Перевал бунин итоговое сочинение

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения текст: анна чайникова, учитель русского языка и литературы школы

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ
Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.
ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.
Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.
Синонимы:
Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.
Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.
Кому или чему можно остаться верным или изменить?
Родине:
Родине, малой родине, родной земле;
воинскому долгу, присяге
Любви:
любимому человеку; супругу/-ге
Дружбе:
другу, товарищам, близким
Убеждениям:
самому себе,
убеждениям, принципам,
своему слову
Вере:
христианским заповедям
Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.
Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».
Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.
Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой.  Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».
Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».
Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.

Афоризмы и высказывания известных людей:

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
Может ли верность являться критерием любви?
Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
Что может толкнуть человека на измену?
Как измена может повлиять на отношения людей?
Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
Можно ли простить предательство?
Насколько важна верность своему слову?

Список рекомендуемых произведений:

А. С. Пушкин «Полтава», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
А. Н. Островский «Гроза»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Н. С. Лесков «Левша»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
А. П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
В. Быков «Сотников»
В. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
В. А. Каверин «Два капитана»
У. Шекспир «Король Лир»
А. Дюма «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Э. М. Ремарк «Три товарища»
Ссылки по теме:
7 книг о женских изменax — 27.09.2016
Аргумент в зачете — 20.09.2017
Товарищи по книгам, друзья в литературе — 29.07.2016
30.10.2017

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Любовь как путь самопознания. Аргументы, тезисы, выводы, вступления и заключения — все это добро представлено в изобилии, ведь здесь Вы найдете целых 3 варианта эссе. Приятного просвещения!

Вариант 1

(379 слов) Любовь помогает человеку познавать себя. Эту закономерность прослеживали в своем творчестве многие авторы. Одним из ярчайших представителей русской литературы, который отдавал должное великому чувству в деле самопознания, является И.А. Бунин. В его произведениях отношения между мужчиной и женщиной становятся той яркой вспышкой, которая озаряет всю жизнь и дает возможность рассмотреть ее в деталях. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим литературные примеры.

Так, в рассказе «Чистый понедельник» главная героиня смогла познать себя и определить призвание, только глядя на себя через призму любви. До знакомства со своим кавалером она колебалась и пробовала разные пути самоанализа. Девушка училась в университете, посещала разнообразные светские мероприятия, но вместе с тем ездила в отдаленные монастыри и участвовала в религиозных ритуалах. Она искала себя, изучала мир вокруг, но все еще не решалась выбрать свое предназначение окончательно и бесповоротно. Именно ночь любви с избранником стала поворотным моментом в ее судьбе. Только после этого она, наконец, определилась и вышла на прямую дорогу. Познав самые яркие проявления великого чувства, получив незабываемые впечатления, героиня точно знала: она готова отречься от мира, ее ничто не удержит. Эту определенность ей подарили отношения с возлюбленным.

Порой любовь врывается в нашу судьбу подобно смерчу. Она разбрасывает все, что, казалось, было идеально упорядочено и решено раз и навсегда. И в этом порыве ветра мы осознаем, что до сих пор жили в полусне и шли к тому, чего вовсе не желали. Именно такой пример И.А. Бунин описал в рассказе «Солнечный удар». Герои познакомились на палубе судна и сразу же понравились друг другу. Однако она была уже замужем, у нее был ребенок, а он ехал к невесте. Но яркое и непреодолимое чувство взяло верх над привязанностями. Они сошли на берег и провели ночь вместе. На утро женщина поспешила уехать к родным, не оставив ни адреса, ни имени. А он вдруг понял, что ему безразлична невеста, что ему не хочется ехать хоть куда-либо, где нет ЕЕ. Но было уже поздно. И все-таки офицер сделал важные выводы о себе, осознав, что его нынешнее положение — это вовсе не то, что нужно его пылкому сердцу.

Таким образом, любовь — это зеркало, в котором мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле. Более того, это отражение, которое притягивает взор, не дает пройти мимо и отмахнуться. Благодаря великому чувству человек познает себя настоящего и получает стимул измениться к лучшему.

Вариант 2

(490 слов) Любовь дает человеку уникальную возможность понять и узнать себя лучше, ведь она показывает те стороны характера и мировоззрения, которые обычно остаются в тени. Мы не видим их, пока чувства не сталкивают нас с ними. Поэтому люди в союзе с теми, кого они любят, раскрываются в полной мере. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Вспомним повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем у нее царила гармония, хоть и первые восторженные чувства уже поостыли. Семья была в достатке, хоть и без особой роскоши. Высокое положение в обществе давало Шеиным уважение и респектабельность. На первый взгляд, чего еще желать? Однако читателю все время кажется, что Вера находится в каком-то полусне. Она холодна, всегда спокойна и даже немного скучна в своей неподвижности и праздности. Разговор с генералом Аносовым подкрепляет это впечатление. Герой без обиняков заявляет, что не считает союз Веры и Василия любовью в самом великом смысле этого слова. Мимо настоящих чувств, которые встречаются раз в тысячу лет, героиня прошла. Ее страстно полюбил телеграфист Желтков, но Вера отмахнулась от этого жалкого кавалера и его анонимных писем. Именно эти уникальные эмоции показали героине, что ее жизнь скудна и однообразна. Она узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни, повинуясь ее желанию не контактировать с ним больше. В финале душа Веры очищается в страдании и преображается, ведь она понимает даже то, что само по себе выше земного понимания: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Порой испытание любовью настолько кардинально меняет человека, что он не в силах выдержать этот удар и принять свое отражение в зеркале искренних эмоций. Такой пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Главный герой не был романтиком и к женщинам относился так, будто перед ним были скаковые лошади. Он оценивал фигуру и свежесть тела объекта, но в его внутренний мир не погружался, так как использовал дам лишь в самых прикладных целях. Базаров считал себя нигилистом и не признавал общепринятых точек зрения на семью, брак, любовь, поэзию. Его все это не интересовало в той мере, как наука. Но все изменила одна лишь встреча. Анна Одинцова, умная и красивая женщина, пленила воображение Евгения. Он же мучился от этой страсти, пытаясь побороть ее. Он стал раздражительным, ревнивым, угрюмым, сам себя не узнавал и не хотел принимать себя таким. Евгению пришлось бы признать, что он сильно ошибся в оценке своих возможностей и в своем отношении к «романтизму». Он избегал этого разоблачения, сколько мог. Но разочарование в любви и себе сильно подкосило героя. Он сгорел от обуревавших его эмоций скорее, чем от заражения крови. Любовь показала ему истинное лицо Евгения Базарова, раскрыла все его тайны, и этих открытий он пережить не смог.

Таким образом, любовь освещает нашу душу ярким прожектором и показывает всю подноготную. Иногда увиденное настолько шокирует человека, что он едва может оправиться от прозрения. Но без этих откровений невозможно познать себя таким, каков ты есть на самом деле. Поэтому нужно уметь взглянуть правде в глаза и исправить то, что не нравится.

Вариант 3

(455 слов) Любовь приоткрывает все завесы, скрывающие наши сокровенные тайны даже от нас самих. Она дарит уникальный опыт раскрепощения души в союзе сердец. В порыве единения мы не скрываем ничего и выражаем все то, что дремало на самом дне внутреннего мира. Поэтому чувства являются прекрасной возможностью узнать себя лучше. Посмотрим, получилось ли это у главных героев?

Рассмотрим пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова была ветреной и наивной девушкой, которая познавала себя методом проб и ошибок. В светском обществе, где так много лжи и соблазнов, героиня запуталась в своих чувствах и не могла понять, кого выбрало ее сердце? С одной стороны, она была предана Андрею Болконскому, они были помолвлены. С другой стороны, отъезд жениха и неудачное знакомство с его семьей отдалили Наташу от него, и она попала под действие чар Анатоля Курагина, который имел огромный опыт обольщения. В данном случае любовь лишь запутала девушку, ведь так? Нет. Просто это еще не любовь. Колебания Наташи вызваны тем, что ее душа не готова сделать решающий выбор. Но она созрела тогда, когда предложение сделал Пьер Безухов. Союз с этим человеком раскрыл истинную природу Наташи, указал ей на ее призвание. Героиня полностью реализовала себя в материнстве и отбросила все фальшивое и напускное. Любовь позволила ей познать свою натуру. 

Не менее убедительный пример представил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников совсем запутался в себе. Он поддался соблазну теории о вседозволенности, прикрытой мнимым общественным благом, и совершил ужасный грех — убийство. После этого он едва не сошел с ума, ведь муки совести и сомнения в собственных правах на чужие жизни не оставляли его ни на минуту. Возможно, он и правда лишился рассудка или покончил с собой, если бы не встретил Соню Мармеладову. Героиня была его родственной душой, которой тоже пришлось переступить через нравственный закон. Она стала торговать телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Но порок не тронул ее душу. Соня сохранила чистоту и уверенность в правильности своего решения. Даже Родион своими изощренными доводами не смог поколебать ее веру. И он полюбил это кроткое создание, которое оказалось выше и сильнее его духовно. Именно благодаря любви герой обрел шанс на нравственное исцеление. Он признал свою вину и понес наказание. А на каторге поддержка Сони и чтение Библии завершили свою миссию: Раскольников разуверился в пагубной теории и вернулся на стезю добродетели. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь путь к свету.

Таким образом, настоящая любовь всегда делает душу человека открытой книгой и позволяет ему нащупать дорогу к счастью и реализации себя. В отношениях с тем, кто так близок и дорог, мы находим себя и свое предназначение. Поэтому так важно создать крепкую семью — надежный тыл, в котором мы всегда обретем опору и поддержку, чтобы вновь направиться на поиски своего места в мире.

На чтение 5 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Иван Алексеевич Бунин – человек, удивительно чутко воспринимавший историю, культуру, красоту. Он понимал, что культура и история – это не только настоящее время, но и прошлое, и будущее тоже. Именно поэтому основной темой его творчества стала тесная духовная связь времен.

до самой его смерти. Всю свою жизнь писатель рассуждал о человеческой жизни, о смысле существования и о том, что же такое человеческая жизнь. В черновых набросках писателя мы можем прочесть следующее: “Жизнь, может быть, дается единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя, – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмою покрыть пережитое им, и он пытается осуществить его в слове. По мнению Ивана Алексеевича только слово, культура, творчество могут противостоять смерти и победить ее. Несомненно, художественное творчество обогащает жизнь человека, расширяет границы возможного, раздвигает рамки и помогает увидеть красоту. Слово. Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. Замечательные слова Ивана Алексеевича БунинА о вечной жизни слова, на мой взгляд не заставят никого сомневаться в их правоте и истине. Скорее всего, все потому, что писатель так искреннее и трогательно относился к своему творчеству, его творчество способно затрагивать душу, открывать закрытые двери и показывать прекрасное.Сочинение на тему: “Творчество И. А. Бунина”« Романтический идеал Горького – Старуха ИзергильCтихотворения М. Ю. Лермонтова “Я не унижусь пред тобою…” и А. С. Пушкина “Желание славы” (Сравнительный анализ) »

Все мы со школьных лет знаем писателя Ивана Бунина. Но многие не имеют представлений о его творческом пути. Жизненный путь Бунина была очень многогранен, ему даже вручали Нобелевскую премию. Иван Алексеевич всецело выбирал свой жизненный путь и не слушал недоброжелателей, которые пытались сбить его с нужного пути. Он был уникальной личностью и не желал быть участником литературного общества или принимать участие в политике.

Уже маленьким мальчиком будущий писатель заинтересовался литературой. Бунин отзывался очень позитивно об этом периоде в его жизни. Детство будущий писатель очень любил и проводил каждые дни этого прекрасного периода в своём родном поместье, которое находилось в небольшом хуторе. Его родители очень любили его и решили нанять ему учителя. Обучать Ивана довелось студенту из Московского университета. Писатель вспоминал эти времена с радостью и благодарностью этому учителю, так как именно он пробудил у мальчика способности к литературному творчеству. Уже в таком юном возрасте Бунин интересуется «Одиссеей», которую иногда не решаются прочесть взрослые люди.

Позже родители десятилетнего Вани отдают его учится в Елецкую гимназию. Тогда Бунина приютили его родственники, которые проживали в Ельце. Это был довольно переломный момент в его жизни, далеко уехать от родителей, в незнакомый город, с правилами и ограничениями. Но мальчик недолго там проучился, его исключили через четыре года за то, что его родители не оплатили обучение и за то, что мальчик не вернулся в гимназию после каникул.

После случившегося Бунин переезжает в имение своей умершей бабушки, которое находится в Озерках. Иван проходит экстерном курс гимназии, в чем ему помогал старший брат Юлий. Именно старший брат тогда помогал писателю, именно он стал первым слушателем и критиком раннего творчества Бунина.

Первые строки у писателя создавались уже в возрасте семи лет. Когда сверстники только узнали как писать, Бунин уже сочинял свои первые стихи. Согласно рассказам писателя, его талант формировался под влиянием родительских рассказов. Все окружение, где рос Бунин повлияло в дальнейшем на его творчество.

В 16 лет начинается его профессиональная деятельность, а именно, когда два стихотворения: «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий» были напечатаны. После напечатались десять стихотворений и два рассказа: «Два странника» и «Нефёдка». Именно в этот период жизни, Иван Алексеевич обозначит главную тему своих произведений – человека, а конкретно его внутренний мир.

Нельзя кратко рассказать за всё творчество писателя. Не удивительно, что многие знают или хоть раз слышали об этом прозаике. За свою жизнь он создал множество произведений, которые стоит прочитать.

Трудно отнести произведения Бунина к какому-либо отдельному жанру, скорее его произведения можно отнести ни к чему, чем к чему либо. Его произведения, каждое по отдельности, обладают собственной душой, посылом, и стилем написания. Он придерживался принципа никогда не повторяться в произведениях, а потому в каждом своём произведении он старался проявить своё творческое начало так, как он ещё никогда не проявлял. Это и подкупало читателя его времени в его литературе, а потому он за короткий период и небольшое количество своих произведений при старте, смог добиться достаточно большой популярности и уважения.

<glav>Другие темы:</glav>← Любовь в понимании Бунина↑ БунинАнализ произведения Господин из Сан-Франциско → `

По творчеству Бунина

po-tvorchestvu-bunina-11-klass.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Клещ в пьесе На дне (Образ и характеристика)

    Андрей Дмитриевич Клещ является одним из второстепенных героев пьесы М. Горького «На дне». Мужчина 40 лет, за копейки подрабатывающий слесарем. По натуре своей Клещ был замкнут и нелюдим

  • Сочинение Характеристика героев рассказа Хорь и Калиныч

    В сборнике И. С. Тургенева «Записки охотника» есть рассказ «Хорь и Калиныч». Основной темой рассказа является описание простой жизни русского народа, их мировоззрение в условиях крепостного права.

  • Сочинение на тему Какими качествами обладает добрый человек?

    Сталкиваясь на своем пути с трудностями, некоторые люди предпочитают озлобиться и опустить руки. Они винят окружающих в собственных неудачах, или, наоборот, чрезмерно возвышают себя, добившись чего-то

Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-i-a-bunina/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bunin
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bunin/po-tvorchestvu-bunina-11-klass

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 КЛАССА

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Язык художественной литературы. Анализ художественного текста.
Понятие поэтического языка. Дифференциация лингвистического и стилистического
анализов художественного произведения. Филологический анализ художественного
произведения.

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ

Содержание понятия «мировая литература». Характерные черты мировой
литературы рубежа XIX—XX веков.

Т.-С. Элиот. Жизнь и творчество. Стихотворение «Любовная песнь Дж.
Альфреда Пруфрока». Идейная сущность и основной конфликт произведения.

Э.-М. Ремарк. Судьба и творчество. Роман «На Западном фронте без
перемен». Образная система произведения. Сюжет и композиция. Человек и война в
романе.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

Литературные      искания
     и        направление        философской       мысли                        начала
XX века.             Золотой                      и

Серебряный век русской литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства.
Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений
в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных
стилей, школ, групп.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

Жизнь и творчество Бунина. Философская направленность творчества.
Мотивы и образы бунинской лирики. Традиции русской классики в творчестве
Бунина. Лирическая проза писателя.

Повесть «Деревня». Изображение России в повести. Тема русской
деревни.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Образ греха в рассказе.
Философия жизни и смерти, вечное и «вещное» в произведении. Роль эпизодических
персонажей. Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Проблема
бездуховности буржуазного общества. Смысл финала произведения.
Идейно-художественное своеобразие рассказа. Образы-сим-волы. Приём контраста.
Антропоцентризм литературы XIX века.

Рассказы «Солнечный удар», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник».
Тема любви в произведениях Бунина. Средства создания художественного образа.
Поэтичность женских образов. Психологизм бунинской прозы и  особенности внешней
изобразительности. Роль предыстории в художественном произведении.
Художественная деталь.

Роман «Жизнь Арсеньева». Автобиографическая основа романа. Вечные
темы в романе. Художественное время и пространство в произведении. Бунинская
концепция жизни и смерти. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.
Своеобразие художественной манеры Бунина. Новаторство романа Бунина.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

А. И. Куприн: жизнь, творчество, личность писателя.

Повесть  «Олеся».  Противопоставление  мира  природы  и 
цивилизации в повести. Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство
духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей.
Конфликт в произведении. Художественные особенности повести «Олеся». Композиция
повести. Антитеза как приём композиции. Черты романтизма в произведении.

Повесть «Поединок»: автобиографический и гуманистический характер
произведения. Проблематика и антивоенный пафос повести. Основные сюжетные линии
произведения. Смысл названия повести.

Рассказ «Гранатовый браслет». Проблематика произведения. Любовь
как талант и тема социального неравенства в произведении. Смысл названия
рассказа. Образы главных героев. Роль второстепенных персонажей. Символизм
детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции
русской психологической прозы в творчестве Куприна.

Контроль: контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И.
Куприна.

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

Жизнь и судьба Л. Н. Андреева. Реализм, модернизм, экспрессионизм
в творчестве писателя. Особенности художественного восприятия мира.

Рассказ «Большой шлем». Сюжет и композиция произведения. Концепция
обезличенного человека. Трагический смысл финала рассказа.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ

Творчество И. С. Шмелёва. Этапы жизни и творчества писателя.
Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве И.
С. Шмелёва.

Повести «Лето Господне» «Солнце мёртвых». Специфика жанра и
композиции произведения. Автобиографические черты в образе рассказчика.
Конфликт и идейно-художественное своеобразие произведения.

БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ ЗАЙЦЕВ

Жизнь и творчество Б. К. Зайцева. Особенности религиозного
сознания. Художественный мир писателя.

«Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба», «Уроки
Зайцева». Беллетризованные биографии в

творчестве Зайцева.

АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО

Жизнь и творчество А. Т. Аверченко. Аверченко и «Сатирикон».
Сборник «Дюжина ножей в спину революции».

Рассказы «Короли у себя дома», «Черты из жизни рабочего Пантелея
Грымзина», «Трава, примятая сапогом», «Роковой выигрыш». Темы и образы
сатирической новеллистики Аверченко. Понятие «карнавальный смех». Развитие
представлений об иронии и пародии.

ТЭФФИ (Надежда Александровна Лохвицкая)

Жизнь, творчество, судьба писательницы. Тэффи и «Сатирикон».
Рассказы «Неживой зверь», «Даровой конь». Предмет сатиры и проблематика
произведений.

Различие юмора и сатиры А. Т. Аверченко и Тэффи.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ

Основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова. Англоязычное
творчество, лирика Набокова. Литературное наследие.

Роман «Машенька». Два параллельных временных пространства в
повествовании: прошлое и настоящее. Тема «эмигрантского небытия» в романе.
Образная система романа. Россия глазами писателя-эмигранта. Феномен языка
Набокова.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Серебряный век как историко-литературное и эстетическое явление.
Модернизм в поэзии Серебряного века. Феномен Серебряного века. Литературное
течение и литературное направление. Дифференциация понятий «Серебряный век»,
«декаданс», «модернизм». Модернизм как литературное направление и его основные
течения. Литературный авангард.

РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и
поэзии на творчество русских символистов. Предсимволизм.

В. Я. Брюсов — идеолог русского символизма. Символизм как
миропонимание. Литературные манифесты символистов.

Символизм и  русские  поэты-символисты.  «Старшие символисты»:

Н.М. Минский, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К.
Д. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. А. Блок, Вяч. И.
Иванов. Влияние символизма на последующее развитие русской литературы XX века.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики В. Я.
Брюсова. Стихотворения «Юному поэту», «Антоний»,  «Сумерки»,  «Я».  Основные
мотивы лирики Брюсова.  Сквозные темы поэзии Брюсова  —  урбанизм, история,
смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и
стиля.

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Д.
Бальмонта. Своеобразие художественного творчества Бальмонта. Бальмонт как
представитель «старшего символизма».

Стихотворения «Сонеты солнца», «Придорожные травы», «Я не знаю
мудрости», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Лунный луч», «Фантазия».
Лирический герой и основные черты символической поэзии Бальмонта.

Образно-стилевое богатство лирики Бальмонта. Цветопись и звукопись
поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Понятия
«эвфония», «аллитерация», «ассонанс».

ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ,ФЁДОР
СОЛОГУБ, АНДРЕЙ БЕЛЫЙ

Основные этапы жизни и творчества И. Ф. Анненского, Ф. Сологуба,
А. Белого.

Стихотворения А. Белого «На горах», «Отчаянье», И. Ф. Анненского
«Мучительный сонет», «Смычок и струны», Ф. Сологуба «В тихий вечер на распутье
двух дорог…», «Не трогай в темноте…». Основные темы и мотивы лирики поэтов.

РУССКИЙ АКМЕИЗМ

Русский      акмеизм
    и       его     истоки.       Литературные     манифесты акмеистов.

Н.С.Гумилёв и А. А. Блок о поэтическом искусстве. Статья Н. С.
Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Эстетика
акмеизма, основные принципы, отличительные черты. Западноевропейские и 
отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. С. Гумилёва, С. М.
Городецкого, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. А. Кузмина и др. Кризис
акмеизма. Влияние акмеизма на последующее развитие русской литературы XX века.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ

Судьба и творчество Н. С. Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика.
Поэтические открытия сборника «Огненный столп».

Стихотворения Гумилёва «Капитаны», «Канцона вторая», «Дон Жуан»,
«Мои читатели», «Шестое чувство»,

«Жираф», «Заблудившийся трамвай». Проблематика и поэтика лирики
Гумилёва. Романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность
восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости,
обыденности существования. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на
русскую поэзию XX века. Понятия «лирический герой — маска», «неоромантизм».

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Футуризм как литературное течение модернизма. «Манифест о
футуризме» Ф. Т. Маринетти. Характерные черты эстетики футуристов. Отрицание
литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм
поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин и др.),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. В.
Каменский), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.).
Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его
представителями.

Лирика И. Северянина, В. Ф. Ходасевича (И. Северянин. «Я, гений
Игорь Северянин…», «Ананасы в шампанском!..», В. Ф. Ходасевич. «Акробат»,
«Воспоминанье»). Основные темы и мотивы лирики поэтов.

Влияние футуризма на последующее развитие русской литературы XX
века. Контроль: контрольное сочинение по произведениям авторов Серебряного века
(анализ лирического произведения).

Контроль: контрольное сочинение по произведениям поэтов
Серебряного века.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

М.Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические
рассказы М. Горького.

«Макар Чудра». Романтический пафос и реализм рассказа Горького.
Новый романтический герой. Романтический пейзаж. Народно-поэтические истоки
романтической прозы писателя.

Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции
произведения. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления
Данко и Ларры. Тема ответственности за свой жизненный выбор. Идея произведения.
Героический пафос.

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма.
Система образов произведения. Композиция и конфликт пьесы. Спор о назначении
человека в пьесе. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда
факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
Смысл названия драмы.

Авторская позиция в произведении. Интерпретация драмы в критике.
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Своеобразие публицистики и мемуарных очерков Горького.
Литературные портреты. Пафос «Несвоевременных мыслей» Горького.

Контроль: контрольное сочинение по творчеству М. Горького.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК

Жизнь, творчество, личность А. А. Блока. Романтический мир раннего
Блока. Поэт и символизм. Основные темы лирики. Поэт и революция. Последние годы
жизни поэта.

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Стихотворения «Предчувствую
Тебя…», «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…». Эволюция образа
Прекрасной Дамы.

Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь,
аптека…». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном
мире поэта. Лирический герой стихотворений. Деталь в лирическом произведении.

Цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом». Тема Родины и
исторического пути России. Стихотворения «На железной дороге», «Россия»,
«Русь». Эволюция темы Родины в творчестве Блока.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие
современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Жанр,
стиль, сюжет, композиция и проблематика произведения. Символика произведения.
Рефрен. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Образ Христа в поэме.
Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние творчества
Блока на русскую поэзию XX века.

Статья А. А. Блока «Интеллигенция и революция».

Контроль: контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока.

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ КЛЮЕВ

Жизнь и творчество Н. А. Клюева. Истоки новокрестьянской поэзии.
Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Н. А. Клюев и А. А.
Блок. Н. А. Клюев и С. А. Есенин.

Стихотворения «Изба — святилище земли», «Голос народа», «Рождество
избы». Основная тематика и проблематика лирических произведений.

Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией.
Художественные и идейно-нравственные аспекты

этой полемики.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

Жизнь и творческая биография поэта. С. А. Есенин как национальный
русский поэт.

Стихотворения «Гой, ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери», «Мой
край задумчивый и нежный…», «Край любимый, сердцу снят-ся…», «Русь», «Запели
тёсаные дроги…», «Учусь постигнуть в каждом миге…», «О Русь, взмахни крылами…»,
«Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Несказанное,
синее, нежное…», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль…»,
«Сорокоуст», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Мотивы ранней лирики. Тема
Родины и природы в поэзии. Идеальное и реальное в изображении деревни. Есенин и
имажинизм. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Образ
голубой Руси. Библейские образы. Мотив странничества. Мифологическая и
фольклорная основа поэзии.

Стихотворения «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Заметался
пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…»,
«Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Вечер чёрные брови
насупил…». Любовная тема в лирике Есенина.

Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща
золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…». Тема быстротечности человеческого
бытия. Монолог лирического героя. Противоречивость лирического героя.
Автобиографизм лирики. Образ-иероглиф. Психологический параллелизм. Полифония
лирики. Авторские средства языковой выразительности. Поэтика цикла «Персидские
мотивы».

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Образы
лирических героев. Тема империалистической войны и братоубийственной
Гражданской войны. Тема любви и революции в поэме. Язык произведения. Смысл
финала поэмы.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ

Жизнь и творчество Маяковского. Начало творческого пути: дух
бунтарства и эпатажа. Маяковский и футуризм.

Поэт и революция. Стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Нате!». Темы ранней лирики. Антибуржуазный бунт. Космическая
масштабность образов. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (ритм, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность,
необычность строфики, графики стиха). Рифма составная (каламбурная), рифма
ассонансная.

«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»,
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне
Яковлевой». Поэма «Флейта-позвоночник». Тема любви в поэзии Маяковского.
Трагедия лирического героя. Метафоричность лирики. Стихотворение-исповедь.

Поэма Маяковского «Облако в штанах». Композиция и идея поэмы.
«Четыре крика» в поэме. Смысл названия и смысл финала. Евангельские и
богоборческие мотивы. Тема любви. Автобиографичность лирического героя.
Трагическое содержание произведения.

Стихотворения Маяковского «Ода революции», «Левый марш». Поэмы
Маяковского «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Пафос революционного
переустройства мира. Образ революции и образ нового человека. Агитационная
поэзия. Образ вождя революции. Эволюция революционной темы.

Пьесы «Клоп», «Баня». Предмет сатиры в пьесах Маяковского.
Комический эффект и приёмы сатирического изображения. Прием социальной
типизации. Фантастика и гротеск, гиперболизация. Основной конфликт пьес.
Феерическая комедия. Тема грядущего. Современность сатиры Маяковского.

Контроль: контрольное сочинение по творчеству С. А. Есенина, В. В.
Маяковского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ      ПРОЦЕСС         1920-х ГОДОВ

Общая характеристика литературного процесса. Литературные
объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,
«Серапионовы братья» и др.). Идейно-эстетические расхождения литературных
объединений. «Пролетарская» литература. Теория «социально-го заказа».
Производственная тематика поэзии. «Литература факта», очерк и репортаж в
литературе 1920-х годов.

Обзор творчества А. М. Ремизова, Д. А. Фурманова, А. С.
Серафимовича.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Роман «Разгром». Проблематика и идейно-художественное своеобразие
романа. Особенности жанра и композиции.

Проблемы гуманизма и нравственного выбора в произведении. Народ и
интеллигенция. Образы Морозки, Мечика, Левинсона. Путь становления героев.
Толстовская традиция в создании сложного психологического образа персонажей.
Смысл названия произведения.

ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Сборник рассказов «Конармия». Тема революции и Гражданской войны.
Особенности композиции цикла рассказов. Драматизм авторского восприятия
действительности. Реалистическое изображение человека в потоке революционных
событий. Сказовая форма и психологизм повествования.

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Роман «Мы». Специфика жанра и композиции романа-антиутопии. Смысл
названия произведения. Образ автора.

Образ Д-503. Женские образы в романе. Христианская символика и
символика чисел. Роль художественной детали. Различные интерпретации
произведения. Актуальность романа Замятина. «Мы» в ряду антиутопий ХХ века.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Рассказы «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Монтёр»,
«Баня», «Беспокойный старичок», «Нервные люди», «Жертва революции». Автор и
рассказчик в произведениях. Комический сказ. Зощенковский типаж.

Индивидуальный стиль писателя. Юмор и сатира.

Контроль: зачётная работа за 1-е полугодие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ 1930-х
ГОДОВ

Общая характеристика литературы 1930-х годов. Исторические
предпосылки возникновения литературы 1930-х годов. Жизнь и творчество Н. А.
Островского (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 1930-е
годы.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Сокровенный человек». Конфликт произведения. Образ
Пухова. Поэтика Платонова. Смысл финала и названия произведения.

Повесть «Котлован». Жанр и композиция произведения.
Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован». Характеристика образа
Вощёва и его места в сюжете и проблематике повести. Философские итоги повести
«Котлован». Хронология повествования. Гротеск, комическое и трагическое.
Символика произведения. Смысл названия и финала произведения.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

Жизнь, творчество, личность писателя.

Роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» (обзор). Жанр и
композиция произведений. Герои и действующие лица произведений. Проблема выбора
нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в
бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Библейские
мотивы.

Автобиографичность произведений. Художественная деталь.
Реминисценции. Смысл названия и финала произведений.

Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце» (обзор). Жанр и композиция
произведений. Политическая позиция автора. Образы героев. Реальное и
фантастическое, комическое и трагическое. Сатира, юмор, сарказм, гиперболизм,
гротескность, контраст. Смысл названия и финала произведений.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания, проблематика, жанр и
композиция. Быт и нравы Москвы 1930-х годов в романе. «Ершалаимские» и
«московские» главы романа. Три мира в романе. Многожанровость и многоплановость
романа. Изображение добра и зла. Система образов романа.

Сюжетные линии произведения. Темы любви, творчества и вечности в
романе. Тема ответственности в романе. Сочетание фантастики с
философско-библейскими мотивами. Традиции европейской и отечественной
литературы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гёте, Э. Т. А. Гофман,
Н. В. Гоголь). Философский смысл романа.

Контроль: контрольное сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита».

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

Жизнь и творчество поэтессы.

Стихотворения «Идёшь, на меня похожий…», «Моим стихам, написанным
так рано…», «Стихи к Пушкину», «Тоска по родине! Давно…», «Мне нравится, что Вы
больны не мной…», «Стихи о Москве». Мотивы детства, дома, бессонности души,
Москвы, любви, судьбы, поэта и поэзии, творчества, природы, Родины в лирике
Цветаевой. Лирическая героиня Цветаевой. Психологизм поэзии. Образ Поэта.
Пророческое начало в лирике. Индивидуальный стиль поэтессы. Афористичность
поэтической речи.

Поэмы «Царь-девица», «Поэма Горы», «Поэма Конца» (обзор).
Автобиографичность поэм. Мифологические, античные, фольклорные мотивы. Тема
поиска абсолюта в любви. Тема жизни и смерти. Цветаевский стих. Полифонизм.
Сквозные образы. Новаторство поэм.

ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ

Жизнь, творчество, судьба поэта (обзор).

Стихотворения «Notre-Dame», «Умывался ночью на дворе…», «Куда как
страшно нам с тобой…», «Как светотени мученик Рембрандт…», «Айя-София», «Мы
живём, под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до
слёз…». Основные темы и мотивы лирики. Гражданская лирика. Слово, словообраз в
поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в
стихотворениях. Описательно-живописная манера и философичность поэзии.
Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие.
Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Жизнь и художественное наследие писателя (обзор).

Повесть «Детство Никиты», роман «Хождение по мукам» (обзор).
Автобиографическая повесть. Традиции и новаторство в литературе. Роман-эпопея.
Семейно-бытовая хроника. Тема трагедии русской интеллигенции и народа в годы
Гражданской войны и революции.

Роман «Пётр I» (обзор). Тема русской истории. Реальные и
вымышленные герои. Сюжетная основа и композиция произведения. Образ Петра I.
Образ народа. Реальное и художественное время и пространство в произведении.

 МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Женьшень». Дневниковая проза. Гармония человека и
природы. Автобиографичность прозы. Смысл названия произведения. Своеобразие
жанра произведения: повесть, поэма, философская сказка. Оригинальность образа
пришвинского героя-рассказчика.

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Стихотворения «На ранних поездах», «Февраль. Достать чернил и
плакать…», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво». Основные темы и мотивы
лирики. Тема творчества, значимости художника. Своеобразие творческого метода.
Философичность лирики. Лирический герой. Образы попутчиков. «Боготворение»
простых людей. Лирический пейзаж.

Роман «Доктор Живаго» (обзор). Сюжет и композиция романа. Человек,
история и природа в произведении. Автобиографичность образа главного героя.
Христианские мотивы. Пейзаж. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Женские
образы в романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с
проблематикой и поэтикой романа. Смысл

названия романа.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Биография, основные вехи жизненного и творческого пути поэтессы
(обзор). Стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней
встречи». Основные темы лирики. Ранняя лирика Ахматовой. Женская поэзия. Доверительность,
камерность, интимность поэзии. Лирическая героиня Ахматовой. Психологизм
лирики. Вещи и лица в по-зии Ахматовой.

Стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей
прошу…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Сколько просьб у любимой
всегда…», «Есть в близости людей заветная черта…», «Я научилась просто, мудро
жить…». Тема любви в лирике Ахматовой. Автобиографичность лирики. Эволюция
любовной темы. «Романность» в поэзии Ахматовой. Сюжетный принцип стиха.
Афористичность поэзии.

Стихотворения «Молитва», «Мне голос был…», «Мужество», «Родная
земля». Тема Родины в лирике. Гражданская и патриотическая поэзия. Тема
революционной России. Мотив осиротевшей матери. Поэтический манифест русской
интеллигенции. Тема бренности и вечности, жизни и смерти.

Поэмы «Реквием», «Поэма без героя» (обзор). Автобиографическая
основа поэм. Сюжет и композиция. Смысл эпиграфов и предисловий. Основные темы и
мотивы. Смысл названия поэм. Конфликт в произведениях. Символические образы.
Принцип параллелизма. Библейский масштаб горя. Антигерой. Оптимизм финала
«Поэмы без героя».

 НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ

Жизнь, творчество, личность поэта (обзор).

Стихотворения «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…», «Гроза
идёт». Основная тематика лирических произведений. Философская лирика. Человек и
природа в лирике Заболоцкого. Нравственно-эстетическая проблематика лирики.
Социально-гуманистические мотивы. Традиции и новаторство. Эволюция поэтического
стиля художника.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая
предыстория эпопеи «Тихий Дон». Рассказы «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково
семя». Правда Гражданской войны. Психологизм рассказов. Два уровня сознания
героев. Народная стихия языка.

«Тихий Дон» как роман-эпопея о всенародной трагедии. История
создания произведения, специфика жанра.

Хронологические рамки романа. Вопрос об авторстве романа.
Композиция произведения. Роль эпиграфов. Смысл названия романа. Система образов
в произведении. Предыстория героев. Первая мировая война в изображении
Шолохова. Антитеза, приём контраста в романе. Портретная характеристика героев.
Понятие «антигерой». Авторские отступления в романе. Изображение Гражданской
войны. Картины природы в романе. Женские судьбы в романе (образы Аксиньи,
Натальи, Ильиничны). Идея дома и святости домашнего очага. Трагедия Григория
Мелехова. Портретная характеристика, речевая характеристика, самохарактеристика
героя. Смысл финала романа.

Контроль: контрольное сочинение по роману-эпопее М. А. Шолохова
«Тихий Дон».

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-х ГОДОВ ОЛДОС
ХАКСЛИ

Жизнь и творческий путь писателя (обзор).

Роман-антиутопия «О дивный новый мир». Специфика жанра и
композиции произведения. Смысл эпиграфа и названия романа. Социально-философские
воззрения О. Хаксли. Проблема дегуманизации общества в ходе технического
прогресса. Модель будущего в произведении. Роман-пред-упреждение. Идейное
сходство и различие романа О. Хаксли «О дивный новый мир» и романа Е. И.
Замятина «Мы».

 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ОБЗОР)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно
приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв,
лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. А.

Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Н. С. Тихонова, М. В. Исаковского,
А.А. Суркова, А. А. Прокофьева, К. М.

Симонова, О. Ф. Берггольц и др.; песни А. И. Фатьянова; поэмы
«Зоя» М. И. Алигер, «Февральский дневник» О. Ф. Берггольц, «пулковский
меридиан» В. М. Ин-бер, «Сын» П. Г. Антокольского. Органическое сочетание
патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического
героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и
эпической поэзии, обобщённо-символическое звучание признаний в любви к родным
местам, близким людям. Человек на войне, правда о нём. Жестокая реальность и
романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Н. Толстого, М. А.
Шолохова, А. П. Платонова, В. С.

Гроссмана и др. Драматургия К. М. Симонова, Л. М. Леонова.
Пьеса-сказка Е. Л. Шварца «Дракон».

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

Жизнь и творческий путь поэта (обзор).

Поэма «Страна Муравия». Тема коллективизации и судьбы русского
крестьянства. Смысл заглавия поэмы. Собирательный образ русского крестьянина.
Иносказательный смысл поэмы. Фольклорная основа произведения. Смысл финала
произведения.

Поэма «Василий Тёркин». Жанр, сюжет, композиция произведения.
Смысл названия и подзаголовка поэмы. Собирательный образ русского солдата.
Символика имени главного героя. Фольклорные черты в образе Тёркина. Автор и
герой в поэме. Ритм, рифма, язык и стиль поэмы. Народный характер произведения.

Стихотворения «Под вражьим тяжким колесом», «Две строчки»,
«Земляку», «Я убит подо Ржевом». Основные темы и мотивы ранней и поздней
лирики. Проблематика, идейная сущность стихотворений. Образы   и герои
лирических произведений. Трагизм лирического героя. Смысл названия
стихотворений. Рифма, рифмовка, язык лирических произведений.

АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН

Жизнь и судьба писателя (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сюжет и композиция, жанровая
специфика произведения. Своеобразие раскрытия лагерной тем в повести. Образ
Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине
лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте
трагической эпохи. Смысл названия произведения.

Рассказ «Матрёнин двор». Сюжет, композиция, пролог. Нравственная
проблематика произведения. Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны.
Образы-символы в произведении. Смысл названия рассказа.

Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Специфика жанра и композиции
произведения. Подзаголовок, посвящение. Тема трагической судьбы личности в
тоталитарном государстве. Проблема исторической памяти. Сюжетные линии,
временные планы в романе. Образ автора-повествователя. Идейно-художественное
своеобразие романа. Автобиографизм творчества А. И. Солженицына.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

Жизнь и творчество писателя (обзор).

Повесть «Старик и море». Тема трагедии человеческого
существования. Человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное в
повести. Мораль философской повести-притчи. Аллегорический характер
произведения. «Старик и море» как художественное завещание писателя.

ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

«Поэтическая весна». Лирика поэтов — участников Великой
Отечественной войны. Поэзия Л. Н. Мартынова, С. П.

Гудзенко, А. П. Межирова

Ю. В. Друниной, Е. М. Винокурова (обзор). Стихотворения «Моё
поколение» С. П. Гудзенко, «Ты вернёшься» Ю. В. Друниной, «Москвичи» Е. М.
Винокурова. Сюжет и композиция лирических произведений. Темы, образы, мотивы
стихотворений.

русская советская поэзия 1960—1970-х годов: время «поэтического
бума», период после «поэтического бума» (обзор). Публицистичность и камерность
лирики. Поэтическая стилизация и метафорические парадоксы. «Громкая», или
«эстрадная», поэзия. «Тихая лирика». «Органичные поэты». «Книжная поэзия».
Стихотворения «Ностальгия по-настоящему» А. А. Вознесен-6арского, «Мне
вспоминать сподручней, чем иметь» Б. А. Ахмадулиной, «Видения на холме» Н. М.
Рубцова. Поэтическая философия и поэтическая картина мира в лирике поэтов.

Общая характеристика русской поэзии 1980—1990-х годов. «Новая
волна» поэзии. «Возвращённая» поэзия.

Постмодернизм. Новый тип языкового сознания. Диссидентская
литература. Андеграунд.

ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ

Судьба и творчество поэта (обзор).

Стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»,
«Пилигримы», «Рождественский романс». Основные темы и мотивы лирики.
Новаторство поэзии И. А. Бродского.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современность и «постсовременность» в мировой литературе. Экзистенциализм,
постэкзистенциализм. Философия абсурда.

Обзор жизни и творчества Ф. Саган, Г.-Г. Маркеса, У. Эко. Роман У.
Эко «Имя розы» как постмодернистский роман (обзор).

РУССКАЯ ПРОЗА 1950—2000-х ГОДОВ

Общая характеристика военной прозы 1960—1980-х годов.
«Лейтенантская проза» как особое явление в военной прозе: определение понятия,
основные представители, специфические черты. Автобиографичность «лейтенантской
прозы» (обзор).

Обзор повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Своеобразие
раскрытия военной темы в произведении. Образ Юрия Керженцева. Темы жизни и
смерти в произведении. Мотив мужской дружбы. Принцип достоверности и «эффект
присутствия». Роль пейзажа в повести.

«Деревенская проза» как новое литературное направление в прозе
второй половины XX века (причины возникновения и основные тенденции
«деревенской прозы», основные представители, специфические черты). Значение
«деревенской прозы» для русской литературы XX века.

Обзор повестей Б. А. Можаева «Живой», В. И. Белова «Привычное
дело». Герой-крестьянин, поэтизация избы и народного уклада, типы простых
людей. Философия человека из народа.

ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повесть «Прощание с Матёрой». Сюжетное начало, конфликт в повести
В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Экологическая тема, тема памяти в
произведении. Тема смысла жизни и назначения человека. Проблема русского
национального характера. Образ праведницы Дарьи Пинегиной. Проблема отцов и
детей в повести. Сакрализация уходящих патриархальных миров. Смысл названия и
финала произведения. Космология В. Г. Распутина.

ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Рассказы «Чудик», «Алёша Бесконвойный», «Обида». Cюжет и
композиция рассказов. Основная проблематика произведений. Русский национальный
характер в рассказах. Типизация героев: «герои-чудики», «маргиналы». Речевая
характеристика героев. Поэтика рассказов В. М. Шукшина.

 АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Пьеса «Утиная охота». Нравственная проблематика и основной
конфликт произведения. Тема духовной деградации личности. Психологические
портретные зарисовки. Приём ретроспекции. Смысл финальной сцены и названия
произведения. Понятие «зиловщина». Традиции и новаторство в драматургии А. В.
Вампилова.

ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ

Жизнь, творчество, личность писателя (обзор).

Повести «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Композиция, идея,
проблематика произведений. Судьба русской женщины в повестях. Трагизм героини.
Авторская позиция в произведениях. Смысл названия и финала повестей.
Новаторство «деревенской прозы» Абрамова.

Обзор повестей К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Л.
Кондратьева «Сашка», Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Автобиографичность и
документальность произведений. Основная проблематика и конфликт повестей.
Своеобразие развития военной темы. Образы главных героев. Смысл названия и
финала произведений.  «Городская проза» в русской литературе 1960—1980-х годов.
Особенности отражения действительности в «городской прозе» Ю. В. Трифонова, А.
Г. Битова, В. С. Маканина. Концепция личности в «городской прозе».

Обзор повести Ю. В. Трифонова «Обмен». Ретроспективная композиция.
Нравственная проблематика произведения. Семейно-бытовой конфликт в повести.
Смысл названия и финала повести.

Контроль: контрольная работа за курс 11 класса.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Жизненный путь – это дорога, по которой человек движется на протяжении всей жизни. У каждого человека свой жизненный путь и каждый человек в силах его найти, но чтобы его найти нужно сильно постараться.
Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
  Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать. Иногда, казалось бы, простой путь может помочь найти частичку жизненного пути. Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние. Но на смену этим эмоциям приходят смелость, сила, решительность и смирение с тем, что ему придется идти дальше.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности. Этот путь открыл перед ним новый мир и новые силы.
Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути. Такой выбор встал перед главной героиней рассказа Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно. Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство. И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила. Победу одержал разум.
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.
Подводя итоги, хочу сказать, что жизненный путь – это испытание. Но каждый человек на протяжении всей жизни проходит эти испытания и ищет свой жизненный путь. Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.

Здравствуйте, Мария!

Вам удалось в своем сочинении выполнить требование по количеству слов, написать самостоятельное рассуждение с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на большое количество логических ошибок, связанных с повторами мыслей, нарушением причинно-следственных связей, нарушением абзацного членения, обилие речевых ошибок.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Сочинение соответствует заявленной теме.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Сочинение содержит аргументацию, написано с опорой на литературный материал. Для доказательства собственного мнения Вы выбрали интересные произведения, но, к большому сожалению, анализ привлекаемых произведений нельзя назвать глубоким и развёрнутым.

К3 (логика и композиция) + 0 балл

В сочинение есть грубые логические ошибки, мешающие пониманию смысла сказанного.

Ошибки

Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.

Это уже второй абзац вступительной части сочинения. На мой взгляд, не очень логично таким образом продолжать размышления. Разве до этого было не Ваше мнение? Если бы Вы ссылались в первом абзаце на мнение каких-то авторитетных источников, тогда бы был понятен Ваш выбор, а так получается возникает логическая ошибка.

Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.
 Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать. (Почему Вы вынесли эту мысль в новый абзац? К чему тогда относится указательное местоимение «этого»?). Иногда, казалось бы, простой путь может помочь найти частичку жизненного пути. (Я теряю нить рассуждения… Нарушается причинно-следственная связь, предложения не связаны друг с другом). Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.

Нарушение абзацного членения. В работе есть несколько примеров неудачного (неправильного) деления текста на абзацы. Например, зачем Вы, обращаясь к произведению И.А. Бунина «Перевал», раздробили анализ на три абзаца? То же происходит в случае с рассказом Д. Джойса:

Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать. Иногда, казалось бы, простой путь может помочь найти частичку жизненного пути. Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние. Но на смену этим эмоциям приходят смелость, сила, решительность и смирение с тем, что ему придется идти дальше.
Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности. Этот путь открыл перед ним новый мир и новые силы. <…>

Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути. Такой выбор встал перед главной героиней рассказа Джеймса Джойса «Эвелин». В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно. Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство. И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.
В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила. Победу одержал разум.
Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.

Необоснованное противопоставление. Я не могу понять, что чему противопоставлено с помощью союза «но»?

Но иногда перед человеком «встаёт» выбор жизненного пути.

Могу предположить, что речь идёт о следующем:
Человек не знает, куда ему идти, у него нет выбора (жизнь не предлагает вариантов, человек пытается найти правильную жизненную дорогу. Где она, эта дорога, никто не знает) — об этом Вы рассуждаете в первой части сочинения.
Случается, что жизнь преподносит нам подарок и указывает правильную дорогу, но что-то нам мешает сделать шаг навстречу своему счастью (нерешительность, боязнь перемен и др.) — эти мысли Вы пытаетесь развивать во второй части. Но к этим мыслям нужно «продираться» сквозь «дебри» логических ошибок. Старайтесь точнее выражать мысль.

По-Вашему, стабильность относится к отрицательным явлениям? Может быть, лучше заменить на слово «однообразно», «скучно»?

В рассказе автор создает вокруг героини пустое и бездушное пространство, в котором все однотипно, не интересно и стабильно.

Нарушение логики внутри предложения:

Джойс в рассказе пишет, что люди – это слабые существа, которые способны на изменения своего пути и выхода из зоны комфорта.

Значит, те, кто силён, не способен менять свою жизнь? Судя по вашей логике, так и есть.

К 4 (речь)+ 0 балл

Ошибки

Жизненный путь – это дорога, по которой человек движется на протяжении всей жизни. У каждого человека свой жизненный путь и каждый человек в силах его найти, но чтобы его найти нужно сильно постараться.

Неоправданные повторы.

Я считаю, что человек всю жизнь находится в поисках жизненного пути и собирает его по частичкам. На протяжении поиска у человека меняется характер, меняются жизненные ценности и появляется бесценный опыт.

Не очень удачное сочетание «собирает по частичкам» (обычно говорят: собирает по крупицам), но в данном случае и это выражение будет выглядеть неуместно, потому что в придаточных предложениях высказаны разные мысли, которые неорганичны. По-моему, жизненный путь нельзя собрать (лексическая несочетаемость). Попробуем переделать предложение, стараясь сохранить смысл Ваших рассуждений. Можно всю жизнь находиться в поисках своего пути (Не так-то просто найди свою дорогу, понять, что идёшь по правильному пути, что этот путь твой…).

Нарушение лексической сочетаемости. Лучше сказать по-другому: В течение жизни у человека меняется характер… На протяжении всего жизненного пути…

Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу.

Постарайтесь избегать таких широких обобщений, осторожнее употребляйте определительное местоимение «всю» (весь).

Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.
Автор передает всю «палитру» чувств главного героя, охватывающих путника на пути к перевалу. Идя по горам, герой испытывает усталость, страх и отчаяние.

В работе много повторов.

Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта.

И снова повторы. Возможные варианты правки:

Путь, который преодолевает герой, — своего рода символ жизненного пути (судьбы человека).

Трудная дорога, преодолеваемая главным героем рассказа И.А. Бунина, — это аллегория жизненного пути.

Нарушение стилистической однородности: слово «полно» имеет стилистическую помету разговорное. Можно было легко заменить на много: … в котором много сложностей.

Бунин дорогу путника сравнивает с жизненным путем, в котором полно сложностей, новых впечатлений и опыта. Главный герой нашел частичку своего жизненного пути, несмотря на трудности.

Повторяются мысли, повторяются слова…

Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк – возлюбленный Эвелин, который может помочь изменить ее бездушное и пустое пространство.

Зачем Вы дважды называете героиню? Можно было бы по-другому выразить мысль: Но внезапно в жизни главной героини появляется Фрэнк, который становится её возлюбленным…

И тогда внутри девушки происходит спор между разумом и желанием перемен.

Неточно выражена мысль. Перед девушкой встаёт выбор…

Подводя итоги, хочу сказать, что жизненный путь – это испытание. Но каждый человек на протяжении всей жизни проходит эти испытания и ищет свой жизненный путь. Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.

Повторов в работе так много, что это затрудняет понимание.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать

Ошибки

Орфография — 0

Кто – то делает выбор, кто – то закаляет свой характер, но итог один – каждый человек может найти сой жизненный путь.

Опечатка (свой).

Пунктуация — 6

У каждого человека свой жизненный путь ЗПТ и каждый человек в силах его найти, но ЗПТ чтобы его найти ЗПТ нужно сильно постараться.

Запятая в сложном предложении. Нет запятой на стыке союзов, не отделено придаточное предложение от главного.

Находясь, в поисках своего пути, человек может этого не замечать.

Неверно обособлен деепричастный оборот.

Так, например в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Перевал» главный герой на пути к перевалу преодолевает препятствия в виде: ветра, дождя, снега и тумана.

Неверно поставлено двоеточие.

В конце рассказа перед Эвелин открывается дверь в будущее ЗПТ и в этот момент героиня показывает свою слабость и хватается за перила.

Запятая в СП.

Грамматика — 0

Общий вывод по работе

Итак, Мария, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой сочинения, речевым оформлением. Очень рекомендую посмотреть бесплатный вебинар, который проводила Е.П. Дудина 20 сентября. Тема актуальная — Логика и композиция итогового сочинения.

https://mogu-pisat.ru/webinar/sochin2016/index.php[/URL]

Удачи!

  • Первый снег случился утром город сказкой стал как будто
  • Переаттестацию как правильно пишется
  • Переведите следующие предложения с русского на английский у вас получится рассказ по теме в качестве
  • Перебирайся как пишется правильно
  • Первый заместитель генерального директора как пишется