- Краткие содержания
- Разные авторы
- Зимовье зверей
Однажды повстречал баран быка и пригласил его вместе идти. Затем, повстречали огромную свинью. Она не знала, чем заняться. Предложили идти с ними. Стало их трое. По дороге прихватили гуся и увидели петушка. И предложили пятым идти. Вместе веселее и спокойнее.
Задумались о том, что скоро похолодает. Бык и предложил отстроить избу.
Баран отказался. У него тёплая шерстяная шуба.
А свинья ответила, что не плохо перезимует, если выкопает в почве лунку и ляжет.
— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Гусь тоже отказался. Он своими крыльями укроется.
И петух не согласился с быком.
Бедный бык один всё лето выстраивал дом. Пришли зимние холода.
Первым пришёл баран. И с помощью угрозы сломать тёплую избу попал к барану жить.
Бедной свинье тоже не сладко, вся шкура от холода продрогла. И пришла с угрозами к барану. И петуху с гусем не сладко, тоже пришли просить. Угрожая выщипать из избы, защищающий от холода мох, тоже попали внутрь.
Отогретый петух запел громко, что услышала хитрая лисица. И пошла на помощь голодного волка и медведя, уговаривать. Волку – бычатины, медведю – баранины, а ей – курятины.
Как только проникли они в дом, так все разом накинулись на них. Кто копытом, кто клювом, кто рогами и давай их колотить! Еле ноги унесли!
И стали наши герои жить, да добра наживать!
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сюжет
Жили старик со старухой, которые держали большое хозяйство. У них были баран, бык, свинья, гусь и петух. И вот, однажды, решил старик петуха зарезать. Когда об это узнал петух, то убежал в лес. Тогда старик надумал зарезать свинью, но и она в лес убежала. Когда баран узнал, что теперь старик его хочет зарезать, то также скрылся в лесу, захватив с собой гуся. Остался у старика только бык, но и он сбежал в лес от страшной доли.
И вот стали звери стали жить дружно все вместе, только в лесу. Когда лето подошло к концу, бык забеспокоился – нужно строить домик на зиму. Позвал он барана на помощь, но тот отказался – у него шерсть теплая, и никакие морозы ему не страшны. Свинья также отказала в помощи – как станет холодно, она закопается в землю да листву. Позвал тогда бык гуся, но тот надеялся на свои крылья, а петух, и в вовсе, собирался пересидеть зиму под елкой.
Делать нечего, построил сам бык избу, затопил печь и горя не знает. Когда наступили лютые морозы, не выдержали звери, стали к нему проситься в теплый домик. Бык был добрым, и всех пустил.
Однажды волк и медведь узнали, что в лесу появилась теплая избушка, и решили ее отобрать. Первым зашел в нее волк, и тут звери дружно на него напали, и все бока намяли. Испугался волк, и бросился наутек. Он обо всем рассказал медведю, и больше они никогда даже близко к той избе не подходили. А звери жили в ней, и горя не знали.
Пословицы к произведению
Пословицы и поговорки являются фольклорным творчеством и могут очень точно отражать народную мудрость.
К сюжету этого произведения подходят следующие выражения:
- Дружному стаду и волк не страшен.
- Если мы едины, мы непобедимы.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь.
Пословицы также могут быть использованы как главная мысль произведения.
Отзыв
Друзья не стали дожидаться смерти, и скрылись от старика в лесу. Самым умным и практичным среди них оказался бык, который построил теплую избу. Вместе друзьям удалось даже испугать даже медведя и волка, и обеспечить себе спокойную жизнь в лесу.
Рисунок-иллюстрация к сказке Зимовье зверей.
Главная мысль
В произведении использован аллегорический прием. На примере животных раскрываются некоторые человеческие качества.
Бык является воплощением надежности, благородства, остальные звери показаны легкомысленными, ленивыми и безответственными (Баран, Свинья, Гусь, Петух), а волк и медведь — грубые и коварные в этом случае.
Рассказ учит действовать сообща и быть дружными, смелыми, решительными. Только так можно справиться с нападками врагов. Друзья, не дожидаясь смерти, нашли в лесу убежище. Самым дальновидным и практичным оказался бык, решившийся на строительство избы. Совместные действия испугали хищников.
Детальный анализ сказки «Зимовье зверей» дает понять, как нужно поступать в жизни не только аллегорическим животным. Подобные ситуации могут возникать и среди людей. Поучительный сюжет учит ценить такие качества, как дружба и взаимопомощь, умение собраться при решении сложных вопросов, с которыми сложно справиться в одиночку. Еще в произведении есть предостережение, что нельзя лениться и совершать необдуманные поступки.
Тема дружбы поднимается во многих русских пословицах: «Когда мы едины, мы непобедимы» — в этом смысл сказки. Краткое содержание «Зимовья зверей» для читательского дневника можно записать несколькими ключевыми фразами:
- Домашние животные жили в хозяйстве у старика со старухой.
- Звери узнают о решении хозяина их зарезать и убегают в лес.
- Бык решился на строительство избы, но ленивые звери не захотели помочь товарищу по несчастью.
- Инициатор стройки соорудил себе домик в абсолютном одиночестве.
- Друзья попросились к быку на зимовку, и он всех простил.
- Незваные гости явились.
- Волк и медведь уходят несолоно хлебавши.
Сплоченный и дружный коллектив может дать отпор врагам и победить в схватке с грозным и сильным соперником. Важно не количество и сила хотя и от этого тоже что-то зависит, но храбрость, смекалка, стремление к единой цели, взаимовыручка.
Над моралью, которая кроется в пересказе о животных, полезно подумать не только взрослым и юным читателям.
Знаете ли вы, что
- Мультфильм ярко иллюстрирует русскую народную сказку.
- Он создан командой белорусской киностудии «Беларусьфильм».
- Картина не является рисованной, как кажется при начале просмотра, а создана с помощью покадрового монтажа.
- Премьерный показ киноленты состоялся весной 1999 года в Белоруссии.
- Режиссёром и сценаристом сказки был белорусский художник-мультипликатор Александр Ленкин.
- Над музыкой для мультфильма работал композитор Игорь Сацевич.
- Герои мультипликационного фильма говорят голосами известных советских и белорусских актёров: Геннадия Овсянникова, Александра Ленкина, Ольги Сизовой, Александра Беспалого, Анатолия Терпицкого, Владимира Грицевского, Владимира Сичкаря, Александра Кашперова и Игоря Забары.
- Звукооператором стал известный российский и белорусский звукорежиссёр кино Сергей Адольфович Чупров.
- Мультфильм имеет одноимённый аналог, созданный по мотивам русской народной сказки студией «Союзмультфильм» в 1981 году под руководством Наталии Головановой.
- Песню на стихотворение для мультика написал И. Климович.
- Произведение принимало участие в фестивале российских аниматоров «Таруса» в 2001 году.
Больше фактов (+8)
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Когда мы едины, мы непобедимы.
- Объединишься – победишь, разъединишься – побежишь.
- Дружному стаду волк не страшен.
В предчувствии зимы шел по лесу бык искать теплый угол. Попался ему баран навстречу. Рассказал бык, куда он идет и захотел баран присоединиться. Так и пошли они вместе, пока не встретили свинью. И она захотела пойти с ними. Потом увидели гуся, а затем и петуха. Они тоже присоединились к компании.
Думали друзья, как зиму холодную встретить. Баран сказал, что у него теплая шуба и он может перезимовать и так. Свинья обещала зарыться в землю, гусь собрался забиться вглубь дерева и одно крыло подстелить, а другим укрыться. А петух решил поступить так же, как и гусь.
Пришлось быку самому строить себе избушку. Морозы крепчали, и вскоре баран попросился в дом. Хозяин напомнил, что у того теплая шуба, но баран пригрозил выбить бревно из стенки. Пришлось пустить. Потом пришла свинья, которая обещала подрыть и своротить избу. Гусь грозил выщипать мох, а петух сгрести землю с потолка.
Так все у быка и поселились.
Хорошо жилось всем вместе! Петух даже от радости начал песенки петь. Шла мимо лиса и услышала голос петушиный. Побежала она тогда к волку с медведем, дескать, нашла добычу для каждого.
Обрадовались звери и решили съесть обитателей избушки.
Решили в дверь первым медведя пустить как самого сильного. Только подошел он ко входу, как бык припер его рогами, баран с разбегу ударил в бок, свинья стала шерсть щипать, а гусь – глаза. А петух сидел на жердочке и кричал, чтоб подавали ему мишку поближе.
Едва вырвался медведь, догнал волка и стал жаловаться, как в избе его баба ухватом прижала к стене, а потом прибежавший народ принялся бить да щипать. А самый страшный сидел вверху и кричал, чтоб подали ближе.
Так и получается, что можно напугать даже медведя, когда действуешь не сам.
Зимовье зверей — русская народная сказка
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран. — Куда, баран, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — говорит баран. — Пойдем со мною! Вот пошли они вместе, попадается им навстречу свинья. — Куда, свинья, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает свинья. — Иди с нами. Пошли втроем дальше, навстречу им гусь. — Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык. — От зимы лета ищу, — отвечает гусь. — Ну, иди за нами! Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух. — Куда, петух, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает петух. — Иди за нами! Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя: — Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает: — Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем. Баран говорит: — У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую. Свинья говорит: — А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую. Гусь говорит: — А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую. Петух говорит: — А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую! Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать. — Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить. Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка: — Пусти, брат, погреться. — Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! — А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее. Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку: — Пусти, брат, погреться. — Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь. — А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу. Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух: — Пусти, брат, к себе погреться. — Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете! — А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет. — Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет. Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха. Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать. Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: — Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха. — Хорошо, кумушка! — говорит медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку. — Иди ты вперед! А волк кричит: — Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед! Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит: — Подайте сюда, подайте сюда! Волк с лисой услыхали крик да бежать! Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает: — Ну, что было мне!.. Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: “Подайте сюда, подайте сюда!” Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Божественная комедия Данте
Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Данте, который в 35 лет, по воле судьбе, оказался в страшном лесу в 1300 году. Там он встречает дух популярного поэта Древнего Рима Вергилия - Краткое содержание Куприн Изумруд
Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литературное чтение
2 класс
Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна
Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».
Цель:
— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;
— формировать читательские умения:
— сравнивать сказки, различать жанры сказок,
— различать реальное и волшебное в сказках;
— сравнивать героев сказки;
— развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;
— воспитывать любовь и доброе отношение к животным.
Оборудование:
— презентация к уроку;
— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.
Ход урока.
1. Организационный момент. (слайд 1)
2. Сообщение темы и целей урока.
— Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?
Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.
3.Актуализация знаний.
—Что такое сказки?
-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).
-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?
4.Проверка д/з.
1) Пересказ сказки.
— Сказку какого народа вы читали дома?
— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?
-Кто является главным персонажем этой сказки?
— Какой изображена лисичка в сказке?
— А в русских народных сказках какой у лисы характер?
— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?
Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).
2.Работа с пословицами. (слайд 3).
О хитрости и смекалке лисички народ придумал немало пословиц.
Давайте почитаем их.
— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.
( работа в группах).
5. Подготовка к восприятию литературного произведения.
Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.
(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль — слайд 4).
Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.
Загадки:
Отгадывание загадок: (слайд 5).
Не пожалеет за коров
Он ни копыт и ни рогов,
Пасется мирно на лугу,
Но подойти не даст врагу. (Бык)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Вместо хвостика-крючок,
Вместо носа пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
Весь мохнатенький, сам усатенький,
Днём спит и сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)
Кукарекает с утра
Хватит спать, вставать пора.
Шпоры, красный гребешок,
Что за птица? (Петушок)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
-О ком мы отгадывали загадки?
-На какие 2 группы можно разделить этих животных?
-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)
.
Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)
Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье.
— Что это значит – строить зимовье?
6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)
Сказку читает учитель.
7.Проверка первичного восприятия.
-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?
-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?
-Как звери трудились?
-Как они жили в зимовье?
-Что вас рассмешило в этой сказке?
8.Словарная работа. (слайд 7 )
Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.
¨ Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.
¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.
¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).
¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.
¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.
¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).
¨ Подполье – подвал, помещение под полом.
¨ Пустились наутёк – быстро убежали.
9. Физкульт минутка.(слайд 8 )
Ребята, а легко ли было животным построить жилище?
Поможем им.
¨ И мы станем брёвна носить; идут медленным шагом положив.ладони на плечо
¨ Столбы тесать скользящие движения ладонями
¨ и щепу драть; стукают кулачками друг о друга
¨ Глину месить, месят глину
¨ кирпичи делать
¨ и печку класть; кладут кирпичики друг на друга
¨ Мох таскать, наклоны , таскают мох
¨ стены конопатить затыкают щели
¨ и крышу крыть. делают руками крышу над головой
10. Подготовка к пересказу.
Деление сказки на части. Составление плана. (слайд 9)
1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча зверей).
— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).
-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?
— Кто прежде всех спохватился? А затем?
Озаглавливание.
2 слайд. – Какой момент изображен?( Звери строят зимовье).
— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).
Чтение 2 части. Озаглавливание.
— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)
3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).
Чтение 3 части. Озаглавливание.
4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?
— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?
— Что рассмешило?
Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.
11. Итог урока.
— Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)
— А волк? (немножечко смешной).
— О каких качествах характера можно подобрать пословицы к этой сказке?
12. Рефлексия.
Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.
Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.
13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).
Пересказ сказки + пословицы.