Персонажи сказки зайкина избушка

Главные герои русской народной сказки лиса и тетерев хитрая лиса и осторожный тетерев. лиса задумала поймать тетерева, но тот

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?

Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой, способствовать формированию целостного
    представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
    сознательно и правильно читать, выделять
    главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к
    народным сказкам.

Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.

Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.

Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.

Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?

III. Работа над новым материалом.

Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).

Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.

Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).

Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.

V. Первичное чтение — учителем.

Как называет лисица тетерева, прочитайте.

Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).

Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.

VII. Физкультминутка.

(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?

Притворилась глухой

О каком указе говорит лиса?

Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.

Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

Зачем он сказал лисе о собаках?

Проверить лису, правду говорит или нет.

Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

Закрепим наши знания.

  • 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
  • 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
    6).
  • 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
    сказке(5уч.),

A+

A-



Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5159 раз(а)

Другие русские сказки про животных

  • Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

  • Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

  • Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

      Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    • Лиса и журавль — русская народная сказка

      Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…


    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    feat ognevushka poskakushka1

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    feat kamennyy tsvetok4

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    feat malakhitovaya shkatulka2

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    feat gornyy master1

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …


    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    feat kak muzhik gusej delil l tolstoj2

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    pro slona

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    kak slon spas khozjaina ot tigra

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    kengura

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

О сказке

Сказка «Лиса и тетерев»

Сказки о животных являются одним из самых простых видов русской народной сказки. В качестве персонажей в них выступают животные. Как правило, это те звери, с которыми человек часто сталкивался по роду своей деятельности, в отличие от , где персонажами могут быть любые животные (мартышка, слон, и т.д.). Главными героями в русских сказках чаще всего являются волк, лиса, медведь и прочие животные нашего края. Каждый из этих персонажей – носитель одной доминирующей черты характера, которая переходит из одного текста в другой. Например, в русских сказках лиса обычно хитрая, волк глупый. Поэтому каждый, кто знаком с русской национальной культурой вообще и народной сказкой, как ее воплощением, в частности, без труда назовет множество сюжетов о том, как лиса перехитрила кого-то, обманным путем добилась пользы для себя и т.д. Чаще всего в финале сказки все козни рыжей плутовки оказываются раскрыты, а сама она наказана. Так и в сказке «Лиса и тетерев», которая повествует об очередной попытке лисицы заполучить добычу легким и, конечно, не честным путем.

Краткое содержание и основные персонажи

Лиса увидела на дереве тетерева и решила упросить его сойти на траву, для этого она притворилась, что плохо слышит птицу. Однако мудрый тетерев не согласился пойти навстречу лисе, ссылаясь на опасность быть схваченным самой лисой или другими зверями. Лиса придумала хитрую уловку, чтобы выманить тетерева – рассказала о том, что по лесу вышел указ, согласно которому звери друг друга трогать не должны, между ними теперь царит мир. Сама же лиса убежала прочь, как только завидела бегущих собак. В этот раз ей не удалось никого обмануть. Характеры персонажей становятся понятны через их поступки. Самый маленький читатель без труда определит корыстный мотив поведения лисы и отнесет ее к отрицательным героям. Тетерев как ее противник, соответственно, будет считаться положительным действующим лицом, несмотря на то, что никаких активных действий по насаждению добра он не предпринимает.

Главная мысль и мораль сказки «Лиса и тетерев»

Содержательная и формальная сторона сказок о животных ориентированы на детское восприятие, на уровень познавательного развития ребенка, который еще не способен воспринять сложные психологические тонкости более изощренных сюжетов. Поэтому и мораль таких сказок всегда проста и лежит на поверхности. Действия героев организованы таким образом, чтобы ребенок мог подражать им и за счет этого учился правильно поступать в схожих ситуациях.

В сказке про лису и тетерева очевидным примером для подражания является способ поведения тетерева: он не поддается на льстивые речи лисы и ее обман, действует осторожно и осмотрительно. Именно такая стратегия позволяет ему избежать смерти в лапах хищной лисы, именно этот пример поведения должен стать образцом для маленького читателя.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и тетерев» на нашем сайте онлайн, бесплатно и без регистрации.

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.

Похожие статьи

Фархутдинова Е.В. Путешествие в сказку: НОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 04.01.2022).

Заказ № 123881


Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.

Задачи:

  • обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели
  • развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)
  • воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки
  • Интеграция образовательных областей:
  • социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурное развитие.

Формы деятельности –совместная деятельность взрослого и детей

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательная, физическая

Форма проведения: ситуация – игра

Методы и методические приемы:

словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

Словарная работа:

обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Оборудование и материалы:

-конверты с моделями на каждого ребенка, театр рукавичка( мышка, собака, лиса, медведь, волк, петушок, волшебный рюкзачок., дорожки здоровья, сундучок.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Ребята, хотели бы вы отправиться в волшебный мир сказок?

А вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие

чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

Пальчиковая игра“Замок”

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

2. Сюрпризный момент.

Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а по волшебному, при помощи рук. Давайте дадим рюкзачок нескольким ребятам, смогут ли они угадать,  что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

3. Беседа.

— А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

— Угадали, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

— Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? ( «Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками.

— Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

(Имя), назови петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

-Назовем собаку ласково (собачка, собачонка)

Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (мышка)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

5. Физкультминутка.

— Правильно, ребята. Зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

Эй, ребята, что вы спите

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

• Заяц по лесу скакал

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

6. Моделирование сказки.

-Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» — собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а ледяная – синего).

Правильно ребята.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают кружочки)

СКАЗКА

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

— Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите, как зайка плачет (дети показывают, как плачет заяц). Навстречу ему волк:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, волчок, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Волк как завоет:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Волк испугался и убежал. А как испугался волк? (дети показывают)

Опять сидит заинька, плачет. Навстречу ему медведь: 

— О чём, зайчик, плачешь? 

— Как же мне не плакать? Попросилась лиса ко мне погреться, да из дома меня и выгнала. – Не плачь, зайка! Я помогу, выгоню лису!

— Нет, не выгонишь! Собака гнала, не выгнала, волк гнал, не выгнал. И ты, Миша, не выгонишь!  

Подошёл медведь к избушке, да как начал реветь: 

— Уходи, Лиса, вон из избушки! 

А Лиса с печи как закричит:  

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! 

Медведь испугался, в лес убежал.  Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу ему петушок:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал.

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

— Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Во время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

— Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По зелёной пойдем — к лягушкам в болото попадем.

По красной пойдем — к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

— А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей)

7. Рефлексия.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и, конечно, немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Сегодня мы с вами поиграли в игру «Волшебный рюкзачок, отгадывали загадки, изображали животных и совершили путешествие в сказку «Заюшкина избушка» которую составляли и рассказывали по моделям заместителям.

САМОАНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ».

Коммуникация с использованием метода наглядного моделирования.

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказки.

Задачи:

• обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели

• развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)

• воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие- общение со взрослыми и детьми, речевое- развитие устной речи, познавательное -через игровую деятельность, физическое- через пальчиковую игру, гимнастику для глаз, дорожки здоровья, музыкальную физминутку.

Формы деятельности -совместная деятельность воспитателя и детей

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая

 Форма проведения: игра — ситуация

Материал и оборудование: — конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы, медведя, волка, петушка, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»; разучивание пальчиковой игры «Замок»; разгадывание загадок о животных, игра в «чудесный мешочек» с описанием и сравнением предметов;

Техническое сопровождение: средства ТСО

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

ОД — способствовала формированию у детей развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку

 На протяжении всей игровой ситуации поддерживался интерес детей, формировались психические процессы: внимание, речь, мышление, воображение, интерес детей и желание учавствовать в той или иной ситуации.

Вывод: цель достигнута, задачи реализованы.

Автор: Саврасова Надежда Викторовна

Организация: МДОУ Старомайнский детский сад №5

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна

Цель:

Формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи:

1.Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.

3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброе отношение к животным.

Оборудование:

Интерактивная доска, игрушка лисы, декорации ( деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка ( для профилактики плоскостопия0, канат, скамья. мнемотаблицы.

Предваврительная работа:

Чтение сказки « Заюшкина избушка»; наблюдения в природе, дидактические игры « Кто в домике живет?, « Кто что ест?», « Кто как кричит?»; рассматривание книг про животных; чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных; работа с мнемотаблицами.

Методы и приемы:

Наглядный метод: слайды животных, игрушка лисы, декорация леса, мнемотаблицы.

Словесный метод: вопросы, художественное слово.

Практический метод: подвижная игра, моделирование сказки.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей).

-Я тоже люблю сказки, т.к. в них происходят чудеса.

— Вы хотите отправиться в волшебный мир сказок? ( ответы детей).

— Мы сегодня с вами отправимся в сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный , мы пойдем по болоту. Нужно наступать строго на камешки (идем по коррекционной дорожке). А вот и волшебная река течет, пройдем по мосту ( по скамье), а теперь по узкой тропинке ( приставным шагом). Вот мы и в лесу ( звучит фонограмма « Звуки леса), послушайте, как поют птицы.

Воспитатель: Ой, смотрите, кто – то спрятался за елкой.

(из-за елки виднеется лисий хвост)

Воспитатель: Чей это хвост?

Дети: Лисий.

Воспитатель: Как вы догадались, что это лисий хвост?

Дети: У нее длинный, пушистый , рыжий хвост.

Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали, узнали, что это мой лисий хвост. А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был хвост? ( заячий). А, если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост? (беличий). Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют?

Дети: Лисичка – сестричка, лисонька, лиса – всему лесу краса, Лиса – Патрикеевна).

Лиса: Я такая красивая, а кто меня сможет описать?

Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на лесную полянку и давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Саша, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? ( шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

— Владик, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? ( мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

— Молодец! А Илюша расскажет нам о хвосте лисы? ( хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

-Вадим, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? ( хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

— А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? ( лиса в сказках хитрая, обманщица).

Воспитатель: Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

(работа с мнемотаблицами).

(Один ребенок рассказывает)

Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. У нее 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост пушистый. У лисы есть детеныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест кур, мышей.

Лиса: А вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель: Нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

(второй ребенок рассказывает)

Заяц— это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? ( « Колобок», «Теремок», « Лисичка со скалочкой», « Лиса и волк».)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. ( Заюшкина избушка).

— Ребята, лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1.Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Заяц).

( показ слайда)

— А кто назовет мне семью зайца? ( папа – заяц, мама- зайчиха, детеныши – зайчата).

2.Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. ( Медведь).

(показ слайда)

— Что делает медведь на картинке? ( ответы детей).

3.Посмотрите по дорожке

Ходят маленькие ножки

На головке гребешок

Кто же это? (Петушок).

(показ слайда)

— Назовите всю его семью ( папа – петух, мама – курица, детеныши – цыплята).

4.В тени пол деревом

И двор и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор-

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признает,

Учтиво лапу подает. ( Собака).

(показ слайда)

— Как называют детенышей собаки? ( Щенята).

5.Скачет по болоту

Зеленая квакушка

Зелененькие ножки

Зовут меня (Лягушка).

( показ слайда)

— Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки « Заюшкина избушка».

— Нет, лягушка из другой сказки.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть.

Хотите поиграть?

Дети: Да.

-Тогда встаем в круг.

— Мы заходим с вами в лес

( Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

( Удивились, развели руками)_.

Сколько елочек зеленых.

Столько выполним наклонов

( Раз, два, три).

Сколько здесь у нас игрушек?

Столько сделаем прыжков.

( Раз, два, три).

Впереди из – за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим

(Бег на носочках)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Моделирование сказки.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя ( присаживайтесь на полянке).

(на доске лист с кругами)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? ( круги).

На них мы с вами будем рисовать героев сказки.

Из какой сказки к нам прибежала лиса?

Ребята давайте вспомним сказку» Заюшкина избушка».

Алена, расскажи как можно начать сказку?

Правильно, давайте на первом круге покажем, что это лиса.

А что отличает лису от других животных?

Правильно у нее острые уши и длинная мордочка.

Саша выйдет к доске и нарисует лису.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Настя, что же произошло дальше?

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.

Расскажет нам сказку дальше Дима.

Дима, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Камилла.

Камилла, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Какими словами можно закончить сказку?

Подведение итогов.

— Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». А чему она нас учит? ( быть добрыми, честными, учит дружить со всеми).

Лиса: Я все поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

Воспитатель: Ну а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса!

Список использованной литературы:

1.От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям. – Издание пятое ( инновационное) – М.; Мозаика – Синтез 2019г.

2.В.П. Герасимов « Животный мир нашей родины» — М.; Просвещение .1977г.

3.Е.И. Золотова « Знакомим дошкольников с миром животных». Под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.; Просвещение , 1982г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 04.12.2021

Презентация на тему Презентация по литературному чтению Сказки о животных, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 47 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Предмет «Детская литература» Тема: «Сказки про животных» Выполнила: Кондрашова

Текст слайда:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Предмет «Детская литература»

Тема: «Сказки про животных»

Выполнила: Кондрашова А.Д.
Группа: ПОЗБ 13 НО

Проверил: Кузьминов Н.Н
кандидат психологических наук,
доцент


Слайд 2

Сказки о животныхСказки о животных. Особенности этого типа сказок: воплощение в образах зверей типичных человеческих характеров, устойчивость

Текст слайда:

Сказки о животных

Сказки о животных. Особенности этого типа сказок: воплощение в образах зверей типичных человеческих характеров, устойчивость характеристик, традиционность построения


Слайд 3

ПланЖанры устного народного творчестваВиды сказокСказки о животныхПопулярные персонажиАвторские сказкиНародные сказкиСтруктура сказок о животныхТестИсточники

Текст слайда:

План

Жанры устного народного творчества
Виды сказок
Сказки о животных
Популярные персонажи
Авторские сказки
Народные сказки
Структура сказок о животных
Тест
Источники


Слайд 4

ФОЛЬКЛОР - народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме.

Текст слайда:

ФОЛЬКЛОР — народное творчество; вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме.


Слайд 5

Жанры устного народного творчестваБольшие фольклорные жанрыМалые фольклорные жанры СказкиЛегендыБылиныИсторические песниЛирические песниБалладыЗагадкиСчиталкиПоговоркиПестушкиСкороговоркиЗаклички

Текст слайда:

Жанры
устного народного творчества

Большие фольклорные жанры

Сказки
Легенды
Былины
Исторические песни
Лирические песни
Баллады

Загадки
Считалки
Поговорки
Пестушки
Скороговорки
Заклички


Слайд 6

Сказка – эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин,

Текст слайда:

Сказка – эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка.


Слайд 8

Сказки о животныхЖивотные в той или иной степени выступают героями во всех жанрах устного народного творчества. Сказки

Текст слайда:

Сказки о животных

Животные в той или иной степени выступают героями во всех жанрах устного народного творчества.
Сказки о животных – вид сказок, где животные являются главными героями сюжета.


Слайд 9

Сказки о животныхсказки о диких животных;сказки о диких и домашних животных;сказки о человеке и диких животных;сказки о

Текст слайда:

Сказки о животных

сказки о диких животных;
сказки о диких и домашних животных;
сказки о человеке и диких животных;
сказки о домашних животных;
сказки о птицах, рыбах и др.;
сказки о прочих животных, растениях и др.
/классификация по В. Я. Проппу/


Слайд 10

Черты характеров животных-героев сказок традиционно закрепились за конкретными персонажами.Все они наделены человеческими чертами характеров. Животные в сказках

Текст слайда:

Черты характеров животных-героев сказок традиционно закрепились за конкретными персонажами.
Все они наделены человеческими чертами характеров.
Животные в сказках живут, действуют, разговаривают как люди.


Слайд 11

Сказки о животныхПопулярные персонажи

Текст слайда:

Сказки о животных

Популярные персонажи


Слайд 12

Лиса.Лиса – хитрая, сильная, находчивая. Часто бывает наказана по сюжету за свою хитрость и изворотливость

Текст слайда:

Лиса.
Лиса – хитрая, сильная, находчивая. Часто бывает наказана по сюжету за свою хитрость и изворотливость


Слайд 13

Заяц.Заяц – трусливый, но одновременно находчивый, побеждающий свой страх. Многие животные спешат на помощь зайцу, помогают ему

Текст слайда:

Заяц.
Заяц – трусливый, но одновременно находчивый, побеждающий свой страх. Многие животные спешат на помощь зайцу, помогают ему в решении проблемы.


Слайд 14

Волк.Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще других сильных персонажей является обидчиком слабых.

Текст слайда:

Волк.
Волк – злой, жадный, сильный, глупый. Часто бывает обманут лисой. Чаще других сильных персонажей является обидчиком слабых.


Слайд 15

Медведь.Медведь – неоднозначный персонаж.Бывает добрый, умный, хороший помощник (никогда

Текст слайда:

Медведь.
Медведь – неоднозначный персонаж.
Бывает добрый, умный, хороший помощник (никогда не лидер), с такими характеристиками – часто персонифицируется как Михайло Потапыч. Часто помогает зайцу. Бывает глупый (Маша и медведь, Теремок), злой (Три медведя).


Слайд 16

Коза.Коза (мама Коза, тётя Маша) – хозяйственная, домовитая, сильная, смелая. Всегда готова защитить семью, дать отпор волку

Текст слайда:

Коза.
Коза (мама Коза, тётя Маша) – хозяйственная, домовитая, сильная, смелая. Всегда готова защитить семью, дать отпор волку (основной антагонист).


Слайд 17

Лев.Лев – царь зверей. Справедливый, мудрый, выступает на стороне слабого.

Текст слайда:

Лев.
Лев – царь зверей. Справедливый, мудрый, выступает на стороне слабого.


Слайд 18

В сказках о животных человек:- играет второстепенную роль (старик из сказки “Лиса и Волк”); - занимает положение,

Текст слайда:

В сказках о животных человек:
— играет второстепенную роль (старик из сказки “Лиса и Волк”);
— занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки “Старая хлеб-соль забывается”).


Слайд 19

Сказки о животных2 основные идеи:прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных прославление самой победы, которая

Текст слайда:

Сказки о животных

2 основные идеи:

прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных

прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение


Слайд 20

Сказки о животныхСказкиАвторскиеНародные

Текст слайда:

Сказки о животных

Сказки

Авторские

Народные


Слайд 21

Авторские сказки – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют

Текст слайда:

Авторские сказки – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора.

Сказки о животных


Слайд 23

ОсобенностиАВТОРСКИЕ СКАЗКИСубъективная обработка народных сказок

Текст слайда:

Особенности

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ

Субъективная обработка народных сказок


Слайд 24

Виталий Бианки. «Хитрющий зайчишка»Авторские сказки

Текст слайда:

Виталий Бианки. «Хитрющий зайчишка»

Авторские сказки


Слайд 25

Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»Авторские сказки

Текст слайда:

Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»

Авторские сказки


Слайд 26

Михаил Пришвин. «Журка»Авторские сказки

Текст слайда:

Михаил Пришвин. «Журка»

Авторские сказки


Слайд 27

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»Авторские сказки

Текст слайда:

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

Авторские сказки


Слайд 28

К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»Авторские сказки

Текст слайда:

К.И. Чуковский. «Муха-Цокотуха»

Авторские сказки


Слайд 30

ОсобенностиНАРОДНЫЕ СКАЗКИПростой, легко читаемый текстГлубочайший социальный смысл

Текст слайда:

Особенности

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Простой, легко читаемый текст

Глубочайший социальный смысл


Слайд 31

КолобокНародные сказки

Текст слайда:

Колобок

Народные сказки


Слайд 32

ТеремокНародные сказки

Текст слайда:

Теремок

Народные сказки


Слайд 33

Петушок – золотой гребешокНародные сказки

Текст слайда:

Петушок – золотой гребешок

Народные сказки


Слайд 34

Зайкина избушкаНародные сказки

Текст слайда:

Зайкина избушка

Народные сказки


Слайд 36

СТРУКТУРА СКАЗКИ Цепочная (кумулятивная) структура – гл. персонаж последовательно встречается с другими персонажами (Колобок, Теремок) Типична троекратность

Текст слайда:

СТРУКТУРА СКАЗКИ

Цепочная (кумулятивная) структура – гл. персонаж последовательно встречается с другими персонажами (Колобок, Теремок)
Типична троекратность ситуаций: три раза лиса обращается к петуху и три раза к тетереву; три раза волк приходит к избушке козы и т.д.


Слайд 38

1. Какие бывают разновидности сказок?а) приключенческиеб) биографическиев) волшебныег) историческиед) бытовыее) о животных

Текст слайда:

1. Какие бывают разновидности сказок?

а) приключенческие

б) биографические

в) волшебные

г) исторические

д) бытовые

е) о животных


Слайд 40

2. Кто является творцом сказок?а) писатель-сказочникб) летописецв) древний певец Баянг) народ

Текст слайда:

2. Кто является творцом сказок?

а) писатель-сказочник

б) летописец

в) древний певец Баян

г) народ


Слайд 42

3. Установите соответствие персонажа его нравственному качествуМуравейСтрекозаВолкВоронаСвиньяЛисаа) Хитростьб) Легкомыслиев) Трудолюбиег) Глупостьд) Невежествое) Коварство

Текст слайда:

3. Установите соответствие персонажа его нравственному качеству

Муравей
Стрекоза
Волк
Ворона
Свинья
Лиса

а) Хитрость
б) Легкомыслие
в) Трудолюбие
г) Глупость
д) Невежество
е) Коварство


Слайд 43

Неправильно!Попробуй еще!

Текст слайда:

Неправильно!

Попробуй еще!


Слайд 44

4. Из какого произведения описание героини? Выберите ответХорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а

Текст слайда:

4. Из какого произведения описание героини? Выберите ответ

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек

1. Е. Благина.
«Голос леса»

2. П. Комаров.
«Оленёнок»

3. К. Ушинский. «Лиса Патрикеевна»


Слайд 46

Ответыв, д, еа, г1-в; 2-б; 3-г; 4-е; 5-д; 6-а3

Текст слайда:

Ответы

в, д, е
а, г
1-в; 2-б; 3-г; 4-е; 5-д; 6-а
3


Слайд 47

Источникиhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chteniehttp://www.uchportal.ruhttp://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii В.Я. Пропп. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова. – М.,

Текст слайда:

Источники

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie

http://www.uchportal.ru

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii

В.Я. Пропп. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова. – М., 2000

Е.А. Костюхин. Типы и формы животного эпоса. – М., 1987

Лекции к.п.н., доцента Н.Н. Кузьминова


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колосок»

Сценарий спортивного развлечения «Путешествие по сказкам»

  (подготовительная группа)

провели воспитатели

 Березина О. Н.,

Яровикова Е. В.

р. п. Тоншаево, июнь 2019 г.

Цель: формирование интереса к сказкам, создание радостного настроения.

Предварительная работа: чтение сказок, отгадывание загадок, инсценировки.

Ход мероприятия

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий: Каждый человек с детства знакомится со сказками. Это первые произведения, которые вам читает мама. Благодаря сказкам мы становимся добрее, понимаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребята, а что такое сказка?

Ответы детей.

1-й ребенок.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

2-й ребенок.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло. 

Слышится стук в дверь.

Ведущий: Кто же это может быть?

Под музыку в зал влетает Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в сказку – в мир добра, чудес и волшебства. Но дорога будет трудной, много испытаний вас ждёт впереди. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на вопросы сказочного леса и преодолеть все препятствия?

Дети: Да.

Баба Яга: Тогда в путь! Сначала разделимся на две команды «Аленький цветочек» и «Цветик — семицветик». А попасть в сказку нам поможет мой волшебный мешок. Давайте, посмотрим, что же там лежит. Ой, какой тяжелый, еле донесла.

Баба Яга заглядывает в мешок, достает из мешка маски героев сказки «Теремок» и роняет их.

Баба Яга: Ой, беда, беда, огорчение – вся сказка развалилась! Мне не собрать ее одной, поможете мне, ребята?

Эстафета «Собери сказку» («Репка»)

Участники команд по очереди подбегают к столу, на котором лежат маски героев сказки. Берут маску в нужной последовательности и возвращаются в свою команду. Кто быстрее выполнит задание, тот и побеждает.

Баба Яга: Какие вы молодцы! Как быстро справились с заданием.

Эстафета «Вытянем репку»
Капитаны каждой команды обегают вокруг обруча, в котором «растёт репка» (картинка с изображением овоща или игрушка-муляж репки). Возвратившись к своей команде, капитаны берут вторых игроков команды, бегут вдвоём, возвращаются за третьим и т.д., пока вся команда не пробежит. Последние игроки команды «вытягивают репку» — берут картинку или муляж.

Ведущий: Как с вами интересно, бабуля, поиграй еще с нами.

Баба Яга: Я люблю умненьких, да благоразумненьких детей. Вы такие?

Дети: Да.

Баба Яга: У меня мешок тяжелый и заданий в нем очень много.

Конкурс «Сказки перепутались»

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна — Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, просит передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись не пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.

(Царевна — Лягушка, Финист Ясный Сокол, Иван царевич и Серый волк, Маша и медведь, Зайкина избушка, Золушка, Руслан и Людмила)

Баба Яга: Ну, молодцы! Справились с заданием. Не ожидала я, что вам так просто будет. Даже боюсь, что будет дальше. Жалею, что с вами связалась. Ну ладно пойду до конца. А вот еще одно задание, трудное. Очень уж я старалась. Всю ночь и день придумывала загадки для вас.

1. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить.

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить.

И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?

Дети. Кот в сапогах

Баба Яга: А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)

Баба Яга: 2. А какому персонажу принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дети: Кот Леопольд.

Баба Яга. Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)

Баба Яга: Еще одна загадка.

3. Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном —

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Догадались, кто это? (Незнайка).

А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)

Баба Яга: И последняя загадка.

4. Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино).

А какой волшебный предмет отдала Буратино черепаха Тортилла?

Дети: Золотой ключик.

Ведущий: Ну что, Баба Яга, убедилась, какие наши ребята молодцы.

Баба Яга: Убедилась, убедилась. Сейчас проверю, какие вы смелые.

Физминутка «Баба-Яга»

В темном лесе есть избушка (шагают). Стоит задом наперед (поворот вокруг). В той избушке есть старушка (наклон вперед). Бабушка Яга живет (поворот влево-вправо). Нос крючком (показывают). Глаза большие, словно угольки горят. Ух, сердитая какая (грозят). Дыбом волосы стоят (раздвигают пальцы). Испугались?

Конкурс «Угадай сказку»

Играющим необходимо вспомнить правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и Зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему велению»

«Сивка – Будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и семеро тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Баба Яга: Молодцы, умненькие да благоразумненькие!

Баба Яга достает из мешка прутик с лягушкой.

Ребята, из какой сказки эти герои?

Дети: «Лягушка-путешественница»

Баба Яга: Правильно. Надо помочь уткам переправить всех лягушек в болото.

Эстафета «Лягушки-путешественники»

Двое детей с палкой в руках «переносят» детей от стартовой линии  к финишной прямой. Кто быстрее (ребёнок – «лягушка» держится за палку и бежит за детьми – «утками»).

Баба Яга: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Баба Яга достает из мешка скрипичный ключ.

Ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети: Скрипичный ключ.

Баба Яга: Верно! Раз он мне в мешке попался, следующее задание будет музыкальным.

Музыкальный конкурс

Участники команд должны вспомнить песни, которые исполняли герои сказок (Винни-Пух, Коза, Колобок, Крокодил Гена, Чебурашка, Крошка Енот, Красная Шапочка) по звучащим минусовкам.

Игра «Добрый – злой»

Ведущий: А сейчас я буду называть героев сказок. Если герой злой, прошу вас потопать, если добрый, то похлопать (Баба Яга обращается по очереди к каждой команде): Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Баба-Яга, Хаврошечка, Емеля, Морозко, сестрица Алёнушка, Змей Горыныч, гуси-лебеди, Снегурочка.

Баба Яга: А сейчас мы с вами немного поиграем в мою любимую игру.

Проводится игра «Жмурки»:

«Жмурке» (Бабе Яге) завязывают глаза, отводя на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Где стоишь?

-У столба.

Что продаешь?

— Квас.

— Ищи три года нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманный им становится «жмурка» только в том случае, если водящий узнает его и назовет по имени. Если не угадает, ему опять придется водить.

Баба Яга: Сейчас я буду «жмуркой», всех вас переловлю, а может кого-нибудь и съем! Я что-то проголодалась!

Дети и Баба Яга играют 2-3 раза.

Баба Яга: Ой, я сейчас поняла, что я ведь добрая женщина. Никого я  есть не  буду, дома мухоморов солёненьких поем или супчик из мышек сушёных и копчёных лягушек. Вкуснотища!  А как мне у вас понравилось, ребята! Но, к сожалению, мне пора возвращаться в свою сказку. Как вы хорошо сказки-то знаете!

Баба Яга достает из мешка угощение для детей.

В сказку мне пора опять,

Обещайте вспоминать!

Буду в сказках снова жить

И добро и зло творить.

А по праздникам, ребятки,

Буду в гости приходить.

Без меня вы не скучайте,

Про меня всегда читайте

И не верьте, я не злая,

Я хорошая такая!

Баба Яга прощается и уходит.

Ведущий: Ну вот и закончилось наше сказочное путешествие. Ребята, трудно вам было? Что понравилось, а что далось сложнее всего?

Дети отвечают.

1.Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

2.В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

3.В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

4.Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Ведущий:

Пусть родители читают детям  сказки,

А дети научатся их любить!

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить!

  • Персонажи русских мультфильмов и сказок
  • Перочинный как пишется и почему
  • Персонаж пушкинской сказки не сдержавший обещания и поплатившийся за это своей жизнью
  • Перечитайте последнюю строку стихотворения листок напишите от имени листка рассказ о его путешествии
  • Перечитай фрагмент сказки к морю лишь подходит он вот и слышит будто стон обозначь паузы