Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию. Уникальность этого метода в том, что его могут использовать как сертифицированные детские психологи, так и обычные родители, хотя и в более простой форме.
Среди методов сказкотерапии для детей дошкольного возраста чаще всего используют рассказывание сказок, их совместное придумывание и разыгрывание. Можно использовать как известные народные или авторские истории, так и специально придуманные под ту или иную проблему сказки.
Почему сказкотерапия для детей полезна?
- мягкая коррекция поведения;
- устранение страхов, фобий, неврозов;
- проживание отрицательных эмоций;
- воспитание обще человеческих качеств и моральных норм;
- ненавязчивое обучение и развитие;
- накопление ситуационного опыта.
Сказкотерапия для детей 2-3
Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.
Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.
Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.
1. Сказка про Звонкую речку радость – для часто болеющих детей. Помогает создать нужный психологический настрой для скорейшего выздоровления.
Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.
И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.
Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.
И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.
Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.
Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!
Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.
Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.
2. Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик – история от детского психолога Александры Бондаренко для детей, которым предстоит начать ходить в детский сад.
Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.
Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.
И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.
Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.
Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.
Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!
Сказкотерапия для детей 3-5 лет
В этом возрасте дети начинают ощущать себя как отдельную личность. У них могут появиться капризы, истерики, ночные страхи. Со всеми этими проблемами поможет справиться лечение сказками.
1. Сказка о солнышке – для гиперактивных и капризных детей.
В далекой-далекой галактике, за много миллионов световых лет от нас живет семья Солнышек. Большое Солнышко — папа, меньшее Солнышко — мама, небольшое Солнышко — сынок и крошечное Солнышко — дочь. Все они живут дружной семьей. Вместе читают, придумывают странные истории.
Каждый из них с самого рождения имеет свою работу, которую выполняет постоянно без перерывов и отпусков — они освещают и греют планеты, которые вращаются вокруг каждого. И все бы ничего, да Солнышко-сынок славился своей капризностью: капризничает, говорит «не хочу», «не буду» …
А у тебя такое бывает?
Мама с папой не знают, что делать, как растолковать сыну, что такое поведение не подобает Солнышку, потому что быть Солнышком — это большая честь, но в то же время и большая ответственность-ведь от тебя зависит жизнь на планетах. Там, где есть ответственность, нет места вредности.
Капризничал Солнышко-сынок и сегодня:
— Не хочу светить справа, не хочу стоять на одном месте так долго, не хочу так рано вставать … Возьму и не буду светить на планету Кипрана, где обитают живые существа. Отвернусь!
И отвернулся Солнышко-сынок от кипрян, и стало там темно-темно. Все жители испугались. Что же с ними будет дальше? Если солнышко не светит, то не растут растения, овощи и фрукты, а когда нет урожая, то нечего и кушать. А без пищи, как известно всем, живое существо умирает. Начали плакать маленькие детки — кипряне, потому что, они очень боялись темноты-казалось, что на них нападут монстры или что-то страшное. Но они не знали, что на самом деле почти все монстры тоже боятся темноты.
Кипряне не стали ждать смерти, собрали всех на совещание и начали рассуждать о том, как им дальше жить и что делать, чтобы Солнышко-сынок снова светило на их планету. Странные существа эти кипряне. На подбородке у них были выпуклые глаза, нос дышал и нюхал на животе, а рот разговаривал и ел на спине. И решить проблему они думали так: надо снять на видеокамеру просьбу к Солнышку. Для этого взяли последние фонари, собрали детей и все вместе рассказали Солнышку-сыну, как им без него тяжело жить. Дети, плача, рассказали о своих страхах. Затем, самые смелые запустили ракету и полетели к Солнышку. Летели несколько дней, чтобы передать просьбу.
Солнышко-сынок просмотрел запись (он любил смотреть мультфильмы), но эта запись оказалась печальной. Солнышку стало стыдно за свое поведение и капризы. Он даже расплакался вместе с детьми — кипрянами, которые так боялись темноты.
С тех пор Солнышко-сынок светил на все планеты в своей системе и не капризничал, а слушался папу и маму.
Какой молодец Солнышко-сынок!
А ты тоже не капризничаешь и слушаешься родителей?
2. Сказка о Тигрёнке – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей
В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.
А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.
— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!
На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:
— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.
Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.
— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.
— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?
— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.
Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.
— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.
— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!
А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.
– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.
— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!
— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?
Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.
— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.
Тигренок повернулся и увидел мышку.
— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!
— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?
— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.
— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!
Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.
«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!
Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.
С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.
3. Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов
Маленький Сережа лежал под одеялом и весь дрожал. На улице было темно. И в комнате у Сережи тоже было темно. Мама положила его спать и сама спала в своей комнате. А Сережа никак не мог заснуть. Ему казалось, что в комнате кто-то есть. Мальчик казалось, что он слышал, как в углу что-то шуршит. И ему становилось еще страшнее и даже маму позвать он тоже боялся.
Вдруг прямо на Сережину подушку приземлилась яркая небесная звезда.
— Сережа, не дрожи, — шепотом сказала она.
— Я не могу не дрожать, мне страшно, — прошептал Сережа.
— А ты не бойся так — сказала звезда и осветила своим мерцанием всю комнату. — Смотри, ни в углу, ни под шкафом никого нет!
— А кто это шуршал?
— Никто не шуршал, это к тебе проник страх, но его очень легко прогнать.
— Как? Научи меня, — попросил яркую звезду мальчик.
— Есть одна песенка. Только становится тебе страшно, сразу же начинай ее петь! — Так сказала звезда и запела:
Живет в лесу темном страшный маленький страх,
Живет он у болота в темных кустах.
И из леса не показывается страшный маленький страх,
Пугается страх света — сидит в своих кустах.
А еще боится смеха страшный маленький страх,
Как только рассмеешься ты, исчезает страх в кустах!
Сначала Сережа слушал песенку звезды, а затем и сам спел с ней. Именно тогда страх исчез из Сережиной комнаты, и мальчик сладко заснул.
С тех пор Сережа не боится засыпать в комнате без мамы. А если вдруг к нему снова придет страх, поможет волшебная песенка!
4. «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников
Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».
Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.
Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:
— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.
Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.
С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.
Сказкотерапия для детей 5-6 лет
Старшие дошкольники часто испытывают неуверенность, боятся показаться смешными, сделать что-то не так. Сказки могут помочь справиться с такими состояниями. Например, классическая история про гадкого утёнка подойдёт детям с низкой самооценкой, а сказка про стойкого оловянного солдатика – неуверенным, излишне осторожным детям.
В этом возрасте наилучшие результаты можно получить как чтении сказок вслух, так и при совместном их сочинении. При внимательном наблюдении такое упражнение даёт много дополнительной информации (положение тела, мимика, интонации) об общем психологическом состоянии ребёнка.
Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе
Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше — карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.
Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:
— Я никому не нужен… Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, — и плакал так, что коробка стала мокрой.
Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным — только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.
Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.
Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.
С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.
————-
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста служит верным подспорьем для тех, кто столкнулся с проблемами поведения или стрессом у ребёнка. Будучи мягким методом, она воздействует исподволь, без нотаций и нравоучений, а потому благоприятно воспринимается детьми. Кроме лечебного эффекта сказки оказывают общее развивающее действие, улучшают микроклимат и повышают психологическое здоровье всей семьи.
- Информация о материале
- Категория: Нотная библиотека
Музыкальная сказка «Репка» для детей старшего дошкольного возраста
вокально-танцевальная игра; музыка Н. Голещанова, текст Н. Глейзарова и Г. Маляревского
Действующие лица
Рассказчик.
Дед.
Бабка.
Репка.
Крот.
Кротиха — его сестра.
Жучка — собака.
Внучка — Маша.
Васька — кот.
Мышка-норушка.
Жаба
Рассказчик.
Возле двух дорог, у перекрестка,
Стояла белая березка.
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой,
А в хатке жил дедка
Со своею старенькой бабкой.
Была у них Маша — внучка,
Была и собачка Жучка,
И кот Васька-мурлышка,
А за печкой серая мышка!
Сказала раз дедке старая бабка.
Бабка.
Нужна нам, дед, репка,
А для репки — грядка!
Рассказчик.
Взял дед лопатку,
Стал ладить грядку.
Бабка рядышком копает, —
По душе обоим труд!
Дедка песню запевает,
Бабка деду помогает –
Ладят грядку и поют.
Песня деда и бабки
Дед.
Ты звени, моя лопатка.
Землю рыхлую копай.
Вырастай скорее, грядка,
Выше, грядка, вырастай.
Я лопатой — раз.
Бабка. Я лопатой — два.
Вместе.
Убирайся, убирайся,
Злая, сорная трава.
Бабка.
В грядку зернышко посею,
Буду грядку поливать.
От бурьяна и пырея
Буду грядку охранять.
Дед. Я лопатой — раз.
Бабка. Я лопатой — два.
Оба.
Убирайся, убирайся.
Злая сорная трава.
Рассказчик.
Дождик грядку поливает,
Поливает крепко,
Солнце грядку согревает, —
Подрастает репка!
Листья влажные, зеленые
Украшают огород.
Репка влагой наполняется,
Песенку поет.
Песня Репки
Репка.
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать-земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей, чистою водой.
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой,
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Рассказчик.
Дождик больше не идет, —
Вот беда! Вот беда!
Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.
Нужно грядку поливать,
Нужно репке пить давать!
Дедка грядку поливает,
Бабка деду помогает.
Носит воду внучка
И собачка Жучка,
А за ней ведро несет
Васька – кот-мурлышка,
От кота не отстает
И норушка-мышка!
Песня-хоровод
Все.
А ну разок, а ну другой,
Была бы лишь охота.
Тогда дружней и веселей
Пойдет у нас работа.
Дед.
А ну разок, а ну другой.
Не хныкать, не лениться.
Бабка.
Как хорошо на свете жить,
Как весело трудиться.
Внучка.
Весенний сад шумит листвой,
И грядка зеленеет.
Все.
А ну разок, а ну другой,
Как весело трудиться.
Тому легко на свете жить,
Кто дела не боится! (2 раза.)
Рассказчик.
В огороде жил-был крот
И жила кротиха,
Жаба тоже там живет –
Страшная жабиха!
Крот.
Надо репку погубить…
Рассказчик. Заявляет крот.
Крот с Кротихой.
Мы с кротихой будем рыть
Под землею ход.
К репке подползем,
Корни ей перегрызем, —
Репка и завянет,
И расти не станет!
Рассказчик. Жаба квакает кроту.
Жаба.
Ква! И мне невмоготу!-
Нужно, нужно погубить
Репку молодую, —
Буду воду я мутить,
Воду ключевую!
Пусть водица будет грязной,
Не пригодной для питья, —
Станет репка безобразной,
Как и я, мои друзья!
Песня Крота и его сестры Кротихи
Крот.
Если только я бы мог,
Я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл,
Все живое погубил.
Сохнешь? Сохни, сохни…
Оба.
Срок пойдет, и под землею
Среди вечной темноты,
Погубивши все живое,
Будут жить одни кроты!
Рассказчик.
Взялись подруги за дело, —
И работа закипела!
Только дело, скажем смело, —
Это дело — злое дело!
Вот под грядкой быстро, ловко
К репке страшный ход прорыт…
Ну а жаба? Та — мутовкой
Воду светлую мутит!
А ботва над репкой сохнет
И тоскует по воде,
Репка бедная — то охнет,
То заплачет на гряде.
Плач Репки
Репка.
Ой ты, горе, злое горе,
Кто подсек меня под корень,
Как я воду буду пить,
Как я дальше буду жить?
Пить хочу я, увядаю,
Вяну, сохну, умираю…
Крот. Как дела?
Жаба. Идут дела!
Кротиха.
Мы старались не напрасно –
Видишь, репка умерла!
Рассказчик.
Прибежала к грядке Жучка, —
Шмыг — туда, шмыг — сюда.
Жучка.
Где же дедка? Бабка? Внучка?
Гав-гав-гав! У нас беда!
Кто же грядочку польет?
Репку бедную спасет?
У меня ж своих забот
Полон рот!
Песня Жучки
Жучка.
Ох, хлопот и забот
Полон рот, полон рот.
То свинья в огород свое рыло сует,
То на грядку козел забредет,
Забредет, забредет!
Рассказчик. В огород приходит дед.
Дед.
Сколько бед, — а внучки нет!
Где же внучка? Где же внучка?
Отвечай скорее, Жучка!
Рассказчик.
Жучка хвостиком юлит,
Ничего не говорит.
Дед увидел: по тропинке,
Из леска на огород,
Внучка, в розовой косынке,
Ведра полные несет.
Дед (кричит).
Внученька, ты где была?
Где водицы ты нашла?
Рассказчик. Отвечает звонко Маша.
Внучка.
За селом и дальше даже!
Я прошла горынь-гору,
И нашла я поутру ручеек!
Я пошла по ручейку,
И нашла в густом леску родничок!
Все, что жаркою порой сохнет-увядает,
От воды его живой снова расцветает!
А сейчас шагайте бодро
За горынь-гору, к ручью!
Чтоб казались легче ведра, —
Я вам песенку спою.
Песня внучки Маши
Внучка.
Цветет зеленая трава,
Шумит листва густая,
Через леса, через поля
Я с песенкой шагаю.
Ручей звенит, щегол поет,
Над ульем вьются пчелы,
А я иду, иду вперед
Тропинкою веселой.
А я иду, иду вперед
Тропинкою веселой.
Рассказчик.
Рады, рады дед и бабка
Новости такой!
Поливают с внучкой грядку
Чистою водой!
Зеленеет вновь ботва,
Соком наливается!
Только жаба: ква-ква-ква –
Горько убивается.
А кротиха стонет тихо.
В злобе крот слезы льет!
А над репкой дед стоит
И с улыбкой говорит.
Дед.
Ай да репка на гряде! —
Золотая, наливная,
И большая-пребольшая, —
Не найти такой нигде!
Рассказчик.
Тянет, тянет репку дедка, —
Не дается дедке репка!
Бабку дедушка зовет, —
Репка снова не идет!
Бабка кличет Машу-внучку,
Подзывает внучка Жучку,
Жучка — Васеньку-мурлышку!
Тянут, тянут понемногу, —
Силы не хватает!
Дед кряхтит и на подмогу
Песню вызывает.
Песня «Тянут-потянут — вытянуть не могут»
Все (произносят слова по очереди речитативом).
Хоть упрямая гряда
Держит репку крепко,
Но мы в грядке никогда
Не оставим репку.
Встанем мы перед грядой,
Встанем дружною семьей:
Дедка, бабка, внучка,
Жучка, кот и мышка.
Дернем раз, и другой,
И еще раз дернем,
Эй, дружней, эй, сильней,
Вырвем репку с корнем!
(Репка качается.)
Хоть с упрямою грядой
Дружит репка крепко,
Но мы дружною семьей
Вытянули репку!
(Все падают.)
Вытащили репку!
Герои сказки, исполняющие роли, кланяются, взявшись за руки.
Рассказчик.
Пляшут дедка, бабка, внучка,
Вместе с ними пляшет Жучка,
Пляшет Васенька-мурлышка,
В бубен бьет норушка Мышка!
Репка сварится к обеду,
Всем ее поесть дадут.
Труд всегда несет победу
Тем, кто любит дружный труд!
У дорог, на перекрестке,
Песня льется широко…
Слушать песенку березке
И приятно, и легко!
Заключительная песня-хоровод
Все.
Ай да репка, хороша и бела!
Хороша, и бела, и кругла!
Бабка.
Я ботвою козу накормлю,
Два ведра молока надою.
Дед. Сварит бабка мне каши горшок.
Внучка. Испечет она вкусный пирог.
Жучка и Кот.
Молоко будем вместе лакать,
Пирожочком заедать.
Мышка.
Даст мне Маша кусочек пирожка,
Поднесет мне наперсток молока.
Все.
Будем вместе мы жить-поживать,
Будем репку добром вспоминать!
Рассказчик.
Зеленеет огород,
Веселеет хоровод, —
Под березкой песня льется,
Вторит песенке скворец,
В небе солнышко смеется…
Тут и сказочке конец!
©
2021
Сайт «Музыкальный багаж» все права защищены. При копировании материала активная ссылка на сайт Luggage-Musik.ru обязательна!
Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»
Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.
Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.
Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
- Home /
- Детские музыкальные мультипликационные фильмы как средство развития музыкальных способностей у детей /
- Записи /
- О воспитании детей /
- Детские музыкальные мультипликационные фильмы как средство развития музыкальных способностей у детей
20.01.2021
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Музыка – это один из основных важных элементов, который влияет на общее развитие ребенка. С помощью музыки у ребёнка улучшается мышление, обогащается фантазия, становится разнообразней эмоциональная сфера. Музыка из мультфильмов для малышей делится на категории:
- Музыка из российских мультфильмов для малышей
- Музыка из зарубежных мультфильмов для малышей
- Музыка из детских сказок для малышей.
Рассмотрим более подробно каждую категорию. Наиболее известные российские мультфильмы советского периода:
- Мультфильм «Чебурашка и Крокодил Гена» (Песня и музыка из м/ф «Голубой вагон», Песня крокодила Гены и Чебурашки — «С Днём Рождения!», «Песня Шапокляк»)
- Мультфильм «Приключения кота Леопольда» (Песня и музыка из м/ф «Всё на свете можешь ты!», «Если добрый ты», «Неприятность эту мы переживём»)
- Мультфильм «Трое из Простоквашино» (Песня и музыка из м/ф «Кабы не было зимы», Кот Матроскин — «А я все чаще замечаю»).
- Мультфильм «Приключения Фунтика» (Песня и музыка из м/ф «Хорошо бродить по свету», «Конечно да», «Про цирк»)
- Мультфильм «38 попугаев» (Песня и музыка из м/ф «Про зарядку», «А вдруг получится!», «Песенка про завтра»)
Музыка из российских мультфильмов имеет свои особенности, а именно:
— музыка из мультфильмов волнует малышей, вызывает ответные реакции (хлопанье в ладоши, улыбка или грусть и т. д.)
— знакомит с жизненными ситуациями
— рождает ассоциации (ребенок потом передает их в песне, игре, танце)
— с помощью музыки ребенок изучает структуру музыкального произведения (припев, куплеты и т. д.)
Музыка из зарубежных мультфильмов для малышей.
Зарубежных мультфильмов (на данный период) на телевидении стало значительно больше, чем российских. В них музыка более бодрая, герои мультфильмов более хитрые, наглые, чаще бывают сюжеты со спецэффектами. Выделим, для примера, такие мультфильмы как:
- Мультфильм «Том и джерри» (музыка Jack The Bellboy)
- Мультфильм «Дятел Вуди» (The Woody Woodpecker Song)
- Мультфильм «Русалочка» (Part Of Your World)
- Мультфильм «Утиные истории» (Duck Tales Theme Song)
В зарубежных мультфильмах, основными плюсами музыки можно выделить:
— понимание музыкальной иерархии (небольшие темы, ритмы и мотивы)
— музыка развивает лучше реакции и помогают легче усваивать счет
— в сопровождении музыки дети легче запоминают иностранные слова
— музыка влияет на развитие умственных способностей
3.Музыка из детских сказок для малышей.
Музыка из детских сказок для малышей гармонично влияет на умственное и физическое воспитание ребенка, приучает к нравственной чистоте и приобщает к искусству. Хорошая музыка из сказок может поднять ребенку настроение или утешить его. Выделим для примера, несколько сказок:
— «Аленький цветочек» (песня Настеньки)
«Али-баба и сорок разбойников» (песня Касыма)
— «Двенадцать месяцев»(Песня 12 месяцев)
— «Жар-птица и Василиса царевна» (Песня про жар-птицу)
Основными особенностями музыки из сказок являются:
- Музыка из сказок расслабляет малышей, благотворно влияет на нервное развитие ребенка.
- Музыка из сказок погружает ребенка в мир иллюзий и фантазий.
- Музыка из сказок хорошо тренирует память.
- Музыка учит добру (четкое разделение, где «хорошо и плохо»).
- Музыка развивает кругозор ребенка.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
Таким образом, музыка из мультфильмов и сказок проверена временем и несет в себе пользу и разнообразие для полноценного развития ребенка. На каждом этапе своего развития ребенок с помощью музыки из мультфильмов и сказок лучше усваивает новые задачи, учится мыслить, фантазировать и творить.
Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.
В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».
Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.
Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.
Объединить детей и взрослых
Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».
«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.
Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.
«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.
Научить добру
Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.
«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.
Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.
«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.
Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.
«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.
Проект станет еще масштабнее
В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.
Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.
«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.
Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.
«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.
В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.