Перевод сказки пуськи бятые

Проектная деятельность: от замысла к воплощению мастер-класс шевцова е.в. учитель начальных классов 1 квалификационной категории мкоу суджанская сош 1 цель:

Проектная деятельность: от замысла к
воплощению

мастер-класс

Шевцова Е.В.

учитель  начальных классов

1 квалификационной категории

МКОУ «Суджанская СОШ №1»

Цель: представить педагогический
опыт организации проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

·       
показать основные этапы
организации проектного обучения в ходе имитационной игры;

·       
представить опыт
организации проектной деятельности на уроках и вне уроков;

·       
провести рефлексию.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

·       
обучение проектной форме
организации образовательного процесса;

·       
развитие профессиональной
компетентности педагогов;

·       
развитие образного, креативного,
творческого типов мышления.

«Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в
слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и
неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая
его форма есть результат мысли и чувства человека…»

К.Д. Ушинский

-Перед вами текст.
( прочитайте его, читает один из участников)

«Пуськи
Бятые»

 Сяпала Калуша с Калушатами по
напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

-Все ли вам
понятно?( не совсем, кое-что) А почему не все понятно?( выдуманные слова, ненастоящие, 
придуманные ,впервые видим эти слова)

Несут ли слова
смысл?

-Хорошо! Тогда
попробуйте сформулировать главный, основополагающий вопрос и в то же время
проблемный.

Подсказка Проблема –
это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить
в состав учебного материала, носить исследовательский характер.

Основополагающий
вопрос: каждое  ли слово, даже придуманное, несет образ?

Попробуйте
сформулировать тему нашего проекта.

Тема 
нашего проекта: Что слово, звук пустой?

Определите
ЦЕЛЬ и задачи  проекта.

Цель проекта –
модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с
помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить,
иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать,
обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить,
проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать,
создать, сравнить, установить и т.д.

Задачи проекта — это выбор
путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении
цели на подцели.

Цель
проекта:  доказать, что каждое слово несет образ и является основой воображения

Задачи:

1.      Определить,
что каждое слово языка построено по определенной модели;

2.      Выяснить,
что каждое слово несет образ и он индивидуален для каждого человека;

3.      Доказать,
что слово – образ – это основа воображения человека 

Сформулируйте
объект, предмет, гипотезу.

 Объект исследования –
процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для
изучения. Предмет исследования  — то, что находится в границах
объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Гипотеза в проекте — это
предположение, в котором дается предполагаемый  вывод о существовании
объекта, связи или причины явления.

Объект – процесс
исследования формирования образов, фантазий на основе слов, не существующих в
языке.

Предмет  
-придуманное слово и конечный его образ
.

Гипотеза:
все слова языка, даже искусственно придуманные,– это образы, которые
индивидуальны и являются основой воображения.

Проект-  это 5 П – проблема,
проектирование, поиск информации, продукт и
презентация
проекта. 

1 этап мы с вами осуществили. Далее
я предлагаю задания группам.

Аудитория делится
на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, работает с ним. Затем
представляет результаты своей работы.

Во время работы
групп- методические комментарии.
Второй этап работы над проектом – это
планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются
ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.

Третий этап работы – поиск
информации. Ее можно прочитать в книге (справочная, учебная литература,
словари, справочники,
документальные источники);

– поискать информацию  в
Интернете;
– задать вопросы родителям, специалистам;
– подумать самостоятельно;
– провести интервью с участниками событий,     
анкетирование;

–    посмотреть по
телевизору;

Этап исследования может происходить
с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент и  теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция,
сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы
(интервью, соц. опрос, анкетирование)

Продукт – это результат работы над
проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа,
видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели,
мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций,
справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического
материала, экскурсии ит.д.

Представлять продукт( или
презентация) проекта можно на научной
конференции, в виде
научного доклада, деловой, ролевой  игры, защиты на ученом совете и т.д.

Задание
группе 1.

1.     
Перед вами необычный текст. Переведите его на «русский» язык.

2.     
Трудно ли было это сделать?

3.     
Что помогло вам правильно перевести текст?

4.     
Какие морфемы помогли вам представить образ героев?

Задание
группе 2.

1.     
Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.

2.     
Изобразите героев и их костюмы  в виде аппликаций.

3.     
Прокомментируйте полученный результат.

Задание
группе 3.

1.     
Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.

2.     
Разыграйте по ролям данную сценку.

Группы работают 15
минут. Далее представляют результаты своей работы.  Этап рефлексии:
участники заполняют оценочный лист, обсуждают где и для какой аудитории можно
использовать данный проект

Работа над исследовательским или
творческим проектом всегда заканчивается этапом рефлексии: с каким
настроением работал, было ли мне комфортно, доволен ли я собой; насколько мне
комфортно работалось с руководителем, в паре с товарищем, в социуме,  я
достиг цели, мне этот материал необходим, в чем я затруднялся, как мне
преодолеть свои проблемы

Оценочный
лист (для каждого участника мастер-класса)

           
Выполнила ли группа задачи, поставленные в начале работы

Качество
представленного результата

Уровень
комфортности при работе в группе

Можно ли использовать
данный учебный проект в учебной деятельности? Где именно (предмет, класс, тема,
внеклассная работа,…)?

В  заключение мастер-класса
для получения обратной связи участникам выдается раздаточный материал (см.
приложение). Необходимо соотнести  цель и задачи исследования (1 группа),
методы исследования (2 группа) и продукты исследования(3 группа)

Полученный
результат:

·     
Учителя получили практический опыт использования учебного проекта на уроке;

·     
Повысили профессиональную компетентность, ИКТ-компетентность.

Из опыта организации
проектной деятельности на уроках, вне уроков.

Моя работа посвящена организации
проектной деятельности с младшими школьниками. Я думаю, что включать школьников
в проектную деятельность следует постепенно. Вначале — доступные творческие
задания, а уже в 3-4 кл.- сложные .

Готовностью учащихся начальной школы
к проектной деятельности является формирование нескольких показателей:

-сформированность коммуникативных умений;

-развитие мышления( «интеллектуальная зрелость»);

-готовность к самооценочной и оценочной деятельности.

С первых учебных дней я старалась постепенно
формировать нужные качества. Основное внимание
уделяла развитию умений и навыков проектирования и исследовательской
деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению
кругозора. Формирование их старалась проводить не только в процессе
работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий.

     В рамках традиционных учебных занятий
использовала такие  формы и
методы:

•    проблемное введение
в тему урока;

•    постановку цели и задач урока
совместно с учащимися;

•    совместное или
самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы
на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы
в группе;

•     постановку вопроса (поиск
гипотезы);

•      обоснованный выбор
способа выполнения задания;

•    составление аннотации к
прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной
литературы;

•    подготовку доклада
(сообщения);

•    самоанализ и самооценку,
рефлексию;

Проблема проекта, обеспечивающая
мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области
познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. 
Для введения в проект, создания проблемных ситуаций я использовала такие формы
как экскурсия,  беседа, показ фильма, презентации. Введение в проект чаще всего
проходило на уроках ( окружающий мир, литературное чтение, технология и т.д.),
а остальные этапы  – внеурочная деятельность.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного
метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его
модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к
долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Форма работы, которая мне представляется 
наиболее целесообразной для работы с младшими школьниками  — урочно-внеурочная.
Ограниченный временными рамками урок, плавно перетекает во внеурочную
деятельность.

Я использовала смешанные типы проектов:

  •  исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем
    результаты оформляют в виде газет, драматизации. Так при проведении
    предметной недели по русскому языку и литературному чтению каждому классу
    давалось задание: создать стенгазету о каком-нибудь писателе. Нужно было
    найти информацию о писателе, его творчестве. Каждый ребенок получил
    задание: что найдете, то и несите. Потом совместными действиями материал
    отбирался, и в виде коллажа создавались стенгазеты.
  • Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят
    в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Часто
    на уроках литературного чтения детям предлагают инсценировать сказку или
    сценку из произведения; можно инсценировать сказку на новый лад.
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее,
    ориентируясь на социальные интересы ( выступления и презентации на уроках
    окружающего мира: «Мой город», «Герб города» «Что рассказал семейный
    альбом», «Как охранять водные ресурсы».оформление класса и др.);
  • творческие  «Кулинарные рецепты от 2го «в» класса», «Книга
    загадок»(сочиняем сами), «Поздравим с праздником»- на уроках русского
    языка,  «Какие бывают горы».оформление результата в виде урока,
    внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.

Так как, в начале первого класса
не все мои ученики умели читать, то нужную информацию ребята узнавали из
экскурсий( по школе, в школьный и городской музеи, библиотеку), презентаций,
телевидения, опроса родителей, учителей. Постепенно осваивая навыки чтения, мы
учились получать информацию из книг, детских журналов, интернета, компьютерных
дисков с энциклопедиями.

При первой попытке найти нужную
информацию из книги возникли трудности:
выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям, найти нужную статью в
этой книге. Справляться с этими трудностями помогали  подготовительные задания
на уроках литературного чтения( «Могут ли быть в этой книге такие сказки»,
«Предположи, как называется произведение и найди правильный ответ в содержании»
и т.п.) и памятка в тетради.

Памятка №1

1.Открой книгу и найди раздел «Содержание», (Оглавление).

2.В этом разделе прочитай название всех тем и постарайся найти ту,
которая созвучна теме проекта.

3.Если такая тема найдена, то справа ты увидишь номер странички. Открой
книгу на этой странице.

На уроках окружающего мира-
доклады по темам урока.

Мы познакомились с таким способом поиска информации как интервью и
совместно с детьми составили памятку к одному из проектов:

ИНТЕРВЬЮ(образец составляется вместе с детьми)

– Здравствуйте. Извините, пожалуйста, можно вам задать
несколько вопросов?

1. Представьтесь. (Фамилия, имя, отчество.)

2. Учились ли вы в нашей школе? (Если да, то интервью
продолжается. А если нет, то ребенок говорит: «Извините за беспокойство».)

3. Назовите период обучения в нашей школе.

4. Вспомните, как звали вашего первого учителя.

5. А как звали вашего классного руководителя с 5-го по
выпускной класс?

6. Какие предметы для вас были любимыми и почему?

7. Что бы вы пожелали нынешним ученикам?

Работа над проектом предполагает
работу в группах.

 И здесь нам пришлось постигать науку общения. Работа
в этом направлении велась с самых первых уроков в школе, когда дети изучали
«Правила общения», «Правила вежливой и культурной речи». И сейчас на уроках мы
хором повторяем стишок: «Если друг стал отвечать, не спеши перебивать». Вместе
с детьми мы вывели правила работы в группе.

Памятка №2

1.Работай в группе дружно, помни — вы одна команда.

2.Принимай активное участие в работе, не стой в
стороне.

3.Не бойся высказывать своё мнение.

4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай
 мнение других участников группы.

5.Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини
никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8. Если вы не можете выбрать того, кто будет
представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий
.

 Соблюдение данных правил
позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Как на
уроках, так и внеурочной деятельности Детей обязательно нужно познакомить с
формами презентации проектов. Виды
презентационных проектов могут быть различными,  например:  деловая игра,
демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей,
защита на ученом совете, игра с залом, инсценировка исторического события,
научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс- конференция,
путешествие, реклама, ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра,
телепередача, экскурсия.

мне понравилось

мне было иногда интересно

 мне не понравилось

После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной
работе. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, мы
вместе с ребятами разработали свою оценочную шкалу. Она выглядит следующим
образом:

Оценивание проходило следующим образом. У каждого ученика имелись три
светофорчика, при помощи которых он показывал, какую оценку выставил. После
поднятия светофорчика нужно было аргументировать свою оценку. В этом ребятам
помогал план:

· Понравился ли тебе доклад? Чем?

· Насколько понятным, убедительным и последовательным
был ответ?

· Достигнута ли цель проекта?

· Как оформлена работа: аккуратно, интересно,
красочно…?

По окончании работы каждому участнику проекта
предлагается заполнить оценочный лист.

Оценка своей работы над проектом

(Отметь знаком  «+ « те качества, которые ты приобрёл
в процессе работы над проектом,
  Я научился:

      Искать информацию в сети Интернет

      Искать информацию в книгах и энциклопедиях

      Пользоваться электронной энциклопедией

      Вести наблюдения

      Пользоваться цифровым фотоаппаратом

      Создавать презентации

      Обсуждать результаты работы с одноклассниками

      Задавать вопросы, когда возникают трудности

      Просить помощи, когда возникают трудности

      Помогать товарищу. когда он просит об этом

      Радоваться успеху товарища

      Видеть необычное в привычном

Методические рекомендации по использованию
метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт моей работы показал, что наиболее приемлемым для моих учеников( в
1-2 классе) являются творческие проекты и их варианты: исследовательско-
творческие, информационно –творческие.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие
условия, которые сформулированы в памятке для учителя , родителей.

Памятка для учителя.

1.Учитель должен быть глубоко убежден  в значимости
проектной деятельности для образовательного процесса в целом и для каждого
ребенка в отдельности.

2. Владеть демократическим
стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

3.Учитывать реальные возможности
учащихся, развитие их интеллекта, воли, мотивов.

4. Способствовать повышению
личной уверенности у каждого ребенка в успехе, его самореализации и рефлексии.

5.Постепенно увеличивать степень
детской самостоятельности в работе над проектами  и уменьшать различные виды
учительской помощи.

6.Развивать у учащихся осознание
значимости коллективной работы для получения результата, вдохновлять детей на
развитие коммуникабельности.

7. Заинтересовать родителей к
сотрудничеству в работе над проектами.

8. Проект должен быть интересным
полезным  для учителя и учеников.

Памятка для родителей.

  1. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все
    сделать за них.
  2. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  3. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  4. Не сдерживайте инициативу.
  5. Не жалейте времени на работу с ребенком в библиотеке, дома с
    книгой.
  6. Не раздражайтесь.
  7. Хвалите за успехи.
  8. Учите доводить дело до конца.

Взаимоотношения
с родителями у нас построены на взаимопонимании и уважении. Они стараются во
всем помогать и поддерживать своих детей, являются их помощниками в подготовке
к проектам.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий
этап проектной  деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса.
    Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что
    услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

  Работая
над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с
определенными трудностями.

· у младших школьников низкая техника чтения, что
затрудняет работу с большими объёмами информации;

·  ребята с трудом могут выбрать главную, значимую
информацию;

· не всегда получается аккуратно оформить продукт
своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).

Но  несмотря на трудности, обучающиеся в процессе
проектной деятельности приобретают для себя действительно важные умениям и
навыки.

Планируемые результаты.

Обучающиеся
должны научиться

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных
докладов;

объяснять, доказывать и защищать
свои идеи.

image001

image002

image003

image004

image005

image006

image002

image007

image008

image009

Внеклассное
мероприятие по русскому языку
для 6-х классов «Знатоки русского языка и литературы»
Цели:


·
обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;
· развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать
грамотность учащихся;
· воспитательная: прививать любовь к родному языку.

 Оборудование:

плакаты с высказываниями классиков русской литературы о русском языке: «Наш
язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость» (К.Г. Паустовский). «Нам
дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык» (К.Г. Паустовский) «Русский язык в умелых руках и в опытных устах –
красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И. Куприн)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием» (И.С. Тургенев)
Вступительное слово учителя:


С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.
Ребенком мы засыпаем под монотонное звучание бабушкиных сказок. А ведь сказка –
это язык. Вы ходите в школу. В речах учителя, на страницах книг развертывается
перед вами огромная Вселенная, отраженная в словах. Вы узнаете о том, что было
сто и даже тысячу лет назад. И все это благодаря родному языку. На земном шаре
насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько
человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой
семье языков русский язык занимает особое место. Русский писатель И.С. Тургенев
назвал русский язык правдивым, могучим, а народ, у которого такой язык –
великим. Русский язык знают и любят не только все народы, населяющие нашу
прекрасную Родину, но и многие люди всех стран мира. Сбылись слова русского
писателя А.Н. Толстого, который говорил, что «настанет время, когда русский
язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Но наша действительность
превзошла предсказание Толстого. Русский язык звучит не только по всем
меридианам земного шара, но и в космических просторах. Русский язык имеет
большое международное значение. На нем создана богатейшая художественная
литература. И чтобы любить русский язык, надо его знать. Ведь не зря говорят,
что без грамматики не выучить и математики. И сегодня, ребята, вы сможете
показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по
русскому языку.

Ведущий 1: 

Друг мой! Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык! УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас
ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под
названием Лингвистика, а помогать нам будут специалисты из 7 класса, которые
уже завершили освоение многих разделов языкознания. Они принесли нам карту
страны Лингвистика, которую нарисовали, чтобы мы не сбились с пути.

Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие
ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право
последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу,
получают за урок «5».

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают
название.

Ведущие и 2 помощника – ученики 7 класса. Ведущие совместно с
учителем проводят викторину, помощники подсчитывают набранные командами баллы.

1. Разминка.

За каждый правильный ответ – 1
балл.

Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.

Ведущие по очереди задают вопросы каждой команде.

1) В каком слове срок гласных? (Ответ: сорока.)

2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ:
стонет)

3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)

4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за
дверь)

5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет,
он не умеет говорить)

6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях
шляпы, тетради)

7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ:
позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол,
стог, стон, сток, стоп)

9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)

10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ:
уроки)

11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ:
буквой «О»)

12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким
знаком)

1.Первый конкурс – «Конкурс знающих»


Ведущий 2: А теперь мы предлагаем вам разгадать необычный
кроссворд! Возьмите со стола листы с заданием. За три минуты вам  нужно
заполнить свободные клетки таблицы: подобрать нарицательные существительные в
начальной форме, начинающиеся с указанных букв.

http://oct2.ucoz.ru/tablica2.png 

Игра со зрителями 

 Ведущий 2: А пока наши команды готовятся, мы с вами
поиграем. Требуется по одному болельщику от каждой команды.
Выходят болельщики
Ведущий 1: Произнесите 5 раз, как можно быстрее, следующие
скороговорки:

1) Карл украл у Клары кораллы.
2) Сыворотка из-под простокваши.
3) Саша шла по шоссе и жевала сушку.

 Ведущий 2: Спасибо болельщикам!

 Ведущий 1: 

2.Конкурс
«Домашнее задание»!
Вы получили домашнее задание – найти
пословицы и поговорки, в которых были бы числа: 1, 2, 3, 7. За каждую пословицу
вы получаете по 1 баллу.

Ответы команд
 (Все за одного, один за всех Семеро одного не ждут. Семь раз примерь,
один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Один с сошкой – семеро с ложкой. Семеро
ворот, да все в огород. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами
погонишься – ни одного не поймаешь. У семерых нянек – дитя без глаз. Не узнавай
друга в три дня, а узнавай в три года).
 

3.Конкурс – «Продолжи пословицу»

Ведущий 2: А теперь,
ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее
продолжить. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл . Итак, начинаем!

Кто не работает – ….

Ведущий 1: Без труда не …

Ведущий 2: Кончил дело – …

Ведущий 1: Поспешишь – …

Ведущий 2: Каши маслом … 

Ведущий 1:  После драки …

Ведущий 2: Тише едешь — …

Молодцы!

Фонетика.

УЧИТЕЛЬ: первая
область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает
этот раздел языкознания (за
правильное определение 
1 балл).

Задание 1. «Замени звук».

За каждый правильный ответ – 1
балл
.

Ведущие по очереди читают командам стихотворения-шутки и
загадки. Нужно изменить в слове один звук, чтобы исправить ошибки.

1)

Неизвестно,
как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
(по А. Шибаеву)

(Ответ: звери)

2)

На
виду у детворы
Крысу красят маляры.
(А. Шибаев)

(Ответ: крышу)

3)

С м меня ты
надеваешь,
С л собаку
называешь.

(Ответ: майка – лайка)

4)

С к я в школе на
стене,
Горы, реки есть на мне.
С п –
от вас я не таю – 
В каждом классе в ряд стою.

(Ответ: карта – парта)

5)

Известное
я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(Ответ: уха – муха)

6)

С
третьей буквой алфавита
Я больных лечу,
А с четвертой – 
Весной я прилечу.

(Ответ: врач – грач)

7)

Когда
я с д,
меня сорвут,
Когда я с т,
на мне плывут.

(Ответ: плод – плот)

8)

С
глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

(Ответ: колос – голос)

Задание 2. «Анаграммы и шарады».

Задание открывается на мультимедийном проекторе.

За каждый правильный ответ 
1 балл
.

Команды записывают ответы на листках.

УЧИТЕЛЬ: теперь
вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.

ВЕДУЩИЙ:
анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв
или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово
делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово,
подлежащее отгадыванию по указанному значению.

1)

Я –
дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне – 
И воду подавать я буду.

(Ответ: сосна – насос)

2)

Легко
дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои – 
И целый лес ты мною свалишь.

(Ответ: липа – пила)

3)

Мой
первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

(Ответ: за-дача)

4)

Мой
первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.

(Ответ: до-рога)

5)

Три
буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.

(Ответ: пар-ус)

6)

Первый
слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.

(Ответ: фа-соль)

3. Орфоэпия.

УЧИТЕЛЬ: следующая
остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).

Задание 1. «Прочти, что здесь написано».

За безошибочно прочитанные слова – 4
балла 
(за каждую ошибку команда
теряет 1 балл).

Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно
прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь,
алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.

(Ответы: торты, краны, кухонный,
красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит,
мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый,
скворе[шн]ник).

Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр,
баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.

(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла,
красивейший, начал, столяр, баловать, звонят,
созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).

4.Конкурс
«Веселый перевод»
 


Прочитайте веселый рассказ Л. Петрушевской, в котором мало слов русского
языка, но который написан по-русски. Попытайтесь перевести его на русский язык.

Сяпала Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата,
калушаточки! Бутявка!

Калушата
присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи
бятые!

Игра со зрителями

 Ведущий 1: И снова конкурс болельщиков. Проверим их
остроумие. Ответьте на следующие вопросы:
1) Когда руки бывают местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты)
2) В каком слове 30 «я»? (Зоя) 3) Что находится между горой и долиной?
(И)
4) Сколько нужно букв, чтобы написать одним словом: «мать», «сын», «отец»,
«дочь», «бабушка», «дедушка»?
(5 – «семья»).

5.Конкурс
— «Умножалочка»


Ведущий 1: Ребята, я буду называть слова в единственном числе, а
вы – во множественном. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
житель –
любитель – 
учитель – учителя
Ведущий 2:
 грек –
узбек – узбеки
человек
Ведущий 1:
день –
пень –
лень – нет мн.ч.
Ведущий 2:
дуга –
рука –
мука’ – нет мн.ч.
6. Конкурс – «Заблудившийся звук»

 Ведущий 2: Ребята, слушайте внимательно. Проведем игру
«Заблудившийся звук». Я буду читать, а вы, прослушав, должны догадаться, в
каком слове заблудился звук, и поставить его на место.
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился,
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем.

  Ведущий 1: Внимательно слушаем  задания!
Закричал охотник «Ой!
Двери  гонятся за мной!»
Кто же гнался за охотником? какой звук потерялся? ([з], звери)

 Ведущий 2:
На виду у детворы крысу
Красят маляры.
 Что же красили маляры? какой звук потерялся?(крышу, [ш])

 Ведущий
1:
Поняли, как играть? Продолжаем!
Посмотрите-ка, ребятки,
Баки  выросли на грядке.
(маки)

 Ведущий 2:
Куклу выронив из рук,
Саша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук
С длинными усами».
(жук)
Ведущий 1:
Говорит один рыбак:
«В речке выловил башмак».
Но зато ему потом,
На крючок попался дом.
(сом)
Ведущий 2:
Тает снег, бежит ручей,
На ветвях полно врачей
(грачей).
  Загадки. За правильный ответ 1 балл.
а) Что находится между нашим а) Что находится в центре земли (М)
Домом Культуры и почтой.
(Союз И)
б) Широко, а не море, золото, а не б) Сегодня на земле,
деньги. (Поле) Завтра на столе. (Хлеб)

9.Конкурс
«Позови…»

Позовите
Сивку-Бурку. (Сивка-Бурка, »)
Обращение к зеркальцу. («Свет мой зеркальце »)
Позовите сестрицу Аленушку («Сестрица Аленушка выплынь,
выплынь на бережок»)
10. Конкурс Продолжи басню:
а) «Мне б были желуди -..»
б) «На ель ворона взгромоздясь …»
в) «Ты всё пела – это дело …».
11. Конкурс Назовите имена персонажей сказок:
а) «Три медведя».
б) «Три поросенка».
в) «По щучьему велению».
Подведение итогов.
Узнай, откуда эти герои пришли к нам сюда?
Задание: нарядить героев сказок из произведений и без слов представить.
(6 героев).

Слово жюри.
Награждения.

Заключительное
слово учителя:

Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью,
силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:

1) обогащать свой словарный запас;
2) укреплять грамотность;
3) повышать языковую культуру;
4) любить и беречь русский язык.

к

з

о

н

н

а

к

ю

у

щ

р

и

с

х

к

з

о

н

н

а

к

ю

у

щ

р

и

с

х

Сяпала
Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата,
калушаточки! Бутявка!

Калушата
присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи
бятые!

Сяпала
Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата,
калушаточки! Бутявка!

Калушата
присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

Сяпала
Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата,
калушаточки! Бутявка!

Калушата
присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок
дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

Карл украл у Клары
кораллы.

 Сыворотка из-под
простокваши.

Саша шла по шоссе
и жевала сушку.

Людмила Петрушевская: биография и творчество

0 208b55 60c839ec origЛюдмилу Петрушевскую с уверенностью можно назвать одним из выдающихся отечественных писателей прошлого века. Она является автором значительного количества рассказов и детских книг, по ее произведениям поставлены театральные пьесы, сняты фильмы. Ее творчество стало открытием для многих: автор достаточно жестко, а порой и просто безжалостно, без прикрас описывает все трудности жизни.

Детские годы

Петрушевская Людмила Стефановна появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве. Ее родители были хорошо образованными людьми. Мама работала редактором, папа был лингвистом. Дедушка Петрушевской – Николай Яковлев, советский ученый, профессор языкознания.

Детство писательницы проходило в нелегкое военное и послевоенное время, что, несомненно, наложило свой отпечаток на ее судьбу. Девочка, спасаясь от войны, вынуждена была жить у дальних родственников, а затем и вовсе воспитывалась в одном из детских домов неподалеку от Уфы.

Повзрослев, Людмила решила связать свою жизнь с журналистикой. А потому после получения школьного аттестата девушка поступает в МГУ, на факультет журналистики. Обучение она закончила в 1961 году и устроилась работать журналистом. После Петрушевская несколько раз меняла место работы. В начале 70-х годов она устраивается работать в Центральную студию телевидения редактором.

Творческий путь

Первые стихи Людмила Петрушевская стала сочинять еще в юности. Они были достаточно простыми, легкими. Сама поэтесса в то время относилась к своему творчеству несерьезно, она не намерена была становиться писательницей. Однако талант не так легко спрятать: во время учебы в университете Петрушевская писала сценарии для различных студенческих мероприятий. В середине 60-х годов появились и первые пьесы, но долгое время она не решалась их публиковать.

0 208b58 d0565868 origПервым напечатанным произведением Петрушевской стал рассказ «Через поля», опубликованный в журнале «Аврора» в 1972 году. Несмотря на то что рассказ был воспринят читателями с интересом, следующее произведение напечатали лишь спустя несколько лет. Но вместе с тем Людмила продолжала активно писать.

Ее пьесы были интересны, жизненны, близки многим. Поэтому не удивительно, что их заметили режиссеры. Конечно же, знаменитые театры не могли взять для постановки произведение малоизвестного автора. А вот театры небольшие охотно работали с ее произведениями. Так, в 1979 году в театре Р. Виктюка поставили спектакль «Уроки музыки». А львовский театр «Гаудеамус» представил зрителям спектакль «Чинзано».

Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:

  • «Любовь» – Театр на Таганке.
  • «Квартира Коломбины» – «Современник».
  • «Московский хор» – МХАТ.
  • «Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.

Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.

0 208b56 2b1c995a origТолько в 1988 году была издана книга Людмилы Стефановны Петрушевской. После этого она начинает писать еще активнее – произведения появляются одно за другим. Именно тогда была написана одна из известнейших ее книг – «Три девушки в голубом», повествующая о нелегких судьбах трех родственниц.

Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.

В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые». В 1990-2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки». Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.

Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков мира и издаются сегодня во многих странах. Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. После Людмила Стефановна переключилась на другие виды творчества, по-прежнему продолжая писать, но уже в меньших объемах.

Семья

Людмила Петрушевская несколько раз была замужем. О первом муже писательницы известно немного – он умер, оставив жену с маленьким сыном Кириллом. После Петрушевская вышла замуж за искусствоведа Бориса Павлова. В этом браке родилось еще двое детей – сын Федор и дочь Наталья.

Талантливый человек талантлив во всем

0 208b5a 6c8ab5a2 origБиография Петрушевской содержит достаточно много интересных фактов. Так, к примеру, мало кто знает, что Людмила Стефановна не только писательница. Она обожает петь, а когда-то даже занималась в оперной студии. Более того, в 2010 и 2012 годах были записаны сольные альбомы Петрушевской. Правда, в свободную продажу они так и не поступили, но продавались вместе с журналом «Сноб».

Петрушевская занималась созданием мультфильмов по собственным сказкам. Она основала анимационную «Студию ручного труда», в которой проводила достаточно много времени, рисуя мультфильмы при помощи современных компьютерных технологий.

Есть у писательницы еще один талант – она увлекается живописью и даже окончила профессиональные курсы. Петрушевская пишет картины и продает их, а полученные средства передает благотворительному фонду, опекающему детей-сирот.

В 1991 году Людмила Петрушевская находилась под следствием, даже некоторое время была вынуждена скрываться, проживая за границей. Ее обвиняли в оскорблении президента Горбачева.

Дело было так: писательница направила письмо литовскому правительству, ее послание было переведено и опубликовано в одной из газет. В этом письме содержались достаточно неприятные для власти, в частности для Горбачева, высказывания. Однако дело закрыли, после того как Горбачев был отстранен от власти. Автор: Наталья Невмывакова

Биография

Афиша

Новости

Видео

  • Видео с концертов
  • Интервью и телепередачи
  • Спектакли

Аудио

  • Середина Большого Юлиуса (feat. Inquisitorum)
  • Сказки
  • Не привыкай к дождю
  • Сны о Любви

Тексты

  • Рассказы
  • Сказки

Галереи

Биография

Контакты

Петрушевская Людмила Стефановна — прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художница и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье студентов ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Н. Ф. Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором, отец, Стефан Антонович Петрушевский, которого Л.С. почти не знала, стал доктором философии.
Л.С., чья семья подверглась репрессиям (трое расстрелянных), пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы (как членам семьи врагов народа), а также –после войны- в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, переживших голод, под Уфой. Кончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

Писать начала рано, публиковала заметки в газетах («Московский комсомолец», 1957 г., «Моск. правда», 1958 г., журнал «Крокодил» 60-й г., газета «Неделя», 1961 г.), работала корреспондентом Всесоюзного радио и журнала «Кругозор». Первый рассказ написала в 1968 г. («Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек»), и с этого момента писала уже в основном прозу. Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора». Первыми опубликованными произведениями там были рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в 1972 году в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же был напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Черезх поля». Всего к 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок. Вступив в Союза писателей в 1977 году, Л.П зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах. В 1988 году обратилась с письмом к Горбачеву, письмо послали для ответа в Союз писателей. И секретарь Союза писателей Ильин помог с публикацией первой книги («Бессмертная любовь», 1988 год, издательство «Московский рабочий», тираж тридцать тысяч).
Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после 6 спектаклей ее запретили, затем театр перешел в ДК «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 г (пьеса была напечатана в 1983 году в периодическом издании, в брошюре «В помощь художественной самодеятельности», тиражом в 60 тыс экземпляров).
Людмила Петрушевская — автор множества прозаических произведений и пьес, книг для детей. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Ю. Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988),»Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Ю.Норштейном).
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
Лауреат Международной премии «Alexandr Puschkin» (1991, Гамбург), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2002), Независимой премии «Триумф» (2002), Бунинской премии, Театральной премии имени Станиславского, Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) за сборник «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки», юмористической премии «Малый Золотой Остап» за сборник «Дикие животные сказки» и др.
Академик Баварской академии искусств.

В 1991 году с февраля по август была под следствием по факту оскорбления президента М. С. Горбачева. Поводом послужило письмо в Литву после ввода в Вильнюс советских танков, перепечатанное в Вильнюсе и переведенное в ярославской газете «Северная пчела». Дело было закрыто в связи с отставкой президента.
В последние годы выходят ее книги – проза, поэзия, драматургия, сказки, публицистика, напечатано больше 10 детских книжек, ставятся спектакли – «Он в Аргентине» в МХТ им. Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики (в ГМИИ им. Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга). Л.Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом – в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.
Начала продажу своих акварелей и монотипий – через Интернет — в пользу детского дома для подростков-инвалидов в Порхове под Псковом. Там живут больные ребята, которых Благотворительное общество «ПРОБО Росток» спасло от пребывания в старческом доме инвалидов-психохроников, куда их отправляют в 15 лет после детских домов – на всю жизнь. Ребят обучают педагоги, они привыкают к самостоятельности, выращивают овощи, занимаются рукоделием, домашним хозяйством и т.д. Сейчас тяжелое время, им надо помочь.

Людмила Стефановна Петрушевская

Фото Все

543324324

4322434

4243243

234432342

Видео Все

mqdefault

Познер — Гость Людмила Петрушевская. Выпуск от 28.05.2018

Людмила Петрушевская. Линия жизни / Телеканал Культура

mqdefault

Разбор полета / Людмила Петрушевская // 22.10.18

Людмила Петрушевская — биография

Людмила Петрушевская – известная поэтесса и прозаик, драматург, сценарист, переводчик. Отлично поет, причем в самых разных музыкальных направлениях.

Людмила Петрушевская сумела найти свою нишу в литературном творчестве. И именно ей – неприглядной, бездонной и абсолютно далекой от коммерции, она посвятила свою жизнь. Она ни разу не предала свой выбор, смогла не только не растерять своих читателей, но и заинтересовать всех, кто хоть раз взял в руки ее книгу. Она ищет свой жанр на протяжении всей жизни, причем, не только в литературе, но и в музыке, и объяснить ее феномен можно только одним – невероятной артистичностью. Она прожила удивительную жизнь, насыщенную разными событиями, как хорошими, так и плохими, но ни разу не спасовала перед трудностями, научилась стойко преодолевать все удары судьбы.

Детство

Родилась Людмила Петрушевская в Москве 26 мая 1938 года, в семье двух студентов. Отца звали Стефан Петрушевский, он по образованию философ, изучал научный атеизм и марксистско-ленинскую этику, получил степень доктора философии. Мама – Валентина Яковлева работала в должности редактора. Детство девочки пришлось на годы войны, поэтому было полуголодным и полным лишений. Она попала в эвакуацию, переезжала от одних родственников к другим, оказалась в детском доме в Уфе. Как потом вспоминала сама писательница, ей приходилось воровать селедочные головы из помойного ведра соседей, чтобы утолить голод. С мамой девочка встретилась, когда ей было девять лет, а до этого находилась под опекой деда Николая Яковлева, известного лингвиста-кавказоведа. Он активно боролся с неграмотностью, но, тем не менее, внучку читать не учил. Он придерживался теории марризма, и после того, как его теорию разгромил Сталин, начал страдать от психической болезни.

42234234 1Людмила Петрушевская в детстве

В самом начале 20-го века Петрушевские завели традицию – устраивали домашние спектакли. Людочка даже не думала, что когда-то будет литератором, она собиралась связать свою жизнь со сценой, мечтала стать оперной певицей. Ее отдали в вокальную студию, но звездой оперы она так и не стала.

В 1941-м Люда, ее бабушка и дедушка по материнской линии были эвакуированы в Куйбышев. Среди нехитрого скарба, взятого в дорогу, были четыре книги, в том числе сборник стихов Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).

Так как читать ее не учили, девочка просто листала газеты, и именно по ним выучила азбуку. Когда начала читать, то делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, и выдавала целые цитаты. Бабушка рассказала ей, что когда-то нравилась поэту Маяковскому, он даже хотел на ней жениться, но она ответила взаимностью лингвисту Яковлеву.

32323Людмила Петрушевская в молодости

После победы Людмила снова оказалась в Москве, окончила школу и стала студенткой МГУ им.Ломоносова. Она выбрала журналистику. Ее трудовая биография началась с работы в должности корреспондента в издательстве, потом продолжилась на Всесоюзном радио, где ей доверили вести программу «Последние известия».

В 34 года Людмила стала редактором Центрального ТВ, в ее обязанности входило составление отзывов о программах на тему экономики и политики, как, к примеру, «Шаги пятилетки». Однако на Петрушевскую начали жаловаться, поэтому спустя год она ушла с телевидения, и больше ни разу не пыталась найти себе работу.

Литература

Писать Людмила начала еще в студенческие годы. Тогда это были сценарии, по которым проходили творческие вечера в вузе и шуточные стишки. Однако заниматься всерьез литераторством она и не думала. Ее первый рассказ под названием «Через поля» был напечатан только в 1972 году, в ленинградском журнале «Аврора». Потом был долгий перерыв, и следующее свое произведение она напечатала во второй половине 80-х.

Но литературное творчество талантливого прозаика было по достоинству оценено режиссерами небольших театров. В 1979-м, в Доме культуры «Москворечье» режиссер Роман Виктюк поставил спектакль под названием «Уроки музыки», по одноименной пьесе, написанной шестью годами ранее. После премьерного показа известный режиссер Эфрос отметил, что работа отменная, и добавил, что к сожалению, советская цензура никогда ее не пропустит. Слишком правдивыми и радикальными были мысли автора, чтобы их демонстрировать зрителю. Интуиция Анатолия Эфроса не подвела, пьесу действительно запретили, а артистов театральной труппы просто разогнали.

Спустя некоторое время студенты Львовского политеха создали театр, на сцене которого поставили «Чинзано». А вот на сцене профессиональных театров произведения Петрушевской начали ставить только к середине 80-х. Первым решился БДТ с Юрием Любимовым, в его репертуаре появилась постановка «Любовь», потом «Современник» поставил «Квартиру Коломбины».

Людмила продолжала плодотворно работать, она писала массу пьес, рассказов, стихов, но все они отправлялись в стол. Их не публиковали, потому что там была неприкрытая правда о жизни простого народа в стране Советов, а это очень не нравилось ее руководству.

1221

Петрушевская писала в самых разных жанрах. К примеру, книга «Пуськи бятые» напоминала невинный детский лепет, а «Истории из моей собственной жизни» представляли собой роман-автобиографию. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге «Время ночь». В «Нас украли» сюжет строится не на подмене детишек, как может показаться сразу, это итог размышлений о том, что «наверху» есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться «низы». В 2018-м эта книга была выдвинута на литературную премию «НОС». В «Богине парка» автор собрала новеллы о любви, мистические и юмористические рассказы, триллеры.

В 90-х годах прошлого века Петрушевская начала писать для детей. Так появились книги «Волшебные очки», «Сказка о часах», «Анна и Мария», «Матушка-капуста». Они были написаны в самых разных жанрах, от легенды до пародии, но писала она их с реальной жизни.

В 2007-м, в одном из издательств Санкт-Петербурга вышел сборник, получивший название «Московский хор». В него вошли пьесы «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей», и много других. Через год, в 2008-м, выпустили цикл мультипликационных фильмов о поросенке Пете.

234324324 1Людмила Петрушевскаяс детьми

Критики часто спорят о том, чьим профилем наделен ежик в мультфильме «Ежик в тумане». Если хорошо присмотреться, то видно, что у этого мультяшного героя и Людмилы Петрушевской есть много общего. Сама писательница тоже подчеркивала это сходство в своих произведениях, но создатель мультфильма Юрий Норштейн придерживается другого мнения.

Личная жизнь

Писательница была замужем два раза. Первым ее супругом стал Евгений Харатьян, которому она в августе 1964 года родила сына Кирилла. Первенец писательницы выбрал журналистскую стезю, работал в должности заместителя шефа-редактора издательского дома «Коммерсантъ», потом перешел главным редактором газеты «Московские новости», а с 2005 года стал замом главного редактора издания «Ведомости».

5323Людмила Петрушевскаяс и Борис Павлов

Первый супруг писательницы трагически погиб, и вскоре в личной жизни Петрушевской появился Борис Павлов, руководитель Галереи на Солянке. В этом браке в апреле 1976 года родился сын Федор, тоже ставший журналистом, и дочь Наталья, 1982 года рождения. Дочь – музыкант, основала московскую фанк-группу C.L.O.N.E.

В 2009-м супруг Петрушевской умер.

Людмила Петрушевская сегодня

В настоящее время Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где работает над созданием анимационных лент. Она написала произведения «»Улисс: ехали-приехали», «Беседы К.Иванова». Помимо этого, Петрушевская увлеклась живописью, она пишет картины, реализует их, а средства от продажи передает в детские дома. Ее можно встретить в «Кабаре одного автора», где писательница поет хиты 20-го века, читает собственные стихи и записывает свои альбомы.

43342323

34343434

4233242

В 2019 году в репертуаре нескольких московских театров появились спектакли по произведениям Петрушевской. В театре им. Маяковского представили постановку под названием «Московский хор», а в «Школе современной пьесы» Константина Богомолова поставили пьесу «ГАЗБУ».

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Петрушевская Людмила Стефановна

Людмила Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в городе Москва. Девочка выросла в семье студентов Института философии, литературы, истории. Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Николая Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором. Отца, Стефана Антоновича практически не помнила.

После школы, которую девушка окончила с серебряной медалью, Людмила поступила на факультет журналистики Московского Государственного Университета имени Ломоносова.

После получения диплома Петрушевская работала корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио в Москве. Затем устроилась в журнал с пластинками «Кругозор», после чего перешла на телевидение в отдел рецензирования. В дальнейшем Людмила Стефановна попала в отдел перспективного планирования, единственного футуристическое учреждение в СССР, где надо было из 1972 года предугадать советское телевидение на двухтысячный год. Проработав один года женщина уволилась и с этого времени больше нигде не работала.

Писать Петрушевская начала рано. Публиковала заметки в газетах «Московский комсомолец», «Московская правда», журнал «Крокодил», газета «Неделя». Первыми опубликованными произведениями оказались рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Через поля».

Пьеса «Уроки музыки» поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ. Однако после шести спектаклей ее запретили, затем театр перешел во Дворец Культуры «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 году. Пьесу напечатали в 1983 году в брошюре «В помощь художественной самодеятельности».

Людмила Стефановна является общепризнанным литературным классиком, автором множества прозаических произведений, пьес и книг для детей среди которых и знаменитые «лингвистические сказки» «Пуськи бятые», написанные на несуществующем языке. Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом. Входит в Баварскую академии искусств

В 1996 году в издательстве «АСТ» вышло ее первое собрание сочинений. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник», «Все непонятливые», «Краденое солнце», «Сказка сказок», «Кот, который умел петь», «Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» в соавторстве с Юрием Норштейном.

Не ограничиваясь литературой играет в собственном театре, рисует мультфильмы, делает картонных кукол и читает рэп. Участник проекта «Сноб», единственного в своем роде дискуссионного, информационного и общественного пространства для людей, проживающих в разных странах, с декабря 2008 года.

Всего напечатано больше десяти детских книжек Петрушевской. Ставятся спектакли: «Он в Аргентине» в МХТ имени Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга.

Людмила Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом: в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.

Также Петрушевская создала «Студию ручного труда», в которой самостоятельно рисует мультфильмы с помощью мышки. Сделаны фильмы «Беседы К.Иванова» совместно с Анастасией Головань, «Пенсне», «Хоррор», «Улисс: ехали-приехали», «Где ты» и «Муму».

Параллельно Людмила Стефановна основала маленький театр «Кабаре одного автора», где исполняет со своим оркестром лучшие песни ХХ века в собственных переводах: «Лили Марлен», «Опавшие листья», «Чаттануга».

В 2008 году Фонд «Северная Пальмира» совместно с международной ассоциацией «Живая классика» организовали Международный Петрушевский фестиваль, приуроченный к 70-летию со дня рождения и к 20-летию со дня выхода первой книги Людмилы Петрушевской.

В свободное время Людмила Стефановна увлекается чтением книг философа Мераба Мамардашвили и писателя Марселя Пруста.

В ноябре 2015 года Петрушевская стала гостьей III Дальневосточного театрального форума. На сцене Чехов-центра поставлен спектакль «День рождения Смирновой» по ее пьесе. Непосредственно приняла участие в детском концерте «Поросенок Петр приглашает». Под аккомпанемент группы «Джаз тайм» исполняла детские песни и читала сказки.

В Москве 4 февраля 2019 года в десятый раз прошли финальные дебаты и награждение победителей литературной премии «Нос». «Приз критического сообщества» выиграла Людмила Петрушевская за работу «Нас украли. История преступлений».

Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (1991)

Лауреат премий журналов:

«Новый мир» (1995)
«Октябрь» (1993, 1996, 2000)
«Знамя» (1996)
«Звезда» (1999)

Лауреат премии «Триумф» (2002)
Лауреат государственной премии России (2002)
Лауреат Бунинской премии (2008)
Литературная премия имени Н.В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение : «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)
Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году. Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа).

Библиография

Собрание сочинений в пяти томах. — М.: АСТ; Харьков: Фолио. 1996.

Романы и повести

1992 — Время ночь.
2004 — Номер Один, или В садах других возможностей. — М.: Эксмо. — 335 с. — ISBN 5-699-05993-8.
2017 — Нас украли. История преступлений. — М.: Эксмо. — ISBN 978-5-04-090046-6

Пьесы

1973 — Уроки музыки.
1973 — Любовь.
1973 — Квартира Коломбины.
2007 — Квартира Коломбины: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 415 с.
2007 — Московский хор: сборник пьес. — СПб.: Амфора. — 448 с.

Сказки

Дикие Животные сказки.
Морские помойные рассказы.
1984 — Пуськи Бятые.
2008 — Книга принцесс. — М.: Росмэн-Пресс. — 208 с.
Сказка с тяжелым концом.

Сборники рассказов и повестей

Бессмертная любовь.- М.: Московский рабочий, 1988, тир. 30 000, обложка.
Бал последнего человека. — М.: Локид, 1996. 26 000 экз.
2008 — Пограничные сказки про котят. — СПб.: Амфора. — 296 с.
2008 — Черная бабочка. — СПб.: Амфора. — 304 с.
2009 — Два царства. — СПб.: Амфора. — 400 с.
2009 — Истории из моей собственной жизни. — СПб.: Амфора. — 568 с.

Дискография

2010 — сольный альбом «Не привыкай к дождю» (в виде приложения к журналу «Сноб»)
2012 — сольный альбом «Сны о любви» (в виде приложения к журналу «Сноб»)

Фильмография

Сценарии

1974 «Лечение Василия» Веселая карусель № 6
1976 «Лямзи-тыри-бонди, злой волшебник», реж. М. Новогрудская.
1976 «От тебя одни слезы» реж. Владимир Самсонов
1978 «Краденое солнце», реж. Натан Лернер
1979 «Сказка сказок», реж. Юрий Норштейн.
1981 «Шинель», реж. Юрий Норштейн.
1984 «Заячий хвостик», реж. В. Курчевский.
1987 «Все непонятливые» реж. Натан Лернер
1988 «Кот, который умел петь», реж. Натан Лернер.
1997 «Пуськи бятые» выпуск мультсериала «Сказки новой России» — реж. Роберт Саакянц?
1997 «Любовь», реж. Владимир Мирзоев
2000 «Свидание»
2008 «Поросенок Петр»

Вдова, покойный муж — Борис Павлов, директор Галереи на Солянке

Кирилл Харатьян (род. 29 августа 1964) — журналист. Работал заместителем шеф-редактора в издательском доме «Коммерсантъ», заместителем главного редактора газеты «Московские новости». С 2005 г. — заместитель главного редактора газеты «Ведомости».

Федор Павлов-Андреевич (род. 14 апреля 1976) — журналист, телеведущий, продюсер, художник.

Биография Людмилы Петрушевской

ed5e3d6d be21 4040 9f94 9e3f263653b6

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988), «По дороге бога Эроса» (1993), «Тайны дома» (1995), «Дом девушек» (1998) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще — рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях — семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию — «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) — до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» — прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,— заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» — «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002), «Богиня Парка» (М., 2004), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991).

  • Переведу деньги как пишется
  • Перевернутые сказки для детей
  • Перевести деньги как пишется перевезти или
  • Перевести на счет банка как пишется
  • Перевезал или перевязал как пишется