Автор: Шведова Наталья Николаевна
Организация: МДОУ «Одуванчик»
Населенный пункт: Московская область, г.о. Восход
Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.
Задачи:
Образовательные:
– развитие свойств внимания (устойчивости, переключения, концентрации);
– развитие зрительного внимания.
Развивающие:
– снятие психоэмоционального напряжения;
– развитие произвольности, самоконтроля;
– развитие дыхания;
– развитие зрительно-моторной координации.
Воспитательные:
– воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
– повысить интерес детей к занятиям по развитию познавательных процессов с помощью игр и упражнений.
Материалы к занятию: картинка с героями «Приключение Буратино», листочки с заданием найти замочную скважину и пройти лабиринт на каждого ребёнка, простые карандаши, магнитофон, запоминающее устройство с музыкой.
Ход занятия
1 этап. Организационный
Приветствие «Рукопожатие»
— Здравствуйте, ребята! Давайте передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения. Искра будет в виде пожатия руки. Рукопожатие будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем.
— Искорка вернулась ко мне, пройдя всех!
2 этап. Мотивационный
Вводная беседа
Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Вы узнаете в какую сказку попадём, отгадав загадку.
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
Молодцы! Я приглашаю вас в сказку «Золотой ключик». Чтобы попасть скорее в сказку, возьмем волшебные башмачки.
Прежде чем отправиться в путешествие сделаем дыхательное упражнение «Ветерок», чтобы он помог нам быстрее попасть в сказку.
«Ветерок»
Дует легкий ветерок (вдох спокойный глубокий через нос)
И качает так листок: ш – ш – ш
(плавный выдох через рот с одновременным произнесением звука [ш]).
Дует сильный ветерок (вдох спокойный глубокий через нос).
И качает так листок: а – ф – ф
(плавный выдох через рот с одновременным произнесением звука [ф]).
Игра «Волшебный башмачок»
— Сейчас я раздам вам башмачки (раздает воображаемые башмачки).
Постучите каблучками, сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче. Готовы лететь в сказку? Руки расставьте в стороны, как птицы. Летим. Теплый ветер обдувает нас. Попадаем в облака, они пушистые, мягкие, белые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (дети пружинят). Полетели дальше. Наконец – то приземлились. Снимите волшебные башмачки, чтобы они нас не унесли дальше. Давайте их поставим в один ряд, чтобы не потерять. Смотрите записка.
Воспитатель берёт записку, в которой Буратино просит помочь найти ключик от театра Папы Карло.
3 этап. Практический
Задание «Черепаха Тортилла и Золотой ключик»
Цель: развитие внимания, активизация долговременной памяти и скорости мышления.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Золотой ключик, или приключение Буратино», назвать ее основных героев, затем посмотреть на картинку и назвать имена тех, кто спрятался в камышах.
— Молодцы. А сейчас поиграем в любимую игру Буратино.
Игра «Ухо – нос»
Цель: развитие внимания, моторной координации.
Описание игры: выбирается ведущий. Он называет слова «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором – за нос. Ведущий делает все так же, как и другие, но через некоторое время он начинает «ошибаться»: при слове «ухо» берет себя за нос, и наоборот. Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведущего.
По окончании игры дети идут по дорожке под песню из фильма «Приключение Буратино» и находят записку с заданием.
— Прежде чем начать задание надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? Быстрое соединение пальцев в замок.
- Тянем кисти в стороны.
- Волнообразные движения.
- Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.
И открыли! Пальцы расцепились.
Дети садятся за столы и выполняют каждый на своём листочке задание.
Задание «Ключик»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания.
В этом задании необходимо найдите для ключика замочную скважину.
Задание «Лабиринт»
Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, развитие зрительно – моторной координации.
Пройти лабиринт, не касаясь карандашом стенок и открыть замок.
Подвижная игра «Салки»
— Все сегодня постарались и справились со всеми заданиями, давайте поиграем в салки со злым Карабасом Барабасом. Я буду Карабасом Барабасом, который будет догонять бесстрашных ребят, кого засалю, тот идет в мой театр (садится на стульчик).
Молодцы. Ребята смотрите еще записка. (Воспитатель берёт записку и сообщает детям, что Буратино благодарит ребят за помощь.)
4 этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
— Мы молодцы помогли Буратино найти нужный ключик и открыть замок.
Теперь давайте возвращаться в наш детский сад (игра «Волшебные башмачки»).
Какие задания вам запомнились? Что понравилось больше всего?
Упражнение «Доброе тепло»
— Давайте встанем в круг и нежно возьмемся за руки. Сейчас по кругу от меня вправо пойдет «тепло», то есть я с закрытыми глазами легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и так по кругу. Всем спасибо.
И будьте добры всегда друг к другу.
Всем друзьям на прощание скажем: «До свидания!»
Список литературы
1. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: Попул. пособие для родителей и педагогов / Линго, Т. И. — Ярославль: Акад. развития: Академия К°, 1998. — 206 с.
2. Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.
3. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. — М.: Издательство «Первое сентября», 2004. – 96 с.
4. Трясорукова, Т.П. Игры и задания по развитию внимания [Текст] /Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2016. – 108 с.
5. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314с.
Приложения:
- file0.docx.. 21,5 КБ
- file1.docx.. 260,3 КБ
Опубликовано: 24.11.2021
- Главная
- Шоу-биз
Николай ГЕРАСИМОВ
30 января 09:00
0
Фото: Кадр из фильма
«Приключения Буратино» должны были стать пятисерийным мультфильмом. Именно для мультфильма написала сценарий Инна Веткина. Он попал к режиссеру Леониду Нечаеву. Тот в изумлении ответил: «Я же режиссер игрового кино, а не мультипликатор»… В итоге забрал сценарий домой, сел за письменный стол и вывел на чистом листе бумаги: «Сценарий двухсерийного музыкального телевизионного фильма».
Пьеро мучился из-за рукавов и лака на зубах
Дима Иосифов всерьез занимался фигурным катанием, причем был единственным мальчиком в группе. Однажды заметил на занятиях незнакомого человека. Решил, что тот пришел посмотреть на молодых фигуристов. Но оказалось, это ассистент режиссера. Он пригласил Диму на пробы. Мальчик сперва испугался камеры и толпы людей в павильоне, сказал, что у него болит живот. Но постепенно свыкся с атмосферой. Сперва Диму утвердили на роль Арлекина, но потом никак не могли найти исполнителя роли Буратино — и решили все переиграть…
Он потом окончил ВГИК, стал профессиональным актером, а затем и режиссером («Убойная сила», «Уходящая натура», «Екатерина. Взлет»). Но журналисты обычно первым делом спрашивают его о Буратино. И он начинает говорить о съемках. Рассказывает, как тяжело ему приходилось в гриме (особенно много проблем потом доставлял длинный накладной нос: ведь настоящий нос нельзя было почесать, с ним трудно было смеяться или морщиться). Вспоминает, как страдал Роман Столкарц, игравший Пьеро. Ему каждое утро красили зубы белым лаком (и он из-за этого не мог ничего есть до конца смены), во-вторых, из-за длинных рукавов костюма он практически не мог ходить в туалет, стеснялся рассказать об этом и в результате наотрез отказывался пить, чтобы потом не случилось конфуза…
При этом снимали на жуткой жаре, в Крыму. Например, Поле чудес — на территории заповедника «Херсонес Таврический», а сцену, где лиса и кот рассказывают Буратино о Стране дураков, — у Байдарских ворот. Еще съемки велись в Ялте, в Кореизе, около горы Ай-Петри.
Когда снимали сцену, в которой Буратино вешают на дерево, мама Димы Иосифова категорически запретила вешать ее мальчика вниз головой. Режиссер сказал ей, что на дерево повесят куклу, а сам шепнул Диме: «Убери маму куда-нибудь!» Дима начал жаловаться, что страшно проголодался, мама метнулась в магазин за колбасой, и, пока ее не было, сцену сняли. Причем потребовался не один дубль, но Дима все вынес стоически.
А на съемках другой сцены нужно было разбить кувшин, в котором прятался Буратино, причем так, чтобы горлышко оказалось у него на шее. Кувшин был один. Чтобы разбить сосуд, в него надо было швырнуть чем-то тяжелым. Нечаев боялся покалечить мальчика. Нечаев в интервью вспоминал, что обливался холодным потом, когда бросал пивную кружку со спрятанным в ней килограммовым булыжником. Но все прошло благополучно, Буратино не пострадал.
|
Раневская заявила, что поучаствует в фильме, только если съемки пройдут у нее в подъезде. Фото: Кадр из фильма |
«Разве черепахи такие шляпы носят?»
В роли черепахи Тортилы Нечаев видел Фаину Раневскую. Но ей было уже под 80, она уже десять лет как ушла из кино. И сказала, что готова играть Тортилу, только если съемки пройдут в ее подъезде. Так роль досталась Рине Зеленой. Она сначала побоялась, что на нее наденут панцирь и когти. Зеленая вспоминала: «Когда я приехала в Минск на примерку костюма черепахи, режиссер сказал художнице: «Нет, это не годится. Разве черепахи такие шляпы носят?» Я не знала, что он имеет в виду, но вспомнила изречение Козьмы Пруткова: «Почему судьбу называют индейкой, а не какой-либо другой, более похожей на судьбу птицей?» Так и тут — нужна была шляпа, очевидно, более похожая на шляпу черепахи.
…Я сидела в золотом кресле, которое стояло на маленьком плоту, покрытом огромным листом кувшинки. Когда кончили эту сцену на пруду и меня на тросиках причалили к берегу, я вышла на сушу. Рабочий нес мое золотое кресло. Тут я приметила, что одна ножка подогнулась и держится на одном гвоздике. Как хорошо, что кресло не сломалось гораздо раньше, во время съемки, а то купалась бы я в пруду вместе с лягушатами».
Лису Алису и кота Базилио сыграли Елена Санаева и Ролан Быков. Они были мужем и женой и часто играли вместе. Нечаев сначала предлагал роль кота другим актерам, но у тех были жены-актрисы, и претенденты настаивали, что именно они должны выступить в роли Алисы (и, по мнению Нечаева, не подходили совершенно). А вот Санаева подходила. Поэтому к Быкову режиссер обратился со словами: «Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет Лена! Причем в вашем дуэте основную партию будет вести она, а ты будешь на подпевке!» Быков удивился, но в итоге дал согласие. И они с Санаевой внесли в картину много своего — например, активно придумывали вместе с режиссером нищебродские наряды героев — накидку из рыболовной сети и облезлую шубу.
Для эпизода, где кот Базилио скатывается по лестнице, Быков открутил переднее сиденье автобуса съемочной группы. Скатывался на этом сиденье, а в конце «проезда» выталкивал его из-под себя, чтобы не было видно в кадре. После пятого дубля сиденье превратилось в труху. Водитель автобуса пришел в ужас, потом в ярость и полез на Быкова чуть ли не с кулаками. Но скандал удалось замять.
Писать стихи для песен на музыку Алексея Рыбникова Нечаев пригласил Булата Окуджаву. Тот написал прекрасные тексты, но многие из них показались слишком сложными для детского фильма. Нечаев осознал, что Окуджава просто физически не может сочинить кричалку вроде «Бу! Ра! Ти! Но!», которую потом пели бы дети всей страны. Поэтому был вынужден позвать еще одного поэта — Юрия Энтина. Вот так и вышло, что «Скажите, как его зовут» и «Затянулась бурой тиной» — это Энтин, а «На дурака не нужен нож» и «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам» — Окуджава. (Булат Шалвович, узнав, что не все его стихи подошли и потребовался еще один поэт, обиделся, но со временем режиссера простил).
|
Стать главой лягушек пришлось Рине Зеленой. Фото: Кадр из фильма |
«Почему кот без хвоста?»
На «Беларусьфильме» «Приключения Буратино» сначала не хотели принимать: выдвигали дурацкие претензии («А почему у вас кот без хвоста?», «А почему черепаху в пруду катают лягушки?»). Но потом фильм показали в Москве, и он привел всех в восторг. Две серии «Приключений» вышли в эфир Центрального телевидения СССР 1 и 2 января 1976 года. Успех был мгновенным и огромным. Нечаев вспоминал: «Евгений Евстигнеев, посмотрев «Буратино», даже позвонил мне и воскликнул: «Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!» (Он сыграл Звездочета в его следующем фильме, «Про Красную Шапочку».)
И еще режиссер говорил: «Я взял беспроигрышный материал, и картина была просто обречена на успех. Сколько я ни снимал, а фильм «Приключения Буратино» так и остается лучшим».
|
Санаева с Быковым сами придумали костюмы лисы и кота: накидку из рыболовной сети и облезлую шубу. Фото: Кадр из фильма |
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Золотой ключик не принес удачи режиссеру «Приключений Буратино»
Подписывайтесь на нас в соц. сетях
Недавно певица Тэйлор Свифт ворвалась в чарты с 10-минутной версией своего хита 2012 года All Too Well – трек возглавил хит-парад Billboard, установив новый рекорд: это самая длинная композиция, когда-либо попадавшая на вершину чартов (предыдущий рекорд 49 лет принадлежал 8-минутному «Американскому пирогу» Дона Маклина). 15-минутное видео песни набрало больше 40 млн просмотров. Изначально записанная как типичная breakup song – этакий стереотипный жанр женской музыки – All Too Well рассказывает про разрыв отношений с актером Джейком Джилленхоллом с дополненной перспективы, где «память превращается в оружие», как отметил журнал The New Yorker. Тэйлор пересобирает, как старый паззл, события 2012 года и переоценивает разрыв с позиции себя нынешней: теперь это песня о манипуляциях, страхе (душераздирающие образы забытого шарфика и танца при свете холодильника в ночи), а еще о том, как певица «переписывает» память об отношениях, основанных на дисбалансе, которого она не чувствовала десять лет назад. («Ты сказал, если бы не разница в возрасте, может, у нас бы что-то и вышло. И я просто захотела умереть, когда услышала это»).
Все хвалят Тейлор за терапевтичный подход –оказывается, можно реорганизовать свое травматичное прошлое, отправив себе туда сочувствие и поддержку.
Да, сейчас певиц лучше не обижать – это в 1960-е The Supremes могли петь «Он ударил меня, и это было как поцелуй», а теперь, во времена #MeToo, женщины в песенной лирике все чаще называют вещи своими именами.
Смелые и откровенные женщины в американской музыке были и раньше. Американки и раньше пели о насилии, абьюзе и токсичных, разрушающих отношениях. И многие в песнях честно делились собственным опытом. Для кого-то это была авто-терапия, для кого-то – попытка предупредить других женщин или поддержать их. Поэтому мы решили сделать подборку честных женских песен об эмоциональном или физическом насилии, чтобы вспомнить, что в музыке США эта тема далеко не новая.
Как ни странно, те же He Hit Me And It Felt Like A Kiss и You Keep Me Hanging On от The Supremes были написаны мужчинами – может, поэтому женщины там немножко безвольные и страдающие по своим брутальным партнерам.
Более того – даже гимн I Will Survive Глории Гэйнор – вот где прекрасная песня о триумфальном расставании с абьюзивным прошлым – тоже написана мужчиной! Автор, Дино Фекарис, написал ее после того, как его уволили со студии Motown Records – его жгла обида, ведь он столько лет был их штатным песенником!
Та же история со знаменитыми песнями о том, где женщина, уставшая от домашнего насилия, убивает мужа – одну из них, Stone Cold Dead in the Market (1939), не без удовольствия поет Элла Фицджеральд (там мужа убивают сковородкой), еще одну – Goodbye Earl, где абьюзивного Эрла отравили – мстительно распевают девушки из Техаса Dixie Chicks.
Но нам важна именно лирика, написанная женщинами – поэтому у нас сложилась вот такая десятка самых эмоциональных песен о пережитом насилии. Если вам есть что добавить в плейлист – добро пожаловать в комментарии!
Billie Eilish – Happier Than Ever (2020)
Самая душераздирающая песня с одноименного нового альбома Билли Айлиш рассказывает о ее токсичных взаимоотношениях с человеком, который, пользуясь тем, что она «была еще ребенок», заставил ее отдалиться от семьи и друзей, всегда опаздывал на встречи, смертельно пугал ее, когда звонил пьяный, под веществами и за рулем автомобиля. Билли, как всегда, написала ее вместе с братом, и поначалу песня звучит в ее фирменной воркующе-шепчущей манере – но во второй части певица выдает злой и отчаянный рок, крича во всю глотку: «Из-за тебя я возненавидела этот город!», «Ведь я никогда не обливала тебя дерьмом в интернете, вообще слова плохого о тебе не сказала!» и «Да оставь же меня, #$%^#!, в покое!». О ком это вообще? Скорей всего, о ее отношениях с рэпером Q.
Я просто выкричала там все свои легкие
Хорошенько покричав от души во время записи, Билли поняла, что это самая терапевтичная песня в ее жизни. «Я просто выкричала там все свои легкие, – признавалась она в интервью сервису Spotify, – И в этом было какое-то удовольствие. Я так долго хотела выпустить этот крик наружу».
Mitski – А Pearl (2019)
Японско-американская певица Мицки – спасение для депрессивной молодежи: она честно и точно поет о самых неудобных в мире вещах, например, о том, как себя чувствует азиатская девочка, которую американский парень знакомит с расистски настроенной мамой. Песня «Жемчужинка» – о том, как пережитая травма остается с человеком на всю жизнь. Героиня песни вроде понимает, что партнер ее любит, но она почему-то мучается бессонницей, «и еще есть всякие штуки, о которых я не говорю». В припеве Мицки поет: «Прости, я не хочу, чтобы ты меня трогал. Это не значит, что я не хочу тебя. Я просто не выношу, когда меня трогают».
В мыслях лирической героини воспоминание о том, почему она не выносит прикосновений, превратилась в жемчужинку внутри ее головы – жемчужинку памяти о травме, выросшей из «необязательной» песчинки. «И я перед сном кручу эту жемчужинку, наблюдая, как она растет, каждую ночь». Сама певица признавалась в интервью, что песня – о глубоких токсичных отношениях, которые настолько вплавлены в твою идентичность, что даже оправившись и оказавшись в других отношениях, ты лелеешь память про свой прошлый ад, словно жемчужинку – «потому что как же можно оставить это позади, это же как будто стереть саму себя».
Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно
Фанаты Мицки обожают эту песню – в комментариях к трэку на YouTube они пишут: «Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно» или, например, «можно годами сражаться с эмоциональными последствиями токсичных отношений, а можно послушать «Жемчужинку» и получить катарсис» и «Мне понадобилось 18 лет, чтобы понять, что я страдаю от пост-травматического стрессового расстройства, и что мое нежелание прикосновений – это ненормально. И именно эта песня помогла мне разобраться». Метафора ядовитой жемчужинки сработала идеально.
Melanie Martinez — Teddy Bear (2015)
Юная певица Мелани Мартинез прославилась благодаря шоу «Голос», а в 2015 году выпустила суперхитовый дебютный альбом. Мелани в основном поет про всякие игрушечные вещи, да и выглядит как кукла-игрушка из сна. Песня «Плюшевый мишка», при этом – жуткая композиция о насилии, и нет, это не «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», там абьюзер – сам мишка. По сюжету песни, ранее нежный плюшевый мишутка начинает угрюмиться, отдаляться, бормотать во сне нехорошее, прятать под кроваткой ножи, а затем пытается убить лирическую героиню. «Мне, #%$;%!, страшно, – поет Мелани. – Как любовь превратилась в насилие?». Далее выброшенный к чертовой матери мишка приходит к дому и бдит, звонит по ночам и пьяно дышит в трубку. «Мишка мой милый, – поет Мелани. – Все было так чудесно, пока ты меня чуть не убил».
Через пару лет после этого релиза выяснилось, что мишка, в некотором смысле – сама Мелани: ее лучшая подруга Тимоти Хеллер обвинила певицу в изнасиловании, выдав длиннейший Твиттер-тред на эту тему: Тимоти сто раз говорила «нет», но Мелани отказывалась это понимать.
Сама Мелани в ответ сообщила, что ужасно огорчена, и что секс между девушками и правда был, но без насилия. «Дружба плюс молчание – не равно согласие», – ответила Тимоти. Вот такой мишка.
Lady Gaga — Til It Happens To You (2015)
Композиция «Пока это не случится с тобой» была записана Леди Гагой для документального фильма о проблеме насилия в студенческих кампусах. Собственно, об этом и видеоклип, который предваряется триггер-предупреждением: видео может быть эмоционально некомфортным, но это – реальность того, что происходит в кампусах.
Песню номинировали на «Грэмми». Гага ее много где пела, но самое душераздирающее исполнение – на 88-й церемонии «Оскар», где в финале к певице присоединяется толпа людей, переживших сексуальное насилие, с написанными на запястьях фразах вроде «ты не виновата» и «выжившая» – естественно, зал отреагировал слезами и овациями. В то же время, текст песни довольно пространный – в нем утверждается, что невозможно узнать, как себя ощущают жертвы насилия, не побывав на их месте.
Lana Del Rey – Ultraviolence (2014)
Лану Дель Рэй только ленивый не пнул за эту песню, где она рассуждает о насилии в отношениях с позиции жертвы, которая почему-то не уходит. Более того, она даже цитирует там мазохистскую фразу из песни Supremes про побои, похожие на поцелуи: He hit me and it felt like a kiss. Не все критики поняли, что это цитата, и ополчились на Лану: что это у вас там, девушка, гимн виктимизации и романтизирование брутальности?!!
Вообще, романтизация кошмаров в отношениях – это то, на чем Лана, так сказать, выстроила карьеру. Но Ultraviolence – как сама песня, так и одноименный альбом – все-таки о том, что она не считает, что боль и абьюз –это норма и источник вдохновения.
Оригинальную песню The Supremes написал семейный дуэт сонграйтеров Джерри Коффин и Кэрол Кинг, впечатлившись историей своей няни, которая оправдывала поколачивающего ее мужа: «если бы он обо мне не заботился, его бы не бесило мое поведение, но он меня ударил, и я обрадовалась». Теперь эту песню считают токсичной: в ней нет критики агрессора, а только безграничное женское всепрощение.
В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я.
Но сама Лана вовсе не всепрощающий зайчик. И своим критикам, проклинающим ее за «гламуризацию абьюза» и антифеминизм, ответила в Инстаграме: «Моя лирика – о разных “реальностях” эмоционально абьюзивных отношений, и я считаю, что в современной музыке должно быть место и для таких тем. Я пишу обо всем честно. Потому что для многих женщин оно – именно так. Я не считаю, что рассказывая о своем опыте подчинения или пассивности в отношениях, отбрасываю женщин на сотню лет назад. В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я. О тех, кто говорит “нет”, но мужчина слышит “да”, о тех, кого безжалостно порицают за то, что они не боятся быть собой; о женщинах, чьи голоса и истории забирают себе женщины более авторитарные, либо мужчины, ненавидящие женщин».
Alanis Morissette – Hands Clean (2002)
Суперхитовый сингл Аланис Мориссетт «Умыл руки» с альбома Under Rug Swept сейчас воспринимается как жизнерадостная песенка из начала 1990-х. Но вслушаемся в текст! Он про отношения девочки-подростка со взрослым мужчиной, который является для нее ментором («Ты моя протеже, и однажды ты скажешь, что я тебя всему научил») – и требует молчать про их отношения («Никто не знает, кроме нас. Я удовлетворила твою просьбу о тишине. А ты просто умыл руки»).
И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться…
В подростковом возрасте, как вспоминает певица, у нее были отношения со взрослыми мужчинами – это трагичная и неизбежная история про шоу-бизнес: когда Аланис стала суперзвездой, ей было всего 16. Повзрослев, певица называет вещи своими именами и даже пытается поставить себя на место мужчины, пытаясь понять, что же у него было в голове, когда он заводил отношения с подростком: «Ты от меня зависишь, потому что все молоденькие девочки находятся в зависимости от своего покровителя, и я знаю, что ты меня сексуализируешь, потому что так делают все молодые девочки, и я думаю, что мне это нравится. Главное, никому не говори, особенно своей семье. Лучше сохраним это в секрете. Жаль, что я не могу сказать всему миру, какая ты милашка. И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться, если ты приложишь усилия к тому, чтобы остаться такой же худенькой и будешь поддерживать свое молодое тело в тонусе».
Аланис тоже поет о молчании, которое может длиться годы: «Какая часть нашей биографии переписана и заметена под коврик? Какая часть твоей памяти избирательна и старается все забыть?».
В интервью певица признается, что вроде как ей самой в 17 хотелось общаться с мужчинами постарше, но теперь, вспоминая те времена, она чувствует: «тоску и эмпатию: черт подери, да что ж ты делал-то, когда встречался с 17-леткой!»
Regina Spektor — Flyin’ (2001)
Родившаяся в СССР американская певица Регина Спектор, помимо того, что чудесно поет – еще и замечательный лирический поэт (не случайно она любит перепевать песни советских бардов). В этой коротенькой – меньше двух минут! – околоджазовой вещице она уместила целую трагедию, яростную и жуткую: это история о девочке-школьнице, скучающем и раздраженном подростке, изнасилованной школьным учителем, который пригласил ее домой «просто поспать». В тексте девочка пытается как-то отбиться («Он целовал меня в щеки и гладил мои ступни, но мне было противно, и я повторяла, что просто хочу спать»), а потом происходит что-то странное – то ли насильник выбрасывает ее из окна, то ли сама девочка, пытаясь убежать, выпрыгивает в окно. Первое время она просто падает, а потом осознает, что умеет летать – и, счастливая и ликующая, летит в небеса. В конце песни Регина радостно хохочет – все-таки, хэппи-энд.
Fiona Apple — Sullen Girl (1996)
Одна из знаковых американских певиц-сонграйтеров 1990-х, Фиона Эппл, в 12 лет пережила попытку изнасилования. В интервью журналу Rolling Stone Фиона признается, что песня Sullen Girl – о том, какую роль этот страшный опыт сыграл в ее жизни и творческой карьере.
Текст песни не содержит в себе травматичных деталей – это, скорей, эмоциональный портрет жертвы. «В такие дни я не знаю, что с собой делать. Я, бывает, днями и ночами брожу по коридорам вдоль стен. И где-то глубоко на фоне моего дыхания я говорю себе: мне нужны силы, чтобы продолжать бороться». Лирическая героиня переживает, что ее называют «угрюмая девушка», но дает понять, что за каждой «угрюмой девушкой» прячется трагедия, о которой невозможно рассказать и которую даже невозможно хранить в памяти: «Но под волнами в синеве забвения моего – тишина и покой».
Tori Amos – Silent All These Years (1992)
Тори Эймос одной из первых открыто заговорила в своих песнях о насилии. И не о таком, где таинственно поблескивает в ночи холодильник, а настоящем. В юности она пережила изнасилование, и этот сингл 1992 года – именно об этом, прямо в лоб, без приукрашиваний. Песня «Все эти годы молчала» как будто является ответом на вопросы в духе: что ж ты молчала-то все эти десять лет. Вторая сторона сингла – песня «Я и пистолет», исполненная а-капелла и подробно документирующая изнасилование в машине, где преступник угрожает пистолетом. Слушать ее невозможно, поэтому лучше послушать более метафоричную и поэтическую Silent All These Years – тогда же, в 1992 году, песню использовала как промо-материал американская «Национальная сеть помощи жертвам изнасилований, абьюза и инцеста».
Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!
Когда Тори записала первую версию песни в студии, ее продюсер Эрик Росс сказал ей: «Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!» Cама Тори считает, что ей помогла написать песню аналогия с Андерсоновской «Русалочкой», которую она читала перед сном племяннице: сказка увиделась ей историей о женщине, которая физически не может заговорить и рассказать о себе страшную правду, но каждый шаг причиняет ей нестерпимую боль.
Madonna – Till Death Do Us Part (1989)
Вроде бы жизнерадостная поп-песенка в духе танцевальных 1980-х, но в ней Мадонна предстает очень ранимой – ведь здесь идет речь о ее травматичном разводе с Шоном Пенном.
Мадонна довольно осторожна в тексте, не говоря о побоях прямо («синяки со временем рассосутся – но ты бьешь меня словами, которые произносишь»), но произносит тревожные фразы «я не хочу больше оставаться и наблюдать, как растет твоя ненависть», а еще приходит к честному выводу: «Дело не в том, что ты полюбил кого-то еще. Проблема, что ты даже себя самого не любишь. Только вот я все-таки хотела бы, чтобы ты попросил меня остаться».
Несмотря на то, что лирическая героиня хочет, чтобы муж-абьюзер ее остановил на пороге и пал на колени, она таки уходит, вспоминая пьяные скандалы, когда муж орал на нее и швырялся вазами (в песне даже слышен звук разбитой посуды). Мадонна неоднократно подавала на Пенна в суд за избиения (в том числе бейсбольной битой) и чудовищные издевательства, но потом их отзывала, защищая Пенна в суде. В то же время певица признавала, что его пьяные вспышки агрессии – чистая правда, и ссорились они и правда довольно жестко. В общем, темная история.