Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой. Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия. Когда же можно будет достичь максимума в техническом прогрессе? Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их. Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред. В произведениях русской литературы можно найти примеры, подтверждающие эти мысли.
Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим какую пользу может принести прогресс. Главная героиня, учительница Мария Нарышкина, по распределению попала в пустынное село Хошутово. Когда она впервые увидела это место, ее охватила тоска: ужасные погодные условия, всё почти полностью занесено песком, люди борются со стихией, но этот труд бесполезен. Мария начала работать и вскоре поняла, что невозможно научить чему-то бедных, голодных и умирающих детей. Местным жителям было не до посвящения. Нарышкина решила взять дело в свои руки и адаптировать программу обучения к условиям села. Она стала изучать новейшие способы борьбы с песком и внедрять инновации. Общими усилиями высадили деревья, построили защитные барьеры, научились добывать дешевое топливо и воду. Жизнь в селе стала лучше. Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей. Новшества и изобретения внесли позитивный вклад в развитие села, что очень помогло жителям в быту.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий. Профессор Преображенский провел операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Результат эксперимента удивительный: обычный пес превратился в человека. Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой. Полиграф Шариков, так назвал себя новоиспечённый гражданин, некультурно себя вел, портил жизнь профессору, крушил всё в доме и неуважительно относился к окружающим. Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям. Наука не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу. На данном примере, мы видим, что если прогресс будет менять ход мироздания и устоявшиеся правила жизни, то это приведет к подмене ценностей и губительным последствиям.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия. Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов. Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Здравствуйте, Олеся!
Вам удалось написать самостоятельную работу, соответствующую всем требованиям итогового сочинения. В сочинении Вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему. Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, Вы подкрепляете их примерами из художественных произведений. Вместе с тем следует обратить внимание на речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Вы рассуждаете на предложенную тему. Сочинение соответствует теме, в нём есть ответ на вопрос, прослеживается конкретная цель высказывания.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
В рассуждениях Вы опираетесь на два художественных произведения и делаете это убедительно, но анализ произведений нельзя назвать глубоким. Особенно это касается повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
1 пример — рассказ А. Платонова «Песчаная учительница» иллюстрирует мысль о разумном использовании технологий.
2 пример — повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» выступает в роли контраргумента (неразумное использование технологий, вмешательство в природу, нарушение законов мироздания).
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Удалось выдержать логику тезисно-доказательной части. Логических ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, нет.
Ошибки
Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой.
Лучше добавить слово «другой» (владеем удивительными гаджетами и другой полезной техникой), чтобы не было логической ошибки, иначе получается, что гаджеты не относятся к полезной технике.
К 4 (речь)+ 1 балл
В работе есть речевые ошибки и шероховатости, но они не затрудняют понимания смысла сочинения, поэтому выставляется зачёт по данному критерию.
Ошибки
Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия.
Лексическая несочетаемость. Открытия совершаются в науке. Слово «динамично» в данном случае неуместно. Если бы вы писали о том, что наука развивается, то обстоятельство образа действия «динамично» хорошо подошло (Наука постоянно развивается, совершаются новые открытия и т.д.).
Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.
Речевая шероховатость, нарушение стилистической однородности. Слово «посягать» относится к книжным. На мой взгляд, оно стилистически не совсем вписывается в общую языковую «картину» Вашей работы.
Лексическая несочетаемость в словосочетании «вносить воздействие». Обычно говорят «оказать воздействие».
Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей.
Неточно подобрано слово.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.
Лучше избегать такого «скопления» существительных рядом. Возможный вариант: … можно наблюдать негативное влияние современных технологий на жизнь человека.
Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой.
Неточно выраженная мысль.
Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям.
Нарушение лексической сочетаемости. Боюсь, что для корректировки мысли, только заменой прилагательного не обойтись.
Возможный вариант корректировки:
Научный прогресс без нравственной основы не принесёт пользы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия.
Старайтесь избегать канцеляризмов в сочинении. Кроме того, в предложении есть смысловая избыточность (итог — вывод).
Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов.
На что указывает местоимение?
Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Неудачный порядок слов.
… и улучшит себе жизнь.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5
Ошибки
Орфография — 1
Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их.
-тся, -ться в глаголах. Человечество (что сделает?) добьётся, научится. Однотипная ошибка
Местным жителям было не до посвящения.
Пропуск буквы «Р» привёл к искажению смысла. Конечно, Вы имели в виду «просвещение».
Пунктуация — 2
Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим ЗПТ какую пользу может принести прогресс.
СПП с придаточным изъяснительным. Нет запятой перед придаточным предложением.
Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать ЗПТ справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Нет запятой перед придаточным изъяснительным.
Грамматика — 2
Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.
Нарушение управления. Приносить пользу (кому?) людям.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.
Нарушение согласования. Пример (какой?) подтверждающИЙ мои мысли.
Общий вывод по работе
Итак, Олеся, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевым оформлением и грамотностью. Совет: старайтесь несколько раз перечитывать работу, чтобы избежать ошибок. Ошибка на -ться, -тся является одной из самых распространённых, поэтому рекомендую делать отдельную проверку глаголов с -тся, ться. Многие преподавателю рекомендуют осуществлять проверку грамотности, начиная перечитывать текст с последнего предложения. Так есть возможность не следить за логикой развития мысли, а сосредоточиться на орфографии и пунктуации.
Удачи!
«Песчаная учительница»: знакомство с героиней
Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии. Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны. Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».
Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.
Краткое содержание рассказа А. П. Платонова «Песчаная учительница»
Свой рассказ «Песчаная учительница» Андрей Платонов начинает с повествования о жизни молодой учительницы Марии Нарышкиной. Родом девушка была из маленького городка, расположенного в Астраханской губернии. Родители с детства пытались уберечь дочь от всяческих потрясений, поэтому девочка ничего не знала о происходящих событиях – войне и революции.
Мария с детства была прилежной ученицей, особенно ей нравилась география. Родители, видя тягу дочери к науке, отправили ее на педагогические курсы в Астрахань. Марие тогда едва исполнилось 16 лет. Закончив учебу, девушку отправляют работать учительницей в небольшое село Хошутово. Жители этого места, граничившего с пустыней, постоянно страдали от ущерба, наносимого песчаными бурями и нашествием кочевников. Село в такие моменты было полностью засыпано песком, и его жителям ежедневно приходилось расчищать лопатами свои подворья. Видя тяжкий и бесполезный труд жителей села, Мария Никифоровна ощущала в душе их настроение: уныние и смирение перед обстоятельствами.
Поселилась девушка в маленькой комнатушке при школе. Кроме нее там жил школьный сторож. Его очень тяготило одиночество, и он очень обрадовался появлению новой соседки. Добрый сторож с удовольствием помогал молодой учительнице обустроиться на новом месте.
Сельская школа частенько пустовала, так как у учеников не было возможности приходить туда каждый день. Местные жители сильно бедствовали, не имея возможности одеваться по погоде, многие голодали и даже умирали. В силу этих тяжелых обстоятельств, зимой школа вовсе зачастую оставалось без посетителей.
Мария Никифоровна сильно переживала из-за ненужности школы и, следовательно, своего труда. Но решив не сидеть сложа руки, девушка придумала план, как помочь крестьянам. Она решила научить детей тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница, посоветовавшись с местными жителями и собрав их подписи, отправилась в округ. Власти одобрили ее идею и, выделив соответствующую литературу, предложили заняться преподаванием этой науки самой.
Мария с рвением взялась за дело и, спустя два года, Хошутово было не узнать. Жители села совместным трудом огородили село защитными сооружениями, которые сдерживали распространение песка. Чтобы повысить количество урожая, Мария Никифоровна решила высадить сосны у школы. Шелюгой крестьяне теперь топили дома, а из прутьев изготавливали необходимую мебель. Жителям Хошутова стало гораздо легче жить, и теперь школа больше не пустовала, она наполнилась детьми и взрослыми.
Все шло хорошо, жизнь в селе наладилась. Но через год жителям пришлось столкнуться с новой напастью: вернулись кочевники. Они возвращались сюда каждые пятнадцать лет, но в этот раз запоздали. Явившись позже ожидаемого срока, тысячи кочевников буквально за пару дней привели Хошутово в запустение, забрав все, что можно. Бедные крестьяне остались безо всяких запасов еды и воды.
Это событие привело Марию Никифоровну в отчаяние. В поисках справедливости она отправилась к вождю кочевников. Но он оправдал такие действия желанием своих соратников выжить.
Ничего не добившись от вождя кочевников, Нарышкина поехала в округ, рассказать о произошедшем. Но власти не пожелали разбираться в ситуации и предложили учительнице переехать в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.
Мария Никифоровна долго размышляла о своей сложной судьбе, о проходящей в захолустье молодости и о предстоящем будущем. Обдумав все, молодая учительница все же согласилась отправиться в Сафуту, но пообещала себе вернуться обратно уже по лесной дороге, а не по песку.
Долгий путь и знакомство с новым местом жительства
Вторая глава открывается описанием песчаной бури. Зной, похожие на пылающие костры барханы, нескончаемые потоки движущегося песка – вот его краткое содержание. Песчаная учительница — так будем называть Марию – видела подобную картину впервые, поэтому испытала тоску.
Лишь на третий день девушка добралась до села. Несколько десятков домов, редкие кустарники у колодцев, каменная школа и все те же сугробы песка, приносимого с Памира. Жители отчаянно пытались очистить от него дворы, но это был «тяжкий и почти ненужный труд». Как следствие – бедность и отчаяние уставших от борьбы крестьян. Этой картиной завершается вторая глава и ее краткое содержание.
Песчаная учительница поселилась при школе, чем очень обрадовала уставшего от одиночества сторожа.
Первые трудности
Мария Никифоровна кое-как подготовила помещение к учебе и через два месяца встретила учеников. Они ходили то по пять, то по двадцать человек. А с наступлением холодов учить и вовсе стало некого. У родителей не было средств, чтобы одеть детей. Хлеба почти не осталось, двое учеников умерли от голода. У девушки опускались руки, так как крестьянам в условиях, когда речь шла о выживании, школа была не нужна.
Долго думала Мария Никифоровна над тем, что предпринять. Наконец, поняла: учить нужно борьбе с песками, и отправилась в округ. Ей посочувствовали, дали книг и посоветовали обратиться за помощью к агроному, жившему за полтораста верст от Хошутово. Так можно описать состоявшуюся встречу и ее краткое содержание.
А.Платонов “Песчаная учительница”: краткое содержание, главные герои, проблемы, отзывы
Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова “Песчаная учительница”. Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.
Прообраз платоновской учительницы
Рассказ Платонова “Песчаная учительница”, краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны.
Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова “Первая учительница” была невеста автора – Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.
Сюжетная линия рассказа
“Песчаная учительница”, краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.
У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.
Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.
Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.
Образ учителя – покорителя природы
А. С. Пушкин писал:”Наставникам за благо воздадим”. Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге “Песчаная учительница”. Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.
Темы, проблемы и ценности, затронутые автором
Главные герои “Песчаной учительницы” послужили Платонову для передачи главной идеи – ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию – давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.
Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.
Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности – дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.
Отзывы о “Песчаной учительнице”
Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе “Женщина в песках”. Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается. А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ “Песчаная учительница”. Краткое содержание ученикам прочитать не помешает. Дети на уроках задаются вопросом: “Как сберечь результаты своего труда?”.
Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное – свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.
«Песчаная учительница»: спустя два года
Мария Никифоровна не без труда уговорила жителей выходить весной и осенью на общественные работы. Вскоре у нее нашлись помощники в лице двух активистов. Через год село окружили зеленые шелюговые посадки. В результате намного увеличились урожаи, так как земля была защищена от песка и хранила больше влаги. Появилось и дополнительное топливо. А еще жители освоили дополнительный заработок: они плели из прутьев корзины и мебель. Вот итоги двухгодичной деятельности Марии Никифоровны и ее краткое содержание. Платонова песчаная учительница привлекала своим энтузиазмом и верой в будущее. В ближайшее время она планировала разбить у школы сосновый питомник.
Жизнь в селе стала налаживаться – только в первую зиму было получено дополнительно две тысячи рублей. Взрослые теперь наряду с детьми постоянно посещали школу, где знакомились с новыми способами борьбы с пустыней.
Таково краткое содержание (песчаная учительница за это время располнела и еще больше лицом «заневестилась») четвертой главы.
Путешествие в деревню
Мария Нарышкина росла в обычной семье. Ее отец работал учителем математики и мечтал из дочери сделать педагога, поэтому девушку отдали на курсы в 16 лет. Она успешно их закончила и отправилась работать в деревню Хошутово.
Рядом с населенным пунктом была астраханская пустыня. Это место малопригодно для жизни, и многие люди умирали от голода. Первую бурю Мария увидела, когда они только ехали в деревню. У людей уходило много сил на борьбу со стихией.
Дорога заняла трое суток. Когда Мария приехала, то увидела деревню в песке. Ей выделили комнату при школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили на уроки. Но когда приходили, то с интересом слушали учительницу. Зимой стало сложно, так как люди испытывали голод. Двое учеников умерло перед Новым Годом.
У Марии Никифоровны опускались руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С крестьянами она не общалась. Тогда ей пришла в голову мысль — нужно бороться с песком. Для этого она обратилась в отдел народного образования, но безуспешно. Ей не выделили преподавателя, но дали специальную литературу.
Нарышкина изучила книги и начала уговаривать крестьян на ряд действий:
- месяц весной и столько же осенью выделяется под общественные работы;
- нужно везде рассаживать кустарник шелюгу;
- растение позволит защищать урожай и орошать огороды.
На все ушло год, и постепенно деревня преобразилась. Позже учительнице удалось добыть саженцы сосен, которые лучше защищали от песка.
Жители начали топить печи кустарником, плести их него корзины и мебель — это дало дополнительный доход.
Первая настоящая печаль
Беда случилась в августе третьего года. Жители давно уже ждали кочевников, которые проходили через эти места раз в пятнадцать лет. Обычно это происходило весной, когда еще была какая-то зелень. А к концу лета все высохло, даже птицы и звери отправились искать места получше.
Пришедшие стада за трое суток уничтожили все, что с огромным трудом создавалось три года. Растерянная и озлобленная Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников. Девушка обвинила пришедших в разбое, на что услышала: «Степь наша… Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Разговор получился малоприятным, что доказывает его краткое содержание. Песчаная учительница (Платонов отмечает, что Мария Никифоровна все же посчитала вождя умным) сразу отправилась в округ.
Жизнь ради благополучия других
Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.
Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня – будущий мир…».
Таково краткое содержание рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова.
2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).
Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.
Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.
Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.
Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.
Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».
Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.
Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.
В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.
Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.
Примеры аргументации:
По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:
- «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Война и мир» Л.Н. Толстого,
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
- «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.
В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:
- «Гроза» А.Н. Островского,
- «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
- «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
- «Мы» Е.М. Замятина,
- «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
- «Кысь» Т.Н. Толстой,
- «1984» Дж. Оруэлла,
- «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.
Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
- «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
- «Темные аллеи» И.А. Бунина,
- «Олесю» А.И. Куприна,
- «Старуху Изергиль» М. Горького,
- «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
- «Гамлета» У. Шекспира и так далее.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.
В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
- «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.
Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.
Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.
При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.
Наверх
Темы
- Благие последствия развития технологий
- Трагические последствия развития технологий
- Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
- Влияние научно-технического прогресса на человека
- Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
- Как решить экологические проблемы в современном мире?
- К чему приводят научно-технические катастрофы?
- Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
- Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?
Аргументы
- Н.С. Лесков, «Левша». Прогресс делает жизнь людей лучше, увеличивает наше благосостояние и обеспечивает нас всем необходимым для здоровья, материального преуспеяния и комфорта. Так, в Англии, куда уехал тульский мастер вместе с делегацией, у чиновников были возможности предложить умельцу достойные условия для работы. Левше пообещали высокую зарплату, свое жилье и даже супругу, лишь бы он остался. Англичане жили очень обеспеченно, поэтому для них это предложение было в порядке нормы. В их стране техническое развитие было на высоком уровне: у английских мастеров, в отличие от Левши, были микроскопы и другие приспособления для качественного труда. Они не получали побои в случае неудач и не прозябали в нищете, пока царь о них не вспомнит. В России никаких условий для создания прогресса в науке и технике не было, зато запросы правящей элиты к народу были выше, чем в Европе. Почему так сложилось? А потому что в Англии правительство выделяло деньги на развитие прикладных сфер деятельности, а в России никто об этом не думал, пока зависть не подстегнула. Благосостояние этой европейской страны напрямую было связано с тем, как там были расставлены приоритеты. Прогресс поощрялся и финансировался, поэтому уровень жизни рос.
- М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Порой поспешное введение новых технологий ведет к ужасным последствиям — настоящим катастрофам. Так случилось и в повести Булгакова. Ученый Персиков создал уникальный луч, который мог форсировать рост клеток и производить живых существ небывалых размеров. Профессору не дали протестировать и изучить свое открытие. Разработку отдали малограмотному и непрофессиональному человеку — председателю колхоза Рокку. Он тут же применил находку, только перепутал куриные яйца со змеиными (и других рептилий). В итоге получились огромные монстры, которые отличались неконтролируемой агрессией и сильной прожорливостью. Они породили хаос, разрушили многие объекты инфраструктуры, убили и ранили многих людей. Это последствие прогресса учит нас быть умнее и осторожнее с новыми технологиями. Без подробного изучения ничего применять не следует.
- В.П. Распутин, «Прощание с Матерой». Гармонию между экологией и техническим прогрессом поможет сохранить здравый смысл, не замутненный политическими и идеологическими иллюзиями. Как мы знаем, сегодня большинство промышленных городов на севере России вымирают: работы мало, климат нездоровый, еда и отопление дорого стоят, развлечений нет. Люди уезжают. А Валентин Распутин описывает те времена, когда ради сегодняшних городов-призраков затапливались целые острова, уничтожались локальные экосистемы. Чтобы построить электростанцию для расширения производства, чиновники решили затопить Матеру и принудительно выселить жителей. А животных, птиц, насекомых, вековые деревья никто не эвакуировал. Они погибли, но ради чего? БАМ ведет в никуда, великая индустриализация уступила место постиндустриализации, и многие предприятия оказались попросту ненужными, забытыми, как и города вокруг них. Если бы люди в ту пору прислушивались к здравому смыслу и планировали наперед, то этих бездумных разрушений удалось бы избежать.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Прогресс позволяет людям совершенствовать орудия труда, что ставит всех нас в равные условия. Если раньше работать честно мог только мужчина, и большинство видов занятости было связано с физической силой, которая есть не у всех, то сегодня технические новшества дают вакансии для женщин, подростков, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями. Все могут содержать себя сами и жить независимо. Такой пример описал Чернышевский. Вера организовала швейную мастерскую, где все работницы получали равные доли от прибыли предприятия. Экономическая окупаемость этого дела стала возможной только благодаря ускорению процессов — замене ручного труда на машинный. Вакансии в мастерской спасали женщин от насилия и домашнего рабства, давали шанс устроиться честно и содержать себя. Вот для чего обществу технический прогресс.
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» и М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Самые значительные достижения прогресса находятся в сфере медицины. Все знают о том, как за века истории увеличилась продолжительность человеческой жизни, и все благодаря инновационной медицине. Это можно доказать, сравнив два литературных произведения разных эпох. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» пишет о «срамной болезни», которая в те годы не лечилась. При нем отец хоронит сына, который унаследовал этот недуг и умер в цвете лет от его последствий. Но уже иное отношение к венерическим заболеваниям мы видим в «Белой гвардии» Булгакова. Там сифилис уже не является смертным приговором. Есть шанс вылечить его, и Алексей Турбин как раз специализируется на таких проблемах. Этот пример доказывает, что человечество не может обойтись без научного прогресса, потому что от него зависит, сможем ли мы победить болезни и пережить очередную эпидемию.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Тема развития является главной в рассказе «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху». Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.
- А.И. Куприн, «Яма». Наиболее значительные достижения прогресса находятся в медицинской сфере, потому что наше здоровье — это главное условие для процветания человеческой цивилизации. В повести «Яма» мы видим этому подтверждение: заражение сифилисом стало причиной гибели нескольких героев. В ту пору в России не все стадии этой болезни были излечимы. Женя хотела отомстить своим мучителям и намеренно стала распространять этот недуг. В публичном доме ей удавалось избегать разоблачения долгое время. Некоторые ее клиенты обнаруживали признаки слишком поздно и даже накладывали на себя руки. И сама она повесилась, ведь никто не смог бы ее вылечить, а смерть от сифилиса ужасно мучительна и унизительна. Но сегодня человечество победило эту болезнь. Она точно диагностируется и поддается лечению. Придуманы и средства, которые препятствуют ее распространению. Все эти открытия являются самыми значительными для людей, ведь спасают им жизнь и здоровье.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Саморазвитие личности способствует прогрессу всего общества — это доказал Л.Н. Толстой на примере героя Пьера Безухова. Он стал обладателем крупнейшего состояния и мог бы всю жизнь предаваться наслаждениям и праздным утехам. Но Пьер упорно шел к своей цели — познать свое предназначение и принести пользу людям. Он вступил в масонскую ложу, пробовал провести реформы в своих деревнях, спонсировал дружину, когда Наполеон напал на Россию. Все свои деньги он готов был направить на нужное и значимое дело, но вокруг него часто находились обманщики, которые пользовались его неведением и присваивали денежные средства себе. Однако Безухов познал народную мудрость в плену и научился противостоять тем, кто тянул руку в его карман. Герой стал более внимательным к людям и понял их сущность. Только после этого ему удалось направить свои силы и возможности на благо Родины: он вступил в тайное общество и готовил проект по улучшению России. Его саморазвитие способствовало прогрессу всего общества.
- О. Хаксли, «О дивный новый мир». Не секрет, что прогресс имеет и недостатки, и достоинства. Разберем и те, и другие на примере антиутопии «О дивный новый мир». Эра Форда подарила людям множество новых возможностей, которые очень облегчили бы нам жизнь: были побеждены все болезни, старость, войны, конфликты, бедность. Все граждане получали все необходимое для благосостояния. Даже инакомыслящим были предоставлены в распоряжение отдельные острова, где они могли реализовывать свои исключительные способности. Никаких репрессий, никаких гонений, все демократично. В то же время технические достижения искоренили в людях почти все человеческие качества, сделали большинство из них программируемыми биороботами. Не осталось семей, любви, дружбы, искусства, таланта. Примитивные передачи и сома заменили им все духовные искания и эстетические взгляды. В обитателях нового мира не было индивидуальности. Это и есть минусы прогресса.
- А.Р. Беляев, «Человек-амфибия». Прогресс дает людям больше возможностей, но он не в силах исправить человеческую природу, ее нравственную составляющую. Это средство, которое не может заменить цель. Так, многие герои повести Беляева, столкнувшись с научным прорывом, не стали соответствовать ему, а проявили свою истинную сущность: жадность, жестокость, невежество. Зурита хотел поймать Ихтиандра, чтобы заставить его добывать жемчуг. Епископ Хуан де Гарсилассо и вовсе предложил убить Ихтиандра, потому что он «богопротивное создание», а решил за Бога, конечно же, сам епископ, ему виднее. Бальтазар считал спасителя своего сына его палачом, так как ничего не понял. Прогресс подарил многим индийским детям шанс выжить и стать здоровыми (они были найдены в лаборатории Сальватора), но как люди распорядились этими возможностями? В суде доктор Сальватор сказал, что не мог и не хотел «сделать Ихтиандра и «ихтиандров» сделать общим достоянием в стране, где борьба и алчность обращают величайшие открытия в зло, увеличивая сумму человеческого страдания». Таким образом, технические прогресс никак не влияет на личность, ее нравственная сущность остается прежней: кто-то использует достижения во благо, а кто-то — во зло.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». В рассказе поднимается проблема экологии. Николай Иванович накопил деньги на заветную усадьбу, но вместо красивой и живописной реки возле дома протекала коричневая жижа цвета кофе. Рядом с имением располагались два завода, с которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена, скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник, который посадил для себя Николай Иванович. Но тогда государство никак не отслеживало вред от производства. Пыль, шум, вредные выбросы, неправильная утилизация отходов — все это ведет к уничтожению окружающей среды. Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
- Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Его избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны.
- В.П. Астафьев, «Людочка». Локальная экологическая катастрофа изображена в рассказе «Людочка». Через парк проложили производственную трубу, но не закопали. Над ней потекла горячая речка с пятнами мазута и мыльными разводами. Постепенно люди привыкли бросать туда разный мусор, и река превратилась в смрадный и токсичный источник болезненных паров и миазмов. «Деревья над канавой заболели, сникли, облупились» — настолько вредной оказалась эта кипящая река, по которой плыли бутылки. «горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды» — так автор называет эту жидкость. Вонь создавали и трупы животных, которых местные жители сбрасывали в поток. Последствия этой локальной катастрофы мы видим повсеместно: люди и нравы в этой местности вовсе не здоровые. Некогда процветающий парк выглядел так, будто он пережил бомбежку. Увы, этот город еще долго не сможет восстановиться после такого экологического бедствия, ведь люди продолжали его увеличивать, как ни в чем не бывало.
- А. Жвалевский и Е. Пастернак, «Пока я на краю». В корне не верно противопоставлять прогресс и нравственность, ведь в этом случае мы сравниваем средства и цели — явления не одного порядка. Плохие люди с ложными ценностями будут использовать новые возможности во вред обществу, а те, кто мотивирован истинными ценностями, будут с помощью научных достижений улучшать нашу жизнь. Так, Алла с помощью интернета помогала подросткам справиться с суицидальными наклонностями и вернуться в социум, приняв себя и поняв других. А Яков, напротив, ставил на людях чудовищные эксперименты в сети и доводил многих своих жертв до отчаянного шага в бездну. Он манипулировал ими и использовал в своих целях. Средство одно и то же — Интернет. А цели разные. Не прогресс виноват в том, что Яков — плохой человек, для которого свое «Я» стоит выше всего на свете. Такие люди были и раньше, без всемирной паутины. Поэтому технические возможности никак не влияют на нравственные ориентиры человека, их некорректно противопоставлять.
- А. Платонов, «Песчаная учительница». Прогресс далеко не всегда противостоит окружающей среде. Во многих случаях именно он помогает решить проблемы, возникающие в природе и без вины человека. Например, Мария Нарышкина приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе. Но вскоре она убедилась, что местным жителям образование не нужно. Все их время занимала борьба с песком, которую они проигрывали. Тогда героиня решила изменить программу так, чтобы она отвечала потребностям местного населения. На уроки потянулись и взрослые. С помощью знаний, которые Мария нашла и смогла передать людям, крестьяне поняли, как оградить Хошутово от песка. Они построили защитные ограждения, вырастили сосны, увеличили посевы и урожай. Прогресс в лице новых трёхногий и научных открытий помог преобразить окружающий мир и сделать землю плодородной. Это и есть баланс между прогрессом и природой: мы можем защитить окружающую среду и улучшить ее с помощью инноваций.
Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»