Первая часть сказки о царе салтане

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в рабочую тетрадь. подмена грамоты. избавление царевны от злого коршуна.

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

Решение

Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»

2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»

3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «

4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»

5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»

6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»

7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»

8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»

9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»

11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

Открытый
урок по литературному чтению

в  3
классе на тему :

 А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане
о славном
и могучем
 богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне Лебеди
»

УМК «
Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С.
Пушкина
«Сказка
о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать
правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной
форме;
 слушать и понимать речь
других.

Тип урока: обобщение

Оборудование
урока:
— портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина; 

                                               
Ход урока
                                                                        

                                                                                           
 
Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти
сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность,
старательность…)

2
. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

— Вспомните, с
творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного
чтения? (Слайд №1)

Вопросы
викторины:

— Где  и
когда родился А.С. Пушкин?

— Как
звали  мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

— На
каком языке говорили в семье Пушкина?

 —
Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  (Слайд № 3)

— От
кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной
поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о
своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)

И шепотом рассказывать
мне станет

О мертвецах, о подвигах
Бовы…

От ужаса не шелохнусь,
бывало,

Едва дыша, прижмусь под
одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни
головы.

 — Что узнали из этих
строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

—   Да,
он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

 —
Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

3 .
Постановка учебной задачи и темы урока.

— Ребята, из 
какой  сказки  эта  иллюстрация?           (Слайд  № 10)

— Кто написал эту
сказку?  

— Кто знает полное
название сказки ? ( Слайд № 11)

— Сегодня мы
продолжим работу по этой сказке

4. Работа
по теме урока. Работа над сказкой

(Чтение
1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление
картинного плана первой части сказки

—  На сколько частей
можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор
невесты.

2) Обман
царя.

3) Чудесное
спасение.

4) Встреча
с лебедью.

5) Корабельщики
на острове.

6. Выборочное
чтение

—  Найдите и прочитайте
часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети
читают до слов «В те поры война была…».)

 —  С чего же
начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)

—  Найдите
вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем
море звезды блещут…».)

—  Найдите
и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)

—  Прочитайте
выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти
строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает
за своих героев.)

—  А
каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок
растет не по дням, а по часам…)

—  Как
вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

—  Как
спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7.  Физкультминутка

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

— Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление
изученного

Работа над частью
«Встреча с Царевной Лебедью»

—  Найдите и прочитайте
часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь
Гвидон…».)

—  Где оказались мать и
сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее
кругом…)

—  О
чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

—  Что
значит «добрый ужин»? (Хороший.)

—  Как
делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал
все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

—  А какая сцена
напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается,
он спас заколдованную царевну.)

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь
— легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую
часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила
Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он
стал князем.)

Град
город.

Колымага
большая старинная телега.

Двор
придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный
головной убор.

—  Какими вы
представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые,
смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

—  Какое желание
появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)


Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили?
Опишите.

10. Работа над жанровыми особенностями
произведения.


Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 — Что у
неё общего с народными сказками?

(
Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший
конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза
превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы
и поговорки
.)


В чём отличие? (Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в
стихотворной форме
)  ( Слайд №13)

11. Рефлексия.Подведение итогов урока (
Слайд № 14)

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

— 
Чему учились на уроке?

—  О каких чудесах и
чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее  задание (
Слайд №15)

Прочитать отрывок (с.
102—118). Разделить на части. Проил­люстрировать прочитанную часть сказки.

Первая часть сказки о царе салтане

Текст: Ольга Лапенкова

Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Сказку эту поведаю теперь я свету

Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:

  • У лукоморья дуб зелёный;
  • Златая цепь на дубе том:
  • И днём и ночью кот учёный
  • Всё ходит по цепи кругом; <…>
  • Там чудеса: там леший бродит,
  • Русалка на ветвях сидит; <…>
  • Избушка там на курьих ножках
  • Стоит без окон, без дверей; <…>
  • И тридцать витязей прекрасных
  • Чредой из вод выходят ясных,
  • И с ними дядька их морской; <…>
  • В темнице там царевна тужит,
  • А бурый волк ей верно служит;
  • Там ступа с Бабою Ягой
  • Идёт, бредет сама собой;
  • Там царь Кащей над златом чахнет;
  • Там русской дух… там Русью пахнет!

Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.

«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.

Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.

Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.

Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.

Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.

Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».

Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?

Нет повести печальнее на свете

Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:

  • За шумным, свадебным столом
  • Сидят три витязя младые;
  • Безмолвны, за ковшом пустым,
  • Забыты кубки круговые,
  • И брашна [напитки] неприятны им; <…>
  • То три соперника Руслана;
  • В душе несчастные таят
  • Любви и ненависти яд.
  • Один — Рогдай, воитель смелый,
  • Мечом раздвинувший пределы
  • Богатых киевских полей;
  • Другой — Фарлаф, крикун надменный,
  • В пирах никем не побежденный,
  • Но воин скромный средь мечей;
  • Последний, полный страстной думы,
  • Младой хазарский хан Ратмир:
  • Все трое бледны и угрюмы…

В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:

  • …Дети, други!
  • Я помню прежние заслуги:
  • О, сжальтесь вы над стариком!
  • Скажите, кто из вас согласен
  • Скакать за дочерью моей?
  • Чей подвиг будет не напрасен,
  • Тому — терзайся, плачь, злодей!
  • Не мог сберечь жены своей! —
  • Тому я дам её в супруги
  • С полцарством прадедов моих.
  • Кто ж вызовется, дети, други?..

Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?

Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?

Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.

Побеждённый учитель

Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.

В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:

  • И вышел в люди Громобой —
  • Откуда что взялося!
  • И счастье на него рекой
  • С богатством полилося;
  • Как княжеский, разубран дом;
  • Подвалы полны злата;
  • С заморским выходы вином,
  • И редкостей палата…

К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…

В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:

  • Ложится в поле мрак ночной;
  • От волн поднялся ветер хладный.
  • Уж поздно, путник молодой!
  • Укройся в терем наш отрадный.
  • Здесь ночью нега и покой,
  • А днём и шум и пированье.
  • Приди на дружное призванье,
  • Приди, о путник молодой!

Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.

Использованные материалы

  • К. Сушичев. «У Лукоморья дуб зелёный… Где находился былевой прообраз пушкинского Лукоморья и откуда взялся дуб?»
  • Б. Томашевский. «»Двенадцать спящих дев» и «Руслан и Людмила»».

  • Первая любовь спустя годы рассказ на дзен
  • Первая конная армия как пишется
  • Первая охота бианки чему учит рассказ
  • Первая охота виталий бианки читать полностью рассказ
  • Первая мировая война как пишется с большой буквы или маленькой