Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.
Решение
Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»
2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»
3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «
4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»
5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»
6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»
7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»
8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»
9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»
11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»
12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»
14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»
15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»
16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»
17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»
18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»
19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»
20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»
21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»
Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
Открытый
урок по литературному чтению
в 3
классе на тему :
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане о славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне Лебеди»
УМК «
Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С.
Пушкина «Сказка
о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать
правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь
других.
Тип урока: обобщение
Оборудование
урока: — портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина;
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Что за прелесть эти
сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
1. Мотивация к учебной деятельности
— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность,
старательность…)
2
. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
— Вспомните, с
творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного
чтения? (Слайд №1)
Вопросы
викторины:
— Где и
когда родился А.С. Пушкин?
— Как
звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2)
— На
каком языке говорили в семье Пушкина?
—
Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3)
— От
кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной
поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о
своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)
И шепотом рассказывать
мне станет
О мертвецах, о подвигах
Бовы…
От ужаса не шелохнусь,
бывало,
Едва дыша, прижмусь под
одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни
головы.
— Что узнали из этих
строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
— Да,
он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
—
Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)
3 .
Постановка учебной задачи и темы урока.
— Ребята, из
какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 10)
— Кто написал эту
сказку?
— Кто знает полное
название сказки ? ( Слайд № 11)
— Сегодня мы
продолжим работу по этой сказке
4. Работа
по теме урока. Работа над сказкой
(Чтение
1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
5. Составление
картинного плана первой части сказки
— На сколько частей
можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор
невесты.
2) Обман
царя.
3) Чудесное
спасение.
4) Встреча
с лебедью.
5) Корабельщики
на острове.
6. Выборочное
чтение
— Найдите и прочитайте
часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети
читают до слов «В те поры война была…».)
— С чего же
начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите
вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем
море звезды блещут…».)
— Найдите
и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)
— Прочитайте
выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти
строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает
за своих героев.)
— А
каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок
растет не по дням, а по часам…)
— Как
вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
— Как
спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
7. Физкультминутка
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
— Богатырей, выходящих из моря
8. Закрепление
изученного
Работа над частью
«Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте
часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь
Гвидон…».)
— Где оказались мать и
сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее
кругом…)
— О
чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
— Что
значит «добрый ужин»? (Хороший.)
— Как
делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал
все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
— А какая сцена
напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается,
он спас заколдованную царевну.)
( Слайд № 12)
Зыбей — зыбь
— легкая волна.
Клёв — клюв.
— Прочитаем пятую
часть — «Корабельщики на острове».
— Как наградила
Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он
стал князем.)
Град —
город.
Колымага —
большая старинная телега.
Двор —
придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец — драгоценный
головной убор.
— Какими вы
представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые,
смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание
появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)
—
Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили?
Опишите.
10. Работа над жанровыми особенностями
произведения.
—
Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?
— Что у
неё общего с народными сказками?
(
Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший
конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза
превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы
и поговорки.)
—
В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в
стихотворной форме) ( Слайд №13)
11. Рефлексия.Подведение итогов урока (
Слайд № 14)
— Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
—
Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и
чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание (
Слайд №15)
Прочитать отрывок (с.
102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
Текст: Ольга Лапенкова
Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Сказку эту поведаю теперь я свету
Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:
- У лукоморья дуб зелёный;
- Златая цепь на дубе том:
- И днём и ночью кот учёный
- Всё ходит по цепи кругом; <…>
- Там чудеса: там леший бродит,
- Русалка на ветвях сидит; <…>
- Избушка там на курьих ножках
- Стоит без окон, без дверей; <…>
- И тридцать витязей прекрасных
- Чредой из вод выходят ясных,
- И с ними дядька их морской; <…>
- В темнице там царевна тужит,
- А бурый волк ей верно служит;
- Там ступа с Бабою Ягой
- Идёт, бредет сама собой;
- Там царь Кащей над златом чахнет;
- Там русской дух… там Русью пахнет!
Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.
«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.
Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.
Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.
Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.
Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.
Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».
Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?
Нет повести печальнее на свете
Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:
- За шумным, свадебным столом
- Сидят три витязя младые;
- Безмолвны, за ковшом пустым,
- Забыты кубки круговые,
- И брашна [напитки] неприятны им; <…>
- То три соперника Руслана;
- В душе несчастные таят
- Любви и ненависти яд.
- Один — Рогдай, воитель смелый,
- Мечом раздвинувший пределы
- Богатых киевских полей;
- Другой — Фарлаф, крикун надменный,
- В пирах никем не побежденный,
- Но воин скромный средь мечей;
- Последний, полный страстной думы,
- Младой хазарский хан Ратмир:
- Все трое бледны и угрюмы…
В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:
- …Дети, други!
- Я помню прежние заслуги:
- О, сжальтесь вы над стариком!
- Скажите, кто из вас согласен
- Скакать за дочерью моей?
- Чей подвиг будет не напрасен,
- Тому — терзайся, плачь, злодей!
- Не мог сберечь жены своей! —
- Тому я дам её в супруги
- С полцарством прадедов моих.
- Кто ж вызовется, дети, други?..
Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?
Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?
Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.
Побеждённый учитель
Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.
В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:
- И вышел в люди Громобой —
- Откуда что взялося!
- И счастье на него рекой
- С богатством полилося;
- Как княжеский, разубран дом;
- Подвалы полны злата;
- С заморским выходы вином,
- И редкостей палата…
К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…
В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:
- Ложится в поле мрак ночной;
- От волн поднялся ветер хладный.
- Уж поздно, путник молодой!
- Укройся в терем наш отрадный.
- Здесь ночью нега и покой,
- А днём и шум и пированье.
- Приди на дружное призванье,
- Приди, о путник молодой!
Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.
Использованные материалы
- К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
- Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».