Персонажи из сказки аленький цветочек срисовать

Тема урока: герои сказки с.т. аксакова аленький цветочекметапредметные: создать условия для формирования ууд.воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и

Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»

Метапредметные: создать условия для формирования УУД.

Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.

Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

— Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.

— Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.

— Вспомним правила посадки за столом.

1. Сидим ровно.

2. Ноги стоят ровно.

3. Спинка прижата к стулу.

4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.

— На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

— Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)

— Молодцы!

Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения. 

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Предметные: 

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте. 

Целеполагание

— Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

— Кто автор этого произведения?

— А к какому жанру относится это произведение? 

— Вспомните, что такое сказка?

— Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.

— Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.

— Попробуем сформулировать тему и цель урока.

— Аленький цветочек.

— Сергей Тимофеевич Аксаков.

— К сказке.

Ответы учащихся.

— Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Открытие нового знания, актуализация знаний.

— Откройте свои тетради, запишите число.

— Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.

Персонажи из сказки аленький цветочек срисовать

— Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?

— Перечислите их в ваших

тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).

Физминутка «Цветок»

Спал цветок…

И вдруг проснулся. (Дети встают)

Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)

Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)

Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)

Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)

Открывают тетради, записывают число.

Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.

Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

Личностные:

  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • стремиться к приобретению и углублению знаний;
  • управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.

— Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде. 

— Перечертите таблицу к себе в тетрадь.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Старшая дочь

Средняя дочь

Младшая дочь

Чудище

Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.

— Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.

— Следующий герой старшая дочь.

— Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.

— Следующий герой средняя дочь.

— Какая она? Подтвердите примерами из текста.

— Следующий герой младшая дочь?

— Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.

— И последний наш герой чудище?

— Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.

— На какие две группы можно разделить героев?

— Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?

— Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.

Перечерчивают таблицу.

Герой сказки

Характеристика героя

Купец

Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову.

Старшая дочь

Злая, завистливая, коварная.

Средняя дочь

Жестокая, жадная, корыстная.

Младшая дочь

Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову.

Чудище

Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем.

— На положительные и отрицательные.

— К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Познавательные: 

  • анализировать литературный текст;
  • осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

Рефлексия

— Наш урок подошел к концу.

— Какова же была главная цель нашего урока?

— Достигли ли мы её?

— Чему нас учат герои сказки?

— Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?

— Оцените свою работу на уроке.

Цветовой сигнал

Зеленый – мне было легко работать.

Желтый – испытывал затруднения.

Красный – мне было сложно работать.

Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

— Да.

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».

Регулятивные: 

  • формулировать учебную задачу урока;
  • читать в соответствии с целью чтения;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные: 

  • понимать цель своего высказывания;
  • участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.

На чтение 8 мин Просмотров 75
Обновлено

Самым юным гостям сайта советуем читать краткое содержание сказки «Аленький цветочек» – популярного произведения С. Т. Аксакова. Схожий сюжет встречается в фольклоре многих западноевропейских народов. В Европе эта волшебная история известна под названием «Красавица и чудовище».

Главные герои

Лесное чудовище – заколдованный ведьмой прекрасный царевич.

Купеческая дочь – очень красивая добрая девушка, полюбившая чудище и снявшая с него заклятие.

Краткое содержание

Давным-давно в некотором царстве жил очень богатый купец. Он был вдов. От умершей жены у купца осталось три прекрасных дочери, среди которых он больше всего любил младшую.

Однажды купец собрался по торговым делам в долгую поездку «за тридевять земель». Он позвал к себе дочерей и попросил пригожих девушек сказать, какие им привезти подарки, дав на размышление три дня.

В назначенный срок дочери пришли к отцу и изложили свои просьбы. Старшая попросила купца привезти ей из дальних краев золотой венец. Купец задумался, а потом сказал, что знает, где можно раздобыть такой гостинец. Он хранится у одной заморской королевны в глубокой кладовой за крепкими запорами. Завладеть венцом будет нелегко, но купец надеялся, что богатство ему поможет сделать это.

Средняя дочь сказала, что хочет получить в подарок хрустальный туалетный столик. Купец задумался покрепче, а потом ответил, что таким столиком владеет персидская принцесса. Она хранит его на высокой горе в каменной башне, которую охраняет множество воинов. Добыть столик будет сложно, но купец знал человека, который за большие деньги выполнит эту работу.

Младшая дочь попросила отца привезти ей самый прекрасный на свете аленький цветочек. Купец долго думал, а потом сказал, что эта задача гораздо сложнее предыдущих, но он постарается ее выполнить.

Наконец, купец отправился в путешествие. Он побывал во многих странах, выгодно занимаясь торговлей и отправляя домой груженые золотом корабли. Купцу удалось добыть драгоценный венец и хрустальный столик для старших дочерей, но выполнить просьбу младшей он до сих пор не мог. В садах разных заморских повелителей купец часто видел очень красивые аленькие цветочки, но не был уверен, что какой-то из них самый прекрасный на свете.

Однажды в дороге на купеческий богатый караван напали разбойники. Купец, бросив все имущество, скрылся в глухом лесу и решил идти, куда глаза глядят.

Купец с удивлением заметил, что непролазные кусты и деревья словно расступаются перед ним, указывая дорогу. По этому пути он шел весь день. В полночь купец увидел впереди яркий свет и сперва подумал, что это пожар. Остановившись в нерешительности и подумав, он все же решил идти дальше.

Купец вышел на огромную поляну, посреди которой стоял чудесный дворец, полностью покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями. От него и исходило яркое сияние. Где-то в глубине дворца раздавалась прекрасная музыка.

Купец зашел во дворец и стал ходить по роскошным покоям в поисках хозяина, но внутри никого не было. Он долго любовался на богатое убранство дворца, а потом подумал, что было бы неплохо перекусить. Перед купцом тут же возник стол, уставленный разными яствами. Удивившись новому чуду, он уселся и хорошо подкрепился.

Наевшись, купец вновь стал осматривать дворец, почувствовал усталость и захотел поспать. При мысли о сне перед ним появилась пышная кровать. Купец улегся и тотчас же заснул, пожелав увидеть во сне любимых дочерей.

Купцу действительно приснились дочери. Старшие были счастливы и собирались выйти замуж, не дожидаясь возвращения отца. Младшая же тосковала по батюшке и думала только о нем.

Купец поднялся с кровати и оделся. Его уже не удивил приготовленный кем-то завтрак. Поев, купец решил осмотреть окружавшие дворец сады. Он долго любовался на увешанные сочными плодами деревья, многочисленные фонтаны, диковинных птиц. Блуждая в восхищении по садам, купец увидел прекрасный аленький цветочек и сразу же понял, что наконец-то нашел то, о чем просила младшая дочь.

Купец, не раздумывая, сорвал цветочек. Внезапно в саду потемнело, блеснула молния и ударил гром. Перед перепуганным купцом появилось какое-то мохнатое чудовище. Оно громким голосом обвинило купца в черной неблагодарности. Чудище заявило, что является хозяином чудесного дворца. Оставаясь невидимым, оно позаботилось о госте, а он в ответ решил похитить аленький цветочек – главное украшение сада. Чудовище велело купцу готовиться к смерти.

Купец встал на колени и рассказал о своей поездке и просьбах дочерей. Он признался, что сорвал цветочек, выполняя пожелание своей младшей дочки. Купец умолял отпустить его и позволить взять подарок с собой, обещая щедро вознаградить хозяина.

Чудовище ответило, что не нуждается в золоте. Оно согласилось отпустить купца вместе с цветочком, если взамен себя он пришлет одну из своих дочерей. Попасть во дворец можно с помощью волшебного перстня. Если ни одна из девушек не согласится добровольно отправиться к чудищу, купец должен через три дня вернуться сам и принять лютую смерть.

Подумав, купец принял условия чудища. Взяв перстень и надев его на правый мизинец, он тотчас же очутился у ворот своего дома. В это же время прибыли его богатые караваны.

Купец встретился с дочками и роздал им гостинцы. Старшая и средняя дочери, получив венец и хрустальный столик, обрадовались и убежали любоваться подарками. Младшая же, только увидев аленький цветочек, горько заплакала.

Купец созвал множество гостей и пышно отпраздновал свое возвращение. На следующий день он стал поочередно вызвать к себе дочек и рассказывать им о своей беде. Старшая и средняя наотрез отказались отправляться к чудищу, заявив, что цветочек просила их сестра.

Младшая дочь, выслушав отца, сразу же согласилась избавить его от лютой смерти. На третий день она простилась с отцом и сестрами, взяла в кувшине цветочек и надела на правый мизинец перстень.

Девушка моментально очутилась в чудесном дворце, где уже было все приготовлено к ее прибытию. Отдохнув на пуховой кровати, она пошла осматривать дворец и сады. Вскоре купеческая дочка нашла место, где отец сорвал для нее гостинец. Цветочек сам вылетел из кувшина и вернулся в землю.

Вернувшись во дворец, девушка увидела на стене огненную надпись – послание от чудища. Оно сообщало, что считает себя преданным рабом гостьи и будет исполнять все ее пожелания.

Чтобы девушка не скучала, чудище доставило во дворец ее верную служанку. Жизнь купеческой дочери была обставлена со всеми удобствами. В ее распоряжении были самые лучшие наряды и украшения. Невидимый хозяин по-прежнему общался с ней с помощью надписей на стене.

Со временем девушка пожелала поближе познакомиться с хозяином дворца. Уступая просьбе, чудище велело ей прийти в сад. Сев на скамейку, купеческая дочь услышала «дикий и зычный» голос, напоминающий звериный рев. Скрывая страх, она заговорила с незримым чудищем. С тех пор девушка каждый день подолгу беседовала с ним, привыкнув мало-помалу к страшному голосу.

В конце концов девушке захотелось увидеть своего невидимого друга. Чудище долго не соглашалось уступить ее просьбам. Страшилище опасалось, что купеческая дочь возненавидит его за безобразный вид. Девушка уверяла, что ничто не повлияет на ее дружеские чувства к хозяину дворца.

Наконец, чудище велело девушке выйти в сад и в сумерках прошло перед нею. Купеческая дочь потеряла от страха сознание, увидев ужасное мохнатое существо с «ногами лошадиными», «горбами верблюжьими» и «глазами совиными».

Очнувшись, девушка услышала горький плач чудища. Она стала уверять его, что сможет побороть свой страх, и просила вновь показаться. Мохнатый зверь опять предстал перед купеческой дочкой. Постепенно девушка привыкла к его ужасному виду. С этого времени страшилище уже не скрывалось от своей гостьи.

Однажды девушка увидела во сне смертельно больного отца и захотела повидаться с ним. Она рассказала об этом чудищу. Хозяин дворца разрешил ей воспользоваться волшебным перстнем и побывать дома. Он лишь просил купеческую дочь вернуться назад по истечении трех дней. Чудище сказало, что если девушка не воротится в назначенный срок, оно умрет от тоски.

Девушка надела перстень и тотчас же оказалось в родном доме. Отец действительно тяжело болел, переживая за судьбу любимой дочери. Он очень обрадовался ее неожиданному появлению. Девушка рассказала о своей привольной жизни во дворце, вызвав жгучую зависть сестер.

Старшая и средняя дочери купца стали уговаривать сестру остаться дома. Девушка решительно отклонила их настойчивые просьбы, заявив, что вернется к чудищу ровно за час до истечения срока. Коварные сестры перевели все часы в доме на час назад.

Дождавшись нужного часа, девушка простилась со всеми и надела перстень. Очутившись во дворце, она стала звать своего друга, но ей никто не откликался. Почувствовав беду, девушка бросилась на поиски и нашла чудище мертвым. Оно лежало в саду, обнимая аленький цветочек.

Девушка бросилась к страшилищу, назвала его своих женихом и умоляла пробудиться от смертельного сна. В этот момент ударила молния, и купеческая дочь лишилась чувств.

Придя в себя, девушка с удивлением увидела, что сидит на золотом престоле рядом с прекрасным юношей. Перед ними стояли отец, сестры и многочисленная свита.

Молодой человек был сыном могущественного царя. В детстве его похитила злая колдунья и превратила в страшилище. Заклятье могла снять лишь девушка, которая бы полюбила чудовище и согласилась стать его женой.

Купеческая дочь и спасенный ею царевич тут же обвенчались и «стали жить да поживать, добра наживать».

Внимание! Мероприятие пройдет в формате COVID-FREE. Для посещения спектакля, помимо билета, необходимо предъявить QR-код и паспорт! Подробнее с правилами посещения COVID-FREE-мероприятий Вы можете ознакомиться здесь.

В. Купцов

«Аленький цветочек»

Волшебный балет в двух действиях.

Либретто Владимира Купцова и Андрея Петрова по мотивам одноимённой сказки Сергея Аксакова.
Хореограф – постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров.
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации  Григорий Белов.
Художник по костюмам – Ольга Полянская. 
Ассистент хореографа – постановщика – заслуженная артистка Российской Федерации Жанна Богородицкая.
Совместная постановка театра «Кремлёвский балет» и Московской государственной академии хореографии.
Ректор – народная артистка Российской Федерации, профессор Марина Леонова.

Театр «Кремлёвский балет» приглашает вас на семейный спектакль «Аленький цветочек». Этот волшебный балет в двух действиях предназначен для семейного просмотра: детям он будет доступен и интересен в силу сказочного сюжета, а взрослые будут рады встрече с любимой, знакомой с детства русской сказкой о победе Добра над Злом. Вас ждут красочные декорации, оригинальные костюмы, выразительная хореография, представляющая яркие образы балета, и незабываемые впечатления от атмосферы спектакля.

Хореографом-постановщиком балета стал художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», народный артист России Андрей Петров. «Один из главных персонажей здесь – Аленький цветочек, вернее, его дух, воплотившийся в образе феи. Волшебство цветочка – в способности дарить людям любовь» – рассказывает о спектакле Петров.

Художественное оформление спектакля создано сценографом Григорием Беловым и художником по костюмам Ольгой Полянской. Яркий народный быт стилизован в духе сказочной Руси Ивана Билибина, фантастический мир волшебного цветка передан импрессионистскими приемами в декорациях и костюмах, а для воплощения злого колдовства использованы средства модернизма.

В основу сюжета легла сказка, услышанная Сергеем Аксаковым, уроженцем Башкирии, от ключницы Пелагеи и записанная им по памяти. Это история о купце, который отправляется за море за Аленьким цветочком, и получает его с условием обмены на свою или чужую свободу. Его младшая дочь ради спасения жизни отца соглашается на жизнь во дворце чудовища, но влюбляется в него. Любовь снимает заклятие, и чудовище становится юношей.

Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Сергей КОНДРАШЕВ.

Продолжительность: до 2 часов 30 минут (с антрактом).

Действие первое

Пролог

Сцена первая.  

В дремучем лесу,  в  непроходимой чаще есть поляна, на которой возвышается зелёный холм.  На вершине его растёт цветок – очень красивый, аленький. Но цветок этот не простой, а волшебный. Исходят от него очень сильные невидимые волны – флюиды любви и верности людей предназначенных друг для друга. Поэтому и идут к аленькому цветочку мужчины и женщины, девушки и юноши – чтобы найти свою пару и обрести счастье.

Только колдунье не помогает аленький цветочек: за её злобу  лютую отвергает её прекрасный царевич. Поэтому  обращает колдунья молодца в страшное чудище и заклинает его вечно сторожить аленький цветочек     

Картина первая.  «Пристань».

Сцена вторая. 

Собирается богатый купец Иван Васильевич  ехать  торговать в заморские страны:  он  и его друзья грузят на корабль товар для продажи. Тем временем на пристань сходится народ для проводов перед дальним походом. Юноши и девушки, среди которых и дочери купца.

Перед отплытием корабля заказывают дочери своему батюшке дорогие  подарки: старшая – золотой венец с самоцветами, средняя – бусы жемчужные. Только младшая ничего не просит.  Но Иван Васильевич  настаивает, и Настенька, наконец,   рассказывает о своём  сне, который не даёт ей  покоя. Видела она в этом сне цветочек аленький, которого нет краше на белом свете; его — то и просит Настенька привезти из заморских стран. Отец обещает исполнить желания  дочерей и вместе с купцами уплывает на корабле  с поднятыми парусами.                                            

Картина вторая. «Восточный базар».

Сцена третья.     

Восточный базар – в привычном движении и суете: торговцы бойко зазывают покупателей, демонстрируя  свой товар, в то время как китайские девушки с веерами и восточные красавицы привлекают к себе любопытные взгляды зевак прекрасными танцами;  общее внимание вызывают и ловцы жемчуга.

Между тем Иван Васильевич, продавший товар с большой прибылью, ищет подарки своим дочерям. Заказы старшей и средней он выполнил, а вот младшей  — никак не может найти: никто об аленьком цветочке и слыхом не слыхивал. В расстроенных чувствах купец садится на корабль и вместе с друзьями отплывает домой.

Злая же колдунья – тут как тут: узнав про интерес Ивана Васильевича к аленькому цветочку, она решает погубить купца; из–за  её чар и заговоров не суждено ему будет доплыть до родного берега.                               

Картина третья.  «Море».

Сцена четвёртая.

Корабль попадает в сильную бурю: молнии бьют в мачту, ветер рвёт паруса.

Не в силах удержаться Иван Васильевич падает в бушующее море. Судно    уплывает, но купцу удаётся спастись; стихия выбрасывает его на незнакомый берег.   

Картина четвёртая.  «Остров».

Сцена пятая. 

Очнулся Иван Васильевич  на неизвестном острове. Вокруг него  -зачарованный лес, а впереди, на возвышенности,  – прекрасный дворец.

Во дворце том встречают его волшебные цветы и бабочки, они угощают купца вкусными яствами и танцуют. Но нет нигде хозяина.

Вдруг видит Иван Васильевич на холме, посреди поляны, цветок, краше которого нет на белом свете.  И такое необыкновенное  от него идёт сияние, что понял купец – это и есть цветочек аленький.

Подошёл Иван Васильевич к цветку и только хотел сорвать его, как внезапно, словно из — под земли, возникло страшное Чудище и схватило купца за руку. Грозится Чудище покарать купца смертью за его дерзость. Но взмолился Иван Васильевич, просит  отпустить его, горемычного: ведь этот цветок он хотел сорвать для дочери своей младшей и любимой – Настеньки.

Выслушало его Чудище и предложило купцу уговор: он отдаст цветок и вернёт Ивана Васильевича домой, если тот вместо себя отправит к нему одну из дочерей. А, ежели, они откажутся, то придётся купцу самому вернуться к Чудищу.

Согласился Иван Васильевич. Побились они об заклад и клятвою скрепили договор. Чудище отдало купцу цветок и сняло со своей руки волшебный перстень. Иван Васильевич надел этот перстень на палец и в тот же миг….

Картина пятая. «Горница».

Сцена шестая.

… очнулся в своём доме. Стоит он в горнице с цветком в руках. Дочери радостно встречают отца с подарками. Здесь и друзья купца – женихи его дочерей: доплыл их корабль благополучно до родных краёв. Радости Ивана Васильевича нет предела. И вроде бы всё хорошо, но  только не знает он, как сказать дочерям о своём уговоре с Чудищем.

Действие второе.

Картина шестая «Горница».

Сцена седьмая.

Ночь. Все спят, кроме купца. Не смыкает глаз и Настенька: тревожится она за отца, видя в его глазах печаль. Пытается младшая дочка успокоить своего батюшку, и Иван Васильевич, не в силах больше скрывать страшную тайну, рассказывает ей свою историю. Выговорившись, купец идёт спать – утро вечера мудренее.

Настенька решает спасти отца. Взяв свой любимый аленький цветочек, она надевает на палец волшебный перстень и в тот же миг…

Картина седьмая.  «Сад и Дворец».

Сцена восьмая.

 …оказывается в прекрасном саду. Светит солнце, летают райские птицы. Девушка сажает цветок на зелёный холмик. Услышав вдруг чарующие звуки, Настенька направляется им навстречу и оказывается у Дворца. Двери распахиваются, и на пороге её встречают прекрасные феи. Они сажают девушку за стол, полный яств, и начинают исполнять все её желания.

Настенька очень рада такому приёму. Она благодарит невидимого хозяина за заботу и отходит ко сну. Феи накрывают девушку мягким одеялом из лебяжьего пуха, и она крепко засыпает.

Убедившись, что гостья спит, появляется Чудище и с любовью наблюдает за красавицей – гостьей.

Сцена девятая.

Неожиданно  Настенька просыпается. Увидев перед своими глазами страшное чудовище, девушка едва скрывает свой страх, но нежный взгляд невиданного зверя успокаивает её.

Скоро Настенька привыкает к безобразному облику Чудища: они вместе гуляют, ведя ласковые разговоры среди сказочной красоты парка в окружении танцующих бабочек и фей.

Сцена десятая.

Однажды видит Настенька плохой сон, будто отец лежит в кровати больной. Сжалось сердце девушки от  печали. Просит он у Чудища отпустить её к батюшке. Хозяин дворца соглашается, но предупреждает, что, если она не вернётся к вечерней зорьке, то умрёт он от тоски по ней. Настенька обещает быть в срок и одевает на палец волшебный перстень…

Картина восьмая. «Спальня и Горница».

Сцена одиннадцатая.

На кровати лежит больной отец. Настенька бросается к нему. Старшим  же дочерям  некогда помогать батюшке, у них свои дела: женихи, наряды. Потому и не хотят они отпускать младшую сестрицу: кто же будет ухаживать за больным  отцом? Чтобы она осталась, коварные сёстры переводят стрелки часов назад. Однако, неспокойно Настеньке на душе: чувствуя беду, она надевает перстень и за несколько минут до указанного срока возвращается на остров к Чудищу.

Картина девятая.  «Остров».

Сцена двенадцатая.

Чудище страдает от одиночества. Время уже на исходе, но Настеньки всё нет. Силы покидают его, в глазах темнеет. Обняв любимый цветочек аленький, он теряет сознание.

Сцена тринадцатая.

Настенька оказывается в страшном дремучем лесу. Свирепая гроза и сильный дождь мешают ей идти. Слуги колдуньи пытаются сбить её с дороги. Но, преодолев все преграды, она выходит на поляну – к холмику, где посадила аленький цветочек, — и видит: лежит Чудище, обняв заветный цветок, и не дышит. Стараясь оживить его, Настенька начинает звать его, обнимать и целовать. И в этот миг небо вдруг озарилось яркой вспышкой молнии, а земля задрожала от грохота! Упала Настенька без чувств, и в это время заколдованное Чудище стало подниматься во весь рост. Сбросив с себя шкуру звериную, обернулось оно прекрасным юношей. Кончилось заклятие злой колдуньи!

Обнял молодой царевич Настеньку, поцеловал её, и всё вокруг преобразилось: расцвёл прекрасный сад с райскими цветами, полетели бабочки, заблистал дворец в лучах утреннего солнца. А со всех сторон стали собираться гости, чтобы поздравить влюблённых. Тут и отец благословляет молодых, тут и сёстры коварные прощения просят. Быть свадьбе во дворце!

А Настенька и Царевич благодарят волшебный цветочек аленький – символ любви и верности!

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 30. С.
Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

1.Знакомство с творчеством сказочника Сергея
Тимофеевича Аксакова; со сказкой «Аленький цветочек».

2. Распознавание характеров героев сказки.

3. Сравнивание народных и авторских сказок.

Тезаурус

Казна —
деньги, имущество.

Сукно 
плотная ткань из шерсти.

Парча — плотная
узорчатая шёлковая ткань.

Жемчуг —
украшение.

Тувалет – столик
с зеркалом.

Середович – мужчина
средних лет.

Челядь — дворовые
слуги помещика.

Зычный голос – громкий голос.

Ключница — (профессия) 
должность прислуги, подразумевающая хранение ключей от всех замков в
доме. 

Ключевые слова

Казна, сукно, парча, жемчуг, тувалет,
середович, челядь, зычный голос, ключница.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова
М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4
класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

2. Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
«Литературное чтение». Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

  1. Сегодня, мы отправимся в удивительный мир
    сказки. Эту истинно русскую сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков.
    Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при
    прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма и
    самостоятельного чтения произведения.

Многие русские писатели создали свои
произведения благодаря рассказам бабушек, нянь. Внутренний мир Аксакова
обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.

2.На этом уроке мы должны понять, мотивы
народных сказок в литературном тексте. Определить характер героя, выраженный
через поступки и речь.

3.Творчество Сергея Аксакова неразрывно
связано с жизнью его родного города.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой,
но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе.

Сергеем его назвали в честь Сергия
Радонежского–великого народного подвижника.

В городе Уфе и в имении Ново-Аксаково
Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы, именно там,
в Уфе, служил прокурором суда его отец.

Мать – домохозяйка. В семье издавна
культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же
был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

4.Серёжа Аксаков был очень одарённым
мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал
наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал
сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском
университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в
Москву, будучи сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным
театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые
книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков —
отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда
съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди
них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой)
восхищались рассказами Аксакова о семейных преданиях, о красоте земли, которую
он, страстный охотник и рыболов, знал как никто другой.

Сегодня мы начнём читать сказку «Аленький
цветочек», которая впервые была опубликована в 1858 году в приложении к книге
Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был
богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих
товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и
было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех;
и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных
камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и
любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше,
потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот
купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое
царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери
мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое
царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не
ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить
без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами
захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких
гостинцев вам хочется».

Как вы думаете, почему купец любил младшую
дочь больше двух старших дочерей?

Купец любил больше младшую дочь, потому что
она была ласковее двух других дочерей.

— Как можно озаглавить эту часть?

  1. «Сборы купца в дальнюю дорогу».

Думали они три дня и три ночи и пришли к
своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.

Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и
говорит ему первая:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого,
а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой
свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло
в тёмную ночь, как среди дня белого».

Честной купец призадумался и сказал потом:

«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет
мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в
кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три
сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет
немалая: да для моей казны супротивного нет».

Поклонилась ему в ноги дочь середняя и
говорит:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья
жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из
хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю
красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя
девичья прибавлялася».

Призадумался честной купец и, подумав мало ли,
много ли времени, говорит ей таковые слова:

— Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля
персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и
негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на
горе каменной, вышина той горы в триста сажен, за семью дверьми железными, за
семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой
ступени стоит по воину персидскому и день и ночь, с саблею наголо булатною, и
ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого
человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжелее твоя работа сестриной,
да для моей казны супротивного нет.

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит
таково слово:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья
бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты
мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».

Вот ездит честной купец по чужим сторонам
заморским, по королевствам невиданным.

Продаёт он свои товары втридорога, покупает
чужие втридёшева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра
да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает.

Отыскал он заветный гостинец для своей старшей
дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в тёмную ночь, как бы в
белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет
хрустальный, а в нём видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья
красота не стареется, а прибавляется.

Не может он только найти заветного гостинца
для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на
белом свете.

Находил он во садах царских, королевских и
султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни
пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом
свете; да и сам он того не думает.

Вот едет он путём-дорогою со своими слугами
верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели
на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду
неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною
и бежит в тёмные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне
в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».

Бродит он по тому лесу дремучему,
непроездному, непроходному, и что дальше идёт, то дорога лучше становится,
словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит
назад. — руки не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не
проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не
придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идёт да идёт: у него под
ногами дорога торная.

Идёт он день от утра до вечера, не слышит он
рёву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего:
ровно около него всё повымерло. Вот пришла и тёмная ночь; кругом его хоть глаз
выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идёт он, почитай, до полуночи, и
стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же
мне туда идти на верную смерть, неминучую?»

Поворотил он назад — нельзя идти, направо,
налево — нельзя идти; сунулся вперёд — дорога торная. «Дай постою на одном
месте, — может, зарево пойдёт в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет
совсем». Вот и стал он, дожидается; да не тут-то было: зарево точно к нему
навстречу идёт, и как будто около него светлее становится; думал он, думал и
порешил идти вперёд. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Перекрестился
купец и пошел вперед. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало,
почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. Выходит он под
конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог
не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в
каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены,
и играет в нём музыка согласная, какой никогда он не слыхивал

Входит он на широкий двор, в ворота широкие
растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды,
высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной
кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу — нет никого; в
другую, в третью — нет никого; в пятую, десятую — нет никого; а убранство везде
царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость
слоновая и мамонтовая.

Дивится честной купец такому богатству
несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да
есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивится честной купец такому богатству
несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Все хорошо, да
есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуется честной купец такому чуду чудному и
такому диву дивному, и ходит он по палатам изукрашенным да любуется, а сам
думает: «Хорошо бы теперь соснуть да всхрапнуть» — и видит, стоит перед ним
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным,
с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого,
лебяжьего. Дивится купец такому чуду новому, новому и чудному; ложится он на
высокую кровать, задёргивает полог серебряный и видит, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали, и подумал он: «Ах, кабы мне дочерей хоть во сне увидать!» — и заснул в
ту же минуточку.

Просыпается купец, а солнце уже взошло выше
дерева стоячего. Проснулся купец, а вдруг опомниться не может: всю ночь видел
он во сне дочерей своих любезных, хороших и пригожих, и видел он дочерей своих
старших: старшую и середнюю, что они весёлым-веселёхоньки, а печальна одна дочь
меньшая, любимая; что у старшей и середней дочери есть женихи богатые и что
сбираются они выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского; меньшая
же дочь любимая, красавица писаная, о женихах и слышать не хочет, покуда не
воротится её родимый батюшка. И стало у него на душе и радостно и не радостно.

Встал он со кровати высокой, платье ему всё
приготовлено, и фонтан воды бьёт в чашу хрустальную; он одевается, умывается и
уж новому, чуду не дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска
сахарная. Помолившись богу, он накушался, и стал он опять по палатам ходить,
чтоб опять на них полюбоваться при свете солнышка красного. Вёе показалось ему
лучше вчерашнего. Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены
сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной. Захотелось ему
по тем садам прогулятися.

Сходит он по другой лестнице из мрамора
зелёного, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелёны
сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот
так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные,
Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные:
словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни
поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину — голова
запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие
диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого
слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени — неведомо: скоро сказка
сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном
цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке
сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко
тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки
и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите слова, характеризующие старших
дочерей в одну колонку, слова, характеризующие младшую дочь в другую колонку.

  • Персонаж сказки алиса в стране чудес
  • Персонаж русской народной сказки который докатился до больших неприятностей
  • Персонаж с которым связано одно из трех чудес в сказке о царе салтане 5 букв
  • Персонаж сказки гофмана 9 букв кроссворд
  • Персонаж русской народной сказки превратившаяся в царевну 7 букв сканворд