Пересказ тургенева бирюк краткий рассказа

Перед вами краткий пересказ рассказа муму для читательского дневника. кроме него, многомудрый литрекон предлагает отзыв, где обозначены главная мысль и

Перед Вами краткий пересказ рассказа «Муму» для читательского дневника. Кроме него, Многомудрый Литрекон предлагает отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Муму» передан в сокращении и освещает все основные события из книги. Анализ произведения расположен здесь. Приятного, а главное, полезного чтения!


Краткое содержание (893 слова): Сюжет произведения начинается на окраине Москвы, на одной из удалённых улиц города. Там, в сером доме, проживала вдовствующая барыня с достаточно скверным характером. Среди её многочисленной прислуги выделялся мужчина по имени Герасим двенадцати вершков роста. Он был необыкновенно силён, но по воле судьбы глухонемым от рожденья. Барыня перевезла Герасима в Москву, где он, пусть и с трудом, но потихоньку привык к городскому житью.

Так прошёл год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие. Среди прислуги Барыни был горький пьяница, Капитон Климов, и дабы остепенить его, барыня приняла решение женить его на местной прачке, Татьяне, о чём и дала приказ дворецкому Гавриле. Татьяна очень нравилась Герасиму и он оказывал ей знаки внимания. Так Татьяна попала под его покровительство, пусть сама того и не желала. Далее сюжет повернулся довольно интересным образом. 

Капитон был не против женитьбы, но его совсем не радовал тот факт, что Герасим ухаживал за Татьяной. Дворовые побаивались Герасима. Сама Татьяна, не возражая, согласилась на такой союз, поскольку в целом была смиренной и покорной рабой своей госпожи.

Дворецкий, которому барыня сказала о желании поженить Татьяну и Капитона, уж было надеялся, что она забыла о своей просьбе, так как побаивался реакции Герасима, но ожидания его не сбылись. Барыня все помнила и даже спросила о свадьбе. Гаврила не знал, что делать в такой ситуации, и тогда он собрал совет, на котором Татьяне предложили прикинуться пьяной, зная, что Герасим на дух не переносит пьяниц. Бедная девка долго не соглашалась, но её уговорили.

Герасим сидел на тумбочке у ворот и тыкал лопатой в землю. Увидев Татьяну, он сперва, как обычно, ласково закивал головой; потом вгляделся, вскочил, схватил её за руку, прибежал с ней к Капитону и толкнул Татьяну к нему.

После этого происшествия, Герасим целые сутки не выходил из своей каморки, а Капитон и Татьяна через неделю женились.

Прошёл ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился и, как человек никуда негодный, был отправлен в дальнюю деревню, вместе со своею женой. Герасим перед самим отъездом подошёл к повозке и подарил Татьяне красный бумажный платок, купленный для неё же год назад и пошёл её провожать. Герасим хотел пройти до заставы, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки. 

Герасим шёл, но вдруг ему показалось, что кто-то барахтается в тине у берега. Это был маленький щенок, которому было всего недели три отроду. Герасим забрал его к себе, согрел, накормил и уложил спать.

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, как Герасим ухаживал за своей питомицей, а кличку он ей дал под стать своему недугу: он назвал её Муму. При дворе все полюбили Муму, но она ни на шаг не отходила от своего хозяина и спасителя.

Так прошёл ещё год, как вдруг произошло одно неожиданное обстоятельство, а именно: барыня со своими приживалками гуляла по дому в необычайно хорошем настроении, в гостиной она подошла к окну, и в саду лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыне Муму показалась очень милой, и она велела привести её к себе. Степан, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросился за Муму, но та ловко убежала и пустилась к Герасиму. Степан растолковал Герасиму знаками, что барыня хочет Муму к себе. Герасим подозвал Муму и передал Степану.

Муму не хотела подходить, в том числе и к барыне. Дворянка хотела погладить Муму, но собака её испугала, и её кинули обратно к Герасиму. До самого вечера барыня была не в духе, а на другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного и приказала дворецкому избавиться от собаки сегодня же. Гаврила подошёл к Степану и сообщил ему какое-то приказание. Через некоторое время появился Герасим в компании своей мохнатой спутницы и охапкой дров, и пошёл в дом. Улучив свободное мгновение, Степан бросился на Муму, схватил её и выбежал с нею во двор, после чего поскакал в Охотный ряд, так он отыскал покупщика и уступил Муму за полтинник. Герасим по приходу хватился своей спутницы, искал её до самого вечера, но безуспешно. В одну ночь Муму вернулась к Герасиму, он догадался что она пропала не сама собой, а по приказу помещицы, поэтому начал её прятать, но это не помогло, Муму выдала себя своим лаем. Это напугало и разбудило Барыню, которая аккурат ложилась спать. Герасим, увидев огни со двора, понял что дело плохо, и заперся в каморке, как в крепости, и не выходил до следующего дня. Когда он, наконец ,вышел, ему ясно дали понять, что Муму тут больше жить не может, и Герасим взял эту ношу на себя. Спустя час он вышел с Муму, зашёл в трактир и купил тарелку щей, поставил тарелку на пол. Муму ела, а Герасим долго глядел на неё; две тяжелые слезы выкатились из его глаз. Муму съела полтарелки и отошла. Они пошли к Крымскому броду, по дороге во дворе дома Герасим взял два кирпича. От брода он повернул по берегу и дошёл до места, где стояли две лодочки с вёслами. Герасим вскочил в одну из них вместе с Муму и принялся сильно грести. Когда они отплыли от Москвы, Герасим сделал петлю, надел её на шею Муму, в последний раз посмотрел на неё и бросил в реку.

В течении дня Герасима никто не видел, позже Степан сказал ,что видел, как Герасим выходил со двора. Он отправился к себе домой, в деревню. В Москве спустя день после побега его хватились, сообщили в полицию, но назад уже не отправили. Так и продолжил Герасим жить в своей одинокой избе, по прежнему работая за четверых, но больше он не заводил ни женщины, ни собаки.


Отзыв (332 слова): Когда Родена спросили, как он создаёт свои скульптуры, ответ был такой: «Я беру кусок мрамора и убираю из него всё лишнее». Вот так же, на мой взгляд, и в повести И.С.Тургенева «Муму» нет ни одного лишнего слова, действия, диалога. Есть чёткая последовательность событий, нет ни одного лирического описания природы, кроме как в развязке, когда описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогает понять душевное состояние героя — ощущение свободы. Поэтому мое впечатление от «Муму» положительное.

Чему учит И.С. Тургенев в «Муму»? Он заставляет задуматься читателя о тяжести жизни крепостных крестьян, безвыходности их положения. Главная мысль книги — показать русский народ в образе главного героя. Герасим воплотил в себе его благородство, трудолюбие, душевную чистоту. В то же время немой Герасим — символ бесправного, «немого», русского крестьянства, которому очень тяжело изгнать из себя раба. Герой смог уйти в деревню только тогда, когда он перешагнул через труп единственного родного ему существа.  

Основная проблема повести — крепостное право. Я думаю, герой убил собаку потому, что не мог не подчиниться барскому указу, однако, на мой взгляд, Герасиму ведь никто не мешал сбежать с Муму. Но он не сделал этого, а всё из-за холопской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника. Таково мое мнение о главном герое.

Мне понравилась повесть «Муму». Вопреки печальному концу, она заставляет задуматься о нашем отношении к «иным» людям, которые по воле судьбы отличаются от «нормальных». В такую же ситуацию попал Герасим, который полюбил собаку всей душой, и это был его, пусть и четвероногий, но единственный друг.

По моему мнению, мораль произведения «Муму» заключается в том, что Тургенев учит нас сопереживать людям, животным, ценить доброту, любовь и преданность, понимать всю низость издевательств над человеком, попавшем в зависимость от нашей воли. Даже можно провести параллель между 1852 годом (когда была написана повесть) и нашим годом: сегодня мы также нетерпимы и жестоки по отношению к тем, кто не может ответить тем же. Но человек всегда и во все времена должен оставаться человеком, и об этому нам напоминает прекрасный рассказ И.С. Тургенева.

Автор: Алексей Васильев

Жизненный путь Антона Павловича Чехова был весьма интересен, и в нем имело место быть очень многое из того, что интересно и актуально для людей в нынешнее время. Антон Чехов в своих творениях освещает весьма сложные и важные проблемы в жизни людей, он мастерски заставляет почитателей своего творчества размышлять над прочитанным и думать, как бы поступили персонажи, или они на их месте. А рассказ «Невеста» писатель создал, дабы привлечь внимание к обострению «женского вопроса» в обществе, конкретно – выбору пути, который принадлежал бы именно им, чтобы их не сковывали рамки условностей патриархата и устаревших моральных устоев.

В этом рассказе показана безрадостная, ненужная и пустая жизнь обычных обитателей из провинций. Эти люди не имеют стремления ни к чему. Они опустошены изнутри. Рассмотрим коротко содержание этого рассказа.

Глава 1

Главная героиня рассказа – молодая девушка Надежда Шумина,  она проживает совместно с семьей, состоящей из бабушки Марфы Михайловны и матери Нины Ивановны. Они заняты тем, что принимают гостей – мать Надежды разговаривает со священником Андреем, кроме него еще его же сын, которого зовут так же, как и отца. Кроме него – Саша, давний друг семьи, а точнее, его мать дружила с бабушкой Нади.

Беседа о предсвадебных приготовлениях Надежды, которая должна выйти замуж за сына отца Андрея. Она и сама того желала весьма продолжительное время, но отчего-то теперь грустит, и ей не спится ночами. Ей боязно новой жизни, которая будет скучной.

Надя вышла на улицу, вместе с нею – Саша. Он происходил из дворянского рода, который обеднел.  Мать его умерла, и над ним на время взяла шефство Марфа Михайловна, она отправила его учиться живописи, но у парня не задалось – он едва окончил курс, а работал не по профессии, из-за слабоволия и слабого здоровья – он болел чахоткой. Молодой человек зарабатывал на жизнь, работая в столичной литографии.

Однако, несмотря на слабую волю и здоровье, язык у Саши был хорошо подвешен, и он умел им качественно работать – он обладал даром красноречия и пламенности. И в рассуждениях у него это проявлялось как нельзя лучше. Они стали обсуждать мать Надежды. Саша признал имеющиеся достоинства этой еще молодой женщины, но отметил, что ее челядь обретается в антисанитарных условиях быта. И обеим хозяйкам в семье все равно, как складывается судьба их прислуги, хоть они и выглядят наиболее гуманными из своего сословия.

Кроме того, слабовольный чахоточный подвергает основу быта и нравов семейства Шуминых критике, ведь основа эта – лень с пустотой.

Из-за этого Надежда обиделась на Сашу.

Он всегда, по приезду своему к ней в гости, ставит ей в упрек однообразность и бесполезность существования ее семейства. Саша считает, что надо учиться, а делами заниматься полезными. Раньше девушка несерьезно относилась к словам Саши на этот счет, но теперь, в канун своего бракосочетания, она задумалась над сказанным.

За столом ей было скучно – разговоры на много раз обсуждаемые темы она слышала неоднократно, и теперь, в свете грядущих событий, они только служили доказательством того, что девушка опасается рутины не зря. В своих опасениях она пошла спать.

Глава 2

Сын священника показал себя в глазах Надежды человеком красивым, наделенным умом и добротой. И, благодаря этим его качествам, девушка решилась сочетаться браком с ним, однако, теперь она заколебалась.

Поутру девушка повстречала свою мать, которая занималась мистическими обрядами и спиритизмом. Раньше Надя считала эти занятия проявлением чего-то нового и необычного, но со временем привыкла и видела в этом нелепость и ограниченность. А мать ее не понимала.

А после утреннего приема пищи к Наде вновь обратился Саша, который говорил о том, что считал жизнь семьи Шуминых ненужной, бессмысленной и серой. Саша просит девушку уехать, дабы она смогла устроить свою жизнь по-другому, чтобы она стала образованной и интересной женщиной, и ее жизнь была полезна социуму.

Девушка сомневается все больше, ведь на носу бракосочетание, однако, она все больше уверяется в правоте слов Саши. И любовные признания, написанные Андреем, она когда-то прочитала в одном романе. Думая о своих с ним отношениях, ей вспомнилось, что ее мать мужа своего не любила, а овдовев, она жила, повинуясь матери покойного мужа. Ей стало жалко мать в ее положении.

Глава 3

Чем ближе был день свадьбы Нади, тем реже стал оставаться в гостях Саша, пока совсем не перестал приходить, потому что ему было противно от того, что Надя обречет себя на повторение судьбы своей же матери. Но его уговорили зайти погостить еще чуть-чуть, хоть до начала июля.

Андрей решил показать будущей супруге нанятый для них дом. Девушка осмотрела комнаты и мебель, украшения в доме и увидела во всем этом для себя лишь пошлость. Девушка понимает, что Андрей ею нелюбим. А осознание этого усугубляется тем, что Андрей – лентяй, и не любит трудиться.

Надя поняла, что Саша был прав, когда говорил о том, что Андрей ничего не желает делать. Андрею противно от одних только мыслей о труде, не говоря уже о том, чтобы он сам им занимался. Андрей считает, что в России такое мышление – в порядке вещей. Надежда была опечалена этим открытием.

Глава 4

Надежда признается матери, что не любит своего жениха и не желает сочетаться с ним браком, после чего испрашивает разрешения у матери уехать в другой край, поскольку не желает себе скучной и рутинной жизни. Но мать девушку не понимает и предлагает ей все стерпеть, на что Надежда взрывается и, ведомая праведным гневом, начинает пороть правду-матку о бессмысленности и пустоте жизни их семейства. С этим откровением ее мать соглашается и откровенничает в свой черед – она тоже хочет освободиться от семьи, ведь из нее сделали старуху против ее воли. После этого ее одолевают слезы, и она горько плачет.

Надежда же дожидается утра, после чего отправилась к Саше и призналась, что та жизнь, которую он критиковал последнее время, ей не по нраву и знакомит его со своим планом. Но вдвоем они создают новый план – якобы, проводя Сашу, Надежда отправляется на вокзал, где садится в идущий на столицу поезд, откуда потом она переезжает в Петербург, где учится. План нравится обоим, тем более, Саша рад за образумившуюся девушку и берется ей помочь.

Глава 5

Им удается успешно сбежать из города по составленному плану, и в вагоне Надя загрустила, заплакала и начала молиться. Саша ее утешал, аргументировано убедил ее в правоте принятого ею под его давлением решения и сказал, что ей точно не придется жалеть о содеянном. Надя верит ему, но боится будущего и с опаской и надеждой смотрит в окно вагона.

Глава 6

По прошествии года, Надежда возвращается домой – мать с бабушкой простили ее бегство из-под венца. Девушка успешно сдала свою аттестацию. В столице она неожиданно повстречала Сашу, который был тяжелобольным на тот момент, и собирался податься на Волгу, поправить здоровье. Надежда была уже образованной девушкой и набралась за этот год ума, и теперь Саша казался ей простодушным, понятным провинциалом, однако она сердечно поблагодарила его за то, что в свое время он ей дал толчок и помог сбежать.

По приезду домой Надежда ощутила себя чужой в родном городе, где она родилась и выросла, ей все здесь казалось однообразным, старым и рутинным. Город словно пустует, людей в нем мало. Потолки, которые были низкими в доме Шуминых, являлись своеобразной метафорой монотонной, пустой жизни.

Родные Надежды испортились еще больше – они стали более старыми и дурными за прошедший год.  Их губил праздный и монотонный образ жизни. Они простили своей внучке и дочери побег, но их жизнь поменялась – их общественное положение ухудшилось.  Дворянские условности давили на них, и теперь к ним нельзя приходить гостевать, а еще они не могут свободно разгуливать по улицам, ведь все внимание людей до сих пор приковано к ним, окружающие их обсуждают и смотрят на них. А дети дразнят Надежду невестой, кричат ей это вслед.

Марфа Михайловна после вести о бегстве Нади из-под венца слегла и чуть не умерла, пролежав бездвижно около трех дней. Однако, тем не менее, она ее простила и оправилась. Мать же девушки увлеклась философией, и регулярно молится.

Саша отправил письмо Надежде, в котором рассказал о том, что, путешествуя, попал в больницу. Позже Надежда узнала, что он умер от болезни. Она не удивилась его смерти, но почувствовала себя полностью чужой в своем городе, ведь умер единственный человек, который желал ей добра и помог вырваться из цепей условностей и пустоты. Она понимает, что став свободной, она стала ненужной здесь. Девушка желает себе другой жизни и уезжает из города, надеясь, что больше никогда не вернется обратно.

Выводы

Считается, что в данном рассказе Чехов продемонстрировал новаторский образ жизни молодежи новых поколений – тяга к осмысленной и полезной для общества жизни, которая пересиливает моральные устои и старые общественные условности. Писатель продемонстрировал, каким образом такие новаторы желают изменить жизнь в стране в лучшую сторону.

По сути, этот рассказ весьма реалистичен для той поры, ведь в нем показаны события, происходящие во второй половине XIX века, когда эти самые новаторы, стремясь обрести истину и добиться желаемого, создавали революционное движение, которое в начале XX века привело к революции, к свержению власти в России, и к образованию нового государства – СССР, которое избавилось от былых условностей и пережитков прошлого.

(811 слов) Великий русский литератор И. С. Тургенев писал свои сочинения в реалистическом направлении. Одни из его популярных творений — это рассказы, которых он создал великое множество. Они представляют интерес для современной читательской аудитории и являются актуальными в любом обществе, так как в них затрагиваются важные темы и проблемы. Многим хорошо известны рассказы Тургенева, вошедшие в его сборник, цикл рассказов, «Записки охотника». Среди произведений этого цикла есть рассказ «Малиновая вода». Он был написан Тургеневым в 1847 г. во Франции, а через год его опубликовали в «Современнике». Как и все произведения автора, рассказ относится к реалистическому направлению.

Мы рассмотрим кратко содержание текста «Малиновая вода» Тургенева, который имеет антикрепостническую направленность.

Начинается произведение с того, что в особо жаркий августовский денек главный герой, будучи на охоте, попадает к ручью, называемому в народе «Малиновой водой».

Он отпивает из ключа, после чего делает привал и начинает отдыхать. Тут наш персонаж обратил внимание на пару пожилых рыбаков, одного он опознал – это был Степушка, который жил в Шумихино у Митрофана. Митрофан был крупной фигурой среди крестьян, ибо работал садовником, промышлял у сгоревшего дома своих хозяев. Был женат, жену звали Аксинья, она тоже была деловой женщиной и занималась скотиной, держала скотный двор. А дети Митрофана и Аксиньи были лодырями.

А старик Степушка как бы существовал, и как бы его не было – о нем никто ничего не знает, ему не платят ни гроша, он не имеет статуса в социуме. О нем никто ничего не знал, по большей части потому, что он особо ни с кем не общался.

Но о нем в крестьянской среде ходили сплетни – говорили, что Степушка приходился незаконнорожденным сыном барина, а матерью его была плененная барином турчанка. И по этой причине ему было разрешено жить в доме барина. Но с ограничениями – не приближаться к ручке и не принимать участия в празднествах.  Степушка жил особнячком, в религиозных мероприятиях не участвовал.

Митрофан относился с Степушке неоднозначно – он его не звал к себе, но и не отгонял.

После этого мы узнаем, что Степушка был человеком весьма трудолюбивым, и днями занимался своими делами, которые, однако, сводились к простому – к добыче пропитания.

Наружность Степушки была непримечательна – на небольшом лице был острый нос, между которым посажены два маленьких желтых глаза. Уши были похожи на уши летучих мышей.

На этом описание Степушки оканчивается, и главный герой опознает второго рыбака – это был Туман, в миру именуемый Михайлом Савельевым. О нем информации немного больше – он в свое время работал на графа, но каким-то чудом смог стать вольным, после чего подался к мещанину, который жил, содержа почтовый двор, при доме известного в свое время барина Петра Ильича. Его многие знали и помнили,  он был славен своими балами. Но позже он по непонятным причинам обеднел и поехал на поиски работы, где и помер, не найдя желаемого для себя и окончив свои дни в номере гостиницы. Становится известно о том, что Туман работал у Ильича дворецким в свое время. Туман – человек добрый и приятный, симпатичный.

После этого охотник подошел к Туману и завел с ним разговор. Тот начал с ностальгии по былым временам, когда он был дворецким, когда граф балы закатывал роскошные, когда у него было большое количество любовниц… об одной он был особого мнения – той уж не было в живых, звали ее Акулина, она была самой красивой и злой из всех любовниц.  По заверениям Тумана,  именно Акулина загубила жизнь графа, ведь она требовала от него все больше и больше.

Также Туман поминал добрым словом и самого покойного графа, хоть тот иногда и бил людей. Но о любовницах барина говорил нелестно, ибо, по его мнению, они, являясь людьми из низшего сословия,  только разоряли графа своими глупостями.

После этого рыбаки и главный герой обратили внимание на доносящийся шум, а потом и увидели источник этого шума, который был опознан Туманом и назван им Власом. Тот поведал, что держал путь неблизкий, в столицу, дабы найти там своего барина и попросить его о снижении оброка, или выпросить барщину. Кроме того, Влас поведал о гибели сына. А потом и о финале путешествия, который не назвать успешным – барин прогнал крестьянина, который обратился к нему напрямую, в то время как должен был обратиться сначала к приказчику. Заодно барин узнал о том, что крестьянин имеет недоимки, что разгневало его еще больше.

Туман спросил Власа о том, что тот собирается предпринять. На что тот ответил, что деваться ему некуда, выхода из сложившейся ситуации попросту нет – сын болел перед смертью, и сам не платил. Теперь у Власа и жена голодает, а он не может ей помочь абсолютно ничем. Охотник спросил о долге, который висит на Власе – как оказалось, Влас должен барину практически сто рублей. Спустя полчаса четверка, сведенная судьбой, разошлась по своим делам.

В этом рассказе Тургенев демонстрирует читателям, с какими трудностями приходится сталкиваться крепостным. Главным персонажем в тексте является Петр Ильич. Его равнодушие к судьбе крепостных и разгульный, праздный образ жизни привели обнищанию и разорению. Автор говорит нам о том, что нельзя быть равнодушным и жестоким к окружающим и вести никчемную, праздную жизнь, потому что все плохое потом к тебе вернется.

Здесь даны основные сведения о повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Пиковая дама» в 1833 году. Впервые она была опубликована 1834 году. Это романтическое мистическое произведение о соприкосновении человека с тёмными силами.

Главные герои повести

  • Германн — молодой человек, военный инженер, попавший в омут азартной карточной игры. Он расчётлив, хитёр и небогат, ему приходится экономить.
  • Графиня Анна Федотовна — капризная, деспотичная 87-летняя старуха, знающая секрет выигрышной комбинации карт.

Другие персонажи

  • Лизавета Ивановна — бедная девушка, воспитанница графини.
  • Томский — внук графини Анны Федотовны.
  • Нарумов — конногвардеец.
  • Чекалинский — богатый человек, наживший миллионы в карточной игре.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Германн — молодой военный инженер, сын обрусевшего немца. Он копит деньги, живёт скромно, не берёт в руки карт, а только следит за игрой.

Его приятель Томский рассказал историю о своей бабушке-графине. Она в Париже проиграла в карты крупную сумму и попросила деньги взаймы у графа Сен-Жермена. Тот отказал, но раскрыл ей секрет, благодаря которому графиня полностью отыгралась.

Германн прикинулся влюблённым в её воспитанницу Лизу, проник к графине и, умоляя и угрожая, пытался выведать тайну трёх выигрышных карт. Графиня, увидев у него пистолет, умерла от сердечного приступа.

На её похоронах Германну кажется, что графиня насмешливо на него посмотрела. Вечером к нему явился её призрак и назвал 3 карты: «Тройка, семёрка, туз». Но, чтобы выиграть, Германн должен был ставить не больше одной карты в сутки. Было и второе условие призрака — Германн должен был жениться на Лизе. Но он не женился на ней, а 3 карты стали его навязчивой идеей.

В Петербург приехал миллионер Чекалинский. Германн выиграл у него крупную сумму денег, поставив на тройку весь свой капитал.

У него стало вдвое больше денег, и на следующий день он их поставил на семёрку и, выиграв, удвоил свой капитал.

На третий день поставил все свои деньги на туза. Выпал туз, но Чекалинский сказал, что дама Германна проиграла. Недоумевающий Германн увидел, что каким-то невероятным образом поставил деньги на даму вместо туза.

На карте он увидел усмехающуюся пиковую даму, похожую на графиню. Германн разорился и попал в лечебницу для душевнобольных.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

После игры в карты у конногвардейца Нарумова все присутствующие сели ужинать только в пятом часу утра. Один из гостей удивился, что молодой инженер Германн ни разу не взял в руки карты, а только смотрел на игру. Германн сказал, что игра его очень занимает, но он не может жертвовать необходимым, надеясь приобрести лишнее.

Томский рассказал о своей бабушке, которая лет 60 тому назад в Париже проиграла в карты большую сумму денег. Она велела мужу заплатить долг, но тот категорически отказался это делать.

Бабушка решила просить деньги в долг у графа Сен-Жермена. Тот сказал, что может помочь ей отыграться, и открыл ей тайну как это сделать. Бабушка в тот же вечер на карточной игре у королевы поставила 3 карты и отыграла свой проигрыш.

Тайну трёх карт она не открыла ни одному из своих 4 сыновей. Только одному молодому человеку, Чаплицкому, который впоследствии умер в нищете, промотав огромное состояние, бабушка открыла тайну, пожалев его. Чаплицкий отыгрался, заплатил проигрыш и остался ещё в выигрыше.

Глава 2

К старой графине пришёл её внук Томский и попросил позволения представить ей и привезти на бал своего приятеля. Графиня согласилась. Когда она ушла за ширмы, её воспитанница Лизавета Ивановна спросила Томского, кого он хочет представить. Тот ответил, что Нарумова. Девушка спросила, не инженер ли он. Томский ответил, что Нарумов кавалерист и спросил, почему она думала, что инженер. Но девушка не ответила, а только засмеялась.

Когда Томский вышел, Лизавета Ивановна стала смотреть в окно. Вскоре на улице показался молодой человек, у девушки зарумянились щёки, и она наклонила голову над шитьём.

Лизавете Ивановне тяжело было жить у своенравной, капризной графини. Девушка с нетерпением ждала избавителя, но молодые люди не желали жениться на бедной.

Однажды (через 2 дня после вечера, который описан в начале повести) Лизавета Ивановна сидела за пяльцами, нечаянно взглянула в окно и увидела молодого военного инженера, неподвижно стоящего и смотрящего на неё. Через 5 минут она снова взглянула — он продолжал стоять. Затем она около 2 часов прилежно шила, а когда позвали обедать, нечаянно взглянув на улицу, снова увидела офицера.

Дня через 2 девушка увидела его стоящего у подъезда, когда она садилась с графиней в карету.

С того дня в известный час молодой человек всегда появлялся под окнами дома графини.

Отец Германна был обрусевший немец. Он оставил сыну маленький капитал. Молодой человек хотел упрочить свою независимость и не касался даже процентов с этих денег, а жил только своим жалованием.

История о трёх картах так подействовала на его воображение, что он не спал всю ночь. На следующий вечер Германн, бродя по улицам Петербурга, мечтал о том, что познакомится с графиней, и она откроет ему тайну трёх карт. Чтобы войти к ней в доверии нужно время, она может в любой день умереть, да и анекдот о трёх картах может быть выдумкой. Подумав об этом, Германн решил, что его 3 верные карты, которые увеличат его капитал — это «расчёт, умеренность и трудолюбие».

На одной из улиц он увидел, что перед красивым домом останавливаются кареты, из них выходят господа и дамы и идут в дом. Германн спросил у будочника, чей это дом, и тот ответил: «Графини ***».

Молодой человек стал ходить около дома и думать о чудесной способности его хозяйки. Ночью ему приснился сон о том, что он выиграл в карты груды золотых монет и кипы ассигнаций.

На следующий день он снова, бродя по городу, очутился перед домом графини. В одном из окон он увидел девушку, которая склонила голову над книгой или рукоделием. Она взглянула на Германна, и «эта минута решила его учесть».

Глава 3

Однажды Германн незаметно передал Лизавете Ивановне записку, когда она садилась в карету вместе с княгиней. Возвратившись домой, девушка прочла письмо. В нём было признание в любви, списанное из немецкого романа.

В ответном письме Лизавета Ивановна написала, что знакомиться таким образом оскорбительно. На следующий день, увидев Германна, Лизавета Ивановна бросила письмо в форточку, и тот поднял его.

Через 3 дня девушка из модной лавки принесла Лизавете Ивановне записку от Германна, в которой он требовал свидания. Девушка разорвала записку и сказала, чтобы девушка больше не носила ей записок.

Но Германн находил другие способы посылать ей каждый день письма. Со временем Лизавета Ивановна стала на них отвечать, и однажды назначила ему свидание в доме графини. В этом письме она объяснила, как сегодня в половине двенадцатого проникнуть в её комнату пока она вместе с графиней будет на балу.

В 10 часов вечера Германн был уже перед домом графини и увидел, как она со своей воспитанницей уехала на бал.

Ровно в половине двенадцатого молодой человек зашёл в дом и, не встретив там швейцара и слуг, прошёл в спальню графини, а затем в кабинет, дверь в который находилась в спальне.

Когда графиня вернулась с бала и отослала из спальни горничных, к ней вышел из кабинета Германн. Он попросил открыть ему тайну трёх карт. Графиня стала уверять, что это была шутка. Германн долго умолял её, но старуха не отвечала. Тогда он вынул пистолет. Графиня от ужаса упала, и Германн понял, что она умерла.

Глава 4

Приехав домой после бала, Лизавета Ивановна пришла в свою комнату. Дверь отворилась, и вошёл Германн. Он всё рассказал девушке, и она поняла, что он не любит её, а мечтает только о деньгах. Лизавета Ивановна рассказала Германну как выйти из дома.

Глава 5

Германн явился в монастырь на отпевание графини, так как верил, что она после смерти может ему навредить. Когда он подошёл к гробу, ему показалось, что покойница насмешливо на него взглянула.

Ночью ему было видение женщины в белом платье. Это была графиня, она сообщила ему 3 карты: тройка, семёрка, туз. Потом добавила, чтобы в сутки он больше одной карты не ставил и потом уже всю жизнь не играл в карты. Графиня сказала, что простит Германну её смерть, если он женится на Лизавете Ивановне.

Глава 6



Нарумов представил Германна Чекалинскому, у которого собиралась богатая молодёжь играть в карты.

В первый день Германн поставил тройку и выиграл 47 тысяч, на второй день поставил семёрку и выиграл 94 тысячи. На третий вечер Германн поставил туз и считал, что выиграл, но вместо туза оказалась пиковая дама. Молодой человек не мог понять, как он мог так ошибиться. Ему показалось, что пиковая дама усмехнулась, и он узнал в ней графиню. «Старуха!» — воскликнул он в ужасе.

Заключение

Сошедший с ума Германн находится в 17-м номере Обуховской больницы и весь день быстро бормочет: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Лизавета Ивановна сейчас замужем за сыном бывшего управителя, служившего у графини. У Лизаветы Ивановны есть воспитанница — бедная родственница.

Заключение к краткому пересказу

В повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» раскрыты темы:

  • судьба, рок;
  • фортуна;
  • власть денег, жажда обогащения.

Основная мысль (идея) повести «Пиковая дама»: страшная власть наживы, азарта может погубить личность и душу человека.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана с учётом:

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года;

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

— Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией  В.Я. Коровиной. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016;

-Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2017;

— образовательной программы МБОУ «ООШ № 15»;

— учебного плана на 2020-2021 учебный год;

— положения о рабочей программе ОУ;

— годового календарного графика на 2020-2021 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.

Тематическое планирование по литературе в авторской программе и учебному плану школы составляет 70 часов, 2 часа в неделю. По рабочей программе учителя – 70 часов.

Главными целями изучения предмета «Литературы» являются:

-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

— постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

— поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

— использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Планирование учебного материала

Введение

1 ЧАС

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

6 ЧАСОВ

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

2 ЧАСА

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

2 ЧАСА

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

27 ЧАСОВ

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

24 ЧАСА

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

1 ЧАС

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

6 ЧАСОВ

Итоговый урок

1 ЧАС

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС).

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ЧАСОВ).

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.Героический эпос: «Песнь о Ролланде»

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА).

«Повесть временных лет». Отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (2 ЧАСА).

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА (27 ЧАСОВ).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.  «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаило Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория   литературы.  Поиск в балладах эпитетов и сравнений и определение их смысловой роли. 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой,  родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.      «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (24 ЧАСА).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова  русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ ( 1 ЧАС).

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (6 ЧАСОВ).

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.   Краткий рассказ о поэте.

«Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом.

       Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Бредбери. Краткий рассказ о писателе.

«Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Развитие представлений о жанре фантастики.

 Детективная литература.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование основ экологической культуры на основе признания  ценности жизни во все ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

 1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;

3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при аналитике литературного произведения;

5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;

6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 « Б» классе  

№ урока

Дата

Тема урока

По плану

По факту

        Введение (1 час).        

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество  (6 часов).

2

Устное народное творчество. Предания.

3

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

4

Русские былины Киевского и Новгородского циклов (урок внеклассного чтения 1).

5

 «Калевала» — карело-финский мифологический эпос (урок внеклассного чтения 2).

6

« Песнь о Роланде» (фрагменты).

7

Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы (2 часа).

8

Русские летописи. «Повесть временных лет». (  отрывок « Из похвалы князю Ярославу к книгам» )

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Из русской литературы XVIII века (2 часа).

10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

11

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

Из русской литературы XIX века (27 часов).

12

А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок).

13

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

14

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

15

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

17

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

18

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

19

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

20

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

21

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

22

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

23

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (урок развития речи 1).

24

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

25

И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

26

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

27

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

28

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 3).

29

А.К. Толстой. «Василий Шибаев» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

30

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

31

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения 4).

32

Л.Н Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

33

Л.Н Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

34

Литературный ринг на тему: «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого»  (урок развития речи 2).

35

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

36

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

37

А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (урок внеклассного чтения 5).

38

«Край ты мой, родимый край!» (обзор). В.А. Жуковский. «Приход весны»; И.А. Бунин. «Родина»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…» (урок развития речи 3). 

Из русской литературы XX века (24 часа).

39

И.А. Бунин. «Цифры».

40

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6).

41

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни.

42

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

43

М. Горький «Старуха Изергиль»(«Легенда о Данко»).

44

Л.Н. Андреев. «Кусака».

45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

46

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

47

А.П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем

48

А.П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа

49

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» (урок внеклассного чтения 7).

50

Классное контрольное сочинение (урок развития речи 4).

51

Л.Б.Пастернак«Июль», «Никого не будет в доме…».

52

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…»,  «На дне моей жизни…».

53

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М.Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского и других поэтов. (урок внеклассного чтения 8).

54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

55

Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»).

56

Е.И.Носов. «Живое пламя», «Радуга»

57

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

58

Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы).

59

М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 9).

60

«Тихая моя родина». Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболотского и других поэтов

61

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский. «Доченька». И. Гофф. «Русское поле». Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…».

62

Письменная контрольная работа. Тестирование.

(урок развития речи 5)

Из литературы народов России (1 час).

63

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»(из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине», «Мой Дагестан», « В горах джигиты ссорились, бывало…»

Из зарубежной литературы (6 часов).

64

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения 10).

65

Дж.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!…»,  «Душа моя мрачна…».

66

Японские хокку (трёхстишия).

67

О. Генри. «Дары волхвов».

68

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы».

69

Детективная литература (урок внеклассного чтения 11).

Итоговый урок (1 час)

70

Итоговый урок .Игра-путешествие «По стране Литературии 7 класса»

Урок развития речи 6

Итого: 70 часов

 из них: — уроков внеклассного чтения: 11

— уроков развития речи: 6

Лист корректировки рабочей программы

№ пп

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы

п/п

Предмет

Класс

Учебник

Программа

Методическое

пособие

КОМ

8

Литература

7

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.– М.: Просвещение, 2013 г.

«Литература.

«Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной

5-9 классы»,

— М.: Просвещение, 2016г.

Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2017 г.

Н.В. Беляева

«Литература

Проверочные

работы 5-9: пособие для учителей общеобразоват. учреждений»,

— М.: Просвещение, 2010 г.,

  • Пересказать историю с кольцом от лица саши и мити из рассказа дубровский
  • Пересказать сказку от лица прекрасной княжны
  • Пересказать как пишется правильно слово
  • Пересказ чехова мальчики 4 класс краткий рассказ
  • Пересказ эпизодов людмила у черномора рассказ об истории финна и наины как руслан победил ч