Пересказ сказки зимовье 2 класс

Краткие содержанияразные авторызимовье зверейоднажды повстречал баран быка и пригласил его вместе идти. затем, повстречали огромную свинью. она не знала, чем
  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Зимовье зверей

Однажды повстречал баран быка и пригласил его вместе идти. Затем, повстречали огромную свинью. Она не знала, чем заняться. Предложили идти с ними. Стало их трое. По дороге прихватили гуся и увидели петушка. И предложили пятым идти. Вместе веселее и спокойнее.

Задумались о том, что скоро похолодает. Бык и предложил отстроить избу.

Баран отказался. У него тёплая шерстяная шуба.

А свинья ответила, что не плохо перезимует, если выкопает в почве лунку и ляжет.

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь тоже отказался. Он своими крыльями укроется.

И петух не согласился с быком.

Бедный бык один всё лето выстраивал дом. Пришли зимние холода.

Первым пришёл баран. И с помощью угрозы сломать тёплую избу попал к барану жить.

Бедной свинье тоже не сладко, вся шкура от холода продрогла. И пришла с угрозами к барану. И петуху с гусем не сладко, тоже пришли просить. Угрожая выщипать из избы, защищающий от холода мох, тоже попали внутрь.

Отогретый петух запел громко, что услышала хитрая лисица. И пошла на помощь голодного волка и медведя, уговаривать. Волку – бычатины, медведю – баранины, а ей – курятины.

Как только проникли они в дом, так все разом накинулись на них. Кто копытом, кто клювом, кто рогами и давай их колотить! Еле ноги унесли!

И стали наши герои жить, да добра наживать!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Жили старик со старухой, которые держали большое хозяйство. У них были баран, бык, свинья, гусь и петух. И вот, однажды, решил старик петуха зарезать. Когда об это узнал петух, то убежал в лес. Тогда старик надумал зарезать свинью, но и она в лес убежала. Когда баран узнал, что теперь старик его хочет зарезать, то также скрылся в лесу, захватив с собой гуся. Остался у старика только бык, но и он сбежал в лес от страшной доли.

И вот стали звери стали жить дружно все вместе, только в лесу. Когда лето подошло к концу, бык забеспокоился – нужно строить домик на зиму. Позвал он барана на помощь, но тот отказался – у него шерсть теплая, и никакие морозы ему не страшны. Свинья также отказала в помощи – как станет холодно, она закопается в землю да листву. Позвал тогда бык гуся, но тот надеялся на свои крылья, а петух, и в вовсе, собирался пересидеть зиму под елкой.

Делать нечего, построил сам бык избу, затопил печь и горя не знает. Когда наступили лютые морозы, не выдержали звери, стали к нему проситься в теплый домик. Бык был добрым, и всех пустил.

Однажды волк и медведь узнали, что в лесу появилась теплая избушка, и решили ее отобрать. Первым зашел в нее волк, и тут звери дружно на него напали, и все бока намяли. Испугался волк, и бросился наутек. Он обо всем рассказал медведю, и больше они никогда даже близко к той избе не подходили. А звери жили в ней, и горя не знали.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки являются фольклорным творчеством и могут очень точно отражать народную мудрость.

К сюжету этого произведения подходят следующие выражения:

  1. Дружному стаду и волк не страшен.
  2. Если мы едины, мы непобедимы.
  3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  4. Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь.

Пословицы также могут быть использованы как главная мысль произведения.

Отзыв

Друзья не стали дожидаться смерти, и скрылись от старика в лесу. Самым умным и практичным среди них оказался бык, который построил теплую избу. Вместе друзьям удалось даже испугать даже медведя и волка, и обеспечить себе спокойную жизнь в лесу.

Рисунок-иллюстрация к сказке Зимовье зверей.

Главная мысль

В произведении использован аллегорический прием. На примере животных раскрываются некоторые человеческие качества.

Бык является воплощением надежности, благородства, остальные звери показаны легкомысленными, ленивыми и безответственными (Баран, Свинья, Гусь, Петух), а волк и медведь — грубые и коварные в этом случае.

Рассказ учит действовать сообща и быть дружными, смелыми, решительными. Только так можно справиться с нападками врагов. Друзья, не дожидаясь смерти, нашли в лесу убежище. Самым дальновидным и практичным оказался бык, решившийся на строительство избы. Совместные действия испугали хищников.

Детальный анализ сказки «Зимовье зверей» дает понять, как нужно поступать в жизни не только аллегорическим животным. Подобные ситуации могут возникать и среди людей. Поучительный сюжет учит ценить такие качества, как дружба и взаимопомощь, умение собраться при решении сложных вопросов, с которыми сложно справиться в одиночку. Еще в произведении есть предостережение, что нельзя лениться и совершать необдуманные поступки.

Тема дружбы поднимается во многих русских пословицах: «Когда мы едины, мы непобедимы» — в этом смысл сказки. Краткое содержание «Зимовья зверей» для читательского дневника можно записать несколькими ключевыми фразами:

  1. Домашние животные жили в хозяйстве у старика со старухой.
  2. Звери узнают о решении хозяина их зарезать и убегают в лес.
  3. Бык решился на строительство избы, но ленивые звери не захотели помочь товарищу по несчастью.
  4. Инициатор стройки соорудил себе домик в абсолютном одиночестве.
  5. Друзья попросились к быку на зимовку, и он всех простил.
  6. Незваные гости явились.
  7. Волк и медведь уходят несолоно хлебавши.

Сплоченный и дружный коллектив может дать отпор врагам и победить в схватке с грозным и сильным соперником. Важно не количество и сила хотя и от этого тоже что-то зависит, но храбрость, смекалка, стремление к единой цели, взаимовыручка.

Над моралью, которая кроется в пересказе о животных, полезно подумать не только взрослым и юным читателям.

Знаете ли вы, что

  • Мультфильм ярко иллюстрирует русскую народную сказку.
  • Он создан командой белорусской киностудии «Беларусьфильм».
  • Картина не является рисованной, как кажется при начале просмотра, а создана с помощью покадрового монтажа.
  • Премьерный показ киноленты состоялся весной 1999 года в Белоруссии.
  • Режиссёром и сценаристом сказки был белорусский художник-мультипликатор Александр Ленкин.
  • Над музыкой для мультфильма работал композитор Игорь Сацевич.
  • Герои мультипликационного фильма говорят голосами известных советских и белорусских актёров: Геннадия Овсянникова, Александра Ленкина, Ольги Сизовой, Александра Беспалого, Анатолия Терпицкого, Владимира Грицевского, Владимира Сичкаря, Александра Кашперова и Игоря Забары.
  • Звукооператором стал известный российский и белорусский звукорежиссёр кино Сергей Адольфович Чупров.
  • Мультфильм имеет одноимённый аналог, созданный по мотивам русской народной сказки студией «Союзмультфильм» в 1981 году под руководством Наталии Головановой.
  • Песню на стихотворение для мультика написал И. Климович.
  • Произведение принимало участие в фестивале российских аниматоров «Таруса» в 2001 году.

Больше фактов (+8)

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Когда мы едины, мы непобедимы.
  • Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.
  • Дружному стаду волк не страшен.

В предчувствии зимы шел по лесу бык искать теплый угол. Попался ему баран навстречу. Рассказал бык, куда он идет и захотел баран присоединиться. Так и пошли они вместе, пока не встретили свинью. И она захотела пойти с ними. Потом увидели гуся, а затем и петуха. Они тоже присоединились к компании.

Думали друзья, как зиму холодную встретить. Баран сказал, что у него теплая шуба и он может перезимовать и так. Свинья обещала зарыться в землю, гусь собрался забиться вглубь дерева и одно крыло подстелить, а другим укрыться. А петух решил поступить так же, как и гусь.

Пришлось быку самому строить себе избушку. Морозы крепчали, и вскоре баран попросился в дом. Хозяин напомнил, что у того теплая шуба, но баран пригрозил выбить бревно из стенки. Пришлось пустить. Потом пришла свинья, которая обещала подрыть и своротить избу. Гусь грозил выщипать мох, а петух сгрести землю с потолка.

Так все у быка и поселились.

Хорошо жилось всем вместе! Петух даже от радости начал песенки петь. Шла мимо лиса и услышала голос петушиный. Побежала она тогда к волку с медведем, дескать, нашла добычу для каждого.

Обрадовались звери и решили съесть обитателей избушки.

Решили в дверь первым медведя пустить как самого сильного. Только подошел он ко входу, как бык припер его рогами, баран с разбегу ударил в бок, свинья стала шерсть щипать, а гусь – глаза. А петух сидел на жердочке и кричал, чтоб подавали ему мишку поближе.

Едва вырвался медведь, догнал волка и стал жаловаться, как в избе его баба ухватом прижала к стене, а потом прибежавший народ принялся бить да щипать. А самый страшный сидел вверху и кричал, чтоб подали ближе.

Так и получается, что можно напугать даже медведя, когда действуешь не сам.

Зимовье зверей — русская народная сказка

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран. — Куда, баран, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — говорит баран. — Пойдем со мною! Вот пошли они вместе, попадается им навстречу свинья. — Куда, свинья, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает свинья. — Иди с нами. Пошли втроем дальше, навстречу им гусь. — Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык. — От зимы лета ищу, — отвечает гусь. — Ну, иди за нами! Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух. — Куда, петух, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает петух. — Иди за нами! Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя: — Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает: — Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем. Баран говорит: — У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую. Свинья говорит: — А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Гусь говорит: — А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую. Петух говорит: — А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую! Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать. — Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить. Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка: — Пусти, брат, погреться. — Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! — А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее. Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку: — Пусти, брат, погреться. — Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь. — А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу. Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух: — Пусти, брат, к себе погреться. — Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете! — А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет. — Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет. Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха. Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать. Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: — Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха. — Хорошо, кумушка! — говорит медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку. — Иди ты вперед! А волк кричит: — Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед! Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит: — Подайте сюда, подайте сюда! Волк с лисой услыхали крик да бежать! Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает: — Ну, что было мне!.. Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: “Подайте сюда, подайте сюда!” Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Божественная комедия Данте
    Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Данте, который в 35 лет, по воле судьбе, оказался в страшном лесу в 1300 году. Там он встречает дух популярного поэта Древнего Рима Вергилия
  • Краткое содержание Куприн Изумруд
    Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Литературное чтение

2 класс

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».

Цель:

— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

— формировать читательские умения:

— сравнивать сказки, различать жанры сказок,

— различать реальное и волшебное в сказках;

 — сравнивать героев сказки;

 — развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

  — воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

 Оборудование:

— презентация к уроку;

— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова,  Л.А.Виноградская,  В.Г. Горецкий.

Ход урока.

1.     Организационный момент. (слайд 1)

2.     Сообщение темы и целей урока.

— Какую тему мы изучаем на уроках литературного  чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

      3.Актуализация знаний.

Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

       4.Проверка д/з.

1) Пересказ сказки.

— Сказку какого народа вы читали дома?

— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

— Какой изображена лисичка в сказке?

— А в русских народных сказках какой у лисы характер?

— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

         2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и  смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

( работа в группах).

         5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

              Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль —  слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Загадки:

Отгадывание загадок: (слайд 5).

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Вместо хвостика-крючок,

Вместо носа пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

А ночью бродит,

На охоту ходит. (Кот)

Кукарекает с утра

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

.

Ребята, а легко ли  животным  зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

 Животные из нашей сказки  тоже готовились к зиме и строили  зимовье.

— Что это значит – строить зимовье?

         6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

         7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

         8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

¨  Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.

¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.

¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.

¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).

¨ Подполье – подвал, помещение под полом.

¨ Пустились наутёк – быстро убежали.

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

Поможем им.

¨ И мы станем брёвна носить;          идут медленным шагом положив.ладони на плечо

¨ Столбы тесать                                скользящие движения ладонями

¨   и щепу драть;                               стукают кулачками друг о друга

¨ Глину месить,                                 месят глину

¨  кирпичи делать                                      

¨  и печку класть;                              кладут кирпичики друг на друга

¨ Мох таскать,                                   наклоны , таскают мох

¨ стены конопатить                           затыкают щели

¨  и крышу крыть.                             делают руками крышу над головой

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд  9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча  зверей).

— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

— Кто прежде всех спохватился? А затем?

Озаглавливание.

2 слайд. – Какой  момент изображен?( Звери строят зимовье).

— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

— Что рассмешило?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

         11. Итог урока.

Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

— А волк? (немножечко смешной).

— О каких качествах характера  можно подобрать пословицы к этой сказке?

          12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку  товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

         13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.

  • Пересказ сказки дубровский по главам
  • Пересказ сказки васюткино озеро
  • Пересказ русской народной сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Пересказ сказки белая уточка от лица княжны
  • Пересказ сказки аладдин и волшебная лампа