Персонажи сказок связанные с болотом

Шарики, звзды, гирлянды, танцоры в национальных костюмах, герои сказок, космонавты... коллекция лочных игрушек, которая хранится в фондах новгородского музея-заповедника, позволяет

Шарики, звёзды, гирлянды, танцоры в национальных костюмах, герои сказок, космонавты… Коллекция ёлочных игрушек, которая хранится в фондах Новгородского музея-заповедника, позволяет проследить, как менялась жизнь в нашей большой стране. Что обсуждали люди, о чём говорили в новостях, какие книги читали детям — на все эти вопросы можно получить
ответ, если присмотреться к старым символам праздника.

Игрушки попадают в музей разными путями. Некоторые были куплены в антикварных магазинах, некоторые привезли из этнографических экспедиций. Бывало, люди сами приносили игрушки в дар или на продажу. А в 2016 году Новгородский музей-заповедник приобрёл коллекцию игрушек у Санкт-Петербургского музея игрушки, которая насчитывает около 16 тысяч экземпляров. Хранители до сих пор работают над её систематизацией. Каждую вещь надо описать, поставить на учёт. Работы ещё очень много.

Среди игрушек, хранящихся в Новгородском музее-заповеднике, немало елочных украшений и различных атрибутов, связанных с празднованием Нового года и Рождества. Среди них есть как зарубежные, так и отечественные. Сейчас хотелось бы рассказать именно о последних. 

Если расставлять предметы из коллекции музея по старшинству, в первую очередь стоит упомянуть ватные ёлочные игрушки. Они появились в России в XIX веке. Их делали в семьях вместе с детьми, а в начале XX века такие игрушки начали выпускать артели и кустарные мастерские. Женские журналы по домоводству, рукоделию и искусству публиковали подробные инструкции о том, как сделать игрушку из ваты, а в магазинах продавались вырубные листы с лицами ангелов, детей, Дедов Морозов. Эти картинки можно было вырезать и наклеить на самодельную игрушку. 

Массовое производство ватных ёлочных игрушек началось в 1930-е годы. Для того чтобы сделать такое украшение, металлический каркас оборачивали ватой, а затем покрывали крахмальным клейстером со слюдой и посыпали стеклянным снегом. Его делали так: выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие осколки. Лица игрушек изготавливали из мастики, папье-маше или воска, а затем грунтовали, окрашивали и вручную рисовали глаза, брови, губы, румянили ватным тампоном щёки.

В сентябре 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, по которому Новый год и религиозные праздники, которые до этого были выходными, стали обычными рабочими днями. Их не запретили, а просто превратили в трудовые будни. Праздник начал постепенно забываться, но затем вернулся в новом качестве, уже не связанный с Рождеством. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» было опубликовано письмо первого секретаря Киевского обкома П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку». Всего через два дня наряженные ёлки стояли уже по всей стране.

Светлана Николаева — старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, один из хранителей фонда игрушки. Она показывает коробку с фигурками, сделанными из ваты. Вот девочка с воздушным шаром, вот пионер, вот ребёнок на санках…

— Ёлочные игрушки делали для детей, поэтому здесь в первую очередь то, что было им близко и понятно. Среди игрушек много детских фигурок. Также есть фигурки танцоров в национальных костюмах. Есть представители разных профессий: почтальон, ткачиха, дворник, — рассказывает Светлана Николаева.

В 1935-1936 году фабрики начали выпускать ёлочные игрушки с советской тематикой: с серпом и молотом, с пятиконечными звёздами. В 1950-е стали популярны монтажные украшения из бусин, полых трубочек, шариков, а в 1960-е — игрушки на прищепках-подставках. Каждая эпоха несла с собой новые символы. С развитием сельского хозяйства на советских ёлках появились стеклянные овощи и фрукты. Самой популярной была «царица полей» — кукуруза. А после первого в мире пилотируемого полёта в космос начался выпуск игрушечных ракет и космонавтов. Есть такие и в коллекции Новгородского музея-заповедника. Крохотная фигурка космонавта входит в набор для украшения ёлочки-малютки. 

Когда в 1935 году Новый год вернулся как праздник, в одних детских учреждениях его организация не вызвала никаких вопросов, другие же просили подробных разъяснений о том, как организовать ёлку. В 1936 году вышел сборник «Ёлка», который учитывал опыт московских детских садов, наблюдения и рассказы 200 педагогов. В нём рассматривались разные темы, в том числе вопрос о том, как украшать ёлку. «Основной принцип украшения — легкость, ажурность, блеск и свет. Цели декоративные здесь основные. Украшая ёлку, следует более крупные игрушки вешать ниже и вглубь ветвей, более мелкие и лёгкие вверх и по концам веток. Это создаёт лёгкость, ажурность», — говорилось в рекомендациях. 

Эту ёлочку, к слову, можно назвать ещё одной приметой времени. В 1951 году Московская фабрика стеклянных ёлочных украшений представила набор для детей «Малютка» на конкурс, где рассматривались лучшие образцы игрушек со всей страны. Маленькая ёлочка так понравилась жюри, что коллектив фабрики получил поощрительную премию — тысячу рублей. Набор рекомендовали внедрить в производство.

Выпуск ёлок-малюток наладили в 1953 году. Стоил такой набор 15 рублей. Постепенно он стал популярным. Было время, когда без подобной ёлочки не обходилась ни одна международная выставка. Стенд с украшенной ёлочкой вполне мог соседствовать с огромными турбинами. Такие же ёлочки дарили гостям выставок. Появились они и в кино: в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» миниатюрные ёлочки украшают столы в зале, где герои празднуют Новый год.

Сборник «Ёлка» 1935 года рекомендовал «давать на ёлке возможно больше игрушек новой тематики, увлекательные для ребят образы строительства, героики». Однако при этом авторы советовали не увлекаться и не наряжать ёлку только «классово выдержанными» игрушками, забывая о традиционных. «Совсем недавно один автор принёс в Комитет по игрушке набор ёлочных украшений. Набор неплохой. В декоративном и световом оформлении даёт близкие современные образы: дирижабль, фабрика, Днепрогэс, военное судно, метро и т. д. Для ребёнка будет приятно найти на ёлке эти новые предметы. Неверно в идее автора лишь то, что в методической записке он противопоставляет свою тематику «старой» и предлагает дать ёлку с одной классовыдержанной тематикой», — написано было в сборнике. 

Находилось место на ёлках и персонажам детских книг, например, Красной шапочке, Гадкому утёнку, попугаю из сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит». В фондах Новгородского музея-заповедника есть целый набор с героями сказочной повести «Приключения Чиполлино» итальянского писателя Джанни Родари. 

Так как коллекция ёлочных игрушек, хранящаяся в фондах музея, ещё не до конца разобрана, её пока не демонстрировали на отдельной выставке. Однако часть дореволюционных игрушек побывала на выставке в Коломенском, а некоторые предметы из коллекции можно было увидеть в Детском музейном центре. 

К слову, на следующий год запланировано большое и важное событие. В церкви Жён-Мироносиц на Ярославовом дворище должен открыться Музей игрушки. Часть экспозиционного оборудования уже закуплена. Со временем в здании должна появиться постоянно действующая выставка. 

Как спектакль «Принцесса Турандот» Евгения Вахтангова, удививший зрителей почти 100 лет назад, вдохновляет современных художников.

Официальной датой рождения Театра имени Евгения Вахтангова считается 13 ноября 1921 года — в этот день состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония». Тогда театр еще не носил имя своего создателя — он назывался Третьей студией МХАТ, — но уже располагался в знакомом всем особняке Берга на Арбате.

О новом театре громко заговорили в следующем году — после премьеры «Принцессы Турандот». Спектакль в духе комедии дель арте по старинной сказке Карло Гоцци, ставший последней работой Евгения Вахтангова, определил направление работы его театра на долгие годы вперед.

На этой неделе в галерее «А3» открылась выставка «За парад отвечаю я, Вахтангов», посвященная 100-летнему юбилею театра. Название — цитата из книги «Режиссерские уроки Вахтангова», которую написал Николай Горчаков, ученик Евгения Багратионовича. На выставке представлены предметы, связанные с легендарной постановкой, из собрания Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, а также работы современных художников, вдохновленные «Принцессой Турандот». О них рассказывает Алина Федорович, один из кураторов выставки.

Внимание: для посещения выставки необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в музее.

Алина Федорович. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Страшная и смешная сказка

«Турандот», написанная в 1762 году, стала одной из первых фьяб Карло Гоцци. Фьяба (от итальянского fiaba — «сказка») — жанр, придуманный в противовес серьезности, царившей тогда в итальянской драматургии. Пьесы-сказки, в которых трагическое переплетено с комическим, предполагающие актерскую импровизацию и прямой контакт со зрителями, быстро стали очень популярны, причем у самой разной публики.

Заглавная героиня, китайская принцесса Турандот, прекрасная, умная и хладнокровная, не желает выходить замуж. Женихам, которые собираются ко дворцу со всего света, она предлагает разгадать три загадки и обещает сказать «да» тому, кто правильно ответит. Тому, кто не справляется с заданием, отрубают голову. Загадки так сложны, что каждый день в королевстве начинается с казни, но это не останавливает желающих попытать счастья. Все меняется, когда здесь объявляется Калаф — принц в изгнании, прячущийся в платье бедняка. Пораженный красотой жестокой принцессы, он решается рискнуть — и одерживает победу.

Жестокость в произведении идет рука об руку со смехом — страшные события обсуждаются в комических диалогах. Странная сказка очень нравилась Вахтангову — он чувствовал, что в сюжете и героях есть что-то непостижимое. Поначалу он хотел ставить спектакль по пьесе Фридриха Шиллера, вдохновленной фьябой Гоцци. Но когда начались репетиции, оказалось, что «Турандот» не так проста, как кажется, — режиссеру никак не удавалось найти подходящее сценическое решение. Вахтангов уже собирался отменить постановку. Он был болен, и работа давалась ему с большим трудом.

Игра в Китай

Все встало на места, когда он обратился к оригинальной сказке: традиционные маски площадного театра комедии дель арте — Бригелла, Труффальдино, Тарталья и Панталоне — смешно и живо комментируют происходящее. Представления с масками впервые начали показывать на итальянских улицах в середине XVI века. Актеры не только играли свои роли, но и остроумно обсуждали между делом злободневные события. Вахтангов решил перенять этот прием. И даже пошел дальше: его актеры играли не собственно персонажей, а театральную труппу, которая показывает «Принцессу Турандот».

Комедия дель арте требовала определенной игры, гротеска, и артистам пришлось заниматься с преподавателями, которые учили их соответствующе двигаться, петь, говорить.

Костюмы придумала легендарная модистка Надежда Ламанова. Режиссер поставил ей задачу: наряды должны быть очень просты, чтобы артисты имели возможность быстро переодеваться, и в то же время элегантны. За декорации отвечал художник Игнатий Нивинский. «Давайте, поиграйте в Китай», — в шутку предложил ему Вахтангов. Тот так и сделал: его простые, лаконичные декорации напоминали скорее фантазию на тему Китая. Ведь и у Гоцци Китай не конкретное место действия, а условная полумифическая страна. Как это выглядело, можно посмотреть на снимке и эскизах, которые хранятся в коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина.

IVA 1785(1)

Роль Калафа исполнял Юрий Завадский, принцессы — Цецилия Мансурова. Эта работа считается одной из самых ярких в ее карьере. В 1986 году вышла книга «Первая Турандот» — один экземпляр для выставки также предоставил музей. Там собраны письма актрисы того периода, ее дневниковые записи, фотографии, статьи о ней.

Также в спектакле сыграли Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Их фотографии в образах героев «Принцессы Турандот» сохранились до сегодняшнего дня.

IVA 1864

Турандот глазами современников

Спектакль, имевший феноменальный успех, оставался в репертуаре театра долгие годы. Легендарная «Принцесса Турандот» вызывает отклик и сегодня — в творчестве многих современных художников. На выставке в галерее «А3» представлены десятки работ, вдохновленных спектаклем и историей его создания. Так, вахтанговской фразой «Поиграйте в Китай!» молодая художница Вероника Акопян назвала свою серию работ, созданную в 2021 году по мотивам традиционных китайских миниатюр. На картинах изображены женихи, ищущие расположения жестокой принцессы.

Театральный художник Сергей Якунин, чьи работы находятся в музеях Лондона, Мюнхена, Москвы, сделал из крафтовой бумаги ворота города, где живет Турандот. Выглядят они устрашающе: на кольях висят отрубленные головы принцев. Якунин имеет опыт работы над спектаклями по фьябам Гоцци. Он делал декорации к постановкам «Зобеида» и «Женщина-змея» в Российском молодежном академическом театре и Театре на Малой Бронной. Оба спектакля в духе дель арте поставил режиссер Олег Долин.

IVA 1670

Белила, маски и бархат. Смотрим спектакль «Женщина-змея» Театра на Малой Бронной

Скульптор Владимир Амодео в 2017 году отлил из бронзы Турандот, стоящую на головах несостоявшихся женихов. Художник Феликс Бух сделал мозаичные картины из натурального камня — лицо Турандот, в прямом смысле окруженное мужскими головами, которые пали по ее вине. Среди них Бух поместил и автопортрет — вероятно, в знак своей любви к этой истории.

Советский и российский художник Теодор Тэжик, один из художников-постановщиков фантастической антиутопии «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, в 2000 году написал абстрактную картину. Что именно на ней изображено, сказать сложно, но можно представить, что это женщина в накидке, стоящая спиной к зрителю. Возможно, это Турандот. Картину художник подарил своему другу Евгению Вахтангову. Она так и называется — «Подарок Жене Вахтангову». Но речь идет не о создателе легендарного спектакля, а о его внуке, художнике Евгении Сергеевиче Вахтангове.

IVA 1790

Внук и тезка

Евгений Сергеевич Вахтангов родился в 1942 году в Омске — театр его деда находился в этом городе в эвакуации. В 1970-м он окончил Суриковский институт, чуть позже стал членом Союза художников СССР и Российской академии художеств.

Он писал в разных стилях, работал с разными сюжетами. Его картины сегодня находятся в собрании Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге и других. На выставке ему посвящен отдельный раздел, там представлен написанный им портрет его бабушки Надежды Вахтанговой (1959), а также «Незнакомка» (1988), различные натюрморты (1960–1970-е), автопортреты и многое другое.

IVA 1852

Как и знаменитый дедушка, он тоже имел отношение к театру: в 1971 году Евгений Сергеевич оформил в Театре имени Евгения Вахтангова спектакль «Молодость театра» по пьесе Александра Гладкова в постановке Евгения Симонова. Пьеса была посвящена Евгению Багратионовичу Вахтангову, Третьей студии МХАТ и созданию театра. Много лет он преподавал сценографию в ГИТИСе, учил студентов собственному методу — рассматривать живописное произведение как театральную сцену. Евгения Сергеевича не стало в 2018 году.

  • Персональная сказка для ребенка
  • Персонажи сказок на букву а
  • Персонажи сказок картинки для вырезания
  • Персонажи сказок братьев гримм
  • Персонажи сказок пушкина в других видах искусства