Первое сочинение по теории литературы

1как же я вс-таки выбрал то образование, которое в итоге получил и другого у меня нет? 2я помню процесс выбора

(1)Как
же я всё-таки выбрал то образование, которое в итоге получил (и другого у меня
нет)? (2)Я помню процесс выбора и помню все возможные варианты. (З)Весело об
этом вспоминать. (4)Очень весело.

(5)Бабушка и дедушка, по отцу, были у меня
биологами, а если точнее, ихтиологами. (б)Когда-то давно, сразу после войны,
они окончили Томский университет…

(7)Сызмальства мне давали листать большие
тома «Жизнь животных», где было много картинок и фотографий. (8)Больше всего
мне нравился том с насекомыми.

(9)Как сейчас помню, притащу я найденного
во дворе и быстро замученного детской заботой жука, червяка или бабочку домой,
и все умильно охают:

— Вот! (10)Наша порода! (11)В нас пойдёт! —
гордо говорил дед. — (12)Будешь биологом? (13)Будешь жучков изучать?

(14) Я, наверное, кивал или давал
утвердительный ответ…

(15) В школе сразу стало ясно, что меня к
точным наукам не тянет.

(16) Когда я учился в более старших
классах, родители уже преподавали в высшей школе. (17)Мама преподавала
теплотехнику и термодинамику. (18)А отец работал в университете заведующим
кафедрой на экономическом факультете. (19)Но алгебра, геометрия и физика были
самыми тёмными для меня предметами. (20)Родители даже и не намекали и сами понимали,
что по их стопам я пойти не смогу…

(21) А кстати, чего я хотел?

(22) Я точно не хотел уезжать учиться
куда-нибудь в другой город. (23)Я хотел жить дома, я не хотел и опасался
бытовых трудностей. (24)А хотел я… (25)Не знаю, чего я хотел. (26)Ничего
определённого. (27)Мне хотелось быть студентом. (28)Хотелось весёлой,
интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не очень трудно и не очень
скучно…

(29)Первым делом я пошёл на день открытых
дверей биологического факультета. (ЗО)Мне казалось, что, как только я приду на
биофак, бабушкины и дедушкины гены взыграют — и я пойму, что лучшего выбора
сделать просто нельзя. (31)А если мне ещё скажут, что в перспективе будут
экспедиции, научные эксперименты, если мне помогут дорисовать образ
учёного-биолога, который мною был почти нарисован, и этот образ сильно
напоминал жюль-верновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения…

(32)После дня открытых дверей я был весьма
озадачен. (33)Я ехал домой и думал, что же мне не понравилось. (34)Не лягушек
же препарируемых я пожалел, в самом деле. (35)Что же не то? (36)И я понял, что
не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который
совпал бы с моим представлением о том, как должен выглядеть учёный. (37)Всё
было нормально, тихо, деловито, как в поликлинике. (38)Романтики я не увидел,
точнее, я не увидел ни одного романтика. (39)А потом я ещё подумал и понял, что
лягушек мне всё-таки очень жалко.

(40)В марте я посетил мероприятие, целью
которого было завлечь будущих выпускников школ на факультет романо-германской
филологии. (41)Я посетил его. (42)Мне понравилось. (43)Это было хорошо
организованное мероприятие.

(44)С дня открытых дверей факультета
романо-германской филологии я поехал домой довольный. (45)На факультет русской
филологии я думал тогда даже и не ходить. (46)Опять склонения, падежи… (47)Не
хотел я изучать русский язык.

(48)Да и изучение литературы было для меня
связано с изложениями и сочинениями на скучные и далёкие для меня темы.

(49) Так или иначе, в апреле я потащился
осмотреть последний вариант учёбы, профессии и пути, возможный в моей жизненной
ситуации и в моём городе.

(50) Ехал я через весь город в университет
очень спокойно, чтобы совершить формальность, снять все возможные сомнения и
быть чистым перед родителями, ну… и перед собой.

(51) Возле деканата филологического
факультета нам сказали, что нужно пройти в библиотеку в зал периодической
литературы и подождать.

(52) В библиотеке было здорово! (53)Мне
понравилось сразу. (54)Там приятно пахло, было тихо, но небеззвучно. (55)Там
все были заняты делом, старались никому не мешать и, казалось, уважали
ближнего.

(56) Через небольшую паузу зашёл в зал
периодики он.

(57) Он не сразу вошёл. (58)Он в дверях
остановился, оглядев нас внимательно, очень искренне улыбнулся, кивнул и
беззвучно прошевелил губами «здравствуйте».

(59)Я увидел немолодого человека, ростом
чуть выше среднего, крепкого телосложения. (60)Вся его одежда была как из кино,
а не из местных магазинов или с местного рынка. (61)Всё это ему очень шло и
очень нравилось мне.

— (62)Позвольте представиться, меня зовут
Михаил Николаевич Дарвин. (63)Я работаю здесь в университете доцентом кафедры
теории литературы. (64)Так что, боюсь, с тем самым Дарвином мы, в смысле
научных интересов, даже не однофамильцы.

(65)Я хохотнул, и стоящий перед нами Дарвин
тут же нашёл мои глаза и едва заметно улыбнулся мне.

— (бб)Чем же мы будем заниматься на
филологическом факультете? (67)Что мы с вами будем делать пять лет вашей учёбы
и нашего преподавания? (68)3наете, это не так уж легко сказать. (69)Чем мы
будем заниматься? (70)Книжки будем читать! (71)Вот вы поступите, и мы с первого
курса начнём читать книги. (72)Но очень много! (73)Представляете, сколько
книжек с античных времён и по сегодняшний день написали люди? (74)Мы будем с
вами такими профессиональными читателями. (75)Профессиональными! (76)А ещё мы
будем обсуждать прочитанное. (77)Будем пытаться понять, что написано в книжке,
зачем её писатель написал, как он её писал, — он остановился посередине зала,
снова повернулся к нам. — (78)3наете, это же хорошее занятие — читать книги.
(79)Правда, мы будем читать очень много и очень внимательно. (80)Но если вы
сюда пришли, вы, наверное, любите это занятие? (81)Потому что если вы не любите
читать книги, то поступать на филологический факультет не стоит. (82)Вот я уже
давно читаю книги, и чем больше их читаю, тем больше мне это нравится…

(83)Не в силах сразу покинуть университет и
выйти на улицу, где было ещё по-сибирски холодно и талый снег сочился ручьями,
я зашёл в буфет. (84)Потом вышел на крыльцо и увидел Дарвина. (85)Он весело
разговаривал с дамой, которая рассказывала нам про факультет романо-германской
филологии.

— (86)Совершенно не был готов! — говорил
он. — (87)Наговорил каких-то глупостей. (88)Напугал, наверное, детей. (89)Ох,
не знаю я, как нужно с ними говорить. (90)Боюсь, что никого из тех, кто сегодня
приходил, я не увижу. (91)Вечно со мной так. (92)Хотел сказать одно, а сказал
другое. (93)Ну что же теперь поделаешь?! (94)А жаль!

(95)По стопам бабушки и дедушки я не пошёл,
но думаю (и мне весело об этом думать), что им забавно было бы знать, что
учился я у Дарвина.

(По Е. В. Гришковцу*)

* Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель,
драматург, театральный режиссёр.

Как выбрать жизненный путь?

 Отвечая на этот вопрос, Е.В. Гришковец пишет о его истории выбора образования. Сначала он поехал на день открытых дверей биологического факультета. Автор пишет: “Мне казалось, что, как только я приду на биофак, бабушкины и дедушкины гены взыграют — и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя”. Но оказалось, что романтики в быте ученого мало, а препарируемых лягушек оказалось жалко.

 Так писатель указывает на то, что выбирать будущую профессию стоит из-за личного желания, а не просто идти по стопам родителей.

 Кроме того, автор рассказывает о поездке на филологический факультет. Там его попросили пройти в библиотеку и подождать. Спустя некоторое время в зал зашел Михаил Николаевич Дарвин, доцент кафедры теории литературы. Рассказав, что на филологическом факультете становятся профессиональными читателями, что очень вдохновило автора и вскоре он отучился именно у Дарвина.

 Читатель понимает, что выбор филологического факультета был сделан не из-за настав

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах  раскрываются по мере прочтения произведения. 

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие. 

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением. 

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных. 

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету. 

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни. 

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа,  эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему. 

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами. 

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя.  Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными. 

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Любовь как путь самопознания. Аргументы, тезисы, выводы, вступления и заключения — все это добро представлено в изобилии, ведь здесь Вы найдете целых 3 варианта эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(379 слов) Любовь помогает человеку познавать себя. Эту закономерность прослеживали в своем творчестве многие авторы. Одним из ярчайших представителей русской литературы, который отдавал должное великому чувству в деле самопознания, является И.А. Бунин. В его произведениях отношения между мужчиной и женщиной становятся той яркой вспышкой, которая озаряет всю жизнь и дает возможность рассмотреть ее в деталях. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.

Так, в рассказе «Чистый понедельник» главная героиня смогла познать себя и определить призвание, только глядя на себя через призму любви. До знакомства со своим кавалером она колебалась и пробовала разные пути самоанализа. Девушка училась в университете, посещала разнообразные светские мероприятия, но вместе с тем ездила в отдаленные монастыри и участвовала в религиозных ритуалах. Она искала себя, изучала мир вокруг, но все еще не решалась выбрать свое предназначение окончательно и бесповоротно. Именно ночь любви с избранником стала поворотным моментом в ее судьбе. Только после этого она, наконец, определилась и вышла на прямую дорогу. Познав самые яркие проявления великого чувства, получив незабываемые впечатления, героиня точно знала: она готова отречься от мира, ее ничто не удержит. Эту определенность ей подарили отношения с возлюбленным.

Порой любовь врывается в нашу судьбу подобно смерчу. Она разбрасывает все, что, казалось, было идеально упорядочено и решено раз и навсегда. И в этом порыве ветра мы осознаем, что до сих пор жили в полусне и шли к тому, чего вовсе не желали. Именно такой пример И.А. Бунин описал в рассказе «Солнечный удар». Герои познакомились на палубе судна и сразу же понравились друг другу. Однако она была уже замужем, у нее был ребенок, а он ехал к невесте. Но яркое и непреодолимое чувство взяло верх над привязанностями. Они сошли на берег и провели ночь вместе. На утро женщина поспешила уехать к родным, не оставив ни адреса, ни имени. А он вдруг понял, что ему безразлична невеста, что ему не хочется ехать хоть куда-либо, где нет ЕЕ. Но было уже поздно. И все-таки офицер сделал важные выводы о себе, осознав, что его нынешнее положение — это вовсе не то, что нужно его пылкому сердцу.

Таким образом, любовь — это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле. Более того, это отражение, которое притягивает взор, не дает пройти мимо и отмахнуться. Благодаря великому чувству человек познает себя настоящего и получает стимул измениться к лучшему.

Вариант 2

(490 слов) Любовь дает человеку уникальную возможность понять и узнать себя лучше, ведь она показывает те стороны характера и мировоззрения, которые обычно остаются в тени. Мы не видим их, пока чувства не сталкивают нас с ними. Поэтому люди в союзе с теми, кого они любят, раскрываются в полной мере. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем у нее царила гармония, хоть и первые восторженные чувства уже поостыли. Семья была в достатке, хоть и без особой роскоши. Высокое положение в обществе давало Шеиным уважение и респектабельность. На первый взгляд, чего еще желать? Однако читателю все время кажется, что Вера находится в каком-то полусне. Она холодна, всегда спокойна и даже немного скучна в своей неподвижности и праздности. Разговор с генералом Аносовым подкрепляет это впечатление. Герой без обиняков заявляет, что не считает союз Веры и Василия любовью в самом великом смысле этого слова. Мимо настоящих чувств, которые встречаются раз в тысячу лет, героиня прошла. Ее страстно полюбил телеграфист Желтков, но Вера отмахнулась от этого жалкого кавалера и его анонимных писем. Именно эти уникальные эмоции показали героине, что ее жизнь скудна и однообразна. Она узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни, повинуясь ее желанию не контактировать с ним больше. В финале душа Веры очищается в страдании и преображается, ведь она понимает даже то, что само по себе выше земного понимания: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Порой испытание любовью настолько кардинально меняет человека, что он не в силах выдержать этот удар и принять свое отражение в зеркале искренних эмоций. Такой пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой не был романтиком и к женщинам относился так, будто перед ним были скаковые лошади. Он оценивал фигуру и свежесть тела объекта, но в его внутренний мир не погружался, так как использовал дам лишь в самых прикладных целях. Базаров считал себя нигилистом и не признавал общепринятых точек зрения на семью, брак, любовь, поэзию. Его все это не интересовало в той мере, как наука. Но все изменила одна лишь встреча. Анна Одинцова, умная и красивая женщина, пленила воображение Евгения. Он же мучился от этой страсти, пытаясь побороть ее. Он стал раздражительным, ревнивым, угрюмым, сам себя не узнавал и не хотел принимать себя таким. Евгению пришлось бы признать, что он сильно ошибся в оценке своих возможностей и в своем отношении к «романтизму». Он избегал этого разоблачения, сколько мог. Но разочарование в любви и себе сильно подкосило героя. Он сгорел от обуревавших его эмоций скорее, чем от заражения крови. Любовь показала ему истинное лицо Евгения Базарова, раскрыла все его тайны, и этих открытий он пережить не смог.

Таким образом, любовь освещает нашу душу ярким прожектором и показывает всю подноготную. Иногда увиденное настолько шокирует человека, что он едва может оправиться от прозрения. Но без этих откровений невозможно познать себя таким, каков ты есть на самом деле. Поэтому нужно уметь взглянуть правде в глаза и исправить то, что не нравится.

Вариант 3

(455 слов) Любовь приоткрывает все завесы, скрывающие наши сокровенные тайны даже от нас самих. Она дарит уникальный опыт раскрепощения души в союзе сердец. В порыве единения мы не скрываем ничего и выражаем все то, что дремало на самом дне внутреннего мира. Поэтому чувства являются прекрасной возможностью узнать себя лучше. Посмотрим, получилось ли это у главных героев?

Рассмотрим пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова была ветреной и наивной девушкой, которая познавала себя методом проб и ошибок. В светском обществе, где так много лжи и соблазнов, героиня запуталась в своих чувствах и не могла понять, кого выбрало ее сердце? С одной стороны, она была предана Андрею Болконскому, они были помолвлены. С другой стороны, отъезд жениха и неудачное знакомство с его семьей отдалили Наташу от него, и она попала под действие чар Анатоля Курагина, который имел огромный опыт обольщения. В данном случае любовь лишь запутала девушку, ведь так? Нет. Просто это еще не любовь. Колебания Наташи вызваны тем, что ее душа не готова сделать решающий выбор. Но она созрела тогда, когда предложение сделал Пьер Безухов. Союз с этим человеком раскрыл истинную природу Наташи, указал ей на ее призвание. Героиня полностью реализовала себя в материнстве и отбросила все фальшивое и напускное. Любовь позволила ей познать свою натуру. 

Не менее убедительный пример представил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников совсем запутался в себе. Он поддался соблазну теории о вседозволенности, прикрытой мнимым общественным благом, и совершил ужасный грех — убийство. После этого он едва не сошел с ума, ведь муки совести и сомнения в собственных правах на чужие жизни не оставляли его ни на минуту. Возможно, он и правда лишился рассудка или покончил с собой, если бы не встретил Соню Мармеладову. Героиня была его родственной душой, которой тоже пришлось переступить через нравственный закон. Она стала торговать телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Но порок не тронул ее душу. Соня сохранила чистоту и уверенность в правильности своего решения. Даже Родион своими изощренными доводами не смог поколебать ее веру. И он полюбил это кроткое создание, которое оказалось выше и сильнее его духовно. Именно благодаря любви герой обрел шанс на нравственное исцеление. Он признал свою вину и понес наказание. А на каторге поддержка Сони и чтение Библии завершили свою миссию: Раскольников разуверился в пагубной теории и вернулся на стезю добродетели. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь путь к свету.

Таким образом, настоящая любовь всегда делает душу человека открытой книгой и позволяет ему нащупать дорогу к счастью и реализации себя. В отношениях с тем, кто так близок и дорог, мы находим себя и свое предназначение. Поэтому так важно создать крепкую семью — надежный тыл, в котором мы всегда обретем опору и поддержку, чтобы вновь направиться на поиски своего места в мире.

  Люди на протяжении временных эпох спорили о том, что можно считать преступлением. Сегодня человек, услышав слово «преступление», скорее всего представит себе конкретный общественно опасный поступок, который может нанести вред здоровью или психическому состоянию людей. Такое определение хорошо подходит к данному деструктивному явлению безусловно имеет место быть. Однако вместе с тем существует иной, неюридический, но человеческий подход к пониманию преступления. За примерами обратимся к произведениям отечественной художественной литературы.
   Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», написанного Ф. М. Достоевским, встречает на своем жизненном пути множество трудностей: бедность, асоциальность, отдаленность от семьи. Такие сложности безусловно являются непростыми, тяжкими условиями существования  всякого человека, однако, они не дают право персонажу устраивать бесчинства, вымещая злобу, ненависть на случайных людях. Герою лишь нужен повод для свершения убийства, который он легко находит и в своем материальном состоянии, и в своей теории, касающейся устройства общества, и в свете, открывшихся ему фактов и слухов, описывающих старуху-процентщицу ни как честную женщину. В итоге персонаж осознает всю тяжесть сделанного поступка, он признается в грехе следователю, своей подруге, а затем отправляется на каторгу в Сибирь. Раскольников обречен на вечные духовные искания и муки, потому его действие заслуживает  зваться настоящим злодеянием. Этот пример подтверждает право на существование первого выделенного нами класса поступков и свершений, которые люди вправе отнести к преступлениям.
   Рассуждая на тему правонарушений, проступков нельзя не упомянуть о произведении «В аптеке» за авторством А. П. Чехова. Главный герой по имени Егор Алексеич отправляется поздним вечером за необходимыми лекарствами, так как сильно заболел. Однако персонажу не удается получить медицинские средства от провизора. Егору Алексеичу пришлось провести в ожидании более получаса фактически наедине с собой (фармацевт не поддержал ни оду из двух попыток домашнего учителя начать диалог). Герой сожалеет о том, что такое «святое» дело находится в сфере ответственности столь «утюжных»  фигур. Провизор завышает цену на лекарства, прикрепив к ним табличку. Егору Алексеичу не хватает всего шести копеек для осуществления покупки. Персонаж вынужден отправиться домой для того, чтобы отыскать недостающую сумму, но в квартире он ложится на кровать, дабы чуть отдохнуть, а затем умирает. Автор умело демонстрирует читателям тот факт, что обычное равнодушие сродни даже самому кровавому преступлению.
  Злодеяния это та данность, от которой социуму не избавиться, но им можно противостоять и минимизировать их влияние. Достаточно лишь не уподобляться тем, кто свершает данные поступки, очерняя в первую очередь себя. Писатели постоянно напоминают нам при помощи своих произведений о важности человечности в любой ситуации.

Здравствуйте, Илья!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требования по количеству слов и написать самостоятельную  работы. Вместе с тем следует обратить внимание на нарушение логики развития мысли, поверхностный анализ произведений, речевые ошибки и недочёты. Сочинение очень трудно читать из-за желания писать красиво.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Сочинение соответствует теме, прослеживается цель высказывания, но глубины в раскрытии темы нет.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Качество анализа произведений, привлекаемых для аргументации, поверхностный, с искажением авторской позиции.

Хотелось бы обратить внимание на примеры искажения авторской позиции, не совсем правильную трактовку образов:

Такие сложности безусловно являются непростыми, тяжкими условиями существования  всякого человека, однако, они не дают право персонажу устраивать бесчинства, вымещая злобу, ненависть на случайных людях. Герою лишь нужен повод для свершения убийства, который он легко находит и в своем материальном состоянии, и в своей теории, касающейся устройства общества, и в свете, открывшихся ему фактов и слухов, описывающих старуху-процентщицу ни (орфографическая ошибка) как честную женщину.

По-Вашему, мотивом для убийства стало материальное положение Раскольникова.

Что значит нечестная женщина? Правильнее было бы использовать прилагательное «бесчестную», но опять же непонятно, а что именно Вы хотели сказать. Алёна Ивановна давала деньги под проценты. Вы это имеете в виду? Одним словом, нужно писать так, чтобы не возникало двусмысленности.

В итоге персонаж осознает всю тяжесть сделанного поступка, он признается в грехе следователю, своей подруге, а затем отправляется на каторгу в Сибирь.

Разве Соня Мармеладова была подругой Раскольникова? Что Вы вкладываете в понятие «подруга»? Это звучит по крайней мере странно. Это ещё и фактическая ошибка.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В сочинении есть нарушение логики внутри абзацев.

Люди на протяжении временных эпох спорили о том, что можно считать преступлением. Сегодня человек, услышав слово «преступление», скорее всего представит себе конкретный общественно опасный поступок, который может нанести вред здоровью или психическому состоянию людей. Такое определение хорошо подходит к данному деструктивному явлению безусловно имеет место быть. Однако вместе с тем существует иной, неюридический, но человеческий подход к пониманию преступления. За примерами обратимся к произведениям отечественной художественной литературы.

Как я понимаю, Вы хотели противопоставить два понимания преступления: первое, которое определено как юридическое, и второе («человеческий подход к пониманию преступления»). Одно понимание представлено, но другого нет. Вы обращаетесь к примерам из литературы, но тезиса (суждения) не представили. Что же тогда будут доказывать примеры из литературы? (нарушение логики развития мысли).

Не очень хорошо сочетается ряд трудностей, которые возникли в жизни Родиона Раскольникова:

Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», написанного Ф. М. Достоевским, встречает на своем жизненном пути множество трудностей: бедность, асоциальность, отдаленность от семьи.

Слово «асоциальность» требует пояснений. Кроме того, это понятие, на мой взгляд, не коррелирует с произведением, написанным в 19 веке.

Отдалённость от семьи — это не жизненная трудность, это проблема внутренняя (отношения между людьми).

В итоге персонаж осознает всю тяжесть сделанного поступка, он признается в грехе следователю, своей подруге, а затем отправляется на каторгу в Сибирь. Раскольников обречен на вечные духовные искания и муки, потому его действие заслуживает  зваться настоящим злодеянием. Этот пример подтверждает право на существование первого выделенного нами класса поступков и свершений, которые люди вправе отнести к преступлениям.

Нарушение причинно-следственных связей.

Микровывод, который Вы делаете, изобилует лексикой разных стилей (свершения, право, класс поступков). Желание выражаться красиво не очень помогает выразить мысль понятно, доступно и чётко.

Пример ничего не подтверждает, потому что Вы не обозначили тезис, значит, речь идёт о нарушении логики развития мысли.

К 4 (речь)+ 1 балл

В речи используется много обществоведческих понятий, штампов, высокопарных слов (например, устаревший союз «дабы»), которые не украшают речевой строй сочинения, многие речевые конструкции делают высказывания тяжеловесными и непонятными.

Такое определение хорошо подходит к данному деструктивному явлению И безусловно имеет место быть.

Пропущен союз и, поэтому высказывание звучит непонятно. Но и при наличии союза мысль выглядит вычурно.

Ошибки (на некоторые речевые ошибки указывается в других критериях).

Люди на протяжении временных эпох спорили о том, что можно считать преступлением.

Лексическая избыточность. Слово «эпоха» напрямую относится к понятию «время».

Эпоха — [от греч. epochē — остановка] — продолжительный период времени, имеющий какие-л. характерные особенности. Понятие «эпоха» связано с понятие «время». Возможные варианты: Люди на протяжении многих веков спорили…

Такие сложности  безусловно  являются непростыми, тяжкими условиями существования  всякого человека, однако, они не дают право персонажу устраивать бесчинства, вымещая злобу, ненависть на случайных людях.

Лексическая несочетаемость. Возможный вариант замены: тяжёлые условия существования (невыносимые) и т.д.

Неудобный подбор слова (синонима).  Словом «бесчинства», на мой взгляд, невозможно заменить понятие «преступление». Кроме того, Вы показываете поверхностное знание текста и нарушаете авторскую позиция, заявляя, что Родион Раскольников совершает преступление, «вымещая злобу, ненависть на случайных людях».  Случайных? Раскольников планировал преступление. Случайным мы может назвать убийство Лизаветы, но не старухи-процентщицы!

Раскольников обречен на вечные духовные искания и муки, потому его действие заслуживает  зваться настоящим злодеянием.

Лексическая несочетаемость.

В итоге персонаж осознает всю тяжесть сделанного поступка, он признается в грехе следователю, своей подруге, а затем отправляется на каторгу в Сибирь.

Нарушение лексической сочетаемости (совершенного поступка)

Рассуждая на тему правонарушений, проступков нельзя не упомянуть о произведении «В аптеке» за авторством А. П. Чехова.

И снова погоня за желанием необычно/ красиво выражать мысли. Можно сказать проще: … можно обратиться к произведению А.П. Чехова «В аптеке».

Егору Алексеичу не хватает всего шести копеек для осуществления покупки. Персонаж вынужден отправиться домой для того, чтобы отыскать недостающую сумму, но в квартире он ложится на кровать, дабы чуть отдохнуть, а затем умирает.

Неуместное использование устаревшего союза.

Злодеяния  это та данность, от которой социуму не избавиться, но им можно противостоять и минимизировать их влияние.

Неуместное использование местоимений.

Злодеяния это та данность, от которой социуму не избавиться, но им можно противостоять и минимизировать их влияние.

Неуместное использование книжного слова «данность».

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:

Орфография — 2

Однако вместе с тем существует иной, неюридический, но человеческий подход к пониманию преступления.

Прилагательное «не юридический» следует писать раздельно.

Герою лишь нужен повод для свершения убийства, который он легко находит и в своем материальном состоянии, и в своей теории, касающейся устройства общества, и в свете, открывшихся ему фактов и слухов, описывающих старуху-процентщицу ни как честную женщину.

Ни вместо не.

Пунктуация — 5

Сегодня человек, услышав слово «преступление», скорее всего  ЗПТ представит себе конкретный общественно опасный поступок, который может нанести вред здоровью или психическому состоянию людей.

Такое определение хорошо подходит к данному деструктивному явлению ЗПТ безусловно ЗПТ имеет место быть.

Такие сложности ЗПТ безусловно ЗПТ являются непростыми, тяжкими условиями существования  всякого человека, однако, они не дают право персонажу устраивать бесчинства, вымещая злобу, ненависть на случайных людях.

Не обособлены вводные слова.

Злодеяния ТИРЕ это та данность, от которой социуму не избавиться, но им можно противостоять и минимизировать их влияние.

Нет тире между подлежащим и сказуемым.

Герою лишь нужен повод для свершения убийства, который он легко находит и в своем материальном состоянии, и в своей теории, касающейся устройства общества, и в свете,открывшихся ему фактов и слухов, описывающих старуху-процентщицу ни (орфографическая ошибка) как честную женщину.

Лишняя запятая.
Грамматика — 1

Рассуждая на тему правонарушений, проступков нельзя не упомянуть о произведении «В аптеке» за авторством А. П. Чехова.

Нарушение управления.
Правильно рассуждая (о чём?)  о теме.

Общий вывод по работе

Итак, Илья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом произведений, логикой развития мысли (над тезисно-доказательной частью), речевым оформлением, грамотностью.

Удачи!

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

Первое сочинение по теории литературы

Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


Может ли преступление оказаться безнаказанным?

Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


Первое сочинение по теории литературы

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

  • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
  • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
  • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

  • Первое сочинение на руси целиком посвященное управлению частным хозяйством это
  • Первое экономико географическое сочинение
  • Первое сочинение в россии о болезнях и воспитании детей
  • Первое сентября 3 класс сочинение по картине
  • Первое появление пугачева на страницах романа капитанская дочка сочинение