Первый блин комом как пишется

Откуда пошла поговорка первый блин комом? первый блин комом так говорят, когда что-то не получается с первого

ОТКУДА ПОШЛА ПОГОВОРКА «ПЕРВЫЙ БЛИН — КОМОМ»?

«Первый блин — комом» так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека.

«Первый блин — комом» так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека. Выражение ассоциируется с бытовой ситуацией: при выпекании блинов первый может плохо перевернуться и превратиться в комок. Это происходит, если тесто слишком жидкое, а сковорода недостаточно разогрета или плохо смазана маслом.

Многие исследователи языка связывают этот фразеологизм с древними обычаями. На Руси блины были обрядовым блюдом. Их пекли на похороны и поминки, а первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу. А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне».

Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь. Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса. Поэтому было очень важно задобрить медведя и встретить празднеством. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям. А еще — прыгали через костер, сжигали чучело богини зимы и смерти Марены, устраивали кулачные бои и «будили медведя»: водили хороводы вокруг ряженого, укрывшегося валежником. Часть этих обрядов сохранилась в праздновании Масленицы.

Правда, многие лингвисты и этимологи считают эту версию недостоверной, так как единственный источник, рассказывающий о Комоедице, — статья священника Симеона Нечаева, который наблюдал, как отмечают праздник в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Он писал в 1874 году:

«Первый блин — комом» так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека. Выражение ассоциируется с бытовой ситуацией: при выпекании блинов первый может плохо перевернуться и превратиться в комок. Это происходит, если тесто слишком жидкое, а сковорода недостаточно разогрета или плохо смазана маслом.

Многие исследователи языка связывают этот фразеологизм с древними обычаями. На Руси блины были обрядовым блюдом. Их пекли на похороны и поминки, а первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу. А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне».

Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя. Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь. Его считали хозяином леса и прародителем людей, связанным с духами предков. Также медведь был символом бога богатства, скотоводства и плодородия Велеса. Поэтому было очень важно задобрить медведя и встретить празднеством. На Комоедицу пекли пироги, варили овсяный кисель и угощали друг друга блинами. Первый блин относили в лес комам — медведям. А еще — прыгали через костер, сжигали чучело богини зимы и смерти Марены, устраивали кулачные бои и «будили медведя»: водили хороводы вокруг ряженого, укрывшегося валежником. Часть этих обрядов сохранилась в праздновании Масленицы.

Правда, многие лингвисты и этимологи считают эту версию недостоверной, так как единственный источник, рассказывающий о Комоедице, — статья священника Симеона Нечаева, который наблюдал, как отмечают праздник в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Он писал в 1874 году:

В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается овсяный кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица».

Поэтому исследователи полагают, что отмечали Комоедицу далеко не все славянские народы. А поговорка скорее пошла от обычая угощать первым блином предков, а не из-за медведей.

Екатерина Тютина-Зайкова. Масленица. 2017

Частное собрание

Григорий Михайлов. Кухарка. 1835

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Андрей Шишкин. Велес. 2014

Частное собрание

Борис Кустодиев. Масленичное катание. 1919

Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Мария Никитина. Блины на Масленицу. 2015

Частное собрание

Олег Гуренков. Комоедица. 1997

Частное собрание

Юрий Володин. Масленица. 2011

Частное собрание

Леонид Соломаткин. Масленица. 1878

Частное собрание

Петр Грузинский. Масленица. 1889

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сергей Соловьёв. Масленица. 2017

Частное собрание

Семен Кожин. Масленица. Проводы зимы. 2001

Частное собрание

Весеннее равноденствие, наступающее в этом году 20 марта, совпадает, согласно народному календарю, с древним праздником Комоедицы. Этот праздник многие историки считают прообразом Масленицы, но только со своими законами.

Происхождение праздника, где и когда

Есть несколько версий происхождения праздника Комоедицы, о них высказываются разные историки и сообщают различные источники.

Первая версия – европейская. Комоедица – древний праздник народов, населявших территорию Европы. По мнению некоторых специалистов, праздник существовал ещё в доантичные времена, то есть до VIII в. до н. э. Якобы тогда праздник назывался «Комедиа», и из него позже развилась античная комедия.

Для справки – сведения из этимологического онлайн-словаря Н. М. Шанского: «Комедия. Заимствованное в конце XVII в. из польского языка, где komedia происходит от латинского comoedia, идущего, в свою очередь, из греческого kōmōdia, то kōmos -«веселое гулянье» (первоначально в честь Диониса) и ōdē – «песня». «Комедия» буквально – «весёлое шествие с песнями».

Вторая версия – белоруская. Комоедица (Камаедзіца) – народный праздник белорусов, связанный со встречей весны. Он отмечается 6 апреля накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя. Единственный источник, свидетельствующий об этом празднике, как о белоруском торжестве – статья священника Симеона Нечаева за 1874 г. Он наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Хотя есть сведения, что праздник отмечали и в Витебской области.

Этнограф П. В. Шейн в сборнике «Матеріалы для изученія быта и языка русскаго населенія Сѣверо-Западнаго края» 1902 г. писал о белоруской Камоеднице: «В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все – стар и мал – ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как бы стараясь подражать и приноровиться к поворачиванию медведя в берлоге».

Комоедица и Медведь

Вот и проявился образ Медведя, который связывают с Комоедицей. Борис Александрович Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик РАН, считал, что слово «комоедица» происходит из того же индоевропейского корня, что и древне-греческое κωμῳδία, то есть «комедия». Сам праздник Рыбаковым относился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.

Образ медведя объединяет все три версии происхождения праздника. Да, есть и третья версия – языческая, общеславянская. Согласно ей, Комоедица (или Комоедицы) – славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Как версия, отсюда и пошла пословица «Первый блин комом (комам)», то есть медведю/медведям, а не «первый блин комом» – комковатый и плохо прожаренный на ещё не совсем раскалённой сковороде.

Для справки – сведения из этимологического онлайн-словаря М. Фасмера: «Ком, комить –«сжимать», комкать, украинский кiм, болгарское комина – «виноградные выжимки», сербско-хорватское кȍм – «выжимки». Родственно латышское kams – «ком», kama – «глыба», kamõls – «клубок» и литовское kamuolỹs – «клубок». И ещё. Согласно этимологическому онлайн-словарю Н. М. Шанского: «Ком, буквально – «стиснутое, сжатое».

Для справки – сведения этимологического онлайн-словаря Г. А. Крылова: «Медведь. В древние времена люди пользовались так называемыми эвфемизмами – словами-заменителями, так как считалось, что, если назвать зверя его именем, тут-то он и появится. Исконного названия медведя в русском языке не сохранилось, мы знаем только греческое – arktos, латинское – ursus и некоторые другие. Медведь же буквально означает «мёд едящий», «мёдоед».

Согласно всему вышесказанному, возможно, раньше медведя могли называть древним именем «Ком». Согласитесь, медведь – и глыба, и вполне похож на большой шерстяной комок, и его «объятия» вполне можно описать словом «стиснутые». 

Образ медведя в мифологии народов, живущих в России

Нам кажется, что версия про подношения медведю очень дееспособна. Медведь всегда был особым зверем для жителей теперешней территории России. Присутствие образа медведя в русских сказках, свадебных обрядах, в любовной магии, в рождественских и масленичных обрядах происходит потому, что этот зверь в народном сознании отождествляется с плодовитостью, многими умениями и плодородием. Одно из самых традиционных русских свадебных пожеланий: «Дарю вам меди, чтобы дети были как медведи». А пословицы дополняют образ косолапого: «Медведь в лесу – что боярин в городу» и «Хозяин в дому, что медведь в бору: что как хочет, так и ворочает».

Медведь – один из главных образов пермского звериного стиля. Культ медведя был широко распространен на Урале. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищая владельца. Эти изделия были связаны с идеей переселения душ. Древние прародители пермяков считали, что человек имеет до 5 душ, и каждая живёт или в человеке, или в животном/рыбе. Если носитель умирает, душа живёт самостоятельно – или отправляется на небо, или уходит к предкам, или вселяется в зверя, птицу, человека и даже в мертвеца или чудовище.

Традиция медвежьих праздников дошла до наших времен в культуре ханты и манси. Их легенды гласят, что медведь был сыном божества верхнего (небесного) мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу. «От ударов злых сил заслоняющий дух» – один из эпитетов медведя у северных хантов. Другой эпитет «изобилие зверей дарующий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа с магической целью обеспечить удачу охотника.

Считалось, медведь – хозяин и повелитель леса, обладающий свойствами всех диких животных, знает их повадки и определяет для человека успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека.

А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош («ош» – медведь), чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю.

Правила Комоедицы

Есть версия, что праздник Комоедица – прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в.  

Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций. Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной.

Возможно даже, что Комоедица длилась не один день, а две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продлевалось ещё на неделю после.

На Камоедицу тоже пекли блины или другую выпечку круглой формы, олицетворяющую солнце. Часть угощения принято было «отдавать» предкам и часто образ этих предков, вероятно, и исполнял медведь!

Комоедицу отмечали яркого, громко и широко. Люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Среди зрелищ была и пляска медведя с козой – популярная народная забава. Зачастую в роли козы выступал мальчик, одетый в мешкообразный сарафан, в руке на длинной палке он держал маску козы. Мальчик должен был дразнить, раззадоривать медведя на потеху публике. Скоморошество, как и любое лицедейство, порицалось, приравнивалось чуть ли не к волхованиям и колдовству.

5 оригинальных версий происхождения пословицы «Первый блин комом»

Первая. Комы – духи деревьев, им и отдавали первые блины. Комы живут внизу – в утолщении ствола, не случайно его называют «комель» («конец ствола дерева около корней»). Если дерево спиливали под комель, брали часть дерева до Кома. Весной просыпаются духи деревьев и им несут подношения – блины, символ Солнца.

Вторая. Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Белоpyсы ещё в XIX века, иногда не считаясь с тем, что Комоедица могли совпасть с Великим постом, отмечали праздник плясками в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом тулупах. Кстати, ряженные медведем ¬ обязательные участники весенних праздников в Чехии, Словакии, а в Македонии весной «звали медведя на ужин».

Третья. Комы – скоморохи. Весенние медвежьи потехи всегда сопровождались традиционными медвежьими скоморошьими плясками. «С медведем ходящий» – это именно про скомороха. Они воспринимались обществом, как изгои, но без них были невозможны праздники. Поэтому и скоморохов, и их медведей подкармливали блинами.

Четвёртая. Комы – именно скомканные блины. Поскольку на Комоедицу было принято есть гороховые комы, то есть колобы из гороховой каши, и они всем были хороши знакомы и привычны, то и блины, при неправильной выпечки, назывались «комом». Ведь они, по сути, превращались в комки, когда их пытались снять со сковороды.

Пятая версия, которую предложил Михаил Задорнов, сатирик. «Слово «комоедица» происходит от слова комы – «блины» по-белоруски. Однако утверждение, будто Комоедица и Масленица в прошлом один и тот же праздник, неверное. Даже между блинами-комами, которые пеклись во время Комоедицы, и блинами Масленицы есть существенная разница. Комы – блины гороховые или бобовые, а также приготовленные на фасолевой муке. Порой комами называли кабачковые оладьи, приготовленные на воде. Без масла, без молока, то есть постные!».

  • Первые рассказы этого писателя были веселые смешные забавные остроумные и печатали их в журналах
  • Первые русские литературные сказки появились
  • Первые художники земли сочинение
  • Первые роды форум рассказы
  • Первые сказки для самых маленьких