Первые русские литературные сказки появились

В начале учебного года школьников и студентов подмосковья намеревались спросить о том, чего им не хватает в современном культурном пространстве

В начале учебного года школьников и студентов Подмосковья намеревались спросить о том, чего им не хватает в современном культурном пространстве региона. Обратную связь обещали учесть при дальнейшей работе, как заявил новый министр образования Московской области Илья Бронштейн.

Не знаю, что же выявил опрос в этой сфере, за которую отвечала дочка министра здравоохранения Азербайджана Нармин Ширалиева. Новоявленную патриотку Подмосковья заподозрили в дорогих и не совсем рабочих командировках за границу. Например, она внесла в бюджет две свои поездки в Италию на сумму шесть миллионов рублей, сняв деньги с проекта «Детская филармония». Потом были затратные Лиссабон и Париж. Пришлось ее уволить с мягкой формулировкой и, похоже, без возмещения затрат… Теперь уже Сеть полна компромата и на следующую министершу. Так что Бронштейн окунулся и в образовательное, и в культурное пространство, а как тут без поэзии? Сегодняшние школьники по своему развитию и знанию поэзии сильно уступают своим предшественникам. Вот что они поймут из такого четверостишия, например:

Кто у подъезда глухим вечерком
                               грязную стену скребет ноготком,
кто, за терновым скукожась кустом, месит
                                известку изжеванным ртом перед
                                                             заходом Субботы?
Здравствуй, душевнобольное дитя,
                                                плод нежеланной работы…

Школьники и в голову не возьмут, почему Суббота с большой буквы у автора – Линор Горалик и отчего у дитя «изжеванный рот», как у беззубой старушки? Наверное, замутненность искусственно сплетенных строк и побудило Министерство образования Московской области включить в олимпиаду для школьников ее стихотворение «Хоррор» – по-английски horror – ужас. Это ведь целый жанр ужасов в кино и литературе, в который погружают наших детей. Вчитайтесь!

Где Москва-река упадает в Лету,
о гнилую решетку клетчатые бока
обивает корабль складчатый,
и кривуль карандашный нежившего пассажира, –
безо рта, но с х… от пятой строчки и до полей, –
то как шмякнется плоской рожей,
                                                        то глянет издалека
в глаз крысиный сводчатый, черный издалека,
а вблизи такой, словно глазика-то и нету…

Что это за бред горячечный? Почему в Подмосковье, где творил самобытный, истинно народный поэт Виктор Боков, родившийся в Язвицах, за Сергиевым Посадом, где складывал в Лотошине волшебные строки Николай Тряпкин, писал свои родниковые строки Николай Дмитриев, учивший детишек настоящей литературе в Рузе, надо было отыскивать рифмованные бредни русскоязычной поэтессы из Израиля?

Этот естественный вопрос задала в открытом письме в минпрос писательница и журналистка Ирина Ушакова. Боже, что тут началось, несмотря на Субботу… Самым первым вступился «первый русский канал», как он себя величает, Царьград. «Автор издания «Русская народная линия» Ирина Ушакова пожаловалась на известную писательницу Линор Горалик в Совет Федераций, Государственную думу и ФСБ. Причиной стало включение стихотворения Линор Горалик в школьную олимпиаду по литературе. По мнению Ушаковой, творчество Горалик «аморальное, и она не заслуживает того, чтобы ее работу анализировали школьники. При этом претензии у Ушаковой почему-то именно к писательнице, а не к организаторам олимпиады, которые включили в задание ее стихотворение». Нет, именно к министерству и были обращены недоуменные вопросы.

Сама Линор Горалик опубликовала жалобу на свое странице в Фейсуке с подписью «Стучат-с». Если бы Горалик лучше понимала значение русских слов и идиоматических выражений, она знала бы, что в открытых, публичных письмах не стучат. Автор отповеди Надежда Живаева зачем-то ввернула Пушкина: «Кстати, если бы Ирина Ушакова несколько больше интересовалась русской литературой и несколько меньше – моральным обликом подростков, она бы знала, что неприличные стихотворения с матерной лексикой есть даже у «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Может быть, она и «наше всё» потребует исключить из школьной программы?» Абсолютно дурацкий вопрос: разве фривольные стихи Пушкина включают в школьные олимпиады?

Царьград вступился за Горалик,
Слив русофильство в умывальник…

А ведь он позиционирует себя как «первый русский консервативный информационно-аналитический телеканал». Странно! А канал знает, например, что Линор Горалик – отъявленная либеральная деятельница, она публикует кощунственные рисунки-карикатуры, такие как «Снятие беса с креста», поддерживает ЛГБТ. Недаром же она числится преподавательницей известного рассадника космополитизма – Шанинки, ректор которой сегодня под следствием…

Да ладно, оставим несопоставимые позиции (Царьградом владеет православный олигарх – и этим всё сказано!). Но просто вчитайтесь: лично я, автор десятков книг, кандидат филологических наук, автор пособия по поэзии «Наряд для Венеры Милосской» – не понял этого словоблудия, которое должны разгадать школьники: и кривуль карандашный нежившего пассажира…

Что у этого пассажира до полей?.. Объясните, монархисты вы наши! Что имела в виду Горалик, царьградка Надежда Живаева? Ну, и автор МК, который негодует: «На русского поэта и прозаика из Израиля Линор Горалик «настучали» в ФСБ…» Во как! Поэтические законы и смыслы – вообще отринуты – сплошное политиканство. На идиш разве такие стихи переведут?

Мы с тобою полторы калеки – // Это втрое больше, чем я один; // Мы боимся каждой новой щелки, // тусклые лицейские осколки // в рыхлом чреве завывают волки; // наши клювики переп..дели,// крылышки сопрели…

Какой ортодоксальный еврей поймет: как это «клювики переп..дели»? Но защитников – стена, социальные сети просто обрушились на Ирину Ушакову.

А в это же время состоялось вручение сдувшейся премии «Поэзия», но там еще, оказывается, можно сорвать куш. Раньше, при поносимом советском прошлом, поощрение не приходило просто за то, что ты напишешь галиматью про красный флаг, например. А сегодня – запросто:

Бело-красно-белый флаг
на твоем фото профиля…

А вслед за этим какие-то разборки, политиканские претензии друг к другу с матерной бранью…

но ты кричал
найди мне там работу
в москве
за сто тыщ меньше не поеду…
потому что я впервые слышу
как ты кричишь  мне

тупая конченая сука
вали обратно в свою москву
что ты здесь забыла…

Этот мат-перемат спокойно проходит во всех публикациях, автор Мария Малиновская – самоутверждается, ликует как автор «лучшего стихотворения», сорвавшая куш 300 000 рублей. Я написал в комментарии на Фейсбуке: «Жюри, наверное, дальше бело-красно-белого флага – этот сумбур и не читало. Ну и концовка подходящая, хотя она даже не владеет языком поэзии, если не знает в каком роде употреблять дворовое прозвище на п… И тут мне вываливается бан от ФБ: «язык вражды». У меня-то что враждебного? Я ведь просто говорил о форме, а остальное – цитата из Малиновской! Вот так лауреат с милым девичьим лицом… Пометка на моем комментарии: ненависть. Расшифровка: негативное отношение к человеку по сексуальной ориентации. Тогда почему у Машеньки во всех премиальных публикациях и перепостах этого стихотворения – мат и сексуальная ориентация проходят? Просто запредельный цинизм: я лишь заострил этот бред и получил бан! А Малиновская вкусила успех, поняла, как надо – и теперь развернется… Так что и совещания молодых в Липках под кураторством Сергея Филатова, куда ее посылали, – бесследно не проходят.

Вот что творится не только на ниве поэзии, а всей литературы и культуры! Отметивший солидный юбилей прозаик и публицист Анатолий Салуцкий, поддерживая тех, кто сетовал на жидкое и дежурное чествование 200-летия Достоевского, точно написал обо всей внутренней политике: «После того, как в 2016 году курировать внутреннюю политику пришел бывший организатор либерально-радикальной партии «Правое дело», мастер дефолтов, примитивизация культуры заметно усилилась. Здесь нет места для доказательств этого, но их очень много. А с литературой и вовсе расправились. С новой внутренней политикой в АП Путин ни разу не встречался с писателями, ни разу не беседовал с кем-либо в президентской библиотеке. А ведь раньше были и встречи с писателями (пусть с тщательно отобранным «персоналом»), и даже литературное собрание, где выступил президент. Нетрудно доказать, что в этой сфере – тоже дефолт».

Да не просто дефолт, а – хоррор, то есть ужас!

Муниципальное
общеобразовательное  учреждение

Некоузская
средняя общеобразовательная школа

Проект
по литературе

«Образы
цветов в сказках и рассказах»

Проект
выполнила:

ученица
6б класса

 Шереметьева

Любовь
Михайловна.

Научный
руководитель:

Изюмова
Евгения Николаевна

2020
год

Оглавление

Краткая аннотация………………………………………………… 3

Основная часть..…………………………………………………… 4

Заключение………………………………………………………… .9

Приложение ………………………………………………………..10

Библиография ……………………………………………………… 11

Аннотация

Цветы
привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. В
природе они образуют прекрасный мир. Целые произведения посвящены отдельным
цветам. Гениальность и величие классиков русской литературы не нуждается в доказательствах,
тем более моих: практически каждый русский поэт или писатель открывает нам
настроение природы, разнообразие ее состояний, и каждый упоминающийся цветок
имеет право на свою жизнь. По подсчетам исследователей, более тридцати цветов
«живут» в произведениях авторов.

Цветы
в любые времена играли и будут играть большую роль в нашей жизни, потому что
они приносят радость, хорошее настроение, бодрость. Множество цветов не только
делают нашу жизнь ярче, но и наполняют воздуха вокруг нас тонким и нежным
ароматом. Эти прекрасные создания умеют поглощать негативную энергию, взамен
отдавая положительно заряженные частицы. Цветы — это красота родной Земли,
которую надо беречь, надо создавать собственными руками.

     Нет на Земле
языка лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь
близкому другу цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и все надежды на
лучшее, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов.
Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам,
изображая их в своих произведениях.

Какие же цветы
чаще всего встречаются в сказках и рассказах, что они олицетворяют, что несут
читателям? Это я и решили выяснить в ходе своего исследования.

Основная
часть

Цель
работы —  
рассмотреть сказки и рассказы, в которых
используются образы цветов, и определить, с какой целью народ и писатели
обращаются к ним.

Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:


найти и прочитать сказки и рассказы, в которых есть
образы разных цветов;

-выявить цель
использования образов цветов;

— доказать, что  на
«языке цветов» народ и писатели говорят о том, что считают самым важным и
интересным.

Гипотеза:

в  сказках и
рассказах на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и
интересным.

Объект
исследования:
образы цветов, встречающиеся в сказках
и рассказах.

Предмет
исследования:
цель использования образов цветов в сказках
и рассказах.

Методы:

1.      Поисковый
метод – сбор данных о произведениях литературы и фольклора, которые посвящены
цветам или есть упоминания о них; выяснить, каково значение слов «образ» и
«символ» в литературе;

2.      Аналитический
метод – анализ и систематизация этих данных с последующим выводом.

Актуальность
моей работы
заключается в возможности использовать её
на уроках литературы и изобразительного искусства, биологии. 

   
У всех народов, во всех странах мира цветок — символ прекрасного, эталон
красоты. Природа оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир
цветов. Цветы сопровождают нас от первого дня жизни до последнего, придают
нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее праздники,
смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений. Вероятно,
на Земле нет ни одной страны, в которой не существует сказок о растениях. И это
не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов,  человек  задумывался о том,
какие сверхъестественные силы их породили. Например, многие знают, что с
праздником Ивана Купалы связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем
известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на
несколько мгновений  вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили,
что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть
двери любой темницы. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко,
говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши.
А в одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз
Евы, изгнанной из рая.

            Не
только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту
тему в своих произведениях. « Благоухая, розы рассказывают сказки”, — писал
Гейне.    Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. В
стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем творении встречается
огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич
Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн. “Живая молния!” —
воскликнул Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, —
назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон.

 Кроме
поэтов, многие писатели используют образ цветов в своих рассказах и сказках.

Прочитав
и проанализировав сказки и рассказы, я систематизировала их в зависимости от
символики цветов, которые встретились.

В
сказках Г.Х. Андерсена «Подснежник», Анна Саксе «Подснежник», С.Я Маршак
«Двенадцать месяцев», болгарской сказке «Двенадцать месяцев» и  в рассказе И.
Бунина «Подснежник» я изучила, какую роль играет образ данного цветка в этих
произведениях.

В
рассказе Бунина образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и
смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует
та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено
ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в
котором живет он. Но велика НАДЕЖДА. В сказке С. Маршака «Двенадцать
месяцев» злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских
морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у
лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и
одарил сиротку своими любимыми цветами — подснежниками. А ведь подснежник издавна
стал для русских поэтов символом пробуждающейся природы, символом весны, света.
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, радость. Сюжет
болгарской сказки, возможно, лег в основу произведения Маршака. Подснежник
упоминается и в романтической сказке Андерсена, где «герой» проживает жизнь от
луковицы до засушенного цветка в книге стихов. На языке цветов подснежник
означает «надежду». С ним связывают такие качества как чистоту, невинность,
совершенство и возрождение.

Образ
розы встречается в следующих произведениях:  А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»,
Андерсен «Снежная королева», турецкая   сказка о прекрасной розе, Гаршин
«Сказка о жабе и розе»,  Оскар Уайльд «Соловей и роза».

Любимым
цветком Андерсена была роза. А символом чего является роза?  Символом любви,
веры и надежды.  Об этом и говорит Г.Х Андерсен: «Да. Герда сохранила в сердце
любовь. Розы, всегда напоминавшие ей о доме, о дружбе с Каем, о бабушке и о
Христе, пробудили девочку от волшебного сна». У Г.Х. Андерсена цветы розы
выступают в ней в роли волшебного помощника Герды.

Считается, что человек, который любит
ухаживать за цветами, видит красоту и обладает даром любви. Подтверждение этим
словам можно найти в произведении Экзюпери «Маленький принц».

Одним из центральных образов символов в сказке «Маленький принц» есть
роза. Это образ глубокий и многозначный. Рассмотрим, что он означает. Это
символ чистоты и любви к ближнему. Маленький принц — чистая душой личность, вот
почему роза появляется на его планете, и он так проявляет заботу о ней. И
важно, что для него увлечение цветов и любовь к людям идут рядом. Вот как он
характеризует дельца: «Он не понюхал ни разу ни одной цветка. Никого
некогда не любил…на самом деле он не человек, он гриб.»

Роза возникает как символ связи между мирами,
ведь зернышко розы появляется на его планете из какого-то иного мира: «…
проклюнулась из семени, занесенного неизвестно откуда…»; «и занесло
сюда еще зерном. Она ничего не могла знать об иных мирах».

Роза
является символом красоты, неповторимости, дива. Даже мысль о том, что она
может исчезнуть; очень мучительная для принца: «Маленький принц не видел
еще таких буйных бутонов и ощущал, что что-то произойдет, какое-то чудо.

Роза
— символ верности: «… его верность цветку, образ мальвы, которая сияет в
нем, будто пламя светильника, даже когда он спит…».

В
«Сказке о жабе и розе» В. Гаршина роза – это символ красоты и чистоты и
самопожертвования во имя любви, не зря же сперва роза была желтой, а потом
соловей окропил ее своей кровью, отдал жизнь, чтобы окрасить ее, но, к
сожалению,  смерть его была напрасной.

Ромашка в сказке Андерсена является примером
доброты, заботы, отзывчивости, а не такими, как синьоры цветы (пион – символ
любви и богатства : «Пионы так и раздували щёки – им всем хотелось стать
побольше роз»: тюльпан – символ кратковременной красоты: «Пестрее, наряднее
тюльпанов никого не было, они  отлично знали это и старались держаться возможно
прямее, чтобы больше бросаться в глаза»), и жестокие мальчишки, чтобы
«ромашка была для каждого из нас светлым и чудесным миром
благородства и счастья
».

В
рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» «живут» цветы маки. Они символизируют живое
пламя, память о сыне, благодарность земли, за которую он погиб. А
недолговечность цветения маков – символ его молодой, загубленной фашистами
жизни.

 А
вот в сказке А.М. Волкова  «Волшебник Изумрудного горда»  маки – символ сна и
смерти: «И скоро путешественники оказались среди необозримого макового поля.
Запах мака усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, беспечно вдыхая
сладковатый усыпляющий аромат и любуясь огромными красными цветами. Веки её
отяжелели, и ей ужасно захотелось спать…


Если Элли останется здесь, она будет спать, пока не умрёт, – сказал лев, широко
зевая. – Аромат этих цветов смертелен. У меня тоже слипаются глаза, а собачка
уже спит».

В
рассказ А.П. Платонова «Цветок на земле» автор словами дедушки Тита говорит нам
о том, что все прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с
помощью труда. Для дедушки Тита цветок – символ такого чуда, преображения,
когда из мертвого праха рождается красота, сама жизнь, но рождается она после
тяжелого труда.

Образ
Маруси один из ключевых в повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».  Автор  не
зря сравнивает Марусю с колокольчиком, который является символом смирения, любви
и честности.
Цветок имеет не
только схожесть формы с церковным колоколом, оба символизируют духовность.
Благодаря девочке, Вася понимает, насколько жесток мир, делящийся на социальные
классы. Мальчик не хочет жить в таком обществе, и решает жить по совести.

Рассказ
Михаила Пришвина «Золотой луг» — быль, рассказанная автором: “Мы жили в
деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг –
золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что
спать одуванчики ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали…”. 
В рассказе «Золотой луг» образ одуванчика символизирует Родину, любовь к жизни,
радости.

В
сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» одна из купеческих дочек – Настенька —
просит отца привезти ей в подарок из заморских стран чудесный цветочек
аленький. В то время её сёстры просят привезти подарки значимые и дорогие и
смеются над сестрой. Отец привёз цветочек Настеньке, и, как и полагается в
русских сказках, посредством этого цветка героиня обрела своё счастье. Прочитав
эту сказку, я поняла, что аленький цветочек – не просто желанный подарок для
Настеньки, а символ её бескорыстности, доброты, умения ценить настоящую живую
красоту. Значит, образ аленького цветочка (не заморского, диковинного, а
своего, простого, каких много и на наших лугах) нужен был автору сказки, чтобы
показать красоту и простоту души Настеньки.

Алый цвет – это
один из многих оттенков красного. Вероятно, автор не захотел называть растение
просто «Красным цветком» и назвал его красиво «Аленький цветочек». Сейчас,
многие гадают, что же это за цветок и есть ли он вообще. Существует много
достоверностей об «Аленьком цветочке».

Я выбрала, на мо
взгляд, подходящие под описание и местонахождение цветы для этой сказки.

Гравилат
(символики нет). Родом он как раз «из-за тридевяти земель» — с
Балканского полуострова, где частенько бывали русские купцы.

Существует версия,
что купеческая дочь из сказки Аксакова могла возжелать обыкновенный папоротник.
На Руси было популярно суеверие, что в ночь на Ивана Купала папоротник
расцветает и озаряет все вокруг алым светом.

Также на роль
аленького цветочка подходит раффлезия Арнольди. Родина его — один из крупнейших
островов Зондского архипелага — Суматра. Но подходит этот цветок только по
месту нахождения, так как Раффлезия ужасно пахнет и вид у неё не из лучших.

   В сказке В. Катаева тоже есть свой цветок —
чудесный цветик-семицветик. Главная героиня девочка Женя  использует его для
осуществления своих желаний: сначала она желала осуществить с помощью цветка
свои мечты и решить свои проблемы, но потом Женя помогает больному мальчику
обрести здоровье, а заодно обретает и друга. В этой сказке цветок выступает в
роли волшебного помощника девочки Жени, совсем как волшебный клубочек или
зеркальце в русских народных сказках. Кстати, и окрас у него волшебный: семь
лепестков разного цвета. А число «семь» в русских сказках магическое.

Женя,
оторвав жёлтый лепесток, пожелала очутиться дома со связкой баранок (желтый –
радость).

Красный лепесток помог ей восстановить любимую мамину
вазу (красный – любовь).

Синий
лепесток перенёс её на настоящий северный полюс (синий – справедливость).

Лепесток
зелёного цвета спас её от медведей и от холода   (зелёный – спокойствие и мир).

Оторвав
оранжевый лепесток и загадав желание, к Жене повалили игрушки со всего мира
(оранжевый – созидание).

Поняв,
что Евгении не нужно столько игрушек, она оторвала фиолетовый лепесток

 (фиолетовый
– мудрость)

Лепесток
нежно-голубого цвета, она потратила на лечение ноги мальчику Вите (голубой –
разум).

В
сказке Л. Гераскиной «Синий цветочек для мамы», дети Маша и Ваня отправляются в
путь, полный опасностей,  для того, чтобы набрать на грядке у Бабы-Яги синие
цветочки, которые помогут вылечить маму. Может показаться, что и здесь синие
цветочки – волшебные помощники, ведь с их помощью выздоровела мама ребят, но
потом поняла, что не это важно, здесь синий цветочек – символ любви детей к
маме, ведь, чтобы найти лекарство для мамы, нужно было потрудиться и рисковать
своей жизнью.

Заключение

     Образы цветов
играют большую роль в произведениях, начинают приобретать новый, особенный
смысл, становятся своеобразным символом, который проходит через все
произведение, помогая понять их скрытый символический подтекст.

     В моей работе
подтвердилась гипотеза: в рассказах и сказках на «языке цветов» писатели
говорят о том, что считают самым важным и интересным. Я обнаружила, что цель
использования образов цветов может быть разной:

Цветы – волшебные помощники
героев сказок.

Цветы – символ верности,
подвига, бескорыстности, стойкости.

Цветок —  символ любви, веры и надежды, чистоты и
духовности.

Цветок – символ
верности, романтичности, доброты

Цветок – символ
трудолюбия, жизни.

Мир цветов
таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот
приносит радость себе и людям».

Приложение

Символика цветов

Колокольчик – символ честности, духовности
и любви.

Мак – символ сна и смерти.

Одуванчик
счастье, верность,

Ромашка – символ семьи и верности, юность,
невинность, романтичность. Образ скромной красоты, отзывчивости, доброты и
стойкости.

Роза – символ радости, тайны, тишину,
любовь, небесное совершенство, земную страсть, время и верность.

Пион – символ любви и богатства.

Подснежник
– символ весны, надежды и чистоты

Папоротник
– солнечный символ у славян.

Тюльпан
–  символ кратковременной красоты

Символика
цвета

Белый
– символ чистоты, совершенства и невинности.

Зелёный
– символ жизни, мира и покоя.

Синий
– символ вдохновения, справедливости и преданности.

Красный
– символ жизненной энергии и красоты.

Оранжевый
– символ созидания и свободы.

Фиолетовый
– символ доброты и мудрости.

Жёлтый
– символ любви к жизни, радости и смеха.

Голубой
– мудрость и спокойствие.

Розовый
– мечты, цвет грёз.

Список
литературы

1.      Видрак.
Боги и Богини. — М.: ТЕРРА, 1996.

2.      Моложавенко
В.С. Тайны красоты: книга о цветах. М. Педагогика-Пресс,1993.

3.      Сказки
и рассказы авторов  С. Аксакова «Аленький цветок», В. Катаева «Цветик- семицветик»,
Л. Гераскиной «Синий цветочек для мамы»,
Г.Х Андерсена «Ромашка»,
«Снежная королева», С. Маршака «Двенадцать месяцев», А.Саке «Подснежник»,
М.Пришвина «Золотой луг», И.Бунина «Подснежник», А.Платонова «Неизвестный
цветок», «Красные маки», А.Волкова «Волшебник изумрудного города», В.Гаршина
«Сказка о жабе и розе», В.Короленко «Дети подземелья», О.Уальда «Соловей и
роза», Экзюпери «Маленький принц», турецкая сказка о розе, болгарская  и
румынская сказка о подснежнике.

           
http://horo.qip.ru/article/color/znachenie-tsvetov
 
            
http://mfina.ru/psixologiya-cveta 
          
https://sites.google.com/site/floristikalkz/home/znac..

Тема:
Пословицы о руде . Е.А.Пермяк « Маркел-самодел и его дети»

ЦЕЛЬ: познакомить
с биографией и творчеством Е,А, Пермяка, воспитывать интерес к книге; формировать
умение анализировать поступки людей;

Планируемые
образовательные результаты-        Предметные (
объем освоения и
уровень владения компетенциями): научатся: находить главную мысль текста;
характеризовать героев рассказа, соотносить качества героев сказки с их
поступками; получат возможность научиться; соотносить пословицу и текст,
рисунок и сюжет сказки;

Метапредметные:
познавательные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач; регулятивные: выполняют учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, используют речь
для регуляции своего действия; коммуникативные: задают вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; осознают мотивацию к учебной
деятельности.

I. Организационный
момент

II.
Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА
ДОБРЫЕ ДЕЛА».

— Покажите
голосом, что дано человеку?для чего?для каких дел?

— Какое,
по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

— Вывод. Для чего
дана жизнь человеку?

-А какие пословицы
вы подготовили к уроку? ( о труде)

-Значит о чем
будет наш урок?

III.
Речевая зарядка.

— Прочитайте
предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ
ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

— Какие задали
вопросы?

— Какие вопросы
еще можно задать?

— Сколько слов в
предложении?

— Сократите

  • до 7
    слов.
  • до 5
    слов.
  • до 3
    слов.

IV. Беседа
о рассказах Е.Пермяка.

Евгений Андреевич
Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот
город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии
предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и
юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с
бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя
учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное,
слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые
заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году
Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре
уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой
Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с
известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений
Пермяк в 1982 году.

  • -Что
    запомнили о Евгении Пермяке?
  • «Маркел-Самодел и его дети»
  • -Как
    вы думаете о чем или о ком этот рассказ?

V. Работа
по теме урока

Чтение рассказа по
цепочке.

Какие старинные
профессии нам встретились в тексте?( просмотр иллюстраций)

Ответы на вопросы
по рассказу.

— Кто помогает нам
стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

— Кто научил детей
делу? — Кто помогал в работе?

— Какие хорошие
качества появились у детей?

конверт
«Собери пословицу».

— составить
пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО
ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И
ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ –
ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО –
ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО
ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В
ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

— О чем эти
пословицы?

— Прочитайте, как
взрослые хвалили детей. (выборочное чтение учащихся)

— Расскажите, чему
вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

— Зачем вас дома
учат трудиться?

VI.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IX.
Подведение итогов.

— Всегда ли дети
бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

— Каким должен
быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

-Какую главную
мысль рассказы вы запомнили?

«Каждые
руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».
-Как вы понимаете эту пословицу?

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена
Маркел-Самодел. Все сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду
в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую
работу справляла. Лен пряла, холсты ткала, кожи квасила-мяла, одежу-обужу шила.
Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли
Маркеловичи-Самоделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топором машут,
сохой пашут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют — все умеют.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к
пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не
отходит и до того славно кует, что и Маркел так не ковывал. То же и третий сын,
Сазон Маркелович-Самоделович, все может, а рыбу-зверя лучше других промышляет.
Подрос и четвертый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился,
что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, только в
каждой своя трудовая жилка бьется. Одна одежу шьет — залюбуешься, вторая
холстину ткет — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой
горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел. Долго думал. А когда пришло
время Маркелу-Самоделу со своей семьей навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своем уме. Значит,
разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите.
Так и детям-внукам наказывайте.

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собою отцовский труд. А
отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом
живет, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой —
для всех железо кует, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестер в
меха одевает.

И дочери также — кто сукна ткет, кто кожи мнет, овчины квасит,
холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремесла зародились. Лучше
люди зажили.

От Маркеловых сыновей-дочерей внуки-правнуки пошли. Эти-то уж
вовсе хваткими мастерами стали. И каждый из них в своем деле так далеко шагнул,
что ветер, воду, огонь на службу поставил да на себя работать заставил. Только
это из других времен сказка, тоже не без умысла сложена.

А в этой сказке умысел простой. Как станешь трудовую дорожку,
счастливую тропинку искать — Маркелов наказ вспомни.

Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше
других удается, — та и твоя.

Бери ее и дальше двигай, выше подымай. Не ошибешься. Далеко
пойдешь, если свое дело найдешь. Не зря старый Маркел добрым людям памятный
узелок завязал:

«Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».

„Тринадцатый сектор“ — онлайн аудиокнига в исполнении Мрак79, созданная по повести Вячеслава Шалыгина, продолжающая официальную серию „СТАЛКЕР“. Аудиокнига „Тринадцатый сектор“ завершает цикл „СТАЛКЕР – Андрей Лунёв“. Первые две книги цикла: „Обратный отсчёт“ и „Чёрный Ангел“.

После второй Вспышки в Зоне появились еще более страшные монстры, чем после предыдущих катаклизмов. В их числе Хозяин – Главный Враг, обладающий могущественным артефактом, открывающим проход из Зоны во внешний мир. Тринадцатый сектор, выявленный в Зоне, грозил явно большей опасностью, чем остальные двенадцать. И вот группа Лунёва рвалась проникнуть в проклятый сектор, чтобы уничтожить его изнутри…

СТАЛКЕР — Песочные часы

Опубликовано 10.11.2021 г.

„Песочные часы“ — онлайн аудиокнига в исполнении peacemaker30, созданная по повести Сергея Недоруба, продолжающая официальную серию „СТАЛКЕР“. Аудиокнига „Песочные часы“ открывает цикл „СТАЛКЕР – Борланд“.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС, породившая Зону, сломала множество судеб. Сталкеры, вольные авантюристы, противостоят смертельным аномалиям, чудовищным выбросам радиации, кровожадным мутантам и воинствующим кланам. Спустя пять лет после взрыва, во время расцвета сталкерства, в Зону является начинающий сталкер по имени Марк. Он быстро привлёк внимание своим удивительным талантом выживать и чередой связанных с ним загадок. Он намеревается пробраться через Заслон. И Марк на то имеет личные причины, связанные с ему одному известной…

СТАЛКЕР — Чистое небо

Опубликовано 09.11.2021 г.

„Чистое небо“ — аудиокнига онлайн, созданная по сборнику рассказов Sted, Вячеслава Хватова и Романа Куликова, продолжающая официальную серию „СТАЛКЕР“. Аудиокнига „СТАЛКЕР — Чистое небо“ представлена в любительской озвучке Лешего.

Представленная аудиокнига “Чистое небо“ – это Чернобыльская Зона, территория Апокалипсиса, изнутри, увиденная глазами тех, кто ежедневно уходит за Периметр, кто не раз отважно вступал в единоборство с кровожадными мутантами, кто сталкивался с озверевшими мародерами, кто не подчинился воле коварных контролеров…

СТАЛКЕР — Чёрный ангел

Опубликовано 18.10.2021 г.

„Чёрный ангел“ — аудиокнига онлайн Вячеслава Шалыгина, продолжающая официальную серию „СТАЛКЕР“. Вторая книга цикла „Андрей Лунёв“. Первую книгу этого цикла „Обратный отсчёт“ также можно послушать на этом сайте.

В Зоне ещё не было такой мощной аномалии! Она возникла неожиданно, и внезапно появилась армия вооруженных адептов, тоже величающих себя чёрными ангелами. Андрей Лунёв подрядился проводником в Зону для двух ученых. Во время выполнения этой миссии его ждала схватка с чёрными ангелами, а также с бывшими „коллегами“ и кучей сталкеров, которые охотились за „Джокером“ – артефактом, который, по слухам, даёт власть над всеми мутантами Зоны…

СТАЛКЕР — Сердце Зоны

Опубликовано 16.10.2021 г.

„Сердце зоны“ — аудиокнига онлайн по произведению Андрея Левицкого из серии „СТАЛКЕР“. Вторая книга цикла „Химик и Пригоршня“. Первая книга из этого цикла также написана Андреем Левицким и называется „Выбор оружия“.

В Зоне произошла глобальная катастрофа! Вследствие сверхмощного выброса меняется ландшафт, уничтожая известные территории и открывая новые. Между кланами происходит борьба за существование, и война группировок становится неизбежной. Почему загадочных нанимателей именуют ЧИСТОЕ НЕБО? Слушая аудиокнигу “Сердце Зоны“, Вы побываете в мрачных закоулках Зоны и узнаете главную тайну – тайну её возникновения.

СТАЛКЕР — Линия огня

Опубликовано 15.10.2021 г.

„Линия огня“ — аудиокнига онлайн по произведению Василия Орехова из серии „СТАЛКЕР“. Вторая книга о сталкере Хемуль. Первая книга из этой подсерии также написана Василием Ореховым и называется „Зона поражения“.

Сталкер Хемуль больше никогда не хотел возвращаться в зараженную и населенную хищными мутантами Зону – территорию вокруг ЧАЭС после аварии. Однако, как всегда, судьба распорядилась иначе. Хемуль опять в Зоне и опять в деле. Чтобы спасти любимую женщину Дин, Хемуль со своей командой совершает смертельно опасную вылазку в сердце Зоны. И что же там было..?

СТАЛКЕР — Свинцовый закат

Опубликовано 13.10.2021 г.

„Свинцовый закат“ — онлайн аудиокнига из серии „СТАЛКЕР“ по роману Романа Глушкова. Это вторая книга из дилогии „Кальтер“, входящей во вселенную «S.T.A.L.K.E.R.». Роман является продолжением книги „Холодная Кровь“.

Главный герой, вместе с еще одним сталкером Мракобесом, отправляется в кишащую мутантами Зону Припяти в поисках Веры. Майор с спутником выдвинулись в путь.  Их преследует отряд жаждущего мести полковника Черепа, чьего брата убил Кальтер. Ну, а состоялась ли встреча майора с девочкой или это ему привиделось, вы узнаете, прослушав эту онлайн аудиокнигу.

СТАЛКЕР — Холодная кровь

Опубликовано 05.10.2021 г.

„Холодная кровь“ — аудиокнига онлайн Романа Глушкова, продолжающая серию „СТАЛКЕР“. Первая книга из дилогии „Кальтер“ входящей во вселенную „S.T.A.L.K.E.R.“ Вторая книга дилогии – роман „Свинцовый закат“.

Майор внешней разведки Константин Куприянов оказался в Зоне не ради артефактов и острых ощущений. Выполняя приказ, он пытается воспрепятствовать доставке похищенного, бандой контрабандистов в погонах, новейшего оружия „Пурга-3“ членам военизированной секты „Монолит“, которая прочно обосновалась в центре аномальной зоны. Он не догадывается, что приготовила Зона – столкнуть его с самым злейшим врагом – его собственным кровавым прошлым…

СТАЛКЕР — Обратный отсчёт

Опубликовано 05.10.2021 г.

„Обратный отсчёт“ — аудиокнига онлайн Вячеслава Шалыгина из знаменитой серии „СТАЛКЕР“. В аудиокниге „Обратный отсчёт“ идет рассказ о сталкере Андрее Лунёве, который согласно контракту должен был во время экспедиции офицеров Международной инспекции к центру Припяти, прикрывать тылы.

Когда закончится экспедиция, Андрей должен был убрать всех посторонних, которые прикоснулись к тайне Зова. Но эти самые „посторонние“, дважды спасавшие жизнь Андрея в столкновениях с сталкерами и мутантами. Как быть..?

СТАЛКЕР — Дом на болоте

Опубликовано 12.09.2021 г.

Дом на болоте — аудиокнига, продолжающая серию СТАЛКЕР об образовавшейся вокруг ЧАЭС в начале XXI века загадочной аномальной Зоне, куда устремились много любителей легкой наживы в надежде раздобыть редкие артефакты, которые стоят огромных денег.

Сталкер Штырь имел свой план обогащения. В его план не входил прорыв к таинственному Монолиту, исполняющему желания, сквозь смертельные ловушки и радиоактивные территории. Война с мародерами и свирепыми мутантами тоже не для него — он просто собирался ограбить и убить обитающего на болоте Доктора, бескорыстно лечившего раненых сталкеров. Но Штырь даже не догадывался, что этим он бросает вызов не только братству сталкеров, но и всей Зоне…

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:

— активизировать детское чтение;

— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (ДжанниРодари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?

(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

  • Первые художники земли сочинение
  • Первые роды форум рассказы
  • Первые сказки для самых маленьких
  • Первые шаги в космос сочинение
  • Первые русские сказки проф пресс