Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 18 ноября 2021 г. программа школа россии л.н. толстой котнок давыдова евгения а.александровна,

Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 (18) ноября 2021 г.
Программа «Школа России»

Л.Н. Толстой «Котёнок»

Давыдова Евгения А.Александровна,
учитель ГБОУ школа № 275 

Цель:
 познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план для подробного пересказа произведения.
Задачи:
развивающая: развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли и чувства. Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей;
— воспитательная: воспитывать честность, добрые отношения к животным. 
Оборудование: Литературное чтение 2 класс,  учебник для образовательных учреждений  в 2х частях, ч. 1, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение 2020, портрет Толстого, иллюстрация к рассказу, компьютер, экран для показа слайдов, запись музыкальной физкультминутки. 
Формы, методы, приемы, технологии: фронтальная работа, работа с учебником, коллективная работа,  самостоятельная работа, словарная работа,  взаимопроверка, самооценка,  здоровьесберегающая технология. 
Планируемые результаты: 
Предметные:
Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план, пересказывать близко к тексту, учить анализировать текст.
Метапредметные:
Использовать речь для регуляции своего действия.
Ставить цель и формулировать проблемы.
Слушать собеседника.
Личностные:
Уважительное отношение к иному мнению.
Содержание урока.

  1.  

Проверка домашнего задания. 
— В каком разделе мы с вами сейчас работаем? (В разделе «Русские писатели»).
-С какими замечательными русскими писателями мы познакомились? ( С А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, Л. Н. Толстым).
-Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Правда всего дороже»)
-Кто автор данного произведения? 
-К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ).
-Как вы определили? (Рассказ — это небольшое литературное произведение, которое рассказывает о событии, которое произошло с героем).
— Давайте рассказ прочитаем по ролям. (Мальчик, отец, автор).
— За что отец поблагодарил мальчика? 
II. Знакомство с новым материалом.
1.Беседа.
— На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. 
-Отгадайте загадку и догадайтесь, кто будет главным героем рассказа Л. Н. Толстого
Ученик загадывает загадку классу:
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
(Котёнок)
-И так, слушайте…… (Чтение рассказа учителем.) 
-Понравилось ли вам произведение?
-Какой эпизод вы слушали с особым волнением? За кого переживали? 
Так как вы думаете, какая у нас с вами цель урока?
(Научиться читать выразительно, отвечать на вопросы к тексту, пересказывать текст).
-А чтобы пересказать текст и ничего не упустить, что надо сделать (Составить план).
Тогда цель нашего урока
 Учиться делить текст на части и составлять план, рассказывать по плану. 
-Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? (Рассказ, быль).
— Открываем учебники. Прежде чем мы начнем читать рассказ, посмотрите, какое слово выделено розовым цветом? О чем нам это говорит? (Надо узнать значение этого слова).
— В каком словаре мы найдем значение данного слова? (В толковом).
-Перед вами толковые словари. Найдите значение слова амбар.
— Как быстро найти это слово? (Смотрим на первую букву и ищем….)
— Кто выйдет к доске и покажет, как найти слово в словаре (у доски 2 учащихся, работают со словарем и проговаривают свои действия.).
— А как вы объясните… 
2. Словарная работа
— Какие еще слова встретились в тексте,  значение которых вы не знаете?
(если дети не назовут, то самой у них спросить:
— А как вы понимаете?) 
Амбар — строение для хранения зерна, муки;
Солома – стебли пшеницы, ржи;
Щавель —травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом (обратить внимание на ударение в данном слове, можно проверить по орфоэпическому словарю);
Подле– около.
Что было духу – очень быстро. 
Физминутка
Кошка встала, потянулась,
Лапки  вверх, назад прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь — вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад! 
3. Чтение рассказа детьми.
— Перед вами лежат конверты. Откройте их. Что вы увидели? (Картинки).
-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, а затем, работая в парах,   разложите картинки в той последовательности, в которой происходят события в рассказе. 
Чтение рассказа детьми. Работа с картинками. Проверка .
-Проверим, как вы справились с заданием.
Проверка, кратко по содержанию. 
Далее работа над содержанием текста. 
— Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Чему учит этот рассказ? 
4. Чтение рассказа детьми и деление на части.
-А сейчас вы читаете и делите текст на 6 частей, используя иллюстрации. Границы части отмечают карандашом. 
Чтение детьми первой части.
Составление плана
— Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации. 
— Определите главную мысль в первой части? 
Устно ее озаглавить.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно).
— Озаглавьте вторую часть. 
— В третьем абзаце найдите описание котёнка.
— Как будем читать? (ласково, с любовью). 
— Какой заголовок подойдёт для третьей части?
— Озаглавьте часть. 
— Прочитайте отрывок о том, что произошло с ребятами на прогулке. Как будете читать. (Тревожно).
-Озаглавьте. 
Следующая часть о том, как испугался котенок. Выразительность чтение.
— Озаглавьте. 
— Прочитайте последнюю часть.
Определите главную мысль.
Придумайте заголовок. 
— Теперь посмотрите в учебнике 4 задание.
Давайте восстановим план в том порядке, как происходят события. 
ПЛАН.

  1. Катя и Вася.
  2. Кошка пропала.
  3. Котята в амбаре.
  4. Собаки.
  5. Котенок испугался.
  6. Котенок спасен.  

5.  Пересказ.
-Можем ли мы пересказать рассказ по данному плану.
Пересказ детей по плану, по частям. 
Фронтальный опрос  
– Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
– Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? Подтвердите словами из текста (грустное, т. К.  кошка пропала, искали, не могли найти).
– А когда они нашли ее? Подтвердите (радостное, котята чудесные!)
– Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
– Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него? Прочитайте отрывок.
– Как вы думаете, что пережил Вася?
– А кто виноват, что котенок попал в беду?
– А как поступили бы вы?
– Чему учит рассказ? 
IV. Итог урока и д/з
— Какая цель стояла перед нами сегодня?
(Учиться делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану). 
— Достигли мы цели урока?
(Мы познакомились с новым рассказом, учились читать его выразительно, учились составлять план и пересказывать по плану.)
— А теперь посмотрите, у вас в конвертах лежат чистые карточки,  на этих карточках вы отметите: после урока я могу рассказать рассказ Л. Н. Толстого своему младшему брату.
Если вы сможете это сделать, то поставьте +,
Если пересказ вызывает затруднение, то !
— Покажите  карточки.
-Значит сегодня на уроке все хорошо поработали 
В ходе урока оценивается деятельность учащихся (чтение текста, пересказ) с привлечением  учащихся к оценочной деятельности (Какие ошибки допустил? Что можно посоветовать?), тем у кого получилось без ошибок, можно поставить 5. 
Д.З. пересказ рассказа «Котенок» Л. Н. Толстого от лица Васи.
— Как мы начнем наш рассказ. (У нас сестрой Катей была кошка…….)
На этом наш урок окончен.
 

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

Пересказ текста от лица васи в рассказе котенок

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

Проблема проявления любви к Родине (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 9.

Как проявляется любовь к Родине? Какое значение имеет для нас любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле? Именно эти вопросы возникают при чтении текста К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему проявления любви к Родине, автор ведёт повествование от первого лица. Повествователь рассказывает об одинокой пожилой женщине Агафье Семёновне Ветровой, которую все звали бабка Ганя. Однажды она попросила рассказчика написать бумагу в сельсовет, где просила в случае смерти оставить домишко единственному внуку. Через три дня бабка Ганя действительно умерла, а внук приехал только на десятый день после похорон. Для рассказчика рязанская земля была особенно милой, потому что на ней жили бабка Ганя, дед Пахом, варивший настой из шиповника для долголетия, вчерашний деревенский мальчик, внук бабки Гани, который мечтал о хрустальном рояле. Из этого следует, что понятие Родины тесно связано с понятием «народ». Родина – это прежде всего простые люди, живущие на земле.
Кроме того, рассказчик с любовью описывает рязанскую природу. Он два дня ловил рыбу на глубокой тихой реке Прорве, затем из окна наблюдал, как густо валил первый снег. Ему приятно было смотреть на красные, оставшиеся с осени гроздья рябины, которые пылали среди снежных лесов. Эта простая и скромная русская природа и рождает в сердце любовь к Родине.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что чувство патриотизма появляется не сразу, оно опирается на любовь к родной природе и простому народу.

Авторская позиция заключается в следующем: любовь к Родине проявляется через любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле.

Мне близка позиция автора. Действительно, скромные русские пейзажи, труженики села – всё это и является источником патриотизма.

В рассказе В. Шукшина «Дядя Ермолай» автор вспоминает своё детство, когда он с другом по поручению дяди Ермолая должен был караулить колхозное зерно. В грозовую ночь мальчики заблудились, а бригадиру сказали, что были на точке. Дядя Ермолай был возмущён нечестностью мальчиков. Спустя годы герой посетил могилу дяди Ермолая и думал о том, что этому простому честному труженику была открыта какая- то тайна, смысл жизни. Именно такие деревенские жители и представляют народ, составляют духовную основу нашей Родины, вызывая чувство любви к ней.

В заключение хочу подчеркнуть, что любовь к Родине рождается из чувства прекрасного, из восхищения родной природой и людьми, тесно связанными с природой и землёй, на которой они трудятся.


Текст


(1)Бабка Ганя была одинокая. (2)Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. (3)Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы. (4)Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (5)Бабка Ганя боялась к ним прикасаться.

(6)Кроме стеклянных игрушек, в избе у бабки Гани жил старый, беззубый рыжий пёс Жек. (7)Весь день он лежал под печкой и так сильно вздыхал, что с пола подымалась пыль.

(8)Однажды она попросила меня написать бумагу в сельский совет. (9)Диктовала сама.

— (Ю)Пиши, сердечный, сказала она. — «(11)Я, Агафья Семёновна Ветрова, жительница села Окоёмова, сообщаю сельскому совету, что в случае моей смерти домишко мой оставляю внуку Василию Ветрову, стекольному мастеру, а бесценные стеклянные вещи, сделанные для забавы, прошу забрать в школу для ребят. (12)Пусть видят, какие чудеса может человек совершить, ежели у него золотые руки. (13)Внук мой — такой мастер, что только землю и небо не сделает, а всё прочее может отлить из стекла красоты замечательной. (14)А потому сообщаю, что внук мой придумал сделать из тяжёлого стекла некоторую вещь —^называется она по-городскому рояль, а у нас в селе её сроду не видывали. (15)Поэтому прошу: помогите ему, чем можете.

(16) А собаку Жека пусть заберёт аптекарь Иван Егорыч: он к зверям ласковый.

(17) Остаюсь при сём, вдова Агафья Ветрова».

(18) Когда мы писали эту бумагу, Жек сидел у стола и вздыхал — чувствовал, должно быть, что решается его судьба.

(19) На следующее утро я со своим приятелем уехал на лодке на Прорву — глубокую тихую реку. (20)На берегах Прорвы мы провели два дня, ловили рыбу.

(21)На третий день из зарослей шиповника вышел дед Пахом. (22)Мы сели к костру пить чай. (23)3а чаем дед завёл трудный разговор о витаминах.

— (24)Одышка у меня, — сказал дед. — (25)Аптекарь советует тмины потреблять.

(26)Настой ‘из шиповника. (27)От него, говорит, происходит долголетняя жизнь.

(28)Сварю настой, буду сам пить и бабке Гане снесу: она у нас сплоховала.

(29) Мы тут же свернули палатку, собрались и вернулись в деревню.

(30) На крыльце Ганиной избы нас встретил Жек, и мы поняли, что что-то случилось.

— (31)Вечный спокой, — сказал дед и стащил с головы рваный картуз. —

(32)Не поспел я тмины ей приготовить. (ЗЗ)Душевная, хоть и строгая была старуха, бессребреница.

(34)Внук бабки Гани, Вася, приехал только на десятый день, когда Ганю уже схоронили. (35)Вася приходил каждый день к нам. (36)Это был тихий человек, похожий на мальчика, но с серыми строгими глазами, такими же, как у бабки Гани
(37)Говорил он мало, больше слушал и улыбался.

(38)Я долго не решался расспросить его о стеклянном рояле. (39)3аветная его мечта казалась неосуществимой.

(40)Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали берёзовые дрова, я наконец спросил его об этом рояле.

— (41)У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал.

(42)На то он и мастер!

(43)Вася помолчал.

— (44)Разное есть стекло, — сказал он. ^ (45)Есть грубое, бутылочное и оконное. (46)А есть тонкое, свинцовое стекло. (47)По-нашему оно называется флинтглас, а по-вашему — хрусталь. (48)У него блеск и звон очень чистые. (49)Он играет радугой, как алмаз. (50)Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

— (51)Прозрачный? — спросил я.

— (52)О6 этом-то и разговор, — ответил Вася. — (53)Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нём сложное. (54)Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

— (55)Почему?

(56)А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (57)Это и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (58)Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (59)Только вторые клавиши сделаю из чёрного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (60)Светиться должен и звенеть. (61)У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(62)Вася уехал в начале зимы. (63)Дни стояли пасмурные, мягкие. (64)В сумерки мы выходили в сад. (65)На снег падали последние листья. (66)Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, г- сверкающий, поющий так чисто, как поёт вода, позванивая по первому льду.

(67)Он даже снился мне иногда, этот рояль. (68)Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжёлые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, чёрное платье молодой певицы и её опущенную руку. (69)Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля.

(70) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах.

(71) Всё гуще падал снег, засыпал могилу бабки Гани. (72)И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей нашей жизнью.

(73)И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (74)3емля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов.(По К. Г. Паустовскому)

  • Пересказ сказки умный работник
  • Пересказ сказки тимур и его команда краткий
  • Пересказ сказки серая шейка
  • Пересказ сказки спящая царевна и семь богатырей
  • Пересказ сказки по щучьему велению 1 класс