Пьеса сказка это в литературе

Конспект урока литература 5 класс урок 37 с. я. маршак. двенадцать месяцев. пьеса-сказка и е народная основа перечень вопросов,

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 37

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».
Пьеса-сказка и её народная основа

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• знакомство с некоторыми фактами биографии
писателя;

• художественные особенности пьесы-сказки и
нравственный смысл произведения «Двенадцать месяцев»;

• развитие представлений о пьесе как жанре;

• формирование навыка нахождения средств
выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

• нравственные уроки пьесы-сказки «Двенадцать
месяцев».

Тезаурус

Антитеза –
одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления
выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы,
черты характера действующих лиц.

Драма (др.-греч.
δρᾶμα –деяние, действие) – один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и
лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и
театру, предназначенный для игры на сцене.

Драматург –
создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев.

Идея 
главная мысль произведения.

Па́дчерица –
неродная (приёмная) дочь для одного из супругов, родившаяся от предшествующего
брака второго супруга. Падчерицей может называться только тот ребёнок, который
является родным одному из супругов.

Персона́ж (фр.
personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля,
кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или
взятыми из реальной жизни.

Пьеса –
литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Ремарка (от
франц. remarque –замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом
произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или
духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые
ими.

Эпизод – одно
событие, имеющее начало и конец

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб.
для общеобразоват. организаций.: в 2 ч.: ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
Практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и
проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Раздел «Литература» на проекте «Мир
энциклопедий». URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/ (Дата обращения:
10.06.2019);

2. Сайт «Недописанная страница», Анна
Инфантьева, Елизавета Гуллер URL: http://s-marshak.ru/ (Дата обращения:
11.07.2019);

3. Раздел Маршак, Самуил Яковлевич на проекте
Википедия (свободная энциклопедия) URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Маршак,_Самуил_Яковлевич (Дата обращения
11.07.2019);

4. Самуил Яковлевич Маршак URL http://www.s-marshak.org/
(Дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Самое волшебное, новогоднее произведение
Самуила Маршака – это пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Пьеса – литературное произведение,
предназначенное для постановки на сцене театра.

Она была создана в 1943 году, в период
тяжелейших испытаний, когда шла Великая Отечественная война. Сказка написана в
виде драматического произведения и разделена на четыре действия, которые в свою
очередь состоят из картин. Каждая картина – это маленькая история, произошедшая
в определённом месте: в лесу, во дворце.

Сюжет сказки Маршака схож с сюжетом
западнославянской народной сказки о волшебной встрече двенадцати месяцев в
канун Нового года. Для русского фольклора месяцы – необычные персонажи, именно
поэтому они и заинтересовали автора. Он вводит и много новых героев, расширяет
сюжет.

Герои в пьесе делятся на положительных и
отрицательных, главных и второстепенных. Интересно, что у них нет имени. В
центре произведения – Падчерица, сирота, которую обижают мачеха и сводная
сестрица. Это также характерно для фольклорной сказки, например, для «Морозко»,
«Дедова дочка и бабина дочка», «Дочь и падчерица». Построение сказки
традиционно: зачин, развитие действия, кульминация, концовка.

Знакомимся с молодой Королевой во время урока.
Канцлер просит подписать ходатайство одним из слов: «казнить» или «помиловать».
Она подсчитывает количество букв и выбирает короткое слово, даже не
задумываясь, что решает судьбу человека. Профессор пытается убедить её, что она
совершает ошибку. Заканчивается урок капризом Королевы, которая под Новый год
издаёт указ: кто принесёт ей корзину подснежников, тому она даст полную корзину
золота. Это становится завязкой пьесы, потому что все последующие действия зависят
от этого сумасбродного желания Королевы.

Жадная, злая Мачеха и её ленивая родная Дочь
хотят получить обещанные золотые монеты, поэтому в лес, в мороз и стужу, они
выгоняют Падчерицу: «Иди, и не возвращайся без цветов». Падчерица знает, что
зимой в лесу подснежников нет, но ослушаться Мачеху она не смеет. На лесной
поляне озябшая бедная девочка встречает возле костра братьев-месяцев, которые
хорошо с ней знакомы: то «у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с
вязанкой дров», то пропалывающую грядки. Братьям известно, что кроткая и
трудолюбивая девочка вынуждена терпеть злобные придирки Мачехи. Месяц Апрель
просит братьев уступить ему лишь часок, чтобы помочь сироте. За её доброту и
ласку месяцы дарят ей корзину подснежников. Месяц Апрель одарил сиротку ещё и
волшебным колечком. Если случится беда, нужно бросить колечко и сказать
волшебные слова, и все месяцы придут на помощь.

Едва Падчерица вернулась из леса, как Мачеха с
родной Дочерью, схватив корзину, понесли цветы во дворец в надежде получить
щедрое вознаграждение. Но Королева приказывает им показать место, где они
нарвали подснежники. Лгуньям пришлось рассказать о том, что это Падчерица
принесла подснежники.

Сначала Королева добра с Падчерицей, дарит ей
тёплую одежду и просит показать, где она собирала подснежники. Но девочка дала
слово месяцам, что сохранит в тайне их встречу. Королева злится, приказывает
снять с сироты шубу, обещает казнить. Жестокий холод и угрозы Королевы не могут
заставить Падчерицу нарушить данное слово. И лишь, когда со зла Королева
бросает её колечко в прорубь, девочка зовёт на помощь Апреля. Наступает
кульминация пьесы. Испорченная безграничной властью Королева была уверена, что
всё в этом мире подчиняется её приказам и всё можно купить. Автор показывает,
как Королева была искренне удивлена, когда встретила Падчерицу и Января,
которым не нужно вознаграждение, которые ценят нечто другое, непонятное для
Королевы. Когда отказываются от золота, от вознаграждения, она даже не знает,
как поступить. Просить по-другому она не умеет. Может именно поэтому она в лесу
остаётся одна. Челядь разбегается. Королева мёрзнет, не знает, как выбраться из
чащи, и становится беспомощной и кроткой.

Братья-месяцы преподносят всем жизненные
уроки: превращают Мачеху и её родную Дочь в собак. Королеву заставляют
задуматься и начать меняться. Она первый раз в жизни просит о помощи. Старый
солдат объясняет, как следует общаться. Она переборола себя и впервые в жизни
не потребовала, а попросила. Это вселяет уверенность, что всё в жизни
поправимо, стоит только захотеть. Каждый получает по заслугам: все в шубах, в
тепле, едут из лесу домой, только Королева в санях, запряжённых собаками.

Добро восторжествовало, справиться со злом в
сказке помогает не только волшебство, но и положительные качества людей. В это верил
русский народ, эта вера воплотилась в народных сказках, стала традицией. Самуил
Яковлевич Маршак в своей пьесе-сказке продолжил эту традицию.

На примере Королевы автор нам показывает, что
не стоит быть такими высокомерными, поскольку можно остаться в одиночестве и
без поддержки. Помните о золотом правиле нравственности: «Относись к людям так,
как хочешь, чтобы относились к тебе».

Теоретический материал для углублённого
изучения

Во время Великой Отечественной войны Маршак
почти не писал для детей. Но однажды ему пришло письмо от мальчика, в котором
юный читатель спрашивал, почему поэт забыл о детях и пишет только для взрослых,
когда детям так страшно?

Это письмо сыграло немаловажную роль. Маршак,
словно отвечая на него, написал сказку «Двенадцать месяцев», которую до сих пор
знают и любят все – от мала до велика.

Дети и во время войны остаются детьми, а
сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости. В своё время сам
Уолт Дисней хотел создать мультфильм по этой пьесе, о чём написал в своём письме
к Маршаку. К сожалению, письмо дошло до адресата слишком поздно. Сказку всё же
увидели советские дети в виде художественного фильма и мультфильма, а, со
временем, даже появился японский мультфильм, созданный по мотивам произведения.

12 фактов о Самуиле Маршаке

1. Самуил Маршак говорил, что самым ярким
ранним его воспоминанием является пожар, случившийся во дворе дома, где он жил
со своими родителями.

2. Поэт подписывал свои произведения
несколькими псевдонимами. Например, он использовал имена доктор Фрикен, Уэллер
и С. Кучумов. Под прикрытием псевдонимов он публиковал сатирические стихи и
эпиграммы.

3. Первые стихи юного Самуила были
опубликованы в еврейском журнале, когда ему было пятнадцать лет.

4. Первые детские сборники Маршака были
опубликованы в 1922 году, а год спустя он основал журнал для детей «Воробей».

5. Он был не только прекрасным поэтом, но и
великолепным переводчиком – его переводы Шекспира, Вордсворта, Блейка, Остин,
Киплинга и Милна считаются классическими.

6. Маршак – почётный гражданин Шотландии. Это
звание было присвоено ему шотландским правительством за переводы поэм Роберта
Бернса на русский язык.

7. У Маршака было очень слабое зрение. Именно
по этой причине его не призвали в армию, когда началась Первая Мировая.

8. Самуил Маршак организовал в Воронеже
подростковый театр, для которого сам написал несколько пьес.

9. Человеком он был довольно рассеянным.
Однажды он прислал подруге открытку, подписанную 1930-м годом, хотя уже шёл
1960-й.

10. Советская власть лояльно относилась к
Маршаку, несмотря на то, что он помогал таким опальным поэтессам, как Анна
Ахматова и Марина Цветаева.

11. Поэма «Мистер Твистер» Маршака высмеивает
расизм. Идея написать этот памфлет пришла поэту, когда ему рассказали об одном
случае: американский турист отказался селиться в гостиницу, потому что в ней
проживал представитель негроидной расы.

12. Шотландское правительство после смерти
поэта прислало на его похороны вересковый венок.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркивания элементов

Какой месяц помог Падчерице с подснежниками?
Найдите верный ответ и подчеркните:

Апрель

Декабрь

Май

Это задание на знание сюжета сказки.
Вспоминаем, что происходило с Падчерицей. Девочку отправили за подснежниками в
канун Нового года; сиротка знала, что подснежники растут только весной, но
ослушаться Мачехи не могла. Апрель упросил своих братьев уступить ему часок.

Верный ответ: Апрель

Выделение цветом

Выделите цветом верное определение слова
«драма»:

– это произведение художественной литературы,
написанное для постановки на сцене.

– это один из основных родов литературы,
отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств,
впечатлений и переживаний человека.

– повествовательный род литературы. В центре
внимания – жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события.

Вспоминаем изученный материал. При
необходимости обращаемся к тезаурусу.

Верный ответ: – это произведение
художественной литературы, написанное для постановки на сцене.

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)

А1. Фольклор – это:

1) устное народное творчество  
2) художественная литература           3) жанр 
литературы    

4) жанр устного народного творчества.

Сюжет – это …

1) основное
содержание произведения    2)
последовательность событий и действий          3) то, что хотел сказать авто

А2. Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма                   2) эпос, лирика, драма    3) роман, поэма, комедия    

4) эпос, лирика, трагедия

Действующее лицо художественного
произведения называется:

1)
образом                 2) персонажем    3)
типом

А3. Исторические песни — это:

1) авторские песни  2) народные песни, в которых рассказывается о
жизненных историях   

3) народные песни, в которых рассказывается об
исторических событиях

Композиция — это:

1) последовательность
событий и действий 2) движение произведения от завязки до развязки  

3)
последовательность частей и элементов произведения

А4. Житие – это описание:

1) жизни народного героя                                              2)
жизни исторического деятеля   

3) жизни человека, причисленного к лику святых    4) рассказы о жизни Иисуса Христа

Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма     2) роман, поэма, комедия     3) эпос,   
лирика, трагедия       

4) эпос, лирика, драма                   

А5. «Повесть о Шемякином суде»:

1) это произведение фольклора   
2) это произведение древнерусской литературы  

3) это произведение современной литературы

Какой из жанров литературы нельзя
отнести к фольклорному?
  

1) сказка     2) былина  
3) народная   песня     4)
поэма
            

А6. К какому жанру литературы
относится произведение «Мцыри»?

 1) баллада                  2) мемуары 
         3) поэма – исповедь    

Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:  

1) роман    
     2) семейно-бытовая хроника     3) историческая повесть         4) мемуары           

А7. Где происходит действие пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка»?

1) в
северном поселке      2) в царстве
берендеев                       3) в
южном городе Ярило         

     В чьи уста А.С. Пушкин вкладывает пословицу, ставшую
эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»? 

1) Савельича    
2) Отца Петруши, Андрея
Петровича Гринева       3) Петра
Гринева   

А8. Назовите главных героев пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка». _______________________

_____________________________________________________________________

Какова основная проблематика произведения  «Капитанская дочка»:

1)
проблема любви  2) проблема чести, долга
и милосердия  3) проблема роли народа в
истории   

А9. Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1)    
Опять ,
как в году золотые,

            Три
стёртых треплются шлеи…

А.эпитет

2)    
Какому хочешь
чародею

Отдай разбойную красу…

Б.метонимия

3)    
Ночью, первым из
колонны,

Обломав
у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый
взвод.

В.сравнение

Ответ: 1)______2)______3)_______

Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1.Бьётся в тесной
печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза…

А.олицетворение

2.Про тебя мне шептали
кусты

В белоснежных полях
под Москвой…

Б.сравнение

3. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке…

В.эпитет

А10. По характеристике  определите героя. Назовите автора,
произведение и героя.

Герой — профессор медицины. Практикуем модное в начале 20 века омолаживание человека. Он известен своими
трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за
изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных взглядов.     _________________________________________________________________________

По характеристике  определите
героя. Назовите автора, произведение и героя.

Помощник профессора медицины, с которым он
любит болтать на разные скользкие темы. Типичный интеллигент, которому
советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере
раскрывать и реализовать свой талант.

 А11. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:   1) Степана Разина     2) Емельяна Пугачева    3) Кондратия Булавина      4) Ивана 
Болотникова
 

О чем говорит Мцыри «За эти
несколько минут…Я б рай и вечность променял…» (за что променял бы)?   

1) за время встречи с грузинкой    2) за ночь бегства из монастыря     3)
за возможность попасть на родину
                                     

А12. Как зовут главного героя «Капитанской
дочки»:  

1) Зурин   
      2) Швабрин               3) Савельич  
   4) Гринев
                  

Хлестаковщина – это…

1) стремление выдать себя за персону
более важную и значимую, чем это есть на самом деле
 

 2) стремление
модно одеваться
     3) погоня за чинами                       

 А13. О
каком герое идёт речь:
«Итак, все мои
надежды рушились! Вместо весёлой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная
скука в стороне глухой и отдалённой…»

____________________________________________

Кто из героев произведения Гоголя
«Ревизор» говорит:
  

1) «Человек простой: если умрёт, так
умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»      

2) «Чёрт
побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк
затрубил в трубы»       

3) «Один раз
меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьём».                           

А14. Кто из героев резко переменил свою жизнь,
отказался от всякой карьеры, особенно военной, и
посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям
? Назовите автора, произведение, героя.___________________________________________________________________

Кто из героев  был босяком, заядлым
пьяницей и ловким, смелым вором, не дорожил деньгами, помог одному деревенскому
пареньку, чуть не поплатился за это жизнью?

А15. Кто из
героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

1) «Уже постаревший на службе и
очень неглупый по-своему  человек. Хотя и
взяточник, но ведёт себя очень солидно»  

2) «Человек, прочитавший пять или
шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не
ходит» 

3) «Один из тех людей, которых
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения» 

Каков основной композиционный прием
в рассказе Толстого «После бала»?
                  

1)  антитеза                      2)
преувеличение           3)
сопоставление    

А16. Кто не является действующим лицом пьесы
«Ревизор»: 

1) городничий    2) Скотинин    3) Ляпкин-Тяпкин   4) Земляника

Чем в поэме «Василий Теркин» является постоянно
повторяющееся слова «переправа»?

1)
сравнением                    2)
рефреном                              3)
средством рифмовки

А17. Как
заканчивается пьеса «Ревизор»?  

1) приезд настоящего ревизора    
2) немая сцена      3) свадьбой
дочки городничего и Хлестакова     4)
отставкой городничего.

Дочерью кого является Снегурочка из одноименной пьесы
А.Н. Островского?

А18. Соотнесите авторов
произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями
произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
М. Горький

1.
«Бедная Лиза»

1.
Послушник, старик, грузинка

2.
Гоголь Н.В.

2.
«После бала»

2.
Купава, Мизгирь, Лель

3.
А.Н. Островский

3.
«Василий Теркин»

3.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

4.
Лермонтов М.Ю.

4.
«Капитанская дочка»

4.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

5.
Н.М. Карамзин

5.
«Мещанин во дворянстве»

5.
дед, полковник, доктор

6. Ж.-Б.
Мольер

6.
«Ревизор»

6.
Гаврила, вор

7.
Пушкин А.С.

7.
«Сашка»

7.
 бедная крестьянка, Эраст

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Мцыри»

8.
командир, ротный, ординарец Толик

9.
В. Л. Кондратьев

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.А.Т.
Твардовский

10.
«Снегурочка»

10.
Журден, Клеонт, Дорант

Ответ:
1.______2.______3.______4._______5._______6._______7.________8.________9.________10.________

Соотнесите
авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с
героями произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
Древнерусская литература

1.
«Капитанская дочка

1.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

2.
Лермонтов М.Ю.

2.
«После бала»

2.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

3.
А.Н. Островский

3.
«Житие Сергия Радонежского»

3.
Послушник, старик, грузинка

4.
М. Горький

4.
«Мцыри»

4.
берендеи, бобыль, Мизгирь

5.
Гоголь Н.В.

5.
«Собачье сердце»

5.
босяк-вор, Гаврила

6.
Пушкин А.С

6.
«Василий Теркин»

6.
Швондер, Борменталь, кухарка

7.
М. Булгаков

7.
«Сашка»

7.
мальчик Варфоломей, старый монах, медведь

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Ревизор»

8.
старый солдат, старуха, доктор

9.
А.Т. Твардовский

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.
В.Л. Кондратьев

10.
«Снегурочка»

10.
ротный, немец, Толик

В1. Дать развернутый ответ на
вопрос (от 10 предложений):
Какой герой русской
литературы  нравится больше всего и
почему?

4 четверть
Готовимся к итоговой работе, которая состоится  26  апреля.

1.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка;            Б) былина;               В) народная песня;                 Г) поэма

2.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть;                    Б) пословица;               В) народная песня;           Г) частушка

3. Что такое басня?
Выберите правильный ответ.

А) небольшой рассказ                                    Б) короткий нравоучительный рассказ

В) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с
четко сформулированной моралью

Г) сатирический рассказ

4. Что такое
иносказание? Выберите правильный ответ.

А) переносный смысл

Б) иначе аллегория, скрытое упоминание каких-либо фактов или событий

В) образное определение                                        Г) выразительное средство звучащей речи

5. Соотнесите автора
и его произведение:

1.А.А. Бестужев — Марлинский

А) «Мгновение»

2. В.М. Гаршин

Б) «Двое в декабре»

3.В.Г. Короленко

В) «Ранние журавли»

4. В.А. Каверин

Г) «Сигнал»

5. Ю.П. Казаков

Д) «Вечер на бивуаке»

6. Ч. Айтматов

Е) «Рейс «Ласточки»

7. В. Богомолов

Ж) «Два капитана»

6. Соотнесите автора
и его произведение:

1. Распутин В.Г.

А) «Крохотки»

2. В. Быков

Б) «То, чего не было»

3.А.И. Солженицын

В) «Обелиск»

4. В.М. Гаршин

Г) «Ранние журавли»

5. Ч. Айтматов

Д) «Мгновение»

6. В.Г. Короленко

Е) «Два капитана»

7. В.А. Каверин

Ж) «Женский разговор»

7. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя,
поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман
и измену. «Бороться и
искать,
найти и не сдаваться!» — вот кредо Ивана Татаринова и Александра Григорьева,
никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

8. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Безымянный герой повести приезжает на порохоны  Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя.
Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе и
его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда
Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Учитель пожертвовал жизнью ради
своих учеников, но нет его имени на памятнике, хотя его постоянно кто-то
дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей,
подвиги которых несправедливо забыли.

9. Идея произведения — это:

а) то,
что хотел сказать автор;

б)
нравственный «урок» произведения;

в)
главная обобщающая мысль произведения.

10. Композиция — это:

а)
последовательность событий и действий;

б)
движение произведения от завязки до развязки;

в)
последовательность частей и элементов произведения.

11. Тема произведения — это:

А)
главная идея;

Б) объект
отражения;

В)
конкретная описанная ситуация.

12. Описание автором собственной жизни
называется …

А)
жизнеописанием;

Б)
автобиографией;

В)
портретом.

13. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Шарик» и ответьте на вопросы. Ответы должны быть
ПОЛНЫМИ.

Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил,
с детства.

Понёс
я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил
беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется
прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из
угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал
ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

Не
надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицына «Шарик»?

В) 
Почему рассказ заканчивается риторическим восклицанием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

14. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Костер и муравьи» и ответьте на вопросы. Ответы
должны быть ПОЛНЫМИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко,
недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи
и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я
зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались –
бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва
преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились,  и – какая-то сила влекла их назад, к
покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее
брёвнышко, метались по нему и погибали там…

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицын «Костер и

муравьи»­?

В) Почему рассказ заканчивается
многоточием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

3 четверть
28 февраля или 1 марта состоится урок по произведению Ю. Казакова «Двое в декабре»
Домашнее задание после урока для 8а и 8б на 7 марта:
Творческие задания.
1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.
2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.
3.Напишите продолжение рассказа.
4.Нарисуйте серию иллюстраций  к рассказу.
5.Попробуйте нарисовать  “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).
6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

3 четверть

Прочитать произведение В. Быкова «Обелиск» и ответить на вопросы (ответы должны быть полными). Работы сдать до 13 марта 2021 года.

1. Какие проблемы поднимает автор в повести «Обелиск»?

2. Где и когда происходят главные события?

3. Каким человеком показан учитель Алесь Мороз?

4. Почему в первые месяцы оккупации он не оставил школы и даже получил разрешение у немцев и продолжал учить детей?

5. Что сделали ученики Мороза? Как оцениваете их поступок? Можно ли его назвать подвигом?

6. Почему учитель решил разделить страшную участь своих учеников?

7. О чем заставляет нас задуматься повесть «Обелиск»? Какие идеалы утверждает автор этой повестью?


Домашнее задание на 18 марта!!!
 Создать презентацию по сборнику А. Солженицына  «Крохотки»
Что надо отразить в презентации?
1. История создания сборника.
2. Темы, на которые пишет автор тот или иной рассказ.
3. Проблемы, которые поднимает автор  в рассказах.
4. Прочитать 5 — 6 рассказов (написать, какие рассказы прочитал: Я познакомился со следующими рассказами из сборника…)
5. Высказать свое мнение по поводу понравившегося рассказа из сборника. 
 В презентации должно быть не менее 10 слайдов. 
Иллюстрации желательно.

Самая новогодняя сказка. Как Самуил Маршак написал «12 месяцев»

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Режиссеры И. Иванов-Вано, М. Ботов. 1956 год

Переносимся в Москву 1942 года, где один из самых известных советских детских писателей думает о том, как скрасить детям новый зимний праздник.

«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.

Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.

Старинная легенда

В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.

В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.

Screenshot 2020 12 25 at 181503

«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».

Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!

Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.

Драматург, поэт, переводчик Самуил Маршак (в центре) среди артистов. Автор И. Гольдберг. Ноябрь 1947 года. Главархив Москвы

Советский Новый год

Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.

Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.

Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.

«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».

Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.

0 58423

Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории Возвращение в Новый год: пять традиций XX века

«12 месяцев» на сцене и экранах

Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.

«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.

Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.

Актриса Московского театра юного зрителя Ю. Юльская в роли дочки в спектакле по сказке С.Я. Маршака «12 месяцев». Фото В. Горшкова. 1947 год. Главархив Москвы

В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».

Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.

Русская литература является одной из лучших в мире. Толстой, Достоевский, Чехов — этих великих писателей знают во многих странах. Их цитируют, изучают, по их произведениям снимают фильмы.
Насколько вы хорошо разбираетесь в русской литературе? 20 вопросов, связанных с романами и повестями русских писателей, включая и современных, помогут вам проверить свои знания, а, может быть, и узнать что-то новое для себя. Давайте начнём?

1 вопрос

Этот роман был запрещён к изданию из-за отношения автора к революционным событиям 1917 года

Этот роман был запрещён к изданию из-за отношения автора к революционным событиям 1917 года

Варианты ответов:

  • «Доктор Живаго»
  • «Хождение по мукам»
  • «Тихий Дон»

2 вопрос

К какому сословию относится семья, быт и традиции которой описываются в произведении Ивана Шмелёва «Лето Господне»?

К какому сословию относится семья, быт и традиции которой описываются в произведении Ивана Шмелёва «Лето Господне»?

Варианты ответов:

  • Купеческое
  • Дворянское
  • Крестьянское

3 вопрос

Какая фамилия была у Степана и Петра, героев романа Фёдора Достоевского «Бесы»?

Какая фамилия была у Степана и Петра, героев романа Фёдора Достоевского «Бесы»?

Варианты ответов:

  • Верховенские
  • Ставрогины
  • Свидригайловы

4 вопрос

Какой писатель и в каком произведении сравнивал Россию с тройкой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься»?

Какой писатель и в каком произведении сравнивал Россию с тройкой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься»?

Варианты ответов:

  • А.П. Чехов «Степь»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»

5 вопрос

Как называется произведение Александра Куприна, в основе которого лежит конфликт подпоручика Ромашова со старшим офицером?

Как называется произведение Александра Куприна, в основе которого лежит конфликт подпоручика Ромашова со старшим офицером?

Варианты ответов:

  • «Молох»
  • «Гранатовый браслет»
  • «Поединок»

6 вопрос

Какая из героинь Пушкина описывается так: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»?

Какая из героинь Пушкина описывается так: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»?

Варианты ответов:

  • Ольга
  • Наталья
  • Татьяна

7 вопрос

В чём схожесть повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» и пьесы Александра Островского «Гроза» ?

В чём схожесть повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» и пьесы Александра Островского «Гроза» ?

Варианты ответов:

  • Героини кончают жизнь самоубийством
  • Героини страдают от безответной любви
  • Обеих героинь зовут Лиза

8 вопрос

Как зовут героя рассказа Михаила Шолохова, сюжет которого основан на реальных событиях и рассказывает о тяжестях военных лет?

Как зовут героя рассказа Михаила Шолохова, сюжет которого основан на реальных событиях и рассказывает о тяжестях военных лет?

Варианты ответов:

  • Дмитрий Петров
  • Андрей Соколов
  • Григорий Иванов

9 вопрос

Какая из этих повестей не входит в цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений Александра Пушкина?

Какая из этих повестей не входит в цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений Александра Пушкина?

Варианты ответов:

  • Дубровский
  • Гробовщик
  • Метель

10 вопрос

Кто является автором романа-антиутопии «Мы», описывающего общество тоталитарного контроля над личностью?

Кто является автором романа-антиутопии «Мы», описывающего общество тоталитарного контроля над личностью?

Варианты ответов:

  • Евгений Замятин
  • Владимир Набоков
  • Андрей Платонов

11 вопрос

 В каком литературном жанре написано произведение Николая Лескова «Левша»?

В каком литературном жанре написано произведение Николая Лескова «Левша»?

Варианты ответов:

  • Сказ
  • Сказка
  • Рассказ

12 вопрос

Откуда эта цитата: «Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел»?

Откуда эта цитата: «Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел»?

Варианты ответов:

  • «Война и мир»
  • «Игрок»
  • «Обрыв»

13 вопрос

 Какая настоящая фамилия у Евгения Петрова, одного из авторов «Двенадцати стульев», «Золотого телёнка»?

Какая настоящая фамилия у Евгения Петрова, одного из авторов «Двенадцати стульев», «Золотого телёнка»?

Варианты ответов:

  • Конкин
  • Буланов
  • Катаев

14 вопрос

 Какой русский писатель был настоящим мастером фотоискусства и даже сам проиллюстрировал свою книгу «В краю непуганых птиц»?

Какой русский писатель был настоящим мастером фотоискусства и даже сам проиллюстрировал свою книгу «В краю непуганых птиц»?

Варианты ответов:

  • Константин Паустовский
  • Михаил Пришвин
  • Сергей Георгиев

15 вопрос

Как называется последняя часть романа «Герой нашего времени», не совпадающая по хронологическому порядку?

Как называется последняя часть романа «Герой нашего времени», не совпадающая по хронологическому порядку?

Варианты ответов:

  • Фаталист
  • Княжна Мэри
  • Тамань

16 вопрос

В каких годах Иван Тургенев написал роман «Отцы и дети», ставший сенсацией в это время великих перемен?

В каких годах Иван Тургенев написал роман «Отцы и дети», ставший сенсацией в это время великих перемен?

Варианты ответов:

  • 1863-1865
  • 1855-1856
  • 1860-1861

17 вопрос

 Где прятал деньги Дмитрий Карамазов, полученные им от Катерины Ивановны и впоследствии сыгравшие с ним злую шутку?

Где прятал деньги Дмитрий Карамазов, полученные им от Катерины Ивановны и впоследствии сыгравшие с ним злую шутку?

Варианты ответов:

  • Под камнем
  • В ладанке
  • В газете

18 вопрос

 Какая знаменитая комедия Леонида Гайдая снята по произведению Михаила Зощенко?

Какая знаменитая комедия Леонида Гайдая снята по произведению Михаила Зощенко?

Варианты ответов:

  • «Не может быть!»
  • «Деловые люди»
  • «Операция «Ы»

19 вопрос

В основе какого рассказа Антона Чехова лежит история бедной девушки, выданной замуж за состоятельного чиновника?

В основе какого рассказа Антона Чехова лежит история бедной девушки, выданной замуж за состоятельного чиновника?

Варианты ответов:

  • «Анна на шее»
  • «Душечка»
  • «Попрыгунья»

20 вопрос

Какой русский современный писатель является автором таких произведений как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» «Generation «П»?

Какой русский современный писатель является автором таких произведений как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» «Generation «П»?

Варианты ответов:

  • Виктор Пелевин
  • Захар Прилепин
  • Эдуард Лимонов

  • Пьеса сказка два окошка краткое содержание
  • Пьеса сказка красная шапочка слушать
  • Пьеса сказка снегурочка островский
  • Пьеса сказка два окошка петрушевская читать
  • Пьеса чайковского нянина сказка о чем