Пескарь рассказ салтыков щедрин

Читаем с интересом сказка премудрый пескарь читать онлайн полностью, салтыков-щедринжил-был пескарь. и отец и мать у него были умные;

Читаем с интересом — Сказка Премудрый пескарь читать онлайн полностью, Салтыков-Щедрин

Сказка Премудрый пескарь читать онлайн полностью, Салтыков-ЩедринЖил-был пескарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? — что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? — Нитка, на нитке крючок, на крючке — червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пескарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, — даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пескарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, — это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда — не знает. Видит, что у него с одного боку — щука, с другого — окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они — не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла — никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит — «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это — «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу — будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину — та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется — и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки — домой! Прибежал, а пескариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!

Но он, пескарь-сын, отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днем — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды — и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок — глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось… Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, — глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из коры, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пескари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется — вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пескарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пескарий род давно перевелся бы!»

Потому что, для продолжения пескарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пескарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пескари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пескарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал, и умирал — дрожал.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы — может быть, как и он, пескари — и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?» Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и «премудрого»?

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

⭐⭐⭐⭐⭐ «Премудрый пискарь» за 1 минуту и подробно за 4 минуты

Согласно современным правилам орфографии, слово “пескарь”, означающее речную рыбу, пишется через букву “Е”. Однако в названии и в тексте рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина фигурирует слово “пискарь”. Дело в том, что в 19 веке, когда было написано это произведение, нормы языка позволяли писать слово через “И”.

Также существует теория о том, что слово “пискарь” происходит от “писк” и имеет иронический подтекст, характеризуя главного героя, как трусливого и жалкого, готового “пищать” от страха.

 Сюжет произведения заключается в том, что мудрый пескарь одиноко живет в темном убежище. Он уверен: если скрыться от всех и дрожать, его не тронут. Умирая в полном одиночестве, пескарь осознает, что его жизнь прошла в бессмысленном страхе, лишенная возможных радостей и впечатлений, а все, кто знают главного героя, считают его глупцом. 

Очень краткий пересказ рассказа «Премудрый пискарь».

Слушать краткий пересказ «Премудрый пискарь»

Смотреть «Премудрый пискарь» за 1 минуту 30 секунд

Родители пескаря прожили долгую жизнь, умирая завещали сыну остерегаться всех возможных опасностей. Отец рассказывал, что самое ужасное для пескаря – угодить на крючок.

Пескарь запомнил все уроки мудрых родителей и всю жизнь боялся столкнуться с какой-нибудь опасностью. Он остерегался каждого – больших рыб, способных его съесть, рака, с его страшными клешнями, водную блоху. Он чувствовал себя ужасно крошечным и уязвимым перед всеми жителями реки.

Пескарь поселился в норке, вход в которую сделал на столько маленький, что никто кроме него, не смог в нее пробраться. Весь день он сидел в ней содрогаясь, а ближе к вечеру или после полудня, когда крупная рыба не охотится, выплывал из своего укрытия, чтобы перекусить.

Так он прожил целых сто лет. Будучи дряхлым стариком, он осознал, что существование его было бессмысленным и умирая, даже вспомнить ничего хорошего не может. Не оставив после себя ни одного, даже самого мимолетного воспоминания. Никто не знает, как умер пескарь: толи его съели, толи он всплыл на поверхность.

Главные герои и их характеристика:

 Премудрый пескарь  – главный герой произведения, тихий, трусливый и до абсурда осторожный. Прожил долгую, никчемную жизнь из-за своих страхов, но осознал это только умирая.

Второстепенные герои и их характеристика:

 Отец и мать пескаря  – умные и мудрые родители пескаря, которые прожили долгую жизнь и учили сына быть чрезвычайно осторожным.

Подробное краткое содержание рассказа «Премудрый пискарь».

Жил-был пескарь, его родители были чрезвычайно умны и сумели дожить до глубокой старости. Отец пескаря рассказывал, что как-то раз он угодил в рыболовные сети, и когда его уже собирались отправить в уху вместе с другой рыбой, заметили, что он слишком мал, и отпустили. Он тогда страшно испугался, но, все-таки, смог выжить. Умирая, старый пескарь завещал сыну “смотреть в оба”.

Пескарь знал, что он очень маленький, а вся остальная рыба в реке больше него, и кто угодно сможет его съесть. Он даже других пескарей остерегался – если накинутся на него все сразу, несдобровать.

Пескарь был умным, просвещенным и “умеренно-либеральным”. Он усвоил отцовские наставления и решил провести всю свою жизнь незаметно.

Премудрый пескарь вырыл себе такую норку, что никто, кроме него самого, не смог бы в нее попасть. Весь год он рыл ее носом, скрываясь в иле или траве. Пескарь продумал план: он будет покидать свое укрытие только когда стемнеет, ведь все хищники уже спят, либо после обеда, когда рыба уже подкрепилась, и ни у кого не будет соблазна его съесть. Все остальное время пескарь сидел в своей норе и дрожал.

К полудню рыбы уже вылавливали всех мошек, и пескарю частенько приходилось голодать. Однако ему казалось, что лучше жить впроголодь, чем быть сытым, но стать обедом для какой-нибудь крупной рыбы.

Однажды, проснувшись, он заподозрил, что у входа в нору его стережет голодный рак. Пол дня пескарь продрожал в своем жилище, пока рак не отступил.

В другой раз пескаря намеревалась съесть щука, кружившая у его норки, но пескарь опять затаился в своем логове, и щука уплыла.

Когда пескарь совсем уже состарился, щуки собрались у входа в его нору и принялись расхваливать: мол, так долго, да так спокойно живет пескарь, в надежде на то, что тот поддастся лести и выглянет из укрытия. Но пескарь был хитрее: сидя в своей норе, он раз за разом заставлял хищников уплывать ни с чем.

Прожил пескарь больше сотни лет. Но так и не завел ни друзей, ни родных. Никаких увлечений он не имел, ничем не интересовался, развлекаться не любил. Просидел всю жизнь в норе, содрогаясь от страха.

Умирая в одиночестве, пескарь думал, что, если бы все пескари жили так, как прожил он, весь род пескарей давно бы перевелся. Ведь, чтобы оставить после себя потомство и хоть какую-то память, нужно обзавестись семьей, обитать в привычной среде, а не в темной норке. Общаться с другими пескарями и заимствовать у них положительные черты. А те, кто всего боится и от всего прячутся совсем не нужны обществу.

Премудрый пискарь

Вдруг пескарь набрался смелости и захотел проплыть гордо, ни от кого не скрываясь. Но только подумав об этом, пескарь снова испугался и задрожал: «жил — дрожал, и помирал — дрожал».

Перед глазами пролетела жизнь – и осознал он, что не прожил, а просуществовал, при чем совершенно бесцельно: ничему толком не радовался, никому ни помог, ни спас, ни защитил. А когда он умрет, никто о нем и не вспомнит.

И даже сейчас, когда пескарь умирает в своем мрачном уголке, ни одна рыба, проплывающая мимо, не заглянет и не спросит: как же премудрый пескарь столько прожил, да и премудрым его уже давно никто не считает, а только последним дураком, прожившим всю свою жизнь в бесполезном одиночестве.

Тут реальность начала покидать пескаря, и привиделся ему сон, выиграл пескарь в лотерею, и так вырос, что теперь сам “щук глотает”. Во сне пескарь нечаянно выпал из норки и исчез. Что с ним произошло, никому не известно: может, щука схватила, а может, кто другой. Но вероятно он просто скончался и всплыл на поверхность воды. Кто ж захочет хватать хворого пескаря, «да к тому же еще и премудрого»?

Краткая история создания произведения.

Премудрый пискарь

Впервые сказка была опубликована сразу после создания в детском разделе иностранной газеты “Общее дело” в 1883 году, без какого-либо указания авторства. Затем произведение публиковалось еще несколько раз: в отдельных брошюрах или в сборниках, вместе с другими сказками Михаила Салтыкова-Щедрина.

Через год “Премудрого пискаря” впервые опубликовали в России в журнале “Отечественные записки”.

Однако особенность дальнейших публикаций сказки заключается в том, что практически сразу после появления в “Отечественных записках” она была изъята из-за цензуры и распространялась подпольно. И лишь в 1906 году была выпущена в тираж снова, в отредактированном варианте.

Краткое содержание

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные». Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности: крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей: еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы полголовы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно, его щука заглотила, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».

Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь» очень кратко

Главный герой сказки – пескарь (небольшая рыба). Молодой пескарь живет в реке среди множества других водных обитателей. Он хорошо знает, что жизнь в реке полна опасностей. Такая маленькая рыбка, как пескарь, может быть съедена большой рыбой, может быть поймана рыбаками и т.д.

Чтобы не стать ничьей добычей, молодой пескарь решает жить незаметно. Он устраивает себе нору. Днем он сидит и дрожит в норе. По ночам, когда все спят, он выходит на прогулку. В полдень, когда вся рыба сыта, пескарь выбирается из норы, чтобы добыть еду. Иногда, не найдя пищи, он сидит в норе голодный.

В конце концов пескарь не женится и не заводит детей. Он ни с кем не дружит, не общается с родственниками, нигде не бывает и не развлекается. Так пескарь проводит более 100 лет. Наконец он чувствует, что умирает.

Больной и старый пескарь наконец понимает, что прожил пустую, бессмысленную жизнь. Он хочет выйти днем из норы, но страх ему не дает это сделать. Окружающие рыбы считают пескаря дураком и остолопом. В конце концов пескарь погибает. Возможно, он становится добычей щуки или рака. Но скорее всего, он просто умирает от старости.

Это интересно: Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Краткое содержание Премудрый пескарь

Жил – был пескарь. Считал себя премудрым, мозгов палата. В норе прожил долгую, но не спокойную жизнь. Помнил об опасностях, что вне норы ожидали. Матери и отца истории помнил – про уду, уху. Хотел, как они своей смертью помереть.

Ещё ему сон снился, будто выиграл 200 тысяч, вырос и сам хищником стал – щук глотает. За жизнь свою боялся, не женился, ибо рассуждал о том, что его отцу легче раньше было – рыбы добрее, даже старичок отца в реку выбросил, что тот в ухе не оказался. А сейчас… самому бы спастись, а не семью заводить.

Но ближе к смерти своей пескарь задумался над словами щуки одной, которая сказала, что если бы так все пескари жили, как он, то в речке спокойней стало. Пескарь понял, что имела в виду щука. Ведь так жить – род пескарей вымрет, существовать перестанет. А род продолжать – семьёй обзаводиться. Чтобы здоровым потомство было, и не измельчал пескарь, нужно расти в родной стихии, а не в норе, где места нет, да и зрения лишиться можно. Раскинул умом, ведь много его было, долго думал. Стал спрашивать, что хорошего сделал, кому помог делом или словом, советом дельным, а ответ лишь один «Никому, ничего и никогда». Жизнь такого пескаря бесполезна – окружающим от них ни вреда, ни пользы никакой, только зря места в норках занимают, корм у других рыб забирают. Думал – думал пескарь, да так захотелось вылезти из норы, проплыть мимо каждого, пронестись стрелою по речному дну, вот только страх попасться и быть съеденным, проглоченным совсем не прельщала. Боялся пескарь.

Смерть подошла, застала пескаря в норке его маленькой, в которую он сам еле – еле умещался, в ней дрожал да приговаривал: «О, Господи, жив». Жил – дрожал, а смерть близка — дрожит ещё сильнее прежнего. И гордиться бы надо, что своей смертью умирает, да нечем…

Лежит, дрожит от страха и голода, что всю жизнь преследовал его. Ведь пропитание искал лишь днём в жару, когда каждая козявка в тине, под камнями прячется. Так, воды поглотавший, возвращался в норку свою – снова трястись дрожью крупною.

А снаружи жизнь кипит, разные рыбы мимо его норы проплывают, никто и не поинтересуется, как он живёт, каким премудростям научился, что до ста лет прожил и никому не попался. И считают ли его премудрым? Нет, зато некоторые срамили его, дурачком обзывали. Как ещё таких истуканов вода держит.

И снова пескарь в дремоту впал, тельце худенькое расслабилось. Привиделся тот же сон – выиграл, будто 200 тысяч и большим стал, рыб разных заглатывает.

Окутала рыбье тело сном сладким, а голова его всё из норки высовывается да высовывается… Вдруг не стало пескаря. Умер ли, или кто съел, не известно.

Да только кто ж его дряхлого, костлявого съест, ещё и премудрого?

Оцените произведение:

  • 3.37

Голосов: 68
Читать краткое содержание Премудрый пескарь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Очень краткий пересказ

Краткое содержание рассказа «Премудрый пескарь» следует начать с того, что родители пескаря, прожив долгую жизнь, перед смертью наказывали ему быть всегда и везде осторожным. Отец рассказывал, что самое страшное для пескарей – попасться на удочку. Сам он однажды чуть не попал в уху и спасся по счастливой случайности.

Пескарь принял во внимание предостережения отца и через всю жизнь пронес страх перед всевозможными опасностями. Он боялся щуку и других больших рыб, рака с его большими клешнями, водяную блоху, которая может впиться в спину и замучить. Он понимал насколько он маленький и уязвимый перед речными обитателями.

Пескарь принял решение соорудить себе небольшое убежище, в котором мог бы прятаться. Он скрывался в своей норке днем, а вечерами выбирался для небольшой прогулки, не отплывая слишком далеко от укрытия. Так прошло около 100 лет. Старый и больной пескарь впервые задумался о том, что, заботясь о своей безопасности, он ни с кем не дружил, не обзавелся семьей, не оставил детей. В итоге он умер, сам не понимая, как.


Главный герой сказки

Содержание сказки «Премудрый пескарь» с цитатами

«Жил-был пискарь. И отец, и мать у него были умные». Умирая, старый пескарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пескарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пескарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пескарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пескарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!».

Боясь всего на свете, пескарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».

Прожил премудрый пескарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пескарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пескарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».

Пескарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пескарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?».

Заключение

В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Короткий пересказ «Премудрый пескарь»

Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понимает, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе).

Пескарь строит себе нору, куда никто, кроме него, не помещается, ночь;» выплывает за едой, а днем «дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но изо всех сил бережет свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти. У пескаря нет семьи: «самому бы прожить».

«И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят, Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, Даром место занимают да корм едят».

Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

32 сказок

Дикий помещик

Пескарь рассказ салтыков щедрин В сказке Дикий помещик рассказывается о князе Урус-Кучум- Кильдибаеве, очень богатом и очень глупом. Однажды Кильдибаев решил, что с мужиками слишком много забот, и попросил Бога избавить его от них. Но Бог не внял. Тогда помещик обложил крестьян неподъемными штрафами, и к Богу обратились уже сами мужики. И вот в поместье не осталось ни одного…

про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 12 мин.)

Премудрый пескарь

Пескарь рассказ салтыков щедрин Главный герой сказки Премудрый пескарь всю свою жизнь только и делал, что боялся. Бояться его научили родители, которые благодаря осторожности не попались ни в сеть рыбака, ни в пасть хищной щуки. Много врагов у маленьких пескарей, а наипервейший враг – человек. Пескарь, помня наставления папеньки, целый год долбил себе нору. Все дни он…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Бедный волк

bednyj volk thumb130 130 Смысл сказки Бедный волк в том, что право на жизнь имеет каждый, каким бы ни создала его природа. Один злющий волк всю жизнь резал скот, убивал людей, но однажды сам попался в лапы медведю. Тот решил усовестить разбойника. Но волк объяснил, что не сможет прокормиться, если не будет душегубом. Медведь сказал, что в таком случае лучший выход для…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Баран-непомнящий

baran nepomnyashchij thumb130 130 Сказка Баран-непомнящий повествует о том, что лучше жить настоящей, свободной и яркой жизнью, чем прозябать в неволе, даже если там тепло и сытно. У одного помещика жил породистый баран. Как и остальные обитатели овчарни, баран не помнил вольной жизни, которой жили его предки. Поэтому ничто, кроме еды, его не интересовало. Но вот напасть…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Богатырь

sukhmantij thumb130 130 В сказке Богатырь автор намекает на терпеливость русского народа, его надежду на героя, который придет и спасет. На самом деле каждый должен нести ответственность за судьбу родины. В одном царстве вырос Богатырь. И пошел он в лес дремучий демонстрировать свою неимоверную силу, а потом забрался в дупло и заснул аж на тысячу лет. Враги между тем…

сказки про бабу ягу богатыри волшебная героическая про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 3 мин.)

Карась-идеалист

Пескарь рассказ салтыков щедрин Сказка Карась-идеалист повествует о споре между рыбами. Ерш доказывал, что невозможно всегда жизнь честно, а карась философствовал, что рыбы вполне могут жить в мире, не поедая друг друга. Ерш многое испытал на своем веку, а карась даже «щуки не видывал». Наконец идеалиста пригласили поучаствовать в дискуссии со щукой. Самоуверенный спорщик…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Вяленая вобла

vyalenaya vobla thumb130 130 Идея сказки Вяленая вобла такова: эгоисты, не умеющие развиваться и чувствовать веяния времени, всегда заканчивают свои дни печально. Поймали как-то воблу, выпотрошили и повесили вялиться. А она и рада: вместе с внутренностями выпотрошили из нее всю совесть и все думы. Она и прежде-то всегда пряталась на дне и избегала дискуссий о «конституциях»…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 19 мин.)

Гиена

giena thumb130 130 В сказке Гиена писатель отмечает поразительное сходство некоторых людей с мерзкими существами, издавна считавшимися оборотнями. Внешность гиен не внушает страха: иногда они могут показаться даже милыми. Однако население стран, где обитают эти животные, их не любит, боится и приписывает им дьявольские качества. Согласно местным поверьям, гиены –…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Дурак

durak thumb130 130 Сказка Дурак учит, что не могут люди быть полностью счастливыми, пока на земле существует подлость. У умных отца с матерью родился сын дурак. Да только не обычный дурак, а особенный. Не понимал он, как жить следует: то последние деньги отдаст нищему, то на пожар первым прибежит, то кинется спасать тонущего, не умея при этом плавать. Решили…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 16 мин.)

Древенский пожар

Пескарь рассказ салтыков щедрин Рассказ деревенский пожар повествует о трагедии, случившейся в одной деревне. Однажды летом в Софонихе случился пожар. Пока взрослые работали в поле, все выгорело дотла, погибли два человека: старушка и мальчик Петя. Его мать Татьяна не находила себе места от горя и все время роптала на Господа. В тот же день в соседнем поместье праздновала…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Верный Трезор

vernyj trezor thumb130 130 В рассказе Верный Трезор автор показывает, как мерзко угодничество, отсутствие чувства собственного достоинства. У одного купца жил пес Трезор. Хозяин был очень доволен, ведь благодаря верному сторожу ни один чужой человек не мог проникнуть во двор. При этом пес не роптал даже когда его ругали и били: считал, что сам виноват. Кормили всегда…

бытовые про животных про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

kak muzhik dvukh generalov prokormil thumb130 130 В сатирическом рассказе Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил автор высмеивает не только никчемность богачей, но и невероятную покорность их слуг. Два генерала оказались на необитаемом острове. Перепугались они: фруктов, рыбы и дичи завались, да только как все это собрать, изловить и приготовить? Сроду они таким не занимались…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Кисель

barin5 thumb130 130 Сказка Кисель учит, что излишние самодовольство и расточительство до добра не доводят. В одном господском доме кухарка замечательно готовила кисель. Хозяева не только лакомились им сами, но и угощали прохожих. Все нахваливали блюдо, и кисель был очень рад. Со временем кисель приелся господам, к тому же стало модным готовить всякие желе. Хозяева…

короткие сказки для самых маленьких

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 2 мин.)

Коняга

konyaga thumb130 130 Вся жизнь героя рассказа Коняга наполнена непосильной работой. Хозяин у него не злой, сам трудится от зари до зари, чтобы выжить. Летом еще терпимо Коняге – можно зеленую травку щипать, а зимой кроме прелой соломы другого корма нет. Кажется ему, что живет он не одно столетие, и не будет конца мучениям. Есть у Коняги брат Пустопляс, у которого…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Ворон-челобитчик

voron chelobitchik thumb130 130 В сказке Ворон-челобитчик автор мечтает, что когда-нибудь будет на земле одна правда на всех, и прекратится вражда. Тяжкие времена настали для всего рода вороньего: обложили его хищные птицы непосильной данью. Не нравилось старому ворону, что молодежь вынуждена воровать, чтобы как-то прокормиться. И полетел он за советом к птицам, старшим по…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Медведь на воеводстве

medved na voevodstve thumb130 130 В сказке Медведь на воеводстве автор показывает, что грандиозные злодейства могут иногда прославить, тогда как мелкие пакости не вызывают ничего, кроме презрения. В одном лесу Лев назначал воеводами поочередно трех Топтыгиных. Первый Топтыгин мечтал остаться в Истории. А для этого требовалось совершить выдающееся злодеяние. Но по пьянке пошел…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Здравомысленный заяц

zdravomyslennyj zayats thumb130 130 Герой сказки Здравомысленный заяц всегда рассуждал очень трезво. Уклад жизни таков, что кто-то кого-то должен есть, иначе никак. Заяц воодушевлял свою родню, что живут они прекрасно, занимают хорошее положение в обществе. А то, что их все время едят волки – неизбежность. Ведь по статистике ни один зверь не съест лишнего. Подслушала эти…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 13 мин.)

Самоотверженный заяц

zayats thumb130 130 Как-то раз герой сказки Самоотверженный заяц спешил к невесте и не остановился на окрик волка. Тот догнал косого, приговорил к смерти и посадил под куст. Приказал ждать своего решения: захочет, съест его, захочет – помилует. Вскоре прибежал к зайцу брат невесты, рассказал, что зайчиха очень тоскует, и предложил сбежать. Но косой отказался, ведь…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Пропала совесть

propala sovest thumb130 130 Сказка Пропала совесть учит, что нельзя стать человеком без совести. И закладывать ее нужно с детства. Однажды совесть куда-то исчезла. Многие обрадовались, ведь без нее жить легче. Валялась совесть на дороге, все ее топтали. Лишь пьяница решил поднять ее и обменять на стопку водки. Но лишь только взял он совесть в руки, как вспомнил все свои…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Орел-меценат

orel metsenat thumb130 130 В сказке Орел-меценат автор показывает, что не стоит браться за дело, которое противоречит твоей натуре. Толку от этого не будет. Надоело орлу жить отшельником и решил он организовать двор с челядью. По его приказу сокол, коршун и ястреб собрали целую стаю разных птиц. Сделали все, как в старину водилось, но чего-то еще не хватало. Тогда…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 14 мин.)

Добродетели и Пороки

kniga2 thumb130 130 Сказка Добродетели и Пороки учит, как важно отличать правду от лжи, добро от зла. Пороки и Добродетели всегда были заклятыми врагами. Первые жили весело, кутили, и денежки всегда у них водились. А вторые вечно бедняками были, зато их во всех книжках прославляли как пример для подражания. Втайне Добродетели завидовали Порокам, и потихоньку…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Рождественская сказка

Пескарь рассказ салтыков щедрин Рождественская сказка – очень поучительный рассказ. Люди любят рассуждать о правде, но своих делах руководствуются совсем другим. На праздновании Рождества Христова священник сказал замечательную речь. Правда пришла к людям вместе с Иисусом, а после Его вознесения на небеса осталась на земле. Все внимательно слушали батюшку, а особенно Сережа…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

obmanshchik gazetchik i legkovernyj chitatel thumb130 130 Основная идея сказки Обманщик-газетчик и легковерный читатель: не стоит слепо верить всему, все пресса выдает за правду. Многие журналисты думают прежде всего о своей выгоде. Необходимо руководствоваться собственным мнением. Жили-были лживый газетчик и наивный читатель. Газетчик вечно выдумывал всякие «страшилки» про жизнь, а читатель с…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Либерал

liberal thumb130 130 В рассказе Либерал показано, как легко можно скатиться от прекрасных идеалов к подлости, если загонять свою совесть в «рамки». В одной стране жил либерал. Проповедовал он свои идеалы и мечтал, чтобы все вокруг «прониклись». Но мало кто воспринимал либерала всерьез. Пошел он к сведущим людям за советом. Сведущие сказали, что пекутся о том же…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 8 мин.)

Соседи

Пескарь рассказ салтыков щедрин Сказка Соседи повествует, что в одном селе жили два Ивана – Бедный и Богатый. Как-то раз собрались они на совет: как бы сделать так, чтобы у обоих достаток стал одинаковым. Бедняк работал не покладая рук, но едва сводил концы с концами. А богач раздавал свое богатство, но в итоге оно только прибывало. Пошел Иван Богатый к царю и попросил уравнять…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Произведения для детей совсем необязательно должны быть посвящены фантастическим животным, волшебству и природе, чтобы заинтересовать маленьких читателей. Даже бытовые истории способны приковывать внимание и вызывать желание обязательно дочитать их до конца, по крайней мере, если это сказки, которые написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Побывав в свое время редактором газеты, журналистом и даже вице-губернатором двух российских губерний, автор накопил огромный жизненный опыт и обрел способность видеть глубинные стремления людей. Свои знания и соображения он передал в сказках, рассказах и повестях, которые стоит начать читать ребенку, начиная с младшего школьного возраста. Пускай сначала слушателю будет немного сложно понять некоторые слова и выражения, но затем сюжет настолько затянет, что оторваться будет невозможно.

Читайте сказки для детей онлайн

Познакомить ребенка ближе с удивительными книгами, созданными русским писателем, можно в любое время – для этого не нужно отправляться в библиотеку или магазин, только открыть текст на нашем специализированном сайте. Произведения у нас доступны не в сокращении, а полностью, причем совершенно бесплатно, также нет необходимости проходить регистрацию и оставлять адрес электронной почты для рассылки. Порадуйте себя погружением в детство, а сына или дочку – увлекательными сказками хорошего автора, чей труд уже по достоинству оценили тысячи юных и взрослых читателей по всему миру.

Короткие рассказы и полноценные повести будут интересными деткам разного возраста, но, естественно, малышам стоит выбирать максимально простые и понятные сюжеты. В списке вы найдете названия произведений, написанных Михаилом Евграфовичем в разные периоды жизни – между собой они отличаются тематикой, стилистикой, но все посвящены важным моментам в жизни человека. Кроме художественной ценности книги писателя имеют огромное значение как эффективный инструмент воспитания в ребенке положительных качеств и ценностей.

Популярные сказки Салтыкова-Щедрина

  • Дикий помещик
  • Премудрый пескарь
  • Бедный волк
  • Баран-непомнящи
  • Богатырь

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зарегистрировано в М/К

№ ___ от «___» ________
2021 г

Методист:

Куропаткина Т.Ю.
____________

Методическая
разработка мероприятия

«Я
люблю Россию до боли сердечной…» М.Е. Салтыков – Щедрин

                          Разработала:

                                                  Кузнецова Ирина
Юрьевна,

                                                         
преподаватель русского языка и

                       литературы

Новокузнецк, 2021

СОГЛАСОВАНО:

Председатель методсовета

________ Т.Ю. Куропаткина

 подпись      ФИО                      

«___» _____________2021 г.

Разработчик: Кузнецова И.Ю., преподаватель ФКПОУ «НГГТКИ» Минтруда
России

Организация-разработчик
мероприятия: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Я люблю Россию до боли сердечной…» М.Е.
Салтыков – Щедрин
:
Мероприятие
Новокузнецк, 2021 г. – 20 с.

Методическая разработка предназначена для
преподавателей и студентов, при изучении темы: «Жизнь и творчество
М.Е.
Салтыкова – Щедрина
».  В ней рассматривается биография писателя, произведения М.Е. Салтыкова – Щедрина.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

  1.  

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

4

  1.  

СЦЕНАРИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ

5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК
ИСПОЛьзуемой литературы

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

16

ВВЕДЕНИЕ

В
2021 году 27 января исполнилось195 лет со дня рождения русского
писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
 Писатель – сатирик, публицист, критик,
редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Он
писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет
сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В.
Гоголем. М.Е. Салтыков — Щедрин — создатель сюжетов и образов, в которых
противоестественно соединяются чаяния автора и неприглядная будничность, народ
и власть, суд и беззаконие.

Цель:
развитие
интереса к личности и творчеству М.Е.
Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

образовательные:

·       
расширить знания обучающихся о жизни и
творчестве писателя;

·       
способствовать закреплению
ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения;

развивающие:

·       
способствовать развитию
навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

·       
способствовать развитию
мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

·       
способствовать развитию эстетического
вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитательные:

·       
воспитывать духовно-нравственную культуру
студентов;

·       
пробудить любовь к художественному слову.

1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

Материалы
из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия,
так и при проведении внеклассного мероприятия.
Данная
методическая разработка предназначена для педагогических работников и студентов.

Место проведения
мероприятия
: библиотека колледжа. Данное
мероприятие можно проводить и в аудитории. Рекомендовано проводить мероприятие
для нескольких групп, не более 20 человек, так как предполагается групповая
форма (обучающиеся делятся на команды). 

Предварительная подготовка:
студентам необходимо заранее
прочитать сказки М.Е.
Салтыкова – Щедрина
«Самотверженный заяц», «Коняга»,
«Премудрый пискарь» и «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Верный трезор» и др.

Подготовить выразительное чтение отрывка из понравившейся сказки.

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, выставка его произведений, иллюстрации и рисунки к произведениям
писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка), видео о жизни
писателя. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

   Ведущий. Сегодня 195
лет со дня рождения русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
 Он писатель большого поэтического
диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в
русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем.

    
Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы
общественной жизни России.

 Наследие Салтыкова – Щедрина мы по праву называем
классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою
эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас
сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

   
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого
удивительного писателя.

Ведущий. Давайте
вспомним биографию писателя (просмотр видео или студенты зачитывают биографию
М.Е.
Салтыкова – Щедрина). Приложение 1.
     Ведущий. Кто из вас
хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть
желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе обучающихся и предлагает
им, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на
вопросы от их лица.

Вопросы:

(Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»).

— Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы нахо­дитесь не у
себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвест­но, что, заблудившись где-либо,
например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам
сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где за­пад, где
восток.

(«…Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой
руке получишь искомое». Щед­ринские генералы «становились так и сяк… но…
ничего не нашли..»).

(Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

— Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на
необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург
возвратились. А как тебя отблагодарили? 

(«…Выставили
ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

(Помещик – «Дикий помещик»)

1. — Прежде всего, будьте так любезны представиться.

(Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)

-Каков ваш
жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?

 («Старайся»
— из газеты «Весть».)

2. — В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, аб­рикосы,
персики. А что же произрастало там на самом деле?

(Репейник.)

— А что,
простите, вы «ростили» на своем лице?

 (Шампиньоны).

Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и
восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и
восклицатель­ные предложения — затея оригинальная и остроумная! По­пробуйте и
вы сочинить для газетных рубрик «Светская хро­ника», «Происшествия» небольшую
заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамен­та
и чудесном спасении двух столичных генералов. Обяза­тельное условие: как и у
Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным
и восклицательными.

Ведущий. А теперь
попробуем перевоплотиться в героев сказок. Обучающие выбирают отрывок из сказки
писателя и демонстрируют его. (
Присутствие костюмов,
атрибутов желательно).

Сценка из
сказки
«Повесть о том,
как мужик двух генералов прокормил
» (сцена
чтения газеты).

«Вчера,
— читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей
древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью
изумительною. Дары всех стран назначали себя как бы рандеву на этом волшебном
празднике. Тут была и
«шекснинская
стерлядь золотая
», и питомец
лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце,
земляника…
»

Тьфу
ты, господи! Да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого
предмета? — воскликнул в отчаянии другого генерала и, взяв у товарища газету,
прочел следующее:

«Из
Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Уне осетра (происшествие,
которого не запоминает даже старожилы, тем более что в осетре был опознан
частный пристав Б.)
» …!»

Отрывок из
сказки «Орел-меценат» Салтыкова-Щедрина:

«…Выслушал
орел соколиный доклад о необходимости водворения наук и искусств и не сразу
понял. Сидит себе да цыкает, да когтями играет, а глаза у него, словно точеные
камешки, глянцем на солнце отливают. Никогда он ни одной газеты не видел, ин
Бабой-Ягой, ни ведьмами не интересовался, а об соловье только одно слыхал: что
эта птица — мелкая, не стоит из-за ее клюва марать.

Ты,
поди, не знаешь, что и Бонапарт-то умер? — спросил сокол

Какой
такой Бонапарт?

То-то
вот. А знать об этом не худо. Ужо гости приедут, разговаривать буду
».

Ведущий. Вам необходимо отгадать
название сказки. Студенты
загадывают друг другу
загадки, по которым они должны отгадать название сказки:

В этой сказке
два Ивана поживали,

Щи на ужин
поедали,

Бедный был и
был Богатый,

Были рядом у
них хаты.

Соседи»)

Он обычно
серый, белый,

В этой сказке
он умелый,

Мудрый в этой
сказке он,

Что за зверь
тут так умен?!

                                                                                    
Здравомысленный заяц»)

Как они его
искали,

Без него как
жить — не знали,

Без него не
есть не пить,

Как себя им
прокормить?!

Повесть
о том, как мужик двух генералов прокормил
»)

Был отец и
мать мудры,

Сам был мал,
но всё ж удал,

Рыбы, раки
даже блохи,

При желании
обижали.

Премудрый
пискарь
»)

Ведущий.
А теперь вам предлагается составить кроссворд. Обучающиеся по данным вопросам
должны составить кроссворд.

Вопросы:

1.      Кто
прокормил двух генералов? (мужик)

2.      Птица
эта так горда, что в сказке «Меценат» названа? (орел)

3.      О
нем говорится:
«Обыкновенный
мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый…
»
(
коняга)

4.      «В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…
»,
а
какой же он был? (дикий)

5.      В
сказках Салтыкова-Щедрина бывал он самоотверженный и здравомысленный? (заяц)

6.      Кто
служил сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова? (верный
Трезор)

Ведущий
зачитывает вопросы викторины.

Викторина

1.    
В каком году родился М.Е.
Салтыков – Щедрин?

1.     1826

2.     1837

3.     1841

4.     1821

Ответ: 1

2.     Назовите настоящую фамилию писателя? 

Ответ: Салтыков (псевдоним: Николай
Щедрин).

3.     Где учился М.Е. Салтыков – Щедрин?

Ответ: Дворянский институт в Москве, Царскосельский
лицей.

4.    
После опубликования какого произведения
Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)

Ответ: С известным революционным деятелем Буташевичем –
Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы — оба они были
выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова
бывать на своих знаменитых «пятницах» – еженедельных собраниях,
которые проходили в его доме. На этих «пятницах» Салтыков проникся либеральными
идеями и под их влиянием создал повести «Запутанное дело» и
«Противоречие», за которые его и сослали в Вятку.

5.     Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин
посвятил как плодотворной литературной деятельности, так и административной. За
это время он сделал поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани,
то в Твери
. Был он также председателем казённой палаты в различных городах
России. Все свои усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь
любые попытки беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище
«вице-Робеспьер».

6.    
Где похоронен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Скончался писатель
28 апреля 1889 года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2 
  мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал
Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.

7.
Назовите автора, чьи сказки имели один из подзаголовков: «Для детей от 7 до 70
лет».

1.
А.С. Пушкин

2.
М.Салтыков-Щедрин

3.
Л.Толстой

4. 
К.Паустовский

Ответ:
2

8.
Сколько написал сказок М. Е. Салтыков-Щедрин?

1.
23

2.
18

3.
32

4. 35

Ответ: 3

Можно вопросы по
биографии заменить на игру «Да-Нет» (см. Приложение 2).

8.
Из какой сказки Салтыкова-Щедрина:

1. «Служили (они) в какой-то
регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего
не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном
моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором
государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было
довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый,
читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут
случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей
смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего —
сам умер».

1. «Дикий помещик».

2. «Коняга».

3. «Как один мужик двух генералов прокормил».

4. «Премудрый пескарь».

Ответ:

1 — «Как один мужик двух генералов
прокормил», 2 — «Дикий помещик», 3 — «Премудрый пескарь».

     
9. Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

2. Смех.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

                
Ответ: 2

10.
Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Ответ:
4

11.
 Сколько лет прожил премудрый пискарь в
одноименной сказке? (
100 лет с лишком)

12.
 Почему осенью помещик холода не
чувствовал? («Дикий помещик».
Оброс волосами)

13.
Основное занятие Коняги? (Тяжёлый
труд.
«Летом с утра до вечера землю работает;
зимой, вплоть до ростепели, «произведения» возит»
)

14.
Чем питался Коняга, а чем его брат
Пустопляс? (
Коняга – соломой, а Пустопляс — овсом)

15.
Почему пискарь боялся рака? (Боялся,
что рак его клешнёй пополам перережет
)

16.
Что помещик, одичав, не успел приобрести?
(
Хвост)

17.
 Что случилось с пискарем в конце сказки?
(
«И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его
заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на
поверхность, — свидетелей этому делу не было»)

18.
 Где жил-был помещик? («В
некотором царстве, в некотором государстве»)

19.
 Что читал Дикий помещик? (Газету
«Весть»
)

20.
 Закончите фразу. «Надо
так прожить, чтобы тебя никто …» (
… Не заметил)

«Слава
тебе, господи!! ……» (
… Жив! )

21.
Сколько было ума у пискаря?  (Ума палата)

22.
 Откуда взялись мужики в конце сказки
«Дикий помещик»? («С неба: через губернский город летел строившийся рой
мужиков
»)

23.
 Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником
особых поручений при волке)

Вопросы
с развёрнутым ответом:

·       
Чему учит сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, например, сказка
«Премудрый пескарь»?

·       
Назовите основную мысль «Сказки о том, как один мужик двух
генералов прокормил», что является подтверждением рабской покорности народа?

Дополнительное задание

Викторина «Кто из
героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1.
…думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. …
«весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные.
Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. …
«жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. …
сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы
выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. …
«забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. …
радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней
совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. …
заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко
убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или
поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. …
считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

9. …
считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал
добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

10.
… действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а
затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

11.
Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами
его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

Подведение
итогов. Награждение участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М.Е. Салтыков-Щедрин
был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его
творчество направлено на обличение пороков общества. 

М.Салтыков-Щедрин
написал более 30 сказок. «Сказки (для детей изрядного возраста)» — итог многолетних
жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.

 
Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а
также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и взрослых. 

Данное мероприятие способствует
лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического
восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем.
Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия
обучающихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические
особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная
активность.  Такое мероприятие направлено на глубокое и осознанное
усвоение знаний студентами, развитие их творческих способностей, культуры речи
и гармоничное развитие личности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет источники

1.     https://www.culture.ru

2.     http://ru.wikipedia.org/wiki/

3.     https://ilibrary.ru/

4.     https://uchi-lki.ru/

5.     http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Биография
писателя Салтыкова-Щедрина М. Е.

    М. Е.
Салтыков родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния).
Семья была дворянской, со старинными корнями. И со стороны матери, и со стороны
отца в роду присутствовали известные истории личности. Отношения Михаила с
семьёй не сложились (он был шестым ребёнком). Атмосфера в ней царила тягостная
и недружелюбная. Детство было омрачено тягостным впечатлением от жёсткого
обращения родителей с крепостными и с собственными детьми.

    На
первых порах Михаил учился дома, а образование получил в Московском дворянском
институте, после которого отправился на учёбу в легендарный Царскосельский
лицей. Период пребывания в заведении, где учился А. С. Пушкин, приобрёл для
Салтыкова очень большое значение, поскольку там он почувствовал призыв к
литературному творчеству. Одновременно с этим именно в лицее будущий писатель
впервые столкнулся с «прелестями» русской бюрократии. Многие обобщённые образы,
возникшие позже в прозе Салтыкова-Щедрина («помпадуры», «военачальники»,
«ташкентцы») – родились от лицейских впечатлений.

   В 1844 году
Салтыков начинает службу в Петербурге. Свои силы молодой чиновник отдаёт не
только своим рабочим обязанностям, но и Петрашевскому кружку, который он
активно посещает. Участники кружка следовали идеям утопического социализма, а
на своих заседаниях беспрерывно спорили о том, как лучше переустроить Россию.
Салтыков не был согласен с мнением большинства петрашевцев, что произвести
коренные перемены в стране можно лишь посредством воспитательных средств, как
на том настаивали участники кружка. Он полагал, что нужные более действенные
меры.

    В 1848
году была опубликована его повесть «Заступное дело». За это произведение автор
был арестован и отправлен в ссылку в Вятку – по высочайшему распоряжению.
Причиной столь суровой реакции были найденные в «Заступном деле» опасные идеи,
которые уже нанесли немалый вред Западной Европе. Не понравилось властям и
аллегория, при помощи которой писатель изобразил Россию.

    Ссылка
продолжалась с 1848 по 1856 год. Литературная деятельность оказалась для него
под запретом. Но так как Салтыков продолжал службу в качестве чиновника особых
поручений, то материала для изучения всех глубин русской жизни у него было
предостаточно. Из ссылки писатель вернулся в 1856 году и за год создаёт целый
цикл произведений, получивших название «Губернские очерки».

   
Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин посвятил как плодотворной
литературной деятельности, так и административной. За это время он сделал
поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани, то в Твери. Был
он также председателем казённой палаты в различных городах России. Все свои
усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь любые попытки
беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище «вице-Робеспьер». Подобную
оценку можно назвать наилучшей характеристикой той деятельности, которую
проводил Салтыков на своём посту. В 1868 году он получил чин генерала и
отправился на покой. В отставке он уже полностью посвятил себя литературному
труду.

    Его
писательская деятельность делится на несколько периодов. Начало – несколько
повестей, в том числе, и злополучное «Запутанное дело». Следующий период – 50 –
60-е годы, определяющим для которого стал цикл «Губернские очерки», а также роман-сатира
«История одного города», в котором едкое повествование о вымышленном городе Глупове явилось
отражением ситуации России 1860-х годов. Ещё один важный этап – роман «Господа
Головлёвы» (1875 – 1880), где его сатира выходит на новый уровень.

   В 1883 –
1886 годах создаются знаменитые «щедринские сказки», которые можно назвать
действительно выдающимся достижением. Здесь фирменная сатира писателя, его язык
и художественные приёмы переплелись с фольклорным материалом. Используя эзопов
язык, Салтыков-Щедрин сумел сказать своё слово протеста даже в условиях жёсткой
цензуры. В 1887 году писатель создаёт роман «Пошехонская старина».

   Кроме
литературного и чиновничьего труда в жизни Салтыкова-Щедрина существовало и
другое важное дело – редакторская деятельность в журнале «Отечественные
записки». Эстафету он принял у его предыдущего редактора – Н. А. Некрасова.
Пока же Некрасов был жив, оставался в числе ведущих сотрудников издания. В
«Отечественных записках» были опубликованы такие произведения Салтыкова-Щедрина,
которые не появились ни в одном другом журнале.

   Усиленный
труд в разных областях был основой жизни Михаила Евграфовича. В личной жизни он
был несчастен. Свою будущую жену Елизавету Болтину он полюбил, когда той было
всего двенадцать лет. Он дождался подходящего возраста Елизаветы и вступил с
ней в брак, но союз не сложился. Через какое-то время Елизавета Аполлоновна
разочаровалась в муже и перестала соблюдать супружескую верность и приличия.
Дело зашло настолько далеко, что Салтыков-Щедрин не был уверен в том, что их
дети – сын и дочь – его дети. По крайней мере, только сына писатель по каким-то
своим причинам признавал своим.

   Душевные
муки добавляли и другие неприятности: плохое здоровье, переживания по поводу
постепенно исчезающей связи с читателями. Скончался писатель 28 апреля 1889
года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2 
  мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал
Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.

Приложение 2

Игра «Да-нет»

1.   
Провинциальная
жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»?                                                                       (Да)

2.   
Салтыков
родился в семье врача? (Нет, помещик — крепостник)

3.   
Салтыков —  Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет?    (Да)

4.   
Щедрин
– это псевдоним?                                                           (Да)

5.    После окончания
лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства?
                                                            (Да)

6.    Никогда не
выезжал за границу?                                                      (Нет)

7.   
Родовое именье называлось Спас – Вершина?    (Нет,
Спас-Угол)

8.   
Салтыков —  Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток?                                                                         
(Да)

9.   
 После Вятской ссылки по
возвращении в Петербург писатель занимался разведением коней?                                                   (Нет)

10.     
 Мать писателя помещицей,
жестоко мучившей не только своих крестьян, но и домочадцев?                                                                  (Да) 

11.     
Щедрин
был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

12.     
Смог
вернуться из Вятки в Петербург только после
смерти Николая I                                                                                   (Да)

13.      В чиновничьих кругах Салтыков —  Щедрин
получил прозвище «Вице Наполеон»?                                     (Нет,
«вице-Робеспьер»)

14.     
Первые
три сказки писателя появились на страницах журнала «Современник»?                           (Нет,
«Отечественные записки»)

  • Песни и сказки для детей канал
  • Песни восточные сказки татарские
  • Песни еще не спеты как пишется
  • Песни восточные сказки араш
  • Песец рассказ о животном