Пермяк рассказ 2 пословицы читать

Урок литературного чтения а. митта. шар в окошке. е. пермяк. две пословицы учитель: бугакова ольга григорьевна тема а. митта. шар

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«А. Митта. Шар в $окошке.

Е. Пермяк. Две пословицы»

УЧИТЕЛЬ: Бугакова Ольга Григорьевна

Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с$ учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

развивающие: содействовать формированию и развитию у$чебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер$ и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради

Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение.

$ Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

1.Организация позитив$ной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

Выразительно читать.

$ 2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке, она искала различные сказки В.Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В.Сутеева. Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

$

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

— Кто из вашей группы будет состав$лять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение.

$

— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

-Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений.$ Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

— А каких героев сказок В.Г.Сутеева вы знаете? Дадим слово 2 группе.

— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, н$азовите героев сказки «Кто лучше?».

— Какой была девочка?

— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помни$те наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия

Тот никогда не упадет,

$ В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

— На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку.

3.Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика.

— Открыть рот, к$ончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса.

а) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

У У У У

У У У У

У У

О О О О
О О О О
О О

а а а а

а а а а

а а

и и и и

$ и и и и

и и

э э э э

э э э э

Упражнение3. Дыхательная гимнастика.

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)

$Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи.

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

$А с друзьями много.

— Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке».

(1 абзац читаю сама, а дальше чтение текста про себя самостоятельно)

$ — Прочитайте, что же случилось с Колей дальше.

Работа с текстом.

— Почему Коле стало хорошо?

— Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)$

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

$Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

— Поднимите руки , кому мама хоть раз ставила компресс.

-Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щиплет

— Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//заразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

-Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

$ Составление модели обложки.

Автор, тема, жанр произведения, название.

$7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

— О ком или о чем этот рассказ?

— Какими вы представляете друзей Коли?

— Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы».

— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

$ Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • $ Ярмарка — большая торговля с развлечениями

  • Пригоршня – горсть (ладонь)

  • Медяки – медные копейки

  • $ Пятак – 5 копеек

  • Гривенник -10 копеек

  • Глазеть – смотреть с удивлением

  • Плотвичка – вид мелкой рыбы

  • Кудлатая (……….) собака

  • Семиголосая гармошечка (зв$учат все семь нот)

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

— Кто автор?

— Жанр, тема? Почему?

— Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

— Кто помогал Косте?

— Что шепнула собака Косте на ярмарке?

— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

-С чего начинается сюжет сказки?

$ -Как развивается действие?

— $Самый напряженный момент?

— Как продолжается действие?

— Чем заканчивается сюжет сказки?

( на экране появляются две пословицы)

— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит .

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

В$ерный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тем$а, выводы)

— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

— В чем отличия?

— Чем похожи эти произведения?

— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

— Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»?

12. Разноуровневое домашнее задание.

  1. Прочитать два текста с.47-50

  2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».

  3. 1 группа. Разбить сказку $Е.Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

  4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».

13. Рефлексия.

— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

$

Методическая разработка

Чтение 6 класс

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся коррекционной школы VIII вида.
Опыт работы с обучающимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для обучающихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.
Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: 
еглость 
-п
равильность
ыразительность
сознанность 
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой.

По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается. 
Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.
Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении. 
Приемы работы по формированию беглого чтения:
многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев); 
речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс .

Например:
А) речевая гимнастика: 
Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки. 
Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад. 
Лошадка”. Цоканье. 
Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты. 
Б) скороговорка (на доске):
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста; 
прием подсчета слов («жжужащее» чтение); 
развитие смысловой догадки; 
зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка). Правильность чтения у школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.  
Типичные ошибки и их причины:
замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов); 
пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов); 
добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения — застревание, склонности к упрощению). 
Приемы работы над правильностью чтения:
Многократность прочтения текста со сменой заданий: 
чтение по заданию; 
эстафета цепочкой; 
выборочное чтение; 
чтение по ролям (с 3-го класса). 
Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения. 
Использование различных игровых приемов: 
игра «Будь внимательным» (в таблице сходные по звуковому составу слова — потеплели, потемнели); 
игра «Фотоаппарат» (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения); 
игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 
Включение в чтение обучающихся со слабой техникой чтения: 
отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет); 
хоровое чтение; 
чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает); 
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.
Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)
Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.
Логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до обучающихся путем выполнения несложных упражнений. Например:
На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Дети завтра пойдут в кино. 
Паузы
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:
Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Обучающиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого обучающимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений. 
Доброе братство | лучше богатства. 
Один в поле | не воин. 
Согласье | крепче каменных стен. 
Одна пчела | не много меду натаскает. 
Осознанность чтения — это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.
Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.
Задания, связанные с лексической работой над словом:
Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.
ключ – родник; воин — солдат, боец ;зябнуть — стынуть, мерзнуть; забор — изгородь, плетень ;стеречь — охранять, караулить, сторожить ;храбрый — смелый, отважный, мужественный, бесстрашный 
Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Веселый — грустный (рассказ). Веселое — грустное (выражение лица). Веселый — скучный (день). 
Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
а) Найди ошибку.
У котенка белая лапки.
Дедушке Ване семь лет.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
Вся работа, направленная на развитие у обучающихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность обучающихся в работе над текстом.

Тема: Е. А. Пермяк «Тайна цены».

Цель:

— познакомить с произведением Пермяка Е. А. «Тайна цены»; продолжить обучение выразительному чтению;

— развивать умение выделять главную мысль рассказа; развивать умение работать с иллюстрацией, составлять описание героя;

— воспитывать уважение к труду, к людям труда.

Задачи: 

Образовательные:  

  • учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  с  произведением;
  • способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки  правильного, сознательного чтения;
  • способствовать развитию  связной  речи  школьников;
  • работать  над  выразительным чтением произведения  .

Воспитательные:

  • формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту  ; 
  •  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, иллюстрация к произведению.   

Ход урока.

I. Орг. Момент.

  1. Подготовка к восприятию текста. 

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены». (Настоящая фамилия писателя Пермяка – Виссов. Он  родился в г. Пермь. Когда Евгению Андреевичу было 3 года, его отец умер. Матери пришлось переехать к бабушке с дедушкой. Он окончил церковную школу и освоил 5 профессий. Затем переехал в Москву, где начал работать корреспондентом газеты.

Так Евгений Андреевич стал писателем.)

— Кто вспомнит, с какими произведениями Пермяка мы уже знакомы? («Торопливый ножик», «Пичугин мост».)

— О ком или о чем пишет автор в своих рассказах? (о детях и их поступках).

Все книги, выставленные у доски, написал Е. А. Пермяк. На переменке эти книги можно будет посмотреть  и взять почитать.

  1. Физминутка.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй:

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!

  1. Знакомство с новым произведением.

Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка «Тайна цены» прочитаю вам я. (первичное чтение сказки учителем.)

Понравилась ли вам история?

  1. Чтение трудных и непонятных слов.

Высекал, портки, картуз, кумачовый (работа со словарем).

  1. Повторное чтение текста и анализ содержания.

Игра «Буксир» (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 

— Автор назвал это произведение сказкой. Как вы думаете, можно ли его назвать и былью? Почему?

— Найдите в тексте, как автор описывает мальчика. (Выборочное чтение.)

— О чем эта сказка?

— Какую тайну искал Сергунька?

— С кем он познакомился в поисках тайной силы?

— Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа?

Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?

Задание . Разбор значений слов-синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами.
Высекал- вырезать,добывать; паренек-мальчик; обутки- обувь, обувка; пригожая- хорошая, красивая; гляди — смотри; дюжина- двенадцать; хитрить- юлить,лукавить.

  1. Домашнее задание.

Стр. 75-76 – чтение, пересказ.

VIII. Итог урока. 

— Какую сказку сегодня читали?

— Кто автор?

— Так в чем тайна цены?

Урок литературного чтения

По Е.Пермяку «Мамина работа»

Цель: знакомство с произведением.

Задачи: продолжать знакомить с произведениями о труде; дать представление о профессии штукатура; отрабатывать навыки осознанного, правильного чтения;

— развивать мышление, память, речь;

— воспитывать положительное отношение к труду.

Формирование УУД.

Личностные

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности различения «красивого» и «некрасивого».

Регулятивные

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Познавательные

Осваивать разные виды чтения.

Коммуникативные

Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Оборудование: учебник, видеоролик о работе штукатура, карточка с пословицами о труде, картинки о профессиях, карточки с названием профессий

  1. Оргмомент.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все грамотно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все грамотно и внятно,

И будет всем понятно.

  1. Постановка учебной задачи.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями о труде. Мы будем работать над правильным, выразительным чтением, учиться  пересказывать прочитанное, а также узнаем много нового.

  1. Логопедическая минутка.

-Для того, чтобы хорошо читать, нам необходимо развивать речевое дыхание.

Упражнение на дыхание.

Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Раз – Егорка, два – Егорка,

Три – Егорка…

Работа со скороговоркой.

В огороде рос горох, 
А за речкой – гречка. 
Старый наш козёл Енох 
В огороде рвал горох, 
Гречку рвал за речкой 

( Повторить 3раза с разной тональностью голоса).

  1. Упражнение на развитие навыков правильного чтения.

Игра «Найди слова».

тркработачмо (работа)

жцупомощьфхр (помощь)

бтомастерцнк (мастер)

  1. Проверка домашнего задания.

— Как называется раздел, который мы читаем?

— Чему посвящены все произведения раздела «Все мы делаем сами своими руками»?

— Дома вы были должны выучить пословицы о труде. Давайте проверим, как это у вас получилось.

Антиципация пословиц:

Кто любит труд… того люди чтут.

Сделал дело…гуляй смело.

Тяжело тому жить…кто от работы бежит.

(Учащиеся подбирают продолжения пословиц и объясняют их значение).

  1. Изучение нового материала.

— Сегодня мы будем читать рассказ, который написал Е.Пермяк. Рассказ называется «Мамина работа».

Е.Пермяк написал 30 книг. Почти все они — о людях- тружениках, которые украшают своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы его читатели поняли: красота человека » не в одежде, не в кудрях на пустой голове, а в том, что руки человека делать могут».

— Скажите, а труд и «профессия» — это одно и то же?

ПРОФЕССИЯ (лат. professio, от profiteor — объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся, обычно, источником существования.

Ученики рассказывают о профессиях родителей, родственников.

 — Какие профессии еще существуют?

(На доске – картинки и названия профессий. Нужно соотнести картинку с названием).

— В  рассказе, который мы будем читать. говорится о профессии, которая называется ШТУКАТУР.

Словарная работа.

ШТУ-КА-ТУР – это человек, который подготавливает стены под покраску или наклейку обоев. Штукатуры готовят специальный строительный раствор, который называется ШТУКАТУРКА. Затем  при помощи особой лопаточки наносят его на стену, выравнивают. Стену становится гладкой, ровной, готовой к дальнейшей отделке. 
Штукатуру  необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук,  хорошее зрение и аккуратность. Часто им приходится работать на большой высоте. Для этого они залезают в так называемую люльку. Эта люлька прикрепляется к крыше. Она может подниматься и опускаться.  И, с помощью этого устройства, штукатуры имеют возможность проводить свои работы на любой высоте.  

Физминутка.

  1. Работа над текстом.

Первичное восприятие текста.

— А сейчас прослушайте рассказ внимательно  потому, что после я задам вопросы.

Чтение текста лучшим учеником.

Вопросы:

— Понравился ли вам рассказ?

— Какие слова были непонятны?

— Кем работала Петина мама?

— Что она делала?

Подготовка к чтению.

Задание для ребенка с ОВЗ: пока весь класс бегло знакомится с текстом, слабовидящий ребенок читает карточки, для облегчения восприятия текста.

шту-ка-тур – шту-ка-ту-рить

шту-ка-тур-ка — шту-ка-ту-ри-ла

по-смот-реть – по-смот-ре-ла

спра-ши-вать

ло-па-точ-кой

на-бра-сы-ва-ла

раз-гла-жи-ва-ла

Первичное чтение.

— А сейчас давайте самостоятельно прочитаем рассказ. Читать будем по очереди, по цепочке..

Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте.

— Кем была Петина мама?

— Что она делала?

— Что мама сказала Пете?

— Что произошло утром?

— Что делала девушка, мамина помощница?

— Что делала Петина мама?

— Что понял Петя?

— Чего захотелось Пете?

— Как говорит автор о работе штукатура?

— Подумайте, о каком необычном балконе идет речь в рассказе?

— Посмотрите на картинку и найдите в тексте отрывок, который подходит к этому рисунку.

— Что такое «корыто»? (Корыто – это небольшая ванна).

— А что за сырое тесто было в корыте?

— Что значит «одеть дом в новое платье»?

Чтение про себя.

— Как вы думаете, как  работают мама и ее помощница? Как должны работать люди в паре?

-Почему работа штукатура хорошая и нужная?

Пересказ по частям.

(раздаю карточки с отрывками из текста)

— Прочитайте про себя отрывки из текста.

— Постарайтесь запомнить, то, что написано.

— Представьте, что вы рассказываете человеку, который не читал этот текст.

(Учащиеся пересказывают отрывки из текста в порядке очередности событий).

  1. Домашнее задание.

— Расспросите своих родителей и составьте рассказ о профессиях своих родителей, родственников, о том, какие обязанности есть у них и как они их выполняют.

  1. Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

— О какой профессии сегодня узнали?

— Какой рассказ прочитали?

— Хотели бы вы приобрести профессию штукатура?

Цели
деятельности учителя

Познакомиться с рассказом Евгения Пермяка «Две
пословицы»;

совершенствовать
умения
понимать авторское
слово, настроение, читать выразительно;

формировать читательские навыки: чтения, анализа прочитанного;

развитие  речевых
умений; монологической речи;

учить
анализировать
прочитанное.

Тип урока

Урок        (изучения
нового материала)

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

Научатся читать тексты вслух, понимать содержание прочитанного;

получат
возможность научиться
:
понимать значение пословиц.

Метапредметные:

Познавательные — овладение способностью понимать учебную
задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать,
сравнивать; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;  удовлетворение
читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений,
структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания,
смысловое чтение.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической
и диалогической речи
.

Регулятивные – оценивать свои достижения на уроке. планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане.

Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
формирование начальных представлений о нравственных
понятиях (забота о других, верность в дружбе).

Основные понятия

Ярмарка, медяки,
пятак, гривенник, глазеть, семиголосая, кудлатая,
плотвичка.

Методы и формы
обучения

Объяснительно –
иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Межпредметные
связи

Русский язык

Образовательные
ресурсы

Учебник, ИКТ

Этапы урока

Обучающие и
развивающие компоненты, задания и упражнения

                     
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

  Универсальные  
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный

момент

Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала

Ровно встали, тихо
сели
Головами повертели.
Очень сладко потянулись

И друг другу
улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
начинаем наш урок.

Меня зовут, Юлия
Евгеньевна и сегодня я у вас проведу, урок литературного чтения.

Приветствуют учителя,
проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают
его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют
себя с позиций школьника

3.Изуче ние нового
матери ала

Подведение детей к формулированию
темы и постановке задач урока

Ребята, давайте прочитаем
несколько высказываний и подумаем, какая тема урока у нас сегодня будет.

Показать
пословицы.

Кто-нибудь хочет прочитать?

С кем поведешься,
от того и наберешься. Спасибо.

А как вы понимаете
это высказывание?

Семь раз отмерь,
один раз отрежь.

Лучше поздно, чем
никогда.

Повторение мать
учение.

Как можно назвать,
одним словом эти высказывания?

Кто-нибудь
догадался, какая будет сегодня тема урока?

(Молодец,
неплохо, отлично, здорово, умница, верно, хороший ответ)
Тема нашего урока
будет связана с пословицами.

Я хочу вам немного
рассказать о жизни и творчестве Евгения Андреевича Пермяка.

Показать
фото писателя.

Евгений Андреевич Пермяк родился в
1902 году в семье рабочих. Он хорошо знал жизнь рабочих людей, сам очень
любил труд, поэтому через все его произведения проходит тема труда. Он
написал много пьес, романов, т.е. больших произведений, а юным читателям
Е.Пермяк известен как автор сказок и научно-популярных книг для детей. Пермяк
– это его псевдоним, т.к. он родился в г. Пермь.

Может кто-нибудь читал его
произведения?(Смородинка, Случай с кошельком,
Про нос и язык, Пичугин мост)

Сегодня мы
познакомимся с произведением «Две пословицы»

Но, при чтении произведения вам встретятся слова, которые в
современном русском языке не встречаются. Давайте познакомимся с их
значением.. Прочитайте их, пожалуйста.

Показать слайды с
определениями

-ярмарка – большая торговля с развлечениями

-пригоршня – сложенные вместе в виде округлённого вместилища
обе ладони

медяки — медные монеты

-пятак – 5 копеек

-гривенник – 10 копеек

-глазеть – смотреть с удивлением

-плотвичка – вид мелкой рыбы

-кудлатая (собака) – лохматая

-семиголосая (гармошка) – звучат все семь нот

А теперь давайте откроем учебник на
странице 68.
Начнем читать по цепочке с первого ряда. Молодцы.

Слушают, отвечают
на вопросы, за дают вопросы, читают.

Выполняют
требования учителя.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа
учителя;

Устно

3.Физкультминутка.

Выполнение
физ.минутки

Мы хорошо поработали, давайте отдохнем.

Включить видео физминутку.

Выполняют физкультминутку.

Фронтальная

4. Первичное осмысление и закрепление.

Повторяем все,
что узнали сегодня

— Что вам понравилось в этом
произведении?

— А что не понравилось?

— Какое чувство вызывает это
произведение?

— Кто его написал?

— Как бы ты озаглавил произведение?

-Какой из мальчиков вам ближе, который
копил деньги или который тратил? (Костя копил, Федя тратил)

-Чему учит нас это произведение?

Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? 

-Найдите в тексте,
что сказал Костя, когда дарил, гармошку Феде и прочитайте мне.

-Найдите в тексте,
для кого покупал корм Федя? И прочитайте.

А теперь давайте пройдем небольшой тест. Мне нужны 3 помощника,
чтоб раздали задания.

Подпишите, пожалуйста, свои фамилии на маленьком листике.

Ребята, вам нужно ответить на вопросы и в этом листочке поставить
только букву, которую вы считаете правильным ответом. Давайте поменяемся с
соседом листочками, возьмем цветной карандаш и проверим, правильно ли
выполнили тест. Если правильно ставьте рядом плюс, если не правильно-то минус.
Правильные ответы на доске.

Включить
и показать ответы
.
Ответы: 1–в; 2–в; 3–б; 4–в; 5–а;
6–в.
Передайте,
пожалуйста, сначала бланки с последней парты на первые. А  теперь передайте
тесты, с последней  парты на первые.

Выполняют тест.

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют контроль своих действий;

Познавательные:

общеучебные-извлекают необходимую информацию из
объяснения учителя;

логические — дополняют и расширяют имеющиеся знания и
представления о новом изучаемом предмете.

Устно

5.Итоги урока.
Рефлексия.

Обобщить полученные
на уроке сведения.

Если 10 минут то
читаем текст.

Давайте прочитаем
рассказ еще раз.

А теперь мне нужны
еще 3 помощника. Раздайте каждому по одному. Вам понадобится 4 карандаша
красный, желтый, зеленый, синий. Если ты все очень хорошо понял, и было
интересно, то закрась смайлик красным, если все понятно, но материал не
всегда был интересен закрась желтым, если все понял, но не было интересно
закрась зеленым и если ты ничего не понял, и на уроке было скучно-то закрась
синим.

Отвечают на
вопросы.

Фронтальная

Познавательные
общеучебные УУД
:

познавательной
цели, построение речевого высказывание

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения
изучаемого материала.

Устно

6.Домашнее задание.

Ребята откройте,
пожалуйста, дневники и запишите, что нужно сделать дома. Найдите одну
поговорку, которая вам понравится, и объясните, как вы ее понимаете.

Фронтальная

Письменно

На чтение 18 мин. Опубликовано

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По произведениям литературы» Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк

«Смородинка» Евгений Пермяк

1. Евгений Пермяк (настоящее имя Евгений Андреевич Виссов)

2. «Смородинка»;

3. класс: 2;

4. жанр: рассказ;

5. Год издания: 1969;

6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится, скорей всего, к послевоенному времени. Из-за малого объема рассказа сложно сказать точнее. Ясно только, что это уже советское время.

5.

Главные герои: ученица младших классов Танюша Калинникова — старательная, трудолюбивая девочка, ее отец.

6. Сюжет произведения:

Однажды отец Танюши принес домой маленькие палочки и сказал, что это смородиновые черенки, из которых можно вырастить кусты. Танюша очень удивилась, потому что у черенков не было ни корней, ни листиков. «Зато на них почки есть», — сказал отец и объяснил, что из нижних почек после посадки образуются корешки, а из верхних вырастут листики. Захотелось Танюшке самой смородину вырастить. Будущие кусты решили сажать в палисаднике, где до этого рос репейник с лопухом. Вместе с бабушкой девочка выполола сорняки, затем сняла с почвы жесткий дерн, после чего вскопала землю, сделав ее мягкой. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И лишь после подготовки почвы, разметив участок колышками и шнуром, Танюша посадила черенки.

Вскоре на прутиках показались листья, и постепенно невзрачные палочки превратились в маленькие смородиновые кустики. А через год был собран первый урожай — с каждого кустика по госточке ягод.

В конце произведения автор называетТанюшу «смородинкой», говорит о ее настойчивости и трудолюбии.

7. Личное мнение:

Рассказ «Смородинка», как и многие другие рассказы Евгения Пермяка, незамысловат: у него небольшой объем, простой сюжет, доступные для детей язык. Посыл произведения прост: показать, что трудолюбие и настойчивость важны в жизни и непременно приведут человека к успеху. Однако автор не морализирует, а просто показывает читателю несколько эпизодов из жизни ровесницы, ни к чему при это не призывая. И лишь в самом конце дает характеристику героини. Мне кажется, это более удачный ход, нежели прямое восхваление положительного героя и побуждение читателей к подражанию. Здесь показан интерес ребенка к делу, которым он занимается, показан результат. Прочитав, ребенок, возможно, сам захочет сделать что-то подобное, увлечется, начнет глубже изучать предмет и т.д. Во всяком случае, не будет сидеть без дела и маяться от скуки.

Полезный материал по теме:

Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 1 Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк По произведениям литературы Стр. 2 Скачать Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Tags Анализ произведения «Смородинка» Е. Пермяк Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

Евгений Пермяк. Рассказы

  1956 Балкунчик  

7.00 (2)

  1956 Дедушкины очки  

7.43 (7)

  1956 Сказка о белом аисте  [= Преданный аист]     1957 Волчок  

7.33 (3)

  1957 Дедушкины глаза  

8.00 (3)

  1957 Египетские голуби  

8.00 (2)

  1957 Обманное озеро  

7.50 (2)

  1957 Славка  [= Слава]  

6.75 (4)

  1957 Старый ёрш     1957 Тёмка  [= Кот в сапогах]  

7.50 (2)

  1957 Шестой малахай  

9.20 (5)

  1958 Дедушкин характер  

6.25 (4)

  1958 Красный вагон  

8.00 (1)

  1958 Мама и мы  

8.25 (4)

  1958 Набольший  

8.00 (1)

  1958 Пальма  

7.25 (4)

  1958 Памятная охота  

8.00 (2)

  1958 Разбойник  

8.00 (2)

  1958 Сёма и Сеня  

7.00 (2)

  1958 Серёжа  

7.75 (4)

  1958 Тонкая струна  

7.67 (3)

  1958 Шарик и Торик  

7.50 (2)

  1959 От костра до котла  

7.00 (1)

  1959 Разговор с Марфой Егоровной и её дочерью Катей     1959 Туфли Гоголя     1960 Дочь луны  

6.00 (1)

  1960 Как человек покорил море     1960 Надёжный человек  

7.20 (5)

  1960 Недовольный человек  

9.00 (2)

  1960 Саламата     1960 Чужая калитка  

7.50 (4)

  1960 Шоша-шерстобит     1961 Дефицитное дарование     1961 Колосок  

9.00 (1)

  1961 Страничка юности  [= Страница юности]     1962 Место под солнцем     1963 Случай на улице     1964 Беглая малина  

6.00 (4)

1 отз.

  1964 Одуванчики     1964 Разные цветы  

6.50 (2)

  1967 Чижик-Пыжик  

6.75 (4)

  1967 Щучий остров     1968 Быль-небыль о Тухлявом болотце  [= Тухлявое болотце; Чудеса на болотце]  

7.25 (4)

  1968 Ведьма в стеклянном тереме     1969 Голландские луковицы     1969 Золотые колечки     1969 Неблагодарный человек     1969 Страшная черепаха  

6.00 (1)

1 отз.

  1971 О волшебном ошейнике и семи драконах  [= Волшебный ошейник]  

7.00 (1)

  1972 Далматова Фартуната  

8.67 (3)

  1975 Голубые белки     1975 Золотая ручка     1975 Новоселье с раздумьями     1978 Дудилка  

6.00 (1)

  1978 Каменные самовары  

7.00 (1)

  1978 Легкомысленная покупка     1978 Лесной лешачок (Быль)  

6.00 (1)

  1978 Ложбинка     1978 Мелкие мелочи  

7.00 (1)

  1978 Отстающий мальчик     1978 Про Вову и кошку  

7.00 (1)

  1978 Скандальный случай     1978 Тридцать три бригады     1978 Ужасный почерк  

7.00 (2)

  1978 Фигурное катание     1979 Тараканий охотник  

7.00 (1)

  1980 Дон Кихот и Дуся     1980 На все голоса     1980 Цвет и свет [деликатная сказка]     1980 Черёмуха в снегу     1981 Гость из юности     1985 Упрямые дрова  

6.00 (2)

  1986 Волшебная правда  

6.00 (1)

  1987 Железный характер  

6.50 (2)

  1987 Необычная пятница  

6.00 (1)

  1987 Первый лук  [= Десять стрел]  

7.50 (2)

  2006 Заповедный остров     Куда делись скворцы  

5.00 (1)

  Собачья привязанность   div>

Евгений Пермяк. Микрорассказы

  1956 Как Миша хотел маму перехитрить  [= Как Миша хотел маму обмануть]  

7.25 (8)

  1956 Про нос и язык  

6.33 (9)

  1956 Торопливый ножик  

7.30 (43)

  1956 Филя  

7.17 (6)

  1957 Бумажный змей  

7.12 (8)

  1957 Для чего руки нужны  

6.77 (13)

  1957 Как Маша стала большой  

7.53 (34)

  1957 Первая рыбка  

6.88 (17)

  1957 Самое страшное  

6.75 (12)

  1958 Как Тата голос выплакала  

7.00 (2)

  1958 Кто?  

7.50 (4)

  1958 Новые имена  

9.00 (1)

  1958 Пичугин мост  

7.89 (19)

  1958 Смородинка  [= Смородина; «Смородинка»]  

7.21 (19)

  1959 Ах!  

6.00 (5)

  1959 Перо и чернильница  

8.00 (3)

  1960 Дежурные сёстры  

8.00 (1)

  1960 Для себя  

8.00 (1)

  1960 Мамина работа  

8.00 (1)

  1960 Ослик  

6.50 (4)

  1960 Первая вахта     1960 Птичьи домики  

6.33 (6)

  1960 Раки  

6.62 (8)

  1960 Счастливая труба  

8.00 (1)

  1961 Знакомые следы  

6.89 (9)

  1962 Двойка  

6.83 (6)

  1962 Мой мяч     1962 Ребячий песельник     1962 Удачливый рыбак  

7.67 (3)

  1964 Тополя     1975 Надина ласточка  

6.50 (2)

  1982 Случай с кошельком  

7.50 (6)

  1986 Сластёна-своевольник  

7.00 (4)

  1987 За что?  

6.25 (4)

  1987 Лёва  

6.67 (3)

  1987 Нелюдим  

10.00 (1)

  1987 Сердечные подарки     1987 Толковый мальчик  

6.00 (1)

  1987 Хромая курица  

6.20 (5)

  О Змее-полозе [сказ]  

9.00 (1)

div>

Евгений Пермяк. Сказки

  1947 Сказка-присказка про родной Урал  [= Присказка про Урал]     1955 Высокомерные калоши  [= Мелкие калоши]  

8.00 (7)

  1955 Золотой гвоздь  [= Счастливый гвоздь]  

7.74 (31)

  1955 Семьсот семьдесят семь мастеров  [= Как Ваня лесным мастером стал]  

7.83 (6)

  1956 Как огонь воду замуж взял  [= Как Огонь — Воду замуж взял]  

7.71 (28)

  1956 Кто мелет муку  

7.67 (6)

  1956 Маркел-Самодел и его дети  [= Маркел Самодел и его дети; Маркел-Самодел]  

7.00 (21)

  1956 Мыльные пузыри  

7.67 (6)

  1956 Некрасивая ёлка  

7.42 (19)

  1956 Про дедушку Само  [= Сказка о дедушке Само]  

7.60 (10)

  1956 Пропавшие нитки  

7.50 (4)

  1956 Рукавицы и топор  

6.83 (6)

  1956 Самоходные лапотки  

7.64 (14)

  1956 Сказка о большом колоколе  

7.33 (3)

  1956 Скрипучая дверь  

7.25 (4)

  1956 Тайна цены  

6.71 (17)

  1956 Трудовой огонёк  [= Негасимый огонёк]  

6.22 (18)

  1956 Фока — на все руки дока  

7.71 (21)

  1956 Шантон-болтон  

6.75 (4)

  1957 Белая Бабочка  

6.80 (5)

  1957 Вечный король  

7.80 (5)

  1957 Гусь лапчатый  

7.29 (7)

1 отз.

  1957 Две пословицы  

6.83 (6)

  1957 Дорогая ласточка  

5.83 (6)

  1957 Ежиха-форсиха  

6.86 (7)

  1957 Зоркий слепец  

7.00 (2)

  1957 Как самовар запрягли  

8.00 (4)

  1957 Луна, Лужица и бельмо на вороньем глазу  [= Луна, лужица и одноглазая ворона]  

7.25 (8)

  1957 Маляр с золотой медалью  

5.80 (5)

  1957 Мать-мачеха  

6.83 (6)

  1957 На все цвета радуги  

7.80 (5)

  1957 Неуступчивые сёстры  

6.00 (3)

  1957 Пастух и Скрипка  

7.50 (4)

  1957 Про два колеса  

7.50 (4)

  1957 Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу  

6.43 (7)

  1957 Пять зёрен  

7.00 (3)

  1957 Свечка  

7.50 (4)

  1957 Семь королей и одна королева  

8.14 (7)

  1957 Сказка о топоре и его родне  

5.67 (3)

  1957 Стакан и Нитка  

5.00 (2)

  1957 Толковая муха  

6.40 (5)

  1957 У кольца нет конца  

7.50 (4)

  1957 Удочерённая яблонька  

6.50 (2)

  1957 Уральская побасенка  

7.25 (4)

  1957 Четыре брата  

7.00 (5)

  1957 Шумливое море  

6.60 (5)

  1958 Болтливая молния  

9.00 (2)

  1958 Долговекий мастер  

6.00 (2)

  1958 Замок без ключа  

8.50 (2)

  1958 Про силу и правду  

5.00 (1)

  1959 Быль-небыль про железную гору  

10.00 (1)

  1959 Королева Буль-Буль  [= Буль-Буль]  

8.00 (1)

  1959 Чугун и сталь  [= Притча про сталь и чугун]  

7.00 (3)

  1960 Волшебные краски  

7.66 (42)

1 отз.

  1960 Сказ про газ  [= О принце в голубой короне; Принц в голубой короне, или Сказ про Газ]  

5.50 (4)

  1961 Хитрый коврик  

7.50 (2)

  1962 Берёзовая роща  

5.50 (2)

  1962 Как солнышко электрическую лампочку зажгло  

6.00 (1)

  1962 Новое платье королевы  

7.00 (4)

1 отз.

  1962 Про яблоньку, которая рано зацвела  

5.00 (2)

  1962 Чертознаева памятка  

8.33 (3)

  1962 Штраф за штраф     1963 Белая ворона  

5.00 (3)

  1963 Первая улыбка  

7.33 (3)

  1963 Ядовитый дракон     1964 Иголкины братья  

6.00 (1)

  1969 О трёх сердцах  

8.00 (2)

  1969 Солнечный подарок     1969 Счастливый прибор  

7.00 (1)

  1972 Счастливые часы     1975 О начале всех начал  [= Ясноглядный свет; Сказка о ясноглядном свете]     1978 Три брата  

5.00 (1)

  1979 Старая сказка     1986 Дикая яблонька  [= Дичок; Про дикую яблоньку]     1986 Золотые ключи  

7.50 (2)

  1986 Негоримая скатерть  

7.50 (2)

  1986 Про двойную лиственницу     1987 Бабушкин огонёк     1987 Глиняное царство     1987 Господа сорняки     1987 Дары владычицы Ойль     1987 Еловые шишки  [= Про еловые шишки]  

6.00 (1)

  1987 Как Новый год не пришёл  

8.00 (1)

1 отз.

  1987 Красотеющая красота     1987 Крылатая изменщица  

7.00 (3)

1 отз.

  1987 Милорд-горбун и говорящая гвоздика     1987 Перо Жар-птицы  

5.50 (2)

  1987 Саранча-Ачнарас  

6.00 (1)

  1987 Сказка о старой ведьме     1987 Царь горох и царица курица  

9.00 (1)

  2006 Лес-именинник  [= Лес именинник]     Загвоздка     Как я был ящерицей     Крыша     Ленивый вол     Маленькая да удаленькая     Маловажная шайба     Счастливая лужа   div>

Евгений Пермяк. Пьесы

  1931 Бей фактом! [сценки-каркасы] // Соавтор: Н. Болберг     1935 Зелёный авангард     1935 Петрушка на аварийном фронте     1935 Сказка про белого бычка     1937 Лес шумит…     1937 Слушай, история [театрализованный агитплаткат]     1938 Рожь цветёт     1939 Дубовый идол     1939 Золотая рыбка     1939 Перекат     1940 Серебряная ложка     1941 Шумите, ратные знамёна!     1942 Ермаковы лебеди     1942 Иван да Марья     1942 Хозяин вернулся     1945 Василий Иванович     1955 Ясное солнышко     1958 Серебрянное копытце  

8.00 (3)

  1960 Золотая сорока     1963 Старая ведьма   div>

Евгений Пермяк. Очерки

  1929 История живой театрализованной газеты     1942 Говорит Урал     1943 Бумага     1943 Дальний район     1943 Заповедник старины     1943 Красноуральск     1943 Молодая столица     1943 Новый завод     1943 ОРС Горы Высокой     1943 Тагил     1943 Танковый завод     1943 Фанерный комбинат     1943 Энский завод     1943 Юный город Краснокамск     1944 Сталевар     1948 Анна Кузнецова     1952 Землекоп     1957 40 лет Октября     1957 Радость созидания  

6.00 (2)

  1959 Заглядывая в завтра…     1960 Народ — государство — народ     1964 В юности всё происходит впервые     1970 Мой край     1971 Наше государство     1977 Горе луковое     1977 Какое бывает счастье?     1977 Печальная история     1977 Помолвка и свадьба     1977 Разговор без обиняков   div>

Евгений Пермяк. Сборники

  1943 Уральские записки [сборник очерков]     1944 Строители [сборник очерков]     1956 Счастливый гвоздь  

8.00 (2)

  1957 Дедушкина копилка  

7.00 (1)

  1957 Торопливый ножик  

5.67 (3)

  1958 Тонкая струна  

7.00 (1)

  1959 Ах!     1959 Дедушкины глаза  

7.00 (1)

  1959 На все цвета радуги  

8.00 (2)

  1959 Семьсот семьдесят семь мастеров  

7.00 (1)

  1959 Тайна цены     1959 Трудовой огонёк     1960 Балкунчик  

7.00 (1)

  1960 Дедушкин характер  

7.00 (1)

  1960 Золотой гвоздь     1960 Кто мелет муку  

8.00 (2)

  1960 Обманное озеро     1960 Первая вахта     1960 Пичугин мост     1960 Рассказы и сказки     1961 Рассказы и сказки     1961 Смородинка  

6.00 (1)

  1962 Замок без ключа  

7.00 (1)

  1962 Сегодня и вчера  

7.00 (1)

  1962 Сказки     1962 Чужая калитка  

6.00 (1)

  1963 Первая улыбка  

7.00 (1)

  1964 Как самовар запрягли  

8.00 (2)

  1964 Тонкая струна  

7.00 (1)

  1966 Двойка     1966 Перо и чернильница  

8.00 (3)

  1966 Сказка о сером волке [Уральские романы]     1967 Бабушкины кружева  

9.00 (1)

  1967 Двойка  

7.50 (2)

  1967 Памятные узелки  

7.50 (2)

  1968 Бабушкины кружева     1968 Хитрый коврик  

7.00 (1)

  1969 На разные голоса     1971 Рассказы и сказки     1972 Первая рыбка     1972 Пичугин мост  

7.00 (2)

  1972 Сказы-пересказы  

7.00 (1)

  1973 Избранные произведения в 2 томах     1975 Памятные узелки  

7.00 (1)

  1975 Торопливый ножик  

7.33 (3)

  1977 Далматова Фартуната     1977 Разговор без обиняков     1978 Голубые белки     1979 Собрание сочинений в 4 томах [1977-1979]  

7.00 (1)

  1980 Черёмуха в снегу     1981 Избранное  

5.00 (1)

  1981 Торопливый ножик  

7.33 (3)

  1981 Хитрый коврик  

7.50 (2)

div>

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

—  Как же это так? —  спрашивает Митю отец.

—  Ножик плохой, —  отвечает Митя,-косо строгает.

—  Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

—  А как? —  спрашивает Митя.

—  А вот так, —  сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!

— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.

— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

— Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

— Оно, мама, само отломалось.

— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

— Она, мамочка, сама разорвалась.

— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

— А как? — спросил Миша.

— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

— Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

— А зачем? — спрашивают девочки.

— А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Ах!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!

  • Пермяк пропавшие нитки текст рассказа распечатать
  • Перечитайте статью бабаева как писатель говорит о сказках пушкина подчеркните
  • Переступить черту как пишется
  • Переходные случаи между сочинением и подчинением
  • Пересоленный суп как пишется правильно