Песец рассказ о животном

звери белые, как снег познавательно- исследовательская деятельность во внеурочное время цели: поддерживать и развивать устойчивый интерес к животному миру.

«Звери
белые, как снег»

(познавательно-
исследовательская деятельность во внеурочное время)

Цели:

·       Поддерживать
и развивать устойчивый интерес к животному миру.

·       Побуждать
детей к выявлению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения,
питания, приспособления.

·       Находить
отличия и сходство данных животных.

·       Воспитывать
уважительное, бережное отношение ко всему живому.

Материал:

·       Иллюстрации
с изображением белого медведя, песца, белька, тюленя, полярного волка, нерпы,
лемминга.

·       Растительное
масло, глубокая тарелка под растительное масло, ёмкость с водой, чёрные кожаные
перчатки, влажные салфетки, ватные диски.

·       Шкурка
песца.

·       Шнур
3 метра, толстая проволока 25 см.

·       2
кроссворда и задание в стихах к нему.

·       Презентация.

Ход
занятия

На прошлом занятии
мы с вами начали знакомиться с животными Севера. Ребята, сегодня мы отправимся
с вами в путешествие на поиски животных с белоснежным мехом.

(видео слайд- крайний Север с северным
сиянием)

Я расскажу вам о
хорошем пловце. Он может проплыть расстояние до 95 км. и задерживать дыхание
под водой на 1 минуту. Вы ещё не догадались кто это?

(слайд- белый медведь)

— Ребята, а что вы знаете о белых медведях?

(ответы предположения детей)

Это самые крупные
из живущих на суше хищников нашей планеты. Белые медведи обладают уникальными
способностями выживать в самых холодных условиях нашей планеты.

(видео слайд- метель, сильный ветер на
Севере)

Его вес достигает
веса 10 взрослых мужчин, а длина бывает до 3 метров если медведь встанет на
задние лапы.

(попросить двоих ребят растянуть шнур
длиной 3 метра перед остальным классом, чтобы визуально увидеть размер)

         Это очень большое животное с
маленькой головой и вытянутой шеей.

(видео слайд белый медведь валяется в
снегу)

Температура
воздуха здесь опускается до -60 градусов. Но белые медведи приспособились и к
таким условиям. Их тело покрыто густой шерстью, состоящей из двух толстых рядов
волос. Они помогают поддерживать высокую температуру тела. Даже в ушах у них
есть шерсть. Полярные медведи очень любят поваляться и понежиться.

У медведей есть
толстый слой подкожного жира, который служит им в качестве тёплого нижнего
белья. Их лапы огромны, а когти достигают 25 см. в длину.

(показать детям проволоку длиной 25 см.
загнутую в форму когтя.)

Подошва у белых
медведей не скользит, благодаря чему они твёрдо держаться на лапах. Лапы
огромны и способны выдержать их вес, а длинная шерсть и маленькие шишечки на
подошве не дают им поскользнуться.

Берлога медведя
очень уютна и в ней тепло. В декабре у белой медведицы рождается от 1 до 3
медвежат. Медвежата рождаются слепыми, почти без волосяного покрова. При
рождении медвежонок весит всего 800 граммов. Молоко медведицы в 15 раз жирнее,
чем молоко коровы. Оно очень полезно и питательно.

Через 4 месяца, в
апреле, медвежата вместе с мамой первый раз выходят из берлоги.

(видео слайд- медвежата и медведица
выходят из берлоги)

У медведей очень
развито обоняние. Медведь может почуять добычу за 32 км. от проруби. Это его
главное оружие в охоте. Он чует добычу, которая плывёт глубоко под водой.

Полярный медведь
весь белый, с головы до пят. Но на самом деле кожа у белого медведя чёрная.
Белой она выглядит благодаря отражению света. Только кончик носа у него чёрный.

В воде они
чувствуют себя также уютно, как и на суше. Белые медведи используют свои
передние лапы, как вёсла, а задние как руль. Толстый слой жира помогает
держаться им на плаву. Их шерсть отталкивает воду, поэтому они не замерзают. У
белого медведя, чтобы лучше плавать, между пальцами есть плавательные
перепонки- прямо как у гуся!

Давайте посмотрим,
как белый медведь охотится.

(видео слайд- охота белого медведя)

Когда белый
медведь охотится на суше, кончик носа он прикрывает лапой, чтобы незаметно подкрасться
к тюленям. Он берёт хитростью и физической силой. И всё же жизнь белых медведей
сложна.

— Ребята, а почему медведь не замерзает,
выходя из ледяной воды?

(ответы предположения детей)

У него выделяется
специальная смазка, которая не даёт его шерсти промокнуть.

Давайте мы с вами
проведём эксперимент и посмотрим как это происходит.

(ОПЫТ. В глубокую тарелку налить
растительное масло, на руку одеваем чёрную кожаную перчатку и опускаем её в
тарелку с маслом. Убираем излишки масла ватным диском. Затем опускаем руку в
перчатке в таз с водой.

— Что происходит с рукой в перчатке? С
водой
?)

         Отгадайте, о ком я говорю? Наш
герой ныряет на глубину 300 метров. Он любит есть рыбу. У него шелковистый
гладкий мех.

(слайд- тюлень)

Да, это тюлень. В
мире встречается 33 вида тюленей. Среди них: гренландский тюлень, гавайский
тюлень, обыкновенный тюлень с пятнышками, серый тюлень и др.

А подробнее об
этом животном расскажет……(Рассказ- сообщение ребёнка о животном)

(слайд-белёк)

         А этот зверёк- белёк. Он рождается
у гренландского тюленя. Питается молоком матери только 2 недели. В день
тюленятам нужно 3 литра жирного молока. Появляется он на свет сразу с белым
густым мехом. Мех согревает малыша и делает его незаметным на белом снегу.
Только когда тюленёнок чуть подрастёт и откажется от материнского молока, его
шкурка становится серой, как у всех взрослых тюленей. В воду тюленёнок не
зайдёт до тех пор, пока у него не вырастет водонепроницаемый мех. Лишь потом он
решиться зайти в море.

(слайд- нерпа)

Одна из разновидностей тюленей- нерпы.
Нерпы очень проворные. Чтобы поймать их нужно очень много времени провести в
воде. Это очень удивительные животные. Они могут находиться под водой около 20
минут. Но им всё- же приходиться вылезать на поверхность. Для этого они делают
небольшие проруби. Они похожи на пончики из снега.

(видео слайд- нерпы)

         Чтобы узнать, какой ещё зверёк
меняет на зиму свою щубку отгадайте загадку

В
тундре есть отважный лис

Он
гроза для птиц и крыс

Лис
умеет строить город:

Лабиринт
из многих норок

Невидимка
в белоц шубке

Хищник
остренькие зубки.

Лис
охотник и хитрец

Называется….(песец)

(слайд- песец)

— Как ещё называют песца? (полярная
лисица)

Об этом животном нам расскажет….(Рассказ-
сообщение ребёнка о животном)

         Когда песец лежит, неподвижно
распластавшись на снегу, его почти невозможно заметить. Только сверкают чёрные
глазки, да вздрагивает кончик чёрного носа. Питаются песцы леммингами. Свою
добычу они зарывают в снег, где она долго не портится. Ещё песец питается
оставленной белыми медведями пищей.

         У северных народов есть такая
примета:

Если чаще лемминг
яркий

На
глаза стал попадать,

Значит,
мы песцовых шкурок

Сможем
нынче много сдать.

(ИГРА «Кто больше подберёт определений».
Давайте рассмотрим мех песца. И так, у песца мех какой….)

— А это что за зверь?

(слайд- полярный волк)

О полярном волке
нам расскажет….(Рассказ- сообщение ребёнка о животном)

Полярный волк-
подвид волка. Обитает на всей территории Арктики, за исключением льдин и
больших территорий, покрытых льдом. Эти регионы 5 месяцев погружены в темноту.
Чтобы выжить, волк приспособился есть любой корм, который только попадётся. Он
хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой
температуре, месяцами не вмдеть солнечного света и неделями оставаться без
пищи.

Люди веками
безжалостно истребляли волков всех разновидностей. Однако полярный волк- это
единственный подвид, который до сих пор обитает на всей территории, которая
была доступна его предкам. Это произошло потому, что люди сюда добираются
крайне редко.

Ребята, как много
нового и интересного мы сегодня узнали о животных Севера.

А теперь я
предлагаю вам поделиться на две команды. Задание каждой команде: кто быстрее
разгадает кроссворд и найдёт в нём ключевое слово.

(дети делятся на две команды и разгадывают
кроссворд)

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Сегодня мы совершили небольшое путешествие
к белоснежным животным. Так скажите, для чего же всё- таки эти животные меняют
свой мех?

(Так они маскируются от своих врагов,
охотятся….)

КРОССВОРД

По горизонтали:

1.    Эта
белая лисичка

Лишь
на севере живёт,

Очень
любит кушать птичек

И
мышатам счёт ведёт.

2.    В
белой шубке рождается.

Повзрослеет-
потемнеет.

Как
зверь называется,

Кто
ответить сумеет
?

3.    Там,
где холод, снег и лёд

Этот
дикий зверь живёт,

Он
большой, пушистый, белый,

А
ещё рыбак умелый.

4.    Живёт
в краю холода, снега и льда,

Ему
не страшна ледяная вода,

Не
лениться рыбку ловить каждый день,

Зовётся
животное это…

5.    Растянулся
среди льдин

Толстокожий
господин.

В
холодину, братцы,

Лезет
он купаться.

Проведя
в воде часы

Вылез
он на льдину,

Важно
фыркает в усы,

Чешет
ластой спину.

Важен,
грозен, толстокож

Господин
усатый…

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заречненская школас
крымскотатарским языком обучения – детский сад»

Джанкойского района Республики Крым

Конспект
занятие по ознакомлению с окружающим

«Владение
Зимы»

Воспитатель:
Альфетаева Л.Ш.

с.
Заречное

Тема:
«Владения Зимы»

Цель: Дать детям представления о животных Арктики и
Антарктики.

Формировать
элементарные представления о животном мире этих материков. Расширять кругозор
детей. Уточнять и расширять словарный запас детей. Развивать внимания и
зрительного восприятия. Учить детей правильно образовывать в речи
существительные единственного и множественного числа. Закреплять знания детей о
животных и их детёнышах. Обогащать речь детей пространственными предлогами.

Воспитывать любовь к животным и бережного отношения к
природе.

Методы и приемы: беседа, дидактические игры,
чистоговорки, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с
климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды.

Просмотр мультфильма «Умка», «Приключения пингвинёнка
Лоло», «Жили были три пингвина». Беседа «Как животные приспосабливаются к
зиме». Чтение Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере». Ши «Кто чем питается»,
«Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью».
Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран.

Оборудование: Презентация «Животные
Арктики, тундры и Антарктиды», глобус, мяч.

Ход
нод.

Воспитатель: Собрались все
дети в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко
за руки возьмёмся  И друг другу улыбнёмся.

На Севере белый мишутка
живет,

Но только, как бурый, он мёд
не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку
ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить
— не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца
к большому, на каждый ударный слог).

Воспитатель: Мы сегодня с
вами отправимся в путешествие. (показывает глобус) Глобус — это уменьшенная
модель Земли.

 Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса. два братика

Антарктика и Арктика.

Воспитатель: Где же эти
полюса находятся на глобусе?

Дети: Арктика находится на верху
глобуса. Антарктида внизу.

Воспитатель: Правильно, Арктика
находится в противоположной стороне Антарктиды.

Воспитатель: Проходим на стульчики и
продолжаем беседу.

Вот перед вами карта. Давайте её
рассмотрим.

Чем отличается Антарктида от Арктики.

Арктика-северный полюс. Там намного
теплее, чем в Антарктиде. Моря богаче рыбой и там живут белые медведи.

Антарктида-южный полюс. Там больше
льда. Южный полос безлюдный и живут там пингвины

В Арктике зима долгая, а лето
короткое и холодное. Море покрыто толстым слоем льда.

В Антарктиде отсутствуют деревья и
кустарники. Нет травянистых цветковых растений. Только мхи, водоросли,
лишайники, грибы и бактерии.

Какие же животные живут на этих
полюсах?

Арктика — белый медведь, тюлень,
морж, северный олень, песец, полярная крачка, нарвал.

Антарктида- королевский пингвин,
морской слон, тюлень, морской леопард, синий кит, птица альбатрос.

А теперь речевая зарядка для
отработки звукопроизношения. Чистоговорки.

Воспитатель: Что вы знаете об этих
животных?

белый медведь

Рассказ детей: Белый медведь — самый
крупный из млекопитающих отряда хищных.

охотится на нерпу, морского зайца,
моржа и др. морских животных.

Очень густая, плотная шерсть защищает
тело медведя от холода и намокания в ледяной воде

В переводе с древнегреческого языка
слово «Арктика» переводится как «медведь».

морж

Рассказ детей: Морж — крупный
морской зверь с очень толстой кожей. Эти громадные, неуклюжие на суше животные,
населяют Крайний Север, живут преимущественно у берегов.

Пища моржа состоит главным образом из
моллюсков и других донных беспозвоночных, иногда моржи едят рыбу. В отдельных случаях
моржи могут нападать на тюленей.

У них есть подкожный жир, не
позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками.
Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти
звери также передвигаются по суше.

-тюлень

Рассказ детей: Тюлени обитают и на
суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются
они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют
белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета.

  песец

Рассказ детей: Песец похож на лису,
но чуть меньше ее. У песцов очень красивая, густая шерсть белого цвета с
голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами.

  пингвин

Рассказ детей: Пингвины — это птицы.
Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все пингвины разные.
Самые большие пингвины — это императорские пингвины. Голова и ноги маленькие.
Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода. Плавая под
водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой,
издавая звуки, похожие на звуки трубы. Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду.
Живут пингвины большими семьями — стаями. Самые многочисленные и любопытные —
пингвины Адели. Они часто приходят «в гости» к полярникам на научные станции.

 
Физминутка
«Пингвины».

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за     Чтоб рачка в воде
поймать,

другом)                                                           Нужно
воздуха набрать.

По огромной белой льдине.                             
(надувают щеки)

Друг за другом, все
гуськом,                            Растопырить крылышки                       

Друг за другом, все гуськом,                 (руки вдоль
туловища, раздвигают

По снегу прямо босиком.                                 
пальцы)

Вот и море, остановка. (останавливаются,      И расправить
перышки.

поворачиваются лицом в круг)

-Полярная сова

Белая сова или полярная —
самая крупная птица в тундре . Основу её питания составляют мышевидные грызуны,
в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов.

Ловит также зайцев, мелких хищников
(горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и
падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся
поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.

  Северный олень.

Северный олень- парнокопытное
млекопитающее, очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и
тонкий слух, красивые рога, сильные ноги. Он убегает от врагов, олень много
бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не
проваливался в снег. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих
и птиц. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, используют
их в качестве ездовых животных.

  морской слон

Южный морской слон относится к
семейству настоящих тюленей. По своим размерам он занимает второе место среди
всех ластоногих, уступая по габаритам только северному морскому слону.

Крупная морская птица- Альбатрос,
размах крыльев превышает 4 метра. птицы белые, на голове и шее жёлтый налёт,
верх крыльев и хвост по краям чёрно-бурые. Клюв и ноги светлые. Эта птица плохо
ходит по земле, зато по долго парит над океаном в поисках добычи: рыбы,
кальмаров и других морских обитателей.

Воспитатель: Давайте немного поиграем
в игры:

Игра «Один-много». Игра проводится с
мячом.

Игра «Кто около?»

Воспитатель задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя
пингвины.

Кто около пингвина? — Около пингвина
морж.

Кто около медведя? — Около медведя
песец.

Кто около моржа? — Около моржа
тюлень.

Кто около оленя? — Около оленя
полярная сова и т.д.

Воспитатель: Вот наше с вами
путешествие и закончилось. Давайте с вами вспомним, где находится Арктика (На
Северном полюсе), Антарктида (на Южном полосе). Что вы можете рассказать об
Артике? Антарктиде? Кого можно встретить из животных в Арктике?

Антарктиде?

Молодцы! В конце нашего путешествия
поиграем в игру «Изобрази животного».

  1. Основная часть.
  1. 1.Введение в тему.

Педагог:

— Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по северному краю. Как вы думаете, на чем можно передвигаться в зимнем лесу, в тундре, где очень много снега? (презентация «Оленья упряжка»). Представьте себе, что мы сели в оленью упряжку и поехали.


  1. 2.Психогимнастика «Северный ветер»

Педагог:

— Представьте, что колючий, северный ветер дует нам в лицо – зажмурьтесь, напрягитесь, а теперь олени двигаются медленно, ветер утих – мы согрелись. Откройте глаза, расслабьтесь.

  1. 3.Беседа по теме.

Педагог:

— Сегодня мы побываем в арктической тундре и познакомимся с некоторыми животными, которые здесь обитают (презентация «Животные Севера»). Педагог   показывает и называет животных.

Северный олень — он спокойно ходит по глубокому снегу на своих широких копытах, опушенных шерстью. Каждый год северный олень сбрасывает старые рога, а на их месте вырастают новые. Питаются олени лишайниками, это арктические растения. Они травоядные животные. Держатся олени, как правило, стадами, стадо – это большая группа оленей. Как называются детеныши оленя?

Полярный волк – он питается в основном северными оленями, мелкими грызунами и является хищным животным. Волки живут стаями. Стая – это группа волков, которые живут вместе. Охотятся на оленей волки тоже стаей. Как называется жилище волка? Как называются детеныши волка?

Горностай – не смотря на свой небольшой размер, этот зверек так же является хищником, питается он птицами и небольшими зверьками – мышами, леммингами, а так же он питается черникой, брусникой можжевеловыми ягодами. Горностай, как и заяц, зимой меняет цвет шерсти – летом он серый или бурый, а зимой белый. Как вы думаете почему? Как называется жилище горностая? (нора)

Песец — этот зверь крупнее горностая и тоже хищник. Питается он зайцами, горностаями, птицами и любыми мелкими животными. Так же, как горностай, песец зимой одевается в белую шубку. Очень интересно охотится песец. Он вынюхивает мелких зверьков, прячущихся в норах, затем встает на задние лапы и всем своим весом падает на передние лапы и пробивает слой снега над норой. Как называются детеныши песца?

Заяц-беляк – так же обитает в арктической тундре, это травоядное животное, питается он травой, веточками, корой. Как называются детеныши зайца?

— Каких еще животных, живущих на Севере, вы знаете? На какие две группы можно распределить этих животных? Объясните почему.

  1. 4.Динамическая пауза – игра с мячом «Чей хвост, чьи лапы».

Педагог бросает ребенку мяч, спрашивает:

— У оленя рога чьи? – Оленьи

— У волка шерсть чья? – Волчья.

— У песца хвост чей? – Песцовый.

— У зайца лапы чьи? – Заячьи.

— У горностая мех чей? — Горностаевый

— У оленя копыта чьи? – Оленьи.


  1. 5.Работа по индивидуальным перфокартам в игре « Кто, чем питается» ( перфокарты «Кто чем питается»)

Перед каждым ребенком перфокарта, на которой изображены северные животные и то чем они питаются (мясо, трава).

Педагог:

— Проведите линию от животного к той пище, которой он питается. Составьте предложение по картинке.

  1. 6.Физкультурная минутка «Олень»

Вот олень – красавец стройный,                          

Благородный и спокойный.

У него рога ветвисты,                                            

Ноги тонки, ноги быстры.            

  1. 7.Игра «Найди детеныша» (презентация «Животные Севера, их детеныши»).

Каждый ребенок получает картинку с изображением северного животного. Педагог дает инструкцию назвать животное, найти и назвать его детеныша, поставить картинку в наборное полотно, составить предложение: «Это заяц, его детеныши называются зайчата».

  1. 8.Игра «Подбери признаки»

Педагог называет и показывает картинку   животного (презентация «Животные Севера»),

— Олень, какой?

За каждый ответ ребенок получает символ слова – признака.                        В конце игры подводится итог – победил тот, у кого наибольшее количество фишек-символов.


  1. 9.Составление описания животного по схеме (презентация «Схема описательного рассказа»).

Педагог показывает детям схему, напоминает, что по ней составляли описательный рассказ о диких животных средней полосы и о животных жарких стран. Предлагает составить рассказ по схеме про животных, с которыми сегодня познакомились.

  • Название животного
  • Где обитает,   как называется жилище
  • Из каких частей состоит (описание внешнего вида)
  • Чем питается
  • Как называются детеныши

10. Рассматривание оленьих рогов                                                                        

Дети предлагают варианты ответов: «на оленях, на собаках» и т.д., имитируют движения.

Дети выполняют упражнение в соответствии с инструкциями педагога.

Дети слушают педагога, называют животных, их детенышей, отвечают на вопросы педагога, закрепляют понятия «хищные, травоядные».

Дети ловят мяч, образуют притяжательное прилагательное (оленьи, волчьи и т.д.), при ответе кидают мяч педагогу.

Дети проводят линию от животного к пище, составляют предложения: «Это олень, он питается лишайниками, он травоядное животное» и т.д.

Дети ходят с высоким поднятием ног.

Слегка согнутые в локтях руки поднимают над головой, кисти с раскрытыми пальцами разворачиваютладонями в стороны

Бегут с высоким подъемом ног.

Дети называют животное на картинке, находят детеныша на наборном полотне, вставляют картинку с животным рядом с найденным детенышем, составляют предложение.

Дети подбирают слова-признаки: «Северный, выносливый, крепкий, большой, испуганный т.д.».

Дети составляют предложения по каждому элементу схемы, затем по цепочке составляют описательный рассказ.

Весна – это период обновлений, и они происходят не только в мире людей и растений, но и в жизни животных. В это время просыпаются лесные звери, которые начинают искать пищу. За зиму они очень потеряли в весе, теперь нужно хорошо «подкрепиться». Многим горожанам интересно какие события происходят в животном мире и как разные дикие звери ведут себя весной. Каждый лесной житель встречает весенний период по-разному.

Весенние изменения в живой природе

В каждом сезоне у зверей есть свои обязанности. Они живут по сложенному для них укладу и никогда не меняют его. Если зимой они малоактивные или многие впадают в спячку, то весной – появляется бурная деятельность, связанная с добыванием еды и рождением детенышей.

Что происходит весной в природе в животном мире

Многие зверюшки реагируют на сезонные явления по своему. Одни меняют оттенок шерсти, что позволяет им лучше маскироваться в окружающей среде, другие начинают активно охотиться на меньших по размерам животных.

Весенние изменения в жизни каждого жителя леса происходят по определенным правилам, заложенных еще при их рождении.

Зайцы

В это время у зайцев изменяется шкурка с белой на бурую. Это поможет им спрятаться в траве и быть незамеченным хищниками. В этот период зайчата появляются в лесу. После рождения малыши пытаются сбиться в кучу и согреться. Они могут прятаться под корягой или под слоем старой травы. У них нет родного дома.

Песец рассказ о животном

Это объясняется просто: маленьких зайчат лучше выследить, если зайчиха будет оставлять свой след возле норы. В это же время малыши не издают никакого запаха, потому что у них на лапках еще не образовались потовые железы, в отличие от взрослых особей. Кормить молоком малышей может как своя мама, так и пробегающая – чужая зайчиха. В этой среде обитания такая забота о зайчатах является обычным делом и входит в весенние явления в жизни животных.

Белки

Первое, что можно увидеть весной в природе – это белочек, которые активно ищут еду. В это время они уже съели все свои запасы на зиму и вынуждены питаться корой деревьев или совершать набеги на кормушки для птиц. Без такой деятельности представители этого вида могут умереть от голода.

Песец рассказ о животном

Весна пришла и с собой принесла период обновления окраса шерсти.  Все звери весной линяют и этот процесс наблюдается в марте у белок.

Также в эти месяцы у них начинается активный брачный период.

Ежи

В обычное время ежик выходит на охоту только ночью. Но в природе весной, когда ежи просыпаются, чтобы пополнить свои запасы, они могут добывать еду  в разное время суток. В этот период начинаются брачные игры у ежей. Они находят себе пару, привлекая ее определенным образом – свистом.

Песец рассказ о животном

Когда самка забеременела, она носит ежат около 5 недель и рождает их абсолютно без иголок. В данном семействе может родиться 2-5 малышей. Иголочками они обрастают спустя несколько недель. В это же время ежата уже могут сами добывать себе еду.

Медведи

Что еще происходит весной в природе – это пробуждение от спячки представителей леса, которых боится даже человек. Просыпается медведь после зимнего сна и начинает кататься по земле. Таким образом он разминает мышцы. Далее следует добыча пропитания.

Песец рассказ о животном

Стоит знать, когда просыпается медведь, чтобы избежать встречи с опасным и голодным противником. Чаще всего это происходит в конце марта-начало апреля в зависимости от температурного режима. После зимней спячки медведь весной агрессивен также, как и медведица. Она также выходит из берлоги с малышами и начинает их учить охотится в лесу. У самки нет молока, но она заменит его добытыми корешками, насекомыми, ягодами, задержавшимися на земле с прошлого года.

Песец рассказ о животном

Весной в лесу становится опасно, если в это время там находится медведица с малышами. Она может почувствовать угрозу для своих детей там, где ее нет и разорвать на куски виновника тревоги. Самец-медведь не принимает участие в обучении детей. Он охотится сам и может питаться в этот период мелкими грызунами, рыбой или кореньями.

Жизнь диких животных весной приводит к обновлению, и медвежья семья также в этом участвует. Обязательной является линька.

Старая шерсть слазит клоками, на ее смену вырастет новая, бурая шуба, которая продержится до следующей зимы.

Лисы

Чтобы узнать, как звери встречают весну, стоит рассмотреть еще одного зверя, лису. Она линяет и ее шерсть становится более яркой, пушистой. Добыв себе пропитания, пора переходить к расплоду. Брачные игры начинаются в апреле и приводят к тому, что в лисьей семье рождает от 4 до 10 малышей.

Песец рассказ о животном

Норы лиса самостоятельно не копает, но убежище ей нужно, чтобы спрятать там свое потомство. Для этого этот представитель хищников может выгнать из своей норы барсука или другое животное. Лиса весной не отходит от потомства, пропитанием в это время занимается – самец. Он находит пищу и приносит своей семье.

Волки

После первых оттепелей, которые наблюдают в конце зимы, наступает активность волка, еще одного грозного хищника. Волк весной чувствует сильный голод, что влияет на изменение его поведения. Осенью формировались стаи, и эти звери охотились совместно. Но в весенний период такие объединения распадаются и возникают одиночки, которые предпочитают выходить на охоту самостоятельно.

Песец рассказ о животном

Еще зимой появляются пары, в марте волчица может уже привести потомство. Такие изменения в животном мире дело обычное. Чтобы прокормить своих детей, охотиться может как самец, так и самка. Если потомство было произведено в стае, тогда пропитанием молодняка занимаются все ее члены.

Барсуки

Как медведь и еж, барсук не просыпается позже других, а открывает свою нору при первых признаках оттепели. Он за зиму хорошо выспался и теперь требует пополнения своих жизненных сил едой. Ему также это требуется перед началом гона (брачных игр). В это время барсук не брезгует ничем: кореньями, насекомыми.

Песец рассказ о животном

Он даже может добывать рыбу, так как хорошо плавает.

Лоси

Общие изменения в жизни животных весной к этой породе относятся в меньшей мере. В весенний период у них появляется много опасностей, потому что просыпаются голодными медведи, которые могут охотиться на лосей. Также естественными врагами считаются волки и росомахи. Они могут напасть это парнокопытное для своего выживания и для кормления потомства.

Песец рассказ о животном

Интересные факты

Разные изменения у животных порождают много рассказов и традиций. Например, во многих странах в марте празднуется день сурка. Это интересное событие описывается в очерках и даже в художественных фильмах. «Фил»-сурок просыпается в это время и начинает делать предсказания. Что делают животные весной? Они могут точно сказать сколько недель осталось до наступления тепла. Фил может увидеть свою тень, и тогда весенняя погода наступит быстро.

Песец рассказ о животном

Много различных поверий у людей приходится на это время. 21 марта собирали вербу и нужно было это делать именно в лесу. В этот день также смотрели на погоду, если солнечный день, тогда летом будет достаточно тепло. Смотрели на поведение медведей в этот период: если они сильно кричат, очень агрессивные, тогда значит будут большие засухи и лесные пожары. Кроме этого агрессия волков в лесу, обозначала то, что скоро начнутся набеги на стада домашних животных и стоит побеспокоиться об их дополнительной охране.

Также многие садоводы и огородники наблюдают за тем какие животные просыпаются весной, что означает начало теплого периода и влияет на определенные дни посева. Но больше всего событий происходит в дикой природе. Чтобы узнать, что происходит в лесу весной, нужно для этого пересечь границы мест, населенных людьми и окунуться в эту среду обитания зверей. Но стоит быть осторожным в тех регионах, где обитают волки и медведи. Они могут быть опасными даже для людей.

автор: Ганцева Марина Аркадьевна

Учитель-логопед Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №568»

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Дикие животные холодных и жарких стран»

Конспект НОД по формированию

лексико-грамматических форм языка и развитию связной речи

Тема: Дикие животные холодных и жарких стран.

Подготовительная к школе группа.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные холодных и жарких стран»;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, названий детенышей, образование формы родительного падежа существительных со словом «много»);
  • учить детей составлять сравнительный описательный рассказ о диких животных жарких и холодных стран с опорой на план.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь, развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
  • развивать навыки слогового анализа слов;
  • развивать слуховую память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование:

  • стульчики, столы;
  • ноутбук, колонка, аудиозапись «Голоса животных» (обезьяна, пантера, леопард, крокодил, бегемот, коала, лев, слон, тюлень, волк, песец, медведь, олень, росомаха);
  • «Информационные капсулы» в коробке (коробочки от киндеров, в каждой коробочке лежит информация о животных, например: «Язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен захватывать им ветки»);
  • 2 прозрачных контейнера; тарелка;
  • 2 комплекта картинок с изображением диких животных жарких и холодных стран; магниты; указка;
  • картинки с изображением детенышей и птенцов животных: львенка, тигренка, слоненка, жирафенка, верблюжонка, кенгуренка, белого медвежонка, северного олененка, пингвиненка, страусенка;
  • мяч;
  • картинки с изображением хвостов животных: льва, тигра; обезьяны, жирафа; отдельно у педагога – картинка с изображением хвоста зебры;
  • картинки с изображением двух животных для сравнения: белый медведь – песец, зебра – жираф; графический план для составления сравнительного описательного рассказа;
  • «волшебный мешочек», в котором лежат парные картинки;
  • 8 листов бумаги, на которых нарисовано 5 животных и рядом с каждым животным пустая клетка (на выбор педагога: лев, тигр, слон; жираф, песец, тюлень; носорог, кенгуру, бегемот; павлин, страус, зебра); 8 простых карандашей;
  • крокодил и фотоаппарат (игрушки).

Ход НОД:

  1. Орг. момент

Встаем в общий круг, приветствуем друг друга: «Доброе утро! Раз, два, три, четыре, пять – будем дружно мы играть!»

 — Разделимся на две команды: будем по-очереди говорить и показывать движениями, как «жарко» (обмахивается руками) или «холодно» (поёжиться). Запоминайте, кто и что скажет.

(Делимся на 2 команды, дети садятся)

 — У нас сейчас получилось две команды: «Умники» и «Знайки». А о чем же мы сегодня будем говорить? Вернее, о ком? Сейчас узнаете.

(Включить аудиозапись голосов животных холодных и жарких стран)

 — Догадались, о ком будем говорить? (Ответы детей)

 — Да. Поговорим о диких животных жарких и холодных стран.

 — Будет несколько заданий, за выполнение которых команды будут получать информационные капсулы. В каждой капсуле содержится очень интересная информация о животных. Чем больше капсул наберете, тем больше знаний получите!

 — Выбирайте капитана команды (Дети выбирают)

  1. «Отправь животных на родину».

Капитаны подходят к педагогу. Педагог тихо говорит каждому задание: «Команде «Умники» надо выбрать животных жарких стран.

Команде «Знайки» — холодных стран» (Капитанам даются картинки)

Капитаны передают задание своим командам. Обсуждение внутри команд, выбор картинок.

Итог: капитан размещает на магнитной доске выбранных животных, показывает указкой, все дети называют животных.

Педагог дает инфокапсулы.

  1. «Кто кем будет?»

Выходят следующие капитаны.

Капитаны получают задание от педагога для всей команды: «Надо сказать, кто кем будет? Например: слоненок будет слоном».

Капитаны берут картинки с изображением детенышей и птенцов животных: львенка, тигренка, слоненка, жирафенка, верблюжонка, кенгуренка, белого медвежонка, северного олененка, пингвиненка, страусенка.

Капитаны передают задание своим командам. Обсуждение внутри команд.

Итог: капитан называет всех детенышей, команда помогает.

Педагог дает инфокапсулы.

  1. «Кого много?» — играют все дети (с мячом).

Задание от педагога для всей команды:

 — Надо продолжить предложение. Команде «Знайки»: «В холодных странах живёт много моржей, много белых медведей…» (далее по картинкам). Команде «Умники»: «В жарких странах живет много львов, много обезьян…» (далее по картинкам)

Обсуждение внутри команд.

Итог: капитан по картинкам говорит предложение целиком.

Педагог – инфокапсулы.

  1. «Чья? Чей? Чьи?»

Педагог предлагает всем вместе ответить на вопросы (разминка)

Рога оленя. Чьи рога? – (Оленьи)

Шкура медведя. Чья шкура? — … (Медвежья)

Ласты тюленя. Чьи ласты? — … (Тюленьи)

Хвост волка. Чей хвост? — … (Волчий)

Горб верблюда. Чей горб? — … (Верблюжий)

Шея жирафа. Чья шея? — … (Жирафья)

Грива льва. Чья грива? — … (Львиная)

Перья павлина. Чьи перья? — … (Павлиньи)

Подходят следующие капитаны.

Капитаны получают задание от педагога для всей команды: «Надо определить, чьи это хвосты и объяснить, почему вы так решили». Капитаны берут картинки с изображением хвостов животных: льва, тигра; обезьяны, жирафа.

Капитаны передают задание своим командам. Обсуждение внутри команд.

Итог: капитан отвечает на поставленный вопрос.

Например: 

 — Это львиный хвост, потому что он длинный, светло-коричневый, с кисточкой на конце.

 — Это тигриный хвост, потому что он длинный, полосатый.

 — Это обезьяний хвост, потому что он длинный, коричневый, толстый.

 — Это жирафий хвост, потому что он короткий, пятнистый, с кисточкой на конце.

Педагог – инфокапсулы.

Физкультминутка «У жирафов…» (Е. Железновой)

  1. У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

        У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

        (Похлопывают себя).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

  1. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

       У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

        (Пощипывают себя).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

  1. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

        А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

        (Показывают полоски).

        На лбу, ушах, на шее, на локтях,

        Есть на носу, на животах, коленях и носках.

        (Показывают части тела).

  1. «Сравнение».

Выходят следующие капитаны.

Капитаны получают задание от педагога для всей команды: «Надо сравнить животных по плану, определить, чем они похожи и чем отличаются друг от друга».

Капитаны берут картинки с изображением двух животных для сравнения по плану: белый медведь – песец, зебра – жираф.

Капитаны передают задание своим командам. Педагог объясняет пункты плана командам при необходимости. Обсуждение внутри команд.

Итог: капитан перечисляет сходства и отличия животных.

Педагог – инфокапсулы.

  1. «Какой?»

Выходят следующие капитаны.

 — У моржа длинные усы. Морж какой? – Длинноусый.

 — У обезьяны длинный хвост. Обезьяна какая? — …

Капитаны получают задание от педагога для всей команды: «Надо придумать предложение. «Знайки» — со словами «длиннохвостая обезьяна», «Умники» — со словами «длинноусый морж»

Капитаны передают задание своим командам. Обсуждение внутри команд.

Итог: капитан говорит придуманное предложение.

Педагог – инфокапсулы.

  1. «Вопросы – ответы».

Дети выбирают капитана.

Педагог предлагает задать вопросы о диких животных жарких и холодных стран команде соперников.

 — Надо задавать такие вопросы, на которые вы сами сможете ответить, а команда соперников ответит не сразу. Полминуты на обсуждение. Придумывайте вопрос, а капитан его должен будет задать. Можно придумать несколько вопросов.

Обсуждение внутри команд.

Примерные вопросы:

 — Какие у слона уши?

 — Зачем слону нужен хобот?

 — Зачем носорогу нужен рог?

 — Что было бы, если б…у жирафа была короткая шея? Если бы у обезьяны был короткий хвост? Если бы не было хищных животных?

Итог: капитаны задают вопросы, а команды соперников отвечают.

Педагог – инфокапсулы.

  1. «Раздели на слоги».

Дети делятся на команды по два человека (с помощью «волшебного мешочка», в котором лежат парные картинки), садятся за столы.

 — На листе нарисованы животные и рядом с каждым животным пустая клетка. Нужно разделить слова-названия животных на слоги и в пустой клетке написать соответствующую цифру. Работать надо в парах, вместе. Если все справятся с заданием, то и «Знайки», и «Умники» получат инфокапсулы.

Вспомнить правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

У детей разные варианты (по 5 слов у каждой пары).

Слова: лев, тигр, слон; жираф, песец, тюлень; носорог, кенгуру, бегемот; павлин, страус, зебра.

Итог: педагог с детьми проверяют ответы на каждом листе бумаги.

Педагог – инфокапсулы.

  1. «Мы – артисты» (проводится, если останется время)

Педагог показывает игрушечного крокодила. Все встают вокруг него в круг.

 — Будем передавать друг другу фотоаппарат. У кого фотоаппарат, тот произносит один раз фразу «Это крокодил» с любой интонацией и чувствами (испуганно, радостно или удивленно). А мы попробуем угадать: испугался, обрадовался или удивился фотограф.

  1. Итог НОД. Рефлексия

Педагог и дети считают инфокапсулы у команды «Знайки», у команды «Умники».

 — Молодцы! А сколько капсул получится, если их сложить вместе? (Ответ детей). Это же намного больше! Сложить все капсулы в одну коробку? (Ответы детей, капсулы складываются в коробку с согласия детей)

Педагог отмечает успехи детей.

 — В группе вместе с воспитателем вы откроете все капсулы и узнаете очень много интересной информации о животных, а сейчас давайте откроем одну (открывают, педагог читает информацию)

Учитель-логопед ФГБДОУ №568:

Ганцева М. А.

г. Екатеринбург

  • Песенки из русских народных сказок
  • Песец в тундре рассказ
  • Песик тотошка автор сказки
  • Песец рассказ 4 класс окружающий мир
  • Песенки из советских сказок для детей