Перевод сказки сак сок

eminem translation son, you can suck my dick if you dont like my shit cuz i was high when i




[Eminem]

Translation
Son, you can suck my dick if you don’t like my shit
Cuz I was high when I wrote this, so suck my dick

Two pills I pop ’til my pupils swell up like 2 pennies
I’m Clint Eastwood in his mid-twenties
A young ass man with a trash can strapped to the back of his ass
Little raps can’t shoot thru his glass pants
I’m like a monkey at night, fightin’ with bright lightning
Frightened with 5 little white Vicadin pills bitin’ him
I’m like a fuckin’ wasp in the hospital lost
Stingin’ the fuck outta everything I come across in the halls
I’ll light a candle and place it up on the mantle
Grab a knife with a blade, and stab you with the fuckin’ handle
So when you find yourself wrapped up in the blinds, hurtin’
It’s just too late, cuz what you hung from the drapes is curtains

[Swifty McBay]
I’m an instigator, 380 slug penetrator
Degrading, creating murders to kill haters
Accused for every crime known thru the equator
They knew I did it, for havin’ blood on my gators
My weed’ll hit your chest like a double barrel gauge
I’m a black grenade that’ll blow up in your face
Wit a fifth in me, when I guzzle Remi, I do shit on purpose
You never hear me say «forgive me»
I’m snatchin’ every penny
It gotta be that way nigga, face it
That weed I sold to you ?brigade pasted?
You high and I make the president get a face lift
Niggas just afraid, handin’ me they bracelets
Chillin’ in the lab, wasted
I’m the type that’ll drink Kahlua and gin — throw up on the mic
Your life is ruined, you get socked right on site
And even at the Million Man March, we gon’ fight

1 — [Eminem]
Son, you can suck my dick if you don’t like my shit
Cuz I was high when I wrote this, so suck my dick
Cuz I don’t give a fuck if you don’t like my shit
Cuz I was high when I wrote this, so suck my dick

[Bizarre]
I’m a compulsive liar, set my preacher on fire
Slash your tires, find Dom, Finkel and Mya
Plates expired, soon as I’m hired, I’m fired
Jackin’ my dick off in the bed, a barb wire
(Hey, is Bizarre performing?)
Bitch, can’t you read the flyer?
? ’bout a guest, would be Richard Pryor
(Aren’t you a male dancer?)
Nah bitch, I’m retired
Fuckin’ your bitch in the ass with a tire iron
I’m ripped, I’m on an acid trip
My DJ’s in a coma for lettin’ the record skip
Lettin’ the record skip
Lettin’ the record skip
(Damn!)

* DJ scratches*

I’m fuckin’ anything when I’m snortin’
It’s gonna cost 300 dollars to get my Pit Bull an abortion
Some bitch asked for my autograph
I called her a horse, spit beer in her face and laughed
I drop bombs like I was in Vietnam
All bitches is hoes, even my stinkin’ ass mom

[Caniver]
Ay-yo, flashback, 2 feets
Too deep up in that ass crack
We ain’t laced with somethin’, nigga pass that
And after that, we only hang out with hash rats
Had to stop the violence loudly, I blast gats
Be your momma publishin’, get your ass capped
The Caniver, divide up your cash stack
Raid your mothafuckin’ pockets, ass half
I don’t need a platinum chain bitch, I snatch Shaq’s
Born loser, half thief and half black
Bring your boys and your guns and get laughed at
Bitch smacked, a rich rapper get a Jag jack
And found chopped up in a trash bag

[Dirty Harry]
Stranglin’ rappers to the point they can’t yell
Cuz they true as ? fags, sweeter than bake sales
Reckless, come from behind and snatch your necklace
Gruesome, and causin’ more violence than 9 hoodlums
I grapple your adam’s apple until it crackle
Run right past you, turn around, grab you and stab you
Get executed, cuz I’m a looney
I got a yuck mouth and it’s polluted
I cock it




[Эминем]

Перевод
Сын, вы можете сосать мой член, если вам не нравится мое дерьмо
Потому что я была высокой, когда я писал это, так сосать мой член

Два таблетки я поп ‘сезам моих учеников опухают как 2 копейки
Я Клинт Иствуд в его середине двадцатых годов
Молодой человек с осла мусорное ведро привязали к спине своего осла
Маленькие рэп не может стрелять через его стеклянные штаны
Я, как обезьяна в ночное время, сражаемся с ярким молнии
Испуганная с 5 маленькими белыми Vicadin таблетки кусая его
Я, как чертовски оса в больнице потерял
Stingin «ебать Outta все, что я наткнулся в залах
Я зажечь свечу и поместите его на мантии
Возьмите нож с лезвием, и ударить вас с чертову ручку
Итак, когда вы окажетесь завернутый в жалюзи, hurtin «
Это слишком поздно, Потому что вы висели шторы шторы это

[Swifty McBay]
Я зачинщиком, 380 пули проникающего
Унижающих достоинство видов, создавая убийства, чтобы убить ненавистников
Обвиняемый для каждого преступления, известного через экватор
Они знали, что я это сделал, для Хавин кровь на моих аллигаторов
Мой weed’ll ударил в грудь, как датчика двойного баррель
Я черный граната, который будет дуть в вашем лице
Вит пятое место в меня, когда я жрать Реми, я дерьмо на цели
Вы никогда не услышите меня говорят и Quot, прости меня & Quot;
Я snatchin «каждую копейку
Это должен быть тот путь ниггер, лицо его
Это сорняк Я продал вам? Бригады вставили?
Вы высоко, и я делаю президент получите подтяжка лица
Ниггеры просто боятся, Хандин «меня они браслеты
Chillin ‘в лаборатории, впустую
Я тот тип, который будет пить Калуа и джин — бросить на микрофон
Ваша жизнь разрушена, вы получаете двинул прямо на сайте
И даже в миллион парня марта мы собираемся ‘бой

1 — [Эминем]
Сын, вы можете сосать мой член, если вам не нравится мое дерьмо
Потому что я была высокой, когда я писал это, так сосать мой член
Потому что я не даю ебать, если вам не нравится мое дерьмо
Потому что я была высокой, когда я писал это, так сосать мой член

[Bizarre]
Я компульсивное лжец, установить мой проповедник в огне
Slash ваши шины, найти Dom, Финкель и Mya
Плиты истек, только я нанял, я уволен
Jackin ‘мой член от в постели, колючей проволоки
(Эй, Необычный исполнительский?)
Сука, вы не можете прочитать листовку?
? Насчет гостя, будет Ричард Прайор
(Вы не танцор?)
Нах сука, я ушел в отставку
Гребаный свой сука в жопу с монтировкой
Я разорвал, я на кислой поездки
Мои ди-джеев в коме «Lettin запись пропуска
Lettin «рекорд пропуска
Lettin «рекорд пропуска
(Черт!)

* DJ царапин *

Я чертовски-нибудь, когда я snortin «
Это будет стоить 300 долларов, чтобы получить мой питбуль аборт
Некоторые суки попросил у меня автограф
Я позвонил ей лошадь, плевать пиво в лицо и засмеялся
Я сбрасывать бомбы, как я был во Вьетнаме
Все суки мотыги, даже моя stinkin задницу мама

[Caniver]
Ай-йо, воспоминание, 2 Feets
Слишком глубоко в эту задницу трещины
Мы не пронизан Somethin ‘, ниггер, что проход
И после этого, мы только болтаться с хэш крыс
Если бы, чтобы остановить насилие громко, я взорвать ГАТС
Быть вашим мама publishin «, получить свою задницу ограничен
Caniver, разделить ваши наличные стек
Raid карманы ваших mothafuckin «, задница наполовину
Мне не нужно платиновой цепи сука, я вырвать Шак-х
Родился неудачник, половина вор и наполовину черный
Принесите ваши мальчики и ваши пушки и получить смеялись
Сука ударил, богатый рэппер получить гнездо Jag
И нашли нарезанный в мешок для мусора

[Грязный Гарри]
Рэпперы Stranglin ‘к точке, они не могут кричат
Потому что они, как верно? ФАГ, слаще продажи пекут
Бесшабашный, приходят сзади и вырвать свой ожерелье
Тяжело и создаю «больше насилия, чем 9 хулиганов
Я бороться яблоко Адама вашего, пока он не хрустят
Запустите мимо вас, развернуться, схватить тебя и ударить вас
Получить выполняется, потому что я нахожусь Looney
Я получил фу рот, и это загрязненных
Я петух,


Редактор: Юрий Серебрянский

Перевод сказки сак сок
(рассказ)

мамадыш
2021

әнкәй, токмачны үзең күп иттең.
әткәй кайтканчы, безне юк иттең.

мама, много лапши ты сама сделала.
до прихода папы сделала так, что нас не стало.

(подстрочник)

мама, много лапши понарезала ты.
до прихода отца бед наделала ты.

(перевод розы кожевниковой)

*

имезгән сөткә, әнкәй, өрсәнә,
кыямәт көндә бәхил булсана.

на грудное молоко, мама, подуй, 
в судный день прощение получи.

(подстрочник)

молоком нас вскормила – подуй, чтоб простить,
в судный день мы не станем обиду таить.

(перевод розы кожевниковой)

баит ‘сак-сок’

1

я и регина полюбили друг друга к середине февраля. начали чаще встречаться, хвататься за локти и за ладони по поводу и без повода: я без конца помогал ей например перейти через наледь, снимал варежку, протягивал руку – и она снимала свою, давала длинные теплые пальцы и держалась крепко. а если она смеялась – обеими руками вцеплялась в мой локоть и нежно и сильно тянула его вниз. а шутить и смеяться к этому времени регина стала заметно чаще. и наледь была везде. на улицах было холодно. нам было очень тепло. мы часто снимали шапки и разматывали шарфы. кажется все было понятно про нас. и ясно что мы с региной вот-вот поцелуемся.

2

мы поцеловались на улице луковского – у театра кукол – в нескольких шагах от старого цокольного ‘хлебного’. мы просто остановились – и… было темно и шел снег. люди вокруг ходили. кто-то вез на санках пустые и полные фляги – а кто-то детей. это длилось около десяти секунд. но было очевидно как мы с региной сразу же хлынули друг в друга через наши искусственные дубленки – какие стоим ослепительно голые – и что весь мир на нас смотрит. наши нижние пуговицы превратились в глаза-ворота, они моментально увидели там внизу всё-всё-всё. мы оба очень смутились и страшно обрадовались. с ума сойти от тебя, регина.. – негромко сказал я ей. – от твоих ног.. и густоты.. регина отвела глаза и ответила: я тебя почувствовала.. мне почти было больно..   дело за малым. – сказал ей я. – выходи за меня замуж. регина ответила: да. духосошественская церковь без барабанов и куполов с мышатами-лягушатами из сказок на стене и с афишами у входа – это и был на тот год казанский театр кукол. мы держались за руки и смотрели на церковь-театр и вокруг. регина вдруг качнулась – будто бы человек оступился, я подхватил. мы жали жали и жали пальцы друг друга.

3

фамилия у регины была сафина. иногда я называл ее regina coeli – царицей небесной. это выражение регина узнала от меня. и вряд ли ее родители, жившие в мамадышском районе в деревне чия, имели в виду эту праздничную латынь когда называли дочь. регина цели! авэ! лаэтарэ! царица небесная! радуйся! веселись! регина всегда смеялась, висла на локте и говорила, что так называю ее один только я. уже замерзали ноги – а мы все стояли у церкви-театра. молчали. идти никуда не хотелось. куда? ведь мы же пришли! я предложил регине в ближайшие выходные поехать к ее родителям и все про нас рассказать. регина повисла на локте, вскрикнула и согласилась. потом мы все-таки как-то ушли. я проводил невесту-регинушку в ее общежитие – возле него мы коротко поцеловались снова – а сам поехал домой на попутной машине – думать о регине, спать и летать. я – казанец, а регина когда-то приехала сюда учиться. только мы уже не студенты.

4

вскоре мы с региной пришли на угол профсоюзной и пушкина на переговорный пункт – и она предупредила маму о нашем субботнем приезде. папы у нее не было. поздоровавшись с матерью по-татарски, она перешла на русский – чтобы понимал я. и только в один момент вернулась к татарскому, когда улыбнулась услышав что-то, и громко спросила: и-и? карга боткасы буламы? искиткеч!!

5

ой ой! будет воронья каша? вот здорово!! мы ехали. белая земля, белые овраги. а небо как тряпочка на ветру. мы держали наши руки близко – но не касались. ведь рейсовый автобус в мамадыш с казанского автовокзала – это уже мамадышский район – пристальный-пристальный – он во все глаза смотрит на нас. не касались – и умирали от самого млечного обладания друг другом. какое счастье быть женихом и невестой и захлебываться в нашем море, регина, милая – и ждать дня свадьбы, чтобы ночью впервые впервые тебя раздеть. впервые всё равно! – хоть я уже и раздел ее накануне телефонного разговора с родителями, в своей съемной угловой квартире с балконом и качающимся деревом вплотную к нему на улице латышских стрелков. а моим родителям, жившим на девятом этаже на гаврилова с окнами на заросшую ивами казанку, регина уже была представлена и очень понравилась им. мы решили пожениться в середине апреля. и я уже многое знал о празднике карга боткасы – и с нетерпением ждал его.

6

я ехал и умирал-воскресал посреди уходящей подорожной зимы как среди всех майских вишен – от нашей любви с сафиной региной, будущей осокиной. и видел свою невесту, чувствовал ее вкус во рту. полные длинные ноги ее – взметнувшиеся к потолку, улетевшие к стенам.. русские и казанские татары – бог создал нас друг для друга. мы – самые родные народы на земле. только мы понимаем друг друга и дополняем-одариваем так глубоко и полно. и дети от наших браков – самые красивые. а регина хранила меня внутри – ведь утром перед отъездом на автовокзал на мамадышский автобус мы проснулись у меня и снова перевилились. ну когда же, ну когда же это повторится!.. только в казани через несколько дней. сейчас в родительском доме невесты это будет невозможно. у регины там и младшие сестры есть, и братишка, и дедушка. но регина моя, регина! – я еще невозможнее ласкаю тебя когда тебя жду… в мамадыше мы пересели на другой автобус, похожий на живую отважную крошечку, на жука-долгоносика, и он как долгоносик в траву уверенно занырнул в глубины района. до деревни чия мы еще потом шли три километра по кривому полю. а чия – это вишня. исәнмесез! менә – без бу. здравствуйте! вот и мы.

7

и мы как-то совсем никак не ожидали что мы как пара не понравимся маме регины, резеде-апе. может быть я напоминал ей кого-то? может быть что-то увидела-почувствовала? может быть еще что? я не заметил ни одной оплошности за собой и регина не заметила. только мама сказала дочери после ужина, помогая стелить нам по разным комнатам: он тебе не пара, не надо, не выходи, покажи ему завтрашний праздник, вернитесь в казань и распрощайся с ним. регина возмутилась, шепотом заплакала, опять возмутилась. мама сказала: что? – может быть ты с ним уже..? регина ответила: да – и хочу еще. мама ей шепотом крикнула: тишекбаш песнәк. синица пустоголовая. синица-дыркаголова.

8

с раннего-раннего утра по дворам чии ходили дети вместе с очень старой и очень веселой бабушкой – собирали на воронью кашу крупу и масло. на некоторых детках были смешные картонные крылья и совсем смешные шапочки с клювами. дети взмахивали руками и каркали. воронья бабулечка хохотала. мы не спали всю ночь – каждый в своей кровати. регина успела передать мне разговор с матерью перед сном. мы тоже встретили маленьких воронят с их начальницей, даже им улыбнулись. хозяева дома дали продукты. нас пригласили на праздник ближе к полудню – на пригорок с рощей. ветер дул и дул – но был теплый теплый. зима собиралась уходить – а весна прилетала на крыльях ворон и других их родичей, которые первыми в нашей земле волнуются и вьют гнезда. карга боткасы – добрый-добрый праздник, старше чем ислам, позабытый во многих деревнях. на этом празднике нужно угощать птиц и землю, угощать друг друга и угощаться самим. благодарить за пережитую зиму, молиться о наступающем тепле. залезать на деревья повыше и каркать, раскидывая воронью кашу во все стороны. или поручить это детям – они точно справятся! радовать и радоваться. а мы были с региной… если сказать что были расстроены – это ничего не сказать. я попросил утром у регининой мамы регининой руки. она сказала, что ‘пусть регина решает’. мы от ее голоса не повеселели. хоть и женимся, конечно же. чияләр дә безгә карап ‘сез бәхетле!’ – дияләр. и вишни глядя на нас говорят: вы счастливы! есть такая песня. может быть, мы ее еще пропоем.

9

синицу-слово можно поймать. но только вовремя. хоть и трудно – но можно. если сразу же. а потом нельзя. где же искать ее потом? только вот мы с региной ловить ее не стали. и резеда-апа не стала. и никто не стал. с нашими маленькими сумками мы сделали вид, что пошли на праздник, чтобы потом сразу же сесть на автобус на мамадыш и казань. но на праздник мы не пошли. а мимо спешащих туда нарядных веселых людей тихонечко вышли за чию, пошли по полю, вышли на асфальт и поймали первую же попутку в сторону мамадыша. в мамадыше я уговаривал регину заночевать в гостинице, потому что последний автобус на казань ушел в три с чем-то часа дня, а было уже четыре с чем-то. но она не согласилась, сказала что тут все друг друга знают, что хочет ко мне, в казани, у меня в квартире – помыться, раздеться и лечь. чтобы я ее к себе прижал и не отпускал до понедельника. и мы сели к частнику на автостанции. дорого, ну и пусть. денег у нас было полно, прямо впервые в жизни столько, мы взяли всё что смогли, постарались. а вдруг бы мы в деревне сразу дом с садом купили или коня или пару живых гусей? или подарили родственникам по случаю заручин?

10

а после приказанской нежной пограничницы – реки мёши, после поворота на пестрецы, до казани уже в тридцати километрах, наш водитель внезапно сошел с ума, пошел на двойной обгон, нас ударило, закрутило, страшно засюсюсюкало чем-то обо что-то, снова ударило, выбросило с дороги и перевернуло. кажется.

11

когда я открыл глаза – мне сказали что я в ркб и что моей жизни ничего не угрожает. ркб это республиканская клиническая больница – если кто-то не знает. а регина сафина? – спросил я. а регина сафина без сознания, у нее серьезная травма головы. я закрыл глаза и увидел большую как корова синицу. у этой синички в голове была дыра. из дыры выползал красный дракон и юлил глазами.

12

подсолнухи… регина хотела везде где будем мы сажать подсолнухи, она их очень любила. а я ей в ответ тогда рассказал непристойный польский анекдот-вопрос: когда девушка похожа на подсолнух?   – и когда же?   я даже не стану писать тут ответ. регина тогда, к моей занебесной радости, не сразу его поняла. я объяснил – и она заалела. а я целовал ее и целовал тогда… и пообещал что она тоже будет у меня напоминать подсолнух – и часто. а теперь она в реанимации в коме. и меня к ней даже не пустили, потому что нельзя. а через дверь ее не видно. я ей никто для врачей. а пустили только приехавшую в казань резеду-апу. мы с ней встретились у тех самых дверей. я дал ей ключи от своей квартиры на латышах, чтобы она там пока жила – а сам переехал на квартал к родителям. я собрался там – на прибрежных болотах моего детства – помочь регине. я хотел изловить синицу. или договориться с ней. или не знаю с кем.

13

а я действительно здесь появился на свет – впервые увидел его и себя в этом месте. это был частный сектор посреди болот в районе нынешнего авторынка. теперь на месте тех наших домов – многоэтажки, парковки, пятерочки-магниты, я туда давно не хожу, потому что и так всё вижу внутренним зрением, а зрение физическое меня расстраивает. и стаи уток, и травы до облаков, и рыбу в воде, и личинок, и себя-ребенка в штормовке и сапогах, с двумя палками-щупами. и слышу как дальний товарный поезд стучит, катает туда-сюда по свету мое детское сердце. и запахи все помню. нашу в десять досок и пятнадцать заборов улицу луговую затопило посреди зимы из-за какой-то аварии, когда мне было восемь лет – и всех нас раскидали по новостройкам у берега казанки, неподалеку. я помню как домов тут было не много – а котлованов со сваями полным-полно. земснаряды намывали из казанки пески, засыпали болота, пески ровняли и забивали в них новые сваи… я вырос в сказочном месте, только это не сказка, а правда – посреди болот, строек, песков с находками-чудесами, вымытыми со дна реки, новоселов, песков, строек, осок, камышей, а еще дальше была та самая железная дорога, мост над рекой, а за мостом старые дачи. на нынешние квартала если посмотрит нездешний человек – он ровным счетом ничего не увидит, ничего веселящего и согревающего сердце. ему туда не надо – и правильно. но такие как я – мы видим. а бледные джунгли девятиэтажек – это наш мангровый лес. и мне нигде на земле не спокойно, кроме как здесь. и река казанка – это моя река номер один – именно и только к ней можно было выйти через болота, кусты и пески. а двигаясь дальше уже ее гибким телом –  куда угодно. моя река казань. а состав воды в ней может быть какой угодно. лишь бы не пересохла.

*

зима. мороз. темнота. мы с отцом идем с санками на болото, чистое-чистое как родник, чтобы в проруби набрать воды и привезти домой. а макнуть ни флягу ни ковш невозможно – потому что там живые рыбьи рты и спины плотно как бусины на бусах. зимы были крепкие, болота неглубокие, промерзали почти до дна – рыбинам не хватало кислорода. они не были крупными, скорее мальки – лини, караси… такие красивые, зеленовато-бронзовые, опаловые, цитриновые, турмалиновые.. их подсвечивали луна и звезды – и красота умножалась в разы. я черпал их горстями – и они живым обжигающим потоком скатывались с моих рук обратно в воду. и мне было жарко от восторга. вот что я видел зимами в детстве на теперешних кварталах. и мне ведь не двести лет, даже не сорок пять. и это город-миллионник, а не стойбище на реке таз на ямале. так как же мне не любить квартала? я везде по ним очень скучаю. как те давно засыпанные и застроенные караси и лини по своему кислороду, по своим звездным ночам.

*

божечки! вы мне сумеете помочь? нет ведь, наверно.

14

я вышел у роддома и пошел по чуйкова – к казанке…
я не уйду отсюда пока не смогу что-нибудь…

15

если бы я был помоложе, даже хотя бы на месяц, поменьше снимал варежки, пореже ссорился с людьми, пореже терял надежды, а то и веру… – я бы обязательно написал, что синицу я нашел и дырку в голове ей зацеловал-заделал. хоть это и было невозможно, трудно. или встретил старшего ангела земснарядов, рыбьего бога, спустился на дно реки – и они бы меня услышали… я продумал над этим рассказом двенадцать лет. но..

16

регина умерла тем же мартом – вороньим месяцем нулевого года. и я не был на ее похоронах в чие. а в мокрых ботинках бродил по кварталам под веселые крики птиц – всю весну пока не наступило лето.

17

а вас я приглашаю на праздник карга боткасы. он очень хороший, правда. поехали? вместе со мной. знаете как там будет здорово! целование, а не праздник. и всех своих на него зовите. обязательно! я каждый год стараюсь на нем бывать – в разных уголках, в разных районах. везде кроме деревни вишня. но вы пожалуйста съездите и туда. съездите за меня. я даже снял про этот праздник документальное кино и получил за него на фестивале приз. даже три приза.

18

есть татарская песня, прекрасная-прекрасная, одна из самых моих любимых. называется ‘за домом у меня есть черемуха’. или если уж совсем точно перевести – ‘за домом есть моя черемуха’. ее в деревнях на разные варианты поют и на разные даже мелодии. там с виду ничего грустного – но это очень грустная песня. эта песня о том, что жизнь у героя или героини (в татарском нет категории рода) сложилась не так как он хотел или она хотела. и что ему или ей красота божьего мира, что ему или ей родина? хоть эти категории – из числа самых главных для здешнего человека и человека вообще. жизнь сложилась не так – но при этом так, что даже и посетовать не на что и не на кого. не на костянику же, не на цветы и не на вишни сетовать – что растут рядом с черемухой-тобой. растут – и слава богу, казалось бы. то есть вроде – не будь дураком, благодари бога. вот и вишни говорят тебе что ты счастлив. и только ты один в сердцевине сердца не можешь согласиться с этим. и никогда не согласишься. и на том свете скажешь об этом всем старшим, кто там тебя встретит. ты против всех, хоть и со всеми с виду. и всем только кажется что ты со всеми – а ты против каждого из всех. я очень люблю эту песню и очень понимаю ее. ее даже можно услышать в подземных переходах в казани и на переходных мостах. я ее и сам как-то сыграл – на аккордеоне на переходнике на проспекте победы напротив меги. мне тогда накидали в футляр от аккордеона денег столько, что не было видно у футляра дно. я ее и сейчас хочу для нас спеть.

19

ӨЙ АРТЫНДА ШОМЫРТЫМ БАР

өй артында шомыртым бар,

яннарында бөрлегән шул,

яннарында бөрлегән.

бөрлегәндәй матур булып

чәчәк ата ил генәм.

өй артында шомыртым бар,

чәчәкләр – яннарында шул,

чәчәкләр – яннарында.

без туганбыз илебезнең

иң матур таңнарында.

өй артында шомыртым бар,

яннарында чияләр шул,

яннарында чияләр.

чияләр дә безгә карап:

‘сез бәхетле!’ – дияләр.

*

ЗА ДОМОМ ЕСТЬ МОЯ ЧЕРЕМУХА

за домом есть моя черемуха,

рядом с ней, ох (увы), костяника,

рядом костяника.

как костяника красиво

цветет моя родина.

за домом есть моя черемуха,

рядом с ней, увы, цветы,

рядом цветы.

мы родились в нашей стране

в самый красивый восход.

за домом есть моя черемуха,

рядом с ней, увы, вишни,

рядом вишни.

даже вишни глядя на нас,

говорят что ‘вы счастливы!’.

20

а ко мне на дерево прилетел красно-белый строительный пакет – огромный и изодранный – как дракон трепещет. он тоже хороший и друг мне. теперь всю зиму так провисит. и даже неизвестно сколько лет. разве что ураган налетит и снимет его как повесил. а если я однажды в карга боткасы заберусь на это дерево, чтобы покормить ворон и землю – я не стану его снимать. а угощу его кашей тоже. так что вера моя – есть. тик менә ул шундый. только она вот такая.

казань 2009-2019
царство у, запретный город 17-19 июня 2021

_________________________________________

Об авторе:  ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ ОСОКИН (1977) (Валентин Кислицын, Аист Сергеев, Веса Сергеев) 

Писатель, поэт, сценарист. Выпускник Академического колледжа при Казанском университете (1994) и филологического факультета Казанского университета (2002). Автор книг: Барышни тополя (М: НЛО, 2003); Овсянки (М: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2011); Небесные жены луговых мари (М: Эксмо, 2013); Огородные пугала с ноября по март (М: АСТ, 2019); Goldammern (Овсянки). – Berlin, Deutschland: Ciconia Ciconia, 2020. Сценарист фильмов: «Öдя» (реж. Эдгар Бартенев); «Шошо», «Ветер Шувгей», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции» (реж. Алексей Федорченко); «В сломанный микроскоп мы увидим Казань» (реж. Сергей Литовец); «Ю. Река. Яха» (реж. Влад Воробьев) и др. Лауреат литературных премий: «Дебют» (2001), «Звездный билет» (2008), Премии имени Андрея Белого (2013). Кинопремий: «Ника», «Белый слон» (дважды), Премии имени Г. Горина за лучший сценарий 24-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр», Премии Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона, российских и международных кинофестивалей. Член Киноакадемии стран АТР и Европейской киноакадемии. Государственная премия Республики Марий Эл (2019) в области театрального искусства имени М. Шкетана за сценарий спектакля ‘Йуд орол / Ночной караул’. Постановка Республиканского театра кукол, г. Йошкар-Ола, реж. Алексей Ямаев. Спектакль-лауреат Российской национальной театральной премии ‘Золотая маска’ (2020) в номинации ‘Лучшая работа художника’. Государственная премия Республики Татарстан в области культуры и искусства имени Г. Тукая (2020) за книгу ‘Огородные пугала с ноября по март’.



Перевод сказки сак сок


© Предоставлено: Woman’s Day


Автор диеты наложниц Яна Бай-Лилик продолжает изучать амбарные книги турецких гаремов. На этот раз она собрала уникальные сведения о косметике, которой пользовались любимые девушки султанов. И предложила небольшую экскурсию в Средние века (XIV, XV и самое начало XVI) — эксклюзивно для читательниц Wday.ru. А эксперт прокомментировал бьюти-секреты красавиц того времени.



фото: кадр из сериала «Великолепный век»


© Предоставлено: Woman’s Day
фото: кадр из сериала «Великолепный век»



фото: Seskim Photo


© Предоставлено: Woman’s Day
фото: Seskim Photo

«Когда я работала с архивными документами, в очередной раз убедилась, насколько велика сила женской конкуренции, — призналась Яна нашему корреспонденту. — Вы только представьте: в разные годы на территориях гарема султана проживало от 400 девушек (минимум) до почти 3 тысяч. Понятно, что ради достижения успеха здесь постоянно плели интриги, объединялись в группы и кланы. Но именно это желание одной фаворитки быть лучше и прекраснее другой приводило к удивительным открытиям в сфере красоты.

Наложницы побогаче нанимали алхимиков для составления более изысканных кремов и бальзамов. При этом в Средние века именно восточные ученые-натуралисты достигали наивысших результатов. И готовили поистине чудодейственные мази. В Европе с этим было сложнее, там за подобные занятия сжигали на костре.

Второй двигатель прогресса — интернациональность гарема. Девушки из дальних стран использовали рецепты, известные только у них на родине. А остальные старались их улучшить. Это была настоящая фабрика косметики.

А главное, вся косметика была натуральной — травки-муравки, лютики-цветочки. Для себя узнала несколько полезных и очень неожиданных рецептов. Надеюсь, и вам пригодятся некоторые секреты красоты наложниц».

До обеда никаких процедур



Секреты красоты гарема: что было у наложниц в косметичке


© Seskim Photo
Секреты красоты гарема: что было у наложниц в косметичке

Если вы уже успели прочесть эксклюзивные заметки о диете наложниц, правиле семи трапез и средневековом фитнесе, то представляете главный принцип жизни в гареме: здесь все делалось по часам. Это и понятно: при таком количестве народа стоит один раз пустить все на самотек — и воцарится хаос. Поэтому и в сфере ухода за собой существовал ряд строгих общих законов.

1. В гареме были запрещены любые косметические процедуры до 15 часов. Маски, макияж, уход за кожей — нет, и все тут. Только после первого полноценного обеда можно было приступать к салонным делам. Считалось, что нужно как можно дольше сохранить естественную красоту после пробуждения.

2. А сохранять ее помогал свежий воздух. Прежде чем браться за тоники и масочки, кожа должна была дышать не меньше трех часов. Прогулки в первой половине дня с активными упражнениями были обязательными для всех наложниц независимо от возраста. Поэтому они и в зрелые годы сохраняли свежесть и красоту.

3. Тех, у кого возникали проблемы с кожей, всякие прыщи, ячмени и прочие напасти, заставляли больше спать. Днем. Вечером. Ночью — чем больше, тем лучше. В Средние века докторы уже разобрались, что во сне организм возвращается к настройкам «по умолчанию», нормализует работу всех внутренних органов и обмен веществ. В гареме нарочно затеняли две-три комнаты, чтобы девушки там отсыпались в лечебных целях.

По заветам Мойдодыра



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Каждое утро наложницы умывались специальной водой. Ее с вечера наливали в серебряные кувшины с широким горлышком и ставили у кровати девушки. Ночью вода обогащалась полезными свойствами серебра (о них тогдашние восточные доктора уже были осведомлены). А заодно потихоньку испарялась, увлажняя воздух. Что также считалось очень полезным для кожи.

Еще раз подчеркиваем: никакого мыла или лосьонов. Только вода.

Зубы чистили палочками, в разных провинциях их назвали мисвак, сивак или арак. Длинные ветки растений разжевывали на конце – получалась удобная щеточка средней жесткости. Польза была двойная: волокна вычищали зубной налет и остатки пищи, а сок растения освежал рот.

Для свежести дыхания использовали также отвар мяты. Охлажденный, разумеется. Заваривали также другие душистые листья-травки: мелиссу, мальву, лаванду, шалфей, анис. На любой вкус.

Чтобы улыбка сверкала белизной, тоже был секретный способ. Брали кусочки ткани, окунали в йогурт. И потом на 3–5 минут прикладывали к зубам. Но так как девушки ежедневно пили айран в больших количествах, проблем с отбеливанием у них практически не возникало. К тому же напиток был изрядно просоленный, так что и микробы от него погибали толпами. Правильное питание активно поддерживало индустрию красоты.

В чужом глазу ресница



Перевод сказки сак сок


© Vadmary / iStock / Getty Images Plus / Getty Images


Красавицам средневековой Турции повезло больше, чем нашим современницам. Мужчины реально и искренне восхищались их глазами, а на грудь практически не обращали внимания. Не приходилось все время одергивать: «В глаза смотри, они выше!». Поэты восхваляли длину ресниц восточных женщин, Омар Хайам сравнивал их с летящим журавлиным клином.

Чтобы это восхищение не прекращалось, наложницы применяли особый рецепт: каждый день они смазывали ресницы миндальным маслом. Но не простым, а золотым. Эликсир стоил дорого, поскольку для его приготовления приходилось серьезно заморачиваться. Сухие лепестки роз заливали пиалой миндального масла и оставляли на сутки в уголке, желательно темном. Потом нагревали смесь на водяной бане. Процеживали. Добавляли сухие лепестки гибискуса и еще сутки выдерживали. Снова нагревали. Снова процеживали. Перемешивали с маслом арганы (пара столовых ложек). И полученным зельем мазали ресницы. А заодно корни волос укрепляли.

Ведь волосы были вторым секретным оружием наложниц. И для них разрабатывались супербальзамы и лосьоны. Но эта история достойна отдельной публикации — совсем скоро на Woman’s Day мы поделимся рецептами самых удивительных средств по уходу за волосами, которые можно приготовить в домашних условиях.

Брови делали более темными при помощи природных красителей — сурьмы (порошок из черного минерала) или басмы (порошок из листьев индиго). Но делали это тайно. Для наложницы седина в бровях считалась признаком профнепригодности. Таких девушек быстренько выдавали замуж за чиновников средней руки и отправляли из гарема с минимальным приданым.

Сладкая маска для любой кожи



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Прогулки на свежем воздухе – это прекрасно. Но все мы бывали в Турции – там солнце, ветер, пыль… Поэтому приходилось изобретать уникальные маски для лица. Чтобы кожу питать, исцелять от напастей и всячески омолаживать.

Традиционные основы для таких процедур – масло, особенно кунжутное, и йогурт. В них добавляли что угодно: лепестки роз, сок лимона, тертый миндаль, мед, яичный желток. А главное – витамины, всякие фрукты-ягоды. Зависит только от фантазии. А с ней у обитательниц гарема все было в порядке.

Но была и совершенно неожиданная маска для лица, которую делали из халвы. Той самой восточной сладости, которая делается из семечек подсолнуха и орехов. Просто разминали в миске, добавляли чуть-чуть воды или молока. Смешивали до получения пасты и намазывали лицо. Двадцать минут, а потом смывать холодной (непременно!) водой. Эффект потрясающий: эта маска заживляла мелкие порезы, избавляла от прыщей, герпеса и прочих неприятностей.

А вот маски из огурцов в гареме не прижились. Непонятно по какой причине: кушали их с удовольствием. Но положить колечки на лицо для увлажнения не догадались.

Ну где же ваши ручки?



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Руки наложниц должны быть исключительно нежными и выглядеть безупречно. Это факт. Ведь этими руками они будут прикасаться к владыке! Ну и чтобы в танце показать красивые движения. Одним словом, заботились и о пальчиках с ладошками.

Лучшие друзья девушек (в этом вопросе) — яйца. Причем одного яйца хватало для того, чтоб осчастливить сразу двух наложниц.

Первая забирала желток и делала из него чудо-смесь: добавляла по пол-ложки меда, оливкового масла и лимонного сока. Зажарить и съесть? Тоже вариант. Но лучше намазать на руки, подержать 10 минут и смыть теплой водой.

Второй наложнице доставался яичный белок. Алгоритм тот же: намазать и через 10 минут смыть. На следующий день девушки менялись — кому вершки, кому корешки…

Также существовал дико популярный способ увлажнения и отбеливания рук — лимонный йогурт. Стакан густого продукта смешивали с соком из целого лимона, изрядно взбалтывали и купали руки в течение получаса. Процедуру достаточно повторять раз в две недели.

Такие девушки как лошадь



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Походка от бедра, которую так пропагандировала секретарша Верочка из фильма «Служебный роман», тоже наследие султанских гаремов. Шаг наложниц отличался особым шиком: они чуть продвигали бедро вперед. При этом не раскачивались из стороны в сторону, как красотки в Индии с кувшинами/подносами на голове. И не семенили мелкими шажками, как японские гейши. Даже не плыли, как девушки-лебедушки в хороводах Древней Руси. Нет, их походку сравнивали с движениями арабских скаковых лошадей: энергия, страсть и грация в чистом виде.

А ходили наложницы много и часто. Поэтому их ножки требовали особого ухода. Для того чтобы держать их в тонусе, перед сном делали ванночки. Девушки садились вокруг больших тазиков или лоханок и мочили пятки сообща. Примерно 12–15 минут — и разбежались. Только если «ура, господин назначил меня любимой женой», можно было получить индивидуальную емкость прямо к кровати.

Ванночки делали холодные и горячие. Их чередовали по схеме, которую сейчас активно используют охранники ЧОПов: два через два.

Холодные — это не то чтобы прямо совсем ледяные. Без фанатизма. Кубики льда никто не добавлял (хотя их в те годы их уже бросали в соки и щербеты). Просто прохладная вода с добавлением кипарисового масла, из расчета по чайной ложке на каждую ногу.

Горячая версия уже с морской солью. По 100 граммов соли на 5 литров воды. Это для пользы. А вот для радости в состав добавляли либо листья мяты, либо лепестки цветов. Могли и апельсиновые корки, кстати. Или даже грейпфрутовые. Не пропадать же добру.

Колобок из карамели



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Депиляция — тема глубоко интимная. Но без нее никуда. Красавицы в гареме использовали карамельные шарики. Готовить их просто: надо взять 200 г сахара и небольшой лимончик. Высыпаете в кастрюльку, выдавливаете сок и это на медленном огне готовите 15 минут и все время помешиваете, пока не дойдет до состояния вязкой патоки.

Даем этой карамели чуть остыть и делаем шарики размером с орех. Дальше все просто: пока они теплые, надо катать по телу. Волоски прилипают и выдергиваются. Главное, когда готовите смесь: никакой воды. Она уменьшает липкость. А она в таких шариках — самое главное.

Были попытки использовать воск и полоски ткани, но от этой идеи быстро отказались. Больно же. А «красота требует жертв» — это как раз не про гарем. Здесь все-таки старались придумывать менее болезненные альтернативы. Хотя и от карамельного способа слезы на глаза наворачиваются. Но раз в три недели можно и потерпеть.

Ароматы гладиолусов



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Духами наложницы практически не пользовались. Это в соседних странах — Персии, Сирии и Египте — красавицы отдавали бешеные деньги за маленькие флакончики с ароматными маслами. А в турецком гареме девушки окуривали одежду специальными свечами, в состав которых входили невероятно пахучие лаванда и амбра. Если вызывали к султану, то садились рядом со свечкой, чтобы и волосы впитывали ароматный дым.

Достигался двойной эффект: во-первых, аромат не был излишне навязчивым, он как бы окутывал наложницу. И не был сосредоточен в какой-то конкретной части ее тела. Во-вторых, дымок долговечнее. Все на пикник с шашлыками выезжали, да. Помните, как потом трудно вывести запах костра с волос и одежды? Вот так.

Были даже небольшие жаровни, такие мини-мангалы. В них подбрасывали засушенные лепестки цветов и травы. Чтобы окуривать большие помещения, например спальню владыки. Туда в обязательном порядке добавляли сушеные корешки и соцветия дягиля. Считалось, что это сумасшедший по силе афродизиак, покруче мускуса. Даже присказка в те времена ходила: не бывает страшненьких девушек, бывает мало дягиля.

Это не совсем точный перевод, но главное вы поняли.

Три секрета перед сном



Перевод сказки сак сок


© Getty Images


Подавляющее большинство обитательниц гарема в опочивальню к султану не допускалось. Даже простая арифметика давала шанс побывать в объятиях владыки лишь 365 девушкам в год. А учитывая войны, религиозные праздники и другие «пропуски» — куда меньше. Поэтому по вечерам девушки скрашивали одиночество за косметическими ритуалами.

Примерно за полчаса до отбытия в койку — массаж лица. А также шеи и зоны декольте. Делали его кубиком из мякоти айвы или зеленой дыни. Несколько минут круговыми движениями разглаживали и увлажняли кожу. Морщины не пройдут! А если вдруг наложницу одолевали прыщи (бывает и такое, зачем стесняться), то для массажа использовали половинку недозрелой сливы. Без косточки, конечно же.

На ночь наложницы умывались опять-таки специальной водой. Но уже не серебряной, а розовой. Хотя это условное название: для настоя использовали не только лепестки роз. Но также фиалок, например. Да хоть васильков! Смешивали всю эту цветочную радость в большой глиняной плошке. Чуть-чуть мяли-давили, чтоб лепестки пустили сок и по всей комнате пошел дурманящий аромат. Потом заливали кипятком, давали настояться пару часов. И все. Умывайтесь на здоровье!

Еще один простой, но важный момент: губы на ночь смазывали медом. Для блеска и красоты. Медовые уста из древних книг — это не поэтическое сравнение, а вполне конкретный рецепт. Говорят, Анджелина Джоли и в наши дни делает это каждый день. А мы чем хуже?!

Только помните: секреты красоты наложниц из гарема не ограничиваются средствами по уходу за собой. Это все работает в комплексе со специальной диетой и простыми (но эффективными) физическими упражнениями. Тогда эффект будет ощутимее.

Мнение эксперта

Женщины любой национальности и в любые времена, и древние не исключение, стремились к красоте. И эти общие принципы были правильными: хороший сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе в любое время года, уход с помощью натуральных веществ, физические нагрузки. Что касается очищения кожи водой — без мыла и лосьонов, в этом есть смысл. От частого использования специальных средств очищения кожа сушится, поэтому важно правильно подбирать средства, не увлекаться ими чрезмерно и после них увлажнять кожу.

Про положительный эффект для чистки зубов от пережевывания натуральных веточек есть много информации. И это неудивительно, природа богата и может позаботиться о нашем здоровье, если подойти к этому с умом.

Здоровая кожа, блестящие волосы и крепкие ногти — это прежде всего показатель здоровья человека. Если в организме нет патологических процессов, то и внешне человек будет выглядеть хорошо. И когда здоровье в норме, то уходовые процедуры с натуральными составляющими, прогулки и активный образ жизни дадут великолепный результат. 

При неправильном питании, недосыпе и хронических заболеваниях в первую очередь страдают кожа, волосы, ногти, зубы. В этом случае рациональнее будет найти причину дисбаланса, а уже после уделять время эстетическим процедурам.

Материалы по теме:

  • Ночной кошмар наложниц? Как выглядел настоящий султан Сулейман
  • Бьюти-секреты турецких актрис, которые помогут тебе выглядеть как звезда сериала
  • Бьюти-эволюция Ханде Эрчел: как менялась звезда сериала «Постучись в мою дверь»
  • Мышьяк вместо хайлайтера: жуткие бьюти-ритуалы XIX века
  • Мелочь, а приятно: идеи бьюти-подарков до 1000 рублей

«Икеа» претендует на статус мирового лидера в области устойчивого развития. Но Aftonbladet удалось выяснить, что субподрядчик шведского мебельного гиганта уничтожает здоровые деревья, регистрируя их как больные или погибшие.

Великий Бычков, Украина

Из недр нетронутого леса доносится оглушительный треск. Вековой бук падает, увлекая за собой все на своем пути, и обрушивается с крутого склона. Дерево срубили незаконно — и скоро из него могут сделать икеевский стул, как выяснила Aftonbladet.

Последняя суббота ноября. Начинается рождественский сезон в торговом центре Kungens Kurva недалеко от Стокгольма. Покупатели с грохотом выкатывают тележки из некогда крупнейшего магазина «Икеа» в мире. Но нынешней осенью его обошел по размерам торговый комплекс в филиппинской Маниле.

Деревянную мебель в плоских упаковках загружают в багажники автомобилей или складывают на тележки — точно так же, как и в любом другом из более 400 магазинов «Икеа» по всему миру.

Многие поколения шведов обставляли свои дома мебелью из «Икеа». Эта компания с ее узнаваемым дизайном и доступными ценами занимает особое место в сердцах множества людей. А в магазине, украшенном к Рождеству, покупателей убеждают: мебель, которую они приобретают, не просто недорогая, но еще и произведена со всей ответственностью. А шведская компания на каждом этапе своей деятельности привержена стратегии устойчивого развития.

За четыре недели до этого над горами, поросшими лесом, клубился туман. Все вокруг окрасилось в оттенки золота и меди, яблони уже были прихвачены морозом, звенела вода в ручьях.

В Карпатах, на самой границе между Украиной и Румынией, еще сохранились последние реликтовые леса Европы, где свободно разгуливают медведи, волки и рыси.

Эти леса еще называют «легкими Европы». Они играют критически важную роль как в деле сохранения биологического многообразия, так и в борьбе с худшими последствиями изменений климата.

Но они становятся объектом все более наглых посягательств.

Виновником уничтожения лесов Амазонии стало животноводство. В Южной Азии — плантации для производства пальмового масла. А в Европе во всем виноват спрос на древесину.

По данным спутникового анализа Всемирного лесного дозора, в прошлом году, в самый разгар коронавирусного кризиса, Украина потеряла около 80 тысяч гектаров леса. Прирост на 76% по сравнению с предыдущим годом.

В своем ответе на запрос об устойчивом развитии «Икеа» заверяла, что придерживается принципа нулевой толерантности к незаконной вырубке деревьев. Однако в июне 2020 года британская экологическая организация Earthsight заявила, что субподрядчик «Икеа» на Украине допускает нарушения. Лесозаготовительную компанию обвинили в рубке деревьев в так называемый период тишины — весной, когда у многих животных рождается потомство. Закон требует защитить лес от подобных посягательств.

«Икеа» отвергла все обвинения, указав на неоднозначную трактовку законов, и заявила, что ее подрядчики ничего не нарушали. Дело ограничилось парой новостных заметок в шведских СМИ.

А через несколько месяцев стало ясно, что в деле имеются нестыковки. Проблема шире и масштабнее, чем казалось на первый взгляд: речь идет о мошенничестве, позволяющем незаконно производить большие объемы древесины. И в деле снова замешаны субподрядчики «Икеа».

Мы едем вглубь долины на взятой напрокат машине. Склоны гор поросли лесом. Здесь начинается путь от дерева к мебели.

За рулем Егор Хрынюк, биолог и специалист по лесу в одной из самых уважаемых экологических организаций страны — Украинской группе охраны природы со штаб-квартирой в Киеве. Этот молодой темноволосый мужчина со сдержанными манерами наблюдает за состоянием лесов по всей Украине.

Он сопровождает нас в лес. Он направляет нас в нашей погоне за правдой.

В последние десять лет продажи «Икеа» по всему миру быстро растут. Ее потребность в древесине удвоилась. Согласно расчетам, «Икеа» использует для производства мебели одно дерево в секунду — и так круглые сутки весь год напролет.

Местное лесозаготовительное предприятие называется так же, как и ближайший поселок — «Великий Бычков». В его распоряжении — около 50 тысяч гектаров государственного леса, и это внушительная доля древесины, используемой «Икеа».

Чтобы отследить весь путь мебели, мы запрашивали официальные документы у украинских властей и искали информацию в базах данных. Итак, лесозаготовительная компания продает большую часть буковой древесины местному производителю мебели ВГСМ — крупнейшему клиенту и вместе с тем крупнейшему работодателю этих мест. ВГСМ производит заготовки для стульев и отправляет их в ЕС, а именно в Румынию, где они превращаются в стулья «Икеа».

Судя по объему производства, за год на стулья «Икеа» пускают тысячи здешних деревьев. Согласно отчету Earthsight, раньше из этой древесины делали популярные модели «Терье» и «Ингольф».

Как украинские деревья превращаются в мебель «Икеа»

1. Лесозаготовительная компания «Великий Бычков» продает древесину мебельной фабрике ВГСМ

Государственное предприятие «Великий Бычков» в первые три квартала 2021 года было единственным поставщиком ВГСМ, как мы узнали из официальных документов.

Мебельная фабрика за этот период купила в общей сложности 10 827 кубометров древесины.

По данным Earthsight за 2020 год, лесозаготовительная компания продает ВГСМ 73% буковой древесины, заготовленной с коммерческими целями.

2. ВГСМ продает мебельные заготовки румынской «Плимоб»

ВГСМ в основном производит заготовки для мебели из бука. Готовый товар выпускает работающая на «Икеа» фабрика «Плимоб» (Plimob) в Румынии.

Мы изучили экспортные данные и выяснили, что в первом квартале 2021 года «Плимоб» приняла в общей сложности 43 поставки распила бука от ВГСМ. Стоимость товара в каждой партии соответствовала суммам от 124 тысяч до 187 тысяч шведских крон.

96% продукции ВГСМ в конечном итоге превращается в мебель «Икеа», если верить докладу Earthsight.

3. «Плимоб» продает «Икеа» готовые стулья

«Плимоб» производит деревянные стулья. 98% продукции отправляются в «Икеа», по данным, представленным в статье 2018 года в швейцарской Le Temps.

Американская «Икеа» в июне 2021 года тоже получила партию стульев из бука с румынской фабрики. Мы узнали об этом из данных по американскому импорту.

В ноябре 2021 года множество товаров с этой фабрики продавались в «Икеа» в торговом центре Kungens Kurva — например, стулья «Терье», «Рённинге», «Ингольф» и «Экедален».

Сворачиваем на грунтовку. Перед нами — несколько изб с дымящимися трубами. Вид как из сказки. Кукарекают петухи, мимо пробегает собака. Пахнет грибами и сырой осенней землей.

Прямо за деревенькой начинается лес. К нам выходит мужчина. Холодно, изо рта идет пар.

«Стоп, предъявите пропуск!»

Егор Хрынюк заявляет, что для прогулок в украинских лесах пропуск не нужен. Лесник оглядывается.

«У птиц вывелись птенцы, их нельзя тревожить», — говорит он наконец.

Мы указываем на очевидную путаницу времен года, но мужчина упорствует. Через десять минут к нам подъезжает насквозь проржавевший фургон. Начальник местной лесозаготовки Николай Бочкор изучает нас из-под седых кустистых бровей.

«Покажу вам лес», — отрывисто говорит он.

На Украине свирепствуют взяточничество и коррупция. И лес не исключение. Каждый день круглый год незаконно вырубают множество деревьев.

Согласно отчету ЕС от ноября 2018 года, до 30% всех вырубок нелегальные. Некоторые уверены, что эта цифра намного больше.

Есть разные способы обойти закон, но одна схема повторяется постоянно. Чтобы рационально использовать лесные ресурсы, у каждой компании есть план вырубки, одобренный региональной природоохранной организацией. В этом плане указано, где, когда и как следует валить деревья. Но, помимо этого, компания может в определенных обстоятельствах сама решать судьбу зараженных, больных, поврежденных или сгоревших деревьев. По-английски это называется «санитарная вырубка», по-шведски — «защитная». На Украине систематически злоупотребляют этим правом.

Санитарная вырубка превратилась там в способ добраться до деревьев, которые нельзя трогать — на охраняемых природных территориях и в заповедниках, в молодых лесах и вблизи водоемов. Леса вырубают все больше.

Эта уловка не только удобна, но и не несет в себе практически никаких рисков: главное разрешение выдает сам директор предприятия, места, где ведется вырубка, чаще всего находятся в труднодоступных районах, а когда древесину увозят, не остается никаких доказательств противоправной деятельности.

«Когда начинаешь изучать применение санитарной вырубки на Украине, становится очевидно, что это правило стало огромным источником коррупции», — отмечается в докладе ЕС 2018 года.

Субподрядчик «Икеа», лесозаготовительная компания «Великий Бычков», удивительно активно борется с зараженными деревьями. В прошлом году санитарная вырубка составила 45% всей вырубки леса, по собственным данным компании.

«Как и во всех лесозаготовительных предприятиях на Украине, там заявляют о серьезных проблемах с грибами и короедом. Это неправда. Бывают отдельные вспышки, но не в таких масштабах», — говорит Егор Хрынюк.

И непохоже, чтобы масштабы этой деятельности сокращались. Сейчас «Великий Бычков» планирует санитарную вырубку почти 200 гектаров леса в целом ряде районов.

Чтобы проверить, в каком состоянии деревья, мы решили лично отправиться в лес, и, поскольку мы в этом деле не специалисты, нас сопровождает Егор Хрынюк.

План очень простой: мы случайным образом выбрали для посещения четыре участка, где планируется санитарная вырубка.

Егор Хрынюк показывает первое такое место на карте Николаю Бочкору.

Грузный начальник на удивление легко поднимается по крутым глинистым тропам и перебирается через ручьи. Преодолев три четверти пути наверх, он останавливается, утирает пот и показывает на прекрасный нетронутый лес.

«Здесь».

Мы сверяемся с координатами GPS и подтверждаем, что это действительно то самое место. Куда ни глянь — буки всех возрастов, и каждое дерево помечено красным. Их приготовили к вырубке.

Стоит такая тишина, что можно услышать, как падают листья.

В уведомлении о вырубке утверждается, что деревья заражены опенком осенним, от которого возникает белая гниль. Егор Хрынюк — специалист по лесу, он умеет определять заражения. Он ходит от одного дерева к другому, пытаясь найти следы грибов или мицелия либо другие признаки заражения, такие как отмершие ветви и отсутствие листьев.

«Нет никаких признаков того, что эти деревья в плохом состоянии».

Местный начальник показывает на участок вверх по склону. «Там, чуть повыше, деревья, поваленные ветром», — сообщает он, хотя компания в решении о вырубке ссылается на грибы.

Aftonbladet: Зачем вы вырубаете здоровые деревья?

«Иначе невыгодно».

Начальник трогает корень носком ботинка. Похоже, он только что признался в намеренном нарушении лесного законодательства страны. В прошлом году на Украине ввели запрет на вырубку здоровых и неповрежденных деревьев. Тем не менее наши вопросы его озадачивают.

«Должна же быть финансовая выгода».

Мы осматриваемся и вскоре замечаем еще несколько злоупотреблений. Егор Хрынюк останавливается у одного из нескольких деревьев с большими дуплами. На нем тоже есть красная пометка.

«Такие деревья следует оставлять в лесу, потому что в них живут совы и другие птицы. Так говорит закон», — заявляет он.

Егор Хрынюк много раз сталкивался с незаконной вырубкой леса на Украине. Каждый раз он сообщал о нарушениях. Но инспекторы — это зачастую бывшие лесники, так что компании-нарушители заранее получают предупреждение о грядущей проверке. Когда инспекторы прибывают на место, деревьев уже нет — только пни. Каждый раз одно и то же.

В полиции тоже не обходится без нарушений. Лесозаготовительные предприятия часто вступают в сговор с властями, чтобы за взятку получить поддельное разрешение.

«Чаще всего незаконная вырубка леса на Украине осуществляется при наличии всех необходимых документов», — сообщает Александра Хубицкая из антикоррупционной организации «Наши деньги».

В долине нескольких деревенских мужиков наняли на строительство деревянного моста через ручей. Прежний мост смыло во время наводнения летом 2020 года — сильнейшего на памяти нынешнего поколения. В результате уничтожения лесов земля все хуже сдерживает воду, а экстремальных дождей становится все больше из-за изменения климата.

Егору Хрынюку еще нет и тридцати, но он уже собственными глазами видит, как меняется природа: горы оголяются, альпийские луга мало-помалу исчезают.

Вдобавок к этому лес вырубают все активнее.

«Одно тянет за собой другое. По моему мнению, лес уже на грани катастрофы», — говорит Егор Хрынюк.

Чиприан Галуска (Ciprian Galusca), координатор по вопросам охраны леса в румынском отделении Greenpeace, особо отмечает, что в результате широкомасштабной вырубки леса исчезает естественная среда обитания медведя и рыси.

«Мы должны сделать все возможное, чтобы защитить эту экосистему. Увы, развитие идет по другому пути».

У начальника местной лесозаготовки свой взгляд на происходящее. Возможностей в горных деревеньках мало, рассказывает он, когда мы прощаемся. Мужьям трех его дочерей пришлось уехать в Чехию в поисках работы.

«Если бы не лес, нам всем пришлось бы уезжать».

По пути к следующему месту мы проезжаем камень внушительного вида. Здесь находится географический центр Европы, если верить табличке. Правда, чувство возникает совсем другое — ощущение окраины, периферии.

Мы поднимаемся в гору по шуршащему ковру опавшей листвы. Эта полоса лиственного леса — лес именно того типа, который некогда покрывал большую часть европейского континента. Лесников не видно.

Дорога непростая, но в плане вырубки лесозаготовительного предприятия указаны конкретные координаты, так что мы не боимся заблудиться. Через полтора часа мы на месте — на высоте 450 метров.

Участок, предназначенный под вырубку, в длину около ста метров и примерно такой же в ширину. Светло-серые стволы буков стрелами возносятся к небу — метров на 25 или 30. Кроны похожи на мозаику в осенних цветах.

«Вот как выглядит действительно красивый и экологически ценный лес», — говорит Егор Хрынюк.

Здесь тоже нет ни малейшего следа заражения грибами или других болезней. Дятел долбит одно из деревьев в полном неведении о грядущей вырубке.

Вступить в битву за лес в качестве активиста означает объявить войну могущественным и безжалостным силам. На Украине это весьма рискованно.

Однажды утром в июле 2018 года на активистку Екатерину Гандзюк, которая вела расследование, касающееся государственной лесозаготовительной компании, напали, когда она шла к машине. Мужчина в черном выплеснул на нее почти литр серной кислоты. Пролежав три месяца в больнице, активистка скончалась.

Третий участок — всего в 400 метрах от второго. Мы проходим под кронами деревьев. Останавливаемся, прислушиваемся. Тишину нарушает какой-то звук. Это рев бензопилы, вгрызающейся в стволы живых и здоровых буков.

Работа идет полным ходом. Сплошная вырубка — уничтожают все деревья.

Мы осторожно подходим поближе. Если нас заметят, то увезут прочь, а работа остановится. Ныряем в бурелом. Пахнет древесной стружкой и соком. Запах свежеповаленных деревьев.

По украинским законам, сплошная вырубка допустима, если у всех деревьев есть признаки болезни или они уже погибли. Рассмотреть деревья вблизи мы не можем, однако очевидно, что это не тот случай.

В своей рекламе «Икеа» подчеркивает, что вся древесина, из которой изготовлена мебель, сертифицирована Лесным попечительским советом — международной организацией, гарантирующей рациональную и безопасную эксплуатацию лесных ресурсов. На плакатах Лесного попечительского совета — рабочие в современных защитных костюмах.

Человек перед нами работает на крутом склоне в одиночку и без всякой защиты. Ни защитного костюма, ни каски. Рабочий останавливается, чтобы перевести дух, делает несколько глотков из бутылки. Потом он снова берется за дело. Бензопила с шипением врезается в очередной высокий бук, на вид столетний. С оглушительным треском дерево валится со склона. Мужчина быстро обрубает ветви и сучья. И принимается за следующее дерево.

«Планета — наш единственный дом. И сейчас мы нужны нашему дому более, чем когда-либо прежде. Изменения климата угрожают сделать нашу планету необитаемой, а люди по всему миру становятся жертвами растущего неравенства и нетерпимости. Для нас это неприемлемо» (из стратегии устойчивого развития «Икеа»)

Граница со страной ЕС Румынией проходит в долине в нескольких милях отсюда. По ту сторону — огромная система взаимосвязанных экономик, которой тоже нужна отладка. Древесиной можно заменить и пластик, и ископаемое топливо, она может помочь нам спасти климат. Но ее тоже надо откуда-то брать.

На четвертый участок мы прибываем на закате. Мимо нас проходят двое мужчин с бензопилами на плечах, каждый дымит сигаретой. Один из них насвистывает. Рабочий день подошел к концу, и они не задают вопросов.

Поднимаемся в гору всего минут десять, и вот мы на месте. Половина деревьев уже вырублены. Поваленные буки пока лежат здесь, но скоро их увезет подрядчик «Икеи». Ни на срезах, ни на стволах или листьях нет следов заражения.

Глубина колеи позволяет предположить, что ближайший водоем форсировал тяжелый транспорт. Это тоже противоречит украинскому экологическому законодательству. Русло ручья перепахано, вода мутно-бурая.

Егор Хрынюк качает головой. «Смотрите, насколько далеко это от рационального использования лесных ресурсов».

На следующий день мы встречаемся с лесником, отвечающим за этот сектор. Спрашиваем, почему здоровые деревья попадают в санитарную вырубку.

Лесник, отказавшийся назвать свое имя, лишь усмехается. «Представьте, что вы пришли к врачу. На вид вы здоровы. Но он заявляет вам, что вы больны…»

Он останавливается на полуслове. Опускает глаза, пинает камушек. Что-то явно кроется между строк.

Сейчас субподрядчик «Икеа» планирует санитарные вырубки на 249 участках. Мы посетили четыре места, выбранные случайным образом. На каждом из них мы видели уже поваленные или размеченные для вырубки здоровые на вид деревья. Признаков заражения не было нигде.

Егор Хрынюк намерен сообщить об увиденном в Украинскую экологическую инспекцию, хотя и понимает, что это ни к чему не приведет.

У главного офиса лесозаготовительной компании «Великий Бычков» темно-зеленая остроконечная крыша, будто он хочет слиться с окружающим пейзажем. Мы несколько раз пытались связаться с директором Юрием Михайловичем, оставляли ему сообщения. Мы объясняем секретарше, зачем пришли: хотим спросить, почему он подписывает разрешения на вырубку здоровых деревьев. Она отходит, чтобы сделать звонок, возвращается минут через десять.

«До конца недели директор в отъезде».

А его заместитель?

«В отпуске… По семейным обстоятельствам».

Оставляем визитку, нам обещают, что перезвонят. Больше никто к нам не подходит.

Метрах в пятидесяти вверх по улице расположена частная мебельная фабрика ВГСМ — следующее звено цепи поставок «Икеа». Из трубы валит черный дым. На огромном внутреннем дворе — штабеля древесины, предназначенной на распил. Из нее сделают мебельные заготовки, которые отправятся на экспорт.

По данным местных СМИ, мебельная фабрика была построена в 1990-е специально для «Икеа», вплоть до 2008 года ею владела дочерняя компания «Шведвуд». Шведский мебельный гигант и сейчас определенно ее важнейший клиент.

Нынешний исполнительный директор Ирина Мацепура пожелала, чтобы мы заранее прислали ей список вопросов, которые хотим задать. Однако охранник сообщает, что она передумала давать интервью. Позже начальница присылает смс-сообщение, в котором пишет, что у нее неприятный опыт общения с прессой. «Компания решила ограничить визиты гостей. Мы рассчитываем на улучшение обстановки, когда прекратятся нападки на лесозаготовительную и деревообрабатывающую промышленность».

Мы стоим на перекрестке и ждем, когда мимо проедет телега с лошадью. Несколько школьников наискосок переходят дорогу — бегут на ржавую и полуразрушенную детскую площадку на той стороне улицы.

Те, кто контролирует лес, контролируют и близлежащие населенные пункты.

Молодые украинцы живут в бедности, в то время как потоки денег утекают прочь из страны, а деревья превращаются в предметы мебели в плоской упаковке.

Примечание: через четыре недели после заявления от Егора Хрынюка Украинская экологическая инспекция провела проверку наших первого, второго и третьего участков. По словам инспекторов, первый и третий участки к тому времени уже вырублены, и законность вырубки проверить нельзя. На участке номер два облетела листва, так что невозможно судить, здоровы деревья или нет.

Участки в «лесу Икеа», которые мы посетили

Место номер один

Координаты: 47.985668, 24.239284

Тип леса: природный лес, преимущественно буковый.

Размеры вырубки: 1,8 гектара, выборочная вырубка.

Что мы обнаружили: утверждается, что деревья заражены опенком осенним, который вызывает белую гниль. Мы проверили десяток деревьев, помеченных для вырубки, и ни на одном из них не обнаружили следов заражения. Под вырубку идут и деревья с дуплами.

Вероятные правонарушения:

— вырубка здоровых деревьев. Нарушение параграфа 12 Закона о санитарных правилах в лесах Украины;

— вырубка деревьев с дуплами. Нарушение параграфа 26 Закона о санитарных правилах в лесах Украины.

Место номер два

Координаты: 47.971611, 24.107972

Тип леса: природный лес, состоящий из бука, ясеня и ели.

Размеры вырубки: 1,5 гектара, выборочная вырубка.

Что мы обнаружили: утверждается, что деревья заражены опенком осенним, который вызывает белую гниль. Мы проверили десяток деревьев, помеченных для вырубки, и ни на одном не обнаружили следов заражения.

Вероятные правонарушения:

— вырубка здоровых деревьев. Нарушение параграфа 12 Закона о санитарных правилах в лесах Украины.

Место номер три

Кооординаты: 47.968001, 24.110496

Тип леса: природный лес, состоящий из бука, ясеня и ели.

Размеры вырубки: 1,0 гектар, сплошная вырубка.

Что мы обнаружили: утверждается, что деревья заражены опенком осенним, который вызывает белую гниль. Поскольку идут работы, сложно оценить состояние деревьев с близкого расстояния. Издалека они выглядят вполне жизнеспособными.

Вероятные правонарушения:

— сплошная вырубка здоровых деревьев. Нарушение параграфа 27 Закона о санитарных правилах в лесах Украины

Место номер четыре

Координаты: 48.074253, 24.081857

Тип леса: природный буковый лес.

Размеры вырубки: 1,5 гектара, выборочная вырубка.

Что мы обнаружили: утверждается, что деревья заражены опенком осенним, который вызывает белую гниль. Большая часть уже вырублены. Мы проверили десяток деревьев, помеченных для вырубки, и ни на одном не обнаружили следов заражения. Судя по следам колес, через ручей ездит тяжелая техника.

Вероятные правонарушения:

— вырубка здоровых деревьев. Нарушение параграфа 12 Закона о санитарных правилах в лесах Украины;

— проезд транспортных средств через русла ручьев. Нарушение в том числе параграфа 40 Закона о водных ресурсах Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Главный спортивный объект РТ 25 декабря открывает сезон уникальным компьютерным шоу

Чтобы зарядиться новогодним настроением, совсем не обязательно сидеть дома и пересматривать в очередной раз киноленты, посвященные празднику. Куда больше дофамина — гормона счастья — может выработаться при активном отдыхе. Чтобы вам не пришлось ломать голову над тем, куда бы пойти и как себя развлечь, на стадионе «Ак Барс Арена» подготовлен целый перечень развлечений: эксклюзивный контент от мировых художников на медиафасаде в оригинальном формате подачи, модные диджеи, а также запуск нового мультимедийного центра «Союзмультпарк» с 12 интерактивными аттракционами. С его помощью гости могут «оживить» любимых мультгероев и научиться 3D-анимации. Все подробности — в нашем материале.

Стадион «Ак Барс Арена» учел все современные тенденции развлекательной сферы и запускает 25 декабря зимний  сезон с множеством активностейСтадион «Ак Барс Арена» учел все современные тенденции развлекательной сферы и запускает 25 декабря зимний сезон с множеством активностей

Где еще в Казани найдете такой каток?

С наступлением зимы многие горожане находятся в поиске оптимальной развлекательной площадки, куда можно было бы прийти всей семьей и получить разнообразный досуг. Стадион «Ак Барс Арена» учел все современные тенденции развлекательной сферы и запускает 25 декабря зимний сезон с множеством активностей.

В ближайшую субботу всех пришедших на арену ждет приятный сюрприз — уникальное компьютерное шоу. На медиафасаде стадиона, а это 3,6 тыс. кв. м, при помощи компьютерной графики будет транслироваться «Новогодняя фабрика» в разрешении 6К. На ваших глазах «оживут» все символы Нового года, включая Деда Мороза. Подобное шоу впервые будет показано на территории Татарстана, прежде трехмерную визуализацию с эффектом оптической иллюзии могли видеть только жители мировых столиц — Нью-Йорка, Сингапура, Пекина и др.

Компанию «Новогодней фабрике» составит выставка цифрового искусства от фестиваля медиаискусства «НУР» — будут продемонстрированы работы художников из всех уголков мира в стиле 2D- и 3D-графики, а также моушен-дизайна и коллажирования.

Любоваться происходящим на медиафасаде удобнее всего прямо с ледовой площадки стадиона — 2 тыс. кв. м высококачественного льда идеально подойдут как любителям, так и профессиональным спортсменам. Рядом с катком расположатся детская зона с горками, места для отдыха, фуд-корт,  вместительная парковка, а также теплый пункт проката, где вы с комфортом сможете переодеться или просто перевести дух и обменяться эмоциями с друзьями.

Каток на «Ак Барс Арене» отличается своей технологичностью — благодаря особой системе заливки с помощью холодильного оборудования его состояние не зависит от погодных условий.

За настроение посетителей ледовой арены будут отвечать модные диджеи: меломаны смогут насладиться выступлением музыкантов Lee Solar и Marsianka, которые на регулярной основе организовывают уникальные вечеринки на культовых площадках Москвы. Это актуальная музыка для современного поколения: она сочетает в себе современное электронное звучание и позитивные вибрации ханга и шаманского бубна.
Стоит отметить, что Marsianka — первая российская исполнительница, входящая в топ лучших ханг-музыкантов мира. Некоторые поклонники чаще называют ее звукотерапевтом, чем диджеем.

В «КидСпейс» даже ребенок может стать резидентом Иннополиса, сотрудником сети аптек «Фармленд», Городской стоматологии, Кукморского завода металлопосуды, фабрики соков «Волжский посад»В «КидСпейс» даже ребенок может стать резидентом Иннополиса, сотрудником сети аптек «Фармленд», «Городской стоматологии», Кукморского завода металлопосуды, фабрики соков «Волжский посад»

Полмиллиона детей на «Ак Барс Арене», или Что такого особенного в «КидСпейс»

Вот уже 7 лет особое внимание «Ак Барс Арена» уделяет детскому направлению. Именно столько недавно исполнилось одному из главных проектов Казани — детскому городу профессий «КидСпейс».

«Дети счастливы, а родители спокойны» — этот девиз «КидСпейс» разделяют посетители авторского проекта. Это и развлечение, и образование в одном месте. «КидСпейс» — это целых 3 тыс. кв. м увлекательного пространства. Более 30 игровых зон, где дети пробуют себя в профессиях, а заодно учатся общаться, ориентироваться во времени и в пространстве, получают азы финансовой грамотности… Большинство игровых локаций — мини-копии известных в республике компаний – партнеров детского города. В интерактивной форме дети не только знакомятся с различными брендами, их корпоративной культурой и миссией. Это хороший задел для воспитания новых кадров, клиентов и деловых партнеров уже с детства.

В «КидСпейс» даже ребенок может стать резидентом Иннополиса, сотрудником сети аптек «Фармленд», «Городской стоматологии», Кукморского завода металлопосуды, фабрики соков «Волжский посад» или приобщиться к деятельности ПАО «Татнефть», ПАО «МТС», супермаркетов «Пятерочка» или салонов «Корд Оптика». Выбор профессий, представленных на площадке, впечатляет! Можно «устроиться на работу» на Казанский вертолетный завод, в строительную компанию «Унистрой», IT-компанию ICL, а также узнать больше о том, как выстроена работа в одном из крупнейших банков страны — Ак Барс Банке — или каким образом протекают бизнес-процессы в сети автосалонов «КАН Авто»… И это еще не все — малыши могут «поработать» полицейским, спасателем, фельдшером и даже попробовать себя в роли ветеринарного врача компании «Валта».
К слову, за 7 лет в «КидСпейс» побывали чуть менее полумиллиона детей из всех уголков мира. И эта цифра, несмотря на сложности, продолжает расти.

В центре «Эти дети» можно организовать мероприятие  «под ключ» для детей в возрасте от 1 года до 16 летВ центре «Эти дети» можно организовать мероприятие «под ключ» для детей в возрасте от 1 года до 16 лет

От TikTok-шоу до Гарри Поттера

В этом году на «Ак Барс Арене» открылся новый детский проект — центр детского праздника «Эти Дети».

«Эти Дети» — собственное стильное пространство на 800 кв. метров с проработанным детским меню, профессиональными аниматорами в образах любимых персонажей, ростовыми куклами. Здесь же предлагаются различные программы на любой вкус: от TikTok-шоу до Гарри Поттера.

В центре «Эти дети» можно организовать мероприятие «под ключ» для детей в возрасте от 1 года до 16 лет. Вам остается только выбрать программу и составить список гостей. Повод может быть любым: день рождения, выпускной, утренник, творческий мастер-класс или квест — все, что придет вам в голову.

Мультимедийный центр общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров предлагает детям и взрослым обучиться анимации, а также отправиться в путешествие, благодаря 12 интерактивным аттракционамМультимедийный центр общей площадью 2,5 тыс. кв. м предлагает детям и взрослым обучиться анимации, а также отправиться в путешествие благодаря 12 интерактивным аттракционам

Здесь вы сможете «оживить» любимого персонажа…

Несколько месяцев назад состоялось историческое для Казани событие — на стадионе «Ак Барс Арена» состоялось тестовое открытие второго в России мультимедийного центра «Союзмультпарк», посвященного культовым отечественным мультфильмам. Новый развлекательно-развивающий центр киностудии «Союзмультфильм» — это огромный интерактивный мир, в котором любимые мультфильмы соединились с самыми передовыми технологиями.

Мультимедийный центр общей площадью 2,5 тыс. кв. м предлагает детям и взрослым обучиться анимации, а также отправиться в путешествие благодаря 12 интерактивным аттракционам. С их помощью гости смогут напрямую взаимодействовать с любимыми мультгероями — «Винни-Пухом», «Бременскими музыкантами», Карлсоном, жителями деревни «Простоквашино», котенком по имени Гав, ежиком в тумане, «Маугли», а также персонажами татарских сказок — Шурале, Сююмбике и Зилантом.

Знаменитые анимационные персонажи не только реагируют на действия посетителей, но и проводят с ними занятия, поют и танцуют. Также в «Союзмультпарке» можно обучиться 3D-рисованию, самостоятельно «оживить» анимационного персонажа и посмотреть мультфильмы.

Ну а чтобы все это работало, вызывая восторг у детей и взрослых, применяются передовые технологии: VR/AR, элементы искусственного интеллекта, RTX technology, virtual mocap, motion capture, 3D-анимация и многое другое.

Благодаря своей мультимедийной составляющей пространство «Союзмульпарка» отличается особой мобильностью, легко преобразовываясь в место проведения кинопросмотров, мастер-классов, лекций, тематических мероприятий, что делает его точкой притяжения для жителей города и его гостей.

  • Перевод сказки пуськи бятые
  • Переводное сочинение в 10 классе
  • Перевод сказки the frog prince
  • Переведу деньги как пишется
  • Перевернутые сказки для детей