Первое собрание сочинений достоевского

Достоевский ф.м полное собрание сочинений в 18 томах все тома серии вышли в 2005 году в издательстве воскресенье. лучшее постсоветское

Достоевский Ф.М Полное собрание сочинений в 18 томах

Все тома серии вышли в 2005 году в издательстве «Воскресенье».

Лучшее постсоветское собрание сочинений Достоевского!

В отличном состоянии. Возможна продажа в рассрочку. Полный комплект. 18 томов, в 20-ти книгах, два тома вышли в нескольких книгах. Полный свод всех известных в настоящее время законченных произведений писателя. Издание содержит более 15 печатных листов работ, не входивших ранее в собрания сочинений Федора Михайловича. «Дневник Писателя» выходит в наиболее полном объеме, включая вещи, не подписанные Достоевским в свое время или подписанные псевдонимами, созданные коллективно. Причем, в каждом случае авторство или соавторство доказано научно. Публикуются также его показания по делу петрашевцев, переводы с французского, стихи, графические работы. Тексты даются в «авторской интонации»: восстановлены неповторимый «достоевский» синтаксис, пунктуация, написание отдельных слов. Каждый том содержит обширный научно-справочный аппарат, комментарии ведущих специалистов.

Биография автора. Федор Михайлович Достоевский. Биография.

Федор Михайлович Достоевский, выдающийся русский писатель, классик русской и мировой литературы, родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в многодетной семье. Отец его — Михаил Андреевич (1787—1839), окончил Императорскую медико-хирургическую академию и служил лекарем в Мариинской больнице (заведении для неимущих). Мать — Нечаева Марина Федоровна, была купеческой дочерью.

Со слов самого Ф. М. Достоевского мы знаем, что его «отец и мать были люди небогатые и трудящиеся». Несмотря небольшой достаток семьи, Достоевский был прекрасно воспитан и образован, за что был очень благодарен своей семье. Чтению и правописанию выучила Федора Михайловича его мать, которая использовала для этого «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Этот факт нашел свое отображение в романе «»Братья Карамазовы»», в котором старец Зосима рассказывает, что именно по этой книге он выучился читать в детстве . На тот момент, самое значительное впечатление на ребёнка произвела библейская «»Книга Иова»», и снова эти впечатления мы можем проследить в романе «»Подросток»», как мы можем судить со слов самого Достоевского.В 1827 году, отец писателя, за ответственность и прилежную службу, был произведен в ранг коллежского асессора, что давало ему право на потомственное дворянство, и как дворянин в 1831 году прикупил небольшое имение, сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, к которому позже еще добавил соседнюю деревеньку Чермошню.Именно туда, начиная с 1831 года вся семья начала выезжать из Москвы на лето, и именно там Ф. М. Достоевский близко познакомился с жизнью русской деревни, бытом и обычаями крестьян. Первые впечатления мальчика в последствии были записаны и изданы, особенно запомнился случай, когда местный крестьянин успокоил испугавшегося Фёдора. Именно это воспоминание легло в основу рассказа Достоевского «»Мужик Марей»» в «»Дневнике писателя»».Обращаясь к воспоминания Федора Михайловича, мы можем судить, что детство было самой лучшей и самой счастливой частью в непростой жизни. Отец самостоятельно выучил мальчика, как и всех его старших братьев, латыни.Закончив домашнее обучение, Фёдор Достоевский вместе со старшим братом Михаилом в 1833 был определен на полупансион Н. И. Драшусова, где они в течении года получали знания французского языка, в те годы являвшегося обязательным для членов дворянских семей, и математики.В период с осени 1834 по весну 1837 Достоевский с братом проходил обучение в престижном московском пансионе Л. И. Чермака

В 1837 произошло очень много важных событий в жизни шестнадцатилетнего Достоевского, от чахотки скончалась его мать и отец определил своих старших сыновей, Фёдора и Михаила (которых также как и его брат, стал писателем), в пансион К.Ф.Костомарова в Петербурге, для дальнейшего обучения и подготовки к поступлению в Главное инженерное училище.Этот непростой 1837 год, стал очень важным и во многом даже определяющим для Достоевского. Смерть матери совпала со смертью А.С. Пушкина, и оба эти события Федор воспринял как личную трагедию, так как творчеством Пушкина он увлекся с самого детства. В этот же год случился и переезд в Петербург вместе с поступлением в инженерное училище.Оба брата, Михаил и Фёдор, имели одинаковую страсть к сочинительству, хотя их отец и не разделял их стремлений в данной области. Михаил Андреевич считал, что труд на литературном поприще попросту не может обеспечить будущее его сыновей, и именно поэтому убедительно рекомендовал обоим поступать в инженерное училище, по окончании которого можно было поступить на службу и обеспечить материальное благополучие.. Но на уме же у обоих братьев были мечты о литературной славе, что в последствии Достоевский вспоминал в «Дневнике писателя»..

В 1839 году смерть забрала и отца будущего классика, до сих пор не утихают споры об истинной причине смерти М.А. Достоевского . Есть две версии — первая, она же официальная, что отец Федора умер в поле, от апокалипсического .удара, вторая же основана в основном на слухах и воспоминаниях родственников: М. А. Достоевского убили собственные же крестьяне.

В доказательство второй версии, биографы Ф.М. Достоевского обращают внимание на слова из воспоминаний его дочери Л.Ф.Достоевской: «Мой дед Михаил обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его».

При этом никто из родственников в действительности не являлся фактическим свидетелем самой смерти . Как считает известный исследователь жизни и творчества Достоевского Н.Н. Наседкин: «книга дочери Достоевского содержит немало фактических неточностей, ошибок и спорных утверждений, но, вместе с тем, содержит немало интересного и нового для исследователей творчества писателя».

Но несмотря на противоречивость источников, версия убийства крепостными имела поддержку у очень многих исследователей жизни и творчества Достоевского, и, к примеру, эта версия разделяется известным французским издательством словарей Ларусс: «Однажды утром 1839 года доктор Достоевский был обнаружен на обочине дороги, его тело было истерзано, вне всяких сомнений он был убит мужиками, которых сильно раздражала его жестокость».

Все эти события и различные версии в итоге нашли свое отображение в творчестве писателя. К примеру, вот так пишет он об отцеубийстве в своем романе «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. — презрительно бросает Иван Карамазов публике, пришедшей в зал суда, где вот-вот приговорят Митю. — Все желают смерти отца… Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые…»

На, еще не полностью пережившего смерть матери, такая же участь отца произвела тяжелое и непоправимое впечатление на юношу и в последствии отразилось на его здоровье и мировосприятии. . Л. Ф. Достоевская отмечала такой факт: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Уже упомянутый нами выше, французский словарь Лярусс, со ссылкой на воспоминания писателя Д.В. Григоровича, в тоже время сообщает, что первый припадок эпилепсии случился лишь спустя 2 месяца после смерти отца. Но если отталкиваться от личных воспоминаний Д. В. Григоровича выходит, что он стал припадок Достоевского впервые тот наблюдал не ранее 1844-1845 годов..

На самом деле нет подтвержденных сведений или источников, что приступы, эпилепсии Достоевского случались в детстве, либо в юности. Как говорит об этом сам Федор Михайлович первый припадок случился с ним уже гораздо позднее – во время его ссылки на каторгу

Уже в наше время были проведены исследования и определена точная дата смерти Михаила Андреевича Достоевского — 6 июня 1839 года. Так же, основываясь на исследованиях архивов, были найдены и обнародованы новые, или просто забытые недобросовестными исследователями, факты, говорящие о естественной смерти отца писателя. По данным этих исследований, факт смерти был зафиксирован двумя врачами, причем независимо друг от друга.

Слухи же об убийстве крепостными, были распространены соседями, а именно помещиком соседнего имения П. П. Хотяинцевым. На самом деле неразбериха с этими версиями была вызвана тем, что версию об убийстве разделяли родственники Достоевского, и на основании этого некоторые биографы писателя и приняли за факт версию о насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. При чем, несмотря на последние исследования, до сих пор биографы Достоевского не могут сойтись на одной версии, но по большому все это лишь вопрос личных предпочтений.

Между самими же братьями существовал уговор, не касаться темы смерти отца в разговорах между собой и в других беседах. Прошло достаточно много лет, прежде чем они все таки смогли говорить об этом.

Главное инженерное училище на тот момент являлось одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только специализированное военное, но и разностороннее гуманитарное образование.

За время обучения Ф.М. Достоевский увлекся зарубежной литературой и осилил сочинения многих авторов, в том числе и Гомера, Корнеля, Шиллера, Расина, Шекспира, Гёте, Бальзака, Гюго, Гофмана, Байрона, но также и не оставил без внимания русскую литературу: Гоголя, Державина, Лермонтова. Да и увлечению творчеством А.С. Пушкина нашлось время: Достоевский знал наизусть практически все великого поэта. Тут стоит привести цитату известного русского географа Семёнова-Тян-Шанского, он так говорил о Достоевском: «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Григоровича, Некрасова, Панаева , Плещеева и даже самого Гоголя».

Стоит также упомянуть о том, что учеба в инженерном училище была не по душе Федора. Он просто не видел себя на будущей службе и все эти науки были откровенно в тягость. Так его свободное от занятий время было посвящено чтению, ночами же он пробовал себя в сочинительстве. В 1838 Ф.М. Достоевский организовал литературный кружок при училище, в который, по его же настоянию, вошло много его товарищей по учебе. В частности в него вошли Д.В. Григорович, А. Н. Бекетов, И. И. Бережецкий и Н. И. Витковский.

Но не смотря на свою откровенную нелюбовь к будущей профессии, в 1843 году Достоевский окончил Главное Инженерное училище и был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но тяга к литературе победила, и не прослужив и года, в 1844 году Ф.М. Достоевский подает в отставку, чтобы полностью посвятить себя сочинительству. Так в чине поручика и закончилась его военная служба.

Еще пребывая в инженерном училище, в свои «»ночные смены»» с 1840 по 1842 год, Достоевский работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Как известно из писем к брату в январе 1844 году, Достоевский закончил драму «Жид Янкель». К сожалению эти первые юношеские пробы пера не сохранились до наших дней. Занимаясь переводами на русский романа Эжена Сю «Матильда», и, в последствие, романа Жорж Санд «Последняя из Альдини», в тоже время Ф.М.Достоевский начал работу над собственным романом «»Бедные люди»». Переводы так и не были закончены, как и множество рассказов, которые Достоевский писал под влиянием собственных впечатлений о прочитанном и переведенном.

Даже пребывая на военной службе, Достоевский не бросил свои занятия переводом, так в 1844 году увидел свет перевод на русский язык романа Бальзака «»Евгения Гранде»». Но это скорее был даже не перевод, а вольное видение романа самим Достоевским, так как он содержал довольно много ошибок и неточностей, да и к тому же было в нем довольно много дополнений. Тем не менее, перевод Достоевского был напечатан в журнале «»Репертуар и пантеон»»» в 1844 году, хотя и без упоминания автора перевода..

В конце мая 1845 года был завершен первый роман Достоевского «Бедные люди». Благодаря активному участию Д. В. Григоровича с рукописью романа были ознакомлены уже известные литераторы: Некрасов Н.А. и Белинский В.Г. Они действительно по достоинству оценили роман начинающего писателя, и Достоевский был принят в кружок Белинского. Благодаря этому роман стал известен еще до публикации и принес признание молодому писателю.

Вот как написал Достоевский в своих воспоминаниях о словах Белинского:

«Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..»… Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. —Достоевский Ф. М., «Дневник писателя» 1877. Январь. Гл. 4.

Но все было не так гладко у начинающего литератора, следующий его роман «»Двойник»» был откровенно не понят как критиками, так и коллегами по цеху. Возможно, это было из-за того, что после первого же романа Достоевского вознесли на пьедестал и ожидания были слишком высоки. Чуть ли не каждое слово из под его пера должно было сверкать гениальностью. Так в одночасье изменилось отношение к юному писателю, даже Белинский сменил свое первоначально теплое отношение. Критики же вовсе соревновались в краснословии и сарказме.

Дело в том, что сам роман «Двойник», оказался слишком уж новаторским для своего времени и оценить по достоинству молодого писателя смог только такой же молодой и начинающий критик Майков В.Н., с семьей которого он впоследствии сближается и находит там настоящих друзей и единомышленников..

Все это сопровождалось стычками и конфликтами с окружающими, в частности с Тургеневым и, как вследствие, с Белинским. Закончилось все это исключение Ф.М. Достоевского из кружка Белинского и разрывом с редакцией «»Современника»», в частности, с Н.А. Некрасовым. В результате этого Достоевский начал публиковаться в «»Отечественных записках»»

Но нельзя сказать, что этот период стал исключительно неприятным для Достоевского. Благодаря быстро полученной славе и признанию, быстро расширился круг знакомств и Федор Михайлович стал вхож во многие дома, что дало начинающему писателю огромный толчок в творчестве. Ведь с кого же брать героев для будущих произведений, как не с окружающих людей. .

Зимой 1846 года Достоевский, по протекции В.Н. Майкова, стал участником всевозможных литературных кружков и салонов, где встретил старых знакомых и завел много новых. После ссоры с Белинским это было как глоток свежего воздуха для Достоевского, там он смог найти новы друзей и единомышленников, дружба с которыми прошла через многие годы.

Зимой 1847 Федор Михайлович стал вхож в довольно прогрессивный кружок М.В. Петрашевского, в котором помимо свободы книгопечатания, изменений в судебной системе, обсуждалась также возможность и необходимость отмены крепостного права. В последствии участников этих пятничных вечеров стали называть «»петрашевцами»», хотя и в этом кругу не удалось избежать раскола, из-за политических убеждений самого Петрашевского М.В.

Большинство самых радикальных петрашевцев, а именно семь человек, сплотилось вокруг Н.А. Спешнева, который считал себя коммунистом. Так образовалось особое тайное общество, в которое в 1848 году вошел и Ф.М.Достоевский. Из целью стало создание собственной типографии, подготовка и осуществление государственного переворота. Достоевский вел себя несколько неосторожно и в музыкальном кружке неоднократно читал «»Письмо Белинского-Гоголю»»», которое находилось под запретом . Через некоторое время после публикации «»Белых ночей»» рано утром 23 апреля 1849 года Федор Михайлович, а также многие из входивших в общество петрашевцев, были арестован. Сам автор провёл целых восемь месяцев в заключенным в Петропавловскую крепость. К счастью петрашевцев, следствию ничего не было известно о существовании тайного общества, той самой семёрки Спешнева. На многочисленных допросах Достоевский не шел на сотрудничество со следствием и если и выдал, то незначительное количество информации, которая могла бы компрометировать его самого либо его сподвижников.Несмотря на полное отрицание предъявленных ему обвинений, Достоевский был признан судом «»одним из важнейших преступников»».Из официальных документов:»»Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева копию с преступного письма литератора Белинского — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием»».

Но не стоит забывать о творчестве, несмотря на участие во многих кружках и обществах, из-под пера молодого литератора в этот период вышло огромное разнообразие произведений. Это и юмористический рассказ («»Роман в девяти письмах»», 1845), и физиологический очерк (фельетоны «»Петербургской летописи»» 1847), рассказы («»Господин Прохарчин»» (1846), «»Ползунков»» (1847), «»Честный вор»» (1848)), святочный рассказ («»Ёлка и свадьба»» 1848), повести («»Хозяйка»» (1847), «»Слабое сердце»» (1848), «»Белые ночи»» (1848)), уже упомянутый выше эпистолярный роман «Бедные люди» (1845) и незаконченный роман воспитания «»Неточка Незванова»» (1848—1849).

Но как оказалось, этот суд и жестокий приговор, на самом деле были своего рода психологической пыткой. Так, вместо казни 22 декабря 1849 года на Сёменовском плацу в Петербурге, в самый последний момент было объявлено о помиловании и замены смертной казни на каторжные работы. Не все из осужденных смогли перенести эти события. К примеру, Николай Григорьев под влиянием этих событий сошел с ума.И как любой опыт, Достоевский и этот перенес в будущем на страницы одного из своих романов. Так ощущения приговоренного к казни нашли свое отображение в монологе князя Мышкина романа «»Идиот»», который приобрел поистине мировую известность.Так, по новому решению суда, Достоевский провел последующие четыре года своей жизни в Омске, на каторге. К слову, Федор Михайлович оказался единственным русским писателем XIX века, осужденным на каторгу и действительно её прошедшим. Четыре тяжелых года, года лишений и к тому же без права переписки. Но Достоевский просто не мог не писать. Пребывая в лазарете, он в тайне вел свои записи в тетради, которую сам же называл «»моя тетрадка каторжная»». Эти редкие записи легли позже в основу повести «»Записки из Мертвого дома»».

Из-за того, что Достоевский был потомственным дворянином, отношение простых заключенных было из ряда неприязненных. Лишь по прошествии двух лет ему удало сломить, так называемую, «»стену отчуждения»» и войти в круг других арестантов.К этому времени и относится первое официальное медицинское заключение о тяжелом недуге Достоевского, эпилепсии. Эти сведения можно почерпнуть из свидетельства местного лекаря Ермакова.Будучи освобожденным, Достоевский не сразу покинул Омск, а провел там еще около месяца.В конце зимы 1854 года был отправлен на службу рядовым солдатом в 7-й Сибирский линейный батальон, расквартированный в городе Семипалатинск.После смерти императора Николая І в феврале 1855 года Достоевский пишет стихотворение вдове Николая, императрице Александре Федоровне.Результатом этого стихотворения стало произведение в унтер-офицеры, что было неоднозначно воспринято современниками. Хотя на самом деле Достоевский писал его не для того, чтобы стать офицером, а с надеждой получить монаршее разрешение печататься.Всего Ф.М. Достоевским было написано три верноподданнических стихотворения, ни одно из которых впрочем не было издано при его жизни, из чего мы можем сделать заключение об его искреннем личном к ним отношении.Первым, что было опубликовано после ссылки и каторги Достоевского, стал небольшой рассказ «»Маленький герой»» По старой традиции рассказ был опубликован в журнале «»Отечественные записки»», №8 в 1857 году, фактически после окончательной амнистии.Несмотря на амнистию, новый российский император Александр ІІ приказал установить за писателем тайный надзор и вплоть до 1875 Достоевский находился под наблюдением полиции.6 февраля 1857 года в русской православной церкви города Кузнецка прошло венчания Достоевского с Марией Исаевой, роман с которой завязался у писателя еще во время его службы рядовым в г. Семипалатинск.. К этому времени Мария уже стала вдовой и ничего уже не мешало им открыто объявить о своих чувствах. Через неделю они едут на родину Марии город Семипалатинск, по пути в который у Достоевского снова случается эпилептический припадок.

Согласно императорскому указу от 17 апреля 1857 года была объявлена полная амнистия для декабристов (под неё попали так же петрашевцы), произошел полный возврат дворянских прав для бывших осужденных, что автоматически снимало запрет на публикации для Достоевского.Время заключения и воинской службы не прошли мимо Достоевского, и за это время из «»бунтаря»» и «»искателя правды»» Федор Михайлович стал очень религиозным человеком, что и пронес сквозь всю свою последующую жизнь.В 1859 году выходят в свет новые повести Достоевского: «»Дядюшкин сон»» и «»Село Степанчиково и его обитатели»».

Жизнь в ссылке, как свободолюбивого человека, сильно тяготила Достоевского. Так в том же году он получает разрешение, дозволяющее ему поездку в Тверь, а в конце года и вовсе возвращается назад, в Петербург, со своей семьей.Несмотря на амнистию и разрешение вернуться в столицу, власти нашли необходимым и дальше продолжать наблюдение за бывшим заговорщиком и каторжником. Так продолжалось до середины 1870-х годов, хотя по сути и мало беспокоило самого Достоевского.

За время отсутствия, о Достоевском — как об одаренном писателе, стали забывать в Петербурге. Отличным и очень ярким напоминанием, думаем не лишним даже будет сказать практически о втором начале писательской карьеры, стала публикация его «»Записок из мертвого дома»». Это произведение произвело настоящий фурор, как в среде литераторов, так и в среде читателей. Даже современные литературоведы затрудняются, к какому жанру можно отнести данное произведение.В «»Записках»» нашло себя отображение жизни каторжного люда, чего никто не делал раннее, тем более с такой ошеломляющей точностью. Это было более чем триумфальное возвращение, «»Записки»» приняли все — и читатели, и критики, и другие литераторы.

С 1861 Достоевский пробует себе в издательском деле. По началу помогает брату с выпуском журнала «»Время»».Летом 1862 Достоевский впервые совершает путешествие за границу; в своей поездке он побывал в Германии, Франции, Швейцарии, Италию, Англии. Летом следующего, 1863 года Федор Михайлович снова выезжает за границу. В Париже он встречается с молодой А.П. Сусловой, отношения с которой длятся пять лет и позже находят отображение в романах»»Игрок»», «»Идиот»» и других произведениях Достоевского.В 1863 году этот журнал закрывают и Михаил с Федором сосредотачивают свои усилия на новом журнале, носящим название «»Эпоха»». Выходят в печать в этих журналах и собственные произведения Достоевского, такие как: «»Униженные и оскорбленные»», «»Записки о летних впечатлениях»», «»Записки из подполья»» и уже упомянутые нами выше «»Записки из мертвого дома»».Этот период биографы отмечают, как начало активной публицистической деятельности Ф.М.Достоевского.В 1864 году проходят события, которые оставляют огромный отпечаток, как на творчестве, так и на мировоззрении писателя. Пагубное увлечение рулеткой и постоянное безденежье заставляют Достоевского по новому посмотреть на социалистические теория, приверженцем которых он являлся уже долгие годы. Личные впечатления от поездок в Европу а также увлечение азартными играми ложатся в основу написания романа «»Игрок»».К тому же в этом году не стало его брата Михаила и его жены. Двойная утрата не могла пройти бесследно.После смерти брата Михаила финансовые проблемы, испытуемые Достоевским и до этого, только усилились. Так в феврале 1865 года Федор вынужден прекратить издательство журнала «»Эпоха»». Но закрытие журнала не избавило его от огромного количества накопившихся долгов и он был вынужден согласиться на практически рабские условия своего нового издателя. В этот непростой момент и идет работа над романом «»Преступление и наказание»», получившим мировую известность. Первые страницы романа зрители увидели на страницах журнала «»Русский вестник»», в котором он и печатался частями. В конце 1865 года роман был закончен.Так начался наиболее плодотворный период для Достоевского, как для писателя. Несмотря на долги кредиторам и непростые взаимоотношения с окружающими, один за одним выходят произведения, которые в мировой литературе принято называть «»великое пятикнижье»» Ф.М. Достоевского.

Смотрите больше: Книганика.ру антикварные книги

Адрес: 

Санкт-Петербург, Владимирский просп., 20 (Владимирский собор)

Ссылка: 

https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/news/225595/

11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. 

Программа мероприятий

11 ноября

09:00

По традиции в этот день в 9:00 состоится памятное мероприятие с возложением цветов к могиле писателя в Некрополе мастеров искусств. Также в 9:00 в соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого был Достоевский, будет совершено торжественное поминовение автора.

10:00

В 10:00 с автобусной остановки «Кирочная улица» (Суворовский проспект, 63 лит. З) начнёт свой маршрут брендированный автобус с изображением портрета Достоевского.

Этот совместный проект издания «Петербургский дневник» и АО «Третий парк» был разработан специально к 200-летию Достоевского при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Художественное оформление автобуса, курсирующего по маршруту № 105, создано художниками «Петербургского дневника».

10:30

В 10:30 в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН состоится открытие XLVI Международной конференции «Достоевский и мировая культура», которая в этом году будет посвящена не только юбилею со дня рождения писателя, но и 50-летию петербургского Музея Достоевского.

В конференции примут участие литературоведы и научные сотрудники музеев из многих городов России, а также из Италии, Германии, Венгрии, США и Казахстана. Мероприятия конференции также пройдут в Литературно-мемориальном музее Ф. М Достоевского и СПбГУ.

11 ноября — 1 июня

23 апреля 1849 года начинающий молодой литератор Фёдор Михайлович Достоевский был арестован как один из участников революционного кружка «петрашевцев». Именно этим драматическим событиям будет посвящена выставка «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости» в помещении бывшей квартиры смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона, приуроченная к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Вниманию посетителей будут представлены документы, фотографии и иные изобразительные материалы и экспонаты из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также других музеев и архивов Санкт-Петербурга.

12 ноября

17:00

12 ноября в 17:00 в Михайловском замке состоится открытие межмузейного выставочного проекта Два века Достоевского — «Я – Достоевский». К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Выставка разместится в шести залах первого этажа. Каждый посвящен определенной теме: Петербург, «Преступление и наказание», Европа, Романы («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), Двери флорентийского баптистерия, Крест.

В экспозиции будут представлены картины, многие из которых упоминаются в романах Федора Михайловича, подлинные вещи писателя, книги, портреты, первые издания произведений из собраний Российской государственной библиотеки, Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского и из Литературного музея ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН.

Посетители увидят живописные произведения из собрания Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея истории Санкт‑Петербурга, Московского музея современного искусства и др. Выставка продолжит работу до 14 февраля 2022 года.

Премьеры и спектакли

К юбилейной дате театры Санкт‑Петербурга приурочили премьеры и специальные показы спектаклей по произведениям Достоевского.

11 ноября

«Идиот.2012»

11 ноября на Малой сцене Молодёжного театра на Фонтанке состоится спектакль «Идиот.2012». Постановка Семёна Спивака – обладатель диплома премии для молодых «Прорыв» и форума «Золотой витязь». После показа все желающие смогут остаться на творческую встречу с создателями спектакля. Видеозапись мероприятия будет доступна в социальных сетях театра.

12 и 13 ноября

«Петруша, сын ли ты мой?»

В этот же день на Малой сцене театра «Мастерская» покажут спектакль «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова», решенный Андреем Гаврюшкиным в формате моноспектакля. В роли Родиона Раскольникова – Фёдор Климов. 12 и 13 ноября в театре покажут премьеру нынешнего сезона – спектакль «Петруша, сын ли ты мой?» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Режиссер – Роман Габриа.

С 11 ноября по 4 декабря

«8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом»

Театральная мастерская «АСБ» представляет новый проект «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом». С 11 ноября по 4 декабря на разных площадках города сыграют 11 пьес Клима, созданных по мотивам романа «Идиот», в постановке Алексея Янковского. Цикл строится по принципу Евангелий, написанных от лица разных персонажей романа. Вход на все мероприятия проекта бесплатный, по предварительной регистрации на сайте.

12 ноября

«Шутки Достоевского»

12 ноября на Малой сцене Театра имени Ленсовета покажут премьеру сезона – «Шутки Достоевского». В основе спектакля Марии Романовой – рассказы «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью». В ролях: народные артисты России Сергей Мигицко и Евгений Филатов.

12 и 13 ноября

«Преступление и наказание»

12 и 13 ноября в Небольшом драматическом театре – «Преступление и наказание». Спектакль был создан выпускниками Льва Борисовича Эренбурга в БИИЯМС (2011 год) во главе с педагогом, актером и режиссером Вадимом Сквирским. Кроме выпускников этого курса в спектакле играют старожилы НДТ – Евгений Карпов и Даниил Шигапов, Ольга Альбанова и Мария Семёнова. 14 ноября в НДТ покажут спектакль Льва Эренбурга «Братья Карамазовы».

25, 26 и 28 ноября

«Родькин чердак»

25, 26 и 28 ноября театр «Суббота» представит премьеру спектакля «Родькин чердак» по мотивам романа «Преступление и наказание». Анализ «наполеоновской» идеи Раскольникова будет осуществлен средствами современного искусства, сайт-специфик эффектами, возможностями театра кукол в соединении с классической техникой психологического театра. Режиссёр – Владислав Тутак.

К 200-летию со дня рождения классика отечественной и мировой литературы Фёдора Михайловича Достоевского в Румянцевском зале Дома Пашкова Российской государственной библиотеки 21 октября открывается выставка «Пророк нового времени».

Первое собрание сочинений достоевского
Ф. М. Достоевский. Бесы. Роман. Часть 3, глава 1. 1871 — 1878. Черновой автограф, фрагмент.
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Произведения Фёдора Михайловича Достоевского, писателя-философа, мыслителя, и сегодня, в XXI веке, не перестают волновать умы исследователей его творчества и читателей всех возрастов. Его романы перечитываются человеком на протяжении всей жизни и каждый раз открываются с новой стороны.

Один из основных экспонатов, представленных на выставке, — уникальное издание хранящегося в отделе рукописей РГБ Евангелия Фёдора Михайловича Достоевского, подготовленное Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» и Российской государственной библиотекой. В нём впервые — на основе разработанных в отделе рукописей РГБ методов применения оптико-электронных систем для изучения недоступных для прочтения текстов — реконструированы и представлены вниманию читателей более 1400 не видимых и не установленных ранее авторских маргиналий, раскрывающих своеобразный опыт, творческий подход Фёдора Михайловича Достоевского. Обнаруженные детали текста являются по сути неизвестными автографами, конспектом бережно хранимого Евангелия, подаренного Достоевскому в Тобольске жёнами декабристов, направлявшего его и помогавшего «бесстрашно углубиться в неисследованные глубины и праглубины» человеческой личности, обрести «пророческое вдохновение».

  • dost 0184Факсимиле личного экземпляра Нового Завета, подаренного Ф. М. Достоевскому жёнами декабристов в Тобольске в январе 1850 года. Тобольск, 2017. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0193Книга для записи рождений и смерти Сретенского Сорока церкви святых апостолов Петра и Павла. С января 1814 по декабрь 1823. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0168Сибирская тетрадь. Факсимиле. Тобольск, 2017. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0172Евангелие Ф. М. Достоевского. Коллекционное издание. В 3 томах. В. Н. Захаров, В. Ф. Молчанов. Описание маргиналий Ф. М. Достоевского. Тобольск, 2017. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0158Евангелие Ф. М. Достоевского. Коллекционное издание. В 3 томах. В. Н. Захаров, В. Ф. Молчанов. Описание маргиналий Ф. М. Достоевского. Тобольск, 2017. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0216Родители Фёдора Михайловича Достоевскго — Мария Фёдоровна и Михаил Андреевич. Кн.: В семье и усадьбе Достоевских.Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0222Фотография Ф. М. Достоевского с портрета работы К. Трутовского. 1847. Материалы, относящиеся к делу Буташевича-Петрашевского за 1849-1862 гг. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0237Ф. М. Достоевский. Письмо к Михаилу Никифоровичу Каткову. Семипалатинск, 11 января 1858. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0244Ф. М. Достоевский. Бесы. Роман. Часть 3, глава 1, главка 4, глава 2, главки 1-3. 1871-1872. Черновой автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0295Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Роман. Часть 2, глава 7, варианты. 1866. Черновой автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0305Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1880 г. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0325Фёдор Фёдорович Достоевский. Письмо к Фёдору Михайловичу Достоевскому. Любовь Фёдоровна Достоевская. Письма к Фёдору Михайловичу Достоевскому.Старая Русса. 1879, август. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0353В. Я. Брюсов. Пометы и подчёркивания в книге Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. Том 1, СПб, 1894. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • dost 0364Фото: Мария Говтвань, РГБ

Одна из ключевых тем выставки связана с Сибирью, каторгой — важными вехами в мировоззрении Фёдора Михайловича. Среди экспонатов — документы судебного дела Достоевского как участника кружка Михаила Петрашевского, письма писателя из Петропавловской крепости и Сибири брату Михаилу, Михаилу Никифоровичу Каткову, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, во втором браке Пущиной, которая вместе с Прасковьей Егоровной Анненковой подарила писателю Евангелие.

На выставке представлены уникальные документы, связанные с биографией Достоевского: «Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей святых апостолов Петра и Павла», в которой есть запись о рождении будущего писателя, письма его родителей Михаила Андреевича и Марии Фёдоровны с трогательными приписками детей Михаила и Фёдора, сообщение о смерти младшего сына Алёши в письме писателя к брату Николаю, письма к Фёдору Михайловичу его жены Анны Григорьевны с вложенными записками их детей, Любы и Феди, её воспоминания и записная книжка трагического периода смерти писателя.

Процесс творческой работы писателя над своими произведениями помогут представить черновые автографы одной из глав романа «Бесы», наброски к роману «Подросток», фрагменты романов «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Можно будет увидеть одну из ранних записных книжек писателя с планом «Записок из Мёртвого дома», «Дневник писателя» 1880 года с речью памяти Александра Сергеевича Пушкина, которая считается завещанием писателя.

В заключительном разделе выставки экспонируются первые литературоведческие исследования творчества писателя: книги сочинений Достоевского с пометами Валерия Яковлевича Брюсова, исследование Константина Николаевича Львова, посвящённое роману «Идиот», материалы из издательского портфеля Михаила Васильевича и Сергея Васильевича Сабашниковых к книге Аполлинарии Прокофьевны Сусловой «Годы близости с Достоевским», предисловие Владимира Ивановича Невского к изданию «Записных тетрадей Фёдора Михайловича Достоевского» 1934 года и другое.

Первое собрание сочинений достоевского
Фотопортрет Ф. М. Достоевского. Конец 1870-х годов. Санкт-Петербург. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Иллюстрируют текстовые документы выставки фотография с портрета Фёдора Михайловича Достоевского 1847 года работы Константина Александровича Трутовского, гравированный портрет Прасковьи Егоровны Анненковой, фотографии города Кузнецка и дома, в котором жил в ссылке Фёдор Михайлович Достоевский, фотографии дочери писателя Любови Фёдоровны, племянника Фёдора Михайловича, внука Андрея Фёдоровича, внучатых племянников Милия и Татьяны, альбом княгини Клеопатры Михайловны Шаховской с воспоминаниями о годе смерти писателя.

Мы надеемся, что выставка будет интересна всем любителям русской культуры, исследователям и почитателям творчества Фёдора Михайловича Достоевского.

Первое собрание сочинений достоевского
Фото: Мария Говтвань, РГБ


Первое собрание сочинений достоевского


Предки Достоевского принадлежали к старинному дворянскому роду. К XVIII веку они утратили свои привилегии. Дед и дядя были православными священниками.

Предки Достоевского

принадлежали к старинному дворянскому роду.

К XVIII веку они утратили свои привилегии.

Дед и дядя были православными священниками.


 Михаил Андреевич, благодаря способностям и трудолюбию, получил медицинское образование и в 1821году стал лекарем Московской Мариинской больницы для бедных. Служба вернула ему право на потомственное дворянство. (Через 6 лет Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора)

Михаил Андреевич, благодаря способностям и трудолюбию, получил медицинское образование и в 1821году стал лекарем Московской Мариинской больницы для бедных.

Служба вернула ему право на потомственное дворянство. (Через 6 лет Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора)


Первое собрание сочинений достоевского


В 1819 году Михаил Андреевич женился на Марии Фёдоровне Нечаевой, дочери купца 3-ей гильдии.

В 1819 году Михаил Андреевич женился на Марии Фёдоровне Нечаевой, дочери купца 3-ей гильдии.


 Ф.М. Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на Божедомке. Божедомка – название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц. Здесь же находилась больница для умалишённых и Московская Мариинская больница для бедных, при которой в отдельном флигеле жила семья Достоевских.

Ф.М. Достоевский родился 30 октября 1821 года

в Москве на Божедомке.

Божедомка – название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц. Здесь же находилась больница для умалишённых и Московская Мариинская больница для бедных, при которой в отдельном флигеле жила семья Достоевских.


 Мальчика назвали в честь деда по материнской линии Фёдора Нечаева, который в годы войны 1812 года пожертвовал на ополчение большую сумму денег. За это его имя было высечено на мраморных плитах храма Христа Спасителя. (Фёдор(от греч.) –дар Божий) Мать - женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» В семье Достоевских любили читать. В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства».

Мальчика назвали в честь деда по материнской линии Фёдора Нечаева, который в годы войны 1812 года пожертвовал на ополчение большую сумму денег. За это его имя было высечено на мраморных плитах храма Христа Спасителя.

(Фёдор(от греч.) –дар Божий)

Мать — женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета»

В семье Достоевских любили читать. В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства».


 В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), 1834 -1837 - обучение в частном Московском пансионе Л.И. Чермана. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.

В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями.

С 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара),

1834 -1837 — обучение в частном Московском пансионе Л.И. Чермана.

Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению.


 В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. 1839 – смерть отца при загадочных обстоятельствах (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Известие о смерти отца спровоцировало у будущего писателя тяжёлый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность

В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования.

1839 – смерть отца при загадочных обстоятельствах (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными).

Известие о смерти отца спровоцировало

у будущего писателя тяжёлый нервный припадок –

предвестие будущей эпилепсии, к которой

у него была наследственная предрасположенность


1838 - 1843 - обучение в Главном инженерном училище Петербурга. Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.

1838 — 1843 — обучение в Главном инженерном

училище Петербурга. Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы.


 По окончании Инженерного училища прослужил меньше года в Петербургской инженерной команде. Его чертежи нередко возвращались «с выговором». Летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

По окончании Инженерного училища прослужил меньше года в Петербургской инженерной команде. Его чертежи нередко возвращались «с выговором». Летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.


1845 - роман «Бедные люди» (тема «маленького человека») В. Г. Белинскому: «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». 1846 – «Двойник» 1848- «Белые ночи» 1849 – «Неточка Незванова»

1845 — роман «Бедные люди»

(тема «маленького человека»)

В. Г. Белинскому: «… роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому».

1846 – «Двойник»

1848- «Белые ночи»

1849 – «Неточка Незванова»


 В кружке Белинского познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым. Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.

В кружке Белинского познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым.

Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести «Двойник» (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского.

Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь.


 В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников - А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России». М.В. Петрашевский

В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы.

Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев.

На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы.

В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью «произвести переворот в России».

М.В. Петрашевский


 Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Военный суд приговорил петрашевцев к расстрелу. 22 декабря над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни, и в последнюю минуту им объявили настоящий приговор: каторга и солдатчина.

Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

Военный суд приговорил петрашевцев к расстрелу.

22 декабря над петрашевцами был совершён обряд подготовки

к смертной казни, и в последнюю минуту им объявили настоящий приговор: каторга и солдатчина.


Первое собрание сочинений достоевского


Первое собрание сочинений достоевского


 январь 1850- январь 1854

январь 1850- январь 1854


 С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).

С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики.

В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься.

Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе напечатаны в 1859).


Во время службы в Семипалатинске познакомился с женой губернского секретаря – Марией Исаевой. Её муж потом умер. Достоевский и Исаева обвенчались. Однако их брак не был счастливым. В 1864 году Мария Дмитриевна умерла от чахотки.

Во время службы

в Семипалатинске познакомился с женой губернского секретаря – Марией Исаевой.

Её муж потом умер. Достоевский и Исаева обвенчались. Однако их брак не был счастливым. В 1864 году Мария Дмитриевна умерла от чахотки.


 В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом с 1861 года стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха».

В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери.

В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом с 1861 года стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха».


 На страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи, генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, - синтеза, выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое». Обращение к идеям христианства. 1860 – 1861 - роман «Униженные и оскорблённые». 1860 – 1862 - очерк « Записки из Мёртвого дома». 1864 - «Записки из подполья».

На страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи, генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности, — синтеза, выраставшего из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое». Обращение к идеям христианства.

1860 – 1861 — роман «Униженные

и оскорблённые».

1860 – 1862 — очерк « Записки из

Мёртвого дома».

1864 — «Записки из подполья».


 Лето 1862 и 1863 провёл за границей (Германия, Италия, Франция, Швейцария, Англия). 1863 - цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях». (Представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях».)

Лето 1862 и 1863 провёл

за границей (Германия, Италия,

Франция, Швейцария, Англия).

1863 — цикл очерков «Зимние

заметки о летних впечатлениях».

(Представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея… будет синтезом всех тех идей, которые… развивает Европа в отдельных своих национальностях».)


В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866). В 1864 умерла жена Достоевского. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки. Заключил кабальный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определённому сроку написать новый роман (До 1 ноября 1866 года должен написать новый роман для готовящегося собрания сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на 9 лет терял право собственности на все свои сочинения.) Достоевский обратился к стенографистке А.Г. Сниткиной, и через месяц был написан роман «Игрок». А. Г. Сниткина не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. А.П. Суслова

  • В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа «Игрок» (1866).
  • В 1864 умерла жена Достоевского.
  • Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил.
  • Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его из-за падения подписки.
  • Заключил кабальный договор на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определённому сроку написать новый роман (До 1 ноября 1866 года должен написать новый роман для готовящегося собрания сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на 9 лет терял право собственности на все свои сочинения.)
  • Достоевский обратился к стенографистке А.Г. Сниткиной, и через месяц был написан роман «Игрок».
  • А. Г. Сниткина не просто помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации.

А.П. Суслова


 После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал». Анна Григорьевна Сниткина

После окончания романа (зима 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал».

Анна Григорьевна Сниткина


Фёдор и Любовь - дети Достоевского

Фёдор и Любовь — дети Достоевского


«Преступление и наказание» (1866) «Идиот» (1868) «Бесы» (1871- 1872) «Подросток» (1875) «Братья Карамазовы» (1879-1880)

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

«Бесы» (1871- 1872)

«Подросток» (1875)

«Братья Карамазовы» (1879-1880)


 Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные» идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в XX веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.

Романы зрелого Достоевского — это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные» идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в XX веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой цивилизации.


 В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Памятник Пушкину в Москве Скульптор М. Аникушкин

В обществе Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель.

Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского.

Памятник Пушкину в Москве

Скульптор М. Аникушкин


 Конец 1879 - врачи нашли прогрессирующую болезнь лёгких. 28 января 1881- писателя не стало. Похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Конец 1879 — врачи нашли прогрессирующую

болезнь лёгких.

28 января 1881- писателя не стало.

Похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре в Петербурге.


Первое собрание сочинений достоевского

    О Федоре Достоевском сложено много легенд: одни по-прежнему считают, что он был шизофреником (этим мифом мы обязаны немецкому исследователю Райнхарду Лауту, который говорил, что литератор подробно описывал преступления, потому что не мог совершить их сам, хотя и хотел), другие — называют педофилом (эту сплетню пустил современник и друг Достоевского литературный критик Николай Страхов). Наверное, поэтому, когда дело доходит до правдивых фактов из его жизни, например, игромании, они воспринимаются как чей-то вымысел или злая шутка

    Актер Анатолий Солоницын (в центре) в роли Федора Михайловича Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Фото: Е. Кочетков/РИА Новости

    «Блаженны те, которые не играют»

    Впервые Достоевский входит в игорный зал в немецком городе Висбаден в 1862 году. Поехать за границу тем летом ему советуют доктора — в Европе больше шансов «поправить здоровье» и «подлечиться от эпилепсии». Еще через год под тем же предлогом Достоевский просит у Литературного фонда ссуду в 1500 рублей и снова едет в Висбаден, где практически сразу же идет играть в рулетку.

    Поначалу писателю везет, он выигрывает крупную сумму — 500 прусских фридрихсдоров, но уже на следующий день проигрывает половину из них. Оставшихся денег едва хватает на гостиницу и билет в Париж, где его ждет возлюбленная — Аполлинария Суслова. Тогда Достоевский пишет: 

    «Секрет-то я действительно знаю; он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться. Вот и все, и проиграть при этом просто невозможно, а выиграете наверно. Но дело не в том, а в том, что, постигнув секрет, умеет ли и в состоянии ли человек им воспользоваться? Будь семи пядей во лбу, с самым железным характером и все-таки прорветесь… А потому блаженны те, которые не играют и на рулетку смотрят с омерзением и как на величайшую глупость».

    Вместе с Сусловой Достоевский едет в Италию, а по дороге они решают остановиться в Баден-Бадене. Там писатель проигрывается так, что закладывает часы и кольцо возлюбленной. У него появляется идея написать о русском, который уехал за границу и играет в рулетку, — этот замысел писатель в итоге реализовал, так появился «Игрок».

    «Обращаюсь к Вам как человек к человеку»   

    В 1864 году умирает брат Достоевского Михаил, после себя он оставляет 20 тысяч рублей долга. «Семейство его осталось буквально без всяких средств… мог ли я их оставить?» — рассуждает писатель. Часть денег он возвращает, влезая в новые долги — Достоевскому грозит тюрьма.

    В попытке «удовлетворить кое-как на минуту кредиторов», писатель заключает договор на публикацию трехтомного собрания сочинений и получает 3000 рублей. Берет 175 рублей серебром и отправляется за границу, где снова все проигрывает. Он пишет Ивану Тургеневу: 

    «Мне и гадко и стыдно беспокоить Вас собою. Но, кроме Вас, у меня положительно нет в настоящую минуту никого, к кому бы я мог обратиться, а во-вторых, Вы гораздо умнее других, а следств., к Вам обратиться мне нравственно легче. Вот в чем дело: обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас 100 (сто) талеров».

    Тургенев высылает писателю 50 талеров.

    В 1866-м Достоевский заключает еще один договор и за 26 дней пишет роман «Рулетенбург» («Игрок»). Чтобы успеть сдать произведение вовремя, писатель нанимает стенографистку-переписчицу Анну Сниткину. Через год они обвенчаются. 

    «Игра кончена» 

    Играть и проигрывать Достоевский будет и в свадебном путешествии. Причем поиграть его уговорит жена, которая очень боялась стать «помехой» желаниям супруга — она отпускает писателя в Гомбург. 

    К обеду первого же дня Достоевский проиграет 16 империалов, потом отыграется. Но не пройдет и трех дней как он напишет Сниткиной:

    «Слушай же: игра кончена, хочу поскорее воротиться; пришли же мне немедленно, сейчас как получишь это письмо, двадцать (20) империалов. Немедленно, в тот же день, в ту же минуту, если возможно. Не теряй ни капли времени. В этом величайшая просьба моя. Во-первых, надо выкупить часы (не пропадать же им за 65 гульденов), затем заплатить в отеле, затем дорога, что останется, привезу все, не беспокойся, теперь уж не буду играть. А главное — спеши послать. Завтра или послезавтра подадут в отеле счет, и, если не будет еще денег от тебя, надо идти к хозяину извиняться, тот, пожалуй, пойдет в полицию: избавь меня от этого мучения, то есть высылай скорее».

    На высланные деньги писатель возвращается к жене в Дрезден. Через месяц они едут в Баден-Баден, где уже на следующий день Достоевский идет в казино. За первые трое суток он выигрывает 4000 франков, но остановиться не может. Меньше чем за два месяца будут несколько раз заложены:

    — обручальное кольцо;

    — еще одно обручальное кольцо;

    — мантилья жены;

    — ее шуба;

    — пальто и фрак Достоевского.

    22 августа писатель, наконец, выигрывает и выкупает все вещи. А уже на следующий день снова все проигрывает. Чтобы уехать из города Достоевским приходится заложить кольцо и серьги. 

    Но писатель продолжает играть. Еще трижды Достоевский сорвется: в 1868-м — в Швейцарии, в 1870-м — в Гамбурге, а через год — в Висбадене, где все и начиналось. После третьего проигрыша он клянется жене больше не играть, позже она будет писать: 

    «Конечно, я не могла сразу поверить такому громадному счастью, как охлаждение Федора Михайловича к игре на рулетке. Ведь он много раз обещал мне не играть и не в силах был исполнить своего слова. Однако счастье это осуществилось, и это был действительно последний раз, когда он играл на рулетке».

  • Первый полет человека в космос сочинение
  • Паучок парашютист сочинение 2 класс
  • Паустовский слушать рассказы о животных
  • Парчовый халат как пишется
  • Парк сказка брянск бежичи