Пермяк евгений андреевич рассказы для детей

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2020; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2020; проверки требуют 52 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пермяк.

Евгений Пермяк
Пермяк Евгений Андреевич.jpg
Имя при рождении Евгений Андреевич Виссов
Псевдонимы Мастер Непряхин
Дата рождения 18 (31) октября 1902[1]
Место рождения
  • Воткинский завод, Сарапульский уезд, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти 17 августа 1982[1](79 лет)
Место смерти
  • Москва, СССР
Гражданство (подданство)
  • Пермяк евгений андреевич рассказы для детей СССР
Род деятельности прозаик, драматург, журналист, корреспондент, редактор, режиссёр
Направление социалистический реализм
Жанр повесть, рассказ, роман
Язык произведений русский
Награды Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени

Евге́ний Андре́евич Пермя́к (настоящая фамилия Виссов; 18 (31) октября 1902, Воткинск, Вятская губерния[2] — 17 августа 1982, Москва) — русский советский писатель и драматург, журналист, режиссёр.

Биография[править | править код]

Родился 31 октября 1902 года в пос. Воткинский завод[2] Сарапульского уезда Вятской губернии, там же прошла большая часть его детства и юности. В Воткинском заводе учился в церковно-приходской школе, прогимназии и гимназии, но последнюю не окончил в связи с Гражданской войной. В 1920 году оказался в Сибири, где служил конторщиком на Купинском мясопункте (с. Купино, Томская губ.), позднее работал пастухом. Был мобилизован в Продармию, где участвовал в мероприятиях по продразвёрстке. В 1923 году демобилизовался и приехал в Пермь. Работал помощником кондитера на кондитерской фабрике И. Д. Либермана «Рекорд». Одновременно публиковал рабселькоровские корреспонденции и стихи в газетах «Звезда» (Пермь), «Красное Прикамье» (Сарапул) под псевдонимом «Мастер Непряхин». Был вторым режиссёром драмкружка в рабочем клубе коммунальников им. Томского (Пермь).

В 1924—1930 годах учился на социально-экономическом отделении педагогического факультета ПГУ. Занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ) «Кузница». С 1926 по 1931 год был редактором всесоюзного методического издания (журнала) «Живая Театрализованная газета» (Пермь, Свердловск).

В 1932 году переехал в Москву. В середине 1930-х годов Пермяк обратился к драматургии и в 1935 была издана первая пьеса «Зеленый авангард». В 1937 была написана его самая известная пьеса «Лес шумит», которая была поставлена в более чем пятидесяти советских театрах. В 1938 году Евгений Пермяк был принят в Союз писателей СССР. В 1940-е годы несколько пьес Е. Пермяка были запрещены, и автор решил уйти из драматургии.

Вызывался в НКВД по делу поэта Ивана Приблудного, дал на него показания[3], Приблудный был расстрелян.

В 1941 году Пермяк переехал с семьёй в Свердловск (эвакуация), где по заданию А. А. Фадеева стал орг. секретарем «Литературного центра» на Урале до 1942, когда он назначен корреспондентом Совинформбюро. В 1944 г. Е. Пермяк вернулся в Москву.

В послевоенное время Е. Пермяк обратился к прозе. В 1946 году он издал свой первый научно-популярный роман «Кем быть», который имел успех и несколько переизданий.

На III съезде писателей РСФСР был избран председателем Ревизионной комиссии СП РСФСР (1959—1980).

Творческая манера Пермяка испытала сильное воздействие «уральских сказов» П. П. Бажова, с которым писатель сотрудничал во время эвакуации в Свердловске.

Роман «Сказка о сером волке» изображает приезд русского эмигранта — американского фермера — в гости к брату, который открывает ему глаза на превосходство колхозной системы. В романе «Счастливое крушение» (1964) Пермяк пытался показать, что физиологическая сторона брака играет при социализме весьма незначительную роль.

В послевоенные годы часто обращался к детской литературе, много издавался как автор сказок и миниатюр популярно-просветительского и нравоучительного характера.

Умер 17 августа 1982 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (26 уч.)[4].

Книги[править | править код]

  • Кем быть?, 1946
  • Герои грядущих дней, 1951
  • От костра до котла, 1959
  • На все цвета радуги, 1959
  • Сказка о сером волке, 1960
  • Старая ведьма, 1961
  • Азбука нашей жизни. М., 1963, 1972
  • Горбатый медведь. В 2-х кн., 1965-67; Переизд. 1968, 1971, 1981, 1988.
  • Детство Маврика, 1969
  • Бабушкины кружева, 1967
  • Мой край, 1970
  • Последние заморозки, 1972
  • Разговор без обиняков, 1977
  • Голубые белки, 1978
  • Сказка о стране Терра-Ферро, 1959
  • Долговекий мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова. М., 1978

Экранизации[править | править код]

Фильм 1962 года «Серый волк» по роману «Сказка о сером волке», а также мультфильмы: «Фока – на все руки дока» (1972), «Белая бабочка» (1981), «Золотой гвоздь» (1986).

Библиография[править | править код]

Выборочно

  • Лес шумит: Героико-романтич. комедия в 4 актах. — М.: Искусство, 1939. — 130 с.
  • Дубовый идол: Комедия в 3 д. — М.: Искусство, 1939. — 124 с.
  • Перекат: Пьеса в 4 д. и 5 карт. — М.: Искусство, 1939. — 112 с.
  • Рожь цветет: Пьеса в 4 д. — М.—Л.: Искусство, 1940. — 88 с.
  • Серебряная ложка: Комедия в 3-х д. — М.: Искусство, 1940. — 94 с.
  • Золотая рыбка: Водевиль в 3 д. / Евг. Пермяк и Евг. Бегак. — М.—Л.: Искусство, 1940. — 92 с.
  • Ермаковы лебеди: Героич. представление в 4 д. Евгения Пермяка по одноимен. сказу П. Бажова об Ермаке Тимофеевиче, его храбрых есаулах, верной невесте Аленушке и о великом государе Иване Васильевиче. — Свердловск: Свердлгиз, 1942. — 80 с.
  • Иван да Марья: Комедия в 3 д. — Москва: Профиздат, 1942 (Свердловск). — 72 с.: ил.
  • Яснокамское лето: Повесть: [Для сред. и ст. возраста] / Рисунки И. Семенова. — М.—Л.: Детгиз, 1951. — 272 с.: ил.
  • Драгоценное наследство: Роман. — М.: Мол. гвардия, 1951. — 575 с.
  • Драгоценное наследство: Роман. — 2-е изд., переработан. — М.: Мол. гвардия, 1953. — 463 с.
  • Трудовой огонёк: Сказки. — М.: Трудрезервиздат, 1959. — 70 с.: ил.
  • Сказка о сером волке: Роман. / [Ил.: Н. Гришин]. — М.: Мол. гвардия, 1960. — 223 с.: ил.
  • Старая ведьма: Роман. — М.: [Гослитиздат] «Роман-газета»; № 24 (252), 1961. — 77 с.
  • Романы: Сказка о сером волке; Старая ведьма; Последние заморозки. — М.: Сов. писатель, 1964. — 552 с. — 100 000 экз.
  • Серебряное копытце: Комедия в 3 д. по мотивам одноим. сказа П. Бажова / Отв. ред. Б. Емельянов. — М.: ВУОАП, 1967. — 51 л.
  • Бабушкины кружева: Маленькие романы и рассказы. / [Ил.: Ю. Д. Шутяев]. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 212 с.: ил.
  • Горбатый медведь. Кн. 1 и 2.: Роман. — М.: Сов. писатель, 1968. — 664 с., 1 л. портр.: ил.
  • Бабушкины кружева: Маленький роман; Дочь луны: Рассказ. — М.: Правда, 1968. — 63 с. (Б-ка «Огонёк» № 36)
  • Сольвинские мемории; Царство тихой Лутони: Романы. — М.: Сов. писатель, 1970. — 293 с.: ил., портр.
  • Яргород: Роман. — М.: Сов. писатель, 1973. — 350 с.
  • Очарование темноты: Роман. — М.: Сов. писатель, 1976. — 400 с.
  • Очарование темноты: Романы. / [Послесл. В. Гуры. — М.: Известия, 1980. — 604 с.: ил. (Б-ка «Дружбы народов»)
  • От костра до котла: [Для дошкол. возраста] / [Худож. Л. Хайлов]. — М.: Малыш, 1982. — 16 с.: цв. ил.
  • Кто мелет муку: [Для дошк. возраста] / [Рис. Е. Мигунова]. — М.: Малыш, 1985. — 8 с. : цв. ил.
  • Горбатый медведь: Роман. — М.: Современник, 1988. — 720 с., [1] л. портр.; ISBN 5-270-00122-5 (Рр: Б-ка рос. романа)
  • Рассказы: [для младшего школьного возраста] / худож. Г. Соколов. — М.: Стрекоза, 2008. — 61 с.: цв. ил. — ISBN 978-5-89537-985-1 (Библиотека школьника)
  • Бумажный змей: [для младшего школьного возраста: 0+] / ил. В. Канивца. — М.: Эксмо, 2016. — 119 с.: цв. ил. — ISBN 978-5-699-72702-5 (Книги — мои друзья)
Собрание сочинений
  • Собрание сочинений в 4 томах. / [Вступ. статья В. Полторацкого]. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1977.

Литература[править | править код]

  • Гура В. В. Евгений Пермяк: Критико-биографический очерк. — 2-е изд. — М.: Детская литература, 1982.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Капица Ф. С. Пермяк Евгений Андреевич // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 332—333. — ISBN 5-02-011304-2.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 В большинстве изданий (БСЭ, КЛЭ и др. местом рождения писателя названа Пермь.
  3. Куняев С. Ю., Куняев С. С. Растерзанные тени: избранные страницы из «дел» 20-30-х годов ВЧК-ОГПУ-НКВД, заведенных на друзей, родных, литературных соратников, а также на литературных и политических врагов Сергея Есенина. М.: Голос, 1995. С. 251:

    Вопрос. Что вам известно о контрреволюционной деятельности Приблудного?
    Ответ. Высказывания и поведение Приблудного Ивана ярко свидетельствуют о том, что Приблудный явно антисоветский человек, систематически занимавшийся контрреволюционной агитацией, поддерживавший близкие, дружеские отношения с врагами народа. Приблудный распространял контрреволюционную клевету, извращавшую лозунги партии и высказывания руководителей партии и правительства. Приблудный является автором многих контрреволюционных анекдотов, которые широко распространялись о руководителях партии и страны. Приблудный публично в ресторанах, пивных, кулуарах различных совещаний исполнял кулацкие стихи, в которых воспевал кулацкие хозяйства, шельмуя колхозное строительство. Он читал не только собственные стихи, но и антисоветские тоже кулацкого содержания стихи Клюева, П. Васильева. Кроме того, популяризировал уголовную романтику, составляя и редактируя песни уголовного содержания.

  4. Артамонов М. Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 163.

Ссылки[править | править код]

  • Пермяк, Евгений Андреевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Пермяк, Евгений Андреевич // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.

— Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Вопросы для обсуждения

Понравился ли тебе рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»? О ком этот рассказ? Сколько рыбок поймал Юра? Чему радовался мальчик, когда сварили уху? Как ты думаешь, какую семью можно назвать дружной? Мы можем назвать это произведение сказкой? Почему? (В нём нет сказочных персонажей и не происходит никаких чудес.) Можно сказать, что это стихотворение? (Нет, в нём нет мелодичности, напевности, окончания слов в строчках не рифмуются, оно не отличается образностью.)

И драматург. Евгений Андреевич обращался в своем творчестве как к серьезной литературе, отражающей социальную действительность и взаимоотношения людей, так и к детской. И именно последняя принесла ему наибольшую известность.

Евгений Пермяк: биография

Пермяк — псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов. Родился Евгений Андреевич Виссов в 1902 году, 31 октября, в городе Перми. Однако был в первый же год жизни отправлен вместе с матерью в Воткинск. В детские годы будущий автор возвращался в родной город, гостил у родственников, однако визиты были короткие и редкие. Большую же часть детства и юные годы маленький Женя провел в Воткинске.

Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на Воткинском заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения.

Работа

В Воткинске Евгений Пермяк окончил школу, а затем поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать и на пермской конфетной фабрике «Рекорд». Одновременно с этим пытался устроиться корректором в газеты «Красное Прикамье» и «Звезда». Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин». Был назначен на место режиссёра в драмкружке при рабочем клубе им. Томского.

Вскоре в Воткинске Евгений получил и корреспондентский билет (1923), который был выдан на имя Виссова-Непряхина.

Высшее образование

1189941

В 1924 году Евгений Пермяк (тогда еще Виссов) поступает в Пермский университет на социально-экономическое отделение педагогического факультета. Свое желание получить высшее образование он объяснял тем, что хочет работать в народном образовании. Поступив в университет, Евгений с головой ушел в общественную деятельность. Он занимался различной клубной работой, принимал участие в организации кружка так называемой Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ), пользующейся в те годы огромной популярностью.

Уже позднее, в 1973 году, Евгений Пермяк будет с теплотой вспоминать годы, проведенные в университете. Особое место он уделит воспоминаниям о ЖТГ, расскажет, что студенты называли ее «Кузница». Название связано с тем, что был единственным на Урале. И именно он стал местом, где «ковались» химики, врачи, педагоги и т.д.

Выпуск газеты

Каждый выпуск нового номера «Кузницы» становился настоящей сенсацией для университета. Во-первых, потому что газета всегда была злободневна. Во-вторых, критика в ней всегда была смела и очень беспощадна. А в-третьих, это всегда было очень зрелищно. Дело в том, что ЖТГ была газетой, которая презентовалась только на сцене. Поэтому зрители могли насладиться еще и музыкой, песнями, танцами и речитативами. На каждый выпуск собирался большой университетский зал, и там не было свободных мест. Кроме того, часто газета выезжала с выпусками. Живая газета пользовалась огромной популярностью.

Пермяка, да и сам он как писатель, тогда были неизвестны. Зато его общественная деятельность не оставалась незамеченной. Часто студента отправляли на Всесоюзный съезд клубных работников, проходящий в Москве, где он представлял свой ПГУ.

1189943

Однако, несмотря на все это, сама студенческая жизнь была нелегка. Несмотря на стипендию и небольшие гонорары за статьи в газетах, денег все равно было очень мало. Поэтому Виссов подрабатывал. Доподлинно известно только одно место его работы за этот период — водоканал, где прослужил контролером водопровода все лето 1925 года.

Столица

Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит». Они были поставлены и шли практически на всех подмостках страны.

Во время Великой Отечественной войны писатель был эвакуирован в Свердловск. В этом городе провел он все военные годы. В те годы туда же были эвакуированы и многие другие известные писатели: Агния Барто, Лев Кассиль, Федор Гладков, Ольга Форш, Илья Садофьев и др. Со многими из них Пермяк был знаком.

В те годы стали известны уже и рассказы Евгения Пермяка. Поэтому неудивительно, что П.П. Бажов, возглавлявший свердловскую организацию писателей, часто приглашал к себе в гости Евгения Андреевича. Вскоре их беседы о писательском ремесле переросли в дружеские отношения.

Евгений Пермяк: рассказы для детей и другие произведения

1189945

Годы, прожитые в Воткинске, Перми и Свердловске отразились в таких произведениях писателя, как:

  • «Высокие ступени»;
  • «Азбука нашей жизни»;
  • «Детство Маврика»;
  • «Дедушкина копилка»;
  • «Сольвинские мемории»;
  • «Памятные узелки».

Большое внимание Пермяк уделял теме труда, особенно остро она проявилась в романах:

  • «Последние заморозки»;
  • «Сказка о сером волке»;
  • «Царство Тихой Лутони» и т.д.

Кроме того, перу Пермяка принадлежит ряд книг для детей и юношей:

  • «Дедушкина копилка»;
  • «Кем быть?»;
  • «Замок без ключа»;
  • «От костра до котла» и т.д.

Но наиболее популярны сказки писателя. Самые известные из них:

  • «Волшебные краски»;
  • «Чужая калитка»;
  • «Березовая роща»;
  • «Хитрый коврик»;
  • «Пропавшие нитки»;
  • «Про торопливую куницу и терпеливую синицу»;
  • «Свечка»;
  • «Двойка»;
  • «Кто мелет муку?»;
  • «Недовольный человек»;
  • «Мелкие калоши»;
  • «Золотой гвоздь»;
  • «На все цвета радуги»;
  • «Бумажный змей».

Особенности творчества

1189947

Основное внимание уделял насущным проблемам общества Евгений Пермяк. Книги писателя всегда отражали проблемы современного ему времени. Даже его сказки были приближены к действительности и насыщены политическим подтекстом.

В идейно-художественном плане романы были основаны на столкновении событий и характеров, отражающих дух времени. Для Пермяка современность была не фоном, а основным содержанием, которое определяло конфликты повествования и образовывало целую систему. Автор сочетал в своем творчестве злободневность, лиричность и в то же время сатиру. За это его часто упрекали в публицистичности и излишней заостренности характеров и ситуаций. Однако сам Пермяк считал это заслугой своих произведений.

Евгений Андреевич Пермяк
(настоящая фамилия Виссов, 1902 -1982) — русский писатель, драматург.

К жанрам детской литературы начал активно обращаться после Великой Отечественной войны. Был известен, как автор сказок и поучительных коротких рассказов. Читайте популярно-просветительские миниатюры Пермяка с иллюстрациями на нашем сайте.

Пермяк читать

Навигация по произведениям


    Про Фильку-Мильку и Бабу-Ягу

    Полянский Валентин

    skazki valentina poljanskogo5

    Эту сказку рассказала моя прабабушка – Мария Степановна Пухова моей маме – Вере Сергеевной Тихомировой. А та – в первую очередь – мне. И вот я записал её и вы прочитаете про нашего героя. У …

    Полянский Валентин
    skazki valentina poljanskogo2

    У одних хозяев был пёс Боська. Марфа – так звали хозяйку ненавидела Боську, и однажды решилась: «Выживу-ка я этого пса!» Ага, выжить! Легко сказать! А как это сделать? – Задумалась Марфа. Думала, думала, думала – …

    Русская народная сказка

    feat khvosty1

    Однажды по лесу прошел слух, что зверям будут хвосты раздавать. Все не очень понимали, зачем они нужны, но раз дают — надо брать. Все звери потянулись к поляне и зайчишка побежал, да сильный дождь его …

    Царь и рубашка

    Толстой Л.Н.
    feat tsar i rubashka l tolstoj3

    Однажды заболел царь и никто не мог его вылечить. Один мудрец сказал, что царя можно исцелить, если надеть на него рубашку счастливого человека. Царь послал найти такого человека. Царь и рубашка читать Один царь был …

pro slona


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

— Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?p2

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

— Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

— Как же это так? — спрашивает Митю отец.

— Ножик плохой, — отвечает Митя,-косо строгает.

— Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

ras1— А как? — спрашивает Митя.

— А вот так, — сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

ras2

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!

Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.

Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией — Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее — Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют — Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

Оно, мама, само отломалось.

А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

Она, мамочка, сама разорвалась.

А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

А как? — спросил Миша.

Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили — охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварем сидит.

Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, — ответила Маша. — Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

А зачем? — спрашивают девочки.

А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, — сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!

Ах!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду — сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.

Вероника Савельева

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить детей пересказывать литературный текст
, используя авторские выразительные средства.

Развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать

Обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Учить оценивать словосочетания по смыслу.

Упражнять в подборе синонимов.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом
, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е
. Пермяк
, называется «Первая рыбка
»
.

Чтение рассказа
с последующим обсуждением

(Текст рассказа
представлен в приложении)

Вопросы к тексту
:

Почему этот текст называется «рассказ
»
?

О чем говорится в этом рассказе
?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить)
Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов
? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
Из текста
: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному
: то «большущий ершище»
, то «крохотный ершишка»
? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий»
, не просто ерш, а «ершище»
. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому.Вот и слова употребил с противоположным значением
: не «большущий ершище»
, а «крохотный ершишка»
— этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

Чему радовался Юра?

А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

Координация речи с движением «Рыбка
»
.

Рыбка плавает в водице
,

Рыбке весело играть
.

Рыбка
, рыбка
, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула
,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула
,

Рыбка быстро уплыла

Воспитатель. Юра написал письмо другу о своей рыбалке.Но друг не понял некоторые слова
: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ
, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа
.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель. Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы
:

Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал
. Ерша.)

Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка
).

Воспитатель. Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать
.

После пересказов
проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно
, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

Воспитатель. В рассказе сказано
«крохотный ершишка»
. Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький)
.

Воспитатель. Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

Воспитатель. Какими словами сказано про «ершище»
? Да, «большущий ершище»
. Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий»
слова, близкие по смыслу (огромный, громадный)
.

Воспитатель. Как вы думаете,можно ли так сказать
: «большущий ершик»
? Почему вы считаете, что нельзя? А можно сказать «крохотный ершище»
? Почему так нельзя сказать?

Воспитатель. Про что еще можно сказать «крохотный»
, что бывает крохотным?. А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.)

Проговаривание скороговорки в разном темпе
: «На реке камыши — расплясались там ерши»
.

Воспитатель подводит итог, хвалит детей за работу на занятии.

Приложение.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал
. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху.Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать
:

Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка
.

Тема:
Пословицы о руде . Е.А.Пермяк « Маркел-самодел и его дети»

ЦЕЛЬ: познакомить
с биографией и творчеством Е,А, Пермяка, воспитывать интерес к книге; формировать
умение анализировать поступки людей;

Планируемые
образовательные результаты-        Предметные (
объем освоения и
уровень владения компетенциями): научатся: находить главную мысль текста;
характеризовать героев рассказа, соотносить качества героев сказки с их
поступками; получат возможность научиться; соотносить пословицу и текст,
рисунок и сюжет сказки;

Метапредметные:
познавательные: выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков
объектов с целью решения конкретных задач; регулятивные: выполняют учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, используют речь
для регуляции своего действия; коммуникативные: задают вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; осознают мотивацию к учебной
деятельности.

I. Организационный
момент

II.
Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА
ДОБРЫЕ ДЕЛА».

— Покажите
голосом, что дано человеку?для чего?для каких дел?

— Какое,
по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

— Вывод. Для чего
дана жизнь человеку?

-А какие пословицы
вы подготовили к уроку? ( о труде)

-Значит о чем
будет наш урок?

III.
Речевая зарядка.

— Прочитайте
предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ
ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

— Какие задали
вопросы?

— Какие вопросы
еще можно задать?

— Сколько слов в
предложении?

— Сократите

  • до 7
    слов.
  • до 5
    слов.
  • до 3
    слов.

IV. Беседа
о рассказах Е.Пермяка.

Евгений Андреевич
Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот
город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии
предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и
юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с
бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя
учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное,
слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые
заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году
Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре
уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой
Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с
известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений
Пермяк в 1982 году.

  • -Что
    запомнили о Евгении Пермяке?
  • «Маркел-Самодел и его дети»
  • -Как
    вы думаете о чем или о ком этот рассказ?

V. Работа
по теме урока

Чтение рассказа по
цепочке.

Какие старинные
профессии нам встретились в тексте?( просмотр иллюстраций)

Ответы на вопросы
по рассказу.

— Кто помогает нам
стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

— Кто научил детей
делу? — Кто помогал в работе?

— Какие хорошие
качества появились у детей?

конверт
«Собери пословицу».

— составить
пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО
ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И
ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ –
ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО –
ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО
ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В
ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

— О чем эти
пословицы?

— Прочитайте, как
взрослые хвалили детей. (выборочное чтение учащихся)

— Расскажите, чему
вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

— Зачем вас дома
учат трудиться?

VI.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IX.
Подведение итогов.

— Всегда ли дети
бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

— Каким должен
быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

-Какую главную
мысль рассказы вы запомнили?

«Каждые
руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».
-Как вы понимаете эту пословицу?

Давнее давнего это было. Жил в те незапамятные времена
Маркел-Самодел. Все сам делал. Пашню пахал, железо ковал. Домницы ставил, руду
в них плавил. Рыбу ловил, на охоту ходил.

И жена у него, Маркеловна-Самоделовна, тоже сама всю женскую
работу справляла. Лен пряла, холсты ткала, кожи квасила-мяла, одежу-обужу шила.
Жарила, парила, варила, детей уму-разуму учила.

Дельными подрастали сыны-дочери. В отца-мать пошли
Маркеловичи-Самоделовичи. Никакая работа из рук не валится. Топором машут,
сохой пашут, горн раздувают, горшки обжигают. Сеют и веют — все умеют.

Только стал замечать Маркел, что набольший сын пуще других к
пашне тянется и та же земля у него лучше родит, а второй сын от наковальни не
отходит и до того славно кует, что и Маркел так не ковывал. То же и третий сын,
Сазон Маркелович-Самоделович, все может, а рыбу-зверя лучше других промышляет.
Подрос и четвертый сын, Платон Маркелович. И так-то он к топору пристрастился,
что каждому брату срубил по избе, каждой сестре — по терему.

Видит Маркел, что и дочери у них в отца-мать уродились, только в
каждой своя трудовая жилка бьется. Одна одежу шьет — залюбуешься, вторая
холстину ткет — не надивуешься. У третьей посуда в руках улыбается. Какой
горшок-чашку ни слепит — всем весело.

Задумался над этим Маркел-Самодел. Долго думал. А когда пришло
время Маркелу-Самоделу со своей семьей навечно прощаться, созвал всех и напутствует:

— Дети мои! Вижу я, что из всех дел каждый в своем уме. Значит,
разные руки по-разному хватки, во всякой голове — свои задатки. Так и живите.
Так и детям-внукам наказывайте.

Умер Маркел. Разделили сыны-дочери между собою отцовский труд. А
отцовское хозяйство не распалось. Каждый хоть и сам по себе — своим домом
живет, а свою работу для всех делает. Один сын для всех пашет и сеет. Другой —
для всех железо кует, руду плавит. Третий — в лесу промышляет, братьев-сестер в
меха одевает.

И дочери также — кто сукна ткет, кто кожи мнет, овчины квасит,
холсты красит. Тоже для всех.

Мастера, мастерицы на земле появились. Ремесла зародились. Лучше
люди зажили.

От Маркеловых сыновей-дочерей внуки-правнуки пошли. Эти-то уж
вовсе хваткими мастерами стали. И каждый из них в своем деле так далеко шагнул,
что ветер, воду, огонь на службу поставил да на себя работать заставил. Только
это из других времен сказка, тоже не без умысла сложена.

А в этой сказке умысел простой. Как станешь трудовую дорожку,
счастливую тропинку искать — Маркелов наказ вспомни.

Проверь, какая в тебе трудовая жилка бьется, какая работа лучше
других удается, — та и твоя.

Бери ее и дальше двигай, выше подымай. Не ошибешься. Далеко
пойдешь, если свое дело найдешь. Не зря старый Маркел добрым людям памятный
узелок завязал:

«Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове — свои задатки».

  • Пермяк два рассказа читать
  • Перешлите как пишется правильно
  • Перечная тушенка как пишется
  • Перечитайте фрагмент сказки о мертвой царевне и семи богатырях а с пушкина начиная со слов
  • Перечитайте сказку лиса и котофей иванович даны три ответа один из них правильный