Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная
песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая
цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных
песен.
Задачи:
— познакомить учащихся
с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать
в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— вызывать
эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать
собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности
(исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать
нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.
Оборудование:
—
компьютер, проектор, экран
—
презентация к уроку;
—
музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).
Примерный
ход урока:
1.
Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие.
2.
Актуализация знаний.
—
Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
—
Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
—
Кто композитор этого марша?
—
О чем мы говорили на прошлом уроке?
—
Какие бывают марши? Где звучат марши?
—
Приведите пример веселого марша и грустного марша.
—
Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий
шаг, четкий ритм)
Вступительная
беседа (введение в тему урока):
—
Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
—
Кто пел колыбельную?
—
О чем обычно поется в колыбельных?
3.
Основная часть:
— Правильно,
сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух
выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил
слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и
Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта
сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую
рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и
С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях
«Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить
сказку к своему рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка»
звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать
колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это
движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать
характер колыбельной песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы
выбрали именно эти инструменты?
— Попробуйте
передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение
+ игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а
в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев
засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,
прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково
поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу
П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в
ней?
«Мама»
П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые
мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную.
Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы
думаете?
— Какую колыбельную
песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять
эту песню?
«Колыбельная
Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление
изученного:
— А теперь
проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя
итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения
русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова
поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал
колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что
вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными
учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам
хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация
песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите
своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте
о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До
новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
Детская классическая музыка
Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности – в этом убеждены многие педиатры и педагоги.
Некоторые композиторы-классики писали специально для детей, учитывая детское восприятие и круг интересов детей определённого возраста. Другие же произведения написаны для маленьких исполнителей, они соответствуют не только детскому восприятию самого содержания музыкального произведения, но и техническим возможностям ребёнка.
В нашей статье мы расскажем о некоторых композиторах и их произведениях, написанных специально для детей.
П.И.Чайковский «Детский альбом»
Сборник включает 24 пьесы для исполнения маленьким пианистом. Он посвящен племяннику композитора В.Л. Давыдову. Это первое обращение композитора к детской теме. Позже П.И. Чайковский напишет для детей цикл «Детские песни» и балет «Щелкунчик».
Все названия пьес говорят о том, что перед нами произведения для детей:
1.«Утренняя молитва»
2. «Зимнее утро»
3. «Мама»
4. «Игра в лошадки»
5. «Марш деревянных солдатиков»
6. «Болезнь куклы»
7. «Похороны куклы»
8. «Вальс»
9. «Новая кукла»
10. «Мазурка»
11. «Русская песня»
12. «Мужик на гармонике играет»
13. «Камаринская»
14. «Полька»
15. «Итальянская песенка»
16. «Старинная французская песенка»
17. «Немецкая песенка»
18. «Неаполитанская песенка»
19. «Нянина сказка»
20. «Баба Яга»
21. «Сладкая греза»
22. «Песня жаворонка»
23. «Шарманщик поет»
24. «В церкви»
История создания альбома
П.И. Чайковский очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры А.И. Давыдовой, когда гостил у них в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным ребёнком. В одном из писем Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».
Сам композитор заботился при издании альбома и о формате сборника, и о картинках, которые должны были сопровождать ноты.
Некоторые пьесы цикла создавались на фольклорном материале. Например, в «Неаполитанской песенке» и в «Итальянской песенке» Чайковский использовал народные итальянские мелодии. Кстати, тема «Неаполитанской песенки» звучит и в третьем действии балета «Лебединое озеро». В пьесе «Шарманщик поёт» также звучит народный (венецианский) мотив. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьеса «Камаринская» построена на мелодии известной русской плясовой.
В «Старинной французской песенке» звучит подлинная французская мелодия (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева»). Тирольский мотив использован в «Немецкой песенке». В пьесе «Мужик на гармонике играет» слышны интонации русских однорядовых гармоник.
Сюжетные линии цикла «Детский альбом»
Они явно просматриваются и как бы составляют целый день ребёнка с момента его пробуждения до сна.
Утро. Пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».
День. Игры и детские занятия. Пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».
Трилогия, посвящённая кукле. Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
Увлекательные музыкальные путешествия по Италии, Франции, Германии. Пьесы «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». Но не забываем и родные напевы («Русская песня», «Камаринская»).
День ребёнка завершается. Пьесы «Нянина сказка», в которой невозможно без «Бабы Яги». И затем пьеса «Сладкая греза».
В альбоме есть и пейзажные зарисовки (пьеса «Песнь жаворонка»), и бытовые («Шарманщик поёт»), а также танцы «Вальс», «Полька», «Мазурка». Цикл завершается пьесой «В церкви», как бы перекликаясь с «Утренней молитвой».
Хотя музыкальный цикл «Детский альбом» адресован детям, его исполнителями нередко становились и взрослые: Я. Флиер, М. Плетнёв и др.
П.И.Чайковский «Детские песни»
История создания
Успех «Детского альбома» вдохновил П.И. Чайковского на создание другого альбома для детей. Этому также способствовал сборник стихов поэта А. Плещеева «Подснежник», который он подарил Чайковскому с надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи Плещеева. В этой книге было много стихов о детской жизни или посвященных детям, назидательным сюжетам. Эти стихи и побудили композитора к созданию песен. Стихотворения Плещеева дополнены текстами И. Сурикова и С. Аксакова. В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми.
Содержание сборника
В его основе — отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Выделяются мотивы Весны, Птиц и Сада (песня «Мой садик»), но как свойственный взрослому человеку взгляд на детство, несущее надежду. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. В «Легенде» мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа. Песню «Легенда» («Был у Христа младенца сад») Чайковский и Танеев переложили позже и для хора.
Иногда П.И. Чайковский сам переделывал некоторые стихи сборника или дописывал их. Песня «Кукушка» — перевод басни Х. Геллерта. Забавный диалог кукушки и скворца у Чайковского превращается в весёлую и поучительную песню-сценку. Песня «Цветок» — вольный перевод из сборника французского детского писателя Л. Ратисбонна перекликается по содержанию с известной сказкой Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Р.Шуман «Детские сцены»
Сборник впервые был издан в 1839 г. О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться тебе ребенком», — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал «Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки», «Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».
Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть в сущность авторского замысла.
Музыкальные миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. «Детские сцены» — это не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Содержание цикла Р.Шумана «Детские сцены»
1. «О чужих странах и людях»
2. «Любопытная история»
3. «Игра в пятнашки»
4. «Просящее дитя»
5. «Полное счастье»
6. «Важное событие»
7. «Грёзы»
8. «У камина»
9. «Игра в лошадки»
10. «Не слишком серьезно»
11. «Страшилка»
12. «Засыпающий ребёнок»
13. «Говорит поэт»
С.Прокофьев. Симфоническая сказка для детей «Петя и Волк»
Произведение написано в 1936 г. для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац. Сказка исполняется чтецом, текст для которого написал сам композитор, и оркестром.
Сюжет произведения незамысловат, но суть в том, что каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом, таким образом, дети знакомятся с музыкальными инструментами, входящими в состав симфонического оркестра.
Сюжет сказки
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. Знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку заходит Утка и идёт к пруду. По пути она начинает спорить с Птичкой о том, кому из них считаться настоящей птицей. За ними наблюдает Кошка, она уже готова поймать одну из них, но Петя предупреждает их. Птичка взлетает на дерево, а Утка ныряет в пруд, и Кошка остаётся ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он предупреждает Петю о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и уводит внука. Вскоре появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.
Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка и накидывает ему на хвост петлю. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― Дедушка с Кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Петя ― струнные инструменты (преимущественно скрипки).
Птичка ― флейта в высоком регистре.
Утка ― гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре.
Кошка ― кларнет.
Дедушка ― фагот, имитирующий ворчание.
Волк ― три валторны.
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).
Э.Григ «Пер Гюнт»
Норвежский композитор Эдвард Григ не создал специальных детских циклов, но его музыка настолько проста и доступна детям, что её понимают даже малыши 5-6 лет.
Особенно близко к сердцу принимают они пьесы из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» — «Песню Сольвейг», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» и др.
П.И. Чайковский писал: «В музыке Грига, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».
Для детей писали и другие композиторы: фортепианный цикл К. Дебюсси «Детский уголок»; М. Равель «Матушка гусыня», пьесы для фортепиано по сказкам Перро; сборник Б. Бартока «Первые шаги за фортепиано», а также многие русские авторы, от А. Гречанинова, С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е. Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. Известны детские циклы С. Гаврилова «Герои сказок», «Ребятам о зверятах», «Для самых маленьких», Д. Шостаковича «Альбом фортепианных пьес для детей».
? Технологические карты уроков по музыке в предшкольном классе
Описание разработки
Тема № 1-2: «Осенняя музыка».
Цель:
▪ формирование умения высказываться об эмоционально-образном содержании ;
▪ формирование умения передавать в пении динамические изменения;
3) воспитывать эмоциональную отзывчивость на различный характер музыки.
Этапы урока.
1. Мотивационно- побудительный этап.
Вводная ходьба. «Марш» Е. Брусиловского.
— Сейчас мы с вами поздороваемся муз. приветствием: пропоем слово «Здравствуйте».
2. Организационно-поисковый этап.
— О каком времени поется в песнях.
— Какое настроение у первой песни?
— Как звучит вторая песня?
Беседа об урожае, его сборе осенью.
Упражнение для голоса и слуха.
— Научиться правильно дышать поможет упражнение «Две собачки». Надо показать, как дышит большая собачка (медленное дыхание) и как дышит маленькая собачка (быстрое дыхание).
Пение. «К нам гости пришли» А. Александрова.
— Вы любите, когда к вам приходят гости?
— Какое угощение приготовили для гостей?
— Какая по характеру песня?
Разучить два куплета песни, петь весело, задорно.
«Волшебный ключ» З. Роот (знакомство с новой песней).
— Какое настроение передает музыка?
Послушайте песню и скажите, куда идет мелодия — вверх или вниз?
Ритм у музыки сменился-
Стал веселый, заводной.
В быстром танце закружиться
Приглашает нас с тобой.
3. Рефлексивно — корригирующий этап.
Хороводная игра. «Юрта» Ю. Тугаринова.
Мы не будем здесь скучать,
Кто быстрей построит юрту
Интересно нам узнать!
Тема № #: «Магазин игрушек».
▪ ознакомление с творчеством Д. Кабалевского;
▪ формирование умения различать смену характера музыки и формы муз. произведения;
3) воспитывать эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.
Вводная ходьба. «Экосез» Ф. Шуберта.
— Сейчас мы с вами поздороваемся муз. приветствием: пропоем слово «Здравствуйте»
Весь материал — в документе.
-82%
В детской игры и игрушки
Речь идет в конспекте урока о музыке Чайковского и Мусоргского.
Содержимое разработки
Технологическая карта урока музыки
Класс, дидактическая система
3 «Г», В. В. Алеев, Т. Н. Кичак
Федорова Екатерина Алексеевна
«В детской.» Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Знакомство детей с пьесами вокального цикла «Детская» М. П. Мусоргского и с пьесами «Детского альбома» П. И. Чайковского, раскрыть их сходство и различие.
▪ Создать условия для формирования знаний учащихся о музыкальных жанрах в их сравнении.
2. Развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
▪ Воспитывать музыкальную культуру умение слушания.
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Доброта, ребята, это самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать друг другу свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, давайте начнем урок.
Приветствуют учителя, садятся.
2. Актуализация знаний.
— А прежде чем мы перейдем к новой теме урока нам необходимо повторить то, что вы изучили.
3. Постановка учебной задачи.
— Ребята, детские образы создавали не только Петр Ильич Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В творчестве Мусоргского существует вокальный цикл «Детская». В этот сборник композитор включил 7 песен, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах.
Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
— Обратите внимание, в учебнике на странице 30 как выглядит обложка издания вокального цикла «Детская», которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.
— Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке?
— Кого мы видим на ней?
— Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
— Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.
— Открывается цикл песней, которая называется «С няней». Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок.
— Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?
— Сколько действующих лиц в песне и кто они?
— Кто главный рассказчик?
-А образы скольких сказок раскрываются в песне?
— О ком идет речь в первой сказке?
— О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?
— Интонации какого характера преобладают в начале песни?
— Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
Слушают песню «с няней»
— Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.
— Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.
— О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.
Веселая и смешная.
спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.
Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания.
Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу «Нянина сказка» из «Детского альбома» и сравним ее с песней «С няней» М. Мусоргского.
Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: «Нянина сказка»).
— Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?
— О ком рассказывает няня малышу?
— Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?
— Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского — инструментальное произведение.
Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского — обращение ребенка к няне.
Слушают «Нянина сказка» и сравнивают ее с песней «С няней»
Беспокойство, волнение, тревогу.
О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.
В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
Слайд 1
«Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский Выполнила: музыкальный руководитель Белоущенко М.В.
Слайд 2
Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье . В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
Слайд 3
. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить вокруг него. Музыка, которая звучала внутри мальчика, всё больше и больше захватывали Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.
Слайд 4
Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории . Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 от холеры.
Слайд 5
Сочинение «Детского альбома» — это первое обращение композитора к детской теме. Альбом посвящён любимому племяннику композитора Володе Давыдову – глухонемому мальчику .
Слайд 6
«Утренняя молитва» Пьеса — образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название – «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия создана из живых, как бы говорящих интонаций. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. В музыке чувствуются оттенки душевных волнений, тончайшие нюансы смены настроений.
Слайд 7
«Зимнее утро» «Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». П.Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминающееся . Пьеса — образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением.
Слайд 8
«Игра в лошадки»
Слайд 9
«Мама» Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы для ребёнка было настоящим праздником. Пьеса звучит очень нежно и трогательно.
Слайд 10
«Нянина сказка» День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены путешествия в разные страны, наступает вечер. Дети отправляются в спальню и уже в своих кроватях слушают нянину сказку.
Слайд 11
«Сладкая грёза» Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души .
Слайд 12
«Марш деревянных солдатиков» Красивые солдатики, совсем, как настоящие! Хочется маршировать вместе с ними!
Слайд 13
«Болезнь куклы» «Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.
Слайд 14
«Похороны куклы» На похороны куклы пришли все игрушки! Они все очень любили куклу! Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом, а всю могилу украсили цветами.
Слайд 15
«Новая кукла» Эта пьеса — яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение — радость. Пьеса написана в трёхчастной форме .
Слайд 16
«Мазурка» Мазурка по происхождению польский танец. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» написана в традиционной для этого танца трёхчастной форме.
Слайд 17
«Русская песня» В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса – яркий пример типично русских образов, свидетельствующих о необычайной любви композитора к России и всему русскому. «Русская песня» написана на основе подлинной народной песни.
Слайд 18
«Мужик на гармонике играет» Эта пьеса — вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники
Слайд 19
«Камаринская» Камаринская — название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни. Народный характер музыки подчёркнут тем, что в начале – на всём протяжении темы звучит гудящий басовый звук, он напоминает звучание волынки. Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры скрипки и переборы гармоники.
Слайд 20
«Полька» Полька — одна из наиболее популярных пьес «Детского альбома». Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.
2.Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего задания.
-Ребята,
посмотрите на экран и скажите мне, кто изображен на этом портрете?
Скажите, ребята, а откуда у поэта такое увлечение
сказками, как вы думаете? И почему его сказки привлекательны для людей?
-А какие сказки написал А.С. Пушкин?
-Подскажите, а как обычно начинается сказка?
-В
какое время суток обычно рассказывают сказки?
—
Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока? О чем мы сегодня
будем говорить?
А.С.
Пушкин
Ему сказки няня сказывала… А он
потом их записывал, наверное, поэтому и его сказки так необычны! А ещё они очень
легко читаются!
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане»
В
тридевятом царстве
в
тридесятом государстве.
Вечером.
О
сказках.
По
желанию выходят к доске, показывают рисунки и читают придуманные четверостишья.
Коммуникативные:
Формирование
умения грамотно строить речевые высказывания.
3.Изучение нового материала.
Слушание пьесы «Нянина сказка»
П. Чайковского
Звучат фанфары из оперы «Сказка о царе Салтане»
Слушание оперы «Океан-море
синее»
-А сейчас мы услышим, как начинается сказка в музыке.
-Давайте вспомним закон музыки.
Будем учиться слушать музыку.
Ваша задача – прослушать музыку и сказать, какую сказку
вы представили.
-Какую сказку можно сочинить под эту музыку?
-А почему такая? Какая была музыка?
Мелодия
Настроение
Тембр (муз. инструмент)
Темп
Характер
-Повторное прослушивание с тв. заданием: синквейн
(подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 4 связных слова, одно обобщающее
слово)
-А.С. Пушкин по праву считается лучшим русским
сказочником. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на сюжеты
сказок Пушкина.
Среди них Н.А. Римский – Корсаков, русский
композитор, которого в дальнейшем назвали музыкальный сказочник. Будучи
морским офицером, его привлекала тема моря. Сказка Пушкина заинтересовала
композитора и он решил написать Оперу «Сказка о царе Салтане».
-Что такое опера?
Опера имеет много действий и действующих лиц
Вот мы отправляемся в следующую сказку, но не простую, а
музыкальную.
-Давайте вспомним «Сказку о царе Салтане». О чем она? Кто
главные герои?
И коль мы с вами путешествуем по миру поэзии А. С.
Пушкина, музыка,
которая всегда сопровождала творчество поэта, вновь поможет нам.
—Скажите, ребята, а какая звучала музыка,
которая привела нас в сегодняшнюю сказку?
Вы правы – это звучали фанфары, а они всегда призывали «Внимание!
Внимание! Внимание!..
-Ребята, а без чего не обходиться ни одна сказка?
А из какой сказки это чудо: « В синем небе звёзды блещут…»
-Ребята, вспомните, на чем путешественники добирались до
острова?
-А куда отправили царицу с сыном?
Сказочник- иллюстратор Иван Яковлевич Билибин нарисовал
иллюстрацию, которая называется «Бочка по морю плывёт».
-«Море – связующее звено в сказке». Н.А. Римский-Корсаков
описал это море.
— Второе действие оперы начинает «Океан-море синее».
-Послушайте внимательно и постарайтесь рассказать, какое
вы представите себе море.
ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
-Какое было море? Какую картину вы себе представили?
Мелодия
Тембр (муз. инструмент)
Темп
Характер
Созвучна она с музыкой и сказкой Пушкина?
-Повторное слушание с тв.заданием («Море»)
Три карточки с изображением линий. Они
условно передают различное состояние моря. На первой – линия, изогнутая на
серо–голубом фоне – «море взволнованное», на второй – линия сильно изогнутая,
фиолетовый фон – «море бушующее», на третьей – линия слабо волнистая, голубой
фон – «море успокаивающееся, буря затихает».
Итак, музыка передаёт и блеск звёзд на небе, и плывущую
по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным
образом «не по дням , а по часам» растёт князь Гвидон.
Всё это Римский – Корсаков изобразил с помощью
инструментов симфонического оркестра.
Музыка
звучит в тишине.
Зайка
убегает от волка. Прячется в кустах. Идёт медведь. Спугнул волка. Зайчик
счастливый продолжает свой путь. Добрался до дома.
Слушают
музыку.
Скачкообразная,
плавная, волнообразная, поступенная
Грациозно,
шутливо, свирепо, выразительно, энергично.
Фортепиано
Быстрый
Песенный,
танцевальный, маршевый
Выразительная,
шутливая – бежать, сочинять, догонять – Чайковский является великим
композитором – музыка.
Опера
– это жанр музыкально-драматического искусства, в
котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным
образом посредством вокальной музыки
Фанфары
Без
чудес!
Это
из «Сказки
о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне Салтановиче».
На
корабле по морю
В море
Плавная,
грациозно, величаво, свирепо, выразительно, бурно.
Оркестр
Медленный
Песенный,
танцевальный, маршевый
Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.
Познавательные:
Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.
Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.
Познавательные:
Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.
Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
Познавательные:
Извлечение
необходимой информации из прослушанного произведения; учатся давать оценку
результатам деятельности.
Коммуникативные: формирование
умения слушать и вступать в диалог со сверстниками, преподавателем в процессе
всех видов работы на уроке; формирование умения грамотно строить речевые
высказывания.
Регулятивные: развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.