Песенки в русских народных сказках примеры

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 2 класс, бойкина, виноградская, страницы 12-21.укм школа россиираздел устное народное творчествопродолжение ответов на вопросы рабочей

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 12-21.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество»

Продолжение ответов на вопросы «Рабочей тетради» к этому разделу на вопросы к сказкам можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1. Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

Отмечаем книги:

В. Даль «Пословицы русского народа»

«Заря-заряница» Стихи и загадки для малышей

«Русские народные потешки, прибаутки»

«Радуга-дуга» Потешки, прибаутки, песенки.

2. Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Список книг для выставки на тему «Устное народное творчество» для 2 класса:

  1. «Пословицы и поговорки в сказках»
  2. «Сказания и былины русского народа»
  3. «Потешки для малышей. Колыбельные»
  4. «Русские народные сказки Ненаглядная красота»
  5. «Еду-еду к бабе, к деду»
  6. «Сказки Ленинградской области»
  7. «Русские волшебные сказки»
  8. «Чудо чудное. Русские сказки»
  9. «1001 загадка»
  10. «Во поле берёзка стояла. Русские народные песни»

3. Собери пословицы.

Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Терпенье и труд всё перетрут.

Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Какие труды, такие и плоды.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

4. Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Любишь кататься — люби и саночки возить. Смысл этой пословицы в том, что получить что-то приятное можно, только если прежде потрудиться.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл этой пословицы в том, что если терпеливо трудится, не опускать руки, то можно сделать любое самое сложное дело.

Какие труды, такие и плоды. Смысл этой пословицы в том, что если хорошо потрудиться, то и результат будет хороший, а если плохо — то и получится плохо.

5. В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде?

Я бы могла найти пословицы о труде в интернете или в книге «Пословицы русского народа».

6. Прочитай русские народные песни. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Подчёркиваем слова Белая, кудрявая, листья зелёные.

7. Прочитай стихотворение А. Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Подчеркиваем слова: светлую, грустную, в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застёжками, с зелёными серёжками, нарядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую, низко клонится, не ломится.

8. Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая, с зелёными листьями и серёжками. Она может быть весёлой, может быть грустной, гнётся, но не ломается на ветру.

9. Обсуди с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза очень красивое, но в то же время скромное дерево. Оно растёт всюду, по всей стране. Люди сравнивают берёзу с девушкой, она же является символом матери. 

Берёза всегда соседствует человеческому жилью и для народа она является символом родного дома, деревом, возле которого прошло детство, юность, вся жизнь. 

Поэтому берёзу олицетворяют, считают символом Родины, а наша Родина — Россия.

10. Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

В колыбельных песнях часто используются слова: баю-баю-бай, усни, баюшки-баю, спи, малыш, засыпай, люли-люли.

11. Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Пример колыбельной песенки, сочинённой самостоятельно, для 2 класса

Люли-люли-люленьки 

Засыпает Юленька, 

Засыпают Ванечка, 

Ирочка и Танечка.

Баю-баюшки-баю 

Я вам песенку спою. 

Глазки деток спать хотят,

Ббаю-баю детки спят.

12. Найди информацию о потешках и прибаутках. Попробуй сам сочинить потешки про щенка задиристого, спящего, игривого.

Пример потешок про щенка можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты? Обсуди с другом, от какого слова произошло слово небылица.

В словаре написано, что небылица — это жанр устного народного творчества комического содержания, в котором действительность нарочно искажена.

Я не знала, что небылица по другому называется небывальщина.

Я искала информацию о небылицах в интернете.

Слово Небылица происходит от слова Небыль, то есть то, чего не было. Это слово является антонимом слова Быль — то что было.

14. Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Это стихотворение является небылицей. В ней рассказывается о невозможном и смешном.

Это говорящий кот, который пел песни в детском саду. Это марсианин, который хотел познакомиться с автором. Это сам автор, который взлетел на небо.

Всего этого не могло быть.

15. Игра «Сочиняем небылицу»

Злой кабан давал гудки

Пароход точил клыки

Соловей томился в клетке

Дикобраз сидел на ветке.

Кошка физику учила

Маша хвостик свой ловила.

Стол усами шевелил

Буратино накрыт к обеду был.

Портной летал под облаками

Чиж гонялся за мышами.

Ёж сшил себе штаны

Стол все поел блины.

Чайник прыгал во дворе

Мальчик булькал на костре.

16. Продолжите сочинять небылицы с другом.

Пример небылицы, сочинённой с другом для 2 класса

Телевизор лёг в кровать

Чтобы сладко в ней поспать

Пылесос цветы полил,

Чайник вдруг заговорил.

Кресло стало танцевать,

Шкаф в квартире убирать.

Мальчик вдруг квадратным стал

Папа в стену убежал.

Вся квартира кверху дном,

Ну а с нею и весь дом.

17. Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться о чём или о ком идёт речь.

Медведь. Подчёркиваем слово Берлоге.

Ослик. Подчёркиваем слова Большие уши, как грузовик.

Кот. Подчёркиваем слова Царапки, гроза мышей.

18. Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

Я бы выписала следующие загадки:

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)

Из неё берёшь — она больше становится. (Яма)

Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Не лает, не кусает, а в избушку не пускает. (Замок)

Что легко носить, а трудно сосчитать? (Волосы)

19. Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника. В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

Это пословицы о временах года. Разделение их на группы смотри внизу статьи.

Дополним их пословицами из учебника:

Лето — припасиха, зима — прибериха.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Пословицы и поговорки можно найти в интернете или в книге В. Даль «Пословицы русского народа»

20. Какая пословица или поговорка тебе понравилась больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравились пословицы:

Будет зима — будет и лето. Её смысл в том, что не надо огорчаться из-за наступивших морозов. Зима пройдёт и обязательно снова придёт лето.

Кто спит весною — мёрзнет зимою. Её смысл в том, что тот, кто ничего не делает весной и летом, не заботиться о будущем, зимой останется без запасов, будет мёрзнуть.

Цыплят по осени считают. Её смысл в том, что окончательный результат труда будет понятен только тогда, когда он будет завершён. Заранее нельзя сказать, что получится.

21. Какая пословица тебе плохо понятна?

Мне непонятна пословица:

Как месяц не свети, а всё не солнышко.

Это пословица не про времена года. Она говорит о том, что месяц не сравнится с солнцем. Мне кажется, что её смысл в том, что любая копия всегда будет хуже оригинала.

1

Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
  2. Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
  3. Расширить представление детей о сказках.
  4. Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
  7. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  8. Воспитывать культуру речи.
  9. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  10. Воспитание эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

  1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
  2. Обогащение словарного запаса детей.
  3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
  4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
  5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).

Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».

Ожидаемые результаты по проекту:

  • развитие интереса детей к русским народным сказкам
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма
  • получить эмоциональный отклик от своей работы
  • пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.

I этап «Подготовительный»

  1. Изучение литературы по проектной деятельности.
  2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
  3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».
  4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

5. подбор наглядно-дидактического материала.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

  1. СОД: «Русские народные сказки».
  2. ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),
  3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие:

1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».

2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня), «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»

5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
  2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
  3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
  4. Отгадывание загадок.
  5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
  6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ( «Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» ( «Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».

5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

6. Лепка «Мои любимые герои».

8. Театр своими руками.

9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).

10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».

12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Совместная работа родителей и детей:

  1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
  2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

III этап «Заключительный»

Результаты проекта:

  1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
  2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
  3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
  4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
  6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.

Продукт проекта:

  1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).
  2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
  3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
  4. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).
  5. Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»

Результат:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.

Список используемой литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
  • Иванова Мария Петровна
  • Никонова Татьяна Васильевна

Воспитатели, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 Пушкинского района г. Санкт — Петербург

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок — исследование.

Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— личностные: чувствует красоту художественного слова.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки…

— Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.

— Как вы можете объяснить смысл пословицы?

— Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

— Назовите персонажей сказки?

— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

— Кто автор сказки? (народ)

— Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)

—  Какое событие стоит в центре сказки?

— Как каждый из персонажей вел себя?

— Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?

— Кто вызвался помогать Зайчику в беде?

— Что общего в поведении собак и медведя?

— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 — На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

Лиса                                                                                                                          Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Заяц                                                                                                                                                         Храбрый

Трудолюбивый

Находчивый

Трусливый

          Петух                                                                                                                                               Ленивый

Уверенный  в своих силах

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

— А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.

          2.3 Чтение сказки по ролям

— Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

— Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      

— Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.

     — Троекратный повтор.

               — Добро побеждает зло.

               — Сказка даёт поучительный урок.

               — Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

— Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?

Ку-ка-реку!
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи,
Поди, лиса, вон.

(Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

— Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 — Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать. Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке. Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

   6.2  Чтение сказки учителем.

— Пока я буду читать, вы подумайте:

 — Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

7. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

7. 1 Словарная работа.

— В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)

— Прочитайте и объясните смысл этих слов.

КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)

ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ

БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)

БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ

БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)

ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ

ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

— Что случилось однажды с лягушками?  

— Как они оказались в горшке со сметаной?

— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

— Какой урок приготовила нам эта сказка?

— Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?

8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)

Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

— Вернемся к теме нашего урока.

— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

10. Рефлексия.

— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

11. Д/З

— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

В канун Нового года возобновилась дискуссия о ментальной конкуренции Санта Клауса с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Дед Мороз из Великого Устюга

Дед Мороз из Великого Устюга

Утрата новогоднего удовольствия

Бдительный маркетолог из Томска Денис Амосов ещё в 2020 году подал иск в Кунцевский районный суд города Москвы против российского представительства компании Coca-Cola. Истец был возмущён «пропагандой Санта-Клауса» в рекламе её продуктов и требовал компенсации морального вреда в размере 30 млн рублей, которые собирался передать в фонд создания «Ассоциации по защите образа русской Снегурочки». Судя по продолжающейся рекламе американской компании, удача была не на стороне истца.

В своём видеообращении в Instagram Амосов заметил, что Новый год — это семейный праздник, символами которого долгое время являлись Дед Мороз и Снегурочка. 37-летний маркетолог признался, что новогодние праздники «не доставляют ему прежнего удовольствия» из-за «бесконечной рекламы в преддверии праздника», в которой ему навязывают незнакомого иноземного персонажа — Санта-Клауса:

«Мне становится страшно за наше последующее поколение, которое не воспринимает Деда Мороза и Снегурочку как символы празднования Нового года».

Амосов обратился в администрацию президента РФ с просьбой инициировать процесс законодательного ограничения «пропаганды» Санта-Клауса в нашей стране, в том числе и на ТВ. Стоит заметить, что от содержания программ федерального телевидения периодически «берёт оторопь» и президента России Владимира Путина:

«Я очень рассчитываю на то, что мы постепенно всё-таки будем поднимать этот уровень и не будем шокировать наших людей и корёжить их сознание, а наоборот, будем укреплять».

Владимир Путин говорил преимущественно о ток-шоу, но эта «оторопь», вероятно, вызвана и пропагандой иноземных символов новогоднего праздника. Как на явно планомерное вытеснение Деда Мороза из массового сознания и подмены этой традиционной духовной скрепы Санта Клаусом до сих пор не отреагировали силовики — большой вопрос.

Давно бы уже признали Санта Клауса иностранным агентом и дело с концом. А то сегодня в телевизоре и в интернете Санта Клаус, а завтра что? Американская жвачка, «Айфоны» и участие в пикетах и митингах в защиту конституции России?

Мультипликационная диверсия

Кадр из мультфильма "Зима в Простоквашино"

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Депутата Государственной думы от КПРФ Нину Останину возмутила популярность иностранных мультфильмов у большинства российских детей:

«Как председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, выразила обеспокоенность, что более 60 процентов детей в возрасте от 7 до 14 лет не смогли вспомнить ни одной народной сказки или сказки русских писателей. Зато с готовностью назвали иностранные сказки в варианте голливудской продукции».

С мультиками Останина права. Если нет отечественной мультипликации хотя бы уровня советских авторов, то можно было бы запретить иноземные мультики и предоставить больше эфирного времени для демонстрации простой и полезной анимации о национальных проектах России. Наши граждане с раннего детства должны знать, что у нас в стране всё хорошо, а рост цен происходит из-за происков зарубежных недоброжелателей.

Было бы целесообразно переформатировать общественно-политическое телевещание, чтобы максимально расширить аудиторию, приобщив и детей к эстетике суверенной демократии. Взять и перевести все программы в мультипликацию. Насколько бы задорнее выглядели бы Соловьёв, Киселёв и Скабеева, если бы стали мультяшными. Да и телевизионные сериалы про совещания «больших» начальников стали бы как-то ближе, роднее и домашнее, что ли.

Спрос за неисполненные желания

Песенки в русских народных сказках примеры

В то время как по Санкт-Петербургу стал курсировать новогодний «ДедМоробус» с главными героями предстоящего праздника и множеством подарков на крыше стилизованного автобуса, юрист Игорь Мирзоев подал в суд на взыскание с Деда Мороза:

  • 10 миллионов рублей;
  • 23 подарков;
  • исполнения заветных желаний.

Мирзоев считает, что за Дедом Морозом скрывается «полноценная корпорация, которая собирает огромные деньги со всех россиян», а сам волшебный бородач не выполняет взятые на себя обязательства и не раздаёт подарки. Об этом юрист упомянул в своём иске:

«Мной ни разу не были получены публично обещанные подарки, а также не были исполнены заветные мечты».

В официальной резиденции Деда Мороза от комментариев отказались, а в Великоустюгском районном суде Вологодской области сообщили, что иск пока не получили:

«Судья будет решать вопрос — или принимать к рассмотрению, или оставить без движения, или вообще отказать в принятии. Но вообще нормальный человек мог бы такой иск написать?».

Оставлять ситуацию без движения — политически близоруко. Представлять юриста ненормальным — проще, чем разглядеть в его действиях вероятную провокацию, направленную на раскачивание новогодней «лодки», когда времени на раскачку нет.

А что, если завтра кто-то подаст иск за неисполнение обещаний депутатами и целыми партийными сообществами или замахнётся в своих претензиях на самый «верх»?

Последствия сантаклаусщины

Песенки в русских народных сказках примеры

Печально, что в резиденции Деда Мороза решили отмолчаться. Не было и заявлений ни пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, ни официального представителя МИД страны Марии Захаровой. Хотя тема самая что ни на есть политическая. Вдруг за иском Мирзоева стоит целая схема дискредитации Деда Мороза как одной из духовных скреп России?

В очередной судьбоносный момент, когда международное закулисье через мультики и навязывание Санта Клауса вмешивается во внутренние дела России, бездействие может иметь сокрушительные последствия!

В конце концов, если и дальше позволять множить популярность голливудщины и сантаклаусщины, то завтра вместо наших добрых мультиков, Деда Мороза и Снегурочки, в стране будут пресловутые анимэ и рисованные пасквили агрессивного блока НАТО, Санта Клаус с западной газировкой вместо кваса и песни Билли Айлиш в разгар новогоднего застолья вместо «Ой, мороз, мороз…». Хотя — из Билли Айлиш получилась бы прикольная Снегурочка. Да и иноземная газировка на вкус — вполне себе ничего.

Политолог назвал ГЛАВНУЮ СКРЕПУ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  • Песенка про сказку юнна мориц текст
  • Песенка под новый год как в сказке
  • Песенка поросят из сказки три поросенка
  • Песенки в сказках всегда побеждает добро
  • Песенка мышонка читать сказку