Правильный вариант написания слова: пьешь
Правило
Мягкий знак
Начнем с мягкого знака:
- после буквы «п» мягкий знак несёт разделительный характер,
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова пьешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: пить (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Как соломинкой, пьешь мою душу. Знаю, вкус ее горек и хмелен. Но я пытку мольбой не нарушу.
«Как соломинкой, пьешь мою душу…» — Ахматова Анна
Пьешь его — сладко, а выпил — пустота какая-то. Конечно, другой в деньгах стеснение видит, так уж тому ни в чем развязки нет; весь человек связан.
«Не от мира сего» — Островский Александр
Похожие слова
«Утверждено»
Замдиректором ГСОШ № 307
Литт М.П. ________________
ЗАНЯТИЕ В КРУЖКЕ «В МИРЕ ГРАММАТИКИ» НА ТЕМУ :
«Что такое орфограмма ?»
Подготовила классный руководитель 5 « И » класса
Ражабова С.М.
Ташкент 2020
ЧТО
ТАКОЕ ОРФОГРАММА ?
Грамотное письмо — признак культурного
человека. Чтобы правильно писать, нужно знать орфографические правила и уметь
применять их.
Орфография (греч. орфо –
«правильный» и графо – «пишу») – раздел науки о языке, в
котором изучается правописание слов.
Написание,
которое проверяется правилом, называется орфограммой (греч. орфо –
«правильный» и грамма – «буква», «запись»).
Виды
орфограмм:
·
написание букв в разных частях слова, которое подчиняется
правилам русского языка;
·
слитное, раздельное написание слов или написание слова через
дефис;
·
употребление прописных («больших») и строчных («маленьких»)
букв.
В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание
является правильным. Выбирать правильное написание можно только опираясь на
правило.
Например, в слове б…жать — безударный гласный в
корне. Какую букву выбрать?
Вспоминаем правило (проверяем — бег), пишем — бежать.
Как написать — слитно или раздельно — (не)брежный?
Вспоминаем правило: без не слово не употребляется, пишем небрежный
Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место,
где возможна ошибка. Подумайте, выберите правильное написание, применяя
орфографические правила.
Наиболее опасные места, требующие внимания:
1) безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании
(поэтому важно хорошо знать состав слова);
2) гласные после шипящих и ц;
3) мягкий знак на конце слов и после шипящих;
4) правописание не с другими частями
речи .
Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук
находится в безударном положении и поэтому слышится неясно. В этом месте может
возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ,
хорошО, светлО.
Безударные
гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в
корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот
гласный находился под ударением (в сильной позиции).
Пример:
землЯ
— зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить
ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО,
хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться…
Такие слова называются словами с непроверяемыми
гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать.
Пример:
портфель,
собака, вестибюль, вокзал, пальто…
Гласные О/Ё после
шипящих в корне слова. И/Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё,
если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е.
Пример:
шЕпот
— шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть.
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о.
Пример:
жОкей,
шОмпол, шОрох.
В корне слова после ц и
в существительных, оканчивающихся на –ция,
пишется и.
Пример:
циферблат,
цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки,
цыплёнок, цыкнуть.
Чередование
гласных в корне слова
Чередование е/и
В корнях с чередующимися гласными е/и (пер–/пир–,
мер–/мир–, стел–/стил–, бер–/бир–, дер–/дир– и др.) буква и пишется
только тогда, когда после корня следует суффикс –а–.
Пример:
выбирать
— выберут, умирать
— умереть, расстилать
— расстелить, раздирать
— раздерут, запирать — запереть,
блистать — блестеть.
Чередование а/о
1. В корнях лаг–/лож– и кас–/кос– буква а пишется,
если за корнем идёт суффикс –а–.
Пример:
полагать
— положить, касаться — коснуться.
2. В корне гар–/гор– в
безударном положении пишется о (под
ударением — а).
Пример:
загорЕть
— загорАть, загорЕлый, но загАр.
Исключение: вЫгарки.
3. В корне зар–/зор– в безударном положении пишется а (под
ударением бывает и а, и о).
Пример:
зарЯ,
зарнИца, озарЁнный, но зОри,
зАрево.
4. В корне раст– гласный а без
ударения пишется перед ст и щ; перед с,
без т пишется о.
Пример:
возраст,
наращение, но росла.
Исключение: Ростов,
Ростислав, ростовщик, отрасль.
Корни
с полногласием и неполногласием
Корни (из | Корни (исконно |
–ра–, –ла–, –ре–, –ле– Бразды, охлаждение, | –оро–, –оло–, борозда, холод, |
Правописание
согласных в корне слова
Проверяемые и непроизносимые согласные
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить
слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого
согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р.
Пример:
дуб —
дубок, наряд — нарядный,
тростник — тростинка,
солнце — солнышко.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить
подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по
словарю.
Пример:
праздник,
чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
Обрати внимание!
Написание слов с удвоенными
согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма,
грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование
согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило, всегда одинаков,
за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования
звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь
правильно найти корень в слове.
Пример:
г//ж//з — друг — дружить
— друзья;
т//ч//щ — свет — свеча —
освещение;
д//ж//жд — труд — тружусь
— утруждать;
б//бл — любовь — люблю;
в//вл
— ловить — ловля;
м//мл — ломить — преломление;
п//пл — лупить — луплю…
Виды орфограмм, изучаемых в 5 классе
№ орфограммы | Название | Формулировка правила | Примеры |
1 | Безударные проверяемые гласные в корне | Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, | КОсить (кОсит), деревья (дерево), лесной (лес), колосок (колос, колосья) |
2 | Непроверяемые гласные и согласные | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно Есть случаи, когда мягкий знак между согласными для В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же | Октябрь, хризантема футбол,хоккей мостик, увидеть посеял (посеять) |
3 | Проверяемые согласные в корне слова | Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно | Дуб (дубы), дорожка круг (круга, круглый) |
4 | Непроизносимые согласные в корне слова | Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в | Поздний (опоздать), устный (уста) Но: опасный (опасен), Вкусный (вкусен), Чудесный (чудесен), Прекрасный (прекрасен) |
5 | Буквы и, у, а после шипящих | После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишутся И, У, А. Исключения: брошюра, жюри, парашют. | Жизнь, чудо, ширь, Брошюра (иск.) |
6 | Разделительные Ъ и Ь | Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после | Объяснение, пью, семья, |
7 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они | Над __ землёй (над чем?); В__ лесу, в (еловом) лесу |
8 | Употребление Ь на конце существительных после шипящих | Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у | Рожь (3скл.); грач, без туч |
9 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных | Мягкость Л перед согласным всегда обозначается мягким знаком. | Болельщик, вскользь, мельче. Мощный, кончать |
10 | Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на З(С) | Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –З (-С) и | Дочитать, надписать, подлить, |
11 | Буквы З и С на конце приставок | В приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З, а | Разбудить, расписание |
12 | Буквы О-А в корне –лаг- — -лож- | В корне –лаг- — -лож- в безударном положении А пишется, если | Слагать, сложить |
13 | Буквы О-А в корне –раст- — -рос- | В корне –раст- — -рос- безударная А пишется перед СТ, Щ. Исключения: росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль | Вырасти, выросла (не перед ст, щ); росток (искл.) |
14 | Буквы Ё-О после шипящих в корне слова | В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон. | Чёрный, жёрдочка, шов |
15 | Буквы И-Ы после Ц | Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ция. Буква Ы после Ц пишется: А) в окончаниях и суффиксах; Б) в корнях слов-исключений цыплёнок, цыган, цыкнуть, на | Цифра, лекция (на –ция); с улицы, |
16 | Большая буква и кавычки в именах собственных | Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, | Москва, Байкал (собств.); |
17 | Буквы Е и И в окончаниях имён существительных | Окончание –Е пишется У существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах У существительных 2 склонения в предложном падеже (кроме Окончание –И (-Ы) пишется у существительных 1 склонения в родительном падеже; у У существительных женского рода на –ия (армия, лекция) в родительном, дательном, и предложном У существительных мужского рода на –ий (санаторий, лекторий) и | О родине (1 скл, предлож.п.), В романсе (2 скл., предл.п.), В жизни (3 скл.. предл.п.) о территории (предл.п. на –ия) в санатории (предл.п. на –ий) в здании (предл.п. на –ИЕ) |
18 | О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных | После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением В окончаниях имён прилагательных после шипящих пишется под | Врачом, солнцем, большого снега, свежего хлеба |
19 | Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных | Прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже Прилагательные в женском роде, в винительном падеже | Глубоким озером (озером каким? В холодную зиму 9в зиму какую? Ж.р.,вин.п.); Морозной ночью (ночью какой? Ж.р.,ТВ.п.) |
20 | Краткие прилагательные с основой на шипящую | У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на | Могуч , свеж. Хорош, блестящ (крат.прилаг.) |
21 | НЕ с глаголами | Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те | Не был, ненавидеть (искл.) |
22 | Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во | В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак. Во 2-ом лице единственного числа после Ш пишется мягкий знакю | Печься (что делать?); учишься (2-е л., ед.ч.) |
23 | -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то | Он (что делает?) купается (3-е л.) Пошли (что делать?) купаться (неопред.ф.) |
24 | Буквы Е и И в корнях с чередованием | В корне с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня | Расстилать, расстелить (нет А) |
25 | Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения | Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) Строите – строить; 2) Ко 2-ому спряжению А) 4глагола на –ать: Б) все глаголы на В) 7 глаголов на Все остальные глаголы | Борется (бороться) – 1 спр. Видит (видеть) – 2 спр. |
Правильный вариант написания слова: морозишь
Правило
Проверочное слово: морозно.
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова морозишь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: морозить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо, невозвратный.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.