В конце урока мы должны ответить на вопрос « В чём же заключается прелесть сказок А. С. Пушкина».

К нам пришли герои пушкинских сказок (члены литературного клуба «ЛИК»), которые и помогут провести конкурсы. Встречайте гостей! (учащиеся аплодируют).

1 ведущий (Слайд №2 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 г в Москве. В доме у них была прекрасная библиотека, и маленький Пушкин с детства увлекался литературой. Мальчик не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего сына, Льва).

$

2 ведущий (Слайды №3-№4 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Детские годы Пушк$ина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. Будущий поэт рос в обедневшей дворянской семье. Его отец Сергей Львович воспитание детей поручил жене Надежде Осиповне из рода Ганнибалов.

3 ведущий (Слайд №5 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры. Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства».

$4 ведущий Слайд №6 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

Юный Пушкин очень интересовался русским языком и русской стариной. Его няня, Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни – она была ещё и сказочницей. О том, как сам Александр Сергеевич слушал нанины сказки и как их любил, он написал в письме к брату Льву: « До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Со слов няни Пушкин записывал сказки, которые потом переложил в стихи.

5 ведущий

Ребята, а как вы думаете, почему и за что нам дорог Пушкин? Почему и взрослые, и дети любят читать сказки? В чё$м их прелесть? Перелистаем любимые страницы, встретимся с любимыми героями.

Итак, начинаем конкурсы! Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина.

В конце урока компетентное жюри ( представление жюри, учащиеся 7 класса) определит команду победителей и назовет знатока пушкинских сказок. Коман$да, набравшая большее количество жетонов, становится победительницей, а учащиеся, набравшие 5 жетонов, получают оценку «пять», 4 – жетона — «четыре». Другие оценки не выставляются.

$

КОНКУРС №1 (5минут)

«Лучший чтец»

Задание командам: прочитать наизусть любые отрывки из сказок А. С. Пушкина. Победителем становится та команда, от которой ученик последним прочитает отрывок. Приглашается по одному ученику от команды. На конкурс отводится 5 минут.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

По итогам конкурса определяется команда-победитель.$

КОНКУРС №2 (5 минут)

« Продолжи строку»

1 ведущий

Задание: Каждая команда вытягивает карточку, на которой написаны первые строки из сказок. Продолжите строчки. Отгадайте, из какой они сказки.

2 ведущий. (Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

$ «Продолжите начатую мной строчку и назовите сказку».

1.Три девицы под окном…(пряли поздно вечерком)

2. Ветер по морю гуляет и…( и кораблик подгон$яет)

3.Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка-

Белка песенки… (поёт да орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые)

3 ведущий. ( Слайды №10- 12 из презентации «Что за прелесть эти сказки!»)

4. Жил старик со своею старухой

Старик ловил …..(неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу)

5. Стал он кликать Золотую рыбку

( приплыла к нему рыбка, спросила.$..)

6. Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю…(всю правду доложи…)

4 ведущий

7.У лукоморья дуб зеленый …$

8. Вдруг шатер распахнулся.

И девица, Шамаханская царица,

Вся, сияя, как …(заря, тихо встретила царя)

9. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой…

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 3 (6 минут)

$«Узнай сказку»

5 ведущий: « А теперь , ребята, внимание!

Мы покажем вам фрагменты из сказок А. С. Пушкина.

Вы должны назвать, из какой сказки этот фрагмент. Каждой команде предлагается по 2 фрагмента.

$ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИДЕОФРАГМЕНТОВ ( См. «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 3 «Сказка о царе Салтане…»).

  • $ВИДЕОФРАГМЕНТ № 12 «Сказка о золотом петушке»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 15 «Сказка о царе Салтане…»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 21 «Сказка о попе и работнике Балде»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 23 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

  • ВИДЕОФРАГМЕНТ № 24 «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

КОНКУРС № 4

«Музыкальный»

1 ведущий Сказки Пушкина не похожи одна на другую. Многие сродни народным песням. Нас пленяют напевность и мелодичность их стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно сказки вдохновили композиторов на создание дивных опер.

А теперь самое сложно$е задание: определите композитора и произведение А.С.Пушкина, на основе которого создана музыкальная композиция. Каждой команде предлагается по 1 фрагменту обязательно и 2 дополнительно, кто отгадает первым.


ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.( См. папку

« Музукальные произведения» (6 минут ))

$

  • m8 Н. Римский – Корсаков «Сказка о золотом петушке». Ария Шамаханской царицы.(1 минута 28 сек.)

  • m21. М.И. Глинка. «Руслан и Людмила». Ария Руслана в исполнении И И. Петорова.(1 минута 20 сек.)

  • m22.Д. Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде». Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. (59 сек.)

  • $m24 Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Полёт Шмеля.(1 минута 28 сек.)

  • m25. Н. Римский — Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Ария царевны Лебедь в исполнении В. Барсовой.(1 минута 20 сек.)

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 5 (3 минуты)

$«Пантомима»

$Группа учащихся 7 класса (члены литературнго клуба «ЛИК» в костюмах представляют фрагменты из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

— «Чернавка ведёт в лес царевну»

— « Разговор царицы с зеркальцем»

— « Царевна у семи богатырей»

2 ведущий: задание: определите фрагмент из сказки Пушкина, на основе которой создана пантомима.

$

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

КОНКУРС № 6 (5 минут)

«Ораторы»

3 ведущий: задание:$ дома каждая команда готовила ответ на вопрос « В чём прелесть сказок А.С. Пушкина». Слово командам. Жюри оценивает оригинальность, выразительность, артистичность выступающих.

СЛОВО ЖЮРИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

$

Учитель

ИТАК, РЕБЯТА, ЗАКОНЧИЛСЯ НАШ КОНКУРС.

Вы ещё раз встретились с любимыми героями, проявили творчество, активность, ответили в чём прелесть пушкинских сказок, показали, что любите и читаете сказки А.С. Пушкина. А сейчас слово жюри.

Итоги уро$ка.

Награждение команды – победительницы.

Определение Знатока сказок А.С. Пушкина. Награждение.

Выставление оценок учащимся по количеству жетонов.

МОЛОДЦЫ! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Домашнее задание. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители», стр.118-151, в.1-7

Используемая литература.

$

1. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М. «Детская литература», 1998.

2. Учебный диск Мультимедиа Энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий». Фирма 1 С, 2002,Республиканский мультимедиа центр.

А) видеофрагменты. Б) музыкальные произведения. В) иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Урок музыки для 4-го класса по теме «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

(Урок проведен на семинаре в рамках реализации совместного проекта МОиН РТ с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»).

$ Цель урока: На примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке раскрывается образ литературного героя.
Задачи:

1. Познакомить с симфонической картиной «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане$», вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А. Римского-Корсакова;
2. Формировать умение определять инструмент по тембру звучания.
3.Воспитание любви к русской музыкальной культуре.
Педагогическая идея: Раскрашенный звуками и красками мир — прекрасен!
Тип урока: изучение нового материала.
Средства урока:

Компьютер, мультипроектор.

Портреты А.С.Пушкина, Н.А.Римского – Корсакова С.С. Прокофьева, репродукции: И.Билибина, А.М.Куркина, В.М.Конашевича, М.Врубеля “Царев$на – Лебедь” – в презентации.

Музыкальный материал: “Три чуда”, вступление к IV действию оперы Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”; музыкальные картинки к опере “Сказка о царе Салтане…”, «Сказочка» С.С.Прокофьева.

Песенный материал: «В гостях у сказки»

Театральные декорации: костюмы

Предварительная подготовка: заранее готовится отрывок по сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Структура урока.

Этапы работы

Содержание

Оборудование

1

Организ$ационно — подготовительный

Музыкальное приветствие

Постановка проблемы урока

Структура «Сингл раунд робин».

Фортепиано,

репродукция.

Слайды1-2

$

2

Знакомство с песенным репертуаром. Исполнительство.

Восприятие музыки

Песня «В гостях у сказки»-отработка выразительности исполнения.

Учитель раздает напечатанный текст песенного репертуара, музы$кальный материал

Слайды3

3

Слушание и восприятие музыки

С .С.Прокофьев «Сказочка»

Структура «Сингл раунд робин».

Репродукции, музыкальный центр, музыкальный материал

Слайды4-6

4

$Театрализованное представление

Фрагменты сказки в исполнении группы ребят (начало)

$Костюмы, музыкальное сопровождение.

Слайды7

5

Физкультминутка

Структура «Микс фриз груп»-по содержанию сказки

Музыкальный материал

Слайды 8

6

Слушание и восприятие музыки

Музыкально — образовательный

Последовательность музыкал$ьных картин в опере, темы – характеристики героев.

Беседа о передаче сказочных образов средствами музыки.

Структура «Сингл раунд робин».

Репродукции, музыкальный центр, музыкальный материал, портреты, книга “Сказка о царе Салтане…”

$Слайды 9-14

7-8

Итог урока.

Рефлексия.

Музыка обогащает сказку, делает образы сказки более яркими, $красочными. Каждый герой имеет свою музыкальную характеристику.

Структура «Конерс», «Таймд пэа шэа». Структура «3-2-1».

Репродукции, плакаты.

Слайды15-18

Ход урока.

1. Организационно – подготовительный этап.$

а)Музыкальное приветствие. Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте! Слайд1

б) Приветствие гостей, приветствие «партнеров» по лицу и по плечу.

в) Постановка проблемы урока.

Структура «Сингл раунд робин».

-Посмотрите на репродукцию палехской шкатулки «Сказки Пушкина». Почему именно этой картиной я открываю наш урок? Слайд2$

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 3, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 1, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

(Дети говорят – учитель записывает на доске)

-Вам предстоит проверить свои предположения в ходе урока.

$2. Знакомство с песенным репертуаром. Исполнительство. Восприятие музыки. Слайд 3

-Вы сказали о песне «В гостях у сказки», которую мы разучили на прошлом уроке.

Проверим ваше дом. з.- выучить песню.

а) Послушайте песню. Вспомните мелодию, слова.

б) Испол$нение под минусовку в группах.

Задание в группах: -Послушайте друг друга и определите: -кто хорошо знает текст

-чье исполнение больше понравилось

в)Исполнение с солистами (куп.- солисты, припев- все)

3. Слушание и восприятие музыки. Театрализованное представлениие. Слайд 4

$а) Беседа:

$-Вы сказали, что с прошлого урока мы стали говорить об А.С.Пушкине. Кто он? Что он писал? Сколько сказок он написал? (6) Слайд 5

-Почему дети любят сказки? Какие жанровые особенности сказок знаете? (Зачин, повторы, волшебство..)

б) Слайд 6

Слушание записи фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева.

-Что представили, слушая пьесу?$

Структура «Сингл раунд робин».

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

— В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Сравните это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается». Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сер$геевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.

4. Театрализованное представление.$

а) Слушание записи фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева и параллельное инсценирование начала «Сказки о царе Салтане…»

б) –Вы узнали сказку? Слайд 7

Вы ее дома прочитали. А какие внимательные читатели вы были – проверим .

5. Физминутка. (под фрагменты музыки оперы Н.А.Римского – Корсакова)

Сейчас мы проведем структуру «МИКС ФРИЗ ГРУП»: Слайд 8

-1-двигаемся под музыку, перемешиваемся в классе

$-2-музыка замолкает — все замирают и слушают вопрос

-3- ответом будет какое-то число — группу с таким количеством учеников вам нужно образовать.

ВОПРОСЫ:

$-Сколько было сестер? (3)

-Сколько раз гости были у Гвидона? (4)

-Сколько раз летал к отцу Гвидон? (3)

-Сколько кровных родственников было у Гвидона? (5)

-Сколько раз «чудо-чудное завесть» хотел на своем острове князь Гвидон? (3)

(САДИМСЯ НА МЕСТО.)

$6. Слушание и восприятие музыки.

а) Сообщение темы урока. Слайд 9

Итак, вы были правы: мы сегодня говорим о Пушкине-сказочнике и его «Сказке о царе Салтане»

Слайд 10

Эта сказка А.С.Пушкина вдохновила Н.А.Римского – Корсакова на создание оперы. (Опера – спектакль, герои которого поют на сце$не.) Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказки получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность.

б) Слушание и восприятие музыки «Три чуда» (по частям).

Музыкально – образовательный этап.

Учитель. Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их?

$

Структура «Сингл раунд робин».

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 2, уч.1 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 4, уч. 4 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы бере$чь город князя Гвидона. И — самое наиглавнейшее — чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.

Учитель. Давайте послушаем фрагмент симфонической картины “Три чуда” из оперы. $Какое из трех чудес изображено в музыке Римского – Корсакова и как?

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА

Учитель. Вначале каждой картины звучит фанфарный призыв, призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Что вы представляете под эту музыку?( После сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города -праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев).

Структура «Сингл раунд робин».

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

$— стол 3, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 1, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

Дети. Далее мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации. Итак, «Белка» – первое чудо. Слайд 11

Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде»$, которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание $ксилофона.

ПРОДОЛЖАЕМ СЛУШАТЬ.

Структура «Сингл раунд робин».

$-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

Дети. Снова звучит фанфарный призыв. В музыке слышится шум “бурливого моря”.Это на берег выходят витязи – богатыри. Слайд 12

Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой $маршевой темой медными духовыми инструментами .

Учитель. Вы уже догадались, что последнее чудо-Лебедь. Попробуйте увидеть момент превращения ее в царевну. Слайд 13

$ПРОДОЛЖАЕМ СЛУШАТЬ.

Структура «Сингл раунд робин».

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 1, уч. 4 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 2, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

Дети. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превр$ащении Лебеди в девушку-царевну. Слайд 14

А теперь давайте обратимся к образу прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля “Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота отличает этот образ! Из каких интонаций строится тема царевны – Лебедь в опере?

Тема царевны – Лебедь будто соткана из $интонаций русских народных песен. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки.

С образом доброй волшебницы Лебеди связана ц$ентральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. 

в) Обобщение.

1) Сейчас мы выполним структуру «КОНЕРС»: Слайд 15

$-У нас есть 4 угла: -СЛУШАТЬ МУЗЫКУ

-СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ

-ВСПОМИНАТЬ СКАЗКУ

-ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ

Послушайте вопрос, подумайте10 сек., возьмите жетон того цвета, какой угол вы выбрали..

-Под$ойдите к выбранному углу

2) Сейчас мы выполним структуру « ТАЙМД ПЭА ШЭА»:

-Встаньте в пару с учеником не со своего стола

-Объясните свой выбор напарнику (10 сек.) и выслушайте его (10 сек.) Начинает тот, кто выше ростом.

-Готовы? Начали.

-Что сказал ваш собеседник?

-Поблагодарите своего собеседника. Вернитесь на место

$7.Итог урока.

Учитель. Сказки А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений, а художники нарисовали множество иллюстраций и картин. Мелодичность произведений А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках. Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений Пушкина?

$Структура «Сингл раунд робин».

-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.

— стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?

— стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?

— Какие варианты еще были?

Дети. Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз. Слайд 16

Учитель. Поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Все это богатство мы найдем в опере Николая Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”. Этого композитора справедливо называют композитором – сказочником. Перу Римского – Корсакова принадлежит 7 опер, написанных на сказочные сюжеты.

$

8. Рефлексия

а) Сейчас вы заполните бланки структуры «3-2-1» Слайд 17

Запишите на синих листочках:

$3- вида искусства, с которым вы встретились на уроке

2- фамилии композиторов, чья музыка звучала на уроке

$ 1- методику, которая вам понравилась на уроке

б)Учитель. Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательный русский композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане…”. Эта опера открывает нам целый мир сказочных сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н.А.Римского – Корсакова она стала еще живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее. Дома вы можете в своих альбомах нарисовать “музыкальную картинку” из этой оперы, а сегодняшнее наше путешествие в мир сказки заканчивается, но мы обязательно встретимся с ней еще не один раз на наших уроках музыки. Слайд 18 $

Категория: Искусствоведение.

Методическая разработка урока «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Цель: познакомить учащихся с образами пушкинских сказок в опере Н. А. Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”

Образовательные:

Познакомить учащихся с музыкой оперы русского композитора– сказочника Н. А. Римского– Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Сформировать у учащихся понимание регистра, тембра.

Закрепить у учащихся знания об опере, о выразительности и изобразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства.

Усвоить понятие музыкальной живописи.

Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки , литературы и живописи.

Развивающие:

Развивать коммуникативную и информационную компетенцию учащихся

Развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными.

Развивать вокально-хоровые навыки, творческую активность учащихся

Воспитательные

Формировать у учащихся общекультурную компетенцию.

Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе, живописи и музыке.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку Н. А. Римского-Корсакова и сказкам А. С. Пушкина

Здоровьесберегающие:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и применяя разнообразные формы ведения урока

Тип урока: Изучение нового материала.

Информационно– методическое обеспечение:

Видео-аудио-оборудование;

Мультимедийная презентация

Фортепиано

Музыкальный материал:

Симфоническая картина»Три чуда» Н. А. Римский –Корсаков

Тема Белочки

Тема богатырей

Тема царевны-лебеди

«Чудо-сказки» В. Голиков, сл. Ю. Полухина

Художественный материал:

Иллюстрации к сказке А. С. Пушкина И. Билибина, Б. Зворыкина, живопись Палех.

Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.

Ход урока

На доске афиша. (слайд №1)

Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались по афише, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки. Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд №2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд №3)

Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. (слайд №4)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы. (слайд№5)

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание.

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах.

Что такое регистр? (слайд №7)

Дети. ?????

Учитель. Вы много раз видели это слово (на лепестке цветка, изображенного на стене), но не знаете что это такое.

(слайд № 8)

Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

А что такое тембр?

Дети. Тембр – это окраска звука. (слайд №9)

Учитель. Молодцы ребята. Откройте пожалуйста словарики и запишите это. (Регистр…) (слайд № 8)

(дети записывают определение регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(слайд № 10)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают)

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Учитель. Ребята давайте попробуем разучить хор из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте пожалуйста удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 11)

Проговорим слова « Не в саду, не в огороде,

А в Кремле при всем народе

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…»

Поем. Добиваемся чистоты пения. Молодцы ребята!

А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.

Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах. )

Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд №12)

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш – торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.

Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки будут изображать белочек, а мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль. (Дети прекрасно справляются с заданием).

Учитель. В каком регистре звучала музыка белочек и богатырей?

Дети отвечают.

Учитель. Спасибо вам ребята. Молодцы!

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна – Лебедь» (слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Дети предполагают. (слайд № 14)

Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский – Корсаков

Звучит фрагмент.

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским ?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу? (слайд № 15)

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Дети называют.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Дети отвечают.

Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.

Дети выполняют задание.

Учитель. Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов. )

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете желтый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи оранжевого цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

Учитель. Спасибо вам ребята за работу на уроке.

Задание на дом: изобразить впечатление от урока на листе бумаги.

Учитель выставляет оценки.

Е. Л. Герасимова, МБОУ СОШ №11, г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Искусствоведение

 УЧЕБНИК — ?активная ссылка онлайн-учебника за 5 класс

Iчетверть

Урок № 6 (на 18.10.2021г.)

страницы в учебнике 18-21

Фольклор в музыке русских композиторов

1 1improved photo 84zd

Ребята! 

    На основе литературных источников композиторы часто создают инструментальные произведения. Такие сочинения называют программной музыкой. (у кого нет этого понятия — запишите его в тетрадь в сокращенном виде! самое главное!). Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращаются к литературному фольклору — сказкам, былинам, легендам, преданиям.

    С музыкальной темой Кикиморы вы познакомились на уроке в школе. не все сдали домашнее задание по этой теме (рисунок Кикиморы). Урок был давно, поэтому предлагаю вспомнить еще раз это интересное музыкальное произведение: тему хрустальной колыбельки, легкую, звонкую,  прозрачную;  тему темного леса, загадочно и устрашающе звучавшей в низком регистре.

Внимание!  Те, кто не сдал рисунок Кикиморы, нужно сегодня это домашнее задание отправить на почту grinya.2882@gmail.com. Не забывайте подписывать свои работы (свою фамилию, имя и класс (букву)!  Оценки в электронном журнале будут выставлены на  4 октября.

А мы продолжаем урок!

«Что за прелесть эти сказки…»

Nikolaj Andreevich Rimskij Korsakov

«Шехеразада» — симфоническая сюита Н.А. РимскогоКорсакова, написанная в 1888 году. РимскийКорсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита напоминает симфонию, состоящую из 4-х частей. Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».

Послушайте 4-ю часть сюиты «Шехеразада»?

В тетрадь запишите композитора, произведение и фрагмент, вами сегодня прослушанный. 

!!!Сегодня небольшая проверочная работа по теме «Жанры народных песен». 

Внимание!  Тест на оценку (она будет стоять в электронном журнале на 18 октября)! В тесте 6 вопросов. К тесту приступайте только после повторения материала. Регистрироваться на сайте не нужно. Начиная тест, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)!  Пройти тест нужно до 20 октября 21.00ч. Удачи!

На этом урок заканчиваем:)

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 7 (на 25.10.2021г.)

страницы в учебнике 22-27

Жанры инструментальной и вокальной музыки

В тетрадь запишите произведения, вами сегодня прослушанные, а так же понятия с видео-урока (вокализ, песня без слов, баркарола, романс) Их можно найти на той же странице видео-урока, нажав на конспект.

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

III четверть

Урок № 1-2 (на 20.01.2021г. и 27.01.2021г.)

страницы в учебнике 48-57

Первое путешествие в музыкальный спектакль. Опера

5d6591aa916c298818808ad0

  Самый богатый и сложный жанр музыки — опера. ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра. ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

    Для показа опер (и балетов) специально строится здание оперного театра. Что отличает оперный спектакль от драматического спектакля настолько, что для него потребовалось специальное помещение?

Посмотрите видео-урок, запишите все встречающиеся понятия себе в тетрадь?

    По законам театра опера делится на действия (акты), действия — на картины, картины — на сцены, а сцены — на номера.

Названия голосов по их высоте (можно записать для удобства в столбик):

Мужские (от высокого к низкому) — тенор, баритон, бас.

Женские (от высокого к низкому) — сопрано, меццо-сопрано, альт.

    Посмотрите мультик-оперу ?по ссылке, проверьте свои знания. Очень интересное задание — тренажёр!

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 3 (на 03.02.2021г.)

страницы в учебнике 48-57

Первое путешествие в музыкальный спектакль. Опера 

Нужно прочитать параграф в учебнике, вспомнить весь материал. 

Внимание!  Тест на оценку (она будет стоять в электронном журнале на 3 февраля)! К тесту приступайте только после изучения материала. Регистрироваться на сайте не нужно. Начиная игру, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)!  Пройти тест-игру нужно до 7 февраля 21.00ч. Удачи!

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 6 (на 24.02.2021г.)

страницы в учебнике 58-63

Второе путешествие в музыкальный спектакль. Балет

unnamed%2B%25281%2529

Продолжаем путешествие в знаменитые музыкальные театры. Сегодня
мы отправимся в Санкт-Петербург, в один из известнейших и значительных театров
оперы и балета в России и мире — Мариинский театр.

5831135440

Этот театр был основан в 1783 году. Именно
на сцене этого театра в 1892 году был впервые поставлен балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»,
в основу либретто которого был положен сюжет сказки «Щелкунчик и мышиный
король» немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Послушай и посмотри фрагменты балета «Щелкунчик»?

    В учебнике прочитать параграф по этой теме (страницы указаны в дате урока). В тетрадь записать понятия: балет (страна, в которой он родился и век), кордебалет, пуанты. А так же, послушать популярные номера из него, пройдя ?по ссылке.

И еще один номер, которого там нет. Это «Битва с мышами»?

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 7 (на 10.03.2021г.)

страницы в учебнике 64-67

Музыка в театре, кино, на телевидении

images

Эта тема не большая. Ее нужно самостоятельно прочитать в учебнике и записать  в тетрадь понятие

ТАПЕР.

!!!А также, необходимо выполнить ?проверочный тест по предыдущей теме. На выполнение у вас сутки!!! 11 марта в 21.00ч. тест будет закрыт. Советую его выполнить  в день урока — 10 марта. На конечный результат внимание не обращайте (не расстраивайтесь), так как большинство вопросов я оцениваю сама и, в случае правильных ответов, баллы будут добавлены мной вручную.

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

IV четверть

Урок № 1 (на 31.03.2021г.)

страницы в учебнике 68-71

Третье путешествие  музыкальный театр. Мюзикл

5d779be9916c29881880dd27

В 1920-х годах появился новый эффектный жанр театрализованного представления – мюзикл. Этот вид искусства одновременно наследовал и нарушал традиции классических «лёгких» жанров – оперетты и варьете. Мюзикл зародился и развивался в Америке, а после завоевал весь мир.
 ?Посмотри видео-урок

Прочитать параграф в учебнике.

Послушать яркие музыкальные номера из мюзикла.

Первая песня  Джелликл-кошек?

Ария кошки Гризабеллы «Память»?

!!!По возможности, найдите переводы этих номеров, прочитайте их (чтобы лучше понять смысл).

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 2 (на 14.04.2021г.)

страницы в учебнике 68-71

Третье путешествие  музыкальный театр. Мюзикл

!Необходимо запомнить

Мюзикл является
неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, ему присущи такие черты,
как:

·  отсутствие подлинного реализма;

·  доступная, простая для запоминания музыка;

·  ориентация на широкий круг слушателей;

·  развлекательная направленность;

· синтез эстрадной и бытовой музыки, хореографии и современного танца, драмы и
изобразительного искусства.

Одной из разновидностей мюзикла является рок-опера.

Нужно прочитать параграф в учебнике, вспомнить весь материал. 

Внимание!  Тест на оценку (она будет стоять в электронном журнале на 7 апреля)! В тесте 11 вопросов. К тесту приступайте только после изучения материала. Регистрироваться на сайте не нужно. Начиная игру, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)!  Пройти тест-игру нужно до 17 апреля 21.00ч. Удачи!

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Урок № 3 (на 21.04.2021г.)

страницы в учебнике 90-97

ЗВАТЬ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К НАСТОЯЩЕМУ. Александр Невский

5d3dd706916c2988188039c4

С глубокой древности русские воины защищали народ от иноземных вторжений. Множество славных героических имён сохранила история. Русские художники, писатели и поэты, и музыканты обращались к историческим событиям прошлого и прославляли героев, вдохновляя потомков сохранять наследие предков и быть достойными сынами Отечества.

Сегодня мы снова вспомним уже известное нам произведение, посвященное Александру Невскому.

Нужно прочитать параграф в учебнике, закрепить весь материал. 

Внимание!  Тест на оценку (она будет стоять в электронном журнале на 21 апреля)! В тесте 9 вопросов. К тесту приступайте только после изучения материала. Регистрироваться на сайте не нужно. Начиная игру, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)!  Пройти тест-игру нужно до 28 апреля 21.00ч. Удачи!

%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F%2B%25D1%2581%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B0

Цель:
1) Знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина.
2) Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков актёрского мастерства и сценической речи.
3) Воспитание любви к русской сказке.

Презентация. Портрет А.С.Пушкина. Книжная выставка «Что за прелесть эти сказки!»
Слайды идут по тексту.

Библиотекарь.

Люблю я Пушкина творенье
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет

Дорогие ребята! В этом году 6 июня исполняется 210 лет со дня рождения А.С. Пушкина.

 С.Я. Маршак писал о сказках А.С. Пушкина так: «Слушая сказки А.С. Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».
Пушкин Александр Сергеевич — поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — «арапа Петра Великого».
Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения Пушкин вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна.
Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами… И он сам уплывал в сон…
В Москве прошло детство поэта, в доме его родителей собирались самые известные писатели. В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Лицей-это школа для мальчиков знатных фамилий. Он находился в Царском Селе в пристройке царского дворца. Там учились 30 мальчиков, ровесников. В1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Учение продолжалось шесть лет, и всё это время ученики жили безвыездно в Лицее. Учили их лучшие учителя и профессора. За шесть лет мальчики очень сдружились между собой и крепко полюбили свой Лицей. После окончания Лицея они каждый год собирались вместе 19 октября праздновать годовщину открытия Лицея.
Его лучшими друзьями с лицея стали А. Дельвиг, И. Пущин , В. Кюхельбекер.
А.Пушкин писал:

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

1911 г. Художник И.Е.Репин написал картину «Пушкин на лицейском акте», именно так Репин представлял, как сдавал экзамены А.Пушкин.
Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820.
После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.
По окончании лицея он был уже настоящим поэтом.
Короткая жизнь А.С.Пушкина была наполнена событиями: во время учения в лицее он и его товарищи внимательно следили за событиями войны 1812 года, его друзья были причастны к восстанию декабристов 1825 года. Сам поэт царем ссылался на Кавказ и в родовое имение Михайловское под Псковом.
18 февраля 1831 г. в церкви Вознесения Господня состоялось его венчание с Н.Н.Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве.
В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село — место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане».
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии.
За поэтом следили, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги.
Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.
27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.
Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.
Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.
Ребята, а знаете ли вы какие сказки написал А.С,Пушкин?
Эти сказки написал А.С.Пушкин:
1 Сказка о золотом петушке,
2 Сказка о медведихе,
3 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ,
4 Сказка о попе и его работнике Балде,
5 Сказка о рыбаке и рыбке ,
6 Сказка о царе Салтане… ,
7 Руслан и Людмила (Поэма).
По произведениям А.С. Пушкина было снято много художественных, мультипликационных фильмов. Все вы смотрели «Руслан и Людмила», «Сказку о царе Салтане…», еще снято много фильмов, такие как:
Дубровский,
Пиковая дама,
Капитанская дочка,
Евгений Онегин,
Кавказский пленник,
Граф Нулин,
Полтава,
Домик в Коломне,
Медный всадник,
Метель,
Маленькие трагедии и т.д.

Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» и «Золотой петушок». А художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь».

Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре
«УГАДАЙКА
Из какой сказки иллюстрации?

  • Сказка о попе и работнике его Балде.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях .
  • Руслан и Людмила.
  • Сказка о попе и работнике его Балде.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Сказка о рыбаке и рыбке.
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Угадай по картинке из какой сказки и зачитай наизусть отрывки

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом (Руслан и Людмила)

За отдаленными горами
Нашли мы роковой подвал;
Я разметал его руками
И потаённый меч достал. (Руслан и Людмила)

Бьётся лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит… (Сказка о спящей царевне и семи богатырях)

Свет мой, зеркальце ! Скажи
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд,
Слуги белку стерегут. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
 Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
 Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

Угадай сказку, отгадав загадку!

Стоит толстуха —
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (БОЧКА . Сказка о царе Салтане… )

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище. (Кот. Руслан и Людмила)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка. Сказка о царе Салтане… )

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.Руслан и Людмила)
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух —
Скрылись овцы и пастух. (Месяц и звезды. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях )

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух. Сказка о золотом петушке.)

Не зверь, не птица,
Носок как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит. (Комар. Сказка о царе Салтане… )

А теперь, дорогие ребята, ответьте на вопросы.

1. По сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»

Чей это портрет?
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»
(Портрет царицы мачехи)

Какое приданное приготовил царь своей дочери?
 «Семь торговых городов
Да сто сорок теремов»

Кому отдала царица приказ:
«Весть царевну в глушь лесную
и, связав её , живую
под сосной оставить там
на съедение волкам…»?
«Чернавке, сенной девушке своей»

2. По «Сказке о попе и работнике его Балде»

 За какую плату согласился работать Балда у попа?
«В год за три щелчка тебе по лбу…»

Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу…». Что такое полба?
(Каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы)

Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
«Пошел Балда в ближний лесок
 Поймал двух зайков да в мешок»

3. По «Сказке о рыбаке и рыбке»

Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?
«В третий раз закинул невод,-
Пришел невод с одною рыбкой…» (Два раза)

Сколько времени была старуха царицей?
«Вот неделя, другая проходит…» (Две недели)

Сколько просьб старика выполнила рыбка?
Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.

Викторина «Путешествие по Лукоморью»

Кто из героев сказок Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года?
«Сказка о рыбаке и рыбке».Старик со старухой.

Кого пытался убить злой Чародей, в облике Карлика?
«Сказка о царе Салтане». Пытался убить лебедя.

Как звали князя, которого усердно славил народ?
Князь Гвидон.

Как звали человека, не сдержавшего свое обещание и поплатившегося за это жизнью?
«Сказка о золотом петушке». Царь Додон был наказан.

Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана?
Остров Буян

Кто в одной и той же сказке Пушкина был наказан за жадность, а кто-то за трусость и безволие?
«Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха за жадность, а старик за безволье.

Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе?
«Во саду ли в огороде…»

В какой сказке главный герой трижды претерпел чудесные превращения и какие?
 «Сказка о царе Салтане». Превратился комаром, мухой, шмелем.

Как называется сказка, в которой звучат слова, знакомые вам с детства?

«Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в теплицу входит царь,
Стороны той государь»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Как зовут героя, которому принадлежат слова:

«Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя?» (Елисей)

Давайте еще с вами поиграем. Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:

— Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— А Балда приговаривал с укоризной:
`НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!`

— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. А теперь, давайте вспомним!
Когда родился А.С.Пушкин?
06.06.1799 — 10.02.1837
Кем он был ?
поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
Кто были его родители?
Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — «арапа Петра Великого».

Кто ему привил любовь к русскому языку и сказкам?
Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.

Где учился А.С.Пушкин?
Он учился в Царскосельском лицее

Кто и какую картину нарисовал по сказке А.С. Пушкина
Художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь».

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
1 Сказка о золотом петушке
2 Сказка о медведихе
3 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4 Сказка о попе и его работнике Балде
5 Сказка о рыбаке и рыбке
6 Сказка о царе Салтане…
7 Руслан и Людмила (Поэма)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами познакомились с автобиографией А.С.Пушкина, вспомнили его сказки. Я очень рада, что вы все читали сказки А.С.Пушкина и полюбили их.

Хочется закончить наш урок такими стихами.

Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днём одним
С ним и любите, и мечтайте.
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите,-
Жить нам без Пушкина нельзя.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

  • Песня я не знаю детских сказок но я знаю небылицы как одна особа невзлюбила папу
  • Песня что такое сказка мы о ней мечтаем
  • Песня ты даришь звуки ты даришь краски и оживают детские сказки
  • Песня ты читала сказки тысяча и одна ночь
  • Песня твоя любовь как сказка