Перестелить как пишется правильно

У меня двое детей. один ходит в школу, другой в садик. каждый год летом нас просят сдавать на что-нибудь деньги.

У меня двое детей. Один ходит в школу, другой в садик. Каждый год летом нас просят сдавать на что-нибудь деньги. То беседку покрасить, то песочницу купить, то линолеум заменить. Сейчас мы должны сдать на жалюзи в школе и на новые кровати в детском саду.

С сентября начнутся новые поборы. Каждый месяц — подарки учителям, нужды группы, влажные салфетки, канцтовары, прописи и олимпиады. Еще сдаем на какие-то общие нужды в школе. Я вообще не знаю, куда идут эти деньги.

Законно ли требовать с родителей деньги? Могу ли я отказаться и ничего не сдавать? Я нарушу при этом какой-то закон? И куда жаловаться, если я не хочу платить, но с меня требуют?

Татьяна

Обычно в сборах нет нарушения закона, но чаще всего деньги можно не сдавать. Вы ничего при этом не нарушите, а к вашим детям формально не могут применить никаких санкций.

Как по закону
Дошкольное и школьное образование должно быть бесплатным и общедоступным. Все, что касается обучения в школах и детских садах, оплачивает бюджет. Учебники, пособия и игрушки должны быть бесплатными для каждого ребенка.

Нет никаких обязательных платежей, которые были бы связаны именно с обучением. Есть родительская плата за детский сад, но она идет на другие цели и зачисляется в бюджет. Никаких платежей на нужды группы, детского сада, жалюзи и подарки учителям законом не предусмотрено, никто не имеет права их требовать.

ст. 5, 8 закона об образовании

Министерство образования периодически выпускает письма и памятки на эту тему.Что на практике
Школы и детские сады все равно собирают с родителей деньги. Зачастую это инициатива учителей, воспитателей или родительских комитетов. Воспитатели могут предложить родителям заменить матрасы после другой группы и купить новые игрушки, потому что куклы с машинками поломаны. Но именно предложить, а не потребовать.

В классе действительно может не быть жалюзи или лежать старый линолеум: на что-то бюджет не выделяет деньги, а на что-то выделяет слишком редко. Инициативная группа родителей может предложить повесить жалюзи и перестелить линолеум. Но все это не обязательные, а добровольные платежи. Если родители решат, что лучше обновить мебель или сделать ремонт, они могут это сделать по желанию и на ту сумму, которую вместе одобрят.

ст. 4 закона о благотворительной деятельности

Кто решает, сколько сдавать
Обычно бюджет группы и класса обсуждают на родительском собрании. В одном классе детям решат подарить раскраски, а в другом — дорогие конструкторы. Еще есть день учителя, 8 Марта, конкурсы, походы в кино и цирк. Все это — по желанию и за счет родителей. Но родители не могут решить это за всех — только каждый за себя. Требования очень активных мам в школьных чатиках: «Мы решили вот так, собираем вот столько и сдайте эту сумму до такого-то числа» — это незаконно.

Никаких указаний сдавать деньги в обязательном порядке быть не должно. Дискриминации ребенка из-за того, что его родители не сдают деньги, тоже формально быть не может. А за любые попытки можно привлечь к ответственности.

Чаще всего родители все-таки сдают деньги, потому что весь класс не может оплачивать походы отдельных детей на экскурсии или подарки на дни рождения. Но если нет возможности или не хочется, никто вас не заставит.Что на практике
Школы и детские сады все равно собирают с родителей деньги. Зачастую это инициатива учителей, воспитателей или родительских комитетов. Воспитатели могут предложить родителям заменить матрасы после другой группы и купить новые игрушки, потому что куклы с машинками поломаны. Но именно предложить, а не потребовать.

В классе действительно может не быть жалюзи или лежать старый линолеум: на что-то бюджет не выделяет деньги, а на что-то выделяет слишком редко. Инициативная группа родителей может предложить повесить жалюзи и перестелить линолеум. Но все это не обязательные, а добровольные платежи. Если родители решат, что лучше обновить мебель или сделать ремонт, они могут это сделать по желанию и на ту сумму, которую вместе одобрят.

ст. 4 закона о благотворительной деятельности

Кто решает, сколько сдавать
Обычно бюджет группы и класса обсуждают на родительском собрании. В одном классе детям решат подарить раскраски, а в другом — дорогие конструкторы. Еще есть день учителя, 8 Марта, конкурсы, походы в кино и цирк. Все это — по желанию и за счет родителей. Но родители не могут решить это за всех — только каждый за себя. Требования очень активных мам в школьных чатиках: «Мы решили вот так, собираем вот столько и сдайте эту сумму до такого-то числа» — это незаконно.

Никаких указаний сдавать деньги в обязательном порядке быть не должно. Дискриминации ребенка из-за того, что его родители не сдают деньги, тоже формально быть не может. А за любые попытки можно привлечь к ответственности.

Чаще всего родители все-таки сдают деньги, потому что весь класс не может оплачивать походы отдельных детей на экскурсии или подарки на дни рождения. Но если нет возможности или не хочется, никто вас не заставит.Сборы на общие нужды школы или детского сада
Кроме нужд класса или группы, есть отдельная статья сборов — общие нужды учебного заведения. Эти деньги могут пойти на костюмы к Новому году, шторы в актовый зал, спортивное снаряжение или ремонт детской площадки.

Деньги могут тратить на неотложные нужды — например, ремонт крыши. Или на что-то важное для детей — например, питьевую воду из кулера. Но это тоже добровольные взносы, который каждый вносит по своему желанию.

Когда школа или детский сад собирает деньги на общие нужды, это не значит, что нарушен закон. В договоре или допсоглашении с родителями может быть пункт о добровольных пожертвованиях: родители подтверждают, что вносят пожертвования по своему желанию.

Верховный суд признал сборы в школе добровольными пожертвованиями

Школа не может тратить пожертвования как угодно, а только на свои нужды, но в целом это законно.

Учебные заведения отчитываются о расходах. Можно в любой момент потребовать такой отчет или найти его в открытом доступе на сайте (у всех школ и садиков обязательно есть сайт с финансовыми отчетами). Обычно в школе сборами и отчетами занимается попечительский совет.

Если вам кажется, что деньги тратятся не туда, это легко проверить.

Олимпиады и конкурсы
В школах несколько раз в год проходят олимпиады, в которых участвуют не только отличники, но и вообще все дети. Все эти «русские медвежата» или конкурсы в честь года экологии обычно платные: нужно сдать 50 или 100 Р на бланки. Эти деньги можно не сдавать и в олимпиадах не участвовать. То есть сбор нельзя назвать незаконным, но он тоже добровольный.

Никакого закона, который обязал бы всех детей участвовать в олимпиаде и платить за нее, не существует. Если учитель так говорит или грозится двойкой, это повод пожаловаться или как минимум разобраться на уровне руководства школы.

Если по итогам олимпиады присуждаются премии и гранты, она не может быть платной.

п. 2 ст. 77 закона об образовании

Письмо Минобразования о платных олимпиадах

Платные услуги: английский, плавание, гимнастика и подготовка к школе
В школах и детских садах родителям могут предложить платные услуги. Например, в подготовительной группе с детьми будет заниматься преподаватель английского языка. Или работает спортивная секция, студия танцев, тренер по плаванию. Это не входит в учебную программу и не оплачивается из бюджета.

Все платные услуги и их стоимость утверждает местная администрация. Не воспитатель, не учитель и не директор. Список платных услуг и цены должны быть опубликованы на сайте школы или детского сада. Это обязательный раздел.

Если в положении написано, что занятия по английскому стоят 100 Р, за них не могут брать 250 Р. Но если такие занятия в принципе предусмотрены и ребенка на них записали, нужно оплачивать. Требовать, чтобы ребенка бесплатно приняли в секцию, нельзя.

Такая же ситуация с подготовкой к школе. Родителям кажется, что в детском саду обязательно должны тщательно готовить детей, учить их читать и писать. А тут сад просит за это деньги.

Чтобы проверить, чему должны учить ребенка бесплатно, нужно найти на сайте образовательную программу и учебный план. Такой документ тоже обязательно размещается в открытом доступе. Там видно, какие занятия входят в программу, сколько их в неделю. Например, развитие речи предусмотрено по стандарту, а математика и письмо — нет. Тогда это платно, но тоже на добровольной основе.

Что делать, если от родителей требуют деньги
Любое требование, принуждение и навязывание услуг — незаконное. Если не хотите сдавать, никто не может вас заставить.

На самом деле школам и садикам правда нужна помощь. Это важно не для самого учебного заведения, а для комфорта детей. Если не хотите или не можете сдавать деньги, предложите поучаствовать трудом: покрасить забор, помыть окна, помочь с доставкой игрушек, провести видеосъемку праздника. Можно наполнять сайт, делать поделки, шить костюмы или ремонтировать парты. А можно ничего не делать — ребенок все равно будет учиться бесплатно.Но бывает, что от родителей требуют деньги, каждый месяц выставляют непосильные счета и непонятно, на что их тратят. Тогда нужно сделать так:

Написать заявление на имя руководства с просьбой объяснить, что это за суммы, на каком основании с вас их требуют и куда тратят. Один экземпляр сохранить.
Обратиться в департамент образования или Рособрнадзор. Только не анонимно, а то не рассмотрят. Копию обращения — себе. Должны ответить в течение месяца. Если найдут нарушения, директора оштрафуют. В регионах работают горячие линии для таких жалоб, но это только для консультаций. Если настроены серьезно — пишите письмо.
Пожаловаться в прокуратуру или идти в суд.
Скорее всего, претензии к вам закончатся еще на первом этапе. Но если нет, жалуйтесь. Все эти меры прямо предусмотрены законом, а у соответствующих органов достаточно полномочий, чтобы разобраться с незаконными требованиями.

Ветер в голове попутным не бывает.

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Тройственный союз

              

ДОРОГИЕ МОИ, ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ПЕРВЫМ ОСЕННИМ ДНЁМ, А ТАКЖЕ С ДНЁМ ЗНАНИЙ! МАМАМ И БАБУШКАМ ЖЕЛАЮ ТЕРПЕНИЯ И ЖЕЛЕЗНЫХ НЕРВ! НУ А ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ! ДВЕ КНИГИ С ЯРКИМИ ЭМОЦИЯМИ, С ЖАРКИМИ СЦЕНАМИ ЛЮБВИ, ГОТОВЫ РАСКРЫТЬ ПЕРЕД ВАМИ СВОИ ОБЛОЖКИ! 

Перестелить как пишется правильно

Перестелить как пишется правильно

Аннотация к книге «Тройственный союз»
Охрана границ — задача не из лёгких, гоблины не оставляют попыток прорваться, а стражи-драконы связаны договором в методах защиты. Чтобы победить захватчиков, главы трёх родов решили призвать невест своим сыновьям. Но что-то пошло не так, и теперь я — истинная для трёх драконов сразу.
#Очень откровенно
#Попаданка и драконы
#Любовь и страсть (МЖММ)

Перестелить как пишется правильно

Отрывок:

Сияние, накрывшее меня куполом, погасло, и я оказалась стоящей одна в незнакомом лесу. Я, что теперь попаданка? Промелькнула в голове вялая мысль, верилось в это с большим трудом. Но незнакомые деревья и более жаркая погода свидетельствовала, что я точно не в России. Не успела я понять, что произошло, как это серебристое сияние вновь меня куда-то перенесло, выкинув в этот раз на странную сетку из лиан. Она мгновенно накрыла меня, словно клеткой, из которой не выбраться самостоятельно. Похоже, на этот раз я угодила в ловушку, из которой мне так просто не выбраться, шуршание, которое начало доноситься со стороны леса мне совершенно не понравилось. Воображение сразу нарисовало огромную змею, которая пытается добраться до меня. Вот только это оказалась не змея, а лиана сиреневого цвета, которая не хуже пресмыкающейся потянулась к моей ноге. Ну, уж нет! Я не допущу, чтобы меня съела или связала непонятного цвета лиана! Быстро согнув ноги в коленях, принялась искать в своей сумочке нож, который я всегда носила с собой в целях самообороны. Только он как назло никак не находился, под руку попался только флакончик с духами, и тут я вспомнила, одну очень важную информацию, они горят. Ударив в очередной раз лиану, вытащила флакончик и щелкнула зажигалкой, одновременно нажимая на кнопку распыления духов. Огонь обжег кончик лианы, и она резко отпрянула от моей клетки, не успела я порадоваться своей маленькой победе, как вокруг меня все зашуршало, захрустело и мне даже показалось, враждебно зашипело.

Перестелить как пишется правильно

Перестелить как пишется правильно

Аннотация к книге «Три попаданца и клан амазонок»
Три друга, три пилота и просто красавца! Потерпев авиакатастрофу, попадают не просто на тропический остров, а в другой мир! Где живут воинственные амазонки и таинственное чудовище в воде! Что же теперь их ждет? Рабство? Смерть от лап чудовища? А может все совсем иначе..

Перестелить как пишется правильно

Отрывок:

Резкий вскрик и скрежет железа доносившего из хвостовой части самолета, где располагаются служебные помещения, привлек мое внимание. Следом за ним из носовой части самолета раздались женские всхлипы и мужская брань. Мне это совершенно не понравилось. Одновременно из хвостовой и носовой части самолета вышли с автоматами наперевес и лентой гранат через все тело.
— Дамы и господа теперь мы управляем самолетом! Вы полностью в нашей власти! Соблюдайте правила и не считайте себя супергероями и все останутся живы! – произнес мужчина в маске с расстановкой.
Откуда они могли взяться террористы на тщательно досмотренном лично нами самолете?! Встретив такой же удивленный взгляд Ильи, незаметно показал ему знак, чтобы то ни чего не предпринимал.
— Я же сказал, чтобы ни каких супергероев из себя не строили! – мужчина резко вскинул пистолет и выстрелил в конец салона.
Сразу все закричали, женщины запричитали, дети начали плакать.
— Тихо! – громко крикнул один из захватчиков, и в салоне наступила тишина. Мне ненужны напрасные жертвы, мне нужен только самолет. Поэтому попрошу без глупостей! – произнес мужчина, размахивая пистолетом.
Похоже, это необычные террористы, которые хотят денег за заложников получить, им надо перевести незаконно какой-то груз. Возможно наркотики или оружие. Через час полета я заметил, что мы начали снижаться, самолет начало ощутимо трясти, зона турбулентности или неправильное снижение. Это могло быть все, что угодно, захватчики тоже выглядели обеспокоенными. Как мне хотелось вытащить пистолет и перестелить этих террористов двумя точными выстрелами. Только для этого я должен быть точно, знать, что они хотят и сколько их на борту самолета. На высоте нескольких тысяч метров затевать стрельбу не самая разумная идея.
А самолет уже не просто трясло, его мотало из стороны в сторону, крылья так сильно раскачивались, что казалось вот — вот отвалятся. Многие пассажиры начали молиться и прощаться с жизнью. А земля тем временем стремительно приближалась, самолет издавал страшные скрежещущие звуки. Под нами расстилался бескрайний лес, и я все никак не мог понять, почему захватчики ведут себя слишком спокойно. Между собой они общались на испанском и, к сожалению, этот язык знал очень посредственно. Единственное, что я смог понять, что они собираются сбросить товар на парашютах, а их пилот не смог до конца разобраться в электроники управления. Внезапно самолет начало трясти еще сильнее, в ушах начал нарастать гул, значит, мы слишком резко стали снижаться. Глухой хлопок и из двигателя повалил густой дым, а под нами по-прежнему лес. Куда же нас занесло, ведь мы должны были лететь над морем?!

Как правильно пишется слово «обидевший»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дурашливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «обидевший&raquo

Предложения со словом «обидевший&raquo

  • Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Цитаты из русской классики со словом «обидевший»

  • Она теперь только поняла эту усилившуюся к ней, после признания, нежность и ласки бабушки. Да, бабушка взяла ее неудобоносимое горе на свои старые плечи, стерла своей виной ее вину и не сочла последнюю за «потерю чести». Потеря чести! Эта справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято все свои обязанности, никого никогда не обидевшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавшая другим, — эта всеми чтимая женщина «пала, потеряла честь»!

Значение слова «обидевший&raquo

1. прич. прош. вр. от обидеть (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «обидевший&raquo

1. прич. прош. вр. от обидеть

Предложения со словом «обидевший&raquo

Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).

Одни спят бесчувственно, другие бодрствуют к сожалению и несчастию, составляя козни, заботясь о деньгах, придумывая, как бы отомстить обидевшим их, питая вражду, припоминая оскорбительные слова, сказанные днём, и таким образом воспламеняют огонь гнева и совершают непростительные дела.

Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан.

Синонимы к слову «обидевший&raquo

  • оскорбивший
  • обижавший
  • обиженный
  • обижаемый
  • обижающий

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

«ОбидЕвший» или «обидИвший» – как правильно пишется?

Правила написания гласных – одна из самых больших загвоздок русского языка. Чаще всего ошибки в правописании допускаются именно в словах, где тяжело определить правильную гласную. Правила бывают неоднозначны, а учитель во время диктанта строго исправляет ошибки красной пастой. Запомнить правописание помогут, в первую очередь, правила, а также некоторые советы, которые помогут понять состав слова и облегчат запоминание. Обидевший как пишется – вопрос, который вызывает сомнения даже у взрослых.

  • Грамматическое и лексическое значение слова
  • Орфографическое правило
  • Примеры для запоминания правописания

Грамматическое и лексическое значение слова

Частью речи является причастие, которое образовалось от другой части речи – глагола «обидеть». Причастие находится в начальной форме, в именительном падеже, единственном числе. Причастие мужского рода. К постоянным признакам относятся следующие:

В прошедшем времени.

В совершенном виде.

Непостоянные признаки включают единственное число, мужской род, полную форму и именительный падеж.

Лексическое значение слова: человек, который кого-то обидел, обидчик.

Орфографическое правило

Теперь размеремся, как правильно — обидевший или обидивший. Причастие образовано от глагола «обидеть». Мы можем определить, что глагол относится ко второму спряжению – является исключением. В начальной форме в окончании глагола стоит гласная буква «е». Эта же гласная сохраняется и в других частях речи, образованных от данного глагола, в том числе, причастия и деепричастия. Это распространяется не только на настоящее время, но и на прошедшее, в котором использовано причастие.

Обидевший или обидивший

Примеры для запоминания правописания

Используя примеры предложений, будет легче запомнить правильно написание слова:

Хулиган, обидевший мою сестру, получил от меня очень ценный урок на всю жизнь о том, что не стоит трогать маленьких девочек».

Человек, обидевший меня ради смеха, не может быть моим другом.

Дворовый пес, обидевший домашнюю собаку во время прогулки, убежал, поджав хвост при виде ее хозяина.

Старшеклассники, обидевшие учителя по математике, получили на следующий день сложную контрольную работу.

Используйте правила и примеры, чтобы навсегда запомнить правописание слова «обидевший».

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОБИДЕВШИЙ»

См. тж. инфинитив обидеть, от которого образовано слово «обидевший».

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «об и́ девший»: [об❜ и́ д❜и е фшыj❜].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
о [о] гласн., безударный ; ниже см. § 23, прим. к § 69.
б [б❜] согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и [ и́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 5.
д [д❜] согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е [и е ] гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55.
в [ф] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Звонкий парный перед глухим оглушается (см. ниже § 85). Таким образом, звонкий парный [в] перед глухим [ш] заменяется на глухой [ф]. Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
ш [ш] согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
и [ы] гласн., безударный ; ниже см. § 7.
й [j❜] согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. Ниже см. § 69.

9 букв, 9 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изб а́ , игр а́ ть, издав а́ ть; б) после гласных: кро и́ ть, сто и́ т, ст о́ ит, поигр а́ ть; в) после мягких согласных: с и́ ла, т и́ на, вить, ч и́ стый, щи, стир а́ ть, пил а́ , щип а́ ть, в ы́ бить.

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жил а́ , в ы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, в ы́ шыт ❜ , цынк]).

§ 23. Буква ё (или буква е в тех случаях, когда над ней возможна постановка двух точек) в начале слова и после гласных обозначает сочетание [йо], т. е. ударяемый гласный [о] с предшествующим [й]: ёлки, ёж, даём, заём (произносится [й о́ лки, йош, дай о́ м, эайом`]). То же обозначает буква ё после ь и ъ: льёт, пьёшь, вьём, муравьём, съёмки (произносится [л ❜ йот, п ❜ йош, в ❜ йом, мурав ❜ й о́ м, с ❜ й о́ мки и сй о́ мки]).

§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е

Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).

§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).

В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):

в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);

в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);

в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);

в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);

в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).

Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].

1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж ❜ ж ❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ: ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щ у́ ка, шёлка (произносится [щ о́ лкъ]), щ е́ пка, пищ а́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изв о́ зчик (произносится [изв о́ щик]).

§ 85. На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например: на месте б: [тр у́ пки] (тр у́ бки), [ск о́ бки] (ск о́ бки), [р о́ пкъ] (р о́ бко), [дупк и́ ] (дубк и́ ), [хл е́ пцъ] (хл е́ бца), [аз ❜ а́ пшый] (оз я́ бший);

на месте в: [тр а́ фк ❜ ] (тр а́ вка), [л а́ фка] (л а́ вка), [кан а́ фкъ] (кан а́ вка), [л о́ фкъ] (ловко), [лафц а́ ] (ловц а́ ), [з а́ фтръ] (з а́ втра), [фс ❜ о] (всё), [фсх о́ ды] (всх о́ ды), [фхот] (вход), [фтар о́ й] (втор о́ й), [фскип и́ т] (вскип и́ т), [ф-шк о́ лу] (в шк о́ лу);

на месте г: [астр и́ кшыс ❜ ] (остр и́ гшись), [прадр о́ кший] (продр о́ гший);

на месте д: [л о́ тк ❜ ] (л о́ дка), [р е́ ткъ] (р е́ дко), [скл а́ тки] (скл а́ дки), [сл а́ ткъ] (сл а́ дко), [гр ❜ а́ тки] (гр я́ дки), [п о́ тпис ❜ ] (п о́ дпись);

на месте ж: [кн и́ шки], [л о́ шки], [бум а́ шки], [р о́ шки-дъ-н о́ шки] (р о́ жки да н о́ жки), [стар о́ шкъ] (стор о́ жка), [падр у́ шкъ] (подр у́ жка);

на месте з: [н и́ скъ] (н и́ зко), [ у́ ск ❜ ] ( у́ зко), [р е́ скъ] (р е́ зко), [ск о́ л ❜ скъ] (ск о́ льзко), [лес ❜ ст ❜ ] (лезть).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

обидевший

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича князя Можайского, долго враждовавшего с великим князем Василием Тёмным . Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 году князь Воротынский бежал в Москву из Литвы, Симеон и воевода… … Биографический словарь

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Большая биографическая энциклопедия

Обида личная — (injuria римского права), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОНАН-ВАРВАР — «КОНАН ВАРВАР» (Conan the Barbarian) США, 1981, 129 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм. В давние времена, за 12 тысяч лет до нашей эры, молодой воин Конан, атлетически сложенный и сильный духом, мстит злому правителю Талсе Думу за… … Энциклопедия кино

Личная обида — Обида изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия

Обида — Обида  изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия

  • Пересказывать как пишется пересказывать или перессказывать
  • Пересказ сказки три поросенка в средней группе
  • Пересказ сказки стойкий оловянный солдатик краткий
  • Пересказ сказки снежная королева андерсен
  • Пересказ сказки сказка о царе салтане