Пересказывать как пишется пересказывать или перессказывать

Автор на чтение 24 мин. опубликовано 08.02.2021 опубликовано 01.12.2011 0:01 предлагается памятка для учащихся по составлению плана рассказа

На чтение 24 мин. Опубликовано

Опубликовано 01.12.2011 — 0:01 —

Предлагается памятка для учащихся по составлению плана рассказа и  памятка по работе над пересказом по плану.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_po_sostavleniyu_plana_rasskaza.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по работе над кратким пересказом по плану.

  1. Раздели рассказ на смысловые части.
  2. Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
  3. В каждой части рассказа выдели важные мысли (2-3 предложения)
  4. Перескажи каждую часть по плану.

Памятка по составлению плана рассказа.

  1. Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
  1. О чем говорится в начале рассказа?
  2. Какие события описаны дальше?
  3. Чем заканчивается текст?
  1. Раздели рассказ на смысловые части (одна часть отличается от другой содержанием).
  2. Определи главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
  3. Перечитай их, скажи своими словами, о чем говорится в данной части. Подбери к ней заголовок.
  4. Запиши свой заголовок к каждой части.
  5. Проверь себя по  книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено ли что-либо важное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-59-1355669827.jpg

Урок по литературному чтению «Составление плана по рассказу Н.Носова «Живая шляпа»». 2 класс

Данный урок — второй по рассказу Н. Носова «Живая шляпа». Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме «ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС «Школа 2100».Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:»Составление математических рассказов».

конспект урока…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…

  • Мне нравится

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном.  А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. ?

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую  прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.

Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это  задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Авторский замысел своим рождением может быть обязан размышлениям, любознательности и фантазиям.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм,  или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть ЗДЕСЬ.

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят  мышление  работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план. Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий, которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли, которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время, когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: «Как назвать литературных героев и персонажей«.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Понравилась публикация? Поделись ею с друзьями! Опубликовано 13.03.2017 — 20:50 —

Памятки

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации 22 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать над кратким пересказом по плану?

1.Раздели рассказ на смысловые части.

2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).

4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

Как составить план рассказа?

1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.

-О чём говорится в начале рассказа?

-Какие события описаны дальше?

-Чем заканчивается текст?

2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).

3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.

4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.

5.Запиши свой заголовок к каждой части.

6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.

Работа со сказкой

1.Как называется сказка, кто её сочинил,

2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?

3.Кто в сказке действует? Какие это герои?

4.Какие события описываются в сказке?

5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?

7.Как относится автор к своим героям?

8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по теме: «Путешествие в сказку» 1-3 класс

Мероприятие может быть приурочено к Дню книги, окончанию учебной четверти и т. п. Возраст участников от 6 до 9 лет. Проводится классным руководителем.  Цель:  развитие  детско-родительс…

Проектная работа по литературному чтению ( раздел «Сказки») 1 класс

Проектная работа сделана после изучения раздела «Русские народные сказки» в форме книжки, где сказочный герой Заяц путешествует по страницам разных русских народных сказок….

Проектная работа учащихся «В мире волшебной сказки»

Цель работы: формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках, делать выводы.Задачи проекта:1) развивать умение характеризовать персонажей сказок…

Как работать над стихотворением, басней, рассказом, сказкой

В помощь родителям памятки работы по литературе…

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной…

Тестовая работа по чтению по теме: «Сказки». 2 класс, система Н. Ф. Виноградовой.

Важно своевременно проверять степень усвоения, запоминания материала. Тест заставляет анализировать материал. способбствует формированию навыка вдумчивого чтения….

«Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. Презентация….

  • Мне нравится

Сегодня в качестве продолжения рубрики «Писательское мастерство» я предлагаю возобновить разговор о составлении плана произведения. В прошлый раз мы разобрались, что же такое план, для чего он нужен, и почему без него значительно хуже, чем с ним. Сегодня мы разберемся, как этот самый план составлять.

Скажу сразу, не существует какой-либо единой унифицированной формы составления плана. У каждого свой взгляд на вопрос, и здесь я буду излагать те принципы, опираясь на которые, строю план сам. Соображения эти не взялись с потолка, а прошли крепкую обкатку практикой. Вы же вольны воспользоваться моим опытом, как, впрочем, и пропустить его мимо ушей. Выбор за вами.

9.jpg

Синопсис.

Обычно я начинаю составление плана с написания синопсиса. Хотя такая формулировка не совсем верна: те несколько скупых предложений, в которые умещается суть рассказа, не являются синопсисом в обыденном понимании, так как здесь синопсис не получается в процессе сжатия истории, а как раз наоборот – он-то и является источником основной массы, «мяса» произведения. Но на первоначальном этапе я не ставлю амбициозных целей, мне достаточно лишь четко сформулировать основную идею текста и держать ее перед глазами, дабы она не затерялась в дальнейшем, и сюжетные линии не увело куда-нибудь в дебри.

После того, как синопсис написани сформулирована главная идея текста, я начинаю кратко описывать события истории. Порой этот шаг занимает у меня несколько недель. Взявшись выстраивать сюжетную линию, обычно быстро натыкаешься на пустоты – места, которые еще не продуманы, и что там будет происходить еще совершенно не ясно. Именно заполнение сюжетных оврагов, продумывание переходов и мостов и отнимает большую часть времени при подготовке к написанию. Однако важно понимать, что скрупулезно продуманный сюжет является тем незыблемым скелетом, на который нарастает плоть шикарной истории. Проверено на личном опыте: чем больше времени уделяется проработке сюжета, тем обычно качественнее результат. Но я не настаиваю, что над рассказом нужно раздумывать год, порой все идет настолько удачно, что пасьянс складывается за пару вечеров. Тут, как и везде, нужна золотая середина, главное – не потерять интерес к произведению.

Карточки персонажей.

Параллельно с выстраиванием сюжетных линий я занимаюсь заполнением карточек персонажей. Эта вещь не обязательная, но крайне желательная. Причем, чем длиннее и масштабнее намечается произведение, тем подробнее должны быть характеристики героев. Этому элементу работы я посвятил отдельную статью «Как составить подробную карточку персонажа», обязательно ознакомьтесь с ней, а здесь я лишь коротко перечислю основные моменты, которые обычно заношу в карточку действующих лиц:

  • Имя персонажа, его прозвище.
  • Роль (место в истории) и профессия (главный антагонист, друг главного героя, наставник и т.д.).
  • Возраст.
  • Рост и телосложение.
  • Описание внешности. Я никогда не составляю фоторобот (цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей и носа, толщина бровей, размах ноздрей и длина ресниц), а использую только характерные отличительные детали внешности вроде длинного носа, сутулости или хромоты, бороды или усов, крупных родимых пятен на лице и т.д. Вообще, чем ярче подобранные детали, тем лучше запоминается персонаж, тем проще за него цепляется внимание читателя. Только ради бога, не переборщите с экзотикой – если каждый второй поц будет хромым и горбатым карликом, изнемогающим от чесотки, вряд ли кто-либо оценит ваши старания.
  • Черты характера. Как то: раздражительность, угрюмость, беззаботность, доверчивость, мнительность – все то, что отличает персонаж от других в психологическом плане. Но здесь все очень субъективно. Вы можете расписать в плане целый букет разнообразных качеств, но если сюжет будет ставить героя только в однообразные ситуации (где он проявляет, скажет, только трусость и малодушие), то и образ получится однобоким. Сюжет и характеры взаимосвязаны, и понимание этих связей позволяет работать над текстом на совершенно ином уровне, но об этом в других статьях блога. Пока же хочу заметить, что для писателя по жизни чрезвычайно важна наблюдательность; я считаю, что автор должен постоянно культивировать ее в себе, ведь очень многие детали и даже сюжеты берутся из повседневности. Порой наши знакомые и коллеги вытворяют такое, что не придет в голову ни одному, даже самому креативному литератору. А такие нестандартные проявления – и есть лучший материал для построения ярких неповторимых образов. В общем, глядите в оба и не забывайте записывать.
  • Мотивы. Чего хочет добиться герой? Сообразно каким интересам и принципам он действует.
  • Одежда. Иногда тоже может послужить хорошим подспорьем для обрисовки характера. Персона, предпочитающая яркие краски, все-таки чем-то отличается от того молчуна в черной потертой кожанке, не так ли?

Подобные карточки полезно составлять для всех мало-мальски значимых персонажей в вашей истории.

Карта. Карточки локаций.

Следующий элемент составления плана – это изображение карты. Конечно, потребность в ней есть не всегда, однако зачастую героям приходится перемещаться в пространстве, а иногда и в придуманном автором мире. Чтобы не запутаться и не заблудиться, полезно нарисовать карту. Вместе с ней можно завести и карточки локаций. В них мы просто коротко описываем места, в которых происходят события (если это город, то достопримечательности и основные улицы; если комната или квартира – то обстановка). Все это позволит создать глубину мира, в котором разворачивается сюжет. И вот еще небольшой совет по поводу названий: старайтесь избегать странных, чуждых русскому языку фонетических нагромождений вроде Бильдыма, Шмонца, Киндельсвельгена и прочего. Лучше брать осмысленные, образованные от русских слов названия: Двуречье, Высокий Камень, Белая Скала. И смысловую нагрузку заложите и от родного звучания не отойдете.

Сцены.

После того, как написано краткое изложение событий, я приступаю к формированию сцен – отдельных сюжетных блоков, где происходят те или иные события (в том числе и диалоги) в короткий промежуток времени. На работу со сценами я стараюсь делать основной упор. Главное, понимать, что каждая сцена должна каким-то образом менять  положение дел в произведении. Это может быть и резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменение психологического состояния героя (апатия после краха надежд) – решать вам, но каждая сцена должна иметь какой-то известный вам и понятный читателю смысл. Более подробно об этом читайте в статье «Как написать идеальную сцену«. Сейчас же мы пришли к тому, что в моем плане образовался самостоятельный список следующих друг за другом сцен.

В общем-то, на этом все. Подобного супового набора вполне достаточно, чтобы написать добротный интересный рассказ. В работе же над романом я практиковал составление одного общего главного плана и отдельных миниатюрных планов каждой главы. Но об этом уже в следующий раз.

Обязательно прочитайте статью «Подготовка к написанию книги«, которая отлично дополняет материал этой записи.

Следите за обновлением блога. До скорых встреч!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Содержание:

Важность изложения

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

  • Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
  • Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
  • Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
  • Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
  • Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
  • Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.

Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

Еще тесты

Читайте также

Как выбрать качественный школьный ранец?Ребенок идет в 1 класс — что он должен знать и уметь?Воспитание культурно-гигиенических навыков — особенности формирования у дошкольниковКак научить ребенка правильно ставить ударение в словах?

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2011/12/01/pamyatki-po-sostavleniyu-plana-rasskaza
  • https://panisvetlana.ru/kak-napisat-rasskaz-zamisel
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/03/13/kak-sostavit-plan-kak-rabotat-nad-pereskazom
  • https://litmasters.ru/pisatelskoe-masterstvo/kak-napisat-plan-proizvedeniya.html
  • https://nauka.club/roditelyam/pereskazyvat-tekst.html

УРОК
105. Слушать и пересказывать текст

Цель:
закреплять умение воспринимать на слух текст, отвечать на вопросы по его
содержанию, читать текст с выучеными буквами, отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного; развивать навык чтения; воспитывать желание читать.

Оборудование:
конструктор
LEGO.

Тип
урока:
урок обобщения и систематизации знаний.

Форма
проведения:
телепередача.

Образовательные
отрасли:
Языково-литературная, математическая,
социальная, естественная.

Ход
урока

1.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организация
класса

Вторую
руку протяни,

Улыбку
всем пошли.

Доброе
утро! Добрый день!

Нашу
встречу начнем.


Взгляните друг на друга, улыбнитесь. Пусть на нашем уроке царит атмосфера
доброжелательности, взаимопонимания, познания и успеха.

Девиз
урока:

Будем
хорошо работать,

Чтобы
родной язык хорошо знать!

2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.
Мотивация учебной деятельности


Дети, сегодня у нас необычный урок. В эфире-детская телепередача «Ее Величество
Русский язык». С вами ее постоянная ведущая — Ольга Дмитриевна. Я рада
приветствовать всех присутствующих в студии.

Сегодня
мы:

y
вспомним, углубим и закрепим знания об изученных буквах;

y
усовершенствуем навыки выразительного чтения;

y
поработаем в парах над чтением диалога.

Итак:

Соберите
все знания и силы,

Вспомните
все, что вы учили.

2.
Сообщение темы и цели урока


Сегодня мы продолжим учиться читать слова и предложения с изученными буквами.

3.
Повторение изученного материала

1)
Студия «Юных журналистов».


Наш журналист услышал и передал разговор в редакцию «Ее Величество украинский
язык». Ну

послушаем
этот разговор и мы.

Слушание
стихотворения по QR-коду (стр. 106)


Послушайте стихотворение.


О каких животных в нем идет речь?


Где они живут?

2)
Студия «Загадочная».

y
улетают за моря в края далекие,

На
домах гнезда мостят. Зовут их… (аисты).


Где живут аисты?


Где мостят гнезда?

y
Во дворе не ловит ворон,

Говорит
грозно: «Гав-гав-гав!»

Бдительно
охраняет дом,

Кошку
Мурку защищает,

Видит
из конуры двор весь…

Кто
это, детки? Знамо дело… (пес)!


Где живет песик?

y
на дубочке в дупле

Сестроньки
живут рыжие.

Любят
шишки и орешки

И
грибков поесть немножко.

Трудолюбивые,
как пчелки,

Эти
рыжие сестрицы… (белки).


Где живут белки?

y
на ставку сделали дом

И
живут семьей в нем.

Хвост
широкий, как лопатка,

У
малого… (бобренку).


Где живут бобры?

y
Днем молчит,

Ночью
кричит,

Между
деревьев летает,

Добыча
выглядит.

В
дупле живет сама,

А
имя ее -… (сова).


Где живет сова?


А теперь прочитаем, о чем написал журналист в своей газете.

y
чтение текста » поразмышляй. Добери слова»»

y
ознакомление с различными видами домов.

3)
Студия «мгновенное фото».


Рассмотрите дома.


Какие вам известны?


О которых вы уже слышали?


Найдите дом из снега.

Упражнение
«Квест-изюминка»

Крошка-сын
к отцу пришел и предлагает сбежать от мамы и бабушки на Северный полюс? Только
не нужно трагических речей о лютых морозах, сплошной тьме полярной ночи и
голодных белых Ведах! Заговорщицки подмигните смельчаку и предложите настоящее
мужское дело — научиться бу довать иглу для ночлега в краю вечной мерзлоты во
время зимних каникул.


А теперь рассмотрите домик на воде.

Упражнение
«Квест-изюминка»

Дома
над водой сооружают на сваях. Это позволяет уберечься от хищников леса и воды к
жилью.


Рассмотрите домики из глины.

Упражнение
Квест-изюминка»

Дома
из глины, как термос, уберегают от жары.


Дом, изготовленный из кожи животных, — это юрта.

Упражнение
Квест-изюминка.

Как
вы насчет идеи обитать в палатке? Юрты приобретают все большую популярность.
Много людей

выбирает
традиционное жилье монголов, в котором можно жить, работать или играть.

Ее
можно передвигать и устанавливать где хочешь, — это крайне важно.

4)
Студия «Фантазия».


Рассмотрите дома.


Кто может в них обитать?


Как зовут эту старушку?

y
просит бабушка избушку:

«Верни
свой фасад:

Ко
мне — перед, в лес-зад!».

Топнет
костяной ногой.

Зовут
бабусеньку… (Ягой).

y
работала я в хатке,

Танцевала
во дворце.

Есть
такая у меня привычка —

Где-то
губить ботиночки. (Золушка.)

Физкультминутка

Буратино
потянулся, (потягивание.)

Раз
нагнулся, два нагнулся, (наклоны туловища.)

Руки
в стороны развел, (Руки в стороны.)

Видимо,
ключика сгубил.

Чтобы
ключик отыскать,

На
носочки надо встать (поднимаются на носки.)

И
тихонько занимать. (Садятся на места.)

4.
Закрепление знаний, умений и навыков. Работа над текстом «Мой дом»
(стр. 107)

1)
Студия «замечательные архитекторы».


Рассмотрите внимательно дом.


Сколько этажей в нем?


А сколько комнат?


Какая комната понравилась больше всего?

2)
словарная работа.

Ученики
читают слова в учебнике.


Прочтите слова, означающие одно и то же, а пишутся по-разному. (Дом, дом, дом,

сооружение.)

3)
чтение текста.

y
чтение текста учителем.

y
Проверка первичного восприятия текста.


Что запомнилось?

y
чтение текста учащимися.

4)
Работа над осознанием прочитанного.

Упражнение
«кресло автора» для обсуждения содержания услышанного

Один
ребенок (по желанию) садится в «кресло автора» и выступает в роли автора произведения
(желательно, чтобы в этой роли попробовали себя как можно больше детей). Другие
дети формулируют вопросы по смыслу услышанной сказки, а «автор произведения»
должен ответить словами, максимально приближенными к тексту.

Обсудите
с детьми, что такое дом. Суммируйте мысли, что родной дом — не просто спо руда,
а и вся семья.

Упражнение
«Ассоциативный куст». Задача по выбору. Работа в группах

Дом

(Дом,
папа, мама, сестра, брат, Дедушка, бабушка, родное место…)

Будка

(Собака,
миска, кость, лапа, уши, голос, ко манды…)

5.
Закрепление изученного материала

Игра
«Танграм»

Из
геометрических фигур ученики составляют изображение собачки, котика, рыбки и
тому подобное.

Танграм-это
известная во всем мире китайская игра о сложении фигур из частиц разрезанного квадрата
размером 10 10 см.

Ориентировочные
примеры фигур животных, смоделированных из частей танграма y попросите учеников
определить знакомые геометрические фигуры в этих животных. y предложите сделать
самостоятельно выбранную зверушку, используя готовые геометрические фигуры

(части
танграма).

III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ

Упражнение
«Я — дома!»

Учитель
предлагает ученикам образовать круг, взяться за руки.


Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в своем доме (квартире), от
которого вам становится тихо и тепло. Вас ждет со школы вся ваша семья, которая
волнуется за ваши достижения в изучении предметов.


Вспомните, что приятного и полезного произошло сегодня, что вам запомнилось
больше всего?


Улыбнитесь друг другу.


Давайте всегда дарить друг другу только добро и дружбу!

В сентябре Анна Шалункина — жена фигуранта дела «Сети» Максима Иванкина, осужденного на 13 лет — сообщила, что ее супруга вывезли из чувашской ИК-9 в неизвестном направлении. Спустя две недели она нашла его во владимирской ИК-3, но ни ее, ни адвоката к Иванкину не пустили. Вскоре ему предъявили обвинение в убийстве его знакомых — Екатерины Левченко и Артема Дорофеева. 5 октября он рассказал своему адвокату Константину Карташову, что в больнице при владимирской ИК-3 другие заключенные силой заставили его написать явку с повинной. Позже он отказался от признательных показаний. «Медиазона» с незначительными сокращениями публикует записанный адвокатом рассказ Иванкина.

5 сентября. Этап во Владимирскую область

5 сентября меня без объяснения причин этапируют в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Нижегородской области. В тот же день отправили этапом в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Нижегородской области, где я провел три или четыре дня.

Затем, как я думаю, 9 сентября, я был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Владимирской области. При этом никто мне о причинах и конечном пункте этапирования не мог сообщить, поясняли, что это не указано в моих документах или, наоборот, указано сразу несколько мест: Ярославль, Владимир, Зеленоград, Москва, Рязань.

На следующий день у меня на левой щеке воспалился фурункул, который пытались лечить еще в ИК-9 Чувашии. Воспаление было ощутимым, щеку раздуло. Я написал заявление на оказание медицинской помощи. Через один или два дня щека прошла сама, без медицинского вмешательства, а точнее, язва лопнула, и у меня на щеке осталась открытая рана.

13 или 14 сентября. Перевод в «Моторку»

На третий или четвертый день нахождения в ФКУ СИЗО-1 города Владимир мне сказали, что переводят меня в ИК-3 УФСИН России по Владимирской области для лечения. На что я пояснил, что медицинская помощь мне не требуется больше. На это мне ответил сотрудник СИЗО, что я смогу отказаться там, на месте.

13 или 14 сентября меня этапировали в ИК-3 УФСИН России по Владимирской области, именуемое также «Моторка».

Об этой колонии я слышал только плохое. Что там пытают, имеются пресс-хаты, в которых выбивают показания — избивают, унижают и насилуют.

В день поступления в ИК-3 у меня забрали все мои вещи и дали больничную робу. Из вещей оставили предметы личной гигиены: тетрадь, ручку, туалетную бумагу и чай.

После чего повели в больничную зону, сопровождавший меня сотрудник колонии выключил нагрудный регистратор, после чего отошел в сторону, а ко мне подошли трое заключенных, как я понял, из местного «актива», они сотрудничали с работниками колонии.

Первые их слова были в мой адрес сделаны в очень грубой форме, суть которых сводилась к тому, чтобы меня максимально сильно унизить. Слова не только были унизительными и нецензурными, но и высказывались в виде угроз физической и сексуальной расправы надо мной. Затем они приказали встать лицом к стене и так стоять, хотя сами свободно передвигались и общались с работниками колонии.

Через некоторое время заключенные дали мне на подпись несколько заявлений. Насколько помню, это было согласие на медицинское обследование, согласие на психологическое или психиатрическое исследование, заявление с просьбой не уведомлять родственников о моем поступлении в исправительную колонию, заявление на неоплачиваемый труд в порядке статьи 106 УПК РФ и что-то еще, в настоящий момент не помню.

Вначале я отказался подписывать эти заявления. Последовал удар ладонью по моему затылку, таких сильных ударов я раньше не получал. Удар сопровождался нецензурной бранью и другими угрозами. Такие действия в отношении меня применялись постоянно, стоило мне с ними не согласиться или поспорить. Всего в этот день я получил три-четыре удара ладонью по затылку.

После того, как я подписал все заявления, меня отвели в палату, где я содержался все время. После моего прихода, через некоторое время в палату пришел заключенный Родионов Андрей, 1973 года рождения. Он сразу начал оскорблять меня и давил на меня, запрещал чем-либо заниматься, постоянно угрожая физической расправой. В тот момент я уже опасался за свою жизнь и здоровье, поскольку понимал, что эти заключенные могут применить ко мне физическую силу, и им никто не будет мешать, наоборот, все их преступные действия сотрудники колонии будут скрывать. Я подумал, что, даже если они очень сильно меня изобьют, об этом никто не узнает, а меня не отпустят, пока все следы не исчезнут.

Родионов Андрей требовал, чтобы я ничего не делал, просто сидел на краю кровати. Сам он занимался своими делами. Когда легли спать, я почти не спал, боялся, что со мной могут что-то сделать.

На следующий день после обеда меня вызвали в штаб, там находились сотрудники ФСБ, один из них представился Лопатиным Андреем, как я понял, он из города Владимир, остальные были из другого города.

Они со мной стали разговаривать и задавать вопросы об обстоятельствам смерти [Артема] Дорофеева и [Екатерины] Левченко. Я им пояснил, что не причастен к их смерти. После этого они ушли, а меня снова встретили заключенные из числа активистов. Они в очередной раз стали меня оскорблять и унижать, я получил несколько очень сильных ударов по затылку и почкам. После чего меня поставили на «растяжку» и в таком состоянии периодически наносили мне удары по затылку и по почкам.

Как я понял, данные издевательства у них в порядке вещей, они не придумывали ничего нового: заставляли делать одно и то же, стоять лицом к стене, делать растяжку, били по затылку и редко по почкам.

В первый день, когда я отказался подписать заявления, меня тоже заставляли делать растяжку, били по затылку и почкам, а еще дали метлу и сказали мести какое-то помещение, всячески надо мной насмехались и снимали происходящее на видеокамеру.

После моего отказа признать вину заключенные стали в угрожающей форме мне говорить, что я должен признать вину, что я виноват, что у меня нет другого выхода, надо сотрудничать со следствием. Напоследок пообещали, что изнасилуют, если я не поменяю своего решения.

На следующий день, 15 или 16 сентября, меня опять вызвали в штаб исправительной колонии, там находились те же сотрудники ФСБ, которые сказали, что моя версия их не устраивает, и дали мне распечатанную на компьютере явку с повинной, после чего меня вернули в палату.

Там, опасаясь новых избиений и реализации угроз, я под присмотром активистов несколько раз дословно переписывал явку с повинной, при этом, если я менял какие-либо слова, то мне приходилось переписывать все с самого начала. Затем я также был вынужден написать объяснение для ФСИН, которое повторяло явку с повинной. Это также происходило под контролем активистов.

В явке с повинной и объяснении была изложена версия событий из статьи СМИ «Медузы». После чего активисты заставляли меня учить явку наизусть и пересказывать им ее. Учил и пересказывал ее я очень долго, до глубокой ночи. Затем, когда активистам понравился мой пересказ, они отпустили меня спать. Время было примерно час ночи.

16 сентября. Признательные показания

Приехал следователь Косенко (именно он в апреле допрашивал Иванкина в качестве свидетеля по делу об убийстве Левченко и Дорофеева — МЗ) вместе с дежурным адвокатом [Натальей] Майер, с ними присутствовал сотрудник ФСБ Лопатин.

Перед тем как меня привели на встречу к следователю и адвокату, активисты еще раз напомнили обо всех своих угрозах, требовали, чтобы я все делал, как скажет следователь. Я согласился и обещал им, что все сделаю, как нужно, поскольку очень сильно боялся, что они исполнят все свои обещания. Я в полной уверенности был, что они могут исполнить все угрозы, и мне никто не поможет.

Когда я пришел на встречу к следователю, он пояснил, что ему передали мою явку с повинной, и теперь ее надо закрепить в присутствии адвоката Майер. Первое, что я написал, это отказ от адвоката Карташова К. Б. и согласился на адвоката по назначению Майер. При этом следователь Косенко убеждал меня, что мы изначально заняли неправильную позицию по делу, но теперь все в порядке, обещал мне, что с признанием вины мне не добавит большой срок. После чего перешли к оформлению явки с повинной, для этого требовалось еще раз пересказать содержание ранее написанного мной объяснения.

Насколько помню, я повторил ранее написанное, при этом следователь вносил свои правки там, где считал нужным, некоторые моменты из объяснения ему не понравились, и он переписал их по-своему. Я со всем согласился, опасаясь угроз активистов, а адвокат Майер никаким образом не вмешивалась в процесс. Она в основном общалась с сотрудником ФСБ Лопатиным на отвлеченные темы, вопросов мне не задавала, побеседовать наедине не предложила, на мою просьбу связаться с моим адвокатом Карташовым или женой сказала, что она пришла сюда работать, и у нее нет времени влезать в это дело и кому-то звонить. Тогда я понял, что никто мне не поможет. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, я дал признательные показания.

Каждый день мне поступали угрозы и «советы» все признавать от активистов. Иногда они применяли физическую силу — как я понял, для профилактики. Я находился под сильным моральным и психологическим давлением и не мог защищаться.

На следующий день после оформления явки с повинной я был допрошен в качестве подозреваемого с участием адвоката по назначению Майер. В тот период у меня уже не было даже мысли давать показания о том, как все было на самом деле, что я никакого отношения к смерти Дорофеева и Левченко не имею.

Я соглашался со всем, что предлагал следователь, давал нужные ему показания. А чтобы я ничего не забыл, со мной каждый день «общались» активисты. Они продолжали унижать меня, запугивать и бить.

Затем на следующий день или через день был один или два допроса, о чем они были, я уже не помню, следователь вносил уточнения, а я по-прежнему со всем соглашался из-за опасений за свою жизнь.

28 сентября. Предъявление обвинения в СИЗО-1 Владимира

Далее несколько дней следователь ко мне не приходил. Зато подходили оперативные сотрудники исправительной колонии и постоянно задавали уточняющие вопросы по делу. Не знаю, для чего они это делали, может, перепроверяли информацию, а может, смотрели за моей реакцией, не передумал ли я и буду ли я дальше все признавать и со всем соглашаться.

А затем меня этапировали обратно в ФКУ СИЗО-1 города Владимира. И кажется, в этот же день или на следующий ко мне приходил следователь Косенко и адвокат Майер.

Следователь Косенко предъявляет мне обвинение, датированное 28.09.2021. Возможно, это и было сделано 28.09.2021.

До того, как пришел следователь, я начал записывать в свою тетрадь всю хронологию действий, которые со мной были совершены. Я фиксировал даты выезда (если помнил), кто и каким образом причинял мне вред. Пытался восстановить показания, которые написал следователь, но после предъявления обвинений и допроса в качестве обвиняемого, я вернулся в хату и обнаружил, что моя тетрадь с записями пропала, ее кто-то украл.

Вечером в этот же день ко мне подошел сотрудник СИЗО и сказал, чтобы я не думал даже о том, чтобы поменять показания, иначе меня снова могут вернуть в ИК-3, если я не до конца понял урок. Я ответил, что все понял и менять показания не буду.

На следующий день, предположительно 29 сентября, ко мне в следственный изолятор в очередной раз пришел следователь с адвокатом и провел очередной допрос. Опасаясь, что меня снова могут этапировать в ИК-3, я соглашался со всем, что писал следователь. А когда он вышел, то попросил адвоката Майер позвонить моей жене и рассказать, где я нахожусь. Но адвокат сказала, что не будет никому звонить.

30 сентября. Проверка показаний в Рязани

В четверг, 30 сентября, меня этапировали в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области.

В субботу, 2 октября, меня вывезли из СИЗО в здание Следственного комитета в городе Рязани, где в присутствии другого дежурного адвоката был мой допрос в качестве обвиняемого (по части 2 статьи 105 УК).

Кроме того, передо мной разложили карту Рязани и следователь сказал, чтобы я показал район города, в котором я совместно с [Алексеем] Полтавцом проживал в 2017 году.

Поскольку я город не знаю, я выбрал достаточно большой участок карты.

Затем следователь пояснил, что необходимо сделать проверку показаний на месте, но так как я не знал, куда надо ехать, то периодически мы останавливались и следователь показывал мне направление, после чего включалась видеозапись, на которой я повторял слова следователя.

Когда мы ехали в лес, где были обнаружены останки Дорофеева и Левченко, мы несколько раз делали ложные остановки, и следователь под видеозапись просил меня сказать, что мы ошиблись и нам надо не сюда. А потом он мне показывал направление и включал видеозапись, а я вновь повторял его слова.

С наступлением темноты пришлось прервать следственные действия.

А на следующий день, 3 октября, все продолжилось, и я все делал точно так же, как днем ранее. Повторял за следователем, включалась видеозапись. Я и подумать не мог о том, чтобы прекратить этот фарс, поскольку боялся и в настоящий момент боюсь, что меня вернут в ИК-3 во Владимире, где продолжат избивать или даже убьют. Я реально опасаюсь за свою жизнь и здоровье.

Редактор: Мария Климова

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Введите правильный e-mail

Вы подписаны. Спасибо.

Рецензирование научной статьи – обязательное требование, предъявляемое ВАК к каждой публикации в журналах, включенных в список ВАК. Кроме того, рецензирование статьи проводится во всех иностранных изданиях, индексируемых в базах цитирования Scopus и WoS.

Содержание:

Рецензия должна кратко отразить содержание научной статьи, в рецензии предоставляется информация о значимости работы для практической деятельности, отражается степень новаторства исследования.

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью – это мнение эксперта, который дает оценку проведенному исследованию. Правилами ВАК регламентируется не только содержание документа, но и его структура и оформление. Объем рецензии обычно не превышает 4000 знаков.

Написание рецензии на научную статью поручают исследователю, обладающему экспертными знаниями в предметной области. Приступая к написанию рецензии, ученый должен внимательно изучить текст работы, сделать его анализ и вынести свое заключение о материале.

Не нужно пересказывать содержание работы или бездоказательно ее критиковать. Рецензент должен высказывать свое мнение обоснованно, корректно и доброжелательно.

Рецензент должен указать на недочеты статьи, если таковые имеются, – эта информация будет использована автором статьи при доработке. При написании отзыва рекомендуется избегать канцеляризмов, излагая мысли четко, логично, последовательно, доступно и, по возможности, кратко.

Существует целый перечень речевых оборотов, которые рекомендуется использовать при подготовке текста рецензии. Использование фраз-шаблонов поможет существенно ускорить процесс работы над отзывом и сохранить требуемую структуру документа. Не стоит уточнять, что текст отзыва не должен содержать грамматических ошибок.

Работа над рецензией займет некоторое время, поэтому материалы на рецензирование следует предъявлять заблаговременно.

Пересказывать как пишется пересказывать или перессказывать

План рецензии на научную статью

Рецензент пишет официальный отзыв о будущей публикации, опираясь на общепринятый план, который должен содержать следующие пункты:

  • краткое описание проблемы исследования;
  • степень актуальности темы работы;
  • анализ наиболее важных аспектов исследования, раскрытых автором в тексте, а также недочетов;
  • рекомендация по доработке статьи или исследования.

План написания рецензии включает описание положительных и отрицательных сторон исследования, ставшего основой статьи. На выводы и рекомендации отводятся 2–4 предложения, актуальность работы также описывается 2–3 предложениями. Также документ должен содержать точную и полную информацию и об авторе публикации, и о ее рецензенте.

Примерный план для написания рецензии

Оформление рецензии на статью по ГОСТу

Оформлять рецензию на статью следует с учетом требований выбранного издания. В этом случае можно с большей уверенностью рассчитывать на то, что исследовательская работа будет одобрена и принята в научный журнал для публикации.

Стандарт, на который нужно ориентироваться в первую очередь, – ГОСТ 7.32–2001. Именно он регламентирует основные положения оформления рецензий.

  1. Размер шрифта должен быть 12 или 14.
  2. Межстрочный интервал – 1,5.
  3. текста – Times New Roman.
  4. Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.
  5. Содержание документа:
    • указание полного названия работы, на которую выполнено рецензирование;
    • сведения об авторе статьи (личные данные студента, курс, группа);
    • ФИО и ученая степень рецензента, занимаемая им должность и звание;
    • число, подпись, печать учреждения.

В учебном заведении могут быть собственные правила заполнения рецензии и ее визуального оформления. Обязательно уточните этот момент у преподавателя.

Пример рецензии на научную статью

рецензия на научную статью образец

Рецензия на научную статью: пример по экономике

Список шаблонных фраз для написания рецензии:

  • В статье дан подробный анализ
  • Данная работа демонстрирует…
  • Актуальность исследуемой темы заключается в…
  • Особое внимание в исследовании было уделено проблеме (вопросу, теории, идее)…
  • На конкретных примерах автор доказывает, что…
  • Теоретическая значимость статьи заключается в…
  • Автором детально изучены (описаны, рассмотрены, представлены)…
  • Основная концепция статьи – …

Содержание логически взаимосвязано, а теоретические аспекты и выводы подтверждаются цитатами из компетентных источников.

Грамотно написанная рецензия – это не просто представление и оценка исследовательской работы. Этот отзыв демонстрирует ценность проведенного исследования, подтверждает научную состоятельность статьи и глубину проработки темы.

Пересказывать как пишется пересказывать или перессказывать

Рецензия на статью для журнала ВАК

Чтобы опубликовать статью в журнале ВАК, вместе с текстом будущей публикации нужно предоставить в издание и рецензию на статью. Рецензенты для статьи ВАК могут быть внутренними или внешними.

В первом случае документ подписывается научным руководителем автора и на нем ставится печать высшего учебного заведения, где учиться или работает исследователь. Внутренняя рецензия на статью ВАК составляется членами аттестационной комиссии, работающими на кафедре, где планируется защита соискателя.

Читайте далее: Как писать статью ВАК для публикации?

Во втором случае рецензию пишет сотрудник стороннего вуза. Внешняя рецензия делится на два вида:

  • рецензирование осуществляется официальными оппонентами исследователя;
  • рецензирование выполняют члены редакционной коллегии или специальной комиссии непосредственно перед публикацией.

При подготовке рецензии следует отразить проработку исследуемой автором проблемы и дать оценку актуальности методики, выбранной для проведения.

Отзыв научного руководителя на статью

Рецензирование – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации. Положительный отзыв научного руководителя поможет представить автора в более выгодном свете и увеличить его шансы на размещение статьи в выбранном издании.

Отзыв руководителя – ученого с признанным авторитетом и ученой степенью – позволит более точно оценить уровень статьи. Квалификация научного руководителя уже подтверждена Высшей аттестационной комиссией, поэтому его мнение учитывается при вынесении решения о публикации.

Образец отзыва научного руководителя на статью

Пересказывать как пишется пересказывать или перессказывать

При написании отзыва руководитель соискателя ученой степени должен руководствоваться принципом объективного и беспристрастного суждения. Стоит помнить, что статья в обязательном порядке проходит этап рецензирования и качество рукописи будут оценивать и другие эксперты.

Критика статьи должна быть обоснованной, а в заключение приводится мнение о том, заслуживает ли работа быть опубликованной в открытой печати. Отзыв научного руководителя пишется в свободной форме, также указывается вся необходимая информация об ученом, написавшем отзыв.

В научном сообществе отзыв руководителя часто пишут сами авторы публикаций, но стоит помнить, что документ заверяется подписью научного руководителя и именно он несет ответственность за содержание документа.

Написать рецензию на научную статью можно, обладая высоким уровнем компетенций и зная правила оформления этого документа. Автору статей стоит самому попробовать писать рецензии на публикации своих коллег.

Этот навык пригодится в дальнейшей работе, а также поможет развить критическое мышление и способность кратко и емко формулировать содержание научных работ. Как показывает практика, многие ученые, имея большой опыт написания рецензий, начинают заниматься этим на постоянной основе.

Государственная Итоговая Аттестация снова будет обязательной и ФИПИ уже представил новую версию КИМов на официальном сайте, поэтому всем, кто заканчивает 9 класс в 2022 году стоит заблаговременно узнать, каким будет ОГЭ по русскому языку, чтобы правильно подготовиться к обязательному испытанию.

Формат экзамена

В 2022 году ОГЭ по русскому языку будет как и ранее состоять из двух частей:

  • Итоговое собеседование (устная часть ОГЭ по русскому языку), которое состоится в феврале 2022 года и станет для выпускников 9 классов допуском к ГИА.
  • Письменная часть (собственно, сам ОГЭ в досрочной или основной части).

Важно! К сдаче ОГЭ 2022 будут допущены только 9-классники, успешно сдавшие собеседование. Выпускникам будет предоставляться 3 попытки – в феврале, апреле и начале мая (точные даты собеседования и других экзаменов ОГЭ 2022 года будут озвучены позже).

ОГЭ 2022 по русскому языку - структура КИМа, изменения, подготовка

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.

Структура КИМа

На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

  • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
  • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
  • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
  • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:

Оценивание

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

Задание Тип задания Макси2мальный бал
1 Чтение вслух 2
2 Пересказ текста 5
3 Монолог 3
4 Диалог 2
Владение русским зыком 8
Всего 20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

Важные моменты собеседования

Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа.

№1 – чтение вслух:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

№2 – пересказ текста:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

№3 – монолог:

  • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
  • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
  • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
  • участник должен учесть речевую ситуацию;
  • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

№4 – диалог:

  • отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
  • учитывать речевую ситуацию.

Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.

Письменный ОГЭ по русскому языку

Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.

Формат экзамена

Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.

  • На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
  • Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
  • Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.

Структура КИМа

Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
  • на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Устный и письменный ОГЭ по русскому языку в 2022 году, что нужно знать 9-класснику

Оценивание

Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:

Часть Задания Максимальный балл
I №1 7
II №2-7 7
III №9 9
За грамотность и точность речи 10
Всего 33

Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:

Оценка Баллы
5 29-33
4 23-28
3 15-22
не сдал 0-14

Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Секреты подготовки

Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы)  и сочинения (3 часть работы).

Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.

Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:

  • Орфография;
  • Лексика;
  • Синтаксис;
  • Пунктуация.

Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.

Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).

Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:

  1. Объем ответа – не менее 70 слов.
  2. Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
  3. Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.

Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • ОГЭ по литературе в 2022 году
  • ОГЭ по биологии в 2022 году
  • ОГЭ по информатике в 2022 году

  • Пересказ сказки три поросенка в средней группе
  • Пересказ сказки стойкий оловянный солдатик краткий
  • Пересказ сказки снежная королева андерсен
  • Пересказ сказки сказка о царе салтане
  • Пересказ сказки у страха глаза велики в подготовительной группе