Пьеса чайковского из детского альбома нянина сказка

Фортепианные сочинения в творческом наследии п.и. чайковского содержание: i. введение. музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений чайковского. лирические пьесы.

Фортепианные сочинения в творческом наследии П.И. Чайковского

Содержание:

  1. I. Введение.
  2. Музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений Чайковского.
  3. Лирические пьесы.
  4. Пьесы в русском народном духе.
  5. Фортепианные циклы.
  6. Крупные произведения концертного жанра.
  7. Обзор фортепианных сочинений.

III. Заключение.

  1. IV. Список использованной литературы.
  1. I. Введение

Имя П.И. Чайковского – одно из самых славных имен в истории русской и мировой культуры. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу. Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

Фортепианные сочинения П.И. Чайковского – значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия композитора: в целом создано 117 фортепианных произведений самых различных жанров. Наряду с монументальными концертами и «Большой сонатой», перу композитора принадлежит несколько фортепианных циклов, а также множество фортепианных миниатюр (вальсы, ноктюрны, экспромты, характерные пьесы и др.).

Чайковский не был концертирующим пианистом. Публичные выступления всегда стоили ему огромного нервного напряжения. Между тем он блестяще владел фортепиано, что неоднократно отмечали многие современники, в том числе известный музыкальный критик Г. Ларош, писавший, что он мог исполнять пьесы «первоклассной трудности». Знание технических возможностей инструмента, широкая эрудиция в области фортепианной литературы позволили композитору создать свой собственный своеобразный фортепианный стиль, который сложился под влиянием выдающихся образцов фортепианной музыки XIX века – произведений Рубинштейна, Глинки, Листа, Шопена и, в особенности, Шумана, чью музыку Чайковский всегда высоко ценил.  Критически осмысливая опыт этих художников, он брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям.

  1. Музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений Чайковского.

Судьба фортепианных произведений сложилась по-разному. В то время как некоторые – Первый концерт, «Детский альбом», «Времена года» – приобрели широкую популярность, другие известны публике значительно меньше. К их числу относится четырехчастная Соната до диез минор, сочиненная в 1865 году, изданная в 1900 году, уже после смерти автора. Это одно из самых ранних произведений композитора. В нем нашли отражение оптимизм молодости, чувство любования окружающим миром, светлое, романтическое восприятие жизни.

  1. Лирические пьесы

Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Чтобы понять место и значение музыки Чайковского, важно вспомнить, что эпоха, в которой жил и творил композитор, была ознаменована расцветом домашнего музицирования. Многие пьесы, таким образом, были адресованы тысячам любителей музыки и нашли в их среде душевный отклик. Это фортепианные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: романс, ноктюрн, экспромт, юмореска.  Для композитора характерен интерес к яркой образности и психологизму программных названий. В этом плане его мироощущение можно считать созвучным шумановскому, но оригинально преломленным в национально-русском варианте. Фортепианные миниатюры Чайковского разнообразны по характеру поэтических образов и жанрам. Значительное место среди них занимают лирические пьесы. Эмоциональный диапазон их достаточно широк, но нигде не выходят за рамки «камерности». Многие из них проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен, бытового «чувствительного» романса. Выразителем лирического начала в музыке Чайковского является, прежде всего, мелодия. При воспроизведении ее исполнитель обычно сталкивается с необходимостью сочетать певучесть и широту дыхания с выявлением богатства «речевых» интонаций. Обилие акцентов, черточек, штрихов оркестрового типа, других указаний автора относительно исполнения его лирических мелодий представляет далеко не легкую задачу.  В миниатюрах широко представлены пьесы танцевальной формы – мазурки, польки, вальсы.

Серия разнообразных по характеру вальсов занимает особое место среди его лирических миниатюр: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений. В ритме вальса выдержаны  некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения.  Вальсовостью пронизаны многие миниатюры из «Детского альбома», «Прерванные грезы», соч. 40; «Подснежник» из «Времен года» и другие произведения. Частое применение вальсового ритма было не случайным явлением.  Этот ритм, вошедший в 19 веке в бытовую музыку русского города, был одним из выражений демократических принципов художника, стремившегося стать близким и понятным широкому кругу людей.

2.Пьесы в русском народном духе

Особую группу фортепианных произведений составляют пьесы, написанные в русском народном духе. Чаще всего это жанровые народные сцены, где в остроумных «зарисовках» предстают музыкальные подробности народного быта. До Чайковского ни один композитор не воплощал в своих фортепианных произведениях русскую жизнь так многогранно. Помимо мелодического, ладогармонического, полифонического и ритмического своеобразия, они отличаются мастерской имитацией русских народных инструментов – тягучих «разводов гармоники» (за счет чередования доминантсептаккордов в тесном расположении), поэтических свирельных наигрышей (введение трелей), перезвоном бубенцов (форшлаги), гусельных переборов (арпеджированных пассажей), «бряцаний» балалайки. Пьесы этого жанра представлены чрезвычайно разнообразно, начиная с первого печатного опуса, открывающегося «Русским скерцо» и до последнего фортепианного цикла соч. 72, завершенного «Приглашением к трепаку».

3.Фортепианные циклы

Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по 6, 12 (ор.40), 18 (ор.72) Чайковский не стремился к их внутреннему единству, а группировал в одной серии весьма разнообразные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, – «Времена года», «Детский альбом». Иной принцип служит объединяющим началом в цикле «6 пьес на одну тему», ор.21. На основе простой, но выразительной песенной темы Чайковский создает ряд разнообразных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш, мазурку, скерцо

4.Крупные произведения концертного жанра

В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекая их в более пышную блестящую пианистическую форму. Это «Русское скерцо», ор.1, «Думка», ор.59, «18 пьес», ор.72, Большая соната Соль мажор, ор.37, фортепианное трио «Памяти великого художника».

5.Обзор фортепианных сочинений

Созданию фортепианных произведений Чайковский уделял внимание на протяжении всей жизни. Характерные черты его фортепианной музыки уже отчетливо определились в 60-х годах, т.е. в ранний период его творческой деятельности. Рассмотрим некоторые произведения этого периода:

«Русское скерцо» си бемоль мажор, соч. 1 № 1(1867г.) – построено на теме эпического склада, которая в процессе варьирования приобретает то шутливый, то спокойный и мягкий характер.

«Экспромт» ми бемоль минор, соч. 1 № 2 (1867г.) – более драматичен. Аккордовая энергичная первая тема в крайних эпизодах контрастирует с лирической второй в среднем эпизоде.

«Вальс-каприс» ре мажор, соч.4 (1868г.) – начинается легко, изящно, «воздушно», но в среднем эпизоде тема приобретает задумчивый характер. Реприза первой темы изложена виртуозно – в октавах и окружена блестящими пассажами.

«Романс» фа минор, соч.5 (1868г.) – образец лирической кантилены, посвящен итальянской певице Дезире Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Россини «Отелло».

Сборник «50 русских народных песен» в обработке для фортепиано в 4 руки был создан в 1868 (первая тетрадь) – 1869 (вторая тетрадь) годах. Он явился важнейшей вехой в освоении композитором сокровищницы народного песенного творчества. Сборник состоит из двух тетрадей, каждая из которых содержит по 25 песен. В первую тетрадь вошли 23 песни, заимствованные из сборника Вильбоа «100 русских песен», изданного в 1860 году, песня «Коса ль моя, косынька», записанная Чайковским под Москвой в 1867 году, и песня «На море утушка», сообщенная А.Н. Островским. 24 песни второй тетради взяты из сборника Балакирева «40 русских народных песен», изданного в 1866 году. Одна песня – «Сидел Ваня на диване» – записана самим Чайковским в1869 году в Киевской губернии от плотника. Уроженца Калужской губернии.

Приступая к работе над сборником, Чайковский стремился воссоздать первозданную красоту песни, раскрыть и подчеркнуть своеобразие и неповторимость народного напева. Песни, взятые из сборника Вильбоа, нуждались в существенных и глубоких коррективах. А вот запись, мастерская гармонизация, отличающая песни балакиревского сборника, в основном были сохранены Чайковским. Он отказался от наиболее распространенной формы обработки песен – для голоса и фортепиано. Сборник составлен в виде двух сюит для фортепиано в 4 руки. Подобная форма музицирования была очень распространена в начале и середине XIX века. Создав серию запоминающихся жанровых зарисовок – лирических и протяжных, шуточных и хороводных, он внес существенный вклад в дело широкой пропаганды народной песни.

Своеобразна фактура обработок. Опираясь на принципы народного многоголосия, автор широко использовал контрастную и имитационную полифонию, выразительные подголоски, каноническое изложение, придав пьесам особую полнозвучность, «оркестральность».

Сборник «50 русских народных песен» подытожил работу над музыкальным фольклором и помог ему выработать приемы обработки, особенности ладо-гармонического мышления, элементы фактуры, которые позже нашли развитие в сочинениях крупного масштаба. Ряд песен получил «вторую» жизнь в последующих оперных и симфонических произведениях Чайковского.

«Вальс-скерцо» ля мажор, соч. 7, 1870г. – сочинен Чайковским по заказу журнала «Артист». Этот театральный, музыкальный и художественный журнал начал издаваться в Москве в сентябре 1889 года. Стремясь привлечь к участию в издании известных деятелей культуры, редакция журнала обратилась к Чайковскому, как к одному из наиболее популярных в то время композиторов, с просьбой написать для первого номера небольшую фортепианную пьесу. Чайковский выполнил просьбу редакции.

Конечно, в этих сочинениях, как и в пьесах начала 70-х годов, еще не полностью раскрыт творческий диапазон Чайковского, не представлены все стороны его фортепианного стиля, но все же в лучших произведениях этого периода композитор выявил свое отношение к инструменту и свой подход к использованию художественных средств фортепиано.

70-е годы – наиболее плодотворный период фортепианного творчества. Рассмотрим некоторые опусы этого десятилетия:

  1. «Три пьесы», соч. 9, 1870 год.

«Грезы» (Ре мажор) – задумчивая миниатюра. «Салонная полька» ( Си бемоль мажор) – построена на бойкой, чуть юмористической теме.  «Салонная мазурка» (ре минор) – не столько танец, сколько лирическая пьеса, претворяющая элементы танцевального жанра.

  1. «6 пьес», ор.19

«Вечерние грезы», открывающие сборник, – миниатюра лирического склада. «Юмористическое скерцо» – одно из первых в творчестве Чайковского произведений подобного жанра. Это очень живая и задорная пьеса, полная веселой выдумки. «Листок из альбома» – миниатюра, отличающаяся уравновешенностью настроения и прозрачностью фактуры. «Ноктюрн» до диез минор – одна из жемчужин инструментальной лирики композитора. «Каприччиозо» – основано на контрасте двух тем. Особенность фактуры свидетельствует о влиянии принципов оркестровой инструментовки.

«Тема с вариациями» Фа мажор – крупное произведение концертного плана. Тонко и разносторонне использованы возможности фортепиано. Ряд вариаций – чисто песенного склада, в других преобладает танцевальное или жанрово-характерное начало.

  1. «6 пьес на одну тему», соч. 21 – цикл, посвященный А.Г.Рубинштейну. Он был задуман как сюита из разнохарактерных пьес, объединенных единой темой. Впервые издан в 1873 году.
  2. Первый концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23 (1874-1875). Посвяшен Г. Фон Бюлову. Это первый гениальный образец русского национального концерта и одно из самых значительных сочинений мировой концертной литературы. Это новаторское сочинение. Ярчайшее воплощение русской и украинской народно-песенной и танцевальной сфер, своеобразная драматургия, рожденная идеями 60-х годов о единении человека с народом, оригинальное решение проблемы симфонизации концерта: введение скерцо в виде среднего раздела медленной части. Все это было новым и важным с точки зрения развития концертного жанра.
  3. «Времена года». 12 характеристических картин, соч.37 – написаны по заказу Н.М.Бернарда для его музыкального журнала «Нувеллист», где они были опубликованы с января по декабрь 1876 года. Пьесы этого цикла запечатлели богатый мир эмоционального состояния человеческой души. Интересна художественная задача: воплощение колористических богатств в музыке. Композитор мастерски воспроизводит тембры различных инструментов – от скрипок до гармоники и балалаек. Вместе с тем различные темброво-тональные решения помогают композитору передать «цветовую гамму» отдельных месяцев: марта, апреля, мая.
  4. «12 пьес средней трудности», соч.38 – сочинение в смысловом отношении многослойное. Несложные на первый взгляд миниатюры несут огромный заряд внутреннего драматизма.
  5. «Детский альбом», соч.39 (1878). Посвящен Володе Давыдову.

Это первый в России классический сборник музыки для детей. Обращаясь к миру ребенка, композитор не отходит от основных творческих принципов, не снижает к себе высокой художественной требовательности, не идет по пути облегчения содержания произведений. Любя детей и зная их психологию, вкусы и запросы, он не ограничивается традиционными образами кукол и других игрушек. Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремится в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем ее многообразии. Мы находим в сборнике многие черты, характерные для миниатюр Чайковского, написанных для взрослых. Тут и жанровые сцены в народном духе («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), и «фортепианные романсы» («Сладкая греза», «Шарманщик поет»), бытовые танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»), лирические пейзажи («Зимнее утро», «Песня жаворонка»). В русском народном духе написаны «Нянина сказка» и «Баба яга». Особое место в цикле занимает кукольная трилогия. В «Детском альбоме» Чайковский проявил прекрасное знание фактурных приемов, доступных детскому исполнению. В технических приемах этих пьес мы узнаем характерный «почерк» композитора. Предлагая образцы разнообразных кантиленных  пьес композитор создает превосходную школу «пения на фортепиано». Полифоническая насышенность ткани многих пьес создает предпосылки для успешного развития полифонического мышления ребенка. «Альбом» представляет исключительную ценность и с точки зрения ознакомления с различными жанрами музыкальной литературы, а в связи с этим и воспитание чувства метроритма.

Большая соната Соль мажор, соч. 37 (1878) – первая  классическая русская фортепианная соната, она положила начало плодотворному развитию в отечественной музыке этого жанра, к которому вслед за Чайковским обращались Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Мясковский, Прокофьев и другие крупнейшие композиторы.

В следующее десятилетие фортепианные сочинения были представлены в более скромных масштабах.

«Думка». Русская сельская сценка, соч.59. Посвящена А.Д.Мармонтелю. Это единственное фортепианное сочинение, написанное Чайковским в 1886 году. Задумав пьесу как «Сцены из русской сельской жизни», автор создал романтическое произведение, проникнутое поэзией русского народного творчества. Однако это не просто зарисовка народных сцен; композитор творчески обобщил образы, навеянные самой жизнью, и воплотил их в яркой концертно-виртуозной художественной форме.

«Шесть пьес», соч.51 (1882, в т.ч. «Ната-вальс» и «Сентиментальный вальс».

Сочинения, венчающие фортепианное творчество Чайковского.

В апреле 1893 года он создает «18 пьес», соч.72;  в сентябре начинает «Третий концерт для фортепиано с оркестром» Ми бемоль мажор, соч.75, а закончив его в октябре, пишет «Анданте и финал», соч.79. Эти произведения для фортепиано с оркестром явились результатом переработки эскизов Симфонии Ми бемоль мажор. Последним фортепианным сочинением композитора был так и не законченный им Экспромт «Лирический момент» Ля бемоль мажор, отредактированный и подготовленный к печати уже после смерти автора С.И.Танеевым.

III. Заключение.

Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже с конца XIX века, а в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.  Его фортепианное творчество сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепианной музыки, определив, таким образом, дальнейшие пути развития отечественной пианистической школы.  Влияние наследия Чайковского сказалось не только через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

  1. IV. Список использованной литературы.

1.Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства», изд. «Музыка», М.,1967.

2.Кунин И. «П.И. Чайковский», изд. «Знание», М., 1965.

3.Николаев А. «Фортепианные произведения П.И. Чайковского» Гос. Муз. изд. М., 1957.

4.Цуккерман В. «Выразительные средства лирики Чайковского», изд. «Музыка», М., 1971

Сальникова

Музыкальных работников

  • Курс 1.6. Психолого-педагогические основы деятельности музыкального руководителей

  • Курс 1.25. Музыкально-воспитательная и профилактическая работа музыкального руководителя с ограниченными возможностями здоровья у детей (ОВЗ)

  • Курс 1.33. Музыкальная психология и психология музыкального образования

Автор публикации

Пьеса чайковского из детского альбома нянина сказка
0

Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 09-03-2021

? Технологические карты уроков по музыке в предшкольном классе

Описание разработки

Тема № 1-2: «Осенняя музыка».

Цель:

▪ формирование умения высказываться об эмоционально-образном содержании ;

▪ формирование умения передавать в пении динамические изменения;
3) воспитывать эмоциональную отзывчивость на различный характер музыки.

Этапы урока.

1. Мотивационно- побудительный этап.

Вводная ходьба. «Марш» Е. Брусиловского.

— Сейчас мы с вами поздороваемся муз. приветствием: пропоем слово «Здравствуйте».

2. Организационно-поисковый этап.

— О каком времени поется в песнях.
— Какое настроение у первой песни?

— Как звучит вторая песня?

Беседа об урожае, его сборе осенью.

Упражнение для голоса и слуха.

— Научиться правильно дышать поможет упражнение «Две собачки». Надо показать, как дышит большая собачка (медленное дыхание) и как дышит маленькая собачка (быстрое дыхание).

Пение. «К нам гости пришли» А. Александрова.

— Вы любите, когда к вам приходят гости?
— Какое угощение приготовили для гостей?

— Какая по характеру песня?

Разучить два куплета песни, петь весело, задорно.
«Волшебный ключ» З. Роот (знакомство с новой песней).

Технологическая Карта по Музыке Магазин Игрушек

— Какое настроение передает музыка?
Послушайте песню и скажите, куда идет мелодия — вверх или вниз?

Ритм у музыки сменился-
Стал веселый, заводной.

В быстром танце закружиться
Приглашает нас с тобой.

3. Рефлексивно — корригирующий этап.

Хороводная игра. «Юрта» Ю. Тугаринова.

Мы не будем здесь скучать,
Кто быстрей построит юрту

Интересно нам узнать!

Тема № #: «Магазин игрушек».

▪ ознакомление с творчеством Д. Кабалевского;

▪ формирование умения различать смену характера музыки и формы муз. произведения;
3) воспитывать эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера.

Вводная ходьба. «Экосез» Ф. Шуберта.

— Сейчас мы с вами поздороваемся муз. приветствием: пропоем слово «Здравствуйте»
Весь материал — в документе.

Технологическая Карта по Музыке Магазин Игрушек -82%

В детской игры и игрушки

Речь идет в конспекте урока о музыке Чайковского и Мусоргского.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока музыки
Класс, дидактическая система

3 «Г», В. В. Алеев, Т. Н. Кичак
Федорова Екатерина Алексеевна

«В детской.» Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Знакомство детей с пьесами вокального цикла «Детская» М. П. Мусоргского и с пьесами «Детского альбома» П. И. Чайковского, раскрыть их сходство и различие.

▪ Создать условия для формирования знаний учащихся о музыкальных жанрах в их сравнении.
2. Развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения.

▪ Воспитывать музыкальную культуру умение слушания.
1. Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Доброта, ребята, это самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать друг другу свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, давайте начнем урок.

Приветствуют учителя, садятся.
2. Актуализация знаний.

— А прежде чем мы перейдем к новой теме урока нам необходимо повторить то, что вы изучили.
3. Постановка учебной задачи.

— Ребята, детские образы создавали не только Петр Ильич Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В творчестве Мусоргского существует вокальный цикл «Детская». В этот сборник композитор включил 7 песен, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах.

Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

— Обратите внимание, в учебнике на странице 30 как выглядит обложка издания вокального цикла «Детская», которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.

— Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке?
— Кого мы видим на ней?

— Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

— Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.

— Открывается цикл песней, которая называется «С няней». Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок.

— Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?

— Сколько действующих лиц в песне и кто они?
— Кто главный рассказчик?

-А образы скольких сказок раскрываются в песне?
— О ком идет речь в первой сказке?

— О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?
— Интонации какого характера преобладают в начале песни?

— Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
Слушают песню «с няней»

— Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.
— Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

— О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.
Веселая и смешная.

спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.
Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания.

Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу «Нянина сказка» из «Детского альбома» и сравним ее с песней «С няней» М. Мусоргского.
Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: «Нянина сказка»).

— Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?
— О ком рассказывает няня малышу?

— Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?

— Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского — инструментальное произведение.

Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского — обращение ребенка к няне.

Слушают «Нянина сказка» и сравнивают ее с песней «С няней»
Беспокойство, волнение, тревогу.

О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.
В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Галкина Марина Вениаминовна МБДОУ д/с №162 город Ульяновск Музыкальный руководитель.

«Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…» — это слова замечательного композитора, художника, поэта М.Чюрлёниса, который стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Эстетическое воспитание – необходимая составляющая образовательного процесса в ДОУ. Оно необходимо для формирования нравственных идеалов и ценностей, расширения знаний о природе, обществе, человеке, оно участвует в формировании мировоззрения – цельного, способного глубоко и объективно воспринимать и оценивать окружающую действительность.

Искусство является сутью и главным методом эстетического воспитания.

Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в этой форме познания и отражения действительности сконцентрирован творческий – исторический и личностный – опыт человечества, духовное богатство культур и эпох. Художественные образы разных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, кино – обогащают духовный мир ребенка. Они дают ему возможность испытать чувство радости, восторга, грусти, отчаяния, любви и, как говорил великий русский композитор П.И.Чайковский, дают «подпору и утешение», силы для творческих поисков и открытий.

Композитор Д.Б.Кабалевский писал, что «живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины. Музыкальной живописью называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтической мелодией»

Разные виды искусства тесно связанны друг с другом.

Цель самообразования: развитие художественно- творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического восприятия репродукций мировой живописи, музыкальных шедевров классической и народной музыки, стихи русских поэтов XIX в. и художественное слово, отрывки из отечественной мультипликации и кинофильмов.

1. Создание условий для проявления художественно-творческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.

2. Развитие интереса к окружающему миру и его понимание через знакомство с образами окружающей действительности в музыке и изобразительном искусстве.

3. Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным в музыке и на полотнах великих художников; освоение языка изобразительного и музыкального искусства.

4. Социально-культурная адаптация детей.

Дата

Тема

Содержание

Музыкальный ряд

Зрительный ряд

1, 2.

Сентябрь

Вводная диагностика воспитанников

3.

Сентябрь

Дом, где живет красота

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Знакомство с музеем. Музейные предметы. Правила поведения в музее.

Встреча с куклой Радужкой.

«Сказка о красках».

1.П.И.Чайковский симфония №4. ч.2.

2.Ж.Масне «Размышление» интермеццо из оп. «Таис».

3. Шопен Ф. Ноктюрн №8.

4. Мусоргский «Картинки с выставки» — «Прогулка»

Обзорное путешествие по залам КВЦ «Радуга», коллекция минералов.

4.

Сентябрь

Давай услышим море!

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Путешествие на корабле под музыку композитора-сказочника, мореплавателя Н.А.Римского-Корсакова и с картинами художника-морениста Айвазовского.

Муз.-дид.игра Путешествие по морю»-работа с цветовыми карточками.

Римский-Корсаков Н.А.

1.«Садко» отрывки из музыкальных картинок.

2. «Похвала пустыне» пролог к оп. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Айвазовский И.К.

1. «Берег моря. Штиль»

2. «Вид Феодосии».

3. «Девятый вал».

4. «Лунная ночь».

5. «Прощание Пушкина с морем»

5.

Октябрь

Сказка в музыке и живописи

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Волшебство, красота, мудрость народных сказок. Воспитывать крепкие национальные устои, развивать творческое воображение, музыкальное мышление, способствовать расширению интеллектуальных возможностей средствами искусства. М/Ф «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1. Р.н.п. «То не ветер ветку клонит…».

2. «Кукушечка» из к/ф «Морозко».

3. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки»

1. Васнецов В.М.

«Аленушка»,

2..Билибин И.Я. «Баба Яга в ступе»

6.

Октябрь

Горный пейзаж. Творчество Н.К.Рериха.

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Красота и разнообразие горных ландшафтов. Люди и горы. Певец гор – Н.К.Рерих.

«Найди лишний цвет»- работа с лоскутками.

Раскрась Святогора.

Мф «Горный мастер» — о богатстве души трудового человека.

1. Бетховен Симфония №5. 2ч.

2. Бах И.С. Адажио до-мажор.

3. Вангелис Абьбом «Гималаи»

Рерих Н.К.

1.«Капли жизни»

2. «Звезда героя»

3. «Охота»

4. «Святогор»

5. «Матерь мира».

6. «Звезда утра».

7.

Октябрь

С хлебом наш народ не победим!

НОД с детьми в мини-музее русского быта «Русская изба».

Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу, к сложному труду хлеборобов через музыкально-художественную деятельность.

Мф 1.«Теплый хлеб»- по сказке Паустовского.

2.»Хлеб» — поучительный фильм о цене выращенного хлеба.

1. Песня «Хлеб всему голова» муз. Кудрина, сл. Кочана.

2. «Русская сторонка» Кожуховской.

3. «Танец с колосьями» музыка из репертуара анс. «Березка».

4. р.н.п. «Ой ты, поле, мое поле».

1. Грузинский П.Н. «Уборка хлеба».

2. Козлов «Выпечка хлеба».

3. Хаммер «Плоды садов и полей»

8.

Октябрь

Времена года. Краски и настроение

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота и радость разноцветного мира. Холодные и теплые цвета в живописи. Мажор – минор в музыке. Беседа о значении цвета в окружающем мире. Развивать умение соотносить характер и настроение в музыке и живописи. М/Ф «Времена года» фантазия на музыку Чайковского, в изобразительном решении использованы кружева и вятская игрушка.

П.Чайковский

1. — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

2. — «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года».

1. – Коровин К.А. «Натюрморт. Розы»,

2. — Поленов В.Д. «Осень в Абрамцеве».

9.

Ноябрь

Сказка в музыке и живописи

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Волшебство, красота, мудрость народных сказок. Воспитывать крепкие национальные устои, развивать творческое воображение. М/Ф «Жар-птица», сцена с Иваном-царевичем и Волком.

  1. Стравинский отрывок из сюиты «Жар – птица».

1. Маковский К.Е.

«Бабушкины сказки».

2. Васнецов В.М.

«Иван-царевич на Сером Волке»

10

Ноябрь

Художники- сказочники.

Картины Васнецова В.М.

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Почему мы любим сказки. Герои сказок. Понятие «сказочный жанр». Русские сказки в творчестве Васнецова.

«Сказочный почерк художника».

«Оживление» картины «Богатыри. М/ф «Илья Муромец».

1.Бородин «Богатырская симфония»

2. Чайковский П.И. Симфония №4, 4 ч.

3. Римский-Корсаков Увертюра на русские темы.

4. Стравинский отрывок из сюиты «Жар – птица».

Васнецов В.М.

1. «Аленушка»,

2. «Иван-царевич на Сером Волке».

3. «Витязь на распутье».

4. «Богатыри».

11

Ноябрь

«Детский альбом». Музыка П.И.Чайковского.

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота, чувствительность музыки Чайковского. Беседа о детстве композитора «Стеклянный мальчик». Х/ф «Чайковский» — сцена «детство».

Пьесы из «Детского альбома»:

— Вальс

— Полька

— Мазурка

1. Кузнецов Н «Портрет композитора П.И.Чайковского».

2. Кустодиев Б.М. «Дети в маскарадных костюмах».

12

Ноябрь

Русское сердце живет в балалайке

История возникновения инструмента.

Роль в жизни русского народа.

Василий Андреев и его «Серебряные струны».

Музык.-дид. игра «Музей струнных инструментов»

Х/ф «Серебряные струны» фрагмент

1. Балалайка. «Народные наигрыши». Андреев В.В.

2. Вариации на тему р.н.п. «Свети месяц».

3. Вальс «Серебряные струны».

1.Морозов А. «Натюрморт с балалайкой».

Богданов-Бельский

2. «Игра на балалайке».

3. «Маленький концерт с балалайкой»

4. Лашин А. «Мальчик с балалайкой».

13

Декабрь

Сказка в музыке и живописи

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Волшебство, красота, мудрость народных сказок. Воспитывать крепкие национальные устои, развивать творческое воображение, музыкальное мышление, способствовать расширению интеллектуальных возможностей средствами искусства. Х/Ф «Огонь, вода и медные трубы», сцена пляски Бабы Яги.

1. Римский-Корсаков «Кощей Бессмертный» отрывок из балета.

2. Даргомыжский А.С. «Баба Яга» шутка-фантазия.

1. Васнецов В.М. «Кощей Бессмертный»,

2. Билибин И.Я. «Пляшущая Баба Яга»

14

Декабрь

Изба – колыбель наших предков

НОД с детьми в мини-музее русского быта «Русская изба». Воспитывать любовь к Родине, культуре и традициям русского народа. Расширять представления о жизни и обычаях наших предков.

Изготовление для младенца народную игрушку-погремушку «шаркунок».

1. «Гусли-мысли» фольклорный оркестр «Русь».

2. Стрельников «Град Китеж» из альбома «Русь былинная».

3. А.Рыбников «Русь» из к/ф «Русь изначальная».

1. Пряшников «Пряха».

2. Куликов «К крестьянской избе».

3. Барбье «Портрет молодой женщины в русском сарафане»

4. Васнецов «Гусляры»

15

Декабрь

Времена года. Краски и настроение

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота и радость разноцветного мира. Холодные и теплые цвета в живописи. Мажор – минор в музыке. Беседа о значении цвета в окружающем мире. М/ф «Прогулка» на муз. Прокофььева. Помогает познать красоту природы, увидеть его разнообразный живой мир.

1. Глазунов «Зима». Вариация «Иней» из балета «Времена года»

2.П.Чайковский«Июль. Песня косаря» из цикла «Времена года».

1. Кузнецов Н «Портрет композитора П.И.Чайковского».

2. Грабарь И.Э. «Зимнее утро»

3. Мясоедов Г.Г. «Косцы».

4. Каменев «Сенокос».

16

Декабрь

«Детский альбом». Музыка П.И.Чайковского.

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота, чувствительность музыки Чайковского. Импровизировать, фантазировать под музыку из «Детского альбома» соотносить их с картинами художников.

Беседа о детстве композитора «Стеклянный мальчик».

Х/ф «Чайковский» — сцена «детство».

Пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского:- «Зимнее утро».

— «Игра в лошадки»

1. Кузнецов Н «Портрет композитора П.И.Чайковского».

2. Грабарь И.Э. «Зимнее утро».

3.Моравов «Зимние игры».

17.

Январь

Сказка в музыке и живописи

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Волшебство, красота, мудрость народных сказок. Воспитывать крепкие национальные устои, развивать творческое воображение, музыкальное мышление.

1. Прокофьев «Бабушкины сказки».

2. Даргомыжский А.С.

«Баба Яга» шутка-фантазия.

1. Маковский К.Е. «Бабушкины сказки».

2. Билибин И.Я. «Пляшущая Баба Яга»

18

Январь

Детский портрет

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Особенности детского портрета. Детский портрет разных эпох. Характер и настроение героев картин. Детские занятия. Одежда героев картин и обстановка. «Оживление картины».

Изображаем героя картины и находим его.

1. Бородин А.А. «Грезы» маленькая сюита.

2. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

3. Сен-Санс Романс для французского рожка и оркестра.

4. Тидеман И.«Пойте гусли», обр. Городовской.

1. Платонов «Крестьянская девочка»,

2. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой.

3.Вишняков И.Я. «Портрет Фермор»,

4. Лемох «Варька»,

5. Харламов А.А. «Подруги».

19

Январь

Русский костюм

НОД с детьми в мини-музее русского быта «Русская изба».

Особенности русского костюма.

Его назначение и символы орнаментов. Характер и настроение героев картин и музыки.

Х/ф «Барышня – крестьянка» сцена с сарафаном.

1.Вардамов «Красный сарафан».

2. Андреев В.В. Вариации на тему р.н.п. «Свети месяц».

1.Барбье «Портрет молодой женщины в русском сарафане».

Маковский К.Е.:

2. «Портрет З.Н.Юсуповой в русском костюме»,

3. «Боярыня у окна»,

20

Январь

«Родина моя! Русская земля».

Защитники Земли Русской

НОД с детьми в мини-музее боевой славы. Сюжеты исторических картин. Назначение исторической картины. Нравственный смысл сюжетов и образов исторических полотен.

М/ф «Детство Ратибора» по мотивам романа Иванова «Русь изначальная».

1. Римский-Корсаков Н.А. «Похвала пустыне» пролог к оп. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1. «Былинные наигрыши» обр. Д.Лакшина. 2..Глинка М.И. Интродукция «Родина моя! Русская земля!» из оп. «Иван Сусанин».

Рерих Н.К.: 1. «Св. Сергий Радонежский»2. «Русская война. Александр Невский». 3. «Стрелы неба – копья земли». 4. «Партизаны»

21

Февраль

«Детский альбом». Музыка П.И.Чайковского.

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота, чувствительность музыки Чайковского. Импровизировать, фантазировать под музыку из «Детского альбома» соотносить их с картинами художников. Муз.-дид. игра «Детский альбом».

Рисование на темы из «Детского альбома».

Пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского:

1. «Игра в лошадки».

2. «Марш деревянных солдатиков».

3. «Нянина сказка»

1. Кустодиев Б.М. «Дети в маскарадных костюмах».

2. Корзухин А.И. «Бабушка с внучкой»

22

Февраль

Волга — матушка

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Расширять представления о природных богатствах России. Человек несет ответственность за свою «малую Родину». Накапливать опыт восприятия русских народных песен.

1.Дунаевский И.О. Музыка из к/ф «Волга-Волга».

2.Русские народные песни: «Ах ты, Волга – реченька», «Есть на Волге утес» «Из-за острова…»

1.Левитан И. «Свежий ветер. Волга».

2. Клодт М. «Волга под Симбирском».

3. Дубовской «На Волге».

23

Февраль

Исторические события на полотнах художников

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Сюжеты исторических картин. Назначение исторической картины. Нравственный смысл сюжетов и образов исторических полотен.

«Подбери картину к литературному отрывку».

«Умей видеть» — кто больше назовет объектов на картине.

1. Аренский сюита-марш «Памяти Суворова».

2. Мусоргский: «Богатырские ворота» из сюиты «картинки с выставки».

3. Паччини музыка из оперы «Последний день Помпеи».

4. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».

1. Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы». Ткаченко М.С.

2. «Бой брига «Меркурий с турецкими кораблями 14 мая 1829 года».

3. Брюллов К.П. «Последний день Помпеи».

4. Репин И.Е. «Запорожцы»

24

Февраль

«Детский альбом». Музыка П.И.Чайковского.

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота, чувствительность музыки Чайковского. Импровизировать, фантазировать под музыку из «Детского альбома» соотносить их с картинами художников.

М/ф «Детский альбом».

Рисование на темы из «Детского альбома».

Пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского:

— «Болезнь куклы».

— «Новая кукла».

1. Лемох «Варька».

2. Серебрякова «Девочка с куклой»

25

Март

«Детский альбом».

Музыка П.И.Чайковского.

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота, чувствительность музыки Чайковского. Импровизировать, фантазировать под музыку из «Детского альбома» соотносить их с картинами художников.

Мф «Весенние мелодии».

Рисование на темы из «Детского альбома».

Пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского:

— «Нянина сказка»

— «Шарманщик поет»

1. Маковский К.Е. «Бабушкины сказки»,

2. Суриков В.И. «Портрет дочери Оли с куклой».

3. Васильев «Шарманщик».

26

Март

Женские образы

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Женские образы – символы мироощущения, устремления, патриотические и священные символы. Красота женского костюма.

Женский костюм раскрасить.

1. Сибелиус Вальс

2. Малер Симфония №4 фрагмент.

3. Кавацциони, Фольяно, Антико — Итальянская органная музыка эпохи Возрождения

— Рерих Н.К. 1. «Песнь утра». 2. «Добрые травы» 3. «Ведущая».

— Леонардо да Винчи «Мадонна Лита».

— Бронзино «Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном Крестителем»

27

Март

Народные музыкальные инструменты

НОД с детьми в мини-музее русского быта «Русская изба».

Воспитывать любовь и уважение

к русским традициям.

Мф : 1. «Русские потешки» — знакомство со старинными народными инструментами: жалейкой, рожком, гуслями, трещеткой.

2.«Жили- были матрешки»- герои м/ф народные деревянные и глиняные игрушки. Музыка на основе р,н, мелодий.

1.Цыганков В. «Русская мозаика».

2.Маркелов Л. Вариации на темы рус. нар. мелодий

— Богданов-Бельский «Виртуоз». Сычков 1.«Праздничный день».

2. «Под рябиновым кустом».

28

Март

Времена года. Краски и настроение

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота и радость разноцветного мира. Холодные и теплые цвета в живописи. Мажор – минор в музыке. Беседа о значении цвета в окружающем мире. Собираем цветовой круг. Выбираем холодные и теплые краски для музыки. «Цветущая поляна» — создаем картины из разноцветных лоскутков.

1. Рахманинов С. «Весенние воды».

2. Чайковский. из цикла «Времена года»: «Сентябрь. Охота»,

1. Левитан «Март».

2. Кустодиев Б.М. «Весна»,

3. Пластов А. «Деревенский март».

4. Сверчков «Псовая охота».

29

Апрель

Космос на полотнах живописцев

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Красота Вселенной. Земля наш дом. История освоения космоса. Юрий Гагарин – первый космонавт. «Самый внимательный» — по фрагменту найти картину.

«Собираем картину!- пазл. Фильм «Космос».

1. Бах И.С. Токката – ре минор. 2. Рыбников инструментальная музыка из к/ф «Сказка о звездном мальчике» — «Полет с космонавтом». 3. Петров А. музыка из к/ф «Укрощение огня».

1. Рерих Н.К. «Звезда героя».

2. Плотнов «Ю.Гагарин».

Леонов А.А.:

3. «Возвращение Востока».

4. «На Луне».

30

Апрель

Прекрасный мир иконы (древнерусское искусство)

Выездная экскурсия в КВЦ «Радуга». Искусство Древней Руси. Понятие «икона». Мир иконы. Что изображено на иконе. Сюжеты икон. Материалы и краски икон. Цвета. Каноны иконописного искусства. Прослушивание музыкальных отрывков хорового пения. Знакомство с материалоами. Которые используют иконописцы. Фильм «Иконопись»

1. Вокальный квартет притча мужского Раифского монастыря.

Распев Троице — Сергиевой лавры «От юности моея».

2. Чайковский «В церкви» из цикла «Детский альбом»

3. Овчинников «Начало. Полет» из к/ф «Андрей Рублев».

Иконы: Богоматерь Владимирская

Спас Нерукотворный»

Круг Феофана Грека «Преображение».

Рублев Андрей «Троица»

31

Апрель

Времена года. Краски и настроение

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Красота и радость разноцветного мира. Холодные и теплые цвета в живописи. Мажор – минор в музыке. Беседа о значении цвета в окружающем мире. Мф «Маскарад» — этюд на темы зимней природы на музыку Прокофьева.

П.Чайковский.Произведения из цикла «Времена года».

1. «Февраль. Масленица».

2. «Май. Белые ночи»

1. Кустодиев Б.М. «Масленица».

2. Кузьмичев Л.А. «Белые ночи».

32

Апрель

Русский хоровод

НОД с детьми проводится в музыкальном зале. Воспитывать любовь и уважение к русским традициям, красоте народной песни. Мф 1.«Кострома – музыкальная экранизация старинной обрядовой, хороводной песни – игры в честь Весны и рукодельницы Костромы. 2. «Русские напевы» — 3 сюжета на темы р.н.п

Русские народные песни-хороводы

1.Саврасов «Хоровод в селе».

2. Юркина «Хоровод на Троицу».

3. Бяткин «Хоровод»

33

Май

Наш День Победы!

НОД с детьми в мини-музее боевой славы.

Воспитание любви и уважения к защитникам

Родины, подвигу Советского солдата через синтез искусств. Активизировать речь детей.

Мф: 1. «Воспоминание» — детям военных лет посвящается.

2.«Солдатская лампа»- о памяти подвига отцов и дедов.

3. «Солдатская сказка» по сказке Паустовского

1. Позывные «Поклонимся великим тем годам» музыка А.Пахмутовой.2. «Ты, моя Москва!» музыка А.Пахмутовой, стихи Добронравова.

3. И.С.Бах Концерт №2 для клавира с оркестром ми мажор.

4. «Спасибо деду за Победу!» музыка А.Ростова.

5. «Малая земля» музыка А.Пахмутовой.

1. Непринцев Ю. «Отдых после боя».

2. Кривоногов П., «Победа!»

3. Китаев А. «Возвращение с Победой!».

4. Костецкий В.Н. «Возвращение».

5. Антонов К. «Победители».

6. Лактионова А.И. «Письмо с фронта».

3435

Май

Итоговая диагностика воспитанников

36

Май

Итоговое мероприятие «Красота в моем мире»: круглый стол с чаепитием. Проводится в музыкальном зале.

В процессе работы, основная задача – помочь ребенку по-настоящему понять произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, понять на какой жизненной почве оно возникло и выросло. Сравнивая произведения музыкального и изобразительного искусства, появление которых вызвано одними и теми же историческими событиями, картинами природы, различными характерами и портретами людей, дети глубже и разносторонне смогут понять язык музыки и изобразительного искусства.

  • Пушкин сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче
  • Пушкин сказка о рыбаке и рыбке главная мысль
  • Пушкин прочитав сказку сказал теперь этот род сочинений можно мне и оставить
  • Пушкин рассказ метель аудио
  • Пушкин сказка жених читать полностью