Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.
В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».
Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.
Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.
Объединить детей и взрослых
Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».
«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.
Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.
«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.
Научить добру
Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.
«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.
Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.
«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.
Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.
«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.
Проект станет еще масштабнее
В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.
Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.
«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.
Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.
«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.
В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.
Цель: формирование звуковой стороны речи; расширение словарного запаса; автоматизация звуков [Р]и [Р’] в словах, словосочетаниях, предложениях; развитие умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; развитие речевого дыхания и мелкой моторики, выразительности речи, внимания, памяти, мышления, творческого воображения, умения отгадывать загадки; воспитание самоконтроля при произношении слов со звуками [Р] и [Р’].
Оборудование: картинка с артикуляционным укладом звуков [Р] и [Р’], карточки с изображением диких животных, логопедические пазлы к фрагменту сказки «Теремок», куклы для настольного театра к сказке «Теремок» (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь), игрушечная машинка, картинка с изображением облаков, бумажные салфетки, кубики-лего, набор кружков для составления схем, картинки-разукрашки с сюжетами сказки «Теремок».
І. Ход занятия:
- Организационный момент.
— Отгадай загадку:
«В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Мишка к ним пришел потом,
Поломал звериный дом».
(Теремок)
— Какой звук я выделила голосом, произнося слово теРемок? (Звук [Р’]).
— Что ты знаешь о звуке [Р`]? (Согласный, мягкий, звонкий).
— Отгадай ещё одну загадку:
«Нет пути передо мной —
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Крыльцо)
— А какой звук в слове «кРыльцо» я выделила голосом?
— Что ты знаешь о звуке [Р]? (Согласный, твёрдый, звонкий).
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Улыбка и хоботок», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок».
- Дыхательная гимнастика
Упражнение «Фокус» (сдуваем ватку с кончика носа)
ІІ. Основная часть.
- Уточнение артикуляции звука [Р].
— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Р]. (показать картинку с артикуляционным укладом звука [Р]).
(Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука. Зубы на расстоянии 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию передних зубов, напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые части языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя проходит посередине).
— Сегодня мы вместе отправимся в путешествие в сказочный лес и будем продолжать учиться правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. «Заводим моторчик» (катим машинку по столу), поехали! (дР-дР-дР).
— Вот мы и приехали в наш сказочный лес.
- Развитие мимики и моторики
На стол выкладывается несколько кубиков-лего:
— Сегодня мы вспомним сказку «Теремок». На опушке леса стоит маленький домик (строим домик из кубиков)
— Вот скачет по тропинке маленькая зверушка.
Она » Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки». Угадал кто это?
— Это Мышка-норушка!
— Правильно, молодец. (Выставляется фигурка Мышки). Поднялась Мышка на крыльцо, постучала в дверь, а ей никто не отвечает. Решила поселиться в Теремке.
— Только Мышка устроилась, тут скачет ещё одна зверушка:
«Тук-тук!»
«Кто там?»
— Угадай кто я:
«До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает….»
— «Лягушка»!
— Правильно, Лягушка-попрыгушка! И стали они жить вдвоём. (выставляется фигурка лягушки)
- Развитие речевого дыхания
— Вдруг на лес опустился сильный туман, да такой сильный, что облаков не видно. Давай позовём ветер, подуем на туман и посмотрим, какие красивые облака на небе. (сдуваем полоски салфетки с картинки так, чтобы открылось изображение).
- Отгадывание загадок про героев сказки «Теремок» и закрепление навыков количественного счёта.
— А это, что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
Он стоит среди травы –
Уши больше головы.
— Правильно это Заяц (выставляется игрушка Заяц). Тук-тук, кто в Теремочке живёт?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка.
— Что им ответил Заяц?
— Заяц сказал: «Я Зайчишка-Трусишка, пустите меня в теремок!»
— Заходи, будем жить втроём.
— Тут к теремку подбегает
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
— Правильно – Лисичка-Сестричка! (выставляется фигурка лисы) Тук-тук, кто в теремочке живёт?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка. Заходи будем жить вчетвером.
— Только Лиса устроилась, а в дверь стучит ещё один лесной житель. Угадай кто это:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
— Это Волк.
— Правильно, это Волчок- Серый бочок.
-Тук-тук, кто в теремочке живет?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка, я Лисичка-Сестричка. Заходи, будем жить впятером.
— Стали они жить впятером и в разные игры играть, вопросы друг-другу задавать.
- Звуко-слоговой анализ и синтез
Задания даются от имени жителей теремка.
Мышка: «Кто скажет, что общего в словах рыба, барсук, бобёр?» (В этих словах есть согласный звук [Р], в словах два слога)
Лягушка: «Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы».
Показывается звуковая схема слов рысь и ворона.
Зайчик: «Угадайте названия птиц по переставленным слогам: бей-воро, ка-соро. (воробей, сорока)»
- Антонимы
Лиса: « Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы — их противоположное значение.»
Холодно – жарко
Мягкий – твёрдый
Весёлый – грустный
Длинный – короткий
Медленно – быстро
Плохо — хорошо
Волк: «Я предлагаю поиграть в игру «Большой-маленький». Я буду называть животных, а вы их называйте ласковыми словами»
Корова –коровка
Баран – баранчик
Барсук –барсучок
Воробей –воробышек
Рыба –рыбка
Краб –крабик
Черепаха — черепашка
Крот — кротик
Только наши звери закончили игру, как в дверь снова постучали.
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах
— Кто же там стучит, грубым голосом рычит?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос…
— Правильно, это Медведь. Захотел и он в теремке пожить, но звери его не пускают, говорят домик маленький и Медведь в него не поместится.
Давай достроим в нашем Теремке ещё один этаж, тогда всем места хватит. (выкладываем кубики и достраиваем этаж для Медведя)
Был Теремок маленьким, а стал большим и просторным. Устроили друзья новоселье, проговаривали чистоговорки и рассказывали стихи:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Рыба, рынок, комары.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю
Я красиво говорю!
Ри-ри-ри, ри-ри-ри
От зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре
О горе и о норе.
Рё-рё-рё, рё-рё-рё
Про ребят и про зверьё.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку –
Велика для норки корка.
Рано утром мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.
Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.
- Итог занятия:
— Какой звук ты сегодня учился говорить? (Звук [Р]). Герои какой сказки помогали нам сегодня на занятии? («Теремок») Ты сегодня хорошо потрудился, молодец! Выбери картинку-разукрашку, дома раскрасишь её и расскажешь сказку маме и папе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Артикляционный уклад звуков [P] и [P’]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игрушки к сказке «Теремок»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Картинка «Облака» (прикрепить степлером или клеем с обратной стороны верхней части картинки белую салфетку разрезанную на широкие полоски)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сюжетная картинка к лото «Теремок»
(распечатать картинку в двух экземплярах и приклеить на картон. Первый оставить целым, второй — разрезать на несколько частей)
Вариант 1
Сюжетная картинка к лото «Теремок»
Вариант 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Картинки-разукрашки к сказке «Теремок»
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.