Мы поговорим об одной из самой первой для детей книжке — «Теремок». Персонажи сказки, картинки героев известны нам еще с детства. Ведь она, подобно «Репке», построена на повторах, которые очень легко усваиваются ребятишками.
Простые персонажи, неоднократные повторения позволяют детям легко разобраться в сказочном мире. Для лучшего восприятия малышам нужно не только описание словесное, но и наглядное изображение. С помощью зрительного восприятия сюжета ребенок лучше отслеживает происходящее в истории. Поэтому картинки персонажей сказки «Теремок» и подобных ей очень важны.
Сегодня выпускается очень много хорошо иллюстрированных детских книжек в помощь молодым родителям. В нашей статье вы не только узнаете, какие персонажи в сказке «Теремок», но и сможете увидеть их наглядно.
Сюжет русской народной версии
Эта занимательная история дарит ребятишкам массу положительных эмоций. Нужно отметить, что русская народная сказка о «Теремке» имеет несколько версий. Мы опишем изначальный сюжет.
В нем говорится о мухе, которая построила терем и поселилась в нем. Потом она приняла к себе в соседи блоху-попрыгуху, комара-пискуна, мышку-норушку, лягушку-квакушку, зайчика-побегайчика, лисичку-сестричку, волчища-серого хвостища. Но все испортил косолапый медведь, который из-за своих больших размеров не помещался в терем и решил залезть на крышу. Этим самым он разрушил домик. Зверята еле спаслись и разбежались в лес. Вот такая незамысловатая история.
Интерпретации сказки
Вышеизложенный сюжет обрабатывался многими мастерами слова, но чаще всего используется обработка А. Н. Толстого. Чтобы не слишком расстраивать детишек развалом домика, писатель сделал конец сказки позитивным. В его версии после развала терема зверята стали выстраивать прочный и красивый дом, где бы все поместились и жили в согласии и дружбе.
Часто встречается версия «Теремка» в интерпретации Д. Буторина, И. Огорельцева. Довольно интересна ребятишкам обработка истории В. Сутеевым и В. Бианки.
Персонажи сказки «Теремок» и их символизм
Жанр «Теремка» — сказка о животных. Зверята, используемые в сюжете, знакомы самым маленьким читателям. Их поведение иногда напоминает взаимоотношения между детьми. Герои отличаются доброжелательностью и взаимовыручкой.
Лягушку мы знаем, как обитательницу двух стихий — Земли и Воды. В некоторых преданиях говорится, что это древние затопленные люди превратились в лягушек. Слабым, но хитрым мы видим Зайчика. Этот герой — олицетворение трусости. Часто Петух выступает легкомысленным, но в этой сказке он мудрый помощник своих друзей. Символом трудолюбия, доброты, благосостояния дома считается Мышь. Хитрость олицетворяет Лиса, зло — Волк. Несмотря на святость, Медведь стал символом разрушения.
Для анализа этой сказки можно привести ребятишкам следующие пословицы:
- Коллектив является большой силой.
- Крепче каменных стен — согласие.
- Кушать щи из общего котелка вкуснее.
Эта сказка очень поучительная. На Руси говорили: «В тесноте, да не в обиде». История показывает детям, насколько важна забота о друзьях, помощь людям, проявление добра к окружающим. Сказка доказывает важность дружбы, согласия, добрых дел и взаимовыручки.
Особенности «Теремка»
В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище ( Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).
Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?
Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.
«Теремок» в кукольном театре и мультипликации
Вряд ли вы найдете хоть один детский сборник сказок, где бы не присутствовала сказка «Теремок» в чьей-либо обработке. Народная мудрость, которую выражает эта незатейливая история, твердит о том, что все должны жить в мире и согласии друг с другом. Иногда даже противоположности привыкают и приспосабливаются.
Чтобы не нарушить покой, важно быть толерантным. Очень часто воспитатели в детских садах делают постановку сказки «Теремок» на сцене. Ведь персонажи ее очень яркие. По сюжету истории было снято три мультипликационных рисованных фильма с одноименным названием. В 1995 году сняли кукольный мультфильм. А композитором Александром Кулыгиным была написана детская одноименная опера.
В здании ГТГ на Крымском Валу показали крупнейшее собрание Михаила Врубеля. На выставке представлена живопись, скульптура, графика и декор — сотни работ мастера из нескольких музеев и частных коллекций заняли три яруса и несколько залов. Впервые посетители смогут увидеть всех трех «Демонов» художника — «Сидящего», «Летящего» и «Поверженного» — в одном месте. Открытием для публики станут рисунки художника, созданные им во время пребывания в лечебницах.
Не только живопись
Третьяковская галерея рассматривает Михаила Врубеля как синтетического художника, поэтому на выставке в Москве было решено показать графику, скульптуру, майолику и эскизы для театральных постановок.
«Это не могла быть выставка живописи Врубеля. Как синтетический художник он прибегал к разным форматам и видам искусства, когда ему это было нужно, чтобы выразить важные для него идеи и концепции», — объяснила гендиректор ГТГ Зельфира Трегулова в беседе с «ТВ Центром».
Хронологически Врубель был исключен из русского искусства XX века, и музей поставил задачу показать связь мастера со следующим поколением художников, отмечает искусствовед.
«Мы решили показать Врубеля без оглядки на существующие точки зрения, порой предвзятые, показать в нем то, что предвосхищает XX век. Проходя по этой выставке, ты начинаешь понимать, что в русском искусстве XX век начался именно с этого художника, начался не 1900-м году, а в 1890-м, с картины «Демон сидящий», — сказала Трегулова.
Тайны Врубеля
Выставку Михаила Врубеля в Москве открывает картина «Царевна-Лебедь». Знаменитая, знакомая с детства и самая загадочная работа призвана настроить зрителя на восприятие жизни и творчества художника.
«Мы привыкли воспринимать эту картину как портрет Надежды Забелы-Врубель (певица, жена художника — прим. ред.) в костюме персонажа, Царевны-Лебедь, но это не совсем так. Работа создана задолго до того, как Римский-Корсаков закончил оперу «Сказка о царе Салтане». В апреле «Царевна-Лебедь» была продана Морозову, а премьера сказки прошла только поздней осенью», — рассказала Ирина Шуманова, куратор выставки, заведующая отделом графики XVIII — начала XX века в Третьяковской галерее.
Шуманова обращает внимание публики на то, что современники Врубеля по-другому воспринимали работу «Царевна-Лебедь».
«Оно нам кажется эталоном красоты, идеалом серебряного века. А Римский-Корсаков воспринимал ее как зловещую апокалиптическую птицу. Современники видели тревожные блики заката. Картина — не такая простая, как может показаться сейчас нам», — убеждена она.
Куратор также рассказала тайну картины «Демон поверженный». Последняя часть трилогии разделила жизнь Врубеля на две части. Измученный работой над этим произведением, он переписывал ее три месяца.
«Это произведение создавалось в небольшой комнате, в длину как картина. При этом работа была освещена направленным на неё лучом света лампы. Всё великолепие золота, мириады оттенков при другом освещении, уже на выставке, пропали. Поэтому Врубелю пришлось переписывать «Демона», — поделилась Шуманова.
Советы от куратора
Сокуратор выставки, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Аркадий Ипполитов объясняет, что показ трех «Демонов» Врубеля в одном месте — уже огромная новость и невероятная возможность для публики.
«На выставке можно увидеть много вещей из частных коллекций, а рисунки, созданные Врубелем в лечебнице, никогда не выставлялись. Главная новизна и идея выставки — показать Врубеля не как художника модерна, а как художника модернизма. И показать его теснейшую связь с искусством XX века», — сказал Ипполитов.
Он подчеркивает, что многие работы Врубеля лучше увидеть собственными глазами.
«Здесь свет хорошо работает. Это говорят хранители, даже из других музеев. В первую очередь, вживую стоит посмотреть «Демона поверженного». Над светом работали так, чтобы загорелись золотые краски. Панно «Утро», которое освещено особо — тут тоже много всего проявилось. И привезенный из музея Врубеля в Омске плафон, с которым сделан целый кунштюк, фокус с зеркалом на потоке», — перечислил историк искусства.
Куратор рассказал, что выставку выстроили вокруг главной темы — «Демонов». Их нужно было показать вместе, но не в одной плоскости.
«Выстроенное пространство получилось многоугольным. Сам Сергей Чобан (архитектор, дизайнер выставки — прим. ред.) говорит о том, что он старался сделать так, чтобы в первую очередь был виден Врубель, и ничего не мешало. Ему это удалось», — заключил Ипполитов.
Выставка работ Михаила Врубеля в корпусе ГТГ на Крымском Валу продлится до марта 2022 года. На входе необходимо предъявить QR-код и паспорт.
Антон Пичугин. «ТВ Центр».
Все самое интересное — в нашем канале «Яндекс.Дзен»
Еще больше новостей — у нас в Telegram
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» г. Грязи
Грязинского муниципального района
Игровая программа для детей младшего школьного возраста , посвященная творчеству А.С. Пушкина
« Что за прелесть эти сказки!»
Ванина Елена Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» г.Грязи
Грязинского муниципального района
399059, Липецкая область, г.Грязи,
ул. Красная площадь, д.35
Тел. 8(47461) 2-45-02
Ванина Елена Александровна ,
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦРТДЮ г. Грязи
Цель: Формирование у детей интереса к сказкам А.С. Пушкина через игровую деятельность.
Задачи:
-В игровой форме расширить и закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; -Воспитать любовь к русским писателям и поэтам;
-Развитие творческого и логического мышления, а также артистических способностей детей;
-Воспитание у детей чувства коллективизма, толерантности.
Рекомендуемый возраст участников : 7-11 лет
Оборудование. Портрет Александра Сергеевича Пушкина, выставка книг и иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина , выставка детских рисунков
Предварительная работа. Чтение сказок А.С. Пушкина, беседа о них, организация выставки рисунков (заранее ребятам было дано задание – на альбомных листах формата А4 сделать рисунки персонажей сказок).
Ход мероприятия:
Ведущий. Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша:
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытания
Согласны юные сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В. Берестов)
Ведущий. Сегодня не найдешь человека, которому незнакомо имя Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. Имя этого поэта стало олицетворением России. Александр Сергеевич Пушкин – это целая эпоха в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин подарил нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем.
Он памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа.
За свою короткую жизнь А.С. Пушкин создал огромное количество литературных произведений, которые вошли в российскую и мировую литературу. Это не только стихи и поэмы, но и сказки. Мы знакомимся с ними еще в раннем детстве. Еще не умея читать, мы слушаем эти сказки, которые зачаровывают нас своей красотой. Его старенькая няня Арина Родионовна, простая русская крестьянка, часто перед сном нараспев при свете свечей рассказывала маленькому Саше сказки, которые он готов был слушать всю ночь. Арина Родионовна не была научена грамоте. Ее руки не привыкли к перу. Но к ней А.С. Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала множество русских народных песен и сказок. А.С. Пушкин очень любил свою няню. Она завораживала его своими чудесными сказками, персонажи из которых он потом перенес в свои произведения.
Сказки А.С. Пушкина всегда с нами, в душе каждого из нас. Его сказки стали любимыми не только детьми всех возрастов, но и взрослыми. Многие фразы из его сказок стали крылатыми цитатами. В них проявляется его любовь не только к Родине, но и красоте ее природы.
А.С. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы из природы. Это и золотая рыбка, и золотой петушок, и затейница белка, и царевна Лебедь…С раннего детства мы читаем эти сказки и учимся отличать добро от жестокости и зла.
Ведущий . Именно поэтому наша игровая программа посвящена сказкам А.С.Пушкина. Всего им написано 7 сказок. Сейчас я предлагаю выбрать из предложенных названий те, которые принадлежат перу А.С.Пушкина.
1. Конкурс «Выбери сказку А.С.Пушкина»
Ход конкурса. На доску вывешиваются названия сказок «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Кот в сапогах», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Бременские музыканты», «Сказка о попе и работнике его Балде», а ребята выбирают названия сказок, которые написал А.С.Пушкин.
Ведущий. Как вы, наверное, знаете, сюжеты для сказок Пушкина дала его няня, Арина Родионовна. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сказок, а на основе четырёх («Некоторый царь задумал жениться», «Некоторый царь ехал на войну», «Поп поехал искать работника» и «Царевна заблудилась в лесу») впоследствии создал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о царе Салтане», «Сказку о попе и его работнике Балде». Давайте попробуем догадаться по конспективным записям, сделанным А.С.Пушкиным со слов Арины Родионовны, как эта сказка стала называться у Александра Сергеевича.
2. Конкурс «Нянюшкины сказки»
Ход конкурса. Ведущий зачитывает отрывки из записей, сделанных А.С.Пушкиным, а ребята дают название сказки А.С.Пушкина.
— «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить….» («Сказка о царе Салтане»).
— «Поп поехал искать работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти в работники, платы требует только три щелчка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: «Каков будет щелк». Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться… Поп посылает Балду с чертей оброк собирать. Балда берет пеньку, смолу да дубину, садится у реки, ударил дубиною в воду, и в воде охнуло. «Кого я там зашиб? старого или малого?» И вылез старый — «Что тебе надо?» — «Оброк собираю». — «А вот внука я к тебе пришлю с переговорами». Сидит Балда да веревки плетет да смотрит. Бесенок выскочил. «Что ты, Балда?» — „Да вот стану море морщить, да вас чертей корчить…”». («Сказка о попе и работнике его Балде»)
— «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой — убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, — говорят, — тут был кто-то — али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»;
«…Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам…» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Ведущий. Сказки не могут быть без героев: главных ли, второстепенных, и наш конкурс «Герои сказок Пушкина»» мы посвятим именно героям сказок Пушкина.
3.Конкурс «Герои сказок Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет первую часть имени главного героя, а дети продолжают его имя.
— Мёртвая …(царевна)
— Золотая … (рыбка)
— Золотой …( петушок)
— Царь …(Салтан, Дадон)
— Князь …(Гвидон)
— Королевич …( Елисей)
— Царевна…(Лебедь)
— Шамаханская…(царица)
Ведущий. Ну что ж, вы справились с первой частью задания — а теперь вторая часть. Итак, я называю сказочного героя, а вы должны хлопнуть, если он или она являются героями сказок А.С,Пушкина.
Ход конкурса. Ведущий называет сказочные персонажи, а дети хлопают, если это герои сказок А.С.Пушкина.
Балда, Колобок, Царевна Несмеяна, Буратино, Салтан, Поп, Чернавка, Царица-мачеха, Мышка – норушка, Старик, Мюнхаузен, Бабя Яга, Старуха, Черепаха Тортила, Трубадур, Белка.
Ведущий. Героями сказок Пушкина являются и люди, и вымышленные персонажи, и животные. И наш следующий конкурс «Животные в сказках Пушкина».
4.Конкурс «Животные в сказках Пушкина»
Ход конкурса. Ведущий называет животных, а ребята вспоминают из какой они сказки.
Белка — «Сказка о царе Салтане»
Заяц, Лошадь — «Сказка о попе и работнике его Балде»
Петушок — «Сказка о золотом петушке»,
Рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Ведущий. В сказках Пушкина говорят все: и люди, и животные. И сейчас я предлагаю вам определить, кто и в какой сказке говорит слова, которые прозвучат далее.
5.Конкурс «Кто как говорит»
Ход конкурса. Ведущий читает отрывки из текстов сказок А.С.Пушкина, а дети должны определить, кто сказал эти слова, и в какой сказке?
-Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку. (Петушок, «Сказка о золотом петушке»)
-Что тебе надобно, старче? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
-Нужен мне работник, повар, конюх, плотник. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
-Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане»)
-Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи… (Царица-мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
— Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Ведущий. А вы, ребята, знаете, что такое полба, что же просил есть себе Балда? (Ребята отвечают). Полба – это особый вид пшеницы, из которого варили кашу.
6.Конкурс «Забытые вещи»
Ход конкурса. Ведущий по очереди называет предмет. Задача детей — назвать сказку, в которой встречается такой предмет.
Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
Хлеб – «Сказка о мёртвой царевне…»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
Орех – «Сказка о царе Салтане» – «Сказка о попе и работнике его Балде» Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Пряник – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Мешок – «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
Ведуший. Мешок и в одной сказке, и в другой – путаница какая-то. Наш следующий конкурс так и называется «Путаница». Я вам читаю перепутанные отрывки, в которых герои заблудились и попали в чужие сказки, помогите им найти свою сказку.
7.Конкурс «Путаница»
Ход конкурса. Ведущий читает перепутанные отрывки – дети разбирают кто из героев попал в чужую сказку.
— Вот мудрец перед Салтаном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Царь Салтан попал в Сказку о золотом петушке на место царя Дадона).
— Здравствуй рыбак-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
(Рыбак попал в Сказку о попе и о его работнике Балде на место Балды)
— Жил князь Гвидон со своею прекрасною царевной Лебедь
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Князь Гвидон ловил неводом рыбу,
Царевна Лебедь пряла свою пряжу.
(Князь Гвидон и царевна Лебедь попали в Сказку о рыбаке и рыбке на место рыбака и его старухи).
— «Свет мой, петушок! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей петушок в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, старуха всех милее,
Всех румяней и белее».
И старуха хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо на петушка глядясь.
(Петушок из Сказки о золотом петушке и старуха из Сказки о рыбаке и рыбке оказались в Сказке о Мёртвой царевне и о семи богатырях на месте: петушок — зеркальца, старуха — царицы-мачехи.)
8.Конкурс «Сказки и цифры»
Ход конкурса. Ведущий называет цифры 3, 33. Ребята должны вспомнить, что обозначают эти цифры.
33 – года жили старик со старухой у самого синего моря.
— 33 богатыря (в чешуе, как жар горя 33 богатыря).
3 – девицы под окном пряли поздно вечерком;
3 — раза закидывал старик невод;
3 — щелка дал Балда попу;
Ведущий. Сейчас мы с вами поиграем в театр, и не просто в театр, а в театр-экспромт.
9.Конкурс «Театр-экспромт»
Ход конкурса. Ведущий раздает участникам конкурса бейджики с названиями персонажей произведений Пушкина:
Дуб, Руслан, Царь Дадон, Шамаханская царица, Золотой петушок, Старик, Золотая рыбка, Кот ученый.
После того, как роли розданы, ведущая читает текст, а исполнитель роли, услышав своё имя должен выполнять действие, согласно тексту.
Текст.
На солнечной поляне стоит Дуб. Его могучие ветви качаются под порывами ветра. Около дуба собираются герои пушкинских сказок. Первым прибывает Руслан. Он встает около Дуба, опирается на него рукой, а другую руку приставляет к глазам и грустно смотрит вдаль, поджидая Людмилу. Но Людмила не торопится. Руслан видит, как приближается, еле волоча ноги, царь Дадон под руку с Шамаханской царицей. Она весело хохочет. С другой стороны, подлетает Золотой петушок. Он машет крыльями и пытается клюнуть Дадона в темя. Дадон отмахивается от него. Руслан помогает прогнать петушка. Петушок, злобно кукарекая, улетает. Дадон начинает светскую беседу с Шамаханской царицей и Русланом. В это время появляется Старик. Он медленно, едва передвигая ноги идёт с дубу, который всё ещё качает ветвями. Он подходит к морю и кличет Золотую рыбку. В волнах появляется Золотая рыбка. Она лениво подплывает к старику и говорит: «Чего тебе надобно, старче?». Старик, открывает рот, чтобы сказать, но рыбка машет хвостом и уплывает. Дадон, Шамаханская царица и Руслан продолжают светскую беседу. К ним присоединяется грустный старик. В это время появляется Кот ученый. Он обводит всех взглядом, взмахивает лапами идет направо и «песнь заводит». Все подхватывают её и уходят.
Ведущий. Молодцы ребята. Спасибо, можете занять свои места.
Ведущий А сейчас я предлагаю перейти к следующему конкурсному заданию. Для этого все ребята должны составить две команды, дать каждой символическое название и выбрать своего капитана. Итак, переходим к конкурсам.
Ведущий .Сейчас я капитанам команд раздам задание первого конкурса, в «сеточках» которого необходимо найти персонажи сказок А.С. Пушкина, но необычные, а только те, которые состоят из объектов природы – животных и растений».
10 Конкурс. «Найди персонажей сказок»
(Ответы: лебедь, сосна, море, коршун, шмель, комар)
(Ответы: яблоко, дуб, кот, рыба, изумруд, орешки)
Ведущий : Сейчас я проведу конкурс на лучшего знатока крылатых выражений из сказок А.С. Пушкина. Каждой команде раздаются листочки, в которых написаны крылатые выражения из сказок этого поэта. И командам нужно ответить, из какой сказки взяты эти крылатые выражения.
11 Конкурс. Крылатое выражение — Сказка А.С. Пушкина
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной — Сказка о попе и его работнике Балде
А во лбу звезда горит — Сказка о царе Салтане
А комар-то злится, злится — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Дурачина, ты простофиля — Сказка о рыбаке и рыбке
Бедненький бес под кобылу подлез — Сказка о попе и его работнике Балде
Сказка ложь, да в ней намек — Сказка о Золотом Петушке
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани. — Сказка о рыбаке и рыбке
Я там был, мед, пиво пил.
Да усы лишь обмочил — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Услужу тебе советом – слушай: обо всем об этом подумай ты путем, не раскаяться б потом — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Кабы я была царицей… — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Белка песенки поет и орешки все грызет — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Что ты, баба, белены объелась? — Сказка о рыбаке и рыбке
Великаны молодые, все равны как на подбор — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Не ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство — Сказка о рыбаке и рыбке
За морем жить не худо — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Здравствуй князь ты мой прекрасный — Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди
Где мне найти такого служителя не слишком дорого? — Сказка о попе и его работнике Балде
Что тебе надобно, старче? — Сказка о рыбаке и рыбке
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего… — Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Ведущий . А сейчас я проведу блиц – турнир между командами. Члены команд по очереди зачитывают строки из сказок А.С. Пушкина, а члены второй команды должны за минуту ответить, из какой сказки эти строки».
12 Конкурс . Блиц турнир «Сказочное путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Строки первой команды.
1.«Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить…»
(Ответ: Сказка о мертвой царевне)
2.«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого, Кроме Бога одного…»
(Ответ: Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3.«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам…»
(Ответ: «Сказка о царе Салтане…»)
4.«Бедный поп подставил лоб,
С первого щелчка прыгнул до потолка,
Со второго щелчка лишился поп языка,
А с третьего щелчка вышибло ум у старика…»
(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)
Строки второй команды.
1.«Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела,
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашей затолкала.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила…»
(Ответ: Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.«Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Досветла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет…»
(Ответ «Сказка о попе и его работнике Балде»)
3.«Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою» …
(Ответ: Сказка о золотом петушке»)
4.«Попадья им не нахвалится,
Поповна о нем лишь и печалится,
Попенок зовет. Его тетей
Кашу заварит, нянчится с дитятей…»
(Ответ: Сказка о попе и работнике его Балде»)Ведущий: Вот и настала очередь для соревнования капитанов наших команд. Задание, заключается в том, что капитаны команд за 3 минуты должны разгадать кроссворды, посвященные А.С. Пушкину.
Вопросы. 1. Что должны были платить попу черти? 2. Кого перед утренней зарею выехали пострелять богатыри? 3.Любимое лакомство белочки. 4. Кличка собаки из сказки о мертвой царевне и семи богатырях. 5. Как звали жениха царевны? 6. Дерево в лесу, под которым должна была чернавка оставить царевну.
Ответы. 1. Выкуп; 2.Утки; 3. Орешки; 4. Соколко; 5. Елисей; 6. Сосна
Вопросы. 1. Каким словом обозвала старуха старика; 2. Отрицательная «героиня» в сказке о золотой рыбке, которая хотела стать и столбовой дворянкой, и вольной царицей; 3. Это насекомое, в которое превратил царевна Лебедь князя; 4. Милое животное, которое грызет орешки под елью; 5. Кого взял Балда себе в помощники , чтобы обмануть черта в сказке о попе и его работнике Балде? 6. Хищное животное, от которого царевич спас царевну Лебедь.
Ответы. 1. Простофиля; 2. Старуха; 3. Шмель; 4. Белка; 5. Зайчишка; 6. Коршун
Ведущий: В заключение нашей игровой программы, пока идет подведение итогов послушаем , как сейчас бы звучали сказки А.С. Пушкина на новый лад.
1 Сказка на новый лад (1 чтец, 2 чтец, 3 девицы, царь)
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица…
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Нам известны их ответы.
А что думают об этом
Наши девочки, сейчас?
Вот об этом будет сказ.
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
Прислонившись к школьной стенке,
Девочки – на переменке,
Эту сказку обсуждали,
А меня не замечали.
1-АЯ:
Быть ткачихой – это жуть –
Век, за прялкой, спину гнуть.
У меня – другая цель,
Буду я – «супер – модель»!
2-АЯ:
Поварихой быть – нормально,
Хоть звучит это банально.
Ресторан, «бистро», иль бар…
Где продукты, там «навар»!
3-ЬЯ:
Видно, я сказала зря,
Что рожу богатыря.
Одни «памперсы», сейчас –
Разорят державу, враз!
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Только молвили словечко,
Глядь, а царь уж, у крылечка.
Только царь был – не простак,
Раскумекал: что, да как?
ЦАРЬ:
Не одной не быть, царицей,
Ведь жена – не рукавица,
С белой ручки, не стряхнёшь,
Да за пояс – не заткнёшь.
Не раскаяться б, потом –
Поищу – другим путём.
2 сказка (1 чтец, 2 чтец, девица,зеркало)
1-ЫЙ ЧТЕЦ:
На «девичник» собираясь,
Вот царица, наряжаясь –
Гордо в зеркальце, глядясь –
Всё верти́тся, подбочась…
2-ОЙ ЧТЕЦ:
Ай – да Пушкин, меткий стих!
Узнаю девчат своих.
Также, перед зеркальцем –
Крутятся, да вертятся.
ДЕВИЦА:
Так, проверим косметичку:
Две наращенных косички,
Тушь, румяна – положила,
Лак и ногти – не забыла…
Свет мой, зеркальце, скажи –
Да всю правду доложи:
Как сегодня, макияж?
И хорош ли татуаж?
А тональный крем – на коже
Сделал ли меня, пригожей?
ЗЕРКАЛО:
Если, насчёт — красоты –
Кукла крашеная, ты!
Мажешь кожу, чем попало –
Вот и красота пропала.
Не румяна, не жива,
Как поблёкшая трава.
ДЕВИЦА:
Ах ты, мерзкое стекло –
Это врёшь ты, мне назло!
Красивее всех я, в школе!
Перекраситься мне, что ли?
Ведущий. Вот на этой радостной ноте мы и закончим нашу игровую программу посвященную по сказкам А.С.Пушкина.
Сказки Пушкина, друзья,
Забывать никак нельзя.
Не забывайте сказки эти
И в наши годы, в листок наши дни.
Для радости и грусти светлой
Друзьями к вам придут они.
Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников.
29 ноября стало известно о смерти народного артиста СССР режиссера Владимира Наумова.
Свои соболезнования родным и близким кинематографиста выразили его коллеги, а также политические и общественные деятели.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования супруге режиссера, отметив, что его картины «поднимают важные, волнующие людей темы, и потому находят отклик у зрителей разных поколений». Глава правительства Михаил Мишустин назвал работы режиссера «размышлениями о жизни, судьбах людей, любви и дружбе». Глава Минкультуры Ольга Любимова отметила, что персонажи фильмов Наумова полюбились многим зрителям и стали символом нравственной силы.
Народный артист россии Игорь Костолевский заявил, что Наумов был режиссером особой школы с особым отношением к жизни. «Это очень горькая новость, потому что уходит целая цивилизация советских режиссеров, это особая школа и особые люди», — сказал актер.
Он выразил благодарность Наумову за работу в ленте «Тегеран-43». «Я очень благодарен Владимиру Наумовичу за то, что он меня взял в эту картину. Я ему благодарен за то, что снимался с потрясающими артистами: Джигарханяном, Филозовым. Он открыл для меня мир, я снимался с Аленом Делоном, Курдом Юргенсом и другими замечательными артистами. И, конечно, это Наташа Белохвостикова — замечательная актриса, но самое главное — она удивительный, чудесный человек», — поделился Костолевский.
Он признался, что жизнь этой пары для него была примером. «Их жизнь всегда была для меня неким примером, ориентиром, потому что то отношение другу к другу, которое они пронесли через всю жизнь, это бывает не так часто. Они исповедовали действительно какие-то очень вроде бы простые, но необходимые, важные человеческие ценности. Это люди особой культуры, особого поведения и какого-то особого отношения к жизни», — отметил артист.
«Я хочу выразить глубокие соболезнования Наташе, всей ее семье и сказать еще раз, что это очень-очень горько», — добавил собеседник агентства.
«Работал всю жизнь»
Наумов был предан кинематографу и остается одним из самых достойных мастеров российского кино, сообщил президент фестиваля российского кино «Окно в Европу», заслуженный деятель искусств РФ, киновед Армен Медведев.
«Владимир Наумов — это последний из ушедших того славного поколения советских кинематографистов, которые пришли во время оттепели, сняли свои первые самостоятельные работы. Они были яркими. Он работал всю жизнь», — сказал собеседник агентства.
По его словам, фильмы, снятые Наумовым вместе с институтским товарищем Александром Аловым, всегда отличались какой-то остротой формы, оригинальностью замысла. «Это относилось и к раннему фильму «Тревожная молодость», и к фильму «Павел Корчагин», который стал сразу знаменитым на всю страну, и дальнейшем их работам. Они ставили и Достоевского, ставили Булгакова, ставили Юрия Бондарева», — считает киновед.
Он отметил преданность Наумова своему делу. «Он был предан кинематографу безраздельно. Это можно объяснить: его мать много лет преподавала во ВГИКе, до старости оставалась очень красивой женщиной. Отец был оператором, снявшим один из классических наших фильмов — «Мы из Кронштадта». Володя с детства варился в кинематографе и был предан ему все эти годы. Уже когда он был больной, когда ограничены были его рабочие возможности, он думал о новом фильме — собирался снимать его по сказкам Пушкина. Интересно, что бы у него получилось», — говорит Медведев.
Он добавил, что в жизни Наумова были биографические и исторические перипетии. «Но он остается одним из самых достойных мастеров нашего кино, много в кинематограф вложивших. За это ему вечная память и вечная слава», — сказал киновед.
«Создал свой киноязык»
Кинематографист Вадим Абдрашитов назвал Наумова выдающимся мастером, создавшим свой киноязык.
«Выдающийся мастер отечественного кинематографа! Художник, создавший свой киноязык — язык романтики и необычайной экспрессии, вместе со своим другом Аловым снявший галерею замечательных, фундаментальных отечественных фильмов, до сих пор поражающих своей художественной мощью и энергией искусства. При этом художественная палитра его была необычайно широка: от романтизма «Павла Корчагина» до экспрессии «Скверного анекдота», от саги об Уленшпигеле до политического детектива «Тегеран-43», — считает Абдрашитов.
По его словам, коллеги очень любили и чрезвычайно уважали Наумова.
«Бесстрашно балансировал «на лезвии бритвы»
Владимир Наумов умел бесстрашно балансировать «на лезвии бритвы», заявил глава Союза кинематографистов России Никита Михалков.
«Талантливый, блестящий, остроумный, с прекрасной спортивной реакцией, с замечательным юмором, красивый человек — Владимир Наумов», — отметил Михалков. Он убежден, что режиссер прожил счастливую жизнь. «Его картины практически всегда были событием, он умел бесстрашно балансировать «на лезвии бритвы», умудряясь отстаивать свои позиции и в то же время не попадать в число диссидентов, борцов с режимом или обиженных талантов, — считает Михалков. — И что самое поразительное, что во всем этом не было компромисса».
Глава Союза кинематографистов напомнил, что Наумов вместе с Александром Аловым создали фильмы, ставшие культовыми как для российского, так и для международного кинематографа.
«Уметь рассказывать так, чтобы высказывание было бы не только полезным, но настолько интересным именно по новизне этого высказывания — это великое мастерство», — продолжил Михалков. Также, как отметил режиссер, Наумов был бессменным президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России с самого основания этой академии. «И думаю, что ни разу и ни у кого не могло вызвать сомнения, что именно он заслуженно занимает это место», — сказал режиссер.
Михалков вспомнил, что, когда он пришел в кино, Наумов уже был признанным мастером. «Но я никогда не чувствовал этой дистанции, — признался режиссер. — Талантливый, обаятельный, веселый, рисковый, свободный человек. Собственно, таким я его увидел, когда пришел на Мосфильм в первый раз, и таким я его знал все долгие годы нашего общения».
Михалков выразил соболезнования семье Наумова. «Единственным утешением для всех для нас является то, что все фильмы, которые снимал Владимир Наумович, не стареют, — сказал он. — Это величайшее счастье для художника, когда физическое увядание не затрагивает его таланта».
«Неоценимый вклад в развитие отечественного кино»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко направил соболезнования родным и близким Владимира Наумова.
«Ушел из жизни талантливый режиссер и сценарист. Его творчество стало неоценимым вкладом в развитие советского и российского кинематографа, получило всенародную любовь и уважение коллег», — отметил Лукашенко.
Он подчеркнул, что в Белоруссии Владимира Наумова высоко ценили и уважали за высокое профессиональное мастерство и преданность делу. «Светлая память о нем всегда будет жить в наших сердцах», — добавил глава государства.
«Возвышал людей над суетой повседневности»
Режиссер имел дар возвышать людей над суетой повседневности, а его творчество ставит перед зрителями серьезные философские вопросы, отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Фильмы, созданные Владимиром Наумовичем, входят в золотой фонд отечественного кинематографа, их знают и любят миллионы наших соотечественников. Его творчество побуждает зрителей думать, ставит перед ними серьезные философские вопросы. Эта способность возвышать людей над суетой повседневности — удивительный дар, присущий только настоящим мастерам», — отметил патриарх.
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (0 Скрытых Пользователей) | Просмотры темы: 26029 |
0 Пользователей: |