Персонажи из сказки буратино как звали

Повесть-сказка золотой ключик, или приключения буратино была написана алексеем николаевичем толстым в 1935 году. в ней рассказывается о приключениях веслого

Повесть-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» была написана Алексеем Николаевичем Толстым в 1935 году. В ней рассказывается о приключениях весёлого и отважного деревянного человечка и его друзей. В этой статье представлены характеристики главного героя и других персонажей.

Буратино

Буратино — деревянный мальчик, очень жизнерадостный и озорной. Сначала он не слушался папу Карло. Из-за этого с ним случались разные неприятности. Этот смелый и добрый мальчик был слишком доверчивым. Его обманули хитрые мошенники лиса Алиса и кот Базилио и похитили у него золотые монеты.

Черепаха Тортила дала Буратино золотой ключик и сказала, что забыла, где находится дверь, которую он открывает. Буратино решил во что бы то ни стало узнать это. Тайну золотого ключика он узнал благодаря своей находчивости и упорству.

Смелый Буратино помог спастись от злобного Карабаса Барабаса своим друзьям: Мальвине, Пьеро и пуделю Артемону. Он открыл золотым ключиком дверь за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло. Там находился замечательный кукольный театр. Благодаря смелости и находчивости Буратино смог помочь всем актёрам театра Карабаса Барабаса: они убежали от Карабаса и стали играть интересные, весёлые комедии в новом театре.

Подробная характеристика Буратино здесь.

Папа Карло

Папа Карло — старый шарманщик, который из полена сделал деревянного человечка Буратино. Буратино стал для него сынком. Добрый папа Карло заботился о нём. Он даже продал свою куртку, чтобы купить для Буратино азбуку. Папа Карло спас своего сынка и его друзей от злого Карабаса Барабаса.

Когда Буратино с друзьями решили поставить весёлую комедию о своих приключениях в новом кукольном театре, папа Карло сказал, что будет играть для публики на шарманке. Он собирался править лошадью, если театр будет разъезжать по городам Италии.

Папа Карло заботился о том, чтобы маленькие актёры учились, и они решили учиться утром, а вечером играть в новом театре.

Джузеппе

Джузеппе — друг папы Карло, столяр. У него было прозвище Сизый Нос. Джузеппе —  хитрый человек. Однажды он начал тесать полено топориком, а оно запищало тоненьким голоском, что ему больно. Джузеппе сильно испугался и решил избавиться от полена. Он отдал его своему приятелю шарманщику Карло и посоветовал сделать из него куклу, научить её петь и танцевать и носить по дворам, чтобы заработать деньги на еду.

Карабас Барабас

Карабас Барасбас — злой, жадный хозяин кукольного театра, плохо относится к своим артистам. На вид он очень грозен, с длинной бородой. Карабас Барабас мечтает найти золотой ключик, который он уронил на дно пруда. Он знает, что этим ключиком можно открыть какую-то дверку за холстом с нарисованным очагом, чтобы найти за ней счастье. Но Карабас не знает, в каком доме она находится. Случайно он узнал от Буратино, что старый холст с нарисованным очагом и котелком находится в каморке старого Карло. От радости Карабас Барабас пощадил Буратино, которого хотел бросить в очаг, чтобы пожарить себе кролика и двух цыплят. Он даже дал Буратино пять золотых монет для папы Карло.

Через некоторое время Карабас Барабас от Дуремара узнал, что золотой ключик находится у Буратино. Он старался поймать Буратино, чтобы отнять у него ключик, но папа Карло спас своего сынка и его друзей от злобного Карабаса Барабаса.

Дуремар

Дуремар — глупый и трусливый продавец лечебных пиявок. Это длинный человек с маленьким сморщенным лицом, одетый в старое зелёное пальто.

Дуремар ловил пиявок таким способом: нанимал за деньги бедняка, чтобы он заходил в пруд и стоял там. Когда бедняк выходил на берег, Дуремар собирал с него пиявок в банку и снова посылал его в пруд.

Черепаха Тортила возмутилась, что Дуремар мутит воду в пруду, и спросила, когда это безобразие кончится. Дуремар ответил, что до тех пор, пока не выловит всех пиявок. Тогда Тортила пообещала отдать ему волшебный ключик, который лежит на дне, если он оставит пруд в покое. Но глупый и жадный Дуремар не захотел променять пиявок, которых он мог продать, на ключик.

Дуремар рассказал об этом Карабасу Барабасу. Тот вместе с Дуремаром помчался к пруду, чтобы попросить у Тортилы золотой ключик. Но перед этим Карабасу пришлось нанять полицейских собак, чтобы они догнали Пьеро, подслушавшего разговор Карабаса и Дуремара.

Когда была битва полицейских собак с пуделем Артемоном, а Буратино бегал от Карабаса Барабаса вокруг сосны, трусливый Дуремар сидел за кустом. После того, как Артемон и Буратино ушли, Дуремар отодрал с большими трудностями от сосны приклеившуюся к ней бороду Карабаса Барабаса.

Лиса Алиса и кот Базилио

Лиса Алиса и кот Базилио — хитрые мошенники, обманувшие доверчивого Буратино и укравшие у него деньги. Они притворялись нищими. Лиса притворялась калекой и ковыляла на трёх лапах, а кот притворялся слепым. Они узнали, что у Буратино есть золотые монеты и решили ими завладеть. Мошенники наврали ему, что если на волшебном поле в Стране Дураков вырыть ямку, сказать три раза: «Крекс, фекс, пекс», положить в ямку золотую монету, засыпать землёй, посыпать солью, полить, то там вырастет деревце с золотыми монетами вместо листьев.

Не сумев ограбить Буратино, они заманили его в Страну Дураков. Там он положил в ямку монеты и стал ждать, когда вырастет дерево. А коварная лиса пожаловалась в полиции Города Дураков, что на пустыре сидит воришка. Когда собаки-сыщики схватили Буратино, мошенники вырыли золотые монеты, передрались из-за них, затем поделили монеты между собой и скрылись из Города Дураков.

Мальвина

Мальвина — красивая, умная, воспитанная девочка с голубыми волосами. Она убежала от жестокого Карабаса Барабаса вместе с пуделем Артемоном и стала жить в домике на лесной полянке.

Мальвина — добрая девочка. Когда она увидела Буратино, висящего вниз головой на дереве, то попросила Артемона его снять с дерева. Артемон позвал 400 муравьёв. Они перегрызли верёвку, на которой висел деревянный человечек. Добрая Мальвина позвала к Буратино лесных врачей и уговорила принять касторку, которой они посоветовали лечить Буратино. Утром Буратино проснулся здоровый и весёлый.

Строгая Мальвина стала воспитывать Буратино, так как он плохо вёл себя за завтраком. Мальвина — умная девочка. Она хотела научить Буратино арифметике и правильному письму. Мальвина очень расстроилась, что шалун Буратино сунул нос в чернильницу, и в наказание велела Артемону отвести Буратино в чулан.

Буратино ночью убежал из чулана. Узнав об этом, Мальвина заплакала. Она жалела Буратино, думая, что его утащили крысы.

Когда Артемон дрался с полицейскими псами, а Буратино бегал вокруг сосны от Карабаса Барабаса, Мальвина сидела с Пьеро в камышах и очень боялась. Но всё же Мальвина была смелая. Когда друзья оказались уже почти пойманными Карабасом Барабасом, Буратино решил, что если погибать — так весело. Он велел Пьеро дразнить Карабаса гадкими стишками, а Мальвине велел хохотать во всю глотку. Девочка вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для Карабаса.

Пьеро

Пьеро — грустный артист из театра Карабаса Барабаса. Он любит Мальвину, умеет сочинять стихи. Пьеро очень рассеянный и неумелый. Когда нужно было принести воды из озера, он по дороге потерял крышку и принёс воды на дне чайника, потому что спотыкался. Пьеро — смелый мальчик. Перед тем, как его схватили собаки-сыщики, он здорово с ними дрался, но ему дали подножку. Мальвина сказала, что он «дрался, как лев».

Артемон

Артемон — благородный пудель. Он заботился о Мальвине. Когда она жила в домике на лесной поляне, Артемон приносил ей булки. Артемон очень аккуратен. Он каждое утро стрижёт заднюю половину туловища, расчёсывает на передней половине туловища кудрявую шерсть, а кисточку на конце хвоста перевязывает чёрным бантом. На лапе он носит серебряные часы. Артемон — храбрый защитник Мальвины. Он бесстрашно защищает девочку и её друзей от двух полицейских собак, которых на них натравил Карабас Барабас, и побеждает их.

Тортила

Тортила — очень старая черепаха, которая живёт в пруду около Города Дураков. Она заботится не только о себе, но и обо всём населении пруда. Чтобы население пруда не пугал Дуремар, который ловил там пиявок, Тортила хотела от него откупиться. Чтобы он больше не приходил к пруду, черепаха предложила достать для него со дна пруда волшебный ключик. Дуремар не согласился. Тогда Тортила поклялась, что ключик получит только человек, который заставит всё население пруда просить её об этом.

Когда собаки-сыщики бросили Буратино в пруд, Тортила отдала ему золотой ключик, потому что лягушкам стало жалко деревянного человечка, у которого украли деньги кот Базилио и лиса Алиса. Черепаха сказала, что если открыть ключиком какую-то дверь, это принесёт счастье.

Буратино — главный герой повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алексей Николаевич Толстой написал эту книжку в 1935 году. С той поры читатели полюбили смелого, непоседливого, озорного деревянного человечка и его друзей: Пьеро, Мальвину и пуделя Артемона.

Портрет: внешность, речь

Старый шарманщик Карло вырезал ножиком из полена куклу и назвал её Буратино. Карло был беден и одинок. Он надеялся, что это имя принесёт ему счастье. Когда-то шарманщик знал семейство, в котором все носили одно имя — Буратино. Жизнь у них была весёлой и беспечной.

У деревянного человечка были круглые глазки и острый, длинный, любопытный нос. Карло вырезал сначала обыкновенный нос, но он начал расти, вытягиваться и стал длинным-предлинным.

Из лучинок папа Карло сделал человечку длинные ноги с большими ступнями. Одежду для него шарманщик смастерил из цветной бумаги: курточку — из коричневой, а штанишки — из ярко-зелёной. Шапочку — колпачок с кисточкой — он сделал из носка, а туфли — из голенища старого сапога.

Говорил деревянный человечек очень тоненьким голоском. Несмотря на то, что он только что появился на свет, Буратино сразу стал очень хорошо говорить, хотя мысли у него пока ещё были коротенькие и пустяковые.

Характер

Буратино очень шустр и непоседлив. Когда Карло вырезал ему рот, жизнерадостный человечек сразу начал баловаться и озорничать. Он захихикал и стал дразниться узеньким красным языком. Как только шарманщик закончил ему делать ноги, озорник выскочил на улицу и пустился наутёк.

Полицейский схватил его, и подоспевший Карло хотел засунуть Буратино в карман куртки. Но плутишка вывернулся и притворился мёртвым. Полицейский решил, что шарманщик заколотил бедного мальчика до смерти, и потащил Карло в полицию. А Буратино вприпрыжку помчался домой.

Когда деревянному человечку шёл от рождения только первый день, он был ещё очень глупеньким, и мысли у него были пустяковые. Буратино не понравились советы умного говорящего Сверчка взяться за ум, не проказничать и не убегать из дома без дела. Он обозвал его столетней букашкой-таракашкой и дерзко заявил, что завтра с утра убежит из дома, чтобы дразнить мальчишек, лазить по заборам, таскать за хвосты кошек и собак, разорять птичьи гнёзда.

После того, как папа Карло спас сынишку от злой крысы Шушеры, деревянный человечек решил стать «умненьким-благоразумненьким» и начать ходить в школу.

Но до школы легкомысленный мальчик не дошёл. Он продал свою азбуку, чтобы купить билет в кукольный театр. С этого момента начались с ним страшные приключения, о которых предупреждал его старый Сверчок.

Во время приключений у Буратино проявились следующие черты характера:

  • Находчивость. Благодаря этому качеству Буратино удалось спастись от Карабаса Барабаса, который хотел его бросить в горящий очаг. Когда мальчику нужно было выведать у Карабаса Барабаса тайну золотого ключика, он тоже проявил находчивость: залез в большой кувшин в харчевне «Трёх пескарей» и завывающим голосом приказал Карабасу Барабасу открыть тайну.
  • Простодушие, наивность, доверчивость. Мошенники кот Базилио и лиса Алиса обманули его и завладели золотыми монетами, которые дал Карабас Барабас для папы Карло.
  • Непоседливость. Мальвина так и не смогла выучить Буратино чистописанию и арифметике.
  • Вежливость. Когда старая черепаха Тортила дала Буратино золотой ключик, он вежливо поблагодарил её.
  • Храбрость, верность дружбе. Смелый деревянный мальчик не побоялся полицейских псов и Карабаса Барабаса. Он смело забрался на высокую сосну и закричал зверям, птицам и насекомым, чтобы они спасали деревянных человечков. Храбрый мальчик стал кидать здоровенные шишки в Карабаса Барабаса. Он заметил, что кончик длинной бороды Карабаса Барабаса приклеился к смолистому стволу сосны. Мальчик спрыгнул на землю, стал бегать вокруг дерева, а Карабас Барабас побежал за ним. Борода злодея обмоталась вокруг ствола и приклеилась к нему. Буратино не бросил своих друзей в беде и спас от этого злого хозяина кукольного театра Мальвину и Пьеро.

Отношение Буратино к папе Карло и к друзьям



Деревянный человечек очень любит старого бедного шарманщика. Он мечтает купить ему куртку, потому что папа Карло продал свою куртку, чтобы купить сынку азбуку.

Буратино — верный друг. Он любит своих друзей — кукол из театра Карабаса Барабаса. Он помог им уйти от злого хозяина кукольного театра и привёл в театр, который находился за дверкой, скрытой за холстом с нарисованным очагом в каморке папы Карло. В новом кукольном театре, название которого было «Молния», Буратино с друзьями стали давать для жителей города интересные и весёлые представления.

Вывод

Буратино — настоящий друг, он не бросает друзей в беде. Его смелость и находчивость помогли куклам уйти от жестокого Карабаса Барабаса и жить весело и счастливо, играя в новом театре, носящем название «Молния». Во время своих приключений деревянный человечек поумнел, но продолжал оставаться озорным, весёлым и неунывающим.

Характеристика образа Буратино, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой ключик.

Эта статья включает описание термина «Буратино»; см. также другие значения.

«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

История создания и публикации

Создание повести началось с того что в 1923—24 году, Алексей Николаевич Толстой, будучи в эмиграции, начал работу над повестью Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», которую он хотел издать в своей литературной обработке. Весной 1934 года Толстой решил вернуться к сказке, отложив работу над трилогией «Хождение по мукам»[1]. В то время писатель приходил в себя после инфаркта миокарда[2].

Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика[3]. Алексей Николаевич далеко ушёл от исходного сюжета не только потому, что тот устарел для периода социалистического реализма. Сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций. Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья[1].

Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему[4].

В августе 1936 года сказка была закончена и сдана в производство в издательство «Детгиз». Алексей Николаевич посвятил свою новую книгу своей будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской — впоследствии Толстой. Тогда же, в 1936 году, сказка начала печататься с продолжением в газете «Пионерская правда»[5].

В 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра[6], а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноименного фильма, который поставил Александр Птушко.

До 1986 года сказка издавалась в СССР 182 раза, общий тираж превысил 14,5 миллионов изданий, была переведена на 47 языков.[7]

Сюжет

День 1

Действие сказки происходит в Италии в вымышленном «городке на берегу Средиземного моря». Столяру Джузеппе, по прозванию Сизый Нос, попалось в руки полено. Джузеппе начал его тесать топориком, но полено оказалось живым и запищало человеческим голосом. Джузеппе решил не связываться с этим странным предметом и подарил полено своему другу шарманщику Карло, порекомендовав вырезать из полена куклу. Карло принёс полено в свою нищую каморку и за один вечер сделал из полена куклу. Чудесным образом кукла ожила прямо в его руках. Едва Карло успел дать ей имя Буратино, как она убежала из каморки на улицу. Карло бросился в погоню. Буратино остановил полицейский, но когда подоспел папа Карло, Буратино притворился мёртвым. Зеваки стали говорить, что это Карло «до смерти заколотил куклу», и полицейский увёл Карло разбираться в отделение.

Буратино один вернулся в каморку и встретился там с Говорящим Сверчком, который прочитал Буратино нотацию о том, что надо вести себя хорошо, слушаться старших и пойти в школу. Буратино, однако, ответил, что он не нуждается в подобных советах и даже запустил в Сверчка молотком. Обиженный Сверчок навсегда покинул каморку, где прожил более ста лет, напоследок предсказав деревянному мальчику большие неприятности.

Почувствовав голод, Буратино бросился к очагу и сунул нос в котелок, нo тот оказался нарисованным, и Буратино лишь проткнул своим длинным носом холст. Вечером из-под пола вылезла старая крыса Шушара. Буратино дёрнул её за хвост, крыса обозлилась, схватила его за горло и поволокла в подполье. Но тут из полицейского участка вернулся Карло, спас Буратино и накормил его луковицей.

Папа Карло склеил Буратино одежду:

курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка

Помня совет Сверчка, Буратино сказал Карло, что пойдёт в школу. Чтобы купить азбуку, Карло пришлось продать свою единственную куртку.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

День 2

На следующий день Буратино с утра отправился в школу, но по дороге услышал музыку, зазывающую зрителей на представление кукольного театра синьора Карабаса Барабаса. Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление «Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника».

Во время представления куклы узнали Буратино.[8]

— Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка Буратино!

Буратино выскочил на сцену, все куклы запели «Польку Птичку» и представление смешалось. Хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас, вмешался и убрал Буратино со сцены.

За ужином Карабас Барабас хотел использовать Буратино в качестве дров для жаркого. Внезапно Карабас расчихался, подобрел и Буратино удалось рассказать кое-что о себе. Когда Буратино упомянул нарисованный очаг в каморке, Карабас Барабас разволновался и сказал странные слова:

Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная…

После этого он пощадил Буратино и даже дал ему пять золотых монет, наказав с утра вернуться домой и отдать деньги Карло, с условием, чтобы Карло ни в коем случае не уезжал из своей каморки.

Буратино остался переночевать в кукольной спальне.

День 3

С утра Буратино побежал домой, но по дороге повстречался с двумя мошенниками — лисой Алисой и котом Базилио. Они, пытаясь обманным путём отнять деньги у Буратино, предложили отправиться не домой, а в Страну Дураков.

В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

После колебаний Буратино согласился. До вечера блуждали они по окрестностям, пока не оказались у харчевни «Трёх пескарей», где Буратино заказал три корочки хлеба, а кот и лиса — всю остальную еду, бывшую в харчевне. После ужина Буратино и его спутники легли отдохнуть. В полночь хозяин разбудил Буратино и сообщил, что лиса и кот ушли раньше и велели их догонять. Буратино пришлось расплатиться одним золотым за общий ужин и отправиться в путь.

На ночной дороге за Буратино погнались разбойники, на головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Это были переодетые лиса Алиса и кот Базилио. После продолжительной погони Буратино увидел домик на лужайке. Он стал отчаянно колотить в дверь руками и ногами, но его не впустили.

 — Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!
— Ах, какая чушь! — сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. — Я хочу спать, я не могу открыть глаза… Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке.

Разбойники схватили Буратино и долго мучали, чтобы заставить его отдать золотые, которые он успел спрятать во рту. Наконец они повесили его вниз головой на дубовой ветке, а сами на рассвете отправились поискать какую-нибудь харчевню.

Персонажи из сказки буратино как звали

Персонажи из сказки буратино как звали

Буратино, лиса Алиса и кот Базилио. Иллюстрация художника Владимирского к изданию 1956 года

День 4

Возле дерева, где висел Буратино, в лесу жила Мальвина. Девочка с голубыми волосами, в которую был влюблён Пьеро, сбежала от произвола Карабаса-Барабаса вместе с пуделем Артемоном. Мальвина обнаружила Буратино, сняла его с дерева и пригласила лесных знахарей для лечения пострадавшего. В итоге больному прописали касторку и оставили в покое.

День 5

Утром Буратино пришёл в себя в кукольном домике. Стоило Мальвине спасти Буратино, как она сразу начала поучать его, пытаться обучать хорошим манерам, грамоте и арифметике. Обучение Буратино было безуспешным, и Мальвина в педагогических целях заперла его в чулане. Под замком Буратино пробыл недолго и сбежал через кошачий лаз. Дорогу ему указывала летучая мышь, которая привела его навстречу лисе Алисе и коту Базилио.

Лиса и кот выслушали рассказ Буратино о его приключениях, деланно возмутились злодеяниями разбойников и наконец привели его на Поле Чудес (на самом деле пустырь, сплошь засыпанный различным мусором). Буратино, следуя инструкциям, зарыл четыре золотых, полил водой, прочитал заклинание «крекс-фекс-пекс» и сел ждать, пока вырастет денежное дерево. Лиса и кот, не дождавшись, пока Буратино уснёт или покинет свой пост, решили ускорить события. Они посетили полицейский участок Страны Дураков и донесли на Буратино. А тот всё сидел на Поле Чудес, где его и схватили. Приговор преступнику был короток:

Ты совершил три преступления, негодяй: ты беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду

Два сыщика добермана-пинчера схватили Буратино и выбросили в пруд. Лиса Алиса и кот Базилио завладели золотыми и тут же передрались между собой из-за неправильного дележа, но затем всё же разделили деньги поровну и скрылись.

Упав в воду, Буратино встретился с обитательницей пруда черепахой Тортиллой. Черепаха пожалела бедного деревянного мальчика, лишившегося денег, и дала ему золотой ключик, который случайно уронил в пруд Карабас Барабас.

Буратино побежал от пруда куда глаза глядят и в лесу встретил влюблённого в Мальвину Пьеро, который, как и Мальвина, сбежал из кукольного театра. Оказалось, что Пьеро удалось подслушать разговор Карабаса Барабаса и Дуремара, торговца пиявками, из которого удалось узнать о золотом ключике, скрытом на дне пруда.

Вслед за куклами Карабас Барабас отправил погоню, и Пьеро с трудом удалось сбежать… верхом на зайце. Теперь у Пьеро было одно желание — встретиться с Мальвиной, и он попросил Буратино проводить его к своей возлюбленной.

День 6

Не успел Пьеро обрадоваться встрече с Мальвиной, как оказалось, что им нужно немедленно бежать от преследующей их погони. Мальвина и Артемон собрали вещи, но далеко убежать не успели. На опушке леса их уже поджидали полицейские бульдоги. Куклам бы не спастись, но Буратино позвал на помощь всех жителей леса. Ежи, жабы, ужи и коршун встали на защиту кукол. После боя с полицейскими собаками Буратино, Пьеро, Мальвина и раненый Артемон скрылись в пещере. Сильно пострадавший Карабас-Барабас вместе с Дуремаром отправился приходить в себя в харчевню «Три пескаря». Храбрый Буратино пошёл за ними следом, проник под стол и во время трапезы смог выведать у Карабаса-Барабаса, в чём же тайна золотого ключика. Пока Буратино отсутствовал, его друзей в пещере нашли сыщики из Страны Дураков и взяли их под стражу. Но Буратино после отчаянного нападения попытался спасти друзей. Они уже почти сбежали, когда путь им преградил Карабас-Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио. Теперь уже куклам бы никак не спастись, если бы как раз в этот момент не подоспел папа Карло.

Несмотря на возражения Карабаса-Барабаса, что куклы принадлежат ему, папа Карло забрал Буратино, Пьеро, Мальвину и Артемона и вернулся в город к себе в каморку. Здесь-то Буратино и открыл друзьям тайну. Он попросил папу Карло отодрать холст, и за ним оказалась дверца, которую он открыл золотым ключиком. За дверцей оказался подземный ход, который привел героев в небольшую комнату:

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

Друзья договорились, что днём они будут учиться в школе, а вечером играть в чудесном кукольном театре «Молния».

Эпилог

Сказка заканчивается первым представлением театра. Все куклы Карабаса-Барабаса сбежали от него в новый театр. Карабас-Барабас остался ни с чем — он в буквальном смысле сел в лужу.

Иллюстрации

Первое издание было оформлено художником Малаховским, другом Алексея Толстого. Иллюстрации были чёрно-белыми. На них с трудом можно узнать Буратино, настолько он отличается от его современного привычного облика.

Классические акварельные изображения образа Буратино и других героев книги рождены воображением Каневского и впервые появилось на страницах книги в 1950 году. Именно это издание стало самым популярным и наиболее узнаваемым «лицом» сказочного героя Последующие издания иллюстрировались такими известными художниками как Владимирский, Кошкин, Кокорин, Огородников и многими другими в самых разных манерах от карикатурной до абстрактной.[3]

«Золотой ключик…» в культуре

Книга понравилась детям и взрослым с первого издания. Единственный минус, который был отмечен критиками — это её вторичность по отношению к оригиналу Коллоди[1].

Сказка Толстого с 1935 года пережила множество переизданий, переводов. Появились экранизация в виде фильма с куклами и с живыми актёрами; мультфильма, пьес (есть даже пьеса в стихах[9]), оперы и балета. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова[10]. В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик» и с началом цифровой эры компьютерная игра «Приключения Буратино»[11] Появился напиток Буратино и конфеты «Золотой ключик»[12]. Даже тяжёлая огнемётная система «Буратино». Герои книги и их фразы устойчиво вошли в русский язык, фольклор и стали темой для анекдотов. [13]

Литературовед Петровский так писал о книге Толстого

Обаяние сказки беспримерно и неотразимо. Воспоминание о ней полно томящих загадок. Одна из них — загадочность самого обаяния сказки. Другая — обращение большого художника к жанру детской сказки. В этом есть что-то подмывающее: кажется, это неспроста, что-нибудь тут не так. К тому же новый жанр — не просто сказка для детей, но сказочная повесть с несомненными чертами сатиры.[1]

Критик Марк Липовецкий назвал Буратино влиятельным культурным архетипом, книгой, ставшей своего рода памятником и одновременно важным элементом духовной традиции советской культуры. [14]

Культурные отсылки в книге

  • Ответ Буратино на предложенную Мальвиной арифметическую задачу о яблоках — «Два… я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись» — является отсылкой к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой г-жа Простакова предлагает такое «решение» аналогичной задаче, заданной Цыфиркиным Митрофанушке (в задаче речь шла не о двух яблоках, а о 300 рублях): «Нашел деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».[15]
  • Объяснение, придуманное собаками-сыщиками, чтобы оправдаться в исчезновении губернатора Лиса, — что он «был взят на небо живым», является отсылкой к библейским рассказам о праотце Енохе (Быт.5:24) и пророке Илие (4Цар.2:11).
  • В образе Пьеро некоторые литературоведы (в частности, М. Петровский) усматривают сатиру на А. А. Блока.[16] Вместе с тем, в образе Карабаса-Барабаса современники угадывали также пародию на В. Э. Мейерхольда.[17]
  • «А роза упала на лапу Азора» (фраза, которую диктует Мальвина Буратино во время урока) — это палиндром Афанасия Фета.

Продолжения

Сказка о Буратино Алексея Николаевича Толстого неоднократно получала своё продолжение. Елена Яковлевна Данько (1898—1942) написала сказочную повесть «Побеждённый Карабас», которая впервые увидела свет в 1941 году. В 1975 году Александр Кумма и Сакко Рунге выпустили книгу «Вторая тайна золотого ключика». Иллюстратор сказки А. Н. Толстого художник и писатель Леонид Викторович Владимирский придумал свои сказки про деревянного мальчика: «Буратино ищет клад» (где рассказывается история происхождения театра «Молния») и «Буратино в Изумрудном городе» (кроссовер). Также известна сказка Лары Сон «Новые приключения Буратино и его друзей».

Книга Макса Фрая «Ключ из жёлтого металла» фактически является парафразом «Золотого ключика», пересказом старой сказки на новый лад[1].

Отличия от «Приключений Пиноккио»

«Золотой Ключик, или Приключения Буратино»
«Приключения Пиноккио»
Сюжет добрый и вполне детский. Хотя по сюжету случается несколько смертей (крыса Шушара, старые ужи, губернатор Лис), акцента на этом не делается. При этом все смерти происходят не по вине Буратино (Шушара задушена Артемоном, ужи погибли геройской смертью в бою с полицейскими собаками, с Лисом расправились барсуки). В книге есть сцены, связанные с жестокостью и насилием. Пиноккио ударил Говорящего Сверчка молотком, потом лишился ног, которые сгорели на жаровне. А затем откусил лапу коту. Кот убил дрозда, пытавшегося предупредить Пиноккио.
Герои комедии дель-арте — Бураттино, Арлекино, Пьеро. Герои комедии дель-арте — Арлекино, Пульчинелла.
Лиса Алиса (женского пола); имеется также эпизодический персонаж — губернатор Лис. Лис (мужского пола).
Мальвина с пуделем Артемоном, являющимся её другом. Фея с такой же внешностью, которая затем несколько раз меняет свой возраст. Пудель — очень старый слуга в ливрее.
Присутствует Золотой Ключик, за сведения о котором Карабас даёт Буратино деньги. Золотой Ключик отсутствует (при этом Маджафоко тоже даёт деньги).
Карабас-Барабас — однозначно отрицательный персонаж, антагонист Буратино и его друзей. Маджафоко — положительный персонаж, несмотря на свирепый вид, и искренне хочет помочь Пиноккио.
Буратино не изменяет своему характеру и внешности до конца сюжета. Он останавливает все попытки его перевоспитать. Остаётся куклой. Пиноккио, которому всю книгу читают мораль и нотации, сначала превращается в настоящего осла, но затем перевоспитывается, и в конце из скверного и непослушного деревянного мальчишки превращается в живого добродетельного мальчика.
Куклы ведут себя, как самостоятельные одушевлённые существа. Подчёркивается, что куклы всего только марионетки в руках кукловода.
Когда врёт Буратино, нос его не меняется в длине. Нос Пиноккио удлиняется, когда он врёт.

Книги существенно различаются по атмосфере и деталям. Основной сюжет довольно близко совпадает до момента, когда кот с лисой выкапывают монеты, закопанные Буратино, с той разницей, что Буратино существенно добрее, чем Пиноккио. Далее сюжетные совпадения с Пиноккио не встречаются.

Герои книги

  • Буратино — деревянная кукла, вырезанная из полена шарманщиком Карло
  • папа Карло — шарманщик, который вырезал Буратино из полена
  • Джузеппе по прозвищу Сизый Нос — столяр, друг Карло
  • Карабас-Барабас — доктор кукольных наук, владелец кукольного театра
  • Дуремар — продавец лечебных пиявок
  • Мальвина — кукла, девочка с голубыми волосами
  • Артемон — пудель, преданный Мальвине
  • Пьеро — кукла, поэт, влюблён в Мальвину
  • Арлекин — кукла, партнёр Пьеро по сцене
  • Лиса Алиса — мошенница с большой дороги
  • Кот Базилио — мошенник с большой дороги
  • Черепаха Тортила — обитает в пруду, дарит Буратино золотой ключик
  • Говорящий Сверчок — предсказывает Буратино его судьбу

Экранизации

  • «Золотой ключик» — художественный фильм с куклами и живыми актёрами 1939 режиссер Птушко
  • «Приключения Буратино» — рисованный мультфильм 1959, режиссер Иванов-Вано
  • «Приключения Буратино» — художественный фильм 1975, Режиссёр Леонид Нечаев.
  • «Золотой ключик» — новогодний фильм-мюзикл 2009 года для телеканала РТР. Режиссёр Александр Игудин.

Интересные факты

  • В русской версии персонаж «Маджафоко» Толстым именуется «Карабасом-Барабасом». В русской сказочной традиции отрицательный персонаж ассоциируется тюркским именем Карабас (что означает Чёрная голова), так же как Тугарин-змей, Кощей-Бессмертный, Соловей-Разбойник и т. д.
  • В 2012 многие СМИ опубликовали сообщение, что в городской суд Таганрога якобы подано заявление о признании сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» экстремистской, поскольку «Буратино являет собой злую и незатейливую пародию на Иисуса Христа». [2] В действительности эта новость была розыгрышем агентства фейк-новостей fognews.ru [3]

Примечания

Ссылки

  • Петровский М. Книги нашего детства — М., 1986

Алексей Толстой создавал героев своей сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» по образу и подобию итальянской истории о деревянном человечке Пиноккио. Впрочем, сюжеты и персонажи получились полностью отличными от прототипов. Почти все главные герои этой детской книги стали нарицательными образами.

  • Главные герои сказки «Буратино»
  • Персонажи «Наруто»: список и характеристики
  • Как зовут всех персонажей из мультфильма «Леди Баг и Супер Кот»?

Вам будет интересно:Как напечатать стихи

Вопрос «помогите найти книгу » — 1 ответ

Действующие лица

В сказке действует около 20 персонажей, положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый из них обладает определенным характером, внешностью и привычками.

Главным является Буратино — деревянная кукла, мальчик, которого папа Карло вырезал из полена. Его прототипом стал итальянский Пиноккио. Примечательно, что с итальянского «burattino» переводится как «кукла». Сам же Карло назвал своего подопечного по имени семейства Буратино, которые жили весело и счастливо.

Буратино глуп и доверчив, ловок и шкодлив, но при этом он отважен и любопытен, любит приключения и готов безвозмездно помогать другим. Не любит учиться и частенько забывает о благих начинаниях. Например, узнав, что Карло продал единственную куртку, чтобы купить его азбуку, он обещает хорошо учиться и купить ему тысячу новых курток. Но уже на следующий день он продает азбуку и покупает билет в театр кукол.

Буратино так полюбился читателям, что стал знаковой фигурой. Он был членом Клуба веселых человечков и ведущим передачи «Выставка Буратино», в его честь назвали лимонад и конфеты.

Положительные персонажи

В «Золотом ключике» их несколько. Все эти герои помогают Буратино в его приключениях, а некоторые (Сверчок, Мальвина) пытаются перевоспитать и сделать из озорника хорошего и послушного мальчика.

К положительным героям относятся:

  1. Папа Карло — «отец» Буратино. Это старый шарманщик, живущий под лестницей, на стене его каморки висит холст с нарисованным очагом. Его инструмент давно сломался, и он перебивается случайными заработками. Однажды его друг, столяр Джузеппе, подарил ему говорящее полено, из которого и был вырезан Буратино. Несмотря на проделки деревянной куклы, Карло всегда прощает его и помогает. В «Приключениях Пиноккио» его зовут Джепетто.
  2. Мальвина — самая красивая кукла в театре Карабаса Барабаса. У нее фарфоровая голова и кудрявые голубые волосы, тело набито ватой. Она умная, добрая, честная и отзывчивая, всегда старается помочь и очень любит порядок. Она сбежала из театра Карабаса и живет в лесу, где о ней заботятся звери, птицы и даже некоторые насекомые. Ее спутником является пудель Артемон, в нее влюблен Пьеро. Прототипом Мальвины стала Фея с голубыми волосами, которая помогала Пиноккио.
  3. Артемон — черный пудель, верный спутник Мальвины. Он ходит на двух лапах, как человек, и щегольски одет, отличается благородным характером и храбростью. В сказке Коллоди собак было две: пудель Медоро, спутник Феи с лазурными волосами, и ищейка Алидоро, которая сперва преследовала Пиноккио, но после стала его другом. Считается, что в Артемоне соединились оба пса.
  4. Пьеро — самая грустная кукла в театре, поэт. Он пишет стихи о Мальвине и тоскует по сбежавшей девушке. Пьеро смел: он читает Карабасу самые гадкие стихи, чтобы разозлить, и вступает в драку. Он также смог сбежать, когда случайно подслушал разговор хозяина и Дуремара, чтобы предупредить Тортиллу.
  5. Говорящий сверчок — старый сверчок, живет у папы Карло. Он советует Буратино хорошо учиться и слушать старших, но тот несогласен, так как хулиганить и играть ему нравится больше. Деревянный мальчик прогоняет сверчка, бросив в него молоток.
  6. Черепаха Тортилла — старая черепаха, которая живет в пруду возле Страны Дураков и почти ничего не помнит из-за возраста. Она отдает Буратино золотой ключик, о котором тоже ничего не помнит.

Все они помогли Буратино и его друзьям во время приключений.

Злодеи и обманщики

В сказке присутствуют и отрицательные герои. Почти все они стараются обмануть Буратино и использовать в своих целях, другие помогают им в этом.

К счастью, плохих героев в повести намного меньше:

  1. Карабас Барабас — владелец театра кукол, из которого сбежала Мальвина, а после Пьеро, доктор кукольных наук. Он высок и стар, носит длинную, до пола, бороду и плетку. Он жесток и жаден, плохо обращается с куклами и даже бьет их. Он знает о том, что где-то за нарисованным очагом спрятана дверь, которую можно открыть золотым ключиком. Этот ключ был у Карабаса, но он уронил его в пруд Тортиллы. Узнав от Буратино, что очаг находится в каморке папы Карло, пытался проникнуть туда, но безуспешно. В конце все его артисты убегают и открывают свой театр «Молния», вход в который открывал ключик. У Коллоди хозяином театра был суровый внешне, но добрый Манджафуоко, который не сыграл особой роли в сказке.
  2. Дуремар — продавец лечебных пиявок, помощник Карабаса, злой и коварный. В конце повести решает устроиться в новый театр «Молния», так как торговля не приносит ему денег.
  3. Лиса Алиса и кот Базилио — два хитрых обманщика. Просят милостыню под видом инвалидов: Алиса ходит на трех лапах, Базилио притворяется слепым. Оба очень любят деньги, ради них готовы на все. Обманывают Буратино, рассказывая о Стране Дураков и Поле Чудес: если на последнем закопать деньги, вырастет дерево, увешанное монетами.

Интересный факт: считается, что вторым прототипом Карабаса стал режиссер Мейерхольд — жестокий, даже деспотичный руководитель, требовавший от актеров послушности марионетки. Многие уходили из его театра, не выдержав нагрузок и атмосферы.

Второстепенные, но не менее важные

Помимо главных героев, в книге присутствуют и второстепенные. Они важны для отдельных сцен и развития сюжета.

В «Приключениях Буратино» упоминаются следующие герои:

  1. Джузеппе — друг папы Карло, старый столяр и пьяница по прозвищу «Сизый нос». Однажды в его руки попало говорящее полено. Джузеппе решил сделать из него ножку для стола, но полено начало пищать, и столяр решил подарить его пришедшему в гости Карло, чтобы тот сделал себе марионетку и мог выступать. Но деревяшка и тут показала характер: ударила Карло по голове, из-за чего друзья поссорились и даже подрались, но быстро помирились.
  2. Арлекин — один из кукол-артистов в театре Карабаса. Является партнером Пьеро по сцене, в которой должен колотить поэта.
  3. Крыса Шушера — старая голодная крыса, живущая в каморке папы Карло. Когда Карло уводят полицейские, Буратино остается один. Он дергает крысу за хвост, из-за чего та злится и утаскивает мальчишку под пол. Вернувшийся Карло успевает спасти его.
  4. Лесные звери — доктор Сова, знахарь Богомол и фельдшерица Жаба, петух, на котором сбежал Буратино, и другие.

Также в сказке упоминаются полицейские и сыщики, куклы театра Карабаса, хозяин харчевни «Три пескаря», где остановились Буратино, кот Базилио и лиса Алиса по дороге к Полю Чудес, мальчик, который купил у Буратино азбуку, простые жители и ученики.

Характеристика Буратино

Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать. Такой беззаботный по части высоких материй, но полный здравого смысла и неутомимо деятельный, побеждающий своих врагов при помощи остроумия, смелости и присутствия духа, он запоминается читателям как преданный друг и сердечный, добрый малый.

В Буратино – черты многих любимых героев А. Толстого, склонных скорее к действию, чем к размышлению, и здесь, в сфере действия, обретающих и воплощающих себя. В Буратино есть нечто от удачливости Алексашки Меншикова, боевой напористости Гусева, озорства Никиты. В известном смысле “Золотой ключик” – ключ к этим толстовским образам, открывающий их фольклорную основу, связь с не мудрствующим лукаво и неустанно активным героем сказочной традиции. Задорно торчащий нос Буратино (у Коллоди никак не связанный с характером Пиноккио) у Толстого стал обозначать как раз героя, не вешающего носа.

Буратино бесконечно обаятелен даже в своих грехах “малого чина”: и в своём любопытстве (в духе русского фразеологизма “совать нос не в своё дело”), и в своей наивности (проткнув носом холст, не догадывается, что за дверца там виднеется, то есть “не видит дальше собственного носа”), и в нарушающей благопристойность естественности своего поведения. Любопытство, простодушие, естественность… Писатель доверил Буратино выражение не только своих самых заветных убеждений, но и самых симпатичных человеческих качеств, если только позволено говорить о человеческих качествах деревянной куклы. Буратино ближе к русскому Петрушке, чем к итальянскому Пиноккио – и характером, и даже элементами сюжета (например, один из непременных атрибутов действа с Петрушкой – его встреча с представителями власти, городовым или дворником).

Отличительной чертой характера Буратино является грубость, граничащая с хамством. Такие его выражения, как “Пьеро, катись к озеру. “, “Вот дура девчонка. “, “А кобель небось гоняет за птицами. “, “Я здесь хозяин, убирайся отсюда. “, а также самохарактеристики типа “Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал” формируют образ эдакого хамоватого, но в общем-то безобидного “братишки”. Хотя, конечно, то, что он “. схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку”, свидетельствует далеко не в пользу его “безобидности”, и здесь он, конечно, проговорился. А насколько соответствует действительности такая черта в его характере, как бескорыстие, которую он с удовольствием подчеркивает?

Определенную ясность в этот вопрос вносят обстоятельства, связанные с золотым ключиком. Тортила сообщает, что “его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман” и что этот человек “много рассказывал про этот ключик, но я все забыла”. Итак, золотой ключик был потерян Карабасом, и он “много рассказывал” об этом. Скрыть содержание этого рассказа выгодно лишь одному персонажу – Буратино, поскольку он завладел ключиком и ведет себя как законный его хозяин. Причем, несмотря на “бескорыстие” героя, право пользования этим волшебным ключиком фактически им узурпировано: ведь он подчинил себе театр, который стал работать по его собственному сценарию.

И это обстоятельство подчеркивается внешне неприметной, но весьма характерной деталью: создатель Буратино – папа Карло, который по всем признакам и добрее, и грамотнее его и который ради светлого будущего Буратино не задумываясь расстался со своим единственным сокровищем – курткой, получил в этом театре весьма незавидную роль уличного шарманщика. То есть человек, доброта и заслуги которого действительно не вызывают никакого сомнения (достаточно вспомнить, что в самый решающий момент именно его вмешательство спасло Буратино и компанию), ничего из этого не приобрел – разве что починил свою сломанную шарманку и получил почетное право играть на ней, но уже не как свободный шарманщик, которым он был до этого, а в рамках сценария, созданного Буратино.

В самом ли деле Тортила все забыла или Буратино приписал ей в своем рассказе забывчивость – не существенно: в любом случае ему было выгодно опустить историю золотого ключика. То есть история, которую фактически нам рассказывает Буратино, это вовсе не история золотого ключика. Он – лишь повод для самовосхваления, для искаженной трактовки собственной биографии. Буратино прямо и признается в конце “сказки”, что собирается поставить спектакль о себе, играть себя и “прославиться на весь свет”.

Буратино иронизирует и подшучивает. Например, рассказывая о Мальвине, он только передразнивает ее педантизм и “девчоночью” пугливость. Однако, несмотря на такое неожиданно джентльменское отношение к кукле с характерным для представительниц древнейшей профессии именем, ее истинное лицо и образ жизни все же просматриваются даже из такого не совсем правдивого рассказа.

Итак, что нам стало известно о главном герое “сказки”? Простодушная и доверчивая, но в то же время грубая и хвастливая деревянная кукла рассказывает нам о том, как она пошла учиться, да не выучилась; получив деньги, связалась с мошенниками, подверглась нападению разбойников; была наказана Мальвиной, но сбежала из чулана в Страну Дураков; там получила золотой ключик, который до этого потерял Карабас Барабас; во время боя просидела на дереве, приписав впоследствии себе чужие заслуги; своих друзей спасла случайно – хотела прыгнуть в пруд “под защиту тетки Тортилы”, но ее ветром отшвырнуло в тележку губернатора Лиса, и противники просто испугались от неожиданности; когда оказалась в безвыходном положении, появился Карло, всех и спасший; незаслуженно завладев чужим ключиком, эта кукла сделала себя начальником над всеми и навязала свой лживый сценарий.

Налицо два сюжета и два уровня восприятия содержания: история, рассказанная самим Буратино в том виде, как он нам ее подает (назовем это ложным сюжетом), и та же история в значительно отличающемся ракурсе – это то, как мы начинаем понимать ее на основании выявленных психологических характеристик Буратино-рассказчика (назовем это истинным сюжетом). Иными словами, на одной всем известной фабуле автор создал два независимых сюжета с противоположным этическим содержанием. Это характерный признак мениппеи, которую создают для того, чтобы сатира на конкретных лиц и на конкретные исторические обстоятельства проявлялась неявно.

Но даже второй (истинный) сюжет еще не содержит сатиры, поскольку в нем все еще фигурируют вымышленные персонажи. В произведениях такого типа сатира содержится в третьем сюжете, в котором основные персонажи обретают черты конкретных лиц. Авторы мениппей достаточно насыщают текст признаками, по которым их современники могут узнать объекты сатиры, и “Золотой ключик” не является исключением.

Насмешливо-издевательское отношение Буратино к Пьеро и его стихам отчетливо прослеживается в ложном сюжете “Золотого ключика”. И с учетом того, что повествование ведется не от лица Толстого, следует признать: высмеивает Блока деревянная кукла, а не сам автор. Отсюда делаем вывод о негативном отношении Толстого к самому факту такого высмеивания, которое по сути своей часть художественного замысла писателя, избравшего объектом сатиры лицо, показанное в образе Буратино.

Да, А.Н. Толстой был великим мистификатором. Откуда могут взяться в 1936 году дети, “знавшие итальянского родича. Буратино”, если в период “борьбы со сказкой” сказки изымались из библиотек, дореволюционные издания “Пиноккио” были малочисленными и при Советской власти не переиздавались, “Пиноккио” А.Н. Толстого 1924 года до СССР не дошел, “потерялся”. Фактически, читатели узнали о существовании “Пиноккио” как раз из предисловия к “Золотому ключику”, благодаря ему была указана книга, по которой можно выделить “отклонения от оригинала” и на этом основании дать этическую оценку места действия (Страна Дураков) и главного персонажа (бездушная кукла).

История создания и отличия от оригинала

Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого является литературной обработкой итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Последняя была опубликована в 1881 году. В России книга издавалась в нескольких вариантах и с разными переводами. В 1923 Алексей Толстой, находясь в эмиграции, редактировал перевод Нины Петровской — этот вариант вышел на следующий год в издательстве «Накануне» в Берлине.

В 1933 Толстой договорился с «Детгизом» о переделке перевода, весной 1935, после инфаркта миокарда, он вернулся к нему. Уже в августе работа была сдана. Она печаталась в газете «Пионерская правда» с 7 ноября 1935 по 18 января 1936, а вскоре вышла отдельной книгой. До 1986 «Золотой ключик» в СССР выдержал более 180 изданий (более 14,5 млн экземпляров) и был переведен на 47 языков. В 1936 Толстой написал одноименную пьесу для театра, а через 3 года — сценарий для фильма.

Первоначально Толстой хотел просто перевести сказку, но увлекся и решил изменить ее. В итоге оба произведения довольно сильно отличаются друг от друга:

  1. У Толстого появились Золотой ключик и холст с нарисованным костром.
  2. Буратино почти не меняется и остается деревянной куклой, но становится менее эгоистичным и начинает больше ценить дружбу. Пиноккио сперва превращается в осла, после — в настоящего добродетельного мальчика. При этом изначально Буратино более добр, чем Пиноккио.
  3. У Буратино длинный нос с самого «рождения», папа Карло не смог укоротить его. У Пиноккио нос вырастал, если тот лгал.
  4. У Толстого все куклы — живые, у Коллоди подчеркивается, что куклы — просто марионетки.
  5. Действующими лицами являются герои комедии дель арте — Бураттино, Пьеро и Арлекин, также присутствуют Лиса Алиса и губернатор Лис. У Коллоди из героев комедии только Арлекин и Пульчинелла, а также Лис мужского пола.
  6. Сюжет «Золотого ключика» занимает всего 6 дней, «Приключений Пиноккио» — 2 года и 8 месяцев.

В целом «Буратино» получился более добрым и детским, в нем больше приключений, тогда как в оригинале больше морализаторства и сцен жестокости (например, убийство дрозда). После выхода книги единственным минусом критики назвали именно расхождение сюжета.

Сказка «Золотой ключик» полюбилась читателям всех возрастов сразу после выхода в свет. Несмотря на то, что сюжет Толстой позаимствовал у итальянца Коллоди, автор полностью изменил его, создав уникальное произведение. Сказка получила продолжение у других авторов, была экранизирована в виде мультфильма и фильма и поставлена на сцене.

Экранизации

Главной воплотительницей экранного образа лисы Алисы стала актриса Елена Санаева. Часто задействованная в ролях второго плана, артистка снискала всесоюзную славу благодаря этому персонажу, участвуя в съемках фильма 1975 года.


Елена Санаева в роли лисы Алисы

Она выступила в дуэте с супругом Роланом Быковым. Актеры и роли в киноленте были распределены на удивление точно, поэтому образы закрепились за исполнителями, став их визитными карточками.

Съемки тяжело давались актрисе из-за сотрудничества с мужем-педантом. Он критиковал ее исполнение, публично принижая талант Санаевой. В то же время зрители видели на экране неповторимую парочку, чей танец покорил миллионную аудиторию.

Публика разобрала фильм на цитаты и полюбила саундтреки картины. Своего рода шедевром можно назвать песню кота и лисы «Какое небо голубое». Она подчеркивала комичность образов и отсутствие склонности персонажей к серьезному криминалу, которому благоволил сказочник Коллоди в литературном первоисточнике.

Мальвина

Мальвина — красивая, умная, воспитанная девочка с голубыми волосами. Она убежала от жестокого Карабаса Барабаса вместе с пуделем Артемоном и стала жить в домике на лесной полянке.

Мальвина — добрая девочка. Когда она увидела Буратино, висящего вниз головой на дереве, то попросила Артемона его снять с дерева. Артемон позвал 400 муравьёв. Они перегрызли верёвку, на которой висел деревянный человечек. Добрая Мальвина позвала к Буратино лесных врачей и уговорила принять касторку, которой они посоветовали лечить Буратино. Утром Буратино проснулся здоровый и весёлый.

Строгая Мальвина стала воспитывать Буратино, так как он плохо вёл себя за завтраком. Мальвина — умная девочка. Она хотела научить Буратино арифметике и правильному письму. Мальвина очень расстроилась, что шалун Буратино сунул нос в чернильницу, и в наказание велела Артемону отвести Буратино в чулан.

Буратино ночью убежал из чулана. Узнав об этом, Мальвина заплакала. Она жалела Буратино, думая, что его утащили крысы.

Когда Артемон дрался с полицейскими псами, а Буратино бегал вокруг сосны от Карабаса Барабаса, Мальвина сидела с Пьеро в камышах и очень боялась. Но всё же Мальвина была смелая. Когда друзья оказались уже почти пойманными Карабасом Барабасом, Буратино решил, что если погибать — так весело. Он велел Пьеро дразнить Карабаса гадкими стишками, а Мальвине велел хохотать во всю глотку. Девочка вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для Карабаса.

Артемон

Артемон — благородный пудель. Он заботился о Мальвине. Когда она жила в домике на лесной поляне, Артемон приносил ей булки. Артемон очень аккуратен. Он каждое утро стрижёт заднюю половину туловища, расчёсывает на передней половине туловища кудрявую шерсть, а кисточку на конце хвоста перевязывает чёрным бантом. На лапе он носит серебряные часы. Артемон — храбрый защитник Мальвины. Он бесстрашно защищает девочку и её друзей от двух полицейских собак, которых на них натравил Карабас Барабас, и побеждает их.

Дуремар

Дуремар — глупый и трусливый продавец лечебных пиявок. Это длинный человек с маленьким сморщенным лицом, одетый в старое зелёное пальто.

Дуремар ловил пиявок таким способом: нанимал за деньги бедняка, чтобы он заходил в пруд и стоял там. Когда бедняк выходил на берег, Дуремар собирал с него пиявок в банку и снова посылал его в пруд.

Черепаха Тортила возмутилась, что Дуремар мутит воду в пруду, и спросила, когда это безобразие кончится. Дуремар ответил, что до тех пор, пока не выловит всех пиявок. Тогда Тортила пообещала отдать ему волшебный ключик, который лежит на дне, если он оставит пруд в покое. Но глупый и жадный Дуремар не захотел променять пиявок, которых он мог продать, на ключик.

Дуремар рассказал об этом Карабасу Барабасу. Тот вместе с Дуремаром помчался к пруду, чтобы попросить у Тортилы золотой ключик. Но перед этим Карабасу пришлось нанять полицейских собак, чтобы они догнали Пьеро, подслушавшего разговор Карабаса и Дуремара.

Когда была битва полицейских собак с пуделем Артемоном, а Буратино бегал от Карабаса Барабаса вокруг сосны, трусливый Дуремар сидел за кустом. После того, как Артемон и Буратино ушли, Дуремар отодрал с большими трудностями от сосны приклеившуюся к ней бороду Карабаса Барабаса.

Цитаты

В уста лисы Алисы Алексей Толстой не вложил поучительных реплик, но ее фразы часто используются как расхожие выражения.

Лиса называет деревянного мальчика

«Богатенький, умненький Буратино»

Преувеличивая достоинства героя и втираясь в доверие. Сарказм, заложенный в этих словах, актуален при описании недалеких людей, готовых пожертвовать бюджетом ради заведомо гиблого мероприятия. Хитрая Алиса, деля деньги, уверяет кота:

«Ну, четыре на пять не делится? Не делится! Вот я себе эту не делящуюся половину и возьму. Я ж всегда рада услужить другу…»

Конечно, не в ее интересах доверять финансы глупому компаньону. Тем более, когда можно владеть ими безраздельно.

Папа Карло

Папа Карло — старый шарманщик, который из полена сделал деревянного человечка Буратино. Буратино стал для него сынком. Добрый папа Карло заботился о нём. Он даже продал свою куртку, чтобы купить для Буратино азбуку. Папа Карло спас своего сынка и его друзей от злого Карабаса Барабаса.

Когда Буратино с друзьями решили поставить весёлую комедию о своих приключениях в новом кукольном театре, папа Карло сказал, что будет играть для публики на шарманке. Он собирался править лошадью, если театр будет разъезжать по городам Италии.

Папа Карло заботился о том, чтобы маленькие актёры учились, и они решили учиться утром, а вечером играть в новом театре.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Характеристика главных героев «Золотого ключика» (Буратино и других персонажей) помогает раскрыть основной смысл этой повести-сказки. Произведение А. Н. Толстого учит читателя быть смелым и находчивым, ценить любовь и дружбу. Сюжет про Буратино перекликается с известной сказкой «Приключения Пиноккио», где главным героем также был мальчик, сделанный из дерева.

Сюжет произведения кратко

Сказка начинается с того, как папа Карло в убогой каморке смастерил из полена деревянного мальчика и назвал его Буратино. Дальше события развиваются так:

Персонажи буратино

  1. Необычный герой с длинным носом отличается непоседливостью с первых минут. Буратино никого не слушается, постоянно балуется. Отец решил, что мальчик должен быть при деле, и отправил его в школу.
  2. Вместо этого Буратино идет на представление в кукольный театр и становится причиной переполоха. Увидев деревянного мальчика, куклы не смогли доиграть представление.
  3. Руководитель труппы, злой Карабас-Барабас, решил наказать Буратино, но затем передумал и дал тому 5 золотых монет.
  4. Отправившись домой, деревянный герой встречает лису Алису и кота Базилио, решивших завладеть его деньгами.
  5. Криминальная парочка заманила Буратино в Страну Дураков, где якобы можно было закопать золотые монеты, из которых в дальнейшем вырастут деревья, усыпанные золотом.
  6. Под покровом ночи Алиса и Базилио нападают на Буратино, но ему удается бежать.
  7. Утром деревянный мальчик случайно встречается с Артемоном, который отводит его к Мальвине. Куклы устраивают побег из театра.
  8. Мальвина решает обучить Буратино хорошим манерам, но он и тут спорит и не слушается. В результате его заперли в темном чулане, откуда персонаж сбегает.
  9. Буратино вновь встречает Базилио и Алису. Спастись бегством на этот раз ему не удалось. Злодеи бросают деревянного мальчишку в пруд, так он попадает в гости к Тортиле.
  10. Мудрая черепаха объясняет Буратино, кто ему друг, а кто враг, и дает золотой ключик. По дороге герой вновь встречает знакомых кукол.
  11. Карабас-Барабас гонится за беглецами. Прибежав с друзьями в каморку папы Карло, Буратино открывает дверь, спрятанную за картинкой на стене.

За дверью герои попадают в большой театр, где и начинают работать. В новой счастливой жизни нашлась роль и для папы Карло. Он продает зрителям билеты на представления и завлекает народ, играя на шарманке у входа в театр.

Главные герои сказки

Именно образы главных героев делают интересным сюжет сказки. В каждом из основных персонажей заметны свои особенности и яркие черты.

Буратино и папа Карло

Не зря автор решил сделать главным героем сказки персонажа, вырезанного из дерева. Твердый материал помогает Буратино стать «крепким орешком», которому все нипочем. Длинный нос персонажа также отнюдь не случаен.

Артемон из буратино

Герой любопытен и вникает даже в те дела, которые его не касаются.

По натуре Буратино — простоватый и доверчивый дурачок. Он носит на голове длинный колпак, неразрывно связан с этим образом и золотой ключик. По сюжету сказки деревянный мальчуган сдружился с куклой Мальвиной и грустным Пьеро. Есть у главного персонажа и свои враги. Это:

  • Карабас-Барабас,
  • лиса Алиса;
  • кот Базилио.

В финале сказки оказывается, что именно Буратино спасает всех кукол и дарит им независимость от Карабаса-Барабаса. Конечно, роль персонажа в победе над злом велика, но без помощи друзей финал истории мог быть совсем иным.

Папа Карло — старый шарманщик, смастеривший деревянного мальчика из полена, подаренного приятелем Джузеппе. Отец Буратино проявлял о сыне невероятную заботу, сносил все его капризы и даже продал последнюю куртку, чтобы купить красивый букварь. Вместо радости деревянный мальчик приносит шарманщику одни неприятности.

Сначала Карло попадает в тюрьму, а затем оказывается в нищенском положении. Но даже в этой ситуации он готов отдать своему сыну последнюю луковицу. Терпение, доброта и неунывающий нрав этого героя в конце концов делают из него счастливого человека.

В финале сказочной истории папа Карло получает возможность вместе с сыном управлять театром. У них начинается безбедная, творческая и веселая жизнь.

Мальвина и Артемон

У Мальвины красивое лицо и необычные голубые волосы. Девочка пользуется косметикой, чтобы выглядеть еще привлекательнее. Несмотря на милый вид, кукла обладает стойким характером и решимостью. Она смело сбегает из рук Карабаса с преданным другом Артемоном. У Мальвины безупречные манеры, она хочет видеть всех вокруг столь же воспитанными и пытается перевоспитать Буратино, но ей это не удается.

 герои сказки буратино

Девочка может быть строгой, но тут же смягчается, если с ней соглашаются. Мальвина ранима и не может выносить грубого обращения, именно поэтому она устраивает побег от своего кукловода. Помогает ей в этом Артемон. Голубоволосую красотку любят даже птицы и звери, а она обо всех заботится и стремится сделать этот мир лучше.

Артемон из «Буратино» — бесстрашный и преданный пес. Он обожает Мальвину, поэтому беспрекословно слушает ее и защищает в угрожающих ситуациях. Дружит пудель и с остальными куклами. Описание героя сказки говорит, что он очень следит за собой в соответствии с требованиями Мальвины:

  • Артемон каждый день делает себе стрижку;
  • его хвост украшает черный бант;
  • на передней лапе пудель носит серебряные часы.

Пес во всем помогает Мальвине, например, снимает Буратино с дерева, куда мальчишку подвесили Базилио и Алиса. Артемон рад выполнять любые поручения хозяйки. Впрочем, в свободные минуты он не прочь развлечься игрой с птицами на лужайке и прыжками на зеленой траве.

Особенную доблесть персонаж проявил в схватке с Карабасом-Барабасом. Именно благодаря Артемону куклы смогли уйти от погони.

Пьеро и Арлекин

Пьеро — самый грустный персонаж известной сказки. Он выступал на сцене вместе с куклами. На представление Пьеро выходил без маски, его лицо было покрыто толстым слоем белого грима. На нем всегда была длинная рубашка с висячими рукавами.

 пьеро из буратино

По сюжету персонаж безответно влюблен в Мальвину, Он всюду ходил за ней, посвящал красивой кукле стихи. На сцене роль Пьеро заключалась в том, чтобы выражать эмоции с помощью мимики, это ему хорошо удавалось.

Арлекин является противоположностью Пьеро. Кукла отличается безудержным весельем, создает много шума, прыгает по сцене. В начале сказки Арлекин сильно рассмешил Буратино, побив на представлении Пьеро.

Персонаж олицетворяет собой людей, которые способны создать много шума из ничего, но при этом никому не приносят пользы.

Кот Базилио и лиса Алиса

Обоих героев объединяет стремление к наживе, лживость, желание перехитрить других.

 буратино герои

Кот Базилио притворяется слепым и на пару с Алисой собирает милостыню, обманом вызывая к себе сострадание. Заприметив длинноносого деревянного мальчика с золотыми монетами в руке, криминальный дуэт решает его одурачить, чтобы отнять деньги.

Буратино не раз сталкивается с этими героями, и всегда история повторяется — его обманывают и обирают.

Карабас-Барабас

Этот персонаж предстает в роли злобного и коварного директора театральной труппы. Куклы находятся у Карабаса в рабстве. Хозяин постоянно обижает и избивает их. Это приводит к бунту. Униженные и оскорбленные куклы решают сбежать. Образ Карабаса-Барабаса показывает, каким неприятным может стать человек, получивший в свои руки власть и деньги. Узнав тайну золотого ключика, злодей хочет всех обмануть и опять получить собственную выгоду, но у него ничего не выходит.

Черепаха Тортила

Старая черепаха Тортила жила в глубоком пруду. Познакомившись с Буратино, она очень жалеет мальчика, пережившего столько злоключений.

Буратино персонажи

Тортила решает исправить ситуацию, подарив мальчугану золотой ключик. Мудрая черепаха знала, что этот подарок может приоткрыть для Буратино дверь в счастливую жизнь.

Тортила была проницательна, ведь в результате все именно так и произошло. Этот персонаж вызывает у читателя только положительные эмоции. Образ старой Тортилы невольно вызывает ассоциации с доброй и заботливой бабушкой, готовой всегда прийти на помощь слабому.

Второстепенные персонажи

У второстепенных героев сказки связующая роль в произведении. В этот список входят:

 какой герой сказки буратино торговал пиявками

  1. Крыса Шушера появляется в начале и в конце сказки. Злобное существо обитало в каморке папы Карло и пыталось съесть Буратино, но отец спас свое творение. В финале Шушеру задавил пудель Артамон, избавив своих друзей от противного животного.
  2. Джузеппе — друг Карло, дебошир и пьяница по прозвищу «Сизый нос». Именно он где-то раздобыл полено, из которого затем был выструган Буратино.
  3. Задавшись вопросом о том, какой герой сказки «Буратино» торговал пиявками, читатель вспомнит про Дуремара. Персонаж имеет явно отрицательную характеристику. Долговязый Дуремар днями напролет ловит пиявок в пруду на продажу, при этом не забывая прислуживать Карабасу-Барабасу. Когда кукловод оказывается побежденным, ловец пиявок тут же переметнулся на противоположную сторону.
  4. В каморке вместе с папой Карло и его сыном жил говорящий сверчок. Этот персонаж играл роль советчика, пытался научить Буратино хорошим манерам и послушанию. Шаловливый мальчишка не слушал сверчка.

Многие герои этой сказки впоследствии стали нарицательными образами. Произведение было экранизировано, вышедший в двух сериях музыкальный фильм имел большой успех.

  • Персонажи из сказок из фетра
  • Персонажи из сказки царь салтан
  • Персонаж сказки чуковского 7 букв сканворд
  • Персонаж сказки на букву т
  • Персонаж сказки о золотом петушке 5 букв