Персонажи сказки снежная королева список

Введение человек живет в мире представлений. его представления о мире, самом себе, обществе, другом и других - это то, что

Введение

Человек живет в мире представлений. Его представления о мире, самом себе, обществе, Другом и других — это то, что составляет его собственный мир, как мир значимый, аксиологически не нейтральный. Человек создает мир представлений, отвечая на свое желание быть, ибо спонтанное экзистенциальное переживание человека вынужденно противополагает его внешнему миру и ставит его в ситуацию вынужденного аксиологического действия, которое, с одной стороны, импровизационно, то есть выражает «порыв», спонтанность, можно сказать, «естественность» действия человека, онтологическое его основание, а с другой, детерминировано, задано существующей социокультурной реальностью, многообразием связей и ценностей конкретной культуры.

Социальная жизнь обеспечивает различие между своей и чужой культурой, выражая в конкретных социальных мифах суждение оценки, которое каждая культура имеет по поводу себя и иной культуры. Стремясь избежать ловушки этих суждений оценки, мы попадаем в сети антропологического подхода, который ставит вопрос об истинности ценности своей собственной культуры и самом функционировании системы идей культуры. Увлекательной задачей становится изучение процесса создания идеологии через анализ мифологических текстов. Под идеологией мы понимаем здесь любой дискурс, который, во-первых, представляет некое определение человеческого состояния, в образах, символах, идеях или понятиях, а во-вторых, организует представления некоей группы людей (социума, культуры).

Традиция анализа мифологических текстов достаточно богата, от антропологии и структурализма до психоанализа и культурологических исследований, есть мифы философские, мифы о происхождении мира и человека, письма и культуры, наконец, сказки, которые дороги каждому из нас с детства. Фольклор хранит традиции и архетипы культуры, а в авторской сказке переплетаются символическое и социальное, психологическое и архетипическое, тем интереснее она в качестве мифологического текста.

Сюжет о Снежной королеве восходит к мифологизированному образу Ледяной деве из датского фольклора. В 1844 г. Андерсен написал сказку в семи рассказах «Снежная королева». После ее выхода на этот сюжет стало появляться множество произведений. В русской детской литературе 20 в. Выделился ряд текстов о Снежной королеве: пьеса-сказка Е.Л. Шварца «Снежная королева», сказка В.Н. Коростылева «Школа Снежной королевы», сказка З.А. Миркиной «Снежная королева» и др. Все эти сказки взаимодействуют между собой, выстраивая свое «интертекстуальное поле».

Таким образом, объектом исследования в данной курсовой работе является мифологический образ Снежной королевы.

Предмет исследования — реализация образа Снежной королевы в русской детской литературе 20 века.

Цель исследования — выявить особенности образа Снежной королевы в русской детской литературе 20 века.

Достижение данной цели представляется возможным при решении ряда задач, а именно:

§  Рассмотреть историю создания первого литературного воплощения образа Снежной королевы в одноименной сказке Г.Х. Андерсена.

§  Проанализировать образ Снежной королевы Г.Х. Андерсена.

§  Выявить тексты в русской литературе 20 века, в которых воплотился образ Снежной королевы.

§  Проанализировать содержание образа Снежной королевы в русской детской литературе 20 века.

Материалом исследования явились сказки, содержащие образ Снежной королевы: Г.Х. Андерсена «Снежная королева», Е.Л. Шварца «Снежная королева», В.Н. Коростылева «Школа Снежной королевы», З.А. Миркиной «Снежная королева».

Методы исследования: историко-литературный, творческо-генетический методы, контекстуальный и сопоставительный анализ.

В соответствии с поэтапным достижением поставленной перед нами цели структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. Снежная королева Г.Х. Андерсена — первое литературное воплощение образа
 
.1 История создания сказки Г.Х. Андерсена «Cнежная королева»

снежный королева сказка образ

Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» посвящена известной шведской оперной актрисе середины XVIII века Иенни Линд, чей голос обладал феноменальным диапазоном, она с триумфом выступала в лучших театрах, как Старого, так и Нового Света. «За все столетие не родилось подобной ей личности», — это сказал о Иенни Линд композитор Мендельсон. Ее голосом могли восхищаться знаменитые Оноре де Бальзак и Генрих Гейне, Александр Дюма и Чарльз Диккенс. Ей рукоплескали Париж и Лондон, Берлин и Вена. Иенни было 18 лет, когда она собрала первый в своей жизни аншлаг у себя на родине — в Стокгольме, выступила в роли Агаты в «Невесте охотника». Ее прозвали «шведским соловьем».

А Андерсен, впечатленный до глубины души прекрасным голосом Иенни Линд, даже придумал сказку, которую так и назвал «Соловей». Он написал ее за одну ночь. «Её окружал какой-то ореол девственности и душевной чистоты, и она как будто освещала самоё сцену… В театре будто стон стоял, более сильного воодушевления, бурного восторга я не видал…» — писал Андерсен, запечатлевший в «Сказке моей жизни» одну из последних встреч с гениальной актрисой.

Андерсен и Линд познакомились в 1843 году в Копенгагене во время первых зарубежных гастролей Иенни. Ганс Христиан с первого взгляда полюбил прекрасную певицу. Его дневники осени 1843 года буквально испещрены её именем, а одна из записей (20 сентября) заканчивается словами: «Я люблю».

Но любила ли она? Уважала — да, ценила его писательский дар — несомненно, но вот любила ли?

Но великий сказочник знал, что настоящая любовь неподвластна ни злым колдунам ни добрым феям и волшебникам. Красиво говорить он не умеет, и Ганс Христиан решил, что объяснится в любви письменно.

Письмо с признанием он ей вручил перед самым ее отъездом. Прошел день, неделя, месяц, год, но Андерсен так и не получил ответа.

И Андерсен снова взялся за перо…

«Злой тролль смастерил зеркало лжи: каждый, кто ни смотрел в зеркало, видел все вещи в уродливых очертаниях. Все прекрасное в отражении становилось грубым и смешным, все плохое делалось еще более отвратительным.

И вот, ученики тролля разбили зеркало. И крохотные осколки разлетелись по всему свету. И тот, кому осколок попадал в глаз, начинал видеть во всем только плохое, а кому в сердце — становился насмешливым, грубым и злым, потому что сердце его превращалось в кусочек холодного льда…».

Так родилась «Сказка о Снежной королеве».

И только после того, как Ганс Христиан поставил точку, он вдруг с ужасом понял что написал еще одну сказку, посвященную Иенни Линд.

Спустя два года, в октябре 1845-го, Копенгаген снова встречал на этот раз не безызвестную, но всемирно признанную оперную певицу Иенни Линд. После концерта она устроила в гостинице празднество для своих друзей. Она была счастлива, ведь в Копенгагене, казалось, только о ней и говорили. На этом вечера Иенни предложила сказочнику стать ее братом:

Не хотите ли Вы, Андерсен, стать моим братом? — С бокалом шампанского Иенни Линд подошла к сказочнику.

Брат? Что ж, это больше, чем никто… Кай — брат Герды. Это ему подходит. И они выпили с Иенни на брудершафт».

Роль брата оказалась вполне удобной, чтобы, не пускаясь в объяснения, быть с ней рядом, встречаться с ней.

Вдвоем они бродили по улицам Копенгагена и оживленно беседовали, казалось — обо всем на свете.

Андерсен рассказывал девушке о ней самой, как о сказочной принцессе, а себя описывал стройным, бледным, обаятельным молодым человеком, с душой, трепещущей от ожидания любви. Хотя в жизни сказочник был до смешного некрасив, как гадкий утенок.

Может быть именно в поисках настоящего, непридуманного счастья Андерсен много путешествовал — будто бы пытался убежать из замка Снежной королевы, которым для него стал Копенгаген. Здесь Андерсену было холодно, здесь он был чужим.

И в декабре того же, 45-го года, Андерсен поехал в столицу Германии, где давала гастроли Линд.

Пробраться в ее гостиничный номер оказалось настоящей проблемой. С трудом ему удалось уговорить привратника передать знаменитости, что пришел ее брат. Наконец Иенни вышла к нему. Около получаса они оживленно беседовали. Иенни пообещала билет в оперу и приглашала его на сочельник. И Андерсен уж понадеялся, что Рождество они встретят вместе и, конечно же, отказывался от других приглашений.

Но Линд не появилась. Андерсен прождал ее в своей гостинице до восьми часов вечера, а потом отправился в гости к своим берлинским друзьям.

На следующий день Андерсен не без обиды рассказал ей, как был вынужден встретить Рождество. А Иенни… она засмеялась и сказала: «Мне это и в голову не пришло, я думала, вы веселитесь с принцами и принцессами, а кроме того, меня пригласили в гости. Но мы устроим еще один сочельник, и дитя получит свою елку в новогоднюю ночь!». Так и вышло.

Новый 1846 год они встретили вместе, и о романтической встрече двух детей Севера сплетничали и болтали. Об этом писали в газетах. Сам Андерсен описал эту встречу в своей немецкой автобиографии 1846 года.

Последний раз Андерсен встретил Иенни Линд в Вене в 1854-ом, когда она уже два года была замужем за немецким пианистом, с которым познакомилась в Бостоне, когда ездила туда на гастроли.

Через всю жизнь Андерсен пронес любовь к прекрасной Иенни, любовь пламенную и безответную.

Еще при жизни великого сказочника в центральном парке Копенгагена ему был поставлен памятник. Ведь Андерсен стал единственным писателем Дании, чьи произведения вошли в мировую литературу.

Но есть в Копенгагене и другая скульптура… Еще до встречи с Иенни Линд Андерсен написал «Русалочку» — сказку о вечной любви. Это очень грустная сказка — о том, что на земле влюбленные очень часто обречены на одиночество. Скульптура Русалочки высится над морской пеной у входа в столичный морской порт. Это и есть настоящий памятник Королю Сказок, его творчеству и его любви.

1.2 Образ Снежной королевы

В сказках Андерсена мы попадаем в мир оппозиций — лета и зимы, добра и зла, внутреннего и внешнего, смерти и любви, щедрости и жадности, забвения и воспоминания… Для Андерсена Снежная королева была сказкой его жизни: когда его отец умирал, его последними словами были: «вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне», когда же ребенок стал звать отца, мать удержала его: «не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его».

Мифология Северного полюса и Снежной королевы, владычицы над зимой и смертью очень богата, Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — классический персонаж северного фольклора. Этому персонажу Андерсен противопоставляет Герду, воплощение лета и любви, и материнских, и сексуальных чувств. Кай и Герда — аналогия мифа об андрогине. Андерсен был увлечен натурфилософией Шеллинга, а он, в свою очередь, испытывал сильное влияние Я. Беме, одной из любимых идей которого была идея об андрогинности человека. Эта андрогинность связана с оппозицией лета и зимы, а значит, жизни и смерти, — летом дети вместе, зимой разлучены, каждый в своей квартирке. Андрогинный докультурный человек испытывает превращение в разлученую пару благодаря осколку магического зеркала.

«Вечером <…> он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький, оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше <…> начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину <…> она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на белую птицу». Напомним, что страх, который первоначально охватывает Кая при виде Снежной королевы, впоследствии сменяется безграничным восхищением и любовью: «Кай взглянул на неё; она была так прекрасна! Более нежного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не показалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством» (с. 302).

Разумеется, Андерсен намеренно упоминает, что в глазах у Снежной королевы «не было ни теплоты, ни кротости». Противостояние тепла и холода пронизывает всю сказку датского писателя, начиная с её пролога: «Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда» (с. 296). И вплоть до её финала: «…горячие <…> слёзы упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок» (с. 323).

Особенно выразительным противостояние теплоты и холода предстаёт в следующем эпизоде «Снежной королевы»: «…окна зачастую покрывались ледяными узорами. Но дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замёрзшим стёклам — сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие» (с. 297-298). Эпитет «чудесное» употреблён здесь очень к месту. Дело в том, что всё тёплое в «Снежной королеве» имеет самое непосредственное отношение к теме христианского чуда. А всё холодное, напротив, — к теме дьявольского соблазна. «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения» (с. 301); «Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самоё сердце его стало куском льда» (с. 322). Так изображается состояние главного героя сказки, попавшего под колдовскую власть Снежной королевы. И он же грозит своей будущей повелительнице в начале сказки: «Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!» (с. 298).

Первая история сказки — история создания магического зеркала — представляет собой миф о происхождении зла в мире, а с ее продолжение и образ человека, травмированного осколком зла, представляет собой рефлексию об интеллектуализированной культуре. Космологический миф становится одновременно мифом о порождении культуры, которая разделяет, выделяет человека из природы, в результате чего Кай перестает любить красоту природы — розы маленького садика — и начинает видеть красоту рассудочной игры. Осколок зеркала в глазу Кая — и на смену живому чувству приходит холодный рассудок, критицизм, интерес к геометрии снежинок — так Андерсеном трактуется рационализация западной культуры, доминантой которой становится анти-любовь.

У Андерсена сочетание мотивов холода и воды таит в себе потенциальную опасность: «Наконец порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом» (с. 302), — речь идёт о Кае, пропавшем из города в один из зимних дней.

Но Андерсен все же романтик, и к тому же человек христианской культуры, а с другой стороны, как известно, в сказке не может быть плохого конца. Поэтому, размышляя о культуре и человеке, интеллектуализации и одинокому миру современной культуры он противопоставляет вечные ценности христианства. Поэтому дети в его сказке поют в своем садике псалмы о розе (в советском варианте сказки, они, конечно, утрачены): «Розы цветут и отцветают. Но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Розы увянут, но праздник Рождества, хранящий традиции культуры и воплощающий ее память, позволит им снова расцвести в наших сердцах. Воспоминание — посредник между жизнью и смертью, механизм продления культуры, ее жизни. Так, Герда попадает в чудесный садик старой колдуньи, где, попав под влияние чар, забывает Кая. И именно розы пробуждают ее память и позволяют продолжиться истории.

Символическую роль памяти и традиции культуры подчеркивает эпизод с ложным Каем в замке принца и принцессы. Атмосфера ночного замка, куда Герду провожают вороны, ночные силы, силы вечности и мудрости, символическое восхождение по длинной лестнице напоминают отчасти платоновский миф о пещере, где ложные тени создают мир неверной реальности, где требуется восхождение и усилие изменения восприятия, а также припоминание, чтобы отличить истину от лжи.

Следующий эпизод сказки представляет нам картину материальной культуры, множественности ценностей и оппозиции щедрости и жадности, добра и зла. Андерсен настаивает на ценности подарков, которые Герда получила от четы принцев: одежды из шелка и меха, золотая карета, прелестная муфточка… Слишком красиво, чтобы длиться! Удобство и комфорт, красота и роскошь противопоставляются в сказочной реальности доброте и любви, верности и правильному выбору своего пути. В начале сказки тоже есть такой эпизод, когда Герда приносит в жертву реке самое дорогое и красивое, что у нее есть — красные туфельки, чтобы река указала ей верный путь. Но, поскольку путь уже выбран и выбран правильно, реке жизни лишь остается нести девочку по течению к чудесному садику и следующим испытаниям…

В дальнейшей истории Герды мы снова и снова встречаем символику христианства, от молитвы, которой Герда усмиряет снежную бурю на своем пути, до рыбы, несущей послание старой лапландки. И, наконец, мы попадаем в чертоги Снежной Королевы. Атмосфера Ледяного дворца сказки — не фольклорная, а авторская. Все биографы Андерсена подчеркивают его социальные комплексы, неудачи мечтателя из бедной семьи, который страстно желал быть признанным, принятым обществом. С другой стороны, семья сказочника, с сумасшествием из поколения в поколение. Разъединяющие силы властительницы смерти Снежной Королевы — это и силы, сводящие с ума. Доминанта описания чертогов Повелительницы снегов — стены, окна, двери, сто залов, пустые, огромные, холодные, блистающие — подобны описанию безумия, которое приводят больные, страдающие шизофренией. После травмы осколком зеркала Кай становится серьезен, его интересуют рассудочные игры, его поведение по отношению к Герде, к близким, все более и более меняется, вершиной перемен становится его одиночество в чертогах Снежной Королевы. Одиночество, интеллектуализация, потеря связей с действительной жизнью — характерные черты шизофрении.

Медитация Кая над кусочками льда — медитация одинокого сознания, экзистенциально несостоявшегося, выброшенного из нормальных связей мира, состояние деструкции сознания. Портрет Кая — упрек Андерсена шизофреничному миру современной ему культуры, вся история сказки — размышления о ценностях культуры и пути человека к самому себе. Андерсен приводит к Каю Герду, словно Изиду в поисках Осириса, которая воскрешает его из мертвого мира безумия и возвращает в мир устойчивых социальных связей, добра и любви, памяти и традиций христианства. Кусочки льда сами собой складываются в слово вечность, врата ледяных чертогов распахиваются и разлученная пара вновь соединяется, человек обретает свою целостность благодаря пройденному им в поисках самого себя пути.

2. Воплощение образа Снежной королевы в русской детской литературе 20 века
 
.1 Сказка Е.Л. Шварца «Снежная королева»

В 1938 г. Шварц написал пьесу-сказку в 4-х действиях на андерсеновские темы «Снежная королева». В подзаголовке автор подчеркивает отличие от прототекста. Из семи рассказов драматург оставляет всего лишь четыре. Это связано с существенными изменениями в структуре конфликта и сюжета пьесы-сказки. Е.Л. Шварц заимствует из текста-источника некоторых героев и вводит новых персонажей — Сказочника, Советника, и Короля. Каю дается новое имя — Кей. В этой сказке он не сосед Герды, а ее названный брат. Большую роль здесь играет Сказочник. Он назван первым в списке действующих лиц. Сказочник не только автор-повествователь, ведущий, выразитель авторских идей, но и хозяин сказки: «Моя сказка — я в ней хозяин». От него мы узнаем историю Герды и Кея.

Если в сказке Андерсена Герде была противопоставлена только Снежная королева, то здесь главной героине противостоит еще и Советник. Именно этот персонаж организует конфликт пьесы-сказки, препятствуя Герде на ее пути.

Снежная королева Е.Л. Шварца отходит на второй план. Изменения обнаруживаются и в ее внешности: «Она была в белом с головы до ног. Большая и белая муфта была у нее в руках. Огромный бриллиант сверкал у нее на груди». Образ Снежной королевы здесь более заземленный — она баронесса и поставщик льда.

В сказке Е.Л. Шварца отсутствует мотив разбитого зеркала. Это связано с различными взглядами писателей на природу зла. По Г.-Х. Андерсену все злое приходит на земля от Дьявола или от Тролля. Зло у Шварца находится в самом мире людей. Как и Кай, Кей так же становится объектом нападок Снежной королевы. Это связано с тем, что в сердце мальчика жила злоба и жестокость. Снежная королева сыграла на самолюбии и гордыне Кея. После ее поцелуя сердце мальчика превратилось в кусочек льда. Кей сделал свой выбор в пользу зла.

По законам жанра действие пьесы-сказки развивается очень быстро. Кей по собственной воле уходит из дома. Мотив похищения ребенка здесь отсутствует. Герда отправляется на поиски названого брата. Пьеса-сказка сохраняет некоторые сюжетные линии первоисточника. В сказке Г.Х. Андерсена Герда размораживает сердце Кая слезами и поцелуем, в шварцевской сказке она отогревает душу Кея и делает сердце горячим, т.е. пробуждает его к жизни. В тексте-источнике Снежная королева не вступает в поединок с детьми, а уходит. Зло отступает перед силой девочки, а в анализируемой нами сказке Снежная королева и Советник отправляются в погоню. Сказочник собирает коллектив единомышленников. На помощь Каю и Герде приходят почти все персонажи. Все вместе, коллективно они побеждают зло.

Но главное отличие сказок Адерсена и Шварца состоит в творческих целях создателей сказок о Снежной королеве.

В сказке Андерсена есть старая колдунья-финка — к ней приходит Олень, везущий Герду к чертогам Снежной королевы. В ответ на его просьбу помочь девочке она отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у пас занимать ей силу. Сила — в ее милом, детском сердечке».

У Шварца финка отсутствует; ее слова (несколько измененные) отданы самому Оленю. Но он говорит не совсем то, что героиня Андерсена: «Что может сделать ее сильней, чем она есть? Полмира обошла она, и ей служили и люди, и звери, и птицы. Не у нас занимать ей силу, — сила в ее горячем сердце».

Вот оно, главное отличие сказки Шварца от сказки Андерсена! Первая — о детском сердце, вторая — о горячем сердце. Первая — о силе детскости, детской невинности, охраняемой богом и ангелами, вторая — о силе горячего, неравнодушного (не обязательно детского!) сердца, пылающего любовью к людям.

Чаще всего мы имеем дело с детскими изданиями Андерсена, где вся «божественная» часть отсечена. Но у Андерсена-то она есть! Его Герда, дабы прорваться во дворец Снежной королевы, охраняемый множеством живых снежных хлопьев, читает «Отче наш», и только молитва помогает ей достичь цели: «Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось и густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами и руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы подняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок».

Итак, у Андерсена Герда побеждает с помощью многочисленных ангелов — у Шварца она всего добивается сама. Разница огромная! Столь же различны сцены расколдования Кая (у Шварца — Кея): у Андерсена она опять-таки проникнута божественной помощью, а у Шварца всего достигает сама Герда. Она оживляет сердце Кея напоминаниями о тех, кому он должен помочь: мальчику Гансу, которого бьет соседский мальчишка, псу Трезору, которого хотят утопить…

У Андерсена Герда размораживает сердце Кая физически, буквально; шварцевская Герда делает его горячим в переносном смысле: пробуждает в нем интерес к жизни, любовь и сострадание к людям. Мораль сказки датского сказочника — божественная, евангельская: «Если не будете чисты, как дети, не войдете в царствие небесное!» Мораль шварцевской сказки — реальная, человеческая: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего!».

Правда, на стороне героини Шварца тоже вроде бы волшебная сила — ей ведь помогает сам Сказочник! Но это необычный Сказочник: помощь его отнюдь не волшебная, он помогает в пределах человеческих возможностей. А главная сила его, как и у Герды, — в его горячем сердце…

Выходит, Шварц написал на старый сюжет новую сказку, идеи которой находят живой, непосредственный отклик в сердцах современных читателей, — и юных, и взрослых.

Сказка заканчивается жизнеутверждающими словами: «Все идет отлично — мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги нам сделают, пока наши сердца горячи? Да ничего!». Пьеса-сказка «Снежная королева» Е.Л. Шварца — совершенно новое произведение. Драматург по-своему трансформирует сюжет сказки о Снежной королеве Г.Х. Андерсена, приспосабливая его к современности, т.е. создает «свое» в «чужом».

2.2 Сказка З.А. Миркиной «Снежная королева»

Сказка «Снежная королева» З.А. Миркиной — вариация на тему первоисточника. Повзрослевшие Кай и Герда живут вместе у бабушки в Доме Детства. Каю дается определение «бесталанный», потому что он «ничего не мог сделать определенного в жизни,<…>никак не мог разобраться в ее устройстве». Розовый Куст приобретает символический смысл. Мифопоэтический образ роз символизирует любовь. Под Розовым Кустом дети сидели, взявшись за руки. Для Герды он становится единственным другом, которому можно открыться. Кай по собственной воле уходит в Страну Волшебных Зеркал к Снежной королеве.

З.А. Миркина подчеркивает отличие от сказки Г.Х. Андерсена: «(Не думаю, чтобы какой-нибудь осколок попал ему в глаз. Я про осколки ничего не знаю. Но Кай действительно стал другим.) И бабушка, и Герда частенько плакали от него». Как и в других сказках, девочка отправляется на поиски Кая. Инициатива в развитии действия принадлежит Герде.

Автор оставляет историю о цветнике, но переделывает ее по-своему. Хозяином сада становиться мужчина-колдун, который сочиняет для нее песни. В цветнике Герда все забывает. В сказку входит мотив забвения. Колдовство разрушают слезы Герды, вызванные простудой, а розы напоминают ей о Кае и Доме Детства. Сходство со сказкой Г.Х. Андерсена обнаруживается и во встрече с вороном, принцем Каем, принцессой и разбойниками. Образ Маленькой Разбойницы здесь более психологичен. З.А. Миркина подчеркивает несколько раз, что девочка-разбойница «не выдержала пронзительно-печального лица Герды». Герда помогает преодолеть зло в душе Маленькой Разбойницы. Она выводит Герду на дорогу и отдает все, что у нее было. Главная героиня оказывается в Стране Волшебных Зеркал без помощи оленя. Автор пишет по этому поводу так: «(Не знаю уж, был ли тут олень, думаю без него обошлось). (….) Нет, не нужно было никакого оленя». В страну Волшебных Зеркал Герда попадает через лес: «Она остановилась в серебряно-белом лесу, потому, что почувствовала, что огромная, одетая снегом сосна приказывает ей остановиться…Ствол ее был как перст. (….) И глаза остановились. Они превратились в два тишайших зеркала. И вдруг в них отразилась Волшебная страна». Напомним, что зеркала могут изменять состояние человека, и делать более отчетливыми образы тонкого мира, создавая особенные пространственно-временные эффекты. Страна Волшебных Зеркал напоминает страну смерти, в которой находятся Покой, Пустота и Вечность. Холод и смерть здесь становятся синонимами.

Герда оживляет сердце Кая слезами: «И Кай и Герда обняли друг друга. Нет никакой осколок не выпал. При чем тут осколок? Просто это был Кай, Кай, которому слезы Герды были нужны, как растрескавшейся земле — дождь. Никому в мире не были так нужны ее слезы, как ему. Наконец-то Герда ожила, вся душа ее выплеснулась». Герои встречаются со Снежной королевой — хранительницей света и простора. Мотив боя, как и в тексте-источнике здесь отсутствует. Снежная королева остается по другую сторону границы. Главные герои попадают домой мгновенно: «Они крепко обнялись и как будто провалились куда-то, перестали видеть и слышать. А когда очнулись, то оказались в бабушкином доме у Розового Куста» Если Г.Х. Андерсен в своей сказке говорит о силе «милого детского сердечка», Е.Л. Шварц о силе горячего сердца, то З.А. Миркина о силе незамерзающего сердца Герды. Писательница дает нравственный урок: «Уж если у тебя незамерзающее сердце, то это навсегда. А если замерзло, то не надо пенять на СК. Она тут не при чем»

2.3 Сказка В.Н. Коростелева «Школа Снежной королевы»

В литературной сказке «Школа Снежной королевы» В.Н. Коростылев использует прием контаминации, т.е. отталкивается от нескольких сказок — сказки Г.Х. Андерсена и пьесы сказки Е.Л. Шварца. Как и в шварцевской сказке, здесь есть свой «хозяин» — Голос сказки, который выполняет еще и фольклорные функции помощника и дарителя. Кроме Голоса Сказки, вводятся и другие новые персонажи: Снеговик, Король, которого нет, королева-атаманша, госпожа Осень, Ледяная Герда. Если в сказке Е.Л. Шварца Снежная королева — поставщик льда, то здесь — поставщик мороженого. Подобно школе Тролля из сказки Г.Х. Андерсена, Снежная королева открыла «Ледяную школу», где учатся «ледяной учтивости, замораживающим взглядам, холодному отношению к чужой беде». Снежная королева забирает в нее Кая, и он становится лучшим учеником. Во дворце Снежной королевы Кай вспоминает Герду. Снежная королева доставляет ее от разбойников.

В сказке Г.Х. Андерсена поединок со Снежной королевой и ее войсками ведут ангелы, а в сказке Коростылева В.Н. Герда борется в небе одна.

Снежная королева изготавливает волшебное ледяное зеркало, в котором отражения начинают жить своей жизнью. Во дворце появляется зеркальный двойник Герды — Ледяная Герда.

Снежной королеве, Снеговику и Ледяной Герде противостоят Герда и Голос Сказки. Борьба со злом происходит при помощи волшебного предмета. Герда растапливает ледяную комнату волшебной спичкой: «Герда сразу же почувствовала прилив сил за ее спиной, словно встала та девочка, которая на морозе одну за другой жгла такие же спички, чтобы согреться». В отличии от других сказок Кай оживает сам.

Сказка В.Н. Коростылева «Школа Снежной Королевы» — это история о самоотверженной любви, которая способна воскресить к жизни другого человека и победить зло. Используя образ Снежной королевы, автор развивает «чужой» сюжет сказки и создает «новое» в «старом»: «Прошли века над крышами, И сказку все усвоили, Ее мы тоже слышали, Но вспомним по-своему».

Заключение

Подводя итоги нашей работы, можно заметить, что образ Снежной королевы воплотился во многих произведениях русской детской литературы 20 века.

Помимо проанализированных нами произведений, можно также назвать фантастическую повесть Д.А. Телевицкой «Барабашка, ты здесь?», в которой используются цитаты из разных произведений, в том числе и сказки Андерсена «Снежная королева». Автор заимствует из текста-источника фрагмент о похищении Кая. Главного героя Андрея Снежная королева увозит к себе в волшебный сад: «Не успел я, взяв сани, оглянуться — к кому бы «присоединиться», как кто-то мягко дотронулся до моего плеча. Повернувшись, я увидел огромные белые сани и человека, закутанного в белую шубу, который сидел ко мне спиной. И я решился, хотя точно помню, где и когда это уже происходило».

Однако основное отличие проанализированных сказок от текста-источника, т.е. от сказки Н.Х. Андерсена состоит в творческих целях создателей сказок о Снежной королеве.

Если у Андерсена Герда побеждает с помощью многочисленных ангелов — у русских писателей она всего добивается сама.

Если Г.Х. Андерсен в своей сказке говорит о силе «милого детского сердечка», то Е.Л. Шварц — о силе горячего сердца вообще, а З.А. Миркина — о силе незамерзающего сердца Герды.

В.Н. Коростылев при интерпретации образа Снежной королевы использует прием контаминации, т.е. отталкивается не только от сказки Г.Х. Андерсена, но и от пьесы сказки Е.Л. Шварца.

Таким образом, сопоставительный анализ сюжетных перипетий и образов показал, что все проанализированные произведения связаны с прототекстом, взаимодействуют между собой и ведут «интертекстуальный диалог». Применяя такие текстообразующие приемы как пересказ, вариация «чужого сюжета», аллюзивное цитирование, авторы создают индивидуальную интерпретацию сюжета о Снежной королеве в русской детской литературе 20 века.

Используя образ Снежной королевы, русские детские писатели развивают «чужой» сюжет сказки и создают «новое», лично авторское в «старом» сюжете.

Список использованной литературы

снежный королева сказка образ

1.   Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Пер. А. Ганзен // Андерсен Г.-Х. Сказки и истории. — Л., 1977. — Т. 1.

2.      Брауде Л.Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе (к 100-летию со дня смерти). — // Детская литература. — М.: Детская литература, 1975.

.        Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. — Л.: Наука, 1974.

.        Киреев Р. Андерсен: Превращение гадкого утёнка // Литература: Приложение к газете «1 сентября». — 2004. — №1. — С. 2.

.        Конева А.В. Человек, мыслящий культуру: «Снежная Королева» Г.Х. Андерсена // Виртуальное пространство культуры: Мат.-лы науч. конф. 11-13 апреля 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 74-77.

.        Лекманов О. Анненский и Андерсен о Снежной королеве, холоде и тепле // Литература: Приложение к газете «1 сентября». — 2000. — №43. — С. 2.

.        Муравьева И.И. Андерсен. — М.; Л., 1959.

.        Неустоев В.П. Андерсен: Сказка жизни // Неустоев В.П. Литературные портреты и очерки. — М., 1983. — С. 48-64.

.        Сивоконь С. Безумство храбрых: Заметки о творчестве Евгения Шварца // Детская литература: Сб. ст. / Отв. ред. И.Б. Котунова. — М., 1990. — С. 102-127.

.        Сильман Т. Сказки Андерсена // Андерсен Х.-К. Сказки и истории. — Л.: Художественная литература, 1969. — С. 3-12.

.        Храмцов В. Настоящая история о Снежной королева: Сценарий телевизионной передачи из цикла «Благословение любви». — Киев: ТК «Интер», 1996.



Скачать архив (18.9 Kb)

Схожие материалы:

«Снежная королева» характеристика героев — Кая, Герда, Снежной Королевы

«Снежная королева» характеристика героев

Герда

Герда — главная героиня сказки.

Описание Герды:

«…волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза».

Герда — добрая, ласковая, храбрая. Она любит Кая, как брата и отправляется в длинный и долгий путь, чтобы спасти его
. Горячее сердце подтолкнуло Герду к такому шагу. Герда верила, что Кай жив, и она обязательно должна ему помочь.

Черты характера Герды:
сильная, смелая, верная, храбрая, искренняя, целеустремленная, настойчивая

В поисках девочке помогли учёные
вороны
, принц с принцессой, которые дали Герде тёплую одежду и
рукавички
, маленькая разбойница и олень.

Во время своих долгих странствий Герда проявляет себя только с лучшей стороны. Она милая, приветливая, добрая и это привлекает к ней не только различных людей, но и животных, и птиц. Она храбрая, терпеливая, настойчивая, и это помогает ей не унывать от неудач и не терять веру в то, что она найдет Кая. Она верная, любящая, надежная, и это помогает ей справиться с чарами самой Снежной королевы и растопить лед в сердце мальчика. Если бы Герда была настоящей, а не сказочной девочкой, у нее было бы полным-полно друзей. Я в этом ни капельки не сомневаюсь.

Снежная королева заколдовала сердце Кая и превратила его в комок
льда
. Но горячие слёзы Герды и её любовь спасли мальчика.

Герда оказалась сильнее Снежной королевы. ведь У Снежной королевы- холодное сердце, а у Герды-горячее. Герда-воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоевывает Кая у Снежной королевы.

«Снежная королева» характеристика
Снежной королевы

Описание Снежной королевы:

-«Она была так прелестна и нежна, но изо льда,…, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

Герда, и Снежная королева — сильные личности.

Герда и Снежная королева: сходства и различия

Характеристика Кайя «Снежная королева»

В начале сказки это добрый и отзывчивый мальчик. После того, как Кай попадает во дворец Снежной Королевы, его сердце становится ледяным — теперь это грубый, злой и бесчувственный мальчик. Кай не понимает, что нельзя жить без истинных чувств — такое существование бессмысленно. Герда своей истинной любовью спасает Кая из ледяного заточения.

5 класс

(по сказкам Андерсена)

5 часов

ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК


    Рассказ учителя о жизни Андерсена и об истории создания сказки «Снежная королева».

    В сказках Пушкина воссоздан сказочный мир страны ТАМ РУССКИЙ ДУХ..ТАМ

    РУСЬЮ ПАХНЕТ

    ! Жизнь родного русского народа, нянины сказки, рассказы бабушки – всё это глубоко запало в память и душу великого русского поэта и стало могучим источником его творчества.

    Сказочный мир Андерсена был иным. В Дании, в стране, расположенной на севере, у народа бытовали представления о мифических существах лесов, гор и рек. На почве этих представлений о силах зла и добра и вырос талант Андерсена. Андерсен вспоминал свою родину так: «В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало, на датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя».

    Будущий писатель родился в бедной семье. Первые впечатления его детства- чёрные руки сапожника-отца и красные матери-прачки. Завербовавшись в наполеоновскую армию, отец вскоре заболел и умер, оставив семью без средств. В 14 лет Андерсен с 13 талерами (20 руб.) отправился в шумный г.Копенгаген, столицу Дании. Андерсен испытал те муки и невзгоды, о которых впоследствии поведал в своих воспоминаниях и сказках. Ведь горести Гадкого утёнка, которого клевали и щипали самодовольные обитатели птичьего двора, и муки маленькой Дюймовочки, находившейся в полной зависимости от сердитой и злой мыши, — это точное воспроизведение тех страданий, которые выпали на долю Андерсена. С трудом удалось ему поступить в гимназию. Было очень трудно. Особенно в долгие северные зимы, которым, казалось, не будет конца. Спустя много лет он вспоминает суровую зиму Дании и опишет в «Снежной королеве». 23 года после гимназии Андерсен поступил в университет. Окончив его, он полностью посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать признательность и любовь читателю А читатель у него был особенный – ребёнок.

    Почему Андерсен стал писать для детей? Вот как о его сказках говорил Паустовский К.Г.: «Я начал читать и зачитался так, что к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку».

    В конце жизни Андерсен как великий сказочник был удостоен звания профессора. 50 лет писал Андерсен сказки для детей. Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева», над которой автор работал несколько лет. Подобного типа сказки могли появиться только в северной стране, где схватка с природой для человека часто заканчивалась трагически. И всё же зима для Андерсена была любимым временем года. Много сказок он написал зимой, в разгар детских новогодних праздников: «Приморская зима, ковры снега, треск огня в печах и сияние зимней ночи – всё это располагает к сказке».

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ «СКАЗКИ ПЕРВОЙ»


    Запись в тетрадях темы урока.

    Предлагаются вопросы:

    Почему осколки наделали больше вреда, чем само зеркало?

    Какими же станут люди, утратившие способность радоваться жизни и делать людям добро?

    Кто посмеет выступить против зла?

ЧТЕНИЕ «СКАЗКИ ВТОРОЙ»


    Работа над характеристикой Кая и Герды

ЗАДАНИЕ

:
докажите, найдите в тексте

СЕМЬЯ
(бедны, живут под самым чердаком, вместо сада –

большой ящик с розами).

ОТНОШЕНИЯ
(дети чисты, добры, Кай защищает Герду,

дети любят цветы, книги, они радуются жизни)

«Дети пели, целовали розы, смотрели на солнечные блики и разговаривали с ними, казалось, их счастью не будет конца».

    ОПРЕДЕЛИТЕ:


    завязку сюжета

/Кая что-то кольнуло в сердце, и что-то попало в глаз/

    Образ Кая


    . «Чего ты хнычешь? Какая ты сейчас некрасивая! Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. Торчат в безобразных ящиках.»

Задание

:

найдите в тексте подтверждение того, как и насколько изменился Кай.

ПРИРОДАсочувствует героям) «Буря плакала и стонала».

Вопрос:

Почему и над кем плакала буря? /Она оплакивала Кая, который из доброго и хорошего стал злым и эгоистичным).

Вопрос

: Может ли природа плакать?

    Ответ: в литературе существует художественный приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


    – перенос свойств человека на неодушевлённые предметы и явления природы

Задание

: прочитайте и запишите определение в рабочей тетради.

Задание

: докажите, что «Снежная королева» — литературная сказка.

    Домашнее задание
    :

1) Ч
тение эпизодов (по выбору) «Зеркало Тролля», « Первая встреча Кая со Снежной королевой», «Катание Кая на санках».

2) Рисунок к одному из понравившихся отрывков.

3) Вопрос: Какое зло причинили людям осколки зеркала, которое смастерил тролль?

СЛАВНАЯ МАЛЕНЬКАЯ ГЕРДА


    Проверка домашнего задания.

    Комментированное чтение «Сказки третьей» и «Сказки четвёртой».

    Лексическая работа:

Названый сын

– неродной, приёмный

Тростник

– водяное растение

Клюка

– тип костыля

Радужный

– радостный

Советник

– должность

Помолвлен

– объявлен женихом

Муфта

– меховой мешочек для согревания рук

ВОПРОС:
Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? (чтение начала)

ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ: Герда

ВОПРОС:
вспомните ещё имена героев-детей из сказок Андерсена

Чтение «…горько и долго плакала Герда…»

ОБРАЗ ГЕРДЫ:


Природа поддерживает Герду

Герда-волшебница: «Тёплые капли слёз упали как раз на то место, где ещё недавно стоял розовый куст…и мгновенно его усыпали цветы»

ЗАДАНИЕ
: найдите в тексте слова, которыми автор называет героиню, тем самым выражая своё отношение к не:


«Маленькая, бедная крошка, усталые ножки, ручонки, сердечко, милое приветливое личико, словно роза».

Поступки Герды (тоже характеризуют её).

    Работа над «Сказкой четвёртой»

ЗАДАНИЕ:
зачитайте самые смешные места

ВОПРОС:
Что это с точки зрения литературы? ЮМОР

    Запись в рабочих тетрадях характеристики Герды (коллективно устно, самостоятельно письменно)

ОТВЕТ: вежливая, неутомимая, верит несмотря ни на что в хорошие качества души Кая, верит в добро; ей все помогают: солнечный свет, река, воробьи, розы, ворон, принц и принцесса, маленькая разбойница, лесные голуби, олень, лапландка, финка.

ЗАДАНИЕ:
расскажите, как они помогли Герде.

    Роль природы в сказке.

Чтение отрывка описания природы в конце «Сказки третьей»: «Как холодно, сыро, уныло вокруг! Каким серым, унылым казался весь мир!»

    Чтение статьи учебника.

    Запись в рабочих тетрадях: В литературной сказке, как и в народной, есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и помогает им.

    Беседа по вопросам:

Какая черта характера Герды вам особенно нравится и почему?

    Домашнее задание:

    1. Пересказ близкий к тексту понравившегося эпизода.

2) Рисунок цветника женщины

НЕУЖТО ТЫ САМ НЕ ВИДИШЬ, КАК ВЕЛИКА ЕЁ СИЛА?


    Проверка домашнего задания: просмотр рисунков и их оценка, пересказ отрывков.

    Комментированное чтение «Сказки пятой и «Сказки шестой» и продолжение работы над характеристикой главных героев.

ОБРАЗ МАЛЕНЬКОЙ РАЗБОЙНИЦЫ


: необузданная, своенравная, избалованная, упрямая, глаза совсем чёрные, но какие-то печальные.

ВОПРОС
: В чём печаль? Что огорчат маленькую разбойницу? Сумела ли Герда своей самоотверженностью и добротой смягчить её характер?

ОТВЕТ: можно сказать, что персонаж это и положительный, и отрицательный.

    Запись в рабочих тетрадях:

В народных сказках все герои делятся на сугубо положительных и сугубо отрицательных. В литературной сказке характеры могут быть более сложными. Маленькая разбойница избалованная, дерзкая, но добрая и отзывчивая.

ВОПРОС:
Как по-другому можно было бы озаглавить сказку «Снежная королева»? Почему?

ОТВЕТ: потому что главная героиня — Герда.

ЗАДАНИЕ
: приведите другие примеры сказок Андерсена, по названию которых можно сразу догадаться, кто главный герой: «Русалочка», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик».

    Демонстрация кадров из диафильма «Сказки Андерсена». (уч-ся должны правильно назвать сказочных героев)

    Чтение слов финки из «Сказки шестой»: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать…а сила её в том, что она невинный, милый ребёнок».

ЗАДАНИЕ:
попробуйте прокомментировать эти слова.

    Сказочное описание природы в конце «Сказки шестой».

ЗАДАНИЕ
: найдите приёмы олицетворения

: «Навстречу ей мчался целый поток снежных хлопьев…но все они одинаково сверкали белизной, и все были живые».

    Запись в рабочих тетрадях /продолжение/ характеристики Герды: «Она мужественна, бесстрашна, смела, её нельзя заставить свернуть с намеченной цели».

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

    чтение «Сказки седьмой»;

    ответить на вопросы: Как Снежная королева относится к людям? Почему Герда является главной героиней сказки? Охарактеризуйте её.

ДОБРО, ИСТИНА И КРАСОТА ПОБЕЖДАЮТ.


    Беседа по «Сказке седьмой»:

    Как Снежная королева относится к людям?

    Как Герде удалось её победить?

    Чему учат сказки?

    Как жилось Каю у Снежной королевы?

ВЫВОД
: Кай глубоко несчастен, и виновницей этому является Снежная королева. Но не только ему одному она принесла несчастье.

ЗАДАНИЕ:
прочитайте выразительно те слова, которые Каю говорит Снежная королева, улетая в тёплые края: «Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно».

ВОПРСЫ:

    С какой интонацией надо произносить эту фразу?

    Правду ли говорит Снежная королева?

    Что будет с крестьянами, урожай которых погибнет от внезапных морозов?

Грозная королева и маленькая девочка.

ВОПРОСЫ:

    Можно ли сравнить их силы?

    Сумеет ли Герда победить такого врага?

    Как ей вернуть Кая?

ОТВЕТ: оружие Герды – самоотверженность и доброта – сильнее, чем козни (злые умыслы) Снежной королевы и тролля. Привязанность, верность, сила воли – таковы качества Герды.

ВОПРОС: Только ли Андерсен считал эти качества самыми ценными?

ЗАДАНИЕ:
сравните Герду с царевной из сказки Пушкина; что их сближает?

ОТВЕТ: скромность, верность, незлопамятство, забота о других.

ЗАДАНИЕ:
сравните Снежную королеву и царицу из сказки Пушкина.

ОТВЕТ: они обе очень красивы, но жестоки, бездушны, безразличны к другим людям.

ВЫВОД
: Надо бороться за человека, сердце которого покрылось коркой люда.

Надо преодолевая многочисленные препятствия, без робости идти к намеченной цели. Надо верить в то, что доброе, человеческое в конечном итоге окажется сильнее зла и жестокости.

Надо воспитывать в себе душевную красоту.

Надо быть порядочным и отзывчивым и добрым.

Надо бороться с дурными качествами своего характера.

Чем отличается литературная сказка от народной.

    ЗАЧИН:
    « Шёл солдат по дороге: раз-два!раз-два!» («Огниво»).

«Жил-был старик, у него были кот да петух» (русская народная сказка).

«Жил-был царь, у него были сын и дочь» (русская народная сказка).

«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там» («Русалочка»).

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король» («Дикие лебеди»).

ВЫВОД:
зачины литературных сказок более оригинальны, тогда как зачины сказок народных отличаются более традиционным, устойчивыми формулами.

    КОНЦОВКА.

ЗАДАНИЕ
: сравните концовки уже известных русских народных сказок и концовку сказки «Снежная королева».

ОТВЕТ: «Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон».

    ПЕЙЗАЖ.

В народных сказках занимает меньшее место, чем в литературных. Это устойчивые фразы и выражения, которые даже несколько раз повторяются.

СРАВНИТЕ: «Как холодно, сыро было вокруг! Каким серым, унылым казался весь мир!» и «На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались».

Запись в тетрадях: Пейзаж в литературных сказках занимает больше места, чем в народной. В литературной сказке зачины и концовки не похожи друг н друга.

ВИКТОРИНА ПО ТВОРЧЕСТВУ АНДЕРСЕНА


    За какое время Андерсен написал сказку «Соловей»? /за одни сутки/

    Кто из героев так говорит о своём таланте: «Моя песня и порадует тебя, и заставит задуматься. Я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и зле…» / «Соловей»/

    Из какой сказки эта девочка: «Я почти глаз не сомкнула. Бог знает, что у меня была за постель…у меня всё тело теперь в синяках» / «Принцесса на горошине»/.

    Кто из сказочных героев отправляется на поиски близких людей? /Герда, Элиза/.

    В какой сказке говорится о книжке, за которую было отдано полкоролевства? «Все картинки в книжке были живые: птицы распевали, а люди сходили со страниц и разговаривали» /»Дикие лебеди»/.

    Любимым цветком Андерсена была роза. На страницах каких сказок она встречается? /»Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди»/

КРОССВОРД



Учитель русского языка и литературы

ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа-интернат»

МОИСЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Обойти почти всю Землю в поисках лучшего друга? Для героини сказки это вовсе не сложно. Смелая и отважная Герда преодолеет любые испытания, чтобы спасти близкого человека. Да и о каких препятствиях может идти речь, если в сердце живет искренняя вера в добро.

История создания

В 1844 году на полках книжного магазина появился сборник «Новые сказки. Том первый». В книгу вошел рассказ о приключениях девочки по имени Герда, которая отчаянно искала пропавшего друга.

Ученые утверждают, что «Снежная королева» — самая длинная сказка писателя. Сам Ганс Христиан Андерсен называл произведение «сказка моей жизни». Такое заявление имеет под собой основания. Большинство действующих героев завораживающей истории не выдуманы — это реальные люди, сопровождавшие Андерсена на жизненном пути.

Прообразом смелой Герды стала девочка по имени Лисбета. Будущая героиня сказки жила неподалеку от маленького Ганса и часто приходила в гости. Со временем дети настолько сдружились, что стали звать друг друга «сестричка» и «братик». Лисбета – первый слушатель еще неуверенных, но уже интересных рассказов Андерсена.

02 Pis9Mr8

Существует теория, что в противостоянии Герды и датский писатель отобразил борьбу религии и науки. Подобная мысль не прижилась в Советском Союзе. Неудивительно, ведь до СССР сказка добралась в урезанном варианте. Обязательная цензура, через которую проходили иностранные произведения, вычеркнула из сказки религиозные мотивы – в оригинальном варианте растопить сердце помогли воспоминания об .

Биография

Герда родилась в небогатой семье. Несмотря на тяжелое финансовое положение, родители и бабушка старались подарить ребенку счастливое детство. Семья живет под самой крышей многоквартирного дома. Юная героиня отличается привлекательной внешностью:

«Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием».

Мама и папа соорудили для Герды цветник, за которым девочка ухаживала вместе с соседским мальчиком Каем. Ребята дружили с детства и много времени проводили вместе.

03 SqOqZAD

Отношения изменились, когда Кай стал заложником осколков волшебного зеркала, искажающих восприятие мира. Попав мальчику в глаз и в сердце, осколки настроили Кая против Герды.

Лучший друг девочки пропадает без вести, взрослые решают, что мальчик погиб. Только Герда не принимает такую правду и с наступлением весны отправляется на поиски. Первая, к кому обращается девочка, — местная река. Герда предлагает стихии обмен: река возвращает ей Кая, а героиня отдает единственную ценность — новые красные башмачки. Река не помогает девочке, но выносит ее к дому старой колдуньи.

04 fErHd2Q

Наивная Герда позволяет себя околдовать и беспечно проживает в доме старушки конец весны и все лето. Случайность напоминает девочке о цели ее пути. Посоветовавшись с местными цветами и выяснив, что Кай не похоронен в земле, Герда возвращается к поискам.

Дорога приводит смелую девочку к прекрасному замку. Расспросы говорящего ворона подтверждают догадку — Кай живет во дворце и вполне счастлив с местной принцессой. Девочка уговаривает ворона провести ее внутрь. Увы, женихом принцессы оказывается другой мальчик.

05 5beK67t

Добрые правители выслушивают горестный рассказ и одаривают девочку теплой одеждой и золотой каретой. Дары пришлись как нельзя кстати. Герда вновь отправляется в нелегкий путь. В ближайшем лесу на дорогой экипаж нападают бандиты.

От смерти Герду спасает маленькая разбойница, решившая забрать девочку в свою коллекцию диковинок. Ночью, когда грабительница засыпает, белые голуби рассказывают девочке, где искать Кая. Обрадованная Герда делится узнанным с тюремщицей. Несмотря на окружение, сердце юной разбойницы еще не очерствело. Воровка отпускает Герду, дав в сопровождающие северного оленя.

06 AYz3D4O

Так, на спине могучего животного, героиня добирается до Лапландии. Первую остановку дуэт делает у дома старой лапландки. Женщина, узнав судьбу оленя и Герды, дает героям в дорогу странное послание, написанное на сушеной треске. Старуха просит передать сообщение знакомой финке.

Добравшись до Финнмарка, Герда находит жилище старушки. Пока герои согреваются после долгой дороги, финка внимательно исследует непонятные письмена. Северный олень, который за время путешествия проникся симпатией к спутнице, упрашивает новую знакомую помочь Герде. Но финка, видя черты характера девочки, имеет другое мнение на этот счет:

«Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в ее милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»

07 FdZsAGm

Добравшись до входа в сад Снежной королевы, Герда остается в одиночестве – северный олень ждет ее у входа. Дойти до замка девочке помогают молитвы. Ангелы, пришедшие на помощь, отгоняют от героини стражников Снежной королевы и не позволяют тем причинить Герде вред.

Дом злой повелительницы снега завораживает девочку, хотя за время путешествия замки перестали удивлять Герду. Увидев Кая, героиня бросается на грудь друга. Теплые слезы, катящиеся из глаз девочки, растапливают лед в сердце мальчика, а упоминание Христа в любимом псалме заставляет и самого Кая расплакаться. Так вышли осколки проклятого зеркала из тела юноши.

08 n3UjJXB

Счастливые герои отправляются в обратный путь и, добравшись до родного дома, осознают, что за время путешествия сильно повзрослели. Только сердца их остались такими же добрыми и чистыми.

Экранизации

Первый мультфильм о приключениях смелой девочки сняли в СССР в 1957 году. Мультик «Снежная королева» отмечен международными премиями и переведен на шесть иностранных языков. Голосом Герды стала актриса .

09 YZtj8Ce

В 1967 году киностудия «Ленфильм» выпустила фильм-сказку «Снежная королева». В киноленте, помимо живых людей, участвуют куклы, и вставлены элементы мультипликации. Роль Герды сыграла .

10 vV4iFqG

Премьера новогоднего мюзикла с одноименным названием состоялась 31 декабря 2003 года. Роль Герды исполнила . Кроме оригинального сюжета, в музыкальной кинокартине присутствуют и другие истории Андерсена.

11 1aQ3i2Y

Вдохновленный сказкой датского писателя, Осаму Дэдзаки создал аниме, посвященное приключениям смелой девочки. Мультфильм почти не отходит от первоисточника. Образ Герды создал Акио Сугино, а голос подарила Аяко Кавасуми.

12 uugDS3l

В 2012 году на экраны вышел новый мультипликационный фильм «Снежная королева». Позже сказка получила продолжение — «Снежная королева 2: Перезаморозка» (2015) и «Снежная королева 3: Огонь и лёд». В первой и во второй части Герду озвучила певица (Анна Шурочкина), в третьей — Наталия Быстрова.

  • Имя «Герда» пришло из Скандинавии, значение имени — защитница людей.
  • В зоопарке Новосибирска живет белая медведица по кличке Герда. В августе животное маялось от жары, и служители привезли в вольер настоящий снег. Видео, как Герда радуется снегу, облетело весь мир.
  • Поэтесса Стефания Данилова посвятила Герде стих, в котором героиня заходит в чертоги зимы. Произведение заканчивается неожиданно: Герда признается в любви вовсе не Каю, а Снежной королеве.

Сочинение

Королева изображена автором в сказке с определенной иронией: “В королевстве, где мы с тобой находимся, есть Королева, такая умная, что и сказать нельзя! Она прочитала все газеты в мире и уже забыла все, что прочитала, — вот какая умная!” Такое событие, как выбор жениха, произошло через скучную жизнь: “Однажды сидела она на троне, — а веселья в этом немного, как говорят люди, — и пела песенку: “Почему бы мне не выйти замуж? ” “А и в самом деле!” — подумала она, и ей захотелось замуж”. Королева — хозяйка мира, в который попала Герда. Для того, чтобы понять этот мир, следует больше узнать о его повелительнице. Автор подчеркивает, что, в отличие от Герды, которая ищет по всему мира своего названного брата, принцессе, чтобы найти себе нареченного, не нужно даже подниматься с трона. Хотя в отличие от героинь произведения С. Я. Маршака, Герда и Королева не вступают в конфликт, наоборот, Королева искренне сочувствует Герде и помогает ей.

Во время работы над пьесой-сказкой С. Я. Маршака можно обратить внимание на этот факт и предложить провести аналитическое исследование и выяснить, в чем секрет того, что героини из таких разных миров в одной сказке вступают в конфликт, в другой — наоборот, находят общий язык? Авторский замысел: С. Я. Маршаку важно показать конфликт между “искусственным” миром и светом естественной гармонии, в сказке Г X. Андерсена авторское внимание направлено на внутреннюю силу Герды, ее способность изменять людей на лучше, пробуждать в их сердцах Добро и Любовь.

Героиня искренне любит названного брата, считает наилучшим, а юноша, которого описал ворон, — умный и остроумный, он удобно отличается от прочих претендентов на руку принцессы: ” Держался он вообще очень свободно и мило и сказал, что пришел не свататься, а только послушать умные разговоры принцессы. “

Герда живет только поисками Кая, это — цель ее жизни, вот главная причина того, что девочка сразу поверила ворону. Герда пришла босиком, это означает, что она не знатное лицо и не может заинтересовать принцессу.

Почему Королева, которая всю жизнь сидела на троне и особенно не проникалась судьбами других, помогла Герде? Возможно, любовь изменила ее. Автор все время подчеркивает, насколько большая сила этого чувства. Изысканность, элегантность, безделье — с одной стороны, и дикость, своеволие, жестокость — с другой: “Посреди огромного зала с полуразрушенными задымленными стенами и каменным полом пылал огонь…”

Как повлиял рассказ Герды на маленькую разбойницу? Почему именно так? Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя. — Я лучше сама убью тебя!” Маленькая разбойница впервые собственными глазами увидела настоящие искренние чувства, увидела, как хрупкая девочка готова отдать жизнь за того, кого любит. Душа маленькой разбойницы начинает пробуждаться для Добра. Звери для маленькой разбойницы лишь живые игрушки, она держит их ради развлечения. Маленькая разбойница чувствует себя одинокой, голуби и олень — ее единое утешение, а ведет себя она с ними жестоко из-за того, что ее никто не научил проявлять заботу о своих ближних.

Маленькая разбойница была ростом с Герду, но более сильная, более широкая в плечах и более смуглая. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные.” Маленькая разбойница извне — полная противоположность Герде, которая белокурая, с нежным розовым личиком, и эта непохожесть во внешности наталкивает читателя на вывод, что и внутренний мир героинь диаметрально противоположный, тем не менее печальные глаза маленькой разбойницы (это слово ученики выделяют как ключевое в описании внешности) говорят скорее о том, что перед нами несчастная девочка, которая некогда не встречалась с любовью, добром и милосердием. Материнские “ласки” старой разбойницы не могут быть примером любящих отношений.Перед последним, тяжелейшим испытаниям своей героини автор подводит читателя к пониманию своей собственной авторской позиции, что является настоящей силой: тепло любящего сердца или холодный бездушный ум? (снова антитеза!)

Что было в замке Снежной королевы и что было потом. “Холодно, пустынно, мертво!” Этот мир, в котором властвует порядок и холод, — мертвый, в нем нет чувств, нет тепла, нет жизни, даже такое удивительно красивое явление, как северное сияние, вспыхивает “… так правильно, что можно… с точностью рассчитать, в какую минуту свет усилится и в которую станет слабеть.”

В скандинавской мифологии можно встретить описание древнейшего из миров: “Нифльхейм — один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, страна стужи, существовавшая до начала творения. Ядовитые студеные потоки Нифльхейма заполнили мировую бездну. Страна холода существовала всегда, Герде принадлежит бороться с первоначальным злом. Дворец — символ своего мира, это не просто здание, где живут его властители, это пространство, в котором сконцентрировано все, чем живет этот мир: роскошь дворца принцессы, куда не пускают босиком, полуразрушенный замок разбойников с волками и воронами и мертвый ледяной дворец Снежной королевы.

Мир старой заперт, это только ее мир, он не влияет на жизнь других людей, ведь бабуся колдует только ради собственного удовлетворения, и потому вместо дворца стоит маленькая избушка, тем не менее окруженная стеной. А маленькие дома лапландки и финки — оазисы посреди ледяной пустыни Снежной королевы. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она сидела, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале ума; как она считала, это было единое и лучше всего зеркало в мире. Связь очевидная — замерзшее озеро, лед на котором треснуло на “тысячу шматов, на чудо равных и правильных” — брат близнец дьявольскому зеркалу с его занозами. В этом холодном и мертвом мире такое зеркало, которое превращает человеческие сердца в шмат льда — единственно правильное.

Особенность композиции. Сказка — произведение одного героя, читатель встречается с героями сказки только тогда, когда с ними встречается Герда, и попадает к тот или иной мир, когда туда попадает героиня. В жизни Кая с тех пор, когда его сердце превратилось в лед, мало что изменилось: ледяное сердце не может ощущать боль, счастье, вдохновение, любовь. “Холодно, пустынно, мертво… ” — это можно сказать и о душе Кая.

Силу слез Герды читатель видел уже в мире бабушки, которая знала чары — Герда подняла с земли розы, тоже определенной мерой оживила цветы. В слезах Герды не просто искренние чувства, теперь, в мире холода и смерти, сила Герды достигает апогея — в слезах героини вся любовь к Каю, к живому миру, к теплым человеческим взаимоотношениям. В слезах Герды — невосприятие того, что несет мир Снежной королевы. Герда кардинально изменила жизнь маленькой разбойницы, мир разбойников был “чужим” для маленькой разбойницы, и теперь она в поисках “своего” мира, встреча с Гердой и Каем только поддерживает девушку в ее поисках; “Потом она тронулась своей дорогой, а Кай и Герда — своей.”

Таким образом автор выделяет Кая и Герду как главных героев. В народной немецкой сказке “Пани Метелица”, украинской народной сказке “Дедова дочь и бабья дочь”, русской народной сказке “Морозко” и др. герои тоже не имеют имен (мачеха, падчерица, сестры, дед, баба и т.д.). Фольклорную традицию в своем творчестве продолжают Ш. Перро (”Золушка или хрустальный башмачок”), А. Пушкина (”Сказка о мертвой царевне и семерых богатырях”), С. Маршак (”Двенадцать месяцев”) и др.

Любимая и хорошо известная многим поколениям сказка «Снежная королева» стала предметом обсуждения в программе «Известные сказки глазами психолога».

Сказка "Снежная королева" как зеркало человеческих психотипов

Кто такая Снежная королева? И какова она в реальной жизни?

Об этом Маргарите Кичеровой рассказала постоянная гостья студии — психолог Светлана Шарко.

Снежная королева прекрасна, властна, величественна, холодна. Она замораживает сердца и берет в плен. Не только в сказке.

Реальная женщина — Снежная королева — может удерживать в плену долго, до тех пор, пока ей это нужно.

Светлана, существует мнение, что Снежная королева — это на самом деле фольклорный персонаж. Даже скорее символ. Это Ледяная Дева, Дева смерти. И в сказке, получается, Герда отправляется за Каем в страну мертвых.

— Да, это правда. Она отправляется для того, чтобы забрать оттуда того, кого любит.

Герда — это тоже символ. Как и Кай.

Можно сказать, что Кай и Герда две части одного человека: одна наша травмированная часть, замороженная Снежной королевой, другая — рациональная, живая.

— В сказке есть еще Тролль, которому принадлежало зеркало, осколком «заморозившее» Кая… Кто такой Тролль?

— Я считаю, что это та часть критичного родителя внутреннего, которая не позволяет нам видеть прекрасное, та часть, которая заставляет нас иронично относиться к миру, как Кай.

Это такое гадкое, но не сразу видимое состояние Снежной королевы. Она любит все прекрасное и совершенное.

— Получается, если Кай и Герда — это две половины, наши лучшие, скажем так, половины, то Тролль и Снежная королева — это тоже одно целое, две ипостаси, мужская и женская, и это наши теневые части, так?

— Я не могу сказать, что Кай и Герда — это наши лучшие части.

  • Кай — часть концепции, можно сказать, внутреннего ребенка, травмированная часть.
  • Герда — это та часть, которая еще пока может чувствовать, любить и помочь выйти тому из царства мертвых или из царства Снежной королевы.
  • Снежная королева — это холодная и бесчувственная, но взрослая часть, а Кай и Герда — это дети все-таки.
  • Тролль — это тоже взрослая часть, такая критичная, взывающая к вине, к стыду.

— Потом мы замораживаем, естественно, наши чувства после критики и разбитых надежд и превращаемся в Кая, абсолютно заледеневшего, и только вот это маленькое сердце наше, тот ребенок, который бьется, это Герда, которая может вывести с помощью чувств…

— С помощью любви, заботы, добродетели, с которой мы встречаемся, пройдя через страдание.

— А страдание — это Кай, правильно?

— То, что чувствует Кай. Это ненормально — вот так видеть мир, так относиться к жизни, как относится и он, и Снежная королева.

— Но ведь кажется, что так проще, ты не чувствуешь ничего, ты в безопасности, тебя никто не может ранить.

— Ты не чувствуешь себя в безопасности. Какая же безопасность, если ты заморожен. Все люди социально связаны, мы хотим, чтобы нас увидели, мы хотим быть в теплых отношениях. Даже королева ищет себе Кая.

Снежная королева — сильная фигура, а мальчик, мужчина, который решается на отношения с ней, инфантилен и незрелый. Ему нужно постоянно чувствовать, что он — не такой, как все. Он лучше других. И нахождение рядом с такой женщиной ему это ощущение дает.

Такие мужчины — Каи — не думают о чувствах, они вкладываются в материальное: машины, деньги, недвижимость, дорогие игрушки…

Но атмосфера внутреннего ледяного безмолвия там всегда присутствует. И, конечно, такого мальчика Кая невозможно вытащить до тех пор, пока у него бонусы там будут велики, пока его личная программа работает вместе со Снежной королевой.

  • Они так и будут складывать это слово «вечность» и заниматься чем-то подобным. Им не до чувств.
  • Это нарциссы, им всегда важно казаться, а не быть, получать, а не давать.
  • Они относятся к людям, как к пешкам. И очень хотят, чтобы им завидовали. То есть они целенаправленно на это работают.

Но это несчастные люди. Да, они очень успешны внешне, но они живут в бесконечной, вечной битве жизни. С вечным холодом внутри.

Хочу здесь сделать одно замечание:

  • Снежная королева — это не обязательно прекрасная женщина. Она может быть в образе страшной бабы. Грубой, жестокой и циничной. Я их, как ни странно, встречаю очень часто в госучреждениях.

Их очень много и в очередях, и в автобусах, маршрутках.

Травмированные части складываются в отношениях с родителями, их много, мы их видим, они очень заметны. Добрые люди часто скромны, а эти видны, потому что они легко идут по трупам. Они легко поставят на место кого угодно.

Для семьи такая мать и жена — сущий дьявол.

Снежные королевы калечат своих детей.

Снежная королева в качестве жены будет все сильнее и сильнее замораживать.

И, кстати, Снежных королев множит современная жизнь: будь эффективным, не чувствуй.

— А есть ли какое-то светлое будущее в этой ситуации? Где вот та Герда, которая сможет развалить замок Снежной королевы?

Герда — та, которая тепла, та, которая может сделать что-то, что реально поможет. То есть это будет та, которая может растопить любовью, верит в нас, надеется. И она — надо об этом помнить — есть в каждом из нас.

Новый год 2022 уже не за горами, а вы еще не знаете, что подарить ребенку? Под елку можно положить не только конфеты и игрушки, но и книги. Читайте об интересных и познавательных изданиях, которые точно оценит ваш ребенок.

Больше по теме: Вытынанки на Новый год 2022

«Різдво у Петсона», Свен Нордквист

Эта добрая книга рассказывает о невообразимых чудесах на Рождество, которые добрались даже до глухой деревни! Здесь живет одинокий старик Петсон. В канун праздника его преследовали одни неудачи: не успел купить продукты к Рождеству, тесто для рождественского пирога куда-то подевалось, празднество не обещает быть веселым… Однако оптимизм домашнего кота Финдуса спасает положение – и чудо свершилось! Книга предназначена для детей-дошкольников и младших школьников. Хотя над выходками кота Финдуса могут посмеяться и взрослые!

рождество у петсона

«Різдвяна рукавичка», Иван Малкович

Украинская народная сказка, оказывается, имеет невообразимое продолжение! История учит тому, что добро, которое мы делаем, умножается в разы, а добрые намерения способны менять мир в лучшую сторону. Также книга расскажет о рождественских обрядах, которые можно почерпнуть и воплотить в жизнь тут же!

Современные мотивы и интерактивные детали книги не оставят равнодушным ни ребенка, ни взрослого. Знакомый всем сюжет вдруг приобретает новых яркостей, а замечательные иллюстрации точно передают характер каждого персонажа.

книга рукавичка

«Рождественская история», Чарльз Диккенс

«Рождественская история» (или «Рождественская песнь») – классика, которая подойдет как детям среднего возраста, так и взрослым. Опубликованный впервые в середине декабря 1843 года, тираж «Рождественской песни» разошелся с невероятной скоростью. Это полноценная притча о перерождении скряги Скруджа, в которой писатель с помощью фантастических образов святочных Духов показывает своему герою единственный путь к спасению души – делать добро людям. И в наши дни история поражает мощностью посыла.

книга рождественская история

«Пан Сирник і різдвяний пампушок», Светлана Лининская

Книга рассказывает о знаменитом пекаре Сырнике, который своими кондитерскими изделиями умеет угодить каждому жителю небольшого городка. Однако перед самым  Рождеством с ним происходит неловкая и неудобная ситуация, которую обязательно нужно разрешить. Как ему удастся все уладить? Данная история действительно интересная и даже поучительная. Кстати, невообразимые описания пекарских блюд и ингредиентов заставят детей поскорее бежать за рождественский стол! Рекомендуется детям от 5 лет.

Больше по теме: Мультфильмы про Новый год: список лучших

пан сырник

«Снежная королева», Ганс Кристиан Андерсен

Эта замечательная сказка выдающегося датского писателя Ганса Кристиана Андерсена рассказывает о настоящей дружбе, преданности и искренней любви, о победе человеческой доброты над черствостью и холодным равнодушием.

Главная героиня этого произведения не Снежная Королева, а маленькая девочка Герда, которая своей добротой и самоотверженностью побеждает повелительницу снежного царства и освобождает от злых чар своего названного брата Кая. Эта сказка повествует о том, что человек может преодолеть любые препятствия, если в его сердце живет любовь.

снежная королева

«Антарктическая экспедиция Шеклтона. Чрезвычайное ледяное приключение», Уильям Грилл

Это уникальная книга британского художника Уильяма Грилла о героическом путешествие Эрнеста Шеклтона и его команды в Антарктиду. В 2014 году издание было названо «Лучшей иллюстрированной книгой года» по версии The New York Times. Также книга получила премию Британской ассоциации иллюстраторов в номинации «Детская литература: новые имена» и вошла в список лучших книг 2015 года Комитета детской книги США. 

«Антарктическая экспедиция Шеклтона» настоящая история о том, как Шеклтон и его команда сумели пережить опасное приключение, и является свидетельством их большого мужества и выносливости.

антарктическая экспедиция книга

«Животные. Учим цвета и цифры», издательство «Виват»

Уникальная книга, которая познакомит малыша с основными цветами. Яркие картинки смогут удержать внимание маленького читателя и способствовать развитию его воображения. Малыш познакомится с различными животными, а также научится считать до десяти. На каждом развороте есть задачи: найти и показать определенное количество животных.

книга про животных

«Линия времени», Петер Гюс

Визуализированная история мира от Большого взрыва до настоящего времени: динозавры, викинги, египтяне, римляне, рыцари, ученые… Хронология человечества для больших и маленьких в потрясающих рисунках Петера Гюса.

Подборка самых интересных фактов о великих воинах и художниках, греческих философах и древнекитайских династиях, о Диком Западе и мировых войнах… и еще много чего. «Линия времени» переведена на 20 языков и и получила немало значительных международных наград как книга года и лучшая детская книга.

книга линия времени

Больше по теме: Лучшие рождественские фильмы для семейного просмотра

«Маленький Дед Мороз», Ану Штонер 

Эта книга порадует малышей. История взросления сказочного персонажа. Главный герой сказки — маленький Дед Мороз, которого не допускают к взрослой работе — попробует наладить доставку подарков для животных. Эта книга ‒ прекрасный выбор, чтобы научить детей добру, состраданию и любви. 

подарки на новый год

«Снежный сон», Эрик Карл 

Прекрасная необычная книга для малышей. Она научит детей не только добру и внимательности, но еще и поможет малышам выучить счет. В книге также есть полезные развивающие игры и даже бесплатный снег! Вот это точно поможет в полной мере ощутить дух Нового года и Рождества. 

подарки на новый год

«Рассел и рождественское чудо», Роб Скоттон 

Прекрасная рождественская история про изобретательного барашка Рассела. Маленький зверек стал настоящим спасателем ‒ он пытается помочь Деду Морозу починить сани и таким образом спасти новогодние праздники. Ведь нельзя допустить, чтобы в такой день кто-то остался без поздравлений!

подарки на новый год

Больше по теме: Лучшие новогодние фильмы: топ-10 для настроения

Список этих книг подарит вашим детям истинно новогоднее настроение! Наслаждайтесь праздниками и проводите как можно больше времени с детьми!

Читайте нас также в Viber и Telegram СТБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Персонажи сказок пушкина в картинках для рисования
  • Перстень конь терем мухоморы из какой сказки ответ
  • Персонажи сказки у лукоморья дуб зеленый
  • Персонажи сказки лиса и журавль
  • Персонажи сказки марья искусница