1.
… Я начала излагать, то есть пересказала историю, которую рассказал Упырь, злясь на досужее любопытство Петровича. Но …
Полякова Татьяна. Интим не предлагать
2.
… Гоша. Мы в общих чертах пересказали вчерашний разговор с Рахматулиным. — Я всех его дел не знаю … Да. — И что спрашивали? Я пересказала с максимальной точностью. Браун остался доволен. — Каюк Витьке, — развеселился он …
Полякова Татьяна. Деньги для киллера
3.
… детективом, вторично за этот вечер пересказав его содержание. При повторе Толик стал еще более задумчивым, а …
Полякова Татьяна. Капкан для спонсора
4.
… Да… — Что удалось узнать? Я пересказала свой разговор с преподавательницей, радуясь и воодушевляясь все больше и … мы туда добирались, Саша коротко пересказал все то, что смог разузнать Вадим. — Мотоциклисту двадцать пять лет …
Полякова Татьяна. Мой любимый киллер
5.
… они и разозлились. — Я вновь пересказала данный эпизод, стараясь не увлекаться и ничего не придумывать. — Слышь … этого дело? В итоге пришлось пересказать ему беседу, которая состоялась у меня с гостями. Слушал он …
Полякова Татьяна. Миллионерша желает познакомиться
6.
… для общего дела. Я коротко пересказала Мышильде свой разговор с Сашкой. Сестрица, выслушав, задумалась. — Дела… Макс …
Поляков Юрий. Сестрички не промах
7.
… и даже в общих чертах пересказал странный разговор с Корсаковым. Гена как-то нехорошо засмеялся и …
Поляков Юрий. Замыслил я побег
8.
… слушать или острить? Я вкратце пересказала разговор с соседом, Мишку заинтересовал утренний визит. — Сегодня утром? Занятно …
Полякова Татьяна. Барышня и хулиган
9.
… Теряюсь в догадках. — Я коротко пересказала Марку недавние события. Против обыкновения, он комментировать их не стал …
Полякова Татьяна. Все в шоколаде
10.
… натворить. Я пожала плечами и пересказала свой разговор с Опряткиным. — Это все? — спросил Алексей. — Все. — Как …
Полякова Татьяна. Брудершафт с терминатором
11.
… тоже — и не без гордости — пересказала свою довольно пеструю родословную. — Настоящая западная мешанина, — сказала она. — Никаких … семейство Лутц и в волнении пересказала им все, что слышала от мужа и что ей послышалось … она подробно все вспомнила и пересказала. Одна картина была про красавицу дочку мельника, ее полюбили два … пошло — эта американка, миссис Тредуэл, пересказала фрейлейн Лиззи Шпекенкикер какие-то откровенные признания Фрейтага, Лиззи передала … себя утруждать какими-то переселениями. Пересказав все это, казначей наклонился к Риберу и прибавил многозначительно: — И …
Портер Кэтрин Энн. Корабль дураков
12.
… в комическом ключе случай этот пересказал, но он неожиданно трагически все воспринял: — Я давно уже говорю … Не без намека ей это пересказал. Усмехнулась. — Зато я сама время от времени вылетаю из трубы …
Попов Валерий. В городе Ю
13.
… Ведь ту же идею можно пересказать так: некогда для обозначения предметов служили верные признаки, а потом … двинуться к психологическому субстрату, если пересказать круг наблюдений прагматики на психологическом языке, дело сведется к тому …
Поршнев Б.Ф.. О начале человеческой истории
14.
… представителя закона. Морган кивнул и пересказал последние события, начиная с похищения Лори. — А где сейчас ваш … его подчиненным. Он с удовольствием пересказал и прокомментировал все подвиги Кантона. Симмонс не знал, достоверны ли … произошло на ранчо, а Вес пересказал сообщение Джайма. Реддинг поднял глаза на Сюзанну, которая присела рядом …
Поттер Патриция. Романы 1-5
15.
… Я положила трубку и добросовестно пересказала разговор Андрею и Павлу. Милочка сразу по приезде удалилась на … хором спросили мои пинкертоны. Я пересказала им разговор с Еленой, и в комнате надолго воцарилась тишина …
Потоцкие Светлана. Убийство и дама пик
16.
… дела. Я в который раз пересказала нашу историю, про себя удивляясь, почему парень никак не может …
Полякова Татьяна. Охотницы за приведениями
17.
… А чего участковый рассказал? Я пересказала Женьке нашу беседу, и обе мы почувствовали, что находимся на …
Полякова Татьяна. Непознанный ходячий объект
18.
… и я слово в слово пересказала все то, что советовал дядя Жора. Через пять минут после … пожала плечами и довольно подробно пересказала содержание нашей беседы с Николаем Сергеевичем. — Он интересовался, где ты … забыла об Олеге. Я кратко пересказала ему события последних дней и пообещала сегодня же заглянуть в …
Полякова Татьяна. Список Донжуанов
19.
… развернутую резолюцию о Московском совещании. Пересказал ее суть: готовящееся совещание, прикрываемое и поддерживаемое эсерами и меньшевиками … Дошла очередь до него. Он пересказал московские впечатления. Солдаты приняли бурно. Особенно когда передал он смысл … то. Отвлек Петра в сторону, пересказал все, что узнал за минувшие ночь и утро. — Вот такая … к спутнику: — Прошу вас снова пересказать предложения генерала Корнилова по пунктам. В целях сохранения тайны мы …
Понизовский В.М.. Заговор генералов
20.
… поинтересоваться биографией возлюбленного. Я добросовестно пересказала все истории, которыми меня потчевал Глеб, не очень рассчитывая, что … следом за мной. — Я коротко пересказала то, что Денис узнал в Екатеринбурге. — Опа, — протянул Федор со …
Полякова Татьяна. Час пик для новобрачных
21.
… у вас беседа? Федон. Постараюсь пересказать тебе все с самого начала. Мы и до того — и … тебя. — Видишь ли, Симмий, просто пересказать, что и как, — для этого, на мой взгляд, умения Главка … когда мы стали просить его пересказать ту беседу, он сначала отказывался, говоря, что дело это трудное … я не запомнил всего, что пересказал мне Аристодем. Я передам вам из каждой речи то, что … Ты не мог бы их пересказать? Евклид. Так вот, наизусть, клянусь Зевсом, конечно, нет. Но я …
Платон. Собрание сочинений
22.
… рассказывайте, что стряслось. Ольга добросовестно пересказала все то, что произошло с ней за последнюю ночь. По … И взял довольно удачно. Звягинцев пересказал историю, рассказанную Инессой. И все события сегодняшнего утра в хронологическом …
Платова Виктория. Хрустальная ловушка
23.
… интересные беседы с ним. Мы перескажем некоторые из них, сохраняя подлинные слова Григория Ефимовича. Эти беседы … встреч Распутина со своими поклонниками. Перескажем одну из них, самую заурядную, рассказанную журналистом В. Алексеевым.105 …
Платонов Олег. Жизнь за царя
24.
… на ближайший референдум. Далее он пересказал, со ссылкой на автора, стромовскую теорию дисбаланса, поведал мирянам об …
Плонский Александр. По ту сторону вселенной
25.
… и методами мирового сио- низма. Шахназаров пересказал главные программные понятия ведущих центров мондиализма — Бильдербергского клуба, Трехсторонней ко- миссии …
Платонов Олег. Терновый венец России
26.
… Что я смогу объяснить им? Пересказать путаную историю Нимотси с кровавым порнографическим синдикатом? (Подумав об этом … Льды, — коротко ответила я. И пересказала слышанное ранее от второго помощника Суздалева: — Нельзя находиться во льдах …
Платова Виктория. Ева 1-4
27.
… может означать? Настя почти дословно пересказала Пацюку версию Метелицы. И тот вынужден был с ней согласиться …
Платова Виктория. Битва божьих коровок
28.
… отлетом в Голландию я бегло пересказала его Лаврухе, я не вложила в него никакого смысла, а …
Платова Виктория. Купель дьявола
29.
… явилась к своей госпоже, то пересказала ей все, что поведал лукавый муж. С чего бы женщине …
Платова Виктория. Танец Лакшми
30.
… колониальных войск сэром Генри Уолингом, пересказала лекцию продавца Дементия. Когда я закончила, Рейно посмотрел на меня … Киви… Он попросил меня подробно пересказать разговор с ювелиром Илларионом Илларионовичем… И даже начертить схему гостиницы …
Платова Виктория. Ритуал после брачной ночи
Грамматика
Итак, «пересказ» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения, состоящее из приставки «пере-» и корня «-сказ». Постановка ударения и разделение переносами пе-ре-ска́з. Пишется слитно, так как на письме приставки от корня не отрываются. Некоторые приставки пишутся через дефис, но не «пере-». Поэтому писать «через чёрточку» или раздельно: «пере-сказ»; «пере сказ» ошибки ещё более грубые, чем сдваивание «с». Падежные формы существительного «пересказ» таковы:
- Именительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Родительный переска́за (ед. ч.); переска́зов (мн. ч.).
- Дательный переска́зу (ед. ч.); переска́зам (мн. ч.).
- Винительный переска́з (ед. ч.); переска́зы (мн. ч.).
- Творительный переска́зом (ед. ч.); переска́зами (мн. ч.).
- Предложный переска́зе (ед. ч.); переска́зах (мн. ч.).
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Значение
Слово «пересказ» в русском языке наделено следующими значениями общего плана:
- Передача на словах увиденного или услышанного: «Василий Петрович, ваш пересказ интересен, но хотелось бы получить его подкрепление фактами». Синонимы: «изложение», «описание», «рассказ».
- То же самое, закреплённое текстуально: «Свидетель, ввиду значимости изложенного по существу ваш пересказ последовательности событий подшивается к делу». Синонимы те же, плюс «переложение».
- В художественной литературе – написание автором собственными словами содержания чего-то ранее опубликованного. Зачастую – в отличном от источника ключе (контексте): «”История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина есть не что иное, как сатирический пересказ официальной истории Российской Империи». Синонимы: «интерпретация», «парафраз», «парафраза».
- В специальной литературе также – упрощенное (адаптированное) и/или занимательное объяснение сложных понятий в доступной неподготовленному читателю форме: «Соломон-Яков Исидорович Перельман был непревзойдённым мастером пересказа тонкостей точных наук»; «Общая теория относительности в пересказе Сэма Лилли доступна для понимания усидчивой домохозяйке со средним образованием». Синонимы: «адаптация», «изложение», «описание», «переложение».
Примечание: к специальной литературе относятся также упрощённые пересказы сложных для понимания произведений художественной литературы. Русским читателям такой подход непривычен, но, к примеру, «Шекспир для детей» Ч. Лэма – настольная книга англоязычных школьников.
Презентация. Пересказ сказки от лица героя как одно из средств развития речи
Наталья Смирнова
Презентация. Пересказ сказки от лица героя как одно из средств развития речи
Пересказ сказки от лица героя
как
средство развития речи детей
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
2. Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
3. Основные задачи развития речевой деятельности.
• Обогащение словарного запаса;
• Развитие грамматически правильной речи;
• Воспитание звуковой культуры речи;
• Формирование разговорной речи;
• Обучение рассказыванию (монологической речи)
;
• Ознакомление с художественной литературой
4. Одной из составляющих задач развития речи является формирование у детей связной речи. (Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка)
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
5. мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
«Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи -сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
6. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца.
7. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, несвойственных жанру. В народной сказке, например, будут фальшиво звучать книжные или очень современные слова и стилистические обороты.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Нельзя при пересказе добавлять слишком много своего или упускает важные детали.
Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
8. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают их речевые умения.
9. Требования к тексту для пересказа:
Сюжет произведения:
Должен иметь воспитательное значение.
Доступен по содержанию
Близок жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям.
С ярко выраженной последовательностью действий.
Четкой композицией
Персонажей с ярко выраженными чертами характера.
Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.
Язык произведения:
C доступным детям словарем.
С небольшими короткими и четкими фразами.
С отсутствием сложных грамматических форм.
С несложными формами прямой речи.
С наличием ярких и точных определений.
Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение, отвечать на вопросы, выделять основную мысль.
Пересказ от лица героя, является хорошим приемом активизации умственной деятельности дошкольников.
10. Основным требованием к пересказу дословному является по возможности точное воспроизведение содержания как совершенного образца для подражания.
Также в работе с дошкольниками может быть использован и второй тип пересказа – пересказ свободный, недословный, основной задачей которого является не точное воспроизведение слов текста, а только его основных мыслей.
Пересказ от лица героя – один из видов творческого пересказа, который может применяться в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой. При выборе данного вида пересказа руководствуются одной из важнейших особенностей восприятия литературы детьми, которая заключается в том, что
11. восприятие осуществляется как «геройное»
, т. е как пишет психолог М. Марков, «оно возможно лишь при наличии конкретного, воображаемого при чтении или видимого или слышимого объекта, на который может быть совершено
перенесение».
Это свойство детского восприятия, проявляющееся в мысленном содействии, и переживании читателя с героем, в «перенесении»
на себя его свойств и качеств, дает возможность предположить, что
пересказ от лица героя – деятельность, доступная ребенку-дошкольнику, так как в некотором отношении соответствует законам детского восприятия литературы.
12. Пересказ от лица героя активно ставит ребенка на позиции героя, помогает ему войти внутрь изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл поступков и тем самым в смысл произведения.
Пересказ от лица героя обладает целым рядом скрытых внутренних возможностей развития творческой мыслительной активности детей, ибо в таком пересказе необходима интерпретация всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения данного героя. Так, например, известную русскую народную сказку «Лиса и волк»
дети могут
передать от лица лисы, от лица волка, от лица старика, и каждый раз содержание сказки будет перестраиваться в зависимости от позиции данного героя в произведении, от его точки зрения на события, происходившие там, от степени участия героя в этих событиях.
13. Пересказ данного типа ставит перед ребенком интересные и сложные умственные задачи, ибо в таком пересказе требуется интерпретация всех событий, под определенным углом зрения. Давая возможность развитию творческого воображения, пересказ от лица героя одновременно организует мысль детей, учит внимательно вслушиваться в читаемое, устанавливать наиболее существенные связи в произведении.
14. Пересказывание произведения с точки зрения героя усиливает эмоциональное отношение детей к описываемым событиям и героям, заставляет ребенка активно сочувствовать и сопереживать им. Данное задание содействует также развитию речевых возможностей детей, так как ставит, ребенка перед необходимостью сознательной реконструкции контекста, побуждает к активному освоению авторских средств изображения
15. Принципы отбора литературных текстов для пересказа.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные, занимательные
для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты следует с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Кошниной.
Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.
Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с
последовательными действиями.
Язык произведений должен быть образцовым, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
При об учении пересказыванию детей необходимо соблюдать требования. Требования к качеству пересказа должны быть самые серьезные, чтобы пересказ оставался именно пересказом, а не вольной интерпретацией ребенка.
Умение пересказывать, т. е. связно, толково и полно излагать произведение устно, необходимо формировать с самого начала, чтобы потом закреплять, шлифовать это умение, но не ломать его, добавляя новые трудные требования. Исходя из сущности пересказа, можно наметить
16. основные требования к пересказу ребенка,которые надо предъявлять с самого начала:
1) осмысленность, т. е. полное понимание текста;
2) полнота передачи произведения, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
3) последовательность;
4) удачная замена отдельных слов синонимами, использование словаря и оборотов авторского текста;
5) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
6)культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.
Все эти требования взаимосвязаны, и, если опустить хоть одно из них, пересказа вообще не получится.
Пропустить какое-нибудь — значит, затруднить понимание события; переставить фразы в другой последовательности — вовсе разрушить рассказ.
Если ребенок не может никак начать или делает длительную паузу в середине пересказа, его перестают слушать, т. е. пересказ лишается своей сущности, своей социальной направленности, и, чтобы сохранить ритмичность (тоже одно из требований, воспитатель помогает ребенку вопросом, подсказом.
17 .Методика обучения детей пересказыванию. Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.
17. Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказуможет состоять из следующих частей:
1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения. Вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей, рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п. ;
2) чтение литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать)
текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к
героям и событиям рассказа;
3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выделяющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они ему понравились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4- 5 вопросов.
4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ или сказку;
5) пересказ произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.
18. Во время беседы предлагаются следующие задания.
• упражнения на развитие словаря детей;
• придумать новые названия для известных сказок;
• постановка проблемного вопроса поискового характера;
• описать внешний облик и
характер сказочных персонажей;
• Рассказать о месте и времени, где разворачивается сюжет;
• Подобрать пословицы к сказке;
Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Более длинное произведение можно рассказывать по частям.
Кого сначала вызывать для пересказа – детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно также позаниматься с ними на прогулке или в вечернее время.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако
19. существуют и общие методические приемы.
• Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.
• по образцу;
• В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа. Это может быть план, составленный воспитателем, или план, составленный им вместе с детьми.
• с использованием серии картинок;
• по модели;
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок»
,
«Репка»
,
«Теремок»
). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления
сказочных героев.
20. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние и вечерние часы.
21. Организуется выставка книг.
22. Рассматриваются иллюстрации книг одного произведения оформленными разными художниками
воспитатель показывает детям иллюстрации к произведению. Показ сопровождается указаниями, вопросами. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.
23. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
24. 25.
26. 27. 28. Большую роль в процессе подготовки детей к овладению пересказом играют различные зрелища. Организация кукольного и теневого театра, драматизация литературных произведений с помощью настольного театра, фланелеграфа и т. д. настраивают эмоционально, способствуют развитию интереса к художественным произведениям и их запоминанию, развивают желание передать свои впечатления. Участие старших детей в спектаклях для маленьких формирует у малышей умение воспринимать речь не только взрослого, но и ребенка.
29 Заключительным этапом всей проделанной работы будет изготовление дошкольниками своей иллюстрированной книги-самоделки с собственными сказками и
30. театр рассказчика.
дети также начинают с удовольствием участвовать в пересказе или активно слушают товарища.
Для пересказа рекомендуются, например,следующие произведения: «Волк и семеро козлят»
,
«Лиса, заяц и петух»
,
«Колобок»
— русские народные
сказки, «Почему кот умывается после еды?»
— литовская народная
сказка; рассказы Л. Н. Толстого для маленьких – «Пришла весна, потекла вода»
,
«Старик сажал яблони»
,
«Сел дед пить чай»
,
«У Розки были щенки»
,
«У Вари был чиж»
; К. Д. Ушинского –
«Бишка»
,
«Вместе тесно, врозь скучно»
; Я. Тайца –
«Праздник»
; Н. Калининой –
«Вот так дежурные»
.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
|
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа | Особенности | Проблемы освоения | Как помочь детям |
Подробный | Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту. | Незнание, с чего начать. Отсутствие эмоциональной окраски. Неиспользование лексики текста, образных выражений. Потеря деталей или отдельных событий. | Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать? Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить. Используйте метод схематизации. |
Выборочный | Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос. | Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста. | Составляйте план текста, делите текст на смысловые части. |
Сжатый | Краткий пересказ сути и основных событий. | Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ. | Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста. |
Творческий | Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов. | Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы. | Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов: — Что бы ты изменил? — Хотел бы ты жить там и почему? — Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте? |