Песни восточные сказки татарские

Президент татарстана поддержал новый международный музыкальный фестиваль тюркских народов сможет ли казань стать культурной столицей многомиллионного тюркского мира, что общего

Президент Татарстана поддержал новый международный музыкальный фестиваль тюркских народов

Сможет ли Казань стать культурной столицей многомиллионного тюркского мира, что общего у родственных народов и почему именно столица Татарстана была выбрана для проведения первого международного фестиваля эстрады тюркских народов «Восточный базар в Казани»? Торжественное открытие прошло в Казанской ратуше в конце прошлой недели. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на церемонии старта нового амбициозного детища руководителя фонда татарской культуры Татарстана им. Вагапова Рифата Фаттахова.

В Казанской ратуше в конце прошлой недели дали старт «Восточному базару в Казани»В Казанской ратуше в конце прошлой недели дали старт «Восточному базару в Казани»

«Можно смело обратиться к новым формам, суперсовременным аранжировкам, но при этом не теряя своего национального колорита»

Гала-концерт первого международного фестиваля эстрады тюркских народов «Восточный базар в Казани», по замыслу организаторов, должен был стать культурным событием всемирного, по крайней мере общетюркского, масштаба. Само мероприятие планировали провести еще в начале декабря в «Пирамиде», но новая волна пандемии внесла свои коррективы. В результате решили, что грандиозное концертное шоу состоится летом следующего года, а пока в Казанской ратуше в конце прошлой недели дали старт «Восточному базару в Казани».

На торжественное открытие зрителей, как и положено, пускали по QR-коду, в масках и предварительно измерив температуру. Не стал исключением и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, кроме него, в Ратуше были замечены и другие VIP*-гости в лице первого зампреда комитета Госдумы по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова, генконсулов тюркских республик, представителей республиканского парламента. Ведущие вечера Марина Ясельская и Ришат Ахмадуллин сообщили: в фестивале принимают участие 2 тыс. артистов, представляющих Турцию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизию, Финляндию, Германию, а также 10 российских регионов.

Рифат Фаттахов (слева): «То, что фестиваль проходит в Казани вполне естественно, так как издревле она была культурно-просветительским центром восточного мира»Рифат Фаттахов (слева): «То, что фестиваль проходит в Казани, вполне естественно, так как издревле она была культурно-просветительским центром восточного мира»

Все это великолепие сумел организовать руководитель общественного фонда татарской культуры Татарстана им. Рашита Вагапова Рифат Фаттахов. Вполне логично, что ему первым было предоставлено  слово. «То, что фестиваль проходит в Казани, вполне естественно, так как издревле она была культурно-просветительским центром восточного мира. Казань, татарский народ выполняли роль моста, соединяющего европейскую цивилизацию и восточный мир», — объяснил продюсер выбор место проведения «Восточного базара». После чего добавил: «Культура спасет мир, если мир сохранит эту культуру».

Фаттахов, обращаясь к сидящему в первом ряду Мухаметшину, напомнил, как 21 апреля 2004 года спикер республиканского парламента, открывая I международный фестиваль татарской песни им. Рашита Вагапова пожелал ему долгой жизни, и это по воле Всевышнего осуществилось. Остается надеяться, что и «Восточный базар» ждет такое же будущее.

Позже в разговоре с «БИЗНЕС Online» Фаттахов добавил, что новый песенный форум направлен и на развитие нашей национальной культуры. «Конечно, одной из главных задач нашего фестиваля является развитие татарской национальной эстрады через ее взаимовлияние, взаимообогащение с культурой других тюркоязычных народов, — сообщил наш собеседник. — Мы все прекрасно знаем, как в последнее время круто развивается казахская, азербайджанская, узбекская эстрада. Нам есть к чему стремиться…» Одновременно добавляет Фаттахов: «Наиважнейшей и наисложнейшей задачей продолжает оставаться необходимость выхода татарской эстрады на мировую арену! Это мы можем сделать опять-таки через тюркский мир. На первом этапе — однозначно. Можно смело обратиться к новым формам, суперсовременным аранжировкам, но при этом не теряя своего национального колорита. Как это умело делают, вновь повторюсь, наши братья — музыканты из тюркоязычных стран».

В своей 15-минутной приветственной речи спикер Госсовета РТ Мухаметшин порадовался, что именно ему посчастливилось открывать фестиваль от имени Рустама МиннихановаВ своей 15-минутной приветственной речи спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин порадовался, что именно ему посчастливилось открывать фестиваль от имени Рустама Минниханова

«Восточный базар» — название мне понравилось!»

В своей 15-минутной приветственной речи спикер Госсовета РТ Мухаметшин порадовался, что именно ему посчастливилось открывать фестиваль от имени Рустама Минниханова, без поддержки которого проект не был бы реализован.

«Он в Москве, если бы мог, то наверняка бы нашел возможность прийти и лично поприветствовать вас, но поручено мне, с удовольствием выполняю это поручение», — доверительно сообщил спикер республиканского парламента и зачитал приветственное письмо Минниханова.

«Этнокультурные традиции народов тюркского мира во многом очень близки. Мировым сообществом богатейшая культура тюркских народов воспринимается как уникальное, самобытное явление, отличающееся неповторимым стилем, яркой индивидуальностью, — говорится в тексте обращения. — Современный этап  развития рождает новые формы его проявления, учитывающие тенденции глобальных изменений в сфере культуры, в которой определенное место занимает и эстрада. Символично, что фестиваль берет свое начало в Год родных языков и народного единства в РТ. Надеюсь, что фестиваль „Восточный базар“ станет значимым культурным событием, внесет свою лепту в развитие современной песенной культуры тюркских народов, будет способствовать дальнейшему укреплению культурных связей между ними».

«„Восточный базар“ — название мне понравилось!» — резюмировал Мухаметшин. А зрителей тем временем приветствовали Айдар Сулейманов и Алина Шарипжанова, исполнившие гимн фестиваля «Сәлам, дуслар!» («Приветствуем, друзья!»).

После чего депутат Госдумы Гильмутдинов рассказал, что в 2022-м статус «Восточного базара в Казани» может еще и повыситься: «Мы с замиранием сердца ожидаем, что президент РФ Владимир Путин подпишет указ об объявлении следующего года Годом сохранения нематериального культурного наследия народов России и поддержки народных промыслов. И тогда этот фестиваль приобретет еще бо́льшую значимость и станет первым вестником большой программы, приуроченной к этому празднику».

Депутат Госдумы Гильмутдинов рассказал, что в 2022-м статус «Восточного базара в Казани» может еще и повыситьсяДепутат Госдумы Гильмутдинов рассказал, что в 2022-м статус «Восточного базара в Казани» может еще и повыситься

«Когда мы к чему-то приступаем, то говорим: «Бисмилля», — а заканчивая, говорим: «Аллага шокер»

Офлайн-выступления в Казанской ратуше чередовались с онлайн-эфиром, так свои пожелания новому фестивалю выразил специальный представитель РФ при Организации исламского сотрудничества Рамазан Абдулатипов, чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы, председатель курултая Башкортостана Константин Толкачев. Легендарные певцы из Узбекистана Фаррух Закиров («Ялла») и Казахстана Роза Рымбаева, кроме приветственных слов, еще и порадовали своим творчество, причем если Закиров представил свой клип, то Рымбаева солировала а капелла.

И в целом на открытии фестиваля звучали песни на разных языках. Композицию «Сердце земли моей» вокальный дуэт «Боярышни» исполнил на русском, татарскую песню «Дим-дим» по-азербайджански спела Камила Алескерова, а трио «Болгар кызлары» исполнили попурри из турецких песен. В этот момент генеральный консул Турции в Казани Исмет Эрикан не просто оживился, услышав знакомые мотивы, а даже начал подпевать.

В целом, на открытии фестиваля звучали песни на разных языкахВ целом на открытии фестиваля звучали песни на разных языках

Кстати, представитель Турецкой Республики говорил в Казанской ратуше об объединяющей силе подобных мероприятий. «Есть большое количество факторов, которые нас объединяют, самое первое — это язык и наша религия. Мы народы, которые живем под разными флагами, но все вместе мы тюркский народ. Начиная со Средней Азии и до Европы мы разговариваем на тюркских языках. Когда мы к чему-то приступаем, то говорим: „Бисмилля“, — а заканчивая, говорим: „Аллага шокер“. Символично, что фестиваль состоялся в Казани, так как здесь пройдут торжества по случаю 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией», — сказал Эрикан.

Кстати, не все из миллионов проживающих в России тюрок исповедуют ислам, например наши ближайшие соседи чуваши. Чувашская мелодия «Песней поклонись» в исполнении Августы Ульяндиной также прозвучала на «Восточном базаре». Гостей своими выступлениями порадовали и татарин из Китая Базарбай Бикчантаев, и Фарида Сунгатова, исполнившая песню на туркменском языке «Дерья», и Рамиль Туйсин, певший по-башкирски. Завершилось же мероприятие совместным исполнением гимна татарского народа «Туган тел», которому подпевали все тюркоязычные артисты.

Ramil’ с балладами на основе восточных мелодий ворвался в чарты в 2019-м и с тех пор их не покидает. Мы поговорили с хитмейкером о старте карьеры, последствиях травмы позвоночника, концертах и о том, почему плакать для мужчины — это нормально и естественно.

Учеба на сварщика, травма позвоночника, начало музыкальной карьеры

— Ты до сих пор живешь в Нижнем Новгороде?

— Да. Это мой родной город, я его патриот — и переезжать в Москву не планирую. Я приверженец той логики, что где родился, там и пригодился.

— Ты учился в техникуме на сварщика. Давай сейчас закроем главный вопрос Вселенной: смотреть на сварку действительно опасно?

— Конечно. Если даже посмотреть на нее чуть-чуть. Есть такое понятие — «зайчики», пятна в глазах. Из‑за этого дискомфорт, песок в глазах.

— Когда ты учился на сварщика, у тебя не было травматичных ситуаций?

— У меня, честно говоря, не было. У одногруппника была: во время практики у него под маску в глаз залетел уголек и прилип к зрачку. Было очень неприятно.

— У тебя не появилось мыслей в тот момент, что это опасно и надо перестать учиться?

— Нет.

— Когда тебя выгнали из техникума, какие мысли у тебя были в тот момент, когда ты забирал документы?

— А я вообще был не в России в тот момент. Мне звонит мастер и спрашивает, пойду ли я в шарагу? Я спрашиваю: зачем? Он отвечает: ну, документы заберешь.

У меня не было никаких сожалений на этот счет, хотя мне оставалось учиться всего месяц. И о потраченном там времени я тоже не пожалел: я приобрел там очень много хороших знакомых и опыта во всем — в общении, работе.

— Как твои родители отнеслись к тому, что ты месяц до выпуска недотерпел?

— Они меня сплавляли в армию, а я не хотел. Я вообще был достаточно тяжелым подростком, поэтому родители думали, что я отправлюсь в армию и там прибавлю себе в мозгов. Но, увы, больше мозгов не прибавилось. Да и не убавилось. Вообще, что у меня было в голове в четырнадцать лет, то и осталось на данный момент.

Так вот: они мне даже машину обещали купить, если я уйду в армию. А я говорю: как я пойду в армию, если у меня травма (в четырнадцать лет Рамиль получил компрессионный перелом позвонка, неудачно сделав «солнышко» на качелях. — Прим. ред.)? Они отвечали: ничего страшного, отслужишь нормально. В конечном итоге я по травме так и не пошел туда.

— И какая была реакция родителей?

— А у меня уже с музыкой более-менее что‑то налаживалось, и родители это поняли. Да и я сам по себе очень упертый.

— Когда у тебя начало налаживаться с музыкой?

— У меня не было каких‑то этапов. Был один щелчок, вспышка, я выложил видео — и все произошло по щелчку пальцев (речь идет о ролике «Хочешь со мной?», который Рамиль опубликовал в декабре 2018-го: видео дало артисту первую известность. — Прим. ред.). Как говорится, на все воля божья.

— Но тебе же, наверное, пришло в один момент в голову понимание того, что музыка для тебя — это основное?

— Знаешь, я с самого, не побоюсь этого слова, рождения пою, и музыка всегда шла со мной в ногу. Конечно, не было мысли о том, что я стану какой‑то звездой, суперартистом. Но еще в начальных классах я пел в ансамбле русской песни, учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Именно пианино мне не очень нравилось, но петь я любил.

В какой‑то момент все это [желание заниматься музыкой] пропало. Я увлекся спортом (смешанными единоборствами. — Прим. ред.). Потом я получил травму, на этом фоне начали происходить какие‑то первые детские отношения, романтика, влюбленность — я начал писать стихи, потом песни.

Настроение было нежным и лиричным, поэтому музыка все ближе прибывала ко мне, пока я в ней не утонул и не понял, что музыка — это мое второе сердце.

Проблемы в турах, концерты и родители

— Давай представим гипотетически: если бы ты не получил эту травму, случилась бы у тебя музыкальная карьера или ты продолжил бы заниматься спортом?

— Конечно, был бы спорт: у меня все получалось, пока я не получил травму.

— Тебя сейчас беспокоят ее последствия?

— Да, конечно. Постоянные смены погоды приносят боль. Стараюсь не брать в руки что‑то тяжелое, а то в спину что‑то стрельнет. Конечно, спина — не лучшее, что можно сломать. Лучше ее беречь.

— А на гастролях это как‑то отражается? Тебе же приходится много летать на самолетах, например.

— Гастроли отражают любые болячки, которые у тебя есть. В туре всегда очень сильно падает иммунитет: это отсутствие сна, постоянные перелеты, плохое питание, часто одноразовое. Поэтому любая твоя болячка будет тебя тревожить максимально. Спина — тем более: маленько походил, и все, начинает ныть.

— Тебе тяжело даются туры?

— Раньше давались тяжело. Но, когда ты находишь свою команду, которая делает все для твоего комфорта, становится проще. Главное — это удобная логистика, чтобы не было такого, что ты летишь из Сургута в Москву, из Москвы — в Краснодар, оттуда обратно в Москву, а потом в Нижневартовск, хотя можно Сургут и Нижневартовск поставить друг за другом.

— Где тебе больше всего запомнилось по ходу гастролей?

— В плане архитектуры могу назвать Калининград — очень непривычно для России. Еще Благовещенск — вроде Россия, но через мост Китай. Представь себе: в России пятиэтажки не первой свежести, а через мост — небоскребы, на них что‑то светится, все яркое.

Последний на данный момент альбом Рамиля

— Родители ходят на твои концерты?

— Да.

— Что ты испытываешь в этот момент?

— Дискомфорт. Неловкость, ответственность. Всегда там, где есть ответственность, присутствует дискомфорт. Ты как будто бы максимально не ты. Когда у тебя нет ответственности, ты делаешь все, что ты хочешь, — а в этом случае все получается максимально искренно.

— Когда твои родители поняли, что ты состоявшийся артист, который зарабатывает музыкой?

— В 2019 году я уже начал зарабатывать хорошие деньги — тогда и поняли (смеется). Первый гонорар я отдал родителям.

Песня «Ау» вышла в 2019 году и стала прорывной для обоих ее авторов — Рамиля и 10AGE

Рамиль vs. Роман, хейт в интернете, грусть как питание для творчества

— Ты до сих пор по паспорту Роман (настоящее имя артиста. — Прим. ред.)?

— Да.

— Как тебя называют родители и друзья?

— Рам! Не через «о», а через «а»

— То, что ты ты выбрал имя Рамиль, это такая победа твоей татарской крови над русской?

— Ну да. Я жил всегда с мамой, а она у меня татарка. Понятно, что татарская кровь во мне преобладала всегда.

— Ты рассказывал, что ты пер в хоре русской народной песни, но при этом у тебя восточные нотки в мелодиях. С чем это связано?

— С окружением. Да и музыку слушал в основном восточную — наверное, это взяло верх.

— Тебя обижает определение «кальян-рэп»?

— Нет, вообще не обижает.

— Как ты к нему относишься?

— Отлично. Пусть каждый человек называет как хочет все что угодно! Главное, чтобы чувствовал — а что чувствует, без разницы. Главное, чтобы была эмоция.

— Ты часто читаешь критику о себе?

— Постоянно, каждый день. Мое утро начинается не с кофе, а с комментариев.

— Что способно тебя искренне обидеть?

— Да все что угодно. Слова, поступки, даже взгляды. Если я увижу что‑то искренне нехорошее, то это меня расстроит. Я сам по себе романтик, очень ранимый человек.

— У тебя был какой‑то отзыв или комментарий, который тебя особенно сильно задел и в подкорку залез?

— Знаешь, есть тысяча комментариев: из них 999 — хорошие, а один плохой. Я пропущу 999 хороших и почему‑то зациклюсь на этом плохом.

Мы люди, и складывается все так: 999 раз тебе скажут что‑то хорошее, и ты это не запомнишь, но один раз скажешь что‑то не так, и ты будешь всю жизнь это вспоминать.

— Ты говорил, что твое творчество питает грусть. Сейчас ты грустишь чаще или реже, чем раньше?

— Я же говорю, я лирик. Могу ночью валяться, смотреть на потолок, думать на разные темы. Я и фильмы смотрю такие [соответствующие]: «Три метра над уровнем неба», например.

— Ты тонко чувствующий человек?

— Да, максимально.

Мелодрамы, печальные песни, мужские слезы

— Последняя мелодрама, которую ты смотрел и советуешь заценить?

— Сейчас вспомню (пауза)… Там девушка снималась из «Игры престолов» (Эмилия Кларк. — Прим. ред.). «До встречи с тобой» называется.

— Чем он крут?

— Да ты что, это такой фильм! Я человек, который хочет [от фильма] хеппи-энда. Обычно в мелодрамах не так много хеппи-энда, как хотелось бы. А в этом фильме буквально все меня держит: я смотрю его, держу кулаки [за героев]! Я смотрел его в самолете: как бы меня ни качало там, мне было все равно, я переживал за судьбу героев. В итоге хеппи-энда не оказалось! Я долго ходил после этого и говорил пацанам: почему так? А они не любители [мелодрам], потому что смотрят боевики, не понимают, о чем я говорю. А я загоняюсь: ну почему так? Если бы там был хеппи-энд, это был бы намного более просматриваемый фильм!

Короче, очень советую посмотреть этот фильм и принять на грудь то, что принял я.

— Хорошо! Ты не чувствуешь дискомфорта от того, что твое окружение, как ты говоришь, смотрит боевики, а ты — мелодрамы? Не задавал вопросов самому себе типа: почему я смотрю мелодрамы, хотя пацаны смотрят боевики?

— Да не знаю. Почему, когда я занимался смешанными единоборствами, у меня не возникало вопроса, почему я занимаюсь таким видом спорта, а пацаны — футболом?

Я никогда не любил футбол — как и боевики. Я всегда любил смешанные единоборства и мелодрамы. Знаешь, это такая игра контрастов.

Но дискомфорта никогда не было. Я знаю и ребят, которые смотрят мелодрамы, и девчонок, которые смотрят ужастики.

— Ты рассказывал, что можешь в какие‑то моменты проронить слезу. Объясни, почему для мужчины плакать — это нормально, людям, считающим иначе?

— Конечно, это нормально. Это же физиология: иногда поплакать и поорать лучше, чем сказать «я мужчина, не имею права делать так». По поводу поплакать… Ну это же не от меня зависит! Я смотрю что‑то, меня это трогает само собой, и я могу проронить слезу. Так же и с песнями.

— Что из последнего заставило тебя проронить слезу?

— Песня Santiz «Забытый бала».

— Назови самую слезливую, по твоему мнению, песню?

— Sevak «Жди меня там». Как я понимаю, песня про девушку, которая ушла на тот свет, а ее любимый человек поет: жди меня там, где не болит. Очень нежная, драматичная и, с другой стороны, жесткая песня.

— В тему слезливых песен: твой главный хит называется «Сияй». Что ты вкладываешь в это слово?

— Знаешь, там дальше прямо есть расшифровка. «Сияй, если твое тело во тьме увижу не я». Что бы ни было в этой жизни, с кем бы ты ни была, будь счастлива. Никогда не думай о том, что был когда‑то и будет потом. Всегда думай о том, что есть сейчас. Сияй. Shine bright.

— Like a diamond (Если вдруг кто‑то не понял, имеется в виду припев «Diamonds» Рианны. — Прим. ред.)?

— Да, как бриллиант.

Пока что главная песня в карьере Рамиля

Популярность, планы, деньги от «Сияй»

— Ты стал популярным буквально за пару лет. Ты был готов к этому?

— Нет, я никогда ни к чему не готов — да и не готовился. Краткость — сестра таланта, а спонтанность — сестра удачи. Кто к чему-либо готовится, будет в постоянном ожидании. А ожидание смерти — хуже самой смерти. Валяешься на кровати и думаешь: надо бы поехать сейчас куда‑то! Если есть возможность, просто встал, набрал пацанам, взяли билеты, полетели! Обещаю, что это будет самый лучший отпуск. А когда ты что‑то ждешь и загадываешь, строишь планы — все сорвется, сто процентов, так бывает всегда.

Если ты рассчитываешь, что эта песня будет хитом, то она им не будет. Хитами песни становятся спонтанно.

— Рубрика «Деньги». На роялти от песни «Сияй» можно купить квартиру в Нижнем Новгороде?

— Я купил квартиру в Москве.

— Что тебе больше приносит денег: стримы или концерты?

— Да не знаю, честно говоря. И то и то неплохо.

— По поводу спонтанностей: я так понимаю, у тебя вообще не выстроен в голове какой‑то карьерный горизонт планирования.

— Вообще нет. Знаю одно: то, что у меня сейчас есть, — это один процент из ста. Дальше — больше!

— Кем ты себя видишь через десять лет?

— Отцом. Хотелось бы. А в плане музыки и карьеры — не буду загадывать. Хорошим отцом, братом, сыном. Просто хорошим человеком.

Подробности по теме

Из Большой Ижоры в топы чартов. Кто такой 10AGE, автор главных рэп-хитов года?

Из Большой Ижоры в топы чартов. Кто такой 10AGE, автор главных рэп-хитов года?

  • Песни еще не спеты как пишется
  • Песни восточные сказки араш
  • Песец рассказ о животном
  • Песенки из русских народных сказок
  • Песец в тундре рассказ