Персонажи из сказки царь салтан

Если почитать русскую народную сказку летучий корабль, то становится ясно: куда там америке с ее супергероями! в нашей сказке есть

Если почитать русскую народную сказку «Летучий корабль», то становится ясно: куда там Америке с ее супергероями! В нашей сказке есть персонажи, обладающие такими сверхспособностями, которые, например, героям комиксов Марвел даже и не снились.

Обпивало, Объедало, Стреляло, Слухало, Скороход, Холодило… И дурень — как же без него? У нас еще и мультфильм есть «Летучий корабль» — песни в нем такие, что уже не одно поколение детей выучило их наизусть. Одни частушки Бабок Ежек чего стоят? «Я была навеселе и летала на метле…». Однако каждому времени — свой «Летучий корабль», и вот уже в наши дни новая молодая команда стремится рассказать «легендарную сказку современным киноязыком, углубив героев и переосмыслив сюжет, добавив еще больше захватывающих приключений и юмора».

По сюжету новой сказки Царь собирается выдать свою дочь Забаву за обворожительного красавчика Поля — богатого наследника из-за границы. Вот только царевна хочет выйти замуж по любви. Ее неожиданное знакомство с простым, но честным матросом Иваном в пух и прах разбивает планы Поля заполучить корону. Влюбленный в царевну Иван с помощью обитателей волшебного леса строит Летучий корабль, чтобы улететь на нем вместе с любимой. Отважному матросу предстоит сразиться с хитрецом-Полем, который использует против Ивана темную магию. Но настоящая любовь окажется сильнее: злодей будет наказан, а Иван вместе с Забавой на Летучем корабле унесутся за новой мечтой.

В главных ролях — молодые, пока еще незнакомые зрителю актеры. Это не так, как было в сказке «Конек-Горбунок», где Ивана сыграл Антон Шагин, а Царь-девицу — Паулина Андреева, которых все знают. В фильме «Летучий корабль» роль Ивана исполняет Александр Метелкин, вошедший в топ-12 восходящих звезд российского кинематографа по версии Кинопоиска. Зритель знает артиста по сериалу «Перевал Дятлова». А Забаву играет Анастасия Мытражик — выпускница мастерской Олега Кудряшова, которую могли на экране видеть те, кто смотрел, например, фильм «Человек из Подольска». Забава — первая главная роль Анастасии. Но особое внимание к будущему фильму привлекает тот факт, что в нем сыграет певица и актриса Полина Гагарина. Она перевоплотится в ведьму Леди Джейн — эта оригинальная роль была написана специально для киноэкранизации.

«Моя ведьма Леди Джейн — это совершенно новая героиня «Летучего Корабля». Она точно не детский персонаж — с ней происходит то, что можно, наверное, даже назвать настоящей человеческой драмой. Поэтому не могу сказать, что наш «Летучий Корабль» — это исключительно детское кино, это очень красивый музыкальный фильм, поучительная сказка для всей семьи, где каждый найдет то, что обязательно отзовется!», — сказала Полина Гагарина «РГ».

А Алексей Учитель — генеральный продюсер фильма, Народный артист РФ, основатель и художественный руководитель киностудии «РОК» — ответил на наш вопрос о том, что нового в переосмыслении старой и не единожды экранизированной сказки?

Алексей Учитель: Современные технические возможности кино дают нам уникальные, недоступные ранее инструменты для создания красочного, объемного и масштабного сказочного мира. Советский мультфильм, который впервые рассказал русскую народную сказку о Летучем корабле средствами кино, длился всего 18 минут. Мы же снимаем полуторачасовую игровую картину. И это, в общем-то, новая история, которая существенно расширяет мир сказки, создает пространство для развития характеров персонажей, для новых приключений, неожиданных поворотов. Современный зритель уже другой, он хочет удивляться и испытывать яркие эмоции, но при этом, как ни парадоксально, по-прежнему любит старый мультфильм и его героев.

Нам удалось собрать очень яркую молодую команду — и это еще один способ вдохнуть новую жизнь в знакомую всем сказку. У нас совершенно невероятный актерский ансамбль: от таких признанных знаменитостей, как Полина Гагарина, Андрей Бурковский, Леонид Ярмольник и Федор Добронравов, до принципиально новых лиц — актеров, подобранных на главные роли. И мы пока держим в тайне имя звезды, которая сыграет Бабок Ежек — а это 5 ролей одновременно!

С такими составляющими я убежден, что нам удастся захватить воображение зрителя и подарить ему живые эмоции и огромное удовольствие от сочетания знакомого, любимого и нового, непредсказуемого.

Остается добавить, что Андрей Бурковский сыграет хитрого Поля, Леонид Ярмольник — Царя. И ни за что не догадаетесь, кого играет Анна Уколова. Но подскажем — она появится на экране в образе… Соловья-Разбойника.

Прямая речь

Режиссер-постановщик фильма «Летучий корабль» — Илья Учитель (известный по фильму «Стрельцов»):

Передо мной, как перед режиссером, стоит очень амбициозная задача — переосмыслить великий мультфильм, который к тому же является мюзиклом. Со своей стороны я стараюсь сделать все, что могу, окружил себя лучшими на данный момент людьми, способными мыслить нестандартно, сказочно. Кастинг нашего фильма считаю абсолютно уникальным, как по звездности состава, так и по таланту. Все слагаемые успеха есть. Уверен, что если получится в полной мере осуществить задуманное, зритель не останется равнодушным.

А будут ли песни?

«Летучий Корабль» нашего времени — это музыкальная комедия. Создатели гарантируют, что в ней будут легендарные песни Максима Дунаевского и Юрия Энтина: «А я не хочу, не хочу по расчету», «Ах, если бы сбылась моя мечта», арии Водяного «Я Водяной, я Водяной!», соло Ивана «Человек я простой» и конечно же частушек Бабок Ежек.

Задание для дурня

«За простого мужика нам дочку выдавать зазорно, — думает царь. — Надобно от таких женихов избавиться».

Спросил он у своих придворных — князей да бояр:

- Что нам теперь делать, как быть?

Они и присоветовали:

- Надо жениху задавать разные трудные задачи, авось он их и не разгадает. Тогда мы ему от ворот поворот и покажем!

Обрадовался царь, сейчас же послал слуг к дурню с таким приказом:

- Пусть жених достанет нам, пока наш царский обед не кончится, живой и мертвой воды!

Задумался дурень…»

(Из русской народной сказки «Летучий корабль». Леонид Ярмольник играет в новой киносказке Царя — отца Забавы, который души не чает в своей дочери).

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Касторенского района Курской области

Литературное чтение

3 класс

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

(урок ОНЗ с применением квест-технологии)

Подготовила

Мордасова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием квест — технологии

Учебная задача: познакомить учащихся с началом сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; пополнить знания детей сведениями из биографии писателя.

Планируемые результаты урока:

— предметные: будет работать в группах, знакомиться с началом сказки, выразительно читая и интонационно передавая настроение персонажей, их характер.

метапредметные:

  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; учится работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: выполняет квест – игру, согласно маршрутному листу; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  • коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог при выполнения задания; формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем; учится работать в группе, осваивая кольцевой квест.

— личностные: проявляет интерес к квест — технологии; воспитывает и развивает ответственность, доброжелательность по отношению к товарищам.

Оборудование: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3 класс. В двух частях. Часть 2. составитель Климанова Л.Ф. и др. – М.: « Просвещение», 2015 г.; мультимедийная презентация к уроку; ноутбук; проектор; название квеста «Лукоморье»; название остановок; герои-помощники (старшеклассники); музыкальное сопровождение; плакат с надписью «Аршин»; карточки с д/з на каждого ребёнка; цветные карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: -Ребята, посмотрите на СЛАЙД . Ничего он вам не напоминает?

-Верно! Это Лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Учитель: — Кто же автор прекрасных сказочных слов, к которым сделана эта иллюстрация? (А. С. Пушкин)

— Что вы представляете, глядя на эту иллюстрацию? (сказочный лес, героев и т. д.)

— Вам хотелось бы очутиться в таком сказочном месте? (Да) Вы любите путешествовать?

— А не боитесь совершить путешествие в сказочный лес, где вас будут ждать герои Лукоморья? (Нет)

-Тогда давайте скорее готовиться к путешествию. Перед вами карта сказочного леса с основными героями (СЛАЙД).

-Какую геометрическую фигуру она вам напоминает?(круг)

-Верно, мы будем двигаться по кругу. А начинать движение, согласно карте, будем из класса и возвратимся с вами опять в класс. Помогать вам будут стрелки с направлением движения.

— Итак, сейчас делимся на 3 группы и, следуя своим маршрутным листам, отправляемся в лес. Никто не должен потеряться! Каждый сказочный персонаж приготовил вам задания, ответив на которые вы будете получать награду: слова-подсказки. Вы их не теряйте, складывайте в вот такие сундучки.

-Внимание! Определите лидера в каждой группе. (Лидерам выдаются маршрутные карты)

-Посмотрите на ваши карты.

-Итак, 1 группа начинает движение из класса к остановке №1-2-3 и возвращается в класс. Вторая группа начинает двигаться из класса во 2-3-1 остановку и возвращается снова в класс. Третья группа движется к 3-1-2 остановке и заканчивают маршрут в классе. Вы должны побывать у всех

сказочных героев. Слушайте внимательно, что они вам скажут. А потом мы обязательно поделимся друг с другом полученными знаниями.

-У кого есть вопросы? Скорее в путь, друзья!

  1. Актуализация полученных ранее знаний и этап открытия новых знаний.

(На данном этапе урока учащиеся проходят квест, актуализируют свои знания по сказкам Пушкина, пополняют их сведениями из биографии писателя, получают в награду слова-подсказки: три девицы под окном, царь Салтан, царевна-лебедь)

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

(Дети возвращаются в класс, сдают маршрутные листы)

Учитель: — Все прошли через сказочный лес? Никто из членов команды не потерялся?

-Я вижу, как у вас горят глаза! Вам понравилось? Поделитесь же друг с другом и со мной вашими впечатлениями.

-Что же вы узнали от Кащея? (СЛАЙД с портретом А. С. Пушкина)

-А от прекрасной Царевны? (СЛАЙД с портретом Арины Родионовны)

-Какие же знания у вас проверила Баба Яга? (СЛАЙД со сказками Пушкина)

— Молодцы! Сколько нового вы сегодня узнали!

  1. Постановка темы урока

— А что же у вас в сундучках?

-Как вы думаете, из какой сказки эти герои, кто ее автор?

-Кто догадался, с какой сказкой А. С. Пушкина нам предстоит познакомиться? (СЛАЙД)

  1. Знакомство со сказкой.

с. 12-15 Чтение учителем и хорошо читающими детьми.

  1. Анализ прочитанного (проводится сразу по ходу сказки)

Обсуждение словарных слов: аршин и гонец по ходу чтения с выведением на экран. (Аршин показать наглядно)

-Ребята, а кто такой богатырь? (СЛАЙД) (герой былин, отличающийся мужеством, силой)

— А кто подскажет, что означает выражение «красная девица»? (красивая девушка). Где оно вам встречалось? (в народных сказках)

-Чем должна была заниматься ткачиха? (ткать у станка) А какие обязанности были у поварихи? (готовить еду)

-Ребята, что значит сын ростом с аршин? Посмотрите, у меня есть аршин – это старинная мера длины от плеча до конца кисти, равная 71 см. Вот такого богатыря родила царица!

— Как вы понимаете слово «гонец»?(СЛАЙД)

-Ребята, понравилось ли вам начало сказки? Хотите узнать, что же случилось с царевной и её сыном? (Да)

  1. Д/з — У вас на столе лежат карточки с д/з. Дома выполните задание и тайна немного приоткроется. Над этой сказкой вы будете работать не один урок.
  2. Итог урока.

-Итак, что же нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравилось ли вам путешествовать, выполняя задания сказочных героев? Пополнили ли вы свои знания новыми сведениями?

— Какое магическое число звучало в начале? Почему? О чём это говорит?

  1. Рефлексия.

-У вас на столе 3 карточки. Оцените свою работу на уроке. Если со всеми заданиями справлялись легко, то ваша карточка зелёная. И это отметка «5». Если допускали небольшие ошибки, то жёлтая карточка. И ваша отметка за урок «4». А если без помощи друга не могли выполнить большую часть заданий, то ваша карточка красного цвета, и отметка «3» за работу на уроке. Оцените себя объективно.

Спасибо за внимание. Урок окончен!

6 июня 2022 года отмечается Пушкинский день в России или, как еще называют этот праздник, День русского языка. Во многих школах и вузах, библиотеках, учреждениях внешкольного образования проходят приуроченные к нему мероприятия.

Предлагаем детскую программу проведения Пушкинского дня в библиотеке, который включает стихи, викторины и другие интересные задания для ребят.

Сценарий Пушкинского дня в библиотеке для детей

Оформите помещение, где будет проходить праздник: здесь можно разместить портрет поэта, иллюстрации к его произведениям.

Мероприятие на Пушкинский день в библиотеке начнут ведущие:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отмечаем день рождения великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. С его стихами мы знакомимся с раннего детства, и каждый из нас находит в его поэзии что-то свое, близкое и понятное только ему. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей.

– Вся Отчизна в праздничном цветенье,
Словно песня, льется вешний свет.
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днем рождения, дорогой поэт!
Кто-то из ребят читает стихи:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

За дверью слышится мяуканье. В зале появляется Кот Ученый:
– Здравствуйте, мои друзья!
Кот Ученый – это я.
Со стихами я дружу,
В гости к детям прихожу!

– Сегодня я хочу пригласить вас в чудесный мир сказок Пушкина. Закройте глаза и повторите заклинание:
Сказки Пушкина мы знаем,
Любим очень и читаем.
В сказку мы попасть хотим.
Раз, два, три… карабарим!

Сценарий детского мероприятия на Пушкинский день 6 июня 2022 года может включать викторину. Ребятам нужно будет ответить на вопросы:

  • Какие сказки Пушкина вы знаете?
  • Кто из героев его сказок ест за четверых, работает за семерых?
    а) cтарик-рыбак, б) Черномор, в) Балда.
  • Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
    а) Гвидон, б) Дадон, в) Салтан.
  • Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
    а) Забияки, б) Буяна, в) Скандалиста.
  • К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина?
    а) ветер, б) месяц, в) солнце, г) ясень.

Ведущий:
– Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все пушкинские – это наше вечное начало.

После этого по программе Пушкинского дня для детей разыгрывается сценка: звучит «Полет шмеля» и в зал «влетают» Комар, Муха и Шмель, которые танцуют под музыку.

Кот:
– Ребята, скажите, из какой сказки эти персонажи?
Дети:
– «Сказка о царе Салтане».

После этого присутствующим на празднике детям нужно будет сказать, строчки из каких произведений поэта прозвучали:

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?..
    («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
  • Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где найти мне такого
    Служителя не слишком дорогого?
    («Сказка о попе и работнике его Балде»).
  • Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • – «Кабы я была царица, –
    Третья молвила сестрица, –
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».
    («Сказка о царе Салтане»).

Кот Ученый:
– Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием. А вот для вас еще одно.

Детский праздник в библиотеке, посвященный Пушкинскому дню, продолжит викторина.

Ведущий:
– Вам нужно будет выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов.

  • Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла…
    а) на север, б) на юг, в) на запад (верный ответ), г) на восток.
  • Поп велел Балде взять с чертей оброк за…
    а) два года, б) три года (правильный вариант), в) полгода, г) год.
  • Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из…
    а) горностая, б) белки, в) соболя (верный ответ), г) чернобурой лисы.
  • В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» пса звали…
    а) Соколко (правильный ответ), б) Голубок, в) Воронок, г) Полкан.

Далее по сценарию мероприятия по случаю празднования Пушкинского дня ведущий спросит детей, действия героев каких сказок можно охарактеризовать следующими пословицами:

  • Растет не по дням, а по часам (то есть растет очень быстро – «Сказка о царе Салтане»),
  • Оказаться у разбитого корыта (потерять все, что имел, приобрел – «Сказка о рыбаке и рыбке»).
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного – «Сказка о царе Салтане»).
  • Уговор дороже денег (напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности – «Сказка о золотом петушке»).
  • Долг платежом красен (долги следует обязательно отдавать – «Сказка о попе и работнике его Балде»).

После этого ребята разделятся на команды. Участники одной из них должны будут изобразить с помощью пантомимы персонажей сказок Пушкина:

  • золотую рыбку,
  • спящую царевну,
  • золотого петушка,
  • белку,
  • старика-рыбака,
  • царевну-лебедь,
  • богатырей.

Участники других команд должны будут назвать персонажей и сказки.

Ведущий:
– У меня в руках – конверт с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Сцены из каких произведений здесь изображены?

Ребята дадут ответы. После этого можно устроить конкурс чтецов, которые исполнят стихи или отрывки из сказок Пушкина. Также можно подготовить к этому дню при участии ребят небольшое театрализованное представление по мотивам одной из сказок.

Ведущий подведет итоги проведенных конкурсов:
– Ребята, вы молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина, много стихов прочли наизусть. Вы хорошо отвечали на вопросы и выполняли задания. Спасибо!

А завершит Пушкинский день в библиотеке чтение стихов, посвященных стихам великого поэта:

– Власть пушкинских стихов – на все века.
Власть доброты,
Высоких дум горенье.
Подчас одна лишь краткая строка
Дарует силу нам и вдохновенье.

Порой в одной строке отражены
Раздумья самых разных поколений.
В его стихах –
И легкий всплеск волны,
И шум дубрав,
И грозный гул сражений.

Невиданный открыт для них простор.
Летят они свободно, неустанно.
В Москве они звучат
И средь грузинских гор,
На улицах Норильска и Кургана.
(В. Милютин)

Главные герои

Царь Салтан правитель страны, доверчивый и слабохарактерный человек. Когда он получил недобрую лживую весть, он приказал его дождаться. Но завистники молодой царицы меняют письмо. Они хотят извести царицу и её ребенка. Они злые и хитрые. Но автор изобразил их не страшными, а смешными. Тем более, когда они были укушены перевоплощенным князем Гвидоном в комара, муху и шмеля.

Князь Гвидон, сын царя, представлен настоящим русским богатырем. Он вступается за слабых. Спасает царевну Лебедь от злого коршуна. Волшебница-лебедь отблагодарила его выполнением всех его желаний. Князь правит на острове слава о котором разнеслась по всему свету.

Он мудрый правитель своего острова, гостеприимный хозяин, тепло встречающий купцов. За свою мудрость получает волшебную белку, морскую стражу и жену – красавицу и волшебницу.

Царевна-Лебедь, спасенная Гвидоном от злого колдуна, стала его верной помощницей, а потом и женой. За своё спасения она дарит ему красивый город на острове. Где он стал правителем. Помогает Гвидону побывать у отца в образе комара, мухи, шмеля Она умная, добрая. Она как Василиса премудрая в русских сказках умная, красивая, а еще и волшебница.

Царица она появляется на первых строках сказки. Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестер.

Ткачиха, первая сестра Царицы и поварихи. Она злая, завистливая, обидчива и мстительна. Из – за обиды на сестру и оговорила её.

Повариха, ещё одна сестра Царицы. Она завистлива, злопамятна, коварна и эгоистична. Не чем не лучше ткачихи, своей сестры.

Сватья баба Бабриха мать всех трех девиц. Она тоже жестока и мстительна. Она вместе с двумя старшими дочерьми оговаривает Царицу и младенца, избавились от них. Но после этого страшного поступка, они, не стали счастливыми, наоборот их наказали.

Описание героя

По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.

В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:

  • красивый;
  • имеет высокий рост;
  • ловкий и сильный;
  • необычайно отзывчивый и добрый к людям;
  • человек, способный заниматься государственными делами;
  • хорошо воспитанный, умный.

Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.

Второстепенные герои

Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

Сказка заканчивается хорошо для всех героев: царь Салтан вновь обретает жену и сына и на радости прощает злых сестёр и Бабариху.

Герои сказки о царе Салтане

К группе положительных героев сказки о царе Cалтане

можно отнести:

  • Салтан,
  • его сын Гвидон,
  • девица под окном будущая Царица, Царевна-лебедь.

А к отрицательной группе героев относятся:

  • повариха,
  • ткачиха,
  • сватья баба Бабариха,
  • Коршун.

Можно определить ещё, так называемую, «нейтральную» группу героев знаменитой сказки Пушкина:

  • белка,
  • заморские гости,
  • ветер,
  • волна,
  • дядька Черномор и 33 богатыря,
  • а ещё комар и шмель, в которых превращался князь Гвидон.

Вот, пожалуй, все имена героев сказки о царе Cалтане, разделённых на группы по типу характера.

Прежде всего, хочется сказать о двух сёстрах Царицы – поварихе и ткачихе, а также их матери – сватье бабе Бабарихе. Это, без сомнения, отрицательные персонажи.

Из-за мстительности, злопамятности, зависти и обидчивости они совершили преступление. В письме к царю Салтану — оклеветали Царевну и младенца-Царевича, добившись указа царя, посадить их в бочку и бросить в море.

Совершив этот страшный поступок, они, конечно же, не стали счастливыми, а наоборот – были наказаны!

Другие главные герои сказки о царе Cалтане,

которых смело можно отнести к положительным героям. Во-первых, это князь Гвидон – сын царя Салтана. Его смелость и стремление к цели, отважность и гостеприимство располагают к нему любого читателя этой сказки.

Вторая главная героиня, сделанная поэтом центральным художественном образом произведения, — царевна-Лебедь, которую спас Гвидон от злого колдуна-Коршуна. Её характеру присущи такие качества, как благородство и мудрость.

Её образ в сказке заключал в себе черты русской Василисы Премудрой, наделённой удивительной красотой и волшебством. К слову, 33 морских богатыря были её братья родные.

Следующий главный герой сказки — добрый и мягкий царь Салтан – справедливый и незлопамятный, доверчивый и простоватый.

Порой он кажется даже немного безвольным, но это не так: просто широта и доброта русских царей делала их безоружными перед коварством и вероломством. Поначалу он разгневался на ткачиху, повариху и сватью, но потом великодушно простил завистниц и отпустил их домой.

В заключении «подведём черту»: в сказках, и не только в Пушкинских, злоба, зависть и ненависть обречены на позорное уничтожение, потому что в жизни людей первоначальны Любовь и Добро. В этом вся гармония и красота русских сказок!

Люди, творите всегда добро!

Автор статьи: Игорь Смирнов

Дети, молодые, взрослые и пожилые – большинство из нас знают множество произведений Александра Сергеевича Пушкина. Одно из наиболее известных, любимых и увлекательных произведений Пушкина является . Сюжет данного стиха довольно прост для понимания, но очень увлекает. Ребёнок и взрослый, читая это произведение, представляют яркую картинку, где по-своему преображаются действия, по-своему вырисовывается внешность персонажа. Но абсолютно каждый выделяет для себя поступки злые и добрые и, следовательно, плохого и положительного персонажа.

К позитивным героям относятся:

Царь Салтан

– государь своего царства. С одной стороны, царь – настоящий воин, мужественный и сильный, который готов сражаться за своё государство. С другой – это добрый персонаж, который имеет мягкий характер. По действиям, которые совершает этот герой, становится понятно, что он незлопамятный и даже простой, наивный персонаж и из-за этого, некоторые читатели могут подумать, что он безвольный царь. На самом же деле, это совершенно не так. Просто из-за своей добродушности, он никак не наказал злобных и коварных сестриц, а наоборот, простил их.

Князь Гвидон

– сын царицы и царя Салтана. На протяжении всего стиха проявляет себя как смелого и сильного героя. Свой мужественный характер этот персонаж предпочитает доказывать поступками, а не действиями. Помимо смелости, силы и мужественности он проявляет гостеприимство и целеустремлённость, что очень нравится читателям.

Царевна-лебедь

– рассудительная и прекрасная волшебница, сестра 33 морских богатырей и в конце сказки становится женой князя Гвидона. Будучи одним из главных героев, также относится к добрым персонажам, ведь она олицетворяет великодушие, мудрость и честность.

Царица

– это одна из первых девиц, с которыми встречается читатель в первых строках сказки. В будущем становиться царицей и матерью прекрасного богатыря. Как и сам царь, она является очень позитивным персонажем, ведь она добрая, честная, терпеливая и добросердечная. Благодаря этим качествам, царица симпатизирует многим читателям.

Негативные герои:

Ткачиха

– сестра Царицы и поварихи. Её поступки говорят, что это очень завистливый, злой и негативный персонаж. Помимо этого, она очень обидчива и мстительна, из-за чего и проворачивает коварные действия.

Повариха

– сестра ткачихи и Царицы. Как и ткачиха, повариха является плохим персонажем, ведь имеет такие качества, как зависть, злопамятность, коварство и эгоизм.

Сватья баба Бабриха

– относится к негативным персонажем, так как имеет такие отрицательные черты характера как ненависть, жесткость и мстительность. Из-за этих качеств, многие читатели её недолюбливают.

Действия, которые совершают положительные и негативные персонажи помогают разобраться читателю в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре — «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сюжет

Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.


Царь Салтан и царица

Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.


Царица и маленький Гвидон

Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.

Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.


Князь Гвидон

Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.


Царевна Лебедь

Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.

Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.

Интересные факты

Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.


Город Свияжск — прообраз острова Буяна

Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:

«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»

Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.


Богиня Умай и царевна Лебедь

Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:

«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».

История персонажа

«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

Сценарий

Литературного турнира

«Что за прелесть эти сказки»

Составила:

Осанова М.Ю.

Педагог дополнительного образования

2021 г.

Цель:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о любимых сказках А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Формирование у учащихся познавательного интереса к русскому народному творчеству.

2. Развитие у учащихся речи, мышления, творческих способностей.

3. Воспитание у учащихся чувства прекрасного.

Художественное оформление: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Музыкальное оформление:

– Песня «В мире много Сказок»;

– Фрагменты из опер:

  • Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (темы «Белка», «Полет шмеля»);

  • ­Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»;

  • М.И. Глинка «Руслан и Людмила» (тема «Марш Черномора»).

Реквизит: карточки с пословицами и загадками, бумажный петушок, мешочек, иллюстрации сказок.

Ход мероприятия:

Звучит песня «В мире много сказок». Постепенно она затихает. На сцену выходит ведущий.

Ведущий:Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек — сказки великого поэта. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете их наизусть. И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!».

Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

Сегодня мы проведём литературный турнир между двумя командами. Вам необходимо придумать своим командам названия. В названии должны прозвучать какие-нибудь сказочные персонажи из сказок А.С.Пушкина.

Команды придумывают названия.

Ведущий: Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашем турнире будет лучшим, необходимо выбрать жюри (представляет членов жюри). Ваша задача – за каждый правильный ответ выставлять по 1 баллу.

Ведущий: Итак, начинаем 1 тур. Сейчас проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Из какой сказки взяты эти строки?
Вопросы задаются командам поочередно.

1. «В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет. («Сказка о царе Салтане»).

2. «Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит». («Сказка о царе Сатане»).

3. «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).


4. «Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит
За такое одолженье, —
Волю первую твою
Я исправлю, как мою». («Сказка о золотом петушке»).


5 «Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась». («Сказка о мертвой царевне и семи 6огатырях»).


6. Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа:

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Ведущий: Задание 2-го тура: вам необходимо правильно закончить фразы из сказок Пушкина. Я говорю  фразы из сказок Пушкина, а вы заканчивайте строки рифмованными словами.

Царь с царицею простился в путь… (дорогу снарядился).

И царица у окна…(села ждать его одна).

А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты…(поп, за дешевизной!)».

Ей в приданое дано было… (зеркальце одно).

Свойство зеркальце имело: (говорить оно умело!).

Жил старик со своею старухой у… (самого синего моря).

Они жили в ветхой землянке ровно… (тридцать лет и три года).

Ветер по морю гуляет и… (кораблик подгоняет).

Белка песенки поет да… (орешки все грызет).

А орешки не простые… (все скорлупки золотые!).

Оценка жюри двух туров.

Ведущий:Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас вы будете отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знакомился с фрагментами на уроках музыки в школе. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» (тема «Белка») Н.А. Римского-Корсакова. Команды отгадывают сказку.

Ведущий:Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:

Белка там живет ручная,

Участникипродолжают декламировать стихотворение.
Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут…

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть:

Князю прибыль — белке честь.

Ведущий:Послушаем следующий фрагмент из сказки.

Звучит фрагмент той же оперы «Полет шмеля».

Ведущий:Вспомним, как князь Гвидон превращался в шмеля:

Тут он очень уменьшился,

Участники продолжают декламировать.

Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.

Далее командам предлагается послушать фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» и М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (тема «Марш Черномора»).

Ведущий: Задание 4 тура – составить пословицы о сказках.

Командам раздаются карточки с отдельными словами из пословиц: «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок». «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Оценка жюри двух туров.

Ведущий:Наш турнир продолжается. Каждой команде я раздаю иллюстрации к сказкам. Вам необходимо соединить героев одной сказки.

Ведущий: Задание 6 тура – отгадать, кому из героев сказок принадлежит данная вещь:

— Разбитое корыто?(Старуха)

— Невод? (Старик)

— Орешек? (Белочка)

— Волшебный меч?(Черномор, затем Руслан)

— Говорящее зеркало?(Злая Царица-мачеха)

— Шапка-невидимка?(Черномор)

— Золотой петушок?(Царь Дадон)

— Дубовый лук?(Князь Гвидон)

— Прялка? (Три девицы из «Сказки о царе Салтане»)

— Яблоко («Спящая красавица»)

Оценка жюри двух туров.

Ведущий:Настало время отдохнуть и поиграть в игру «Поймай рыбку». Чья команда быстрее «поймает» 4 бумажных рыбки на крючок, та и победила.

А что это у вас написано на рыбках? А, это вопросы. Прочитайте их и ответьте.

Ведущий:Объявляется 8 тур. Посмотрите, пожалуйста, сценки из двух сказок, и угадайте их названия(«Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»).

Оценка жюри.

Ведущий:Вчера в Интернете на сайте Авито я увидела интересные объявления. Сейчас я вам их прочитаю, а вы угадаете авторов этих объявлений.

  1. Предлагаю свои услуги:

Работаю за семерых.

Могу:

— запрягать лошадь

— топить печь,

— закупать продукты на рынке,

— печь яйца, варить кашу,

— нянчить детей.

(Балда)

2. Кто желает поменять старую, разбитую ванну на новую или квартиру на новый дом? Обращаться к… (золотой рыбке).

3. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаю приобрести меня. Мои характеристики: сделан из чистого золота, кричу «Кири-ку-ку». Выручу вас всегда и везде. (Золотой петушок)

4. Торговая фирма предлагает импортные товары:

— соболя,

— черно-бурые лисицы,

— донские жеребцы,

— чистое серебро,

— злато.

И всё это по доступным ценам!

(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане)

5. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к… (царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).

6. На работу требуется работник-универсал:

— повар,

— конюх,

— плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.

(Поп)

Ведущий:Задание 10 тура. Я буду называть героев сказок, а вы отвечайте, из одной ли они сказки:

Вопросы командам задаются поочередно.

— Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

— Поп и Балда?(Да)
— Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
— Королевич Елисей и мертвая царевна?(Да)
— Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
— Попадья и золотая рыбка? (Нет)
— Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
— Царица-мачеха и Повариха? (Нет)

Оценка жюри.

Ведущий:Уважаемые гости (или зрители), объявляется конкурс болельщиков.
Баллы будут засчитываться команде «болельщиков» той или другой команды. Зрители , сидящие справа будут болельщиками этой команды, а зрители, сидящие слева, будут болельщиками другой команды.

К сожалению не все герои сказок могут быть с нами сегодня. Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему они не могут этого сделать.
Внимание! Нужно узнать и назвать от кого пришли телеграммы, назвав героя и сказку.
1. «Приеду с подарками, так: как на весь мир одна наткала я полотна»
Ответ:Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)
2. «Ждите, ждите, очень спешу, и: ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».
Ответ:Корабельщики («Сказка о царе Салтане».)
3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как: веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»
Ответ:Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)
4. «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
Ответ:Царь Дадон («Сказка о золотом петушке».)
5. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».
Ответ:Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)
6. «Спасибо за приглашение, но клуб я ваш не нашла: «До зари в лесу блуждая, между тем всё шла да шла и на терем набрела».
Ответ:Молодая царевна («Сказка о мертвой царевне».)

Ведущий:В заключении проведем блиц-турнир.

Вопросы для 1-ой команды:

— К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

(К мудрому звездочёту)

— За какую плату согласился работать Балда у попа?

(В год за три щелка тебе по лбу)

— Сколько просьб старика выполнила рыбка?

(4 просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)

— Кто отвел царевну в глушь лесную?

(Чернавка)

— Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(В комара, муху, шмеля)
— Мимо какого острова проплывали гости-господа?

(Мимо острова Буяна)

Вопросы для 2-ой команды:

— Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет?

(Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!)

— Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?

(Елисей)

— Какая сказка заканчивается словами: «Я там был; мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил»?

(«Сказка о царе Салтане»)

— Где встретились поп и Балда?

(На базаре)

— От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

(«Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил»)

— Кем предстала перед стариком старуха в первый раз в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Столбовою дворянкой»)

Оценка жюри. Объявление итогов турнира. Награждение победителей.

Ведущий: Сегодня мы побывали в прекрасной стране  пушкинских сказок. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных  героев его произведений. Стихи, рассказы, сказки Александра Сергеевича Пушкина всегда будут с вами всю жизнь.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472866-scenarij-literaturnogo-turnira-chto-za-preles

  • Персонаж сказки чуковского 7 букв сканворд
  • Персонаж сказки на букву т
  • Персонаж сказки о золотом петушке 5 букв
  • Персонаж у которого есть необычное зеркальце в сказке пушкина ответ
  • Персонаж тяни толкай из какой сказки