Персонажи сказки тысяча и одна ночь

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. она сказочная с одной стороны, а со стороны другой в

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

События:

1724 – Основан Санкт-Петербургский монетный двор – один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет. Работает до сих пор как филиал ФГУП «Гознак».

1754 – Михаил Ломоносов испытал модель «аэродромической машины» – «винтовой аппарат, который, если его вращать с большой скоростью, ввинчивается в воздух и подымается вверх». Позже устройство назвали геликоптером, ставшим прообразом вертолета.

1817 – В Москве состоялось торжественное открытие Манежа, построенного по проекту инженера-механика генерал-лейтенанта Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. В 1824–1825 годах Осип Бове оформил фасады.

1821 – В Петербурге учреждено общество поощрения художников, основанное группой меценатов (И.А. Гагарин, П.А. Кикин, А.И. Дмитриев-Мамонов и др.) с целью содействовать развитию изящных искусств, распространению художественных познаний, образованию художников и скульпторов. На гранты общества (так называемый пенсион) за границу для обучения ездили молодые художники: К.П. Брюллов и А.П. Брюллов, А.А. Иванов. Общество способствовало освобождению талантливых крепостных художников из крепостной зависимости, оказывало им материальную поддержку (братья Чернецовы, Т.Г. Шевченко, И.С. Щедровский, А.А. Агин и другие). Общество сыграло важнейшую роль в пропаганде изобразительного искусства путём тиражирования произведений, благодаря обществу в России серьёзно было продвинуто развитие эстампа: литографии и ксилографии. При обществе имелись школа с мастерскими и музей с библиотекой и постоянной художественной выставкой.

1863 – В Петербурге была пущена первая очередь водопровода. До этого петербуржцы пользовались колодцами или услугами водовозов. Возможность пользоваться водопроводом получили около 400 тысяч жителей центральной части города, ограниченной Невой, Обводным каналом и рекой Пряжкой. Длина водопроводной сети составила 100 верст. Мощность водопровода составила 1,4 млн. ведер в сутки.

1875 – Русский инженер Павел Николаевич Яблочков открыл так называемую «электрическую свечу», в которой две угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводниками электричества, между которыми возникала дуга. В 1876 году он представил свое изобретение на лондонской выставке физических приборов, и оно получило известность.

1905 – Советом народных депутатов провозглашена Новороссийская республика – рабоче-крестьянское самоуправление, установленное Советом рабочих депутатов в Новороссийске в период Первой русской революции. Просуществовало до 26 декабря.

1937 – Первые выборы в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции.

1941 – Великая Отечественная война: освобождены Солнечногорск и Сталиногорск (с 1961 года Новомосковск).

1979 – Принято постановление о вводе советских войск в Афганистан. По предложению комиссии Политбюро Центрального комитета КПСС по Афганистану, в состав которой входили Ю. Андропов, Д. Устинов, А. Громыко и Б. Пономарев принято постановление об оказании Афганистану военной помощи путем ввода на территорию страны советских войск. Накануне – 8 октября 1979 года – был убит основатель Народно-демократической партии Афганистана и первый руководитель Демократической Республики Афганистан Нур Мухаммад Тараки. К власти в стране пришел Хафизулла Амин. Эти события были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Было решено поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции 1978 года.

1991 – На IV сессии Верховного Совета РСФСР в рамках совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей большинством голосов приняты решения о ратификации Беловежских соглашений и о денонсации Союзного договора 1922 года и отзывает депутатов из Верховного Совета СССР. Против ратификации голосовало семеро: С. Бабурин, Н. Павлов, В. Исаков, И. Константинов, С. Полозков, В. Балала, П. Лысов, а против денонсации всего трое: С. Бабурин, В. Исаков, П. Лысов. Фактический развал СССР перешел в заключительную фазу, а юридический, по мнению многих экспертов, не начинался до сих пор.

1993 – Принята новая Конституция Российской Федерации.

1997 – В прокат вышел художественный фильм А. Балабанова «Брат». В главных ролях: Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко и др.

2019 – Самый мощный в мире ледокол «Арктика» вышел на ходовые испытания. Ледокол отправился от причала АО «Балтийский завод» в направлении Финского залива. Ледокол введён в эксплуатацию 21 октября 2020 года.

В этот день родились:

Анна Мария Тюссо, фамилия при рождении Гросхольц, (1761–1850) – скульптор, основательница известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Искусству создания восковых фигур Анна научилась у доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса из Берна, у которого ее мать работала экономкой.

Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) – русский писатель и историк. Создатель «Истории государства Российского» в 12 томах.

Альберт Катеринович Ка́вос (1800–1863) – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, известный главным образом как строитель театров. Самой известной его работой в Петербурге стал Мариинский театр, построенный в 1860 году. В 1853–1856 годах Кавос руководил восстановлением московского Большого театра.

Гюстав Флобер (1821–1880) – французский писатель. 200 лет со дня рождения.

Алексей Фёдорович Афанасьев (1850– 1920) – русский живописец-жанрист, график, карикатурист, иллюстратор, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Персонажи сказки тысяча и одна ночь

двойной клик — редактировать изображение

Эдвард Мунк (1863–1944) – норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма, самым узнаваемым образом которого стала картина «Крик».

Персонажи сказки тысяча и одна ночь

двойной клик — редактировать изображение

Василий Семёнович Гроссман, настоящее имя Иосиф Соломонович Гроссман (1905–1964) – русский советский писатель и журналист, военный корреспондент. Главная книга писателя – роман «Жизнь и судьба».

Евгений Захарович Воробьёв (1910–1990) – советский прозаик, публицист и сценарист. Член Союза писателей СССР, автор более тридцати книг. Участник Великой Отечественной войны. По романам «Высота» и «Земля, до востребования» сняты художественные фильмы.

Владимир Яковлевич Шаинский (1925–2017) – советский и российский композитор, пианист, певец, скрипач, актёр. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.

Чингиз Торекулович Айтматов (1928–2008) – советский и российский писатель; дипломат. Герой Социалистического Труда; лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР.

Леонид Фёдорович Быков (1928–1979) – советский актёр, кинорежиссёр и сценарист; заслуженный артист РСФСР.

Александр Николаевич Коновалов (род. 1933) – советский и российский врач-нейрохирург, педагог, профессор. Директор, затем президент Федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Доктор медицинских наук. Академик АМН СССР. Академик РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Герой Труда Российской Федерации № 1. Лауреат Государственной премии СССР. Дважды лауреат Государственной премии РФ.

Александр Павлович Харитонов (1940–1993) – русский советский художник, акварелист.

Персонажи сказки тысяча и одна ночь

двойной клик — редактировать изображение

Виталий Мефодьевич Соломин (1941–2002) – советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР. 80 лет со дня рождения.

Фёдор Филиппович Конюхов (род. 1951) – советский и российский путешественник, писатель, художник, священник. 70 лет!

Николай Иванович Носков (род. 1956) – советский и российский музыкант, певец, композитор, заслуженный артист России. Неоднократный обладатель музыкальных премий «Золотой граммофон», «Овация», а также лауреат премии ФСБ России.

Сергей Николаевич Присекин (1958– 2015) – советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М. Б. Грекова. Академик Российской академии художеств, Народный художник Российской Федерации; лауреат Премии Ленинского комсомола; полковник вооружённых сил Российской Федерации.

Персонажи сказки тысяча и одна ночь

двойной клик — редактировать изображение

Тема урока

Время на изучение

Основное содержание

Виды  деятельности

Дата план.

Дата  факт.

Сказочные секреты (4 часа)

1

Что такое сказка?

1

История происхождения сказки..

2

Сказочные жанры.

1

Классификация сказок.

Вопросы учителя.  Коллективное обсуждение.

3

 Миф и сказка.

1

Выражение народного взгляда в сказках и в мифах. Понятие сюжета и композиции.

Чтение мифов народов Австралии.

4

Народные сказки.

1

Исторические корни народных сказок. Отражение жизни народа, его понимание добра и зла, справедливости и чести в произведениях устного народного творчества.

Привести примеры из татарских, русских народных сказок.

Сказки народов Азии (3 часа + 1 час развития речи)

5

В гостях у сказок народов Азии. Индийские сказки.

1

Сказки народов Азии, особенности их построения, язык, герои; отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Выступление учителя о сказках народов Азии. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов сказок; выразительное чтение.

6

Вьетнамская сказка «Ворон на дереве».

Китайская сказка «Скряги».

1

Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок; язык и построение бытовых сказок. Герои, пострадавшие из-за своей жадности. Обличение в сказке коварств и предательство, осуждение зависти и жадности.

Словарная работа. Нарисовать иллюстрации к сказкам; выразительное чтение.

7

Монгольская сказка «Старик и Тигр».

Вьетнамская сказка «Ваш слуга это знает».

1

Отражение народной мудрости в сказках «Старик и Тигр» и «Ваш слуга это знает».  Находчивость, решительность главных героев.  

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о мудрости.

8

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном из героев прочитанных сказок.

1

Композиция сказки: зачин, концовка, сказочные повторы.

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки народов Европы (3 часа + 1 час развития речи)

9

В гостях у сказок народов Европы. Венгерская сказка «Самый сильный зверь».

1

Сказки  народов Европы, особенности их построения, языке герои; сила человека, превосходство его над живыми существами на земле.

Выступление учителя о сказках народов Европы. Словарная работа.

Чтение по ролям.

10

Шведская сказка «Замухрышка».

1

Осуждение жестокости и коварства. Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Составление дневника Замухрышки, главного героя сказки.

11

Греческая сказка «Змеиное деревце».

1

Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия; волшебные события в сказке. Язык, композиция.

Словарная работа. Подбор пословиц и поговорок о доброте, верности, труде.

12

Развитие речи. Сочинить продолжение сказки «Змеиное деревце».

1

Тема всепобеждающей силе доброты.

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Африки (3 часа + 1 час развития речи)

13

В гостях у сказок народов Африки.

 Сказка чокве «Хамелеон и древесная ящерица».

1

Сказки народов Африки, особенности их построения, язык, герои; отражение народной мудрости в сказке «Хамелеон и древесная ящерица», вера народа в добро и справедливость.

Выступление учителя о сказках народов Африки. Словарная работа. Инсценирование отдельных эпизодов.

14

Сказка эве «Падчерица».

1

Тема всепобеждающей силы дружбы и любви. Осуждение таких качеств как черствость, бездушие и эгоизм, воплощенных в образе мачехи и ее дочерей. Внутренняя и внешняя красота.

Словарная работа. Составление сравнительной характеристики.

15

Сказка чокве «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда».

1

 Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

Словарная работа. Подробный пересказ сказки.

16

Развитие речи. Составить устный портрет героев.

1

Словарная работа. Выступления учащихся с собственными сочинениями, сопровождаемые иллюстрациями.

Сказки народов Америки (3 часа + 1 час развития речи)

17

В гостях у сказок народов Америки. Сказка североамериканских индейцев «Ахайюта и Пожиратель Туч». 

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках народов Америки, особенностях их построения, языке, героях;

особенности сказок народов Америки;  образ смелого Ахайюты и его друга крота.

Выступление учителя о сказках народов Америки. Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

18

Эскимосская сказка «Ворон-обманщик».

1

Черты некоторых людей в образе ворона-обманщика, наказуемость обмана.

Словарная работа. Чтение по ролям.

19

Сказка североамериканских индейцев «Добрый охотник».

1

Сила добрых поступков; достижение спокойствия в жизни благодаря добрым поступкам.

Словарная работа. Выборочное чтение, сопровождаемое анализом текста.

20

Развитие речи. Сочинить новую сказку об одном герое из прочитанных сказок народов Америки

1

Словарная работа. Выступления учащихся в роли автора-сказочника.

Сказки разных народов со сходными сюжетами (4 часа + 2 часа развития речи)

21

Сказки разных народов со сходными сюжетами. Индийская сказка  «Золотая рыба».

1

Похожесть, близость сказок народов, живущих на разных континентах.  Разновидность сюжетов, особенности вымысла  индийской сказки  «Золотая рыба» и «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.  Яркие художественные образы, выразительность и эмоциональность языка.

Выступление учителя о сказках  разных народов со сходными сюжетами. Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по  «Сказке о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина.

22

Монская сказка  «Принцесса-лягушка».

1

Разновидность сюжетов, особенности вымысла; всепобеждающая сила любви, разрушающая препятствия на  пути к счастью;  яркие художественные образы, выразительность языка.

Словарная работа. Иллюстрирование эпизодов сказок. Ответы на вопросы учителя.

23

Сопоставительный анализ   словацкой и русской народной сказок «Двенадцать месяцев» и пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Расхождения в содержании, обрисовке образов в сказках, что связано с особенностями быта, фольклорных традиций каждого народа.

Словарная работа.

Просмотр эпизодов мультипликационного фильма по  пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев».

24

Выполнение афиши к пьесе С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Требования к оформлению афиши.

Коллективная творческая работа.

25

Английская народная сказка «Тростниковая Шапка».

1

Близость основных идей сказок разных народов мира; душевная красота главных героинь, их стойкость, умение прощать жестокость и предательство. Волшебные события в сказках.

Словарная работа.

Выступления отдельных учащихся по схожим сказкам: «Золотая туфелька» (Вьетнам) и «Кхончхи и Пхатчхи» (Корея)

26

Развитие речи. Диалог схожих по сюжету сказок.

1

Выступления учащихся парами, инсценировать (по возможности).

Арабская сказка «Тысяча и одна ночь» (5 часов + 1 час развития речи)

27

История создания книги «Тысяча и одна ночь». Сказка о царе Шахрияре.

1

Занимательность фабулы, романтическая фантастичность, увлекательное сплетение элемента волшебного с действительным, описание удивительных стран и приключений в сказках «Тысячи и одной ночи». Популярность произведения в Европе.

Выступление учителя об истории создания книги «Тысяча и одна ночь». Словарная работа. Комментированное чтение сказки о царе Шахрияре, сопровождаемое симфонической сюитой                                   Римского-Корсакова «Шахерезада».

28

29

Сказка «Алладин и волшебная лампа».

2

Волшебное и реальное в сказке «Алладин и волшебная лампа». Язык и построение сказок; поступки, характер героев, определяющие их судьбы; симпатия автора-рассказчика к Аладдину.

Словарная работа. Пересказ понравившихся эпизодов.  Диалог с Алладином.

30

31

Сказка «Али–Баба и сорок разбойников».

2

«Али–Баба и сорок разбойников» — сказка о верности, долге, красоте души человека. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки. Обличение в сказке коварства и предательства, осуждение зависти и жадности, хвала трудолюбию, доброте.

Ответить на вопросы:

— какова основная мысль сказки?

— Чему учит эта сказка?

— Вспомните татарские сказки, где рассказывается о доброте, трудолюбии и жадности.

32

Развитие речи по книге «тысяча и одна ночь». Монолог сказочных предметов (лампа Алладина и др.)

1

Выступления учащихся (приветствуется соответствующий костюм или какой-либо атрибут)

Повторение (1 часа)

33

Сочинение сказки по пословице «Благородный человек не помнит старого зла» (китайская пословица)

1

Пословица – произведение устного народного творчества.

Выступления учащихся, выявление лучшего сочинения.

34

 Урок – обобщения  «До свидания, сказка!»

1

Беседа.

Наступление холодной поры года оставляет все меньше шансов на активный отдых вне дома. Зато можно собраться всей семьей, укрыться пледами и устроить марафон мультфильмов. Вместе с VOKA собрали специальную подборку из мультсериалов, которые можно посмотреть залпом за один свободный день.

«По ту сторону изгороди» (2014)

Для компании Cartoon Network, известной, кроме прочего, благодаря «Самураю Джеку», «Времени приключений» и «Вселенной Стивена», мультфильм «По ту сторону изгороди» получился определяющим. Он стал первым мини-сериалом в истории студии — и сразу удачным, что дало зеленый свет такому формату в принципе.

Вдохновленный классическими американскими фильмами и мистической атмосферой Хеллоуина, сериал рассказывает о двух братьях, Вирте и Грегори, которые заблудились в таинственном и жутковатом лесу и в компании синей птицы Беатрис пытаются из него выбраться. История прекрасно анимирована, в ее персонажах легко узнать себя, а сами декорации выглядят так завораживающе, что в них хочется потеряться — все это очаровало миллионы зрителей по всему миру.

Изначально проект был куда масштабнее, но Cartoon Network поскупилась на бюджет, поэтому автор Патрик Макхейл ловко ужал историю до одного сезона. А если 10 серий «По ту сторону изгороди» кому-то будет слишком мало, можно вспомнить про короткометражный мультфильм «Фолиант неизвестного», с которого все началось. В картине, которую аниматор придумал вскоре после выпуска из колледжа, братья и синяя птица путешествовали в поисках большого города и «Книги всего известного». Кроме того, со временем мультсериал оброс серией отличных комиксов, рассказывающих о событиях, затерявшихся где-то между сериями, — несколько томов перевели на русский, и их тоже стоит взять на заметку.

«Шахерезада. Нерассказанные истории» (2017)

Про австралийские мультфильмы мы слышим нечасто. Из последнего ярко выстрелившего вспоминаются разве что приключения императорских пингвинов из ленты «Делай ноги» 2007 года, которые даже удостоились «Оскара». В остальном, конечно, локальному производству нечасто удается пробить путь к мировой аудитории, хотя качественных проектов хватает.

Например, австралийская студия Network Ten здорово переосмыслила классические восточные сказки из цикла «Тысяча и одна ночь», превратив их в размашистое и эпичное фэнтези с обновленными героями. В оригинале Шахерезада рассказывала сказки злому тирану Шахрияру, чтобы спасти себя саму, а заодно и своих соотечественниц от рук царя-женоненавистника. В австралийском же мультфильме она становится 12-летней девочкой, которая пытается найти противоядие от зелья, превратившего ее друга в синего монстра. Помогают в этом как раз герои цикла «Тысяча и одна ночь» вроде Али-Бабы, Синдбада и Аладдина, с которыми героиня сталкивается на протяжении путешествия.

Несмотря на неплохой бюджет сериала, 26 серий которого обошлись студии в $12 млн, за пределами страны особой популярности он не снискал. Судя по всему, дело в самой студии: Network Ten не озаботилась промокампанией даже перед премьерой на родине.

«Би и Паппикэт» (2013—2016)

В XXI веке мультфильму не обязательно находиться под крылом большой студии, иметь крупный бюджет и маркетинговую машину, чтобы выйти на широкую аудиторию и завоевать ее: современный рынок работает так, что хороший продукт может добраться до благодарного зрителя и своими силами.

«Би и Паппикэт» красноречиво доказывает это: в 2013 году проект появился на YouTube, быстро покорил аудиторию и перебрался на Kickstarter, где начался сбор денег на производство следующих эпизодов. Необходимые $600 тыс. набежали всего за шесть дней, а к концу срока авторы мультфильма из интернет-ТВ Cartoon Hangover насчитали более $870 тыс., что стало рекордом для анимационного краудфандинга. Сейчас у сериала всего один сезон из 10 серий по 5—10 минут, но в планах создателей есть продолжение, которое должно выйти на Netflix.

Сюжет сериала, как и история его создания, тоже на редкость современный. Девушка по имени Би (или «Пчелка») вместе с Паппикэтом, обаятельным существом из другого мира, путешествует по альтернативным измерениям в поисках постоянного места работы. Параллельно с этим герои пытаются выяснить тайну происхождения загадочного монстра — ближе к концу сериала это становится главной линией мультфильма.

«Псэмми. Пять детей и волшебство» (2018)

История британской детской новеллы Five Children and It может удивить: произведение английской писательницы и поэтессы Эдит Несбит никогда не было невероятно популярным, ни один тираж книги не распродавался, но при этом ее адаптировали в самых разных форматах. Начиная с 1980-х история выходила в качестве телесериала от BBC, полнометражного фильма, сценического мюзикла, комикса и даже аниме. А в 2018 году новелла получила новое воплощение в виде ирландского мультсериала «Псэмми. Пять детей и волшебство».

Сюжет рассказывает о детях, которые сталкиваются с загадочным существом, способным исполнять желания. Дать возможность псу разговаривать человеческим голосом — не вопрос. Встретиться с любимым супергероем или самому получить невероятные способности — почему бы и нет. Получить долгожданный подарок, на который долго не соглашаются родители, — будет и это. Единственное ограничение — Псэмми выполняет лишь одно желание в день. А еще с фантазиями нужно быть предельно осторожными: поговорку про бесплатный сыр знают все.

Как правило, каждое желание детей оборачивается совсем не тем, на что они рассчитывали, — эта классическая формула движет сериал от эпизода к эпизоду на протяжении 52 серий.

«Гравити Фолз» (2012—2016)

Вообще, популярные сериалы редко ограничиваются одним-двумя сезонами и выходят до упора, пока есть спрос и какие-никакие идеи. «Гравити Фолз» — одно из немногих исключений: крайне успешный проект, авторы которого остались верны себе и закончили историю там, где посчитали нужным. Алекс Хирш, отец мультфильма, стойко справился со всеми мольбами фанатов и отказался от продолжения, ограничившись только небольшим комиксом-дополнением в знак уважения к преданной аудитории.

История о каникулах брата и сестры Диппера и Мэйбл в гостях у дедушки в загадочном городке Гравити Фолз увлекает мгновенно — сериал смотрится на одном дыхании и требует поднапрячься не для того, чтобы уложить весь просмотр в один выходной день, но чтобы хоть немного растянуть удовольствие. Помимо увлекательной истории, мультфильм покоряет анимацией: Хирш вдохновлялся классикой в лице «Симпсонов» и делал сериал, визуальная часть и многочисленные выверенные гэги которого будут развлекать и веселить аудиторию любого возраста. Это работает — у «Гравити Фолз» множество наград, почти нет критиков и армия поклонников как среди детей, так и из числа бородатых мужчин и серьезных женщин.

Расстроить сериал может как раз своей лаконичностью: всего два сезона и суммарно 40 серий по 20 минут. К счастью, Disney продолжает активно поддерживать франшизу, и после просмотра мультфильма можно запастись тем самым комиксом от Алекса Хирша, романами и даже легендарной энциклопедией тайн и загадок городка Гравити Фолз под названием «Дневник 3».

«Маша и медведь. Машины сказки» (2012—2016)

Самый востребованный мультсериал в мире на данный момент, помимо основной серии, успел порадовать аудиторию парочкой метких спин-оффов. Их можно смело смотреть в отрыве от основной истории и даже без знакомства с ней — например, сезон «Машиных сказок», посвященный фольклорным мотивам. Первый сезон насчитывает 26 серий — стоит успеть посмотреть его до того, как выйдет целиком продолжение спин-оффа, которое стартовало в августе 2021 года.

По сюжету спин-оффа сама Маша рассказывает сказки своим игрушкам. Она все еще ребенок, а значит, может путать истории и в принципе вольно интерпретировать их. Сезон размашисто проходит по всеми любимому фольклору: в хронометраж попали и «Волк и семеро козлят», и «Гуси-лебеди», и «Красная шапочка», и «Морозко», и даже «Каша из топора». Но не стоит удивляться, если по дороге к бабушке девочка с красным головным убором встретит Колобка, а среди козлят злоумышленник вдруг обнаружит Наф-Нафа.

В каждой сказке, как известно, есть мораль. Правда, в случае сериала за нее тоже отвечает Маша, поэтому зачастую выводы звучат крайне непосредственно и оригинально: например, как важно заботиться о пожилых родственниках, даже если в кустах прячется злой волк.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Персонаж из сказки нарисовать 6 класс
  • Персонаж из русской народной сказки рисунок
  • Пероне или перроне как пишется
  • Перроне как пишется правильно
  • Пермяк рассказы для детей слушать